Урок 10 кл многообразие путей познания мира. Многообразие способов познания мира

Слайд 2

МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

  • миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания;
  • совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего;
  • утверждает и принятую в данном обществе систему правил и ценностей.

Миф - это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей.

Слайд 3

Творение изображалось как «добывание» героем элементов культуры или как превращение хаоса в

космос путем постепенного упорядочения.

Идзанаги и Идзанами, боги-прародители.

Слайд 4

Типология мифов.

  • Космогонические – мифы творения;
  • Эсхатологические – описывающие грядущую гибель;
  • Календарные - знания о смене времен года;
  • Биографические - рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.
  • Слайд 5

    Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам.

    К мифам же восходит и древний героический эпос.

    Слайд 6

    «И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ...»

    В отличие от науки, где знания - самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт»;

    Способом формирования практического знания являлось ученичество;

    Практическому знанию соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть-чуть»...;

    практическое знание не претендует на теоретическое обоснование.

    Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни.

    Слайд 7

    Усложнение деятельности людей - необходимость фиксировать знания, достижения практики в виде

    описаний.

    НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ:

    свод рецептов поведения для разных случаев.

    Эти сведения усвоены стихийно, они неоднородны и противоречивы.

    стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали.

    Слайд 8

    Пословицы и поговорки

    • Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
    • Пока железо в работе, его и ржа не берет.
    • Много спать – дело не знать.
    • Работа не волк, в лес не убежит.
    • Какие труды, такие и плоды.
    • Близок локоть, да не укусишь.
    • Весна год кормит.
    • Время лечит.
    • Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
  • Слайд 9

    ПОЗНАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА – художественное освоение мира.

    Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ;

    Образ, как отражение действительности, обладает определенными свойствами реально существующего предмета, при этом яснее становится суть и предназначение обоих.

    В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» В.Г.Белинский назвал «энциклопедией русской жизни».

    Слайд 10

    Образ не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов.

    Образ раскрывает в единичном, преходящем, случайном сущностное, неизменное, вечное.

    Боттичелли "РождениеВенеры»

    Слайд 11

    Слайд 12

    «паранаука» (от лат. para - после, при), т. е. околонаучное знание.

    Существуют достоверные факты, не вписывающиеся в сложившиеся научные системы.

    Паранаука использует сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.

    отличается претензией на универсальность и исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной.

    Для паранауки характерен уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам.

    Слайд 13

    «Человек рождается со сферическим биополем»

    • Что такое сферическое биополе?
    • Кто и как определил его сферичность?
    • На какое расстояние оно распространяется?
    • Если геометрически человек не точка, то значит ли это, что на разных участках тела биополе имеет разную толщину, чтобы оставаться сферой?
  • Слайд 14

    Источники:

    Павлова Анеля Васильевна учитель истории МБОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.

    Посмотреть все слайды

    Познание как форма духовной деятельности существует
    в обществе с момента его возникновения, проходя
    вместе с ним определенные этапы развития.
    На каждом из них процесс познания осуществляется в
    многообразных и взаимосвязанных социальнокультурных формах, выработанных в ходе истории
    человечества.
    Поэтому познание как целостный феномен нельзя
    сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной
    как научное, которое не«покрывает» собой познание
    как таковое.
    Существует множество различных типов знаний и форм
    познавательной деятельности.

    Виды познания
    социальное
    научное
    ненаучное
    самопознание
    художественное
    практическое
    паранаучное
    житейское
    религиозное
    мифологическое

    Вид познания
    Мифологическое
    Практическое
    Житейское
    Художественное
    Паранаучное
    черты
    примеры

    Мифологическое
    Миф
    с греческого «слово».
    Соединены зачатки знания,
    элементы верований, и т.д.
    Отражалось понимание
    природных явлений.
    Рассказывает не только о
    прошлом, но и будущем.
    Неотчётливое разделение
    субъекта и объекта, предмета и
    знака, пространственных и
    временных отношений.
    Замена научного принципа
    объяснения вещи и мира в целом,
    рассказом о происхождении и
    сотворении.
    Очеловечивание природы, т.е.
    перенесение на мир человеческих
    черт.
    Эмоциональная образная форма
    восприятия мира.
    Героические – скрывают
    реальные события.
    Этиологические – объясняют
    происхождение названия,
    обрядов, обычаев.
    Космогенические – о
    происхождении мира, о
    происхождении хаоса в космосе, о
    борьбе героев и богов с
    демоническими силами.
    Календарные – о смене времён
    года, об умерших и воскресших
    богах.
    Эсхатологические – описывают
    гибель космоса, конце мира и
    космоса, о воскрешении мира.
    Биографический – рождение,
    происхождение, посвящение в
    полновозрастный статус, брак,
    смерть мифологических героев

    http://www.mifinarodov.com/a/
    antropogonicheskie-mifyi.html
    http://ec-dejavu.ru/e/Eschatology.html

