РПЦ решила не спешить. Почему судьба Исаакия до сих пор не ясна

10 января губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко сообщил, что Исаакиевский собор будет передан в пользование и на содержание Русской православной церкви (РПЦ). Однако добавил, что у храма останутся музейные функции. Решение вызвало неоднозначную реакцию общественности, некоторые эксперты опасаются, что новый статус ограничит доступ в него туристов.

Мы постарались разобраться, почему вокруг передачи храма РПЦ возникло столько споров.

В чьем ведении сейчас находится собор?

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге с 1931 года является музеем. Здание находится в городской собственности и управляется Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор".

В 1971 году в состав музея входит храм Воскресения Христова (Спас на Крови), в 1984 году - храм во имя преподобного Сампсония Странноприимца, а в 2004 году - концертно-выставочный зал "Смольный собор".

Если там музей, при чем тут РПЦ?

17 июня 1990 года патриарх Алексий II провел первое после закрытия в 1928 году богослужение в храме.

Через год была зарегистрирована община храма, которая до недавнего времени совершала богослужения по согласованию с дирекцией музея. Во время богослужений вход в храм является бесплатным.

Летом 2015 года Санкт-Петербургская епархия обратилась к губернатору города Георгию Полтавченко с просьбой передать ей в безвозмездное пользование Исаакиевский собор. При этом в епархии пообещали не вводить ограничения на посещение собора и сделать вход бесплатным.

Обращение касалось также зданий ансамбля "Смольный монастырь", в которых размещаются факультеты Санкт-Петербургского государственного университета, а также храма Спаса на Крови и Сампсониевского собора.

Тогда власти города отказали РПЦ в просьбе. В апреле 2016 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с повторной просьбой о передаче собора Церкви.

У РПЦ есть основания для подобных просьб?

Основанием является закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", подписанный президентом в 2010 году.

Согласно документу, религиозные организации, в том числе РПЦ, получили право вернуть в собственность или безвозмездное пользование храмы, закрытые после Октябрьской революции 1917 года. В том числе те, в которых впоследствии были открыты музеи.

Если все законно, в чем проблема?

Против передачи собора РПЦ выступили некоторые депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, глава Комитета по культуре Петербурга Константин Сухенко, а также директор музея Николай Буров.

Во сколько обходится реставрация

На реставрацию колоннады Казанского собора в Санкт-Петербурге в 2015 году власти города выделили 93 млн руб.

Продолжение

Руководство музея и другие противники передачи храма указывают на то, что в настоящее время музей содержит себя за свой счет. Так, в 2015 году выручка музея составила 728 млн рублей. Его закрытие и введение бесплатного входа приведет к тому, что все расходы на реставрацию собора могут лечь на бюджет города в ущерб другим, в том числе социальным программам.

Если же епархия сохранит платный вход и пустит доходы на реставрацию, бюджет все равно недосчитается средств из-за особенностей налогообложения религиозных организаций.

Также в случае закрытия музея без работы останутся около 400 сотрудников. По мнению директора музея Николая Бурова, Церковь не будет поддерживать программы для слепых, детский отдел музея.

Среди других возражений против передачи собора является то, что его здание никогда не принадлежало непосредственно Церкви, имело особый статус и не являлось приходским. После освящения в 1858 году и до 1883 года здание находилось в ведении Министерства Императорского двора, с 1883 года до 1917 года - Министерства внутренних дел Российской империи. Они осуществляли все хозяйственное управление собором. Средства на содержание храма выделялись Государственным казначейством по сметам вышеуказанных министерств. Синод платил только жалованье младшим священникам собора.

Также критики возможной передачи указывали на то, что в настоящее время число прихожан составляет менее 1% от общего числа посетителей собора.

Однако, согласно закону от 2010 года, ни одно из вышеуказанных возражений не является препятствием для передачи Исаакиевского собора в управление Церкви.

