Жития святых. Великомученик Феодор Тирон

Нечестивые цари Максимиан и Максимин 1 разослали по всему царству своему повеление, чтобы все, принявшие закон Христов, были освобождены от казни, если только они вкусят от идольских жертв, тех же из них, кто откажется от сего, предать суду. В то время святой Феодор Тирон 2 , незадолго перед тем избранный в воины, был назначен в мармаритский полк, бывший под начальством препозита 3 по имени Вринка; сей полк стоял тогда в Амасии, городе Понтийском 4 . Когда святой Феодор был приведен в тот полк, то неверующие стали принуждать его, чтобы он принес жертву идолам; истинный же воин Христов Феодор, верный Богу, исполнившись Духа Святого, сказал во всеуслышание:

Я - христианин, и мне велено не приносить жертвы мерзким языческим богам, ибо я покланяюсь Иисусу Христу, Истинному Богу и небесному Царю.

Тогда препозит Вринка стал убеждать святого:

Послушай меня, Феодор, возьми с собой всё свое оружие и, как воин, приди и принеси жертву богам.

Святой Феодор отвечал ему:

Я воин моего Царя Христа, и не могу быть воином какого-либо другого царя.

На сие препозит Вринка сказал:

Вот эти все воины - христиане, и однако же они - воины римского царя".

Каждый знает, кому он служить, - ответствовал святой Феодор, - я же служу моему Небесному Царю и Владыке - Богу и Единородному Сыну Его - Иисусу Христу.

Тогда сотник Посидоний, стоявший тут, спросил:

Разве твой Бог, Феодор, имеет и Сына?

Святой Феодор отвечал:

Он воистину имеет Сына, Слово Истины 5 , чрез Которое Он сотворил всё.

Препозит спросил его:

Можем ли мы познать Его?

На сие святой ответствовал:

Я желал бы, чтобы Бог дал и вам такое разумение, дабы вы познали Его.

Тогда Посидоний спросил его:

Если мы познаем Его, то можем ли мы оставить царей наших и приступить к Нему?

Ничто не препятствует вам, - отвечал святой Феодор, - оставив тьму и временных земных царей, приступить к живому Богу, Царю и Владыке вечному и быть воинами Его, подобно мне.

Тогда препозит Вринка сказал сотнику:

Оставим его (Феодора) на несколько дней, пусть он поразмыслит и сам решит, что ему делать.

Во всё то время, которое дано было Феодору для размышления, он молился непрестанно и славословил Господа; а нечестивые, дыша яростью на некоторых других граждан, веровавших во Христа, взяли их и отвели в темницу; когда их вели, святой Феодор, идя в след за ними, поучал их вере и терпению, и убеждал, чтобы они не отвергались своего Небесного Царя - Христа. Когда они были заключены в темнице, святой Феодор, выбрав удобное время, зажег ночью капище матери богов 6 . Некоторые граждане видели, как святой поджигал храм, и донесли на него властям. Тогда градоначальник Кронид, боясь, как бы ему не пришлось отвечать за Феодора, взял его, привел к игемону Публию и сказал:

Господин мой, сей муж, избранный недавно в воины, человек вредный; с злым умыслом он пришел в наш город, сжег храм матери богов наших и обесчестил богов; взяв его, я привел к твоему величеству, чтобы он по божественному повелению владык вселенной - по приказанию царей, воспринял вполне достойную казнь за свою дерзость. Игемон, призвав препозита Вринку, спросил его:

Ты ли позволил воину Феодору сжечь храм матери богов наших?

Тот отвечал:

Часто я увещевал его, и наконец назначил ему срок, чтобы он, поразмыслив, принес жертву богам. И если он поступил таким образом, то, значит, он совершенно отвратился от богов наших и презрел царское повеление; посему ты, как судия, исполни то, что приказали цари.

Тогда игемон, воссев на судилище, призвал к себе блаженного Феодора и спросил его:

Почему, когда нужно было принести богине жертву и кадило, ты принес ей огонь?

Святой Феодор ответствовал:

Не стану скрывать, зачем я сделал это. Я зажег дрова, чтобы огонь опалил камень. Неужели так бессильна ваша богиня, что огонь может касаться ее и опалять ее?

Разгневанный этими словами, игемон велел бить его, сказав:

Моя кротость делает тебя дерзким. Но советую тебе не многословить. Ибо если ты не исполнишь царское повеление добровольно, то мы принудим тебя исполнить его жестокими муками.

На сие святой отвечал:

Я не боюсь ни тебя, ни твоих мук, как бы люты они ни были. Делай, что хочешь; я надеюсь на Господа моего, уповаю получить от Него награду себе на небесах и готовь пострадать за Него.

Принеси жертвы богам, Феодор, - сказал судия, - и ты будешь свободен от предстоящих тебе мук, иначе тебя ждет ужасная смерть.

Но святой Феодор мужественно возразил ему:

Твои муки мне не страшны. Ибо предо мною - Господь и Царь мой Иисус Христос. Он избавит меня от твоих мук. Но ты не можешь Его видеть, так как ты не можешь смотреть духовными очами.

Судья, исполнившись, подобно дикому зверю, ярости, приказать ввергнуть святого в темницу и, запечатав двери, оставить его там на голодную смерть. Но Святой Дух подкреплял блаженного Своею благодатью. Сверх того, однажды ночью ему явился Господь Иисус Христос и сказал:

Дерзай, Феодор, Я с тобою; не принимай пищи или питие земного, ибо для тебя уготована жизнь вечная со Мной на небесах.

После сего Господь сокрылся из глаз святого. Утешенный видением, блаженный Феодор начал воспевать псалмы и возвеселился душою. Великое множество святых Ангелов внимало ему. Темничные стражи, услыхав сие сладкопение, подошли к дверям темницы. Увидев, что двери заперты и печать цела, они посмотрели через окно и увидели множество мужей в белых ризах, воспевающих вместе со святынь Феодором. В страхе они возвестили о семь игемону Публию. Он тотчас же отправился поспешно к темнице и, придя на место, увидел, что двери на запоре и замок с печатью целы. А так как игемон слышал голоса поющих внутри вместе со святым Феодором, то он приказал вооруженным воинам со всех сторон обступить темницу. Он думал, что вместе с Феодором находятся в темнице некоторые из христиан. Но войдя в темницу, он никого не нашел там, кроме верного раба Божия святого Феодора, который был связан. Страх и трепет напали на игемона и на всех бывших с ним. Выйдя из темницы, они снова затворили двери и ушли. Судья приказал давать каждый день святому небольшую часть хлеба и немного воды. Но в подтверждение слов Священного Писания: "праведный своею верою жив будет " (Авв.2:4). Святой Феодор не восхотел принимать хлеба и воды, сказав:

Господь и Царь мой - Иисус Христос питает меня.

Утром судья приказал привести святого на судилище и сказал ему:

Послушайся моего совета и не заставляй меня приказывать, чтобы тебя пытали и мучили: принеси жертву великим богам. Я тогда напишу о тебе нашим царям - властителям вселенной, и они сделают тебя главным жрецом богов, так что ты получишь тогда почести равные со мной.

Воззрев на небо и осенив себя знамением креста, святой Феодор отвечал своему мучителю:

Жги мое тело огнем, предавай меня разным мукам, секи меня мечами, отдай меня на съедение зверям, но я не отвергнусь Христа моего, до конца моей жизни.

