Христианская демократия как политическое движение: основные идейные положения. Христианская демократия в послевоенный период

От редакции «Континент»

Это — обзор основных подходов к теме христианской демократии, выработанных западной политической и религиозно-общественной культурой ХIХ-ХХ веков, — обзор, представленный фрагментами из нескольких обобщающих работ на эту тему, вышедших на русском языке, а также некоторыми другими текстами. Учитывая крайнюю скудость литературы такого рода в российском медийном пространстве, а соответственно и чрезвычайно слабую осведомленность в ней нашей широкой читающей публики, мы сочли, что такой обзор будет небесполезен для всех, кто не останется равнодушен к обсуждению на страницах нашего журнала столь сложной и острой темы, едва ли не первостепенно значимой для грядущих исторических судеб России.

I. Исходные доктрины

Из книги Александра Щипкова “Христианская демократия в России” 1

Формированию социального учения Католической церкви способствовали энциклики папы Льва XIII, включая “Rerum Novarum” (Исходя из новых обстоятельств, 1891), в которой определялась роль церкви в условиях индустриального общества. Описание кризисного состояния современной цивилизации, базирующейся на светской гуманистической, а не христианской культуре, занимает существенное место в социальном учении. Источник кризиса видится в неверном понимании сущности человека в отрыве от Бога. Построение мира без Бога обращается против человека, поскольку последний оказывается в духовном вакууме. Учение развивалось в последующих церковных документах2, наиболее известным из них стало окружное послание II Ватиканского собора “Gaudum et Spes” (Радость и надежда, 1965).

Учение представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и этических концепций. Окружное послание “Радость и надежда” утверждало независимость церкви, которая не связывает себя ни с одной из существующих политических, экономических и социальных систем. Одновременно церковь настаивала на своем праве вмешиваться в мирские дела, давая им нравственную оценку, основанную на евангельском учении. Церковь должна судить о том, согласуются ли основы конкретного социального строя, формирования или организации с Евангелием. Под “социальным” понимаются все сферы человеческой деятельности: семья, экономика, политика, право, культура.

Церковь как собрание верующих должна быть независимой от государства, но она не должна быть от него отделена, поскольку отделение несовместимо с сотрудничеством. Обе структуры — автономны. Социальная доктрина не является политической программой, не дает конкретных технических ответов на проблемы общественной жизни, но указывает принципы общежития:

1. Принцип единства и нерасторжимости брака.

2. Принцип неприкосновенности права на жизнь.

3. Принцип первенства человека над обществом.

4. Принцип природного равенства всех людей.

5. Принцип национальной и международной солидарности.

6. Принцип необходимости и законности частной собственности.

7. Принцип солидарности между социальными слоями (например, работником и работодателем).

Первенствующая роль в жизни общества отводится мирянам. Миряне имеют специфическое божественное поручение в созидании общества. Они не должны противопоставлять религиозную, профессиональную и социальную сферы деятельности. Они обязаны участвовать в делах общества и осознавать свою ответственность в процессе его преобразования.

Развиваясь, социальное учение Католической церкви оказывало на протяжении всего XX века колоссальное влияние на формирование политической мысли. Христиане получили нравственную основу, утвержденную церковным документом, для активного участия в политической жизни государства. После Первой мировой войны в Европе начали появляться христианско-демократические партии; они полагали в основу своей программы принципы социальной доктрины, интеллектуальный потенциал которой начинал действовать помимо воли своих создателей. Одной из первых (1919) стала Итальянская народная партия, основанная священником Луиджи Стурцо.

После Второй мировой войны христианская демократия достигла больших успехов, особенно в Германии, и завоевала значительную часть не только католического, но и протестантского электората3. Опираясь на принцип международной солидарности, заложенный в социальной доктрине, идеологи Христианско-демократического союза (ХДС) Германии выработали концепцию христианского интернационализма, и в 1961 году возник Всемирный христианско-демократический союз, переименованный позже в Интернационал христианской демократии (ИХД). В 1990-е годы эта организация играла заметную роль в жизни христианских партий в России <…>

Отношения между Католической церковью и христианскими демократами не были простыми. Церковь не поощряла прямого прихода христиан в политику, призывая ограничиваться социальной сферой4. Процесс политического созревания приводил христианских демократов к нарушению церковного запрета. В дальнейшем многие христианско-демократические партии предпочли дистанцироваться от католической церкви, порой исключая из названия слово “христианский” и сохраняя лишь христианский дух в своих программах. Чаще всего они называли себя “народными партиями”, демонстрируя историческую преемственность с партией Луиджи Стурцо.

Политическая идеология христианской демократии формировалась внутри единого христианского мышления, стремясь перешагнуть узкие конфессиональные границы. Тем не менее, необходимо различать католические и протестантские влияния.

Параллельно католическому социальному учению, вышедшему из Европы, в Соединенных Штатах, где преобладает протестантизм, развивалось свое понимание социальной активности христиан. К началу XX века в США возникло движение социального евангелизма, основоположником которого стал баптистский священник Уолтер Раушенбуш (1861-1918)5. <…> Будучи молодым священником, У. Раушенбуш проповедовал в трущобах Нью-Йорка и столкнулся с нищетой и тяготами жизни низшего сословия. На фоне всеобщего обострения политических конфликтов социальная несправедливость вызывала в душе священника страстное сопротивление. Размышляя о путях преодоления социального зла, он пришел к выводу, что победить его можно лишь построением на земле Царства Божьего. Раушенбуш писал: Главная цель христианства состоит в том, чтобы преобразовать человеческое общество в Царство Божье путем восстановления всех человеческих отношений и преобразования их в соответствии с волей Бога 6. Раушенбуш рассматривал возможность преодоления пороков общества не с помощью прямого вмешательства христиан в общественную жизнь, а через самосовершенствование человека: чистый сердцем христианин, соблюдающий евангельские заповеди, преобразится сам и преобразит окружающих, а через них и весь мир. Отсюда вытекала мысль, что социальное зло можно искоренить миссионерской деятельностью. Постепенная евангелизация, по мнению Раушенбуша, будет формировать общественное мнение, которое в свою очередь положительно повлияет на политиков, бизнесменов и общество в целом. Идеи социальной евангелизации получили широкое распространение и, как отмечает Л. Н. Митрохин, оказали едва ли не решающее влияние на либерально-буржуазное крыло российских баптистов 7.

В начале XX века в России функционировали два крупных религиозных объединения баптистского направления: Союз русских баптистов и Всероссийский союз евангельских христиан. Обе церкви поддерживали тесные отношения с баптистскими церквами Германии, Англии, США. Оба союза входили во Всемирный союз баптистов. Во Всемирных конгрессах баптистов в Лондоне (1905) и Филадельфии (1911) активное участие принимали русские делегации, а лидер евангельских христиан И. С. Проханов был избран вице-президентом Всемирного союза баптистов. Русские баптисты были знакомы с организационной структурой западных протестантских церквей, получали от них финансовую поддержку и следили за развитием протестантской мысли8.

В 1905 году по инициативе одного из лидеров русских меннонитов П. М. Фризена возникла политическая организация — Союз свободы, правды и миролюбия, в которую помимо меннонитской вошли баптистская и евангельско-христианская церкви. В Центральное бюро Союза вошли такие видные деятели баптизма, как И. С. Проханов, Н. В. Одинцов, И. М. Староверов. Союз свободы, правды и миролюбия явился первой в России конфессиональной партией, которая ставила перед собой конкретную политическую цель — вхождение во властные структуры через участие в предстоящих думских выборах. Исследователь христианских политических организаций России начала XX века А. И. Клибанов <…> характеризует Союз свободы, правды и миролюбия как партию конституционно-демократической ориентации с религиозно-нравственной и социальной окраской и прямо называет ее “социально-христианской”9. Партия Фризена выступала за конституционную монархию, отстаивала всеобщее избирательное право, всеобщее и бесплатное обучение детей, отмену государственной опеки и субсидирования всех исповеданий , воскресный отдых и узаконение сотрудничества между рабочими (служащими) и работодателями 10.

