Можно ли на пасху ходить на кладбище. И все таки можно ли в Пасху ходить на кладбище

У большого количества людей укоренилась в сознании обязательность посещения кладбища на Пасху. Причем они искренне верят в то, что это предписано церковью. В действительности все несколько иначе.

Начнем с того, что у священнослужителей негативное отношение к посещению кладбища на Пасху. Они аргументируют это тем, что на самом светлом празднике православных не должен присутствовать оттенок скорби. На протяжении пасхальной недели в церквях не происходит поминовение усопших, и панихида не служится в Светлую Седмицу.

Если человек умер на праздничной неделе, то для него устраивается отпевание по особому чину, с включением в него большое количество пасхальных песнопений. Продолжительное торжество коммунистической идеологии, запрещавшей любые религии, спровоцировало некоторое смещение некоторых традиций. И как-то забылось что имеется специальный день выделенный для посещения кладбища в честь Пасхи - Радуница, являющийся вторым вторником от христова Воскресения.

Светлое Христово Воскресение является праздником жизни, когда отмечается ее победа над смертью. Согласно православному учению смерть человека не означает конец пути для его души. Ей еще предстоит долгий путь, на протяжении сорока дней, в Царствие Небесное. Именно по этой причине не стоит посещать кладбище на Пасху, в этот день следует полностью отдаться радости.

При этом не надо забывать, что воскресенье является только первым днем Пасхи, за которым следует праздничная неделя, на протяжении которой все православные должны радоваться. А придаваться в это время грустным воспоминаниям - грех.

Конечно, забота начальников о людях может только приветствоваться, но неплохо было при этом посоветоваться о целесообразности таких поездок с представителями церкви. И если бы они это сделали, то могли узнать, что православное учение не считает правильным посещение кладбища непосредственно первый день светлого праздника Пасхи.

И все таки можно ли в Пасху ходить на кладбище

Во многих городах в день Святого воскресенья кладбища становятся местом настоящего паломничества. Когда и кем была введена эта традиция? По мнению историков утверждение, что все это началось после Октябрьской революции не имеет под собой достаточных оснований. Ее корни прослеживаются с более ранних времен.

Для жителей небольших деревень, как правило дорога до церкви была не близкой, а потому каждая поездка в нее становилась настоящим событием. Посещение храма в Пасху было обязательным для каждого члена семьи, и готовились к нему заблаговременно.

А так как рядом с церковью всегда располагалось кладбище, то заодно навещали и могилы усопших родственников. Ведь вновь совершать неблизкую и довольно дорогую поездку через неделю, чтобы помянуть упокоенных, мог себе позволить далеко не каждый.

Более популярной является версия, связанная с особенностями правления советской власти. Религию стали считать вне закона, найти специальную литературу по трактованию православных обычаев было практически невозможно. А общение со священнослужителем чтобы разобраться во всех нюансах могло вылиться в довольно серьезные неприятности. Вот люди и начали толковать пасхальные традиции в соответствии со своим видением.

Когда ходят на кладбище после пасхи

Церковный календарь говорит о втором вторнике после Пасхи (Радунице) как о дне, когда следует поминать всех усопших. Именно в этот день благую весть о воскресении Христа можно нести на кладбище, упокоившимся там родственникам и близким. Никакой другой день из Светлой Седмицы для этой цели не подходит.

В порядке полезной информации! Когда у священнослужителей спрашивают о допустимости покраски яиц на Пасху если в семье еще не закончился траур, то они дают утвердительный ответ. По некоторым суевериям для этой цели в такой ситуации может использоваться исключительно черный цвет. Церковь утверждает, что никаких цветовых ограничений не существует.

Также хочется напомнить, что на протяжении Великого поста установлены сразу три родительские субботы, в которые полагается поминать усопших, возносить за них молитвы в храмах, посещать их могилы, подготавливая их к Пасхе. Еще один нюанс. Христианские традиции не допускают оставление еды на последнем пристанище родственника. У души усопшего нет потребности в еде, а традиция эта пришла из язычества.

В заключение хотим привести стих, который нам очень понравился тем, что в нем есть ответы на все вопросы:

Не ходите на Пасху на кладбище

Не ходите на Пасху на кладбище
Ко всем тем, кого с вами уж нет.
В светлый праздник Христосуйтесь, радуйтесь,
Славьте Бога на весь белый свет!

