Общение с верующими. Как православным вести себя в обществе неверующих людей? Лучшая проповедь — делами

Что положительного Вам даёт Церковь, служение, общение с верующими?

Это вопрос, типа, помогает ли вам церковь, когда приходит беда? Даёт ли церковь душевный покой, наподобие того, как анальгин снимает боль?

Простите за вольность, но я намеренно так заостряю вопрос. Помню, как, уже, будучи пресвитером, беседовал с одной женщиной. Она покаялась. Идёт подготовка к крещению. Вопросы различные: Верите ли вы? Уверены ли Вы? Она отвечает: «Вы знаете, у меня болит спина. Я прошла разных врачей. Я обращалась к бабкам. Я была у экстрасенсов. Никто не помог. Я пришла в церковь. Покаялась. А спина всё равно болит». Её потом не было среди крестившихся. Но показательно её свидетельство. Кстати, замечу, такое представление о церкви наиболее распространено в народе. Особенно в нашем народе. Вот почему самые ходовые иконки те, которые исцеляют, освобождают, умножают урожай, защищают, и тому подобное. И «за ценой не постоим»… Суеверие- главная религия нашего народа.

Хочется привести пример Ника Вуйчича. Нет рук. Нет ног. Но он знает Бога. И он счастлив. Что дал ему Бог? Новые руки?- Нет! Новые ноги?- Нет! Но счастье знать Бога. Счастье — не в шкафу одежном. Счастье — не в деньгах, не в карьере. Счастье — в голове, в сердце. Это — от Бога. Считаю важным повторить: Не умом человеческим познаётся или создаётся счастье. Но Бог любящий просвещает разум, очищает сердце и делает человека счастливым. «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам разумение, чтобы мы познали Бога истинного; и мы – в Истинном, Сыне Его, Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная». (1 Иоан.5:20)

Натуралисты проводили опыты. Взяли три группы крыс. От самого рождения. В одной клетке при кормлении играла классическая музыка. В другой клетке играла эстрадная музыка. В третьей гремели консервные банки. Крысы подросли. Затем их поместили всех в одно помещение. Когда крысы подходили к кормушкам, а их было три, то включалась музыка. У одной кормушки классическая. У другой эстрадная. У третьей гремели консервные банки. К удивлению учёных, и признаюсь, к моему удивлению, крысы независимо от того, при какой музыке выросли, предпочитали кормиться под звуки классической музыки. Были некоторые, которые слушали и эстрадную музыку. Звон консервных банок никакую крысу не привлекал. Каково? Есть в Библии задачка: «Вол знает владельца своего, и осёл – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет». (Ис.1:3) Это слова боли и позора одновременно. Это приговор зазнавшемуся человеку в наш просвещённый век. Человек, наделённый разумом, живёт так, как будто разума лишён. Пример с крысами только усиливает этот диагноз. Я жил — так же. И только Бог восстановил способность разуметь. Это неизреченный дар Его любви.

Очень важно осознавать свою причастность к Богу через принадлежность к Церкви. Мы пережили два года духовной пустыни (в Табаге). Об этом нельзя рассказать. Ведь это духовное переживание. Был достаток во всём. Хлеба вдоволь. Здоровье хоть куда. Дети развивались нормально, были здоровы. Работа по сердцу, заработок достойный. Жильё нормальное. И до уверования мы ведь всё это имели. А вот жизни — не было. Мучительный недуг! Но такое простое: «Господи! Прости меня грешника»! И чудо: Сердце свободно! Жизнь наполнилась смыслом. Что я хочу этим сказать? Все блага жизни даёт людям Господь. Но человек обретает себя только в гармонии с Богом. Это то, что сказал Иисус в пустыне: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким Словом Божьим будет жить человек»! Я вот так скажу: Бог человека делает Человеком.

Молитвой, верой и необъяснимой реальной силой Божьего участия в нашей жизни, как незримой нитью, мы соединены с Небом и с Отцом нашим Небесным. Он всегда на проводе. Всегда Его рука с нами и над нами. И спасительная вера нашему сердцу дала покой, мир и радость. Но без церкви эти чудесные дары благодати были как бы недейственны.

Знаете, это, пожалуй, как семя в амбаре. Говорят, что в Египетских пирамидах много чего было найдено. Умиравшие фараоны, уходя на тот свет, брали с собой всё нужное. Среди прочего были зёрна пшеницы. Так вот, пролежав в гробницах несколько тысяч лет, они остались такими же, как и были. А когда их поместили в благоприятную среду, они проросли, дали колос и принесли плод! Каково? Ведь вкус жизни не в потреблении, но в реализации себя, в развитии себя.

