Экономические взгляды Г.В. Плеханова

Одним из учеников Маркса, Энгельса является Г. Плеханов.

«Вопросы о развитии монистического взгляда на историю»

«О монистическом понимании истории»

«Вопросы о роли личности в истории»

Так, например, в своих работах Г. Плеханов предложил классификацию движущих сил, факторов исторического развития:

Общие причины

Особенные

Единичные

Общие: развитие производительных сил (т.е. совокупность человек + орудие)

Особенные: историческая обстановка, при которой совершается развитие производительных сил.

Единичные: влияние личных особенностей, деятелей и других случайностей, благодаря которым события получают свои индивидуальные черты.

В. Ленин

Особое место среди учеников занимает В. И. Ленин – теоретик, практик, основатель государства.

Идея: антология

В начале XXвека В.И. Ленин – задача защитить основы материалистического мировоззрения в условиях краха, разрушения старой картины мира. Революция в естествознании, в первую очередь в физике, выражалась в открытии новых свойств материи, в сомнении существования материи как таковой. В этих условиях доказано, что исчезла не материя, а старая теория учёных, считавших под материей вещество.

ВЕЩЕСТВО В.И. Ленин

ПОЛЕ Виды, формы материи многообразны,

Науке известна лишь их малая часть.

Что же следует по В. И. Ленину понимать под материей?

Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, отображаемая им.

ГНОСЕОЛОГИЯ – основы материалистической теории познания – считал принцип отражения внешнего мира в человеческом сознании.

Все знания вытекают из опыта, ощущений, восприятий, где отражаются свойства всех вещей.

как и любое другое учение, марксистская философия – продукт своего времени.

Ряд положений не подтверждается развитием науки, общественно-политической практики. Учение о материи, сознании, развитии, т.е. диалектики, теории познания – не могут быть отброшены как нечто негодное к употреблению.

Русская философия XIX – нач. XX века.

ОСОБЕННОСТИ:

Важнейший элемент в самосознании россиян, как любое крупное явление она самобытна.

Занимала почётное место в первобытной культуре. Многие традиции, вошедшие в русскую философию, оформились ещё в допетровские времена.

В начале русской философии. Как древнее и средневековое любомудрие было представлена именами Илларион, М.Грек, С Полоцкий.

В петровскую эпоху: Ф. Протопович.

Философские идеи – этический, эстетический характер, т.е. они были направлены на научение человека добродетельной жизни. Преобладал интерес к человеческой душе и общественно-политической проблематике.

Русских философов волновали человек, его судьба как судьба России, проблема смысла и цель истории.

Россия воспринималась русскими мыслителями, как явление особое, неповторимое. Особа её роль в истории.

Мысль: Россия должна спасти Европу от морального оскуднения.

Со временем становится характерным: поиски целостности, синтетического единства всех сторон реальной жизни + проявление человеческого духа, вера в особую миссию церкви, поиски нового религиозного сознания.

Вся русская культура в особенности литература тяготеет к философской проблематике.

Западники – путь России аналогичен Европейскому.

Славянофилы – у России свой путь отличный от Европы.

ФИЛОСОФИЯ А.И ГЕРЦЕНА

А.И.Герцен один из первых в истории России предпринял попытку корректически переработать работу Гегеля, освободиться от идеализма, соединить с материализмом.

Эта попытка выражена в «Дилетантизм науки» (1843-1845г.), «Письма об изучении природы»

Стремился сделать материализм философски логичным, понимая под логикой диалектику, которая нашла наиболее полную разработку в трудах Гегеля.

Из философии Гегеля он берёт всё самое ценное, прогрессивное в его понимании – это идея о развитии.

Герцен первым обнаруживает противоречие между прогрессивным методом консервативной философии Гегеля. Критикует Гегеля зато что он подавляет природу логикой. По мнения Герцена под логикой следует понимать отражение в человеческой голове общих связей и закономерностей в природе.

Герцен рассматривает законы и формы мышления как отражение законов действительности, как осознание законов бытия.

Человек не навязывает своего разума природе, а лишь сознаёт то, что есть в ней. Человек часть природы и относительно противоположен ей.

У Герцена имеются догадки о роли познания – мотивов человеческой деятельности. Мышление без действий мечта. Отводит большую роль технике, идеи природы.

Плодотворные идеи Герцена в вопросе о единстве конкретных наук и о философии.

Философия как метод как мировоззрение ничто если она не опирается на данные конкретных наук, но и наука в свою очередь не может обойтись без философского метода без логики.

Природа на каждом шагу учит нас понимать противоположность в сочетаниях (единство и борьба противоположностей)

Бесконечное не отделено от конечного, вечное от вселенного, единство от многообразия.

ИСТИНА- единство противоположных сторон, которые нельзя отделить друг от друга.

КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

Решающая роль в истории принадлежит народу, жизнь которого независима от нашей воли, но не менее важно и развитие природы.

Следовательно, история – объективный процесс.

Свои надежды на преобразование общественных отношений Герцен связывал с крестьянской общиной, т.к. считал её основной ячейкой будущего социалистического общества в России.

Философия Н.Г. Чернышевского

Шёл по пути по пути социальной философии, материализма и диалектического метода, использовал учения Фейербаха, Гегеля.