Не ходите к усопшим родителям,
Есть другие для этого дни
Ведь хотите ли вы, не хотите ли, -
В этот день Христа видят они!

Не носите им ваши страдания,
Скорбь и слёзы, душевную боль,
Не являйтесь к ним пьяной компанией
В день, когда миром правит Любовь!

Не лишайте их праздника светлого,
Не нужны ни хвала им, ни лесть,
Души их промолчат безответные,
Но пришли вы - они тоже здесь …

В день пасхальный, порою весеннею,
Дайте ж радости всем, кто вам мил.
В Иисуса Христа Воскресение
Дорогих не тревожьте могил…

Не ходите на Пасху к родителям,
Не целуйте над ними креста.
Не печальте их в тихой обители -
В этот день они видят ХРИСТА!

Спрашивает Ирина
Отвечает Наталья Амосенкова, 08.04.2014


Здравствуйте Ира!

Отвечая на ваш вопрос: "Можно ли ходить на дискотеки, в ночные клубы? Все подружки туда ходят, отдыхают,знакомятся с парнями, а мне что сидеть дома в одиночестве и грустить? Хочется впечатлений, чего то необыкновенного и я иногда хожу. Если бы мне было бы 40 лет я смогла бы туда не ходить, а так......Это ведь грех?"

Вы хотите услышать "да" или "нет"?
Но вы знаете ответ... И не хотите ничего менять... Вас наверное больше интересует, что вам за это будет и насколько это больно?

В Библии есть история, которая начиналась подобно вашей. Это произошло с девушкой по имени Дина. Она тоже пошла из дома, потому что хотела познакомиться с парнем ().

В этой истории не нужно искать виновных. Просто я хотела бы вам рассказать о чем-то что более важно.

Есть территории, которые Бог не желает контролировать. Он не создавал эти территории, они запатентованы на имя другого хозяина и там действуют другие законы и правила. Расценки за пользование услугами, предоставляемые на той территории, также предъявляет не Бог. А Бог просто указывает нам что это за территории. Мы туда не ходим, а если ходим, то на свой счет и на свои убытки. Цены там непомерны, хозяин кровожадный, и от нас ему нужна наша, в конце концов, жизнь...

Дина посетила такую территорию. Она осталась жива, но навсегда потеряла то, что как раз ходила искать...

Решать вам, но я бы не советовала.

Важно не просто выйти замуж, а хорошо и надолго. Правда ведь? А для повышения такой вероятности тоже есть условия.
Ищите хорошего парня, но на Господних территориях и Его методами. Используйте для поиска Божьи наводки.

Наташа

Читайте еще по теме "Нравственность выбора, этика":

Этот вопрос наш корреспондент Анна ИВАНОВА обсуждает с иереем Максимом ПЕРВОЗВАНСКИМ, главным редактором православного молодежного журнала «Наследник», духовника православного молодежного объединения «Молодая Русь»: -- Что одному ребенку в какой-то ситуации нормально и хорошо, то другому смертельно опасно. Всегда нужно смотреть, что за ребенок, какая ситуация в семье, и серьезно разбираться, потому что, давая общий совет для всех, можно навредить. Единственное, что я могу сказать, мы должны ребенка с детства воспитывать, сохранять с ним добрый, хороший контакт, суметь привить ему определенные ценности, в том числе эстетические, общекультурные. Если он понимает смысл происходящих событий, что не всегда просто в подростковом возрасте, то такой проблемы может и не возникнуть. А если такая проблема возникает, нужно смотреть, какие у ребенка интересы, на какой отклик, на какую реакцию мы можем рассчитывать. Один, несмотря на запрет, пойдет на дискотеку или вообще из дома сбежит, а другой примет запрет как должное.

