Шиизм: история и вероучение. Исмаилизм, Ismailis, ассасины, assasin, Ага-хан, имам, воскресение Мухаммад ибн исмаил седьмой скрытый имам

ИСМАИЛИТЫ, одно из основных течений шиизма. Возникло в середине 8 века при расколе шиитов по вопросу о преемнике Джафара ас-Садика; названо именем его рано скончавшегося (762) старшего сына Исмаила, сына которого Мухаммеда исмаилиты признали седьмым шиитским имамом (смотри также Зейдиты, Имамиты). После смерти последнего (около 795) исмаилиты раскололись на два течения. Представители первого, получившие в конце 9 века название карматов, ждали возвращения Мухаммеда ибн Исмаила как мессии (аль-каим), который восстановит справедливость, дав людям новый шариат. Приверженцы другого, сохранившие название «исмаилиты», искали мессию среди его потомков, бежавших от преследований Аббасидов в Сирию и Хорасан. Один из потомков Мухаммеда ибн Исмаила Абу Мухаммед Убайдаллах аль-Махди (правил в 909-934) положил начало династии Фатимидов, благодаря исмаилитской пропаганде подчинивших себе в конце 10 - начале 11 века Египет, Магриб, Сирию, Палестину и Хиджаз.

В 11 веке продолжалось дробление исмаилитов: в начале столетия от них отделились друзы; в конце века споры из-за престолонаследия разделили исмаилитов на низаритов и мусталитов. Первые поддержали Низара, старшего сына халифа аль-Мустансира (1036-94), поднявшего восстание в Александрии, но схваченного и казнённого в 1095 году. Низариты возобладали на востоке за пределами Фатимидского халифата, в Сирии, Ливане, Ираке и Иране. В конце 11 века они создали государство с центром в иранской крепости Аламут, просуществовавшее до его разгрома монголами в середине 13 века. После этого началось переселение назаритов в Индию. Мусталиты признали халифом младшего сына аль-Мустансира - Мустали (1094-1101). После падения египетских Фатимидов при Салах ад-Дине Юсуфе ибн Айюбе (1171) религиозным центром мусталитов стал Йемен, где они получили название «тайибиты» (по имени Тайиба, сына фати-мидского халифа аль-Амира, убитого в Египте в 1130). В конце 16 века часть их (даудиды) переместилась в Индию, где в начале 17 века возник центр исмаилитов в Гуджарате. Оставшиеся в Йемене исмаилиты по имени основателя общины называются сулейманитами. Различий в вероучении и обрядности между обоими течениями нет.

В политической борьбе низариты широко использовали террор. Согласно ряду мусульманских и христианских источников, исполнители террористических акций употребляли наркотики (гашиш). По этой причине в 12-13 веках за всеми исмаилитами закрепилось имя «хашишиюн» (в искажённой форме assasins со значением «убийцы»), попавшее в европейские языки, что способствовало созданию искажённого образа всего движения в христианской Европе.

Уже на раннем этапе выделилось два уровня вероучения исмаилитов: внешний (аззахир), доступный рядовым членам общины, и эзотерический (аль-батин), открытый лишь посвящённым, занимающим высшие ступени духовной иерархии исмаилитов. Внешнее учение требовало от верующих строгого исполнения предписаний шариата. Оно мало отличалось от религиозно-правовой практики имамитов. Внутреннее учение включало аллегорическое толкование Корана (тавиль), шариата и сокровенные философско-религиозные истины (альхакаик), в основу которых было положено мистическое толкование чисел и букв арабского алфавита. Сильное влияние на исмаилитов оказали неоплатонизм, гностицизм и мусульманский перипатетизм фальсафы. Согласно космогонии исмаилитов, лишённая форм и признаков абсолютная божественная Истина (аль-хакк) выделила из себя Мировой Разум (аль-акль), в свою очередь породивший путём эманации Мировую Душу, которая создала видимый мир из семи движущихся сфер.

