Положение об организации сестричеств и братств диаконической направленности. Значение слова (словосочетания) братство (сестричество)

Как организовать сестричество? Для начала надо понимать, что любое дело в Церкви должно начинаться с благословения. Это не пустые слова, которых так много сейчас. Сил и желания делать добрые дела в людях достаточно, но надо все-таки помнить, что эти добрые дела, как и приснопамятные "благие намерения", могут вымостить нам дорогу туда, куда очень не хочется... Поэтому очень важно следить, чтобы делание добрых дел не стало самоцелью и конечным упокоением на лаврах. Если этими делами решают заняться православные общины, на мой взгляд, необходимо понимать и постоянно помнить, что это то дело, на которое тебя призвал Бог. Ты даже не наемник, ты раб: "Неключими раби есьмы", то есть ты делаешь то, к чему призвал тебя Господин жатвы. И Он дает тебе все необходимое для твоего делания: силы, средства, время, берет на себя заботу о прочих твоих делах на время несения тобой служения. Поэтому, опять-таки на мой взгляд, идеально, когда сестричество организовуется при храме, а храм находится в том месте, где рядом есть "юдоль скорби" - детский дом, интернат, больница, тюрьма...

Но, конечно, можно начинать и с деятельности прихода. Одну идею, подсказанную мне нашей сестрой, я уже несколько лет вынашиваю, но все почему-то не удается ее реализовать: завести в храме журнал помощи. Элементарная тетрадка с разделенными вертикально страницами, слева - "Нуждаюсь в…", справа - "Помогу в...", плюс телефоны нуждающихся и помощников. На любом приходе ведь есть бабушки, которым надо поменять вентиль, починить замок, и есть мужчины, могущие это сделать. Такой журнал может стать отправной точкой в деле организации сестричества. А "юдоль скорби" неподалеку нужна потому, что дело это моментально начнет расширяться, и понадобится приложение сил для новых дел.

Открывать сразу сестричество как юридическое лицо, наверное, очень тяжело. Мне сложно об этом говорить: мы до сих пор являемся лишь подразделением прихода. Конечно, это имеет свои плюсы и минусы: многие жертвователи хотели бы перечислять средства именно на счет нашего Сестричества, а не прихода (опасаясь, что деньги до нас не дойдут, - хотя, конечно, напрасно); но, с другой стороны, бремя коммунальных платежей, аренды и проч. нести на себе новоначальному сестричеству (нашему, по крайней мере) было бы неподъемно. Так что тут, как говорится, "хозяин - барин".

Конечно, было бы очень хорошо перед организацией Сестричества инициативной группе съездить туда, где уже давно и плодотворно ведется работа. В Москве это, конечно, прежде всего Свято-Димитриевское Сестричество, в Санкт-Петербурге - сестричества в честь вмц. Татианы при 122 МСЧ и св. прмц. Елисаветы при хосписе №1 в пос. Лахта. Есть сестричества в Архангельске, Ростове-на-Дону, Петропавловске-Камчатском... Хорошо бы там поработать, присмотреться, примерить их служение к своим силам и возможностям. В наше сестричество, к примеру, приезжали сестры милосердия из Ростова и подмосковного Егорьевска.

Сейчас в Санкт-Петербургской епархии по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира создана Ассоциация общин сестер милосердия Санкт-Петербурга под председательством прот. Сергия Филимонова, решающая великое множество проблем, с которыми сталкиваются сестричества в начале своего служения. В Ассоциации планируется создание школы для старших сестер, где сестры, поставленные духовниками к руководству общиной, смогут перенять опыт, который поможет им избежать множества подводных камней на начальном этапе. Если даже в близлежащих районах нет подобных ассоциаций, то, повторюсь, наверняка есть отдельные сестричества. Приезжайте, не стесняйтесь, спрашивайте, смотрите, слушайте. Так, наши гостьи брали у нас копии годовых отчетов, где наиболее полно представлена деятельность Сестричества за истекший год. Ну и, конечно, священники, решившиеся принять на себя тяжелейший подвиг окормления сестричества, тоже должны встречаться с батюшками, уже несущими это послушание Церкви.

С руководством лечебных учреждений, безусловно, должны начинать работу священники. А вот с младшим медперсоналом - рядовые сестры милосердия. Если в больницу есть свободный доступ, можно прийти на отделения и обратиться к санитарке с просьбой, скажем, вымыть туалеты, пол в палатах и в коридоре. Если это обычная горбольница, то в основном персонал загружен так, что вам с удовольствием разрешат это сделать. Ну уж туалеты-то вымыть почти со стопроцентной гарантией дадут, и главное - не переставать это делать.

То есть персонал должен привыкнуть к вам, видеть в вас помощников - всегда благожелательных, отзывчивых, добрых. Самое главное - ни-ка-ких проповедей! Это просто беда многих современных православных женщин: как видят больного, давай его спасать... Чего только не идет в ход: от грехов предков, до навязывания Таинств как панацеи от всех жизненных невзгод. До сих пор в нашем Сестричестве непререкаемый закон: новичок работает молча , не отлипая от полы халата сестры, к которой он прикреплен. В разговоры он не вступает вообще, даже если что-то очень хорошо знает. Причина проста: из-за особо ретивых "спасателей" мне как старшей сестре раза три выписывали публичную порку в кабинете главврача.

