Торквемада. Испанская инквизиция

Томас де Торквемада (рожд. 14 октября 1420 г. – смерть 16 сентября 1498 г.) — великий инквизитор Испании. Смог реорганизовать и расширить деятельность инквизиции. Инициатор изгнания евреев и мавров из Испании. Проявлял чудовищную жестокость в отношении всех, кто не был католиком или подозревался в этом.

Есть предание о том, что дьявол решил некоторое время провести среди людей и в течении долгого времени искал человека, чтобы вселиться в него. В конце концов он выбрал Торквемаду и несколько десятков лет сеял зло в свое удовольствие. Говорят, что вселение произошло именно тогда, когда монаха назначили Великим инквизитором.

Биография Торквемады

В действительности, личность Торквемады вызывает невольный трепет. Как видно, в нем не было ничего человеческого. Из всего многообразия исторических злодеев вровень с ним можно поставить разве что .


Томас Торквемада — сын небогатого испанского сеньора, Торквемады, в жилах которого, вероятно, была толика еврейской крови. Томас родился около 1420 года в Вальядолиде (согласно другим источникам – в Сеговии). Дядя будущего главы испанской инквизиции, Иоанн Торквемада, был кардиналом и принадлежал к доминиканскому монашескому ордену. Последнее вероятно могло предопределить судьбу Томаса. Еще в юности он поступил в доминиканский монастырь Св. Павла в Вальядолиде, где с первых же дней обратил на себя внимание суровым благочестием и нетерпимостью к врагам церкви. К нему стали стекаться окрестные жители, желающие исповедаться.

Приор в монастыре Санта-Крус

Много лет прожил Торквемада в монастыре, не желая покидать его стены. Лишь в 1452 году он дал свое согласие принять звание приора в известном монастыре Санта-Крус в Сеговии. Именно там он пришел к выводу, что евреи и мусульмане, даже принявшие католицизм, несут угрозу для Испании и не дают ей объединиться. Здесь созрела и идея усиления борьбы с еретиками, подрывавшими авторитет церкви.

Судьбоносная встреча

Монастырь посещала знать и особы королевской крови. Узнав о праведности монаха и его твердости в вере, инфанта Изабелла захотела сделать его своим духовником. Это событие на много десятков лет предопределило будущую политику испанского двора. Однако вначале будущему инквизитору довелось помогать принцессе взойти на престол.

Дело в том, что Изабелла была сестрой правившего тогда короля Кастилии Энрике IV. У того была дочь, в чистоте крови которой сомневалась вся страна. Под таким предлогом духовенство, недолюбливающее Энрике, настаивало на том, чтобы наследницей престола стала Изабелла, а монарх всячески старался препятствовать этому. В борьбе претендентов за корону горячее участие принял и Торквемада, уверенный в своем влиянии на королеву и надеявшийся при ее поддержке реализовать свои идеи. Ведь Энрике, к которому он неоднократно обращался, оставался глух к его предложениям.

Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская

Рост влияния Торквемады

Именно Торквемада смог убедить Изабеллу отказаться от брака с португальским королем и предпочесть арагонского принца Фердинанда. 19 декабря 1469 года принц и принцесса сочетались тайным браком в Вальядолиде. На венчании был и Торквемада. Энрике отобрал у сестры престол, однако после того как он умер в 1475 году знать отдала предпочтение Изабелле и та стала королевой Кастилии и Леона. Фердинанд же к тому времени тоже стал королем Арагона. Как результат, оба королевства объединились и составили единую Испанию.

Королевская чета находилась под сильным влиянием духовника королевы. Незря Торквемаду часто называли «монархом королей». Он смог убедить королевскую семью в том, что в государстве процветает и усиливается испорченность нравов, престиж церкви падает, а на христиан негативно влияет соседство с евреями и маврами. Духовник предложил план борьбы с этими явлениями, при помощи инквизиции.

Великий инквизитор Испании

1483 год — Торквемаду назначили Великим инквизитором Испании. Он сам занимался разработкой структуры органов инквизиции, составил ее кодекс, создал процедуру инквизиционного суда и ввел в массовую практику аутодафе – публичное оглашение приговора инквизиции с последующим сожжением жертвы.

Детищем Торквемады стал особый трибунал – Супрема, название его было произведено от латинского слова «supremus» – наивысший. Он представлял из себя совет из духовных и светских людей, деливших власть с Великим инквизитором – главой испанской инквизиции. В ведении членов Супремы были отдельные трибуналы во всех регионах державы, которые вели расследования и выносили приговоры. При помощи Супремы Торквемада развязал кровавый террор в государстве. Уникальная система преследования и уничтожений инакомыслия, а в конечном счете собственных сограждан, не имеет аналогов в истории. Ересью считали все: свободу мысли, занятие поисками смысла жизни, научные изыскания, наследие античных времен.

Щупальца Супремы охватывали все государство, а ее слаженные и целенаправленные действия были результатом мысли, слова и дела жестокого фанатика.

В аппарате, подчиненном Великому инквизитору, в 45 провинциариях Испании насчитывалось 150 тысяч доминиканцев и 20 тысяч фамильяров – членов тайной полиции инквизиции. И это не считая тайной политической полиции Армандады, подчинявшейся королю и Великому инквизитору. Перу Торквемады принадлежала инструкция из 28 статей, в которой он в подробностях расписал, как именно необходимо искоренять святотатство, ересь, прелюбодеяние, отступничество, двоеженство и т. д. У жертвы практически не было ни единого шанса оправдаться. Ведь великий инквизитор благословил пытки, даже если они приводили к смерти. Инструменты, использовавшиеся в застенках инквизиции, до сих пор вызывают приступы дурноты и обмороки у посетителей музеев.

Деятельность этой огромной бюрократической машины, вооруженной бесчеловечными регламентами, была по сути направлена против всего народа. Инквизиция не оставляла вне сферы своего внимания ни знатных, ни богатых, ни бедных. Так, в ее застенки попал принадлежавший к королевской семье дон Иаков Наваррский, епископы Калагоры и Сеговии. Преследованиям подвергались даже покойники: прах заподозренных в ереси извлекался из могил и также сжигался.

Задолго до Гитлера Томас Торквемада стремился очистить страну от людей, чья кровь отличалась от «коренной». Объектом его фанатичной ненависти стали евреи и мавры.

