Проклятие. Родительское проклятие действует очень сильно

Отец моего мужа ушел из семьи. С тех пор мать против общения отца с сыном. Муж продолжает общаться с отцом, но когда свекровь узнала об этом, прокляла всю нашу семью. Мы молимся о ее здравии, об избавлении ее души от злобы и ненависти, но душевного покоя нет. Посоветуйте, как избавиться от материнского проклятия. Говорят, что оно самое сильное.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Проклятие - лишение благословения и осуждение на бедствия. Власть эта принадлежит исключительно Богу. Однако еще в древнейшие библейские времена Господь дал особую духовную власть некоторым праведником благословлять или проклинать. Такая власть была у патриархов, а затем у пророков.

Родителям Господь дал особую духовную и нравственную власть над детьми. По мнению святителя Иоанна Златоуста, она предполагается самим происхождением детей. «Власть родителей над детьми имеет свое начало от самой природы. Такая честь им есть награда за болезни рождения» (Восемь слов на книгу Бытия. Слово IV). Основанием этой власти является также сугубая ответственность родителей за воспитание детей. Их отношения должны строиться по образу наших отношений с Богом. Цель нашей духовной жизни - быть достойными того высочайшего звания, о котором говорит святой апостол Павел: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа»(Гал. 4: 7). Мы, люди Нового Завета, «приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим. 8: 15). Слово «авва» арамейского языка соответствует нашему «папа» - доверительному обращению детей к отцу.

На этой родительской власти, правильно применяемой, основано духовно-нравственное воспитание детей. Без этой власти родители не могут выполнить свои обязанности перед детьми. Архимандрит Кирилл (Павлов) в слове «О почитании родителей» говорит: «Известно немало историй, подтверждающих реальную силу власти родителей над детьми. Множество есть таких примеров, когда родительское благословение низводило благодать на души своих детей. И наоборот, проклятие родительское подвергало ужасным страданиям, мучениям детей непокорных. Блаженный Августин, епископ Иппонийский, рассказывает один случай. Некогда в одном из городов его епархии такому проклятию подверглось целое семейство. Мать девятерых сыновей, старушка, однажды была сильно огорчена своим старшим сыном, который не только устно ее оскорбил, но и дерзнул нанести ей побои. Оскорбленная, огорченная таким поступком старшего сына, мать скорбела и на прочих своих сыновей: почему они не удержали его и не помогли, не защитили ее, когда он наносил ей удар? И вот в порыве такого негодования, гнева она всех их без разбора прокляла. И суд Божий, суд неизбежный совершился. Старший сын в тот же день был поражен параличом. Руки его, а затем и все члены тела стали дрожать. Он пришел в полное изнеможение, не мог даже ходить. Такая же участь постигла и всех остальных сыновей в течение одного только года. Так что они, не вынося стыда, не терпя позора от своих сограждан, ушли из этого города и где-то скитались по всей Римской империи. Вот наглядный пример, очевидный пример, как в скорости суд Божий совершается над дерзкими непочтительными детьми. Этот пример убеждает нас еще и в том, что грешат и матери, которые вот так дерзают произносить столь безрассудные проклятия на своих детей. И вдвойне грешат дети, которые вынуждают своих родителей на такие крайние поступки - проклятия».

Имея немало примеров исполнившихся проклятий, нельзя думать, что власть родителей над детьми абсолютна, и тем более недопустимо приписывать словам отца или матери магическую силу. Как неразумное благословение, так и родительское проклятие, противоречащее Божественной правде, Господь не исполняет. В Священном Писании сказано: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Притч. 26: 2). Псалмопевец также обращается ко Господу: «Они проклинают, а Ты благослови» (Пс. 108: 28). Родительское недоброе слово не составляет исключения из этой истины.

Многие родители, к сожалению, находятся в неверии и слепоте. Другие, хотя и считают себя верующими, но имеют поврежденную духовность. Для детей было бы великим бедствием, если бы проклятия, содержащие зложелательство, достигали своей цели. Если дети не живут в грехе, исполняют заповеди, важнейшая среди которых - «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20: 12), милосердный и всеблагой Бог не только не исполнит худого слова таких родителей, но и защитит детей.