Как же родителям, с одной стороны, не пустить все на самотек, а с другой -- не превратиться в брюзжащих стариков, не спровоцировать ребенка на ложь, не порвать ниточку, которая связывает их и ребенка?
-- Родителям, попавшим в такую ситуацию, очень важно быть грамотными психологами. Надо учиться понимать своего ребенка. Можно покупать хорошие книги по возрастной психологии, например, есть прекрасный учебник В. И Слободчикова или книжка Шишовой и Медведевой «Разноцветные белые вороны».
Во-вторых, нужно понимать, что свою голову на чужие плечи не переставишь. Вообще, быть родителями -- это трагедия. Потому что ты думаешь, что ты можешь все, или многое, а иногда оказывается, что от тебя почти ничего не зависит. Тут нужна большая мудрость, опыт, терпение. Я часто об этом думаю, потому что у меня тоже есть дети. Вот вспомним самую первую семью -- семью Адама. У него было два сына: Каин и Авель. И я не думаю, что Адам по-разному их воспитывал. Он был святой человек, и Ева была, как мы знаем, женщиной святой. И даже в этой семье родился Каин, и они ничего не смогли сделать. Как бы ты сам ни был мудр и опытен, не только от тебя зависит, каким будет твой ребенок. Есть такая молитва: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого». Вот эта молитва очень точно подходит именно родителям. Думаю, они должны ее помнить и с этой молитвой обращаться к Богу за помощью и вразумлением.

--А действительно ли так опасны дискотеки и прочие подобные мероприятия?
-- Семь или восемь лет назад мы проводили с немцами семинар по наркомании, и меня тогда удивило, что разговор о наркотиках они начинают с того, что говорят: наркотик -- это все, что вызывает привязанность и зависимость. Говоря про телевизор, дискотеки, вино, интернет и игры, они говорят -- вот это все наркотики. Родителям это надо понимать, и ребенок должен это понимать. Человек, попадая в атмосферу дискотеки, испытывает подъем, эйфорию, там громкая музыка, друзья, близкий контакт с противоположным полом, это все создает чувство радости, какого-то подъема, общности, единства. И если ребенок туда уже попал, то что-то противопоставить этому будет сложно, но в любом случае разъяснить это ребенку нужно. Нужно объяснить ему природу этой радости, природу тех чувств, которые он испытывает, показать их временность и несовершенство. Объяснить, что он попадет в зависимость от этого, потому что, если однажды он испытал такой подъем, ему захочется еще и еще. А поскольку со временем эмоции будут притупляться, то кроме непосредственно дискотеки ему понадобится дополнительный стимулятор в виде алкоголя или наркотиков. Кроме того, дискотека -- это место, где не совсем правильно решаются вопросы взаимоотношений с противоположным полом. Потому что там танцуют все же не классические танцы, которые позволяют юноше и девушке сблизить дистанцию, но до известного предела, в соответствующих культурных формах. В общем, дело это опасное.
Но объяснять все это ребенку желательно не в тот момент, когда он уже собрался на дискотеку, а заранее. И вообще, задолго до возникновения таких вопросов нужно постепенно формировать мир увлечений ребенка. Тогда этих проблем будет меньше.

-- А возможна ли православная дискотека?
-- К сожалению, православные дискотеки уже появились. Я не сторонник их проведения. Ведь дело не в том, что организаторы обязуются обеспечить на них отсутствие алкоголя, наркотиков, драк, а дело в том, что сама дискотека, ее атмосфера находится за пределами допустимого для церковного человека. Мы не должны пытаться воцерковить то, что воцерковить нельзя. Если мы каким-то образом можем, влияя на устроителей дискотек, попытаться сделать эту территорию свободной от наркотиков -- это неплохо. Только не надо называть это православным рок-концертом или православной дискотекой. Там не должно быть присутствия Церкви в явном виде. Конечно, если мой ребенок все же захочет пойти на дискотеку и я не смогу его остановить, я постараюсь его направить туда, где обеспечено отсутствие наркотиков и алкоголя, но все равно это будет просто дискотека. И если человек выбирает, он должен знать, что он сам сделал этот выбор. Он должен понимать, что черное есть черное, а белое есть белое.
Здесь есть еще одна опасность. Если мы сейчас скажем, что православная дискотека -- это норма, это хорошо, то подросток, который более строго относится ко всему, скажет: «Ну, если у православных есть дискотеки, то я не хочу быть православным, я пойду куда-то в катакомбную церковь или к сектантам, где этого в принципе быть не может». Поэтому я считаю, что нам не нужно идти по этому пути.