А что думают по этому поводу в РПЦ?

Представители Санкт-Петербургской митрополии подчеркивают, что "храмы, построенные для верующих, должны принадлежать верующим". РПЦ заявляет, что главное предназначение Исаакиевского собора должно быть восстановлено. При этом средств, поступающих от прихода, по мнению представителей РПЦ, должно хватить на содержание памятника.

Самые громкие за последние 10 лет случаи возвращения храмов РПЦ

Материал подготовлен при участии "ТАСС-Досье"

Зачем Исаакиевский собор должен быть передан РПЦ и почему делать этого нельзя — в студии "Фонтанки" обсудили глава паломнического отдела Санкт-Петербургской епархии Владимир Дервенев и депутат петербургского ЗакСа Борис Вишневский.

Верующие жалуются, что в Исаакиевском соборе им не дают проводить полноценные богослужения, но не возражают, если музей при храме останется — и будет зарабатывать деньги на содержание здания. Главный аргумент противников передачи — доходы музея неизбежно упадут, и содержание храма придется оплачивать бюджету города (то есть всем налогоплательщикам).

"Фонтанка" писала о том, что в Смольном уже давно неофициально говорят, что губернатор уже поручил подготовить положительный ответ для петербургской митрополии, о чем известили директора музея "Исаакиевский собор" Николая Бурова. Сам музейщик, впрочем, перед Новым годом активно отказывался комментировать слухи. Но большинство собеседников говорили о передаче как о решенном деле, уже и не вспоминая отказ Георгия Полтавченко сделать это.

Летом 2015 года Санкт-Петербургская епархия обратилась к правительству города с просьбой передать ей Исаакиевский собор, но получила отказ. Городские власти решили продолжить существующую более 20 лет практику совместного использования храма музеем и церковью. Летом 2016 года стало известно, что митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий направлял председателю правительства РФ письмо с просьбой передать церкви и Спас на Крови, входящий в музейный комплекс "Исаакиевский собор".

Вишневский: - Исторический факт: Исаакиевский собор никогда не передавался церкви, он был построен за счет казны Российской империи, находился в ведении министерства императорского двора. И всегда был в государственной собственности. Нет никаких причин беспокоиться нынешним положением. В соборе проводятся службы. Никаких препятствий для них руководство музея "Исаакиевский собор" не создает.

Дервенев: - Мой оппонент передернул. Собор безусловно принадлежал церкви. Он был на балансе государства — специально было создано управление по государевым храмам. Потому что некоторые храмы не могли содержаться за счет приходов по естественным причинам, то есть не были приходскими. В это управление вошли Исаакиевский собор и домовые храмы императорских и великокняжеских резиденций. Их содержало государство. Исаакий вошел в число таких храмов как символ империи. При этом все священники были государственными служащими и получали жалованье.

Вишневский: - Я бы попросил вас быть поаккуратнее насчет передергивания. Церковь была частью государства во времена Российской империи. А сегодня у нынешней РПЦ нет даже юридического права правопреемства, чтобы требовать возвращения собора. Все разговоры о реституции основаны на том, что церковь претерпела репрессии от большевиков. Но вы лучше меня, наверное, знаете, от кого идет нынешнее руководство Московской патриархии. От митрополита Сергия Старогородского, который, между прочим, в свое время поддержал ту самую безбожную власть и обличал ее врагов. Если ставить вопрос о возвращении храмов, то у вас могут найтись конкуренты, которые занимали немного иную позицию по отношению к большевистской власти. И вы не ответили на мой простой вопрос. Службы идут. Директор музея Николай Буров им не препятствует. Что вам мешает? Давайте пойдем по пути соглашения. Я внес в канцелярию ЗакСа законопроект о внесении изменений в федеральный закон №327 о передаче имущества церкви. Если речь идет о музеях, которые являются государственным достоянием, то их не надо никому передавать, а нужно накладывать на них обременение: заключать договор, чтобы в них могли проводиться богослужения. И этого достаточно.