Господь наш Иисус Христос принес в этот мир благословение. Своей крестной смертью Он победил проклятие. «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8: 1). Поэтому новозаветное Священное Писание запрещает проклинать: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12: 14). Проклинающий совершает тяжелый грех. «Кто благословляет своего врага, благословляет себя самого, и кто проклинает его, проклинает себя, и кто молится за врага, молится за себя, а не за него» (святитель Иоанн Златоуст).

Если все же отец или мать в злобе, гневе и слепоте проклянут кого-то из детей, то надо, прежде всего, усиленно молиться о мире как великой драгоценности и родителях, чтобы они имели дух мирный. Молитва примиряет людей. Человек, на которого произнесено проклятие, должен очень внимательно испытать свою духовную и внешнюю жизнь: не было ли причины для такого искушения, которую человек мог не увидеть по нечуткости и невниманию. «Берегитесь, христиане, оскорблять родителей своих, дабы не испытать на себе карающую руку Божию. После Бога нет у нас больших благодетелей, как родители наши. Страшно быть неблагодарным к ним! Притом знай: каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по слову Христову: в нюже меру мерите, возмерится вам! (Мф. 7: 2)» (святитель Тихон Задонский). Нередко бывает, что человек считает себя правым, но в беседе с ним убеждаешься, что в поведении его правота была внешняя, формальная. В отношениях не было ни любви, ни истинно христианского смирения. Без этого невозможно выполнить заповедь «почитай отца твоего и мать твою». В Священном Писании не сказано: «хорошего отца» или «хорошую мать». Заповедь не предполагает от детей послушания, противоречащего их христианской совести, но запрещает в отношении их злобу, неприязнь и даже просто равнодушие. Подпавший под родительское проклятие также должен, не откладывая, подготовиться и приступить к полной исповеди. Исполнив все это (почитая родителей, молясь за них, очищаясь регулярно от грехов, живя в благодатном опыте Церкви), человек должен освободиться от всякой боязни и спокойно совершать свой спасительный путь.

«Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3: 8-9).

«Благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 4).

Сегодня хочется затронуть тему слов, с помощью которых родители общаются со своими детьми. Речь пойдет не просто о словах, а о тех словах, которые родители говорят «в сердцах», в пылу ссоры, в особо насыщенном эмоциональном состоянии.

Часто находясь в общественном месте, например, в коридоре больницы, магазине, парке, можно увидеть, как раздраженная мама (чаще так ведут себя женщины) кричит или грубо отчитывает своего ребенка. В сегодняшней статье мы поговорим о том, что происходит с ребенком и с мамой в подобных ситуациях.

В 1948 году социолог Роберт Мертон ввел термин самоисполняющееся пророчество. Вот определение самоисполняющегося пророчества, которое он приводит в своей книге: «Самоисполняющееся пророчество - ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность. Один человек приписывает другому качества, которых у другого пока нет. Но после многократного повторения такой своеобразной программы другой человек часто неосознанно начинает реализовывать, приближаться к тем качествам, которые ему приписывают. Причем, это пророчество может срабатывать и как позитивная программа, и как негативная.

В качестве примера позитивного эффекта (эффект Пигмалиона) можно привести следующий эксперимент. Психологи провели интеллектуальное тестирование школьников и объявили учителям, что им удалось выявить особо одаренных детей, которые на самом деле были выбраны случайным образом. В конце учебного года исследователь вновь провел тестирование и проверил результаты всех учеников. Выяснилось, что достижения тех, кого введенные в заблуждение учителя считали одаренными, заметно превосходили результаты „обычных“ учеников. То есть установка на успех ребенка, вера в его способности приводит к реальному успеху, реальным достижениям. Тогда как вера в провал ребенка заставляет его стремиться к этому провалу.