В церкви, мы оказались в самой благоприятной среде. Ещё раз замечу, что в те времена мы так не говорили. Чаще всего мы говорили: «Иду в собрание». Община. Наша община. Та или другая община. Но при этом ты — член церкви. Крещение как раз есть тот момент, видимый и одновременно невидимый, тайна, которая вводит нас в поместную общину, как членов церкви. Самое важное, что мы обрели в Церкви, это, пожалуй, законченность нашего духовного становления. Право совершать тайну хлебопреломления. Быть в церкви, быть частью Тела Господня. Описать такое невозможно. Некоторые легко и просто дрейфуют от одной общины к другой, не ценя Божью Церковь, как тайну домостроительства Божьего, не ценя своё право быть частью тела Христова, и быть представителем Его Церкви в обществе, в своём народе. Я даже затрудняюсь сформулировать как-то, что именно дала мне Церковь. Она дала всё. Абсолютно всё.

Библейский портрет церкви – спасённые люди, как единое святое ТЕЛО, глава которого — Христос Господь. Или «Христос — виноградная лоза, а вы ветви». Мир, как бы он не кичился своими достижениями, всё же жесток. Мир полон грязи. Он — аморален. Мир полон страданий, лжи, беззакония. В мире нет надежды. В мире нет света. Мир во тьме и мир — тьма.

Теперь представьте: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы». Христос говорит: «Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме». Кто не испытывал страх, парализующий страх, оказавшись в полной тьме? Помещение ли то, или ночь глухая в лесу, или даже в знакомой квартире? И вдруг — свет! Сразу все страхи позади! Видны все предметы. Все пути видны. Открывается цель жизни. С нами Бог! Это и есть дар Божий в Церкви. «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её!»

Мы корабли в космос запускаем, создаём аппараты глубоководные. Мы вторгаемся в микромир, чтобы хоть где-нибудь отыскать причину и смысл бытия. И народы воюют за пустяки, и люди гибнут за металл, темнота духовная делает жизнь невыносимой. А в это время среди нас Сам Бог строит Чистое, Небесное, Святое строение – Церковь. Что же положительного даёт Церковь? — Всё даёт. Всё положительное, что есть, что бывает, что может человек выразить, всё даёт Церковь. Церковь Божья, где глава Христос. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». (Иак.1:17)

Прежде всего, это созидание личности, которая не эгоизмом движется, но Духом Божьим. Не стадными чувствами руководствуется, но Духом, как и задумано Богом при сотворении, т.е по образу и подобию Божьему. Самая сердцевина нашей национальной трагедии, это разрушение личности. В словаре времён господства атеизма я читаю: «Жизнь – особая форма существования и движения материи». Кстати, это определение и сегодня наиболее распространено. Но ведь материя не способна к высоким думам. Материя не способна сострадать, соболезновать. Материя не способна любить, мечтать и молиться!!! Вопрос Раскольникова, «тварь я дрожащая, или право имею» стоит перед каждым. И ответ мы ищем, независимо от того, в какое время и в каком обществе живём. И, заметьте, мир материализма ответа не имеет. А Слово Божье говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». И не только говорит, но и даёт: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я хлеб жизни». (Иоан.6:47,48)

Так вот, область искания смысла жизни без Бога, без Церкви – это деньги старухи, топор, тюрьма, и пустые мечты. И мы понимаем ложность тех претензий на право, которые возбудили октябрьскую резню. Топоры поднявши, народ наш перебил всех, у кого, возможно, что-то было припасено на чёрный день, но, как и Раскольников, так и вся страна оказались как раз в разряде твари дрожащей. Дрожим до сих пор. Посмотрите, с какой ненасытимостью народ придаётся грехам разврата! С какой необъяснимой жадностью идёт накопление капитала? Как всю ткань общества пронзила ложь! Библейское откровение говорит: «И стал человек душою живою»! А материализм, помноженный на атеизм, сделал человека бездушной материей. Любовь превращена в механический процесс. Сострадание названо пережитком. Жалость стала унижающим человека анахронизмом. Совесть исчезла даже из словаря. Честность, честь, как понятие, не котируется вовсе. Животные инстинкты стали доминировать в обществе. Но Бог утверждает: «Будьте совершенны, как совершен Отец Ваш небесный». Как Державин говорил в своё время: «Ты есть, и я уж не «ничто»! Из «ничто» — в образ Божий! Вот что даёт Церковь. Кстати, здесь трудно разделить Церковь, общение, служение. Как Троица Святая, нераздельна и неслиянна, так и названные вами служение и общение составляют суть Церкви. Смысл жизни. Есть такое понятие. Скорее вопрос, на который нет ответа. Если вы сделаете запрос в Интернет, в чём смысл жизни, вы убедитесь в том, что ответа нет. Вот почему процветает пьянство, наркомания, убийства, самоубийства. Я был в толпе пытавшихся веселиться. Я пробовал применять катализаторы разного рода. Я оказался перед выбором: «Как закончить этот бессмысленный спектакль?». Церковь, Божья Церковь, наполнила высоким смыслом мою жизнь!

Наш русский поэт Фёдор Николаевич Глинка в одном своём стихотворении пишет так:

Бог говорит своему чаду:

Ты Мой! и что твои враги?

