В чем заключается главный смысл Пасхи? Смысл страстей и воскресения.

Портал «Православный Взгляд» спросил у священников о том, в чем заключается главный смысл Воскресения Христова.

ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ , клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер.
Святые отцы пишут, что многим было бы лучше вообще не воскресать, чтобы не наследовать вечных мучений, поэтому смысл Пасхи заключается не в том, что «Христос воскрес и мы воскреснем», а в том, что Христос своей искупительной смертью победил духовную смерть.

Православная церковь говорит о существовании двух смертей и двух воскресений из мертвых. Первое воскресение из мертвых - это когда неверующий становится верующим, язычник - христианином, еретик - православным. В Священном Писании сказано: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: смерть вторая не имеет власти» (Откр 20:6). Второе воскресение из мертвых связано с телесным воскрешением, но оно не имеет принципиального значения, так как если до первой смерти человек не примирится с Богом, ему уже ничего не поможет.

Первая смерть наступает во время смерти тела, а вторая наступит тогда, когда грешники в день Страшного Суда услышат слова: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25:41). Поэтому если человек участвует в первом воскресении, то над ним вторая смерть уже не властна и ему скажут другие слова: «Приидите, благословенные Отца Моего наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34).

После того как Господь Иисус Христос умер, Его друзья и враги стали ждать, примет ли Бог Отец эту жертву, что означало бы воскресение из мертвых. Иудеи понимали, что это самый принципиальный момент, и очень боялись, что ученики выкрадут Тело Христа и заявят о Его воскресении, поэтому поставили стражу около пещеры. И когда Бог Отец воскресил своего Сына силой Духа Святаго, а Сын Божий силой собственного ипостасного божества восстал из гроба - это стало самым главным свидетельством, что жертва принята. И в этом состоит главный смысл христианской Пасхи, потому что до этой жертвы все люди шли в ад, и грешникам не было оправдания.

Апостол Павел подчеркивает, что Сын Божий был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим 4:22-24), поэтому мы оправданы Воскресением Христовым и искуплены его святою кровью, и те, кто в Него уверуют, обретут дар вечной жизни.

ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (МАРКИШ), клирик Иваново-Вознесенской епархии, церковный публицист и миссионер.
Ответ на этот вопрос - вся христианская вера и жизнь во всей своей полноте! А раз так, то поневоле придется ограничиться лишь осколком, отблеском, в котором, тем не менее, можно увидеть животворящий и спасительный свет. Главное в христианстве - Христос, Бог, Который стал Человеком и прошел через всю меру человеческих страданий, включая Распятие. А Пасха (Воскресение Спасителя) - это точка, фокус, где с наибольшей силой и яркостью сходится человеческое с Божественным, причем сходится так, что каждый из нас имеет возможность подключиться к ней, стать не зрителем, а участником события, причастником Божества. Подчеркиваю, что это возможность, реализация которой зависит от свободной воли каждого. Отсюда и значение Пасхи для человека.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ОКНИН, настоятель Никольского храма города Чехова.
Без Креста нет Воскресения, поэтому страдания всегда будут предшествовать духовному и физическому подъему человека. Каждый христианин должен отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Христом. В Первом послании святого апостола Павла к Коринфянам говорится: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор 1:18).

Крестоношение - основа христианской жизни, но многие люди носят крест на шее только как красивое украшение, а настоящего Креста не имеют. Но ведь только через Крест Христос спас человеческий род и взошел на Небо. В Евангелии от Марка есть отрывок, который прочитывается за богослужением в праздник Вознесения Господня: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога…» (Мк 16:19).

Каждый человек должен пройти путем Христа и воскреснуть не только духовно, но и телесно. Христос после своего воскресения вкушал пищу вместе с апостолами, чтобы показать, что его тело настоящее, поэтому в Священном Писании говорится о воскрешении всего человека, а не о воскрешении души или тела.

В истории церкви всегда существовало множество ересей на этот счет, в частности, в учении богослова Оригена Александрийского, но мы на основании Священного Писания можем утверждать, что воскресение будет в теле, и это для нас самый главный аргумент.

ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
Пасха дает надежду на спасение, потому что «если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна» (1 Кор 15:14), поэтому Воскресение Христово для православного христианина является источником жизни и именно наличием Пасхи христианство кардинально отличается от всех остальных религий.

Пасха - это та цель, к которой стремится все человечество на протяжении всей истории, и эта цель заключается в бессмертии. Христос показал, что только через Воскресение Христово, через Пасху человечество может достичь этого бессмертия.