Дервенев: - Вы столько наговорили, и все это мало связано с Исаакиевским собором. Когда во время богослужения через алтарь проходит дама в униформе служителя музея «Исаакиевский собор», для человека верующего это неприемлемо. В соборе сегодня слишком мало храма. Слишком мало молитвы. Исаакиевский собор закрыт в среду, даже если на этот день выпадает церковный праздник. Службы, которые есть, ведутся в усеченном виде. И все они согласованы с руководством музея. А если в музее проходят какие-то музейные мероприятия, то вечерние службы отменяются. Музей должен быть при храме, а не как сейчас — храм при музее. Существует федеральный закон, по которому храмы должны передаваться верующим. И этот закон должен исполняться.

Вишневский: - Этот закон я неплохо знаю. И там написано не так. Там написано, что религиозная организация вправе обратиться с такой просьбой. А дальше орган власти решает, удовлетворить эту просьбу или нет. Составляет план передачи, и в течение шести лет рассматривается этот вопрос. Закон не предполагает автоматического возвращения всего, что вы попросите. В сентябре 2015 года уже было отказано в передаче церкви Исаакиевского собора, в том числе по экономическим соображениям. И они, на мой взгляд, здесь являются решающими. Вместо того, чтобы восстанавливать разрушенные храмы, которых по стране тысячи, церковь хочет получить процветающий музей. И заботится она в данном случае не о душе, а об интересах корпорации.

Справка: Исаакиевский собор — один из самых популярных музеев Петербурга. Только за 2016 год его посетили 3,9 млн туристов. Заработок музея составил более 800 млн рублей. За счет этих средств была полностью оплачена реставрация собора.

Дервенев: - Кто вам сказал, что епархия против того, чтобы в этом соборе был музей? Если там будет музей, если он будет принимать туристов, никто не против. Службы, которые бы там велись регулярно, а не украдкой в левом приделе, а как подобает - в главном соборе империи, помогали бы привлекать туристов. Реставрацию, тепло и свет — все это должно быть, как это было и сто лет назад, не только из казны государства, но и из доходов собора. Уверен, что от привлечения туристов будут средства и на содержание собора, и на реставрацию.

Вишневский: - Я прекрасно понимал, что, как только речь дойдет до экономической составляющей, вы начнете "плыть". Представим себе, что собор передали епархии. Потом вы, видимо, предполагаете, что содержать федеральный памятник архитектуры будет город. Бремя содержания будут нести налогоплательщики. Как налогоплательщик я готов платить деньги на содержание музея и сохранение памятника. Но я не согласен платить за содержание храма. Давайте проведем эксперимент: предложим верующим платить за содержание храма некий взнос. И увидим, сколько их на самом деле. Если служба ведется, как вы говорите, в уголке, давайте изменим соглашение с руководством музея, чтобы службы проводились в нужном объеме.

Дервенев: - Самые великие соборы сочетают и храм, и музей. Люди, которые приходят в храм молиться, не должны за это платить деньги. А те, кто приходит с экскурсоводами, - должны. И экскурсоводы должны быть сертифицированы, и не какой-то светской организацией. Я присутствовал на экскурсиях в Исаакиевском соборе. Там упоминание о том, что это храм Божий, нет. Говорится только о здании.

Кто мешает сейчас заходить в Казанский собор, смотреть на это великолепие, поклониться могиле Михаила Илларионовича Кутузова? Любая грамотная экскурсия, не богоборческая, как в Исаакиевском соборе, несет большой миссионерский эффект.