Земной мир исмаилиты считают отражением космического порядка. Абсолютная божественная Истина, Мировой Разум, Мировая Душа, первичная материя, пространство, время и совершенный человек как венец создания представляют семь стадий эманации в горнем мире (альалам аль-ульви) и мире земном (дар аль-ибда). В чувственном мире этим семи стадиям соответствуют семь великих пророческих циклов (адвар) - периодов между пророческими откровениями. Каждый цикл подразделяется на семь малых циклов. Земным воплощением Мирового Разума служат семь пророков: Адам, Ибрахим (Авраам), Нух (Ной), Муса (Моисей), Иса (Иисус Христос), Мухаммед и Исмаил. Каждый открывает новый этап божественного откровения. Малый пророческий цикл определяется семью имамами, состоящими при пророках [например, Харун (Аарон) при Мусе и Али ибн Аби Талиб при Мухаммеде] и разъясняющими скрытый смысл Божиих посланий.

Литературная традиция исмаилитов известна на персидском, арабском, урду и других языках. На раннем этапе она включала в основном богословские трактаты. Наиболее развита догматика исмаилитов Сирии и Ирана. Основы учения изложены в трудах по праву исмаилитов - «Уммаль-китаб» («Мать книг», начало 10 века), «Дааим аль-ислам» («Столпы ислама») кади ан-Нумана (умер в 974), а также в «аль-Маджалис аль-Муайадийа» («Сборник проповедей») аль-Муайяд фид-Дина аш-Ширази (умер в 1077/78). При Фатимидах написаны сочинения Абу-ль-Хасана Мухаммеда ибн Ахмада ан-Насафи (умер в 942 или 943), Хамид ад-Дина аль-Кирмани (996-1021), Абу Хатима ар-Рази (10 век), Якуба ас-Сиджистани (умер в 943?). К 10-13 векам составлены исмаилитские хроники Фатимидского (сочинения Ибн Зулака аль-Мусаббихи, аль-Кудаи, кади ан-Нумана) и Аламутского (биография Хасана ас-Саббаха и др.) государств, сохранившиеся фрагментарно, поскольку большинство из них было уничтожено Айюбидами и после монгольского нашествия 13 века. Сложилось 4 самостоятельных литературных традиции исмаилитов: персидская (Низари Кухистани, 14 век; Абу Исхак Кухистани, 15 век; Хайрхвах Харати, 16 век, и др.), среднеазиатская (Насир Хусрав), сирийская (Рашид ад-Дин Синан, 12 век; Амир ибн Амир аль-Басри, 14 век) и индийская; представлены религиозно-философскими трактатами, жизнеописаниями, хрониками, литургическими и героическими песнями, гимнами, лирическими стихами. Новый подъём исмаилитской литературы произошёл в Бадахшане в конце 19 - 20 веках, где творили писатели Мирза Санг-Муххамад Бадахши, Фазл-Али-Бек Мирза Сурх Афсар, Курбон Мухаммад-зод, Мухаббат Шохзод, поэты Мулло Лочин, Мирзо, Хушназар Помир-зод, Адим.

Распространённое в исламоведении представление о том, что исмаилиты создали для пропаганды своего учения тайную централизованную сеть институтов, не вполне соответствует истине. Строгая градация посвящения (аль-балаг) в сокровенные тайны исмаилитов, известная из исмаилитских источников, представляет идеальную модель. В действительности формы исмаилитской пропаганды различались в зависимости от эпохи и региона. Ведал ею имам. Мир земной был разделён на 12 «островов» (аль-джазаир), во главе каждого из которых стоял назначенный имамом верховный проповедник (дай дуат аль-джазира). Следующую ступень занимал худжжат аль-имам. Советниками главы «острова» были 30 проповедников (накиб), каждый из которых по числу часов в сутках получал 12 «видимых» (дневных) и 12 «невидимых» (ночных) помощников (даи), обязанных вести диспуты с учёными (улемами) и проповедовать в простом народе. Подготовленный видимым даи новообращённый переходил к проповеднику невидимому, который брал с него клятву верности. Затем он сам мог стать даи.