Когда младший и средний медперсонал привык к вам, и вы стали реальной помогающей силой, можете поверить: слух о вас уже проник в начальственные коридоры. Тут вступает в действие духовник сестричества, который идет к главврачу не с пустыми рукми, а уже с базой: вот мы тут немножко помогаем вам, можно ли еще помогать?

Теперь о подборе сестер. Дело очень трудное, и, в принципе, я не слышала ни от одной из старших сестер Санкт-Петербургских сестричеств, что у них все прошло гладко. Дело в том, что сейчас работа идет на "тимуровских" началах, пока это служение является твоим собственным желанием - проблем нет, но как только вы становитесь реальной помогающей силой - тут нельзя отступать. Надо постоянно помнить, что, помимо всего прочего, для этих людей ты - лицо Церкви . И если подведешь раз, другой, третий, то пятно будет не на тебе, даже не на сестричестве - оно будет на Церкви. Сами же знаете, скольких людей оттолкнула от храма грубая уборщица, невнимательная свечница, прихожанка - ретивая поборница канонов... Поэтому главная проблема для духовника и старшей сестры начинается после посвящения первых сестер.

Начинаются искушения: не хочу идти, не пойду, я устала. Христос отодвигается в сторону, ты уже не Ему идешь служить, а сама себе хозяйка... Тяжелое это время, надо быть готовыми к тому, что объем работы уменьшать нельзя, значит, вывозить его придется силами немногих, кого еще эта "самость" не закрутила. А с остальными должен работать духовник, так как проблема эта духовная. Скажу только по своему опыту: наш духовник о. Игорь предпочитал брать всех любовью , он молился о тех сестрах, которые начинали бунтовать, был с ними мягок и очень добр в отличие от меня, требующей репрессивных мер к особо злостным нарушителям. Он, конечно, видел это с духовной стороны, а я жалела тех сестер, которые волокли на себе "чужие" участки работы. Говорю я это в предостережение будущим старшим сестрам: даже если на ваш взгляд духовник "творит незнамо что", знайте, это не ваша компетенция . Он поставлен пасти овец Христовых, и горе будет, если пастух начнет слушаться свою овцу, пусть даже самую старшую и по-овечьи мудрую...

Костяк сестричества все равно сложится из тех, кто ходил в "подготовительный" период. И с ним придется работать, обтесывать, очищать от мирских принципов. А вот новых сестер посвящать не следует торопиться. Опять-таки, по опыту Санкт-Петербургского Сестричества в честь вмц. Татианы, период испытания сестер больничного подразделения - самый долгий из всех видов сестринского служения. По нашему Уставу испытуемые служат не менее 6 месяцев до посвящения в сестры милосердия 1-й ступени. Но уже давно о. Игорь пользуется оговоркой "не менее", продлевая период испытаний до 2-2,5 лет. Все равно искушения начнутся, но человек втянется в сестринскую жизнь, перед его глазами будут примеры и доброго служения, и нерадивого, и он сможет соразмерить свои силы. Поэтому в помощники мы набираем всех и очень благодарны за то, что люди идут помогать. Но с желающими вступить в Сестричество о. Игорь беседует, предупреждая: "Ты сознательно вступаешь на путь отречения от своего "хочу" в пользу призыва Божьего "Иди!""

В свете вышеизложенного руководству сестричества надо пользоваться принципом "лучше меньше да лучше". Не надо брать на сестричество в составе пяти человек обслуживание двух больниц и трех детдомов. Лучше понемногу, но с дальнейшими планами. Когда мы начинали, походы в больницу были раз в неделю, на одно отделение. Потом увеличили до трех раз, потом ввели молебны на одном, потом - на двух отделениях. Затем ввели утренние посещения... Каждое такое нововведение сопровождалось у меня чувством, какое бывает при окунании в холодную воду: не можем, не получится, завалим... Причем чувство это было попеременно то у меня, то у батюшки. Он тоже говорил: ну как вы это потянете? И от этого рождается молитва: Господи, ты дал нам это служение - дай и сил его нести. И дает: и силы, и жертвователей, и людей...

Информация о служении проникает непонятными путями везде, и вот уже звонят с ТВ: "Приедем снимать", - с радио: "Ждем с выступлением", - из газеты: "К вам едет корреспондент"... Это, конечно, напрягает неимоверно, но тут надо понимать, что это делается не ради снискания мирской славы, а ради того, чтобы люди увидели: сюда можно прийти , твои руки здесь нужны , тепло твоего сердца здесь ждут .

Конечно, можно попросить настоятелей близлежащих храмов разместить на стендах информацию о сестричестве, чтобы люди знали куда идти. И, естественно, по мере увеличения объемов работы, растет затратная часть служения. Это проза жизни, но без хороших памперсов, средств гигиены нам не выжить. А подарки, которые мы дарим на Рождество всем находящимся в больнице (800 чел)? Пусть это пара мандаринов, 2-3 конфеты и иконка или закладка, но умножь на количество - и получишь немалую сумму.

Конечно, кружки для пожертвований и стояние с блюдом после служб в храме уже не окупают такую деятельность, приходится искать выход на властные структуры, меценатов.

