Имя императора подарившего риму пантеон. Пантеон в Риме: от строительства до наших дней

Пантеон (храм всех богов) в Риме – воплощение богатства и роскоши Римской Империи, исторический памятник античной культуры. Пантеон в Риме был сооружен во II веке н.э.

Traveltipy / flickr.com Diana Robinson / flickr.com Luftphilia / flickr.com Thomas Shahan / flickr.com Moyan Brenn / flickr.com Darren Flinders / flickr.com Dennis Jarvis / flickr.com Kari Bluff / flickr.com Jun / flickr.com Stewart Butterfield / flickr.com Giulio Menna / flickr.com Moyan Brenn / flickr.com yeowatzup / flickr.com Фонтана перед Пантеоном в Риме (Diana Robinson / flickr.com) Diana Robinson / flickr.com cogito ergo imago / flickr.com Xiquinho Silva / flickr.com Bruce Harlick / flickr.com Darko / flickr.com

Храм всех богов – воплощение богатства и роскоши Римской Империи и просто замечательный памятник античной культуры. Пантеон в Риме был сооружен во II веке н. э. во время правления императора Адриана и до сих пор сохраняет свою таинственность и величие.

На протяжении долгого времени люди здесь поклонялись языческим божествам и даже приносили им жертвы, а в VII веке храм освятили в католический.

На фасаде здания виднеется надпись «M. Agrippa L. F. Cos. Tertium Fecit», которая свидетельствует о том, что строительство вел Марк Випсаний Агриппа, трижды избранный консулом. Но речь идет о прежнем пантеоне, основанном еще до нашей эры, который позже был достроен и значительно изменен.

Переднюю часть храма всех богов поддерживают массивные гранитные колонны высотой 14 метров, такие можно увидеть во многих архитектурных строениях Древнего Рима.

Пантеон как бы состоит из двух зданий – входа и самой ротонды – основной части цилиндрической формы с громадным куполом. Ее диаметр 43 метра и несмотря на такие размеры – ни одного окна, лишь круглое отверстие в куполе – окулюс или око пантеона.

Купол Пантеона, Рим (Jun / flickr.com)

Это объясняется тем, что один вход для солнечных лучей в то время символизировал единое начало всех богов, говорят, в разное время года поток света из ока падал то на одного каменного идола, стоящего в углублении вдоль стены, то на другого, к сожалению, до нашего времени статуи не сохранились. Высота здания – 42 метра, что создает атмосферу величия внутри.

Купол имеет идеальную сферическую форму и является поистине чудом архитектуры. 140 кессонов украшают его и в то же время поддерживают конструкцию, значительно уменьшая массу свода.

С основания храма до окулюса толщина стены уменьшается, тем самым обеспечена стойкость и безопасность здания. Ученые подсчитали, что вес купола равен примерно пяти тоннам, еще до XIX века он считался самым большим в мире.

Картины и скульптуры XVIII века напоминают о том, что храм уже давно перестал быть пантеоном в своем истинном значении, то есть местом для поклонения языческим богам. Это Мария с Иисусом на руках, Иисус рядом с неопознанным святым, фреска Мадонны с поясом и св. Николая и другие.

Фонтана перед Пантеоном в Риме (Diana Robinson / flickr.com)

Перед самим пантеоном расположен не менее старинный фонтан. За историю его существования он был реставрирован несколько раз. Вначале это был фигурный бассейн, а из чаши, стоявшей посередине, ключом била вода.

Затем появились ступени, муляж скал и дельфины, окружающие гротескные маски, затылок которых был мордами драконов – особым геральдическим символом папы Григория XIII.

В 1711 по желанию папы Клемента XI фонтан был улучшен, посередине установили древний египетский обелиск, принадлежащий некогда Рамзесу II и украсили символикой папской семьи – восьмиконечной звездой с тремя холмами (папская триара) и перекрещенными ключами над ней.

