Храм гефеста в древней греции. Храм гефеста - один из самых величественных памятников древней греции

(греч. Ναός Ηφαίστου; англ. Temple of Hephaestus)

Часы работы: ежедневно 8.00 - 18.00

Где находится: храм находится по адресу 24 Andrianou Street . Ближайшая станция метро Thissio (Θησείο) . Можно, также, сесть на трамвай у станции метро Monastiráki и доехать до храма.

Храм Гефеста или Гефестейо́н располагается на северо-западной стороне Афинской Агоры. Этот храм – современник Парфенона и расцвета афинской цивилизации, это лучший, по сохранности, древнегреческий храм в мире. Все его колонны, фронтоны и, даже, большая часть крыши остались нетронутыми. Вот только, гравюры и другие его украшения неизбежно страдали от расхищения и мародёрства в течение многих столетий.

Храм был построен в честь бога Гефеста на границе района, где жили кузнецы и гончары. Гефест – греческий бог огня, вулканов и металлообработки, он был единственным Олимпийским богом, физически не совершенным, и был вынужден заниматься физическим трудом. Гефест работал в кузнице и занимался починкой оружия и брони для древнегреческого героя Ахиллеса.

Часто храм Гефеста в народе называют храмом Тесейон, вероятно, из-за того, что в скульптурном украшении храма активно использовались сюжеты из жизни легендарного афинского царя Тесея.

Строительство храма Гефеста было начато в 449 году до нашей эры, всего за 11 лет до строительства Парфенона. Организовал строительство храма афинский оратор, государственный деятель и полководец Перикл. Во времена его правления, Афины достигли своего наивысшего культурного и экономического развития, это время в истории называют «Периклов век».

Постройка храма Гефеста растянулась больше чем на 30 лет, потому что часть строителей была переброшена на возведение Парфенона в Афинском Акрополе. Архитектор, который проектировал храм Гефеста неизвестен, но, по всей видимости, это тот же зодчий, который построил храм на мысе Сунион и храм Ареса на Агоре.


Храм Гефеста был первым в Афинах храмом сделанным из мрамора. Он представляет собой дорический периптер, длиной – 31,77 м, шириной – 13,72 м, с высотой колонн – 5,88 м. В III веке до нашей эры, вокруг храма был разбит сад, были посажены деревья и кустарники лавра, мирта и граната.

Скульптурное убранство фасадов храма было призвано увековечить память героев Марафонской битвы, в которой афиняне одержали свою знаменитую победу над персами. Рельефы Гефестиона и украшающие его скульптурные метопы посвящены прославлению богов – Афины, Геракла и Тесея, сражавшихся при Марафоне вместе с афинянами.


На метопах под восточным фронтоном изображены девять подвигов Геракла: от первого подвига (схватки со страшным немейским львом, порождением стоголового Тифона), совершённого 16-летним Гераклом, до последнего (у северо-восточного угла), где был изображён Геракл, получающий яблоки в саду Гесперид. Получив последнее яблоко, Геракл поднимается на Олимп, где и происходит его обожествление. А на восьми метопах северной и южной сторон храма изображены подвиги Тесея.

Ранее, в храме, в глубине зала, возвышался пьедестал, облицованный тёмным элевсинским мрамором, на котором возвышались две бронзовые статуи: Гефеста (высотой около 2,45 м) и Афины (2,35 м). Есть версии, что автором этих скульптур был древнегреческий мастер Алкмен, но точных доказательств этому нет.

В Древней Греции, по Панафинейской дороге проходили священные бега с факелами – лампадодромии. Они являлись общеафинскими состязаниями городских районов, в честь Прометея. Новый огонь, принесённый с наибольшей скоростью, считался самым чистым, и именно от него зажигался огонь на алтаре Гефеста.


У стен храма Гефеста проходило много публичных городских мероприятий – например, здесь устраивались пытки рабов, допускавшиеся афинским судом. Здесь же заключались частные контракты, освящённые присутствием Гефеста. А вблизи храма, у алтаря героя Еврисака, сына Аякса, всегда толпились бедняки, нанимавшиеся на подённую или временную работу.