Пускай острят мечи и стрелы.

Я сам считаю их шаги

И размеряю их пределы.

Не унижайся пред судьбой:

Ты Мой! и стражей легионы

Сорвут с путей твоих препоны;

Иди, не бойся: Я с тобой!

Коснись водам — и бурны воды,

Как агнцы смирные, заснут;

И вкруг тебя, столпясь, народы

Тебя грозой не ужаснут.

Иди без страха в страшный пламень,

Огонь тебя не опалит;

Будь духом бодр, будь верой камень,

И над тобой везде Мой щит!

Зачем броня тебе железна —

Защита слабая людей?

Коль Мне глава твоя любезна,

То кто дерзнет коснуться ей?

Но знай, не пышными дарами

Ты милость Вышнего купил;

Ты Мне не жертвовал овнами,

Ни фимиамом от кадил.

И что Мне их кровавы жертвы

И небеса коптящий тук?

Я не люблю молитвы мертвых;

Не Мне дары нечистых рук.

Ты стал в грехах передо Мною,

И Я грехи твои омыл,

И, как младенца пеленою,

Тебя Я милостью повил!…

Это стихотворение так же является моим ответом на ваш вопрос.

Вы спрашиваете: что положительного я получил? — Я жизнь получил! Настоящую! Вечную!

Как можно рассказать о даре Божьем для меня? Дело в том, что к Богу я обращаюсь, как к Отцу. «Не только Отче наш!» Но и «Авва Отче!» — т.е. Отец родной. Встречали ли вы в иерархии земных начальств такие отношения? Чепуха на постном масле, как говорил мой дед, а он знал толк в чепухе. И здоровье, и карьера, и все материальные блага вместе взятые,- чепуха. Как поёт современная молодёжь: «Баржа на мели. Поэтому непотопляема… Мы смотрим в карты, тайно мечтая о плавании…Сам себе на уме, сам себе пророк, как Ной жду потоп»…

И напротив: когда Бог душу наполняет Собою, когда небо становится твоим домом, ибо «Жизнь явилась», тогда и смерть не страшна, и гонения приносят радость, и лишения лишь возвышают дух! «Я есть путь и истина и жизнь!» – говорит Иисус Христос. Я поверил. И я получил ЖИЗНЬ! Я увидел ПУТЬ в вечный дом Отца. Я обрёл ИСТИНУ, которая дала мне свободу! «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». (Иоан.8:31-32)

Как можно рассказать о том, что такое «материя», как говорит один муж Божий: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных»! И вдруг этот черепок, пребывавший в горе, стал храмом Духа Святого! «Не знаете ли, что тела ваши – храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не принадлежите себе»? (1Кор.6:19) Как можно описать такое? И это я обрёл в Церкви Божьей. И вот я, «черепок из черепков земных», разговариваю с Богом! И Он разговаривает со мной. Он слышит меня. И Он даёт мне способность разуметь Его слово ко мне! Это даже сравнить не с чем. В космическом пространстве, где мы путешествуем в вечность, нам дана точная карта мира, Слово Божье, Библия, с проложенным маршрутом в Царство Божье! Корабль наш надёжный – это церковь Божья! И запас топлива, Дух Святой, и переговорное устройство, Дух Святой, и Сам Господь — Свет, освещающий путь в дом Отца.

Мне нравится, как святой апостол Иоанн говорит о ценности общения в церкви: «Ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам эту вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И это пишем мы, чтобы радость ваша была совершенна». (1Иоан.1:2-4)

Помню, батюшку посадили. Помню грустное состояние оставленности. Обыкновенная бедность. Дом без мужика. Мама с нами, восемь на ту пору несмышлёнышей. Старшей сестре, наверное, было лет тринадцать. Можно расписывать трагизм положения. Но у меня в памяти Церковь – Община. Мы — не сироты. Мы — не оставлены. Мы — не одиноки. Тот удивительный климат единства, взаимопомощи, силы, сформировал в моём сердце представление о церкви. Церковь — семья любящих людей!

«Так не бывает»! – вот реакция людей, живущих вне церкви. В годы гонений на церковь, антисектантские публикации были постоянны, начиная от Мурзилки и кончая серьёзными научными журналами. Статьи были призваны развенчать религиозные предрассудки. Приводились убедительные научные доказательства того, что Бога нет, вера бессмысленна, религия пагубна. И в каждой статье возникал вопрос. Если всё так очевидно, и наука всё доказала неопровержимо, почему сектантов не становится меньше? Авторы неизменно отвечали: «Потому что они чрезвычайно внимательны и заботливы по отношению друг к другу».

Я работал на стройке. Достраивал коммунизм. У нас было пять детей на ту пору. С нами работал один мужик. Иногда поддавши, он мог повздорить, поспорить. Причин было немало. Жить всегда было непросто. «Как ты можешь кормить пять детей, когда у меня двое детей, и мы едва сводим концы с концами? Моя жена работает, и нам не хватает денег, а твоя с детьми дома. Так не бывает!». Что сказать на это? К пятерым прибавил Господь и ещё пять. Теперь уже все выросли. Счёт внукам пошёл на второй десяток. Все здоровы. Все умны. Украшение страны. Всё — Господь! Все мы Его! Слава Богу!