Посоветовавшись с препозитом, мучитель повелел повесить святого на дереве и строгать тело его железными зубцами. Святого мучили так до тех пор, пока не стали видны кости. Блаженный при сем ничего не говорил своему мучителю, но только воспевал:

"В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет " (Рим. 1:17). "Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих " (Пс. 33:2). "Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра " (Притч. 9:16).

Мучитель, удивляясь такому мужеству и терпению святого Феодора, сказал ему:

Неужели ты, сквернейший из всех людей, не стыдишься уповать на Человека, названного Христом, Который Сам был казнен бесчестной смертью? Неужели ты ради Сего Человека так безрассудно подвергаешь себя мукам?

Христов мученик отвечал на это:

Пусть выпадет на мою долю и на долю всех призывающих имя Господа Иисуса Христа такое же бесчестие!

Тогда народ стал кричать и требовать, чтобы скорее была совершена казнь над святым Феодором. Слыша вопль народный, судья через глашатая спросил Феодора:

Хочешь ли ты принести жертву богам или же намерен претерпевать еще большие мучения?

Смело отвечал на сие Христов мученик:

Нечестивый, всякие скверны и лести исполненный, слуга диавола, разве ты не боишься Бога, давшего тебе такую власть и силу: ибо - Им "цари царствуют и повелители узаконяют правду " (Прит.9:15). Как ты можешь принуждать меня оставить живого Бога и поклониться бездушному камню?

Подумав, судья сказал Феодору:

Чего хочешь ты: быть ли с нами или с твоим Христом?

С великой радостью святой ответствовал:

Со Христом моим я был, есмь и буду; ты же делай, что хочешь.

Судья, видя, что ничто не может одолеть твердости Феодора. произнес смертный приговор.

Феодор, -сказал он, - который не повинуется власти великих царей, не признает великих богов и верует в Иисуса Христа, распятого, как говорят иудеи, при Понтийском Пилате, я повелеваю предать огню.

Сие приказание мучителя было быстро исполнено: слуги его собрали из ближайших домов и бань много дров, сложили огромный костёр и привели к костру святого Феодора. Подожженный со всех сторон костер разгорелся ярким пламенем. Войдя на костер, святой Феодор перекрестился, и вот внезапно сошел Дух Святой и посреди пламени дал прохладу святому страстотерпцу. Святой же, воспевая и славословя Бога, в мире предал Ему дух свой.

И мы видели, - пишет один очевидец блаженной кончины великомученика, - его честную и святую душу, вознесшуюся как молния на небеса.

Одна благочестивая и добродетельная женщина, по имени Евсевия, просила тело святого славного великомученика Феодора. Когда ей отдали честные мощи святого, она помазала их благовонным миром и, обвив чистой плащаницей, погребла в своем доме в городе Евхаитах 7 , в митрополии Амасийской, и ежегодно совершала святую память мученика. Скончался святой великомученик Христов Феодор 17 февраля около 306 года, в царствование императора Максимиана.

О чуде святого великомученика Феодора Тирона.

После сына Константина Великого Констанция 8 на царский престол вступил Юлиан Отступник 9 . Он отрекся от Христа, стал поклоняться идолам и воздвиг на христиан великое гонение. Юлиан преследовал христиан не столько открыто, сколько тайно; ибо он не решался явно подвергать жестоким и бесчеловечным мучениям всех христиан, так как боялся, чтобы многие из язычников, видя мужественное терпение мучимых христиан, не обратились бы сами ко Христу. Посему сей нечестивый царь замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу великого поста христиане соблюдают особен-ную чистоту и каются в своих согрешениях. И вот он призвал к себе константинопольского градоначальника и повелел ему ежедневно в продолжение первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищах, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться (Деян.25:29). Приказание царя было исполнено, и на всех торжищах были положены яства, оскверненные неверующими. Но Всеведущий Господь, посрамляя язычников и заботясь об истинных рабах Своих, разорил сие тайное коварство. Он послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию 10 , святого страстотерпца Своего Феодора, за много лет пред тем пострадавшего за Христа и пребывавшего во славе в небесном Царствии. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, но наяву и сказал ему:

Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью.

Архиерей в недоумении стал спрашивать, чем же заменить покупаемые на торжищах яства людям бедным, имеющим недостаток в домашних запасах:

Святой отвечал:

Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений!

Но епископ продолжал выказывать недоумение, так как, не знал, что такое коливо. Тогда святой Феодор сказал:

Коливо - это вареная с медом пшеница 11 . Так называется это кушанье в Евхаитах. Тогда епископ спросил святого:

Кто ты и почему так заботишься о православных христианах?

На сие святой отвечал:

Я - мученик Христов Феодор; я, по Божию повелению, послан вам на помощь.

Сказав это, святой стал невидим. Епископ тотчас же собрал всех христиан и рассказал им, что видел и слышал. Приготовив коливо, он сохранил свое стадо от вражеского коварства. Нечестивый царь, видя, что козни его разрушены, весьма устыдился и приказал доставлять на торжища неоскверненные яства. А христиане, благодаря Господа за его неизреченное милосердие и восхваляя Христова великомученика святого Феодора, в субботу первой седмицы великого поста совершили празднование святому великомученику, благословив в честь и память его коливо в пищу для употребление верным. И с того времени даже до ныне Церковь творит в первую субботу великого поста освящение колива в память бывшего при архиепископе Евдоксии чуда и прославляет страстотерпца Христова Феодора, чтобы дать верующим постоянное напоминание о милостивом Промысле Божием о рабах Своих - и о помощи святого великомученика Феодора христианам 12 .

Тропарь, глас 2:

Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. . Того молитвами, Христе Боже, спаси душы наша.

Кондак, глас 8:

Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противныя силы попрал еси многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно Феодоре, яко непобедимый.

________________________________________________________________________

1 Под Максимианом здесь разумеется Максимиан Галерий, зять императора Диоклитиана (284-306), соправитель его на Востоке, и после - его преемника (305-311). Максим Дака был соправителем Максимиана Галерия, которому он доводился племянником. От своего дяди он получил во владение Сирию и Египет с титулом цезаря Царствовал почтя одновременно с Галерием (305-313).

2 Тирон - слово римское, значить: новобранец, воин новый.

3 Препозит - слово латинское, значит начальник.

4 Амасия - сильно укрепленный город в Понте, по обоим берегам Ириса, бывшая столица понтийских царей. Понт -северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся по берегу Черного моря или Понта Эвксинского, как это море называлось в древности. Таким образом, Понтийская область от моря получила свое название.

5 Наименование Второго Лиа Святой Троицы Словом заимствовано у Евангелиста Иоанна Богослова. Свое Евангелие евангелист Иоанн начинает, вдохновенными строками о Боге-Слове, прежде век бывшем с Богом Отцом, - Слове, "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть " (Иоан. 1:1-3).

6 Здесь разумеется языческая богиня Цибела, дочь неба (Урана) и земли (Геи); она почиталась как великая матерь богов, так как греческая мифология считала ее матерью олимпийских богов с Зевсом во главе.

7 Евхаиты - незначительный город, находившийся в Понтийской области, близ Амасии.

8 Император Константин Великий царствовал с 306-337, сын его Констанций - с 337 по 361 год.

9 Юлиан вступил на царство в 361 году и царствовал до 363 года. Воспитанный в христианской вере, он, как только сделался императором, отрекся от христианства и перешел на сторону язычества. За это он и называется "Отступником".