Союз свободы, правды и миролюбия просуществовал недолго, распавшись в 1906 году вследствие внутренних противоречий. Организованную политическую деятельность протестантов в течение многих лет возглавлял основатель Всероссийского союза евангельских христиан И. С. Проханов. В 1908 году он создает Русский евангельский союз, в документах которого последовательно проводилась мысль о необходимости обновления церкви и религиозной “реформации”. В Русский евангельский союз, так же как и в Союз свободы П. Фризена, входили разные протестантские церкви, что свидетельствует о его политических задачах. Вслед за Прохановым они утверждали, что “социальные свободы принесет России не политическая революция, а религиозная реформация”11. Один из лидеров русских баптистов В. Г. Павлов писал: “Мы должны повторить нашу весть об обновлении человечества посредством принятия Евангелия; мы должны говорить людям, что новый век может наступить лишь чрез возрожденных людей”12. Преемственность идей Раушенбуша очевидна.

После Февральской революции и падения российской монархии, в марте 1917 года Иван Проханов создает Христианско-демократическую партию “Воскресение”, продолжая развивать идеи “социальной евангелизации” и формулировать их применительно к российским условиям:

— установление демократической республики какw наиболее совершенного образа правления для государства и наиболее отвечающего учению Христа;

полная свобода веры, слова, печати, обществ, союзов, собраний и народностей;

— устранение всех сословных и всяких других ограничений, осуществление равноправия женщин;

— социально-экономическое законодательство на основе полной справедливости к трудящимся классам;

— отчуждение в пользу народа удельных иw монастырских земель за вознаграждение, определяемое законодательными учреждениями;

— преобразование России в Союз автономныхw областей под наименованием Соединенные Штаты Российской Республики; объединение всех государств в один “Всемирный Союз государств”;

— отделение церкви от государства; равенствоw всех религиозных общин, церквей и исповеданий перед законом, а также и вневероисповедного состояния;

— полная свобода религиозной проповеди;

— пересоздание церкви на началах Евангелия по образу церкви времени Христа и Его апостолов, описанной в Новом Завете;

— упразднение иерархии и восстановлениеw равенства всех членов церкви; в церкви могут быть только служители, свободно избираемые и поставляемые церковью из достойных лиц;

— введение в богослужение народного языка вместо малопонятных языков; активное участие в богослужении членов церкви.

Программные установки партии “Воскресение”13, впервые в России назвавшей себя “христианско-демократической”, показывают, что И. Проханов пытался учитывать современные российские условия: социальную напряженность и падение авторитета Российской православной церкви. Основные положения данной программы касались социальной справедливости и были не только тесно связаны с идеей реформации религиозной жизни, но прямо из этой идеи вытекали.

В том же 1917 году Проханов основал газету “Утренняя звезда” — для выражения евангельской точки зрения на религиозные, политические, общественные, экономические, научные и литературные вопросы . Программу “Воскресения” он комментирует так: Все пункты религиозной программы могут быть осуществлены только частью законодательным путем, но главным образом при посредстве свободного религиозного творчества, путем убеждения и вдохновенного слова проповеди 14.

Официальная церковь опасалась новых идей, но принципы “социальной евангелизации” находили отклик в интеллектуальном слое православной общественности. Закрепощенность Православной церкви государством, которое понуждало ее к выполнению порой полицейских функций, церковный бюрократизм и сервилизм по отношению к власти провоцировали в православной мыслящей среде стремление к религиозной реформации. Между официальными представителями церкви и обществом росла стена непонимания. Русский философ С. Н. Булгаков (1871-1944), совершивший эволюцию от марксизма к христианству, знавший и церковь, и освободительное движение, считал необходимым вести одновременную борьбу как с пороками внутри церкви, так и с безрелигиозностью революционеров. В 1905 году он основал партию “Союз христианской политики”, программа которой сформулирована в его статье “Неотложная задача” (1905).

Булгаков считает, что социалистическая идея преследует благородные цели установления социальной справедливости, но невозможность ее реализации заключается в том, что она базируется на философской почве атеистического гуманизма, на “религии человечества, но без Бога и против Бога”15. Государственную церковь, равнодушную к социальному злу и отталкивающую тем самым народ от христианства, Булгаков обвиняет в распространении безбожия. Он видит задачу христианской политики в христианизации социалистических идей: христианин не может и не должен быть индифферентен к задачам политики и общественности, выдвигаемым современностью 16. Определяющее направление христианской политике дают заповеди Христа. Учение о Богосыновстве, говорит автор “Неотложной задачи”, утверждает абсолютное достоинство человеческой личности как образа Божьего. Он подчеркивает, что непоколебимые основы всякого освободительного движения — идеал свободы личности 17. Однако укоренению нравственной основы в освободительном движении мешает поврежденность человеческой природы, следовательно, с исправления этой природы и следует начинать.

Авторитарному государственному устройству Булгаков противопоставляет свободный союз самоуправляющихся общин и видит идеальное будущее устройство мира в организации “Всемирных Соединенных Штатов”. Спустя двенадцать лет эту идею почти слово в слово повторит И. С. Проханов в программе партии “Воскресение”. Христовы заповеди одеть и накормить нуждающегося в настоящее время, по мнению Булгакова, можно выполнить только посредством сложной социальной техники 18. Он добавляет: Все это совестно и скучно говорить и доказывать, и было бы совершенно излишне на Западе и в Америке, где движение так называемого христианского социализма давно не новость, но, к сожалению, приходится у нас 19. Здесь автор прямо указывает интеллектуальный источник создаваемого им Союза христианской политики.

Союз христианской политики не обрел организационной формы и вошел в историю только как памятник философской мысли. Во II Государственную думу Булгаков баллотировался как беспартийный кандидат, был избран от Орловщины и стал одним из деятельных депутатов. Позже С. Н. Булгаков вовсе откажется от идеи христианского партийного строительства, бросив в 1917 году знаменитую фразу: Нередко высказывается пожелание о том, чтобы у нас возникла самостоятельная партия христианских социалистов. Однако едва ли можно разделить это пожелание. Пусть социалисты делаются христианами, а через то христианизируется и их социализм, но выступать с проповедью особой партии христианского социализма — это значит принижать вселенские глаголы христианства 20. Но и здесь Булгаков, которого по праву можно назвать одним из предтечей современной русской христианской демократии, остается верным идее социальной евангелизации.

Из энциклики папы Иоанна Павла II “Сотый год” (Centesimus annus) (1991)

Глава V. Государство и культура

46. Церковь ценит демократическую систему в той мере, в какой система эта обеспечивает гражданам право политического выбора, гарантирует им возможность избирать и контролировать правителей или, если понадобится, менять их мирным путем. Тем самым она не станет потворствовать образованию небольших правящих группировок, которые узурпируют государственную власть в своих интересах или в идеологических целях.

Подлинная демократия возможна лишь в правовом государстве и на основе правильного представления о человеке. Для нее нужны условия, при которых индивидуум мог бы развиваться, получая образование и истинные идеалы, а общество становилось “личностным”, создавая структуры, где люди работают вместе и вместе несут ответственность. Теперь нередко говорят, что демократическая форма политической жизни хорошо уживается с агностицизмом и релятивизмом в философии. Тех, кто убежден, что знает истину и твердо ее держится, считают ненадежными с демократической точки зрения, ибо они не верят, что истину определяет большинство или что она меняется вместе с политическим равновесием. Надо заметить в связи с этим, что, если вообще нет окончательной истины, которая руководила бы политической деятельностью, очень легко манипулировать идеями и убеждениями в интересах власти. История показывает, что демократия без прочных ценностей скатывается к открытому или слегка прикрытому тоталитаризму.

