Святой павел таганрогский где находится. «Столп от земли до неба

На рубеже XX и XXI веков среди бесчисленного сонма православных святых появился ещё один – праведный Павел Таганрогский. Таганрог - небольшой приморский город, славу которому принесли родившиеся в нём политики, актёры и писатели - обрёл, наконец, своего Небесного покровителя, творящего о нём неусыпную молитву у Престола Всевышнего. Об этом угоднике Божьем наш рассказ.

Благочестивый отрок

Из дошедших до нас документов известно, что благочестивый старец Павел Таганрогский, снискавший неувядаемую славу своей постнической и молитвенной жизнью, родился в 1792 году в дворянской семье, проживавшей недалеко от Чернигова. Своё имя во святом крещении он получил в честь великого подвижника христианской церкви святителя Павла Исповедника – константинопольского архиепископа, принявшего в 350 году мученическую смерть в борьбе с ересью, господствовавшей тогда в Византии.

Родители Павла были людьми весьма обеспеченными. Они владели обширными земельными угодьями, на которых жили и трудились сотни принадлежавших им крепостных. Своего сына они желали видеть в будущем таким, каким подобало быть истинному дворянину екатерининской эпохи – обеспеченным, образованным и имеющим достойное положение в обществе.

Однако Господь совсем иное положил на сердце молодому человеку. С ранних лет будущий блаженный Павел Таганрогский шумному и разноголосому обществу своих сверстников предпочитал уединение и молитву, а светской литературе – чтение Священного Писания и житий святых. Но настоящей его страстью было слушать рассказы странников, оставивших родные дома и с посохом в руках путешествовавших по святым местам, коими столь богата была Русская земля.

Божьи странники

Надо заметить, что в православной Руси эта форма крайней религиозности была распространена во все времена. Испокон веков тысячи богомольцев, имея в котомке за спиной лишь краюху хлеба да сменные лапти, мерили шагами бескрайние российские дороги, направляясь из одной святой обители в другую.

В холод и зной, в дожди и метели гнала их вперёд неуёмная жажда поиска Бога и Его Правды. И не только по святой Руси пролегал их путь – доходили они в своих странствиях до пустынь египетских и стен священного града Иерусалима, где коленопреклоненно замирали перед Гробом Господним. А затем отправлялись назад в родную сторонушку, да не самолётами компании «Эль-Аль», а ноженьками своими, в обход двух морей, кормясь по дороге Христовым именем.

Исполнитель Божьей заповеди

Их-то рассказы и определили дальнейшую жизнь Павла. Когда исполнилось ему двадцать пять лет, что, по законам того времени, считалось совершеннолетием и давало право самостоятельно распоряжаться имуществом, отец выделил ему причитающуюся часть наследства.

Она включала в себя, кроме значительных земельных угодий и ожидающей его на банковском счету денежной суммы, триста крепостных крестьян, или, как тогда было принято говорить, «душ». Столь солидный капитал позволял молодому человеку вести широкую, подобающую его дворянскому происхождению, жизнь не только в России, но и в любой из европейских столиц.

Однако не о земных благах помышлял Павел. Помнил он слова Господа о том, сколь трудно богатому стяжать Царство Небесное, и что лишь продав имение своё и раздав всё нищим, можно войти в Горний мир. Павел Таганрогский не стал искать в тех словах иносказания, а выполнил завет Божий в буквальном смысле – крепостных крестьян отпустил на волю, выручку за проданную землицу и банковские накопления роздал нищим, а сам, благословясь у отца с матерью, отправился в странствия по святым местам.

Десять лет посвятил он странничеству. За давностью времён нет возможности узнать, где именно побывал за эти годы Павел Таганрогский. Житие святого, написанное через много лет после его блаженной кончины, оставляет сей вопрос без ответа. Но известно, что по завершении пути поселился он в приморском городе Таганроге, где, презрев своё дворянское происхождение, повёл простую и богоугодную жизнь, зарабатывая тяжёлым трудом кусок хлеба насущного.

На портовых причалах

В те годы основные средства к существованию жителям этого приморского города давал порт, принимавший множество торговых судов со всех концов мира. Вот на его-то причалах и проводил все дни святой праведник, тяжёлым трудом и непрестанной молитвой очищая душу от всего страстного и греховного. Был он грузчиком, а вполне ли понятно современному человеку, что значило сие в те времена?

Основным товаром, перевозимым через Таганрогский порт, был хлеб. Прежде чем оказаться на столах румяными караваями, зерну предстояло проделать длинный путь в стандартных мешках, вес которых был строго установлен – шесть пудов, то есть девяносто шесть килограммов. Так было принято. Даже при заключении сделок купцы указывали в бумагах не общий вес покупаемого или продаваемого хлеба, а количество мешков.

Так вот, никакой погрузочной техники в те годы не было. Просто взваливал мужик на плечи 96-килограммовый мешок и нёс его по хлипким сходням на берег или с берега в судовой трюм. А потом бегом за следующим, да не мешкая, не то артельщик увидит и взыщет за нерадивость. И так весь день. Ну-ка, нынешние качки-бодибилдеры, призадумайтесь: надолго ль хватило бы ваших мускулов?

Вот так и трудился в течение многих лет будущий святой Павел Таганрогский. Вместе со всеми появлялся он на причалах в ранние часы, когда в утреннем тумане едва угадывались очертания судов, и покидал их уже под покровом ночи. Если становилось совсем невмоготу и темнело в глазах от смертельной усталости, творил мысленно молитву Иисусову, и Господь посылал силы своему смиренному рабу.

Таганрогское житьё раба Божьего Павла

Своего дома у Павла не было, потому снимал он жильё в разных концах Таганрога, но главным образом у добрых и благочестивых людей. Вначале довелось ему поселиться на северо-восточной окраине, в так называемой Касперовке – обширном районе, принадлежавшем некогда коменданту местной крепости генерал-лейтенанту И. П. Касперову. Затем перебрался на житьё в саму крепость, а затем на целых двадцать лет обосновался у многодетной вдовы Е. Н. Баевой, чей дом помещался на Банном спуске.