То, что храм Гефеста сохранился до наших дней в таком великолепном состоянии, вероятно, заслуга Христианской церкви. С VII века и до 1834 года храм Гефеста использовался как православная церковь Святого Георгия. Именно церковь удалила древний интерьер храма, заменив его убранством христианской церкви, чем, пожалуй, спасла храм от неименуемой гибели и разорения.

В начале XIX века храм стал местом погребения многих протестантов, и тех, кто умер в греческой войне за независимость в 1821 году. Так продолжалось до тех пор, пока в 1834 году храм Гефеста не превратился в музей. После обретения Грецией независимости король Оттон повелел разместить в храме экспозицию центрального археологического музея. Музей выехал из храма лишь 1874 году.

Стоял на том же месте, на котором стоят современные Афины. Древние Афины стоялив пяти километрах от моря, в 7-8 километрах от Пирейской гавани, на северном берегу Илисса, речки, обыкновенно пересыхающей летом. Невдалеке от северного края древних Афин течет на плодородной равнине другая речка, Кефисс. У самого края города на севере подымалась уступами гора Ликабет. Окружность древнего города Афин вместе с Пиреем, который соединен был с городом стенами, составляла около 25 километров. Восточная и северная части древних Афин, составлявшие большую их половину, лежали на равнине; юго‑западная часть была построена на двух грядах холмов, разделенных небольшою ложбиною; передняя гряда идет с севера на юг, задняя, находящаяся к юго‑западу от неё, имеет направление, одинаковое с Ликабетом, с северо‑востока на юго-запад. Передняя гряда состоит, главным образом, из двух скалистых холмов. Восточный холм её – самое высокое место в целом городе. С трех сторон он подымается над равниной крутыми утесами; только с западной стороны можно на него всходить. На его довольно обширной верхней площади стояла цитадель древних Афин – Акрополь. На запад от Акрополя поднимается скалистый холм Ареопага; на восточной окраине этой скалы собирался, по древнему обычаю под открытым небом, афинский трибунал, именем которого называлась она, а под обрывом её восточной окраины, в скалистой ложбине между холмом Ареопага и Акрополем, стоял очень древний и пользовавшейся в Афинах большим уважением храм Эвменид. На северо‑западе от холма Ареопага подымается плосковершинный холм, который ученые называют теперь Тесеевым холмом (Theseion), потому что на северо‑восточной окраине его стоял храм Тесея. Самый значительный из холмов задней гряды находится на южном конце; это холм Муз (Музей, Museion), западный склон которого имеет почти четверть часа пути в длину. (На вершине его впоследствии стоял памятник родственника сирийских царей Филопаппа; этот памятник был виден с очень большего расстояния). На северо‑запад от холма Муз, отделяясь от него лишь узким ущельем, подымается плоскою террасою холм Пникса; на восточном склоне его находится искусственно выровненная терраса, окраину которой поддерживает громадная стена; археологи прежде полагали, что эта терраса была в древнем городе Афинах местом народных собраний, потому назвали ее Пниксом, как называлось у афинян место, где происходили народные собрания. На северо‑западе от холма Пникса, отделяясь от него лишь небольшою ложбиною, стоит скала, которую археологи называют холмом Нимф (потому что на скале есть надпись, посвящающая ее нимфам). Этот холм лежит почти прямо на запад от афинского Ареопага, а холм, примыкающий в нему с севера, прилегает к западной стороне Тесеева холма. Обе гряды составляли сплошную линию высот, служившую естественною защитой древних Афин со стороны гавани. Служивший с давних времен жилищем для эвпатридов, Акрополь вместе с прилегающими к нему с запада и с юга улицами и холмом Ареопага составлял в Афинах древнейший город. Вероятно, очень издавна принадлежала к нему также местность между Акрополем и Илиссом, называвшаяся Лимнами (Limna, «болота»). После персидских войн древний город Афины стал увеличиваться; в особенности разрастался он на север и северо‑запад; в его состав вошли соседние сельские общины: на севере, Ближний Керамик и Дальний Керамик, ставший северным предместьем; на западе Колон Агорский и Коллит, лежавший, вероятно, на восток от Колона. Дипилонские ворота (Dipylon) вели из древних Афин на северо‑восток в ту местность, где находилась Академия, сад с постройками, украшенный фонтанами; из других ворот города назовем Пирейские, Итонские, Диомейские, Ахарнские.

