Почему георгий победоносец причислен к лику святых. Икона Георгия Победоносца — значение, в чем помогает

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности - называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь - удав, крокодил или большая ящерица - неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют - «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Св. Георгий - покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом - «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

Георгий Победоносец - христианский святой, великомученик. Георгий пострадал во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане в 303 году, после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен. Память великомученика Георгия Победоносца совершается несколько раз в год: 6 мая (23 апреля ст. ст.) - гибель святого; 16 ноября (3 ноября ст. ст.) - освящение храма великомученика Георгия в Лиде (IV век); 23 ноября (10 ноября ст. ст.) - страдание (колесование) великомученика Георгия; 9 декабря (26 ноября ст. ст.) - освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 году (празднование Русской Православной Церкви, известное в народе как осенний Юрьев день).

Великомученик Георгий Победоносец. Иконы

Уже к VI веку сформировались два типа изображения великомученика Георгия: мученик с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ, и воин в доспехах, с оружием в руках, пеший или конный. Георгий изображается безбородым юношей, с густыми кудрявыми волосами, доходящими до ушей, иногда с венцом на голове.

С VI века Георгий часто изображается с другими воинами-мучениками - Феодором Тироном, Феодором Стратилатом и Димитрием Солунским. На объединение этих святых могло повлиять и подобие их обликов: оба юные, безбородые, с короткими, доходящими до ушей волосами.

Редко встречающийся иконографический извод - Георгий-воин, восседающий на троне, - возник не позже конца XII в. Святой представлен фронтально, сидящим на троне и держащим перед собой меч: правой рукой вынимает меч, левой придерживает ножны. В монументальной росписи святые воины могли изображаться на гранях подкупольных столпов, на подпружных арках, в нижнем регистре наоса, ближе к восточной части храма, а также в нартексе.

В основе иконографии Георгия на коне лежит позднеантичная и византийская традиции изображения триумфа императора. Различаются несколько вариантов: Георгий-воин на коне (без змея); Георгий-змееборец («Чудо великомученика Георгия о змии»); Георгий со спасенным из плена отроком («Чудо великомученика Георгия с отроком»).

Композиция «Двойное чудо» объединила два наиболее известных посмертных чуда Георгия - «Чудо о змии» и «Чудо с отроком»: Георгий изображен на коне (скачущем, как правило, слева направо), поражающим змея, а позади святого, на крупе его коня, - небольшая фигурка сидящего отрока с кувшином в руке.

Иконография великомученика Георгия пришла на Русь из Византии. На Руси она претерпела некоторые изменения. Древнейшим из сохранившихся является поясной образ великомученика Георгия в Успенском соборе Московского Кремля. Святой изображен в кольчуге, с копьем; о мученическом подвиге напоминает его пурпурный плащ.

Образу святого из Успенского собора созвучна житийная икона великомученика Георгия XVI века из Успенского собора г. Дмитрова. Святой на среднике иконы изображен в рост; кроме копья в правой руке он имеет меч, который придерживает левой рукой, у него есть также колчан со стрелами и щит. В клеймах - эпизоды мученических страданий святого.

На Руси с середины XII века широко известен сюжет Чудо Георгия о змие .

До конца XV века существовал краткий извод этого образа: всадник, поражающий копьем змия, с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы Господа. В конце XV века иконография Чуда святого Георгия о змие дополняется рядом новых деталей: например, фигура ангела, архитектурные детали (город, который св. Георгий спасает от змия), изображение царевны. Но одновременно существует и немало икон в прежнем кратком изводе, но с разнообразными отличиями в деталях, в том числе в направлении движения коня: не только традиционное слева направо, но и в обратном направлении. Известны иконы не только с белым окрасом коня - конь может быть вороной или гнедой масти.

Иконография Чуда Георгия о змие сформировалась, вероятно, под влиянием античных изображений фракийского всадника. В западной (католической) части Европы святой Георгий обычно изображался как мужчина в тяжелых доспехах и шлеме, с толстым копьем, на реалистичном коне, который с физическим напряжением пронзает копьем относительно реалистичного змея с крыльями и лапами. В восточных (православных) землях отсутствует этот акцент на земном и материальном: не очень мускулистый юноша (без бороды), без тяжелых доспехов и шлема, с тонким, явно не физическим, копьём, на нереалистичном (духовном) коне, без особого физического напряжения, пронзает копьем нереалистичного (символического) змея с крыльями и лапами. Также великомученик Георгий изображается с избранными святыми.

Великомученик Георгий Победоносец. Картины

К образу великомученика Георгия неоднократно обращались живописцы в своих произведениях. В основе большинства работ лежит традиционный сюжет - великомученик Георгий, который поражает копьем змея. Святого Георгия на своих полотнах изображали такие художники, как Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, Гюстав Моро, Август Маке, В.А. Серов, М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, В.В. Кандинский и другие.

Великомученик Георгий Победоносец. Скульптуры

Скульптурные изображения святого Георгия находятся в Москве, в пос. Большеречье Омской области, в г. Иваново, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Рязани, Крыму, в с. Частоозерье Курганской области, Якутске, Донецке, Львове (Украина), Бобруйске (Белоруссия), Загребе (Хорватия), Тбилиси (Грузия), Стокгольме (Швеция), Мельбурне (Австралия), Софии (Болгария), Берлине (Германия),

Храмы во имя Георгия Победоносца

Во имя великомученика Георгия Победоносца построено большое количество церквей, как в России, так и за рубежом. В Греции в честь святого освящены около двадцати церквей, а в Грузии - около сорока. Кроме этого, церкви в честь великомученика Георгия есть в Италии, Праге, Турции, Эфиопии и других странах. В честь великомученика Георгия приблизительно в 306 году была освящена церковь в Салониках (Греция). В Грузии находится монастырь святого Георгия Победоносца, построенный в первой четверти XI века. В V веке в Армении в с. Карашамб была построена церковь в честь Георгия Победоносца. В IV веке в Софии (Болгария) была построена ротонда святого Георгия.