Церковь не закрывает глаза и на опасность фанатизма и фундаментализма среди тех, кто во имя идеологии, претендующей на научную или религиозную значимость, полагает, что вправе навязывать другим свое понимание истины и добра. Xристианская истина — не такая. Вера наша — не идеология, а потому не тщится загнать в строгую схему изменчивые политические реальности и признает, что жизнь человеческая осуществляется в истории по-разному, всегда несовершенно. Более того, Церковь неизменно почитает свободу, постоянно настаивая на богоданном достоинстве личности.

Однако свобода достигнет полноты, только если примет истину. В мире, где истины нет, свобода теряет самые свои основания; человек открыт разгулу страстей, игре явных или тайных обстоятельств. Христианин жив свободой, он ей служит, непрестанно предлагая другим известную ему истину в силу своего миссионерского призвания (см.: Ин 8:31-32). Он чуток ко всякой крупице правды, какую только увидит в жизни и культуре людей и народов, но, беседуя с другими, всегда утверждает то, что сообщили ему вера и здравое владение разумом.

47. Теперь, когда рухнул и коммунистический тоталитаризм, и многие другие режимы “национальной безопасности”, мы видим, что — конечно, не без конфликтов — в мире распространяется демократический идеал и большая забота, большее внимание к правам человека. Но именно поэтому нужно, чтобы, перестраивая свои системы, народы подвели под демократию подлинное, прочное основание, открыто признав эти права. Среди самых важных — право на жизнь, включающее право ребенка развиваться в материнской утробе с момента зачатия; право жить в единой семье и в атмосфере, способствующей развитию личности; право развивать разум и свободу в поисках и познании истины; право участвовать в разумном использовании материальных ресурсов земли и зарабатывать этим трудом на жизнь себе и своим близким; право свободно создавать семью, иметь и воспитывать детей, ответственно используя свою воспроизводительную силу. В определенном смысле источник и синтез этих прав — религиозная свобода, то есть право жить по истине своей веры, согласно с богоданным достоинством своей личности.

Даже в странах с демократическим правлением права эти не всегда уважают в полной мере. Мы говорим не только о соблазне абортов, но и о разных срывах внутри демократий, которые иногда словно бы теряют способность принимать решения, направленные к общему благу. То, чего требует общество, не всегда рассматривают по справедливости, нравственно; в игру вступает скорее политическая и финансовая мощь тех, кто эти требования поддерживает. Такое падение политических нравов порождает в конце концов апатию и недоверие; чувствуя, что их обманули, люди разочаровываются и все меньше участвуют в общественной жизни. Из-за этого труднее сообразовывать частные интересы с общим благом. Ведь общее благо — не просто совокупность интересов; интересы эти надо согласовать на основе уравновешенных, иерархических ценностей. В конечном счете это невозможно, если неправильно понимают достоинство и права личности.

Церковь уважает законную автономию демократического строя, не предпочитая тех или иных учреждений или уложений. В политическую сферу она вносит одно: глубокое почтение к достоинству личности, явленному во всей полноте в тайне Воплощенного Слова. <…>54.

В наши дни социальное учение Церкви уделяет особое внимание человеку, включенному в сложную сеть отношений современного общества. Гуманитарные науки и философия помогают понять, что человек занимает в обществе центральное место, а ему самому — осознать себя как “социальное существо”. Однако только в вере открывается ему, кто он такой, и только от нее исходит социальное учение Церкви. Черпая из сокровищниц науки и философии, оно должно, прежде всего, вести человека к спасению…

Из книги Сергея Мезенцева “Международное христианско-демократическое движение. Теория и практика” 21

II. Принципы христианской демократии

Философы Маритен и Мунье — классики христианской демократии — выступили, во-первых, за социальное христианство и повышение духовной роли церкви в жизни политического общества; во-вторых, за четкое разделение функций и установление гармоничных отношений между церковью и государством; в-третьих, за формирование в недрах капитализма христианского общества и государства, которые стояли бы на службе обеспечения и защиты личности и ее прав и обязанностей…

В маритеновском социальном персонализме, целиком базирующемся на философии томизма, особо выделяется концепция общего блага. Анализ общего блага привел Маритена к выводу, что оно не только не противоречит благу личности, но, напротив, наиболее полно согласуется с ним.

Общее благо предполагает перераспределение: оно должно быть как бы “роздано” между членами сообщества… оно должно содействовать развитию всех. Общее благо требует существования общественной власти, которая устанавливала бы обязанности и бдительно следила за честным его распределением. Нельзя говорить об общем благе, если оно не отвечает требованиям справедливости и не несет в себе нравственного начала.

Творчество Маритена, Мунье и других христианских мыслителей и политическая деятельность Л. Стурцо, А. Де Гаспери, К. Аденауэра и др. внесли существенный вклад в развитие теории международного христианско-демократического движения. В итоге это привело после окончания Второй мировой войны к образованию массовых христианско-демократических партий в ряде стран мира.

С 1970-х годов теоретический кризис христианской демократии становится все более явным. Вот что об этом пишет Р. Папини: Эволюция теории, философии, естественных и социальных наук, научное и технологическое развитие, изменение форм жизни, социальные мутации изменили мир и терминологию, к которой привыкла христианская демократия в течение десятилетий 22. Иначе говоря, томизм и персонализм, положившие начало послевоенному ренессансу международного христианско-демократического движения, в современных условиях демонстрируют свою неэффективность. Совершенно очевидна необходимость выработки новых теоретических подходов, способных придать ему “второе дыхание”, а именно: выход социально-философской мысли христианско-демократической направленности за рамки христианских конфессий, использование теоретических разработок, осуществленных светскими социальными, политическими и экономическими науками.

Основные положения христианско-демократической теории:

— Подчинение материального духовному.

— Христианская этика, имеющая, согласно христианскому вероучению, божественное, внеисторическое происхождение.

— “Волновая” направленность историческогоw процесса, то есть колебания исторического вокруг логического как прямого пути к Богу.

— Двойственная концепция “социального”, учитывающая в сущем и конфликт, и солидарность между людьми.

— Христианское понимание человека и общества, включающее в себя интерпретацию социального мира [в смысле мира-покоя] как одного из своих моментов.

— Сочетание “государствоцентрического”, “социоцентрического”, “наднационального” и “антропоцентрического” видения.

— Изначальное единство человечества, в котором процесс глобализации выступает как окончательное его оформление.

— Превращение должного в сущее, нормативного в позитивное.

Составными частями христианско-демократической теории являются христианская демократия, христианский социализм и христианская политика.

Христианская демократия — это философско-культурное посредничество христианского направления, выраженное в “сообщественном” персонализме, политическое и социальное движение, автономное по отношению к церковным организациям, но объединяющее в своих рядах как верующих — католиков, протестантов, православных, так и неверующих.

Христианский социализм — это многочисленные течения в современном христианстве, обосновывающие социалистическую идеологию и практику положениями евангельского учения, исходящие из того, что все вопросы, вызванные промышленным развитием общества, и прежде всего противоречия между трудом и капиталом, возможно разрешить на основе христианских принципов, посредством сотрудничества и морально-религиозного усовершенствования людей.

Христианская политика — это посредствующий переход от “дурной” действительности к Царству Божию (Богочеловечеству) как конечной цели земной жизни людей; по сути, это определение имеет широкий смысл и охватывает “все виды их деятельности по самостоятельному руководству ” (Вебер М. Политика как призвание и профессия).

[Вывод:] …до сих пор отсутствует единое понимание христианской демократии, христианского социализма и христианской политики. Иными словами, процесс формирования теории международного христианско-демократического движения еще не завершен.

Теория христианской демократии выражает особый тип мировоззрения, миросозерцания, способ мышления, образ жизни. Положения о том, что распространение духовных ценностей является первейшим условием социально-экономического развития и что воспитание нового человека должно предшествовать общественным преобразованиям, представляются типичными для теории христианской демократии. Эта теория исполняет глубоко идеалистическую миссию, помогая сохранить главное — достоинство человеческой личности, создавая условия, при которых она могла бы полностью развиться духовно и материально, посредством гармонического сотрудничества с другими людьми 23.