Вишневский: - В случае если передача собора состоится, доходы резко упадут. Огромное число людей будет приходить в храм, пользуясь правом свободного доступа, и на него смотреть. Они не будут даже нуждаться в экскурсиях. Пройдет какое-то время, и к нам в Законодательное собрание придет губернатор Георгий Сергеевич Полтавченко и скажет: вы же не допустите, чтобы Исаакиевский собор разрушался — выделите на его реставрацию деньги. И грустно, что мне, неверующему человеку, приходится напоминать вам «Послание к коринфянам»: «Вы — храм Божий, и Бог не в храме, а в сердце человека».

Дервенев: - Спаси вас, Господи, за нравоучение. Город не потеряет Исаакиевский собор, а приобретет его. Музей будет существовать, как это было всегда. Это миф, что церковь — богатая организация. Попов на "тачках" я видел, только когда епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, подобрав подрясник, катит тачку на субботниках. И много других храмов, не переданных до сих пор. Например, собор Иоанна Предтечи на Лесном, в котором сейчас фитнес-центр с бассейном. Неверующему человеку не понять, что такое молитва в намоленном месте, таком, как Исаакиевский собор. Почему бы не сделать заявку в министерство культуры, чтобы часть расходов несло оно, потому что это памятник не городского, а федерального значения?

Вишневский: - Специальным решением правительства РФ он был переведен в собственность правительства Петербурга. И все решения о его судьбе принимаются правительством Петербурга. Это юридические нормы.

Дервенев: - Да, нормы, но, кроме норм, существуют договоренности.

Вишневский: - Когда речь идет о таких вещах, вопрос решается не по договоренностям, а по закону.

Дервенев: - Все храмы должны быть у верующих.

Пока в эфире "Фонтанки" шла эмоциональная дискуссия между депутатом ЗакСа и главой паломнического отдела епархии, студийный телефон буквально разрывался от звонков верующих, которые хотели поддержать идею передачи Исаакиевского собора церкви. Как пояснил петербуржец Александр, верующие уверены, что туристов Исаакий привлекает прежде всего как храм, а не как музей. Информация о том, что на канале [Фонтанка.Офис] обсуждают тему передачи собора, молниеносно разлетелась среди верующих. «Мне человек знающий позвонил и сказал, что будет такая передача», - признался Александр. Остальные звонившие рассказали, что получили некую смс-рассылку.

Записала Венера Галеева,
"ФОНТАНКА.РУ", 10 января 2017 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Вопрос о передаче Исаакиевского собора в пользование Русской православной церкви решен, сообщил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. «По договоренности между патриархом и мною собор сохранит музейно-просветительскую функцию», — цитирует Полтавченко ТАСС. По его словам, доступ в здание не изменится, и попасть туда смогут представители всех конфессий.

Пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов добавил, что «есть масса тонкостей по вопросам будущего использования и передачи храма», которые озвучат в ближайшее время. В частности,

потребуется ряд сложных согласований, в том числе с Министерством культуры, поскольку храм находится под охраной ЮНЕСКО

и в нем хранится большое количество музейных предметов. «На урегулирование этих вопросов уйдет не день и не два, это длительное время. Возможно, месяцы», — передает слова Кибитова «Интерфакс».

Дальнейшее содержание собора будет осуществляться за счет церкви. На данный момент доход музея составляет более 800 млн рублей, из которых удалось полностью оплатить реставрацию собора. По оценкам дирекции музея-памятника, здание требует постоянной, практически ежедневной реставрации. Кроме того, как писала «Газета.Ru», директор музея Николай Буров опасался, что церковь не будет платить государству те налоги, которые сейчас платит музей. К тому же государству придется разобраться с трудоустройством 200 музейных сотрудников.

После того как музей будет передан в собственность церкви, РПЦ придется не только поддерживать и реставрировать памятник, но и управлять потоком туристов. «Это огромное финансовое и организационное бремя, — говорил Александр Кононов, представитель Всероссийской организации охраны памятников, когда вопрос о передаче собора встал масштабно. — РПЦ — менее эффективный менеджер, чем музей. У меня нет никаких сомнений, что церковь не сможет на свои средства поддерживать состояние памятника, то есть изначально речь идет о государственных деньгах».