«Антропологический принцип философии»; «Суеверие и правило логики»

Придерживался антропологического принципа Фейербаха, объясняя общественную жизнь, свойства и потребности человека, как преимущественно биологического существа. Принципом философского воззрения на жизнь со всеми её феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма. «Философия видит в человеке то, что видят медицина, физиология, химия».

Человек есть существо физическое, ему присуща духовная жизнь. Духовная деятельность не принесена откуда-то из вне, а является единственным продолжением реальной натуры человека. Чернышевский считает, что нет и не может быть философского знания отличного от естествознания. «Мир един по своей природе, материален; в природе нечего искать идеи, а в ней разнородные материи с разнородными качествами». Это качественно-разнородная и в тоже время единая по своей основе материя находится в непрерывном движении.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ:

Чернышевский считает, что в человеческом сознании правильно отражается то, что существует объективно, независимо от субъекта. «Говорить, что мы имеем лишь знание наших представлений о предметах, а прямого знания самих предметов у нас нет, это значит отрицание реальной жизни, отрицание существования нашего организма.

(Истина всегда компактна). К процессу познания Чернышевский подходит не только с позиции материализма, но и с диалектики. Он не признавал вечных отречённых истин настаивая на том, что истина всегда конкретна. Поскольку «в действительности все зависит от обстоятельств, от условий, места, температуры».

«Дождь – это зло и или благо?» Вопрос поставлен отреченно, поэтому определенно ответить на него нельзя.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ:

процесс общественных отношений Чернышевский связывал с прогрессом научного знания. «Исторический путь – это не тротуар Невского проспекта. Он часто идёт через поля, а то и через дебри».

«Кто боится быть покрытым пылью и выпачкать сапоги, тот не должен приниматься за общественную деятельность». Однако, не смотря на зигзаги и понятные движения, по его мнению, человечество движется по пути социального и нравственного прогресса.

ФИЛОСОФИЯ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЁВА

Создал крупную и самостоятельную философскую систему.

«Кризис западной философии. Против индивидуалистов».

«Философия начала цельного знания».

«Чтение о боге человечеству».

Он является создателем направлений: «Фил. все единства», «Софиология».

Он пытался объединить философию, науку, религию, создавая тем самым свободную тиософию . Однако, являясь религиозными его воззрения, не были идеологией, т.е. Владимир Соловьёв не задавался целью обосновать какую-либо религию, а философию подчинить религии. Наоборот – поставить религиозный смысл, образы на службу к философии.

Он считал, что философия обладает нравственно-практическим значением, т.е. ей дано право критически оценивать действительность с точки зрения абсолютного идеала. Под ИДЕАЛОМ понимал должное состояние сущего.

ОНТОЛОГИЯ – должное и возможное Владимир Соловьёв выводит, рассматривая сущее.

Картину мира философ создаёт с позиции объективного реализма и обратного пантеизма.

Главной категорией философа Владимира Соловьёва является сущее, тоже самое, что и абсолют и тоже самое, что и Бог. Бог – настоящее сущее, представляет собой духовное существо, а развёртывание сущего претворяется ТЕОКОСНОИСТОРИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ (божественно-космическим процессом).

Владимир Соловьёв является софиологом мировой истории. Образ Софии развит в его картине «Мироздание». София – деятельное начало, особая энергия. Это мудрость божья. Бог даёт ей идею всеединства, на основе которой она действует. Согласно божественному замыслу, благодаря активности Софии и пульсации атомов появляется реальный мир-природа, а затем общество. София при этом выступает как одухотворяющее начало мира, и как материализация идеальных сущностей.

Благодаря деятельности Софии ХАОС преобразуется в космос, однако на создании космоса творение не завершается, т.к. в ходе этого процесса появляется человек. Соединение сотворённого мира с богом осуществляется при важном условии - если в результате длительного сложного становления человечество преобразуется в подлинно духовное и нравственное существо-богочеловечество.

ПОНИМАНИЕ РАЗВИТИЯ:

Мир развивается потому, что в его основе лежит божественный замысел. Однако Владимир Соловьёв считает, что процесс не осуществим, если его ученики движимые какими-то объектами. Истинный прогресс предполагает активных деятельных личностей, которые обладают волей и одухотворены идеей.

Философ считает, что в природе существует стремление к единению, а человек станет выразителем этой тенденции. Согласно взглядам Владимира Соловьёва в результате развития сущее предстанет вселенским организмом, под которым понимается единство Бога, человека, космоса, общества.

Вся философская система Владимира Соловьёва основывается на определённом понимании человека, он выдвинул положения не приемлемые для церкви и богословия.

«Без человека нет деятельности Бога, т.к. её не на что направлять, и, следовательно, человек – совечен, сомогущ Богу.

«Вообще человек – это некоторое соединение божестве с материальной природой, что предполагает в нём три главных элемента:

божественный

материальный

собственно человеческий».

ФИОЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

Через всю мировую культуру как восточную, так и западную, начиная с древности, проходит понимание мира как космоса, т.е. гармонично организованной вселенной. А также ощущения глубины причастностей человека космическому бытию.

Космизм антропологического характера начинается с XIXвека как склад философии, мифа, науки. Начиная сXIXвека, в России развивается уникальное космическое направление научно-философской мысли.

