Пи эйч ди рекламное агентство. Доктор философии

Doctor of Science ) также считается равной Ph.D.

Квалификационной работой соискателя степени является докторская диссертация (англ. Ph.D. thesis ).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Несмотря на название, в настоящее время степень не имеет никакого практического отношения к философии (только историческое) и присуждается почти во всех научных областях, например: доктор философии по литературе или доктор философии по физике .

    Такое положение связано с традициями, восходящими к временам средневековых университетов, стандартная структура которых обычно предполагала наличие факультетов философии, юриспруденции, теологии и медицины. Поэтому помимо степени доктора философии существуют и ограниченный ряд других докторских степеней того же ранга; врачам присуждается степень доктор медицины , юристам - доктор права , богословам - доктор богословия , а всем остальным - доктор философии.

    Положение в разных странах

    В прошлом и в настоящее время в странах бывшего СССР по умолчанию степень доктора философии (полученная в странах, где она не является высшей) приравнивается к степени кандидата наук [ ] . Однако автоматического приравнивания степеней не происходит, для получения прав кандидата наук в России, на Украине и в других странах СНГ обладатель степени Ph.D., полученной за границей, должен пройти процедуру нострификации уполномоченными органами в соответствующей стране .

    Одновременно в ряде западных и постсоветских стран послевузовское образование в той же мере, что и в Российской Федерации, характеризуется двумя ступенями, требующими от каждой защиты отдельной диссертации. Например, в Бразилии , Канаде , Казахстане первая послевузовская ступень - это титул мастера (магистра) наук (Master of Science, M.Sc.), тогда как вторая ступень - это звание доктора философии (Ph.D.). В этом случае, докторская степень, которая получается со статусом доктора философии , не аналогична степени доктора наук в Российской Федерации, хотя и является второй степенью послевузовского образования . Учёная степень доктора наук в Российской Федерации предполагает решение крупной научной проблемы или приоритетные исследования в новом научном направлении и соблюдения установленных в Российской Федерации требований .

    Франция

    Во Франции учёной степени доктора философии нет. Аналогом этой степени является степень доктора соответствующей специальности (фр. Docteur ). В частности, эта степень официально приравнивается к российской степени кандидата наук.

    Германия

    В Германии учёной степени доктора философии нет. Аналогом этой степени является степень доктора соответствующей специальности (нем. Doktor ). В частности, эта степень официально приравнивается к российской степени кандидата наук .

    Украина

    8 апреля 2014 г. Верховная Рада Украины приняла новую редакцию закона о высшем образовании. Главная цель нового закона - интеграция в европейскую образовательную и научную среду и введение на Украине европейских образовательных норм. Закон упраздняет учёную степень кандидата наук, зато вводит следующие ступени высшего образования: младший бакалавр, бакалавр, магистр, доктор философии (PhD), доктор наук (Dr.hab.). При этом в законе отмечается, что степень доктора философии, как и ранее учёная степень кандидата наук, присуждается специализированным высшим советом учебного заведения или научного учреждения в случае успешного выполнения соответствующей программы аспирантуры (адъюнктуры) и публичной защиты диссертации. Также и для получения степени доктора наук (Dr.hab.) необходима публичная защита диссертации.

    Белоруссия

    По итогам публичной защиты диссертации решением Высшей аттестационной комиссии Белоруссии соискателю учёной степени может быть присуждена как степень кандидата наук, подтверждаемая национальным дипломом, так и степень доктора философии (PhD), также подтверждаемая национальным дипломом. Эта норма относится к иностранным гражданам, однако национальный диплом PhD может быть выдан и гражданам Белоруссии, имеющим потребность в этом и учёную степень кандидата наук в дополнение к уже имеющемуся кандидатскому диплому. Данная норма Положения о присуждении учёных степеней и присвоении учёных званий в Белоруссии фактически признаёт полную эквивалентность учёных степеней кандидата наук и доктора философии (PhD), а также уполномочивает ВАК Белоруссии выдавать соискателям ученых степеней дипломы государственного образца кандидата наук и доктора философии.

    Россия

    Казахстан

    Ученая степень PhD в Казахстане была введена в 2005 году, в последующее время степени доктора и кандидата наук были упразднены.

    Другие докторские степени

    Кроме степени доктора философии, которая вручается людям, занимающимся научными исследованиями, есть ещё множество докторских учёных и профессиональных степеней, например:

    • Доктор искусств (англ. Doctor of Arts ) - обычно присваивается как свидетельство глубоких знаний в определённой научной области, но не исследовательской деятельности.
    • Доктор медицины (MD) (M.D. , от лат. Medicinae Doctor ) - степень, присваиваемая специалистам в области медицины, врачам. Данная степень является магистерской [ ] .
    • Доктор педагогики (англ. Doctor of Education ) - присваивается специалистам в области педагогики.
    • Доктор богословия (англ. Theology Doctor, ThD ) - присваивается специалистам в области богословия.
    • Доктор естественных наук (лат. Dr. rer. nat. ) - присваивается по предметам химия, биология, фармация, биохимия, математика, физика и смежным областям.
    • Доктор социальных наук (англ. Doctor of Social Science ) - присваивается специалистам в области социальной работы [ ] , социальных знаний, социальной науки.
    • Доктор юриспруденции
    • Доктор свободных искусств
    • Доктор бизнес-администрирования (доктор делового администрирования)

