Развитие мировоззрения в юношеском возрасте. Глава VIII

  • 10. Постановка проблемы развития в контексте взаимоотношений «субъект – среда». Научно-теоретические направления в психологии развития.
  • 11. Общая характеристика теорий эндогенного направления.
  • 12. Общая характеристика теорий экзогенного направления. Ранние бихевиористические трактовки.
  • 13. Отход от классического бихевиоризма (Теория р.Сирса)
  • 14. А. Бандура и теория социального обучения.
  • 15. Классический психоанализ з. Фрейда и его трактовка стадий развития.
  • 16. Эпигенетическая теория развития э. Эриксона.
  • 17. Возникновение когнитивных теорий развития. Теория развития интеллекта ж.Пиаже.
  • 18. Теория морального развития л. Колберга.
  • 19. Теория развития умений к. Фишера.
  • 20. Культурно-историческая теория л. Выготского.
  • 21. Диалектическая теория развития а. Валлона.
  • 22. Деятельностная теория онтогенеза а. Н. Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности.
  • 23. Модель развития общения м. И. Лисиной.
  • 24. Модель развития личности л. И. Божович.
  • 25. Экопсихологическая теория у. Бронфенбреннера.
  • 26. Антиравновесная теория Ригеля.
  • 27. Теория персонализации а. В. Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.
  • 28. Психологическая теория развития деятельности р. Лернера, основные положения его теории.
  • 29. Системные теории развития.
  • 30. Понятия социальной ситуации развития, ведущей и базовой психических функций, возрастного новообразования.
  • 31. Механизм интериоризации психической функции.
  • 32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.
  • 33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.
  • 34. Понятие периодизаций. Л.С. Выготский о критериях периодизации психического развития.
  • 35. Группы периодизации детского развития. Достоинства и недостатки.
  • 36. Периодизации зрелого возраста. Достоинства и недостатки.
  • 37. Попытки построения системной периодизации психического развития (в.И. Слободчиков, ю.Н. Карандашев).
  • 38. Детство как историческая категория. Феномен человеческого детства.
  • 39. Пренатальный период и рождение в развитии человека.
  • 40. Общепсихологическая характеристика новорождённого. Особенности психической жизни новорождённого.
  • 41. Младенческий возраст как отправной пункт сенсорного развития человека. Общепсихологическая характеристика младенчества.
  • 42. Развитие сенсорики и моторики ребёнка в младенчестве. Предпосылки развития психических процессов.
  • 43. Развитие форм общения младенца. Развитие предличностных образований у младенца.
  • 44. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.
  • 45. Предпосылки перехода от младенческого возраста к раннему. Основные линии психического развития.
  • 46. Основные линии психического развития в раннем возрасте. Основные новообразования раннего детства.
  • 47. Развитие психических процессов в раннем возрасте.
  • 48. Специфика развития речи в раннем детстве.
  • 49. Предпосылки развития личности в раннем детстве. Особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка.
  • 50. Развитие предметно-практической деятельности в раннем возрасте. Роль орудий действия в развитии наглядно-деятельного мышления.
  • 51. Предпосылки перехода от раннего детства к дошкольному возрасту. Основные линии психического развития дошкольников.
  • 52. Игровая деятельность и её значение для психического развития ребёнка. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.
  • 53. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры.
  • 54. Развитие познавательной сферы ребёнка в дошкольный период.
  • 55. Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Становление детской субкультуры.
  • 56. Специфика детского мировоззрения. Становление личности в дошкольном возрасте.
  • 57. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов.
  • 58. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте.
  • 59. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка в дошкольный период.
  • 60. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. Структура психологической готовности к обучению.
  • 61. Предпосылки перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
  • 62. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности.
  • 63. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем дошкольном возрасте.
  • 64. Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
  • 65. Развитие личности младшего школьника.
  • 66. Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с учителем и сверстниками.
  • 67. Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту.
  • 68. Кризис подросткового возраста.
  • 69. Анализ психологических исследований подросткового возраста (л.С. Выготский, т.В. Драгунова, с. Холл, э. Шпрангер, ш. Бюлер, в. Штерн).
  • 70. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте.
  • 71. Общение со взрослыми и сверстниками в подростковом возрасте.
  • 72. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте.
  • 73. Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности.
  • 74. Развитие личности подростка.
  • 75. Развитие мотивационно-потребностной сферы в подростковом возрасте.
  • 76. Психосоциальное развитие в юношеском возрасте.
  • 77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.
  • 78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.
  • 79. Развитие интеллектуальной сферы в юношестве.
  • 80. Эмоциональное развитие в юношестве.
  • 81. Определение понятия «взрослость». Биологическое и физиологическое развитие во взрослом возрасте.
  • 82. Теории развития взрослого человека.
  • 83. Ранняя взрослость как социально-историческая категория.
  • 84. Развитие личности в возрасте ранней взрослости.
  • 85. Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости.
  • 86. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости.
  • 87. Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости.
  • 88. Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Проблемы переходов от возраста к возрасту. Акмеология.
  • 89. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости.
  • 90. Кризис средины жизни. Роль когнитивного развития человека в преодолении кризиса середины жизни.
  • 91. Аффективная сфера в период средней взрослости.
  • 92. Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте.
  • 93. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста.
  • 94. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старения и старости. Теории старения.
  • 95. Старческий возраст. Причины и факторы влияющие на процессы старения.
  • 96. Морфологическое, физиологическое и моторное развитие в старческом возрасте.
  • 97. Сенсорное развитие в старческом возрасте.
  • 98. Когнитивные особенности в возрасте поздней взрослости и старости. Факторы развития когнитивных функций в период поздней взрослости и старости.
  • 99. Особенности личности пожилого (старого) человека. Типы старения.
  • 100. Инволютивное развитие личности: нарушения развития детей.
  • 101. Инволютивное развитие личности: нарушения развития взрослых.
  • 102. Феномен смерти. Теоритические осмысления проблемы смерти и умирания. Психологические аспекты умирания.
  • 77. Развитие мировоззрения в юношеском возрасте.

    Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Все это неотделимо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний. Развитие мышления создает все предпосылки для формирования мировоззрения, а продвижение в личностном плане обеспечивает его устойчивость и мотивированность.

    Но мировоззрение - это не только система знаний и опыта, но еще и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных разрозненных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл.

    Юношеское отношение к миру имеет большей частью личностную окраску. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Читая книги, многие старшеклассники выписывают понравившиеся им мысли, делают на полях пометки типа «Вот это правильно», «Я так и думал» и т.д. Они постоянно оценивают себя и других, причем даже частные проблемы часто ставятся ими в морально-этическую плоскость.

    Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

    Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Правильно ли я живу?», «Зачем мне дана жизнь?», «Как жить?»), причем юношество ищет некую всеобщую, глобальную и универсальную формулировку («служить людям», «светить всегда, светить везде», «приносить пользу»). Кроме того, юношу интересует не столько вопрос, «кем быть?», сколько вопрос «каким быть?», и в это время многих из них интересуют гуманистические ценности (они готовы работать в хосписах и системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни («Гринпис», борьба с наркоманией и т.п.), широкая социальная благотворительность, идеал служения.

    Все это, конечно, не поглощает и других жизненных отношений юношества. Этому возрасту в значительной мере свойственны рефлексия и самоанализ, причем им трудно совместить ближнюю и дальнюю перспективу жизни. Их захватывают дальние перспективы, глобальные цели, появляющиеся как результат расширения временной перспективы в юношестве, а текущая жизнь кажется «прелюдией», «увертюрой» к жизни.

    Характерной чертой юношества является формирование жизненных планов и самоопределение, которые возникают как результат обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой юноша, как результат интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентации.

    78. Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте.