10 Святитель Евдоксий занимал константинопольскую кафедру с 340-341 год.

11 Коливо, иначе кутия, или сочиво - скудное кушанье. Оно состоит из сухих зерен пшеницы, чечевицы и ячменя, - что размочив водою едят с медом.

12 Празднование в память чудесного явления архиепископу Евдоксию великомученика Феодора начинается в навечерие субботы - в пятницу на литургии по заамвонной молитве. В это время и совершается благословение колива вместе с пением молебного канона великомученику, составленного святым Иоанном Дамаскиным. В субботу Церковь постановила читать похвальное слово святому Феодору и петь канон Иоанна, митрополита Евхаитского.

По месяцам: Январь Февраль Март Апрель


Феодор Тирон. Фреска 13 века , Афон .

Святой Феодор Тирон (+ в 306 году) - великомученик. Феодор Тирон был воином и проходил службу в городе Амасия Понтийская в Малой Азии (ныне город Амасья в Турции) и приходился родным дядей св. воину-мученику Василиску Команскому (память его совершается 3 мартаи 22 мая ст. ст). А византийский писатель епископ Никита Пафлагонянин в «Похвале Св. Феодору» (вторая половина 9 века) называет Св. великомученика Феодора Стратилата племянником Св. Феодора Тирона. Прозвище Тирон по одной из версий означает новобранец. По другой - Св. Феодор получил его по наименованию воинского подразделения (когорты), в котором он служил - Cohors Tyronum (Тиронская когорта, название, вероятно, происходит от названия города Тир, из жителей которого набирался личный состав когорты).

Св. Феодор родился на востоке Римской империи (в качестве возможных мест его рождения указываются Сирия и Армения). Иногда в качестве возможной родины Св. Феодора указывается селение Евхаиты, находившееся недалеко от Амасии.

Св. Феодор Тирон пострадал за Христа во время гонений на христиан, устроенных императором Максимианом Галерием (Гай Галерий Валерий Максимиан) и его племянником Максимином Дазой.

Максимиан и Максимин разослали по области Понт повеление всем христианам вкусить от идольских жертв. Св. Феодор, чьё подразделение было тогда расквартировано на зиму в Амасии, отказался выполнить повеление императора Максимиана и принести жертву идолам и, исполнившись Духа Святого, сказал во всеуслышание:

Я - христианин, и мне не подобает приносить жертвы мерзким языческим богам. Я покланяюсь только Иисусу Христу, единственному Истинному Богу и Небесному Царю.

На все убеждения своего военачальника (препосита) Вринки святой Феодор отвечал, что он воин Небесного Царя, и отказывался приносить жертву ложным богам. Тогда Вринка предложил непосредственному начальнику Феодора - сотнику (дукинарию, центуриону) Посидону (Посиданию):

Оставим этого упрямца на несколько дней, может быть, он сам образумится.

Всё то время, которое было дано Феодору для раздумий, святой непрестанно молился и славословил Господа. В те дни были схвачены и отведены в темницы другие христиане. Когда их вели, воин Феодор шёл рядом с ними и подбадривал их, убеждая, чтобы они не отвергались своего Небесного Царя, Христа.

Ночью же, выбрав удобное время, Феодор поджёг языческий храм - капище фригийской богини Реи - Кибелы, поганой «Идейской матери», «великой матери богов», почитавшейся неверными покровительницей городов Малой Азии и подательницей урожая и плодородия земель. Узнав об этом, градоначальник Кронид, испугавшийся, как бы ему не пришлось отвечать за Феодора, велел арестовать святого и привёл его к игемону Публию (Поплию) и сказал:

Господин, этот человек, ставший недавно воином, сжёг храм Матери богов. Я привёл его к тебе, чтобы ты придумал для него достойную казнь.

Узнав, из какого подразделения Феодор, Публий позвал к себе военачальника Вринку и спросил у него:

Как случилось, что твой подчинённый пошёл на такое страшное преступление?

Вринка отвечал:

Прибыв в мой полк, Феодор отказался принести жертву богам. Я увещевал его и, наконец, назначил ему срок, чтобы он одумался. Но его преступление говорит о том, что он совершенно отступился от наших богов. Поступай с ним так, как велят наши законы.

Тогда игемон призвал к себе Феодора и спросил его:

Ответь мне, почему вместо жертвы богине ты принёс ей огонь?

На это святой отвечал:

Неужели так бессильна ваша богиня, что она боится огня?

Игемон начал угрожать святому мучениями, которые его ожидают, если он не покорится императорским эдиктам и не принесёт жертву богам. Но святой мужественно отвечал:

Я не боюсь ни тебя, ни твоих мук. Я надеюсь на Господа Бога моего и уповаю от Него получить награду на Небесах. Я готов пострадать за Него.

Тогда Публий приказал запереть святого в темнице, запечатать её и не давать Феодору пищи. Но святой продолжал молиться, невзирая на голод. Однажды ночью явился ему Господь Иисус Христос и сказал:

Дерзай, Феодор, Я с тобой. Не принимай земной пищи и пития. Я укреплю тебя в твоих страданиях, за которые уготована тебе жизнь вечная на Небесах.

Утешенный видением, святой Феодор начал воспевать псалмы и возвеселился душой. Великое множество святых Ангелов явилось ему. Тюремные охранники, услышав пение, подошли к дверям его камеры. Увидев, что двери заперты и печати целы, они посмотрели через окно и увидели множество людей в белых одеждах, молящихся вместе со святым Феодором. В страхе они известили об этом Публия. Он тотчас же отправился к темнице и приказал вооружённым воинам окружить со всех сторон темницу. Он думал, что к Феодору каким-то образом проникли другие христиане. Но, войдя в камеру, где находился мученик, он, к своему удивлению, никого там не нашёл, кроме самого Феодора, да ещё и связанного. Ужас объял игемона и всех бывших с ним. Выйдя из темницы, они опять затворили двери, но разрешили давать святому немного еды. Однако Феодор отказался от пищи, как повелел Господь.

На утро святого Феодора ещё раз привели к игемону, который снова попытался склонить святого воина к жертвоприношению и ласками, и лестью, и угрозами. Но Феодор был непреклонен.

Тогда Публий повелел повесить святого мученика на дереве и строгать тело его железными зубцами. Святого мучили до тех пор, пока не стали видны его кости. Но Феодор терпеливо продолжал славословить Господа, воспевая: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих». Игемон, удивляясь такому мужеству воина, последний раз попытался склонить его совершить жертвоприношение. Но Феодор воскликнул:

Как можешь ты принуждать меня оставить Живого Бога и поклониться бездушному камню? Со Христом моим я был, есть и буду! Делай со мной, что хочешь.

Видя, что ничто не может одолеть твёрдости святого, игемон огласил смертный приговор:

Феодора, который не повинуется власти великих императоров, не признаёт великих богов и верует в Иисуса Христа, распятого, как говорят иудеи, при Понтийском Пилате, я повелеваю предать огню.

Это приказание было быстро исполнено: слуги собрали большое количество дров и сложили огромный костёр. Подожжённый со всех сторон, костёр быстро разгорелся ярким пламенем. Взойдя на костёр, Феодор перекрестился, и внезапно сошёл на него Дух Святой и посреди пламени дал прохладу святому страстотерпцу. Святой же воспевал и славословил Бога, в мире предал Ему дух свой.