Предположительно, в будущем организация деятельности Исаакиевского собора может стать аналогичной работе Казанского собора. Сейчас вход в Казанский собор свободный, попасть на экскурсию можно по записи. Ежедневно в Казанском работают четыре православных экскурсовода, их работа стоит 150 рублей,

оплата проходит не через кассу, а путем пожертвования в кружку (соответственно, не облагается налогами),

пишет «Фонтанка.ру». Статистика посещений и экскурсий при этом не публична, однако в самом храме уверяют, что все собранные деньги идут на реставрацию внутреннего убранства собора, на ремонт колоннады и фасадов тратится государство.

Впервые вопрос передачи Исаакиевского собора РПЦ возник в 2011 году, когда глава Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга (КГИОП) Александр Макаров предложил использовать храм по прямому назначению. Однако его инициатива не получила поддержки.

К этому вопросу вернулись летом 2015 года, когда Санкт-Петербургская епархия РПЦ обратилась к правительству города с соответствующей просьбой. Ранее из состава одноименного государственного музея-памятника РПЦ уже были переданы Смольный и Сампсониевский соборы. Осенью 2015 года губернатор принял решение оставить храм в оперативном управлении СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». В апреле 2016 года

митрополит Варсонофий обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой вернуть РПЦ уже не только Исаакиевский собор, но и Спас-на-Крови и даже часть здания Смольного монастыря,

в том крыле, где расположены факультеты СПбГУ. В обращении митрополит ссылался на федеральный закон о церковной реституции.

Параллельно учащались богослужения в соборе, и, по словам директора музея Николая Бурова, теперь ежегодно их проходит 600. Музей «категорически не препятствует церкви отправлять обряды, несмотря на то что это очень сложно для музея, который, к слову, в прошлом году принял более 3,6 млн посетителей», добавил директор.

В следующий раз информация о том, что собор все же будет передан РПЦ, появилась в конце 2016 года, однако официальных подтверждений до 10 января 2017 года не было. По данным «Фонтанки.ру», губернатор изначально ставил задачу передать собор в ведение РПЦ к декабрю 2017 года, однако из-за бумажной волокиты более реальным сроком источники издания в Смольном называют 2019 год.

Противники такого шага запустили «Не допустим передачу Исаакиевского собора и храма Спаса-на-Крови в ведение РПЦ» и намерены добиваться проведения референдума по этому вопросу.

«Передача музеев-памятников, визитных карточек Санкт-Петербурга в ведение РПЦ приведет к ограничению посещения их обычными туристами,

— говорится в петиции. — Существуют небезосновательные опасения, что усилий РПЦ будет недостаточно для проведения масштабных реставраций уникальных объектов культурного наследия, просто поддержания их в надлежащем состоянии». На момент публикации заметки под петицией было собрано 92,5 тыс. подписей.

Депутат Законодательного собрания Северной столицы Борис Вишневский назвал такое решение «огромной ошибкой». «Закон позволяет гражданам обратиться по этому вопросу в суд, если они полагают, что их права и интересы нарушены. Я считаю, что мои права и интересы этим решением будут нарушены. Встретимся в суде», —

Вопрос о передаче Исаакиевского собора в ведение Русской православной церкви (РПЦ) решён. Об этом накануне заявил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

«По договорённости между Патриархом (Кириллом) и мною собор сохранит музейно-просветительскую функцию», – сообщил он и заверил, что доступ в здание будет обеспечен представителям всех без исключения конфессий.

При этом епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси Тихон подчеркнул, что РПЦ обратилась к правительству Санкт-Петербурга с просьбой о передаче ей Исаакиевского собора не в собственность, а в пользование, и «в соответствии с законодательством эта просьба была удовлетворена». Он уточнил, что музейная деятельность в соборе «без сомнения, будет сохранена».

Пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов уточнил, что при передаче собора в пользование церкви потребуется ряд сложных согласований, в том числе с Министерством культуры, поскольку храм находится под охраной ЮНЕСКО и в нём хранится большое количество музейных предметов. На это понадобится много времени.

Директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров считает, что процесс передачи собора Русской православной церкви может занять до трёх лет.

«Основываясь на опыте передачи церкви Сампсониевского собора, занявшей 1,5 года, могу предположить, что по самым оптимистичным подсчётам аналогичный процесс в Исаакиевском соборе может занять от 24 до 36 месяцев», – сказал Буров. По его словам, «это не сравнимые процессы, поскольку в Сампсониевском соборе речь шла о 141 предмете, а в Исаакиевском их несколько тысяч». Музейные предметы, о которых идёт речь, являются элементами внешнего и внутреннего убранства собора. «Экспонаты – очень сложный вопрос, – считает директор музея. – Действующий закон о государственном музейном фонде не определяет этих отношений».

Хотя в РПЦ подчёркивают, что музей сохранится, Буров убеждён, что с передачей Исаакиевского собора Церкви музей, существовавший 90 лет, прекратит своё существование.

«Музей в привычном виде, естественно, прекращает существование. В 2016 году мы передали церкви два наших объекта – Смольный и Сампсониевский соборы, теперь речь идёт об Исаакиевском. Уверен, что вслед за Исаакием дело дойдёт до Спаса на крови. Музей не может сохраняться в таком виде, думаю, его либо разукрупнят, либо превратят в три филиала».

Между тем люди, выступающие против передачи собора, создали соответствующую петицию. В ней говорится, что усилий РПЦ может быть «недостаточно для проведения масштабных реставраций уникальных объектов культурного наследия, просто поддержания их в надлежащем состоянии». Петицию подписали почти 99 тыс. человек.

В свою очередь, спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров назвал противников передачи Исаакиевского собора РПЦ провокаторами.

«Что касается передачи Исаакиевского собора РПЦ: во-первых, это выполнение федерального закона, а не только пожелание верующих. Во-вторых, он будет открыт для всех конфессий. И третье, хочу сказать, что всяческие призывы не выполнять закон расцениваются как подстрекательство, а те, кто призывают не выполнять закон, это провокаторы и поджигатели», – сказал Макаров журналистам.

Санкт-Петербургская епархия обратилась к правительству города с просьбой передать ей в пользование Исаакиевский собор летом 2015 года. Тогда в этой просьбе было отказано. В апреле 2016 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с запросом о передаче собора церкви в соответствии с принятым в 2010 году Федеральным законом 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Аналогичное обращение в 2016 году было направлено губернатору города.

Здание Исаакиевского собора находится в собственности Санкт-Петербурга, но под охраной на федеральном уровне и входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. До революции собор также не был собственностью церкви и находился в ведении МВД из-за больших расходов на содержание здания. Собор стал музеем в 1928 году, с 1990 года в нём восстановлены православные богослужения, которые сейчас проводятся ежедневно. Ежегодно Исаакий посещают более 3,5 млн туристов, из которых паломники, по данным музея, составляют около 1%.

Знаменитый Исаакиевский собор Санкт-Петербурга будет передан Русской Православной Церкви на 49 лет, соответствующий документ опубликован на официальном сайте городского комитета имущественных отношений. При этом собор сохранит свое значение как музея, об этом заявил пресс-секретарь губернатора Санкт-Петербурга Андрей Кибитов :

«Информация соответствует действительности. Решение принято. Однако есть масса тонкостей по вопросам будущего использования и передачи храма. Их озвучат в ближайшее время ».

