«Роль справедливой драки в нормальном развитии мальчишки. Православный детский лагерь «Коневец», Ленинградская область

«Русская земля»-православный лагерь Санкт-Петербургского общества русского кулачного боя.Находится в г. Изборске (Псковская область). Принимает детей от 7 лет. Работает уже 10 лет. Православный летний воинский лагерь проводится Обществом русского кулачного боя (при Александро-Невской Лавре) по благословению архимандрита Назария, наместника Александро-Невской Лавры.

Лагерь для детей Русская земля – отличный вариант для того, чтобы сделать летние каникулы ребенка интересными, активными и при этом полезными для его развития. Кроме того, нужно отметить то, что летний лагерь Русская земля – это удачный выбор с точки зрения соотношения «цена-качество». Ведь организаторы летней программы сезона «Летние каникулы 2016» постарались сделать ее наиболее разнообразной в плане детских развлечений и при этом предложить максимально комфортные условия проживания и сервиса. Псковская область – отличное место для отдыха юных жителей мегаполисов, где, благодаря природе, чистому воздуху и простору, ребята смогут вволю набегаться с новыми друзьями и единомышленниками.

Насыщенная летняя смена в лагере для детей Русская земля позволит ребятам в возрасте 7 - 16 лет не только углубиться в любимое хобби, но и заняться другими интересными вещами. Мастер-классы для детей, спортивные мероприятия, конкурсы, дискотеки, квесты и экскурсии, – всему найдется время и силы! Летние каникулы 2016 в лагере Русская земля запомнятся надолго, а приобретение путевки в лагерь станет для родителей простым и быстрым. Выбирайте, бронируйте, а если возникнут вопросы, специалисты Inlearno помогут найти на них ответы.

Летние каникулы 2016 – готовимся к открытию сезона!

Возраст детей:

Спасибо! Ваш отзыв отправлен!

Оставить свой отзыв о мероприятии

Размер файла не более 1 Мб

Отправить

Inlearno делает все возможное для помощи родителям и учителям в подборе интересных внеклассных мероприятий.

Предметом нашей гордости является удобная и понятная система бронирования билетов. Так как посещение группового занятия сопряжено с уточнением множества организационных вопросов, обращаем ваше внимание на то, что бронирование и/или покупка билетов происходят заранее, и невозможны в день мероприятия. Выберите желаемую дату, размер группы, и вы немедленно узнаете стоимость мероприятия и сможете его забронировать. Как только кнопка «Забронировать сейчас» будет нажата, с вами свяжется персональный менеджер Inlearno, выяснит дополнительные детали и обо все договорится с организаторами. Вам останется лишь внести оплату, которая не отличается от стоимости, установленной организатором мероприятия, и приехать на выбранное занятие. Желаем вам ярких впечатлений и интересного досуга!

Inlearno понимает, насколько сложно планировать детский досуг и что могут возникнуть обстоятельства, которые изменят намеченные планы.

Учитывая это, Inlearno гарантирует возврат средств, если вы заранее сообщите нам о невозможности посетить оплаченное вами мероприятие.

Мы возвращаем средства в полном объеме, если общая сумма заказа менее 10 000 рублей и вы направили нам просьбу об отмене не позднее чем за 2 суток до мероприятия.

В полном объеме не зависимо от суммы заказа мы возвращаем средства, если посещение мероприятия невозможно по причине болезни ребенка (на основании справки от врача). Предупредить об отмене необходимо не позднее чем за 2 суток до мероприятия.

Возврат средств с удержанием 3% стоимости мероприятия происходит в случае, когда вы направили нам просьбу об отмене не позднее чем за 2 суток до мероприятия, но сумма заказа превышает 10 000 рублей.

Возврат средств с удержанием 30% стоимости мероприятия происходит в случае, если вы предупредили об отмене за 1 сутки до мероприятия.

Менее чем за 1 сутки отменить мероприятие и вернуть средства невозможно.

Вопрос летнего отдыха для нашей семьи решился неожиданно, когда после литургии на Николу летнего старший сын обнаружил в притворе храма анонс православного фольклорного лагеря «Русская земля» в Изборске (Псковская область). Объявление подкупало обещанием испытаний и возмужания, трудностей и дружбы. «Где еще мой восьмилетка получит опыт продолжительной полевой жизни и приобретет столько единоверцев-однокашников?» - подумала я. Тем более что в этом году лагерь позиционировался как семейный: к участию допускались родители.

И мы решились. Поселились в гостинице неподалеку от «Русской земли». Во время визитов к старшему сыну внимательно присматривались к работе лагеря, ведь вопрос воспитания детей, взращивания их в православной вере для нашей многочадной семьи отнюдь не праздный.

Место стоянки - древний город

Объявление подкупало обещанием испытаний и возмужания, трудностей и дружбы

Изборск очаровал умиротоворяющей и тихой красотой. Для организации палаточного лагеря «Русская земля» живописные заповедные поля древнего города были выбраны ещё в 2004 г., благодаря близости к одному из крупнейших духовных центров Православия - . Важным аргументом стала историческая биография этих мест. Изборск - ровесник Российской государственности, ведь именно здесь в 862 г. стал править Трувор, призванный на Русь вместе с братьями Рюриком и Синеусом. Впоследствии Изборск превратился в город-крепость, обороняющую северо-западные рубежи России. Во время очередной осады за неприступность он был прозван «железным городом».

По традиции, открытие лагеря «Русская земля» началось с молебна. После его завершения впервые за день выглянуло солнышко! «Смотрите ребята, что сотворила наша совместная молитва. И на душе если хмуро, молитесь, и душа просветится!» - напутствовал протоиерей Алексий Вовченко, который на протяжении многих лет окормляет лагерь.

Для участия в первой смене прибыли полсотни ребят из Петербурга и Ленинградской области, Мурома, Пскова, Печор. Как и в предыдущие годы, мальчиков оказалось почти в два раза больше, чем девочек: очевидно, сказался аскетичный, воинский дух «Русской земли», где из года в год борьба со слабостями ведётся, что называется, «по всем фронтам». «Чем вам хуже, тем вам лучше!» - любит повторять начальник лагеря Евгений Юрьевич Гуреев, объясняя, что православный человек призван к самопреодолению, к непрестанной духовной брани. Однако немногим придётся по вкусу оказаться вдали от родителей, привычного круга общения, цивилизационных удобств, включая любые электронные приборы - даже телефоны, которые, как показал опыт, мешают освоению программы. А программа для мальчиков и девочек, хоть и разнится во многом, всё одно сводится к тому, чтобы буквально погрузить воспитанников в Православие и русскую народную традицию, спорт и общение с природой.