Вся страна строит коммунизм. И только секта небольшая, какие-то фанатики, о какой-то там жизни после смерти говорят, о воскресении мёртвых мечтают. Но вся страна, наевшись коммунизма до блевотины, осталась в посмеянии. А секта фанатиков живёт радостно и победно, живёт в любви, служа друг другу и любя друг друга. Наслаждаясь общением, ибо это «общение с Отцом, и сыном Его Иисусом Христом». Реальность такова, что, возвышаясь над мёртвостью материи, церковь силою Духа видит Царство Божье, утверждает его в сердцах людей и проповедует Его во мраке безбожного мира. Царство Божье, царство любви и мира, я получил в Церкви.

Совсем недавно, пришлось мне беседовать с одной сестрой. Лет ей почти девяносто. Прошла войну. Похоронила сына. Повидала на своём веку всего. Я спросил её: «Сестра, если бы сейчас ты могла, просмотрев всё пережитое, убрать ненужное, что бы ты убрала?».- «Ничего!». Мгновенный ответ поразил меня. И обрадовал. Бабушка продолжила: «Всё в жизни моей дал мне Господь. Не всё я понимала. Не всё принимала. Но Его воля. И воля Его благая угодная и совершенная». Ух, ты! Вот это да! Не чета стонущим комсомольцам: «Зачеркнуть бы всю жизнь, да сначала начать…».

Так можно было и мне ответить. Всё дал Мне Господь через Церковь, через общение и через служение. В общении с братьями я познавал Святое Писание. В церкви я учился проповедовать Божье Слово. На похоронах я учился жить так, чтобы смерть не была страшной неизвестностью. Помогая престарелым людям, я учился делу веры и познавал труд любви. Помогая детям-сиротам, я познавал бесценный дар Неба, в явлении Отца всех! В семье моей все эти уроки помогали создавать атмосферу любви, Божьей школы и церкви. Я всё ещё ученик. И это для меня великая честь. Ведь мой Учитель — Иисус Христос! Слава Ему за всё!

В своем повседневном общении мы обычно сталкиваемся с разными людьми, которым присущи различные взгляды. К сожалению, в большинстве своем это бывают неверующие люди, с которыми также, хотим мы этого или нет, необходимо находить общий язык. Как православным следует вести себя в таком окружении? Об этом поговорим далее.

Не быть фарисеями

Самая большая опасность, которая существует в общении с людьми, далекими от Церкви, — возможность нашего превозношения над ними. Конечно, никакой пользы такие взаимоотношения не принесут ни нам, ни нашим собеседникам, ни нашей вере. Ни в коем случае мы не должны смотреть на нехристиан, как на людей «второго сорта», лишенных Божией благодати.

Всегда в таких случаях мы должны вспоминать, во-первых, что Христос принес Себя в жертву за всех, не отделяя праведников от грешников. Во-вторых, полезно всегда в памяти держать притчу о мытаре и фарисее, помня, чья молитва была более угодна Господу. Другое дело, конечно, что мы почему-то склонны всегда ассоциировать себя со скромным мытарем из той истории, но это уже другой разговор.

И вот здесь, безусловно, нужно не забывать об искренности. Это относится к общению в целом, всех со всеми, но тем более должно касаться православного христианина. Речь идет не о том, чтобы свою душу, по традиции, выворачивать перед каждым встречным, но, по крайней мере, мы должны избегать лукавства в общении с ближними.

Вести себя всегда нужно естественно и непринужденно, не надевая масок: ни светского человекоугодия, ни слишком набожного благочестия. Тем более, что в данной ситуации любое лицемерие будет восприниматься как камень в огород христианства. Нелишним также будет никогда не забывать, какими мы сами были до прихода в Церковь. Ведь большинство людей сегодня все же воцерковляется в зрелом, сознательном возрасте.

Часто полезным бывает вспомнить, как долго мы жили без Бога, как пришли к Нему. Тогда становится очевидно: то, что мы оказались в Церкви, — не наша заслуга, а милость Божья. Точно так же в любой момент она может излиться на любого из наших собеседников, будь он хоть самым истовым гонителем христиан.

Лучшая проповедь — делами

Другой важный вопрос: когда с неверующими людьми можно заводить разговор о вере? В нашем случае правильный ответ, наверное, будет «никогда». Почему? Потому что результат обычно бывает обратный. Людей часто отталкивает от веры навязчивое упоминание о своих религиозных взглядах. Это мы прекрасно видим на примере работы различных протестантских сект.