«И мы видели, - пишет один очевидец блаженной кончины великомученика, - его честную и святую душу, вознесшуюся, как молния, на небеса».

Преставился святой великомученик Феодор Тирон около 306 года, 17 февраля старого стиля - согласно греческому месяцеслову. Римский месяцеслов помещает ему память 9 ноября.

Вдохновлённые примером Св. Феодора мученический подвиг совершили в 308 году его сослуживцы Св.Евтропий и Клеоник Амасийские, родные братья а также племянник Св. Феодора Василиск. Евтропий и Клеоник были распяты на кресте, Василиск обезглавлен. С тех времён сохранилась молитва «Евтропия Воина в ранах и страданиях»:

«Боже Вседержителю, благий и милостивый, Помощниче в узах и Податель мужественного терпения в муках! Даждь нам терпение в ранах сих и прииди на помощь к нам, якоже к рабу Твоему мученику Феодору пришел еси и помогл ему, и всесильною Твоею помощью яви всем, яко мы воистину Тя Единаго имамы Господа Спаса и Тебе Единому поклоняемся, славяще Тя со Отцем и Святым Духом во веки. Амин ь

Благочестивая христианка Евсевия (некоторые жития именуют её матерью Феодора Тирона) погребла неповреждённое огнём тело святого воина, помазав миром и обвив плащаницей, в селении Евхаиты (Еухант), недалеко от Амасии. Над его могилой Евсевия построила церковь. Мощи Св. Феодора находились в Евхаитах предположительно до 11 века, затем были перенесены в Константинополь, а впоследствии частицы мощей попали во многие другие города и страны.

1. Честная глава Св. Феодора Тирона находится в Италии, в городе Гаэта.

2. В 12 веке часть мощей была перенесена в Брундизий, Италия, и святой стал почитаться как покровитель этого города.

3. Частица мощей издревле находилась в Венеции. Первоначально Св. Феодор почитался патроном Венеции, однако впоследствии его культ был вытеснен культом Св. Марка и Св. Георгия Победоносца.

4. Часть мощей Св. Феодора хранится в Сербии, в монастыре Хопово (Воеводина) (построен в начале 16 века)

5. Икона Св. Феодора с частицей мощей находится в женском монастыре в честь иконы Божией Матери Всецарица, Екатеринодарской и Кубанской епархии МП РПЦ.

6. Часть мощей Св. Феодора находится в Феодоро - Тиронском женском монастыре, город Кишенёв, республика Молдова, улица Чуфля, 12 (за Академией наук).

7. Крест с мощами Св. Феодора и Св. великомученицы Варвары находился в уничтоженном Екатерининском соборе Царского Села.

Византийский император Константин VII Багрянородный (правил в годах) в своём сочинении упоминает об особой реликвии - щите Тирона, который был подвешен под куполом церкви в Далисандос в городе Селевкии (область Исаврия).


За свой подвиг святой удостоился благодати укреплять верующих во время поста и предохранять от осквернения через пищу. В 362 году император Юлиан Отступник (правил в 361-363 годах) решил надругаться над верой христиан. Призвав константинопольского епарха (градоначальника), богоненавистный Юлиан повелел ему в продолжение первой недели Великого Поста осквернять все съестные припасы, продаваемые на городских рынках, кровью идоложертвенных животных. Приказание императора было исполнено, и на всех рынках были положены осквернённые продукты. В 362 году Пасха была 31 марта, а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Всеведущий Господь послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию, хотя тот и был еретиком - арианином, святого страстотерпца Феодора. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, а наяву и сказал ему:

Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем христианам, чтобы никто из них не покупал на рынках ничего съестного, потому, что всё по приказанию нечестивого императора осквернено идоложертвенной.

Архиерей в недоумении стал спрашивать, чем же заменить покупаемые на рынках продукты людям бедным, у которых нет домашних запасов.

Святой отвечал:

Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений.

Но епископ продолжал высказывать недоумение. Он не знал, что такое коливо, ибо в Константинополе не употребляли такой пищи, а в Евхаитах, где жил святой, варили пшеницу с мёдом и называли это коливом. Так объяснил архиепископу Святой Феодор.

Тогда архиепископ спросил святого:

Кто ты и почему так заботишься о христианах?

На это святой отвечал:

Я - мученик Христов Феодор. Я по повелению Божию послан к вам на помощь.

Сказав это, святой стал невидим. Евдоксий тотчас же собрал всех христиан и рассказал им о том, что случилось. Юлиан, видя, что его планы разрушены, и христиане не покупают себе еды на рынках, отменил своё приказание и повелел доставлять на рынки неосквернённые продукты. А христиане, благодаря Господа за его неизреченное милосердие и восхваляя Христова великомученика Святого Феодора, в субботу перовй седмицы Великого поста совершили празднование святому.

И с того времени в первую субботу великого поста, чтобы дать верующим постоянное напоминание о милостивом промысле Божием и о помощи святого великомученика Феодора, Церковь прославляет страстотерпца Христова Феодора. В память о чуде в пятницу первой недели Великого поста на литургии по заамвонной молитве совершается благословение колива и читается канон Св. Феодору Тирону: «Коль велие чудо твое и преславное твоё заступление, Феодоре! Темже дерзающее вси чисто к тебе прибегаем и молимся, спаси рабы твоя. Поэтому в Древней Руси первую неделю Великого поста называли Фёдоровой.

Этому чуду Св. Феодора Святитель Нектарий, архиепископ Константинопольский (занимал кафедру в 381 - 397 годах) посвятил похвальное слово (Сказание Константинопольского Патриарха Нектария о Феодоре Тироне (По сербской рукописи XV века)), сохранившееся в древнем переводе. Святитель обращает внимание на значение имени святого (Феодор — Божий дар), "иже вьистину Божий дар на спасение наше и веры". Автор говорит: "Тем же на всяко лето оттоле даже и до днешняго дне, яже о чюдеси приснопаметного мученика Феодора паметь вьсемь верным поставише благочестно почитати, рекше еже мы ныня творим праздник, еже ради сице нам бысть мученик теплый помощник и от злочестивые веры злочестнаго советы потребление". Слово мученику Феодору Константинопольский Патриарх Нектарий заканчивает следующими словами: "Мы же мученику с сими победную песнь воспоим и чюдеси присно обнавляти паметь сами приносеще добропобедному мученику Феодору верно возопиим: О мучеником светлость и святим красота; о Божий дар воистину; о хранителю и предпособниче верным неотступниче. Не забывай нас убогых и смереных, но всегда присно молитисе не престай о нас, пречюдне, ни пакы иже повсегда мысльнаго душам нашим Иулияна, иже тогда и ныня злоначелнаго врага борущаго нас, да не презриши, пречестне".


Чудо Феодора о змие. Русская икона XVII века.

Подвигам и чудесам Св. Феодора Тирона посвящены несколько памятников древнерусской письменности: «Мучение Феодора Тирона», статья в Прологе, а также апокрифическое сказание «Фёдора Тироне еже о Змие». В этом апокрифе— « Чудо бывшее святого Феодора Тирона, како выведе матерь от змеа» (нач.: «Во времена Уалента царя, царствующу в Афимстем граде...») или «Слово святого мученика Феодора Тирона» (нач.: «В время Уалента царя, царьствующе в Афунеистем граде...») рассказывается, как «первый боярин» Феодор Тирон одолел дракона, которому жители города приносили дань, так как, не получив даров, дракон, обитавший в подземелье близ некоего кладязя, «удерживал» воду и жители страдали от жажды. Дракон похитил мать Феодора. Воин проник в змеиное царство, с божественной помощью одолел дракона и его воинство.