Будни радостные и суровые

Ежедневная борьба со слабостями у мальчишек начинается в 7 утра. Тех, кого не удалось разбудить, выносят из палаток прямо в спальных мешках. После общего построения мальчишки бегут окунаться в святых Словенских ключах (другое название - ключи Двенадцати апостолов, температура воды 8-8,5 градусов). Затем в течение дня у них проходят четыре занятия из общего набора дисциплин: военная подготовка, джигитовка, скалолазание, русский рукопашный бой, фольклор, погружение с аквалангом (если погода позволяет).

Палатки девочек располагаются в некотором отдалении. У девочек более поздний подъём, окунание в источники по желанию, меньше спортивной нагрузки и в целом более мягкая программа. Они также осваивают фольклор, конный спорт, скалолазание. Из специальных девчачьих дисциплин - медицинская подготовка и рукоделие.

Лагерь объединяется во время общих молитв - утренних, вечерних, связанных с трапезами. Совместным уроком является церковное пение. По воскресным и праздничным дням все ребята участвуют в богослужениях, некоторые поют на клиросе. Накануне литургии все вместе читают подготовительные молитвы; иногда для проведения исповеди отец Алексий Вовченко специально приезжает в лагерь.

И мальчики, и девочки несут дежурство по кухне, приобретая навыки кулинарии, растопки и стряпни в русской печи. Во время общих трапез вслух читается православная литература.

Единой для всех программа лагеря становится также по вечерам, когда устраиваются фольклорные гуляния («вечёрки»), спортивные игры, песенные посиделки у костра, театральные представления.

Детский опыт духовного паломничества с участием в литургической жизни Церкви

Конечно, обучение в лагере имеет свою специфику, обусловленную и непродолжительностью смен (в этом году прошли три смены по две недели), и разным уровнем подготовки ребят, и тем, что занятия проводятся на природе, когда на концентрацию внимания и уровень сил может повлиять, например, жара. Поэтому за интенсивностью программы здесь не гонятся. «Лучше создать условия для того, чтобы ребёнок мог окрепнуть физически, заинтересоваться спортивной жизнью, выучить и отработать один-два приёма», - объясняет преподаватель рукопашного боя, тренер высшей категории Михаил Анатольевич Лоскачёв.

Вне уроков образовательно-воспитательный процесс становится ещё более естественно обусловленным. Например, разбить палатку, помочь младшим однокашникам как следует натянуть её после дождя - вот и туристская подготовка. Или отправиться воскресным утром в Спасо-Онуфриев скит Псково-Печерского монастыря, что в селе Малы. А это 7 км пешего пути натощак, литургия, и только на обратной дороге в лагерь - привал и первый приём пищи. Детский опыт духовного паломничества с трудностями протяженного странствия, воздержанием, участием в литургической жизни Церкви.

Религиозное воспитание

«Свободы совести у нас нет. Мы воспитываем детей в православном духе», - говорит начальник лагеря Евгений Юрьевич Гуреев.

В плане отношения к Церкви дети приезжают разные. Есть те, кто причащается только в лагере. Был случай, когда один из ребят настроился принять Крещение.

У нас же постоянно лекции идут, чтения, посвящённые православной культуре, русским традициям, духовно-нравственным болячкам нашего времени. Батюшка разговаривает с детьми, - объясняет Евгений Юрьевич.

Однажды мне довелось вместе с лагерем участвовать в праздничном богослужении. Увидев меня, сын тихонько предложил мне перейти в левую, «женскую», часть храма, объяснив, что такова традиция - а я и не знала! Мой восьмилетка выстоял и часы, и саму литургию до конца. Для него это было впервые, поскольку в семейной практике мы стараемся по возможности облегчать участие детей в литургической жизни. Конечно, он уставал, кидал на меня жалобные взгляды, но рядом стоял его ровесник, сын священника из Кронштадта, внимавший богослужению так, что и мой ребёнок старался сосредоточиться. Многие их однокашники выходили отдохнуть на улицу, но в определённые моменты литургии вновь возвращались в храм. Некоторые - по настоянию вожатых.

«Дети участвуют богослужениях и добровольно, и принудительно. Но ведь невольник - не богомольник, от усталости может возникнуть отторжение?» - с таким вопросом я обратилась к Евгению Юрьевичу.

В лагере создается референтная среда, которая задаёт и проповедует нормы и ценности, связанные с православной верой и традиционной русской культурой, - ответил он. - Например, иногда мамы подростков звонят и говорят, что ребёнок перестал ходить в храм, его туда не тянет, он запирается в своей комнате, всё время проводит в компьютере. Спрашивают, можно ли его привозить в лагерь. Мы отвечаем: везите, здесь есть среда и окружение. Во-первых, все идут на литургию, и когда рядом стоит ровесник, который лоб свой крестит, подростку деваться некуда. Никому и в голову не приходит спросить: «А можно, я не пойду в храм?» - «Ты что, язычник, что ли?» Во-вторых, у нас ведь традиционный воинский лагерь, и участие в богослужении - это элемент самопринуждения, самоорганизации, элемент воинской культуры. Я им много об этом говорю: когда вы в храме стоите, и вам хочется уйти, или вы хотите сесть, - сделайте над собой усилие.

Между свободой и дисциплиной

«Русская земля» - лагерь воинский, а не военный. Здесь стремятся не к тому, чтобы воспитывать «солдатиков», а к тому, чтобы соблюсти трудный баланс между свободой и дисциплиной.

Нам нужны дети немного озорные, - объясняет Евгений Юрьевич. - Помните, в кинофильме «Приключения жёлтого чемоданчика» доктор трудился над книгой, которая называлась «Роль справедливой драки в нормальном развитии мальчишки»? Мальчик должен драться, должен лазить по деревьям. Определённая смелость, воля и даже своеволие должны быть. Мальчик должен уметь настоять на своём. Почему ребёнок в три года ногой топает? Потому что самость появляется. И родителям надо с пониманием к этому относиться. Ребёнок должен знать, что какие-то вещи категорически нельзя делать. Но он должен учиться и настаивать на своём, переламывать ситуацию.

- Современный православный мальчик - каким вы его видите? Ваш идеал?

Во-первых, это творец, что вообще является проявлением Божественности в человеке. Господь так создал людей, что у них мозг развивается только тогда, когда они творят, придумывают сами, а не решают тесты. Мы стараемся так подбирать педагогов, чтобы они ставили творческие задачи. Во-вторых, это трудолюбивый человек. Творец должен уметь трудиться, любить труд, начиная с ручного труда. В-третьих, мальчик должен учиться брать ответственность: сначала за себя, потом - за свою семью, а впоследствии и за государство, т.е. он должен учиться быть защитником.