Как быть, если в маленьком городе дискотека -- это единственное место проведения досуга всей местной молодежи?
--Знаете, я бывал в маленьких городах и могу вам сказать, что провинциальная дискотека еще хуже московской. Но в провинциальном городе у храмов есть неплохие возможности создавать для подростков альтернативные места встреч и проведения досуга. И если родители озабочены этим, нужно собираться, приходить к священнику и говорить: давайте мы организуем досуг для наших детей при храме. Можно создавать военно-патриотические кружки, спортивные секции, интеллектуальные клубы. Мы иногда бываем очень пассивны по отношению к себе. Но нужно понимать, что под лежачий камень вода не течет. И те условия, которые нам даны, есть первая ступенька нашего спасения, но это то, что касается лично нас. А если я родитель -- это уже не моя личная судьба. Здесь я должен проявить максимум активности и ответственности.


Многие святые отцы достаточно резко осуждали любое чрезмерное веселие и плясанме (наиболее часто в этой связи вспоминают "Слово о играх и о плясании" свт.Иоанна Златоуста (Пролог, 24 марта) ), но этот обычай оказался неискореним. Слева: Антонина Ржевская, "Веселая минутка". Справа: современная дискотека

Вспоминая Ушинского
После публикации этого материала на сайте Милосердие.ru , поступил вопрос от читателя:
- Вы говорите: можно или нельзя ходить на дискотеку. Но в мире есть гораздо более важные нерешенные вопросы. Да сейчас те, кто ходил когда-то на дискотеку, создают ВВП, управляют крупными корпорациями, занимаются научными разработками. Вы хотите бороться с последствиями, а не с причиной. Дайте человеку смысл в жизни, научите его добиваться целей и он не станет губить свою жизнь. А ужимки и недомолвки с противоположным полом только вредят психике и здоровью, и дискотека -- одно из самых полезных дел. Знакомства, общение, любовь, семья, дети -- многое начинается хотя бы и с дискотек.

Отвечает иерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ : -- Во-первых, по поводу тех людей, которые чего-то добились, стали, например, православными -- несмотря на то что в их жизни присутствовали увлечения вроде дискотек, йоги, восточных единоборств… Еще К. Д. Ушинский писал, что одна из ошибок многих педагогов его времени заключалась в том, что они следовали логике: я вырос нормальным человеком, меня воспитывали таким-то образом, значит и всех остальных следует воспитывать также. Невозможно оценить на примере конкретной личности, какое влияние именно на него оказала дискотека. И очень сложно сказать, благодаря чему он стал тем, кем стал… Разбойник на кресте тоже был спасен, но это же не значит, что всем нужно идти в разбойники!
Во вторых, человеку, обретшему смысл жизни, дискотека и вовсе не нужна. Что же касается того, что дискотека является неким «лекарством» для застенчивых людей -- с этим не могу согласиться. Застенчивость мешает каким-то «свободным» отношениям, но не созданию семьи. Я не знаю нормальных людей, которые хотели бы вступить в брак, но не могли сделать этого из-за застенчивости! Конечно, на дискотеке раскрепощение происходит, но неужели нельзя найти какие-то другие формы раскрепощения?! Дискотека -- это в первую очередь способ получения удовольствия, а семейная жизнь -- нечто другое. Серьезные отношения возникают, когда люди делают что-то вместе, вместе преодолевают трудности -- любая серьезная совместная деятельность располагает более к развитию отношений в направлении брака, нежели дискотека. Неспроста в свое время про альпинизм была такая шутка, что это школа мужества и школа замужества.
Если возможно, родители должны оградить ребенка от дискотеки, но не к каждому можно применять жесткие меры. Если нельзя оградить ребенка от дискотек, нужно предостеречь его от возможных негативных действий и впечатлений, с которыми он там может столкнуться.

Пасха - это прекрасный и светлый праздник. Хотя в нашей стране нет официальной государственной религии, но день Светлого Христова Воскресенья празднуют везде. Всем известно, что этот праздник связан непосредственно с пришествием (воскресением из мертвых) Христа на землю в призрачном видимом обличье к верующим, после того как его распяли на кресте и положили в пещеру, отдав ему все почести. сразу после дня весеннего равноденствия. Известно, что Иисус Христос пришел на землю в божественном обличье, дабы укрепить веру простых людей, и это было на самом деле, по историческим, имеющимся на сегодняшний день, данным.

