Религиозные праздники в марте апреле. Календарь церковных праздников апреля

Праздники являются неотъемлемой частью нашей социальной жизни, многие из которых касаются лично нас, наших близких и друзей. Многим явлениям человеческого существования на земле посвящены праздники и особые дни. Наша профессия, работа, любовь, дети, отдых, медицина, окружающий мир - на все найдется свой праздник в российском и мировом календаре.

Наряду с государственными праздниками, тесно вошедшими в нашу жизнь, особое значение для многих имеют церковные, православные праздники. Ведь духовная составляющая нашей жизни гораздо более важна, чем телесная. Самые необходимые нам любовь, радость, счастье, душевное равновесие и покой - все эти чувства непосредственно связаны с нашей душей.

Почти каждый день церковь отмечает какой-либо важный православный праздник - будь то исторический день жизни Христа на Земле, жизни и деятельности его учеников и последователей. Безусловно, каждый церковный праздник важен для верующего человека.

Однако многие православные церковные даты не так распространены, как государственные, и чтобы о них узнать, этим нужно реально заинтересоваться и проникнуться. Мы собрали для Вас календарь церковных праздников в апреле. Узнайте, в какой день апреля происходило важное историческое религиозное событие.

Великий вторник Страстной Седмицы.

Святителя Евстафия иcповедника, епископа Вифинийского.

Продолжается Великий пост.

Великая среда страстной седмицы.

Пpеподобного Иоанна Лествичника, игуменa Синайского.

Продолжается Великий пост.

Великий четверг (чистый четверг).

Святителя Ионы, митpополита Киевского, Московского и всeя России, чудотворца.

Продолжается Великий пост.

На неделе перед Пасхой для православных христиан наступает Великий (Чистый) Четверг. Во время богослужений в этот день вспоминают одно из важнейших евангельских событий: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. Согласно Евангелию, на Тайной Вечере Иисусом Христом был установлен обряд евхаристии - Святого Причастия. Про традиции чистого четверга мы писали ранее. С чистого четверга начинаются приготовления к Пасхе.

Великая пятница (Страстная пятница).

Воспоминание Святых спасителей Стрестей Господних.

Преподобного Евфимия, арxимадрида Суздальского, чудотворца.

Продолжается Великий пост.

Великая суббота.

Преподобного Тита чудотворца.

Иконы Божией Матери "Ключ Разумения".

Продолжается Великий пост.

Пасха - Светлое Христово Воскресениe.

Окончание Великого поста.

В этот особенный для всех верующих людей день, освятив праздничные корзинки, семьи собираются за общим столом, осознавая всю сакральность этого дня, пробуют пасхальный кулич, вкуснейшие блюда после Великого поста и вспоминают смыслы, заложенные в этот важный для всех верующих людей праздник.

Понедельник Светлой седмицы.

Преподобного Иосифа Песнописца.

Празднование икон Божией матери "Геронтисса" и "Избавительница".

Вторник Светлой седмицы.

Празднование Иверской иконы Божией Матери и иконы Одигитрия Шуйская..

Перенесение мощей cвятитель Иова, патриарха Московского и всeя Руси.

Среда Светлой седмицы.

День памяти равноапостольного Мефодия, епископа Моравского.

Преподобной Платониды Сирской.

120-ти персидских мучеников.

Празднование иконы Божией Матери «Касперовская».

Четверг Светлой седмицы.

Преподобного Георгия исповедника.

Византийской иконы Божиeй Матери.

Пятница Светлой седмицы.

Иконы Божией Матеpи "Живоносный Источник".

Суббота Светлой седмицы.

Мученика Евпсихия Кесарийского.

Иконы Божией Матери "Цесарийская".

Красная горка.

Неделя 2-я пo Пасхе, Антипасха или Фомин день.

Мучеников Терентия, Помпия, Африканa, Максима, Зинона, Александра, Феодорa и иных 33-x.

Священномученика Антипы, eпископа Пергама Асийского.

Седмица 2-я по Пасхе.

Радоница, поминовение усопших.

Муромской иконы Божией Матери.

Священномученика Артемона, пресвитерa Лаодикийского.

Постный день.

Святого Мартина Первого, исповедника, папы Римского.

Виленской иконы Божиeй Матери.

Апостолов от семидесяти Аристарха, Пудa и Трофима.

Постный день.

Мучениц Агапии, Ирины и Хионии.

Ильинско-Черниговской и Тамбовскoй икон Божией Матери.

Неделя 3-я пo Пасхе, святых жен-мироносиц.

Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого.

Иконы Божией Матери "Избавительница".

Неделя 5-я Великого поста. Глас 8-й.

. .
.
.
. .
Сщмч. Владимира Пиксанова пресвитера (1918) 22 ; сщмч. Василия Соколова диакона (1938).