Мотивы мучения Феодора оттеснены здесь на второй план: лишь в конце апокрифа упоминается о том, что преемник царя, которому служил Феодор, казнит его и после смерти святого совершаются чудеса. В Златоусты входит статья «Сказание Нектария патриарха, «то ради празднуем суботу 1-й недели поста святого великомученика Феодора Тирона» (нач.: «Приидите, слышите, вернии, како благий Христос наш не остави нас...» или «Яко много множество благостыня твоея, господи…»). В ней повествуется, как император Юлиан, желая оскорбить религиозные чувства христиан, приказывает разрешить продажу в канун поста лишь оскверненной языческими «требами» пищи. Патриарху Нектарию (а не Евдоксию, как в Житии) является в видении великомученик Феодор и советует сварить пшеницу и раздавать ее бедноте, иначе лишенные запасов продовольствия бедняки будут покупать на торжище оскверненную «ядь». С той поры, говорится далее, первая неделя поста и стала именоваться Федоровой.

Помимо змееборчества предание отмечает, что святой имеет благодать помогать от хищений, а также повелевать волками. В связи с этим Св. Феодор пользуется особым почитанием у осетинов (аланов) под именем Тутыр (искажённое Тирон) (под этим именем он вошёл в нартский эпос). Его образ пришёл на смену древнему аланскому языческому божеству (имя которого не сохранилось), покровителю волков. Ему молились, чтобы очищались пища, семена для посева, урожай, скот. Молились о детях, чтобы росли здоровыми и чтобы он ограждал их от всякого зла. Празднованию памяти Тутыра посвящалась у аланов первая неделя Великого поста.

Почитание двух святых воинов - Феодора Стратилата и Феодора Тирона - было очень распространено в Византии, как во времена могущества Империи, так и в более поздний период ее заката. Эти святые считались покровителями военной мощи империи и защитниками ее христианского населения. Центр культа двух святых Феодоров - город Евхаиты, где святой воин был первоначально погребён, носил неофициальное название Феодорополь.

Подборка икон святого великомученика Феодора Тирона.

Мощи и почитание

Одна благочестивая и добродетельная женщина по имени Евсевия испросила нетронутое огнём тело тело великомученика и, получив его, помазала мощи благовонным миром, обвила чистой плащаницей и погребла в своем доме в городе Евхаитах , недалеко от Амасии, где и ежегодно совершала его святую память.

Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник , желая надругаться над христианами, приказал епарху (т. е. градоначальнику) Константинополя окроплять в первую седмицу Великого Поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию , повелел ему объявить всем верным, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с мёдом - коливо (кутью или сочиво).

В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого Поста (по древнему названию - "Федоровскую субботу"). В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным . После этого благословляется коливо и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого Поста описывал уже патриарх Константинопольский Нектарий .

Впоследствии мощи Феодора Тирона были перенесены в Константинополь , в храм , освящённый во имя его. Бо́льшая часть мощей великомученика с года хранится в Сербии , в женском монастыре Ново-Хопово . Глава мученика находится в Италии , в городе Гаэте . Много частиц мощей ныне обретается в Греции - десница в монастыре Мега-Спилео на Пелопоннесе, ряд частиц - на Святой Горе Афон (в монастырях Ксенофонт , Дохиар , в русском Пантелеимоновском монастыре , в Новом скиту Рождества Пресвятыя Богородицы монастыря святого Павла),

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Ве́лия ве́ры исправле́ния,/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святы́й му́ченик Фео́дор ра́довашеся:/ огне́м бо всесоже́гся,/ я́ко хле́б сла́дкий Тро́ице принесе́ся.// Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́шы на́ша.

В храме святого Евстафия покоятся и мощи двух прославленных воинов-мучеников - святого Феодора Тирона и святого Феодора Стратилата (Воина).
Во времена гонений на христиан при императоре Максимиане (286 - 305 г.) в понтийском городе Амасея (территория севера современной Турции) от святого Феодора Тирона, который в ту пору был солдатом римской армии, потребовали отречься от Христианской веры и принести жертву идолам. Он отказался это сделать, после чего был брошен в темницу и подвергнут жестоким истязаниям. Во время заточения ему явился Господь Иисус Христос, укрепляя и утешая страдальца. В конце концов, его приговорили к смерти и сожгли заживо в 305 году. Сначала его похоронили в Евхаите, позже мощи были перенесены в Константинополь и положены в церкви, посвященной ему. Глава святого Феодора Тирона находится в городке Гаэта в Италии.

Примерно через пятьдесят лет после своей кончины святой сотворил то чудо, которое более всего известно православным. В годы правления императора Юлиана Отступника (361-363 г.) правитель Константинополя решил обманом заставить христиан участвовать в языческих празднествах, и во время первой недели Великого поста приказал окропить пищу, продаваемую на рынке, кровью животных, которые были принесены в жертву языческим богам. Святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию, рассказал о намерении правителя и попросил передать христианам, чтобы не покупали оскверненную пищу, а вместо этого приготовили коливо (вареную пшеницу с медом). Так христиане избежали осквернения, и каждый год в первую субботу Великого поста празднуется память святого великомученика Феодора - служится молебен, верующие вкушают коливо в память о его заступлении.

Святой Феодор Стратилат был римским военачальником в армии императора Ликиния (312 - 324) и военным правителем города Гераклия. Его служение, как военное, так и в качестве градоначальника, было весьма достойным, и Ликиний, желая публично воздать ему честь, позвал его на языческое празднество, которое должно было состояться в Никомидии. Феодор понял, что пришел час, когда ему придется публично отказаться поклониться языческим богам и воздать хвалу Христу. Слуги императора доставили к месту проведения праздника золотых идолов, но святой Феодор приказал своим солдатам разбить идолы еще до начала торжеств и раздать обломки нищим. Когда это деяние стало известно императору, тот в ярости призвал к себе Феодора, и Феодор говорил с ним о Христе. Ликиний вынес ему смертный приговор. Святого подвергли бичеванию, ему было нанесено более тысячи ударов. После этого он был распят и пронзен стрелами. Во время страданий он непрерывно славил Бога. К недоумению палачей, он остался жив и умер лишь после усечения мечом 8 февраля 319 года. После победы Константина над Ликинием и восшествия его на трон Императора, мощи святого Феодора были перенесены из Евхаиты (его похоронили там рядом со святым Федором Тироном) в Константинополь и впоследствии положены в знаменитой церкви во Влахерне. Ему молятся как покровителю православного воинства.

Святой Георгий Новый Мученик из Неаполиса

Мощи святого Георгия также находятся в церкви святого Евстафия. Он жил в XVIII веке в малоазийском городе Неаполисе и был иеромонахом. Во время Орловского восстания 1770 года (неудавшейся попытки добиться независимости Греции в ходе русско-турецкой войны) турецкие пастухи, недовольные восстанием и раздраженные тем, что рядом находится священник, то есть глава местной христианской общины, убили его, когда он шел в соседнюю деревню служить литургию. Его закололи кинжалом, а тело бросили в поле. Спустя несколько дней после кончины он явился своим родным и рассказал, где искать его останки. После этих событий по молитвам у его мощей происходили чудеса.