Интерес к космизму объясняется тем, что в современную эпоху нарастают проблемы глобального экологического кризиса, стала актуальной проблема взаимоотношения общества и природы.

ЦЕЛЬ КОСМИЗМА – построение нового мировоззрения, способного выдвинуть на первый план свойства жизни и разума человека и космоса.

ПРОБЛЕМЫ - свойства человеческого сознания и космоса, новой космической этики, множественность разумных миров (тема живого космоса, вседоступности жизни), тема кочующего человечества, развитие космонавтики и др. темы.

ОСНОВАТЕЛИ – Николай Фёдорович Фёдоров.

Основной труд – «Философия общего дела».

Как и древние философы в России Николай Фёдорович связывает своё учение с христианством, но понимает он его весьма оригинально. Вера противопоставляется научному знанию, а у Николая Фёдоровича такого нет. Он считает, что при опоре на знания и благодаря деятельности человек может и должен подчинить силу природы и установить господство над природой, т.е. по его мнению, люди научно управляют метеорологическими процессами и используют солнечную энергию, заменив естественную (отпадает опасность перенаселения Земли), объединив усилия, человечество не останется на Земле, его ждут просторы вселенной (предположение о заселении других планет).

Главная цель, для которой необходимо объединение всего человечества – воскрешение мёртвых. Даже не верующие материалисты не могут доказать, что это невозможно. Разложение тела, даже кажущееся его полное разложение, не является абсолютным препятствием для его воскрешения, потому что частицы тела не могут выйти за пределы пространства. А раз так, то они со временем могут быть воссозданы. «Объединимся и возвратим наших предков к жизни». Николай Фёдорович не принимает и осуждает стремление людей к потустороннему бытию. Он верит в создание царства божьего на Земле. Таким образом, Николай Фёдорович обосновывает идею активной эволюции, в которой орудием совершенствования, создателем природы является разум человека.

Г.В. Плеханов

Георгий Валентинович Плеханов – философ, известный деятель российского и международного социалистического движения, теоретик и пропагандист теории марксизма.

Биография

Г.В. Плеханов родился в семье отставного военного в декабре 1856 г. в селе Гудаловка Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). Был способным юношей: военную гимназию в Воронеже окончил с золотой медалью. Затем также успешно окончил юнкерское училище в Петербурге и поступил в Петербургский горный институт, где за особые успехи в учебе получал Екатерининскую стипендию, но был исключен из института за неуплату за обучение.

Деятельность

В 1876 г. вступил в организацию «Земля и воля». «Земля и Воля» - это тайное революционное общество, существовавшее в России с 1861 по 1864 годы, а с 1876 по 1879 годы восстановилось как народническая организация. Вдохновителями первого общества были Герцен и Чернышевский. Их целью была подготовка крестьянской революции. Во втором составе «Земли и Воли» были А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, позже С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская и др. Всего в организация насчитывалось около 200 человек.

Логотип организации "Земля и воля"

В основу пропаганды организации легли не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «земли и воли». Целью своей деятельности в своей программе они провозгласили «анархию и коллективизм». Конкретные требования заключались в следующем:

  • передача всей земли крестьянам;
  • введение полного общинного самоуправления;
  • введение свободы вероисповеданий;
  • предоставление нациям права на самоопределение.

Их деятельность предполагала : пропаганду, агитацию среди крестьян и других сословий и групп, индивидуальный террор против наиболее неугодных правительственных чиновников и агентов охранки. Организация имела собственный устав. Г.В. Плеханов был теоретиком, публицистом и одним из руководителей организации.

В 1879 году организация распалась. Образовалась новая организация «Народная воля» с террористическими методами действий и «Черный Передел». В этой организации сохранились народнические тенденции. Организатором и руководителем «Черного передела» стал Г.В. Плеханов. «Черный передел» — это тайное общество, в которое входило не более 100 человек. Кроме Плеханова, в него входили также В. Засулич, Аксельрод, Стефанович. Организация издавала одноименный журнал. Их идеология была направлена в сторону крестьянского вопроса: в русской общине они видели исходную точку социалистического развития; они верили, что, благодаря общине, «экспроприация крупных поземельных собственников» приведет Россию «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела» . К террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением.

Г.В Плеханов

В 1879 г. Плеханов эмигрировал в Швейцарию, где занялся переводом на русский язык книги К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии». В 1883 г. он создал в Женеве первую российскую марксистскую организацию «Освобождение труда» . Плеханов считал, что Россия уже стала на путь капиталистического развития, поэтому теория марксизма вполне для нее подходит. Он пишет ряд книг, излагавших марксистские идеи применительно к России: «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), где дает развёрнутую критику теории и тактики народничества, обосновывает вывод о вступлении России на путь капитализма, доказывает, что передовой решающей силой грядущей революции является не крестьянство, а пролетариат , выдвигает задачу создания рабочей социалистической партии в России. Большое значение для основания российской социал-демократии имели два проекта программы группы «Освобождение труда», написанных Плехановым: первый из них (1883) содержал некоторые уступки народничеству, а второй (1885) – основные элементы программы марксистской партии:

  • общедемократические преобразования;
  • меры в интересах рабочих;
  • меры в интересах крестьян.

Позже им был создан «Союз русских социал-демократов за границей».