Памятники древних Афин – храм Тесея

Из развалин зданий древнего города Афин самый значительные:

В храме стояла статуя Афины, сделанная из слоновой кости, в золотой одежде; это было превосходное произведение Фидия. «Величественность форм здания, – говорит Прокеш, – блеск мрамора, безукоризненная гармония пропорций наполняли светлым спокойствием душу смотревшего на этот храм. Парфенон – диво совершенства. Самые незначительные, самые закрытые от взгляда части его отделаны с такою же заботливостью, как и самые важные, наиболее бросающиеся в глаза. Работники трудились с благоговейной добросовестностью» – В 1687 году, при осаде Афин венецианцами, Парфенон сильно пострадал. Лорд Эльджин в 1801 и 1803 годах снял те статуи, какие еще уцелели на фронтонах, снял части фриза, уцелевшие на северной и на южной сторонах, собрал изваяния, лежавшие на земле, и перевез в Лондон. Теперь все эти фрагменты искусства древнего города Афин находятся в Британском музее, и составляют драгоценнейшую часть его коллекций. Байрон строго порицал лорда Эльджина, и многие повторяли это порицание; но оно несправедливо: правда, Парфенон лишился дивных изваяний, увезенных лордом Эльджином; но они спасены от разрушения тем, что были увезены из местности, находившейся под варварским владычеством турок. – На севере от Парфенона стоит храм Эрехтея (Эрехтейон), одно из превосходнейших зданий древних Афин и всей греческой архитектуры. Это собственно не один храм, а два, составляющее одно здание: храм Афины Полиады (Афины покровительницы города) и храм, называвшийся Пандрозием, в котором была гробница Эрехтея. По давнему преданию в этом здании находились: священное масличное дерево Афины, соляной источник Посейдона, и там была тайная пещера, в которой, жила священная змея, охранительница Акрополя. Там сохранялось и древнейшее изображение Афины, вырезанное из дерева, черное, похожее видом на мумию. Прежде тут был храм, построенный в первобытные времена. Новое здание, построенное на его месте, осталось во мнении афинян тем храмом, о котором говорили древнейшие и священнейшие их предания, и в нем продолжали совершаться обряды первобытных времен.

Эрехтейон (афинский Акрополь). Рисунок Э. Додвелла, 1821

Весь афинский Акрополь был наполнен статуями: в храмах, в колоннадах, на дворах, на улицах его – повсюду стояли изображения богов, героев и знаменитых людей. Все в нем блестело мрамором, бронзой, золотом. – Между храмом Эрехтея и Пропилеями стояла на высоком подножии колоссальная бронзовая статуя Афины Защитницы (Promachos). Возвращаясь на родину, афинский моряк еще с моря, между Афинами и Сунием, видел конец поднятого копья Афины Защитницы. Под Акрополем, в пещере, из которой вытекал ручей, было святилище Пана и Аполлона. Театр Диониса, развалины которого открыты прусскою ученою экспедициею 1861–1862 годов, стоял на юго‑восточном конце Акрополя, а на юго‑западном в позднейшие времена Ирод Аттический построил великолепный театр, Одеон, и назвал его Одеоном Региллы, в память о своей покойной жене.

Афинский Акрополь в древности. Реконструкция

На праздник великих Панафиней торжественная процессия приносила Афине новую одежду, пеплос, украшенный шитыми узорами. В этом шествии участвовали все уважаемые люди, все красивые девушки древнего города Афин. Процессия шла из Дальнего Керамика через Ближний Керамик, потом по улице Гермов, вдоль северной стороны Акропольского холма к Илиссу, к Элевсинию, потом мимо Пифийского храма, мимо Пеласгика, восходила через Пропилеи к Парфенону, и позолоченные двери храма, звеня, растворялись перед нею.