В конце 12 века низариты упростили иерархию. Ещё проще организация у мусталитов: из лиц, получивших духовное образование, в общины на местах посылают управляющих (амиль), которые ведают обрядами, судом, сбором налогов и доставкой их верховному проповеднику (ад-даи аль-мутляк). В 1840 году резиденция низаритского имама переместилась из Ирана в Индию. Используя новые методы руководства общиной и развитую сеть благотворительных организаций, последние два имама, известные под титулом ага-хана, превратили общину низаритов в массовое религиозное сообщество, которое ведёт активную миссионерскую деятельность (дава) и ныне насчитывает несколько миллионов человек, проживающих в более чем 25 странах Азии, Африки, Европы и Северной Америки. Оставшиеся в Йемене сулейманиты управляются имамом из города Наджран (с 1934 в Саудовской Аравии). Резиденция духовного главы даудидов (ад-даи аль-мутлак) находится ныне в городе Мумбай (Индия). Общая численность даудитов составляет около 700 тысяч, сулейманитов - 100 тысяч человек.

Лит.: Ivanow W. Studies in early Persian Ismailism. 2nd ed. Bombay, 1955; Fyzee А. А. А. Compendium of Fatimid law. Simla, 1969; Додихудоев Х. Д. Очерки философии исмаилизма: общая характеристика философской доктрины Х-XIV вв. Душ., 1976; Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М., 1978; Lewis В. The Assassins. N. Y., 2003; Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма. Традиции мусульманской общины. М., 2003; он же. Традиции исмаилизма в средние века. М., 2006; Ходжсон М. Дж. С. Орден ассассинов. Борьба ранних низаритов исмаилитов с исламским миром. СПб., 2004; Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV вв. 2-е изд. СПб., 2007; Додыхудоева Л. Р., Рейснер М. Л. Поэтический язык как средство «Благого Слова» в творчестве Насира Хусрава. М., 2007.

Ф. Дафтари, Л. Р. Додыхудоева, М. Ю. Рощин.

ИСМАИЛИТЫ (араб. исма"илийа ) – одна из основных ветвей шиитского ислама, возникшая в середине 8 в. Исмаилизм появился благодаря обострению классовых противоречий, выразившихся в усилении власти феодалов и росте налогового бремени. Вспыхнувшие народные (в основном крестьянские) восстания носили характер сектантского движения, выступавшего с требованиями всеобщей справедливости и социального равенства, которое должно было быть достигнуто путем установления справедливого правления.

В середине 8 в. среди шиитов возник раскол, связанный с тем, что 6-й шиитский имам Джафар ас-Садик еще при жизни назначил преемником своего четвертого сына Мусу аль-Казима, отстранив своего старшего сына Исмаила. Часть шиитов признала 7-м имамом Мусу, однако другая группа шиитов посчитала это решение несправедливым, хотя на самом деле Исмаил скончался в 762, раньше своего отца. Эти люди провозгласили имамом Мухаммада, старшего сына Исмаила. Это поставило его жизнь под угрозу, и он был вынужден скрываться от своих преследователей.

Весь последующий период истории исмаилизма называют периодом сатр , то есть «сокрытия», ибо имена потомков Мухаммада ибн Исмаила были известны немногим. Тем не менее, сторонники потомков Исмаила создали, благодаря народной поддержке, жизнеспособную и хорошо структурированную секретную организацию, которая к 10 в. имела многочисленные филиалы в Южном Ираке, Бахрейне, Западном Иране, Хорасане, Сирии, Египте и даже Магрибе. Однако на рубеже 8–9 вв. внутри исмаилитов произошел очередной раскол. Сторонники Мухаммада ибн Исмаила посчитали, что он должен быть последним седьмым имамом (по аналогии с числом пророков). Это направление, признававшее только семь имамов, получило название сабийа («семиричники»).

Исмаилитские группы существовали в разных странах под различными названиями. Основание халифата Фатимидов, которые выдавали себя за потомков имама Исмаила, привело к размежеванию между карматами и фатимидскими исмаилитами, под властью которых оказались Магриб, Египет, Сирия, Палестина и Хиджаз.