– один из самых почитаемых на Дону святых, живший в середине XIX века. Его святые мощи почивают в Никольском храме г. Таганрога и являются особо чтимой донской святыней. Блаженного Павла особо почитают также в Крыму и Севастополе, откуда паломники регулярно прибывают в Таганрог для молитвенного поклонения святому.

Святой праведный Павел Таганрогский

Святой Блаженный Павел Павлович родился 8 ноября 1792 года в семье благочестивых черниговских дворян. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам.

В 25 лет, следуя словам Господа: «…вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим: и имети имаши сокровище на Небеси…» (Лк.18:22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.

Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забывши свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке.

Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила благодать Божия, и он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о Небесном Отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.

Придя в преклонные лета, он оставил тяжелые труды в порту и поселился в маленьком доме, молясь непрестанно Богу и служа людям. Каждый день с первым ударом церковного колокола он отправлялся в собор, молился за Литургией, поправлял лампады, для чего носил с собою маленькую скамеечку, а на плечах белое полотенце, которым вытирал святые иконы.

Из храма блаженный Павел, по обыкновению, шел по базару. Увешанный двумя белыми холщовыми сумками, с палкой в руках, он обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями и утешениями. Торговцы подавали ему милостыню, но от некоторых он не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою.

Ночи же, как и прежде, проводил в усердной, с коленопреклонением, молитве. Иисусова молитва никогда не сходила с его уст; учил он и всех приходящих к нему творить эту молитву и без нее никогда никого не впускал к себе в келью.

Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он учил быть верным в малом, прививал любовь к святыне церковной и переносил это благоговейное отношение на предметы, освящающие жизнь человека в миру: просфоры, ладан, свечи.


Простой народ, всегда отыскивая врача для болезней своего сердца, который бы не лекарствами с мудреными латинскими названиями исцелял недуги и немощи, но от Самого Небесного Врача подавал просимое, нашел в блаженном великого в добродетелях святого старца.

Утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильником на земле, сияющим добрыми делами. Он получил от Господа дар исцелений и прозорливости. И люди шли к нему со своими скорбями, бедами и вопросами.

Однажды к блаженному пришел нечестный торговец со слезами и спросил: «Дедушка, скажите, кто у меня украл товар?» Блаженный Павел, утешая его, сказал: «Не плачь, чоловиче добрый, ты же у людей крав?» - «Крал», отвечает тот. - «Вот и у тебя украли. А ты когда-нибудь помынав своих родителев?» - «Нет, никогда не поминал». - «Ну вот добри люде помянуть». И ещё много говорил ему блаженный в назидание, и привел его к умилению, так что тот и жалеть о пропавшем перестал и ушел от старца утешенный.

Многие приходили к блаженному и молили его дозволить остаться у него, дабы исполнились на них слова псалмопевца: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши: И со избранным избран будеши» (Пс.17:26-27). И некоторых он оставлял пожить у себя как бы на послушании.

Принеся в жертву Богу свои имения, блаженный Павел часто жертвовал ради Христа плодами дворянского воспитания и образованности, и под личиной напускной грубости искусно скрывал возвышенную и благородную свою душу. Случится прийти к блаженному Павлу какому-нибудь посетителю, имеющему нераскаянные грехи, - блаженный, не смущая пришедшего грубым откровением его тайн, притворно обрушивается на кого-нибудь из своих послушников: ругает, бранит, грозит палкой, при этом называя грехи посетителя, дабы подвигнуть того к покаянию. Послушник же кротко терпит и только повторяет: «Простите, батюшка, виноват».

Пришел к блаженному Павлу мирянин, просивший благословения идти в монастырь. Блаженный ответил ему: «Прежде лизь на мою пичку, та посыдь там, тоди й буде видно», и держал его на своей русской топившейся печке 12 суток и только раз в сутки давал ему есть, и когда он выдержал это испытание, то блаженный сказал ему: «Ну теперь иды в монастырь и будешь там жить до смерти»; слово угодника сбылось: просивший совета пошел на Афонскую гору, поступил в монастырь и жил там до смерти. Силою благодати Божией блаженный ясно видел и душу человека, и его будущее.

Своему духовнику, иеромонаху Дамиану, он предсказал: «Ты будешь велыкый человек, такий, шо больший буть не може», и пророческие слова эти действительно исполнились в жизни отца Дамиана, которого Господь сподобил достигнуть высочайшего сана: он в 1897 году поставлен был патриархом Святого Града Иерусалима (Иеромонах Таганрогского Иерусалимского Александровского монастыря Дамиан (Касоти), эпитроп Гроба Господня. - 3, статья «Дамиан»).


Однажды пришли к блаженному двое паломников, только что вернувшихся со Святой земли. Блаженный Павел велел впустить их на кухню и послал спросить, «шо воны на Черном мори бачилы, та нехай кажут правду». Посетители содрогнулись и открыли все как было.

«Когда мы плыли по Черному морю, была сильная буря, пароход качало из стороны в сторону, так что волны переливались через него, и мы, будучи в большой опасности, приходили в отчаяние. Не надеясь на человеческие усилия, мы обратились к молитве, просили Господа и Божию Матерь о своем спасении, а также призывали имя блаженного Павла. И вдруг, увидели мы его (блаженного) прошедшего по пароходу в белой одежде, подобной снегу, подвязанного поясом, с палкой в руках. После чего он стал невидим, а буря стала стихать. Скоро море успокоилось, мы благополучно доплыли к пристани и теперь заехали поблагодарить его, великого молитвенника за бедствующих людей». Блаженный Павел наказал паломникам и всем слышавшим их никому не говорить об этом, «пока я и помру, а як помру, то хоть и всим рассказувайте».