Этим занимается о. Игорь и я. Опыт хождения к депутату (не буду его называть, он весьма известен в нашем городе): его помощница сначала не хотела и слышать - не наш, мол, район... Пришлось шантажировать: все жители вашего района лежат в нашей больнице, да и многие сестры - ваши избиратели. В принципе, мы можем начать отказывать больным в памперсах, говоря, что вы не дали нам на них средства...

Конечно, шантаж - плохое дело, но тут уже был акт отчаяния. Все прочие обращения к директорам заводов, банков утонули в мусорных корзинах, а памперсы заканчивались. Все-таки я выдавила из депутатского фонда оплату счета из аптеки на 10 тыс. руб., и меня выпроводили с пожеланием никогда больше тут не появляться.

Таково это служение: шипы и розы, радость и слезы... Но радости больше, потому что слезы наши утирает Господь. Не бойтесь этого служения, оно благодатно, оно радостно. Все скорби и печали отлетают прочь, когда слышишь: дай Бог тебе, деточка, здоровья... И думаешь, а ведь именно этими незатейливыми молитвами, сказанными от всего сердца, ты движешься, работаешь, улыбаешься, любишь, живешь...

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Поздравляем наше сестричество милосердия св.мц. Татианы с днем небесной покровительницы!

Где служат сестры милосердия? В каких больницах помогают? Что делают в детском доме? Смотрите видео и отчет* в цифрах.

Сестричество милосердия св. мц. Татианы по синодику объединяет 85 сестер (из них посвященных - 55, испытуемых - 18, кандидатов - 5).

Отделение «Красный Крест»

Включает: 25 посвященных сестер, 7 испытуемых, 2 кандидатов в испытуемые, 6 волонтеров. Руководит отделением врач, старшая сестра Громакова Ксения Феодосьевна.

О служении сестер "Красного креста" (3,5 мин.)

Служение сестер «Красного Креста» проходит в следующих местах:

ФГУЗ Клиническая больница № 122 им. Л.Г.Соколова (на 600 коек)

1. уход за больными - индивидуальные посты по заявкам

2. духовная помощь на всех отделениях

Ленинградская областная клиническая больница (на 1500 коек)

духовная и медицинская помощь в реанимации, на всех отделениях больницы по заявкам

Клинический госпиталь МСЧ ГУВД СПб и Лен.области (на 350 коек)

духовная и медицинская помощь по уходу за больными на отделении реанимации, на других отделениях - по заявкам

Санкт-Петербургская Клиническая больница РАН (на 160 коек)

ФГУ «РНИИТО им. Р.Р. Вредена

духовная и медицинская помощь на всех отделениях больницы по заявкам

Государственный Медицинский Университет им. акад. И.П.Павлова

Духовная помощь на отделениях: родильном, гинекологическом, послеродовом

Больница св. Ольги на Гаврской (филиал детской больницы № 4 св. Ольги)

духовная помощь родителям и тяжко болящим детям

Институт микозов

духовная помощь по заявкам

3-ая Городская больница св. Елизаветы

духовная и медицинская помощь по заявкам

Стационары города

медицинские посты и духовная помощь по заявкам

Социальный дом Выборгского р-на

Духовная помощь по заявкам

Патронажи на дому

медицинская помощь по уходу за больными, социальная помощь по заявкам (одновременно духовная помощь)

Сестры милосердия отделения "Красный крест" помогают священнослужителям в больницах в проведении треб, Таинств, оказыват медицинскую помощь в стационарах, на дому, во время богослужений, духовную помощь на всех площадках служения.

Требы, Таинства, другие виды помощи сестер отделения "Красный крест" - в больницах и на дому

Какому количеству людей помогли (за 2014-2015 г)

Духовная помощь (беседы священник + сестры)

более 3000 чел.

Исповедь (в том числе первая)

Подготовка к Исповеди и Причастию

Причастие

Медицинская помощь по уходу за больными

1 мед. помощь в храме

Патронаж (мед.уход)

Крещение

Соборование

Наречение имени

Другие виды служения сестер отдления "Красный крест":

  • помощь врачам и болящим в диспетчерской Общества православных врачей СПб, в Душепопечительском центре,
  • проведение медицинских занятий (теоретических и практических) для сестер внутри сестричества,
  • участие в православных выставках города и выставках социальной тематики, Рождественских чтениях, Форуме «Милосердие»,
  • организация, проведение и участие в V съезде Общества православных врачей России.

Отделение «Синий Крест»

В прошедшем году в отделении «Синего Креста» исполняли послушания: 9 посвященных сестер и 1 брат, помогали и проходили обучение 7 испытуемых сестер, в чине кандидатов - 4 сестры, в качестве добровольцев (в основном выпускники взрослого отделения ЦПШ) в «Синем Кресте» исполняли послушание 52 чел. Старшая сестра «Синего Креста» - матушка Иулия Антипенко.