Афинские гавани

На юго‑западе от Афин вдается далеко в море скалистый полуостров Акте; северо-западная сторона его и общая линия берега образуют большой залив, северо-восточная сторона замыкает собою менее обширную бухту, имеющую лишь узкий вход. Северо‑западный залив, у которого лежало местечко Пирей, имеет тоже узкий вход, так что эта гавань легко может быть защищаема от неприятельских флотов, а она просторна, могла вмещать все многочисленные корабли, привозившие товары для древнего города Афин. В юго‑восточном углу обширной торговой гавани есть бухта, Кантар; она была военною гаванью древних Афин; по берегу этой бухты были расположены верфи для постройки военных кораблей, арсеналы; таким образом, военный флот не мешал торговому движению в Пирейской гавани. На востоке от древних Афин была маленькая бухта Зеа; еще дальше на восток, у Мунихии, была под высоким берегом другая маленькая бухта; обе они были исключительно военными гаванями; в Зейской гавани было построено до 200 сараев для хранения кораблей; в Мунихийской, которая меньше Зейской, до 100 таких сараев (остатки их видны). Всю эта часть прибрежья древние афиняне во время персидских войн по предложению Фемистокла обвели укреплениями колоссального размера. Стена, сложенная из тесаного камня, огибала все эти три бухты древних Афин; начинаясь от Этионейского мыса, она доходила на северо‑востоке до Мунихии; длина её составляла полторы географические мили; в толщину она имела 11 футов, так что по ней могли ехать рядом две телеги с грузом. Камни были скреплены между собою не известью, а железными скобами. На каждых ста футах была башня. Входы в гавани были узки от природы; но поперек их были построены каменные плотины, чтобы сделать их еще более узкими, и их можно было запирать цепями. Особенно сильно был защищен плотинами вход в Пирейскую гавань. По окончании персидских войн были построены две «Длинные стены», соединявшие древний город Афины с Пиреем; они шли в расстоянии стадия (около 180 метров) одна от другой; эта дорога между афинских Длинных стен стала улицею, застроенной домами.

Утраченные миры: Афины - древний город, видео

В самом центре древнего города Афины расположена любимая многими туристами достопримечательность - храм Гефестейон. Поклонников античного искусства привлекает не только его удобное местоположение, но и отличная сохранность постройки. Храм был построен всего лишь за два года до возведения Парфенона. С него открывается живописный вид на Афинскую гору.

Основание храма

Гефестейон - или храм Гефеста - представляет собой хорошо сохранившееся здание, а не привычные для гостей Греции руины, по которым они могли бы смутно представить себе очертания некогда прекрасных зданий. Посетителям открывается вид на идеальные колонны, фронтоны, крышу храма. Расположен он в живописном и уютном месте, на холме Агорайос.

Храм Гефеста был построен в 449 г. до н. э. по приказу известного афинского политического деятеля - Перикла. Времена правления этого царя многими считается золотым временем для Афин. Перикл своими речами умел убеждать народ. Также он был талантливым полководцем. Перикл легко отбивал атаки неприятелей с относительно малыми жертвами. Именно Перикл приказал возвести храм Гефеста на Агоре.

Автор храма

Гефестейон представляет собой первую во всех Афинах святыню, которая была целиком построена из мрамора. Архитектор, работавший над созданием Гефестейона, остался неизвестным. Однако ученые предполагают, что это был Алкамен, который работал и над созданием храма Посейдона, расположенного на мысе Сунион. Но никаких доказательств в пользу этой версии ученые не нашли. Поэтому официально автор Гефестейона считается неизвестным. Во многих источниках говорится, что вокруг величественной постройки был разбит гранатовый сад, в котором философы могли проводить время в размышлениях о вечном.

Храм Гефеста: описание

Возвышенная платформа, на которой располагается храм, имеет размеры 32 на 14 метров. Гефестейон построен в дорическом стиле. Прямоугольный корпус храма со всех сторон окружен колоннадой. Крыша храма когда-то была выполнена из дерева и покрыта черепицей из керамики.

Кратко храм Гефеста описывается во многих туристических путеводителях. Внутренне пространство постройки состоит из трех частей. Спереди располагается прихожая (пронаос), далее - целлы (обширный внутренний зал с колоннами), за ним располагаются задние комнаты. С восточной стороны храм открыт для лучей восходящего солнца. Они освещают величественные статуи Гефеста и Афины.

