Фигурки нэцкэ и их применение в эзотерике. Японские фигурки нэцкэ

В этой статье вы узнаете:

Любим и почитаем на Востоке самый жизнерадостный из японских богов толстяк-весельчак Хотей: значение фигурок этого божества несет единый смысл – счастье, радость и богатство.

Что символизирует Хотей с мешком за спиной

Маленькие восточные талисманы, или нэцкэ, традиционно вырезаемые из дерева, сегодня изготавливаются из глины, гипса, стекла и металла. Нэцкэ Хотей по фен-шуй важна в любой восточной семье.

Ее носят с собой в качестве талисмана на удачу в денежных делах. По поверьям, этот божок собирает в свой мешок все неудачи и болезни своего владельца, придает ему в ответственные моменты силу духа и мудрость. Но главное – как магнитом притягивает деньги, помогая своему обладателю достигнуть финансового благополучия.

Сама фигурка означает изобилие и излучает исключительно положительную энергетику.

Исполнение желаний

Один из семи буддистских богов счастья любим и почитаем не только на Востоке. Он может держать в своих руках различные предметы: монеты, жемчужины, посох, веер, чашу, четки, корзину. В зависимости от того, с каким из них выполнена фигура, статуэтка, или нэцкэ, она призвана помочь своему обладателю в той или иной сфере жизни.

Хотей – бог богатства, но он также приносит удачу тем, кто стремится к духовному росту. Распространенный амулет в виде пирамиды с заключенным в нее божком в окружении золотого песка и монет помогает продвижению по карьерной лестнице, учит сосредоточению на важных делах и правильному распределению приоритетов.

Хотей с жемчужинами создан для тех, кто хочет расти духовно и тянется к знаниям. Если он выполнен в окружении детей, его предназначение – помочь родителям вырастить и обеспечить подрастающее поколение.

Для привлечения денег можно стать обладателем любого вида этого божка. Но особым действием обладают Хотей с монетами, персиком, а также божок, сидящий верхом на жабе или черепахе с головой дракона.

Что гласит легенда

По-японски хотей – мешок из холстины. Прообразом одноименного божка стал странствующий монах Цицы. Он был толст, лыс, весел, добр и, как любой странник, всюду таскал с собой холщовый мешок, куда складывал щедрые подаяния. По преданиям, жизненная энергия и любовь к людям приносили окружающим успех, здоровье и благосостояние. На частый вопрос о содержимом его необъятного мешка Цицы неизменно отшучивался: «В нем у меня весь мир!».

Всегда веселый и располагающий к себе он любил общаться с людьми, подолгу выслушивал их, веселил, развеивая печаль. Его заразительный смех вселял в людей веру в лучшие времена.

От деревни к деревне ходил слух, что этот монах носит в мешке удачу и щедро раздаривает ее людям, забирая у них болезни, горести и проблемы. В средние века в Японии он был признан одним из семи богов счастья за свой легкий беззаботный нрав. По-разному именуется порой Хотей: Будда, Майтрейя, Будай. Но во все века он одинаково желанен в любом китайском или японском доме.

Размер статуэтки

Какого бы размера ни была статуэтка, Хотей принесет в дом удачу и деньги, если выбрать для него правильное место.

Нэцкэ традиционно носят с собой как амулет на удачу или размещают на видном месте, например, на рабочем столе.

Скульптуры в человеческий рост часто размещают при входе в помещение лицом к двери, чтобы входящие могли выказать ему свое почтение и мысленно попросить его о сокровенном.

Наиболее популярны небольшие статуэтки в сувенирном исполнении или настольные композиции.

Но действенность божества от размера его изображения не зависит. Как в любом другом деле важно не просто обладать фигуркой, важно искренне верить в ее силу.

Материал божества

Хотей с мешком в Древнем Китае, как и в Древней Японии, традиционно вырезался из дерева либо кости. Использовали в качестве материала также клыки и рога диких животных. Он один из любимых персонажей нэцкэ. Позже его стали изготавливать из металлов, отливать из стекла, вырезать из самоцветов (агата, нефрита, опала). Миниатюрный символ богатства и счастья, выполненный в стиле нэцкэ, носили с собой в раковинах и полых тыквочках-горлянках.