Человек должен быть готовым к принятию счастья, но счастье зависит не от внешних условий, а от внутреннего состояния, которого можно достичь, только живя духовной жизнью.

В Православной Церкви существует догмат о том, что Господь Иисус Христос, воплотившись на земле, навечно соединился с плотью, и в будущей жизни Он нас встретит в той плоти, в которой воскрес. И мы воскреснем в обновленном теле, подобно Христу, но это тайна, как и когда это будет, однако это обязательно будет.

ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ЧУВИКИН, ректор Перервинской духовной семинарии.
Пасха - это центральный христианский праздник, недаром он называется Праздником праздников и Торжеством торжеств, потому что если бы Христос не воскрес, то и не произошло бы спасения рода человеческого. Как сказал Апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна» (Кор 15:14).

Праздник Пасхи имеет центральное значение в жизни всего человечества, потому что через Воскресение Христово нам дарована возможность вечной жизни. Если Господь воскрес, то Он и нас воскресит для вечной жизни, поэтому Святая Церковь придает такое огромное значение Пасхе и заранее готовится к этому празднику, начиная с Сырной Седмицы и заканчивая периодом Великого Поста, во время которого верующие постятся и усиленно молятся.

И, конечно же, в этот период, в храмах совершаются дивные богослужения, которые располагают нас к покаянию и перемене образа жизни. Святитель Иоанн Златоуст в пасхальном слове говорит, что радость Пасхи объемлет всех: и постившихся, и не постившихся, и ленивых, и богатых, и убогих. Но тот, кто достойно прошел период великого поста: постился, совершенствовался в молитве и христианских добродетелях - в более полном объеме испытают радость Пасхи.

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной Седмицей, потому что в эти дни Святая Церковь предлагает вспомнить события перед Крестной Смертью и Воскресением Христа. И мы сопереживаем Христу, состраждем, сораспинаемся и спогребаемся. Об этом много написано в церковных гимнах, которые исполняются в Страстную Седмицу.

Отличие Христианства от всех других религий заключается в том, что только в Христианстве Всемогущий Бог-Творец страдает, приносит себя в жертву за грехи всего человечества, будучи Сам безгрешным, а в других религиях Бог обычно властелин, повелитель, самодержец, грозный и наказующий. Это парадокс, который по-человечески трудно понять, но в этом и заключена великая тайна. Мы веруем, что Господь создал человека не для тления, не для смерти, но для того, чтобы человек жил вечно.

Когда человек умирает, душа продолжает жить, она идет на мытарства, а в сороковой день - на поклонение к Богу, где определяется ее временная участь до Второго славного пришествия Христова.

Когда второе пришествие наступит, тогда воскреснут все люди, какой бы смертью они не умерли, тела вновь соединятся с душами, но будут уже другими. Те люди, которые доживут до Второго Пришествия, не умрут, но тоже изменятся, как сказано у Апостола Павла: «Потом же мы живущии оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1 Фес 4:13-17).

Господь всех соберет на окончательный Суд, который будет неподкупным, нелицемерным и не подлежащим пересмотру, только одни будут наследовать жизнь вечную, а другие вечное осуждение.

ПРОТОИЕРЕЙ РОСТИСЛАВ ЯРЕМА, доктор богословия, профессор, секретарь Совета Северо-Восточного Московского викариатства, редактор сайта www.patriarch.ua.
Христос Воскрес и своей крестной смертью дал нам возможность войти в жизнь вечную. Мы странники на земле, но наша дальнейшая загробная участь зависит от того, как мы проведем земную жизнь.

Вся наша жизнь заключается в том, чтобы соединиться со Христом, достойно понести свой крест, который дал нам Господь, и получить, в конце-концов, жизнь в райской обители Бога. Христос нам сказал, что нужно терпеть, и что Царствие Небесное нудится, и только тот достигнет его, кто осуществит подвиг ради Христа. И если человек достойно провел земную жизнь, то он получит вечную жизнь, а нераскаявшийся грешник, живший по своим похотям, получит вечные мучения.

Перед Воскресением Христовым каждый год в Иерусалиме сходит Благодатный огонь, и предание гласит, что если этот огонь не сойдёт, то наступит конец мира. Господь даёт нам подобное для укрепления веры, чтобы мы знали, что есть благодать и милость Божия.

Елена Юрефьева — «Православный Взгляд»

И воскресшаго в третий день по Писанием.

Значение Воскресения: Воскресение Христово – основание и для нашего блаженного воскресения. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (Первое послание к Коринфянам 15:20)

Но истинно Христос воскрес из мертвых и начатком стал воскресения всех мертвых. (прп Ефрем Сирин)

Состояние Иисуса Христа После смерти и до воскресения: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный».