    Практическое
    Основа – жизненный опыт
    Знание это побочное явление.
    Обязательный способ формирования,
    ученичество у опытного наставника.
    Опытному познанию способствует свой
    язык.
    Большинство опытных знаний не
    требует теоретического обоснования.
    Человек усваивает не только
    практические знания, но и оценивает
    нормы поведения. Усваивает без
    усилий действия по образцу.
    Используется человеком практически
    неосознанно и в своем применении, не
    требует предварительных систем
    доказательств.
    Бесписьменный характер.
    Человек,
    живший на
    берегу реки или озера,
    строил корабль, лодку
    для плавания по
    волнам.
    Основным
    результатом такой
    деятельности должно
    было стать судно, а
    побочным - знание о
    том, какое дерево
    взять, как и чем его
    обработать, какую
    форму придать
    плавучему средству
    передвижения.

    Житейское
    Основа
    – народная мудрость
    (афоризмы, поговорки, пословицы,
    загадки и т.п.)
    Основа народной мудрости –
    обобщенные практические знания
    Разных людей.
    Мудрость – умение разбираться в
    земных событиях самих по себе, без
    соотнесения с миром богов.
    Отличительной чертой народной
    мудрости как своеобразного свода
    рецептов повеления для разных
    случаев является то, что она не
    однородна, противоречива.
    Здравый смысл – сведения,
    усвоенные стихийно, явление
    консервативное
    Цыплят
    по осени считают/
    Куй железо пока горячо
    Без труда не выловишь
    рыбку из пруда / Работа не
    волк в лес не убежит
    «Спешите делать добро» /
    «Поспешишь – людей
    насмешишь».
    «Не зная броду не суйся в
    воду» / «Риск – благородное
    дело».
    «Старый конь борозды не
    испортит» / «Старые дураки
    глупее молодых».

    Художественное
    Целостное,
    а не расчлененное
    отображении мира и особенно
    человека в мире.
    Выражаетс я эстетическое
    отношение человека к
    действительности.
    Специфическим способом является
    использование художественного
    образа.
    Литературный рассказ о событии
    не является самим событием, но он
    даёт возможность воссоздать его
    при помощи фантазии читателя.
    С помощью художественного
    образа искусство создаёт своего
    рода гипотезу окружающего мира
    или его частей.
    Познавательная деятельность
    весьма разнообразна.

    Паранаучное
    грешит
    туманностью и загадочностью
    сведений, которыми она оперирует.
    используя сведения, не подтверждающиеся в
    эксперименте, не вписывающиеся в принятые
    теории или просто противоречащие
    общепринятым и проверенным практикой
    научными знаниям.
    отличается претензией на универсальность.
    не стремиться к ответам на вопросы,
    безапелляционно использует подобную
    формулу, объясняя с её помощью причины
    болезни и другие проявления человека.
    завышение претензии на внимание к себе.
    Всякие предложения провести дополнительные
    экспертизы или проверки воспринимаются как
    оскорбление и недоверие.
    уход от конкретных объяснений, стремление
    обойти те факты, которые противоречат или не
    соответствуют используемым ею методам.
    Мантика,
    нумерология,
    некромантия,
    уфология,
    алхимия,
    хиромантия,

    Миф – (от греч. mythos – предание, сказание) –
    повествование о богах, духах, обожествленных героях и
    первопредках, возникшее в первобытном обществе. В
    мифах переплетены ранние элементы религии,
    философии, науки и искусства.
    Мифам разных народов присущи сходные и
    повторяющиеся темы и мотивы:
    1) мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические
    мифы);
    2) эсхатологические мифы;
    3) человека (антропогонические мифы);
    4) о происхождении солнца (солярные мифы);
    5) луны (лунарные мифы);
    6) звезд (астральные мифы);
    7) мифы о животных;
    8) календарные мифы;
    9) мифы о происхождении и введении культурных благ
    (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия);
    10) мифы об установлении определенных социальных
    институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.

    Эсхатология
    (от греч. eschatos –
    крайний, последний и logos – учение) –
    учение о конечных судьбах мира и
    человека.
    Различается
    индивидуальная эсхатология, т. е. учение о
    загробной жизни единичной человеческой
    души,
    и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели
    космоса и истории и их конце.

