Есть ли жизнь после смерти научные доказательства. Ученые: Смиритесь, жизнь после смерти невозможна

Потусторонний мир - весьма интересная тема, о которой каждый задумывается хоть раз в жизни. Что после смерти происходит с человеком и его душой? Может ли он наблюдать за живыми людьми? Эти и многие вопросы не могут не волновать. Самым интересным является то, что существует немало различных теорий о том, что после смерти происходит с человеком. Попробуем в них разобраться и ответить на вопросы, волнующие многих людей.

«Тело твоё умрет, а душа будет жить вечно»

Этими словами обращался в своем письме к умирающей сестре епископ Феофан Затворник. Он, как и другие православные священники, верил в то, что умирает только тело, а вот душа живет вечно. С чем это связано и как это объясняет религия?

Православное учение о жизни после смерти слишком велико и объемно, поэтому рассмотрим лишь некоторые его аспекты. В первую очередь для того, чтобы понять, что после смерти происходит с человеком и его душой, необходимо выяснить, какова же цель всей жизни на земле. В Послании к евреям Святого Апостола Павла есть упоминание о том, что каждый человек должен когда-то умереть, а после этого будет суд. Именно так сделал Иисус Христос, когда добровольно отдался врагам на смерть. Тем самым он смыл грехи многих грешников и показал, что праведных так же, как и его, однажды ждет воскрешение. Православие считает, что если бы жизнь не была вечной, то она бы не имела смысла. Тогда бы люди действительно жили, не зная ради чего они рано или поздно умрут, не было бы смысла делать добрые дела. Именно поэтому душа человека бессмертна. Иисус Христос открыл для православных и верующих врата Небесного Царства и смерть является лишь завершением приготовления к новой жизни.

Что такое душа

Душа человека после смерти продолжает жить. Она является духовным началом человека. Упоминание об этом можно встретить в Бытие (2 глава), а звучит оно примерно следующим образом: «Бог создал человека из земного праха и в лицо его подул дыханием жизни. Теперь человек стал живой душой». Священное писание «говорит» нам о том, что человек двусоставен. Если тело способно умереть, то душа живет вечно. Она - живая сущность, наделенная способностью мыслить, помнить, чувствовать. Иными словами, душа человека после смерти продолжает жить. Она все понимает, чувствует и - самое главное - помнит.

Духовное видение

Для того чтобы убедиться в том, что душа действительно способна чувствовать и понимать, необходимо лишь вспомнить случаи, когда тело человека на некоторое время умирало, а душа все видела и понимала. Подобные истории можно прочитать в самых различных источниках, например, К. Икскуль в своей книге «Невероятное для многих, но истинное происшествие» описывает, что происходит после смерти с человеком и его душой. Все, что написано в книге, является личным опытом автора, который заболел тяжелой болезнью и испытал на себе клиническую смерть. Практически все, что можно прочитать на эту тему в различных источниках, очень схоже между собой.

Люди, которые испытали на себе клиническую смерть характеризуют её белым окутывающим туманом. Внизу виднеется тело самого человека, рядом - его близкие и врачи. Интересно, что душа, отделившаяся от тела, может перемещаться в пространстве и все понимает. Некоторые утверждают, что после того, как тело перестает подавать какие-либо признаки жизни, душа проходит по длинному тоннелю, в конце которого горит яркий белый цвет. Затем, как правило, в течение некоторого времени душа снова возвращается в тело, и сердце начинает биться. А если человек умирает? Что тогда происходит с ним? Что делает душа человека после смерти?

Встреча с себе подобными

После того как душа отделяется от тела, она может видеть духов, как плохих, так и хороших. Интересно то, что, как правило, она притягивается к себе подобных, и если при жизни какая-либо из сил имела на нее влияние, то и после смерти она будет к ней привязана. Этот период времени, когда душа выбирает себе «компанию», называют Частным Судом. Именно тогда становится совершенно понятно, напрасно ли прошла жизнь этого человека. Если он выполнял все заповеди, был добр и щедр, то, несомненно, рядом с ним будут находиться такие же души - добрые и чистые. Противоположная ситуация характеризуется обществом падших духов. Их ждут вечные муки и страдания в аду.

Первые несколько дней

Интересно, что происходит после смерти с душой человека в первые несколько дней, ведь этот период является для нее временем свободы и наслаждения ею. Именно в первые три дня душа может свободно перемещаться по земле. Как правило, она находится в это время возле своих родных людей. Она даже пытается с ними говорить, но получается это с трудом, ведь человек не способен видеть и слышать духов. В редких случаях, когда связь между людьми и умершими очень велика, они чувствуют присутствие родной души рядом, но не могут этого объяснить. По этой причине погребение христианина совершается именно спустя 3 дня после смерти. Кроме того, именно этот период необходим душе для того, чтобы осознать, где она теперь находится. Ей приходится нелегко, она, возможно, не успела с кем-либо попрощаться или что-либо кому-то сказать. Чаще всего человек не готов к смерти, и эти три дня нужны ему, чтобы понять суть происходящего и попрощаться.

Однако в каждом правиле бывают исключения. Например, К. Икскуль начал свое путешествие в другой мир в первый день, поскольку так велел ему Господь. Большинство святых и мучеников были готовы к смерти, и для того, чтобы перейти в другой мир, им понадобилось всего лишь несколько часов, ведь это и была их основная цель. Каждый случай совершенно разный, а сведения поступают лишь от тех людей, которые испытали «посмертный опыт» на себе. Если же говорить не о клинической смерти, то здесь все может быть совершенно по-другому. Доказательством того, что в первые три дня душа человека находится на земле, служит и то, что именно в этот период времени родственники и друзья усопших чувствуют их присутствие рядом.

Следующий этап

Следующая ступень перехода в загробный мир очень сложная и опасная. На третий-четвертый день душу ожидают испытания - мытарства. Их насчитывают около двадцати, и все их нужно преодолеть, чтобы душа смогла продолжить свой путь. Мытарства - это целые столпотворения злых духов. Они преграждают путь и обвиняют её в грехах. В Библии также рассказывается об этих испытаниях. Мать Иисуса - Пречистая и Преподобная Мария, - узнав о скорой смерти от Архангела Гавриила, просила сына о том, чтобы он избавил её от бесов и мытарств. В ответ на её просьбы Иисус сказал, что после смерти он за руку отведет её на Небеса. Так и произошло. Данное действо можно видеть на иконе «Успение Богородицы». На третий день принято усердно молиться за душу усопшего, таким образом можно помочь ей пройти все испытания.