    См. также

    Примечания

    1. Structure of the U. S. Education System: Research Doctorate Degrees (неопр.) . U. S. Department of Education . Дата обращения 21 февраля 2008. Архивировано 5 августа 2012 года.
    2. Доктор философии // Новая иллюстрированная энциклопедия. - М. : Большая Российская энциклопедия , 2002. - Т. 6. Да - Жа. - С. 148. - 256 с. - ISBN 5-85270-198-X .
    3. Совместное заявление о взаимном академическом признании периодов обучения в высших учебных заведениях, документов о высшем образовании, российских ученых степенях и германских академических квалификациях (неопр.) . НИЦ АПМ Минобрнауки РФ (18 февраля 1999). Дата обращения 14 сентября 2018.
    Ph.D. Thesis )

    Кроме степени доктора философии, которая вручается людям, занимающимся научными исследованиями, есть ещё три докторские учёные степени:

    • Доктор искусств (англ. Doctor of Arts ) - обычно присваивается как свидетельство глубоких знаний в определённой научной области, но не исследовательской деятельности.
    • Доктор педагогики (англ. Doctor of Education ) - присваивается специалистам в области педагогики.
    • Доктор социальной работы (англ. Doctor of Social Science ) - присваивается специалистам в области социальной работы, социальных знаний, социальной науки.

    История

    Впервые появилась в 12-13 веках в Великобритании , Италии и Франции .

    Несмотря на название, в настоящее время степень не имеет никакого практического отношения к философии (только историческое) и присуждается почти во всех научных областях, например: доктор философии по литературе или доктор философии по физике .

    Такое положение связано с традициями, восходящими к временам средневековых университетов, стандартная структура которых обычно предполагала наличие факультетов философии, юриспруденции, теологии и медицины. Поэтому помимо степени доктора философии существуют и ограниченный ряд других докторских степеней того же ранга; врачам присуждается степень доктор медицины , юристам - доктор права , богословам - доктор богословия , а всем остальным - доктор философии .

    Положение в разных странах

    Одновременно в ряде западных стран послевузовское образование в той же мере, что и в Российской Федерации, характеризуется двумя ступенями, требующими каждая защиты отдельной диссертации. Например, в Бразилии , Канаде первая послевузовская ступень - это титул мастера (магистра) наук (Master of Science, M.Sc.), тогда как вторая ступень - это звание доктора философии (Ph.D.). В этом случае, та докторская степень, которая получается со статусом доктора философии , не аналогична степени доктора наук в Российской Федерации, хотя и является второй степенью послевузовского образования . Ученая степень доктора наук в Российской Федерации предполагает решение крупной научной проблемы или приоритетные исследования в новом научном направлении и соблюдения установленных в Российской Федерации требований .

    Франция

    Во Франции учёной степени доктора философии нет. Аналогом этой степени является степень доктора соответствующей специальности (фр. Docteur

    Германия

    В Германии учёной степени доктора философии нет. Аналогом этой степени является степень доктора соответствующей специальности (нем. Doktor ). В частности, эта степень официально приравнивается к российской степени кандидата наук.

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Власов А. В., Филиппов Ю. М. Россия и Казахстан: реформа высшей школы (продолжение) //АПН-Казахстан, 12.01.2006 г.
    • С. Колеников Академические степени (США) // Abroad.ru
    • А. Миндагулов О западной концепции доктора философии (Ph.D) // Известия-Казахстан, 10.11.2006 г.
    • Mapьянoвич А. T. Ученые степени и звания в странах Запада // Элитариум: Центр дистанционного образования, 27.09.2010 г.
    • Ю. Морозов Выше ли западный PhD чем кандидат наук в России/СССР? или Как флопник (flopnik) победил спутник // Социодинамика, 15.03.2007 г.
    • Paйзбepг Б. A. Ученые степени и звания: кто есть кто // Элитариум: Центр дистанционного образования, 17.02.2006 г.
    • Е. Солодовникова Кем лучше быть: доктором наук или phd? // Медиа-группа «Объектив», 06.06.2007 г,
    • М. Яковлев Нужна ли аспирантура? //журнал «Работа и зарплата», 30.01.2006
    • Е. Г. Будет ли у нас своя степень PhD? // «Санкт-Петербургский университет» . - 2010. - № 6 (3813).

