«Подвигу веры посвящается…. Выставка «Новомученики и исповедники Российские» открылась в Государственном историческом музее

Новомученики и исповедники Российски е П обеда духа, а не поражение! (1917-2017)

9 января 2017 года по благословению наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря епископа Дмитровского ФЕОФИЛАКТА в Синодальной библиотеке открылась книжная выставка , посвящённая 100-летию со времени начала мученичества за Христа в новейшей истории Русской Православной Церкви. Выставка продлится до декабря 2017 года.

Вспомним опять об этих трагических страницах нашей истории – пусть живая память о том, как всё было, поможет нам сформировать правильные жизненные ориентиры.

НАКАНУНЕ...-
ИЗ ПИСЬМА ВЕЛИКОЙ КНЯ-ГИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ ФЁДОРО-ВНЫ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛА-Ю ВТОРОМУ: "Пусть в новом, 1917 -году тучи развеются, -солнце воссияет над в-сей любимой Россией, -победы, внешние и вну-тренние, принесут сла-вный мир тебе, нашему- возлюбленному Госуда-рю, всем-всем твоим п-одданным и мне, одной- из них".
- - - - (29 декаб-ря 1916 года)


XX век был особенно тяжёлым, трагическим для нашей Родины, всего народа, Русской Православной Церкви. Россия потеряла миллионы своих сыновей и дочерей. Среди злодейски убитых, замученных в годы гонений было неисчислимое количество православных – мирян и монахов, епископов и священников, церковнослужителей, ученых, интеллигенции, простых рабочих и крестьян, единственной виной которых оказалась твёрдая вера в Бога. Это были обычные люди, такие же как и мы, но их отличала особая духовность, доброта, отзывчивость, сердечность, широта русской души, напитанной тысячелетней христианской историей и культурой, вера в Бога и верность своим религиозным убеждениям. Они предпочли умереть, чем жить без Бога, без Христа.

В результате репрессий 1937-1938 гг. в Русской Православной Церкви на всей территории СССР к началу Второй мировой войны на кафедрах осталось всего 4 архиерея, служение в церквях продолжали только несколько сот священников (до 1917 г. их было более 50 тысяч). Таким образом, репрессиям подверглось не менее 90% духовенства и монашествующих (большинство из них были расстреляны), и значительное число активных мирян.

Кто-то может спросить, зачем вспоминать об этом? Ответ простой, хотя, быть может, прозвучит несколько неожиданно: в кровавые 20-е – 30-е годы у нас в России, без преувеличения, свершилась великая Победа. Новомученики и исповедники своим подвигом явили славу Божию, носителями которой были мученики и исповедники на протяжении всех столетий, начиная с первого века существования Церкви. Подвиг этих святых остается в памяти Церкви, которая возрождается благодаря их молитвам.

Если говорить о значении подвига новомучеников, прежде всего нужно сказать о том, что такое мученичество и какое оно имеет значение в христианской церкви. Дело в том, что славянское слово "мученик" не отражает всей полноты этого явления, а показывает только одну его сторону – страдание и смерть. В греческом языке слово мученик (мартирó с ) имеет несколько иное значение: "свидетель" . Своей смертью он утверждает самую главную истину Христос победил смерть, Он воскрес, и, умирая с Ним, мы не умираем, а наследуем жизнь вечную.

С 1980-х гг. в Русской Православной Церкви сначала за рубежом, а затем и в Отечестве начался процесс канонизации новомучеников и исповедников Российских, пик которого пришёлся на 2000 г. В настоящий момент причислено к лику уже около двух тысяч подвижников. Можно утверждать, что в период большевистских гонений Русская Церковь дала миру тысячи святых – поистине, великое число мучеников и исповедников в рамках новейшей истории.

И, хотя физически к концу 1930-х гг. Русская Церковь была практически полностью уничтожена, духовно она оказалась не сломлена, ибо, по слову митрополита Петроградского Иосифа (Петровых) , «смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение» . В итоге единственным пережившим коммунистический строй сословием оказалось духовенство.