Служение сестер отделения «Синий Крест» проходило в:

  • Духовно-просветительском центре им. свт. Иннокентия Московского , в котором сопровождались более 1000 чел . Основной площадкой Центра является Церковно-приходская школа . Сестры и брат «Синего Креста»:
    • проводили вероучительные, духовно-просветительские, творческие занятия для взрослых и детей.
    • Учили иконописи, певческому искусству, рукоделию, труду.
    • Организовывали и проводили семинары, консультации и практические занятия по вопросам семьи и детства для молодежи, родителей, Крестных.
    • Организовывали праздники, благотворительные акции и трапезы.
  • Детском специальном (коррекционном) детском доме № 11 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в котором опекались 160 детей . В Детском доме вместе с сестрами милосердия продолжали трудиться добровольцы. Каждый месяц для них проводились специальные занятия по милосердному педагогическому служению, разбирались конкретные ситуации, давались рекомендации по подготовке и проведению бесед о Православии для воспитанников Детского дома. Во всех 16-ти группах еженедельно проводились чаепития и встречи-беседы с детьми.
  • Загородном поселении им. преп. Серафима Вырицкого, в котором в течение лета проходили практическое обучение 155 человек . Сестры и брат «Синего Креста» сопровождали учащихся ЦПШ, помогая обретать в жизни практические навыки воцерковления.

Сестры и брат отделения оказывают разностороннюю милосердную помощь детям и взрослым, всем членам семей прихода, воспитанникам Детских домов, попечителям, Крестным.

"Мы вместе" - о служении "Синего креста" в центре для сирот (детском доме), 9 мин.

Отделение «Желтый Крест»

Служение сестер «Желтого Креста» направлено на социальную помощь нуждающимся: в первую очередь - нуждающимся прихожанам храма Державной иконы Божией Матери, затем - нуждающимся, не являющимися прихожанами, но проживающими в ближайших микрорайонах.

На отделении «Желтого Креста» послушаются: 1 - сестра милосердия, 8 - помощниц сестер милосердия, 4 - испытуемых, 1 - кандидат в испытуемые, 11 - волонтеров (из них 10 водителей-волонтеров). Старшая сестра «Желтого Креста» - Орлова И.В.

Велся постоянный патронаж у 4 чел., разовая помощь оказана 34 чел., водителями-волонтерами совершено 373 поездки, дано 14 консультаций по оформлению ритуальных услуг. Сестры принимают участие в патронажах сестер «Красного Креста».

Виды оказываемой помощи сестрами и братьями «Желтого Креста»:

  • социально-бытовая помощь (уборка квартиры, стирка, приготовление пищи, покупка продуктов, ремонт одежды, посещение в больнице),
  • материально-бытовая (выдача средств личной гигиены, реабилитационного оборудования, вещевой помощи),
  • церковная (помощь в храме во время богослужения, в оформлении церковных треб, беседы по телефону, чтение духовной литературы, переписка с заключенными, организация ритуальных услуг, сопровождение водителями-волонтерами).

Сестры «Желтого Креста» совместно сестрами «Синего Креста» организуют и .

В украинском городе Алчевске недавно было зарегистрировано сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы. В нем 25 сестер. Они помогают одиноким старикам, малообеспеченным и многодетным семьям, опекают детский приют, ухаживают за больными в онкологическом отделении больницы и, устроив в ней часовню, готовят желающих к крещению и причастию. Удивительно, что такое живое и деятельное сестричество возникло в небогатом и небольшом городке.
А может, так и должно быть?

"МЫ ТОЖЕ ТАК ХОТИМ!"
Начиналось все... с разочарования. Впрочем, по порядку. Элла Дьяченко часто приезжала в Москву - здесь, в Сергиевом Посаде, у нее духовник. И однажды зашла в Марфо-Мариинскую обитель на Ордынке.

При крещении мне дали имя Елизавета. Повзрослев, я захотела узнать поподробнее, чье имя ношу. Оказалось, что ближе всего ко дню моего рождения - день памяти великой княгини Елизаветы Федоровны. Прочитала я, конечно, и про Марфо-Мариинскую обитель.

А когда увидела обитель своими глазами, то живо ощутила, что все вокруг пронизано духом великой княгини. Ее присутствие чувствуется даже на лавочке, где она раньше сидела. После этого душа жаждала только одного - устроить сестричество в нашем городе. Я вдруг поняла, что это все так нужно нам! А то что же выходит: мы тоже Елизаветы, но ничего не делаем - не по имени получается, не по правилам, - объясняет Элла.

Элла-Елизавета взяла благословение у своего духовника, чтобы организовать помощь больным, старикам и детям в родном городе. И, вернувшись из Москвы, обратилась за поддержкой к местному священнику.

Отец Тихон согласился стать во главе нашего будущего сестричества. Говорит: устройте собрание, скажите всем прихожанам. Собрали мы всех и даже юриста позвали. Пришло довольно много народа - человек 30-40. Я рассказала о Марфо-Мариинской обители, ее уставе, работе сестер, предложила и у нас устроить сестричество. И тут встает отец Тихон и произносит следующее: "У нас в городе уже было братство, но оно развалилось. Сейчас вообще время не подвигов, а покаяния; надо действовать очень обдуманно, потому что враг ополчается на нас за каждое движение". И потихонечку, потихонечку все - бочком - и порасходились. Осталось три человека.

Я сначала расстроилась: "Зачем батюшка разогнал всех?" Только потом поняла, что он сделал правильно, и благодарила его за это. Иначе все остальные постепенно бы сами от дела отошли, и нам было бы еще тяжелее.

ДОМАШНИЙ СУП Тогда-то и сформировался костяк сестричества. В первую очередь женщины обратились к прихожанам с просьбой сообщать о нуждающихся в помощи. Таких нашли сразу: одиноких бабушек, оставленных стариков. Сестры стали приходить к ним домой, приносить свою еду, кто что сможет: полбанки супа, немного хлеба. Кого-то надо было покормить, кому-то постирать, у кого-то убрать.