Ад, от греческого «место лишенное света». В Христианском учении это духовная темница – состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства. и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

(Послание Иуды 6)

Иисус сошел во ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и избавить души, которые с Верою ожидали его пришествия. В Св. Писании: потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал…

(Первое послание Петра 3:18,19)

Дополнительно по пятому члену символа веры:

По писанию значит, что Иисус умер и воскрес именно так, как об этом было сказано в пророчествах Ветхого завета. Например: Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

(Исаия 53:5)

Билет 19

Шестой член Символа веры. Воскресение Иисуса Христа и Его Вознесение. Понимание слов: «Седяща одесную Отца».

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

О воскресении:

ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление…(Псалтирь 15:10) (Деяния св. Апостолов 2:27)

Пророчество - И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. (Иона 2:1)

Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Св. Евангелие от Матфея 12:40)

Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был гроб Его, и при этом произошло великое землетрясение. Ангелы возвестили о воскресении Марии Магдалене и другим. Сам Господь Иисус Христос в день Воскресения явился многим: мироносицам, Петру, ученикам, шедшим в Еммаус и всем апостолам в доме, двери которого были заперты. Затем многократно являлся в течении сорока дней. потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили… (Первое послание к Коринфянам 15:6) Иисус являлся для того, чтобы учить апостолов тайнам Царствия Божия.

О вознесении:

Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. (Послание к Ефесянам 4:10)

Иисус Христос вознесся на небеса как человек, потому что как бог он всегда пребывал и пребывает на небесах.

«Седяща одесную Отца». – это понимается духовно, и означает, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

Билет 21

Седьмой член Символа веры. Учение Священного Писания о Втором Пришествии Христовом, о будущем суде и бесконечном царстве. Отличие Второго Пришествия от Первого. Всеобщность суда. Время Второго Пришествия Христова. Признаки его приближения. Понятие об антихристе.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1:11)

О суде: 28. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29.и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. (Св. Евангелие от Иоанна 5:28,29)

О бесконечном царстве: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. (Св. Евангелие от Луки 1:32,33)

Второе пришествие будет отличаться от первого. В первое пришествие Христос пришел в уничижении, пострадать за нас. Судить нас Христос придет в славе Своей, и все Ангелы с Ним.Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей… (Св. Евангелие от Матфея 25:31)

Иисус Христос будет судить всех людей без исключения. Совесть каждого человека откроется перед всеми и обнаружатся не только дела, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления.Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. (Первое послание к Коринфянам 4:5)

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда… (Св. Евангелие от Матфея 12:36)

Время второго пришествия неизвестно ни людям, ни ангелам. 9.Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 10.Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. (Второе послание Петра 3:9,10)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Это - "Праздников Праздник" и "Торжество Торжеств".

Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой по внутреннему соотношению с ветхозаветным праздником Пасхи, который, в свою очередь, так был назван в воспоминание того события, когда при исходе евреев из Египта ангел , погублявший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо (евр. "песах" - букв. "переход", пер. "избавление"), оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и Праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи.

Значение Воскресения Христова

Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздания человека. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Христос умер плотию, но плоть Его соединена в одну Ипостась неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно с Богом Словом. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти тела и души Христовых, находящихся в ипостасном единстве с Источником вечной жизни, с Тем, Кто по Своему Божеству есть Воскресение и Жизнь.

В Домостроительстве спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти Своей сошел во ад , "яко восхоте", ниспровергнул смерть, "яко Бог и Владыка". Воскрес тридневен и с Собой воскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления. Сломив врата (твердыню) смерти, Христос показал путь к жизни вечной.

Иисус Христос воскрес, как начаток умерших, перворожденный из мертвых (Кол. 1, 18). Воскреснув, Он освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые восстанут от земли во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

Воскресение Господа Иисуса Христа свидетельствует, что Он воистину есть Сын Божий - "воскрес яко Бог". Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения.

Тело Иисуса Христа восстало во славе. В Нем совершается великое и спасительное новотворческое действие. Он в Себе Самом обновляет наше естество, подпавшее тлению.

Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием - смертью. Ниспровергнута смерть. Отвергнуто, осуждено древнее осуждение смерти. Расторгнуты узы ада, и мы избавлены от адова мучительства. Смерть после Воскресения Христова не обладает благочестно жившими и умершими, ибо Христос предразорил державу (власть) смерти Своей смертью и подал жизнь в Воскресении.