В 1090 исмаилит Хасан ибн Сабах захватил крепость Аламут в Иране, где разместил своих последователей. За Аламутом последовало еще несколько крепостей, в результате чего ас-Сабах получил контроль над громадной территорией в Сирии и Иране. Его последователи боролись с суннитскими феодалами и крестоносцами, появившимися в Сирии в ходе первого крестового похода (1096–1099).

Крестоносцы, столкнувшись с ними в Сирии стали называть их «ассасинами» от искаженного арабского хашашийун (употребляющие гашиш). Отсюда в европейских языках появляется слово аssassin (франц., англ.) – «убийца».

Исмаилиты вкладывали особый смысл в образ имама, который в силу божественной природы своей власти обладает знанием сокровенных сторон религии, которое пророк передал своему двоюродному брату Али. Для них имам был первичным источником внутреннего и универсального смысла, скрытого во внешнем, очевидном смысле Корана или хадисов. Община исмаилитов представляла собой пример секретной организации, где рядовой член знал только своего непосредственного руководителя. Сложная иерархическая система предполагала цепь ступеней, каждой из которых соответствовала своя задача. Все члены были обязаны слепо повиноваться имаму (высшая ступень), который обладал эзотерическим (сокровенным) знанием.

Современные исмаилиты, живущие в районе Горного Бадахшана (северный Афганистан, Таджикистан), частично в Сирии, Омане и Иране, утратили свой воинственный пыл. Ныне главой исмаилитской общины (49-й имам) является Ага-хан Карим (р. 1936).

Ольга Бибикова

Шииты-исмаилиты.
В мире ислама шииты составляют меньшинство (их около 40 млн), но они очень активны и оказывают заметное влияние на мусульманское движение не только на Востоке. В середине VIII в., в первые годы правления халифской династии Аббасидов (750- 1258 гг.), в среде шиитов произошёл раскол. Возникло исмаилитское направление. Шестой имам шиитов Джафар ас-Садик (ум. 765 г.) сделал своим преемником не старшего сына Исмаила, а четвёртого сына Мусу Казима (ум. 799 г.). Часть шиитов, однако, продолжала считать наследником имама Исмаила, а поскольку он умер тремя годами раньше отца, то его приверженцы признали имамом Мухаммада - старшего сына Исмаила Он укрылся от преследований аббасидских халифов в округе Демавена в Иране, а его сыновья и внуки оказались в разных регионах исламского мира. Имя и место пребывания того из них, кто признавался очередные "имамом времени", знали только немногие близкие соратники. Большинство исмаилитов, как они именовала себя в противоположность шиитам имамитам ("дюжинникам", сторонникам сохранения имамата в потомстве Мусы ас-Казима), как правило, даже не знали имени, скрывающегося имама. Период истории исмаилитов до начала Х в. известен под названием "Сокрытие" (сабр). В эти годы шиитские миссионеры завербовали немало сторонников во многих провинциях халифата, создав разветвлённую тайную организацию, один из центров которой располагался в сирийском городе Саламия.

Сейчас, в начале XXI в., шиизм является государственной религией Ирана; 85% населения этой страны - шииты. В Ираке они составляют практически половину населения, аналогичное положение сохраняется в Йемене. Значительным влиянием пользуются шииты в Ливане.

Карматы.
После смерти Мухаммада ибн Исмаила движение исмаилитов распалось на две ветви. Некоторые считали его последним имамом, которых, как и главных пророков, должно быть всего семь. Теперь (после Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммада) следовало ожидать появления седьмого пророка - ал-Каима ал-Мах-ди, полновластного и абсолютно непогрешимого правителя мира, который придёт незадолго до "дня Воскрешения" (или Судного дня), провозгласит новый Коран и установит новый шариат. Эту ветвь исмаилитов стали называть "семиричниками", а со второй половины IX в. - карматами (т. к. их предводителем был, исмаилитский проповедник по прозвищу Кармат).