Так вот и выбирались, пока наши мужья не стали обращать на это внимание. Поднялся сильный ропот: ведь суп-то почти последний. Мы отговаривались: "Считайте, что это мы съели". А мужья наши как один, не сговариваясь: "Нам не нужно, чтобы вы голодные ходили".

Вообще же ситуация в Алчевске очень тяжелая. Средняя заработная плата - примерно 600 рублей на российские деньги. В городе только два завода, которые долгое время вообще не выплачивали никаких зарплат. Много безработных. Большинство семей - матери-одиночки. Бедность такая, что даже за квартиру почти никто не платит - вплоть до судебных выселений.

И тогда я начала ходить по всяким организациям, чтобы мы без финансов не развалились, как раньше братство, - рассказывает Элла. - Поначалу страшно было, потому что я - никто и ничто, безо всякой бумажки. Ведь общины-то по сути еще не было. И даже те организации, которые хотели перечислить нам средства, не могли это сделать - мы еще не были зарегистрированы. Некоторые сразу могли дать несколько пачек кукурузных палочек, несколько банок консервов. Это было очень хорошо, мы сразу это раздавали. Кто-то дал несколько бутылок минеральной воды - тоже хорошо, нужно больным. Вот так и перебивались.

Постепенно к нам стали присоединяться другие прихожанки. В основном все семейные, у всех есть дети. И все работают. То есть те, кто может час-два в день выделить на работу в сестричестве или хотя бы пару раз в неделю сходить к нашим старикам. Самой младшей - 20 лет (пришла она к нам, когда ей было 17), самой пожилой - 67. У нас есть и пенсионерки, которые говорят: "Ну, вы же нас не оставите, будете еще нас отпевать и похороните".

Вскоре к сестричеству обратился благочинный города: нашелся человек, который хочет каждый месяц жертвовать небольшую сумму на закупку продуктов неимущим. Сестры очень тщательно подготовились к первой раздаче: взяли из собеса, исполкома, Красного Креста, у всех прихожан, у детской больницы сведения о самых нуждающихся семьях. Закупили крупу (пшено, гречку, рис), картошку, постное масло, тушенку и другие консервы, сахар. В праздники прикупали сладости. Потом поровну все делили и разносили по ста адресам. Люди встречали их со слезами. Первый, второй, третий месяц благодарили, кланялись в ноги. Многие были в такой нищете, что дети при виде сахара плакали - они мечтали уже не о конфетах, а о сахаре.

Однажды мы пришли в семью мусульман, где отец остался без работы и семья вела полуголодную жизнь. Когда отец брал продукты, у него тряслись руки. И он прямо кричал: "Я же мусульманин! Почему вы пришли? Я же мусульманин..." Я ответила: "Какая разница? Все мы под Богом ходим, все мы одинаковые, какая разница - кто вы? Вы же человек прежде всего". А он стоит, с трясущимися руками, плачет. Были случаи, когда люди отвергали помощь: "Вы православные, нам ничего от Церкви вашей не надо!" Ну, мы, конечно, не навязывали.

Сейчас список тех, кому нужна помощь, разросся до 200 человек. Закупаем продукты на базе, где подешевле. Ищем в столовых пустые пластмассовые бутылки (они остаются после свадеб, после торжеств каких-нибудь), разливаем постное масло, пакуем крупы. Девчонкам развозят это все по домам, а они потом людям разносят в своем районе. Тот человек все так же жертвует, но теперь случается, что люди жалуются: "Что это такое: два месяца подряд паштет? Нельзя ли хорошей рыбы кусками?"

ОНКОЛОГИЯ
Еще до организации сестричества Элла работала санитаркой в онкологическом отделении больницы. "Когда моя бабушка умерла от рака, я решила, что постараюсь посвятить свою жизнь больным с этим заболеванием", - говорит она.

Теперь она обратилась к главному врачу больницы: "Мы хотим ухаживать за больными, которые страдают от рака. Они находятся на пороге смерти, может быть, кому-то нужно покаяние, исповедь, причастие. Может быть, кому-то надо с лекарствами помочь, с продуктами или просто рядом побыть..." Главврач согласился и отдал маленькую больничную комнатку под часовню. Через несколько месяцев сестры отремонтировали ее своими руками. Но для миссионерской деятельности нужны были книги, для часовни - иконы. Денег на это не было. И вдруг одна из сестер предложила: "Мой папа недавно подарил мне 200 долларов. А зачем они мне? Вы лучше за нас с папой помолитесь, а на деньги купите все необходимое в Москве".

Часовню освятили в честь иконы Божией Матери "Всецарица", перед которой молятся об исцелении от рака. Теперь батюшка служит здесь молебен о здравии каждый понедельник. А сестры ходят три дня в неделю по всем этажам больницы и предлагают людям помощь.

