Св амвросий медиоланский. Амвросий оптинский Лев Николаевич Толстой

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.

После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане. В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросии, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: "Амвросий - епископ!" Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашённых, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364 - 375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросии отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385 - 386 годах он отказался передать арианам базилику Медиолана.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывал глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви, блаженный Августин , принявший в 387 году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана.

Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан (375 - 383), получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379 - 395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.

Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи , сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он явился в видении. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием .

Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя "Об обязанностях священнослужителей" свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как "амвросианский напев"; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн "Тебе, Бога, хвалим", составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский , родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.

После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане.

В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросий, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка. Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: "Амвросий - епископ!" Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашенных, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364-375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросий, отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385-386 годах он отказался передать арианам базилику Медиолана.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывала глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана. Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан (375-383), получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379-395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимии, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.

Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи, сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он явился в видении. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником, между .

Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя "Об обязанностях священнослужителей" свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как "амвросианский напев"; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн "Тебе, Бога, хвалим", составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.

*На русском языке издано:

1. Полные творения. Киев, 1875.

2. Песнопения / Пер. в стихах и предисл. П. И. Цветкова // Творения Святых Отцев в русском переводе. 1891; Радость христианина. 1893.

3. Об обязанностях (о достоинствах) священнослужителей / Пер. Г. Харламова. М., 1776. То же / Пер. Г. В. Прохорова. Казань, 1906. То же. О должностях. Кн. I. // Христианское чтение. 1839. I, II.

4. О покаянии / Пер. Г. Харламова. СПб., 1778.

5. О чине священническом. М., 1823.

6. Слова: О том, как должно сретать день Рождества Христова // Христианское чтение. 1835. IV. С. 235 слл.; О посте // Там же. 1837. I. С. 229 слл.; О взаимной любви христиан // Там же. 1837. IV. С. 28 слл.; Слово обличительное по случаю затмения луны // Там же. 1840. III. С. 36 слл.; О таинстве Пасхи // Там же. 1841. II. С. 40 слл.; О Кресте Христовом // Там же. 1841. III. С. 387 слл.; Слово на день Рождества Христова // Там же. 1846. IV. С. 345 слл. Отд. изд. Избранные слова. М., 1824.

7. О том, как мы должны бояться не плотских, а духовных врагов и благодарить Бога за благодеяния // Христианское чтение. 1838. III. С. 20 слл.

8. Об удалении от мира // Там же. С. 145 слл.

9. Наставление воинам и другим членам государства и Церкви // Там же. С. 254 слл.

10. Письма: Иринею // Там же. 1836. II. С. 160 слл.; Савину // Там же. IV. С. 281 слл.; Ромулу, Сирицию, Беллицию // Там же. II. С. 273-278.

11. (Аскетические произведения) / Пер. Л. Писарева. Казань, 1901.

12. (Проповеди) (неполн. изд.). М., 1807. Отд. проповеди: Воскресное чтение. 1853-1858. Прибавление к Церковным ведомостям. 1899. 51, 52; 1900. 12.

Иконописный подлинник

Афон. 1547.

Свт. Амвросий. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Милан. V.

Свт. Амвросий Медиоланский. Мозаика. Часовня св. Виктора (San Vittore in Ciel d|oro) церкви св. Амвросия. Милан. V в.

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ (Ambrosius Mediolanensis), Амвросий Аврелий (Aurelius Ambrosius) (около 339 года, Августа Треверов, ныне Трир - 4.4.397, Медиолан, ныне Милан), святой, епископ Медиолана, богослов, один из западных отцов Церкви. Жизнь Амвросия Медиоланского описана в его собственных сочинениях, а также в биографии, составленной около 412-413 годов диаконом Цавлином (секретарём Амвросия Медиоланского).

Родился в семье префекта Галлии. Изучал в Риме греческую и римскую литературу, риторику, право. Избрав карьеру чиновника, стал около 370 года наместником Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане. Местной христианской общиной был избран епископом Медиоланским, хотя в то время только готовился к крещению. В ноябре 374 года принял крещение, а в декабре 374 года возведён в сан епископа. В 378-395 годах - советник императоров Грациана, Валентиниана II, Феодосия Великого.

Благополучие Римской империи Амвросий Медиоланский связывал с приверженностью её правителей принципам христианской нравственности. Идеальным считал такое государство, в котором церковь и светская власть взаимно содействовали бы друг другу, а элементом, сплачивающим империю, была бы вера. Выступал за автономный статус церкви.