Практика показывает, что слова обычно действуют менее убедительно на наших собеседников, чем личный пример, выраженный в конкретном поведении. Попытайтесь максимально приблизить свою жизнь к христианским идеалам — это и будет лучшей проповедью. Как писал святитель Николай Сербский:

Не говори людям о Боге, если тебя не хотят слушать. Живи так, чтобы спросили

Именно такое разногласие между тем, что православный христианин обычно проповедует, и тем, как он живет, чаще всего и бывает главной причиной неубедительности такой проповеди. Другой святитель, Иоанн Златоуст, еще в IV веке говорил:

Никто не остался бы язычником, если бы мы были христианами, как следует

К сожалению, наши нравы с тех пор отнюдь не стали лучше. Поэтому, исходя из правильной христианской позиции, больше будем стараться исправить себя, а не окружающих. Старец Иоанн Крестьянкин советовал в такой ситуации пытаться жить по закону любви, потому что этот закон понятен и верующим, и неверующим.

«Се, стою у двери и стучу»

Как же быть, если мы искренне переживаем за душу человека, желаем ей обновления и спасения во Христе? Здесь важно не забыть, что Господь, возможно, более всего на свете уважает свободу каждого. Даже честно неверующие люди могут оказаться к Нему поэтому гораздо ближе, чем верующие по принуждению.

Вот слова Спасителя из книги «Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)»:

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20)

Если Господь Сам кротко и терпеливо стоит у двери человеческого сердца, ожидая ответа, а не врывается туда насильно, то неужели мы должны поступать как-то иначе? В этом случае большую силу будет иметь наша искренняя молитва к Богу о душе этого человека.

Духовно опытные отцы считали, что пока Господь не достучится до такого сердца изнутри, нам невозможно будет взять его «штурмом» снаружи. Поэтому разговор о вере лучше вообще не начинать, пока человек сам не спросит или не будет явно расположен к такой беседе. Иначе мы сами можем спровоцировать его на богохульство.

Когда слова становятся хулой?

Как быть, если разговор все же состоялся, и обидные слова посыпались не только в наш адрес? Если кощунственные слова из уст неверующих людей звучат в адрес Бога, Богородицы, святых, а также Церкви, Святых Таинств, священнослужителей, всего, на чем почивает Божья благодать, — это называется хулой.

Что нужно делать, если мы это слышим? Лучше всего молча, помолившись про себя за этого человека, отступить. Но не будет ли это предательством, отречением от Бога? Ведь в Евангелии говорится:

Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33)

Наше исповедание в данном случае будет проявляться, прежде всего, в несогласии с хулой. Желательно, конечно, выразить свою позицию четко. Но нужно понимать, что любые возражения православного христианина могут вызвать дополнительную агрессию, еще больше спровоцировать на спор. Одним словом, нужно смотреть по ситуации.

Со временем у нас должна выработаться определенная духовная интуиция: когда и что нужно говорить. В любом случае что-то возразить можно только тогда, когда наши слова будут весомее молчания. Об этом стоит задуматься заранее.

Всегда ли нужно подставлять правую щеку?

Далее встает вопрос: как поступать, когда колкие слова звучат лично в наш адрес? Всегда ли нужно подставлять пресловутую правую щеку, когда ударяют по левой? Как ни странно, ответ будет скорее отрицательный. И в этом случае тоже нужно смотреть по ситуации.

Хотя, следуя учению Христа, главными качествами в общении с людьми мы считаем кротость и смирение, но иногда православный христианин должен уметь и постоять за себя. Исходя из той позиции, что каждый человек, в том числе и мы сами, является образом Божьим. Его тоже нужно в себе любить и нельзя позволять унижать.

Кротость и смирение не означает малодушие, они ему противоположны. Кротость и смирение — большая духовная сила, а малодушие — слабость. Главное, мы должны понять, почему мы ответили на обиду: по гордыне или из чувства глубокой внутренней правоты. Во втором случае и ответ наш действительно будет звучать кротко и смиренно, а не раздражительно. Основной показатель правоты — внутреннее спокойствие, мир в душе.

Наконец, если мы знаем, что общество, в которое мы идем, настроено к нам открыто враждебно, и пребывание в нем не принесет нам никакой пользы, то по возможности лучше избегать такой компании. Ведь и среди неверующих людей существуют разные типы отношений к религии: веротерпимое, нейтральное и открыто враждебное (так называемые «воинствующие атеисты»).

Однако специально избегать «агрессоров» из трусости не стоит. Нужно помнить, что Господь всегда нас помещает в ту ситуацию, в то общество, которые принесут нам больше пользы. К тому же нужно понимать, что иногда и явные атеисты могут вести себя гораздо нравственно чище, чем некоторые веротерпимцы. К сожалению, не всегда и христиане ведут себя вполне подобающе этому наименованию.

Очень важно в этом деле иметь тонкое душевное чутье: что для нас лучше и что хуже. Найти тему для нейтральных разговоров, кажется, в любом обществе не должно составить труда. Лучше говорить, конечно, о том, что человеку ближе, интереснее. Но если эти темы имеют негативный нравственный оттенок, могут навредить нашей душе, то лучше их избегать.