Православные: дети как дети

Признаюсь, я имела идеализированные представления насчёт детей из семей церковных, семей зрелых христиан, ожидая встретить в лагере чуть ли не отряды юных ангелов.

Дети оказались вполне нормальными, со своими добродетелями, страстями. В лагере были сострадание и грубость, непослушание и трогательная забота о ближних, творчество и лень, смелость и пижонство…

Хорошо, если семья действительно православная, таких детей сразу видно, у них в душе вера живет. Они сразу спрашивают, где и чем помочь, они готовы на жертвы. Но большинство участников лагеря - дети как дети, с хитрецой, с ленцой, - говорит Евгений Юрьевич.

- Может быть, родители сами недавно в храм пришли, пока пытаются разобраться в вере ?

- Это тоже влияет. Кроме того, православные дети ходят в обычные школы, живут в обычной среде, где, например, сквернословие считается нормой общения, и это становится их языком. Мы договариваемся, чтобы они хотя бы в лагере проявляли самоконтроль. Я объясняю, что сквернословие - это антимолитва, абсолютное зло. Предлагаю им сделать усилие, напрячься, чтобы этого не было хотя бы в лагере, чтобы они не искушали других, чтобы из-за них другие не страдали. Ведь у нас за мат могут быть наказаны все: и те, кто так говорит, и те, кто это пассивно слушает и не делает замечания.

Евгений Юрьевич с сожалением отмечает, что с каждым годом дети становятся физически слабее. «Раньше у нас были более жёсткие условия в лагере, напряг полный. И в кухне такого разнообразия, как сейчас, не было», - говорит он.

Пространство традиций

Одна из внешних примет лагеря - русские национальные костюмы: косоворотки с кушаками у мальчишек и мужчин, сарафаны у девочек и женщин. Это - одежда для особых случаев: литургии, праздников, вечёрок.

В повседневной жизни «Русской земли» фольклор изучается, во-первых, на занятиях мужской и женской песенной традицией. Пройдённый материал закрепляется в непринуждённой обстановке вечёрок, когда мальчишки и девчонки вместе поют, разучивают и сразу исполняют совместные танцы, играют в традиционные русские забавы.

Кроме этого, программа лагеря предусматривает освоение традиционных ремёсел. Девчонки учатся женскому рукоделию: ткачеству, вышивке, вязанию. Этим летом и мальчишки, и девчонки при желании могли познакомиться с гончарным ремеслом.

Фольклорный дух витает и вне уроков. Например, после ужина вожатые и старшие воспитанники неожиданно могут устроить «перестрелку» частушками. А в это время ребята помладше по очереди занимаются на традиционном «тренажёре» - детских ходулях на веревочках.

Основа педагогики «Русской земли» - это совмещение Православия и аутентичной народной традиции.

Без национальных традиций православная вера схоластична, - объясняет Евгений Юрьевич. - Любая культура национальна, иначе она умирает, становится псевдокультурой, субкультурой. Я, когда начал изучать народную традицию, поразился тому, что это целая жизнь: песенная традиция, сказительская, поэтическая, танцевальная, трудовая, ремесленная, боевая… Традиция охватывает все сферы деятельности человека. В народе всё отшлифовывалось веками. Народная традиция шире и глубже, чем классическая, искусственно созданная. Классическая культура, эстрадная направлены на зрителя. Народная традиция рассчитана на того, кто в ней участвует. О зрителе здесь не думают, ему, может быть, даже скучно очень. Нужно быть погружённым в неё, чтобы её смотреть, оценивать. Когда человек впервые слушает настоящую русскую песню, если у него что-то русское осталось в душе, он, конечно, как-то реагирует. Многие плачут, а многие и негативно оценивают: что это за вой? Инородцы, как правило, её не понимают.

Цвет нации

Евгений Гуреев не скрывает стремления воспитывать цвет нации

Вожатых в «Русской земле» буквально выращивают: ими становятся те ребята, кто ел лагерную кашу не один год. Этим летом бывшая воспитанница лагеря Екатерина Браславская вернулась в «Русскую землю» в качестве врача и педагога по медицине. Таким образом, «плоды» многолетней работы лагеря и на виду, и при деле. Евгений Гуреев не скрывает стремления воспитывать цвет нации.

Я считаю, что у нас лагерь элитный, мы готовим русскую элиту, - говорит он. - Русская элита должна готовиться не в Гарвардах и тому подобных заведениях для избранных. Будущий представитель русской элиты должен пройти через испытания: грязь, дожди, солнце, самостоятельность, когда мамы рядом нет, трения внутри коллектива, усталость, борьбу со своими слабостями. Без этого национальной элиты не будет, а будут космополитичные такие товарищи, которые живут там, где лучше.

В лагере ребёнок может влюбиться в русскую землю. Я слышала, как родители, приехавшие в конце первой смены, восторгались красотой этих мест.

Даже не влюбиться, а хотя бы узнать. Чтобы полюбить, ведь надо понять. Что такое для городских детей русская земля? Это асфальт? Школа? Река Нева? Эрмитаж? Только это - русская земля? Россия всегда жила за счёт деревни. Многие знаменитые люди, изменившие жизнь страны, начиная с Ломоносова и заканчивая Гагариным, вышли из деревни.

И вот вопрос: как воспитывать православного ребёнка в большом городе, когда нарушена преемственность поколений, например, семья переехала, и бабушки-дедушки далеко, когда ребёнок испытывает дефицит свежего воздуха, ежедневного общения с природой, прессинг рекламных соблазнов…

В первую очередь должно быть строгое христианское воспитание…

А если родители сами обратились к вере сравнительно недавно, не имеют опыта возрастания в храме? Я, например, понятия не имею о том, каково это - ребёнку отстоять всю воскресную службу…

В первую очередь, это христианская традиция, православная. Во вторую очередь, это русская традиция, фольклор.