Георгиевская церковь - один из первых монастырских храмов в Киеве (XI век). Упоминается в Лаврентьевской летописи, согласно которой освящение храма состоялось не ранее ноября 1051 года. Церковь была разрушена, возможно, вследствие общего упадка древней части Киева после разорения города ордами хана Батыя в 1240 году. Позднее храм был возобновлен; уничтожен в 1934 году.

Великомученику Георгию Победоносцу посвящен монастырь в Новгородской области. По преданию, обитель основана в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав во святом крещении носил имя Георгий, которое в русском языке обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло наименование монастыря.

В 1119 году было начато строительство главного монастырского собора - Георгиевского. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Строительство Георгиевского собора длилось более 10 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке.

Во имя святого Георгия освящена церковь на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде . Первое упоминание о деревянной церкви датируется 1356 годом. Жителями Лубяницы (лубянцами) - улицы, которая некогда проходила через Торг (городской рынок), была выстроена церковь в камне. Храм неоднократно горел и отстраивался вновь. В 1747 году обвалились верхние своды. В 1750-1754 годах церковь была вновь восстановлена.

Во имя Георгия Победоносца освящена церковь в с. Старая Ладога Ленинградской области (построена между 1180 и 1200 годами). Храм был впервые упомянут в письменных источниках лишь в 1445 году. В XVI веке церковь была перестроена, однако интерьер остался неизменным. В 1683-1684 годах была проведена реставрация церкви.

Во имя великомученика Георгия Победоносца освящен собор в Юрьеве-Польском (Владимирская область, построен в 1230-1234 годы).

В Юрьеве-Польском существовала Георгиевская церковь Михайло-Архангельского монастыря. Деревянная Георгиевская церковь из села Егорье была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах. Эта церковь - единственная сохранившаяся постройка древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году.

Во имя великомученика Георгия освящен храм в Ендове (г. Москва). Храм известен с 1612 года. Современная церковь построена прихожанами в 1653 году.

В честь святого Георгия освящена церковь в Коломенском (г. Москва). Церковь была построена в XVI веке как колокольня в виде круглой двухъярусной башни. В XVII веке к колокольне с запада была пристроена кирпичная одноэтажная палата. В то же время колокольня была перестроена в церковь святого Георгия. В середине XIX веке к церкви была пристроена большая кирпичная трапезная.

Известна церковь Георгия на Красной горке в Москве. По разным версиям, Георгиевская церковь основана матерью царя Михаила Романова - Марфой. Но название церкви было записано еще в духовной грамоте великого князя Василия Темного, а в 1462 году обозначалась каменной. Вероятно, из-за пожара храм сгорел, а на его месте инокиня Марфа построила новую, деревянную церковь. В конце двадцатых годов XVII века церковь сгорела. В 1652-1657 гг. храм был возобновлен на возвышенности, где проходили народные гулянья на Красную Горку.

Во имя святого Георгия освящена церковь в г. Ивантеевке (Московская область). Первые исторические сведения о храме относятся к 1573 году. Вероятно, деревянная церковь была построена в 1520-1530 годы. К концу 1590-х годов церковь была построена заново и служила прихожанам до 1664 года, когда братья Бирдюкины-Зайцевы получили разрешение на владение селом и на строительство новой деревянной церкви.

Уникальная деревянная церковь во имя великомученика Георгия Победоносца находится в деревне Родионово в Подпорожском районе Ленинградской области. Первое упоминание о церкви датируется 1493 или 1543 гг.

(Румыния). Храмы РДЦ освящены в честь великомученика Георгия (Московская область, Раменский район), в (Брянская область, Стародубский район), в (Румыния, уезд Тулча).


Великомученик Георгий Победоносец. Народные традиции

В народной культуре день памяти великомученика Георгия называли Егорий Храбрый - защитник скота, «волчий пастырь». В народном сознании сосуществовали два образа святого: один из них был приближен к церковному культу святого Георгия - змееборца и христолюбивого воина, другой - к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы. Так, в народных легендах и духовных стихах воспевались подвиги святого воина Егория, который устоял перед пытками и обещаниями «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразил «люту змию, люту огненну».

Великомученик Георгий Победоносец всегда почитался среди русского народа. В честь него возводили храмы и даже целые монастыри. В великокняжеских семьях имя Георгий было широко распространено, день нового чествования в народной жизни, при крепостной неволе, получил экономическое и политическое значение. Особенно знаменательно оно было на лесном севере России, где имя святого, по требованию законов наречения и слуха, изменилось сначала в Гюргия, Юргия, Юрья - в письменных актах, и в Егорья - в живом языке, на устах всего простонародья. Для крестьянства, сидящего на земле и от нее во всем зависящего, новый осенний Юрьев день до конца XVI века был тем заветным днем, когда для рабочих кончались сроки наймов и любой крестьянин становился свободным, с правом перехода к любому землевладельцу. Это право перехода, вероятно, было заслугой князя Георгия Владимировича, который погиб на р. Сити в битве с татарами, но успел положить начало русскому заселению севера и обеспечить его крепкою защитою в виде городов (Владимира, Нижнего, двух Юрьевых и других). Народная память окружила имя этого князя исключительным почетом. Для увековечения памяти князя были нужны легенды, сам он олицетворял богатыря, подвиги его приравнены к чудесам, его имя соотносили с именем Георгия Победоносца.

Русский народ приписал святому Георгию деяния, которые не упоминались в византийских Минеях. Если Георгий ездил всегда на серой лошади с копьем в руках и пронзал им змея, то тем же копьем, по русским легендам, он поразил и волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: «За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?» - «Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон, возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня». Легенда эта укрепила в народе верование, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена им как жертва Егорием - ведомым начальником и повелителем всех лесных зверей. Эта же легенда свидетельствовала, что Егорий говорил со зверями людским языком. На Руси был известен рассказ о том, как Егорий приказал змее ужалить больно пастуха, который продал овцу бедной вдовы, а в свое оправдание сослался на волка. Когда виновный раскаялся, святой Георгий явился к нему, обличил во лжи, но возвратил ему и жизнь, и здоровье.