В конце XIX столетия оригинал мраморной скульптуры демонтировали и отправили в Музей Рима. В настоящее время перед пантеоном находится лишь копия, изготовленная конструктором Луиджи Амичи.

Римский Пантеон – гробница великих людей

Немало художников и ученых побывало в храме за историю его существования и все они восхищались непревзойденным могуществом и роскошью.

Микеланджело прозвал храм всех богов творением ангелов, а Рафаэль Санти мечтал быть похороненным здесь, по его мнению, в месте, соединяющем людей и богов. Так и случилось, после смерти художника его тело упокоили в пантеоне, и с тех пор он стал местом захоронений великих людей.

В Средние века храм всех богов начали использовать в качестве христианской церкви, такая же судьба была предначертана и многим другим языческим святыням, если их и вовсе не сносили.

Интерьер Пантеона в Риме (Darren Flinders / flickr.com)

Архитектор Бернини в XVI веке решил построить сверху ротонды две небольшие колокольни. Но не все языческие символы можно было совместить с христианством.

Пристройка выглядела совершенно нелепо. Именуемые народом «ослиные уши Бернини» простояли так два столетия, в результате их все же снесли.

Изначально купол был покрыт позолоченной бронзой, но ее переплавили, чтобы сделать киворий для собора Святого Петра.

13 мая в 609 году Пантеон освящен и преобразован в церковь Святой Марии и Мучеников. Эту дату начали отмечать как День Всех Святых. Позже этот праздник был перенесен, когда Папа Григорий III освятил 1 ноября капеллу в соборе Святого Петра.

Как и когда попасть в Пантеон?

Располагается Пантеон на площади делла-Ротонда, ближайшая станция метро — Barberini. Открыт для посетителей с 9:00 до 18:00 в воскресенье, а во все остальные дни с 8:30 до 19:30. Посещение бесплатно.

Пантеон (Pantheon) - это одна из главных достопримечательностей Рима, на сегодняшний день это самое древнее сооружение полностью сохранившее свой облик еще со времен Римской Империи. Пантеон по праву называют архитектурным чудом света, и не посетить его во время поездки в Рим просто невозможно.

Название "Pantheon" означает «Храм всех Богов». С греческого "пан" переводится как "все", а "теон" - "божественный".

История римского Пантеона

История Пантеона начинается в 27-25 гг. до н.э. Возводили самый первый храм в честь основных древнеримских богов.

Храм строился под руководством консула Марка Агриппы. Именно он решил Пантеон отделать мрамором, статуями, а фасадом указать на южное направление. До наших дней сохранилась бронзовая надпись на портике Пантеона «M. Agrippa L. F. cos Tertium Fecit», которую можно перевести как "Марк Агриппа, консул в третий раз, возвел это здание".

Изначальный вид Пантеона был сильно поврежден во время пожара 80 года нашей эры. Благодаря императору Домициану, Храм, как и многие другие сооружения, были отстроены заново. Но и этот облик был утрачен в результате попадания молнии.

Во времена правления императора Андриана (117-138 гг.) Пантеон Агриппы был заново отстроен и приобрел новый вид, так как император хотел видеть храм в виде земного шара и небесной сферы. Задумку Андриана воплотил в жизнь известный архитектор тех времен Аполлодоро Дамасский.

По задумке Апполодора здание обратили фасадом на север, увеличили по площади, а в качестве фундамента установили подиум со ступенями. Но из-за неустойчивой почвы здание постепенно проседает.

Любопытные факты

Основание Пантеона является сферическим и поэтому верхняя часть сооружения имеет куполообразную форму. В центре этого купола находится так называемый Глаз Пантеона. Единственное «окно», расположенное в высшей части купола. Именно через него раз в год в самый длинный день лета (21 июня) солнечные лучи освещают главный вход.

При строительстве очень хорошо была продумана конструкция здания. Так, например, пол выполнен слегка возвышенным по центру, для эффективного стока дождевых вод в сложнейшую подземную канализацию. Стены предназначены в большей степени для поддержания мощного купола. Поэтому в зависимости от высоты имеют разную толщину и структуру.