Подростковая православная среда отсутствует, она есть только в воскресных общинах, и то не всегда

В разговор вступает супруга Евгения Юрьевича - Валентина Владимировна Гуреева, которая возглавляет женскую часть «Русской земли»:

Необходимо формировать окружение, досуг. Для ребёнка участие в литургии - это труд, ему тяжеловато. Родителям хорошо стоять на службе, они хотя бы знают, о чём речь. Для ребёнка - это преодоление. Но вот он вышел из храма, а дальше-то что? Воскресная школа. Хорошо, если воскресная школа имеет возможность вывезти детей, сходить с ними в походы, предложить им какие-то виды занятий для общения в неформальной обстановке. А, если воскресная школа не может себе этого позволить, значит, надо формировать досуг, т.е. наполнить свободное время таким образом, чтобы ему было интересно, чтобы это его воспитывало, формировать окружение, среду возрастания. Например, с помощью семейной дружбы. Окружение и среда - это самое провальное на сегодняшний день в городской среде. В Петербурге вообще православных школ мало. И получается, что подростковая православная среда отсутствует, она есть только в воскресных общинах, да и то не всегда. Референтная группа, окружение - это то, что мы формируем в лагере. Здесь у нас есть возможность под руководством нескольких взрослых, которые дают устои традиционной культуры и традиционного воспитания, создать среду, окружение.

- Как дети меняются после пребывания в лагере?

Некоторые родители звонят и говорят, что ребёнок казачьи песни дома поёт, - отвечает Евгений Юрьевич. - Многие дети после лагеря не могут сесть за еду, не помолившись. Один папа позвонил и рассказал, что сын всю семью поднял на молитву. Некоторые родители говорят: что вы с ним сделали? Ребёнок стал самостоятельнее, моет за собой посуду, стал помогать. Но хватает, как правило, ненадолго.

После двухнедельного пребывания в лагере изменения в нашем восьмилетке были очевидны. Обычно импульсивный и говорливый, ребенок стал спокойнее, молчаливее и собраннее. Убедительно вразумлял младшего брата не перебивать взрослых. Впервые отпросился самостоятельно погулять возле дома (в мегаполисах этот опыт взросления обычно отсрочен). Со временем откат назад все-таки случился. Но теперь опыт реальных внутренних изменений у него есть. И задачи «на вырост». Да и кто знает, как со временем ещё проявит себя воспитательный концентрат, закваска «Русской земли»?

Предлагаем актуальную подборку для полезного физического и духовно-просветительского летнего отдыха с детьми.

О том, как выбрать православный лагерь можно прочитать на .

Православный детский лагерь «Коневец», Ленинградская область

Ленинградская область, остров Коневец, Коневский скит, православный детский лагерь Царскосельского благочиния «Коневец».

Каждый день здесь начинается с молитвы. Перед завтраком, обедом, полдником и ужином все вместе молятся Богу. Регулярно в храме проводятся службы. Дети причащаются и принимают участие в богослужениях. Ребята играют в футбол, волейбол и другие подвижные игры. Если погода позволяет, то организаторы устраивают походы, катание на лодках по Ладоге. Купания в озере и игра в пляжный волейбол. На долгое время запомнятся игры с друзьями, полеты на вертолете, беседы со священником.

«Лес-городок», Тверская область

Это проект волонтёрской педагогической группы, собравшейся вокруг молодёжного центра «Журавль» на Поклонной горе.

Идея Лесного городка – погружение рябят в мир живой природы, интересного, творческого и приключенческого жития-бытия, основанного на православном укладе.

Что значит «православный уклад»?

— «Прежде всего, мы будем вместе с ребятами создавать добрую и плодотворную атмосферу, которая и проявит себя в православном укладе. Мы начнём и закончим лагерь общей молитвой. Мы будем читать молитвы утром и перед сном, а также до и после трапезы. Дети научатся выполнять маленькие послушания. Взрослые постараются проявлять дух братской любви и терпения. Главное, мы создаём осмысленную и творческую жизнь, позволяющую хотя бы немного увидеть дивный Мир Божий. А природа вокруг нашего лагеря располагает к этому лучше всего».

Также у всех участников лагеря есть возможность принять участие в литургии – исповедаться и причаститься прямо в лесу, где мы ставим походную церковь. Службы проводятся священниками Тверской епархии по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора.

В программе:

  • работа в ремесленных мастерских
  • занятия русским народным фольклором,
  • рисование и плетение
  • природоведение
  • начальная военная подготовка
  • спортивные игры и основы туризма.

Кроме этого детей ждут игры, состязания и испытания – дневные и ночные, но вполне посильные и запоминающиеся.

«Наш лагерь не стремится развлекать или «чем-нибудь» занимать ребят. Нам важно, чтобы они сами почувствовали радость открытий, совместной командной работы, преодоления трудностей и увлеклись удивительной жизнью в лесу».

16–23 июня. Лагерь «Лесной городок» 7–9 лет.

1 смена. Путешествие в неведанную страну: через сказочные приключения дать ребятам начальные знания о природе.

23–30 июня. Лагерь «Лесной городок» 8–10 лет.

2 смена. Затерянный мир: как обустроить жизнь в лесу, как готовить пищу, искать пути-дороги, понимать окружающий мир.

3 смена. Древняя Русь: культурно-исторический лагерь, погруженный в контекст начального периода нашей Родины. Ремёсла, воинские забавы, изучение традиций

7–14 июля. Лагерь «Лесной городок» 10–12 лет.

4 смена. Ратный путь: военно-приключенческий игровой лагерь.

14–21 июля. Лагерь «Лесной городок» 11–13 лет.

5 смена. Экспедиция: серьёзная туристическая практика с элементами выживания в дикой природе

21–28 июля. Лагерь «Лесной городок» 2–99 лет.

Семейная смена «Большое Гнездо»: лучшая возможность замечательно отдохнуть всей семьёй на лоне природы.

Детский православный лагерь «Азбука Православия», Костромская область

Расположен в экологически чистом районе Костромской области на окраине старинного русского города Нерехта.

Детей ждет знакомство с историческими и церковными достопримечательностями города, в числе которых: Троице-Сыпанов Пахомиево — Нерехтский женский монастырь, Собор Казанской иконы Божией Матери, купеческие особняки XIX века. Лагерь проводится при поддержке Костромской Епархии РПЦ и по благословению архиепископа Костромского и Галичского Ферапонта.

В программе:

  • увлекательные экскурсии (Ярославль, Кострома, Нерехта)
  • спортивно-туристические мероприятия (стрельба из лука, мечевой бой, турпоходы)
  • духовно-нравственное развитие (беседы со священниками, участие в церковных службах и таинствах)

А также целый ряд мастер-классов (роспись игрушки, изготовление и глазировка пряников).