Сегодня в магазинах можно встретить божка, формованного из гипса, глины. Встречается он выполненным из пластмассы, фарфора, вырезанным из коралла.

Материал, используемый для изготовления этого талисмана, роли не играет. Важнее его цвет.

Считается, что истинной силой обладает Хотей белый или золотистый. Место, где он будет установлен, должно отличаться чистотой. Только в окружении чистоты божок может помогать окружающим. Хаос и мусор убивают его энергетику.

Где разместить фигурку

Буддисты вверят, что если дома есть статуэтка Хотей с монетками или с мешком за спиной, то любое желание исполнимо. Главное, верить. Ну и еще 300 раз потереть большой живот Хотея, прося при этом столько же раз о реализации мечты.

Хотя фигурка любого Хотея в доме как магнит притягивает удачу и денежные потоки. Если в северной части квартиры или дома расположить веселого толстяка с мешком в руках или за спиной, он поможет в карьерных и финансовых делах.

Для божка с жемчужиной или свитком подойдет северо-восточное крыло помещения – зона мудрости. Такой талисман поможет в учебе и построении карьеры.

Восточная часть считается зоной здоровья . Это место для весельчака с тыквой.

Единственное правило для всех фигурок – они должны быть обращены лицом к входу в помещение.

Эти трое божеств являются крайне положительными персонажами и приносят только добро. Вот герои сегодняшнего обзора: Эбису, Дайкоку и Шоусин.

Значение нэцкэ Эбису

Эбису является богом счастья и удачи. Изображают его в высокой шляпе, с посохом, удочкой и рыбой Тай. Эта рыба священна и считается, что она приносит удачу и способствует духовным достижениям.

Согласно легенде, поймать голыми руками рыбу Тай в чистой воде очень сложно, и также трудно, как и достичь душевной гармонии, спокойствию и просветлению. Кроме того, иногда Эбису почитают, как покровителя рыбаков.

Значение нэцкэ Дайкоку

Дайкоку является одним из семи богов счастья. По совместительству он также является божеством достатка и богатства. Некоторые люди почитают Дайкоку, как покровителя домашнего очага.

Обычно, когда делают нэцкэ, его изображают в шапке тори-эбоси, в костюме каригину, с крысой и колотушкой и конечно же с мешком волшебного риса, который символизирует достаток и богатство.

Крысы помогают Дайкоку и нам. Они делают дырочки в мешке Дайкоку и из него волшебный рис высыпается прямо с неба нам в руки.

Значение нэцкэ Дайкоку и Эбису

Дайкоку и Эбису идут за руку, как счастье и удача. Когда Дайкоку бьёт своей колотушкой, то в мире становится больше любви, здоровья и счастья. Про волшебный мешок Дайкоку и священную рыбу Тай, которую держит Эбису, упоминалось выше.

Когда Дайкоку и Эбису изображают вместе, это символизирует равновесие между духовными достижениями и материальными благами, а также спокойствие и гармонию души.

Значение нэцкэ Шоусин

Шоусин - покровитель медицины. Также он является одним из семи богов счастья. Шоусин приносит здоровье, долголетие и исцеление от тяжких недугов.

Его изображают с волшебным персиком бессмертия в руке и с большим посохом из корня женьшеня, к которой привязана тыква-горлянка, наполненная чистой хрустальной водой (символ долголетия и жизни).

  • Добавлено: 07.04.2012
  • Просмотров: 7263
  • Теги:

Netsuke использовались в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде kimonono (着物) и kosode (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые емкости, называемые sagemono (下げ物). Емкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетеных корзинок, но наиболее популярными были ящички inro (印籠), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру ojime (緒締め). Inro крепились к поясу kimonono obi (帯) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили netsuke. Узел шнура прятали в одном из двух himotoshi (紐解) — отверстий netsuke, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, netsuke служили одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.