Почитая Егория не только повелителем зверей, но и гадов, крестьяне обращались к нему в своих молитвах. Однажды некий крестьянин, по имени Гликерий, пахал поле. Старый вол надорвался и пал. Хозяин сел на меже и горько заплакал. Но вдруг к нему подошел юноша и спросил: «О чем, мужичок, плачешь?» - «Был у меня, - ответил Гликерий, - один вол-кормилец, да Господь наказал меня за грехи мои, а другого вола, при бедности своей, я купить не в силах». «Не плачь, - успокоил его юноша, - Господь услышал твои молитвы. Захвати с собою «оброт», бери того вола, который первый попадется на глаза, и впрягай его пахать - этот вол твой». - «А ты чей?» - спросил его мужик. - «Я Егорий Страстотерпец», - сказал юноша и скрылся. На этом повсеместном предании основывались трогательные обряды, которые можно было наблюдать во всех без исключения русских деревнях в день весенний день памяти святого Георгия. Иногда, в более теплых местах, этот день совпадал с «выгоном» скота в поле, в суровых же лесных губерниях это только «обход скота. Во всех случаях обряд «обхода» совершался одинаково и заключался в том, что хозяева обходили с образом святого Георгия Победоносца всю домашнюю скотину, собранную в кучу на своем дворе, а затем сгоняли ее в общее стадо, собранное у часовен, где служился водосвятный молебен, после которого все стадо окроплялось святой водой.

В старой Новгородчине, где, бывало, скот пасли без пастухов, «обходили» сами хозяева с соблюдением древних обычаев. Хозяин для своей скотины утром готовил пирог с запеченным туда целым яйцом. Еще до солнечного восхода он клал пирог в решето, брал икону, зажигал восковую свечу, опоясывался кушаком, затыкал спереди за него вербу, а сзади топор. В таком наряде у себя на дворе хозяин обходил скот посолонь три раза, а хозяйка подкуривала из горшочка с горячих угольев ладаном и поглядывала, чтобы двери на этот раз были все заперты. Пирог разламывался на столько частей, сколько в хозяйстве голов скота, и каждой давали по куску, а верба либо бросалась на воду речки, чтобы уплыла, либо втыкалась под стреху. Считалось, что верба спасает во время грозы от молнии.

В глухой черноземной полосе (Орловская губерния) верили в Юрьеву росу, старались в Юрьев день возможно раньше, до восхода солнца, когда еще не высохла роса, выгнать скот со двора, особенно коров, чтобы они не болели и больше давали молока. В той же местности верили, что свечки, поставленные в церкви к образу Георгия, спасают от волков, а кто забыл поставить, у того Егорий возьмет скотину «волку на зубы». Чествуя Егорьев праздник, домохозяева не упускали случая превратить его в «пивной». Еще задолго до этого дня, рассчитывая, сколько выйдет ушатов пива, сколько сделать «жиделя» (пива низшего сорта), крестьяне думали, как бы не было «нетечи» (когда сусло не бежит из чана) и толковали о мерах против такой неудачи. Подростки лизали ковши, вынутые из чанов с суслом; пили отстой или гущу, которая осела на дне чана. Женщины пекли, мыли избы. Девицы подготавливали свои наряды. Когда пиво было готово, каждого родственника в деревне приглашали «гостить о празднике». Праздник Егорья начинался с того, что каждый большак нес в церковь сусло, которое на этот случай называлось «кануном». Его на время обедни ставили перед иконой святого Георгия, а после обедни жертвовали причту. Первый день пировали у церковников (в Новгородчине), а потом шли пить по домам крестьян. Егорьев день в черноземной России (например, в Чембарском уезде Пензенской губернии) сохранил еще следы почитания Егорья, как покровителя полей и плодов земных. Народ верил, что Георгию были даны ключи от неба и он отпирал его, предоставляя силу солнцу и волю звездам. Многие еще заказывают обедни и молебны святому, испрашивая у него благословения нивам и огородам. А в подкрепление смысла древнего верования соблюдался особый обряд: выбирали наиболее смазливого юношу, украшали его разной зеленью, клали на голову круглый пирог, украшенный цветами, и в целом хороводе молодежи вели в поле. Здесь трижды обходили засеянные полосы, разводили костер, делили и ели обрядовый пирог и пели в честь Георгия старинную священную молитву-песню («окликают»):

Юрий, вставай рано - отмыкай землю,
Выпускай росу на теплое лето,
Ни буйное жито -
На ядренистое, на колосистое.

Оригинал статьи на моем авторском сайте
"Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах"

Самое известное чудо святого Георгия — это освобождение царевны Александры (в другом варианте, Елисавы) и победа над дьявольским змеем.

Произошло это в окрестностях ливанского города Ласии. Местный царь платил ежегодную дань чудовищному змею, жившему среди Ливанских гор, в глубоком озере: ему по жребию отдавали на съедение ежегодно одного человека. Однажды жребий отправиться на съедение змею выпал дочери самого правителя, целомудренной и прекрасной девушке, одной из немногих жителей Ласии, веровавшей во Христа. Царевну привели в логово змея, и она уже с плачем ожидала ужасной смерти.

Внезапно ей предстал воин на коне, который, осенив себя крестным знамением, поразил копьем змея, силою Божией лишенного бесовской силы.

Вместе с Александрой Георгий явился в город, спасенный им от страшной дани. Язычники приняли победоносного воина за неведомого бога и стали воздавать ему хвалу, но Георгий объяснил им, что служит истинному Богу — Иисусу Христу. Множество горожан во главе с правителем, слушая исповедание новой веры, приняли крещение. На главной площади построили храм в честь Богородицы и Георгия Победоносца. Спасенная царевна совлекла с себя царскую одежду и осталась при храме простой послушницей.
От этого чуда берет начало образ Георгия Победоносца — победителя зла, воплощенного в змее — чудовище. Сочетание христианской святости и воинской доблести сделало Георгия образцом средневекового воина-рыцаря — защитника и освободителя.

Т аким увидело Георгия Победоносца Средневековье. И на его фоне как-то потерялся и поблек исторический Георгий Победоносец — воин, отдавший за веру жизнь и победивший смерть.