    Фактически самосознание юношества акцентировано на трех существенных для возраста моментах: 1) физический рост и половое созревание; 2) озабоченность тем, как юноша выглядит в глазах других, что он собой представляет; 3) необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным учениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. Знакомое нам по концепции Э. Эриксона чувство эго-идентичности заключается во все возрастающей уверенности в том, что внутренняя индивидуальность и целостность, имеющие значение для себя, равно значимы и для других. Последнее становится очевидным во вполне осязаемой перспективе «карьеры».

    Опасностью этой стадии, по Э. Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я»-идентичности. Это может быть связано с исходной неуверенностью в сексуальной идентичности (и тогда дает психотические и криминальные эпизоды - прояснения образа «Я» можно добиться и деструктивными мерами), но чаще - с неспособностью разрешить вопросы профессиональной идентичности, что вызывает тревожность. Чтобы привести себя в порядок, юноши, как и подростки, временно развивают (вплоть до утраты собственной идентификации) сверхидентификацию с героями улиц или элитарных групп. Это знаменует наступление периода «влюбленности», которая в целом никоим образом и даже первоначально не носит сексуального характера, если только нравы не требуют этого. В значительной степени юношеская влюбленность есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально неотчетливого образа на кого-то другого и лицезрения его в уже отраженном и проясненном виде. Вот почему проявление юношеской любви во многом сводится к разговорам.

    Юношеский возраст характеризуется поиском свободного выбора путей исполнения своих обязанностей, но одновременно юноши боятся оказаться слабаками, насильно вовлеченными в такую деятельность, где они будут чувствовать себя объектом насмешек или ощущать неуверенность в своих силах (наследие второй стадии - желания). Это также может вести к парадоксальному поведению: вне свободного выбора юноша может вести себя вызывающе в глазах старших, чем позволит принудить себя к активности, позорной в собственных глазах или глазах сверстников.

    И наконец, желание делать что-либо хорошо, приобретенное на стадии младшего школьного возраста, здесь воплощается в следующем: выбор рода занятий приобретает для юноши большее значение, чем вопрос о зарплате или статусе. По этой причине юноши часто предпочитают временно вовсе не работать, чем встать на путь деятельности, обещающей успех, но не дающий удовлетворения от самой работы.

    Важным моментом этой возрастной стадии является выбор будущей профессии. Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Отношение юноши к той или иной профессии складывается на основе определенных знаний о специфике профессиональной деятельности (содержания профессии, общественной потребности в ней, места приобретения профессии и т.д.), положительного или отрицательного эмоционального восприятия всего, что связано с профессией: учета личностных, физических, психических и материальных возможностей. ,

    Побуждает к выбору соответствующая ситуация, а направление определяется социальными и моральными убеждениями, правовыми взглядами, интересами, самооценками, способностями, ценностными представлениями, социальными установками и т.д., выступающими в качестве мотивов.

    Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий: 1) стадию фантастического выбора (до 11 лет), когда ребенок еще не умеет связывать средства с целями, размышляя о будущем, не способен рационально мыслить; 2) стадию пробного выбора (до 16-19 лет): по мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях; постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам; 3) стадию реалистического выбора (после 19 лет) - разведывание, обсуждение с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

    На протяжении многих лет опросы старшеклассников показывают, что наибольшей привлекательностью для большинства из них обладают творческие профессии и профессии, связанные с умственным трудом. Свыше 80% старшеклассников на вопрос «Что вы собираетесь делать после окончания школы?» отвечают: «Учиться дальше». Большинство связывают собственное будущее и возможность переживания себя счастливым, свободным и самостоятельным с осуществлением интересной и увлекательной работы, требующей глубокой профессиональной подготовки.

    Для юношей характерна также более высокая оценка своих возможностей и уровня достижений по сравнению с оценками преподавателя, престижа своего учебного заведения. Референтные группы юношей также часто находятся вне стен школы, гимназии, колледжа.


    1. Теории морального развития.