Netsuke не следует путать с okimono (置き物 , 置物) — миниатюрной японской скульптурой, похожей на netsuke и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В okimono всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций

Слово okimono ("поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин okimono употребляется в связи с netsuke, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и, редко — из дерева. Такие okimono возникли позже — не ранее 19 века и создавались мастерами, основной специальностью которых была резьба netsuke.

Вопрос о происхождении netsuke может быть решён двояко: netsuke — японское изобретение, или же netsuke были заимствованы. Netsuke — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих "аспектов" netsuke может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.

Брелоки-противовесы типа netsuke использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности netsuke появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа netsuke заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это — веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях.

Netsuke в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в 17 веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры.

В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и прочего) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в 3 веке до нашей эры. В период Min (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные netsuke и по функциям и по оформлению К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай.






Netsuke — не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как kensui, haisui и haishi. Но именно эти названия — по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы — использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы

Некоторые ранние netsuke назывались karamono (唐物 , "китайская вещь") и tōbori (唐彫り , "китайская резьба"). Связь netsuke с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории netsuke не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы netsuke и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. В Японии netsuke превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.





До 17 века сведений об использовании netsuke нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому

В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили с помощью приспособления, сходного с netsuke, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти 8 века Kojiki (古事記 , Записи о Делах Древности) и Nihongi (日本紀 , Анналы Японии) hiuchi-bukuro (火打ち袋) — мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким

В живописи периода Heian (平安時代 , 794—1185) нередко встречаются изображения hiuchi-bukuro (например, в иконе божества Kongobu Ji монастыря Koya-san). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Nagataka Tosa (конец 13 века) "Живописное повествование о монгольском вторжении" у человека, докладывающего о появлении вражеского флота

В период Kamakura (鎌倉時代 , 1185-1333) и Muromachi (室町時代 , 1335—1573) hiuchi-bukuro стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и так далее, но носили его так же, как и раньше.






Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это obi-hasami (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов "Разговоры в ночь Крысы", были предшественниками netsuke. Obi-hasami — фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязывались различные предметы

Аналогичные вещи дошли от минского времени в Китае. Форма obi-hasami не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Еще одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с netsuke, является obiguruwa — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и тому подобное. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.


В Японии первые netsuke появляются во второй половине 16 — начале 17 веков.

Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Toyotomi Hideyoshi (豊臣秀吉) в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления netsuke подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца 16 века "Объездка лошадей" один из наездников изображен с inro, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции inro — это netsuke. Существует описание охоты Tokugawa Ieyasu (徳川家康), в котором среди прочих деталей костюма Ieyasu упоминается и netsuke в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

17 век — предыстория netsuke, о которой известно лишь по косвенным данным. Дошедшее до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины 18 века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины 18 века по середину 19 века можно считать "золотым веком" netsuke.


История netsuke в основном не выходит за пределы периода Tokugawa (徳川時代 , 1603—1868) — времени расцвета искусства горожан: купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии bakufu (将軍) был принят курс на сохранение паз созданной структуры общества.

Неоднократно выпускались "законы против роскоши", целью которых было строгое разграничение "благородного" и "подлого" сословий, в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось все: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города

Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Netsuke и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили свое удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров netsukeshi (根付師) — резчиков netsuke. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки netsuke ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий людей конца 18 — 19 веков.














В 17 и 18 веках возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например, для школ Hida или Nara были характерны фигурки, выполненные в стиле ottobori — с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей

Наиболее крупные школы резчиков складываются в Edo, Ōsaka и Kyōto. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Shiyoda Tomiharu, который жил и творил в середине 18 века на территории провинции Iwami (石見国) острова Honshū (本州). Среди netsukushi возникают такие громкие имена, как Shūzan Yoshimura (周山吉村) из Ōsaka, Tomotada (友忠) и Masanao (正直) из Kyōto

Однако за редким исключением мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей netsuke, стал сборник Sōken Kishō (装劍奇賞). Он был издан в 1781 году жителем Ōsaka и торговцем мечами Inaba Tsuryu (稲葉通龍). В сборнике приведен список из пятидесяти трех имен крупнейших netsukushi того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.