Была только одна сила, которую Церковь могла противопоставить безумной злобе гонителей. Такова сила веры и проистекающей от неё святости.

Столкнувшись с этой великой силой, с этим духовным сопротивлением, воинствующее советское безбожие помимо своей воли вынуждено было отступить. Новомученики и исповедники Российские не боялись жить по Евангелию даже в самые мрачные годы советской тирании, жить так, как велела им их христианская совесть, и готовы были умереть за это. Господь принял эту великую жертву и Своим Промыслом направил ход истории в годы Второй мировой войны так, что советское руководство вынуждено было отказаться от планов жестокого искоренения религии в СССР. Но как бы последующие периоды советской истории не назывались («оттепелью», «застоем»), в 40-е–80-е годы ХХ века верующие продолжали подвергаться репрессиям за свои религиозные взгляды и верность Христу.

В прошедшем столетии Церковь столкнулось с колоссальным явлением – массовым подвигом мученичества, появлением невероятного количества святых. За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того периода. Однако, для его достойного осмысления ещё потребуется тщательная и продолжительная работа.

На протяжении столетий русские люди воспитывались на Четьях-Минеях. Наши предки с древних времен поучались, находили вразумление и немалое утешение в чтении житий святых и подвижников. Они встречали там непререкаемый образец для подражания, и обретали в лице их небесных заступников, к которым обращались с молитвой. Именно через молитву к святым осуществляется неразрывная связь Церкви земной и Небесной.

«В детстве и отрочестве , – писал из камеры смертников священномученик Вениамин Петроградский , – я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те ».

Сегодня нам стали доступны письма священномучеников, заточённых в Соловецком концлагере, удивительные, живые свидетельства непоколебимой веры, твёрдого упования и неиссякаемой любви. Там, где зачастую в придавленных, истощённых и измученных людях терялся сам образ человеческий, мы видим не падение, а возвышение души, очищение её от греха, основанное на величайшей требовательности не к другим, а к самому себе.

«Пусть скорбь твоя о злобе мира , – писал из Соловков священномученик Иоанн Стеблин-Каменский , – не попустит тебе запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь и в твоём сердце... Пусть каждый, видящий общественные недостатки и непорядки, постарается прежде всего восстановить должный порядок в себе самом. Пусть замолчит в нём всё животное, пусть воцарится в нём Дух Кротости, Дух Любви. Мир лежит во зле, и, предоставленные себе, мы часто изнемогаем в борьбе со злом... Но вот Господь идет человеку навстречу и протягивает ему Свою руку, чтобы вести его много дальше, чем куда он надеялся дойти... Радостно поэтому я приму всякое новое испытание, лишь бы Господь благоволил очистить сердце моё от греховной тяготы ».

Подводя итог, можно сказать, что сила и единство любого народа, его способность давать ответ на бросаемые ему вызовы, определяются, прежде всего, его духовной крепостью. Вершина же духовного возрастания – святость. Святые подвижники объединяли, объединяют и будут объединять народ России. Подвиг новомучеников имеет непреходящее значение.

Сегодня новомученики и исповедники Российские – ближайшие к нам по времени святые – предстоят пред престолом Божьим и приносят свои молитвы за нас с вами и наше Отечество. Они учат нас, как надо жить, даруют нам истинный образ исповедничества, чтобы мы оставались непоколебимы в своей вере, через которую мы тогда имеем надежду на будущее.

Поэтому с любовью и благоговением обращаемся мы сегодня к подвигу новомучеников Церкви Русской. Не они нуждаются в нас, это мы нуждаемся в их повседневной помощи и поддержке.

Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о наc!

Источники


Москва, 26 сентября, Благовест-инфо. Выставка «Новомученики и исповедники Российские» открылась 25 сентября в Государственном историческом музее (ГИМ), в здании Иверских ворот.