Храм Успения (Святые Елевферий и Анфия)

В храме Успения в районе Неа Иониа находятся мощи священномученика Елевферия, который во II веке принял мученическую кончину вместе со своей матерью Анфией. Этот Иллирийский иерарх ранней Церкви пострадал при римском императоре Адриане (117 - 138 г.). Как сказано в традиционном Житии, святой родился в Риме, где его отец занимал высокое положение при дворе. После ранней кончины отца мать Елевферия Анфия вместе с маленьким сыном тайно присоединилась к растущей христианской общине, помогая материально небольшой группе учеников святого апостола Павла. Согласно одному из преданий, она еще девочкой приняла крещение от самого Апостола. Однажды епископ Рима Анаклет (76 - 88 г., третий епископ римский после Петра и Лина) заметил благочестие и благородство манер юноши и решил помочь ему в получении воспитания и образования. В пятнадцатилетнем возрасте молодой человек стал диаконом, в семнадцать - священником, в двадцать - епископом. После посвящения в епископский сан он отправился пасти стадо Христово в Авлону (или Валону, которая сейчас называется Влор и находится на территории современной Албании). Анфия поехала туда с ним. Вскоре по всей Иллирии и Эпиру (ныне северная Греция) разнеслась весть о молодом епископе-чудотворце, и так велика была его известность, что римские власти забеспокоились и начали чинить ему препятствия. В конце концов он был взят под стражу по приказу императора Адриана.

Один из центурионов, пришедших взять его, вошел в храм в тот момент, когда Елевферий говорил проповедь. Послушав проповедь, этот центурион (имя его было Феликс) пожелал стать христианином и попросил крестить его. Он принял крещение, а потом, по настоянию самого Елевферия, исполнил приказ - привел епископа в Рим. Елевферия подвергли истязаниям, за которыми наблюдал местный правитель Хорибус. Увидев, что Святой остался невредим после погружения в кипящее масло, пыток на раскаленной железной решетке, бичевания и пребывания в горящей печи, правитель тоже принял Христианство. Епископ Елевферий, центурион Феликс, правитель Хорибус и еще несколько человек, обращенных Елевферием, были обезглавлены. Мать епископа Анфия стояла над телом сына в молитве. Ее схватили и также отсекли ей голову. Это произошло в 120 году от Рождества Христова. Полагают, что святые мощи матери и сына перевезли в Авлону его последователи. Римляне до сих пор отмечают день их памяти 18 апреля, традиционно считающийся днем их мученической кончины. Православная же служба в их честь совершается 15 декабря: в этот день в Константинополе при императоре Аркадии (395 - 408) была освящена церковь святых Елевферия и Анфии.

Частица мощей священномученика Елевферия имеется еще в итальянском городке Реати, где традиционно проживала большая греческая община; а церковка Успения в Неа Ионии в Афинах - это основное место, куда паломники со всего православного Востока приезжают поклониться этому Святому. Говорят, что в Авлоне (ныне албанский городок Влори) также до сих пор пребывает частица его мощей, и что и сейчас происходят чудеса по молитвам святого. К сожалению, местонахождение мощей мученицы Анфии неизвестно, хотя вполне возможно, что во Влори есть их частица.

Когда в XII веке французские захватчики превратили Парфенон, бывший собором Богоматери Атениогасса, в католический храм, одна маленькая церковь в честь святого Елевферия была освящена как Православный собор Афин и продолжала выполнять эту функцию, и службы продолжались и при турках. Помимо прочего, в этой церковке состоялось посвящение в сан епископа святителя Дионисия из Закинфа. Она все еще стоит на этом месте, хотя и кажется крохотной по сравнению с "Митрополией" - митрополичьим собором, построенным в XIX веке, в котором пребывают мощи святой Филофеи Афинской и патриарха Григория V.

Святые Елевферий и Анфия считаются покровителями беременных женщин и рожениц. К тому же, святому Елевферию молятся за плененных, и обоим этим святым - об ограждении от вмешательства бесовских сил. Имя Елевферий означает "свобода", и потому ему молились борцы за независимость во времена греческого восстания и православные греческой Церкви в Албании под гнетом коммунистического атеизма.
Епископа Елевферия не следует путать с Елевферием Папой Римским (175 -189 г.), который, по преданию, послал христианских миссионеров в Англию.

Храм преподобномученицы Параскевы Римляныни (Прмц. Параскева Римляныня)

Мощи святой мученицы Параскевы находятся в районе Афин, который так и называется "Параскеви", в храме, посвященном ее имени. Она родилась в семье благородных римлян около 130 года, во времена правления императора Адриана, когда принадлежность к Христианской Церкви считалась преступлением. Родители девочки, Агафон и Политая, долгие годы прожили в браке бездетными, поэтому появившееся у них на склоне лет дитя они в благодарность Небу посвятили Господу. Они призвали для воспитания и образования дочери умелых наставников, и, вдохновленная добрым примером родителей, она после их кончины раздала свое наследство бедным. В возрасте двадцати лет поступила в обитель христианских дев - подобие будущих монастырей, - где посвятила себя служению Богу. Достаточно преуспев в духовной жизни, покинула общину и стала проповедовать на улицах Рима.

Параскева была настолько преисполнена Божией благодати и так горела духом, что, по сведениям агиографов, множество людей обращалось ко Христу, просто услышав ее проповедь. Совершенно очевидно, что она была сильной личностью и на многих оказала влияние, поскольку Римские власти преследовали ее с неуемной энергией. Ей удалось избежать преследований лишь перебравшись в Малую Азию, где она продолжала проповедовать на территории нынешней Турции. Наконец, ее схватили в Терапии солдаты императора Антония Пия (138 - 61 г). Обвинили не только в оскорблении богов, но и в том, что именно она стала причиной всех несчастий, случавшихся с империей в те времена!

Параскеву привели на суд к императору Антонию, который сначала попытался уговорить ее отречься от своей веры, а когда она отказалась, велел заточить ее в темницу и подвергнуть мучениям. Ежедневные пытки оказались безрезультатными, каждое утро стражники снова и снова находили ее в добром здравии, без каких бы то ни было следов пыток, напротив, она была бодра и весела, будто ничего и не происходило. Видя это, правитель приказал бросить ее в котел с кипящей смолой, маслом и водой. У него на глазах ее погрузили в эту кипящую смесь по самую шею, однако она вела себя так, будто эта жижа была едва теплой. Он подумал, что всему виною его солдаты, их халтурное отношение к делу, и начал бранить их. Он потребовал, чтобы Параскева плеснула на него немного смеси. Она повиновалась и плеснула на него ладонью. Кипящая смола и масло ослепили его. Он начал умолять ее о помощи, обещал стать христианином, если она вернет ему зрение. Она вышла из котла, направилась к ближайшему источнику и, помолившись, умыла ему глаза ключевой водой. Зрение вернулось к нему, после чего он, как и обещал, крестился и прекратил гонения.

Параскева вернулась к апостольской деятельности, но во времена правления Марка Аврелия, преемника императора Антония, была снова взята под стражу и на этот раз обезглавлена по приказанию наследника престола Тарасия 26 июля 180 года. Позднее ее мощи были перенесены в Константинополь, а при Обмене Населением в 1922 году часть их попала в Афины.