Приближаясь к концу своей земной жизни, блаженный все более ослабевал телесными силами, но святая душа его по-прежнему пламенела любовью к Богу и ближним. Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах.

Преставился блаженный Павел 10 марта (ст.ст.) 1879 года . Вечером он сделался крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Таин от своего духовника отца Дамиана, предал свою праведную душу Богу.

В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему телу до самых ног прошла как бы желтоватая тень, и после этого тело сделалось белое, подобно снегу. Все, видевшие это знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую Его милость.

В эту ночь почитаемый в Таганроге за свою подвижническую жизнь протоиерей Василий Бандаков имел видение, в котором ангелы несли на небо с радостным пением святую душу. Батюшка спросил их: «Чья это душа, восходящая к Богу с пением ангельским?» И услышал голос с небес: «Эта блаженная душа есть душа Павла Павловича». На утро отец Василий в своей проповеди пред множеством народа засвидетельствовал о виденном.

На подвижнике в полной мере исполнились евангельские слова: «Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворит» (Ин.12:24). Приходивших к нему блаженный учил умирать для греха и возрождаться в жизнь вечную . Подвиг его был понятен простым людям, ибо в сердце православного народа всегда была потребность живя в миру благочестиво, спасти душу, - и блаженный учил, как этого достичь.


Двадцать лет была одержима нечистыми духами крестьянка Наталья, так что порой, не отдавая себе в том отчета, она проклинала своих детей-малюток и просила им у Бога смерти, мучимая страшными помыслами - умертвить или искалечить своего ребенка. Доктора, к которым обращалась несчастная, не оказали помощи; однажды она услышала о блаженном Павле, который сказал: хорошо будет человеку тому, кто будет ходить в келлию, а после его смерти - на могилу.

Наталья пришла на могилу подвижника и со слезами просила его святых молитв. Почувствовав некоторое облегчение в своей скорби, она стала часто посещать его могилу, усердно прося о выздоровлении. В скором времени брань и дурные помыслы исчезли, внутренние боли облегчились, она почувствовала себя здоровой и прославила Бога, приписывая свое исцеление заступничеству блаженного Павла.

Еще при жизни блаженного многим было открыто, какими благодатными дарами Господь отметил Своего угодника. Незадолго до кончины блаженного Павла его посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский ; предание сохранило слова приветствия, которыми обменялись подвижники: «Здравствуй, столпе от земли до неба…», - сказал отец Иоанн, а Павел Павлович ответил: «Здравствуй и ты, солнце от запада на восток…».

От земных скорбей к небесам чистой веры приводит блаженный всех обращающихся к нему. Если придти на его могилу и помолиться, то всё, о чем просишь с верою, обязательно свершится, если просьба, впрочем, будет благочестивого свойства. Когда в 1892 году в городе началась холерная эпидемия, унесшая за короткое время 819 человек, горожане отслужили на могиле старца молебен, и холера сразу исчезла.

Рабу Божию Нину на могилу блаженного привела тяжкая болезнь. По совету близких людей она приехала, чтобы попросить выздоровления телу и успокоения душе. Когда она припала к кресту над могилой, в видении представился ей праведник, лежащий во гробе, осеняемый ангелами; она почувствовала телесное расстройство, которое длилась несколько часов. Придя в келлию блаженного, Нина увидела изображение Павла Павловича во гробе, в день его погребения, и узнала в этом изображении свое видение. Это видение повторялось каждый раз, когда больная прикасалась к кресту на могиле блаженного, и являло собою знак услышанной мольбы, что не замедлило сказаться в дальнейшем. Очень скоро Нина почувствовала себя совершенно исцелённой, о чём свидетельствовали и врачи. И это утвердило её веру в Бога и Его святого угодника.


Блаженный Павел любил говорить: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым». И прибавлял: «Мой куст никогда не будет пуст». Деревенская девушка Мария Величкова пришла к подвижнику с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь - и услышала: «Ой, дивчино, и умрешь у мене…».

Мария осталась в его келлии на всю долгую жизнь, поминая его, прославляя Господа и подражая подвигам блаженного Павла. Подобно ей, все, кто стремился привить себя к благодатному кусту угодника Божия, ища мира и утешения своим душам, обретали их. Слова блаженного оказались пророческими.

С момента его кончины не прекращается народное почитание угодника Божия, которое за последнее время всё более и более возрастает.

В день памяти блаженного Павла - 10 (23) марта - великое множество верующих людей со всех концов России собирается к раке с его святыми мощами, чтобы молитвенно почтить его; никогда не пустеет часовня на старом кладбище Таганрога, где он был погребен, не гаснут лампады перед святыми иконами в его келлии.

По молитвам блаженного Павла Павловича верующим подаются от Господа исцеления, утешение и благодатная помощь.

О нём писали и историк В.Я. Светлов, и историк П. П. Филевский, и даже А. П. Чехов упоминает о старце в рассказе «Ионыч». О его жизни лучше всего сказано в стихотворении, приводимом в книге Ефимова И. С. ««, изданной в Москве в 1911 году:


Трепещет сердце мое грешное,
Душа моя полна грехов.
Влечет мечта меня нездешняя
В древний город Таганрог.
Там старец Павел подвизался,
Дела спасения творил,
Гоненьям сильных подвергался,
Обиды разные сносил.
За то Господь его десницею
Своей великой осенил,
И за смирение сторицею
Великим даром наделил.
Как в книгах, душах прибегающих
Он мысли разные читал.
В недугах тяжких изнывающих
Святой молитвой исцелял.
Он наделял нагих одеждою,
Во бога алчущих кормил.
Он окрылял святой надеждою
Упавших, жаждущих поил.