Значительная часть netsuke конца 19 и все netsuke 20 века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своем это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом. Но искусство netsuke не исчезло

И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба netsuke. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные netsuke на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в netsuke исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах kimono вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими netsuke: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленные и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: netsuke, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные netsuke.












В состав слова netsuke входит два иероглифа. Ne (根) означает - корень, и глагол tsukeru (付ける) - прикреплять, присоединять, приставлять, прилагать; или tsuku (付く) - быть прикрепленным к чему-либо.

Типология (виды) netsuke:
. katabori (形彫) — самый известный вид netsuke, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории netsuke (конец 18 — начало 19 века);
. anabori (穴彫) — подвид katabori, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины;
. sashi (差) — одна из наиболее старых форм netsuke. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления sashi отличается от всех других форм. Если katabori, manju и прочие использовали в качестве противовеса, то sashi затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и тому подобное. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно sashi считают одной из форм netsuke, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия sashi — приспособление obi-hasami, изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично sashi, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у obi-hasami внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые netsuke-sashi до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые netsuke-sashi трудноотличимы от obi-hasami. Позже, в период развитого искусства netsuke, форма sashi, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
. маска (面 men) — самая большая после katabori категория, часто являлась уменьшенной копией маски театра Nō (能), по своим свойствам сходна с katabori и manju (kagamibuta);
. itaraku — netsuke в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника;
. manju (饅頭) — netsuke в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение дается гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепешкой manju. Одной из своеобразных разновидностей manju является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок;
. ryusa (柳左)— вариант формы manju. Основное отличие этой формы от обычной manju в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда ryusa делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Edo, где жил известный резчик Ryusa (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и manju, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ansei (安政 , 1854—1860), и в особенности с землетрясением Edo 1855 года, когда многие netsuke были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления ryusa по сравнению, например, с katabori или kagamibuta и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
. kagamibuta (鏡蓋) — тоже сходна с manju, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких netsuke обычно принадлежит мастеру по металлу.


Этими формами, конечно, не исчерпывается все многообразие netsuke. Существовали так называемые "курьезные" netsuke — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счетов — soroban, компаса, кремня и огнива, пепельницы и так далее. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

Материалы netsuke разнообразны:
. дерево;
. слоновая кость;
. моржовая кость;
. рога оленя;
. рога буйвола;
. носорожьего рога;
. рога нарвала;
. клыки вепря;
. клыки медведя;
. клыки волка;
. клыки тигра;
. кости различных животных.

Использовались, хотя и гораздо реже:
. лак;
. металлы;
. фарфор;
. бамбук;
. разные виды коралла;
. разные виды янтаря;
. черепаховый панцирь;
. стекло;
. агат;
. нефрит;
. кремень;
. окаменевшее дерево.


Для ношения могли приспосабливаться:
. тыквы-горлянки
. раковины
. или же предметы, имевшее первоначально другое назначение, например - детали оправы холодного оружия.

Однако netsuke из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию видов прикладного искусства со своими традициями и приемами. Развитие же netsuke как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.

Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно "молодой"». До периода Tokugawa о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для shamisen (三味線). Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление netsuke, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.

Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других — кипарисовик японский (檜 или 桧 hinoki).

Большая часть netsuke раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к netsuke, полнее всего удовлетворяет: самшит японский (tsuge) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо hinoki, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (chosen-matsu), отличающуюся красновато-желтым оттенком. Netsuke резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и черную сердцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.

Среди тяжелых и твердых пород, кроме самшита, для изготовления netsuke применяли прунус (isu), древесина которого имеет темно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют netsuke из бледно-розовой вишни (桜 sakura), а также из черного дерева, которое привозили из Индии.

Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как:
. тис;
. чайный куст;
. камфорное;
. железное дерево;
. камелия;
. жужуб;
. сосна;
. сандал;
. грецкий орех;
. бетелевый орех (растительная слоновая кость);
. пальмовый орех (в период Meiji (明治時代 , 1868-1912), его привозили из Южной Америки).

Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.




В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.

Так, самшит, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.

О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые netsuke, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения netsuke, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости

Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия

Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и netsuke из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.

Благопожелательную и врачевательную символику имели и netsuke из вишни sakura, березы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.


Более любого другого искусство netsuke отразило природу породившего его общества. Причины включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения людей вследствие обычаев и законов. В результате netsuke показывают все стороны жизни своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремесла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:
. люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и так далее;
. животные: знаки восточного гороскопа и другие;
. растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину;
. божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, netsuke изображающие одного из семи богов удачи, которые, согласно синтоизму (神道 shintō), приносят удачу;
. предметы - самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное;
.абстрактные: символы mon, узоры;
.сексуальные (春画 shunga): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание.

Одни netsuke изображают простые объекты, другие — целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.





Как применять нецке (нэцке) в фэн шуй

В учении фэн шуй большое значение уделено статуэткам нецке (нэцке). Считается, что именно нецке сосредотачивают на себе энергию дома и вносят в дом радость, успех, любовь, богатство и т.д. Существует великое множество нецке, которые могут помочь обрести все это, здесь главное знать для чего та или иная фигурка и правильно ее расположить и тогда успех в достижении именно того, что вам нужно обеспечен.

Нецке Собачки Фу: значение и расположение - эта фигурка символизирует защиту дома и семьи. Они воплощают отвагу, справедливость, привязанность и преданность. Собачки Фу нужно приобретать только в паре, так как они объединяют мужское и женское начало. Фигурки собачек лучше ставить около входной двери или же в зоне богатства. А зоной богатства у нас как известно юго- восточный угол. Так эти собачки будут защищать благополучие семьи и семейные отношения. А также уберегут каждого члена семьи от разных бед.

Нецке Бык: значение и расположение – это животное - символ трудолюбия, упрямства, силы, ума и достижения своих целей. Очень хорошо, если статуэтка украшена деньгами или денежными символами. Этот бык поможет своему обладателю улучшить свою жизнь и добиться желаемого. Ставить быка лучше в зону богатства или в зону карьеры. Зона карьеры находиться в северной части квартиры или дома, самое лучшее место для быка в кабинете.

Нецке Кораблик: значение и расположение – это отличный амулет, который привлекает удачу, богатство и успех во всех делах. Этот символ, когда парусные корабли перевозили товары и ценные вещи. И тогда корабль ассоциировался с прибылью и удачей. Покупая кораблик, смотрите, чтобы у него были надуты и подняты паруса. Это означает, что у вас в делах не будет застоя. Ведь как известно, ветер в фэн шуй очень хороший знак. Также посмотрите, чтобы кораблик не был прототипом судна потерпевшего крушение.
Принеся корабль домой, положите в него монетки, золото и драгоценные вещи и т.д., ставить парусник нужно не далеко от двери или окна, носом внутрь квартиры, чтобы создавалось ощущение, что корабль вплывает в ваш дом. Нельзя ставить эту нэцке носом к окну или к двери, такое ее расположение будет означать, что все, что он везет, уплывет от вас. Нэцке корабль подходит, как для дома, так и для офиса.


Нецке Дракон: значение и расположение – эта нэцке символизирует мудрость, гармонию, величие, доброту и приносит удачу в бизнесе. Дракон считается одной из сильнейших нэцке в фэн шуй.
Фигурку дракона лучше ставить в секторе Востока, но чтобы она была ниже глаз главы семьи. Иначе дракон может доминировать.

Нецке Орел: значение и расположение – это одна из лучших нэцке для того, чтобы добиться успеха, уважения и славы. Нэцке орла лучше всего ставить в сектор славы. Сектор славы расположен в середине стены напротив входной двери. Посередине между секторами любви и богатства. Если вы правильно поставите эту нэцке, то сможете добиться признания не только на профессиональном поприще, но и дома.