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Доктор философии" в других словарях:

      - (лат. Philosophiæ Doctor, Ph.D., PhD, обычно произносится как пи эйч ди) учёная степень, присуждаемая во многих странах Запада. Квалификационной работой соискателя степени является докторская диссертация (англ. Ph.D. Thesis) Несмотря на название … Википедия

      Высшая ученая степень, присуждаемая с 12 13 вв. в Великобритании, Италии и других странах, как правило, после защиты магистром соответствующей диссертации по гуманитарным и социальным наукам … Большой Энциклопедический словарь

      - «ДОКТОР ФИЛОСОФИИ», СССР, ЦТ, 1976, цв., 84 мин. Телеспектакль. По пьесе Бранислава Нушича. В ролях: Владимир Этуш (см. ЭТУШ Владимир Абрамович), Иван Дыховичный (см. ДЫХОВИЧНЫЙ Иван Владимирович), Лия Ахеджакова (см. АХЕДЖАКОВА Лия Меджидовна),… … Энциклопедия кино

      доктор философии - — Тематики электросвязь, основные понятия EN doctor of philosophyPМСЭ T H. D … Справочник технического переводчика

      Высшая учёная степень, присуждаемая с XII XIII вв. в Великобритании, Италии и других странах, как правило, после защиты магистром соответствующей диссертации по гуманитарным и социальным наукам. * * * ДОКТОР ФИЛОСОФИИ ДОКТОР ФИЛОСОФИИ, высшая… … Энциклопедический словарь

    Лет сто назад пропуском в образованное общество и социальной лицензией на «чистую», нефизическую работу служило среднее образование. Высшее же было своего рода знаком отличия. В эпоху всеобщего и обязательного среднего образования эта шкала сдвинулась на ступеньку вверх: диплом стал для образованного человека необходимым минимумом, а роль знака избранности автоматически досталась ученой степени. Однако процедура ее получения по-прежнему включает в себя не только публичное представление самостоятельного исследования, но и ряд публикаций по теме в профессиональной прессе. На что у сановных соискателей нет ни времени, ни желания, ни необходимых умений.

    Ответом на этот запрос стала настоящая индустрия заказных диссертаций: на запрос «диссертация на заказ» Yandex выдает 7 млн ссылок. И как всякой индустрии, ей пришлось искать компромисс между потребительскими свойствами продукта и технологичностью его производства. Сегодня многие удивляются: ну зачем же было так халтурить и подставлять клиентов, давая ссылки на несуществующие публикации? Неужели нельзя было честно разместить в тех же вестниках провинциальных университетов пару-тройку наукообразных статей? Можно, конечно, но, во-первых, их надо было еще состряпать, то есть затратить время и какой-никакой труд. И главное: в подобных изданиях публикации могут ждать выхода годами. А заказчику диссертация обычно нужна срочно.

    Теми же соображениями продиктован и выбор изданий — таких, чтобы имелись не в каждой библиотеке и были не слишком популярны, но при этом входили в список ВАК. Ну и, наконец, при строгом соблюдении формы научной работы «продукт» должен быть лишен не только какой-либо научной новизны, но и вообще содержательных высказываний. Чтобы никто из реальных ученых случайно не заинтересовался и не пошел по ссылкам.

    И в самом деле, кабы не скандал, кто бы стал читать пассажи типа: «Студенческая среда представляет собой огромный потенциал творческой интеллектуальной энергии, где наиболее заметно проявляется креативность, энергичность, социальная активность молодых людей»? Не удивительно, что некоторые такие «вершины научной мысли» не только кочуют из одного ритуального текста в другой, но порой повторяются по два-три раза в одном и том же опусе.

    Эта особенность «продукта» может показаться смягчающим обстоятельством. Мол, конечно, заказные диссертации - это неэтично, это нарушает честную конкуренцию кадров и т. д. и т. п., но собственно науке они как будто бы и не вредят - именно потому, что их никто не читает. Да и их обладатели в науке, скорее всего, работать не будут. Это вам не Джеймс Вайкери, навсегда поселивший в массовом сознании миф об «эффекте 25-го кадра». Не «повелитель данных» Дидерик Стапель, исправно находивший «фактические подтверждения» для психологических гипотез, соответствующих социальнополитической конъюнктуре.

    Но с таким же успехом фальшивомонетчик может сказать, что напечатанные им красивые бумажки совершенно безвредны. Обилие липовых кандидатов и докторов неизбежно ведет к дискредитации самих российских научных степеней. Уже сейчас некоторые российские ученые, работающие на Западе, говорят, что к приставке PhD («доктор философии», что традиционно соответствует нашей степени кандидата) перед их именем конторы всё чаще добавляют примечание (Russian). Дескать, кто его знает, этого русского, пи-эйч-ди он или не пи-эйч-ди...

    В самом деле, тяга к ученым степеням присуща не только российскому начальству. И я не берусь оценить, сколько заказных диссертаций производится в Европе или США. Но некоторая разница заметна даже без специальных исследований: в Европе министр, в диссертации которого нашли плагиат, тут же лишается и степени, и должности, и перспектив дальнейшей карьеры.

    У нас же человек может быть назначен министром уже после того, как его публично уличили в плагиате и научной безграмотности, - как, например, ныне действующий министр культуры РФ Владимир Мединский.

    Дружилов С.А . Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. 2010. № 6. С. 51–58.

    Аннотация . Приступая к введению многоуровневого образования в России, важно понимать, что она собой представляет и как построена в странах, для которых является традиционной.

    Ключевые слова. Бакалавр, магистр, доктор, специализация, реформа образования, цели образования, уровень компетентности.