Жил старец Павел на Депальдовском (ныне — Тургеневском) переулке, 88. Его отпевание совершил священник Шапошников в Николаевской церкви, а затем гроб за пять верст народ нёс на руках до самого кладбища. По свидетельству старожилов, заборы и крыши домов на улицах, по которым пролегал последний путь старца, были усеяны народом. Историк П. Филевский так писал на страницах местной печати в 1911 году:

«Он был великий сердцевидец. Он проникал в душу человека, понимал ее и потому мог влиять на нее. Он не говорил с толпой, не влиял на нее, но говорил с каждым человеком отдельно по душе, близко принимал к сердцу то, чем болел его собеседник, и старался облегчить ему душу, потому к нему и шли больные душой из Таганрога, Синякки, Голодаевки, Ростова, Черкасска…».


Келья блаженного Павла Таганрогского. Дворик

На могиле старца была построена пятикупольная часовня в 1995 г. Под крестом, перевитым терновым венцом, была надпись: «Здесь покоится прах Павла Павловича, целью жизни которого было облегчение страданий ближнего. Возлюбил он сирых, убогих, калек, недужных, нищих, слабых и несчастных и жизнь свою положил за них. Христос, Спаситель, Искупитель, возьми его в свою обитель».

В центре Таганрога, по переулку Тургеньевскому 82, недалеко от Свято-Никольского храма находится необыкновенный, наполовину вросший в землю домик. В народе его прозвали кельей старца Павла . Здесь больше половины жизни прожил святой блаженный Павел Таганрогский , слава о котором по воле Божией распространилась ещё при его жизни далеко за пределы провинциального городка. Здесь все так, как было при жизни подвижника: стены, иконы, глиняные горшки с песком для свечей, столы и лавки. Во дворе находится колодезь, который, по преданию, освещал праведный Иоанн Кронштадтский.

Сам Павел Таганрогский любил паломничать по монастырям и храмам России. И отовсюду, со всех источников он привозил воду и сливал в свой колодезь. Так что в колодце старца Павла вода не простая, а вода чудодейственная — силы иорданской.

Уже более 150-ти лет стены кельи принимают под свою крышу паломников с разных концов земли. Поначалу ехали к самому прозорливому старцу за духовным советом и наставлением. После же смерти подвижника народ, посещая келью, приобщается необыкновенного благодатного духа, который витает в небольшой, до бела выбеленной мазанке, насквозь пронизывая каждого с молитвой входящего в нее.

В момент посещения келии чувствуешь огромную духовную радость, которая пребывает по молитвам блаженного Павла, и создает ощущение красоты жизни дарованной Господом, а самое главное, единства с Богом.


Помните, что говорил преподобный Серафим Саровский: цель жизни человека-стяжание Духа Святого. Но ведь не обращаясь к Богу, как к источнику этого Духа мы не можем стяжать, т.е. чувствовать в себе, или точнее ощущать Дух Святой, а значит и самого Бога.

И вот, наконец то, для Его полного ощущения, или стяжания, мы должны очень много и долго молится дома, а главное в Православной Церкви, ибо без церкви нет спасения. В большинстве ощущения Божией Благодати бывают чаще всего на праздничных богослужениях. И православному христианину, чтобы ощутить Благодать Святого Духа, необходимо усердно, с чистым сердцем молиться.

Приходя же в келью блаженного Павла, буквально, едва переступив ее порог, бывает такое, что сам не заметишь как в твоей душе и теле, подобно утреннему солнечному зайчику играет радостным пением Благодать Божия. Сколько людей посетило этот островок правды и надежды для больных, сирых, убогих?

Скольким людям помог Господь по горячим молитвам и ходатайству блаженного Павла? Об этом знает только Он, прославивший своего верного подвижника за терпение, усердие и огромную к Нему любовь. Он, сохранивший для нас грешных не только память о том, у кого мы должны учится и брать пример, но и его келью, где по воле Божией уже на протяжении 120-ти лет после смерти Павла Таганрогского витает сладостный Дух правды и Царствия Божьего.


Тропарь, глас 4

Отечества Небеснаго взыскуя, / дом родителей твоих оставил еси. / Тленное богатство мира презрев, / обогатился от Господа многими чудесы и знаменьми. Воздержанием, труды и молитвою насладился еси, образ жития благочестиваго являя. / Темже и ныне с верою приходящим к тебе / во всяцех напастех помогаеши. / Блаженне отче Павле, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

От Небеснаго Врача дар исцелений приим, / разрешаеши болезни наши телесныя и душевныя. / Божественныя благодати столпе от земли до Неба явился еси, / о блаженне Павле, моли Христа Бога спасти град и люди, тебе почитающия.

Величание

Ублажаем тя,/ святый блаженный отче Павле, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва 1-я


О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Павле! Ты, на высоту добродетелей возшед, яко пресветлая звезда житием твоим возсиял еси, и странническое жительство избрав, мира сего красная ни во чтоже вменил еси. Темже Всеправедный Судия многими чудесы тя прослави. Душу же твою святую в небесные обители всели, идеже любви Божией наслаждаяся, и наши нужды зриши, прошения слышиши. Буди нам в недузех целитель, по морю плавающим кормчий и утопающим благонадежное избавление.

Молимся тебе, Павле блаженне: испроси всем, во всякой нужде сущим и ко твоему заступлению прибегающим, всякий дар коемуждо благопотребен: веры и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, больным исцеление, печальным утешение, бедствующим помощь, обиженным защищение. И сподоби ны угодниче Божий молитвами твоими благочестно житие земное скончати, Небесное Царствие и жизнь вечную унаследити, со всеми святыми, в бесконечныя веки веков, аминь.