Вход в Пантеон сооружен в виде величественного портика и двойным рядом массивных колонн в греческом стиле. Все это отделано мрамором различных оттенков, привезенных не только из окрестностей Рима, но и из Египта. По всему периметру здания видны отверстия в стенах, предположительно от элементов бронзовой отделки, которую по распоряжению папы Урбана VIII сняли для отделки Базилики Святого Петра.

Внутри Пантеон состоит из двух залов - передний зал (проходной) и круглый зал. При отсутствии окон здание обладает хорошей вентиляцией и акустикой, а во внутреннем зале могут находиться одновременно до двух тысяч людей. В переднем зале расположены колонны из серого и красного гранита. Когда-то здесь находились статуи Августа Октавиана и Марка Агриппы.

Вход в круглый зал отгорожен массивными бронзовыми дверями, сохранившимися еще с античных времен. Стены и пол также отделаны мраморной облицовкой и плитами. В стенах большого зала расположены восемь ниш - вход и ниши, в которых изначально располагались статуи семи основных богов древних римлян. Теперь же в этих нишах расположены статуи христианских святых.

В средневековые времена существование Пантеона было под угрозой. Так как Римская Империя пала, все, что напоминала о ней в раннем христианстве, считалось языческим. Но, благодаря папе Бонифацию IV, храм был облюбован верующими и освящен в церковь.
Христианская вера оставила свои следы на стенах и в интерьере Пантеона. На стенах появились фрески и иконы, алтарь и скульптуры святых стали частью современного храма, а захоронения великих людей той эпохи придают памятнику еще большую ценность. В различные времена здесь были похоронены не только выдающиеся деятели искусств (дель Вага, Карраччии, Рафаель Санти со своей невестой, Арканджелло Корелли и т.д.), но и представители королевской династии Савойской.

Пантеон Агриппы - это действительно ценный памятник античной архитектуры, который смог, спустя века, донести до нас свой исторический облик.

Пантеон открыт ежедневно с 9 до 19.00, вход бесплатный (ведь это действующая церковь), лучше всего посещать с утра в 9-10 - в это время меньше всего туристов.

Заказать интересную Обзорную экскурсию по Риму с посещением Пантеона можно написав на почту [email protected] или по телефону +39 3275381738 (также viber, whats"app)

Пантеон - «храм всех богов», прекраснейший из классических памятников древнеримской цивилизации. Возведенный как языческая молельня, спустя пять веков он стал христианской святыней.

Здание Пантеона, которое сейчас можно отыскать в Риме, было построено во II веке, когда у власти был император Адриан. Эта постройка послужила копией стоявшего здесь некогда храма, разрушенного сильными пожарами сначала в 80 года и позже во II веке. Адриан восстановил храм всех богов и не хотел приписывать себе заслуги его создателя. Основателем первоначального Пантеона был Марк Агриппа. В 25 году до н. э. он возвел величественное здание храма. Латинская надпись на входе гласит: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, построил это». Более мелкая надпись сообщает о реставрации 202 года, проводившейся при Септимии Севере и Каракалле.

В Пантеоне совершались обряды и церемонии в честь наиболее почитаемых римских богов - Юпитера, Венеры, Марса, Нептуна, Плутона, Меркурия и Сатурна. В античное время в центре здания, под отверстием в куполе, располагался алтарь, на котором сжигали животных, приносимых в жертву всесильным богам.

Форма монументального храма восходит к традиции италийских построек святилищ и хижин. Это массивное круглое сооружение с куполом, который снаружи кажется почти плоским, однако изнутри его высота впечатляет,он составляет половину объема самого храма. При строительстве задумывалось, что Пантеон должен производить впечатление в первую очередь своим внутренним убранством, поэтому оно отличалось большим величием, нежели наружное. Тем не менее это не означает, что внешней отделке храма строители уделили недостаточно внимания.