Христос воскрес, победив смерть. Но и после Его Воскресения смерть в человечестве временно еще продолжает уносить свои жертвы. Но она только переплавляет сосуды нашей души - тела для воссоздания в день воскресения в новом, духовно обновленном виде. И так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления, то наша душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева, которое должно согнить - в смерти, чтобы дать колос - новую жизнь. Наше тление в смерти есть путь к нетлению. Как Христос умер по плоти и ожил духом, так и мы освобождаемся Им от закона греха и смерти по закону духа и жизни в Нем (Рим. 8, 2).

Через Свое Воскресение Христос соделал нас победителями смерти, и жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного Его воскресением бессмертия нашему смертному естеству: "Никто же да убоится смерти, - восклицает святой Иоанн Златоуст - свободи бо нас Спасова смерть".

Поэтому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения. Это - поистине Пасха великая, Пасха, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь.

История праздника

Пасха есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в апостольское время. Вероятно, круг праздников Древней Церкви до века исчерпывался Воскресным днем. Едва ли в словах ап. Павла : «Пасха наша за ны пожрен бысть Христос; тем же да празднуем не в квасе ветсe» (1 Кор. 5, 7 -8) можно видеть указание на христианскую Пасху в противоположность иудейской . Скорее такое указание можно видеть в той тщательности, с которой св. Иоанн Богослов отмечает совпадение смерти Христовой с еврейской пасхой (Ин. 19, 4 ; Ин 18, 28 . Ср. Ин 13, 1). Настойчивость, с которой христианское предание всегда относило к самим апостолам учреждение Великого поста , позволяет искать по крайней его зачатки в том времени. Возможно, что слова Спасителя: «Егда же отнимется у них жених, тогда постятся», приводимые Тертуллианом в качестве возможного основания Великого поста, были поняты в этом смысле и самими апостолами и побуждали их ежегодно освящать постом, который они вообще любили (Деян.13,2), день смерти Господней. Так как этот день приходился на еврейскую пасху, то, когда соблюдение еврейских праздников прекратилось у христиан, последние легко могли прийти к мысли освящать постом именно день еврейской пасхи в воспоминание смерти Христовой. В виде такого поста и существовала первоначально Пасха Христова, как видно из свидетельства о ней св. Иринея Лионского ( в.).

Даже в III в. христианская Пасха сводилась к посту, была «Крестной Пасхой», наравне с которой тогда едва лишь начала выступать в качестве самостоятельного праздника Пасха Воскресения - под видом торжественного прекращения пасхального поста. Этот пост во времена апостолов, вероятно, одни оставляли в самый день еврейской пасхи, а другие - в следующее за ней воскрeсeниe.

В этом отношении важен отрывок из письма св. Иринея , еп. Лионского, к римскому еп. Виктору , сохраненный Евсевием Кесарийским . Он проливает свет на первоначальный характер праздника Пасхи. Послание написано по поводу споров о времени празднования Пасхи, начавшихся еще при св. Поликарпе , еп. Смирнском (+167 г.), вызвавших ряд соборов и продолжавшихся еще с большей силой при св. Иринее (+ 202 г.). Споры касались вопроса: праздновать Пасху вместе с иудейской (в 14 - 15 день первого весеннего лунного месяца) или же в первое за этим днем воскресение.

Отрывок из текста св. Иринея показывает, что спор о времени Пасхи возник потому, что к этому времени постепенно стал меняться характер самого праздника, взгляд на него. Если раньше на Пасху смотрели как на пост в честь смерти Спасителя, умершего именно в день еврейской пасхи, то теперь хотели соединить с ней и радостное воспоминание о Воскресении Христовом, что не могло сочетаться с постом и более подходило не какому-либо дню недели, на который приходилась еврейская пасха, а дню воскресному.

В Риме Пacxa Христова очень рано стала приобретать такой характер, тогда как в Малой Aзии жизнь церковная двигалась не с такой быстротой, и дольше сохранялся первоначальный древний взгляд на Пасху. Поэтому епископы Запада и Востока просто не понимали друг друга.

Св. Ириней Лионский писал: «Разногласят не только о дне, но и о самом образе поста (ясное указание, что „день", т.е. Пасхи, чтился, праздновался именно постом – прим. М.Скабаллановича); именно одни думают, что нужно поститься только один день, другие два дня, иные еще больше; некоторые же исчисляют этот день свой в 40 часов дневных и ночных. Такое различие в соблюдении произошло не в наше время, но гораздо прежде у наших предков, которые вероятно не соблюдали в этом большой точности и простой, частный свой обычай передавали потомству. Тем не менее все они сохраняли мир, и мы живем между собою в мире, и разногласием касательно поста (опять не „праздника”) утверждается согласие веры» .