Создание газеты «Искра»

Редакция газеты "Искра"

«Искра – революционная нелегальная газета, основанная Лениным в 1900 г. Плеханов в ней сотрудничал до 1903 г.

Целью газеты было сплочение раздробленного революционного движения в России на основе марксизма. Редакция «Искры» находилась в Мюнхене. Членами редакции, кроме Плеханова, были Ленин, Мартов, Аксельрод, Засулич, Парвус и Потресов. Через некоторое время Ленин покинул членство в редакции. До 1902 г. газета издавалась ежемесячно, а с 1902 г. - каждые две недели. Тираж — около 8 тысяч. В 1902 г. немецкое правительство запретило издавать газету на своей территории, поэтому редакция переехала в Лондон, а затем по той же причине в Женеву.

Участие во II съезде РСДРП

IIсъезд РСДРП состоялся в 1903 г. в Брюсселе, затем в связи с преследованием бельгийской полиции был перенесен в Лондон. На нем присутствовали 57 делегатов. Съезд открылся вступительной речью Плеханова. На съезде произошел раскол между «искровцами», «экономистами» и бундовцами. Возник раскол также и среди «искровцев». Так как членов редакции было 6, то иногда возникало тупиковое положение с голосованием, когда результат голосования был 3:3. Решили ввести седьмого члена редакции – Троцкого. Но Плеханов был категорически против него. Тогда Ленин принимает решение исключить тех членов редакции, которые написали меньше статей (Засулич, Потресов, Аксельрод).

Но и между Лениным и Плехановым наметились разногласия. В результате Плеханов стал лидером меньшевистской фракции РСДРП. Позже эта фракция стала самостоятельной Российской социал-демократической партией (меньшевиков).

Деятельность Плеханова между революциями

В 1905-1907 гг. Плеханов был в эмиграции, поэтому фактически не принимал никакого участия в революционных событиях в России. Но в одной из статей в газете «Искра» он призывал к вооружённому восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии.

Г.В. Плеханов

С началом Первой мировой войны разногласия между Г. В. Плехановым и лидером большевиков Лениным по поводу отношения к войне стали настолько острыми, что Плеханов образовал свою собственную социал-демократическую группу, в которую вошли, главным образом, меньшевики-оборонцы. Организационно оформиться группа смогла после победы Февральской революции. Отделения группы вели работу в Москве, Петрограде, Баку и других городах. С начала 1917 года и вплоть до января 1918 года группа издавала в Петрограде газету «Единство».

Политические взгляды сводились к отрицанию возможности построения социализма в такой капиталистически неразвитой стране как Россия; поддерживали войну «до победного конца»; требовали установления твёрдой государственной власти.

Октябрьский переворот группа встретила враждебно. Он считал, что «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Он опубликовал в «Единстве» «Открытое письмо к петроградским рабочим», в котором указывал, что социалистическая революция в России преждевременна, т.к. пролетариат составляет в стране меньшинство и не готов к такой миссии: «наш рабочий класс ещё далеко не может, с пользой для себя и для страны, взять в свои руки всю полноту политтческой власти. Навязать ему такую власть, значит вытолкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы в то же время величайшим несчастьем и для всей России». Плеханов предупреждал, что крестьянство, получив землю, не будет развиваться в сторону социализма, а надежда на скорую революцию в Германии нереальна. Б.В. Савинков предложил ему возглавить антибольшевистское правительство, но он ответил: «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, и я не буду его» расстреливать даже тогда, когда он идёт по ложному пути». Группа распалась к лету 1918 года.

После 37 лет изгнания Плеханов, наконец, вернулся в Россию в 1917 г. в результате Февральской революции. Но поскольку он был на стороне союзных стран, против Германии, и призывал бороться с немецким империализмом, то он не вошел в состав Исполкома Петроградского совета, не был допущен туда деятелями с антивоенной позицией. В этот период времени он занимался только редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом» . Он считал, что захват власти «одним классом или - ещё того хуже - одной партией» может иметь печальные последствия. Резко осуждал стремление большевиков взять в свои руки политическую власть. Считал, что Россия ещё не созрела для социальной революции и для перехода к социализму. Опасался, что, если В.И. Ленин займёт место А.Ф. Керенского, «это будет началом конца нашей революции. Торжество ленинской тактики принесёт с собой такую гибельную, такую страшную экономическую разруху, что весьма значительное большинство населения страны повернётся спиной к революционерам».

Г. В. Плеханов умер в результате болезни 30 мая 1918 года в Ялкала (Финляндия) и похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Памятник на могиле Г.В. Плеханова в Петербурге на Волковом кладбище. Скульптура И.Я. Гинзбурга

Наиболее известные произведения Г.В. Плеханова :

  • «Социализм и политическая борьба»
  • «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»
  • «О материалистическом понимании истории»
  • «К вопросу о роли личности в истории»
  • «Основные вопросы марксизма»
  • «Наши разногласия»
  • «Скептицизм в философии»
  • «Анархизм и социализм»
  • «Основные вопросы марксизма» и другие.