Ругая ребенка (и взрослого!), то есть, более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): „лентяй“, „трус“, „бестолочь“, „идиот“, „подлец“, мы это ВНУШАЕМ. Если говорить: „Ничего из тебя не выйдет!“, „Ты совершенно неисправим!“, „Самый настоящий предатель!“, „Тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери)“, то так оно и окажется. Ведь это самое что ни на есть настоящее внушение, оно создает образ будущего, оно действует спустя годы».

С духовной точки зрения подобные высказывания можно квалифицировать как проклятия. Человек проклинает другого, когда со страстью, с негодованием желает ему зла.

Старец Паисий Святогорец приводит такой пример. «У одного отца был сын, который то и дело уходил из дома и шатался неизвестно где. Однажды отец в приступе раздражения сказал ему: „Ты у меня доходишься - придешь раз и навсегда!“ И вот в тот же самый вечер, когда паренек возвращался домой, прямо напротив их подъезда его насмерть сбила машина. Он как упал, так и остался лежать, потом друзья взяли его тело и принесли домой.

После его отец приехал на Святую Гору и пришел ко мне в каливу. Он плакал и говорил: „Мой ребенок убился прямо на пороге моего дома“. Начал рассказывать, а потом говорит: „Я ему перед этим сказал кое-что“. - „Что же ты ему сказал?“ - „Он гулял по ночам неизвестно где, я разгневался и сказал ему „Ты у меня придешь раз и навсегда!“ Может быть, от этого и произошла беда?“ - „Ну а от чего же еще? - ответил я. - Постарайся покаяться, поисповедоваться“. Видите как: ты, говорит, на этот раз придешь раз и навсегда - и ребенка приносят мертвым. А отец давай потом волосы на себе рвать да плакать...» (Старец Паисий святогорец «Слова», Том 1 «С болью и любовью о современном человеке»).

Старец пишет о том, что родительское проклятие и даже просто негодование родителей действует очень сильно. «И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь - одно сплошное мучение. Потом такие дети страдают всю свою земную жизнь» (там же).

Таким образом, родителям нужно быть крайне внимательными не только к своим словам, но и к своему душевному состоянию во время общения с детьми. Необходимо избегать негативных эмоций по отношению к своим детям.

Если чувствуете, что начинаете раздражаться, гневаться, злиться, лучше прервать общение с ребенком, пока не удастся восстановить душевное равновесие. К сожалению, родители часто критикуют своих детей автоматически, по привычке, не задумываясь о последствиях. «Автомамы и автопапы - это родители, обращающиеся со своими детьми неосознанно, рефлекторно, по стереотипам - автоматически действующим программам, без таких излишеств как вчувствование, игра, логическое мышление, интуиция, творческое воображение, предвидение последствий или даже просто элементарная обратная связь.

Кнопочная запрограммированность не дает им возможности менять свое поведение в зависимости от его результатов. Они всегда правы. Ошибки не замечаются. Цели (побудить, например, ребенка учить уроки, закончить школу, быть аккуратным, порядочным, трудолюбивым и т. д.) либо не достигаются, либо достигаются непомерной ценой (утратой ребенком воли - превращение в авторебенка, утрата уверенности и достоинства, утрата здоровья и душевного, и физического (отвращение к учебе, труду, культуре, духовности и к самой жизни, бегство в компьютер, шизу, наркоту)...

Из-за постоянного рассогласования желаемого и действительного (превратить ребенка в авторебенка не так-то просто, о нет!) автомамы и автопапы пребывают в основном в состоянии недовольства, раздражения и злости. Щедро награждая ребенка отрицательными определениями, черными характеристиками, всячески внушают ему, что он плох, ни к чему стоящему не способен, что не достоин любви и жизни, что зря родился» (В. Леви «Новый нестандартный ребенок»).

Ярким свидетельством о пагубности родительского автоматизма является письмо, написанное неким отцом своему сыну. Под заголовком «Раскаяние отца» это письмо впервые появилось в качестве передовой статьи в известном американском журнале. Потом его много раз перепечатывали различные издания.