Если Библия является первоисточником теории христианской демократии, то ее основанием 1) христианская философия, в первую очередь концепция интегрального гуманизма Ж. Маритена, 2) теория социального конфликта Р. Дарендорфа и Л. Козера и 3) социальный католицизм, главным образом социальное учение Католической церкви. Кроме того, теория христианской демократии является “золотой серединой”, по одну сторону которой располагаются теории научного коммунизма, научного социализма и социал-демократии, а по другую — теории консерватизма, либерализма и национализма.

Основными принципами христианской демократии являются: свобода личности, общее благо, субсидиарность, солидарность, социальная рыночная экономика.

Принцип субсидиарности 24есть принцип свободы социальных общин и гарант личной свободы каждого их члена.

Принцип субсидиарности как правовой принцип . Речь идет о защите отдельного человека или малых групп от опеки со стороны вышестоящих инстанций. Здесь принцип обеспечивает право на собственную экономическую, политическую и художественно-интеллектуальную инициативу и тем самым на собственную ответственность за свои действия. Это относится не только к личности, но и к малым общинам (семья, приход, соседи и объединения). Важной темой при этом становится коммунальное самоуправление, тарифная автономия и свобода объединения.

Субсидиарность как социальный принцип. Под этим имеется в виду, что вышестоящая инстанция или организация может вмешаться только в том случае, если отдельная или малая община по какой-то причине не в состоянии длительное время выполнять свою задачу. Возникшая трудность может иметь длительный или всего лишь временный характер. В последнем случае вышестоящая инстанция должна сразу же отходить на второй план, если нижестоящая опять в состоянии функционировать. Это можно назвать помощью для самопомощи. Как социальный принцип субсидиарность переплетается с понятием солидарности и помогает пониманию смысла и задачи любой общины: создавать условия для того, чтобы в рамках общественной задачи ее члены развивали свою личность и вели по-человечески богатую жизни.

Принцип субсидиарности ставит человеческую личность в центр процесса принятия каждого решения, в результате чего община становится ближе к человеку и его проблемам и тем самым заявляет о приоритете малых жизненных кругов перед анонимными крупными общинами.

Социальное рыночное хозяйство 25 противопоставляет коллективизму — персонализм, концентрации власти — свободу, централизму — децентрализм, организации — самопроизвольность и т. п.

Эта теория призвана примирить различные виды мировоззрений, идеологий и вероисповеданий, являясь той основой, на которой могут быть объединены католическая, протестантская и православная социальные доктрины, переработанные элементы социализма и лучшие традиции либерализма.

Именно в синтезе принципов свободы рынка и социального выравнивания заключается смысл социального рыночного хозяйства.

Взаимная зависимость между экономическим, государственным и общественным строем ставит социальное рыночное хозяйство в параллель к демократии правового государства Взаимозависимость экономического и политического порядков включает в себя, разумеется, возможность для установления широких рамок, внутри которых собственность, конкуренция, свобода договоров, свобода производства и потребления представляют собой основные гарантированные в конституционно-правовом отношении краеугольные камни 26.

Из книги Норберта Нойхауса “Ценности христианской демократии” 27

Социальная рыночная экономика — это прежде всего философия порядка, которая ставит человека в центр внимания. Она есть экономический порядок свободного общества или, лучше сказать, свободный общественный и экономический порядок.

Это общественная философия порядка, в которой либеральная традиция рыночной экономики сочетается с принципами христианского социального учения о личности и обществе.

Экономическая и общественная политика, ориентированная на общее благо, должна иметь в виду ценности духовного и нравственного содержания жизненного устройства. Экономическая политика не может рассматриваться изолированно как чистая политика, но она является частью всеобъемлющей общественной политики.

Социальная рыночная экономика уважает и поддерживает принцип свободного развития и самоопределения личности. Свобода потребления, выбора рабочего места, собственной экономической деятельности — таковы существенные составные элементы человеческих прав. Рынок есть место, где эта свобода может осуществляться. Рынок есть живая демократия.

Социальная рыночная экономика не низводит государство до положения ночного сторожа, как при либеральном капитализме, но предусматривает сильное, самосознательное государство, которое заботится об общем благе и обеспечивает экономическую и социальную функцию конкуренции… Она исходит из того, что индивидуальное благо и общее благо в принципе не противоречат друг другу и даже обусловливают друг друга.

III. Сравнительная характеристика христианской демократии

Из статьи в Википедии (пер. с англ.) 28

Идеологически христианская демократия включает многие взгляды, которых придерживаются либералы, консерваторы и социалисты в более широких рамках моральных и христианских принципов (Geoffrey K. Roberts and Patricia Hogwood).

— Вместе с либерализмом — акцент на правах человека и индивидуальной инициативе.

— В противовес либерализму — отвержение лаицизма и акцент на том факте, что индивид является частью сообщества и имеет обязанности перед ним.

— Вместе с консерватизмом — консервативныеw моральные ценности (по вопросам брака, развода, абортов и проч.), приверженность эволюционному развитию общества, акцент на законе и порядке и отвержение коммунизма.

— В противовес консерватизму — открытость кw изменениям (например, в структуре общества) и не обязательно поддержка социального статус-кво.

— Вместе с социализмом — сильный акцент наw социальной солидарности (государство благоденствия, борьба с бедностью, высокие налоги на богатство и проч.) и стремление к ограничению стихии рынка.

— В противовес социализму — поддержка капитализма и рыночной экономики и неприятие идеи классовой борьбы.

IV. Исторические периоды и партии29

В своем политическом измерении международное ХДД прошло три этапа: конфессиональный, неконфессиональный и межконфессиональный (народный).

Для первого этапа характерно существование католических партий (в XIX — начале XX века во Франции, Италии, Германии и др.), которые стремились защитить интересы прежде всего Католической церкви.

Второй этап — этап перехода от католических партий к народным (межвоенный период). На этом этапе “внутри католического движения появляются новые формы христианской демократии — народные партии, существование которых, хотя и недолгое, окажет большое влияние на христианский мир и демократию. Эти партии не конфессиональные, хотя и христианского направления, менее прямолинейные в защите религиозных интересов, что было присуще старым католическим партиям, и более связаны с защитой демократических свобод” (Р. Папини): Народная партия Италии (“Пополяри”), Народно-социальная партия Испании, Народная партия Чили, немецкая партия Центра позднего периода и др.

Межконфессиональный (народный) этап в развитии международного христианско-демократического движения начался в ходе Второй мировой войны: создание Христианско-демократической партии Италии, христианско-демократического союза Германии и многих других подобных партий. Преследования и притеснения, которым подвергались христиане в период фашизма, участие католиков и протестантов “плечом к плечу” в Сопротивлении, неприятие ими коммунизма и опасения, что их страны могут стать социалистическими, сблизили представителей обоих вероисповеданий и создали возможность политического союза между ними.

В 1976 году была создана Европейская народная партия (ЕНП), центристская, в основу идеологии которой были положены принципы персонализма, солидарности и субсидиарности, христианская концепция личности и теория социального рыночного хозяйства. ЕНП имеет крупнейшую фракцию в Европарламенте (в коалиции с европейскими демократами).

В политическом измерении христианские демократы занимают промежуточную позицию между социал-демократами и либералами: они не являются ни поборниками широкого присутствия государства во всех сферах общественной жизни, ни сторонниками “свободной игры сил”. При этом различие между христианскими демократами, социал-демократами и либералами в значительной степени утратило свою социальную основу.

* * *

В современной России, в конце 1980-х — начале 1990-х годов, возникли и действовали (как в столицах, так и в некоторых региональных центрах) несколько мелких политических партий и организаций христианско-демократической направленности. Ни одна из них не стала парламентской партией, и большинство прекратило свое существование.

Информацию о “Союзе христианских демократов России” (СХДР) вплоть до 2002 года можно найти на Интернет-сайте партии: http://www. shdr.ru/.

Подробнее об истории христианско-демократического движения в постсоветской России см. в книге А. Щипкова “Христианская демократия в России”, доступной в Интернете: http://religare.ru/book11.htm.