Выставка инициирована и подготовлена Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ) и приурочена к 15-летию университета. В небольшой экспозиции представлены архивные документы, письма и фотографии, а также предметы, принадлежавшие мученикам: венчальные венцы из проволоки, потир из серебряной рюмки, литургический набор из дерева и другие свидетельства тайных богослужений и подпольной церковной жизни 20-50-х гг.

Церемонию открытия выставки вел директор ГИМа Александр Шкурко, который подчеркнул, что музей «считает своим долгом представлять выдающуюся роль Русской Православной Церкви в истории государства».

Как отметил на церемонии открытия выставки ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, экспозиция посвящена знаменательным датам в истории нашей страны и Церкви: во-первых, это 90 лет с начала гонений на Православную Церковь, которые можно отсчитывать сразу после октябрьского переворота. Этой теме пора посвятить масштабную церковно-научную конференцию, считает о.Владимир. Следующая дата – это 90 лет с начала работы «самого великого церковного Собора в истории России, который восстановил патриаршество и подготовил Церковь к будущему исповедничеству и мученичеству». О.Владимир напомнил, что многие отцы Поместного собора 1917-1918 гг. сами стали новомучениками в годы советских гонений.

Далее ректор ПСТГУ рассказал о том, что тема «Новомученики и исповедники Российские» является ведущим направлением научно-исторических исследований Свято-Тихоновского университета. За 15 лет работы собраны свидетельства о 30 тысячах пострадавших за православную веру в годы гонений. Священник призвал привлечь внимание как можно большего числа наших сограждан к поиску свидетельств о новомучениках. «Наши мученики – это воины в страшной войне за истину, за добро», -- сказал о.Владимир.

О том, как шла работа над базой данных в ПСТГУ, рассказал профессор Николай Емельянов. По его словам, еще в 1989 г. по инициативе Патриарха Алексия II начала работать комиссия, собиравшая свидетельства родственников пострадавших во время репрессий священнослужителей и мирян. За три года было выявлено около тысячи имен, и казалось, что новых сведений ждать неоткуда: «Гонения прекратили связь времен, разрушили преемственность поколений». Тогда считали, что с течением лет удастся, в лучшем случае, отыскать не более 5 тыс. имен новомучеников. Однако – «поразительное явление» -- с годами «поток новых имен только возрастал», и в среднем база данных ПСТГУ ежегодно пополнялась 2 тыс.имен, составив на сегодня 30 тысяч. По оценкам проф.Емельянова и о.Владимира Воробьева, всего за веру пострадали от полумиллиона до миллиона человек. Николай Емельянов надеется, что еще за 20 лет можно будет отыскать информацию еще о 100 тыс.исповедников и новомучеников. «Очень важно, когда отыскиваются именно имена людей, а не только количество. Эти сведения служат возрождению народной памяти», -- считает исследователь.

Профессор Емельянов призвал расширить круг поиска информации, подключив к нему краеведческие музеи по всей стране, а также активизировав разыскания в епархиальных архивах. Он коснулся также темы икон новомучеников. По его словам, современным иконописцам пока не по силам найти метод для написания таких икон, и чаще фотографии из следственных дел являются «более выразительными», чем писаные иконы. Эти портреты, сделанные фотографами НКВД, можно считать «явленными иконами» новомучеников, считает выступавший.

«Духовной кардиологией» назвал деятельность ПСТГУ по разысканию данных о новомучениках Марат Баглай – экс-председатель Конституционного суда РФ, член Попечительского совета ПСТГУ и Общественного совета ГИМа. Он считает, что церковные ученые таким образом «лечат сердце и просветляют разум народа». Он говорил о духовной природе сталинских репрессий против Церкви. По его словам, иногда считают, что гонения против сотен тысяч православных людей были совершенно необоснованны: с 1927 г., в период так называемого сергианства, с амвонов уже не звучали призывы к сопротивлению строительству социализма и т.д.. Однако Сталин «чувствовал, что духовность никуда не ушла и она противоречит тому, что он делает». «Духовное противостояние – это самое страшное сопротивление режиму», -- заключил М.Баглай.