Увы, эти статуи постигла печальная участь, как и многочисленные фрески и мозаики. Они были варварски уничтожены, а некоторые - похищены мародерами. До наших дней сохранилась лишь небольшая часть скульптур. Некоторые из них изображают мифические подвиги Геракла. В южной и северной частях Гефестейона находятся памятники, изображающие труды Тесея. Над входом в храм расположен фриз, который показывает сражение Тесея с кентавром.

Гефест в древнегреческих мифах

Согласно мифологии, Гефест был сыном Зевса и его супруги Геры. Так как эта пара небожителей постоянно ссорилась, во время одного из семейных скандалов Гефеста сбросили с Олимпа. Несмотря на то, что Гефест был сыном богов, он повредил при падении ногу, так и оставшись хромым. Упал Гефест на остров Лемнос, который когда-то образовался в результате извержения вулкана.

Многие исследователи склоняются к тому, что олимпийские боги вели довольно праздный образ жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные фрески и мозаики, а также сами мифы. Когда же им наскучивали постоянные торжества, жители Олимпа принимали участие в жизни людей.

И только Гефест был единственным богом, который должен был трудиться. Гефест делал прекрасное оружие, а также плодом его труда были доспехи для Ахиллеса (пораженного лишь в одно место, оставшееся уязвимым - «ахиллесову пяту»). Вместо того, чтобы каждый день проводить в празднествах с остальными жителями Олимпа, Гефест трудился возле плавильного горна.

Кому был посвящен храм

Этот храм был построен не только в честь Гефеста - бога вулканов, гончарного ремесла и огня. Среди всех богов Олимпа Гефест был единственным несовершенным богом. Согласно древнегреческим мифам, бог огня хромал, и потому должен был заниматься тяжелой физической работой. Однако то, что Гефест был несовершенен, не помешало ему устроить свою личную жизнь гораздо удачнее прочих, более совершенных, жителей Олимпа. Согласно Гомеру, Гефест женился на самой прекрасной богине - Афродите, покровительнице любви.

Гефестейон считается храмом Гефеста и Афины, поскольку последняя была покровительницей города. Также она отвечала за гончарное ремесло. Археологи, которые проводили раскопки в окрестностях храма, выяснили: недалеко от Гефестейона проживало большое количество мастеров гончарного дела, кузнецов.

Но многие греки убеждены в том, что храм Гефеста в Греции на самом деле посвящен Тесею. Это мнение основывается на том, что в храме есть немало изображений (метопов), которые посвящены этому герою. Тесей, как известно, победил злого и кровожадного Минотавра в лабиринтах Дедала. Когда-то существовало мнение, что и само тело Тесея покоится под этим храмом. Но в результате раскопок археологов никаких останков обнаружен не было. Все, что сумели найти исследователи, - это небольшое святилище. Оно было основано задолго до того, как был построен Гефестейон. Культовые статуи Гефеста и Афины, датируемые 421-415 г. г. до н. э., опровергают предположение о том, что храм мог быть посвящен Тесею.

Гефестейон и православная церковь

В VII в. н. э. храм Гефеста превратился в церковь Святого Георгия - языческое святилище тогда было занято православными священнослужителями. В этом нет ничего удивительного. Ведь к тому времени могущество Афин осталось в далеком прошлом. В городе не было ни лишних финансовых средств, ни свободной рабочей силы. Нужно отметить, что христианская православная церковь нередко использовала древние постройки для собственных храмов. Известно, что в течение достаточно длительного времени православные священнослужители занимали знаменитую «башню ветров», являющуюся самой древней метеорологической станцией.

Однако именно благодаря христианам Гефестейон сохранился до сегодняшних дней. Они заменили яркое убранство храма на христианское. Поэтому Гефестейон избежал разрушения со стороны радикально настроенных христианских властей Византии. После того, как Гефестейон перестал быть церковью Святого Георгия, он получил статус одного из самых любимых и охраняемых греками памятников.

Во времена правления Оттона, правителя из Баварии, Гефестейон стал музеем под открытым небом. При Оттоне православные священники были вынуждены покинуть храм. После того, как Греция получила суверенитет, в Гефестейоне стал располагаться Национальный археологический музей. Однако позднее, в 1874 году, экспонаты были вывезены из Гефестейона.