Музейная функция сохранится за собором в соответствии с договоренностью между губернатором Георгием Полтавченко и патриархом РПЦ Кириллом . Однако, несмотря на передачу собора РПЦ, содержать и реставрировать здание все равно должны будут городские власти. Пресс-секретарь губернатора Санкт-Петербурга также отметил, что предстоит пройти еще ряд согласований, в том числе с министерством культуры, так как храм находится под охраной ЮНЕСКО:

«На урегулирование этих вопросов уйдет не день и не два, это длительное время. Возможно, месяцы ».

При этом, как сообщил вице-губернатор Михаил Мокрецов, несмотря на передачу собора в безвозмездное пользование Московской патриархии, город все равно останется собственником Исаакиевского собора:

«В рамках исполнения федерального закона Исаакиевский собор передается в безвозмездное пользование Московской патриархии, Санкт-Петербург остается собственником, юридический статус собора не меняется ».

Ранее директор государственного музея «Исаакиевский собор» Николай Буров сообщал, что ежегодно в соборе проходит по 600 богослужений и музей этому не препятствует. Выручка музея за 2016 год составила 247 миллионов рублей.

До 1 марта 2017 года администрация города и музея должны составить план переезда, а в течение двух лет с момента подписания распоряжения музей должен передать Московскому патриархату в безвозмездное пользование все музейные предметы и ценности, которые входят в состав музейного фонда России. Передача собора намечена на начало 2019 года.

Напомним, в сентябре 2015 года Смольный ответил отказом на аналогичную просьбу Церкви, сославшись на тяжелую экономическую ситуацию в стране. В епархии заявили о намерении оспорить отказ Смольного в суде. Позже это попытались сделать православные активисты, однако суд отклонил их жалобу. Обращение Церкви к городским властям о передаче собора вызвало горячие споры и протесты со стороны культурной и музейной общественности.

В свою очередь, жители города опасаются, что в случае передачи Исаакиевского собора РПЦ, будет закрыт целый ряд образовательных, культурных и просветительских программ. Инициативная группа петербуржцев объявила общественную кампанию в защиту Исаакиевского собора и просит всех неравнодушных подписаться под петицией против передачи музея-памятника в пользование РПЦ.

Один из членов инициативной группы в защиту Исаакиевского собора, гражданский активист Федор Горожанко объясняет причины борьбы за музей-памятник:

«Заявляя о решении, меняющем судьбу одного из главнейших символов Петербурга, губернатор не набрался смелости сказать: «Я так решил, и всю ответственность беру лично на себя». Да и нет у временно возглавляющего город чиновника такого права — решать подобные вопросы от имени всех петербуржцев. Исаакиевский собор — визитная карточка города и ключевой объект туристской инфраструктуры, ежегодно приносящий в бюджет только налогом с собственных доходов десятки миллионов рублей. Тысячи туристов каждый день любуются с колоннады собора величественными панорамами Северной столицы. Исаакий возводился за счет Российского государства, содержался, восстанавливался и оберегался лучшими специалистами — архитекторами, историками, художниками и реставраторами. Собор никогда за всю свою историю не принадлежал Церкви ».

За первые сутки петицию «Исаакиевский Собор — это музей» подписали 16 736 человек. Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Он был построен в честь святого Исаакия Далматского, в день памяти которого родился Петр I. Сейчас имеет статус государственного музея-памятника. Церковная община в храме была возрождена в 1991 году, но богослужение она имеет право совершать только с разрешения дирекции музея.

Закон о реституции, определяющий порядок передачи религиозным организациям культовых зданий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был принят30 ноября 2010 года. Вот уже седьмой год Росимущество принимает заявки на возврат церковного имущества не только от РПЦ, но и представителей других конфессий. Однако, порой складывается парадоксальная ситуация, когда по итогам одних и тех же заседаний, РПЦ МП отходят храмы и монастыри, а старообрядцам единогласно отказывают в возвращении исторически принадлежащего им церковного имущества.