Изгнание еретиков из Испании

1492 год, 31 марта — евреям повелели креститься или оставить государство. Старый раввин Абарбанел, которого хорошо знали Фердинанд и Изабелла, обратился к ним с мольбой о пощаде. «Возьмите все наше золото и серебро, – говорил он, – возьмите все имущество Израиля, но оставьте нам нашу родину…»

Услыхав о золоте, Фердинанд начал колебаться, но Торквемада пришел к королевской чете с распятием в руках и заявил: «Иуда продал Сына Божия за 30 сребреников, ваши величества, быть может, хотят продать его за 300 000. Он здесь. Вот Он, возьмите и, если хотите, продайте». Он положил распятие и удалился. Для монархов эти слова прозвучали как угроза: инквизиция была силой, которая могла лишить власти и их. Но больше всего Фердинанд боялся лишиться огромных средств, которые поступали в королевскую казну от конфискации имущества «еретиков». Потому приказ об изгнании евреев остался без изменений. Переселенцы могли продать свое имущество, но не смели вывозить ни золота, ни серебра, то есть оставались по сути нищими.

1492 год — Испанию были вынуждены покинуть 160–170 тыс. евреев. На чужбине многие из них погибли от голода и болезней. В Испании синагоги превратили в церкви. Тех же, кто крестился, начали называть маранами. Инквизиция не переставала их преследовать. При малейшем подозрении в том, что они по-прежнему следуют старым обычаям, маранов отправляли в застенки инквизиции, и именно они составили основную массу осужденных в ближайшие годы после переселения.

В том же 1492 году, который стал роковым для испанских евреев, был взят последний оплот арабов на Пиренейском полуострове – Гранада. Великий инквизитор, вместе с Фердинандом и Изабеллой, находился при испанском войске. Он не хотел выпускать монархов из поля зрения, чтобы те, не дай бог, не проявили излишней мягкости к побежденным мусульманам.

Торквемада пытался выступать в качестве не только духовного, но также политического и идеологического руководителя страны. Вполне осознанно народу внушалось его превосходство над остальными европейцами. Строились планы завоевания Европы, а после и всего мира. Предполагалось уничтожение новой, ренессансной европейской философии и писателей-гуманистов, а в конечном итоге – всякого инакомыслия.

Испанская инквизиция

Фанатик-инквизитор ненавидимый всеми

Особую ненависть инквизитора вызывали книги. Он приказал уничтожать их, даже не подвергая рассмотрению. По его приказу была уничтожена даже библиотека принца Генриха Арагонского, который вынужден был безропотно подчиниться.

Действия Великого инквизитора вызвали острую критику даже в Ватикане. Как видно, князья церкви, сами погрязшие в грехах, опасались, как бы на их страны не распространились порядки, введенные Торквемадой. Папа Александр VI, прославившийся развратом и мздоимством, даже намеревался низложить Великого инквизитора, но не захотел ссориться с Фердинандом и Изабеллой. Вместо этого он, под видом заботы о пошатнувшемся здоровье инквизитора, назначил ему в помощники четырех епископов в качестве генерал-инквизиторов с правом участвовать в трибуналах. Так папа стремился сдерживать чересчур ретивого инквизитора. Но это, нисколько не умалило его жестокости и фанатизма.

Вся Испания ненавидела Торквемаду. Он это знал и боялся покушения, потому всегда ездил в сопровождении 50 конных офицеров и 200 пеших воинов. Ночами его дорогу освещали, чтобы никакой злоумышленник не мог бы подобраться к Великому инквизитору под покровом темноты. А дома фанатик-инквизитор все время держал при себе рог единорога, которому в средние века приписывали свойство противоядия.

В конце 1494 года слабое здоровье заставило Томаса Торквемаду отказаться от личного участия в судах инквизиции, хотя он не переставал руководить ею из монастыря в Авиле. Там он и скончался 16 сентября 1498 года.

Жуткие последствия правления Великого инквизитора

Результаты безраздельного правления Томаса Торквемады, который смог добиться огромной политической власти в Испании, были чудовищными. На основе документов, дошедших до наших дней, установлено, что в 10-ти летний период правления Торквемады было сожжено живыми более 16 тыс. человек, символическому сожжению подверглись почти 7 тыс. человек, брошены в темницу 100 тыс. человек. Число погибших во время великого переселения мавров и евреев остается неизвестным. Всего же в Испании в то время проживало около 8 млн человек.

В целом деятельность инквизитора поспособствовала материальному и духовному упадку Испании. Экономику страны сильно подорвало изгнание евреев и мавров, и только приток золота в результате в 1492 году спас положение и позволил избежать серьезных экономических проблем. А вместе с маврами Испания лишилась их высокой культуры и науки, намного опережавшей уровень знаний средневековой Европы.

Тем не менее ужасное детище Торквемады еще многие годы терзало не только Испанию, но и пошедшую по стопам соседки Португалию. Следствием деятельности инквизиции стали и знаменитые процессы ведьм. Известно, что в некоторых населенных пунктах Центральной Европы были уничтожены почти все женщины. Но последнее аутодафе Старого Света состоялось все же в Испании. Последний костер инквизиции погас в 1826 году в Валенсии.

27 сентября 1480 года Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский с санкции Римского Папы Сикста IV учредили Испанскую инквизицию. Упразднили ее лишь в 1834 году. За несколько веков тысячи людей были преданы смерти, чьим ликам мы ужасаемся по сей день.

Порядки Торквемады

Через три года после учреждения Инквизиции, в 1483 году, первым Великим инквизитором стал Томас де Торквемада . За время его правления было сожжено на кострах около десяти тысяч человек, порядка тридцати тысяч были подвергнуты пыткам. Именно он добился изгнания из Испании около миллиона евреев.

Торквемада быстро организовал работу инквизиционных трибуналов. Инквизиторы прибывали в некую местность для изучения настроений местных жителей. Им объявлялось, что пришло время покаяться во всех грехах, и предлагалось донести на того, кто не желал раскаяться. Не донесшего подвергали преследованиям, потому недостатка в показаниях жителей друг на друга у церкви не было.

Далее начиналось расследование, которому помогали пытки и истязания. Если человек не признавался в грехе, его объявляли еретиком и сжигали на костре. Если признавал свою вину, то его сначала душили, а потом все равно сжигали.

«Сжечь — не значит, опровергнуть!»

Эти слова приписывают Джордано Бруно , возможно, самой известной жертве Святой Инквизиции. Его схватили в 1592 году по доносу аристократа, пригласившего Бруно к себе в гости, чтобы тот помог ему овладеть «искусством памяти». Довольно быстро Джордано рассорился с хозяином, и тот целых три дня строчил на своего гостя доносы. Бруно обвинялся не только в еретической трактовке устройства мира, но также в богохульных толкованиях Священного писания. Джордано Бруно, по заявлению аристократа, уверял, что не существует никакого возмездия за грехи, что души переселяются, и что сам Иисус не собирался погибать, до последнего стараясь избежать смерти.