Треугольник фронтона торжественного портика при входе поддерживают 16 исполинских колонн. Их круглые базы и коринфские капители изготовлены из греческого мрамора, а сами колонны - из монолитов красного египетского гранита. Купол пантеона покрыт бронзовыми вызолоченными пластинами.Но интересным фактом является то, что в пантеоне нет ни единого окна. Здесь светло только днем, когда свет проникает во внутрь через круглое отверстие в куполе. Оно очень большое, диаметром 9 метров, поэтому его с лихвой хватает как для освещения, так и для выхода дыма, когда прихожане проводили обряды с жертвоприношеними.

Солнечные лучи не распространялись полностью по всему помещения, а спускаясь, создавали своеобразный световой столб. Кажется, что здесь свет можно потрогать, настолько светлый этот столб. Второй версией строительства отверстия в своде крыши было символическое значение, якобы это было своеобразным окном в небеса. Во время обрадов люди молились и смотрели через отверстие в небо, где, по древним верованиям, находились боги, и потолок совершенно не мешал им.

О появлении этого отверстия в куполе существуют легенды. Одна из них рассказывает, что во время освящения храма множество демонов, живших там, заметалось в страхе, ища выхода. Они бились о стены и потолок и не могли сбежать. Самый сильный демон попытался сломать крышу и пробил рогами отверстие в центре.

Фильм-экскурсия по Пантеону в Риме

Пантеон - одна из главных и значимых достопримечательностей Рима имеющая довольно солидный возраст более чем две тысячи лет и это единственное античное сооружение города не превратившееся в руины и сохранившееся в своем более-менее первозданном виде давних времён.

Первое здание Пантеона было построено еще в 27 году до н.э консулом Марком Агриппой, а название здания в переводе с древнегреческого языка означает "Храм Всех Богов". В те времена внутри здания были размещены статуи обожествленного Цезаря и наиболее почитаемых римских богов - Юпитера, Венеры, Нептуна, Марса, Меркурия, Плутона и Сатурна, которым поклонялись римляне. Во время пожара, произошедшего в 80 г. н. э,. храм был уничтожен огнём. Позже его восстановил император Домициан, но в 110 г. н.э. храм снова сгорел.

Около 118-125 гг. н.э. при императоре Адриане здание Пантеона восстановили, а вернее, отстроили заново, при этом, на удивление, было сохранено имя его первоначального основателя, о чем свидетельствует надпись на латинском языке - «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 н.э., совершенно не повлиявшая на внешний облик храма.

Совершенство сооружения предполагает, что величайший архитектор того времени Аполлодор Дамасский, создатель форума Траяна в Риме, принимал участие в его восстановлении, кстати, впоследствии казнённый тем же Адрианом за его критические высказывания в адрес архитектурных проектов самого Адриана. Поклонник греческой культуры, император и сам активно работал как архитектор, не забывая при этом прославлять самого себя триумфальными арками и статуями в построенных им храмах. Не отличаясь особой скромностью, он установил свою статую в достроенном им храме Зевса в Афинах, позолоченную статую в Эпидавре, а в Риме воздвиг гигантский конный монумент (по свидетельству Диона Кассия, сквозь глаз лошади в нем мог пройти человек). Также Адриан построил для себя обширные виллы вокруг Рима и огромную усыпальницу на берегу Тибра, дошедшую до наших дней как знаменитый замок св. Ангела.

Но вернёмся к Пантеону и, прежде чем продолжить его историю, кратко о самом здании. Цилиндрическое здание со стенами в шесть метром толщиной, отлитыми из бетона, венчает огромнейший купол диаметром 43 метра - вершина инженерного искусства и непревзойденный по своим размерам вплоть до XIX-го века. Лишь купол собора Святого Петра имеет почти равный диаметр - 42,6 метра, а знаменитый купол флорентийского собора всего 42 м., да и то, строившийся с большими проблемами в течении 16 лет! Внутренняя поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления предназначены для того, чтобы уменьшить тяжесть свода и обезопасить купол от разрушения. Учёные подсчитали, что приблизительный вес купола составляет около пяти тысяч тонн. С увеличением высоты свода толщина его стен уменьшается и у основания окна, расположенному по центру купола, она составляет всего 1,5 метра.