В своем труде «К вопросу о роли личности в истории» он писал: «В общественных отношениях есть своя логика: пока люди находятся в данных взаимных отношениях, они непременно будут чувствовать, думать и поступать именно так, а не иначе. Против этой логики тоже напрасно стал бы бороться общественный деятель: естественный ход вещей (т. е. эта же логика общественных отношений) обратил бы в ничто все его усилия. Но если я знаю, в какую сторону изменяются общественные отношения, благодаря данным переменам в общественно-экономическом процессе производства, то я знаю также, в каком направлении изменится и социальная психика; следовательно, я имею возможность влиять на нее. Влиять на социальную психику — значит влиять на исторические события. Стало быть, в известном смысле я все-таки могу делать историю, и мне нет надобности ждать, пока она «сделается».

Книги Г.В. Плеханова

И далее: «И не для одних только «начинателей», не для одних «великих» людей открыто широкое поле действия. Оно открыто для всех, имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий есть понятие относительное. В нравственном смысле велик каждый, кто, по евангельскому выражению, «полагает душу свою за други своя».

Именно так и жил Плеханов.

Георгий Валентинович Плеханов (1856 — 1918) был выдающимся марксистским мыслителем конца XIX — начала XX в.

Из обширного философского наследия Плеханова выделим то, что характеризует его как оригинального мыслителя и продолжателя марксистского учения. Одной из особенностей философского творчества Плеханова является то, что он развивал марксизм в борьбе с теми, кто, по его мнению, фальсифицирует и ревизует это учение.

Определяя статус исторического материализма в системе общественных наук, он отождествляет его с общесоциологической теорией марксизма.

Исторический материализм Плеханов рассматривал как общую методологию для всех общественных наук, подразумевая под этим использование тех принципов, на которые опирается учение Маркса.

Анализируя ход общественного развития, Плеханов отстаивал марксистский тезис о решающей роли производительных сил, являющихся основой общественных отношений и одновременно движущими силами исторического процесса. Кроме того, производительные силы выступают как формирующая сила, влияя на изменение производительных отношений.

Противоречивый характер исторического процесса, обусловленный характером развития способа производства, требовал более детального анализа сути этих противоречий и их разрешения. В решении этой проблемы на общем теоретическом уровне Плеханову принадлежит несомненная заслуга. Он следующим образом характеризует последовательность проявления противоречий в общественном развитии: “Всякая данная совокупность отношений производства прочна лишь в том и до тех пор, пока она соответствует состоянию общественных производительных сил; когда исчезает это соответствие, уничтожаются и данные отношения производства — данная экономическая структура, — уступая место новой совокупности отношений. Разумеется, всякая данная экономическая структура не сразу перестает соответствовать состоянию общественных производительных сил: это целый процесс, совершающийся, смотря по обстоятельствам, с большею или меньшею быстротою. Оружием для устранения отжившей экономической структуры служит политический “фактор”. Изменения происходят не стихийно и не сами по себе, а являются итогом деятельности людей, классовой борьбы.

Плеханов подверг критике взгляды сторонников экономического материализма, утверждавших, что общественное развитие совершается в рамках одних производительных сил. В таких работах, как “Социализм и политическая борьба”, “Наши разногласия”, “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю” Плеханов убедительно раскрывает огромную роль активной, творческой деятельности людей в деле ускорения исторического процесса. Не только базис, но в свою очередь производственные отношения и надстройка оказывают большое влияние на ход человеческой истории.

Плеханов уделял внимание взаимодействию объективных условий и объективного фактора. Критикуя идейных противников за то, что они приписывали марксизму фатализм, он подчеркивал, что изменения, происходящие в обществе, осуществляются не автоматически, и не в малой степени под воздействием субъективного фактора, выступающего в лице класса, политической партии, отдельных личностей.

Анализ диалектики взаимодействия объективных условий и субъективного фактора, а также базиса и надстройки Плехановым содействовал развитию марксистской философии, так как в его трудах исследовались механизмы влияния экономического базиса на надстройку.

В своих сочинениях мыслителю удалось внести вклад в освещение проблем общественного сознания. Плеханов показывает зависимость форм общественного сознания от общественного бытия и в то же время обращает внимание на их относительную самостоятельность. Ему удалось продемонстрировать зависимость правового, морального и эстетического сознания от экономического положения его носителей. Он показывает, что политика, мораль, право и искусство выражают интересы классов.

В труде “К вопросу о роли личности в истории” Плехановым был дан образец материалистического решения проблемы роли выдающихся людей в истории общества. При этом он подчеркивал, что личности становятся великими тогда, когда они в своих действиях выражают объективную необходимость, имеющую место в ходе истории.

Существенное место в трудах Плеханова занимает анализ социально-классовой структуры общества , классовой борьбы и социальной революции.

Согласно Плеханову, “понять различие классовых интересов — значит понять ход исторического развития”. Наряду с классовыми интересами существуют интересы общества. “В исторической жизни каждого класса… бывает период, когда его “частный” интерес есть также интерес поступательного движения и тем самым интерес всего общества”. Совпадение интересов и формирование общего интереса происходит, согласно Плеханову, в период борьбы за кардинальные прогрессивные преобразования в обществе.