Расследование дела Бруно шло более семи лет. За все эти годы он не отрекся от своих мировоззрений. Сама церковь приговор в исполнение не приводила, жертва передавалась светской власти. Узник был передан властям с упоминанием о «бескровном наказании», что означало аутодафе. 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен на костре.

Орудия пыток

Когда знакомишься с орудиями пыток инквизиции, понимаешь, что смерть на костре — ужасная и мучительная, многим жертвам могла представляться быстрым и желанным избавлением от страданий.

Широко распространены были испытания водой. Жертву привязывали к креслу, которое с помощью длинной жерди опускали в реку. Какое-то время держали под водой, а затем поднимали. Пытка могла продолжаться сутками. Холодной осенью она приобретала новые краски, поскольку поднимаемая из воды жертва быстро покрывалась коркой льда.

Похожим образом использовали металлическую клетку, в которую помещали еретика. Иногда так же погружали в воду, иногда — оставляли жариться на солнце. Надо ли говорить, что в таком случае жертву не поили и не кормили.

Пытка водой начиналась с того, что несчастного привязывали к специальному столу, выступ которого упирался жертве в спину. Нос затыкали и лили воду в рот, через специальную воронку. От невозможности глотать воду и дышать у истязаемого часто лопались сосуды. Когда тело переполнялось водой, но сознаваться ни в чем жертва не желала, палач прыгал ей на живот.

Железные крюки всевозможных модификаций использовались для раздирания спины. Жертву подвешивали на столбе и начинали «чесать». Иногда вместе с кусками мяса крюками выдирали ребра.

Дыба могла быть вертикальной, когда жертву подвешивали за руки, и горизонтальной, когда ее вытягивали с помощью специальных приспособлений. При вертикальной дыбе к ногам истязаемого привязывали груз.

Четвертование с помощью лошадей могло не задаться. Кони подчас не могли разодрать жертву на куски, тогда палач делал надрезы на конечностях несчастного…

Металлическая груша вставлялась, скажем так, не в рот. Рукоятка крутилась, груша внутри человеческого тела расширялась и… трудно было не признаться даже в самых страшных преступлениях.

«Колыбелью Иуды» называлась большая табуретка, сверху напоминающая по форме пирамиду. На острие сажали жертву. Когда от невыносимой боли она теряла сознание, ее снимали, приводили в чувство и снова сажали.

«Железная дева» представляла собой саркофаг в виде женской фигуры. В помешенного в саркофаг человека вонзались шипы и лезвия. Сделаны они были таким образом, чтобы убить жертву не сразу, а дать ей медленно истечь кровью.

А были еще пресс для черепа, испанский сапог, кресло для пыток с торчащими из него металлическими шипами. А иногда жертву, держа ее вниз головой, просто распиливали пилой. В таком положении несчастный до последнего находился в сознании…

Охота на ведьм

Считается, что во время охоты на ведьм в Средневековой Европе погибло около сорока тысяч женщин. По другим данным, жертв было более ста тысяч. Как бы то ни было, население ряда местностей существенно сократилось после активного поиска ведьм.

Если инквизиция положила глаз на какую-либо женщину, быть не признанной ведьмой шансов у нее практически не было. Первым признаком, по которому определяли ведьму, было наличие у нее домашнего животного. Кошки или собаки для обвинения в колдовстве было вполне достаточно. Не находили кота, годился жук с навозной кучи. Не было жука, в качестве доказательства использовали моль. Инквизиторы не брезговали даже тараканами.

Полагали, что у всякой ведьмы на теле есть отметина, некая область, которая не чувствительна к боли. Жертву кололи где только можно. Если не находили отметины на теле, считали, что таковая есть внутри. И тогда начинали изучать женщину более проникновенно. Но даже когда не обнаруживалось ничего подозрительного внутри, про жертву говорили, что сатана дал ей слишком безупречное тело. И ее все равно объявляли ведьмой.

Снимок в открытие статьи: «камера инквизиции» с орудиями пыток. XVI век. Музей истории религии и атеизма Академии наук СССР. Ленинград/ Фото: РИА Новости/ Балабанов

Ни одно имя не связано с историей испанской инквизиции столь тесно, как имя Томаса Торквемады , и мало кто не слышал о нем. Кажется странным, что этот человек, до пятидесяти лет мало кому известный, в следующие двадцать лет своей жизни оставил такой заметный след в истории.
Характерно, что одни относились и относятся к этому человеку со страхом или ненавистью, у других же он вызывает восхищение. Торквемаду называли палачом, но также светом Испании и «славойордена доминиканцев».

С юных лет Томас отличался благочестием и склонностью к аскетизму. Он был очень прилежным и способным студентом и очень рано получил степень доктора богословия и философии.
Однако, сделав блестящую ученую карьеру, юноша, помнивший о том, что считал своим призванием, объявил родителям о своем желании стать монахом-доминиканцем. Благодаря своему благочестию Торквемада приобрел известность, и Изабелла, в то время просто сестра короля, пригласила его в качестве своего духовника.

Рассказывают (хотя, возможно, эта история была сочинена впоследствии), что Торквемада, став духовником Изабеллы, добился от нее обещания, что она, если станет королевой, учредит в Испании инквизицию. Она и была учреждена, и Торквемада стал одним из людей, которые более всего способствовали усилению и учреждению этого ужасного института.

Судя по всему, Торквемада был искренним человеком. В отличие от многих слуг церкви он не стремился к богатству, а власть была ему нужна ради установления в стране единой католической веры.
Было у Торквемады и еще одно свойство, далекое от святости, — его ненависть к иудеям, более фанатичная, чем даже к протестантам и морискам (испанским мусульманам, обращенным в христианство). Почему Торквемада получил прозвище Бич Иудеев? Почему он преследовал их с особым фанатизмом, даже большим, чем других людей, не разделявших его веры?
Став Великим инквизитором, Торквемада сразу же начал реформировать существующие законы об инквизиции и создал «Указания» из двадцати восьми статей.
Начинал он с описания процедуры создания инквизиции в тех местах, где ее прежде не было. Все население при открытии следовало собрать в храмах в воскресный или праздничный день. После произнесения проповеди все верные христиане должны были присягнуть на кресте и Евангелии, что будут содействовать инквизиции и не чинить ей препятствий.
После этого устанавливался «период милости» на тридцать-сорок дней, В течение этого времени все еретики и отступники, в том числе тайно исповедовавшие иудаизм, должны были добровольно покаяться перед инквизиторами в своих грехах.