Поначалу нас воспринимали очень настороженно, думали, что мы из секты. До нас ходили по городу свидетели Иеговы. Да и мы сами поначалу боялись очень, не было у нас еще такого опыта. Надели белые халаты, стали ходить по этажам, спрашивать, что придет первое в голову: "Как ваше здоровье? Как вы себя чувствуете?" Больные, видимо, принимали нас за медработников, сразу начинали рассказывать, где что болит. Но мы сразу объясняли: "У нас православное сестричество, а при отделении онкологии есть часовня. Может, исповедаться кто-то хочет? Главврач очень рад, что больные наши обращаются к Богу..." Когда люди слышали, что мы действуем с разрешения врачей, становились к нам помягче... А другие сразу: "До свидания!" или "Закройте за собой дверь!" Обидно было, горько. Как находить к таким подход, мы тогда еще не знали.

Помню случай: весь этаж обошли, устали очень. И вот только зашли в палату, представились. А там женщина (такая тучная, солидная) сразу: "Все-все-все! Не желаю разговаривать на эту тему, я не верующая, до свидания!" Я говорю: "Слава Богу! Знаете, я так устала, что сил нет еще кому-то объяснять. Это прямо промысел Божий, что вы не хотите нас слушать - хоть отдохнем немножко". Уселись у нее в палате, я спрашиваю: "У вас и семья, и муж, наверно, некрещеные?" Она говорит: "Да этот муж вот умер - крещеный был, а первый - некрещеный". В общем, мы с ней договорились до того, что, "в принципе-то, я всегда хотела покреститься, только вот повода особого не было". И через два дня ее батюшка окрестил! И причащалась она потом. Такая вот радость.

Для многих в больнице это была первая встреча с верой. Вот мы и приобщали людей потихонечку. Книжки дарили (купить-то их никто не мог, все деньги больных уходили на лекарства). И многие после больницы стали ходить в церковь. Многие у нас крестились. Многих и отпевали при часовенке.

ДЕТСКИЙ ПРИЮТ
В детский приемник-распределитель сестры ходят два раза в неделю. Дети поначалу встречали их настороженно. Боялись, что это очередная секта, какие часто приходят к ним. Приют содержится городом (а это очень маленькие средства), поэтому его директор рад любой помощи. Дети рассказывали, что их заставляли ходить к баптистам, к иеговистам, участвовать в сектантских концертах только из-за того, что им привозили моющие средства или что-то подобное...

В приемнике находятся дети разного возраста, обычно из неблагополучных или очень обедневших многодетных семей. Элла говорит, что работать здесь - это самое трудное.

И становится все тяжелее, потому что здесь большая текучка. Только привыкнешь к детям, научишь их чему-то, как их переводят. Приходят новые, кажется, совсем бандиты, с такими лицами... Иной сидит рядом, сигарету закуривает с травкой, предлагает: "Хочешь покумарить со мной?" Порой просто в жар бросает - как им ответить правильно? Мы стараемся читать книжки по детской психологии, чтобы в их душе разобраться.

Поначалу сестры просто рассказывали о себе, как сами пришли к вере, какие встречались в их жизни чудеса. Или рассказывали о Евангелии, о жизни святых. К праздникам готовили подарки, старались договориться со спонсорами, чтобы купить что-нибудь вкусное - палочек кукурузных, конфет. Сами пекли печенье. Приносили книжки, иконы. Дети постепенно привыкают и уже ждут их прихода. Теперь к рождественским и пасхальным праздникам сестры готовят вместе с детьми спектакли, потом устраивают чаепития.

Некоторые из воспитателей приюта - из секты свидетелей Иеговы - поначалу настраивали детей против сестер. Но в основном воспитатели неверующие и относились к деятельности сестер равнодушно. Сейчас уже принимают их уважительно, даже иеговисты стараются не мешать.

Бывают, конечно, неудачные дни, - говорит Элла, - идешь в приют, как на каторгу, ноги не несут, плачешь! Заставляешь себя: надо, надо! Но и удивительное иногда бывает, когда замечаешь, как дети начинают тянуться к тебе, как у них начинают гореть глаза. И сама тогда от радости зажигаешься. И после выходишь из приюта, как на крыльях.

Маленький Алчевск далеко от Москвы, теперь даже в другом государстве. Но говорят, что тут непохоже на провинцию: православная жизнь бьет ключом и удивляет даже привыкших к московскому многолюдью и пестроте.

Патронаж инвалидов на дому – одно из нелегких послушаний сестер, которое требует постоянства и большого терпения. На попечении сестер находятся несколько семей. В основном это инвалиды, лишенные возможности самостоятельно себя обслуживать и нуждающиеся в постороннем уходе. Сестры оказывают им помощь социального характера: уборка квартиры, покупка продуктов и медикаментов, помощь в проведении санитарно-гигиенических мероприятий, но главным моментом является духовная помощь своим подопечным. Своим вниманием, деятельной любовью, терпением, сестры укрепляют их в вере...

На приходе с 2005 года, совершает служение Сестричество во имя мученика Иоанна Воина. 50 сестер, посвятивших себя делу милосердия, добровольно трудятся во славу Божию.

Основными направлениями деятельности нашего Сестричества является патронаж инвалидов на дому, уход за брошенными детьми в больнице, поддержание чистоты и благолепия в храме и на приходской территории, приготовление трапезы в храме, клиросные послушания и др.