Сноски:

1 Щипков А. Христианская демократия в России. М., 2004.

2 Пий XI . Quadragessimo Anno (Сороковой год), 1931; Иоанн XXIII , Mater et Magistra (Мать и наставница), 1961; Pacem in Terris (Мир на земле), 1963; Павел VI . Octogesima advenies (Восьмидесятая годовщина), 1971; Иоанн Павел II , Laborem exercens (Занимаясь трудом), 1981; Sollicitudo rei socialis (Забота о социальной действительности), 1987; Centesimus annus (Сотый год), 1991.

3 См.: Папини Р. Интернационал христианской демократии. СПб., 1992. С. 8.

4 Энциклика Льва XIII “Graves et Communi” (1901) формально ограничивала деятельность христианской демократии социальными проблемами. Подробнее об этом см.: Папини Р. Указ. соч.

5 Это движение протестантской мысли подробно проанализировано в книге: Митрохин Л. Баптизм: история и современность. СПб., 1997. С. 269-290.

6 Rauschenbusch W. Christianity and Social Crisis. New York , 1912. P. 13. Цит. по: Митрохин Л . Указ. соч. С. 284.

7 Митрохин Л. Указ. соч. С. 270.

8 См.: Клибанов А. История религиозного сектантства в России. М., 1965. С. 238.

9 Там же. С. 262.

10 Там же. С. 262.

11 Там же. С. 265.

12 Там же.

13 Полный текст см.: Утренняя звезда. 1917. № 1. С. 7.

14 Утренняя звезда. 1917. № 1. С. 8.

15 Булгаков С. Неотложная задача (О Союзе христианской политики) // Булгаков С. Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 6.

16 Там же. С. 31.

17 Там же. С. 32.

18 Там же. С. 36.

19 Там же. С. 37.

20 Булгаков С. Христианский социализм. С. 228.

21 Мезенцев С. Международное христианско-демократическое движение. Теорияипрактика. М., 2004.

22 Папини Р . Указсоч. С. 136.

23 Clemens C. Christian democracy: The different dimensions of a modern movement. Brussels, 1989. P. 10.

24 Нойхаус Н. Ценности христианской демократии. М., 2005. С. 49-51.

25 Мезенцев С. Указ. соч. С. 268, 275.

26 Шлехт О. Этическое содержание социального рыночного хозяйства. — Цит. по: Мезенцев С. Указ. соч. С. 285.

27 Нойхаус Н. Указ. соч. С. 114-125.

28 http://en.wikipedia.org/wiki/Christian_democracy

29 Мезенцев С. Указ. соч. С. 236-237, 249.

В этом году исполнилось 20 лет распада СССР. Тогда спор о преимуществах социализма над капитализмом, буржуазной демократии над демократией советской завершился крушением мировой сверхдержавы. Сегодня социалистический проект пытаются реанимировать в Латинской Америке, а либералы по результатам мирового кризиса говорят о пересмотре взглядов на свободный рынок. Какая политическая и государственная система наиболее емко отражает христианские принципы -- об этом мы спросили автора монографий, посвященных вопросам социологии религии, советника председателя Совета Федерации и главного редактора интернет-портала «Религия и СМИ» Александра ЩИПКОВА.

Александр ЩИПКОВ -- помощник председателя Совета Федерации, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции, главный редактор портала «Религия и СМИ», председатель Клуба православных журналистов. Родился в Ленинграде, учился в Смоленском педагогическом институте на факультете иностранных языков, но в 1978 году был исключен за религиозные убеждения. Работал грузчиком, слесарем, гальваностегом, кочегаром, сварщиком. С начала 1990-х -- автор «Независимой газеты», «Литературной газеты», «Нового времени», редактор Христианского информационного агентства, редактор религиозных программ «Радио России». Автор нескольких книг, посвященных анализу религиозных особенностей современной России, в том числе монографии «Христианско-демократические движения в постсоветской России».

Советская власть казалась мне вечной.

Александр Владимирович, на ваш взгляд, какой государственный строй соответствует церковному учению в большей степени?
-- Внутренняя жизнь христианина не зависит от политического устройства. Какое отношение к спасению души имеет форма государственной власти? Никакого. Деспотия, народовластие, монархия, республика? Спастись можно абсолютно при любом политическом строе, равно как и погибнуть. Нам, христианам, интересна не столько система государственного устройства, сколько сама власть, точнее, носители власти.
-- Что вы имеете ввиду?
-- Важно наше отношение к носителю власти и важно отношение носителя власти к нам, христианам. Это может быть взаимная любовь или ненависть, это может быть соперничество или сотрудничество, диалог или гонения. Советская власть, например, попыталась перекрыть своим гражданам общение с Богом, увести их от спасения. Дерзновенный эксперимент! Коммунисты закрыли храмы, семинарии, уничтожили духовенство и планомерно начали уничтожать христиан. Остановились только тогда, когда поняли, что придется уничтожить весь народ.
-- Но ведь в семидесятые годы вы и ваши друзья требовали смены политического режима и предъявляли государству какие-то требования?
-- Смены религиозной политики требовали, смены политического режима -- нет. Единственное требование, которые мы, христиане, предъявляли государственной власти, -- чтобы государство соблюдало Конституцию СССР, не вмешивалось в церковные дела, чтобы оно не мешало нам молиться, жить по церковному календарю и воспитывать детей в традиции отцов. Советская власть казалась мне вечной, советское устройство само по себе меня тоже не особенно коробило, иного я просто не знал. Для нас советский богоборческий режим был плох только тем, что он был богоборческим. Наше сопротивление было пассивным, но очень твердым. Мы объявили, что живем не воле власти, а по воле Божией. Не наша вина, что эти две воли в те годы не совпадали. Мы начали открыто ходить в храмы, обмениваться самиздатской религиозной литературой, в общепитовских столовых осенять себя крестным знамением. К политике я был безразличен, мне гораздо интереснее было понять, чем пятидесятники отличаются от баптистов и почему они не крестят людей в детском возрасте.
-- Получается, что христианин не должен участвовать в активной политической жизни, если нет гонений или воинствующего атеизма?
-- Разумеется, миссия православного христианина не ограничивается спасением собственной души, хотя это спасение и стоит в центре его жизни. Задачей христианина является в том числе и преображение мира вокруг себя. Мы ведь христиане, и это логично, что мы желаем, чтобы мир вокруг нас тоже был христианским: мир архитектуры, литературы, науки. Мы стремимся к тому, чтобы духовным стало искусство, которое нас окружает, и не только классическое: ведь «Журавли» или «Эх, дороги» -- это эстрада, попса, но какие это песни! Они достигают почти молитвенного настроения.

Одухотворить можно все, в том числе и политику! Мы можем желать, чтобы не только культурные, но и политические процессы включали в себя христианскую составляющую. Может ли христианин «обожить» политику, по крайней мере попытаться это сделать? Может и даже обязан, если он занимается общественно-политической деятельностью. Важно понимать, что задача государства не есть спасение человеческих душ. Царство Божие на земле построить невозможно. Но мы можем постараться создать справедливый государственный порядок, который не будет препятствовать реализации тех задач, которые ставит перед собой христианин.
-- Говорят, что монархия в большей степени соответствует опыту христианской государственности. Тот же Юстиниан Великий, автор «симфонии», писал свои новеллы, будучи византийским императором, и имел в виду не просто государство, а государство монархическое.
-- Симфония -- это соработничество в любви между христианским народом и христианской властью. А любовь не зависит от формы власти. Она либо есть, либо ее нет. На мой взгляд, невозможно однозначно сделать выбор между демократией и монархией, потому что, будет монархическое или демократическое государство жить по справедливости или нет, зависит не от политического устройства, а от человека, который окажется во главе государства. У религиозного властителя (не важно царя или президента) должно быть мистическое ощущение причастности к чему-то, что выходит за уровень лишь земного благополучия, тогда у него появится и чувство ответственности перед Богом и перед людьми.