Русская Православная Церковь в ХХ веке дала больше мучеников, чем за всю историю христианства, отметил в своей речи председатель Издательского совета РПЦ, протоиерей Владимир Силовьев. Он привел несколько примеров, свидетельствующих о том, что сведения о пострадавших за веру могут оказаться почти в каждой семье: «Многие могут повесить в святом углу фотографию своего дедушки и молиться ему». О.Владимир считает, что наше время в Церкви также появляются свои новомученики: «Посмотрите, сколько убивают священников в последнее время – монахов в Оптиной пустыни, приходских священников, и вместе с детьми…»

Выставку можно посетить до 22 октября. В рамках выставки 19 октября состоится круглый стол «Значение подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви» с участием экспертов ПСТГУ. Пройдет также презентация I тома сборника «Современники о Патриархе Тихоне», составленного М.Е. Губониным.

Юлия Зайцева



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

12 ноября 2017 года в Музейно-краеведческом Центре «Дом Цыплаковых» города Козельска состоялось торжественное открытие выставки «Подвиг веры», посвященной памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Выставка организована миссионерским отделом Козельской епархии по благословению Преосвященнейшего Никиты, епископа Козельского и Людиновского. Обширные фотоматериалы предоставлены Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, многие из них входили в состав тематической выставки «ПРЕОДОЛЕНИЕ: Русская Церковь и советская власть», подготовленной и проведенной университетом несколько лет назад. Кроме информационных постеров с фотографиями, на выставке представлены краеведческие материалы, освещающие подвиг новомучеников Козельских, среди них есть экспонаты – как из музейной коллекции, так и из частных собраний – выставляющиеся впервые.

XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в период гонений было неисчислимое множество православных: архиереев, священнослужителей, монахов, мирян, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. Для нас, ныне живущих, священная обязанность – почитать память наших соотечественников, сумевших мужественно противостоять безбожной власти и исповедовавших непоколебимую верность Христу даже до смерти.

В годы страданий христиан укрепляло в вере архипастырское слово многих епископов Русской Церкви, начиная со Святейшего Патриарха Тихона, неустанно поддерживавшего многочисленными посланиями и проповедями свою паству и смело обличавшего неправду гонителей. Продолжая подвиг Первосвятителя, архипастыри обращались к своим пасомым со словами поддержки и сами бесстрашно исповедали веру, готовые пожертвовать за нее жизнью.

Нам сегодня не менее важно слушать и, главное, уметь слышать архипастырское слово. Поэтому организаторы выставки с радостью предоставили почетное право открыть мероприятие Преосвященнейшему Никите, епископу Козельскому и Людиновскому. Владыка в приветственном слове отметил высоту духовного подвига новомучеников и исповедников, показавших пример передового христианства, подчеркнул важность молитвенного почитания их памяти, поблагодарил собравшихся за действенное участие в прославлении новомучеников земли Козельской, а также выразил надежду, что открытие выставки станет первым делом в ряду епархиальных мероприятий, посвященных увековечению памяти новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.

Ведущая мероприятия Л.В. Мартьянова рассказала об истории установления памяти новомученикам и исповедникам Церкви Русской, которая ведет начало с решения, принятого на Поместном Соборе 1917–1918 годов. Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской состоялось на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. На рубеже тысячелетий оно подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие исповеднического подвига, озарило пути Промысла Божиего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа.