Патронаж инвалидов на дому – одно из нелегких послушаний сестер, которое требует постоянства и большого терпения. На попечении сестер находятся несколько семей. В основном это инвалиды, лишенные возможности самостоятельно себя обслуживать и нуждающиеся в постороннем уходе. Сестры оказывают им помощь социального характера: уборка квартиры, покупка продуктов и медикаментов, помощь в проведении санитарно-гигиенических мероприятий, но главным моментом является духовная помощь своим подопечным. Своим вниманием, деятельной любовью, терпением, сестры укрепляют их в вере и вселяют надежду, делят с ними радости и невзгоды.

Одним из основных направлений деятельности Сестричества является посещение ДОБ (детской областной больницы).

Ежемесячно в рамках благотворительной акции сестры посещают различные отделения ДОБ и раздают детям православный журнал «Свечечка».

В грудничковом отделении осуществляется уход за брошенными детьми, находящимися на лечении. Помощь этим детям оказывается по просьбе персонала детских домов. В палатах устанавливается посменное дежурство (иногда круглосуточное) и уход, который включает в себя: кормление ребенка, купание, принятие лекарств, измерение температуры, посещение различных процедур и обследований, выполнение предписаний врача.

Каждый год по просьбе сотрудников Новочеркасского детского дома-интерната сестры посещают их детей, находящихся на лечении в больнице.

Организованное при храме, Сестричество одной из своих обязанностей полагает содержание помещений храма в должной чистоте. Регулярно осуществляется уборка храма (среда, пятница, суббота и воскресенье и в дни, когда совершаются богослужения). В выходные и праздничные дни сестры посменно следят за подсвечниками. Также сестры следят за приходской территорией. С особым вниманием и заботой они ухаживают за клумбами, занимаются прополкой и поливом.

Сестричество принимает активное участие в подготовке и проведении праздников. Накануне праздников Рождества и Воскресения Христова, престольного праздника проводится генеральная уборка храма, силами сестер готовится праздничная трапеза.

Традиционным стало участие наших сестер в подготовке и проведении праздника, посвященного Дню защиты детей. 31 мая 2009 г. на Соборной площади у памятника святителю Димитрию Ростовскому силами Ростовского благочиния был организован праздник «Мы – дети Великой России», где наши сестры принимали активное участие. С особым вниманием и любовью они раздавали детям подарки, принимали участие в организации детской праздничной трапезы, проведении детских конкурсов, а также распространяли листовки против абортов.

Еженедельно, по субботам у сестер проходят собрания, на которых сообща решаются сестринские вопросы, обсуждаются проблемы и планы.

Совершая свое служение ближним, сестры не забывают и о молитвенном правиле. Ежедневно сестры читают псалтирь и на каждой кафизме поминают своих подопечных, близких и просто болящих людей, за которых сестер просят молиться другие люди. Молятся сестры и о строительстве нового храма.

Сестричество с радостью принимает в свои ряды желающих послужить делу милосердия.

Если в Вашей душе окрепло такое стремление - приходите! Труд сестер милосердия - это деятельная проповедь христианской любви! Обращаться к старшей сестре Ольге Тереховой, тел.: +7-918-590-72-00.

1. Общие положения

1.1. Сестричество диаконической направленности или община сестер милосердия Русской Православной Церкви (далее — сестричество) объединяет лиц женского пола православного вероисповедания для осуществления социального служения (служения милосердия). Основную деятельность в сестричестве осуществляют лица женского пола (сестры милосердия), однако в ней могут принимать участие и лица мужского пола.

1.2. Братство милосердия или братство диаконической направленности Русской Православной Церкви (далее — братство) объединяет лиц мужского пола православного вероисповедания для осуществления социального служения (служения милосердия). В деятельности братства могут принимать участие и лица женского пола.

1.3. Сестричество/братство имеет духовника. Духовник и руководящий орган сестричества/братства подотчетны епархиальному архиерею и действуют по его благословению.

1.4. Сестричества/братства не являются профессиональными объединениями.

1.5. Сестричества и братства могут быть зарегистрированы в качестве юридического лица либо осуществлять свою деятельность в качестве структурного подразделения религиозной организации Русской Православной Церкви без образования юридического лица. Братства и сестричества могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в формах, предусмотренных законодательством страны места нахождения.

Преимущественной формой для братств/сестричеств диаконической направленности является форма религиозной организации. В этом случае братства/сестричества являются каноническими подразделениями соответствующей епархии и входят в ее юрисдикцию. В случае принятия общим собранием братства/сестричества решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, братства и сестричества лишаются подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности братства и сестричества как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает их права на имущество, которое принадлежало братству или сестричеству на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.

В соответствии с законодательством страны места нахождения и уставами религиозных организаций Русской Православной Церкви братства/сестричества могут быть созданы для осуществления видов деятельности, предусмотренных настоящим Положением, в иных формах, предусмотренных для некоммерческих организаций (например, как частное учреждение, автономная некоммерческая организация и т.д.). Предусмотренные настоящим Положением требования к организации деятельности и управления братствами/сестричествами указываются в уставах этих организаций в качестве особенностей их правового положения.

2. Виды деятельности сестричеств и братств

2.1. Исходя из поставленных целей, сестричества и братства могут осуществлять различные виды социальной благотворительной деятельности в целях помощи:

  • детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе оставшимся без попечения родителей;
  • больным, инвалидам, ВИЧ-инфицированным;
  • одиноким старикам;
  • малоимущим;
  • семьям, потерявшим кормильца;
  • пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
  • бездомным;
  • беженцам;
  • заключенным и освободившимся из мест лишения свободы;
  • беременным в кризисной ситуации, одиноким матерям;
  • многодетным семьям;
  • лицам, страдающим наркотической или алкогольной зависимостью;
  • людям, попавшим в иные трудные обстоятельства.