Фатимидские исмаилиты.
Исмаилиты, в 909 г. пришедшие к власти в Северной Африке и продолжавшие признавать имамами потомков Мухаммада ибн Исмаила, получили название фатимидских исмаилитов. История основания халифата Фатимидов, которые выдавали себя за потомков имама Исмаила, такова. На рубеже IX и Х вв. миссионеры из Саламийи разнесли молву, что Спаситель уже появился и что он - исмаилитский имам Убайдаллах. Этот имам попытался использовать восстание карматов в Ираке и Сирии для захвата власти. После неудачи сирийского восстания (900-902 гг.) Убайдаллах бежал в Египет, а оттуда в Магриб. Здесь уже назревало восстание берберских племён, недовольных политикой местных правителей Аглабидов. Подстрекаемые исмаилитскими проповедниками, берберы восстали и свергли Аглабидов, а затем Убайдаллах был провозглашён имамом-халифом.

После покорения Египта в 969 г. в руках Фатимидов оказались большие финансовые и людские ресурсы, которые они использовали для расширения границ исмаилитского халифата и ведения пропаганды за его пределами. К концу Х в. под властью Фатимидов находились большая часть Магриба, Египет, Палестина, Сирия и Хиджаз, а тайные организации фатимидских исмаилитов были широко распространены в других регионах мусульманского Востока. Существование халифата Фатимидов (они правили в 909-1171 гг.) привело к окончательному размежеванию между карматами и фатимидскими исмаилитами. Предводители карматов, хотя и поддерживали отношения с фатимидскими правителями, не признавали их власти над собой и их претензий на имамат. Заметно отличались и социальный строй, и хозяйственно-бытовой уклад, и духовно-нравственная атмосфера халифата Фатимидов и карматского государства, основанного в Бахрейне.

Сунниты.
Немалую роль в разделении ислама на течения и направления сыграла Сунна. Представители большинства именовали себя "людьми Сунны и согласия" (ахл ас-сунна и ва-л-джамаа). В их среде считалось, что именно они точно следуют Корану, установлениям Мухаммада и его сподвижников. Эти люди стали называть себя суннитами, считая, что именно они будут той единственной группой, которой суждено спасение в конце мира. Объявив себя последователями правой веры, суннитские авторитеты стали рассматривать инакомыслящих как "заблудших" (ахл ад-далала). Но оппоненты суннитских вождей из-за отсутствия единых критериев правоверия ставили под сомнение их аргументы. Да и сами сунниты не представляли собой сплочённого лагеря единомышленников, и каждый улем-суннит мог претендовать на то, что именно он придерживается "правильного" вероучения.

Суннитским улемам, которые вели длительную борьбу за религиозное единство общины, пришлось выработать единую идейную платформу, отвечавшую запросам верующих и имевшую непосредственную связь с "благой стариной". Это всегда считалось в исламе явным признаком правоверия. В ходе длительной борьбы за влияние среди верующих суннитские улемы сформулировали догматы, признание которых они рассматривали как следование "правильным путём". Среди суннитов наиболее непримиримыми ревнителями правоверия выступали ханбалиты (основатель - Ахмад ибн Ханбал, IX в.), требовавшие неукоснительного следования букве, а не только духу религиозного предания. Добиваясь сохранения чистоты веры, ханбалиты тщательно регламентировали повседневную жизнь мусульман, устанавливали строгие границы дозволенного и недозволенного.

Хариджиты
(от слова "хаваридж" - "вышедшие", "восставшие") были убеждены, что божественная воля проявляет себя через умму. В VII в. они считали общину единоверцев воплощением правды и справедливости и готовы были признать власть того, кого изберёт община. Они пытались провести в жизнь принцип выборности халифа, подчинить правителя воле народа, утвердить высокие моральные требования к поведению всех мусульман. Хариджиты обвиняли верхушку уммы в лицемерии, обогащении за счёт единоверцев, в нарушении социальной справедливости, которая виделась им в равенстве всех соплеменников, а теперь - всех мусульман.