Вкладом Плеханова в философию является анализ классового характера общественной идеологии. Именно интересы класса определяют и формируют его идеологию. “Каждый класс, — отмечает Плеханов, — всегда прекрасно, хотя и бессознательно, приспосабливает к своим экономическим нуждам свои “идеалы”. Но это приспособление может произойти различным образом, и почему оно совершается так, а не иначе, это объясняется не положением данного класса, взятого в отдельности, а всеми частностями отношения этого класса к его антагонисту (или к его антагонистам). С появлением классов противоречие становится не только двигающим, но и формирующим началом”.

Противоречивым является подход Плеханова к анализу социальной революции . В начале своей деятельности он придерживался марксистского положения о социальной революции как законе исторического развития. В дальнейшем точка зрения Плеханова на движущие силы революции и условия ее осуществления изменяются. Теоретически допуская необходимость социальной революции, по существу Плеханов выступал за примирение классовых интересов. Применительно к России он абсолютизировал необходимость созревания объективных предпосылок, т. е. уровня экономического развития, недооценивал решимость рабочего класса и крестьянства к социальным изменениям, отводя им пассивную роль, и возводил на роль гегемона стихийного исторического процесса буржуазию.

Подытоживая, можно сказать, что, несмотря на некоторые расхождения с классической марксистской теорией, Плеханов рассматривается историками отечественной философии как один из крупнейших продолжателей и пропагандистов марксизма в России.