К этому отрывку из св. Иринея Евсевий присоединяет рассказ его о cпopе касательно Пасхи при св. Поликарпе , когда, во время посещения последним римского еп. Аникиты , выяснилось разногласие их как по этому вопросу, так и по другим, то «оба они и касательно других предметов не много спорили между собою, но тотчас согласились, а об этом вопросе и спорить не хотели, п. ч. ни Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа нашего; ни Поликарп не убедил Аникиту - соблюдать, ибо Аникита говорил, что он обязан сохранять обычаи предшествовавших ему пресвитеров».

После св. Поликарпа защитником малоазийской практики относительно времени Пасхи был Мелитон , еп. Сардийский, написавший «Две книги о Пасхе» (ок. 170 г.). Противниками ее (литературными) явились Аполлинарий , еп. Иерапольский, Климент Александрийский и св. Ипполит , еп. Римский. В Палестине, Риме, Понте, Галлии и Греции состоялись соборы, высказавшиеся за римскую практику. Папа

Воскресение Христа - важнейшее в нашей жизни послание. Попытаемся же рассмотреть его не только с богословской и религиозной стороны, но и с точки зрения общества и обычного человека.

Куда бы в жизни я ни взглянул - везде подстерегает смерть. И все мы знаем, что за ней остается последнее слово, она - окончательный победитель. Смерть знает об этом, и мы помним, что всех нас ждет неминуемый конец.

На протяжении жизни я переживаю множество смертей до наступления самой последней из них. Это смерть моих ожиданий лучшей жизни. Крах моих планов. Жизнь наша полна мечтаний, прекрасных надежд, но большинство из них, не осуществившись, умирают и оставляют чувство горечи и оправдание нашего поражения тем, что “такова жизнь”.

Я вижу, как смерть забирает мои силы, молодость и, наконец, мои мыслительные способности. Пытается стереть память, делает волосы седыми, не позволяет видеть мир.

Многое я могу сказать, но, пожалуй, это и не нужно, ведь всем нам знакомо страшное лицо смерти (Хемингуэй). И если кто-то скажет, что его это не касается и он может взглянуть в глаза смерти с презрением и иронией, плюнуть ей в лицо в час, когда она будет разлучать с жизнью, я бы его понял. Я знаю, что значит умереть достойно, - Альберт Камю так прекрасно описал это. Однако смерть снова меня побеждает.

Смерть любимых - самая печальная. Как я смогу перенести смерть всего того, что люблю? Как прискорбно видеть, как умирают цветы и другие прекрасные вещи! Но самое ужасное - видеть смерть людей, которых я люблю. Любовь - это основа моей жизни. Без нее жизнь не имеет смысла. Моя жизнь - это отношения с другими людьми. В конечном итоге, моя жизнь - это другой человек. Об этом прекрасно говорит философия. Моя жизнь - это отношения, постоянный диалог с другим человеком. Даже мысль есть не что иное, как диалог. Когда умирает другой, постепенно начинаю умирать и я. Потому что мои отношения заканчиваются, и мной овладевает одиночество.

Дыхание смерти прячется всюду и начинает показываться в ночи, которая и сама является некой смертью.

Теперь я могу увидеть, почему Воскресение Христа имеет такое значение в моей жизни. Ведь если Он воскрес, значит, воскресну и я. Но о чем я говорю? Воскреснут и те люди, которых я любил. Они воскреснут, потому что воскрес Христос. Мои любимые воскреснут и станут совершенными, будут походить на Христа.

Поскольку Христос воскрес телесно, человеческая природа оказалась навсегда связана с Богом и уже никогда не расстанется с Ним. Даже мое грехопадение не сможет изменить этот факт. В этом заключается глубокий смысл догмата, утвержденного в Халкидоне на четвертом Вселенском Соборе. До грехопадения человеческая природа не была объединена с Богом, и после падения она встала на путь стремления к нулю - к смерти. Через Воскресение и Вознесение наша природа соединилась с Богом неизменно, неделимо и нераздельно. Христос не просто спасает нас от грехов: для этого было бы достаточного и извинения. Он пришел с тем, чтобы победить смерть. И это, в конечном итоге, является самым важным.

Некоторые из нас, словно верные последователи Платона, в случае чьей-либо смерти говорят: “Ты должен радоваться, ведь теперь его душа рядом с Богом”. Однако какой же тогда смысл в воскресении? Ведь смерть - это нечто, что мы должны оплакать. К этому нас призывает и заупокойная служба нашей Церкви.