«Ратная Застава», сельская туристическая база «Остров Пасхи»

Находится в 100 км от МКАД, д.Юрятино

В программе:

  • факультативы «Основы Православной Культуры»
  • изучение французского и английского языков
  • начальная военная подготовка
  • рукопашный бой
  • стрельба из мелкокалиберных винтовок в тире, из пневматического и лазерного игрового оружия
  • лучный бой
  • автодело (багги или питбайк)
  • медицина
  • туризм, альпинизм
  • фехтование
  • теоретическая и практическая археология
  • основы игры на гитаре; караоке, изучение бардовских песен
  • классические танцы, русские народные танцы;
  • спортивные игры (футбол, волейбол, настольный теннис), лапта; занятия в бассейне (в июне)
  • верховая езда на лошадях,
  • походы, рыбалка на Протве и Оке и многое другое…

Ежедневно проходят общелагерные вечерние мероприятия: конкурсы, творческие вечера и беседы у костра. Дети посетят музеи наукограда Протвино, станут участниками однодневных походов до городища вятичей «Спас-Городец» (XII в.), кирпичной мельницы и «Кислинского водопада».

Возможно участие родителей в качестве участников и ревизоров.

Лагерь «Русская земля», Псковская область, Печерский район, д. Ст. Изборск

Цели и задачи

  • Содействие воспитанию подрастающего поколения в духе Православия и патриотизма путем изучения русских национальных традиций.
  • Духовное и физическое развитие детей, изучение живой истории Отечества, привитие навыков выживания.

В программе:

  • Ежедневные занятия русским кулачным боем и борьбой
  • Лекции по Православию и истории России
  • Занятия русским и казачьим фольклором
  • Занятия конным спортом и джигитовка
  • Ремесло(кузня)
  • Творческие занятия
  • Обучение основам погружения с аквалангом
  • Высотная подготовка
  • Ориентирование и выживание в лесу
  • Активные игры (спортивные, массовые, фольклорные)
  • Экскурсии и лекционные занятия по истории России
  • Военная подготовка (лазертаг)
  • Основы доврачебной помощи

Летний православный лагерь на Патриаршем подворье в селе Здехово (Подмосковье)

Организуется храмом Живоначальной Троицы – Патриаршим подворьем в Усадьбе Свиблово (Сергиевское благочиние Северо-Восточного викариатства г.Москвы) и НОЧУ «Общеобразовательная Православная школа в Усадьбе Свиблово имени преподобного Сергия Радонежского».

В программе:

  • молитвенное правило
  • познавательные занятия
  • изучение Священного Писания
  • беседы со священником
  • историческая реконструкция (военно-патриотический казачий клуб)
  • творческие вечера, кинопросмотры
  • прогулки
  • ежедневная зарядка и активные игры на воздухе
  • послушания на подворье
  • творческие мастер-классы
  • развивающие игры
  • помощь в храме святителя Николая
  • участие в Божественной Литургии. Поющие ребята могут попеть на клиросе, старшеклассники – попробовать себя в качестве помощников вожатых.

«Мой лагерь» (при Храме св. мц. Татианы при МГУ)

Детский православный лагерь при храме святой мученицы Татианы при МГУ.

Цель лагеря: облегчить адаптацию ребенка к взрослой жизни через игру, творчество, ненавязчивое прививание позитивных навыков общения, подготовить его к встрече с внешним миром и незнакомыми людьми, которые могут стать друзьями.

Православное мировоззрение педагогического коллектива и христианские ценности являются для устроителей лагеря фундаментом, в качестве приоритетов выступают ответственность за жизнь и здоровье детей, за создание психологического и духовного комфорта.

Православная составляющая лагеря включает утреннее и вечернее молитвенное правило, на котором дети могут быть не только сомолитвенниками и слушателями, но и чтецами. Обязательно посещение воскресных и праздничных богослужений, исповеди и причастия святых Христовых Таин. С детьми проводятся беседы о праздниках и житиях тех святых, память которых празднует Церковь в дни смены.

«Мы не заставляем детей молиться – это невозможно, но присутствовать на молитве должны все, а заодно можно задуматься о своей собственной вере вне семьи и ее традиций».

В расписании дня особое время отводится выполнению так называемых послушаний, которые, как правило, включают помощь по уборке храма и территории вокруг него и помощь по хозяйству настоятелю храма.

Каждая смена лагеря посвящена конкретной теме, которая красной нитью проходит через большую часть мероприятий. Уже состоялись смены «Морская», «Большое путешествие», «Алые паруса», «400-летие Дома Романовых», «Полианна», «Снежная королева», «Юбилейная», которая была посвящена знаменательным юбилеям 2014 года и, в первую очередь, 700-летию Сергия Радонежского.

Православный детский оздоровительный лагерь «Горний Посад» (Краснодарский край)

Работает по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора в Апшеронском районе, станице Нефтяная Краснодарского края, при Свято-Покровском храме г.Апшеронск.

С Господом в сердце каждый житель лагеря начинает день и заканчивает его (утренние и вечерние молитвы), с Богом в сердце спорятся и все дела, которые свершаются в лагере – молитвы перед вкушением пищи и после, участие в Богослужении, посещение святых обителей Кубани – храмов и монастырей, святых источников, участие в Крестных ходах, мероприятия в честь церковных праздников, просмотр фильмов, беседы с духовником лагеря – протоиереем Виктором (Бандурко).

Каждому предоставляется возможность проявить себя в каком-нибудь виде деятельности (военно-патриотическое направление, эколого-туристическое, творческо-эстетическое, участие в спортивных состязаниях, походах, горных прогулках, поездки на военный полигон пос.Молькино).

В лагере работают кружки по интересам: ИЗО, лепка (тесто, глина), бисерный мир, вязание, вышивка, работа с лентами, музыкальный, хореографический, акробатический, военно-спортивный, медицинский, туристский, спортивный, Божье Слово, церковное пение.

Православный палаточный лагерь «Богослово», при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (г. Москва).

Расположен на острове в селе Мышкино Можайского района Московской области.

Задачи лагеря: помощь родителям в воспитании и воцерковлении детей, восполнение недостающего семейного воспитания в неполных семьях, приобщение детей и молодежи к православным традициям жизни и укоренение в них.

Основой для жизни лагеря и создания доброжелательной атмосферы являются традиции Православной Церкви. Мальчики и девочки регулярно участвуют в Богослужениях, поют на клиросе в храме, регентуют, прислуживают в алтаре.

Активный образ жизни детей на природе в отсутствии привычного комфорта, изоляция от компьютерных игр, большое количество разнообразных захватывающих мероприятий и игр создают условия, в которых дети успешно учатся общению со сверстниками, осваивают навыки самообслуживания, укрепляются духовно и физически.