Трогательный до глубины души пример родительского покаяния: «Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щёчку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату.

Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины. Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе своё плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошёл затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздражённый тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» - резко спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твоё сердце и которую даже моё пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушёл, семеня ножками, вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мною сделала привычка? Привычка придираться, распекать - такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.

А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоём стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришёл к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени! Это слабое искупление.

Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я тебе сказал всё это, когда ты проснёшься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеёшься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздражённое слово. Я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик!»

Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Однако сейчас, когда я вижу тебя, сын, устало съёжившегося в твоей кроватке, я понимаю, что ты ещё ребёнок. Еще вчера ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на ее плече. Я требовал слишком многого, слишком многого".

В то же время величайшим сокровищем для ребенка может стать родительское благословение. Об этом так говорит старец Паисий Святогорец: «Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж. Мать плакала: «Умру, - говорила, - от горя: никто из моих детей не женился. Помолись за них».

Она была вдовой, ее дети - сиротами. Мне стало за них больно. Молился, я молился, но безрезультатно. «Что-то здесь не то», - подумал я. «На нас, говорили ее дети, - навели порчу». - «Да нет, - говорю, - это не от порчи, порчу видно... А может быть, ваша мать проклинала вас?» - «Верно, отче, - отвечают, - в детстве мы очень шалили, и она постоянно с утра до вечера твердила нам: „Да чтоб вам обрубками быть!“ - „Идите, - говорю, - к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности, чтобы она пришла в чувство.

Скажите, чтобы она покаялась, поисповедовалась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас“. И за полтора года все четверо создали семьи! По всей видимости, эта несчастная легко впадала в состояние раздражения и уныния. Озорники выводили ее из себя, и за это она их проклинала».

Родителям обязательно нужно как можно чаще благословлять своих детей, говорить им добрые слова, поддерживать их («у тебя все получится», «ты сможешь», «я в тебя верю» и т. д.). Владимир Леви в книге «Новый нестандартный ребенок» пишет: «Хвалите за то, чего нет, и это появится...

Итак, можно, а иногда и крайне необходимо хвалить не за то, что достигнуто, заработано, а просто за то, что есть, и даже за то, чего нет. Хвалить можно и нужно в первый черед детей с недостатками физическими и особенно умственными, душевными. Если ребенок робок, вял и плаксив - хвалите его постоянно, поддерживайте его и добрыми словами, и добрыми взглядами, поощряйте за все. Если раздражителен, зол, агрессивен, жесток - не давая спуску за покушения, не скупитесь на похвалы: хвалите как можно чаще, ярче, убедительнее... Хвалить можно и нужно ребенка гонимого, травимого, козла отпущения. Хвалить очень нужно после всякой потери, неудачи, провала - да, непременно следует изыскать для этого повод - за что-нибудь невзначай одобрить, и еще раз, еще. Хвалить надо щедро и безотлагательно при угрозе или уже при развитии болезни, психической в том числе» (В. Леви, там же).

Как узнать, есть ли на человеке проклятие? Что это вообще такое? И если оно существует, как избавиться от проклятия?

Проклятие. Как снять проклятие

Проклятие - это противоположность благословения. Как навести проклятие? - просто пожелать различных бед. Благословение, особенно родительское, способно избавить от многих бедствий и направить человека на путь спасения. А проклятие - может ли повредить человеку?

В первую очередь проклятие вредит тому, кто проклинает. Самая большая заповедь - это заповедь любви, а проклятие - самый большой грех против этой заповеди. Тот, кто проклинает, противится Богу, а такие вещи ни для кого не проходят бесследно.

Тем, кто необдуманно произнес слова проклятия, нужно незамедлительно исповедать этот грех, просить Бога о том, чтобы его безумные слова не исполнились, молиться о тех, кого проклинал, и раздавать милостыню бедным.

А что делать тем, кого прокляли? Как узнать, есть ли на тебе проклятие? Как снять проклятие с себя?