Экономические взгляды Г.В. Плеханова. Поиски естественного пути развития России

В научно-популярной литературе Г.В. Плеханова называют основоположником русского марксизма. Такое определение требует осмысления, поскольку возникает вопрос тождественности понятий «русский марксизм» и «марксизм в России». Плеханов, по мнению Л.Д. Троцкого, «национализировал марксистскую теорию и тем самым денационализировал русскую революционную мысль». Однако он, как сторонник ортодоксального марксизма, никогда не стремился создать некую «русскую» версию марксизма. Оценивая возникновение марксизма как великую революцию в социальных науках, Г.В. Плеханов подчеркивал цельность, гармоничность и последовательность данного учения. В марксизме он выделял диалектический и исторический материализм, политическую экономию и политическую социологию.
Г.В. Плеханов серьезно занимался философией, активно защищая сущностное единство марксистского материализма и диалектики, новизну и значимость которых раскрыл в работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1894). Свое понимание марксизма как философии действия он развивал и пропагандировал в таких трудах, как «О материалистическом понимании истории» (1897), «К вопросу о роли личности в истории» (1898), «Основные вопросы марксизма» (1908).
Позиции революционного марксизма активно отстаивались Плехановым не только в среде российских социал-демократов, но и на международной арене, в том числе на конгрессах Второго интернационала.
Вместе с тем для Г.В. Плеханова характерен своеобразный культ марксизма, что приводило к проявлениям догматизма. Теоретико-методологические основы теории К. Маркса и Ф. Энгельса, цитаты из их трудов были практически единственным и решающим аргументом в ходе идейных дискуссий. Для Плеханова была недопустима любая критика основных положений теории К. Маркса.
Экономические воззрения Г В. Плеханова формировались в ходе дискуссий, постоянной полемики с оппонентами. Он известен как один из главных критиков народничества, экономистов исторической школы, ревизионистских взглядов Н.А. Бернштейна.
Эволюция взглядов Плеханова на ход экономического развития страны, перспективы социальных преобразований прошла ряд этапов.
1. Конец 70-х — начало 80-х гг. XIX в. В русской общественной мысли шел интенсивный поиск путей прогресса России. Впервые была поставлена проблема «Россия — Запад». Плеханов искренне разделял взгляды народничества, которые утверждали, что насыщенный кровавыми столкновениями путь развития, проделанный уже странами Западной Европы, не привел ко всеобщему благоденствию, поэтому у России должен быть иной, соответствующий национальным традициям и внутренним условиям России путь в будущее. В рамках этих общих рассуждений Плеханов полагал, что Россия может миновать стадию капиталистического развития, поскольку внутренний рынок ее слишком узок для реализации производимой в ней товарной продукции.
2. 80—90-е гг. XIX в., в течение которых Г.В. Плеханов переходит на позиции марксизма. В декабре 1881 г. в письме к П.Л.Лаврову он впервые сделал вывод о том, что Россия уже вступила на путь «естественного закона своего развития» и все другие пути для нее закрыты. Он приходит к убеждению, что промышленный капитализм прокладывает дорогу в системе российских хозяйственных отношений, а динамика производства товаров доказывает будущее преобладание капиталистического способа производства в России; делает вывод о необходимости подчинения теоретической и практической деятельности революционного движения России тому историческому курсу развития, на который уже вступила страна. В этот период Г.В. Плеханов воплотил в своей судьбе мучительные поиски истины. Он первым провозгласил, что выбор будущего России произойдет под решающим влиянием теории марксизма. Бесспорной заслугой Плеханова является то, что он первый в истории «транслировал марксизм», созданный в Европе и выросший на базе европейского исторического развития, в страну, которая имела иную социальную и политическую культуру. С помощью марксизма Г. В. Плеханов внес в российскую политическую борьбу идеи европейского социалистического движения и ликвидировал, по крайней мере в области идей, мучительный разрыв между отсталой Россией и передовой Европой.
3. Конец 90-х гг. XIX в. — начало XX в. Плеханов склоняется в сторону более гибкой, компромиссной позиции. Приходит к выводу, что в силу малочисленности пролетариата, отсутствия надежных союзников он не сможет удержать политическую власть; более того, из-за экономической отсталости страны социальная революция обречена на поражение.
4. Канун и начало революции 1917 г., когда окончательно сложились социально-экономические взгляды, нашедшие отражение в его экономической платформе 1917 года. Основной тезис экономической платформы сводился к тому, что Россия должна остаться капиталистической страной, а ее революция — чисто буржуазной. Победа социалистической революции, по его мнению, «не замедлила бы принести нам экономическое банкротство внутри и самое жестокое поражение на всех театрах военных действий». Г.В. Плеханов был убежден, что социализм для России — дело сравнительно отдаленного будущего, а главным вопросом исторического дня является развитие производительных сил на капиталистической основе.
Г.В. Плеханов сыграл видную роль в развитии экономической мысли в России. Он подверг критике экономические концепции народничества, историческую школу политической экономии, дал анализ формирования и развития политической идеологии, права, религии, морали, искусства, философии и других форм идеологической надстройки, критиковал вульгарно-материалистические, метафизические теории, игнорирующие значение общественного сознания и политического строя в общественном развитии.
В вопросах политической экономии Г.В. Плеханов в целом стоял на марксистских позициях. Он признавал, что основатели научного социализма открыли «великий принцип изменения видов общественной организации» — развитие производительных сил и их столкновение с отсталыми общественными отношениями производства. Определяя предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, он внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения — отношения социально-экономические и отношения производственно-организационные, относящиеся к общественной организации производительных сил.
Методологической основой изучения общественных наук Г. В. Плеханов признавал исторический материализм. Анализируя ход общественного развития, он отстаивал марксистский тезис о решающей роли производительных сил, являющихся основой общественных отношений и одновременно движущими силами исторического процесса.
Изменения в производительных силах предопределяют изменения в производственных отношениях людей. При этом одним из условий развития производительных сил Г.В. Плеханов называл географическую среду (хотя иногда допускал неточные формулировки, согласно которым географическая среда рассматривалась как первооснова общественной жизни, от которой зависит, удастся ли человеку употребить в дело свою «способность изобретать»).
В аспекте марксистской теории он вполне корректно связывал причины развития производительных сил с господствующим в данную историческую эпоху способом материального производства.
Общественные отношения, в основе которых лежит способ материального производства, и законы, по которым они развиваются, объективны, независимы от сознания и воли людей. Материальные, производственные отношения, существующие вне сознания людей, обусловливают сознательную деятельность людей, социальных групп и классов в обществе.
Противоречивый характер исторического процесса, обусловленный характером развития способа производства, требовал более детального анализа сути этих противоречий и их разрешения. В решении этой проблемы на общем теоретическом уровне Плеханову принадлежит несомненная заслуга.
Г. В. Плеханов подверг критике взгляды сторонников экономического материализма, утверждавших, что общественное развитие совершается в рамках одних и тех же производительных сил. В таких работах, как «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1894), Плеханов убедительно раскрывает огромную роль активной, творческой деятельности людей в деле ускорения исторического процесса. Не только базис, но в свою очередь производственные отношения и надстройка оказывают большое влияние на ход человеческой истории.
Таким образом, Плеханов попытался свести взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросу о соотношении базиса и надстройки к следующей схеме:
. состояние производительных сил;
. обусловленные ими экономические отношения;
. социально-политический строй, выросший на данной экономической основе;
. определяемая частью непосредственно экономикой и частью всем выросшим на ней социально-политическим строем психика общественного человека;
. различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики. Это была монистическая формула, целиком проникнутая материализмом. Анализ диалектики взаимодействия объективных условий и субъективного фактора, а также базиса и надстройки способствовал развитию марксистской философии, поскольку в его трудах исследовались механизмы влияния экономического базиса на надстройку.
Оценивая конкретные экономические положения Г.В. Плеханова, следует выделить несколько важных моментов.
Анализируя большой статистический материал фактов хозяйственной жизни России, он еще в 80-х гг. XIX в. сделал вывод о том, что в России уже развивается капитализм, а потому реален факт разрушения общины; в силу этого упования народников на общину как на средство избежать капиталистического уклада несостоятельны. При этом внутренней, фундаментальной причиной разрушения общины он считал развитие товарного хозяйства. Плеханов описал этапы превращения натурального хозяйства в товарное, показал процесс возникновения классов капиталистического общества, выступал против распространенной тогда теории бесклассовости русского общества.
Вершиной всей предшествующей зарубежной экономической мысли он считал произведения Д. Рикардо, положительно охарактеризовал его методологию и высоко оценил его теорию стоимости. Он утверждал, что стоимость определяется не естественными свойствами вещи, а трудом, затраченным на производство.
Прибавочную стоимость он понимал как разность между вновь созданной стоимостью и заработной платой рабочего.
В теории капитала и прибавочной стоимости, следуя принципиальным положениям марксизма, Г.В. Плеханов четко проводил различие между трудом и рабочей силой, раскрывая сущность капиталистической эксплуатации.
Исходя из марксистских взглядов, Плеханов трактовал исторически преходящий характер категории стоимости, а также условия ее модификации в цену производства в развитом капиталистическом обществе, в то время как многие экономисты того времени не принимали марксистского толкования процесса модификации стоимости, данного в третьем томе «Капитала», и считали стоимость «теоретической фикцией».
Г.В. Плеханов разрабатывал проблему рынка, утверждая, что капитализм сам создает себе рынок. Его также интересовала проблема экономических кризисов перепроизводства.
Заслугой Г.В. Плеханова явилась его резкая критика и борьба против различного рода ревизионистов марксизма — бернштейнианцев, «легальных марксистов», «экономистов». Плеханов решительно противопоставлял им революционный марксизм. Так, например, известно, что, борясь против марксистской теории насильственной революции и диктатуры пролетариата, Э. Бернштейн проповедовал теорию постепенного врастания капитализма в социализм путем завоевания власти через парламентское большинство, преобразования общества путем демократических и экономических реформ, без революции. Плеханов, критикуя Бернштейна, доказывал, что никакие социальные реформы не устраняют необходимости социальной революции, осуществление которой является практической задачей марксистов.