Просто удалиться от общения с такими неверующими людьми, исходя из принципа с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17, 26-27). При этом важно с нашей стороны не впасть в гордыню и осуждение. Нам полезнее сравнивать себя не с ними, а со святыми людьми чистой жизни, осознавая свою духовную нищету.

На вопросы про общение верующих с неверующими отвечает протоиерей Андрей Ткачев:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

П о разным причинам современное христианство удалило себя от неверующих людей, и служащих неверующим среди верующих сегодня меньшинство. Люди готовы ходить на конференции, на молитвы и на семинары, но как только дело доходит до непосредственной работы с неверующими, вся сила, приобретенная на этих чудесных мероприятиях, куда-то исчезает. Не хочу показаться сверх-моралистом, но в современном обществе присутствует громадная пропасть между нами, верующими, и ими – неверующими.

Но ведь мы такие же люди с кучей проблем и неполноценностей. Только мы уже прощены Богом, а наши дорогие друзья, знакомые и родственники — пока еще нет. Мне довольно часто задают вопросы о том, как себя вести и что говорить неверующим людям в нашем близком окружении.

Мы должны понимать, что большинство неверующих людей оценивают нас по тому, как мы себя ведем и что, и как, говорим лично им. Слушающих нас людей интересует не так смысл наших слов, как наши личности, поэтому нам важно умело скооперировать наши слова и их подачу, чтобы не оттолкнуть людей и не закрыть их для евангелия.

Так что же стоит делать и чего не стоит делать? Давайте попробуем ответить.

1. Ведите себя естественно.

Очень важно оставаться самим собой во время общения с людьми – если вы переигрываете, это сразу станет заметно, а если пытаетесь сделать из себя то, кем вы не являетесь, это начнет резать слух и бросаться в глаза. Я помню, как одно время у меня было несколько волонтеров, которых я обучал. Часто, приходя в еврейские семьи, они пытались общаться с людьми так, как когда-то общались евреи с Подола в Киеве или с Молдаванки в Одессе – это был особый «прононс» , которому мои волонтеры хотели подражать. Почему они думали, что произведут этим впечатление на слушающих? После таких встреч люди часто спрашивали меня: «Толя, почему твой русский товарищ так старательно пытался говорить, как еврей?» Разумеется, мне приходилось все сглаживать, мол, он хороший парень и любит еврейский стиль общения, ему просто приятно было пообщаться с еврейскими людьми… Есть ли в этом что-то плохое? Нет, конечно, только смешное. Потому что, если вы не умеете говорить с еврейским «прононсом» , этого не стоит и делать. Как говорил Роман Карцев в одной своей миниатюре: «Одесский язык – очень тонкая вещь, его можно или не дожать, или пережать!» Так что мой совет: оставайтесь самими собой.

Помню еще один эпизод из моего служения. Когда-то давно в моем кругу общения оказались очень образованные люди, академики и профессоры, люди, за плечами которых был большой научный и жизненный опыт. Такие люди имеют большой базис знаний, и не всегда им просто объяснить о важности веры и принятия Иисуса. Как я пытался произвести на них впечатление! Это надо было видеть! Спустя какое-то время я понял, что незачем мне делать из себя то, чем я не являюсь: я не доцент, не доктор, не академик и не профессор, и мне стоит оставаться тем, кто я есть. Если мне что-то не ясно, нужно переспросить собеседника, если чего-то не знаю – попросить информацию, если хочу достичь в этом вопросе большего – самому доставать литературу и читать самостоятельно, занимаясь самообразованием. Очень важно оставаться собой! Спустя какое-то время, когда я понял эти простые истины и перестал напускать нас себя вид умника, в одной из бесед один из этих людей сказал мне: «Толя, знаете, я Вас слушаю и понимаю, что вы профессионал своего дела» . Это было очень приятно услышать. Будьте сами собой, не умничайте, не употребляйте слова, смысл которых вы или даже ваш собеседник не знает. Старайтесь соответствовать, но не перекручивать самих себя. Будьте искренними и с собой, и собеседником.

2. Думайте о том, кто сидит напротив вас и наблюдайте за его реакцией

Человек, не знающий веры, - это не подопытный кролик, это личность, которая имеет право на свои мысли и свое мнение. В момент общения о вере он заслуживает уважения.

Поэтому думайте о том, с кем вы говорите, как вам говорить и сколько! Надо запомнить, что общение с людьми, которые пока еще не верят, - это не проповедь с кафедры: ты слушай, а я буду говорить 50 минут без перерыва.

Однажды мне рассказали об одном служителе, у которого мало кто уходил после бесед с ним без покаяния. Когда я побывал на одной из его встреч, я понял, почему так: он просто не отпускал свою «жертву», пока та не признает веру в Бога! Но позвольте напомнить: принятие зависит не от нас, а от того человека и его личного желания! Это его и только его выбор открыться Богу. Это их диалог, а вы просто помогаете человеку яснее услышать, что говорит ему Бог.