Для начала - не верить словам цыганок и экстрасенсов о том, что они видят на вас признаки проклятия или что они могут снять проклятие с вас. Признаки проклятия на человеке, которые публикуют на различных сайтах их «коллеги», весьма своеобразны: дескать, если в роду есть пьющие и неверующие люди, а также кто-то болен сколиозом (неужели у вас таких родственников нет?), срочно необходимо снятие проклятия.

Думать, что если что-то в жизни не ладится, то всему виной проклятие, контрпродуктивно. Разумнее признать свою ответственность за происходящее и сосредоточить усилия на том, чтобы изменить свою жизнь и свои отношения с окружающими к лучшему.

А как быть, если вы услышали проклятие в свой адрес и переживаете по этому поводу? Помолиться о том, кто сказал эти неразумные слова, и признать свою часть вины в том, что довели человека до такого состояния.

«Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, поисповедовались, и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: „Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня“, - и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его», - старец Паисий Святогорец.

Родовое проклятие

Если вы настолько неконфликтный человек, что лично вас никто никогда не проклинал, вас могут напугать родовым проклятием. Как определить, что наложено проклятие на род?

Если в семье кто-то умирает, а у вас после этого появляются всевозможные проблемы, маги и экстрасенсы расскажут вам, что на вас перешло проклятие с умершего. Как избавиться от проклятия, наложенного на троюродного дедушку? Они предложат вам всевозможные молитвы от родового проклятия или более экзотические способы снятия родового проклятия. Но если задуматься о логике происходящего, то окажется, что на самом деле снимать ничего не нужно.

Проблемы после смерти близкого человека могут начаться по вполне объяснимым причинам: вы подавлены, расстроены - работа не ладится, начинаются проблемы со здоровьем. В семье образовалось пустое место, для заполнения которого всем ее членам придется перестроиться, а это редко бывает без конфликтов.

Вот как священник на приведенный выше вопрос женщины о том, как снять родовое проклятие в церкви: «Колдовство - это грех, и все „откровения“, полученные при помощи магии - от лукавого. А что может быть доброго от него? Он - отец лжи. А Вы ему поверили. Совет Вам один - выкиньте из головы все, что Вам сказала колдунья, забудьте. Регулярно ходите в храм, исповедуйтесь, причащайтесь, молитесь и поститесь, не забудьте приобщить к этому и ребенка. Помощи Вам Божией!»

Молитва от проклятия

В интернете можно найти различные молитвы от проклятия, особенно если это проклятие на одиночество. Но молитвы ли это и помогают ли они?

Молитва - это разговор с Богом, в котором можно Бога поблагодарить за Его милости, попросить прощения за свои грехи и ошибки, обратиться к Нему с духовной или житейской просьбой. Если человек любит Бога, то просьбы о себе стоят в его молитве не на первом месте, а где-то ближе к концу. Если же он озабочен только тем, как заработать денег, выйти замуж или как снять проклятие, то он видит в Боге лишь автомат для исполнения своих желаний. Такие молитвы Бог не слышит.

В качестве молитв от проклятия вам могут предложить не только обычные церковные молитвы или псалмы, но и разнообразные заговоры и «молитвы», написанные эзотериками. Заговоры - это чаще всего рифмованные полубессвязные фразы вроде «Дело и слово мое ключ, замок, язык. Что говорила, что шептала, матерь Божия слыхала, во всяк час мне помогала, дело и слово мое благая весть». В эзотерических молитвах речь будет идти о карме, энергиях, мировой душе, розе мира, светлых силах Земли и прочем подобном. Такие псевдомолитвы христианину произносить нельзя.

Проклятие и церковь

Самый популярный совет из серии «как снять проклятие» - пойти в церковь, помолиться, поставить свечи за усопших родственников, заказать сорокоуст или молебен, исповедоваться и причащаться. Совет сам по себе хорош, но и доброе дело можно сделать так, что результат получится плачевный.