Нецке Золотая рыбка: значение и расположение – эта нэцке очень известна и популярна в фэн шуй. Золотая рыбка, как и многие из талисманов, приносит богатство и успех в финансовых сделках и делах. Она отлично подойдет для зоны богатства, но не только, т.к. рыбка элемент воды, то ее можно поставить в северный угол вашего дома. Северный сектор как известно это сектор карьеры. Поэтому если хотите подняться по карьерной лестнице или открыть свое дело, то рыбка расположенная именно в этом секторе поможет вам в достижении высот.

Нецке Хоттей: значение и расположение – Бог счастья и богатства. Этот Бог осуществит все мечты, стоит его погладить по животу триста раз. Также нэцке хоттей означает благополучие, беззаботность и веселье.
Хоттей переводится на русский, как “холщовый мешок”. Эта нэцке сделана по образу настоящего монаха, который жил в Китае в десятом веке. Существует легенда, что в конце X века этот монах ходил по деревням с мешком и везде, где он появлялся, людям начинали сопутствовать удача, успех, любовь и здоровье. Однажды его спросили, что у него в мешке, и он ответил «Весь мир!». Хоттей хорошо подходит для юго–восточного сектора – сектора богатства.

Нецке Дайкоку: значение и расположение – еще один Бог счастья, хранитель домашнего очага. Охраняет достаток в доме и защищает дом от плохой энергии.
Дайкоку часто изображается с другим Богом Эйбису. Как правило эти боги всегда идут рука об руку. А активировать этот амулет проще простого, просто иногда смотрите, как танцует Дайкоку и за внимание он одарит вас богатством и счастьем.

Нецке Шоусин: значение и расположение – очередной Бог счастья и покровитель медицины. Нэцке Шоусина помогает в исцелении от всех болезней и дарует долголетие. Эту нэцке очень легко отличит от других фигур. Старец Шоусин держит в одной руке корень женьшеня, символизирующий здоровье и долголетия, а в другой руке у него персик - символ красоты и молодости. Активировать этот талисман не составит особого труда, поставьте фигурку там, где чаще всего бывает вся семья, например на кухне, столовой или гостиной. Также ее можно расположить в секторе помощников или в секторе счастья.
Очень хорошо если у вас будут, стоят сразу три Бога счастья – это очень благоприятный амулет. Все эти три Бога не являются Богами как таковыми, они только символические божества, очень почитаемые в фэн шуй.

Нецке Футэн: значение и расположение – бог ветра. Эта нэцке - амулет оберегающий и приносящий удачу путешественникам. Активация амулета проста, при дальней поездке берите его с собой. По приданию в мешке у Футэна находятся попутные ветра, они то и помогают в дороге.

Нецке Бэндзайтен: значение и расположение – богиня искусства, любви и счастья. Если вы хотите обрести любовь и быстрее выйти замуж, приобретите нэцке этой богини и поставьте ее в зону любви. Эта зона располагается в самом дальнем правом углу дома.

Нецке Бисямонтен: значение и расположение – бог – боец, он сражается за добро. Этот бог является защитником дома и его обитателей. В Китае же его считают защитником войнов. Эту нэцке хорошо ставить в сектор Севера – сектор карьеры. Бисямонтен помогает тем, чей девиз «честь, долг, верность».

Нецке Фукурокудзю: значение и расположение – божество интуиции и мудрости. Покровитель учеников и студентов, помогает в учебе и сдачи экзаменов. И конечно лучшее место для него это Северо-Восток - сектор мудрости и знаний.

Нецке Девять карпов и два карпа: значение и расположение – рыба карп в Китае - очень почитаемая рыба. Она символ целеустремленности и упорства. Если вы хотите сделать карьеру или хорошо учиться, то мастера фэн шуй советуют обзавестись фигуркой карпов. Нэцке карпов расположите в зоне богатства, тогда они принесут в ваш дом финансовое благополучие. Два карпа является символом мужчины и женщины, поэтому их лучше разместить в зоне любви.