Для крайних хариджитов, именовавших себя "людьми рая" (т. е. теми, кому заведомо уготована жизнь в раю), верующий - это человек, целиком отдавшийся Богу и делами оправдывающий своё избранничество. Не согласных с ними хариджиты вообще не признавали верующими. Более умеренные группировки хариджитов соглашались признать нехариджитов верующими в единого Бога, но всё же отказывали им в праве именовать себя истинно верующими (мумин). Крайние хариджиты исключали грешников из числа верующих; умеренные хариджиты, прозванные "прощающими", готовы были считать грешника верующим, если он раскаивался и целиком посвящал себя благим делам.

Хариджиты вменяли в обязанность верующим строгое соблюдение религиозных предписаний, нестяжательство и ограждение от вероотступников и лицемеров. Они готовились к скорому концу света, очищению лика земли от "людей ада". Подобного рода настроения находили благодарный отклик у значительной части верующих.

Мурджииты.
К VIII в. среди мусульман оформилась группировка мурджиитов ("откладывателей"). Они не брали на себя смелость судить о том, кто имеет больше прав на власть, призывали "отложить" рассуждения о достоинствах и недостатках халифов до встречи с Аллахом, который предписывает одним власть, а другим - подчинение. Мурджииты не придавали особого значения поступкам человека и признавали мусульманином всякого, кто сохраняет в сердце веру в Аллаха, даже совершив тяжкий грех. Более того, они утверждали, что мусульманин, совершивший греховное деяние, если и попадает после смерти в ад, то не навечно: он будет освобождён из него через определённый период искупительных страданий по заступничеству Мухаммада и его сподвижников. Вера в Аллаха гарантирует, что мусульманин останется мусульманином, даже если он будет по неведению либо по жизненной необходимости соблюдать обряды идолопоклонников или иноверцев. Все члены уммы равны, и по делам верующих нельзя судить, кто обладает большей верой или стоит ближе к Богу. Таким образом, мурджииты стремились не только избежать опасностей внутриобщинного раскола, но искренне воспринимали умму как "святой народ", во всех делах которого проявляется божественное участие. Вера в то, что каждому мусульманину гарантируется уже в силу его принадлежности к умме особое попечительство Бога, выразил поэт Сабит Кутна (VII в.), заявивший на одном из частых диспутов между хариджитами и мурджиитами: "Я заключил союз с Богом и если останусь верен Ему, то буду наслаждаться в раю вместе с мучениками. Я не допускаю мысли, чтобы один грех сравнял с неверующими того, кто верит в Единого Вечного Бога".

Среди тех, кто вёл ожесточённую полемику по вопросам веры, в конце VII - начале VIII в. выделились две противостоящие группы - и джабраиты и кадариты. Представители этих групп, сложившихся среди городского населения Ирана и Сирии, занялись обсуждением вопросов, связанных не только с борьбой за власть, но и с потребностью интеллектуального развития уммы.

Джабраиты.
Позиция джабраитов (от слова "джабрийа" - "защитник божественного предопределения") основывалась на представлении о том, что в силу безграничности власти Аллаха жизнь человека со всеми её превратностями предопределена. Для джабраитов Аллах становился орудием грозного рока, вершителем неотменяемого приговора, "того, что суждено, записано в небесной скрижали". Они пытались доказать, что греховность и праведность не зависят от воли человека, а навязываются ему извне.

Кадариты
(от слова "кадарийа" - "защитник воли, ответственности") пытались преодолеть языческое представление о Боге, заключавшееся в следующем. Бог обладает взаимоисключающими чертами: Он - неумолимый вершитель решений, и от них никто не может уклониться, но в то же время Бог терпим к слабостям человека, которого сотворил "из праха земного" и которому заставил поклоняться даже ангелов, сотворённых "из чистого огня". Кадаритов заботила моральная сторона отношений Бога и человека, осознанная ими проблема: как Бог может наказывать человека за дурные поступки, совершённые по Его же воле? По мере усложнения общественной жизни отношение верующих к Богу изменялось, становилось всё более личным. Они обращались к Богу уже как личности, а не как безликие члены уммы. Кадаритско-джабраитская полемика привела к возникновению исламского богословия. Словом "калам" еще раньше обозначали способ выявления истины в полемике. Теперь этот термин стал применяться к вполне определенному виду интеллектуальной деятельности: к строгому и последовательному рассмотрению Божьего слова - Корана.