Для того чтобы власть могла существовать полноценно, не только она должна осознавать свою сакральную миссию, но и народ должен понимать, зачем он делегирует власть своей элите. Ведь если народ не учиняет переворотов, не свергает власть, значит, власть его устраивает. Значит, он доверяет своему правителю, доверяет ему управление страной. Я говорю сейчас в первую очередь о чувствах, но чувства -- это очень важный момент в отношениях между народом и властью. Заслужить любовь народа ой как не просто! Тут пиар-технологии не помогают.

В Церковь я пришел в шестнадцатилетнем возрасте и сразу попал в новую для меня ситуацию: я понял, что государство меня не любит, что я лишний, что я мешаю государству. А до этого момента государство меня любило: я был школьником и знал, что у меня самое большое в мире государство, что мы победили фашистов, что у нас есть атомная бомба: я чувствовал себя защищенным, и мне было комфортно. В каком-то смысле я любил свое государство -- разницу между родиной и государством я тогда не понимал. Сразу после моего воцерковления я почувствовал, что теперь вся огромная государственная машина, построенная на отрицании Христа, направлена против меня. Она меня еще не успела репрессировать, она меня еще никак не притеснила, но она уже меня не любит. И это было страшно.

Возможна ли в России христианская партия?

-- Насколько сочетается с христианством политическая борьба?
-- Православные тоже должны быть представлены во власти. Церковь не является политической организацией, священникам запрещено участвовать в партийной работе. Но мы, миряне, оставляем за собой право участвовать в формировании государственной политики и отстаивать наши интересы. Тут борьбы не миновать. Главное, чтобы политика не превратилась в страсть, потому что в этом случае политик-христианин начинает защищать уже не интересы церковного народа, а свои собственные. Примеров тому было много в политической истории девяностых годов, и я мог бы назвать достаточно известных имен -- от «А» до «Я», которые не оправдали наших надежд.
-- В то время в России существовали христианские демократы, куда они исчезли?
-- В девяностых годах в России было целых восемь партий, которые называли себя христианско-демократическими. Но у них не было церковной поддержки, да и пространства в общественной жизни для партий такого рода тогда просто не существовало. Они копировали программы и уставы германской ХДС, которые не находили отклика в народе. Но главная проблема заключалась в следующем. Для существования партии с религиозной идеологической составляющей необходима связь с доминирующей религиозной организацией. Связь не институциональная, а идейная, идеологическая, смысловая. Эту связь невозможно базировать на Евангелии, догматах или церковных канонах. Язык Церкви нуждается в «переводе» на язык политической теории. Необходим документ, объясняющий позицию Церкви по основным общественно-политическим вопросам. У западных ХДС и ХСС существовала Социальная доктрина РКЦ и ряд предшествующих документов, начиная с энциклики папы Льва XIII «Rerum novarum» («О новых вещах»), выпущенной в 1891 году. В начале девяностых ничего похожего у нас не было, и потому наши клоны христианско-демократических партий были обречены на смерть. Я писал об этом еще в 1992 году в «Вопросах философии».

Сегодня ситуация принципиально иная. В 2000 году Архиерейский собор утвердил «Основы социальной концепции РПЦ», документ, над которым нынешний Патриарх трудился восемь лет. Это чрезвычайно интересный документ, который за десять лет своего существования оказал огромное влияние на программную политику многих наших партий. Самое большое количество пересечений с «Основами» наблюдается, как это ни парадоксально, у социалистов. В прошлом году в «Литературной газете» я опубликовал большую статью с подробным сравнительным анализом «Основ социальной концепции» с программами четырех парламентских партий. Каждая из них так или иначе использовала интеллектуальный опыт Церкви.

Христианство - социализм - и снова христианство

-- На Западе между консерваторами-христианами, объединенными в Интернационале ХДС, и левыми социалистами нет ничего общего...
-- Ну, во-первых, у нас в России социально ориентированные политические движения неразрывно связаны с религиозной идеологией, включающей Нагорную проповедь. Наш социализм, начиная с теоретических работ отца Сергия Булгакова, всегда был религиозным, в отличие от коммунизма. А во-вторых, отношения европейского социализма и христианской демократии не так просты, как кажутся на первый взгляд. Христианская демократия в каком-то смысле была порождена социализмом. Объясню, как это произошло.

Вторая половина девятнадцатого века прошла в Европе и Америке в революционных требованиях социальной справедливости и мечтах о социализме как обществе равного материального благополучия. В стройных красивых гуманистических концепциях социалистов было все, кроме одного -- в них не было места Богу. Как следствие, методики осуществления заветной мечты носили кроваво-революционный характер. К концу девятнадцатого века и католики, и протестанты, и православные начали искать свои пути к обществу социальной справедливости.

Папа Лев XIII в упомянутой выше энциклике «Rerum novarum» попытался определить роль Церкви в условиях индустриального общества. Он описал кризисное состояние современной цивилизации, базирующейся не на христианской культуре, а на светской гуманистической. Источник кризиса он видел в неверном понимании сущности человека в отрыве от Бога. Построение мира без Бога обращается против человека, поскольку последний оказывается в духовном вакууме.

Параллельно католическому социальному учению, вышедшему из Европы, в Соединенных Штатах развивалось свое понимание социальной активности христиан. К началу XX века в США возникло движение «социального евангелизма», основоположником которого явился выдающийся баптистский проповедник Уолтер Раушенбуш. Будучи молодым пастором, Раушенбуш проповедовал в трущобах Нью-Йорка и столкнулся с нищетой и тяготами жизни низшего сословия. На фоне всеобщего обострения политических конфликтов социальная несправедливость вызывала в душе проповедника страстное сопротивление. Размышляя о путях преодоления социального зла, он пришел к выводу, что победить его можно лишь построением на земле царства Божьего. Раушенбуш рассматривал возможность преодоления пороков общества не с помощью прямого вмешательства христиан в общественную жизнь, а через самосовершенствование самого человека. Чистый сердцем христианин, соблюдающий евангельские заповеди, преобразится сам и преобразит окружающих, а через них и весь мир. Отсюда вытекала мысль, что социальное зло можно искоренить миссионерской деятельностью. Постепенная евангелизация, по мнению Раушенбуша, будет формировать общественное мнение, которое, в свою очередь, положительно повлияет на политиков, бизнесменов и общество в целом.

Принципы «социальной евангелизации» находили почву в интеллектуальном слое и российской православной общественности. Отец Сергий Булгаков, совершивший эволюцию от марксизма к христианству, знавший и Церковь, и освободительное движение, считал необходимым вести одновременную борьбу как с пороками внутри Церкви, так и с безрелигиозностью революционеров. В 1905 году он основал партию «Союз христианской политики». Булгаков считал, что социалистическая идея преследует благородные цели установления социальной справедливости, но невозможность ее реализации заключается в том, что она базируется на философской почве атеистического гуманизма, на «религии человечества, но без Бога и против Бога». К сожалению, коммунисты остановили развитие русской христианской политической мысли на целое столетие.

Так что в Европе христианско-демократическая мысль возникла как ответ на социалистический гуманизм, а в России после безбожного коммунизма ближе всего к социальной христианской идеологии неожиданно оказываются левые силы. В программе «Справедливой России» в качестве основных принципов указаны: справедливость, свобода и солидарность. Сравнение этих принципов с «Основами социальной концепции» или «Базовыми ценностями», предложенными протоиереем Всеволодом Чаплиным, представляет для аналитика любопытный материал.

Дмитрий РЕБРОВ

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Формы государственного и политического устройства

Государственный строй - достаточно общее понятие, понимаемое как система социальных, экономических и политико-правовых отношений, определяющих жизнь государства и тип его устройства. Для того чтобы уточнить понятие государственного строя, общественные науки обычно разделяют понятия формы правления и политического режима. Форма правления - это способ образования высших государственных органов, порядок их взаимоотношений с населением и между собой.