Молитва 2-я

О преблаженне угодниче Христов Павле, южных пределов страны нашея пред Господем заступниче! Ты еще во плоти сый, красная мира сего Христа ради ни во чтоже вменил еси, и на путь спасения люди словесы и деяньми наставлял еси. Был бо всем приходящим к тебе скорый помощник и молитвенник. И ныне в вышних Святей Троице предстоя, имаши сугубое дерзновение ко Владыце, освяти бо тя Господь Вышний яко Своего угодника. Блажен есть воистину град и место, на немже положено бысть честное тело твое. Сего ради молимся тебе: буди и нам помощник и заступник, избавляй нас от враг видимых и невидимых, такожде и всех, не токмо зде во граде Таганроге, но и всюду призывающи имя твое святое. Призри, преблаженне Павле, на нас многогрешных, ныне творящих память твою, и милостив буди нам, с верою притекающим к многоцелебным мощем твоим, яко да спасени будем твоими молитвами, и непрестанно славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь.

В Таганроге Павел ведет простой образ жизни и забывает свое дворянское происхождение. Он стал принимать к себе в качестве послушников стариков и юношей, вдов и девиц и держал их очень строго, приучая к посту молитве, ежедневно ходил в церковь и выстаивал там все церковные службы.
Избрав целью жизни своей тяжелый христианский подвиг, Павел продемонстрировал истинную глубину мудрости: смысл жизни истинного христианина — это стяжание Божественной благодати в миру. И за это ещё при жизни были уготованы старцу дары прозорливости, исцеления и чудотворения, о которых таганрожцы, его современники, слагали легенды, вошедшие впоследствии в «Житие» Павла, а затем, уже в наше время, в книгу «От земли и до неба. Чудеса и Житие блаженного Павла Таганрогского», первую часть большого издательского проекта «Старцы Кавказа». А Таганрог, маленький южный город, прославившийся известными писателями, актёрами, политиками, теперь обрел и своего святого.
Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи. Получив от Господа дар исцеления и прозорливости, направил его на вспоможение людям.


«Слух о подвижнике Павле прошел далеко за пределы Таганрога, во всех окрестностях верст за 100 150 очень многие знали его, часто посещали и приносили ему пожертвования, ибо все были уверены, что деньги, данные ему, не пропадут даром и что старец распорядится ими с пользою для их душевного спасения» .

В Таганроге Павел жил на разных квартирах. Некоторое время обитал он на Касперовке, потом в крепости, а затем около 20 лет жил на Банном спуске у вдовы Елены Никитичны Баевой. Последний период своей жизни он провел в квартире на Депальдовском переулке у Ефима Смирнова: там жил до самой старости, там и скончался.

В настоящее время это место называется в Таганроге подворьем старца Павла, или, как принято в народе, кельей, хотя келья — это лишь одна комната, находящаяся в доме, в которой старец молился. Вся она была уставлена иконами, на деревянной скамейке стояли кувшины с песком, туда были вставлены большие свечи, горевшие день и ночь, не затухали пред иконами и лампады. Ничем не покрытая скамья служила старцу постелью. Подушкой Павел не пользовался, но подкладывал себе под голову что-нибудь из одежды, которую носил.

Старец Павел больше любил жить жизнью внутреннею, духовною и мало заботился о внешней чистоте: он не велел послушницам часто подметать келью, разрешал это делать только по субботам, причем сор не велел выбрасывать на улицу и во двор, а требовал, чтобы все выметаемое палили в печи. Предпочтя чистоту душевную, старец стремился к ней всеми силами своей души и старался поддерживать её неослабными трудами и молитвенным подвигом. Высшее наслаждение его состояло в молитве: каждый день и каждую ночь в его келье читали акафисты Спасителю и Божией Матери. Особенно любил старец акафист Казанской Божьей Матери.

Выше всех жертв и приношений Богу он считал бескровную жертву за грехи людей Сына Божия, поэтому любил нанимать обедни и людям внушал то же, считая это добродетелью.

Всех приходящих к нему, а посещали его по преимуществу простые сельские люди, благочестивый вел к спасению через свои наставления, учил делать добрые дела, проводить время в труде и почитать праздники и воскресные дни. Сам он был великий постник и требовал, чтобы все живущие у него в доме и посещающие его, тоже несли пост, воздержание и тяготу. Никому не было от старца поблажки.

Чудеса и канонизация

Кончина старца Павла последовала в 1879 году в марте месяце. С этого момента не прекращается народное почитание угодника. 20 июня 1999 года в Таганроге состоялось знаменательное событие: канонизация блаженного Павла Таганрогского и перенесение его чудотворных мощей из небольшой часовни на старом городском кладбище в Свято-Никольский храм. Этим жарким июньским днем свершилось предсмертное предсказание старца о перенесении мощей: «Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор». Торжества сопровождались многочисленными чудесами. Во время чтения жития Павла перед глазами многочисленных паломников предстала необычная картина: вокруг солнца, стоявшего в зените над Свято-Никольским храмом, среди совершенно ясного неба неожиданно появился большой радужный круг. Чудесное явление продолжалось около часа. Позднее в небе над храмом образовался крест из облаков. Обычно жесткая и невкусная таганрогская вода, которую предлагали входящим в храм, сделалась вдруг удивительно сладкой. Православные России расценили эти знамения как благоволение Неба к прославлению святого угодника. Подробные сообщения о чудесах, сопровождающих канонизацию, отразили средства массовой информации: «Таганрогская правда», «Таганрогский курьер», «Грани месяца», «Православный Таганрог», «Ветеран Дона», «Молот» и другие источники.

Путешественники, выбирая уникальное местечко для духовного просвещения и обогащения внутреннего мира, зачастую останавливаются на городе Таганрог. Никольская церковь, относящаяся к постройкам XVIII века, подарит посетителям удивительный безмолвный рассказ об истории края, его подвигах и легендах. Словно восставшая из пепла, перенеся несколько войн и разрушений, взрывов и набегов, она в начале 90-х гг. ХХ столетия была воздвигнута из руин, согласно преданиям, фото и мифам. Сегодня это излюбленная обитель городских прихожан и желаемый быть увиденным туристами приход.