Гефестейон на Агоре, или храм Гефеста – наиболее сохранившаяся достопримечательность древней рыночной площади Афин. Его сооружение специалисты относят к промежутку между 460-ми и 420-ми годами до нашей эры, периоду почитания древних божеств.

В VII веке храм Гефеста был преображен в христианскую церковь Святого Георгия. Когда в христианстве появились различные течения, храм в XVIII веке стал местом захоронения протестантов. Однако все эти превращения давно забыты, а храм Гефеста навечно остается образцом античной архитектуры.

Сооружен храм Гефеста на прямоугольном основании из массивных каменных плит, уложенных в несколько рядов. Роль ограждающих конструкций выполняют ряды колонн по всему периметру сооружения. Прибывающие в греческую столицу туристы посещают храм Гефеста в составе экскурсий на Агору или других организованных маршрутов, а также самостоятельно.

Афинский храм Гефеста и его окружение

Представление о месте расположения и окружающих храм Гефеста достопримечательностях лучше карт и планов дает высотный снимок. Указателями в виде надписей и стрелок обозначены сам храм, а также приметное восстановленное здание — , о которой мы уже писали.

Именно по Стое легче всего ориентироваться по сторонам света, она протянулась с севера на юг. Храм Гефеста находится от ориентира в западном направлении, рядом с ним законсервированные развалины афинской Агоры , также описанные в одной из публикаций. Сверху видна и окружающая растительность, и другие объекты туристического интереса.

Осматривая оставшиеся фрагменты древнейшей торговой площади, лучшие кадры посетители делают, если захватывают кадром храм Гефеста на заднем плане. Перспектива снимка приобретает завершение, а древние развалины словно оживают. Кустарники словно намеренно расположены так, что делят снимок на логически законченные зоны.

Раскопанные древние фундаменты и остатки стен расположены на нескольких высотных отметках. Каскад развалин выглядит весьма впечатляюще, и храм Гефеста смотрится как логичное завершение панорамы. Очищенные от многовековых наслоений древнейшие остатки построек и сами познавательны, становятся объектами фото- и видеосъемки вездесущими туристами.

Поросший средиземноморской растительностью холм, открывающийся взгляду позади развалин, дает представление об объеме земляных работ, выполненных археологами. Раскопанные древности укрывал такой же толщины слой грунта, что и высота возвышенности. На месте раскопок оставлены только те элементы древних строений, которые нецелесообразно размещать в музейных условиях, которым не грозит расхищение для частных коллекций.

Ценные экспонаты размещены в музее Агоры, который находится в воссозданной в прошлом веке Стое Аттала. Некоторые массивные изделия, числящиеся экспонатами этого музея, оставлены под открытым небом, в частности – женская безголовая статуя. Характер одеяния женщины позволяет предположить, что выполнена скульптура в римскую эпоху.

В музейных каталогах и на пояснительной табличке произведение неизвестного скульптора названо Нереидой. Греческое происхождение этих мифических подводных богинь римскую версию не опровергает, ведь римляне восприняли и сохранили многие легенды древних жителей Эллады. Тем более, что достоверно известно о массовом использовании римлянами греческих статуй как строительного материала.

Конструктивные составляющие Гефестейона

Многие посетители афинских достопримечательностей осматривают храм Гефеста после посещения Стои Аттала, подходя к сооружению с его западного фасада. Здание с этой стороны хорошо освещено, что благоприятно для получения качественных снимков и роликов. Четко просматриваются и каменные плиты основания, и колонны, и другие элементы сооружения.

Древние строители знали о периодически тревожащих Афины землетрясениях, поэтому устойчивая опорная поверхность столь внушительна. Колонны дорического архитектурного ордера по фасаду размещены классической шестеркой, по боковой стороне их 13 штук. На капителях покоятся портики с лаконичными декоративными деталями, на портиках – элементы перекрытия. Крыша воссоздана при реконструкции, которой храм Гефеста подвергли во второй половине прошлого века.