    В России вступил в силу закон о введении двухуровневой системы высшего образования: степень бакалавра будет соответствовать первому уровню высшего образования, а магистра – второму. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию.

    Составители закона предполагают, что первый уровень (бакалавриат) за 4 года подготовит студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). Подготовка на первом уровне будет проходить по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет осуществляться в магистратуре. Численность магистратуры будет определяться из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. В магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно-исследовательскую деятельность. Поступить на бюджетное место в магистратуру сможет только бакалавр. Обучение в магистратуре будет считаться вторым высшим образованием, а оно в России по закону только платное. Традиционные специалисты (выпускники специалитета ) будут подготавливаться лишь для нужд безопасности страны и только соответствующими вузами.

    Можно выделить внутренние и внешние причины перехода России на двухуровневую систему. Внутренние факторы свидетельствуют, с одной стороны, о росте востребованности населением высшего образования, с другой – о низкой эффективности использования подготавливаемых до настоящего времени в вузах дипломированных специалистов. Высокую востребованность проиллюстрируют приводимые ниже статистические показатели. По сравнению с 1991 г. число студентов вузов России выросло более чем в 2,7 раза, достигнув 7,3 млн. чел. , 15% из них обучается сейчас в негосударственных вузах. Растет и число вузов. Так, если в 1993/94 учебном году в РФ насчитывалось 626 вузов, из них 548 государственных и муниципальных, то в 2005/06 учебном году их уже 1068, из них 655 государственных и муниципальных. Количество студентов на 10 тыс. чел. населения также растет: со 176 в 1993/94 учебном году до 480 или даже до 495 в 2005/06 г. (Для сравнения – число высших учебных заведений в США превышает 4 тыс. В них около 2 млн. преподавателей обучают более 15 млн. студентов. По прогнозам, в 2010 г. выпуск магистров в США составит 477 тыс. чел., а докторов философии – 49100 чел. ).

    В целом в России за 10 лет число студентов на 10 тыс. человек населения возросло в 2,8 раза, причем больший прирост дают негосударственные вузы (15,2 раза, а в государственных – в 2,45 раза). Увеличение количества студентов составляет ежегодно 7–15%. И уже близок максимум, когда чуть ли не все выпускники школ становятся студентами.

    В то же время количество средних профессиональных учебных заведений и студентов в них выросло незначительно (с 2,2 млн. чел. в 1991/92 учебном году до 2,5 млн. чел. в 2005/06 учебном году) после некоторого снижения в середине 90-х гг. Число учреждений начального профессионального образования и прием в них студентов стабильно падает (с 1,2 млн. чел. в 1991 г. до 0,7 млн. чел. в 2006 г.). Статистические показатели свидетельствуют, что число людей, занятых в экономике и имеющих высшее образование за последние 10 лет выросло в 2,8 раза . При этом эффективность использования специалистов является чрезвычайно низкой. Две трети нынешних выпускников либо работают не по специальности, либо вынуждены переучиваться по месту работы; с другой стороны, в самом примитивном секторе малого и среднего бизнеса – в розничной торговле – заняты 10 млн. человек, и половина имеет высшее образование . По сути, люди получившие диплом о высшем профессиональном образовании и квалификацию специалиста, занимают трудовые посты, не требующие такового образования и квалификации. В то же время отмечается, что «перспективные работодатели в современных условиях более не нуждаются во всех случаях в выпускниках университетов, обладающих фундаментальным знанием. …Требуется другое: способность динамично перенастраиваться на другие программы, владение некими базовыми умениями, обладание общим уровнем культуры, не переходящим в сверхобразованность» .

    Внешним фактором, стимулирующим переход к двухуровневой системе, стало вступление страны в Болонский процесс. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к совместимости систем высшего образования в странах Европы. Россия, присоединившись к Болонской декларации в 2003 г., обязалась до 2010 г. воплотить ее основные принципы.

    Приступая к введению новой для нас многоуровневой системы высшего образования, важно понимать, что же она представляет и как построена в странах, для которых эта система является традиционной . Для россиян непривычны новые наименования выпускников вузов, поэтому разберемся в их происхождении и современном использовании.

    Бакалавр – это первая академическая степень, или квалификация, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения. Термин «академическая степень» используется в данном случае для обозначения приверженности к установленным традициям (академизму), свойственным европейской системе образования.

    Заслуживают внимания две версии, объясняющие происхождение обозначения указанного уровня квалификации. Согласно первой версии, слово бакалавр имеет Европейское происхождение и связано с латинским словом baccalarius , первоначальное значение которого – подвассал, т.е. подчиненное, зависимое лицо, зависимое не только от сеньора, но и от его вассала. По второй версии, которую выдвинул академик РАН И.М. Стеблин-Каменский, происхождение слова бакалавр имеет арабские корни и изначально связано с образовательным процессом. Согласно этой версии первые университеты возникли в мусульманских странах, а затем по их подобию стали возникать университеты на юге Европы – в Италии, Испании, и преподавание там велось по арабским образцам. Учитель «наговаривал» свою науку ученикам, а они подробно записывали. Затем учитель тщательно проверял, что они усвоили, – и в конце манускрипта ставил свою подпись (по-арабски): бахакк-ур-авийа, что означало «по праву передачи». Если все было записано правильно, то ученик получал право передавать эту науку дальше. Таким образом, бакалавр – это тот, кто, получив соответствующий диплом, получал право обучать другого . Магистр (от лат. magister – наставник, учитель) – вторая (высшая) академическая степень, начальная учёная степень, приобретаемая студентом после окончания магистратуры .