Не пытайтесь в общении взять верх. В общении с неверующим надо поставить себя чуть ниже своего собеседника, из Писаний читать небольшие и понятные для собеседника отрывки. Как писал Исаак Бабель в своем рассказе «Как это делалось в Одессе»: «Беня говорит мало, но он говорит смачно. Он говорит мало, но хочется, чтобы он сказал еще что-нибудь» . Этот афоризм Бабеля – хорошее напоминание для тех, кто собрался делиться своей верой с другими людьми.

Не грузите человека своими знаниями Библии. Поймите, что ему интересно, и поговорите с ним так, чтобы в следующий раз он сам захотел поговорить с вами еще, оставьте его «голодным».

Не переживайте за результат, но дайте людям созреть, тогда ваша следующая беседа будет еще более плодотворна.

3. Не спорьте и не угрожайте.

Когда вы общаетесь с человеком, используйте самое сильное орудие – любовь. Не спорьте и не угрожайте человеку. Часто, если человек с нами не соглашается, мы свою беседу строим на споре вместо того, чтобы дослушать его, обдумать его аргументы и впоследствии дать достойный ответ. Мы впадаем в споры, пытаясь переубедить человека и взять верх над его знанием и убеждением. Древние говорили: «В споре рождается истина» . Но чаще всего в споре рождается не истина, а глупость, гнев, раздражение и потеря собеседника.

У меня была знакомая, которая всегда начинала все беседы с людьми проповедью об аде и заканчивала все беседы предупреждением об аде. Но если вы уже заговорили об аде и вечном наказании, дайте человеку выход, расскажите, как этого ада избежать!

Недавно я был у одной моей подопечной и она, увидев во мне равного себе, стала рассказывать, как она встречалась с разными верующими и даже пыталась посещать общину. Потом она задала мне вопрос: «А почему люди верующие так странно себя ведут?» Пришлось в очередной раз сглаживать то, что наши братья и сестры наговорили ей. Если она говорила в присутствии их что-то нехорошее про наши власти, ей обязательно делали замечание, мол, вся власть от Бога и нельзя так говорить, это большой грех; когда после двух или трех посещений общины она однажды спросила, можно ли выпить ей 20 грамм коньяка на дне рождения брата, ее закидали местами из Писаний о том, что алкоголь – это зло и служение дьяволу. В результате такой «евангелизации» эта неверующая женщина вообще начала бояться что-либо спросить в этой общине или слово лишнее сказать при верующих. А потом и вообще потеряла всякий интерес к вере. Вместо таких поучений лучше спросить у человека: а что думаешь ты насчет того или иного вопроса? И строить дальнейшую беседу, исходя из мнения человека и его собственных слов.

4. Почитайте других выше себя.

Скажу вам из собственного опыта: и неверующих людей тоже считайте выше себя, ведь почтение – это уважение к тому, с кем ты строишь отношения.

Так что проявите уважение и к неверующим, не тыкайте им в лицо истиной, думая, что вот-вот наступит ваш триумф и они все сразу покаются.

Употребляйте слова любви

Говоря о грехе, расскажите как прощены были вы сами, как уверовали. И спросите у собеседника, не хочет ли и он поверить и не нуждается ли и он в прощении. Начинайте с себя, а потом переходите на него. Вы не древнеизраильский пророк и перед вами не Содом с Гоморрой…

Истина в том, что многие люди не верят только потому, что у них просто нет времени задуматься о Боге в обычной суете жизни. Конечно, не все, но большинство просто съедаются суетой каждого дня, и им просто не до веры.

Все эти моменты, отображенные выше, хорошо пересекаются со словами Павла:

«Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его » (1 Коринфянам 9:20-23).

Слова Павла и спустя тысячу лет напоминают нам, как стоит вести себя с различными людьми, проявляя мудрость на пользу евангелия и ради спасения хотя бы некоторых!

Как беседовать с верующими


Очень важным вопросом является то, как вообще разговаривать с верующими или с теми, кто считает себя верующими.

Вообще, конечно, таких разговоров лучше избегать, но, если вас всё-таки спровоцировали на этот разговор, то надо говорить очень доброжелательно, очень ласково.

Помнить, что эти темы для них предельно болезненны, предельно сложны и что они легко приходят в состояние сильной истерики, поэтому лучше убрать спички, лучше убрать всякие острые, тяжелые предметы и действительно демонстрировать терпение, ласковость и доброжелательность.

Причём не надо заморачиваться всякими глупыми разговорами о каком-то боге – это тема пустая, и любой верующий, если ему предложить подоказывать существование бoга, через 3-4 минуты начинает чувствовать себя идиотом, и вот тогда может впасть в то самое неистовство. Не надо этого делать.

Лучше всегда предложить верующему доказать, что он является действительно верующим.