Что происходит через месяц после смерти

После того как душа прошла мытарства, она поклоняется Богу и отправляется снова в путешествие. На этот раз её ожидают адские бездны и небесные обители. Она смотрит, как мучаются грешники и как радуются праведники, но собственного места у нее еще нет. На сороковой день душе назначается место, где она, как и все, будет ждать Высшего Суда. Существуют также сведения о том, что только до девятого дня душа видит небесные обители и наблюдает за праведными душами, которые живут в счастье и радости. Остальное время (около месяца) ей приходится смотреть на муки грешников в аду. В это время душа плачет, скорбит и покорно ждет своей участи. На сороковой день душе назначается место, где она будет ждать воскресения всех мертвых.

Кто и куда попадает

Конечно же, только Господь Бог вездесущ и точно знает, куда попадает душа после смерти человека. Грешники попадают в ад и проводят там время в ожидании еще больших мук, которые настанут после Высшего Суда. Иногда такие души могут приходить во снах к друзьями и родственникам, прося о помощи. Помочь в такой ситуации можно, помолившись за грешную душу и попросив у Всевышнего отпущения её грехов. Известны случаи, когда искренняя молитва за усопшего человека действительно помогала ему перейти в лучший мир. Так, например, в 3 столетии мученица Перпетуя увидела, что судьба её брата похожа на наполненный водоем, который был расположен слишком высоко, чтобы он мог до него дотянуться. Дни и ночи она молилась о его душе и со временем увидела, как он дотрагивается к водоему и переносится в светлое чистое место. Из вышесказанного становится понятно, что брат был помилован и отправлен из ада в рай. Праведники же, благодаря тому, что прожили свою жизнь не зря, попадают в рай и с нетерпением ждут Судного дня.

Учение Пифагора

Как уже было сказано ранее, существует огромное количество теорий и мифов относительно загробного мира. На протяжении многих столетий ученые и духовенство изучали вопрос: как узнать куда попал человек после смерти, искали ответы, спорили, искали факты и доказательства. Одной из таких теорий было учение Пифагора о переселении душ, так называемой реинкарнации. Этого же мнения придерживались такие ученые, как Платон и Сократ. Огромное количество информации о реинкарнации можно встретить и в таком мистическом течении, как Каббала. Суть её состоит в том, что у души есть определенная цель, или урок, который она должна пройти и выучить. Если в течение жизни человек, в котором живет данная душа, не справляется с этой задачей, она перерождается.

Что происходит с телом после смерти? Оно умирает и воскресить его невозможно, а вот душа ищет себе новую жизнь. В данной теории интересным является и то, что, как правило, все люди, которые состоят в семейном родстве, связаны совершенно не случайно. Если говорить конкретнее, то одни и те же души постоянно ищут друг друга и находят. Например, в прошлой жизни ваша мама могла быть вашей дочерью или даже вашим супругом. Поскольку душа не имеет пола, она может иметь как женское начало, так и мужское, все зависит от того, в какое она попадет тело.

Бытует мнение, что наши друзья и вторые половинки - это также родственные души, которые связаны с нами кармически. Есть и еще один нюанс: например, у сына и отца постоянно возникают конфликты, никто не хочет уступать, до последних дней два родных человека буквально воюют между собой. Скорей всего, в следующей жизни судьба снова сведет эти души вместе, как брата и сестру или как мужа и жену. Так будет продолжаться до тех пор, пока они оба не найдут компромисс.

Квадрат Пифагора

Сторонники теории Пифагора чаще всего интересуются не тем, что происходит с телом после смерти, а тем, какое воплощение проживает их душа и кем они были в прошлой жизни. Для того чтобы выяснить данные факты, был составлен квадрат Пифагора. Попробуем в нем разобраться на примере. Допустим, вы родились 03 декабря 1991 года. Нужно записать полученные цифры в строчку и провести с ними некоторые манипуляции.

  1. Необходимо сложить все числа и получить основное: 3 + 1 + 2 + 1 + 9 + 9 + 1 = 26 - это будет первое число.
  2. Далее необходимо сложить предыдущий результат: 2 + 6 = 8. Это будет второе число.
  3. Для того чтобы получить третье, из первого необходимо вычесть удвоенную первую цифру даты рождения (в нашем случае 03, ноль мы не берем, вычитаем тройку, умноженную на 2): 26 - 3 х 2 = 20.
  4. Последнее число получаем путем складывания цифр третьего рабочего числа: 2+0 = 2.

Теперь запишем дату рождения и полученные результаты:

Для того чтобы узнать, какое воплощение проживает душа, необходимо посчитать все числа, кроме нулей. В нашем случае душа человека, родившаяся 3 декабря 1991 года, проживает 12 воплощение. Составив из этих чисел квадрат Пифагора, можно узнать, и какими характеристиками она обладает.

Некоторые факты

Многих, конечно же, интересует вопрос: есть ли жизнь после смерти? Ответ на него пытаются дать все мировые религии, но однозначного до сих пор нет. Вместо этого в некоторых источниках можно встретить некоторые интересные факты касательно этой темы. Конечно же, нельзя сказать, что утверждения, которые будут приведены ниже, являются догмой. Это, скорей всего, лишь некоторые интересные размышления на эту тему.

Что такое смерть

Сложно ответить на вопрос, есть ли жизнь после смерти, не выяснив основные признаки этого процесса. В медицине под этим понятием понимают остановку дыхания и сердцебиения. Но не следует забывать, что это есть признаки смерти тела человека. С другой стороны, существуют сведения о том, что мумифицированное тело монаха-священника продолжает подавать все признаки жизни: мягкие ткани продавливаются, суставы сгибаются, от него исходит благоухание. В некоторых мумифицированных телах даже растут ногти и волосы, что, возможно, подтверждает тот факт, что определенные биологические процессы в почившем теле все-таки происходят.

А что происходит через год после смерти обычного человека? Конечно же, тело разлагается.

В заключение

Учитывая все вышенаписанное, можно сказать, что тело - это всего лишь одна из оболочек человека. Помимо него, существует и душа - вечная субстанция. Практически все мировые религии сходятся на том, что после смерти тела, душа человека еще живет, кто-то считает, что она перерождается в другом человеке, а кто-то - что она живет на Небесах, но, так или иначе, она продолжает существовать. Все мысли, чувства, эмоции - духовная сфера человека, которая живет, несмотря на физическую смерть. Таким образом, можно считать, что жизнь после смерти существует, однако она больше не взаимосвязана с физическим телом.