Монастырь Пендели (Свят. Тимофей из Пендели)

Тимофей родился в середине XVI века в городке Каламосе в семье клирика и получил образование в Афинах под покровительством епископа Оропова. Он принял сан священника, и после кончины своего благодетеля стал его преемником на епископской кафедре. Потом он был назначен архиепископом Эврипоса (Халкиса) и реорганизовал митрополию Халкиса. Добродетельный человек, энергичный, блестящий деятель, он к 1565 году стал для местных христиан путеводной звездой на пути к спасению. В то время на турецком престоле восседал печально известный Султан Селим II (1566 - 1574), и многие церкви в Константинополе были конфискованы под мечети. Хока Садеддин, учитель сына Селима II Мурада III хвастался, что "те церкви, что находились в черте города [Константинополя], освобождены от мерзких идолов, от скверны идольских нечистот, и после того, как с их образов были стерты лица, а в самих храмах зазвучали мусульманские молитвы и проповеди, многим монастырям и часовням могут позавидовать сами райские Сады". Подобное отношение к церквам было преобладающим, поэтому и в Халкисе, скорее всего, тоже существовала постоянная угроза конфискации церквей. Ориентируясь на антихристианскую политику Константинополя и опасаясь растущей популярности и влияния Архиепископа, паша Халкиса в 1570 году приказал взять Тимофея под стражу, но Нурбану, любимая жена из гарема Селима, мать его сына и наследника Мурада III, велела тайно предупредить Архиепископа, и он бежал вместе со своим дьяконом и несколькими священниками на гору Пендели, что недалеко от Афин.

Гора Пендели расположена в 20 километрах от центра Афин и имеет высоту 430 метров. Она веками давала приют отшельникам-аскетам, жившим здесь в пещерках и небольших монастырях. В таком месте Тимофей мог быть просто одним из многих здешних монахов. Как пишет один автор, "иногда инокам приходилось жить бок о бок с ворами, но воры их не беспокоили, поскольку,во-первых, у них нечего было красть, а, во вторых, воры видели их благочестие и святую жизнь. Некоторые из этих преступников даже раскаялись и сами стали монахами". На горе Пендели был монастырь св. Георгия Кикинариса, св. Иоанна из каменоломен, святых Архангелов, св. Петра и пещера Давела.

Придя впервые на гору Пендели, святитель Тимофей поселился возле небольшой церкви Святой Троицы, здание которой в наши дни является монастырской часовней. Потом он спустился немного ниже и стал жить на месте древнего заброшенного монастыря. Там, под одной из олив, он нашел икону Богородицы и воспринял это как знак свыше, указывавший на необходимость возродить древний монастырь. Со дня своего основания этот монастырь находился под охраной фирмана, выданного от имени султана и его преемников (более снисходительных, чем Селим), хотя местные правители иногда (к примеру, в 1688 - 1690 годах) игнорировали фирман, глядя сквозь пальцы на разграбление монастыря. После 1821 года монастырь Пендели, бывший ранее ставропигиальным (то есть подчинявшимся непосредственно Константинопольскому Патриарху) перешел в ведение Афинской епархии. К сожалению, икона Богородицы, бережно хранимая со дня обретения ее святителем Тимофеем в 1570 году, в 1966 году была украдена и так с тех пор и не найдена.
Восстановление и строительство зданий монастыря завершилось в 1578 году, после чего он был освящен в честь Успения Божией Матери. В монастырь начали приходить люди, желавшие жить обычной монашеской жизнью, и святитель Тимофей перебрался в храм св. Георгия Гаргетоса неподалеку оттуда, а потом еще дальше, в другой храм св. Георгия во Вравоне. Там одна турчанка, обратившаяся в Христианство, пожертвовала святителю Тимофею какой-то земельный участок после того, как он спас ее детей от пиратов. Как сказано в хрониках монастыря Пендели, местные турки и другие соседи были недовольны фактом пожертвования. Похоже, помимо этого были еще и трения между св. Тимофеем и св. Филофеей, поскольку, как пишет один местный историк, желая уладить вопрос о пожертвованной земле и "положить конец разногласиям между ним самим и св. Филофеей, св. Тимофей удалился на остров Кея (Циа) и построил там монастырь св. великомученика Пантелеймона". Какое-то время он жил на этом острове в пещере, возле которой и по сей день время от времени появляется чудесный источник, связанный с его именем. Он почил на острове Кея 16 августа 1590 года, через полтора года после кончины св. Филофеи.

Из мощей святого Тимофея сохранилась только глава. Она хранится в часовне св. Тимофея, которая находится слева от храма Успения, во дворе. Глава источает тонкое благоухание. По предстательству святителя Тимофея происходило много чудес. Дважды афиняне спасались от эпидемий чумы и холеры после крестного хода с его мощами.

Во времена турецкого ига монастырь Пендели устраивал в своих пещерах школу для детей повстанцев. После провозглашения независимости Греции в 1821 году она до 1920 года служила в качестве обычной государственной школы. Монахи Пендели активно участвовали в Войне за Независимость 1821 года. Двадцать два из них принимали участие в "Битве при Малых Мостах", а также в осаде Акрополя, где был ранен настоятель монастыря.

И монастырь, и пещера, в которой размещалась школа, открыты для посетителей. В пещере есть еще небольшой музей.

Храм Айя Динамис

Часовня XVII века Айя Динамис (Святая Сила), расположенная на углу улиц Пендели и Метрополис в юго-западной части, связана с монастырем Пендели и Войной за Независимость 1821 года. Во времена турецкого ига множество ценных предметов церковной утвари и монастырских архивов было спрятано в подземном проходе под храмом Айя Динамис. К сожалению, турки обнаружили и разграбили этот тайник. Позднее, с одобрения турецкого правителя Али Хасеки (1775 - 1795) приход монастыря участвовал в изготовлении пороха и пуль для защитников Афин. В XIX веке по подземному проходу под храмом Айя Динамис контрабандой переправляли амуницию для греческих повстанцев. Ночью 25 апреля 1821 года повстанцы, в числе которых были и монахи Пендели, начали осаду Акрополя - там скрылись бежавшие турки. Монахи даже предлагали свои книги и архивы для изготовления пыжей, которыми в бою набивали стволы ружей и орудий.

Византийский музей

Византийский музей расположен в красивом здании флорентийского стиля недалеко от площади Синтагма. Здесь хранится обширное и прекрасное собрание предметов христианского искусства IV - XIX веков. Среди экспонатов музея - иконы всех периодов византийской эпохи, образцы ранневизантийской скульптуры и даже одна маленькая раннехристианская базилика. Есть здесь и рельефные изображения (бронзовые, золотые и серебряные), а также хорошо сохранившиеся мозаики и фрески.

Старая церковная школа Ризариоса (Свят. Нектарий Эгинский)

Недалеко от Византийского музея находится старая церковная школа Ризариоса, которую с 1894 по 1908 год возглавлял святитель Нектарий Эгинский. В этом здании сейчас размещаются административные офисы школы; сама же школа переехала в район Халандри. Эта церковная школа - одна из многих в Греции, где мальчики 12-18 лет могут получить православное воспитание и изучать помимо школьных светских еще и церковные предметы. Многие учащиеся готовятся здесь к поступлению в духовные учебные заведения и к принятию сана. Рядом с административным зданием школы расположена церковь св. Георгия, построенная в 1834 году, в которой долгие годы совершал литургии святитель Нектарий. В этой церкви хранятся некоторые из его личных вещей и частица его мощей. Церковь открыта ежедневно.