Являлся непримиримым противником язычества и арианства. Например, в 382 году убедил императора Грациана убрать из здания сената алтарь и статую богини Виктории (Победы). В 384 году также убедил императора Валентиниана II не поддаваться на доводы неоплатоника-оратора Симмаха, требовавшего терпимости к язычеству и восстановления в сенате статуи Виктории. В 385 году, когда Юстина, мать императора и сторонница арианства, понуждала отдать арианам базилики в Медиолане, Амвросий Медиоланский отказался сделать это. Вместе с другими епископами и верующими он затворился в базилике Портиана и для укрепления духа исполнял вместе с паствой и воинами, охранявшими врата, антифоны и гимны. (Согласно биографу Амвросия Медиоланского - Павлину Медиоланскому, этот обычай богослужебного пения распространился затем из Медиолана на все западные провинции империи.) Победа Амвросия Медиоланского в борьбе с противниками никейской ортодоксии ослабила позиции ариан на севере Италии и в Иллирии. После предпринятой по приказу императора Феодосия резни в Фессалониках (390 год) принудил императора к публичному церковному покаянию. Способствовал в 387 году обращению в христианство Августина Блаженного.

Амвросий Медиоланский известен многочисленными богословскими сочинениями, посвящёнными толкованию Священного Писания и догматов, среди них - комментарий на «Шестоднев» («Hexaeтeroп»), «О рае» («De paradiso»); морально-практическим вопросам: «Об обязанностях священнослужителей» («De officiis ministrorum»); догматическим вопросам: «О вере» («De fide»), «О Святом Духе» («De Spiritu Sancto»). Ряд своих произведений посвятил теоретическим вопросам взаимоотношений государства и церкви. Способствовал усвоению западной теологией богословской мысли христианского Востока (Филон Александрийский, Ориген, святители: Афанасий Великий, Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов и др.), познакомил Запад с аллегорическим методом библейской экзегезы. Утвердил на Западе восточное учение о пресуществлении хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы (впоследствии это учение было принято в качестве догмата на 4-м Латеранском соборе, 1215 год).

Гимнографические труды. Амвросий Медиоланский - автор нескольких гимнов (текстов и мелодий), используемых в оффиции. По различным сведениям, он сочинил от 12 до 18 гимнов. 4 гимна - Aeterne rerum conditor («Бессмертный творец всего сущего»), Deus creator omnium («Бог, создатель всего сущего»), Jam surgit hora tertia («Наступает час третий»), Veni, redemptor gentium («Приди, спаситель народов»; известен также по началу другой строфы - Intende, qui regis Israel, «Подвигнись, царь Израилев») - приписывал Амвросию Медиоланскому уже Августин Блаженный. В истории музыки наибольшую известность приобрёл «амвросианский» гимн Те Deum («Тебе Бога хвалим»), авторство Амвросия Медиоланского, в отношении которого современная наука оспаривает. По имени Амвросия Медиоланского названа особая певческая традиция в католическом богослужении - амвросианское пение (смотри Григорианский хорал). Амвросию Медиоланскому приписывается Миланская литургия.

День памяти Амвросия Медиоланского - 7(20) декабря. Почитать Амвросия Медиоланского как на Западе, так и на Востоке стали сразу же после его кончины, о чём свидетельствуют появившиеся уже в 5 век латинское и греческое жития.

Соч.: Patrologiae cursus completus. Ser. Latina. Р., 1844-1864. Т. 14; Две книги о покаянии. М., 1901; Об обязанностях священнослужителей. Казань, 1908; Две книги о покаянии и другие творения. М., 1997.

Лит.: Лосев С. Св. Амвросий Медиоланский как толкователь Св. Писания Ветхого Завета. К., 1897; Адамов И. И. Учение о Троице свыше Амвросия Медиоланского. Сергиев Посад, 1910; Прохоров Г. В. Нравственное учение святого Амвросия, епископа Медиоланского. СПб., 1912; Marcelii J. J. Ecclesia sponsa apud sant Ambrogio. Roma, 1967; Beato L. Teologia della malattia in sant Ambrogio. Mil., 1968; Pizzolato L.F. La dottrina esegetica di S. Ambrogio. Mil., 1978; Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991; Казаков М. М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. Смоленск, 1995.

Ф. Г. Овсиенко; С. Н. Лебедев (гимнографические труды).