Воскресение Христа является обещанием не только воскресения тех, кого я люблю, но и жизни иного качества. Ведь отныне человеческая природа навсегда соединена с Богом, нераздельно и неделимо. Таково последнее таинство, таинство Божественной любви. Это две разные вещи: любить кого-то, например, свою собаку и становиться собакой. Одно дело - чувствовать, другое - становиться с кем-то единым целым. Это и совершил для нас Христос, поскольку любит нас. Любит нас без всякой на то причины и обязательства, вне зависимости от того, достойны мы этого или нет.

Тело воскресшего Христа - это образ будущего моих любимых и меня самого. Совершенное, превосходящее любые потребности и законы природы. Таким станет и наше тело - совершенной красотой в свете Божьем.

Один мой друг из Китая говорил, что для него не имеет значения смерть, поскольку он верит в реинкарнацию. Но, в конце концов, не является ли реинкарнация худшей смертью? Ведь в этом случае я не могу полюбить навсегда. Как я могу сказать кому-то: я буду любить тебя вечно? Я не имею права говорить о вечности, ведь в этой жизни я люблю тебя, а в следующей полюблю кого-то другого. В другой раз я буду мужчиной, женщиной, животным… Следовательно, мое отношение к любимому человеку далеко от совершенства.

Кто-то скажет, что в этом нет трагедии: растет мой жизненный опыт, в своих перевоплощениях я становлюсь все более зрелым. И даже если мы закроем глаза на то, кто я есть в конечном итоге, и что делает меня мной в каждой следующей реинкарнации, остается очевидным недостаток совершенной любви: я использую другого для личного совершенствования, но не могу соединиться с ним окончательно. А если и соединюсь, то это будет временно. Как сильно ощущается в восточной философии эта тяжелая немая смерть. Отсюда и попытка разорвать печальный круг перевоплощений. Прекращение жизней-смертей. Ужасно знать, что жизнь - это, в конечном итоге, смерть. Как говорил Сартр, другой - это мое проклятие, ведь в нем я вижу свою ограниченность. Реинкарнация показывает, что сама жизнь есть смерть, и, в конце концов, я не могу полюбить навечно. Но что происходит, когда круг перевоплощений прерывается? Существует не личность, но некое общее состояние, называемое счастьем. Однако и это не любовь. Во-первых, потому что отсутствует плоть, а я знаю, что люблю человека во плоти. Во-вторых, потому что не существует Бога, а значит, отсутствует совершенное и вечное существование личности.

Бог есть любовь. И Он не просто испытывает любовь, но и Сам является ею. Я, быть может, и имею немного любви, но сам любовью не являюсь. Бог есть любовь, поскольку представляет собой общение трех лиц: Отца, Сына и Святого Духа. Если не существует одного из них - значит, не существует и двух других, не существует и Бога. Однако если не будет существовать моего друга, и если кто-то не будет любить меня, я продолжаю существовать. Бог призывает нас к такого рода жизни.

И поскольку я принимаю этот Божественный дар, я могу любить кого-то вечно.

Когда я буду украшать цветами плащаницу, гроб Христов, я буду понимать, что в этих цветах чувствуется не дыхание смерти, но райское благоухание. Ведь они, равно как и все творение, будут жить. Ведь тело Христово, несущее на себе все творение, живет в Божественном совершенстве. Отныне все творение может надеяться. Павел, слышавший плач и стенания всего творения, равно как и другие великие учителя Востока, идущие совершенства в гармонии с природой - гармонии, которой раньше не существовало, ведь за красотой скрывалась смерть, - лишь сейчас могут сказать мне о том, почему так прекрасна цветущая черешня.

Все важнейшие религии мира, кроме четырёх, основаны на обычных философских концепциях. Что до тех четырёх, которые связаны с личностями, а не с философскими системами, то христианство - единственная из них, где речь идёт о пустой гробнице её основателя. Авраам, отец иудаизма, умер примерно в 1900 г. до Р.Х., но речи о его

воскресении никогда не шло.

В своей книге "На этом стою" Уилбур М.Смит пишет: "Ни в одном рассказе о Будде не говорится ни о чём похожем на воскресение. Более того, в наиболее раннем повествовании о его смерти, а именно "Махапариниббана Сутта", мы читаем, что смерть Будды была подобна "совершенному уходу ничего не оставившему за собой".