Когда мне предлагают отправить сына в летний лагерь, перед мысленным взором вспыхивает один и тот же образ: ночью ребята сидят в палате на подоконнике и пьют пиво. А утром курят в кустах у ворот, не особо прячась при этом. А когда я слышу словосочетание «православный лагерь», мне сразу вспоминается вопрос, заданный на каком-то форуме: «Можно ли православным купаться»? Наверное, он не имеет отношения к практике православных лагерей, но заставляет задуматься.

Нельзя ли так, чтобы можно было и купаться, и громко разговаривать, и играть, и носиться по лесу? Молиться - это уж как Бог даст, но, по крайней мере, чем-то полезным заниматься и не деградировать? Не пить пива и не курить - но и «хорошим» тоже не притворяться?

В православном лагере «Русская земля» я не была, но мне нравится, что он называется воинским. Его начальник, Евгений Гуреев, начисто лишен елейности: он преподаёт рукопашный бой. Но на бесчувственного командира Евгений тоже непохож: он весел, искренен, и у него трое детей.

Евгений, давайте начнем с пролога! Как я понимаю, «Русская земля» зарождалась как обычный спортивный лагерь, в котором ребята занимались рукопашным боем?

Можно и так сказать! Мы устраивали лагеря, и я там был одним из тренеров. Один из лагерей стал православным, а второй так и остался просто спортивным. Дело в том, что в наши лагеря стали приезжать мальчики, которые не имели понятия о рукопашном бое, а мы их в течение месяца заставляли им заниматься.

- Как же эти мальчики оказывались в спортивном лагере?

Мамы звонили, говорили: «Друзья ездили, им очень понравилось. Природа! Дети спортом занимаются! Можно и нам приехать?» Мы, конечно, соглашались.

Народа становилось все больше и больше, и тем детям, которые не занимались в течение года, это шло не в прок. Поэтому программу стали немножко видоизменять. А так как мы православные люди, то мы «православную составляющую» вывели на первое место.

- Где в то время располагался лагерь?

Чаще всего мы ездим в Изборск. Это одна из столиц Древней Руси, упоминания о ней относятся ко времени призвания варягов: считается, что «Рюрик сел вСтарой Ладоге, а Трувор - в Изборске». В 2004 году, когда всё начиналось, мы очень хорошо поняли друг друга с изборским батюшкой, и с тех пор почти всегда ездим туда. В Изборске два храма. Первый храм, Никольский, знают все, он стоит прямо в крепости. А второй, поменьше, находится внизу, это очень уютная церковь Рождества Богородицы. Как раз в этом храме и служит отец Алексий (Вовченко), который нам очень помогает.

- Евгений, каковы основные принципы лагеря «Русская земля»?

Первое - это Православие, незыблемый стержень русской культуры. Второе - это фольклор. Мы ходим в фольклорные экспедиции, с бабушками знакомимся, записываем их. Настоящие фольклорные песни сразу не выучишь, но тот, кто к нам из года в год ездит, уже довольно сложные песни поет. Ведь это же совершенно отдельная культура, архаичная, на современный вокал непохожая. И третья составляющая - это русская природа. Дети непосредственно на природе и живут, переживают все невзгоды и прелести «вольной» жизни.

Мы постоянно живем в палатках. Правда, у нас есть база для маленьких детей и для девчонок - вдруг дождь пойдет, и надо будет посушиться. На базе у нас и баня, и дом большой, и мы, если что, можем жить там практически целым лагерем. А зимой у нас 30 человек размещаются там без вопросов.

Летом численность лагеря от 60 до 80 человек. Бывало и больше, когда мы популярность начали набирать. Один раз за сезон было 250 человек.

Детям и родителям на собраниях мы сразу говорим, что в лагерь мы едем не отдыхать, а работать. Каждый ребенок знает, что никакого лежания на солнышке не будет. Весь день ребята проводят на занятиях и тренировках.

- Как обычно строится день в лагере?

Утром - молитва, зарядка, уборка лагеря, завтрак. Между завтраком и обедом проходят два занятия. Около часа длится обед. Потом еще два занятия, ужин, а после ужина - вечора. Это такая «православная дискотека» на фольклорной основе: конкурсы, театральные игры. В десять часов у нас декларируется отбой, но обычно вечоры затягиваются. Если мы в половине одиннадцатого уляжемся, то это уже хорошо. В семь утра - подъём для мальчиков.

У мальчиков и девочек ведь разные программы, и живут они отдельно друг от друга. Девочек чуть поменьше, и день у них стоится помягче. Например, они могут подольше поспать. И своя программа у малышей - детей от 7 до 9 лет. В полевых условиях они за собой следить ещё не могут.

- На какие занятия ходят ребята?

Во-первых, на лекции по основам Православия - это для всех, и для больших, и для маленьких. Я стараюсь проводить их в неформальном ключе, потому что в лагере бывают дети, которые поначалу не все понимают. Сейчас подростков в Церкви очень мало. До какого-то возраста они ходят в храм с родителями, а потом исчезают.

- А Вы видите какое-то разрешение этой проблемы?

Это долгий разговор! Конкретного рецепта дать не могу. В первую очередь этим должны заниматься родители. Во-вторых, государство должно создавать условия, при которых идеология будет строиться на Православии. А у нас сейчас идеологии нет, и дети, как самые чуткие, реагируют на это первыми. Взрослые еще могут как-то себя замотивировать. А дети, если видят вокруг себя референтные группы с совсем другими ценностями, честно на это реагируют. И, в-третьих, это - труд самих православных, организация воскресных школ. Но эти школы должны быть менее формализированы. Вот у нас в лагере, я считаю, в этом вопросе минимум формальностей. Формально мы не перед кем, кроме нашего духовника и родителей, не отвечаем.

- А чем они занимаются, кроме основ Православия?

Рукопашным боем, военной подготовкой, фольклором, туристической подготовкой, выживанием в лесу и на местности, ориентированием, джигитовкой, скалолазанием. Это неполный список. Девчонки еще медподготовкой занимаются, рукоделием. Парни тоже рукодельничают: режут по дереву, лепят. Есть у нас и кузнечное дело. А ещё ныряем с аквалангом: в самом Изборске есть озеро, да и вокруг много озёр.

Мы частые гости в храме Рождества Богородицы. Работаем на монастырском поле, помогаем храму. Каждый день, при любой погоде, купаемся в источнике. Источник очень сильный во всех смыслах! Температура, наверное, плюс четыре. Батюшка говорит, это для того, чтобы всю компьютерную и телевизионную грязь с детей смыть. Результаты есть, я по глазам вижу!