Отношения с государством — одна из самых важных проблем в истории Церкви. С момента зарождения христианства ответ на этот вопрос заново ищет практически каждое поколение верующих. Но среди христианских святых был человек, сумевший с помощью личного авторитета создать новую модель отношений между Римом и христианами, которая привела к крушению языческой религии и фактически стала одним из предвестников конца римской цивилизации. Память святителя Амвросия Медиоланского празднуется Православной Церковью 20 декабря.

Базилика Амвросия Медиоланского. Построена в 379-386 годах святым Амвросием Медиоланским на месте захоронения раннехристианских мучеников

Избранный устами младенца
Его звали Амвросий, и он смог успешно соединить в себе классическое римское мировоззрение с христианством. Он стал зримым доказательством того, что знатный римлянин может верить во Христа, а новая вера не противоречит традиционным римским добродетелям. Он родился около 340 года, а умер в 397-м, прожив всего 57 лет, но за эти годы он смог изменить и Церковь, и империю. В молодости он был адвокатом, а затем стал префектом в Северной Италии, то есть вторым человеком по значимости после императора, не считая других префектов. Его резиденция находилось в Медиолане (нынешний Милан) — втором по значению городе в империи после Рима. На посту префекта Амвросий отличался справедливостью и строгим соблюдением закона, а потому в 374 году его назначили арбитром в споре между арианами и православными, посвященном избранию нового епископа Медиолана.

В конце IV века эта должность была крайне желанной. После того как Константин Великий сделал христианство сперва дозволенной, а затем и предпочитаемой религией, в Церковь хлынул поток новых верующих и денег. Современник Амвросия римский историк Аммиан Марцеллин описывает кровавую бойню при выборе епископа в Риме в 369 году: «Дамас и Урсин горели жаждой захватить епископское место. Партии разделились, и борьба доходила до кровопролитных схваток и смертного боя между приверженцами того и другого… В этом состязании победил Дамас — благодаря усилиям стоявшей за него партии. В базилике Сицинина, где совершаются сходки христиан, в один день было подобрано 137 трупов убитых людей, а простонародье, долго пребывавшее в озверении, лишь исподволь и мало-помалу утихомирилось».

Подобное кровопролитие могло произойти и в Медиолане, а потому добросовестный префект пришел в базилику, где происходили выборы, чтобы утихомирить толпу. Амвросий с кафедры стал призывать людей к порядку, и в это время в храме трижды раздался детский голос: «Амвросий — епископ». Это посчитали знаком свыше, и, хотя кандидат не был даже крещен и предпочел спастись бегством из города, через некоторое время Амвросий был крещен и поставлен в епископы.

С этого момента начинается новый этап жизни бывшего римского префекта. Амвросий усердно учится: изучает Священное Писание и отцов Церкви, а затем начинает говорить проповеди, в которых сравнивает библейские тексты с сокровищами римской и греческой философии, литературы и истории. По мнению многих исследователей, делает он это не для того, чтобы римляне убедились в правоте нового учения, а для того, чтобы остановить процесс разрушения римской цивилизации и убедить христиан в богатстве античной культуры.

Церковь в государстве или государство в Церкви?
Римская империя вступила в фазу упадка, христианская Церковь, напротив, резко набирала силу. В этих условиях необходимо было выработать способы взаимодействия Церкви и императора. Восточная и Западная Церковь пошли по этой дороге разными путями. В Константинополе со времен Константина Великого начинает формироваться идея цезарепапизма, которую сформулировал африканский епископ Оптат. По его мнению, власть императора ограничена лишь Богом, епископы подчиняются повелениям цезаря даже в церковных вопросах. Оптат выдал чеканную формулу этого типа отношений, которой потом с удовольствием пользовались цари как в Византии, так и на Руси: «Церковь в государстве, но не государство в церкви».

Разумеется, Амвросий Медиоланский не мог принять подобной доктрины. Рим стремительно менялся: сторонники старой римской религии чувствовали, что их время уходит, Амвросий пытался закрепить статус христианства в государстве, пользуясь личным влиянием на императоров.