Отверстие диаметром 9 метров олицетворяет глаз в небо. Это единственный источник света и воздуха в здании. Солнечный свет, проникающий сверху, создает дымчатый столб, стоя под которым, можно ощутить себя божественным творением, готовым вознестись на небеса. Кстати, обнаружилось, что ровно в полдень мартовского равноденствия солнце освещает вход в римский Пантеон. Подобный эффект наблюдается также 21 апреля, когда древние римляне отмечали годовщину основания города. В это время солнце падает на металлическую решетку над дверным проемом, наполняя светом двор с колоннадой. Построенный по приказу Адриана, большого любителя световых эффектов, солнце как будто приглашало императора войти в Пантеон, подтверждая его божественный статус. Солнечные лучи, проникающие в храм через отверстие в куполе, также отмечали дни и часы.

Наружная стена храма изначально была покрыта мрамором, который, увы, не сохранился. Кое-какие фрагменты мраморного декора можно увдеть в Британском музее.

Вход в Пантеон украшает величественный портик с треугольным фронтоном некогда увенчанный бронзовой квадригой, впоследствии утерянной навсегда.

Трехрядная колоннада состоит из шестнадцать коринфских колонн из розового и серого гранита охватом полтора метра, высотой 12 метров и весом в 60 тонн. Их высекали в восточных горах Египта, затем 100 км по брёвнам катили к Нилу, и уже через Александрию доставляли в Остию - морской порт Рима. Изначально все передние восемь колонн крыльца были из серое мрамора, и только внутренние четыре из розового. В XVII-м веке три угловые колонны рухнули, их заменили две колонны взятые из терм Нерона и колонна из виллы Домициана. В те давние времена к портику вела короткая лестница со временем ушедшая глубоко под землю.

С падением Римской империи судьба у Пантеона оказалась не самой простой. В самом начале V-го века Пантеон был закрыт, заброшен, а затем и вовсе разграблен вестготами.

В 608 году византийский император Фока передаёт здание римскому папе Бонифацию IV-му, и 13 мая 609 года Пантеон был освящён как христианская церковь Святой Девы Марии и Мучеников. Этот же папа повелел собрать с римских кладбищ христианских мучеников и разместить их останки в церкви, отчего у неё появилось такое название. До того времени все христианские церкви находились по окраинам города, и тот факт, что главный языческий храм, расположенный в самом центре города стал христианским, означало доминирующее значение христианской религии в Риме.

Последующие годы и века вносили порой негативные коррективы в облик Пантеона. За период с VII-го и по XIV-й век Пантеон многократно страдал и стараниями власть имущими ему было нанесено много вреда. Покрывавшие купол позолоченные бронзовые листы были сняты по приказу византийского императора Константа II-го во время его посещения Рима в 655 году, а корабли, на которых их перевозили в Константинополь, разграбили сарацинские пираты у берегов Сицилии. В 733 году по распоряжению папы Григория III-го купол покрыли свинцовыми пластинами, а в 1270 году над портиком Пантеона была пристроена колокольня в романском стиле, придавшая зданию несуразный вид. На протяжении всех нововведений были утеряны скульптуры, украшавшие фасад здания.

С 1378 и по 1417 год, во время проживания пап в Авиньоне, Пантеон выступил в роли крепости в борьбе между могущественными римскими семьями Колонна и Орсини. С возвращением папства в Рим при папе Мартине V-м началось восстановление храма и очищение от прилепленных к нему лачуг. В 1563 году при папе Пии IV-м была восстановлена бронзовая дверь, украденная армией вандалов во время нападения и разграбления Рима в 455 году.