    Наиболее часто упоминаемой в литературе из существующих теорий является теория морального развития Лоуренса Колберга. Эта теория не является идеальной, но отличается наибольшей проработанностью и стройностью. Во многом она опирается на личный жизненный опыт автора и на теорию становления морали Пиаже. По Колбергу моральное становление человека происходит в три стадии:

    1) ДОКОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (дошкольный и младший школьный возраст)

    На этом этапе поступки диктуются страхом наказания или желание получить награду.

    2) КОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (после 12ти лет)

    Поступки человека определяются тем, что положено по закону или по неписанным правилам жизни(общественное мнение)

    3) ПОСТКОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ (после 18ти лет)

    Человек делает свой выбор на основе своих внутренних убеждений, которые могут не совпадать с общественным мнением или законом, даже если цена за этот выбор очень велика.

    Переход от одной стадии к другой сложен и противоречив. Формирование нравственной личности зависит от уровня умственного развития человека (способности воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки) От эмоционального развития, т.е. способности к сопереживанию и также от личного опыта, и, конечно от социальной среды (окружения)

    2. Морально-нравственное развитие личности в ранней юности.

    Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем, иногда - внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.Часто отвергаются ценности родителей, но вместо этого дети не в состоянии предложить ничего своего. Влившись во взрослую жизнь, они продолжают метаться и долго остаются неприкаянными .

    Но не у всех детей этот период оказывается напряженным. Наоборот, некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Им не свойственны романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, - по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.

    Еще один вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе и себя плохо понимают. Недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания здесь не компенсируется высокой произвольностью. Дети импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны.

    Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

    При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста - этапа эмансипации от взрослых - обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. Отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?» - большинство мальчиков на первое место поставили родителей. Ответы девочек более противоречивы, но и для них родительское понимание крайне важно. При ответе на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» - и мальчики, и девочки поставили на первое место мать, на втором месте у мальчиков оказался отец, а у девочек - друг (подруга). При всем своем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших; семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом, профессиональные . Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

    Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах - в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «Я» - каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников «хотели бы быть такими людьми, как родители», 10% хотели бы походить на родителей «кое в чем».

    Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками - общении «на равных».

    Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру - к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой.

    Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Старшеклассники, представляя себе, какими они будут в близкой уже взрослой жизни, ожидают прихода глубокого, яркого чувства. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.

    Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражено у мальчиков. Влюбляясь, они в общем-то верно называют дружбой зарождающуюся привязанность, и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания, эротизм. Мальчики часто преувеличивают физические аспекты сексуальности, но некоторые пытаются от этого отгородиться. Вместо того, чтобы научиться контролировать проявления своей чувственности, они стремятся их полностью подавить. Старшеклассники так же, как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых «побед». Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком). Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни.

    Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Все это неотделимо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний. Развитие мышления создает все предпосылки для формирования мировоззрения, а продвижение в личностном плане обеспечивает его устойчивость и мотивированность.

    Но мировоззрение - это не только система знаний и опыта, но еще и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных разрозненных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл.

    Юношеское отношение к миру имеет большей частью личностную окраску. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Читая книги, многие старшеклассники выписывают понравившиеся им мысли, делают на полях пометки типа «Вот это правильно», «Я так и думал» и т.д. Они постоянно оценивают себя и других, причем даже частные проблемы часто ставятся ими в морально-этическую плоскость.

    Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

    Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Правильно ли я живу?», «Зачем мне дана жизнь?», «Как жить?»), причем юношество ищет некую всеобщую, глобальную и универсальную формулировку («служить людям», «светить всегда, светить везде», «приносить пользу»). Кроме того, юношу интересует не столько вопрос, «кем быть?», сколько вопрос «каким быть?», и в это время многих из них интересуют гуманистические ценности (они готовы работать в хосписах и системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни («Гринпис», борьба с наркоманией и т.п.), широкая социальная благотворительность, идеал служения.