В этом случае, принимая по внимание искренность их раскаяния и то, что они рассказали не только о своих грехах, но и о грехах знакомых, с ними обходились милостиво.
Кроме того, от них могли потребовать за их проступок уплатить штраф в виде части своего имущества, чтобы употребить его на святые цели, например на войну короля и королевы против неверных в Гранаде. Наказания определялись местными инквизиторами на основе правил, разработанных Торквемадой.

Если же еретики не покаялись в течение этого «периода милости», а сделали это добровольно в дальнейшем, с ними все же могли еще поступить милосердно, то есть не применять смертную казнь.
В этом случае вся их собственность должна была конфисковаться инквизицией. Эти люди подлежали более суровым наказаниям, чем покаявшиеся ранее, вплоть до пожизненного заключения. Но искреннее раскаяние оз-начало сохранение их жизни.

Преследования еретиков достигли высшей точки к 1490 г., когда началось десятилетие, знаменательное для испанской истории. В 1492 г. Колумб открыл Америку, Торквемада изгнал иудеев из Испании, а Фердинанд и Изабелла изгнали мавров из Гранады, завершив тем самымРеконкисту в Испании.
Изгнание иудеев было важным событием в жизни Торквемады. Когда он видел эту жалкую армию беженцев, покидавших страну, которая была для них домом на протяжении веков, пытавшихся обрести новое жилье в неизвестных землях, не зная, как их там примут, то чувствовал, что дело его жизни завершено.
Пока Торквемада укреплял власть инквизиции, гражданские суды перешли под юрисдикцию церкви. Те судьи, которые не соглашались с Торквемадой, были осуждены за ересь и подвергнуты публичным, хоть и не очень суровым наказаниям.

Торквемада подверг иудеев изгнанию, но это не означало, что он перестал преследовать этот несчастный народ.
Несмотря на то что, вероятно, в его жилах текла еврейская кровь (через бабушку по отцу), он не оставил в покое даже окрестившихся иудеев.

Торквемада сделал инквизицию такой, какой она стала. Никто, даже очень могущественный, даже папа Александр VI, не мог его сместить. Он был более страшным и грозным ревнителем веры, чем Александр. Но к 1496 г. его здоровье стало таким слабым, что он больше не мог оставаться у власти.
За пять месяцев до кончины Торквемада вызвал главного инквизитора Авилы и передал ему ряд дальнейших инструкций, приготовленных для исполнения инквизицией.

Это был четвертый свод «Указаний», изданный Торквемадой; другие появились в 1484, 1485 и 1488 гг. Последний свод, от мая 1498 г., состоял из шестнадцати пунктов, главными из которых были первые девять.

  1. В каждом суде должно быть по два инквизитора, и один из них должен быть юристом, а другой богословом. Они должны действовать сообща при вынесении судебного приговора или при пытке; и они обязаны вместе оглашать имена свидетелей.
  2. Служащим инквизиции не позволяется применять орудия пытки там, где это запрещено.
  3. Никто не может быть арестован без обоснованного доказательства вины, а судебные разбирательства должны проводиться как можно скорее, а не затягиваться на длительные сроки (как в деле в Ла-Гардии).
  4. Дела в отношении умерших должны разрешаться быстро, поскольку задержки причиняют большие страдания детям этих людей, так как им запрещается вступать в брак до окончательного рассмотрения дел их родителей.
  5. Денежные взимания не зависят от состояния казны инквизиции. (В прошлом, когда средства инквизиции оскудевали, взимания возрастали.)
  6. Личные денежные взимания и тюремное заключение не могут искупляться уплатой штрафа; и только Великий инквизитор может дать разрешение на отмену «санбенито» и освобождать детей от бремени родительских грехов.
  7. Инквизиторы должны также заботиться о том, чтобы исповедовавшиеся в своих грехах после ареста искренне раскаивались. При этом следствие не должно быть слишком длительным, а грехи не должны быть явным непослушанием закону и должны арестованным ясно осознаваться.
  8. Инквизиция должна сурово и публично наказывать всех лжесвидетелей.
  9. В суде не должно быть людей, состоящих между собой в родственных или деловых отношениях.

Это были последние указания Торквемады, и можно подумать, что телесные страдания смягчили нрав Великого инквизитора. Но некоторая внешняя «демократизация» судебных разбирательств в отношении еретиков никак не касалась главных, основополагающих принципов работы инквизиции.

Он скончался 16 сентября 1498 г. и был похоронен в часовне построенного им монастыря.
Невозможно даже осознать степень воздействия, которое оказал этот человек на историю Испании. Он избавил Испанию от папского влияния и сыграл важнейшую роль в формировании великого независимого государства. Его называли спасителем Испании. Но несомненно и то, что колоссальные усилия, которые тратились Торквемадой на создание инквизиции, нанесли огромный ущерб этому государству.

Его жизнь была полна противоречий. Одни считали его светочем Испании, другие — самым жестоким из фанатиков, когда-либо живших на земле. В нем странным образом уживались противоположные качества.
Объединение Испании и временный рост ее могущества, что в значительной мере является заслугой Торквемады, сочетались с деятельностью инквизиции, созданной его волей и по его замыслу, которая сыграла значительную роль в разрушении могущества Испании.

Льоренте писал, что между 1483-м и 1498 г., когда Торквемада был у власти, 8800 человек были убиты и 96 504 человека пострадали от тяжелых наказаний. Некоторые историки приводят иную цифру — 10 000 сожженных.

Филипп II, обожавший Торквемаду, поскольку у них были сходные характеры, перевез останки Великого инквизитора из его скромной могилы и с почестями захоронил их в соборе.
Могила сохранялась до 1836 г., потом ее разграбили, и она разрушилась. Так Торквемада, заставивший стольких людей страдать, был посмертно ограблен; и ему, вытащившему многих из могил, надругавшемуся над их останками, суждена была такая же участь.

Источник — Нет сведений
Выложил — Мэлфис К.

100 знаменитых тиранов Вагман Илья Яковлевич

ТОРКВЕМАДА ТОМАС (ТОМАЗО) ДЕ

ТОРКВЕМАДА ТОМАС (ТОМАЗО) ДЕ

(ок. 1420 г. – ум. в 1498 г.)

Великий инквизитор Испании, добивавшийся религиозного и политического объединения страны. Реорганизовал и расширил деятельность инквизиции. Инициатор изгнания евреев из Испании. Проявлял чудовищную жестокость по отношению ко всем, кто не был католиком или подозревался в этом.

Существует предание о том, что дьявол решил какое-то время провести среди людей и долгое время искал человека, чтобы вселиться в него. Наконец он выбрал Торквемаду и несколько десятилетий сеял зло в свое удовольствие. Говорят, что вселение произошло именно в тот момент, когда монах был назначен Великим инквизитором.