Содержание

Люди во все времена спорили о том, что происходит с душой, когда она покидает свое материальное тело. Вопрос о том, есть ли жизнь после смерти, по сей день остается открытым, хотя доказательства очевидцев, теории ученых и религиозные аспекты говорят, что есть. Интересные факты из истории и научных исследований помогут создать общую картину.

Что после смерти происходит с человеком

Определенно сказать, что происходит, когда умирает человек, очень сложно. Медицина констатирует биологическую смерть, когда происходит остановка сердца, физическое тело перестает подавать какие-либо признаки жизни, а в человеческом мозге замирает активность. Однако современные технологии позволяют поддерживать жизнедеятельность даже в состоянии комы. Умер ли человек, если его сердце работает с помощью специальных аппаратов и есть ли жизнь после смерти?

Благодаря долгим исследованиям ученым и докторам удалось выявить доказательства существования души и то, что она не покидает тело сразу же после остановки сердца. Разум способен работать еще несколько минут. Это доказывают разные истории от пациентов, переживших клиническую смерть. Их рассказы о том, что они воспаряют над своим телом и могут сверху наблюдать за происходящим, похожи друг на друга. Может ли это стать доказательством современной науки того, что загробная жизнь после смерти существует?

Загробная жизнь

Сколько в мире религий, столько и духовных представлений о жизни после смерти. Каждый верующий человек представляет себе то, что с ним случится, только благодаря историческим писаниям. Для большинства загробная жизнь представляет собой Рай или Ад, куда попадает душа, исходя из тех поступков, которые она совершила, будучи на Земле в материальном теле. То, что с астральными телами будет после смерти, каждая религия трактует по-своему.­

Древнем Египте

Египтяне очень большое значение придавали загробному миру. Не просто же так возводились пирамиды, где были захоронены правители. Они верили, что человек, проживший светлую жизнь и прошедший через все испытания души после смерти, становился неким божеством и мог жить бесконечно. Для них смерть была словно праздник, который избавлял от тягот жизни на Земле.

Нельзя сказать, что они будто бы ждали, когда умрут, но вера в то, что загробная жизнь – это просто следующий этап, где они станут бессмертными душами, делала этот процесс не столь грустным. В Древнем Египте она представляла иную реальность, тяжелый путь, который необходимо было пройти каждому, чтобы стать бессмертным. Для этого усопшим клали Книгу Мертвых, которая помогала избежать всех трудностей с помощью специальных заклинаний, или по-другому молитв.

В христианстве

В христианстве существует свой ответ на вопрос, есть ли жизнь даже после смерти. Религия тоже имеет свои представления о загробном мире и куда попадает человек после смерти: после погребения душа переходит в другой, высший мир через три дня. Там ей необходимо пройти Страшный Суд, который вынесет приговор, и грешные души отправляются в Ад. У католиков душа может пройти через чистилище, где снимает с себя все грехи путем тяжелых испытаний. Только тогда она попадает в Рай, где может насладиться загробной жизнью. Реинкарнация полностью опровергается.

В исламе

Еще одной мировой религией является ислам. По ней у мусульман жизнь на Земле – это лишь начало пути, поэтому они стараются прожить ее как можно чище, соблюдая все законы религии. После того, как душа покидает физическую оболочку, она попадает к двум ангелам – Мункару и Накиру, которые допрашивают мертвых, а затем наказывают. Самое страшное уготовано напоследок: душа должна пройти через Справедливый Суд перед самим Аллахом, который произойдет после конца света. По сути, вся жизнь мусульман – это подготовка к загробному миру.

В буддизме и индуизме

Буддизм проповедует полное освобождение от материального мира, иллюзий перерождения. Главная его цель – это уйти в нирвану. Никакого загробного мира не существует. В буддизме есть колесо Сансары, по которому и ходит сознание человека. Земным существованием он просто готовится перейти на следующий уровень. Смерть – это лишь переход из одного места в другое, на исход которого влияют деяния (карма).

В отличие от буддизма, индуизм проповедует перерождение души, причем не обязательно в следующей жизни он станет человеком. Переродиться можно в животного, растение, воду – любое, что сотворено нечеловеческими руками. Каждый может самостоятельно повлиять на свое следующее перерождение путем поступков в настоящем времени. Проживший правильно и безгрешно может в прямом смысле слова заказать себе, кем он хочет стать после смерти.

Доказательства жизни после смерти

Существует очень много доказательств того, что жизнь после смерти существует. Этому свидетельствуют различные проявления из потустороннего мира в виде призраков, рассказы пациентов, переживших клиническую смерть. Доказательством жизни после смерти также является гипноз, в состоянии которого человек может вспомнить свою прошлую жизнь, начинает говорить на другом языке или рассказывает малоизвестные факты из жизни страны в ту или иную эпоху.

Научные факты

Многие ученые, которые не верят в жизнь после смерти, меняют свои представления об этом после того, как пообщаются с пациентами, у которых во время операции останавливалось сердце. Большинство из них рассказывали одну и ту же историю, как они отделились от тела и увидели себя со стороны. Вероятность того, что это все выдумки, очень маленькая, ведь подробности, которые они описывают, настолько похожи, что не могут быть выдумкой. Некоторые рассказывают, как встречают других людей, например, своих умерших родственников, делятся описаниями Ада или Рая.

Дети до определенного возраста помнят о своих прошлых воплощениях, о чем нередко рассказывают своим родителям. Большинство взрослых воспринимает это как фантазии своих чад, однако некоторые истории бывают настолько правдоподобны, что не поверить просто нельзя. Дети могут вспомнить даже как умирали в прошлой жизни или кем они работали.

Экология познания: Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно ВЕРИЛИ в то, что нет бессмертной души, ВЕРИЛИ в то, что это якобы доказала наука, ВЕРИЛИ в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе.

Всякий человек, который столкнулся со смертью близкого, задается вопросом существует ли жизнь после смерти? В наше время этот вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько столетий назад ответ на этот вопрос был всем очевиден, то сейчас, после периода атеизма, решение его более трудно.

Мы не можем просто верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причем, факты научные. Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно ВЕРИЛИ в то, что нет бессмертной души, ВЕРИЛИ в то, что это якобы доказала наука, ВЕРИЛИ в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе. Мы просто доверяли неким авторитетам, особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности, и интерпретаций ими научных фактов.

И вот теперь, когда случилась трагедия, внутри нас происходит конфликт:

Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с другой стороны старые и внушенные нам стереотипы о том, что никакой души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Эта борьба внутри нас очень тяжела и сильно изматывает. Мы хотим правды!

Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую, не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих ученых по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша ВЕРА в существование или не существование души, а только ЗНАНИЕ может погасить этот внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности, посмотреть на трагедию с другой, реальной точки зрения.

Речь в статье пойдет про Сознание. Вопрос Сознания мы и разберем с точки зрения науки: где же в нашем теле находится Сознание и может ли оно прекратить свою жизнь.

Что такое Сознание?

Сначала о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства, возможности сознания. Сознание - это осознавание себя, своей личности, это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов. Сознание - то, что нас выделяет, то, что заставляет нас ощущать себя не предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание - это осознание нами своего «Я», но в тоже время Сознание есть великая тайна. У сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потрогать, повертеть в руках. Несмотря на то, что мы очень мало знаем о сознании, мы совершенно достоверно знаем, что мы его имеем.

Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. С точки зрения материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга, продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния нервных клеток. С точки зрения идеализма Сознание это - эго, «Я», дух, душа - нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая, не умирающая энергия. В актах сознания всегда участвует субъект, который собственно все и осознаёт.

Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то никаких доказательств существования души религия не даст. Учение о душе является догматом и не подлежит научному доказательству.

Нет абсолютно никаких объяснений, а тем более доказательств и у материалистов, считающих, что они беспристрастные ученые (хотя это далеко не так).

А как же большинство людей, которые равно далеки от религии, от философии, да и от науки тоже, представляет себе это Сознание, душу, «Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?

Пол, имя, профессия и другие ролевые функции

Первое, что большинству приходит в голову: «Я - человек», «Я - женщина (мужчина)», «Я - бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я - Таня (Катя, Алексей)», «Я - жена (муж, дочь)» и.т.п. Это, конечно, забавные ответы. Свое индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими понятиями. На свете огромное количество людей с такими же особенностями, но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же профессиями вроде имеют свое, а не Ваше «Я», тоже самое можно сказать и про жен (мужей), людей разных профессий, социального положения, национальностей, вероисповедания и.т.д. Никакая принадлежность к какой либо группе не объяснит Вам что представляет Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я - не качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется неизменным.

Психические и физиологические особенности

Некоторые говорят о том, что их «Я» - это их рефлексы, их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и.т.п.

На самом деле это не может быть ядром личности, которое называют «Я» Почему? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение и представления и пристрастия, и уж тем более психологические особенности. Нельзя же сказать, что если раньше эти особенности были другими, то это было не мое «Я».

Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я - это мое индивидуальное тело». Это уже интереснее. Разберем и это предположение.

Всем еще из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают (апоптоз), а новые рождаются. Некоторые клетки (эпителий желудочно-кишечного тракта) полностью обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл значительно дольше. В среднем же каждые 5 лет обновляется все клетки организма. Если считать «Я» простой совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живет, например, 70 лет. За это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (т.е. 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 разных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не постоянно, а «Я» постоянно.

Это означает, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.

Но тут особо эрудированные приводят контраргумент: «Хорошо, с костями и мышцами понятно, это действительно не может быть «Я», но ведь существуют нервные клетки! А они же на всю жизнь одни. Может быть «Я» - это сумма нервных клеток?»

Поразмышляем над этим вопросом вместе…

Состоит ли сознание из нервных клеток?

Материализм привык раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир, «гармонию проверять алгеброй» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением воинствующего материализма в отношении личности является представление, что личность есть совокупность биологических качеств. Однако совмещение безличных предметов, будь они хоть атомами, хоть нейронами, не может породить личность и её ядро - «Я».

Как может быть этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на переживания, любовь, просто сумма специфических клеток организма вместе с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким образом эти процессы могут формировать «Я»???

При условии, если бы нервные клетки составляли бы наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего «Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы меньше и меньше. С восстановлением клеток, оно бы возрастало в размерах.

Научные исследования, проведенные в разных странах мира доказывают, что, что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма, способны к регенерации (восстановлению). Вот что пишет серьезнейший биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского Института биологических исследований им. Солка обнаружили, что в мозгу взрослых млекопитающих рождаются полностью работоспособные молодые клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами. Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги также пришли к выводу, что ткани мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных» 1

Это подтверждает публикация в еще одном авторитетнейшем, реферируемом биологическом журнале - Science: «В течение двух последних лет исследователи установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как и остальные в человеческом организме. Организм способен сам восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту», - говорит ученая Хелен М. Блон».

Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит постоянно меняющемуся материальному телу.

Почему-то в наше время необходимо настолько сложно доказывать то, что было очевидно и понятно еще древним. Ещё живший в III веке римский философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их совокупностью,.. к тому же совершенно невозможно, чтобы жизнь производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума лишено. Если кто-нибудь возразит, что это не так, а на самом деле душу образуют сошедшиеся вместе атомы, то есть неделимые на части тельца, то он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и совместного чувствования из нечувствительных и не способных к объединению тел; а душа-то - чувствует сама себя» 2.

«Я» - это неизменное ядро личности, которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.

Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А может быть «Я» - это мозг?»

Является ли Сознание продуктом деятельности мозга? Что говорит наука?

Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали еще в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг - и есть по сути человек с его «Я». Большинство думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, дает нам личностность. А тело - не более чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.

Но эта сказка не имеет отношения к науке. Мозг в настоящее время глубоко изучен. Давно и хорошо изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Огромное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг больше сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по нейрофизиологии или нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием.

Для людей далеких от этой области знания это кажется удивительным. На самом деле ничего удивительного в этом нет. Просто никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, ученые-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия ученых не прошли даром. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, очень многое удалось сделать для понимания нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я». Не удалось даже, несмотря на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьезного предположения, о том, как мозг может быть связан с нашим Сознанием.

Откуда же пошло предположение о том, что Сознание находится в мозге? Такое предположение выдвинул в середине 18 века известный электрофизиолог Дюбуа-Реймон (1818-1896). По своему мировоззрению Дюбуа-Реймон был одним из ярких представителей механистического направления. В одном из писем своему другу он писал, что «в организме действуют исключительно физико-химические законы; если с их помощью не все можно объяснить, то необходимо, используя физико-математические методы, либо найти способ их действия, либо принять, что существуют новые силы материи, равные по ценности физико-химическим силам» 3.