    Практическое знание – знание о том, как
    действовать в ходе преобразования природного и
    социального мира, какими свойствами обладают
    материалы, предметы, каков порядок операций в
    повседневной и специализированной деятельности.
    Народная мудрость, здравый смысл.
    Здравый смысл (англ. – common sense) – общее, присущее в
    той или иной мере каждому человеку чувство истины и
    справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.
    Здравый смысл не поднимается до уровня научного и
    философского осмысления действительности, но и
    противопоставлен оторванным от жизни искусственным
    построениям.
    Здравый смысл в основе своей не является знанием. Скорее,
    это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря
    которому в знании различаются главное и второстепенное и
    обрисовываются крайности.

    «Познавательные процессы» - Основные параметры ощущений Aistingute p?hidimensioonid интенсивность intensiivsus качество kvaliteet время aeg пространство ruum. Познавательные процессы Tunnetusprotsessid. Свойства восприятия Taju omadused постоянство p?sivus избирательность valivus осмысленность m?testatus апперцепция apertseptsioon.

    «Проблема познания» - Мечта. Анализ, синтез, движение от простого к сложному, от явлений к сущности. Иоганн Гете работал на границе классицизма и романтизма. Истина. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Результат исследовательской деятельности. Итог – получение новых научных знаний – объективной истины.

    «Научное познание» - Ответственность ученых за свои открытия и изобретения. План урока: Имеет дело с особым набором объектов реальности. В1-09: Архипов Алексей Максимов Максим Владимирова Ольга. Какие инструменты, сконструированные для научных исследований, вы знаете? Музыка. 3. Роль науки в современном мире. Цепная реакция.

    «Проблема познаваемости мира» - Проблема познаваемости мира. Гносеология. Соответствие знания действительности. Основная проблема в философии. Виды истины. Философские решения проблемы критериев истины. Виды знаний. Основные концепции теории познания. Объективность. Гелиоцентрическая система мира. Истина. Особенности научного мышления.

    «Познание мира» - Приведите примеры закона и гипотезы. Гипотеза и закон. Научное познание. Теория-особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений,законов науки. Когда гипотеза становится законом? В чем разница между гипотезой и законом? Причины перехода людей на альтернативные формы познания- «Кризис науки».

    «Познание» - Восприятие- совокупность ощущений, создающие целостный образ предмета. Истина и ёё критерии. Истина бывает относительной и абсолютной. Знание- результат познания. Истина- результат познания. Истории без людей не бывает. Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.

    Всего в теме 20 презентаций
























































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока: создать условия для формирования представлений о многообразии человеческих знаний, особенностей ненаучного познания мира;

    Задачи:

    • познакомиться с видами и уровнями знаний человека;
    • развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск информации;
    • анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
    • способствовать выработке гражданской позиции у учащихся.

    Технологии: Дифференцированного обучения; информационно-коммуникативная; обучение в сотрудничестве; развитие критического мышления.

    Ожидаемые результаты:

    1. Повышение качества знаний;

    2. Развитие научно-исследовательских и творческих способностей;

    3. Активная жизненная позиция;

    4. Способность сознательно регулировать свою деятельность;

    5. Навык и умение выделять изучаемые вопросы в тексте при подготовке к ЕГЭ.

    Ученики научатся:

    • определять проблемы познаваемости мира;
    • анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;
    • осуществлять поиск нужной информации, выделять главное;

    Основные понятия урока:

    • Ненаучное познание;
    • Народная мудрость;
    • Паранаука;
    • Практический опыт;
    • Искусство;
    • Гносеология;
    • Эсхатология.

    Тип урока: деловая игра.

    1. Организационный момент

    Вступительное слово учителя: “В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское. И не всегда процесс познания совершается в научных лабораториях.

    Нужна ли человеку вера в чудесное?

    Какую роль играет фантазия в процессе познания истины?

    Помогает ли искусство лучше понять мир?

    Поразмышляем над этими вопросами.

    Предварительная подготовка

    Класс разделён на группы, каждая из которых представляет определённую роль убеждённых сторонников своих ненаучных способов познания мира и истины.

    Условие одно: все должны быть убедительны во время представления своего способа познания

    1. Миф и познание мира

    5. Там, где кончается наука.

    Тема урока “Многообразие путей познания мира”

    План урока:

    1. Миф и познание мира

    2. “И опыт, сын ошибок трудных”

    3. Народная мудрость и здравый смысл

    4. Познание средствами искусства

    5. Там, где кончается наука.

    2. Новый материал:

    Работа команды “Мифология”

    Презентация “Мифы как познание мира”

    Класс работает в тетрадях.

    Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нём.

    Миф – предшественник науки в её преобразовательной и познавательной роли.