И действительно, личность Торквемады вызывает невольный трепет. Кажется, что в нем не было ничего человеческого. Из всего многообразия исторических злодеев вровень с ним можно поставить разве что Гитлера.

Томас Торквемада был сыном небогатого испанского сеньора, Торквемады, в жилах которого, возможно, была толика еврейской крови. Будущий глава испанской инквизиции родился около 1420 г. в Вальядолиде (по другим источникам – в Сеговии). Его дядя, Иоанн Торквемада, был кардиналом и принадлежал к доминиканскому монашескому ордену. Последнее очевидно предопределило судьбу Томаса. Еще в юные годы он поступил в доминиканский монастырь Св. Павла в Вальядолиде, где с первых же дней обратил на себя внимание суровым благочестием и нетерпимостью к врагам церкви. К нему начали стекаться окрестные жители, желавшие исповедаться.

Много лет прожил Торквемада в монастыре, не желая покидать его стены. Только в 1452 г. он согласился принять звание приора в известном монастыре Санта-Крус в Сеговии. Именно здесь он пришел к выводу, что евреи и мусульмане, даже принявшие католицизм, представляют угрозу для Испании и не дают ей объединиться. Здесь созрела и идея усиления борьбы с еретиками, подрывавшими авторитет церкви.

Монастырь посещала знать и особы королевской крови. Прослышав о праведности монаха и его твердости в вере, инфанта Изабелла пожелала сделать его своим духовником. Это событие на многие десятилетия предопределило будущую политику испанского двора. Но сначала будущему инквизитору пришлось помогать принцессе взойти на престол.

Дело в том, что Изабелла была сестрой правившего в то время короля Кастилии Энрике IV. У того была дочь, в чистоте крови которой сомневалась вся страна. Под этим предлогом духовенство, не любившее Энрике, настаивало на том, чтобы наследницей престола стала Изабелла, а король всячески препятствовал этому. В борьбе претендентов на престол горячее участие принял и Торквемада, уверенный в своем влиянии на королеву и надеявшийся с ее помощью реализовать свои идеи. Ведь Энрике, к которому он не раз обращался, оставался глух к его предложениям.

Именно Торквемада убедил Изабеллу отказаться от брака с королем Португалии и предпочесть арагонского принца Фердинанда. 19 декабря 1469 г. принц и принцесса сочетались тайным браком в Вальядолиде. На венчании присутствовал и Торквемада. Энрике отобрал у сестры престол, но после его смерти в 1475 г. знать отдала предпочтение Изабелле и та стала королевой Кастилии и Леона. Фердинанд же к тому времени тоже стал королем Арагона. В результате оба королевства объединились и составили единую Испанию.

Королевская семья находилась под сильным влиянием духовника королевы. Недаром Торквемаду часто называли «монархом королей». Он сумел убедить королевскую чету в том, что в стране процветает и усиливается испорченность нравов, престиж церкви падает, а на христиан отрицательно влияет соседство с евреями и маврами. Торквемада предложил план борьбы с этими явлениями, используя инквизицию.

В 1483 г. Торквемада был назначен Великим инквизитором Испании. Он сам разработал структуру органов инквизиции, составил ее кодекс, создал процедуру инквизиционного суда и ввел в массовую практику аутодафе – публичное оглашение приговора инквизиции с последующим сожжением жертвы.

Детищем Торквемады стал особый трибунал – Супрема, название которого было произведено от латинского слова «supremus» – наивысший. Он представлял собой совет из духовных и светских людей, деливших власть с Великим инквизитором – главой испанской инквизиции. В ведении членов Супремы находились отдельные трибуналы во всех регионах страны, которые вели расследования и выносили приговоры. С помощью Супремы Торквемада развязал кровавый террор в стране. Уникальная система преследований и уничтожения инакомыслия, а в конечном итоге собственных сограждан, не имеет аналогов в истории. Ересью считалось все: свободная мысль, занятая поисками смысла жизни, научные изыскания, наследие античных времен.

Щупальца Супремы охватывали всю страну, а ее слаженные и целенаправленные действия были результатом мысли, слова и дела жестокого фанатика.

В аппарате, подчиненном Великому инквизитору, в 45 провинциариях Испании насчитывалось 150 тыс. доминиканцев и 20 тыс. фамильяров – членов тайной полиции инквизиции. И это не считая тайной политической полиции Арманд ад ы, которая подчинялась королю и Великому инквизитору. Перу Великого инквизитора принадлежала инструкция из 28 статей, в которой он подробно расписал, как именно следует искоренять святотатство, ересь, прелюбодеяние, отступничество, двоеженство и т. п. У жертвы практически не было шансов оправдаться. Ведь Торквемада благословил пытки, даже если они приводили к смерти. Инструменты, которые использовались в застенках инквизиции, до сих пор вызывают приступы дурноты и обмороки у посетителей музеев.

Деятельность этой огромной бюрократической машины, вооруженной бесчеловечными регламентами, была фактически направлена против всего народа. Инквизиция не оставляла вне сферы своего внимания ни знатных, ни богатых, ни бедных. Так, в ее застенки попал принадлежавший к королевской семье дон Иаков Наваррский, епископы Калагоры и Сеговии. Преследованиям подвергались даже мертвые: прах заподозренных в ереси извлекали из могил и тоже сжигали.

Задолго до Гитлера Великий инквизитор стремился очистить страну от людей, чья кровь отличалась от «коренной». Объектом его фанатичной ненависти стали евреи и мавры.

31 марта 1492 г. евреям повелели креститься или оставить страну. Старый раввин Абарбанел, которого хорошо знали Фердинанд и Изабелла, обратился к ним с мольбой о пощаде. «Возьмите все наше золото и серебро, – говорил он, – возьмите все имущество Израиля, но оставьте нам нашу родину…» Услышав о золоте, Фердинанд заколебался, но Торквемада пришел к королю и королеве с распятием в руках и заявил: «Иуда продал Сына Божия за тридцать сребреников, ваши величества, быть может, хотят продать его за триста тысяч. Он здесь. Вот Он, возьмите и, если хотите, продайте». Он положил распятие и удалился. Для монархов эти слова прозвучали как угроза: инквизиция была силой, которая могла лишить власти и их. Но более всего Фердинанд боялся лишиться огромных средств, поступавших в королевскую казну от конфискации имущества «еретиков». Поэтому приказ об изгнании евреев остался без изменений. Переселенцы могли продать свое имущество, но не смели вывозить ни золота, ни серебра, то есть оставались практически нищими.

В 1492 г. Испанию покинули 160–170 тысяч евреев. На чужбине многие из них погибли от голода и болезней. В Испании синагоги были превращены в церкви. Тех же, кто крестился, стали называть маранами. Инквизиция продолжала их преследование. При малейшем подозрении в том, что они по-прежнему следуют старым обычаям, маранов отправляли в застенки инквизиции, и именно они составили основную массу осужденных в ближайшие годы после переселения.