June 5th, 2012

Памир занимает особое положение. Это самый высокогорный регион не только Таджикистана, но и всего бывшего Советского Союза. Расположенная здесь Горно-Бадахшанская автономная область охватывает почти половину всей страны, при этом ее население составляет лишь около 3% населения республики. Местные жители официально считаются таджиками, но в действительности являются группой отдельных народов, со своими собственными языками, культурой и даже религией.


В состав России Памир вошел лишь на рубеже 20го века. Как утверждается, добровольно. При этом правда, памирцы были поделены между Россией и Афганистаном. Не знаю, кому при этом повезло больше. Сейчас, спустя более века после этого разделения, налицо огромная разница во внешнем виде и образе жизни представителей некогда единого народа. Когда едешь вдоль реки Пяндж, по которой проходит граница с Афганистаном, и разглядываешь противоположный берег, возникает ощущение, что смотришь не просто на другую страну, а заглядываешь назад во времени. Настолько там все архаично. Но с другой стороны, традиционный уклад жизни делает афганских памирцев более устойчивыми к разным политическим и экономическим катаклизмам.

Для таджикского Памира советский период был эпохой значительного развития региона и улучшения жизни. Этот район был особой закрытой областью, хорошо обеспечивавшейся "из Москвы". Поэтому большинство памирцев не хотели выходить из состава СССР. С обретением Таджикистаном независимости в республике началась гражданская война, в которой памирцы поддержали оппозицию. Поставки продовольствия в регион прекратились, и над Памиром нависла угроза голода. Но катастрофы удалось избежать. Помогла заграница. Дело в том, что большинство памирцев считаются исмаилитами, одной из разновидностей мусульман-шиитов. Это течение в исламе традиционно возглавляет ага-хан, представитель рода потомков пророка Мухаммеда, получающий свой титул по наследству и являющийся высшим авторитетом для своей "паствы". В советское время все контакты памирцев со своим религиозным лидером были прерваны. После падения Советского Союза у исмаилитов, живущих в других странах, появился шанс не только наладить былые связи, но и помочь своим единоверцам. Нынешний Ага-хан IV в голодные для памирцев годы сумел организовать поставку продовольствия из киргизского Оша. По его настоянию памирцы прекратили сопротивление новому правительству Таджикистана. В дальнейшем Фонд Ага-хана много сделал для развития региона. А главное, было реорганизовано местное сельское хозяйство. Теперь Памир удовлетворяет свои потребности в продовольствии во многом за счет собственных ресурсов. Сейчас Ага-хан стал для памирцев очень уважаемой фигурой, по сути, заняв в сознании людей ту нишу, которая освободилась после ухода советской власти.

Географически Памир можно разделить на несколько частей. Запад региона состоит из череды узких речных долин, окруженных высокими каменистыми и сыпучими горами. Жизнь здесь сосредоточена внизу вдоль рек. Почти каждую долину населяет отдельная памирская народность, зачастую со своим собственным языком, непонятным другим. Такая разноголосица происходит от того, что народы, называемые памирцами, происходят не от одного корня, а пришли на Памир в разное время из разных мест. На востоке региона лежат широкие высокогорные равнины. Местность здесь полупустынная, почти лишенная растительности. Население этой части Памира составляют, в основном, киргизы. Кроме самой восточной, китайской части, где снова живут памирцы. В северной части расположена практически необитаемая зона ледников, среди которых возвышаются самые высокие горы на территории бывшего СССР (но высочайшая точка региона находится в Китае). Еще есть почти изолированный от остального мира Ваханский коридор, когда-то отданный Афганистану для создания буфера между Российской и Британской империями. Там в свое время жили те киргизы, которые потом .