Кульминацией этой борьбы стал знаменитый спор об алтаре Победы, который произошел во второй половине 384 года. Интересы язычников представлял префект Рима Симмах, со стороны христиан выступил Амвросий Медиоланский. Вся полемика представляет собой письма, адресованные императору Валентиниану II. Молодой цезарь еще не был крещен, а потому Симмах адресует юноше обширную реляцию (письмо), в которой просит восстановить алтарь Победы в Сенате. Аргументы римского префекта в основном сводятся к веротерпимости, защите старинных обычаев и сохранению традиционной римской религии, принесшей славу империи: «У каждого свой обычай, свои обряды. Божественная мысль дала различным городам различных богов-покровителей. Народы получают каждый своего данного роком гения, как новорожденные — душу. К тому же люди присваивают себе богов из соображений полезности: смысл всего скрыт от нас, но откуда мы правильнее всего познаем богов, как не по воспоминаниям и памятникам о счастливых событиях? И если протекшие века создали религии авторитет, то мы должны соблюсти верность стольким векам и следовать своим родителям, которые счастливо следовали своим».

Симмах приводит один из сильнейших доводов с точки зрения классических римских добродетелей. С момента своего основания Рим стоял на почитании «отцов»-патрициев. Древность же обычаев и правильность их исполнения была настолько важна, что если при выборах консулов происходила ошибка в процедуре или в гаданиях, то выборы аннулировались. Власть переходила к интеррексу (междуцарю), который в течение пяти дней должен был созвать народное собрание для выбора царя или консула.

В свою очередь, Амвросий Медиоланский пишет Валентиниану II два письма (17-е и 18-е). Первое он отправляет, еще не имея перед собой текста реляции, второе посвящено разбору аргументов оппонента. Первое послание содержит в себе понимание места Церкви в империи с точки зрения святителя: «Как все люди, которые находятся под римской властью, служат вам — императорам земным и государям, так и сами вы служите всемогущему Богу и священной вере. Иначе же спасение не сможет быть обеспечено, если каждый не почитает правдиво Бога истинного, а это — Бог христиан, который всем правит». Представления о том, что служение священника выше императорского, поскольку император остается в Церкви мирянином и в делах духовных подчиняется епископату и обязуется защищать веру силой своей власти. Амвросий был одним из первых западных учителей Церкви, сформулировавшим основу величия Рима как Церкви, которая затем получит развитие в средневековых спорах пап и европейских монархов. Именно с позиций сильной Церкви Амвросий будет потом говорить с узурпатором (человеком, незаконно захватившим императорскую власть) Евгением и с Феодосием Великим — последним цезарем, которому удалось ненадолго объединить Западную и Восточную Римскую империю.

Однако вернемся к полемике с Симмахом. Святитель приводит еще один довод, из которого видно, что Амвросий не ограничивал влияние Церкви лишь стенами храма. Сенат — это общественное место, где заседают сенаторы-христиане и сенаторы-язычники. Восстановление алтаря Победы нарушило бы права большей части сената и принудило бы христиан находиться в месте, где произносятся клятвы и приносятся жертвы языческим богам, которых он называет «демонами и идолами». Святитель Амвросий четко указывает императору, что между принципом равенства религий и поддержкой Церкви цезарь должен выбирать сторону христиан, поскольку он и сам должен быть христианином. Святитель впервые начинает в обращениях к цезарю использовать титул «христианнейший», вкладывая в этот эпитет совершенно определенное понятие — защитник веры, слушающийся повелений Церкви. Амвросий переворачивает формулу Оптата, предполагая, что государство находится в Церкви, но не Церковь в государстве.

Медиоланский епископ также чрезвычайно изящно опровергает идею Симмаха и классического Рима о том, что боги сражались на стороне легионов и даровали им победу. Идея эта была одной из основополагающих для римской цивилизации, и ради удовлетворения богов в прямом смысле слова отдавали жизни и простые воины и консулы, а каждая такая жертва становилась национальным героем и фактически новым богом для римлян. Амвросий же говорит о том, что победу Риму приносили не боги, но доблесть солдат: «Зачем мне отрицать, что их святыни сражались за римлян? Однако ведь и Ганнибал поклонялся тем же самым богам! Стало быть, боги могут выбрать кого хотят». Последняя фраза Амвросия в своей ироничности революционна не только с точки зрения античности, но и для Средневековья. Во время крестовых походов и франки, осаждавшие Константинополь, и греки, его защищавшие, считали, что Христос помогает только их войску.

В споре с Симмахом Амвросий победил. Алтарь Победы не был восстановлен, но Симмах уважал епископа и направил к нему молодого человека по имени Августин, которому предстояло стать одним из величайших учителей Церкви. Речь идет о блаженном Августине — авторе «Исповеди», «О Граде Божием» и других сочинений, составляющих золотой фонд христианской патристики. В свою очередь, Амвросий очень высоко отзывался о талантах Симмаха, и спор не испортил их добрых отношений.