В том же 1492 г., ставшем роковым для испанских евреев, был взят последний оплот арабов на Пиренейском полуострове – Гранада. Торквемада, вместе с Фердинандом и Изабеллой, находился при испанском войске. Он не хотел выпускать монархов из поля зрения, чтобы те, не дай бог, не проявили излишней мягкости к побежденным мусульманам.

Великий инквизитор пытался выступать в качестве не только духовного, но также политического и идеологического руководителя страны. Вполне сознательно народу внушалось его превосходство над остальными европейцами. Строились планы завоевания Европы, а затем всего мира. Предполагалось уничтожение новой, ренессансной европейской философии и писателей-гуманистов, а в конечном итоге – всякого инакомыслия.

Особую ненависть Торквемады вызывали книги. Он велел уничтожать их, даже не подвергая рассмотрению. По его приказу была уничтожена даже библиотека принца Генриха Арагонского, который вынужден был безропотно подчиниться.

Действия Торквемады вызвали острую критику даже в Ватикане. Видимо, князья церкви, сами погрязшие в грехах, опасались, как бы на их страны не распространились порядки, введенные Великим инквизитором. Папа Александр VI, прославившийся развратом и мздоимством, даже намеревался низложить Великого инквизитора, но не захотел ссориться с Фердинандом и Изабеллой. Вместо этого он, под видом заботы о пошатнувшемся здоровье Торквемады, назначил ему в помощники четырех епископов в качестве генерал-инквизиторов с правом участвовать в трибуналах. Таким образом папа стремился сдерживать чересчур ретивого инквизитора. Это, однако, ничуть не умалило его жестокости и фанатизма.

Вся Испания ненавидела Торквемаду. Он знал об этом и боялся покушения, поэтому всегда ездил в сопровождении 50 конных офицеров и 200 пеших воинов. Ночью его дорогу освещали, чтобы никакой злоумышленник не смог подобраться к Великому инквизитору под покровом темноты. А дома Торквемада постоянно держал при себе рог единорога, которому в средние века приписывали свойство противоядия.

К концу 1494 г. слабое здоровье заставило Торквемаду отказаться от личного участия в судах инквизиции, хотя он продолжал руководить ею из монастыря в Авиле. Там он и умер 16 сентября 1498 г.

Результаты безраздельного правления Великого инквизитора, добившегося огромной политической власти в Испании, были чудовищны. На основе документов, сохранившихся до наших дней, установлено, что в десятилетний период правления Торквемады было сожжено живыми свыше 16 тысяч человек, символическому сожжению подверглись почти 7 тысяч человек, брошены в темницу 100 тысяч человек. Число погибших во время великого переселения мавров и евреев остается неизвестным. Всего же в Испании того времени проживало около 8 млн человек.

В целом деятельность Торквемады способствовала материальному и духовному упадку Испании. Экономику страны сильно подорвало изгнание евреев и мавров, и только приток золота в результате открытия в 1492 г. Америки спас положение и позволил избежать серьезных экономических проблем. А вместе с маврами Испания лишилась их высокой культуры и науки, намного опережавшей уровень знаний средневековой Европы.

Тем не менее ужасное детище Торквемады еще многие годы терзало не только Испанию, но и пошедшую по стопам соседки Португалию. Следствием деятельности инквизиции стали и знаменитые процессы ведьм. Известно, что в некоторых населенных пунктах Центральной Европы были уничтожены почти все женщины. Но последнее аутодафе Старого Света состоялось все же в Испании. Последний костер инквизиции погас в 1826 г. в Валенсии.

Из книги Томас Мор (1478-1535). Его жизнь и общественная деятельность автора Яковенко Валентин

Глава VI. Томас Мор как католик Религиозность Мора. – Ее характер. – Поворот к ортодоксальному католичеству. – Полемика с Лютером. – Ответ на «Челобитную бедняков». – Полемика с Тиндаллем. – Казнил ли Мор протестантов?Мор был в высшей степени религиозным человеком от

Из книги Томас Торквемада (“Великий Инквизитор”). Его жизнь и деятельность в связи с историей инквизиции автора Барро Михаил

Глава III. Торквемада, мавры и евреи Торквемада – объединитель Испании. – Мавры и их культура. – Влияние их на испанцев. – Начало освобождения испанцев и нетерпимость. – Торквемада как представитель своей эпохи. – Евреи в Испании. – Начало преследований евреев. –

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Элиот, Томас Стерн Замечательный поэт.Лично я правда, сейчас не имею в голове каких-либо о нем и его творчестве никаких особо увлекательных соображений, но можно просто напечатать какие-нибудь любимые отрывки.Например:О тьма тьма тьма. Все они уходят во тьмуМеценаты,

Из книги Майн Рид: жил отважный капитан автора Танасейчук Андрей Борисович

Томас Майн Рид, эсквайр Жизнь профессионального писателя, интенсивно занимающегося литературным трудом, обычно не слишком богата внешними событиями. И понятно, почему. Большая часть его каждодневного существования происходит не «на улице» - в постоянном

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

46. Сэр Томас Мор?- жене (1535 г.) Мне ведомо, как пламя очага Приветливый уют струит по дому, Как тень скользит по потолку ночному, Как мне улыбка близких дорога. И знаю я, как холодны снега, Как ветер треплет рощу, что солому, Как заметает путь и верховому И пешему жестокая

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Эдисон Томас Алва (род. в 1847 г. – ум. в 1931 г.) Величайший американский изобретатель и предприниматель, организатор первой промышленно-исследовательской лаборатории США. Автор свыше 1000 изобретений в области электротехники, лауреат Нобелевской премии (1915 г.).Томас Эдисон

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Томас Алва Эдисон Азбука МорзеТо?мас А?лва Э?дисон (1847–1931) – всемирно известный американский изобретатель и предприниматель.Изобретатель и предприниматель, известный тем, что усовершенствовал лампу накаливания и способствовал появлению электричества в домах, изобрел

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС (род. в 1743 г. – ум. в 1826 г.) Выдающийся политик, ученый, просветитель. 3-й президент США (1801–1809), государственный секретарь (1790–1793), вице-президент (1797–1801). Главный автор проекта Декларации независимости США. В историю политической деятельности Томас

Из книги Думай, как Стив Джобс автора Смит Дэниэл

ЭДИСОН ТОМАС АЛВА (род. в 1847 г. – ум. в 1931 г.) Величайший изобретатель и предприниматель, организатор первой промышленно-исследовательской лаборатории США. Автор свыше 1000 изобретений в области электротехники, лауреат Нобелевской премии (1915 г.). Томас Эдисон поставил