В XVII-м веке по указу папы Урбана VIII-го Барберини была снесена колокольня, также по его распоряжению были сняты бронзовые покрытия портика, которые пошли на отлив пушек для замка Сант Анджело и изготовление винтовых колонн для балдахина в соборе Св. Петра. Этот акт вандализма отразила поговорка придуманная жителями Рима обыгравшим фамилию папы: «Quod non Barbari Fecerunt Barberini" - "Что не сделали варвары, сделал Барберини". Провальный архитектурный проект этого же папы, в виде двух небольших колоколен по краям фронтона Пантеона порученный осуществить Бернини, получил непочтительное название "ослиные уши Бернини". В конце-концов, в 1883 году это нелепое творение было снесено.


Впоследствии римский Пантеон превратился в национальный мавзолей Италии. Его последним пристанищем стали такие выдающиеся личности, как архитектор Бальдасаре Перуцци, художник Аннибале Карраччи, короли Виктор Эммануил II-й и Умберто I-й, а также великий художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти.

Гробница короля Умберта I-го.

Известно, что выдающийся художник был похоронен в Пантеоне. 14 сентября 1833 года с разрешения римского папы была вскрыта плита под статуей Мадонны, чтобы удостовериться в факте захоронения. В течение месяца найденные останки Рафаэля были выставлены для обозрения, затем, их поместили в древнеримский саркофаг на крышке которого высекли надпись "Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого великая Природа боялась быть побежденной, а в момент его смерти — умереть самой". Над гробницей установлена статуя "Мадонна на скале", заказанная при жизни самим Рафаэлем и выполнена Лоренцо Лотто в 1524 году.

В отличие от других христианских церквей Рима с их роскошными фасадами, фасад Пантеона не готовит посетителя к красоте его интерьера. Однако, пройдя через гигантскую дверь шириной около 7,50 метров и высотой 12,60 метров, сталкиваешься с поистине впечатляющим великолепием.

Интерьер Пантеона в XVIII-м веке, написанный Джованни Паоло Панини.

Внутреннее убранство претерпело более значительные изменения - верхняя часть стен была покрыта мраморной инкрустацией, а пол вымощен разноцветными плитами из мрамора, порфира и гранита. На протяжении XV-го - XVII-го веков были добавлены ложные ниши и алтари, украшенные различными реликвиями и произведениями искусства, самое значимое из которых картина Мелоццо да Форли "Благовещение"

Пантеон - одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до XIX века не существовало купола большего диаметра. Название храма греческое и означает “храм всех богов”.

Памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 году н.э. Однако сам характер постройки и штампы на кирпичах, которыми облицованы бетонные стены, говорят о том, что здание было возведено около 126 года н.э., во время правления императора Адриана: его биограф сообщает, что император восстановил Пантеон и многие другие храмы, сохранив имена их основателей. Работы, проведенные при Септимии Севере, вероятно, ограничивались обновлением мраморной отделки, стуковой облицовки и других второстепенных деталей.

Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам. Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое возвел на этом месте Марк Агриппа, сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э.


Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами (четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход. Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше. Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (окулус) диаметром около 9 м, через которое и проникает свет. В период полдня через это отверстие проникает наиболее сильный световой столб. Свет “не растекается”, а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.


Ротонда Пантеона , выложенная из кирпича и облицованная мрамором, в своей структуре обозначает сложную символику космоса, а “око” на вершине купола - символ солнечного диска, единственный источник света в здании. Есть легенда, что отверстие в куполе пробили злые духи, заметавшиеся в поисках выхода при звуках первой мессы.


Состав бетона менялся в зависимости от высоты купола: на нижних поясах наполнителем служила твердая травертиновая крошка, на верхних - крошка туфа и легкой пемзы. Купол поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) и достигает 42 м. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды выполнена также из разноцветного мрамора.

Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся с античности, мы выходим в прямоугольный вестибюль, который примыкает к ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой.


Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют еще Санта Мария Ротонда, или просто Ротонда).


В погребены некоторые известные люди Италии, в частности, в одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль; впоследствии здесь же похоронили первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II, и короля Умберто I.


mob_info