    Евросоюз, проводя образовательную реформу в духе Болонского процесса, стремится найти максимальное число «точек соприкосновения» с образованием США, ориентируясь при этом на обеспечение своей конкурентоспособности в сфере высшего образования. Американская система высшего образования представляет собой трехступенчатое формирование. Первая ступень завершается получением степени бакалавра, вторая – магистра (мастера), и третья – докторской степени (PhD произносится как «пи-эйч-ди» ).

    В США не существует четкого определения понятия «высшее учебное заведение». В принципе любые учебные заведения, осуществляющие дальнейшую подготовку после окончания средней школы, так называемые «послесредние учебные заведения» (postsecondary school), могут с равной степенью вероятности называться «колледжем», «школой», «институтом» или «университетом». Хотя термины «колледж» и «университет» не идентичны, они часто взаимозаменяемы и в США, и в Европе. Обычно колледжи предлагают четырехгодичную программу обучения, позволяющую получить степень бакалавра. В университетах после получения степени бакалавра можно продолжить учебу по программе магистра и доктора.

    Колледжи могут существовать независимо, предлагая исключительно программы первой ступени высшего образования, или являться частью университета. В США, как и в большинстве Европейских стран не существует понятия среднего специального образования. Фактически всё послешкольное образование считается высшим – «третичным» (tertiary) в противоположность среднему (secon-dary ). Например, образование, которое получает в медицинском колледже медсестра, обычно считается высшим.

    Обучение на степень бакалавра является базовым высшим образованием и осуществляется в колледже. Как правило, оно длится четыре года, или 8–12 семестров, в зависимости от количества кредитов (обязательных курсов), необходимых для получения степени бакалавра. Степень бакалавра является также необходимым условием для продолжения обучения на следующем послестепенном (Postgraduate) уровне образования по программе магистра и доктора . Однако для большинства студентов обучение заканчивается с получением ими степени бакалавра. Лишь порядка 15–20 % студентов продолжают свое обучение в магистратуре, и только 5– 7 % из них идут в аспирантуру, по окончании которой им присваивается степень PhD .

    Основная идея обучения на степень бакалавра в том, чтобы дать студенту тот минимум знаний, который понадобится ему для успешной работы по выбранному направлению. Технически это выглядит таким образом, что студент должен набрать необходимое для получения степени бакалавра количество кредитов , или, говоря другими словами, прослушать определенное количество конкретных курсов, выполнить все необходимые в их рамках лабораторные и письменные работы и сдать соответствующие тесты. Разработанные по каждой специальности списки обязательных курсов позволяют студенту планировать свой процесс обучения. Как правило, студенту предлагаются на выбор несколько курсов. И он может выбирать в соответствии со своими интересами, своим расписанием или графиком работы, а часто и ориентируясь на преподавателя, читающего тот или иной курс.

    Колледж призван в определенной степени преодолеть ограниченность школьного образования и дать азы общекультурной, общегуманитарной подготовки, которые не смогла дать школа. Поэтому в первые два года обучения в колледже студент, как правило, проходит общеобразовательные курсы по английскому языку, истории, философии, литературе, иностранному языку и др. Они являются обязательными и входят в перечень курсов, необходимых для получения степени бакалавра по всем специальностям.

    Поступая в колледж, абитуриент вправе вначале не уточнять специальность, которой он надеется овладеть. Достаточно лишь определиться с направлением или отраслью науки, в которой он намерен специализироваться, как-то: гуманитарные дисциплины, инженерные науки, математика и физика, педагогика и т.д. Как правило, достаточно определить лишь факультет, при этом тематика и диапазон факультетов в США, а также перечень предлагаемых ими специальностей весьма широки. Только на третьем году своего обучения студент избирает специальность (в некоторых случаях можно получить и вторую специальность).

    Особенностью американского обучения на степень бакалавра состоит в том, что абсолютное большинство учебных дисциплин преподается в форме обзорных лекций. Понятия «академическая группа» не существует, т.к. каждый учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Обычно каждому студенту перед лекцией выдается ее конспект, что освобождает студента от ведения конспекта в нашем понимании. Студенты слушают лектора и делают пометки в розданном им тексте.

    В Великобритании существует несколько типов степени бакалавра, название которых зависит от специализации. Четыре основных степени – это бакалавр в области искусств BA (Bachelor of Arts), бакалавр в области наук BSC (Bachelor of Science), бакалавр в инженерной области BENG (Bachelor of Engineering), бакалавр в юридической области LLB (Bachelor of Law). Степень бакалавра присуждается после 3–4 лет учебы по специализированным программам на дневном отделении университета или колледжа (если для получения степени требуется еще и производственная практика, то общий срок обучения больше).