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Томас Эдисон Когда Джобс путешествовал по Индии, ему явилось прозрение, что, возможно, Томас Эдисон на самом деле сделал намного больше, чтобы изменить мир к лучшему, чем Карл Маркс и Ним Кароли Баба [индуистский гуру, который был духовным учителем некоторых американцев в

Из книги Тайная жизнь великих писателей автора Шнакенберг Роберт

Томас Манн Слово о Чехове В 1904 году, когда в Баденвейлере умер от туберкулеза Антон Чехов, я был еще молод и едва вступил в литературу с несколькими рассказами и одним романом, которым был очень многим обязан русскому повествовательному искусству XIX века. Тщетно пытаюсь я

Из книги Мужчины, изменившие мир автора Арнольд Келли

ТОМАС СТЕРНЗ ЭЛИОТ Никто не погружался в пучины человеческого отчаяния с таким изяществом и элегантностью, как Томас С. Элиот. Писатель Виктор Содон Притчет описывал его как «аккуратного человека, полную противоположность богеме, в черном котелке и с зонтиком,

Из книги Американские ученые и изобретатели автора Уилсон Митчел

ТОМАС ПИНЧОН Мы бы и хотели обрисовать кое-какие детали биографии Томаса Пинчона, но боимся последствий. Он настолько озабочен неприкосновенностью своей личной жизни и напускает вокруг себя столько загадочности, что многие даже поверили, что он и есть знаменитый

Из книги автора

Томас Эдисон Томас Алва Эдисон родился 11 февраля 1847 года в городе Майлен, расположенном в американском штате Огайо, а умер восемнадцатого октября 1931 года в местечке Вест-Оранж в штате Нью-Джерси. Томас Эдисон является всемирно известным предпринимателем и изобретателем.

Из книги автора

Томас Эдисон «Электромагнитный шунт… изобретенный мистером Эдисоном для моментального изменения направления электрического тока при выключении батареи, заслуживает премии, как важный шаг в совершенствовании телеграфной связи».Мистер Эдисон, который удостоился этой

ТОМАС ТОРКВЕМАДА


Основатель испанской инквизиции родился около 1420 года в маленьком кастильском городке Торквемада. Это название - так же как и фамилия Великого инквизитора - происходит от слова torre cremate - "горящая башня". Когда-то там сгорел феодальный замок, который принадлежал предкам Томаса.

От одного из слуг мальчик узнал, что его бабушка Инес была "конверсо", то есть крещеной еврейкой: в свое время ее родителей насильно обратили в католичество. Для Томаса это открытие стало настоящим потрясением, ведь евреи, как и мавры-мусульмане, считались злейшими врагами христианства. А Торквемада всегда был образцовым католиком.

Томас решил, что должен очиститься в глазах Господа, для чего ему необходимо проявлять особое рвение в борьбе с врагами христианской веры. Томас Торквемада был готов, если понадобится, отправить на костер сотни и даже тысячи еретиков, чтобы спасти себя и своих единоверцев для вечной жизни. Когда Томасу исполнилось двенадцать, он покинул дом и отправился в монастырскую школу.

По слухам, он некоторое время странствовал по Испании и в Кордове влюбился в некую красавицу, которая предпочла юному богослову богатого мавра. Говорили, что именно отсюда берет начало его ненависть ко всем мусульманам.

Арабы давным-давно захватили почти всю Испанию, и целые поколения кастильских дворян проводили жизнь в войне с ними. Только к XV веку испанцы сумели оттеснить мавров на юг, в Гранадский эмират. Но мусульмане по-прежнему были богаче и ученее католиков - их наука, особенно медицина, оставалась лучшей в Европе. Да и к иноверцам они относились гораздо терпимее христиан. В их владениях жило большинство испанских евреев, скопивших немалые состояния с помощью торговли и ростовщичества.

Из 16 миллионов жителей Испании мусульмане в то время составляли 3 миллиона, а евреи -почти миллион. Католики утверждали, что и те и другие соблазняли христиан богатством и переманивали в свою веру. Но помимо внешних врагов, у католической церкви были и внутренние - еретики, которые ставили под сомнение догматы христианской веры. Не говоря уже о многочисленных колдунах и ведьмах, якобы заключивших союз с самим Сатаной.

Против всех этих врагов молодой Торквемада обратил свои гневные проповеди. Ораторский талант он начал проявлять, поступив в доминиканский монастырь Сан-Педро. По округе разнеслась молва не только о красноречии, но и благочестии молодого монаха - он не ел ни мяса, ни рыбы, носил грубую шерстяную хламиду и спал на голых досках. Скоро Томасу начали предлагать высокие должности в Мадриде, но он каждый раз отказывался. Согласился только занять пост настоятеля обители Святого Креста в Сеговии.

Выбор Торквемады был не случаен - этот маленький монастырь часто посещали представители высшего кастильского общества, в том числе королева-мать с маленькой дочерью Изабеллой. В 1459 году монах стал духовником семилетней инфанты. Из монастырского затворничества он шагнул в боль-

шую политику, обретя власть, которой не было ни у кого из испанских отцов церкви.

В то время в Испании было два больших королевства - Кастилия и Арагон. Кастильские монахи давно уже стремились объединиться с соседним государством, чтобы общими усилиями окончательно изгнать арабов. Для этого королева-мать решила выдать Изабеллу замуж за арагонского наследника Фердинанда.

Однако на троне пока сидел сводный брат инфанты - король Энрике, собиравшийся передать власть своей дочери Хуане. Особенно королеву возмущало то обстоятельство, что подлинным отцом Хуаниты был не король, страдавший импотенцией, а его сенешаль Бертран.

Торквемада в этом конфликте оказался, конечно, на стороне своей духовной дочери и начал плести сложную интригу, чтобы возвести ее на престол. Он не только агитировал дворян, чтобы они поддержали "Изабеллу Добрую", но и организовал ее тайное венчание с Фердинандом. А через некоторое время сторонники Изабеллы силой заставили короля Энрике объявить наследницей свою сводную сестру.

В 1474 году Энрике IV, за которым навсегда закрепилось прозвище Бессильного, умер. На трон взошли Фердинанд и Изабелла, которые вместе стали править объединившимися Кастилией и Арагоном. Будущее своего государства они видели в завоевании новых земель.

Именно они отправили на поиски Индии экспедицию Колумба, благодаря чему Испания стала "владычицей морей". Правда в первые годы правления у короля и королевы были другие заботы. Торквемада без устали убеждал их, что благочестие народа падает из-за соседства с иноверцами.