Сан Джорджио Скьявони. Св. Георгий сражается с драконом.
Отличные

В чине мучеников Церковь прославляет тех, кто перенес страдания за Христа и принял мучительную смерть с Его именем на устах, не отрекшись от веры. Это самый большой чин святых, насчитывающий тысячи мужчин и женщин, стариков и детей, пострадавших от язычников, безбожных властей различных времен, воинствующих иноверцев. Но среди этих святых есть особо почитаемые — великомученики. Выпавшие на их долю страдания были настолько велики, что человеческий разум не может вместить силу терпения и веры таких святых и только объясняет их помощью Божией, как все сверхчеловеческое и непостижимое.

Таким великомучеником был Георгий, прекрасный юноша и мужественный воин.

Георгий родился в Каппадокии — области в самом центре Малой Азии, входившей в состав Римской империи. Область эта с ранних христианских времен была известна своими пещерными монастырями и подвижниками-христианами, ведущими в этом суровом краю, где приходилось терпеть дневной зной и ночной холод, засухи и зимние морозы, аскетическую и молитвенную жизнь.

Родился Георгий в III веке (не позднее 276 года) в богатой и знатной семье: его отец по имени Геронтий, родом перс, был высокопоставленным вельможей — сенатором с достоинством стратилата 1 ; мать Полихрония — уроженка палестинского города Лидды (современный город Лод возле Тель-Авива) — владела обширными имениями у себя на родине. Как часто бывало в то время, супруги придерживались различных верований: Геронтий был язычником, а Полихрония исповедовала христианство. Воспитанием сына занималась Полихрония, поэтому Георгий с детства впитал христианские традиции и вырос благочестивым юношей.

Георгия с юности отличали физическая сила, красота и мужество. Он получил блестящее образование и мог бы жить в праздности и удовольствиях, тратя родительское наследство (его родители умерли еще до того, как он вступил в возраст совершеннолетия). Однако юноша выбрал для себя иной путь и поступил на военную службу. В Римской империи в армию принимали с 17-18 лет, а обычный срок службы составлял 16 лет.

Походная жизнь будущего великомученика началась при императоре Диоклетиане, ставшим ему государем, командиром, благодетелем и мучителем, отдавшим приказ о его казни.

Диоклетиан (245-313) происходил из бедной семьи и начал службу в армии простым солдатом. Он сразу отличился в боях, благо таких возможностей в те времена было предостаточно: Римское государство, раздираемое внутренними противоречиями, терпело к тому же набеги многочисленных варварских племен. Диоклетиан быстро прошел путь от солдата до полководца, завоевав при этом популярность в войсках благодаря уму, физической силе, решительности и храбрости. В 284 году солдаты провозгласили своего командира императором, выразив ему любовь и доверие, и вместе с тем, поставив его перед сложнейшей задачей управления империей в один из самых тяжелых периодов ее истории.

Диоклетиан сделал своим соправителем Максимиана — старого друга и соратника, а потом они разделили власть с молодыми цезарями Галерием и Констанцием, по обычаю, усыновленными. Это было необходимо, чтобы справиться с мятежами, войнами и трудностями разрухи в разных частях государства. Диоклетиан занимался делами Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта, а резиденцией сделал город Никомидию (ныне Исмид, в Турции).
Пока Максимиан подавлял восстания внутри империи и противостоял набегам германских племен, Диоклетиан двинулся с войском на восток — к границам Персии. Вероятнее всего, в эти годы юноша Георгий и поступил на службу в один из легионов Диоклетиана, проходящих походом через его родную землю. Затем римское войско сражалось с племенами сарматов на Дунае. Юный воин отличался храбростью и силой, а Диоклетиан таких замечал и продвигал по службе.

Особенно Георгий отличился в войне с персами в 296-297 годах, когда римляне в споре за армянский престол разбили персидское войско и отогнали его за Тигр, присоединив к империи еще несколько провинций. Георгий, служивший в когорте Инвикторов («непобедимых»), куда попадали за особые боевые заслуги, был назначен военным трибуном — вторым командиром в легионе после легата, а позже назначен комитом — так называли старшего военачальника, сопровождавшего императора в его путешествиях. Поскольку комиты составляли свиту императора и вместе с тем были его советниками, то должность эта считалась очень почетной.

Диоклетиан, закоренелый язычник, первые пятнадцать лет своего правления относился к христианам вполне терпимо. Большую часть его ближайших помощников, конечно, составляли его единомышленники — приверженцы традиционных римских культов. Но и христиане — воины и чиновники — могли вполне благополучно продвигаться по карьерной лестнице и занимать самые высокие государственные посты.

Римляне вообще проявляли большую терпимость к религиям других племен и народов. Различные чужеземные культы свободно отправлялись повсюду в империи — не только в провинциях, но и в самом Риме, где от чужеземцев требовалось лишь соблюдать уважение по отношению к римскому государственному культу и отправлять свои обряды частным образом, не навязывая их другим.

Однако почти одновременно с появлением христианской проповеди римская религия пополнилась новым культом, ставшим источником многих бед для христиан. Это был культ цезарей.

С появлением в Риме императорской власти появилось и представление о новом божестве: гении императора. Но очень скоро почитание гения императоров переросло в личное обожествление венценосцев. Поначалу обожествляли только умерших цезарей. Но постепенно, под влиянием восточных представлений, в Риме привыкли считать богом и живого цезаря, ему предоставляли титул «бог и властитель наш» и падали перед ним на колени. С теми, кто по небрежности или неуважению не хотел выражать чествования императору, поступали как с величайшим преступником. Поэтому даже иудеи, во всем остальном твердо державшиеся своей религии, старались ладить с императорами в этом вопросе. Когда Калигуле (12-41) донесли на иудеев, что они недостаточно выражают почитание к священной особе императора, то они отправили депутацию к нему сказать: «Мы приносим жертвы за тебя, и не простые жертвы, а гекатомбы (сотенные). Мы делали это уже три раза — по случаю твоего вступления на престол, по случаю твоей болезни за твое выздоровление и за твою победу».

Не таким языком говорили с императорами христиане. Вместо царства кесаря они благовествовали Царство Божие. У них был один Господин — Иисус, поэтому нельзя было одновременно поклоняться и Господу, и цезарю. Во времена Нерона христианам запрещалось пользоваться монетами с изображением на них цезаря; тем более не могло быть никаких компромиссов с императорами, требовавшими, чтобы императорскую особу титуловали «Господом и Богом». Отказ христиан приносить жертвы языческим богам и обожествлять римских императоров воспринимался как угроза установленным связям между народом и богами.