Нецке Пирамида: значение и расположение – притягивает любовь, счастье и благополучие в дом, также является источником энергии. Пирамидка очищает дом от негативной энергии, она ее словно ликвидирует. Но помимо этого пирамида укрепляет иммунитет. Если такую пирамиду разместить на рабочем столе, она поможет добиться успеха в работе и учебе.

Нецке Три обезьяны: значение и расположение – защитники от клеветы и доносов. Изображение обезьян, закрывающих рот, уши и глаза, означает «не видеть плохого, не говорить о плохом, не слышать плохого». Но помимо этого три обезьянки являются символом мудрости и хитрости. Ставить таких обезьянок рекомендуется в зоне мудрости на Северо-Востоке, лучше всего расположить эту нэцке на рабочем столе или книжной полке. Они помогут вам преуспеть в карьерном плане, а вашим детям в учебе.

Нэ́цкэ (яп. 根付 netsuke, нэцукэ ) — маленькая символическая резная фигурка. Сделана она в основном из слоновой кости или дерева. В древности японцы использовали нецке для прикрепления ключей, кошелька к поясу кимоно, но также нэцкэ служили еще и в качестве украшения одежды.

В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в.

Нэцкэ саси, изображающее Иисуса Христа, слоновая кость, XVII век

Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗), которая была лишена карманов.

Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно (下げ物). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ).

Нэцкэ удерживает инро на оби

Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси (紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды

Нэцкэ, прикреплённое к инро, гравюра Кацусики Хокусая

нэцкэ справа

Некоторые люди приравнивают нецке к окимоно, но этого делать не нужно. Нецке и окимоно очень похожи, но по предназначению и символики они совершенно разные фигуры.

Окимоно - это статуэтки служащие для оформления и украшения интерьера. Эти фигурки могут быть выполнены из любого материала и не несут в себе никакого воздействия на судьбу человека в отличие от нецке.

С давних времен нецке различались по типологии и формам. Это же отличие нецке сохранилось и до наших дней.

Фигурки и виды нецке

Катабори (形彫) - это самый известны и знакомый для многих вид нецке. Небольшие резные фигуры, изображающие животных и людей, многофигурные группы. Этот вид пользовался популярностью в XVIII - XIX веках.

катабори

Анабори (穴彫) - подгруппа катабори. Эти нецке изготавливались из раковины, внутри которой создавались сюжетные линии.

анабори

Саси (差) - эта форма нецке является одной из древнейших форм. Эти нецке, сделанные в форме бруска с ушком для шнурка. Они могли быть выполнены из разный материалов, но в основном изготавливались из дерева. Способ применения этого вида нецке отличался от других.

Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса.

Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом.

Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби - хасами , изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет.

Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами . Позже, в период развитого искусства нэцкэ, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.

саси

Маска (мэн ) - уменьшенная копия маски Ноо. Самая большая группа нецке. Своими свойствами маска очень похожа на вид катабори.

маска

Мандзю (饅頭) - эти нецке были сделаны из слоновой кости и имели форму круга. Иной раз мандзю делались из двух полукругов. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю . Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.

мандзю

Итараку - эти нецке изготавливались из тростника или проволоки. Плелись они в виде коробок тыкв и других форм.

Рюса (柳左) — Вариант формы мандзю . Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы.

Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа.

Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, с катабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.

рюса

Кагамибута (鏡蓋) — тоже сходна с мандзю , но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.

кагамибута

Конечно же, каждый образ имел свое предназначение.

Так, например, стойкость, мужество и силу духа обеспечивала фигурка мудреца Дарума ,

Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство,

а удачу даровал Эбису с волшебным карпом в руках (считалось, что насколько сложно поймать голыми руками карпа, настолько сложно и обрести душевное спокойствие и равновесие).

Счастье и удачу, которые всегда ходят вместе даровала двойная фигурка - Дайкоку и Эбису .

Ищущие здоровья и долголетия носили фигурку бога счастья Шоусина , который держал женьшень и волшебный персик.

Те, кто имел заветное желание, обращались к богу счастья, веселья и общения Хотэй , именно он всегда изображался то сидящим, то стоящим, но обязательно улыбающимся. Для исполнения задуманного необходимо было погладить статуэтку по животу триста раз, думая при этом о желанном.