    Запись в тетрадь: Роль и значение мифа:

    1. Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

    2. Мифы сохраняют жизненный опыт народов;

    3. Обеспечивает преемственность культурного опыта;

    4. Передаёт лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

    Эсхатология – “мифы о конце света, о конце времени” - “Миф о всемирном потопе”

    Гносеологизм - философское учение, не отвергает сложности познания, и утверждает, что мир познать возможно.

    Основные тематические циклы мифов:

    Космогонические мифы - о происхождении мира и Вселенной;

    Антропогонистические мифы - о происхождении человека;

    О культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

    Эсхалогические мифы- мифы о “конце света”;

    Биографические – рождение, брак, смерть героев.

    Работа группы 2. “И опыт, сын ошибок трудных”

    Презентация и выступление.

    Классу предлагают ленточку и ножницы. Задание: попробуйте отрезать “кусочек” ленты “чуть-чуть” (все ученики отрезают ленту, но у всех она разной длины.

    Какая практическая деятельность или житейская ситуация породили следующие пословицы?

    Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

    Портной без кафтана, сапожник без сапог, плотник без дверей.

    Запись в тетрадь:

    1. Опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;

    2. Его особенность – получение знания не самоцель, а “побочный продукт”;

    3. Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;

    4. Практическому знанию свойственен свой язык: “чуть-чуть”, “на глазок”;

    5. Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения.

    Работа группы 3 “Народная мудрость и здравый смысл ”

    Презентация и выступление.

    Запись в тетрадь:

    - Народная мудрость – своеобразный свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

    - Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.

    Приветите примеры народной мудрости:

    В чужом доме не указывать;

    Из чёрного не сделать белого;

    В лес дров не носят;

    Что имеем не храним, потерявши плачем;

    Ласковое слово и кошке приятно;

    Всё идёт как по маслу;

    Плох тот солдат, кто не метит в генералы;

    Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да уму – разуму научил;

    С миру по нитке – голому рубаха;

    По таланту и успех.

    Можно использовать литературное произведение “ Шемякин суд ”

    Работа группы 4 “Познание средствами искусства”

    Презентация и выступление.

    Запись в тетрадь:

    Особенность познания - художественное обобщение, образ. Помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

    Признаки художественного познания:

    1. Отражение мира в художественных образах.

    2. Субъективность образа.

    3. Вместо доказательств – эмоциональная убедительность образов.

    4. Особый язык искусства – символы, аллегории, метафоры.

    Работа группы 5 “Там, где кончается наука”

    Презентация и выступление

    Запись в тетрадь:

    Паранаука – околонаучное знание, характерные черты которого - туманность, загадочность сведений, которыми она оперирует.

    Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

    Отличительные черты паранауки:

    Претензия на универсальность;

    Завышенные претензии на внимание к себе;

    Нередко нетерпимость к традиционной науке.

    1. Познавательные возможности человека и общества ограниченны, а объекты познания безграничны.

    2. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

    3. Подведём итоги работы всех групп: С какими ненаучными способами познания мира мы познакомились?

    4. Какой из всех вам показался самым убедительным?

    Работа с заданиями в форме ЕГЭ по теме “Ненаучное познание мира”

    (Презентация подготовлена учителем из заданий ЕГЭ по блокам А и В, С)

    В 1- искусство;

    В 2- абстрагирование; эксперимент;

    В 3 -3412; 3412;

    С 7 – две особенности художественного вымысла: искусство может выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами.

    1. образное отражение мира;

    2. опора на единичное, неповторимое;

    3. условный характер создаваемых произведений.

    С8. составить план ответа

    1. Познание как процесс познаваемости мира.

    2. Основные пути ненаучного познания:

    Б) жизненная практика

    В) народная мудрость

    Г) искусство как специфическая форма познания

    3. Научное познание и его особенности

    А) теоретический характер знаний

    Б) стремление к объективности

    В) доказательность

    Г) системность.

    Рефлексия.

    Поблагодарить всех за работу на уроке.

    • Какой способ познания вызвал у Вас эмоциональное впечатление?
    • Деловое настроение?
    • С каким методом Вам предстоит постоянно познавать мир во взрослой жизни?

    Домашнее задание: параграф 23.

    Использованная литература.

    1. Боголюбов Л.Н. “Обществознание. Профильный уровень 10 класс”, Москва, 2008 г.

    2. Сорокина Е.Н. “Поурочные разработки по обществознанию 10 класс. Профильный уровень”, Москва 2008 г.

    3. Тесты ЕГЭ 2012-2013 года. Издательство “Экзамен”, 2013 г.

  • mob_info