Языческий философ Цельс обращался к христианам с увещеваниями: «Разве есть что худое в том, чтобы приобретать благоволение владыки людей; ведь не без божественного благоизволения получается власть над миром? Если от тебя требуют клятвы именем императора, тут нет ничего дурного; ибо все, что ты имеешь в жизни, получаешь от императора».

Но христиане думали иначе. Тертуллиан поучал своих братьев по вере: «Отдай деньги твои кесарю, а себя самого Богу. Но если все будешь отдавать кесарю, что же останется для Бога? Я хочу называть императора владыкой, но только в обыкновенном смысле, если меня не принуждают поставлять его владыкой на место Бога» (Апология, гл.45).

Диоклетиан в конце концов также потребовал воздания себе божественных почестей. И, конечно, сразу же натолкнулся на неповиновение христианского населения империи. На беду, это кроткое и мирное сопротивление последователей Христа совпало с возрастающими трудностями внутри страны, которые возбудили открытые толки против императора, и было расценено как мятеж.

Зимой 302 года соправитель Галерий указал Диоклетиану на «источник недовольства» — христиан и предложил начать преследование иноверцев.

Император обратился за предсказанием относительно своего будущего в храм Аполлона Дельфийского. Пифия сказала ему, что не может сделать прорицание, потому что ей мешают те, кто уничтожает ее силу. Жрецы храма истолковали эти слова так, что всему виной — христиане, от которых в государстве происходят все беды. Так ближайшее окружение императора, светское и жреческое, толкнуло его совершить главную ошибку в его жизни — начать гонения на верующих во Христа, получившее в истории название Великого гонения .

23 февраля 303 года Диоклетиан издал первый эдикт против христиан, который предписывал «разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей» . Вскоре после этого императорский дворец в Никомидии дважды охватывал пожар. Это совпадение послужило поводом для бездоказательного обвинения христиан в поджогах. Вслед за тем появились еще два указа — о гонениях на священников и об обязательном для всех жертвоприношении языческим богам. Отказавшиеся от жертвоприношений подвергались тюремному заключению, пыткам и смертной казни. Так начались преследования, унесшие жизни нескольких тысяч граждан Римской империи — римлян, греков, выходцев из варварских народов. Все христианское население страны, довольно многочисленное, разделилось на две части: одни ради избавления от мучений соглашались принести языческие жертвоприношения, а другие исповедовали Христа до смерти, потому что считали такие жертвоприношения отречением от Христа, памятуя Его слова: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16,13).

Святой Георгий и мысли не допускал о поклонении языческим идолам, поэтому приготовился к мучениям за веру: золото, серебро и все остальное свое богатство он раздал нищим, рабам и слугам своим даровал свободу. Затем он явился в Никомидию на совет к Диоклетиану, где собрались все его военачальники и приближенные, и открыто объявил себя христианином.

Собрание изумилось и взирало на императора, сидевшего в молчании, как будто пораженного громом. Диоклетиан не ожидал от своего преданного военачальника, давнего соратника, такого поступка. Согласно Житию святого, между ним и императором состоялся следующий диалог:

— Георгий, — сказал Диоклетиан, — я всегда дивился твоему благородству и мужеству, от меня ты получил высокую должность за боевые заслуги. Из любви к тебе, как отец, даю тебе совет — не обрекай свою жизнь на муки, принеси жертву богам, и ты не лишишься своего сана и моего расположения.
— Царство, которым ты сейчас наслаждаешься, — ответил Георгий, — непостоянно, суетно и преходяще, вместе с ним погибнут и его наслаждения. Никакой пользы не получают те, кто обольщен ими. Уверуй в истинного Бога, и Он даст тебе лучшее царство — бессмертное. Ради него никакие муки не устрашат мою душу.

Император разгневался и велел стражникам арестовать Георгия и бросить в тюрьму. Там его распростерли на тюремном полу, надели на ноги колодки, а на грудь положили тяжелый камень, так что трудно было дышать и невозможно сдвинуться с места.

На следующий день Диоклетиан велел привести Георгия на допрос:
— Раскаялся ли ты или опять будешь проявлять непокорство?
— Неужели ты думаешь, что я изнемогу от столь малого мучения? — ответил святой. — Скорее ты устанешь мучить меня, нежели я — терпеть мучения.

Разгневанный император отдал приказ прибегнуть к пыткам, чтобы заставить Георгия отречься от Христа. Когда-то, в годы Римской республики истязания применялись только к рабам, чтобы выбить из них показания в ходе судебного следствия. Но во времена Империи языческое общество настолько развратилось и ожесточилось, что пытки стали часто применяться и к свободным гражданам. Истязания святого Георгия отличались особым изуверством и жестокостью. Обнаженного мученика привязали к колесу, под которым мучители положили доски с длинными гвоздями. Вращаемое на колесе, тело Георгия раздиралось этими гвоздями на части, но ум и уста его молились Богу, сначала громко, потом все тише и тише…

Микаэл ван Кокси. Мученичество святого Георгия.

— Он умер, что же христианский Бог не избавил его от смерти? — сказал Диоклетиан, когда мученик совсем затих, и с этими словами покинул место казни.

На этом, видимо, исчерпывается исторический пласт в Житии святого Георгия. Далее агиограф повествует о чудесном воскрешении мученика и приобретенной им от Бога способности выходить целым и невредимым из самых страшных мучений и казней.

Судя по всему, мужество, проявленное Георгием во время казни, оказало сильное влияние на местных жителей и даже на ближайшее окружение императора. Житие сообщает о том, что в эти дни христианство приняли многие люди, в том числе жрец храма Аполлона по имени Афанасий, а также жена Диоклетиана Александра.

По христианскому пониманию мученического подвига Георгия, это была брань с врагом рода человеческого, из которой святой страстотерпец, мужественно претерпевший самые тяжелые пытки, которым когда-либо подвергалась человеческая плоть, вышел победителем, за что и наречен Победоносцем.