Для начала, считал он, нужно было разобраться с врагами среди самих христиан. Многие крещеные мавры (мосарабы) и евреи (марранты) продолжали тайно исповедовать веру отцов. Чтобы выявить этих отступников, ретивый доминиканец предложил основать инквизиционный трибунал.

Инквизиция (в переводе с латыни на русский - "расследование") была создана еще в XII веке по инициативе римского папы. Она должна была выявлять возникавшие ереси и наказывать их распространителей.

ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР

Духовник королевы быстро превратил инквизицию в мощную организацию с жесткой, почти военной дисциплиной. В 1479 году в каждой испанской провинции были созданы трибуналы во главе с великими инквизиторами. Руководил ими Великий инквизитор всего королевства - естественно, сам Торквемада.

По новым правилам, еретики могли покаяться в течение месяца после создания в городе трибунала. В этом случае их освобождали от наказания, но конфисковывали львиную долю имущества.

Остальных отправляли в тюрьму и пытками добивались от них признания. Тех, кто "искренне раскаивался" в грехах или каким-то чудом выдерживал пытки и не сознавался, осуждали на вечное заключение. А всех, кто упорствовал в своей "ереси", ждало сожжение, получившее лицемерное название "аутодафе", то есть "акт веры".

В январе 1481 года в Севилье запылал первый костер инквизиции, на который взошли шестеро маррантов. После этого количество жертв постоянно росло - в той же Севилье за полгода были казнены 298 человек. Имущество казненных поступало в распоряжение инквизиции, а десять процентов доставалось доносчикам.

В конце концов многие богатые люди, особенно мавры и евреи, начали покидать Испанию. Оставшиеся посылали в Рим жалобы на жестокость подручных Торквемады. Уже через месяц после начала работы трибунатов папа Сикст IV потребовал приостановить их деятельность. Великий инквизитор не послушался, и по его просьбе Фердинанд и Изабелла отправили понтифику письмо с советом впредь не вмешиваться в дела королевства.

Деятельность Торквемады стала только началом борьбы с иноверцами. За семнадцать лет, в течение которых он боролся с врагами веры, были казнены три тысячи человек. За все триста лет истории инквизиции в Испании - около тридцати тысяч. Но когда в ХVI-ХVII веках по всей Европе развернулась охота на ведьм, ее жертвами стали уже более миллиона человек.

И все же именно испанская инквизиция сделала возможными эти страшные гонения. Главная вина за это лежала на Торквемаде: не случайно он так боялся за свою жизнь.

Когда он выезжал за пределы громадного здания инквизиции, его сопровождали пятьдесят конных и двести пеших солдат. А дома Торквемада всегда держал на столе рог единорога, который должен был покраснеть при соприкосновении с ядом. Но ни об одном покушении на Великого инквизитора не известно. Этот невысокий лысый человек с бледным лицом и плотно сжатыми губами вызывал такой страх, что даже слуги предпочитали не приближаться к нему без особой нужды.

Уничтожая еретиков, Торквемада никогда не забывал об иноверцах. Именно их он считал своими главными врагами. Великий инквизитор настоял на том, чтобы королевские войска окружили Гранаду - последний оплот мавров. После долгой осады арабы сдались в обмен на обещание соблюдать права мусульман и евреев.

Католические монархи могли торжествовать - Испания впервые стала единой, избавившись от многовековой арабской оккупации. Но инквизитор не успокоился. Его агенты стали распускать слухи, будто евреи пьют кровь христианских младенцев. В марте 1492 года Фердинанд и Изабелла издали указ, повелевавший евреям перейти в христианство или эмигрировать.

800 тысяч евреев в повозках и пешком потянулись к портовым городам.

Расправившись с одними врагами, Торквемада взялся за других - мавров. Он лично прибыл в Гранаду, чтобы превратить одну из многочисленных мечетей города в католическую церковь. И сам зажигал костры, где горели уже не люди, а книги - тысячи экземпляров Корана, Талмуда и других "еретических" сочинений. Испания погружалась в мрак невежества.

Уже после смерти Торквемады испанских мавров стали в массовом порядке подвергать крещению. Тогда они подняли восстание и в 1520 году были изгнаны, как и евреи. Это обезлюдило и разорило плодородную Андалузию, но цель инквизиции была достигнута - на несколько веков Испания стала страной, где не было места иноверцам.

Сам Торквемада никогда не появлялся в пыточных камерах и не приближался к кострам, на которых сжигали вероотступников. Но всей работой этого "конвейера смерти" управляла его безжалостная рука. Он руководил десятками инквизиторов и тысячами их помощников-доминиканцев, которые ездили по городам и собирали доносы на врагов веры. Еретиков бросали за решетку, если они не успевали вовремя покаяться и отдать свое имущество церкви.

Места в тюрьмах уже не хватало. В крошечные камеры набивались десятки людей. Иногда узники проводили в застенках много месяцев и умирали, не дождавшись суда.

Во время процесса предполагаемому еретику зачитывали показания свидетелей. Если он после этого сознавался, его отправляли обратно в камеру ждать приговора, если нет - объявляли "упорным" и посылали в пыточную. Пытку прекращали, только когда люди теряли сознание. Многие сознавались еще до начала мучений, но и их ждала смерть как "признавшихся из страха". Наоборот, тех, кто выдерживал пытки, могли оправдать. Так же как и тех, чью вину не смогли доказать свидетели. При этом за оправданными внимательно следили, и новое обвинение почти неизбежно заканчивалось для них смертным приговором.

Жертвой инквизиции мог стать кто угодно. Торквемада добился осуждения на смерть двоих епископов - оба посмели жаловаться на него в Рим. Папа Александр VI - знаменитый развратник из семейства Борджиа - помиловал осужденных и убедил короля Фердинанда обуздать чересчур ретивого борца за веру. Король послушался и, объявив, что Торквемада уже стар и болен, назначил ему в заместители четырех генерал-инквизиторов, которые получили право обжаловать его решение.

Для Великого инквизитора это было оскорблением. Он больше ни разу не переступил порога королевского дворца. Но когда Торквемада умирал, королева Изабелла сама приехала к нему, чтобы попрощаться. Вскоре после этого визита, 16 сентября 1498 года, Томас де Торквемада скончался.

Одни считают его святым, другие - величайшим злодеем. Кто-то утверждает, что он был необычайно скромен, кто-то обвиняет в гордыне и любви к роскоши. За сухими строками приказов и распоряжений Торквемады трудно разглядеть, каким он был на самом деле. Как будто это не человек из плоти и крови, а живое воплощение должности Великого инквизитора. Того, кто посылает людей на мучительную смерть, чтобы спасти их души.

mob_info