Обычно выделяют две основныеформы правления: республику и монархию. Республика - это такая форма, когда высшие органы государственной власти избираются на определенный срок. При монархии правитель получает свою власть по наследству и сохраняет в течение всей жизни. Республики, как монархии, бывают очень разные: парламентские, президентские, советские и даже исламские; монархии бывают абсолютные, конституционные и дуалистические (сочетающие реальную власть монарха и парламента).

Как правило, одной формой правления государственный строй не исчерпывается, поэтому принято говорить о политических режимах, т. е. способах функционирования государственной власти и экономическом строе.

Основные политические режимы: авторитаризм и демократия. Экономические: капитализм, социализм и смешанная экономика. Эти системы отличаются не только наличием рынка и формами собственности (частная/государственная), но и специфическим устройством механизмов распределения социальных и материальных благ в каждой из систем. Традиционно капитализм ассоциируют с «элитарным» распределением социальных благ, а социализм - с эгалитарной, то есть уравнительной моделью (от франц. egalite - равенство).


Каждая политическая сила ориентируется на ту или иную модель государственного устройства. В Европе основными политическими партиями оказываются либералы, консерваторы и социалисты.

Чтобы не запутаться в их подходах, палитру современных политических течений удобнее представлять как таблицу, а вернее, систему координат (см. выше схему). Каждую партию мы обозначим точкой на плоскости. Чем выше будет точка по вертикальной оси (OY) - тем ближе ее идеология окажется к демократии, чем ниже - тем ближе к авторитаризму. Значения на горизонтальной оси (ОХ) будут фиксировать степень равенства или неравенства.

Слева от оси ОY у нас разместятся политические режимы, исключающие идеологию «равенства». Так, в верхнем левом углу нашей схемы мы увидим либералов - они выступают за общество, где материальные блага доступны не всем (капитализм) и являются предметом свободной конкуренции. Так как власть при либерализме опирается на демократические инструменты, в нашей стране либералов принято называть «демократами».

Значительно ниже, под либералами, расположатся неоконсерваторы. Как и либералы, они выступают за капитализм, конкуренцию и рынок, но в отличие от либералов не настолько привержены демократическим ценностям. Как правило, неоконсерваторы (Рейган, Маргарет Тэтчер, канцлер Гельмут Коль, предыдущий президент США Джорж Буш*младший) защищают права крупного бизнеса и стоят на страже традиционных для западного общества моральных ценностей.

Под неоконсерваторами, ниже оси OX, на нашей схеме располагаются авторитарные консервативные режимы. До недавних пор авторитарные консерваторы правили в Египте и Тунисе.

Еще ниже консерваторов стоит отметить монархистов, особенно тех из них, которые настаивают на абсолютной монархии или самодержавии.

В самом низу по оси OY будут сторонники авторитарной государственности или фашисты: их идеология строится на принципах тоталитарного государства, неприкосновенности правящего класса, однопартийности, подавлении любых форм инакомыслия и т. п., именно такими были авторитарные режимы Франко и Муссолини.

На той стороне, где размещаются режимы, выступающие за социальное равенство (у нас они изображены справа от вертикальной оси OY), в верхнем углу будут анархо-коммунисты, значительно ниже их - европейские социалисты, социал-демократы и страны «боливарского», то есть латиноамериканского социализма (в первую очередь это Венесуэла с Уго Чавесом). Все эти силы в большей или меньшей степени призывают к «справедливому» распределению благ и демократии.

3.3.1. Принципы экономики

3.3.2. Общество

Комментарии

Идеология христианской демократии родилась как религиозный ответ на вызов либеральной демократии. Неудовлетворенные не только светским, но порой и атеистическим характером демократии, христианские философы и священники начали поиск собственной демократической идеологии, основанной на соответствии христианского учения с народовластием. Первыми христианскими демократами считаются те священники, которые в период Французской революции клялись в верности Конституции и заявляли в Национальном собрании, что Иисус Христос был первым демократом.

Своими философскими предтечами христианские демократы считают Сократа, Платона, Августина, Фому Аквинского. Отцом-основателем доктрины христианских демократов явился Ламенне, а его труд «Будущее» (1830) считается первоисточником христианско-демократического учения. Философской основой этого учения является персонализм. Наиболее выдающиеся представители этого философского учения X. Тилике, Б. Боун, Л. Мунье, Н. Бердяев на первое место среди философско-социальных проблем выдвигают проблемы личности, ее свободы и нравственного воспитания. Они всячески подчеркивают уникальность, неповторимость каждого человека, субъективность видения им окружающего мира. Гармония этого мира возможна только через моральное самосовершенствование каждой личности. Это самосовершенствование, проявляясь во внутренней, духовной и внешней жизни человека, имеет трансцендентную направленность на высшие, божественные ценности: истину, красоту, благо (см. также схему 3.3.1). Однако нравственная личность, стремящаяся к Богу, не должна отвращаться от земного человеческого общества. Более того, жизнь в обществе для христианского демократа означает совершенствование общества на принципах свободы, справедливости, братства, демократии, соблюдения прав человека как основы социального прогресса (см. также схему 3.3.2). В то же время, с точки зрения христианско-демократической идеологии, человек, являющийся рациональным, социальным и солидарным существом, не является самодостаточным и постоянно нуждается в других людях. В этом христианская демократия расходится с либерализмом и занимает позицию ближе к консервативной. Но для христианского демократа человек не есть часть коллектива (как для коммуниста). Человек свободен. Только в свободном существовании, в личной, духовной жизни возможен физический, интеллектуальный, моральный и духовный расцвет человеческой личности. Обеспечить этот расцвет должно соответствующее устройство общества. Оно должно быть не социалистическим и не капиталистическим. Христианские демократы выступают за так называемый «третий путь» развития, который должен привести к «персоналистскому и сообщественному» обществу с высоким уровнем культуры, образования, развития экономики (см. схему 3.3.3).

3.3.3. Высшие «персоналистские и общественные» ценности христианской демократии

Комментарии Практическое массовое движение христианской демократии началось в конце XIX в. Однако оно столкнулось с той трудностью, что католическая церковь не только не поддерживала светское по существу движение, родившееся на религиозной основе, но и противодействовала ему. Поэтому многочисленные христианско-демократические партии, зародившиеся в странах Европы в конце XIX в., уже после Первой мировой войны дистанцируются от церкви (особенно католической). Они даже заменяют свои названия на «народные» или «партии центра». В это время возникают партия Центра (Германия), Народная партия (Италия), Народно-демократическая партия (Франция), Народно-социальная партия (Испания), Народно-консервативная партия (Швейцария). После Второй мировой войны формируются собственно христианско-демократические партии, наиболее влиятельные в Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии. Христианско-демократическое движение усиливает свое влияние в Латинской Америке, Африке (особенно в Уганде, Камеруне, Мадагаскаре), Азии (Индонезии, Филиппинах), в Новой Зеландии. В 1956 г. партии и движения христианско-демократического направления объединяются в Интернационал. Ныне Христианско-демократический интернационал насчитывает в своих рядах 54 партии со всех континентов и является влиятельной силой современного мира.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение формирование понятия политика

Введение формирование понятия политика.. понятие политики как решения общественных дел в отличие от дел частных личных.. в средневековой европе термин политика появился в г когда вильгельм мербекский переводя аристотелевскую..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объект и предмет политологии
Комментарии Политология – наука о политике; название ее происходит от двух греческих слов

Определение политики
Комментарии На вопрос «Что такое политика?» политологи отвечают по-разному. М. В

Структура политологии
1.3.1. Структура политологии, учитывающая политическую и практическую составляющие 1.3.2. Структура

Функции политологии
Комментарии Политология наряду с другими науками об обществе дает нам социальное знание,

Закономерности политологии
Комментарии По нашему мнению, следует отделять универсальные закономерности политики (и п

Методы политологии
Комментарии Политология использует как общенаучные методы исследования, так и методы соци

Категории политологии
Комментарии Политология имеет целый набор фундаментальных, общих понятий, которые отражаю

Место политологии в системе наук
Комментарии Фундаментом, идейно-теоретической базой политологии является философия, из чр

Краткая история политологии
Комментарии Политические проблемы возникли в человеческом обществе с появлением политики,

История политологии в России
Комментарии В России политология возникает в конце XIX в. В XIX – начале XX в. политологи

Процесс институциализации политической науки
Комментарии В XIX в. в развитых странах (Великобритании, Франции, США) шел процесс расшир

Основные направления развития политических учений Древнего мира
Комментарии Политическая мысль Древнего мира развивалась по двум основным направлениям.