Центральное место в философских произведениях Плеханова занимают вопросы исторического материа­лизма.

Плеханов о законах развития общества о роли народных масс и личности в истории

Вслед за Марксом и Энгельсом, Плеханов показывает в своих сочинениях, что изменения в производительных силах и вызванные ими изменения в производственных отношениях людей влекут за собой перемены в «состоянии умов», в идеях, чувствах, верованиях людей. Но что же заставляет раз­виваться производительные силы и изменяет их уро­вень? Отвечая на этот вопрос, Плеханов в основном верно решал вопрос о роли географической среды, счи­тая ее одним из условий развития производительных сил, хотя иногда допускал неточные формулировки, со­гласно которым географическая среда рассматривалась как первооснова общественной жизни, от которой за­висит, удастся ли человеку употребить в дело свою «способность изобретать». В общем же Плеханов пра­вильно считает, что причины развития производитель­ных сил заключаются в том способе материального производства, который господствует в данную историческую эпоху.

Общественные отношения, в основе которых лежит способ материального производства, и законы, по ко­торым они развиваются, объективны, независимы от знания и воли людей. Материальные, производ­ные отношения, существующие вне сознания людей, социальных групп и классов в обществе. «...Обществен­ные отношения людей,- писал Плеханов,- не пред­ ставляют собой плода их сознательной деятельности. Люди сознательно преследуют свои частные, личные цели. Каждый из них сознательно стремится, поло­жим, к округлению своего состояния, а из совокупно­сти их отдельных действий выходят известные общест­венные результаты, которых они, может быть, совсем не желали и, наверное, не предвидели» (Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения в томах, т. I, стр. 594.). Речь шла у Плеханова о досоциалистических, антагонистических формациях.

В произведении «К вопросу о роли личности в ис­тории» Плеханов раскрыл диалектику общего, особен­ного и единичного в закономерном развитии общест­венной жизни. Считая всеобщей, конечной причиной исторического движения человечества развитие произ­водительных сил, вызывающее последовательные изме­нения в общественных отношениях людей, Плеханов требовал, чтобы в социологических исследованиях вы­яснялись также особенные причины исторического движения различных народов, т. е. та специфическая историческая обстановка, при которой совершается раз­витие производительных сил у данного народа. Вместе с тем необходимо учитывать единичные проявления этих причин, т. е. специфические особенности действую­щих в истории лиц и различные исторические случай­ности, «благодаря которым события получают, наконец, свою индивидуальную физиономию» (Г . В. Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах, т. II, стр. 332).

Творцами истории общества Плеханов считал народ­ные массы; он доказывал, что ни один великий шаг в историческом движении человечества не может совер­шаться без участия великого множества людей, т. е. масс. «Кто разрушил Бастилию?- спрашивал Плеха­нов.- Кто сражался на баррикадах в июле 1830 и в феврале 1848 г.? Чье оружие поразило абсолютизм в Берлине? Кто сверг Меттерниха в Вене? Народ, народ, народ, т. е. бедный трудящийся класс, т. е. преимущественно рабочие... Никакими софизмами нельзя вычеркнуть из истории тот факт, что решающая роль в борьбе за­падноевропейских стран за свое политическое освобож­дение принадлежала народу и только народу» (В. Плеханов. Соч., т. Ш. М. – Пг., 1923, стр. 402).

Критикуя субъективно-идеалистические теории об «инертной толпе» и «всесильном герое», Плеханов дока­зывал, что выдающиеся личности благодаря особенно­стям своего ума и характера могут изменить лишь ин­дивидуальную физиономию событий инекоторые част­ные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется в последнем счете развитием производительных сил общества. Роль под­линно великих людей, по Плеханову, состоит в том, что они раньше всех осознают новые общественные потреб­ности и хотят сильнее других изменений общественных отношений. «Великий человек является... начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее дру­гих. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные пре­дыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд» (Г.В.Плеханов. Избранные философские произведения в пяти томах, т. II , С.333 ). Передовые общественные деятели раньше и лучше других предвидят те перемены, которые должны совершиться в обще­ственных отношениях. Сознание безусловной необходимости данного явления, утверждает Плеханов, усиливает энергию человека и делает его одной из сил, способствующих наступлению этого явления.

mob_info