    Все это, конечно, не поглощает и других жизненных отношений юношества. Этому возрасту в значительной мере свойственны рефлексия и самоанализ, причем им трудно совместить ближнюю и дальнюю перспективу жизни. Их захватывают дальние перспективы, глобальные цели, появляющиеся как результат расширения временной перспективы в юношестве, а текущая жизнь кажется «прелюдией», «увертюрой» к жизни.

    Характерной чертой юношества является формирование жизненных планов и самоопределение, которые возникают как результат обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой юноша, как результат интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентации.

    Развитие мировоззрения в юношеском возрасте

    Мировоззрение -- это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Когнитивными (познавательными) предпосылками формирования мировоззрения является усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний, а также способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению. Но мировоззрение не просто логическая система знаний, а система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

    Юность особенно важна для становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим регулятивным принципам.

    Разумеется, конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, но какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию». Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский, потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, -- одна из важнейших ориентировочных потребностей личности.

    В юности, когда человек впервые становится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность осознается особенно остро. Юношеское отношение к миру имеет большей частью ярко выраженную личностную окраску. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Читая книги, многие старшеклассники выписывают понравившиеся им мысли, делают на полях пометки типа: «Вот это правильно», «Я так и думал».

    Они постоянно оценивают себя и других, причем даже частные проблемы ставятся ими в морально-идеологическую плоскость. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности и выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Своеобразный фокус мировоззренческих поисков юности -- проблема смысла жизни.

    Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте

    Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

    Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием "профессиональная ориентация" (это многоаспектная, целостная система научно - практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально - экономических, психолого - педагогических и медико - физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации)

    Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. В процессе формирования профессионального самоопределения современной молодежи можно выделить следующие этапы: фантазийный этап (соответствует дошкольному возрасту); этап предварительного выбора профессии (7-10 лет); этап пробного выбора профессии (11-14 лет); этап реального выбора профессии (15-17 лет); этап профессионального обучения и этап профессионализации. На каждом из этапов профессиональное самоопределение характеризуется различной степенью сформированности.

    В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.

    Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

    Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

    У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств.

    Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к "ненужным" учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.

    Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач -- уход от проблем, их игнорирование и т. д.

    Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я".

    Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

    Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
    Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
    Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

    Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

    Подобные документы

      Основной психический процесс переходного возраста - развитие самосознания. Я-концепция в раннем юношеском возрасте. Влияние на психику промежуточности общественного положения. Личностное самоопределение, становление мировоззрения, ценностные ориентации.

      реферат , добавлен 19.11.2009

      Проблема поиска смысла жизни, особенности и становление Я-концепции в юношеском возрасте. Организация психологического исследования ценностных ориентаций современной молодежи, выявление нравственных и мировоззренческих различий по гендерному признаку.

      курсовая работа , добавлен 16.12.2014

      Юность как психологический возраст. Развитие личности в раннем юношеском возрасте. Жизненный путь человека как проблема психологии. Основные виды понимания смысла жизни в юношестве. Исследование ценностных ориентаций и направленности юношей и девушек.

      курсовая работа , добавлен 07.04.2016

      Психологические особенности юношеского возраста. Юность как возрастной этап психического развития. Особенности фрустрации в юношеском возрасте. Переживание фрустрации в юношеском возрасте. Исследование переживания фрустрации в юношеском возрасте.

      курсовая работа , добавлен 23.09.2008

      Ценности человека. Внутренняя структура личности, устоявшиеся ценностные ориентации. Формирование индивидуальных ценностей. Источники ценностных представлений. Выработка ценностей. Ценности индивида. Виды ценностей. Формирование ценностных ориентаций.

      реферат , добавлен 15.10.2008

      Характеристика психологической природы дружбы и любви в юношеском возрасте. Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений. Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний. Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте.

      контрольная работа , добавлен 22.01.2015

      Становление личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте: динамика показателей; ценностно-смысловые рефлексии. Дифференциальная диагностика свойств личности как фактора мотивации выбора профессии и профессиональной направленности.

    mob_info