Но с ним не соглашался живший в одно время с Реймоном другой выдающейся физиолог Карл Фридрих Вильгельм Людвиг (Ludwig, 1816-1895), возглавлявший в 1869-1895 годах новый Физиологический институт в Лейпциге, который стал крупнейшим мировым центром в области экспериментальной физиологии. Основатель научной школы, Людвиг писал, что ни одна из существующих теорий нервной деятельности, включая и электрическую теорию нервных токов Дюбуа-Реймона, не может ничего сказать о том, как вследствие деятельности нервов становятся возможны акты ощущения. Заметим, что тут речь идет даже не о сложнейших актах сознания, а о гораздо более простых ощущениях. Если нет сознания, то ничего чувствовать и ощущать мы не можем.

Еще один крупнейший физиолог XIX века - выдающийся английский нейрофизиолог сэр Чарльз Скотт Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, говорил, что если не понятно, как психика возникает из деятельности мозга, то, естественно, столь же мало понятно, как она может оказывать какое-либо влияние на поведение живого существа, управление которым осуществляется посредством нервной системы.

В итоге и сам Дюбуа-Реймон пришел к такому выводу: «Как мы сознаем - мы не знаем и никогда не узнаем. И как бы мы ни углублялись в дебри внутримозговой нейродинамики, моста в царство сознания мы не перебросим». Реймон пришел к неутешительному для детерминизма выводу о невозможности объяснить Сознание материальными причинами. Он признал, «что здесь человеческий ум наталкивается на «мировую загадку», разрешить которую он никогда не сможет» 4.

Профессор Московского университета, философ А.И. Введенский в1914 г сформулировал закон «отсутствия объективных признаков одушевленности». Смысл этого закона в том, что роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения абсолютно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью мозга и областью психических или душевных явлений, включая Сознание.

Крупнейшие специалисты по нейрофизиологии, лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел признавали, что для того чтобы можно было утверждать связь мозга и Сознания, нужно понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств. Ученые признали, что это сделать невозможно.

Существует интересное и убедительное доказательство отсутствия связи между Сознанием и работой мозга, понятное даже людям, далеким от науки. Вот оно:

Предположим, что «Я» (Сознание) является результатом работы мозга. Как точно известно нейрофизиологам, человек может жить даже с одним полушарием мозга. При этом он будет иметь Сознание. У человека, который живет только с правым полушарием мозга, безусловно присутствует «Я» (Сознание). Соответственно можно сделать вывод, что «Я» не находится в левом, отсутствующем, полушарии. У человека с единственным функционирующим левым полушарием тоже есть «Я», следовательно «Я» не находится в правом полушарии, отсутствующем у данного человека. Сознание остаётся вне зависимости от того, какое полушарие удаляется. Значит, у человека нет области мозга, отвечающей за Сознание, ни в левом, ни в правом полушарии головного мозга. Приходится делать вывод, что присутствие сознания у человека не связано с определенными областями мозга.

Профессор, д.м.н. Войно-Ясенецкий описывает: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), который, несомненно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить» 6.

В 1940 году доктор Августин Итуррича сделал сенсационное заявление в Антропологическом обществе в Сукре (Боливия). Он и доктор Ортиз долго изучали историю болезни 14-летнего мальчика, пациента из клиники доктора Ортиза. Подросток находился там с диагнозом «опухоль мозга». Юноша сохранял Сознание до самой кончины, жаловался только на головную боль. Когда после его смерти произвели патологоанатомическое вскрытие, то доктора были изумлены: вся мозговая масса оказалась полностью отделена от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Осталось совершенно непонятно, каким образом сохранялось мышление у больного мальчика.

Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные недавно голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать. Иными словами, Сознание «живет» само по себе, абсолютно самостоятельно. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющий строго определенные функции. Очень может быть, мыслящей материи, даже в принципе, не существует, заявил руководитель исследования знаменитый ученый Пим ван Ломмель» 7.

Еще один аргумент, доступный для понимания неспециалистов приводит профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой» 8. Это действительно удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, т.е. обладают определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Заставляет задуматься, не правда ли?

Нейрофизиология не стоит на месте, а является одной из самых динамично развивающихся наук. Об успехах изучения мозга говорят методы и масштаб исследований Изучаются функции, участки мозга, все подробнее и подробнее выясняется его состав. Несмотря на титаническую работу по изучению мозга, мировая наука сегодня так же далека от понимания того, что из себя представляют творчество, мышление, память и какова их связь с самим мозгом.

Какова же природа Сознания?

Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.

Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое возникает вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?» 9

В конце XX века создатель квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Э. Шредингер писал, что природа связи некоторых физических процессов с субъективными событиями (к которым относится Сознание) лежит «в стороне от науки и за пределами человеческого понимания».

Крупнейший современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Дж. Экклз развил мысль о том, что на основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений, и этот факт легко может быть истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это совершенно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие крупные специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.

Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека» 10. В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, - пишет Экклз, - что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».

По глубокому убеждению Экклза, сознание не может быть предметом научного исследования. По его мнению, появление сознания, так же как и возникновение жизни, является высшей религиозной тайной. В своем докладе нобелевский лауреат опирался на выводы книги «Личность и мозг», написанной совместно с американским философом-социологом Карлом Поппером.

Уилдер Пенфилд в результате многолетнего изучения деятельности мозга тоже пришел к выводу, что «энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов» 11.

Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я впервые услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но потом исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление совершенно нового качества. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом» 12.

Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее - их ретранслятором.

Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив разные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике» 13.

Еще в 1956 г. выдающейся крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий считал, что наш мозг не только не связан с Сознанием, но и даже мыслить не способен самостоятельно, так как психический процесс вынесен за его пределы. В своей книге Валентин Феликсович утверждает, что «мозг не орган мысли, чувств», и что «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела» 14.

К таким же выводам пришли английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической смерти. Другие давали точное описание произошедших в этот временной отрезок событий. Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли, т.е. как антенна, с помощью которой становится возможен прием сигнала извне. Ученые предположили, что во время клинической смерти действующее независимо от головного мозга Сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение.

Если мы выключаем радио, то это не значит, что радиостанция прекращает свое вещание. То есть после смерти физического тела Сознание продолжает жить.

Факт продолжения жизни Сознания после смерти тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Кроме обсуждения сугубо научной проблематики, в данной книге автор приводит также и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами.

Наталья Бехтерева, рассказывая о встрече с болгарской ясновидящей Вангой Димитровой, вполне определенно высказывается по этому поводу в одном из своих интервью: «Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими», и еще цитата из ее книги: «Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты (если он ученый!) только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение» 12.