Руководитель Отдела по культуре Козельской епархии диакон Тихон Худяков в своем выступлении отметил: «Гонения XX века поражают своей продолжительностью: если массовые гонения христиан, бывшие в эпоху императора Диоклетиана, начавшись в 303 году, закончились через восемь лет, то в нашей стране эпоха гонений длилась около семи десятилетий… Статистические данные также свидетельствуют о беспрецедентных масштабах репрессий: до революции 1917 года в стране было 60 000 действующих храмов, к 1939 году их осталось всего 100 на всю страну. К этому времени на свободе было всего четыре правящих архиерея, причем на каждого было открыто сфальсифицированное уголовное дело, позволяющее в любой момент арестовать их и подвергнуть тюремному заключению. До революции в Русской Православной Церкви насчитывалось 100 000 монашествующего и 110 000 белого духовенства, после эпохи гонений их остались считанные десятки. Из четырехсот архиереев триста были умучены, расстреляны в те безбожные времена. И, наконец, если до эпохи гонений в Русской Православной Церкви в святцах почиталось 2500 святых, 450 из которых были русскими по происхождению, то к январю 2004 года только количество новомучеников и исповедников составило 1420 человек, а на сегодняшний день оно превышает 2 000, поскольку открываются новые факты исповедничества и принятия мучений за Христа в эпоху безбожия». Отец Тихон также упомянул о новомучениках и исповедниках, чья жизнь и подвиги непосредственно связаны с землей Козельской. Это, прежде всего, насельники Оптиной пустыни преподобноисповедник Никон (Беляев), преподобноисповедник Рафаил (Шейченко), преподобномученики Лаврентий (Левченко), Пантелеимон (Шибанов), Гурий (Самойлов), Викентий (Никольский), Пафнутий (Костин), Игнатий (Даланов), Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и мученик Борис Козлов – церковный староста, друг и единомышленник оптинских иноков. Многие монахи после закрытия Оптиной Пустыни служили в расположенных поблизости городских и сельских храмах, наряду с ними и благочестивые миряне и церковнослужители церквей города Козельска исповеднически несли крест веры. Были упомянуты также священномученик протоиерей Иоанн Сперанский, долгие годы служивший в Калужской епархии, и пострадавший вместе с ним оптинский постриженник Иоанникий (Дмитриев)… Много имен еще предстоит открыть, прославить или хотя бы помянуть о упокоении у престола Божия.



Согласно православному учению, у человека, изначально несущего в себе образ Божий, и образ жизни должен определяться безусловной любовью к Отцу, Сыну и Святому Духу. Именно этот образ жизни являют российские новомученики и исповедники XX века. Нам, нашим современникам и последующим поколениям христиан они дают ясный пример безоговорочной верности Богу, подтверждая свидетельство апостола Павла: «…ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39). В память новомучеников участники церковного хора козельского храма Сошествия Святаго Духа исполнили песнопение на эти апостольские слова – «Кто ны разлучит… (музыка протоиерея Иоанна Соломина).

В качестве музыкального приношения на мероприятии также прозвучали песнопения «Святый Боже» и «Богородице Дево, радуйся» напева Воскресенского монастыря в исполнении вокального ансамбля девочек – воспитанниц Козельской православной гимназии. Ученик Козельской детской школы искусств по классу аккордеона Геннадий Лазарев исполнил марш «Прощание славянки».

Директор музейного комплекса И.В. Яценко познакомил присутствующих с тематическими разделами выставки. Затем в исполнении ансамбля девочек Православной гимназии прозвучала стихира из службы всем святым, в земле Российской просиявшим, – «Земле русская», подчеркивающая духовное значение подвига отечественных святых ХХ столетия. В завершение духовенством и мирянами было соборно пропето величание новомученикам и исповедникам.

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра…» воспевает Святая Церковь в праздник Входа Господня в Иерусалим, так и участники торжественного открытия выставки едиными усты и единым сердцем возложили упование, что это мероприятие, как наше общее дело, совершаемое в память наших славных предков, просиявших в подвиге веры, будет добрым примером каждому присутствующему, что по молитвам новомучеников каждый получит личное благодатное укрепление на пути ко Христу.