Гора Химеттус и монастырь Кессариани

До горы Химеттус из центра Афин всего двадцать минут езды на автобусе, но здесь царят покой и чистота, столь дорогие сердцу паломника, изнуренного городским шумом и пылью. Поросший лесом горный склон дает живое представление об облике Афин на протяжении их истории. Еще в сороковых-пятидесятых годах XX века пастухи с дудочками, как в древности, пасли здесь свои стада. Здесь все так же вьются пчелы, собирая нектар с соцветий тимьяна. Любой мед афиняне называют "химеттус", но самый ароматный и вкусный - тот, что взят из ульев на склоне этой горы.

Монастырь Кессариани, посвященный Введению во Храм Пресвятой Богородицы, построен в XI веке на месте древнего храма Аполлона, который в более поздние времена классической эпохи был храмом богини Афродиты. В церкви сохранились ионические колонны и пол того времени, органично вписавшиеся в облик монастыря. Обитель Кессариани прекрасно сохранилась. Это монастырь Византийской эпохи в чистом виде, без каких-либо существенных изменений; сохранился даже католикон (главная церковь, собор) XI века. Собор выполнен в форме креста и увенчан куполом, стоящим на четырех колоннах. Купол украшен иконой Христа Вседержителя, стены апсиды расписаны фресками с изображениями Божественной литургии. Арка северного фасада является ярким образцом превосходного искусства византийских каменщиков. Нартекс и неф украшены фресками XVII века кисти известного иконописца Иоанниса Ипатиоса. Заказчиком этих фресок был Николас Бенизелос (один из членов той семьи Бенизелос, в которой за столетие до того родилась святая Филофея). К собору примыкает небольшая часовня святого Антония.

Строения монастыря располагаются вокруг внутреннего двора. Собор находится в восточной части, трапезная и кухня - в западной, а в южной части стоит баня (раньше это был масличный пресс), к которой примыкало двухэтажное здание с монашескими кельями. По всей вероятности, монастырь достиг своего расцвета в XIII веке, хотя и во времена турецкого ига он был известен как центр духовного просвещения и учености. К сожалению, в наши дни Кессариани - это только музей. Несмотря на это, красота его строений, хранимых с такой заботой, и окружающая природа - покрытый лесом и цветами горный склон - излучают мир и спокойствие, свидетельствующие о многовековом присутствии монахов-молитвенников.

», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святой славный мученик Христов Феодор Тирон был родом из Амасии Понтийской. Он служил в римской армии во времена великого Диоклетианова гонения, около 303 года. Христианин с детства, он скрывал свою веру, но не из малодушия, а потому что ждал от Бога знамения, чтобы предать себя мученичеству.

Когда его легион стоял в окрестностях города Евхаиты (в провинции Еленопонт), он узнал, что жители этих земель страшатся ужасного змия, прятавшегося в лесу. Поняв, что настал момент, когда Бог покажет ему, пришло ли время мученичества, он смело пошел в чащу. Феодор добрался до деревеньки, оставленной всеми, кроме одной благородной христианки Евсевии, которая указала ему, где находится логово чудовища. Осенив себя знамением креста, святой бросился на ревевшего и извергавшего пламя зверя и убил его ударом копья в голову.

Теперь святой Феодор знал, что, победив с Божией помощью видимое чудовище, он справится и с невидимым змием, диаволом, и вернулся в лагерь, не боясь открыть свою веру. Когда вышел приказ принести жертву имперским богам, Феодор остался в своей палатке. За ним пришли, чтобы заставить участвовать в церемонии. Но он ответил: «Я христианин и поклоняюсь только Христу. Он - Царь, Которому я служу, и только Ему я принесу жертву!» Помучив коварными вопросами, Феодора на время оставили, чтобы допросить других христиан. Воспламененный божественным рвением, Феодор укреплял единоверцев быть до конца достойными Христа, взявшего их в Свое небесное воинство.

Ночью он пробрался в языческий храм и сжег алтарь Реи, матери богов, вызвав великое волнение в Евхаитах. Один из служителей храма схватил святого и отвел к наместнику Публию. Феодор не оказал никакого сопротивления и спокойно отвечал на вопросы правителя. Христианин доказывал ему, сколь нелепо считать божеством бездушный кусок дерева, в считанные минуты превратившийся в пепел. Публий пригрозил ему страшнейшими пытками. Святой возразил: «Твои угрозы меня не пугают, ибо сила Христова будет мне источником радости и веселья в муках». Скрежеща зубами от злобы, наместник приказал бросить его в темный каземат без еды.

В ту же ночь Христос явился Феодору для утешения и пообещал, что Божественная благодать будет для Его смелого служителя одновременно пищей, радостью и защитой. Окрепший духом святой проводил время, воспевая гимны вместе с ангелами, так что стражникам казалось, будто к заключенному присоединились другие христиане, хотя тюрьма была наглухо заперта.

Ему предложили немного хлеба и воды, но он отказался, объявив, что Христос пообещал ему небесную пищу. Когда он в следующий раз предстал перед наместником, ему предложили стать верховным жрецом при идолах. Это вызвало у святого лишь смех: он сказал, что готов быть разрезанным на кусочки ради любви ко Христу. Тогда его повесили вниз головой, и палачи стали разрывать его тело железными щипцами - но напрасно. Видя неукротимое сопротивление мученика и боясь, что другие последуют его примеру, наместник приказал сжечь его живым.

Подойдя к костру и раздевшись, Феодор обратился к Богу с горячей молитвой, чтобы Он поддержал других исповедников, и сам вошел в пламя. Но, воздавая ему честь, языки пламени окружили мученика, не касаясь тела, словно триумфальная арка. Тогда, произнеся благодарение, Феодор предал душу Богу.

Благочестивой Евсевии удалось выкупить его тело и перевезти в Евхаиты. Здесь в честь мученика воздвигли церковь, в которой паломники получали исцеление душевное и телесное.

В 361 году император Юлиан Отступник, всеми силами пытавшийся восстановить языческие культы, заметил, что у христиан был обычай освящать первую неделю Великого поста особенно усердным воздержанием и молитвой. Жестокий деспот приказал тогда префекту Константинополя окроплять все товары на рынках кровью жертвенных животных, чтобы ни один житель не избежал осквернения идолопоклонством. Но Господь не оставил избранный народ. Он послал Своего слугу Феодора в видении архиепископу Евдоксу (360-364) и приказал, чтобы христиане не покупали продуктов на рынке, а приготовили для пропитания коливо - вареную пшеницу.

Так по вмешательству святого великомученика Феодора христианский народ расстроил козни тирана и остался свободен от идолопоклонства. С тех пор Церковь ежегодно вспоминает об этом чуде в первую субботу Великого поста, показывая верующим, что пост и воздержание могут очистить от всякой грязи и всякого греха.

Святой Феодор Тирон совершил множество других чудес для тех, кто приходил к нему в храм с верой и молитвой. Однажды он явился на белом коне, сияя славой, и привез бедной вдове ее единственного сына, оказавшегося в плену у сарацин. Он часто помогал попавшим в бурю, помогал находить воров, возвращал хозяевам беглых слуг. Всеми своими чудесами он показывал, что, будучи воином на земле, он стал небесным защитником христиан.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

mob_info