Ни в коем случае нельзя участвовать в таинствах Исповеди и, тем более, Причащения с целью снять проклятие. Исповедь - это наше покаяние перед Богом в наших грехах с твердым намерением не повторять их вновь. Причастие - соединение со Христом и через Него - со всей Церковью. Причащаться допустимо только в том случае, если вы любите Бога, хотите быть с Ним и отдаете себе отчет, что с вами произойдет в этом таинстве.

В Церкви ничего не совершается по принципу «нажми кнопку - получишь результат». Об этом нужно помнить всем людям, которых в храм приводит желание избавиться от порчи, сглаза или проклятия.

Знайте, что проклятие и даже [просто] негодование родителей действуют очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь - одно сплошное мучение. Потом такие дети очень страдают всю свою земную жизнь. Конечно, в жизни иной им легче, потому что своими страданиями они погашают некоторые здешние долги. Происходит то, о чем говорит Святой Исаак: «Вкушает своей геенны», то есть страданиями здесь, в этой жизни, человек уменьшает свою адскую муку, потому что страдание в этой жизни есть вкушение адской муки. То есть, когда вступают в силу духовные законы, человек несколько освобождается от геенны, от мучения.

Но и те родители, что словами «посылают» своих детей к диаволу, «посвящают» их ему. После этого диавол имеет права на таких детей, он говорит: «Ты посвятил их мне». В Фарасах жили муж и жена. Их ребенок был очень плаксивым, и отец постоянно говорил: «Да чтоб тебя нечистый забрал!» Ну и что же: отец так говорил младенцу и по попущению Божию тот стал исчезать из колыбели. Потом несчастная мать шла к Хаджефенди. «Благослови, Хаджефенди! Моего ребенка утащили бесы». Хаджефенди шел к ним в дом, читал молитвы над колыбелью и младенец возвращался. И так продолжалось без конца. «Хаджефенди, благослови!» - снова и снова говорила несчастная женщина и спрашивала: «Чем же все это закончится?» - «Мне, - отвечал ей Святой, - к вам ходить не трудно. А тебе разве сложно приходить и звать меня? Значит, когда-нибудь диаволу это надоест, и он оставит твоего сына в покое». С того самого дня ребенок перестал пропадать. Но когда он вырос, его прозвали «дьявольское отродье».

Он баламутил все село - не давал покоя никому. Как же мучился от этого мой отец! Этот малый сперва шел к одному поселянину и говорил: «Такой-то сказал про тебя то-то», потом шел к другому и говорил ему то же самое. Люди ссорились между собой, доходило даже до потасовок. Потом, понимая, что на каждого из них возвели напраслину, они договаривались схватить клеветника и расправиться с ним. Но тот ухитрялся сделать так, что в конце концов оба просили у него прощения! Настолько он преуспел в коварстве! Настоящее «дьявольское отродье»! Бог попустил это для того, чтобы, увидев продолжение истории с исчезновением младенца, люди образумились, сдерживали себя и были очень внимательны. О том, как будет судить этого человека Бог, мы сейчас не говорим. Понятно, что смягчающих вину обстоятельств у него много.

Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, - родительское благословение. Подобно тому, как в жизни монашеской величайшее благословение то, которым благословил тебя твой старец. Поэтому и говорят: «Не упусти родительское благословение». Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж.

Мать плакала: «Умру, - говорила, - от горя, никто из моих детей не женился. Помолись за них». Она была вдовой, ее дети - сиротами. Мне стало за них больно. Молился я, молился, но безрезультатно. «Что-то здесь не то», - подумал я. «На нас, - говорили ее дети, - навели порчу». - «Да нет, - говорю, - это не от порчи, порчу видно… А может быть, ваша мать проклинала вас?» - «Верно, отче, - отвечают, - в детстве мы очень шалили, и она постоянно с утра до вечера твердила нам: «Да чтоб вам обрубками быть!» - «Идите, - говорю, - к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности, чтоб она пришла в чувство. Скажите, чтобы она покаялась, поисповедывалась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас». И за полтора года все четверо создали семьи! По всей видимости, эта несчастная мало того, что была вдовой, но еще и легко впадала в состояние раздражения и уныния. Озорники выводили ее из себя, и за это она их проклинала.