2.2. Сестричества/братства могут предоставлять следующие виды помощи (поддержки):

  • духовную поддержку;
  • медицинскую помощь при наличии соответствующей лицензии (доврачебную и врачебную, сестринский уход, профилактику);
  • социальную помощь и социальное обслуживание (оказание социальных услуг, помощь в решении социально-юридических проблем, помощь в социализации и ресоциализации граждан);
  • педагогическую помощь (воспитание и образование детей);
  • образовательные услуги (устройство профессиональных курсов для добровольцев и др.);
  • психологическую помощь;
  • материальную помощь (включая финансовую поддержку, сбор и распределение гуманитарной помощи);
  • иную помощь.

3. Организация сестричеств и братств диаконической направленности

3.1. Сестричество/братство может быть образовано при епархии, приходе (подворье) или иной религиозной организации Русской Православной Церкви (если это предусмотрено уставом этой религиозной организации).

Учредителями сестричеств/братств, созданных в форме религиозной организации, являются граждане православного вероисповедания (в том числе священнослужители) или соответствующие централизованные религиозные организации (в частности, епархии).

Учредителями сестричеств/братств, созданных в иных формах, могут являться религиозные организации Русской Православной Церкви, граждане православного вероисповедания (в том числе священнослужители), иные некоммерческие организации, в том числе братства/сестричества. Вопрос о целесообразности совместного учредительства в этом случае решается епархиальном архиереем.

Сестрами милосердия могут быть как незамужние, так и замужние женщины, достигшие 18-летнего возраста.

3.2. Деятельность сестричества/братства регламентируется настоящим Положением, его уставом (для сестричеств/братств, зарегистрированных в качестве юридических лиц) и внутренним положением (обязательно для сестричеств/братств, не имеющих прав юридического лица).

Устав и положение сестричества/братства могут определять не только внешние правила участия в деятельности сестричеств/ братств, но также нравственные причины и духовные основания жизни их членов.

3.3. Управление деятельностью сестричества/братства осуществляют епархиальный архиерей, духовник, руководитель (председатель совета) сестричества/братства и коллегиальный орган (совет сестричества/братства). Руководителем (председателем совета) сестричества является главная сестра (старшая сестра).

Высшим органом управления сестричеств/братств, созданных в форме религиозных организаций, является епархиальный архиерей.

Высший орган управления сестричеств/братств, созданных в формах иных некоммерческих организаций, определяется уставами данных сестричеств/братств в соответствии с законодательством страны места нахождения и примерными уставами.

В структуре сестричеств/братств, созданных в форме религиозной организации, может быть сформирован совещательный орган - общее собрание сестер (членов братства).

3.4. Сестричество/братство должно получить благословение епархиального архиерея на свою деятельность. Сестричества/братства подотчетны епархиальному архиерею. Епархиальный архиерей контролирует их деятельность, утверждает устав и положение сестричества/братства, наблюдает за их деятельностью как непосредственно, так и делегируя эти функции викарию или структурному подразделению епархии. В случае несоответствия деятельности сестричества/братства установлениям и канонам Православной Церкви благословение епархиального архиерея может быть отозвано; сестричество/братство лишается епархиального попечения и может быть ликвидировано в установленном порядке.

3.5. Духовник осуществляет духовное руководство сестричеством/братством, решает вопросы о соответствии деятельности организации принципам христианской жизни, представляет организацию при решении канонических и богослужебных вопросов. Являясь клириком епархии, духовник несет ответственность за деятельность сестричества/братства перед епархиальным архиереем.

3.6. Руководитель сестричества/братства, созданного в форме религиозной организации, утверждается епархиальным архиереем. Руководитель сестричества/братства, созданного в форме иной некоммерческой организации, назначается в порядке, установленном уставом сестричеств/братств в соответствии с законодательством. Руководитель сестричества/братства осуществляет текущее руководство деятельностью сестричества/братства. Руководитель сестричества/братства подотчетен епархиальному архиерею.

3.7. Вопросы приема членов в состав сестричества/братства (выхода членов из состава сестричества/братства) регламентируются уставами (внутренними положениями) сестричеств/братств в соответствии с законодательством. Прием граждан в состав сестричеств (братств) может быть обусловлен предварительной специальной подготовкой на курсах, организованных отделами по церковной благотворительности и социальному служению митрополий (митрополичьих округов). Деятельность по организации данных курсов координирует Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Члены сестричества/братства могут нести свое служение в сестричестве/братстве:

  • по трудовому или гражданско-правовому договору (на возмездной основе);
  • в качестве добровольцев (на безвозмездной основе).

Члены сестричества/братства могут иметь единую форму одежды, соответствующую традициям сестричеств/братств милосердия Русской Православной Церкви и имеющую православную символику.

3.8. Сестричества и братства могут объединяться в союзы, ассоциации и другие объединения на межприходском, благочинническом, епархиальном, межепархиальном и общецерковном уровне. Цель создания таких союзов и ассоциаций - организация обучения членов организаций, участие в крупномасштабных социальных проектах и др.

mob_info