Свою последнюю победу — над смертью — Георгий одержал 23 апреля 303 года, в день Великой Пятницы.

Великое гонение завершило эру язычества. Мучитель святого Георгия, Диоклетиан, всего лишь через два года после этих событий вынужден был сложить с себя полномочия императора под давлением своего же придворного окружения, и провел остаток своих дней в далеком имении за выращиванием капусты. Гонения на христиан после его отставки стали стихать и вскоре совсем прекратилась. Спустя десять лет после кончины Георгия Император Константин издал указ, по которому христианам возвращались все их права. На крови мучеников была создана новая империя — христианская.

Отличные

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Читатели, которые считают, что всякий труд должен быть оплачен, могут выразить своё удовлетворение от прочитанного через

Сбербанк
5336 6900 4128 7345
или
Яндекс-Деньги
41001947922532

1. Святой великомученик Гео́ргий Победоно́сец (Свято́й Гео́ргий, Гео́ргий Каппадоки́йский, Гео́ргий Ли́ддский; греч. Άγιος Γεώργιος) – один из самых почитаемый святых в нашей Церкви, родился в Каппадокии (область в Малой Азии), в христианской семье.

2. Отец его принял мученическую кончину за Христа когда Георгий был еще ребенком. По смерти мужа, мать святого, владевшая имениями в Палестине, увезла сына на родину и воспитала его в строгом благочестии. Когда юноше исполнилось 20 лет, мать его умерла, оставив ему богатое наследство.

3. Достигнув положенного возраста, Георгий поступил на военную службу, где он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана.

4. Узнав о решении императора, предоставить всем правителям полную свободу в расправе над христианами, святой Георгий раздал нищим свое наследство, явился к императору и исповедал себя христианином. Диоклетиан тут же осудил своего военачальника на пытки.

«Чудо Георгия о змие». Икона, конец XIV века

5. 8 дней продолжались нечеловеческие мучения святого, но каждый день Господь укреплял и исцелял своего исповедника.

6. Решив, что Георгий использует волшебство, император приказал позвать волхва Афанасия. Когда святому не причинили зла зелья, поднесенные волхвом, мученику было предложено воскресить умершего, с тем что бы посрамить веру святого и Бога, в Которого он верует. Но, по молитвам мученика, сотряслась земля, мертвый встал и вышел из своей гробницы. Многие уверовали тогда, видя такое чудо.

Житийная икона св. Георгия

7. В последнюю перед казнью ночь мученику явился Сам Господь, Который возложил на главу великомученика венец и сказал: "Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною".

8. Наутро Диоклетиан предпринял последнюю попытку сломить святого и предложил ему принести жертву идолам. Отправившись на капище, Георгий изгнал из идолов бесов, идолы пали и сокрушились.

Усекновение главы святого Георгия. Фреска Альтикьеро да Дзевио в капелле Сан-Джорджо, Падуя

9. В этот же день, 23 апреля (ст.ст) 303 года, святой Георгий принял мученическую кончину. Спокойно и мужественно великомученик Георгий преклонил свою главу под меч.

10. В день святого Георгия Церковь празднует день памяти царицы Александры, супруги императора Диоклетиана, которая видя веру и мучения святого, исповедовала себя христианкой и тут же была приговорена своим мужем к смертной казни.

Паоло Уччелло. Битва Св. Георгия со змием

11. Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является победа его над змием (драконом), опустошавшем землю одного языческого царя. Когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился великомученик Георгий на коне и пронзил змия копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого и чудесное спасение людей от змия привело к массовому обращению местных жителей в христианство.

Гробница св. Георгия Победоносца в Лоде

12. Святой Георгий захоронен в городе Лод (в прошлом Лидда), в Израиле. Над его гробницей построен храм (en:Church of Saint George, Lod ), который принадлежит Иерусалимской православной церкви.


Имя: Георгий Победоносец (Saint George)

Дата рождения: между 275 и 281 г.

Возраст: 23 года

Место рождения: Лод, Сирия Палестинская, Римская империя

Место смерти: Никомедия, Вифиния, Римская империя

Деятельность: Христианский святой, великомученик

Семейное положение: не был женат

Георгий Победоносец - биография

Георгий Победоносец - любимый святой многих христианских церквей, включая русскую. При этом ничего достоверного о его жизни сказать нельзя, а главное чудо, единоборство со змеем, явно приписано ему позже. Почему же обычный римский воин из провинциального гарнизона удостоился такой славы?

Житие Георгия дошло до нас в нескольких вариантах, что не добавляет ясности биографии святого. Родился он то ли в Бейруте, то ли в палестинской Лидде (ныне Лод), то ли в Кесарии Каппадокийской в нынешней Турции. Есть и примиряющая версия: семья жила в Каппадокии, пока ее главу Геронтия не предали смерти за веру в Христа. Его вдова Полихрония с сыном бежала в Палестину, где ее родные владели обширным поместьем близ Вифлеема. Все близкие Георгия были христианами, а его двоюродная сестра Нина стала позже крестительницей Грузии.

К тому времени христианство завоевало в Римской империи прочные позиции, подрывая при этом ее идейную основу - веру в богоподобие императора. Новый правитель Диоклетиан, твердой рукой восстановивший единство державы, так же решительно взялся за религиозные дела. Сначала он изгнал христиан из сената и с офицерских должностей; удивительно, что именно в это время Георгий, не скрывавший своей веры, пошел служить в армию и сделал неимоверно быструю карьеру. Житие утверждает, что в 20 с небольшим лет он стал «тысяченачальником» (комитом) и начальником охраны императора.

Жил он при дворе Диоклетиана в Никомидии (ныне Измит), был богат, красив, храбр. Будущее казалось безоблачным. Но в 303 году Диоклетиан и трое его соратников, с которыми он разделил власть, начали открытые гонения на христиан. Их храмы закрывали, кресты и священные книги сжигали, священников отправляли в ссылку. Всех христиан, занимавших государственные должности, заставляли приносить жертвы языческим богам, отказавшихся ждали жестокие пытки и казни. Власти надеялись, что кроткие последователи Христа проявят покорность, но сильно ошиблись. Многие верующие стремились стать мучениками, чтобы поскорее попасть в рай.