Следует добавить, что выставка будет передвижной, после Козельска она побывает в Людиново и других городах Козельско-Людиновской епархии.

Мартьянова Л. В.,

методист, педагог дополнительного образования

МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Козельска


20 декабря 2017 года в Главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – историческом Московском епархиальном доме, состоялось торжественное открытие экспозиции «Музея памяти новомучеников и исповедников Российских». Экспозиция посвящена страницам истории Русской Православной Церкви первой половины ХХ века, духовной жизни в условиях гонений и подвигу новомучеников.


Экспозиция Музея, размещенная в Свято-Тихоновском университете, насчитывает около 100 предметов и включает личные вещи, связанные с деятельностью духовенства в период гонений, иконы, литургические предметы, а также архивные и фотодокументы, отражающие как богоборческую политику власти, так и реакцию Церкви на нее.

Выступая с приветственным словом, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв отметил, что выставка открывается в день столетия создания ВЧК, которая и осуществила совершенной небывалый по масштабам геноцид православного народа. «Здесь представлены фотографии великих святителей Русской Церкви, которые так или иначе пострадали за веру. Большая часть из них была расстреляна советской властью. Это были великие святые, мыслители и великие подвижники нашей Церкви, нашего народа», - подчеркнул отец Владимир.


«В центре экспозиции организовано небольшое выставочное пространство, где находится икона Патриарха Тихона, его портреты и его малый омофор, чудом, можно сказать, к нам сюда пришедший. Рядом, на стендах экспозиции, размещены фотографии самых главных церковных деятелей Поместного Собора 1917-1918 гг. и первых десятилетий советской власти. Здесь можно увидеть снимки митрополитов Антония (Храповицкого) и Арсения (Стадницкого), которые были кандидатами на патриаршество вместе со святителем Тихоном. Есть стенды, посвященные митрополитам Кириллу (Смирнову) и Владимиру (Богоявленскому), - пояснил отец ректор. - Митрополит Киевский и Галицкий Владимир построил это здание и был почетным председателем Поместного Собора. 25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира в Киево-Печерской лавре и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры и расстреляли. Мученическая кончина святителя Владимира явилась началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь».

Нам бы очень хотелось, говорит протоиерей Владимир Воробьёв, чтобы память о новомучениках всегда присутствовала в нашей жизни и чтобы мы всегда учились у них вере и любви.

Присутствовавшая на торжественной церемонии член Совета Федерации РФ Елена Мизулина подчеркнула, что ранее в нашем обществе никогда не обсуждалась судьба репрессированной части православного духовенства. «Может быть, потому, что эта беда еще не осознавалась обществом. Ведь священники об этом никому не говорили, в учебниках об этом не писали. Практически первыми, кто приступил к сбору этой информации, созданию архивов, их систематизированию, стали сотрудники Свято-Тихоновского университета и его ректор протоиерей Владимир», - отметила сенатор.

Смысловыми элементами экспозиции стали разделы, посвященные эпохе самых масштабных и кровавых репрессий: революции и гражданской войне, коллективизации и предвоенному периоду, когда гонения нарастали и достигли апогея в 1937 году.

Как напомнил заместитель заведующего Отделом новейшей истории РПЦ ПСТГУ иерей Александр Мазырин , 15 августа 1917 года в Москве начал работу Поместный Собор Православной Российской Церкви. «Лучшие представители Церкви собрались, чтобы решить многочисленные проблемы, накопившиеся в течение 200-летнего Синодального периода. Вопрос о восстановлении патриаршества вызвал особенно бурное обсуждение. Но, получив 25 октября 1917 года известие о большевистском перевороте, о «расстреле» Московского Кремля, члены Собора пришли к решению о необходимости избрания Патриарха, - отметил отец Александр. - Сохранилась фотография участников Поместного Собора, сделанная на одном из таких заседаний, проходивших, в том числе в Епархиальном доме, ныне Главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Большинство членов Поместного Собора, более 500 человек, подверглись гонениям, многие были убиты, 50 членов этого Собора причислены Церковью к лику святых».