А если родители проклянут своих детей и потом умрут, то как дети могут избавиться от родительского проклятия?

Приглядевшись к себе, они, скорее всего, признают, что в свое время бедокурили, мучили родителей и поэтому те их прокляли. Если они осознают свою вину, искренне покаются и исповедают свои грехи, то все у них наладится. Преуспевая духовно, они помогут и своим усопшим родителям.

И меня, Геронда, когда я уходила в монастырь, проклинали мои родители…

Такие проклятия - единственные из всех - становятся благословением.

«В гневе и раздражении высказанные пожелания: "Будь ты проклят!”; "Чтоб тебе пусто было!”; "Чтоб ты сдох (подавился, провалился)”; "Чтоб у тебя руки отсохли!” и т. п. - очень распространены. Часто проклинают друг друга родственники. Правда ли, что материнское проклятие, проклятие свекрови особенно тяжелые? И есть ли такое понятие, как родовое проклятие?»


Многие болезни, причины которых не могут найти врачи, возможно, произошли от проклятия. А врачи что - разве они найдут проклятие? Как-то раз ко мне в каливу принесли одного парализованного. Вымахал здоровенный дядя, а не мог сидеть! Его туловище не гнулось, было как деревянное. Один человек нес его на спине, а другой поддерживал сзади. Я поставил несчастному два пенька, и он кое-как на них устроился. Его спутники сказали мне, что он находится в таком состоянии с 15-летнего возраста и мучается вот уже 18 лет. «Но разве такое может случиться ни с того ни с сего? - подумал я. - Быть этого не может, здесь скрыта какая-то причина».

Я начал расспрашивать и узнал, что этого юношу кто-то проклял. Что же случилось? А вот что: как-то он ехал в школу, сел в автобус и развалился на сиденье. На остановке в автобус вошли пожилой священник и один старичок и стали возле него. «Встань, - сказал ему кто-то, - уступи место старшим». А он, не обращая ни на кого внимания, развалился еще больше. Тогда стоявший рядом старичок сказал ему: «Вот таким вытянутым и останешься навсегда - не сможешь сидеть».

И это проклятие подействовало. Видишь как - юноша-то был с наглецой. «А чего я, - говорит, - буду вставать? Я за свое место заплатил». Да, но ведь и другой тоже заплатил. Стоит человек пожилой, уважаемый, а ты - подросток - расселся. «Вот от этого-то все и произошло, - сказал я ему. - Чтобы стать здоровым, постарайся покаяться. Тебе требуется покаяние». И как только несчастный понял и осознал свою вину, он сразу же стал здоров.

Проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость. Например, если одна женщина поднимет на смех другую - страдающую - или сделает ей какое-то зло и пострадавшая ее проклянет, то прерывается род той, что поступила несправедливо. То есть если я делаю кому-то зло и он меня проклинает, то его проклятия имеют силу. Бог попускает проклятиям иметь силу подобно тому, как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад - к тому, от кого оно изошло.

Тот, на кого направлено проклятие, мучится в этой жизни. Тем не менее тот, от кого исходит проклятие, мучится в этой жизни и будет мучиться в жизни вечной, потому что если он не покается и не исповедается, то там будет наказан Богом как преступник. Ну ладно, может быть, кто-то действительно тебя чем-то обидел. Но, проклиная обидевшего тебя человека, ты словно берешь пистолет и его убиваешь. По какому праву ты так поступаешь? Что бы тебе ни сделал твой обидчик - убивать его ты не имеешь права.

Если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нем есть злоба. Человек проклинает другого, когда со страстью, с негодованием желает ему зла. Освободиться от проклятия можно покаянием и исповедью. Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, исповедались, и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такуюто и такую-то несправедливость. Прости меня!» - и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на Исповеди священнику, то Бог простит кающегося, ведь Он - Бог.

mob_info