Где находится Никольский храм в Таганроге?

Он обнаруживается в центральной части городской черты, но ближе к побережью, до которого отсюда около полукилометра. Неподалеку от церкви располагаются площадь Маяковского (с запада), сквер Петра I с и Таганрогский морской торговый порт (с северо-востока), Политехнический музей (с севера).

На карте Таганрога Храм Николая Чудотворца расположен так:

Открыть карту

История и поверья горожан

Согласно передающейся из уст в уста народной легенде, на месте, где основан Свято-Никольский храм, некогда располагалась палатка Петра I – в его первое посещение нынешнего города воинской славы Таганрога. Произошло это в 1696 г., когда царь вместе с соратниками сошел на мысе Таганрогского залива. Его задачей было определение участка будущей гавани, где расположился бы первый Российский ВМФ.

Строительство церкви стартовало в 1777 г. благодаря указу Ф. Клокачева. Он был главнокомандующим в здешнем порте и на всей Азовской флотилии. Сооруженный фундамент из камня и стены из дерева придавали строению небывалой величественности и статности. Возводилось оно на казенные средства с привлечением моряков, выполнено в классическом стиле храмового искусства того времени: под верхним куполом находилась восьмиугольная составная часть, расположенная на четырехугольной постройке. Профессионалами это называется «Восьмерик на четверике». Первым настоятелем стал И. Ляхницкий.

Со временем храм дополнили:

  • Трехъярусная звонница из кирпича.
  • Трапезная.
  • Благоустроенная территория.

В 1822 г. церковь Николая Чудотворца получила в распоряжение еще два дома для нужд школы и причта. Уже в 1844 г. ее колокольня подверглась реставрации на собственные средства, при ее модернизации использовалось дерево. 1855 г. ознаменовался появлением вражеских армий в пределах города. Храм этот — одно из тех многих сооружений, которые подверглись крушениям и разрухе, в нем образовалось 7 пробоин, наружные стены усеялись многочисленными следами пуль. Одно из ядер, застрявших в звоннице, впоследствии, согласно архитекторской задумке, так и было там оставлено в знак напоминания о том, что населенный пункт поборол неприятелей.

В период масштабных боевых действий, эвакуируя исторические предметы, из церкви были увезены иконы, золоченые предметы, немногочисленные драгоценные камни. Во времена войны, начавшейся в 1941 г., все деревянные составляющие прихода превратились в пепел. В 1957 г., при советских гонениях, верхние части колокольни уничтожены, а в концовке 50-х гг. ХХ столетия храм и вовсе закрыли, кресты ликвидировали, а утварь вывезли. С тех пор он стал плацдармом для многих начинаний – тут был и участок для игры в теннис, и автомобильная мастерская, и производство по обработке дерева.

Чем интересна церковь Святого Николая Чудотворца?

Возрождение ее приурочили к подготовке празднования 300-летия Таганрога. Горы мусора пришлось вывезти из центральной части сооружения, чтобы оформить площадку для нового строительства. Лишь в конце 1990-х гг., при поддержке государственного финансирования и целеустремленной деятельности настоятеля А. Клюнкова, на месте, где некогда сгорел храм, возвели новое основное церковное здание.

Внутреннюю планировку спроектировали так, чтобы можно было проводить богослужения, которые ведутся по установленному расписанию. Восстановленной оказалась и колокольня. Свято-Никольский собор – это еще и православное сердце духовного образования в Таганроге. Тут действует воскресная школа для взрослых и ребятишек. Общая картина христианской памятки – это ансамбль из трех зданий, являющийся памятником истории и культуры XVII века.

Благодаря неимоверной и занимательной истории сегодня множество туристов желают посетить Таганрог. Никольская церковь выделяется и уникальными святынями, важнейшей являлась икона Святого Николая Чудотворца, подаренная митрополитом Владимиром во второй половине XVIII столетия. Привезена она была им из Италии – из местечка Бари. В 1820 г. образ сменил свое месторасположения — его перевезли Киево-Печерскую Лавру. Мощи блаженного хранятся в Свято-Никольском храме с концовки 90-х гг. ХХ века.

Как добраться (доехать)?

От автовокзала города Таганрог, что находится на пл. Восстания, 11, сюда вы доедите на маршрутке №6 – выходить нужно на остановке «1-й Крепостной переулок», после чего пройдите два квартала в южном направлении. К церкви можно подъехать и на автобусе №15 («ГСКБ» — «Маяк»). Выход – ост. «Никольский храм».

На машине доехать до достопримечательности от центра можно таким образом:

Открыть карту

Контакты и расписание

  • Адрес: улица Шевченко, 28, Таганрог, Ростовская область, Россия.
  • Координаты: 47.201721, 38.940587.
  • Телефон: +7-8634-361-557.
  • Официальный сайт: http://pravtaganrog.su/
  • Расписание богослужений: http://pravtaganrog.su/schedule/

Свято-Никольский храм в Таганроге – поистине удивительная достопримечательность, не сохранившая практически ничего от первозданного вида. Однако это вовсе не снижает интерес таганрожцев, приезжих и случайно заглянувших проезжающих, желающих воссоединиться с церковью и ощутить дух истории на своих плечах! В заключение предлагаем небольшое видео о ней, приятного просмотра!

Святой блаженный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) был одной из наиболее заметных фигур русского старчества - значимого явления духовной жизни России XIX века. Он родился в Черниговской губернии в 1792 году, получил в наследство немалый капитал и 300 душ крепостных, но в возрасте 25 лет отпустил их на волю и отправился в паломничество по святым местам. В возрасте примерно 35 лет его странствия завершаются в Таганроге, где Павел останется до самой смерти в 1879 году. Здесь он вёл самую обычную жизнь, зарабатывая подёнными работами, но вскоре стал заметным духовным авторитетом - сначала среди простых людей, а затем и среди духовенства.