"Профессор Чаилдерс отмечает, что "ни в палинском каноне, ни в комментариях к нему, насколько мне известно, нет ни одного намёка на то, что Сакья Муни жил после смерти или являлся своим ученикам". Мухаммед умер 8 июня 632 года в возрасте 61 года, в Медине, где его гробницу ежегодно посещают тысячи правоверных мусульман. Миллионы иудаистов, буддистов и мусульман соглашаются, что основатели их религий никогда не воскресали из праха земного".

Теодос Харнак считает, что "позиция по отношению к такому событию, как воскресение Христа никак не связана с христианским богословием. Либо Христос воскрес - и"тогда христианство истинно, либо Он не воскресал - и тогда христианство не имеет никакого смысла".

Профессор Уильям Миллиган подчёркивает "Говоря о свидетельствах в пользу Воскресения нашего Господа, можно добавить к ним и то, что это событие, если оно произошло, отвечает всему смыслу земной жизни Христа".

Как завершает Уилбур М.Смит, "Если Господь наш не раз говорил с полной определённостью и во всех подробностях, что после того, как Он отправится в Иерусалим, Его предадут смерти, но на третий день Он воскреснет из мёртвых, и если это пророчество сбылось, то и все Его слова, как мне всегда казалось, должны быть истинны".

Эту мысль развивает У.Дж.Спэрроу-Симпсон: "Насколько воскресение Христа доказывает, что Он был Сыном Божьим? Прежде всего, Он восстал из мёртвых Своей собственной властью. У Него была власть отдать Свою жизнь и власть опять принять её (Иоаи. 10:18). Это отнюдь не противоречит другим местам из Писания, где говорится о том, что Он воскрес властью Своего Отца - ибо совершаемое Отцом совершается и Его Сыном. Творение и иные дела Бога осуществлялись Отцом, Сыном и Святым Духом, между которыми в этом случае не проводится разницы. Более того, поскольку Христос открыто провозглашал Себя Сыном Божьим, Его воскресение из мёртвых было окончательным подтверждением истинности Его слов. Будь Он подвластен смерти. Господь опроверг бы Его притязания на имя Сына Божьего. Воскресив же Его из мёртвых. Он всенародно признал Его Своим Сыном, как бы говоря: "Ты Сын Мой, ныне говорю об этом во всеуслышание".



Отметим также, что проповедь Петра в день Пятидесятницы "целиком и полностью основана на воскресении. Воскресение не только её главная тема, но и неотъемлемая, жизненно важная часть самого учения. Действительно, христианство подчёркивает, что воскресение (1) объясняет смерть Иисуса, (2) было пророчески предсказано как завершение земной судьбы Мессии, (3) подтверждается апостолами, (4) есть причина сошествия Духа Святого, и, таким образом, причина необъяснимых иным образом религиозных явлений, (5) подтверждает, что Иисус из Назарета был Мессией и Царём. Следовательно, целый ряд аргументов и выводов имеет смысл лишь в том случае, если Христос

действительно воскрес. Без воскресения Иисус перестал бы быть Мессией и Царём, новое сошествие Духа Святого осталось бы необъяснимой загадкой, свидетельства апостолов ничего бы не стоили. Всё, что осталось бы от христианского учения, было бы предсказание о Мессии в Пс. 15, причём предсказание о Мессии ещё не явившемся. Осталось бы и Божественное покровительство над Христом, о котором свидетельствуют Его дела, но это покровительство очевидно касалось бы только Его жизни, которая кончилась бы точно так же, как жизнь любого другого пророка, которого больше не мог терпеть народ. Таким образом, первая проповедь христианства основана на образе Христа, определяемом Его воскресением".

Даже Адольф Харнак, отвергающий веру Церкви в воскресение, вынужден признать, что "твёрдая вера учеников в Христа была основана на их убеждённости в том, что Он не пребывал в смерти, но был воскрешён Богом. После испытанного ими рядом с Христом, они уверились в Его воскресении окончательно лишь после того, как Он явился им. Воскресение стало для них таким же достоверным событием, как смерть Христа, и легло в основу их проповедей о Нём" ("История догмы").

"Вера в воскресение, - замечает Х.П.Лиддон, - есть краеугольный камень ковчега христианской веры. Если удалить его, то разрушится и всё христианское учение".

Воскресение Христа всегда было центральным пунктом учения Церкви. Вот что пишет об этом Уилбур Смит:

"С первого же дня божественно дарованной ей жизни христианская церковь была едина в своём свидетельстве о вере в воскресение Христа. Мы смело можем назвать воскресение одним из главных оснований и убеждений церкви; эта тема настолько пронизывает всю новозаветнюю литературу, что если изъять из неё все фрагменты, где речь идёт о воскресении, то оставшееся просто невозможно будет понять. Воскресение было близко самым первым христианам; о нём говорят надписи на их гробницах, рисунки на стенах пещер. Оно глубоко вошло в христианские песнопения, стало одной из насущнейших тем апологетических сочинений первых четырёх веков христианства и проповедей как до, так и после Никейского собра. Воскресение стало одним из символов веры для церкви, оно вошло в наш апостольский символ веры и включалось во все последующие вероучения христианства.