Деградация государства по Платону
Комментарии Платон (427–347 гг. до н. э.) в диалогах «Государство» и «Законы» создал учен

Круговая смена форм правления по Полибию
Комментарии Уже в римскую эпоху сформировалась политическая концепция греческого историка

Основные политические идеи Цицерона
Комментарии Римские ученые развивали политические идеи греческих историков и философов. Т

Характерные черты политических учений Средневековья
Комментарии Политические идеи раннего христианства и Средневековья базировались на греко-

Политические учения Нового времени
Комментарии Отличительной особенностью политических идей Нового времени было стремление з

Политические идеи в России Нового времени
Комментарии В России Нового времени, которое началось с царствования Петра I, образованна

Политические идеологии
В XIX в., вследствие бурного развития экономики, роста народонаселения и колонизации европейцами Америки, Азии, Австралии и Африки, происходило дальнейшее усложнение практической политики, накоплен

Либерализм
3.1.1. Принципы классического либерализма Комментарии Наиболее значительной идео

Консерватизм
3.2.1. Принципы консерватизма как антитезы либерализма 3.2.2. Ценности консерватизма

Анархизм
Комментарии Название течения происходит от греческого термина, означающего безначалие, бе

Коммунизм
Комментарии Дилемму «свобода – равенство» классики коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс решал

Социал-демократия
Комментарии Социал-демократия – родная сестра коммунизма. Обе вышли из марксизма. Если ко

Власть, элита и политическое лидерство
Рассмотренные нами в предыдущих главах политические идеи, учения и идеологии представляют собой введение в политологию. Они дают необходимые знания истоков дифференциации политических групп, показы

Три типа легитимного господства по М. Веберу
Комментарии Современные политологи не имеют единого мнения о природе власти. Одни рассмат

Основы власти
Комментарии 1. Психологическая основа власти заключается в такой комбинации психических х

Типология власти по принципу воздействия на людей
Комментарии Власть-вера, обещание. Как правило, обещают что-то очень значительное

Типология власти по степени ее институционализации
Комментарии По степени институционализации и типу организации власть можно поделит

Типология власти по количеству властвующих
Комментарии По количеству властвующих, как мы знаем из Аристотеля, власть может б

Уровни власти
Комментарии Политическая власть организуется и функционирует в обществе на трех взаимосвя


продолжение

Реформы политической системы
5.5.1. Замкнутая политическая система 5.5.2. Размыкающаяся политическая система

Политические режимы
5.6.1. Основные типы политических режимов 5.6.2. Промежуточные типы режимов

Структура политической культуры
Комментарии Как вся общественная жизнь определяется накопленной общей культурой, так и со

Типология политической культуры
6.3.1. Виды политической культуры по Д. Алмонду Комментарии Д. Алмонд рассматрив

Уровни политической культуры
Комментарии Учитывая все нарастающий процесс интернациональной интеграции, глобализации,

Идеология христианской демократии родилась как религиозный ответ на вызов либеральной демократии. Неудовлетворенные не только светским, но порой и атеистическим характером демократии, христианские философы и священники начали поиск собственной демократической идеологии, основанной на соответствии христианского учения с народовластием. Первыми христианскими демократами считаются те священники, которые в период Французской революции клялись в верности Конституции и заявили в Национальном Собрании, что Иисус Христос был первым демократом.

Своими философскими предтечами христианские демократы считают Сократа, Платона, Августина, Фому Аквинского. Отцом-основателем доктрины христианских демократов явился Ламенне, а его труд «Будущее» (1830г.) считается первоисточником христианско-демократического учения. Философской основой этого учения является персонализм. Наиболее выдающиеся представители этого философского учения X. Тилике, Б. Боун, Л. Мунье, Н. Бердяев на первое место среди философско-социальных проблем выдвигают проблемы личности, ее свободы и нравственного воспитания. Они всячески подчеркивают уникальность, неповторимость каждого человека, субъективность видения им окружающего мира. Гармония этого мира возможна только через моральное самосовершенствование каждой личности. Это самосовершенствование, проявляясь во внутренней, духовной и внешней жизни человека, имеет трансцендентную направленность на высшие божественные ценности: истину, красоту, благо. Однако нравственная личность, стремящаяся к богу, не должна отвращаться от земного человеческого общества. Более того, жизнь в обществе для христианского демократа означает совершенствование обществана принципах свободы, справедливости, братства, демократии, соблюденияправ человекакак основы социального прогресса. В то же время, с точки зрения христианско-демократической идеологии, человек, являющийся рациональным, социальным и солидарным существом, не является самодостаточным и постоянно нуждается в других людях.В этом христианская демократия расходится с либерализмом и занимает позицию ближе к консервативной. Но для христианского демократа человек не есть часть коллектива (как для коммуниста). Человек свободен. Только в свободном существовании, в личной, духовной жизни возможен физический, интеллектуальный, моральный и духовный расцвет человеческой личности. Обеспечить этот расцвет должно соответствующее устройство общества. Оно должно быть не социалистическим и не капиталистическим. Христианские демократы выступают за т. н. «третий путь» развития, который должен привести к «персоналистскому и сообщественному» обществу с высоким уровнем культуры, образования, развития экономики. Экономика, чтобы преодолеть капиталистические тенденции, должна базироваться на следующих принципах:


Приоритет морали над прибылью;

Приоритет потребности над производством;

Приоритет труда над капиталом;

Замена патроната ассоциацией;

Замена зарплаты участием в прибылях.

Общество, базирующееся на такой экономике, а такжена христианской морали, будет носить следующие черты:

Инструментальная, а не тотальная роль государства;

Демократияучастия, а не представительная;

Децентрализация государства;

Свобода информации;

Постоянно растущая роль культуры и образования.

Таким образом, высшими «персоналистскими и сообщественными» ценностями христианской демократии являются:

Приоритет личности перед обществом н государством;

Уважение к семье, как естественному сообществу людей;

Духовное, интеллектуальное, нравственное самосовершенствование;

Политическая, экономическая и социальная демократия;

Социальная справедливость;

Права человека, включая социальные;

Подчинение государства не только юридическому, но и моральному закону, ограничивающему его суверенитет;

Разделение властей;

Большая роль гражданского общества (общественных организаций, профсоюзов);

Борьба с тоталитаризмом, диктатурой;

Борьба за мир;

Смешанная экономика;

- «третий путь» развития общества.

Практическое массовое движение христианской демократии началось в конце XIX века. Однако оно столкнулось с той трудностью, что католическая церковь не только не поддерживала светское по существу движение, родившееся на религиозной основе, но и противодействовала ему. Поэтому многочисленные христианско-демократические партии, зародившиеся в странах Европы в конце XIX века, уже после Первой мировой войны дистаницируются от церкви (особенно католической). Они даже заменяют свои названия на «народные» или «партии центра». В это время возникают партия Центра (Германия), Народная партия (Италия), Народно-демократическая партия (Франция), Народно-социальная партия (Испания), Народно-консервативная партия (Швейцария). После второй мировой войны формируются собственно христианско-демократические партии. Наиболее влиятельные в Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии. Христианско-демократическое движение усиливает свое влияние в Латинской Америке, Африке (особенно в Уганде, Камеруне, Мадагаскаре), Азии (Индонезия, Филиппины), вНовой Зеландии. В 1956 годупартии и движения христианско-демократического направления объединяются в Интернационал.Ныне Христианско- демократический интернационал насчитывает в своих рядах 54 партии со всех континентов и является влиятельной силой современного мира.

mob_info