Как только в Никомидии был вывешен эдикт против христиан, некий Евсевий сорвал его со стены, вовсю ругая императора, за что и был сожжен на костре. Вскоре его примеру последовал Георгий - на дворцовом празднике он обратился к самому Диоклетиану, убеждая его прекратить гонения и уверовать в Христа. Конечно, его тут же бросили в темницу и стали пытать. Сначала ему придавили грудь тяжелым камнем, но ангел небесный спас юношу.

Узнав на другой день, что Георгий выжил, император приказал привязать его к колесу, утыканному острыми гвоздями. Когда колесо стали вращать, истекающий кровью мученик молился, пока не потерял сознание. Решив, что он вот-вот умрет, Диоклетиан велел отвязать его и унести в камеру, но там ангел чудесным образом исцелил его. Увидев наутро невредимого узника, император пришел в ярость, а его жена Александра (на самом деле императрицу звали Приской) уверовала в Христа.

Тогда палачи бросили свою жертву в каменный колодец и засыпали негашеной известью. Но ангел был начеку. Когда Диоклетиан приказал принести ему из колодца кости мученика, к нему привели живого Георгия, который громко возносил хвалы Господу. На Георгия надели раскаленные докрасна железные сапоги, били кувалдами, истязали плетьми из воловьих жил - все бесполезно. Император решил, что Георгия спасает колдовская сила, и приказал своему чародею Афанасию напоить мученика водой, снимающей все чары.

Не помогло и это - более того, мученик на спор воскресил покойника, чего чародей-язычник сделать не смог, отчего с позором удалился. Не зная, что делать с Георгием, его посадили в тюрьму, где он продолжал проповедовать Христову веру и творить чудеса - например, оживил павшего вола какого-то крестьянина.

Когда лучшие люди города, включая императрицу Александру, пришли к императору просить освободить Георгия, Диоклетиан в ярости приказал «усечь мечом» не только мученика, но и свою жену. Перед казнью он в последний раз предложил бывшему любимцу отречься, и тот попросил отвести его в храм Аполлона. Император с радостью согласился, надеясь, что Георгий принесет-таки жертву солнечному богу. Но тот, встав перед статуей Аполлона, осенил ее крестным знамением, и из нее вылетел демон, громко вопивший от боли. Тут же все изваяния в храме упали наземь и разбились.

Потеряв терпение, Диоклетиан велел немедленно вести осужденных на казнь. По пути измученная Александра скончалась, а Георгий, улыбаясь, последний раз помолился Христу и сам лег на плаху. Когда палач отсек Георгию голову, вокруг распространилось дивное благоухание, и многие в собравшейся толпе тут же пали на колени и исповедовали истинную веру. Верный слуга казненного Пасикрат отвез его тело в Лидду и похоронил там в родовой гробнице. Тело Георгия осталось нетленным, а вскоре на его могиле стали совершаться исцеления.

Эта история напоминает многие жития мучеников той эпохи. Создается впечатление, что Диоклетиан только и делал, что придумывал самые изощренные пытки для христиан. На самом деле император непрерывно воевал, строил, посещал разные провинции и в столице почти не бывал. К тому же он не был кровожадным: в гонениях гораздо больше усердствовал его зять и соправитель Галерий. Да и продолжались они всего несколько лет, после чего христианство опять вошло в силу и скоро стало государственной религией.

Диоклетиан еще застал эти времена - он отрекся от власти, жил в своем имении и разводил капусту. Некоторые легенды называют мучителем Георгия не его, а персидского царя Дациана, или Дамиана, добавляя, что после казни святого он был тут же испепелен молнией. Те же легенды проявляют большую изобретательность в описании пыток, которым подвергся мученик. Например, Яков Ворагинский в «Золотой легенде» пишет, что Георгия рвали железными крючьями, «пока не вылезли кишки», травили ядом, бросали в котел с расплавленным свинцом. В другом предании говорилось, что Георгия посадили на раскаленного железного быка, но тот по молитве святого не только мгновенно остыл, но и начал провозглашать хвалу Господу.

Культ Георгия, возникший уже в IV веке вокруг его гробницы в Лидде, породил множество новых легенд. Одна объявила его покровителем сельского труда - только потому, что его имя означает «земледелец» и было в древности эпитетом Зевса. Христиане постарались заменить им популярного бога плодородия Диониса, святилища которого повсеместно превращались в храмы святого Георгия.

Праздники Диониса - великие и малые Дионисии, отмечавшиеся в апреле и ноябре, - превратились в дни памяти Георгия (сегодня русская церковь отмечает их 6 мая и 9 декабря). Как и Диониса, святого считали хозяином диких зверей, «волчьим пастырем». Он стал также покровителем воинов, как и его коллеги Феодор Тирон и Феодор Стратилат, тоже пострадавшие во время гонений Диоклетиана.

Но самая популярная легенда сделала его змееборцем. В ней говорилось, что близ города Ласия где-то на Востоке в озере жил змей; чтобы он не губил людей и скот, горожане каждый год выдавали ему на съедение красивейшую из девиц. Однажды жребий пал на царскую дочь, которую «нарядили в пурпур и виссон», украсили золотом и отвели на берег озера. В это время мимо проезжал верхом святой Георгий, который, узнав от девы о ее страшной участи, пообещал спасти ее.

Когда чудовище появилось, святой «ударил змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами». На большинстве икон и картин змей выглядит совсем не страшным, а Георгий поражает его не слишком активно; это объясняется тем, что по его молитве рептилия оцепенела и стала совершенно беспомощной. Змей изображается по-разному - обычно это крылатый и огнедышащий дракон, но иногда червеобразная тварь с пастью крокодила.

Как бы то ни было, святой обездвижил змея, велел царевне связать его своим пояском и отвел в город. Там он объявил, что победил чудовище именем Христа и обратил всех жителей -то ли 25 тысяч, то ли целых 240, - в новую веру. После чего убил змея, разрубил его на части и сжег их. Эта история ставит Георгия в один ряд с такими мифическими змееборцами, как Мардук, Индра, Сигурд, Зевс и особенно Персей, который точно так же спас отданную на съедение змею эфиопскую царевну Андромеду.