Путешествующие брали фигурку Футэна , который сулил попутный ветер и удачу в пути. Он изображался в виде человека, несущего за спиной мешок и с безмятежной улыбкой на лице.

Самурай давал. силу духа, смелость и мужество

Царица неба Сиванму веером отгоняла ветры невзгод.

Творческим людям помогала фигурка человека, слушающего раковину. Огромное разнообразие фигурок, а соответственно и предназначений, позволяло выбрать необходимую к конкретной ситуации и использовать ее для решения трудностей.

Но известны эти вещицы во всем мире не только как счастливые амулеты. Дело в том, что крошечных, но очень выразительных нэцке создавали многие настоящие художники, и тогда эти статуэтки становились шедеврами мирового искусства.

Японские нэцке : миниатюрные фигурки

нэцкэ с секретом

Эбису с рыбой и корзинкой.
Начало 20 в., резьба по кости

Шоусин с посохом и персиком.
Конец 19-начало 20 в., резьба по кости,прокрашивание

Хотей с веером и мешком.
Конец 19 в.,резьба по кости,прокрашивание

Дзюродзин со свитком.

Резьба по кости,чернение.

Окимоно Бисямонтэн с пагодой.
Резьба по кости,19 в.

Дзюродзин, один из семи богов удачи

ПРОДАВЕЦ КУКОЛ ДАРУМА, мастера ЯСУЮКИ

Слоновая кость, резьба. Вторая половина XIX в. Нэцке знаменитого мастера
Ясуюки изображает карикатурную сцену, типичную для Эдо того времени. Крестьянин приехал торговать в
Эдо перед новым годом куклами Дарума своего изготовления.

НЭЦКЕ В ФОРМЕ МАНДЗЮ мастера КОЮСАЙ
Слоновая кость. Диаметр ок. 4 см. XIX в.

НЭЦКЭ "ГЕЙША И ДЕМОН"
Слоновая кость. Высота ок. 4.2 см. Нач. 19в.
Прекрасный экземпляр работы Масацугэ, школы Эдо. Редкий сюжет

АКТЕР ТЕАТРА НО В РОЛИ ДЕМОНА.
Слоновая кость. Золотой лак, красный лак, чернение, инкрустация золотом и
перламутром. Высота ок. 3.8 см.Начало 19 в. Мастер Сугоку (Хидэтама)
Редкая нэцкэ

Кану (Гуань Юй) с алебардой.19 в.,резьба по кости

АКТЕР В РОЛИ ЛИСЫ-ОБОРОТНЯ.
Вишня (?), слоновая кость. Высота ок. 4 см.
Первая половина 19 век. Подпись: Хогёку.

Нэцкэ "Мальчик с книгой" (рисующий мальчик)

нецке Краб

МАТЬ И РЕБЕНОК. БЫТОВАЯ СЦЕНКА.
Слоновая кость, тонировка,
гравировка. Высота ок. 4.2 см Вторая половина 19 в. Мастре Сёсай.

СЛЕПОЙ, ВЫНИМАЮЩИЙ КАМЕНЬ ИЗ ГЭТА
Слоновая кость. Высота ок. 5.8 см. Первая половина XIX в. Подпись: Когёку.

МАТЬ С РЕБЕНКОМ
Слоновая кость. Высота ок. 4 см. Вторая половина 19 в.

ТЕНАГА-ДЛИННОРУКИЙ И ОСЬМИНОГ
Рог оленя. Длина 12 см. Конец 18 - начало 19 века. Подпись: Бэйсай.

ФУКУРОКУДЗЮ , бог здоровья, мудрости и долголетия, ПРИНИМАЮЩИЙ ГОРЯЧУЮ ВАННУ

Самшит, слоновая кость. Высота ок. 5.3 см. 1840-1860 гг. Подпись: Тоё.

По моему посту сделали видео на ютубе! Делюсь) Спасибо , который сделал классный клип!!

mob_info