    Аспирантский уровень образования в США и Великобритании начинается после получения степени бакалавра и ведет к получению степени магистра и доктора . В отличие от степени бакалавра степень магистра ориентируется на специализированную деятельность (управление бизнесом, техника, педагогика, юриспруденция и др.). Лица, уже имеющие степень бакалавра, должны пройти обучение еще в течение 1–2 лет, изучить определенное количество курсов, в основном в рамках своей специализации, написать и защитить «тезисы» – аналитический доклад или отчет соискателя магистерской степени о его научной работе по избранной теме. В некоторых университетах требуется знание иностранного языка.

    В Англии имеются две группы учебных программ, позволяющих получить степень магистра (Master Degree): 1) программы, ориентированные на исследовательскую деятельность; 2) программы, ориентированные на повышение профессионального уровня по одной из специализаций. Учебные магистерские программы организованы следующим образом. После 8–9 месяцев лекций и семинаров сдаются экзамены, а затем студенты в течение 3–4 месяцев делают дипломный проект. По результатам экзаменов и защиты дипломной работы присваивается степень магистра. Обладателя степени магистра-исследователя называют еще магистром философии M. Phil (Master of Philosophy). Чтобы получить эту степень, нужно в течение 2-х лет вести под руководством старшего профессорско-преподавательского состава самостоятельную научно-исследовательскую работу. После присвоения степени магистра, студенты, как правило, не заканчивают на этом образование, а продолжают свою исследовательскую работу с целью получения степени доктора .

    Высшим этапом подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение в аспирантуре в течение 3-х лет по программе доктора . Такие программы ориентированны на четко специализированное обучение и самостоятельное научное исследование. В аспирантуру принимаются лица, имеющие, как правило, степень магистра, хотя в отдельных университетах достаточным является степень бакалавра.

    В США, в отличие от России, а также ряда европейских стран, имеется только одна ученая степень, именуемая докторской и обозначаемая латинским термином Philosophia Doctore (Ph.D). Доктор философии – учёная степень, присуждаемая во многих странах Запада, в частности, в английской и немецкой системах высшего образования. Степень не имеет никакого практического отношения к философии (только историческое ) и присуждается почти во всех научных областях, например: доктор философии по литературе или доктор философии по физике. Эта степень по существу является эквивалентом нашей степени кандидата наук и присваивается по окончании аспирантуры и представлении диссертации.

    Процедура защиты докторской диссертации принципиально отличается от той, которая принята в России. Она скорее напоминает нашу защиту диплома и происходит перед комиссией, состоящей из четырех человек: научного руководителя аспиранта и трех других профессоров той кафедры, по профилю которой выполнена работа. Никаких внешних отзывов на работу не требуется. Однако результаты, полученные в диссертации, как правило, должны уже быть опубликованы в научных статьях и апробированы в выступлениях на научных конференциях.

    Не вызывает сомнений, что реформа образования вносит существенные перемены в образ жизни огромного количества людей. Это означает, что через некоторое время наше общество будет состоять из других людей: не просто потому, что происходит естественная смена поколений, но принципиально других, образованных иначе , имеющих иной образ профессиональной деятельности и мира в целом. Меняя систему образования, мы меняем и характер общества. Закладывая в реформу некий идеальный образ системы образования и образ-цель результата на ее выходе (в виде компетентностей выпускника), мы, – сознавая это или нет, – закладываем в нее определенный образ будущего общества .

    С точки зрения социологии, образованию присущи в обществе, по меньшей мере, три функции. Образование обеспечивает: а) социализацию, т.е. передачу новым поколениям норм и ценностей общества; б) подготовку к профессиональной деятельности; в) социальную мобильность членам общества (своеобразный «социальный лифт»).

    Направление реформирования образования нам задано – вхождение в единое образовательное пространство. При этом Европа в качестве образца декларирует систему образования США. С другой стороны, Европа имеет свои сложившиеся университетские традиции.

    Цель образования в континентальной Европе понимается традиционно иначе, чем в англосаксонской культуре. Коротко это можно выразить следующим образом: европейцы делают ставку на специалистов -экспертов и их специальные знания (особенно в Германии, Швеции и др.), а англосаксы делают ставку на свободно развивающейся личности , стремящейся к счастью и успеху. Таким образом, если выделить доминирующие акценты, то получаем следующую картину. В рамках «европейской» модели образования самое важное – подготовить специалистов, а для этого привлечь заинтересованных студентов и в процессе обучения отобрать из них самых «перспективных», желательно умеющих учиться самостоятельно и очень интенсивно. Остальные – могут уходить не доучившись (с большими или меньшими потерями для карьеры и личности). В рамках «англосаксонской» (характерной для США) образовательной модели самое важное – формирование всесторонне подготовленной личности, а если в результате обучения получится ещё и специалист – тоже неплохо.

    Какова цель реформирования российского образования, к чему мы движемся – к американской или к европейской модели выпускника? Известно, что цель – это идеальный образ будущего результата. Цель определяется объективными потребностями, а вот мотивы деятельности в направлении цели, как и выбор средств может быть совершенно разными.