Дело в том, что коллекционирование иконок или других картинок, крестиков, каких-то маленьких сушеных булочек, участие в несложных представлениях с поеданием мяса бога или без поедания, какие-то поездки, соответствующая фразеология, соответствующие наряды – это всё не доказательство так называемой веры, это всего-навсего доказательство того, что человек играет в какую-то ролевую игру.

Их вера как раз требует от них, достаточно жестко требует, многих лишений, многих ущемлений себя самих. И всегда нужно предложить этому верующему, так называемому верующему человеку, доказать, что он является верующим непосредственно в евангельском смысле этого слова.

Выяснить, кому он подарил из бомжей квартиру, кому он отдал дублёнку, на кого он отписал из нищих машину, скольких прокаженных он поцеловал в губы, собирается ли он направиться, скажем так, куда-нибудь в Судан или на берега озера Чад и проповедовать там христианство, как это им заповедано. Обычно такие вещи ставят верующих в тупик.

Но, понимаете, они себя провозглашают верующими и, как Ослик из известной книжки про Винни-Пуха, начинают обиженно надувать губы и говорить: « Знаете, мы такие особенные, при нас нельзя говорить слово шарик».

Но для того, чтобы при вас, как при Иа-Иа, нельзя было бы говорить слово шарик, докажите, что вы тоже Иа-Иа.

Докажите, что вы какие-то особенные, а то вы пока только декларируете о себе это.

И вот здесь, как правило, с ними случается как бы некий казус. Им очень сложно доказать, что они являются верующими. Оставьте их наедине с этими мыслями.

И можно быть уверенным, что посеяны некие зёрна сомнений, некие зёрна понимания того, что всё не так декларативно, не так просто, как это рисуется в синодальных журнальчиках, обстоят дела на этом свете с так называемой верой.

Причём не настаивайте не на какой точке зрения своей, предложите им прокомментировать несколько фактов совершенно откровенного вранья. В чём заключается откровенное враньё?

Церковь говорит, что она проповедует веру в какого-то бога, да?

Хорошо, давайте примем точку зрения церкви, но как выясняется, церковь проповедует не веру в бога, а веру в одного из богов.

Наглости всех попов не хватит на то, чтобы вычеркнуть из истории человечества всех остальных богов, которых человечество познало со времён Шумер и Вавилона. Таких богов порядка трехсот или четырёхсот.

И почему в том случае, если можно верить в одного из богов, в так называемого, Иисуса, почему вера в Зевса, вера в Озириса или в Кецалькоатля, с их точки зрения является абсурдом? Или чем один бог лучше, а чем другой бог хуже?

Вот тут для них тоже наступает момент определенных сомнений и размышлений. Затем, естественно, возникает вопрос о России и русской самоидентификации и о связи с православием, но здесь тоже лучше их попросить прокомментировать: каким образом именно та идеология, именно та идеологическая система православная, которая держалась… Кстати говоря, вся эта духовность, она держалась исключительно на четырнадцати статьях уложения Уголовного Кодекса, на множестве подзаконных актов, на страхе каторги, на страхе лишения состояния, ссылок в Сибирь, на очень многих неприятных вещах.

И это было как раз в ту пору, когда православие считалось народной религией. Каким образом именно эта идеологическая система привела к полному краху государства в 1917-м году?

Попросите их прокомментировать тезис о том, что православие – это уже прокомпостированный талончик, и пытаться второй раз прокатиться по этому талончику в «трамвайчике истории», по меньшей мере, наивно.

Как бы мы имеем исторический медицинский факт: крах государства, у которого на протяжении семисот лет ничего, кроме этой идеологии, не было. Вообще ничего. И ничего не допускалось. И сколько нужно статей Уголовного Кодекса: двадцать восемь, пятьдесят, шестьдесят? Какие нужны карательные меры и средства для того, чтобы эту всю духовность обеспечить…

Понятно, что православие может держаться только на штыках, что без соответствующей помощи госвласти оно немедленно превращается, дробится на множество маленьких сект и превращается, скажем так, в одну из этих сект.

Вот это можно и нужно предложить прокомментировать, и здесь мы, опять-таки, оставим так называемого верующего наедине с его мыслями.

Ведь что такое атеизм? Атеизм – это не крики о том, что бога нет. Это даже не издевательство над той или иной догматикой, над их риторикой, отнюдь нет. Это право на мысль, это торжество свободомыслия, это умение мыслить критично, скептично и всё оценивать, прежде всего, анализируя, самостоятельно, и к любым словам, написанным или сказанным, атеизм предполагает критическое осмысление.

Это говорил и великий Ламетри, это говорил Поль Анри Гольбах. И к моим словам тоже надо относиться столь же критично, как и к какому-нибудь стиху Библии. Ко всему надо относиться критично.

И как только этот критицизм, как только этот скептицизм и умение и желание анализировать становятся нормой, вот тогда боги дохнут сами. Либо эмигрируют туда, где для них ещё осталось местечко: куда-нибудь на берега озера Чад или в Новую Гвинею.

mob_info