Конечно, само празднование яркое, ведь на землю спустился Спаситель. По этой причине повсеместно в городах России проходят различные ярмарки и празднества, в храмах проводят торжественные пасхальные богослужения, и все люди собираются вместе на тихом семейном вечере дабы прославить имя Бога. По обычаю, начинается праздник со снисхождения Благодатного огня, а завершается праздник днем, названным .

Как правильно себя вести в этот благодатный праздник истинным верующим и что конкретно нельзя в этот день делать, расскажем далее.

Вначале опишем, что можно делать в этот светлый день.
Пасха - радостный день для верующих, поскольку Христос Воскрес, и,тем самым, он победил смерть и доказал многим людям истинность своих проповедей, вселил в них веру. По этой причине, никто не должен ходить грустным, унылым, хмурым и обидчивым в этот праздник. Пасха включает в себя целую неделю, а не один день, как многие думают. Нужно вести себя цивилизованно, культурно и жизнерадостно. В сам день Светлого Христова Воскресенья следует: радоваться, прощать всех тех, кто чем обидел, после долгого сорокадневного поста, встречаться с семьей и родными людьми, прославлять Бога, поздравлять всех, приглашать к себе гостей, подавать обездоленным, радовать нищих и больных людей и т. д. В общем, всю неделю следует вести себя как подобает доброму и милосердному человеку.

Что же нельзя делать в это торжество? Что говорит церковь о том, чем не стоит заниматься в день и целую последующую неделю прославления Бога?

Во-первых, церковь говорит, что в Библии сказано, что даже птичка не вьет гнезда в этот день. Это говорит о том, что в Христово Воскресение и всю неделю не стоит заниматься тяжелыми делами, которые требуют физической нагрузки. По этой причине в этот день и последующую неделю лучше отложить все тяжелые дела, которые можно. Так, мыть машину, строить дом, заниматься физическими делами без особой для это надобности (только если это не связано с постоянной рабочей деятельностью человека, за которую он получает средства для своего существования) нельзя. Не будет грехом то, что человек трудится в Светлое Воскресенье на благо общества. Наоборот, если человек подойдет к своей работе в праздничный день со смирением и спокойствием, спокойно исполнит свои обязанности, Господь сможет коснуться его сердца и пошлет, быть может, чудо.

Другое дело, если человек спрашивает: можно ли ловить рыбу на Пасху. Вопрос спорный. С одной стороны, в Библии сказано, что, когда ученики вышли на сушу, то увидели «...разложенные угли и на них лежащую рыбу и хлеб...». С ними сел Христос и дабы показать, что он не призрак, он стал есть рыбу вместе с ними. Таким образом, делаем вывод: что рыбу есть можно. Значит, ловить рыбу для того чтобы разговиться, можно. Однако, поскольку ловля рыбы это физическое занятие, то, если можно перенести рыбалку на день перед праздником, то лучше сделать так.

Во-вторых, если отвечать на вопрос: можно ли на Пасху слушать музыку в наушниках однозначно можно ответить так - нельзя. Целью любого верующего является соединение с Богом, соединение с Фаворским светом, а Воскресенье Христово и есть тот день, когда можно постигнуть все тайны и побыть с Христом. Невозможно прочувствовать Бога, когда в ушах будет играть музыка. То же самое касается и того, чтобы слушать музыку и танцевать. Церковь не запрещает веселиться в этот день. Но слова в песнях должны прославлять Бога, а танцы символизировать соединение с ним. Если музыка с танцами прославляет его имя, то тогда можно это делать.

В-третьих, жарить шашлыки на Пасху в сам праздник нельзя. В воскресенье разрешается. Бог лишь может потребовать «"исключительной преданности"»; его может оскорбить, если мы совершим плохие дела (по Исходу 20:5). Вообще, разговляться стоит хлебом, рыбой и вином, как это делали апостолы, когда к ним пришел Иисус, чтобы показать, что он реально воскрес.