    Функции социализации , выполняемым вузовским образованием, принадлежит весьма значимая роль. Для молодого человека период обучения в вузе – это период наведение «мостиков» между ним и обществом, приобретения новых знакомств, выработка навыков коммуникаций на различном уровне, установка контактов, которые будут полезны в будущем. Отмечается возрастание удельного веса этой функции образования в обществе.

    Вторая функция образования – подготовка к профессиональной деятельности . Вот здесь-то произошли существенные изменения. Если прежде наука опиралась на просветительскую картину мира и рассматривалась, в основном, как абсолютная и безбрежная ценность, то отныне возобладало понятие «полезного знания», т.е. знания, ограниченного в принципе, сфокусированного на конкретике и нацеленного на результат, приносящий немедленную экономическую выгоду. Это приводит к «перенастройке » основных параметров и всей системы образования .

    Третья функция образования – «социальный лифт », позволяющийся выпускникам вузов подниматься из своей социальной страты на более высокие этажи. Возможности этой функции все более ограничиваются в связи с концентрацией «элитарных» вузов в столичных городах. Переход к двухуровневой системе высшего образования приведет к тому, что большинству вузов («провинциальных») позволено будет выпускать только бакалавров.

    Новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, самоорганизующих начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах. В докладе ЮНЕСКО, представленном 11 лет назад, говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки, зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова… социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» . Работодатели оценивают качество образования выпускников по уровню их компетентности.

    С другой стороны, реально существует и проблема превышения необходимого уровня компетентности . Исследователи отмечают, что «многие американские фирмы отказывают в приеме на работу выпускникам российских вузов потому, что их компетентность превышает требуемый уровень на данную вакансию» . Считается, что превышение необходимого уровня компетентности уменьшает возможность самореализации личности, следствием чего является снижение удовлетворенности трудом и возрастание социального пессимизма работника.

    Обобщая, можно сказать, что «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Понимаемый в таком плане компетентностный подход в вузовском образовании безусловно полезен. Настораживают возможные «подводные камни» на пути его конкретной реализации. Здесь реальными являются две следующие крайние позиции:

    1) подмена фундаментальности знаний их утилитарным применением. Тогда выпускник вуза будет иметь не столько систему профессиональных знаний, сколько набор «компетенций» – умений и навыков. Система образования сама подводит студента к ситуации: «Зачем понимать , если можно просто уметь ?» Иначе говоря, традиционная задача образования – «почему » подменяется на задачу образования – «как ». Будем учить высшую математику по справочнику И.Н. Бронштейна, заучивая набор стандартных формул, а обучаться профессии – заучивая набор стандартных профессиональных приёмов;

    2) подмена профессионального обучения общекультурным и « околопрофессиональным» образованием. Повышать культурный уровень студентов, выявлять и оптимально развить их личные способности, навыки адаптации в социуме. Конечно, это само по себе неплохо, но кому-то и работать надо – а тенденции усложнения техники, ориентации на инновационные технологии, требующие профессионализма от выпускников вузов, – никто не отменял.

    Вводимая в России многоуровневая система высшего образования коренным образом отличается от сложившейся ранее. Уже признается, что массовый и срочный переход к ней грозит серьезной опасностью . Многое придется менять, а что-то – ломать кардинально и строить заново. При этом существует потенциальная опасность потерять то ценное, что было достигнуто за предыдущую историю отечественного высшего образования, в том числе сложившийся контингент высококвалифицированных преподавателей вузов. Известно, что при введенspan style=»font-size: 14.0pt; mso-font-kerning: 12.0pt;»ии бакалавриата в Германии многие преподаватели выехали для работы в университеты и колледжи США. А чем займутся сокращаемые преподаватели специальных дисциплин отечественных вузов? И эта опасность является вполне реальной в связи с отменой специалитета как уровня подготовки профессионалов в техническом университете . Непродуманный переход к новой системе приведет к снижению конкурентоспособных выпускников вуза, поскольку отечественному работодателю не понятно, с каким уровнем подготовки придет бакалавр. Но самое главное – сокращение срока обучения на 20% не может дать прибавки качества и эффективности подготовки выпускникам вузов. Бездумная реализация принятого закона путем переноса европейский и американских прототипов образования на российскую почву может иметь разрушительные (но отсроченные, которые проявятся через 10–15 лет) последствия для будущего страны. Но следует иметь в виду, что конкретная реализация предстоящих реформаций во многом зависит от определения каждым вузом своей стратегии и своего места в системе подготовки квалифицированных кадров для города и региона.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Клячко Т.Л. Модернизация российской системы высшего профессионального образования: Автореф. дис.…докт. экономич. наук. М., 2007.

    2. Очкина А.В. Концепция изменилась? По следам реформаторов от образования // Левая политика. 2007. № 1.

    3. Система образования в США : справка. Высшие учебные заведения Великобритании: справка // Отечественные записки. 2002. № 1.

    4. Образование в Российской Федерации : Статистический ежегодник. М., 2007.

    5. Лесков С. Европе – бакалавров, родине – специалистов // Официальный сайт «Известия науки»: http ://ww w.inauka.ru/education/article78574.html, публикация 26.10.07 г.