Напоминает он и Христа, который тоже победил «древнего змия», под которым понимается дьявол. Большинство комментаторов считают, что и змееборство Георгия - аллегорическое описание победы над дьяволом, которая достигается не оружием, а молитвой. Кстати, православная традиция считает, что свое «чудо о змие» святой совершил посмертно, что делает аллегорией не только змея, но и его победителя.

Все это не мешало христианам искренне верить в реальность Георгия и совершенных им чудес. По числу реликвий и мощей он опережает, пожалуй, всех других святых. Одних только голов Георгия известно не меньше десятка; самая известная находится в римской базилике Сан-Джорджо-ин-Велабро вместе с мечом, которым был убит дракон. Хранители гробницы святого в Лоде уверяют, что подлинные мощи находятся у них, но их никто не видел уже несколько веков, с тех пор как церковь, где находится гробница, была разорена турками.

Правая рука Георгия хранится в монастыре Ксенофонта на горе Афон, еще одна рука (и тоже правая) - в венецианской базилике Сан-Джорджо-Маджоре. В одном из коптских монастырей Каира паломникам показывают вещи, будто бы принадлежавшие святому - сапоги и серебряную чашу.

Часть его мощей помещена в Париже, в часовне Сент-Шапель, куда их привез из крестовых походов король Людовик Святой. Именно эти походы, когда европейцы впервые оказались в родных местах Георгия, сделали его покровителем рыцарства и воинского искусства. Знаменитый крестоносец, король Ричард Львиное Сердце, поручил свою армию покровительству святого и поднял над ней белый стяг с красным Георгиевским крестом. С тех пор это знамя считается флагом Англии, а Георгий - ее покровителем. Покровительством святого пользуются также Португалия, Греция, Литва, Генуя, Милан, Барселона. И, конечно, Грузия - первый храм в его честь построен там еще в IV веке по завещанию его родственницы, святой Нины.

При царице Тамаре на знамени Грузии появился Георгиевский крест, а на гербе - «Белый Георгий» (Тетри Гиорги), напоминающий языческого лунного бога. В соседней Осетии его связь с язычеством оказалась еще сильнее: святой Георгий, или Уастырджи, считается здесь главным божеством, покровителем муж-чин-воинов. В Греции день Георгия, отмечаемый 23 апреля, превратился в веселый праздник плодородия. Почитание святого перешагнуло границы христианского мира: мусульмане знают его как Джирджиса (Гиргиса), или Эль-Худи, знаменитого мудреца и друга пророка Мухаммеда. Посланный в Мосул с проповедью ислама, он был трижды казнен злым правителем города, но каждый раз воскресал. Иногда его считают бессмертным и рисуют старцем с длинной белой бородой.

В славянских странах Георгий (Юрий, Иржи, Ежи) любим с давних пор. В XI веке его имя получил в крещении великий князь Ярослав Мудрый, воздвигнувший в Киеве и Новгороде монастыри в честь святого Георгия и назвавший его именем два города - это нынешние Тарту (Юрьев) и Белая Церковь (Юрьев Русский). «Осенний» и «весенний» Георгий в русской традиции мало похожи друг на друга. Первый, Егорий Храбрый, он же Победоносец, - герой-воин, устоявший перед пытками «царища Демьяни-ща» и поразивший «люту змию, люту огненну». Второй - защитник скота, даритель урожая, открывающий полевые работы. К нему в «юрьевых песнях» обращались русские крестьяне:

Егорий ты наш храбрый,
Ты спаси нашу скотину
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого


Если тут Георгий похож на языческого бога Велеса, хозяина скота, то в «военном» облике он больше напоминает другое божество - грозного Перуна, который тоже сражался со змеем. Болгары считали его хозяином вод, освободившим их от власти дракона, а македонцы - повелителем весеннего дождя и грома. На Его-рия Вешнего поле обрызгивали кровью ягненка, чтобы обеспечить богатый урожай. С той же целью крестьяне устраивали на своем участке трапезу и закапывали объедки в землю, а вечером катались голышом по засеянной земле и даже занимались там сексом.

Весенний Юрьев день (Эдерлези) - главный праздник балканских цыган, день чудес и гаданий. С Егорием Осенним связаны свои обычаи, но на Руси он был известен прежде всего как день, когда крепостной может уйти к другому хозяину. Отмена этого обычая при Борисе Годунове отразилась в горькой поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

О популярности святого Георгия напоминает русская геральдика: со времен Дмитрия Донского он помещается на гербе Москвы. Долгое время изображение «ездеца», всадника, с копьем, поражающего змея, присутствовало на русских медных монетах, отчего они и получили название «копейка». До сих пор Георгий изображен не только на московском гербе, но и на государственном - в щите на груди двуглавого орла. Правда, там он в отличие от старинных икон едет в левую сторону и не имеет нимба. Попытки лишить Георгия святости, представив его безымянным «всадником», предпринимают не только наши геральдисты.

Католическая церковь еще в 1969 году решила, что свидетельств реального сущес твования Георгия как-то маловато. Поэтому его перевели в разряд святых «второго сорта», верить в которых христианин не обязан. Однако в Англии национальный святой по-прежнему популярен.


В России орден Святого Георгия был одной из высших боевых наград, которую могли получать только офицеры. Для нижних чинов в 1807 году был учрежден Георгиевский крест, на котором изображался тот же «ездец» с копьем. Обладатель этой награды пользовался всеобщим уважением, не говоря уже о полном кавалере четырех Георгиев, - таким был, например, унтер-офицер Буденный, будущий красный маршал. Два Георгия успел заслужить на фронтах Первой мировой и другой советский маршал, Георгий Жуков, -символично, что именно он на белом коне возглавлял Парад Победы, почти совпадающий по дате с днем Егория Вешнего.

Вся многовековая история святого змееборца полна символов, насыщена древней мистикой и современной идеологией. Поэтому не так уж важно, жил ли на самом деле в Никомедии воин по имени Георгий и совершал ли он приписанные ему чудеса. Важно то, что его образ идеально соответствовал мечтам и чаяниям множества людей разных народов, что и сделало Георгия героем без границ.

mob_info