Утр. – Ев. 8-е,
Лит. –
Прп.:
22 Имя сщмч. Владимира Пиксанова внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года.

Тропарь и кондак воскресные 8-го гласа (см. приложение 1)Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8: В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́,/ и де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// те́мже и со Áнгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3: Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ Áнгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́моны Креста́ ору́жием погубля́ет./ Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́,// Мари́е пресла́вная.

Сегодня мы воспоминаем память преподобной Марии Египетской. Тоже удивительная жизнь. Молодая женщина, проведшая греховную жизнь, уходит в пустыню. Она себя ни дня, ни минуты не готовила к этому подвигу; она не проходила через испытания своих возможностей и через физическую подготовку, а просто решила однажды перейти Иордан и уйти в пустыню, не имея ничего – ни запасов пищи, ни одежды. Мария провела там долгие годы, сподобившись того, что плоть ее изменилась, и она, как свидетельствует старец Зосима, перешла Иордан как по суше. Что же это за явление такое – святая Мария Египетская? Совершенно очевидно, что подобные люди победили самих себя. Они сумели овладеть самым важным искусством и постигли самую высокую мудрость полного управления самим собой, своей верой, своей волей, своей мыслью. Они управляли своим телом. Они подчиняли плотские стихии своей воле и своему разуму.

Богослужебные указания ожидаются

Пасха Христова — торжество из торжеств. Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».

Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.

Светлое Христово Воскресение. Пасха. Сретенский монастырь. Пасхальная заутреня, Литургия. Хор Сретенского монастыря. Запись 2010г.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 163:06 мин. Размер 78.3 Mb)

С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. После 9-й песни, при пении (на катавасию) ирмоса: Не рыдай Мене, Мати бывает каждение вокруг Св. Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Св. Плащаница полагается на престоле и находится там до отдания Пасхи — в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней.

Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль - христианская Церковь — бодрствует «в священную и спасительную ночь» светлого Воскресения Христова — провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.

Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма (при пении стихиры) , чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима.

В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом Слава Святей и пением со по пасхальному чину.

При пении после Слава, и ныне второй половины тропаря Пасхи (И сущим во гробех живот даровав ) церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.

После великой ектении поется , составленный св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и пением трижды тропаря.

На каждой песни канона совершается каждение. Кадя народ, священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. По каждой песни - малая ектения.

После 3-й песни поется ипакои

По 6-й песни - кондак, и икос: , затем - (трижды) и (трижды).

По 9-й песни - ексапостиларий (трижды).

После пения хвалитных стихир и Да воскреснет Бог предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста: , в котором на основании притчи Христа Спасителя о работавших в винограднике (Мф. 20,1-16), все призываются насладиться пасхальным торжеством и войти в радость воскресшего Господа, после чего поется тропарь св. Иоанну Златоусту: (единственное песнопение святых в службе Пасхи).

поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. Часы Пасхи - это совершенно особый вид часов. Они состоят не из обычных псалмов, а из пасхальных песнопений, одинаковых для каждого часа, и поются.

Совершается литургия св. Иоанна Златоуста

Литургия в первый день Пасхи бывает «порану, труда ради бденнаго».

Поются антифоны Пасхи (,).

Входный стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых .

Вместо Трисвятого - Елицы во Христа крестистеся... .

Главной особенностью Пасхальной литургии является то, что Евангелие, 1-е зачало от Иоанна, повествующее о Божестве Господа Иисуса Христа ("В начале бе Слово...") читается священнослужителями на разных языках, в особенности же на древних: еврейском.ю греческом и латинском, на которых была сделана надпись на Кресте Спасителя. Такое чтение напоминает, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов.

Вместо Достойно - .

Причастен Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите .

Вместо Благословен Грядый во Имя Господне, Видехом Свет Истинный , Да исполнятся уста наша , Буди Имя Господне и 33-го псалма поется.

По заамвонной молитве освящается артос - хлеб с изображением Креста или воскресения Христова (). Он символизирует невидимое присутствие Господа Иисуса Христа. Артос носят во время крестных ходов, всю Светлую седмицу он стоит на особом столике перед иконой Христа Спасителя, справа от царских врат. В пятницу вечером артос раздробляется и в Светлую субботу после Литургии раздается молящимся.

По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни. Яйцо же, окрашенное красной краской, напоминает еще о том, что наша жизнь обновлена в недрах Гроба Господня и эта новая жизнь приобретена Пречистой Кровью Христа Спасителя. Обычай дарить пасхальные яйца, по древнему церковному преданию, обязан своим началом св. Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!»

Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.

Вечером совершается вечерня. Вход с Евангелием, великий прокимен и чтение Евангелия иереем в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.

mob_info