Профессор кафедры церковной истории иерей Александр Мазырин подчеркнул, что трудно представить себе другого предстоятеля Церкви, кто пользовался бы такой глубокой, всенародной любовью, как Патриарх Тихон, ставший главой Русской Церкви в самый драматичный период ее истории. «Особенно ярко выявились истинное Православие и твердость Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола, когда часть священства пошли на сотрудничество с большевиками. Патриарх же в своем обращении к пастве в 1923 году писал: «Церковь не будет ни белой, ни красной, а Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью». В Музее представлен уникальный экспонат - малый омофор Святейшего Патриарха Тихона, в котором он совершал богослужения, а также его подлинное воззвание с призывом о помощи голодающим», - добавил отец Александр.

После покушения на Ленина 30 августа 1918 года в стране был объявлен Красный террор. С особой яростью большевики уничтожали представителей Церкви: их ссылали в тюрьмы, расстреливали, вешали, топили, душили, распинали. Преступления оставались безнаказанными. Сохранилась редкая фотография тех лет: убиенные монахи Мгабрского монастыря вместе со своим игуменом.

По словам заведующего архивом отдела Новейшей истории РПЦ ПСТГУ диакона Сергия Николаева , в составе экспозиции есть предметы, которые использовались для богослужения в тюрьмах. «В их числе - молитвослов в миниатюрной обложке; антиминс, на котором служили в лагере Божественную литургию; дарохранительница; потир самодельный свинцовый; потир деревянный; звездица, сделанная из консервной банки; брачные венцы, изготовленные из обыкновенной проволоки, и другие реликвии, - пояснил он. - Уникальным экспонатом представляется женская безрукавка, где под подкладкой вшита ткань, сплошь исписанная чернильным карандашом словами молитв».

Экспонаты и фотоматериалы предоставили Государственный архив Российской Федерации, Государственный архив новейшей истории, Российский государственный архив социально-политической истории, Государственный музей истории ГУЛАГа, международное общество «Мемориал», родственники и частные хранители.

Фонд Музея, созданного на средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества и предоставленного Фондом президентских грантов, будет пополняться новыми экспонатами. Экспозиция «Музея памяти новомучеников и исповедников Российских» открыта для всех желающих на постоянной основе по адресу: Лихов переулок, д. 6, стр. 1 (Главное здание ПСТГУ).

В дни 100-летия начала богоборческого террора против Русского Православия, когда в трагическом 1917 году в Царском Селе уже был убит первый новомученик нашей Церкви протоиерей Иоанн Кочуров, память великих подвижников XX века была особо отмечена в стенах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Именно здесь была открыта уникальная юбилейная выставка, одно название которой позволяет надеяться на её дальнейшее расширение и постоянный характер — "Музей памяти новомучеников и исповедников Российских".

Музей памяти новомучеников и исповедников Российских открылся в Москве

Экспозиция, собравшая около 100 предметов, включает личные вещи (в том числе лагерную телогрейку, подкладка которой испещрена словами молитв), иконы и литургические предметы эпохи гонений. А также архивные и фотодокументы, наглядно демонстрирующие крестный путь Русской Церкви в первые десятилетия советской власти, в годы, которые сами большевики без зазрения совести именовали "безбожными пятилетками". Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв лично открыл музей, рассказав о его значимости и ключевых экспонатах:

В центре экспозиции организовано небольшое выставочное пространство, где находится икона Патриарха Тихона, его портреты и его малый омофор, чудом, можно сказать, к нам сюда пришедший. Рядом на стендах экспозиции размещены фотографии самых главных церковных деятелей Поместного Собора 1917-1918 годов и первых десятилетий советской власти. Здесь можно увидеть митрополитов Антония (Храповицкого) и Арсения (Стадницкого), которые были кандидатами на Патриаршество вместе со Святителем Тихоном, также есть стенды, посвящённые митрополитам Кириллу (Смирнову) и Владимиру (Богоявленскому)...