    6. Покровский Н. Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 4.

    7. Филиппов А. Утопия образования // Отечественные записки. 2002. №1 .

    8. Доклад международной комиссии по образованию ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». М., 1997.

    9. Шаталова Н.И. Деформации трудового поведения работника // Социологические исследования. 2000. № 7.

    10. Макаров А.Н . Парадоксы взаимодействия рынка образования и рынка труда // Педагогика. 2008. № 2.

    11. Дружилов С А. Проблемы и тенденции подготовки профессионалов в техническом университете // Современное профессиональное образование: философский анализ теории и практики: Сб. ст. / Под ред. Н.В. Наливайко. Новосибирск, 2008. Сер. тр., прил. к журн. «Философия образования». Т. XXVIII. С.94–102.

    Помимо степени доктора философии , в западных странах существуют и другие докторские степени того же ранга. Это связано с историческими традициями: в средневековых университетах существовали факультеты философии, юриспруденции, теологии и медицины, поэтому врачам присуждается степень доктор медицины, юристам – доктор права, богословам – доктор богословия, а всем остальным – доктор философии.

    Российские ученые степени
    В России принята двухступенчатая система аттестации с присуждением ученых степеней: кандидат наук и доктор наук по номенклатуре
    специальностей научных работников, утвержденной в приложении № 1 к приказу Министерства промышленности, науки и технологий Российской
    Федерации от 31.01.2001 № 47. Кандидат наук - ученая степень, присуждаемая в Российской Федерации (СССР) с 1934 г. лицам, имеющим высшее образование, сдавшим кандидатский минимум и защитившим кандидатскую диссертацию. Доктор наук - ученая степень, которая впервые стала присуждаться Болонским университетом в Италии в 1130 г. Спустя ровно сто лет эту степень начал присуждать Парижский университет. В университетах России ученая степень доктора наук впервые была введена в 1819 году. После 1917 г. произошел 17-летний перерыв и только с 1934 г. ученую степень доктора наук стали присуждать кандидатам наук бывшего СССР, которые на основе самостоятельной научно-исследовательской работы, содержащей теоретические обобщения и решение научных проблем, представляющих значительный вклад в науку и практику, публично защитили докторскую диссертацию.
    Несмотря на всю основательность подготовки российских кандидатов и докторов наук, российские ученые степени не сопоставимы с учеными
    степенями, существующими в международной системе образования. В большинстве стран они не признаются, что влечет за собой необходимость переаттестации, если кандидат или доктор наук планирует работать за рубежом.
    По инициативе Совета Европы и ЮНЕСКО в Европейском регионе была создана международная программа по развитию единого информационного пространства - «Мост между Востоком и Западом» (Bridge between East and West). Для ее реализации, по инициативе Короля Бельгии Альберта II в соответствии с королевским декретом №7/CDLF/14.352/S от 19 сентября 1999 г. учреждена Европейская Академия Информатизации (AEI, Belgium) под руководством академика Эдуарда Владимировича Евреинова, который впервые предложил концепцию образования для подготовки высококвалифицированных специалистов, получившую название «Глобальная Система Образования» (ГСО).
    ГСО была задумана как система, содействующая созданию единого эталона при сравнении различных образовательных систем, действующих в разных странах мира. Европейская Академия Информатизации (AEI, Бельгия), совместно с Ассоциацией Высших Аттестационных Комиссий и Высших Аттестационных Комитетов (International Association of High Attestation Commissions and Committees - IAHACC) ведет большую научно-исследовательскую и методическую работу по разработке и внедрению международных стандартов в области высшего и последипломного образования. Наличие единого международного эталона в области образования значительно упрощает процедуру признания и установления эквивалентности дипломов и ученых степеней в мировом научном сообществе, поскольку, в этом случае, отпадает необходимость устанавливать эквивалентность дипломов одной страны с дипломами всех других стран.
    В рамках Глобальной Системы Образования по инициативе Международного Центра Информатизации (CII , Belgium), Европейской Академии Информатизации (AEI, Belgium) и Всемирного Информационно-Распределенного Университета (WIDU), учрежден Всемирный Университет Развития Науки, Образования и Общества - WUDSES (государственная аккредитация в Бельгии: «Moniteur Belge» от 05.05.2002, запись No.8421, стр.4676), который предлагает программы подготовки высших научных кадров в Европейском регионе и странах СНГ в форме дистанционного, заочного обучения и экстерната.
    WUDSES наделен полномочиями, необходимыми для подготовки и присуждения ученых степеней доктора (PhD) и гранд доктора философии (Grand PhD), ученых званий коллеги профессора (Associate Prof.) и полного профессора (Full Prof.).
    Двухуровневая подготовка высших научных кадров в концепции ГСО (докторский уровень и гранд докторский уровень) наиболее полно соответствует системе аттестации, принятой в России. В рамках концепции ГСО предложена следующая схема нострификации (приравнивания):
    Кандидат наук - Доктор Философии (PhD)
    Доктор наук - Гранд доктор Философии (Grand PhD)

mob_info