Первое последовательное описание посмертной жизни, основанное на научных наблюдениях, было дано шведским ученым и естествоиспытателем Эммануэлем Сведенборгом. Затем эту проблему серьезно изучали известнейшая врач-психиатр Элизабет Кюблер Росс, не менее известный психиатр Раймонд Моуди, добросовестные ученые академики Оливер Лодж15,16, Уильям Крукс17, Альфред Уоллес, Александр Бутлеров, профессор Фридрих Майерс18, американский врач-педиатр Мелвин Морз. Среди серьезных и систематических исследователей вопроса умирания следует указать профессора медицины при университете Эмори и штатного врача в госпитале для ветеранов в городе Атланта д-ра Майкла Сабома, очень ценно также систематическое исследование психиатра Кэннета Ринга, занимался изучением этой проблемы доктор медицины врач - реаниматолог Мориц Роолингз, наш современник, танатопсихолог А.А. Налчаджян. Много работал над пониманием этой проблемы с точки зрения физики известный советский ученый, крупнейший специалист в области термодинамических процессов, член – корреспондент Академии Наук Республики Беларусь Альберт Вейник. Значительный вклад в изучение околосмертного опыта внес знаменитый во всем мире американский психолог чешского происхождения, основатель трансперсональной школы психологии д-р Станислав Гроф.

Многообразие накопленных наукой фактов неоспоримо доказывает, что после физической смерти каждый из ныне живущих наследует иную реальность, сохраняя свое Сознание.

Несмотря на ограниченность нашей возможности в познании этой реальности при помощи материальных средств, на сегодняшний день существует ряд ее характеристик, полученных при помощи экспериментов и наблюдений ученых, исследующих эту проблему.

Эти характеристики были перечислены А.В. Михеевым, научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета в его докладе на международном симпозиуме «Жизнь после смерти: от веры к знанию»который проходил 8-9 апреля 2005 года в Санкт-Петербурге:

«1. Существует так называемое «тонкое тело», являющееся носителем самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека. Это тело существует… после физической смерти, являясь на время существования физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело - лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне.

2. Жизнь индивидуума не заканчивается текущей земной смертью. Выживание после смерти - естественный закон для человека.

3. Следующая реальность разделена на большое количество уровней, различающихся по частотным характеристикам их составляющих.

4. Местоназначение человека при посмертном переходе определяется его настройкой на определенный уровень, являющейся суммарным результатом его мыслей, чувств и поступков при жизни на Земле. Подобно тому, как спектр электромагнитного излучения, испускаемого химическим веществом, зависит от его состава, точно также посмертное местоназначение человека определяется «составной характеристикой» его внутренней жизни.

5. Понятия «Рай и Ад» отражают две полярности, возможных посмертных состояний.

6. Кроме подобных полярных состояний, имеет место ряд промежуточных. Выбор адекватного состояния автоматически определяется мыслительно-эмоциональным «паттерном», сформированным человеком при земной жизни. Именно поэтому негативные эмоции, насилие, стремление к разрушению и фанатизм, чем бы они не оправдывались внешне, в этом отношении крайне губительны для дальнейшей судьбы человека. Это является твердым обоснованием для персональной ответственности и следования этическим принципам» 19.

Все вышеприведенные аргументы просто удивительно совпадают с религиозными знаниями всех традиционных религий. Это повод отбросить сомнения и определиться. Не правда ли?

1. Cell polarity: From embryo to axon // Nature Magazine. 27.08. 2003. Vol. 421, N 6926. P 905-906 Melissa M. Rolls and Chris Q. Doe

2. Плотин. Эннеады. Трактаты 1-11., «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, Москва, 2007.

3. Du Bois-Reymond E. Gesammelte Abhandlungen zur allgemeinen Muskel- und Nervenphysik. Bd. 1.

Leipzig: Veit & Co., 1875. P. 102

4. Du Bois-Reymond, E. Gesammelte Abhandlungen zur allgemeinen Muskel- und Nervenphysik. Bd. 1. P. 87

5. Кобозев Н. И. Исследования в области термодинамики процессов информации и мышления. М.: Изд-во МГУ, 1971. С. 85.

6, Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002. С. 43.

7. Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands; Dr Pirn van Lommel MD, Ruud van Wees PhD, Vincent Meyers PhD, Ingrid Elfferich PhD // The Lancet. Dec 2001 2001. Vol 358. No 9298 P. 2039-2045.

8. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002 С. 36.

9/ Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избранные труды. Москва, 1979, стр 455.

10. Eccles J. The human mystery.

Berlin: Springer 1979. P. 176.

11. Penfield W. The mystery of the mind.

Princeton , 1975. P. 25-27

12..Меня благословили на изучение «Зазеркалья». Интервью Н.П. Бехтеревой газете «Волжская правда», 19 марта 2005 года.

13. Гроф С. Холотропное сознание. Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. М.: АСТ; Ганга, 2002. С. 267.

14. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002 С.45.

15. Lodge O. Raymond or life and death.

London 1916

16. Lodge O. The survival of man.

London 1911

17. Crookes W. Researches in the phenomena of spiritualism.

London , год 1926 P. 24

18. Myers. Human personality and its survival of bodily death.

London , год 1sted.1903 P. 68

19. Михеев А. В. Жизнь после смерти: от веры к знанию

Журнал «Сознание и физическая реальность», № 6, 2005 г. и в тезисах докладов международного симпозиума «Ноосферные инновации в культуре, образовании, науке, технике, здравоохранении», 8 - 9 апреля 2005 года, Санкт - Петербург.

Содержание

Вопрос о том, что будет после ухода из жизни, интересует человечество с древних времен – с самого момента появления раздумий о смысле собственной индивидуальности. Сохранится ли сознание, личность после умирания физической оболочки? Куда попадает душа после смерти – научные факты и утверждения верующих одинаково твердо доказывают и опровергают возможность загробного существования, бессмертия, свидетельства очевидцев и ученых в равной степени сходятся и противоречат друг другу.

Доказательства существования души после смерти

Доказать наличие души (анимы, атмана и др) человечество стремилось еще с эпох шумерско-аккадской и египетской цивилизаций. Фактически все религиозные учения базируются на том, что человек состоит из двух сущностей: материальной и духовной. Вторая составляющая является бессмертной, базисом личности, и будет существовать после смерти физической оболочки. То, что говорят ученые о жизни после смерти, не противоречит большинству тезисов богословов о существовании загробного мира, так как наука изначально вышла из монастырей, когда монахи были собирателями знаний.