Святитель Тихон Патриарх Московский. Фото: Архив Издательства Московской Патриархии/patriarchia.ru

Именно митрополит Киевский и Галицкий Владимир возвёл здание Московского епархиального дома, недавно ставшего главным корпусом Свято-Тихоновского университета, и в 1917 году был почётным председателем открывшегося Всероссийского Поместного Собора. А уже 25 января 1918 года вооружённые люди (по разным данным, это были либо большевики, либо поддавшиеся большевистской пропаганде уголовники, либо даже активизировавшиеся в те дни украинские националисты) ворвались в покои митрополита Владимира в Киево-Печерской лавре и после издевательств над ним вывели его за лаврские стены и расстреляли. Мученическая кончина святителя Владимира стала ключевым трагическим символом начала многолетних антицерковных гонений.

Посвятивший всю свою жизнь исследованию этой темы отец Владимир Воробьёв, внук пострадавшего в годы богоборческого террора протоиерея Владимира Воробьёва (старшего), убеждён в том, что подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской уже достаточно широко известен в России:

Сейчас многие знают об этих гонениях, потому что Русская Церковь уже не первый год об этом громко говорит. В разных епархиях сейчас собраны очень большие мартирологи, которые включают имена новомучеников и обстоятельства их страданий. Но всё, что мы можем собрать, — лишь малая часть того, что было, того, что хотелось бы узнать...

Действительно, именно Свято-Тихоновский университет (в то время ещё институт) ровно четверть века назад по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II начал кропотливую, но очень важную для всех православных людей работу по исследованию истории Русской Православной Церкви XX столетия. И в том числе — по составлению электронной базы данных "За Христа пострадавшие", ставшей крупнейшим информационным ресурсом по истории антицерковных гонений. Также именно в издательстве ПСТГУ вышло множество жизнеописаний новомучеников и исповедников.

Фото: Телеканал "Царьград"

Но, к сожалению, приходится не согласиться с отцом ректором: увы, абсолютное большинство наших соотечественников крайне мало знают о трагедии Русской Церкви, ведь либеральные властители умов "оттепели" и "перестройки", да и постперестроечных времён практически не затрагивали тему новомучеников и исповедников Церкви Русской. И одна из первых посетительниц открывшейся экспозиции, член Совета Федерации России Елена Мизулина подтверждает это:

Несколько лет назад я узнала, что отец Владимир Воробьёв занимается таким благородным и подвижническим делом — собирает материалы обо всех священниках, которые стали жертвами большевистского террора, пострадали за веру. Для меня это было открытием, особенно связанным с тем, что я никогда не задумывалась о том, что репрессии в такой мере распространились на священников, ибо считалось, что затрагивали они в основном интеллигенцию, образованных людей. Так, например, и наша семья Мизулиных очень пострадала...

Больше всего пострадало священников именно Русской Православной Церкви. Удар был именно по ней, потому что она имела большое влияние. Эта выставка особенно важна в нынешнее время, потому что мне, находясь во власти, видно, сколько существует разных хитрых способов подточить православную веру, не дать подняться Православию, Русской Православной Церкви, в том числе и изнутри...

Именно поэтому опыт Свято-Тихоновского университета сегодня особенно актуален для того, чтобы миллионы наших соотечественников смогли наконец узнать, благодаря чьему подвигу и чьим святым молитвам Кровавый Молох XX столетия, едва не погубивший Россию, был остановлен. И хочется надеяться, что пожелание сенатора Елены Мизулиной открывшемуся музею новомучеников и исповедников Церкви Русской — выйти за университетские рамки и стать государственным — получит поддержку на самом высоком уровне.

mob_info