И последнее, заниматься спортом на Пасху не возбраняется церковью. То ли дело хождения на кладбище, распитие алкоголя перед праздником и занятия любовью.

Итак, поскольку Пасха является сакральным и божественным праздником для истинных верующих, то существует особое поведение, которому должны придерживаться люди. Самое главное - быть человечными в этот день и тем самым прославлять имя своего Бога.


Пасха — это ветхозаветное установление. Евреи хотели уйти из Египта, чтобы вернуться на родину. Но фараон, у которого они были в плену, желая обогатиться бесплатной рабочей силой, не выпускал их.

В годы этого плена Господь не раз посылал фараону знамения через раба своего Моисея, чтобы фараон отпустил народ в Землю обетованную. Последнее, что Бог повелел египетскому народу, пока евреи были в их плену, — заклать ангца (то есть ягненка) и его кровью помазать косяки дверей. Сделать это надо было потому, что в ночь должен был прийти ангел-губитель и убить всех первенцев земли египетской. Но если на двери будет кровь агнца, ангел-губитель пройдет мимо дома.

Таким агнцем, но уже в Новом Завете, стал Иисус Христос. «Пасха» как раз переводится как «шествие мимо», шествие мимо смерти. Мы в празднике Воскресения Христова, причащаясь Тела и Крови Ангца Божия, как сам себя называет Христос, становимся помазанными Его кровью. И смерть проходит мимо нас. Пасха — это жизнь вечная, это освобождение от смерти. Христиане нашли тот рецепт, который делает человека бессмертным.

Зачем освящать еду на Пасху?

Освящение не только еды, но и других материальных вещей, окружающих христианина, - это древняя традиция. Освящая что-то, мы посвящаем это Богу, испрашиваем на это Божие благословение.

На Пасху мы приносим в храм еду. В деревнях в начале XX века вообще все, что выставлялось на стол на Пасху, привозилось в храм, благословлялось, а десятина (десятая часть) оставлялась для нуждающихся. И только после этого люди разговлялись — благоговейно вкушали освященную праздничную еду.

Когда можно разговляться на Пасху?

Разговление (первая скоромная трапеза после окончания поста) на Пасху обычно совершается после Литургии и причастия. Если вы были на Литургии ночью, то после ночной службы можете приступать к праздничной трапезе. Если вы пришли на Литургию утром, то точно так же — после причастия — можно разговляться. Главное, ко всему нужно подходить с чувством меры. Не объедаться.

Если вы по какой-то причине не может встретить Пасху в храме, разговляться можно начинать примерно в то время, когда в храмах заканчивается праздничная Литургия. Чем хороша в этом плане Церковь? Мы и постимся вместе, и разговляемся вместе. То есть все делаем сообща. Это то, чего так не хватает современному миру, - общность.

Как правильно провести день Пасхи? Есть ли вещи, которые нельзя делать?

В этот день нельзя грустить, ходить хмурым и ругаться с ближними. Но только помните, что Пасха — это не 24 часа, а как минимум целая неделя — Светлая седмица. В богослужебном плане Воскресение Христово празднуется семь дней.

Пусть эта неделя будет примером того, как мы всегда должны вести себя в обществе, среди людей.

Как стоит провести Пасху? Радоваться, угощать других, приглашать их к себе в гости, посещать страждущих. Одним словом, все то, что приносит радость твоему ближнему, а значит и тебе.
Что можно есть на Пасху и можно ли пить алкоголь на Пасху?

На Пасху можно есть и пить все, главное, делать это умеренно. Если вы умеете вовремя остановиться, вы можете угоститься всеми блюдами, выпить вина или немного крепких напитков — не до сильного опьянения, конечно. Но если вам трудно себя ограничивать, лучше не притрагивайтесь к алгоколю. Порадуйтесь веселием духовным.
Можно ли работать на Пасху?

Чаще всего вопрос, работать или нет, зависит не от нас. Если пасхальное воскресенье у вас выходной, это, конечно, очень хорошо. Вы можете и посетить храм, и встретиться с близкими, и поздравить всех.