Ребенок в лагере должен быть постоянно занят, а занятия должны перемежаться, дополнять друг друга. Пусть ребенок попробует пожить так, как до него тысячу лет назад жили на Руси.

- Лагерь «Русская земля» называется воинским. Значит, основное внимание вы уделяете военному делу?

Воинский - это не военный! Хотя мы и военными делами с мальчиками занимаемся. К нам ребята из спецназа приезжают, проводят занятия по тактике и стрельбе. Мы играем в пейнтбол, страйкбол, сейчас стали лазертаг осваивать: это когда бегают и стреляют друг в друга лазером, почти как на войне.

Православие - ведь это воинская религия. Многие понятия в Православии - воинские, это не слюнтяйство какое-нибудь. Ведь православный человек ведет войну со злом, брань духовную. Это не игра, не буддийское отстраненное созерцание. Это война, понимаете?!

Для нас идеал русского православного мальчика - это, конечно, добытчик, творческий человек, умеющий решать проблемы. Но он ещё и воин, защитник. В любом мальчике должна быть воинская культура, воинские чувства. А если этого не будет, то наша нация распадется!

Я детям часто рассказываю, что во всех воинских искусствах уделяется большое внимание духовному началу. Но это начало может быть двояким: ведь бывает духовность с плюсом и минусом. Я считаю, что в восточных боевых искусствах больше к темным силам уклонение идет. Они сидят и поют мантры перед тренировками, медитируют.

И православного воина без духовного начала быть не может. Благодаря этому все мировые походы оканчивались в России, мы всех непрошенных гостей обратно провожали. Ведь на нас все двенадцать языков шли! Я детей спрашиваю: «Если вы занимаетесь рукопашным боем несколько лет, то это дает вам возможность на улице или на войне всех победить?» «Да, дает!», - отвечают. А практика показывает, что это не так. Даже очень натренированный и сильный человек в критической ситуации может испугаться, сдаться, если у него нет внутреннего духовного стержня. А он может появиться только в духовном служении, на Литургии.

Я детям говорю, особенно тем, которые впервые приехали: «Запомните, чем вам здесь хуже - тем лучше для вас. Если вы промокли, пожалуйста - есть костер, есть баня, где вы можете развесить свои вещи. Но за всем этим вы должны смотреть сами. Да, после марш-бросков будут мозоли, но даже они принесут вам пользу». Кстати, дети трудности легче переносят. Каждый мальчик в детстве должен пережить всё это и преодолеть себя. Иногда мальчик приезжает домой из лагеря и говорит: «Мама, я больше туда никогда не поеду!!» А уже через несколько дней начинает чемоданы собирать, чтобы зимой или на следующий год в лагерь ехать.

- Где, кроме Изборска, вы разбивали лагерь?

Ездили в Новороссийск, Творожково - это Струго-Красненский район Псковской области. Делали выезд в Пушгоры - несколько дней пожили, поработали в заповеднике. Ездили с лагерем в Абхазию, жили там в школе рядом с Ново-Афонским монастырём. Ново-Афонский монастырь стоит на горе, а если от него спуститься на 100 метров к морю, то на склоне горы будет школа. Но пока поездки на юг мы приостановили: недешево это для родителей. Да ведь мы-то и не отдыхать ездим! Для детей отдых - это смена деятельности. А для того, чтобы отдохнуть в буквальном смысле слова, им достаточно посидеть или полежать две минуты. И они опять полны энергии! Часами загорать на пляже им тоже не нужно: дети просто с ума от скуки будут сходить! В Абхазии мы на пляжи, конечно, ходили, но старались там занятия по аквалангу проводить. А однажды устроили показательную уборку пляжа, телевидение пригласили... Но всё-таки на юге какое-то расслабление идёт.

- В лагере у детей нет ломки из-за того, что их оторвали от компьютера, от телевизора?

У кого-то есть, конечно. Как минимум - есть непонимание. Одно время мы вообще электронные приборы запрещали в лагере. Сейчас телефонами они пользуются, но я чувствую, что нужно запретить и это. Потому что в телефоне сейчас всё есть - и аудио, и видео, человек уже начинает ходить в наушниках. Думаю, в этом году мы полностью от телефонов откажемся.

- Евгений, ведь тогда родители будут плакать!

Родители плачут, конечно. Но вспомните, как мы в пионерские лагеря ездили. Ни у кого не было сотовых телефонов - и ничего, жили!

- Родители приезжают навещать детей?

Некоторые навещают, но мы это не приветствуем. Смены у нас короткие - две-три недели. Нужно, чтобы ребёнок себя самостоятельным почувствовал, окунулся в другую среду. Это как раз часть воинской идеи. Пусть возьмёт себя в руки, поймёт: он в лагере, на природе, мамочке не поплачешься в подол! Даже когда родители просто звонят, ребёнок после этого несколько часов отходит, в голове что-то прокручивает. Кто-то даже плакать уходит. А когда к кому-то приезжают, это тяжело для других детей: к Серёжке приехали, а ко мне когда приедут?

Из мальчиков вы пытаетесь воспитывать настоящих мужчин. А что делают в лагере девочки? Настоящих женщин ведь сейчас очень мало. Им не хватает женственности точно так же, как мужчинам - мужественности. Все как будто бесполы немного...

У нас есть идеал русского православного юноши - и есть идеал девушки. Они совсем разные, никакого «унисекса» нет. Поэтому программа для девочек и для мальчиков разная.

Девочки могут проснуться, помолиться, позавтракать и пойти в поле цветы собирать. Это тоже занятие, потому что в Изборске растет столько лекарственных цветов и трав... Они шьют себе сарафаны, и в этих сарафанах настолько преображаются! Уже одно это работает на женственность. А кроме того, что они так одеваются, они же еще и поют песни! У нас есть девчонки, которых я называю «гвардией лагеря»: они подбираются из тех, кто уже поет в церковном хоре. А если девочка приезжает в первый раз, то она вливается в коллектив «старичков» и начинает вместе с ними петь довольно серьезные песни.

- То есть дети в лагере ходят в русских костюмах?

Да, это условие нашего лагеря: чтобы у каждого ребёнка с собой был костюм. У мальчиков - рубаха, у девочек - сарафан. Рубаха - это утилитарная вещь! Гимнастерка советского солдата - ведь это и есть русская рубаха. Она идет ниже пояса и носится поверх штанов. Когда ты ползешь, она не задирается, и грязь под одежду не попадает. Для нас сарафаны и рубахи - это не «древлеотеческий» пережиток, а современный национальный русский костюм. В этом вопросе можно брать пример с японцев: они могут выйти в кимоно на улицу или на какое-то мероприятие. Они не рассматривают это как нечто зазорное. А вот если кто-то выходит в русской рубахе... В КВН часто делают номера про что-то «русское», но рубахи надевают при этом без пояса. И я всегда детям говорю, что, если по телевидению кто-то выступает в рубахе без пояса, то он этим опошляет русскую культуру. Про таких людей говорили: «распоясался»! Это ведь даже неприлично было - ходить без пояса!