После научной революции в Европе многие практики попытались выделить и доказать существование души в материальном мире. Параллельно западноевропейская философия определяла самосознание (самоопределение) как источник человека, его творческих и эмоциональных позывов, стимула к рефлексии. На этом фоне возникает вопрос – что произойдет с духом, который формирует личность, после разрушения физического тела.

До развития физики и химии доказательства существования души базировались исключительно на философских и теологических работах (Аристотель, Платон, канонические религиозные труды). В средние века алхимия пыталась вычленить аниму не только человека, но и любых элементов, флоры и фауны. Современная наука о жизни после смерти и медицина пытаются зафиксировать наличие души на основании личного опыта очевидцев, переживших опыт клинической смерти, медицинских данных и изменений состояния пациентов в различные моменты их жизни.

В христианстве

Христианская церковь (в ее признанных миром направлениях) относится к человеческой жизни как к подготовительному этапу посмертия. Это не означает, что материальный мир не имеет значения. Наоборот, главное, что предстоит христианину в жизни, - это жить так, чтобы впоследствии попасть в рай и обрести вечное блаженство. Доказательств наличия души для любой религии не требуется, данный тезис является базисом для религиозного сознания, без него оно не имеет смысла. Подтверждением существования души для христианства может косвенно служить личный опыт верующих.

Душа христианина, если верить догматам, является частью Бога, но способной самостоятельно принимать решения, творить и созидать. Поэтому существует понятие посмертного наказания или награды в зависимости от того, как относился человек при материальном существовании к выполнению заповедей. Фактически после смерти возможны два ключевых состояния (и промежуточное – только для католицизма):

  • рай – состояние наивысшего блаженства, нахождения рядом с Творцом;
  • ад – наказание за неправедную и греховную жизнь, которая противоречила заповедям веры,место вечных мучений;
  • чистилище – место, которое присутствует только в католической парадигме. Обитель тех, кто умирает в мире с Богом, но нуждается в дополнительном очищении от неискупленных при жизни грехов.

В исламе

Вторая мировая религия, ислам, по догматическим основам (принцип мироздания, наличие души, посмертное существование) кардинально не отличается от христианских постулатов. Наличие частицы Создателя внутри человека определяется в сурах Корана и религиозными трудами исламских богословов. Мусульманин должен жить порядочно, соблюдать заповеди, чтобы попасть в рай. В отличие от христианского догмата о Страшном Суде, где судия – Господь, Аллах не принимает участие в определении, куда попадет душа после смерти (судят два ангела – Накир и Мункар).

В буддизме и индуизме

В буддизме (в европейском понимании) существуют два понятия: атман (духовная сущность, высшее Я) и анатман (отсутствие самостоятельной личности и души). Первое относится в внетелесным категориям, а второе – к иллюзиям материального мира. Поэтому нет точного определения, какая конкретная часть отправляется в нирвану (буддийский рай) и растворяется в ней. Одно можно сказать точно: после окончательного погружения в посмертие сознание каждого, с точки зрения буддистов, вливается в общее Я.

Жизнь человека в индуизме, как точно заметил бард Владимир Высоцкий, это череда переселений. Душа или сознание не помещаются с рай или ад, а в зависимости от праведности земной жизни перерождаются в другую личность, животное, растение или даже камень. С этой точки зрения доказательств посмертного опыта гораздо больше, потому что существует достаточное количество зафиксированных свидетельств, когда человек полностью рассказывал свою предыдущую жизнь (учитывая, что знать о ней он не мог).

В древних религиях

Иудаизм до сих пор не определил свое отношение к самой сути души (нешамы). В данной религии существует огромное количество направлений и традиций, которые могут противоречить даже в базовых принципах друг другу. Так, саддукеи уверены, что нешама смертна и погибает вместе с телом, фарисеи же считали ее бессмертной. Некоторые течения иудаизма базируются на принятом из Древнего Египта тезисе о том, что душа должна пройти цикл перерождений для достижения совершенства.

Фактически, каждая религия базируется на том, что цель земной жизни – возвращение души к своему создателю. Убежденность верующих в существовании загробной жизни базируется в большей своей части на вере, а не на доказательствах. Но нет и доказательств, опровергающих существование души.

Смерть с научной точки зрения

Максимально точное определение смерти, которое принято среди научного сообщества – необратимая утрата жизненных функций. Клиническая смерть подразумевает кратковременную остановку дыхания, кровообращения и мозговой активности, после чего пациент возвращается к жизни. Количество определений конца жизни даже у современной медицины и философии превышает два десятка. Этот процесс или факт остается такой же тайной, как и факт наличия или отсутствия души.

Доказательства жизни после смерти

"Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам" - эта шекспировская цитата с большой долей точности отражает отношение ученых к непознаваемому. Ведь то, что мы не знаем о чем-то, вовсе не означает, что этого нет.

Найти доказательства существования жизни после смерти – это попытка подтверждения факта наличия души. Материалисты утверждают, что весь мир состоит из только частиц, но при этом наличие энергетической сущности, субстанции или поля, которые создают личность, никак не противоречит классической науке из-за недоказанности (например, бозон Хиггса, недавно найденную частицу, считали вымыслом).

Свидетельства людей

В этих случаях считаются достоверными рассказы людей, которые подтверждаются независимой комиссией из психиатров, психологов и теологов. Условно их разделяют на две категории: воспоминания о прошлых жизнях и рассказы переживших клиническую смерть. Первый случай - эксперимент Яна Стивенсона, который установил около 2000 фактов реинкарнации (под гипнозом тестируемый не может врать, а множество указанных пациентами фактов подтверждались историческими данными).

Описания состояния клинической смерти часто объясняют кислородным голоданием, которое испытывает в это время человеческий мозг, и относятся к ним с немалой долей скепсиса. Однако поразительно одинаковые рассказы, которые фиксируют не одно десятилетие, могут говорить о том, что нельзя исключать факт выхода некоей сущности (души) из материального тела на момент его гибели. Стоит упомянуть большое количество описаний мелких деталей, касающихся операционных, врачей и окружения, произносимых ими фраз, которые пациенты в состоянии клинической смерти знать не могли.

Факты истории

К историческим фактам наличия загробной жизни можно отнести воскрешение Христа. Здесь имеется в виду не только основа христианской веры, но большое количество исторических документов, которые не были связаны между собой, но в единый период времени описывали одинаковые факты и события. Еще, для примера, стоит упомянуть знаменитую признанную подпись Наполеона Бонапарта, которая появилась на документе Людовика XVIII в 1821 году после смерти императора (признана подлинной современными историками).