«Могильщик» Рима
Высшей точкой политического влияния Медиоланского епископа стало покаяние императора Феодосия Великого и последовавший за тем ряд указов, ставящих язычество в империи вне закона. Отметим, что этот византийский император долго считал себя вправе вмешиваться во внутрицерковные дела, созывать соборы и даже запрещать христианам вести богословские споры. Для Востока с его идеей цезарепапизма это уже стало нормальной практикой, для Запада подобное вмешательство цезаря было неприемлемым, а потому диалог Амвросия с Феодосием стал практически неизбежным.

Среди писем святителя к царям есть и несколько посланий к Феодосию, в одном из которых Амвросий вновь декларирует примат Церкви над императором: «Если в денежных делах ты советуешься со своими комитами, то насколько в большей степени тебе надлежит советоваться со священником Господа в деле религии». В дальнейшем святитель неоднократно говорил цезарю о том, что «порфира делает людей царями, а не иереями», и считал епископское достоинство выше царского.

Столь бесстрашная позиция Амвросия принесла свои плоды — в 392 году Феодосий издает закон, фактически упразднявший всякий языческий культ. Он запрещал любые жертвоприношения (они приравнивались к оскорблению величества), осуждал людей, почитавших изображения, созданные человеческой рукой, предписывал конфискацию храмов и мест отправления языческого культа. Традиционной римской религии пришел конец. По иронии судьбы одним из «могильщиков» Рима стал Амвросий Медиоланский — человек, любивший античную культуру и философию и желавший приобщить к ней христиан. Истинный римлянин, он не просто смог говорить с царями на равных, но и заложить основу для воскрешения античности, привив ее к здоровому дереву под названием «христианство».

Андрей Зайцев

источник Нескучный сад

Церковный писатель, святитель

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в году в семье римского наместника Галлии . Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.

После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим , где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии , но жил в Медиолане . В году умер епископ Медиолана (ныне Милан) Авксентий , и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами , так как каждая сторона хотела поставить своего епископа . Амвросий, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка. Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: "Амвросий - епископ!" Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашенных , почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана I (364 - 375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросий отстаивая единство Церкви , энергично противодействовал распространению ересей . Так, в году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии , а в - годах он отказался передать арианам базилику Медиолана.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывала глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал знаменитый отец Западной Церкви, блаженный Августин , принявший в году святое крещение под воздейстивем проповеди епископа Медиолана.

Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан , получив от него изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379-395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни . Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий, святитель не допустил императора причащаться в алтаре , а заставил стоять вместе со всей паствой.

Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда , царица воинственного германского племени маркоманов , часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в Христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в Христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей .

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции , пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи , сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он явился в видении. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике , в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием .

Ревностный проповедник и мужественный защитник Христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице , таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры ; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии).

В сочинениях о христианской нравственности он раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников . Известная работа святителя "Об обязанностях священнослужителей" свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви.

Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение по сирийскому образцу, известное как "амвросианский напев"; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Возможно он же составил благодарственный торжественный гимн "Тебе Бога хвалим ", вошедший в богослужение Православной Церкви.

Молитвословия

Тропарь, глас 4 (общий святителю)

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ Я́же веще́й И́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Амвро́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас тот же (из Оптинской службы, написанной в 1870 году архимандритом Антонием (Ильенковым), в схиме Авраамием, 1832 - 1889)

Боже́ственнаго вдохнове́ния орга́не,/ доброде́телей апо́стольских прича́стниче,/ Ри́ма кра́сное процвете́ние,/ Амвро́сие, иера́рше блаже́нне,/ царя́ обличи́л еси́/ и вселе́нную в благоче́стии утверди́л еси́./ Те́мже моли́ся Христу́,// дарова́ти на́м ве́лию ми́лость._

Кондак, глас 3 (Подобен: Божественныя веры:)

Боже́ственными догма́ты облиста́я,/ помрачи́л еси́ А́риеву пре́лесть,/ священнотаи́нниче и па́стырю Амвро́сие:/ чудоде́йствуя же си́лою Ду́ха,/ стра́сти разли́чныя я́ве исцели́л еси́, о́тче преподо́бие,/ Христа́ Бо́га моли́// спасти́ся душа́м на́шим. и http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec1222.html - ин кондак

  • http://files2.regentjob.ru/minea/dec1/dec1224.html - кондак
  • mob_info