«Благочестивый старец Павел вёл всех, приходящих к нему, ко спасению чрез свои наставления, учил их делать добрые дела, проводить время в труде и почитать праздники Господни и воскресные дни, - говорится в его биографии, изданной Ростовской епархией в 1994 году. - Старца всегда посещало много народа из Черномории и из-за Дона и всей Азовской окружности, и все рассказывали очень много о его предсказаниях, милосердии и добрых его делах». После смерти старца проводить его в последний путь, по свидетельствам очевидцев, собрались тысячи людей, а его могила на старом кладбище Таганрога сразу же стала местом паломничества.

Вопрос о канонизации Павла Таганрогского был поставлен незадолго до революции 1917 года, но по понятным причинам его решение было отложено на десятилетия, хотя почитание старца продолжалось и в советский период, несмотря на репрессии в отношении ближайшего круга его последователей. Наконец, в 1999 году состоялось причисление старца Павла к местночтимым святым, а сразу после этого началась работа по включению его имени в число общецерковных святых. Сейчас этот процесс движется к завершению, и в день общецерковной канонизации Павла Таганрогского в апреле следующего года ожидается первый в истории визит в Таганрог патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Кроме того, намечена реконструкция памятных мест Таганрога, связанных с жизнью святого - Никольского храма, могилы и кельи Павла Таганрогского. О месте этой фигуры в церковной жизни юга России «Эксперту ЮГ» рассказал благочинный приходов Таганрогского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Алексей Лысиков .

Небесный покровитель Дона

- В чём заключается значимость канонизации старца Павла для Ростовской области и в целом для юга России? Как бы вы это объяснили невоцерковленным людям?

Старец Павел прожил здесь так долго и внёс такую лепту в формирование духовной жизни Таганрога, что мы имели полное право породниться с ним, канонизировав как святого Донской земли. А после того, как в следующем апреле состоится прославление блаженного Павла Таганрогского в лике общецерковных святых, святой такого масштаба на юге России появится впервые за столетие. Это событие откроет новую страницу в истории Таганрога, причём оно станет важным не только для нашего края, покровителем которого является старец Павел, но и для Украины, поскольку старец родился в Черниговской губернии. Общецерковное его прославление будет означать, что имя праведного станет почитаться во всех уголках православного мира. Уже сейчас иконы с его изображением находятся в ряде зарубежных стран, в том числе в США и в Италии. Знаю точно, что его иконы есть и в нескольких храмах на Афоне и на Святой Земле. А паломники приезжают в Таганрог не только из близлежащих регионов, но и из Москвы, из Владивостока - все, кто хоть раз помолился у раки с мощами старца Павла, навсегда запоминают это. Могу с уверенностью сказать, что общецерковное прославление праведного Павла Таганрогского позволит огромному количеству людей соприкоснуться с его личностью, его святостью и обнаружить уникальный пример жизни по Евангелию. А мы знаем, что только такая жизнь открывает истинное познание Бога и делает человека по-настоящему счастливым.

- Насколько заметной фигурой для Таганрога старец Павел был при жизни?

Можно сказать, что личность старца Павла духовно преобразила Таганрог, на тот момент - шумный портовый город. Несмотря на множество храмов, в городе царил купеческий дух, а вера и благочестие не всегда были центром жизни таганрожцев. Но образ жизни подвижника обратил на себя внимание - люди увидели на нём печать Божию и стали обращаться к нему за помощью. Многим он помог духовным советом, милостыней. По его молитвам совершались чудеса исцеления и обращения к праведной жизни. Благодаря подвигу старца Павла в городе сформировалась особая духовная атмосфера. Как подтверждение - истории людей, живших высокой духовной жизнью и связавших свою судьбу с Таганрогом, в том числе и наших современников. Среди них митрополит Иосиф (Чернов) Алма-Атинский, архиепископ Арсений (Смолянец), старица Мария Величко, архиепископ Николай (Феодосьев) Чебоксарский.

- Можете ли вы описать наиболее известные примеры чудес старца Павла?

Чудеса происходили и при его жизни, и после смерти. Например, незадолго до смерти Павел Таганрогский предсказал иеромонаху Дамиану, служившему на подворье Иерусалимского патриархата в Таганроге, что он станет великим человеком, причём настолько, «что больше и быть не может». Это предсказание сбылось: через два десятилетия обычный иеромонах стал Иерусалимским патриархом. В ежемесячном литературном приложении к журналу «Нива», изданном в 1902 году, описана эпидемия холеры, охватившая в 1892 году окрестности Таганрога и унёсшая жизни восьмисот человек. После панихиды по старцу Павлу эпидемия на другой же день сократилась, а затем, как сказано в этой публикации, «как бы обошла город стороною и совершенно исчезла». Любопытно то, что в светском издании времён уже начавшегося в России духовного кризиса было подчёркнуто: чудо произошло по молитвам старца Павла. Я сам знаю много случаев, когда старец Павел помогал страдающим неизлечимыми заболеваниями, многие из этих историй подтверждаются медицинскими свидетельствами. Люди получают от него утешение и помощь в трудных жизненных ситуациях, семейных неурядицах, духовных проблемах. Это самые настоящие чудеса, которые происходят ежедневно по его молитвам.

Путь к канонизации

- Предпринимались ли в дореволюционный период попытки канонизировать старца Павла?