  • внетелесный опыт, видения, который переживают пациенты во время операций;
  • встреча с умершими родственниками и людьми, которых больной мог даже не знать, но описывал после возвращения;
  • общая схожесть опыта клинической смерти;
  • научные доказательства жизни после смерти, основанные на изучении состояний посмертного перехода;
  • отсутствие дефектов у инвалидов во время внетелесного нахождения;
  • возможность детей помнить прошлую жизнь.
  • Есть ли подтверждения жизни после смерти, достоверные на 100%, сказать тяжело. Всегда найдется объективный контртезис на любой факт посмертного опыта. У каждого есть индивидуальные представления на этот счет. Пока не будет доказано наличие души так, чтобы даже далекий от науки человек согласился с этим фактом, споры будут продолжаться. Однако научный мир стремится к максимальному исследованию тонких материй, чтобы приблизиться к пониманию, научному объяснению человеческой сущности.

    Видео




    Жизнь после смерти Исповедь покойника
    Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

    У ученых есть доказательства существования жизни после смерти. Они обнаружили, что сознание может продолжаться и после смерти.

    Хотя к этой теме относятся с большим скептицизмом, существуют свидетельства людей, переживших этот опыт, которые заставят вас задуматься над этим.

    Д-р Сэм Парния - профессор, изучавший опыт клинической смерти и сердечно-легочную реанимацию, считает, что сознание человека может пережить смерть мозга, когда в мозг не поступает кровь, и нет электрической активности.

    Начиная с 2008 года, он собрал множество свидетельств об околосмертных переживаниях, которые произошли, когда мозг человека был не активнее буханки хлеба.

    Судя по видениям, сознательное понимание сохранялось до трех минут после того, как сердце останавливалось, хотя мозг обычно отключается в течение 20-30 секунд после того, как останавливалось сердце.

    Возможно, вы слышали от людей о чувстве отделения от собственного тела, и они казались вам выдумкой. Американская певица Пэм Рейнолдс рассказала о своем внетелесном опыте во время операции на мозге, который она пережила в возрасте 35 лет.

    Ее поместили в состояние искусственной комы, ее тело охладили до 15 градусов по Цельсию, а мозг практически был лишен кровоснабжения. Кроме того, ее глаза были закрыты, а в уши вставлены наушники, которые заглушали звуки.

    Паря над своим телом она смогла наблюдать за собственной операцией. Описание было очень наглядным. Она слышала как кто-то сказал: "Ее артерии слишком малы", а на фоне играла песня "Hotel California" группы The Eagles.

    Сами врачи были шокированы всеми подробностями, которые Пэм рассказала о своем опыте.

    дним из классических примеров околосмертного опыта является встреча с умершими родственниками по ту сторону.

    Исследователь Брюс Грейсон (Bruce Greyson) считает, что то, что мы видим, когда находимся в состоянии клинической смерти – это не просто яркие галлюцинации. В 2013 году он опубликовал исследование, в котором указал, что число пациентов, которые встречали умерших родственников, намного превышало число тех, кто встречал живых людей.

    Более того, было несколько случаев, когда люди встречали мертвого родственника по ту сторону, не зная о том, что этот человек умер.

    Всемирно признанный бельгийский невропатолог Стивен Лорейс (Steven Laureys) не верит в жизнь после смерти. Он считает, что все околосмертные переживания можно объяснить через физические явления.

    Лорейс и его команда ожидали, что околосмертные переживания окажутся похожими на сны или галлюцинации и со временем станут стираться из памяти.

    Однако он обнаружил, что воспоминания клинической смерти остаются свежими и яркими вне зависимости от прошедшего времени и порой даже затмевают воспоминания о реальных событиях.

    Во время одного исследования ученые попросили 344 пациента, которые пережили остановку сердца, описать свой опыт в течение недели после реанимации.

    Из всех опрошенных людей 18 % могли с трудом вспомнить свой опыт, а 8-12 % привели классический пример околосмертных переживаний

    Голландский исследователь Пим ван Ломмел (Pim van Lommel) изучил воспоминания людей, переживших клиническую смерть.

    Согласно результатам, многие люди лишились страха смерти, стали счастливее, позитивнее и общительнее. Практически все говорили о клинической смерти, как о положительном опыте, который еще больше повлиял на их жизнь с течением времени.

    Американский нейрохирург Эбен Александр провел 7 дней в коме в 2008 году, что изменило его мнение об околосмертных переживаниях. Он заявлял, что видел то, во что сложно поверить.

    Он рассказал, что видел свет и исходящую оттуда мелодию, он наблюдал нечто похожее на портал в великолепную реальность, наполненную водопадами неописуемых цветов и миллионами бабочек, пролетающих по этой сцене. Однако его мозг был отключен во время этих видений до такой степени, что у него не должно было быть никаких проблесков сознания.

    Многие подвергли сомнению слова д-ра Эбена, но если он говорит правду, возможно, его переживания и опыт других людей не нужно игнорировать.

    Они опросили 31 слепых людей, которые пережили клиническую смерть либо внетелесные переживания. При этом 14 из них были слепы от рождения.

    Однако все они описывали визуальные образы во время своих переживаний, будь то туннель света, умерших родственников или наблюдения за своим телом сверху.

    Согласно профессору Роберту Ланца (Robert Lanza) все возможности во Вселенной случаются одновременно. Но, когда "наблюдатель" решает посмотреть, все эти возможности сводятся к одной, которая и случается в нашем мире. Таким образом, время, пространство, материя и все остальное существует только благодаря нашему восприятию.

    Если это так, то такие вещи, как "смерть" перестают быть неопровержимым фактом и становятся лишь частью восприятия. В действительности, хотя может показаться, что мы умираем в этой Вселенной, согласно теории Ланца, наша жизнь становится "вечным цветком, который вновь расцветает в мультивселенной".

    Доктор Ян Стивенсон (Ian Stevenson) исследовал и записал больше 3000 случаев детей в возрасте до 5-ти лет, которые могли вспомнить свою прошлую жизнь.

    В одном из случаев девочка из Шри-Ланки помнила название города, в котором она была, описала в подробностях свою семью и дом. Позже 27 из 30 ее утверждений подтвердились. Однако никто из ее семьи и знакомых не были никаким образом связаны с этим городом.

    Также Стивенсон задокументировал случаи детей, у которых были фобии, связанные с прошлой жизнью, детей, у которых были врожденные дефекты, отражающие то, каким образом они умерли, и даже детей, которые впали в ярость, узнав своих "убийц".

    mob_info