- Евгений, а бывает, что кто-то недоволен лагерем?

Бывает! Ведь он очень экстремальный и необычный, поэтому некоторые просто уходят. Сейчас ведь большинство воспитывает детей совершенно в другом ключе. К проблемным детям родители относятся, как к небожителям - до тех пор, пока ребенок в тюрьму не попадет.

И начинается: «Ах, как он мог такое сделать, он же был такой хороший мальчик...» Кстати, в этом году мы берем в лагерь психолога, чтобы он поработал с детьми. Конечно, работа будет больше сводиться к диагностике, и потом он сможет дать родителям рекомендации: какие есть недоработки, проблемы, на что надо обратить особое внимание. Конечно, общая нравственная деградация детей налицо. Те вещи, которые были немыслимы в лагере в 2004 году, сегодня уже приходится специально оговаривать.

- Что, например?

Сейчас для ребенка выпить пива - это как лимонада глотнуть. Хотя мы и стараемся брать детей из православных семей. В 2004 году дети об этом даже не помышляли, а сейчас на это приходиться обращать внимание. Но я надеюсь, что ситуация будет как-нибудь выправляться. У меня нет фатальных взглядов на ту тему, я не считаю, что все вокруг разваливается. Просто на данный момент ситуация такая! Все-таки здоровых сил в русской душе хватит и не на такие испытания.

- Кстати, в лагерь «Русская земля» действительно принимают только детей из России?

К нам приезжают дети из разных стран: из Англии, Швеции, Германии, США. Но мы берем их в лагерь, только если они православные и считают себя русскими.

Если вам захотелось задать начальнику лагеря дополнительные вопросы, это можно сделать по телефону 8-911-925-67-89.

Вот уже несколько лет на приходе работает летний дeтcкий лагерь. С 2004 г во главе с настоятелем храма (он же начальник смены и духовник) детвора отправляется подальше от цивилизации: телевизоров, мягких кроватей, опеки мам и пап и на деле попробовать то, чему учились в течение года- строить свою жизнь с Богом, осознанно принимать, что «не хлебом единым жив человек».

В лaгeрь принимаются дети с 9 до 15 лет. Расходы по содержанию берет на себя приход. Родители же платят ту сумму, которая им по карману, т.е. путевка приобретается за пожертвование. Организовывается одна смeна, продолжительностью 2-3 недели. До пункта назначения и обратно детей доставляет автобус. Палаточный лaгeрь разбивается за городом (полюбился Тарусский район, останавливались и в Козельском). Большие палатки с деревянными настилами служат и спальнями, и трапезной, и игровой. Есть свой генератор, который используется по мере необходимости. Еда готовится на костре (конечно, взрослыми, но ежедневные дежурства детей по кухне обязательно). Питание четырехразовое.

И пусть мам и пап не пугают «полевые» лaгeрные условия. В лaгeре устанавливается туалет, простенький душ. В течение всей смены присутствуют взрослые мужчины для охраны. Кто-либо из взрослых обязательно имеет медицинские навыки и необходимые медикаменты для оказания первой помощи. И основное бремя приготовления пищи лежит все же на взрослых. Как правило в смене есть педагог.

Зато сколько навыков приобретают дети: нужно и посуду помыть, и овощи почистить, и постель заправить, и одежду в чистоте содержать, и младшим помочь… И может больше нигде детям не придется попробовать свои силы в таком нынче «экзотическом» труде, как заготовка дров и доставка воды.

Во время смeны действует строгая дисциплина: четкий распорядок дня и послушание старшим » по званию» обязательны для всех. Иерархия здесь своя: начальник смeны, заместитель, физрук, инструкторы для мальчиков и девочек. Свои знаки отличия, форма, свои награды. Нет, лaгeрь не военного характера, а духовно-патриотической направленности.

В течение дня дети не предоставлены сами себе. На каждый день есть свой план: занятия (Закон Божий, история, краеведение, основы медицины, курс выживания в трудных условиях, занятия по развитию творческих способностей), спортивные игры (футбол, волейбол, веселые эстафеты, задания на ориентирование по местности, даже ночной подъем по «настоящей военной» тревоге, купание в реке, без которого трудно представить лeтний дeтcкий лaгeрь) и развлекательные мероприятия (вернисажи, всевозможные творческие и тематические вечера и, конечно же, посиделки у костра с песнями и задушевными беседами). Полюбились детям и паломнические поездки (монастыри и храмы Серпухова, Козельска, Тарусы), экскурсии (музей Поленова, парк птиц, художественный музей Серпухова, достопримечательности Тарусы), которые организовываются по возможности в течение лагерной cмены.

Нашим детям, живущим в основном в уютных квартирах, надолго запоминаются и встреча рассвета, и утренняя роса, и чудесные летние пейзажи, и дивные закаты на реке.
Здесь есть возможность развивать в себе волю (ох, как не хочется иногда выбираться из теплой постели!), характер (послушание старшему превыше всего!), проверить себя на ловкость, силу, находчивость; ощутить «чувство локтя». Ведь взаимовыручка здесь — не пустой звук (приходится себе в чем-то отказать и отдать другу, себя забыть, а пожалеть того, кто нуждается в этом больше).

Но самое главное, лaгeрная жизнь настроена на обращенность к Богу, чтобы дети ясно осознавали, все их мысли, слова, поступки, отношения с людьми — все делается в Божьем присутствии. Ни одно дело не начинается в лaгeре без молитвы. В лaгeрe устраивается свой храм, рядом флагшток, на который поднимается Российский флаг и флаг витязей (под их девизом живет cмена). Вместе со взрослыми выполняются утренние и вечерние молитвенные правила, батюшка служит молебны, под его руководством дети готовятся к исповеди и причастию, а в воскресные и праздничные дни все отправляются в ближайший храм для церковной молитвы.

В лaгере царит тот духовный настрой, который буквально чистит изнутри всех, кто попадает сюда. Ребенок уезжает, не скажу «духовно здоровым», но уже иным, в него всеивается то семя веры, надежды, любви, которое со временем обязательно прорастет. Вот в чем смысл этого лaгeря.

mob_info