За лицевыми колоннами частично просматриваются внутренние, которыми храм Гефеста разделялся на три нефа. Подобное построение воспроизводили и многие христианские церковные здания более поздних времен исполнения. По поводу внутреннего наполнения Гефестейона опубликованы много предположений, но мы их не приводим, потому что реально подтвердить эти данные не можем.

Для строительства древние мастера использовали мрамор — для колонн и других наружных элементов. Плиты основания изготовлены из более распространенного и прочного камня, предположительно гранита или базальта. Читающие пояснительные надписи туристы вряд ли запомнят эти подробности, если не имеют какого-либо отношения к строительной отрасли.

Храм Гефеста из-за своей неплохой сохранности позволяет получить представление обо всех элементах религиозного здания. Верхние части колонн заканчиваются капителями, служащими опорой для несущих балок портала. Дорическая капитель – самая простая конструкция, лишенная декоративного назначения. Ствол колонны заканчивается круглым эхином, между ним и балкой – квадратная абака.

Балки портала состоят из отдельных блоков, которые поднимали на установленные колонны поочередно. Блочную структуру подтверждают видимые швы. В некоторых из них проросли неприхотливые растения. Верхний ряд блоков имеет плохо различимый рельефный орнамент. Треугольный фронтон невысокий, выступающий вперед, на нем формировался конек крыши.

Рассматриваем храм Гефеста подробнее

Детали колонн древних греков наглядно представлены по отдельности в . Там можно все части видеть по отдельности и фантазировать о порядке сборки, а храм Гефеста такой возможности не дает. Однако и собранные колонны несут информацию о своей структуре, видимую подготовленным людям.

Хорошо различимы швы между отдельными дисками, составляющими стволы колонн. Продольные желоба – каннелюры выполнены вплотную, без площадки между ними, которые появились в более поздних ордерах. Нет у дорических колонн и опорной части (базы), они стоят непосредственно на опорных плитах основания храма.

Следующий фотоснимок иллюстрирует вышесказанное еще более наглядно. Колонны словно вырастают из основания без каких-либо прокладок. Следует обратить внимание на стопорные элементы между плитами основания. В выдолбленных углублениях заложены каменные клинья, не дающие плитам смещаться при подземных толчках.

От подножия колонн при взгляде вверх видны значительные смещения между отдельными дисками колонн. Они не привели к обрушению, потому что внутри заложены стопорные детали, входящие в соприкасающиеся диски.

Выбрав при землетрясениях все зазоры, детали фиксируются в постоянном положении. При этом возникает некоторое прерывание каннелюров, но заметно оно только при близком рассмотрении.

Снизу видима и конструкция кровли, частично восстановленная при последней реконструкции. Состоит она из отдельных кассет, для облегчения подъема выполненных наподобие решеток. Не хотелось бы гадать, но наверняка плиты кровли имеют стопорные детали, не дающие им сползать вниз при толчках или под собственной тяжестью.

Храм Гефеста внутри и со стороны

Сквозь внешние колонны западного фасада частично видно внутреннее устройство храмового пространства. Храм Гефеста имел в середине замкнутое молитвенное пространство — целлу, или наос, куда входили через пронаос – проходное помещение с запада. Внутренний портал украшен скульптурными изображениями подвигов Геракла и Тесея. По преданию, бог Гефест готовил доспехи для воинственных богов и героев.

Окружающая внутренние помещения святилища колоннада именуется периптером, это главное отличие античного храма от христианского. Вообще последователи Иисуса очень многое переняли у древних римлян, а те – от греков. Это и ориентация религиозных зданий, и наличие тайного помещения (алтаря), и изображения божеств. Единобожие христиан – главное отличие от язычества с его сонмом богов, одним из которых и был бог-кузнец Гефест.

Большинство посещающих греческую столицу раньше либо позже попадают на афинский Акрополь, описан этот холм и его храмы и нами. С вершины Акрополя можно увидеть и храм Гефеста, и руины Агоры, и новодел – Стою Аттала. Неплохая по качеству фотография только отчасти передает красоту этого вида, предпочтительно личное зрительное восприятие.

Находясь на Акрополе, можно воочию убедиться в сходстве архитектуры здешних святилищ с храмом Гефеста, по крайней мере принципиальном. Если же на главный холм Афин вы попали раньше, чем в храм на Агоре – не пренебрегайте и его посещением. Не зря считается, что храм Гефеста – наиболее сохранившийся со времен античности.