Сначала его почитали простые люди, но затем и духовенство стало видеть в нём неординарную личность. Когда он умер, с ним пришло проститься огромное количество таганрожцев и жителей окрестных сёл. Храм Всех Святых на городском кладбище не мог вместить всех людей, а из храма до места погребения - это всего 200–300 метров - гроб несли более часа, потому что каждый хотел к нему прикоснуться. Уже в 1911 году, через 32 года после смерти старца Павла, с одобрения Святейшего Синода издаётся жизнеописание, повествующее о прижизненных и посмертных чудесах подвижника. А в 1917 году князь Николай Жевахов, помощник обер-прокурора Святейшего Синода, изъявил желание собрать больше сведений о старце Павле, чтобы начать процесс его канонизации. Этому помешали известные события, но в годы советской власти массовое почитание продолжалось. Последовательница старца Мария Величко собрала около себя общину его почитателей, в которую входили и священнослужители. Но в 1927–28 годах власти, пытаясь прекратить это почитание, завели против общины так называемое «дело святых». Старицу Марию и других членов общины судили за антисоветскую пропаганду, была разрушена часовня, взломана и осквернена могила. Несмотря на это, люди продолжали искать у старца помощи.

- Что, в конечном счёте, стало предпосылкой к канонизации старца Павла как местночтимого святого? Как было принято это решение?

Когда закончились годы советской власти, вопрос о канонизации старца Павла стали поднимать простые люди, почитавшие его. А среди церковных иерархов первым эту идею предложил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), ныне митрополит Киевский, затем её поддержал митрополит Петербургский Владимир (Котляров). В 1999 году архиепископ Ярославский и Ростовский Пантелеимон с благословения Святейшего Патриарха Алексия II совершил причисление старца Павла к местночтимым святым. На эту канонизацию приехало около трёхсот священников. Мощи старца Павла предварительно поместили в специальную капсулу и перенесли с территории Всехсвятского храма на кладбище через весь город в Никольский храм. На канонизации присутствовало около 30 тысяч человек, ставших свидетелями чудесного события. В тот момент, когда совершался чин прославления блаженного Павла, вокруг солнца появилась радуга, которая оставалась на небе в течение двух часов, и многие зафиксировали её на фото- и видеокамеры. Казалось бы, ничего удивительного, радуга вокруг солнца, так называемое гало - это редкое, но естественное физическое явление. Но для верующих людей это было духовное свидетельство того, что прославление старца Павла радует не только наши сердца, но и Небеса.

Зримый и незримый фронт работ

- Как сейчас организован процесс причисления местночтимых святых к общецерковным? Какая подготовительная работа вами проведена?

Признать общецерковным святым может только архиерейский собор, который проходит раз в два года. И такое признание - редкое событие. Поэтому подготовительная работа должна быть проведена огромная и ответственная. На протяжении всех этих лет идёт сбор документов, свидетельствующих о помощи старца Павла - чудесах или исцелениях. Параллельно происходит большая работа с архивами, ведётся составление богослужения старцу Павлу. Всем этим занимается комиссия по канонизации святых Донской митрополии, подготовка к общецерковному прославлению ведётся по благословению митрополита Меркурия Ростовского и Новочеркасского. Далее документы подаются в Синодальную комиссию по канонизации при Святейшем Патриархе, и если подготовительную работу признают удовлетворительной, то она передаётся архиерейскому собору, который выносит окончательное решение. Но подготовка канонизации - это не только работа с документами, но и реконструкция памятных мест, связанных с именем святого.

- Какие это объекты в Таганроге?

Во-первых, часовня над могилой старца Павла, во-вторых, его келья, а самое главное, Никольский храм - главный в Таганроге, именно в нём почили мощи старца Павла. Поэтому перед нами стоит задача реализовать проект реконструкции Никольского храма, поскольку после канонизации он станет центром притяжения ещё большего количества верующих. Прежде всего нужно соединить уже существующие два здания в один большой храм. Работа предстоит огромная - в храме требуется сделать новую роспись, иконостас, заново перекрыть крышу, установить новые купола. За территорией храма планируем построить воскресную школу и создать административный корпус.

- Стоимость этих работ уже опре­делена?

Всё зависит от того, что нам предложат реставраторы и иконописцы. Сейчас мы знаем не весь объём необходимых работ, но стоимость успешного выполнения всего проекта колеблется от 90 до 120 миллионов рублей. Кроме того, нам необходимо согласовать все проектные документы, в том числе с Министерством культуры. Здесь идёт каждодневная работа, но мы понимаем, что сроки настолько малы, что человеческими усилиями многое сделать сложно - поэтому надеемся на Божью помощь.

- Можно ли рассчитывать на то, что в реконструкции Никольского храма поучаствуют крупные предприятия Таганрога?

Конечно, мы надеемся, что люди, которые знают старца Павла и для которых святыни Никольского храма небезразличны, примут участие в его восстановлении. Хотя мне задают вопросы: сейчас, когда государство и народ переживают не лучшие времена, есть ли смысл вести новое строительство? Но храмы строили даже в самые трудные времена - потому, что люди хотели молиться Богу, получать помощь, и народ, объединённый этой молитвой, преодолевал все трудности. В случае с Никольским храмом мы рассчитываем, что он станет не только духовным, но и социальным центром, и это будет соответствовать миссии старца Павла, тому служению, которое он нёс при жизни.

- Возможно ли появление такой личности, как старец Павел, в наше время? Есть ли сегодня в православном мире фигуры, сопоставимые с теми старцами, что жили сто-двести лет назад?

- «Не стоит село без праведника, а город без святого» - эта мудрость отражает смысл библейской истории о Лоте, ради которого Бог не уничтожал Содом, пока праведник не покинул город. Сейчас трудно сказать, кто эти люди, ради которых стоят наши города. Признать богоугодной жизнь человека могут только время и полнота церковного разума. Несмотря на то, что в XX веке Церковь была гонима, этот период дал России десятки тысяч святых новомучеников, исповедников и подвижников. Среди них есть и такие, кого мы тоже называем старцами - к примеру, совсем недавно почившие в Бозе протоиерей Николай Гурьянов и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Подвижников, именуемых в народе старцами, в XX веке было много. Мы обращаемся к их опыту, их мудрости, но прошло слишком мало времени, чтобы их канонизировать: пройдут ещё годы, пока церковное сознание признает их святыми.

mob_info