"Все свидетельства Нового Завета показывают, что суть благой вести, суть Евангелия заключается не в том, что верующий должен следовать за данным Учителем и стараться подражать Ему, но в Иисусе и Его воскресении. Этого принципа нельзя изъять из христианства, не изменив его радикально и не разрушив самой его сущности".

"Очевидно, - подчёркивает профессор Миллиган, - что с самых ранних лет истории христианской церкви она не только верила в Воскресение Господа, но и основывала на этой вере само своё существование".

"Пустая гробница Христа была колыбелью церкви". Этот афоризм французского богослова Прессансе приводит У.Р.Николл.

У.Дж.Спэрроу-Симпсон отмечает, что "если воскресение не было историческим событием, то власть смерти осталась нерушимой, а с нею и последствия греха; значение смерти Христа остаётся неподтверждённым и, следовательно, верующие продолжают пребывать в грехе точно так же, как ещё до того, как они услыхали о Христе".

Африканский богослов Р.М" Чейне Эдгар в своем труде "Евангелие воскресшего Христа" пишет следующее:

"Перед вами религиозный проповедник, спокойно основывающий все свои утверждения на своей способности после смертной казни вновь подняться из могилы. Смело можно считать, что ни до него, ни после никто не утвержадал ничего подобного. Говорить о том, что вся поразительная история воскресения, подтвердившего божественность Христа, была придумана мистиками, изучавшими пророчества, а затем вставлена в евангельские рассказы - означает чрезмерно искушать нашу доверчивость. Тот, Кто был готов поставить всё на Свою способность живым выйти из гробницы, стоит перед нами как самый необыкновенный из всех учителей, в сиянии Своей жизни, подтверждающий самое себя".

Следующий отрывок мы находим в "Словаре апостольской церкви".

Л. Ф.Штраус, самый резкий и беспощадный критик церкви в том, что касается воскресения, признаёт, что оно есть "пробный камень не только жизни Иисуса, но и самого христианства", что оно "задевает за живое всё христианство" и "определяет весь взгляд на христианство" ("Новая Жизнь Иисуса"). Если Христос воскрес, то Его учение действительно, если нет - рушится всё христианство. Таким образом в течение веков, начиная со времён Цельса, воскресение было главной мишенью нападений на христианскую веру".

"Сам Христос, - как пишет Б.Б.Уорфилд, - намеренно поставил принятие людьми всего Своего учения в зависимость от Своего воскресения. Когда ученики попросили Его о знамении. Он указал на воскресение, как на единственное и главное доказательство Своих слов".

В своих "Лекциях в защиту^ христианской веры" знаменитый швейцарский богослов Фредерик Годэ говорит о "важности воскресения Христа, подчёркивая, что именно оно было тем главным чудом, на которое указывал Христос как на доказательство Своих утверждений и Своей власти".

Убедительно говорит о значении воскресения Майкл Грин:

"Христианство отнюдь не считает воскресение одним из многих оснований веры. Без веры в воскресение вообще бы не могло существовать христианство. Христианская церковь никогда бы не возникла, движение последователей Христа с Его казнью зашипело бы и погасло подобно подмоченному пороху. Христианство либо истинно, либо ложно в зависимости от истинности воскресения. Докажите, что воскресения не было - и вы избавитесь от христианства.

Христианство - историческая религия. Она утверждает, что Бог взял на себя риск принять участие в истории человечества. Все факты Его участия - перед вами, исследуйте их с максимальным пристрастием, ибо они устоят перед лицом сколь угодно тщательного критического разбора..."

Знаменитый английский философ Джон Локк писал: "Воскресение нашего Спасителя... действительно имеет непреходящее значение для христианства, значение настолько важное, что от него зависит, был ли Он или не был Мессией. Два эти вопроса неотделимы друг от друга и по сути представляют единое целое. С первых дней христианства веровавший в одно верил в оба, не веровавший в одно отрицал и второе".

Как заключает известный историк церкви Филипп Шафф, "воскресение Христа, таким образом, становится безусловно ключевым вопросом, от которого зависит истинность или ложность христианской религии. Это либо величайшее чудо, либо величайшее заблуждение в истории человечества".

mob_info