Храм Тесея в Вене - храм несбывшихся надежд.

Если окажетесь в Вене, прогуляйтесь на досуге в парке Фольксгартен. Там сейчас в зените цветения дивный розарий. А фоном ему служит храм Тесея - сооружение с грустной историей.

Все началось в 1805 году, когда Габсбурги проиграли военную кампанию. Наполеон тогда заставил их подписать Пресбургский мир, в результате чего Австрия потеряла Ломбардию, а Наполеон короновался королем Италии. Вскоре после этого скульптор Антонио Канова получил заказ от новоиспеченного итальянского короля на создание скульптурной группы, представляющей греческого героя Тесея, побеждающего кентавра Евритиона.

Кентавр, представитель обреченного на вымирание племени, ассоциировался с вышедшими в тираж Габсбургами, а герой Тесей - молодое победительное поколение, естественно должен был олицетворять окончательную побоеду Наполеона над монархической Европой. Скульптурную группу предполагалось установить в центре Милана. Когда Антонио Канова завершил, наконец, выполнение заказа, по городу Парижу уже отгуляли казаки, а экс-правитель Европы обретался на острове святой Елены.

И произведение Кановы в то время Наполеона ну никак не интересовала.

Между тем, в 1819 году император Австрии Франц Первый Гасбург отправился путешествовать по Италии и, будучи в Риме, посетил мастерскую Антонио Кановы.

Там его взору предстала вышеописанная скульптурная группа. Император увидел в представленной сцене то, о чем мечталось ему: окрепшая, напитавшая свежих сил династия (Тесей) повергла взбесившееся чудовище (Наполеон).
К слову сказать, Наполеона-то, конечно, повергли, но крепче от этого не стали. Революция 1848 года продемонстрировала всегу миру изношенность габсбургской монархии (если бы не наш Николай первый, быстро и жестоко подавивший взбунтовавшихся венгров, не усидеть бы Габсбургам на троне...) Так вот, наполненный новым идеологическим звучанием Тесей, бьющийся с кентавром, отправились по приказу императора неспешным морским путем в Вену (три года ехали и плыли!).

А скульптор Антонио Канова мечтал о своем. Он мечтал, чтобы его любимое детище имело достойное обрамление. Он испросил у Франца Первого согласие на постройку а-ля древнегреческого храма для Тесея с кентавром, и высочайшее разрешение было получено. Тогда, по заданию Антонио Кановы, в Афины отправился архитетор Пьетро Нобиле.

Он снял размеры с храма Тесея на Акрополе, и возвел в Вене, на месте взорванного Наполеоном бастиона Лёвенбастай, его уменьшенную копию.
Все шло, как мечталось Антонио Канова.
В 1823 в парке Фольксгартен торжественно открыли храм Тезея.

В помещении под храмом выставили археологические находки из античного города Эфес, а наверху в самом храме продолжали стражаться кентавр с Тесеем.

Но тут мечта разошлась с неумолимой реальностью. Сначала катастрофически отсырело помещение под храмом. Древнегреческие экспонаты оттуда убрали, а само помещение замуровали. Сейчас о нем вообще мало кто помнит. А потом, все из-за той же сырости, пришлось переместить на другое место и скульптурную группу. С 1890 года Тесей душит кентавра на парадной лестнице музея Истории Искусств.

Больше того, в 20 веке выянилось, что прообразом венского храма, был храм не Тесея, а Гефеста, того самого, что елинственным из богов Олимпа был хроменьким. И венская «копия античности» осиротела. Теперь в Фольскгартене стоит храм Тесея без роду и племени. В течение двух последних лет храм реставрировали. Обошлось это в 2 мл евро. Псевдоантичному строению вернули белый, как настаивали реставраторы, фарфоровый цвет. Только раньше, когда храм был непритязательно серым,

на ступеньках его грелись на солнышке влюбленные пары и утомившиеся от впечатлений туристы.

Теперь же храм обнесли цепью на столбиках и он окончательно замкнулся в свем одиночестве. Вот так.

mob_info