Так, в декабре 2015 года в городской Думе г. Кирова был поставлен вопрос о возвращении Древлеправославной Поморской Церкви принадлежащего ей ранее здания моленной по улице Ленина, 100. На заседании постоянной комиссии по имуществу и земельным отношениям Кировской городской Думы, депутаты единогласно решили, что не включат филармонию в план передачи религиозным организациям муниципального имущества. Хотя именно для старообрядцев в 1910-м купец Дионисий Зонов на собственной земле построил храм, который после национализации имущества был отобран. «Забирать у детей помещение нельзя », — заявил депутат Андрей Березин. Но по итогам все тех же заседаний, епархиальному женскому монастырю РПЦ МП отошли два здания на Динамовском проезде в г. Кирове.

В другом случае, созданный в окрестностях Хвалынска в XIX веке Свято-Успенский мужской монастырь , духовный центр древлеправославной Руси, «земн ой рай », «новая Палестина и Иеросалим » сейчас на грани полного уничтожения. В декабре 2016 года настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Саратове о. Вадим Коровин получил из Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области отказ в возвращении зданий старообрядческого комплекса в Черемшане «на основани и отсутствия архивных документов, подтверждающих факты их строительства и конфессиональной принадлежности ». Решение полностью противоречит всем ранее выданным от имени государственных органов документам, а также недавним заявлениям министра культуры Саратовской области и главы Саратовского отделения ВООПИК.

Похожая ситуация складывается сейчас и в г. Санкт-Петербурге. В декабре 2015 года Русская Православная старообрядческая Церковь подала иск комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга и попросила признать незаконным отказ городской администрации в безвозмездной передаче здания на Московском проспекте дом № 108-Д, построенного в конце XIX века на средства купца-старообрядца Петра Чубыкина. 15 ноября 2016 года Арбитражный суд отказал в иске РПсЦ в передаче здания. При этом, Арбитражный суд указал, что здание Чубыкинской богадельни якобы не является имуществом религиозного назначения и сослался на документы и законы 1895 года, когда старообрядческие общины не имели прав юридического лица, т.е. на репрессивное законодательство конца XIX века.

Очевидно, что в случае с Чубыкинской богадельней имеет место случай, когда власти и суд принимают решения, исходя из субъективных пристрастий. Санкт-Петербург сегодня — это динамично развивающийся город с немалым строительным бюджетом. На строительство только одной спортивной арены клуба «Зенит», ставшим самым дорогим спортивным объектом в России, потрачено 40 миллиардов рублей при 8 миллиардах первоначальной сметы. При таком бюджете вполне можно было бы изыскать средства на строительство нового здания музыкальной школы, которая ныне располагается в старообрядческой богадельне, и освободить здание под нужды верующих.

Почему же снова, практически одновременно с отказом в возвращении храма старообрядцам, принято решение не отказывать в подобной же просьбе Московской Патриархии и передать РПЦ памятник мирового значения — Исаакиевский собор?

За последние десятилетия христианам Русской Древлеправославной Церкви не было возвращено ни одного объекта религиозного назначения из тех, которые были отобраны советской властью, но, напротив, государственные чиновники распродают это имущество. На территории Московского региона осталось всего три объекта, созданных христианами РДЦ, остальные уничтожены. Что это — привычка пользоваться чужим или продолжение гонения? Как уже на страницах нашего сайта кандидат технических наук, автор монографий, посвященных российскому купечеству, сотрудник организации «Московское Купеческое Общество» Татьяна Моисеевна Власова , российскому обществу необходимо осознать всю важность и необходимость проведения реституции в России:

«Нельзя быть немножко беременным. Нельзя что-то реституировать, а что-то нет. Собственник он и есть собственник, независимо от социальной, этнической, религиозной принадлежности».

Храмы, моленные, часовни, монастыри — все это создавалось столетиями и вдруг оказалось в чужих руках. Только тогда, когда будет преодолен «синдром незаконного владельца», можно говорить о справедливости проведения реституции в России, честности и здоровом моральном климате в нашем обществе.

mob_info