Но часто бывает так, что мы оказываемся людьми подневольными и по графику работы вынуждены работать на Пасху. Нет ничего страшного в том, если вы потрудитесь. Может, и можно по этому поводу погрустить, но не больше пяти минут! Послушание есть послушание. Делайте свою работу в этот день добросовестно. Если вы в простоте и правде исполните ваши обязанности, Господь обязательно коснется вашего сердца.

Можно ли заниматься домашней работой на Пасху? Делать уборку, вязать, шить.

Когда мы где-то читаем, что в праздник есть запрет на домашнюю работу, нам стоит понимать, что не просто запрет, а благословение на то, чтобы мы провели это время во внимании к Господу, празднику и нашим ближним. Чтобы не мы зацикливались на мирской суете. Запрет на работу на Пасху не канонический, это, скорее, благочестивая традиция.

Домашние хлопоты — неотъемлемая часть нашей жизни. Вы можете заниматься ими и в праздник, но только подходя к этому разумно. Чтобы не провести Пасху, занимаясь генеральной уборкой до самой ночи. Иногда лучше, например, оставить немытую посуду в раковине, чем раздражаться на домочадцев, которые не помыли за собой тарелки.
Что значит, если человек умер на Пасху? Это знак особой милости
Божией или наказание?

Если на Пасху или на Светлой седмице умирает верующий человек, для нас это, действительно, признак милости Божией к этому человеку. Народная традиция говорит даже, что тот, кто скончался на Пасху, входит в Царствие Небесное без мытарств, то есть минуя Страшный суд. Но это «народное богословие», догматически все-таки каждый человек будет судим и даст ответ за свои грехи перед лицем Божиим.

Если же в эти дни умирает человек неверующий, то, я думаю, это ровным счетом ничего не значит. Ведь и при жизни Воскресение Христово не было для него знаком избавления от смерти...
Можно ли ездить на кладбище на Пасху?

Такой традиции не было в Церкви никогда. Она родилась среди людей во времена Советского союза, когда человек был лишен духовного общения и отстранен от Церкви. Где еще было встретиться с загробным миром, о котором говорит Церковь и с верой в существование которого так жестоко боролась власть? Только на кладбище. Ездить к родным на могилки никто не мог запретить.

С тех времен и повелось ездить на кладбище на Пасху. Но сейчас, когда храмы открыты и мы можем пойти на пасхальную службу, лучше ездить на кладбище к близким в другие дни. Например, на Радоницу — в день, когда по традиции Церковь поминает умерших. Приехать туда пораньше, привести могилки в порядок, посидеть спокойно рядом и помолиться.
Как надо приветствовать друг друга на Пасху?

Пасхальное приветствие — ангельское. Когда Жены-мироносицы пришли к Гробу Господню, чтобы помазать тело распятого Христа благовониями, они увидели там Ангела. Он возвестил им: «Что вы ищете живого между мертвыми?», то есть рассказал, что Спаситель воскрес.

Мы приветствует наших братьев и сестер по вере на Пасху словами «Христос воскресе!» и отвечаем на приветствие: «Воистину воскресе!». Тем самым мы говорим всему миру, что для нас Воскресение Христова — основа жизни.
Что принято дарить на Пасху?

На Пасху можно дарить ближним любые приятные и нужные подарки. И будет хорошо, если к любому подарку пасхальное яичко, разукрашенное или красное. Яичко как символ свидетельство новой жизни — Воскресения Христова.

Красный цвет пасхального яйца — это память о предании, согласно которому Мария Магдалина подарила императору Тиберию на Пасху яйцо. Император сказал ей, что не верит в то, что человек мог воскреснуть, что это так же невероятно, как если бы это яйцо из белого вдруг стало красным. И, по преданию, случилось чудо — на глазах у всех яйцо стало красным, как кровь Христова. Теперь крашеное яйцо — символ Пасхи, Воскресения Спасителя.
Что делать со скорлупой от освященных яиц и зачерствевшим куличом?

Благочестивая традиция говорит нам, чтобы мы не выкидывали вместе с мусором то, что освящено в храме. Все это можно сжечь, например, на приусадебном участке, и закопать пепел там, где люди и животные не будут попирать его ногами. Или опустить в речку. Или, заранее договорившись со служителем в храме, принести скорлупки туда: в каждом храме есть так называемое «непопираемое место».

mob_info