Таджикская часть Памира - Горно-Бадахшанская автономная область - как и в советское время, является особой приграничной зоной. Официально въезд сюда разрешен только при наличии соответствующего документа, получаемого в ОВИРе. На практике никто тут им особо не интересуется. Но во избежание неприятностей лучше получить "памирский пропуск" в Душанбе. Выдается он всем желающим при наличии регистрации в Таджикистане, стоит около трех долларов, а делается за день-два.

Общественный транспорт на Памир не ходит. Из Душанбе туда отправляются только частные такси с "памирского базара". Машины есть двух видов. Первый - джипы: покомфортнее, побыстрее и подороже. Второй вид - старые УАЗики "буханки": неудобно, долго, ходят через день, но относительно дешево. А еще в Хорог летают самолеты из Душанбе.

Город Хорог - это административный центр ГБАО, расположенный в устье реки Гунт, на самой границе с Афганистаном. Эту долину населяют шугнанцы, но в городе живут представители всех памирских народов. По российским меркам Хорог - большая деревня, но по местным меркам, это большой населенный пункт. В городе есть сразу несколько университетов, поддерживаемых Фондом Ага-хана. Свою роль в появлении такого количества учебных заведений в довольно маленьком городе сыграла гражданская война, заставившая многих памирцев (среди которых было немало ученых людей) вернуться на свою малую родину. Вообще, памирцы очень тянутся к знаниям, что является частью их религиозных взглядов. Высшее образование здесь не редкость. Русским языком тут владеют заметно лучше, чем на западе Таджикистана. Хотя молодежь уже предпочитает английский, на котором многие здесь говорят весьма неплохо.

Туристов здесь много, наших мало. В городе полно гостиниц и гостевых домов. Подешевле можно поселиться на южном берегу реки, в районе за афганским консульством.

Вид на город. Если присмотреться, то на горе слева можно разглядеть выложенный из раскрашенных камней флаг Ага-хана.

Окраина города. Недалеко отсюда расположен один из самых высокогорных ботанических садов мира, основанный еще в советское время. Правда, особого интереса для обычных туристов сад не представляет.

Каждый клочок плодородной земли здесь на вес золота.

Несмотря на высокогорье, летом здесь очень жарко. Поэтому местная детвора любит плескаться в воде.

Течение реки Гунт очень быстрое. Но смельчаки прыгают с камней в бурный поток и плывут вдоль берега.

По внешнему виду многие памирцы заметно отличаются от таджиков западного Таджикистана, напоминая, скорее, жителей южной Европы.

Обратите внимание не традиционный головной убор памирцев. Его носят как мужчины, так и женщины.

Эти два товарища оказались участниками фольклорного коллектива из соседней Рошткалинской долины, приехавшими на фестиваль "Крыша мира", который я застал в первый день в Хороге. Вот, старший из них танцует с девушкой.

Кстати, местные девушки, на мой вкус, симпатичнее западных таджичек. К тому же, многие в повседневной жизни одеваются по-современному, а не закутываются в бесформенные халаты. В целом, чувствуется, что женщины здесь более "эмансипированны".

А это еще одна участница фольклорного представления.

Фестиваль проводился уже не в первый раз. Помимо местных коллективов, в нем принимали участие гости из других стран Центральной Азии. Вот, казахский музыкант очень лихо играл на домбре.

А это казахская же девушка исполнила танец с домброй. Вообще, у казахов, кажется, много всего связано с этим музыкальным инструментом.

А это колоритный местный житель в китайской рубашке. Кажется, не совсем трезвый.

Продавщица в магазинчике. Я уже говорил, что местные девушки симпатичные?

Киргизские пацанята. Вы, кстати, знаете, что мороженное вместе с пирожком гораздо вкуснее, чем просто мороженное или просто пирожок?

А вот настоящие таджики, из Душанбе. Я так и не понял всей этой схемы, но, как мне сказали, рабочих и технику для укладки асфальта гораздо выгоднее привезти из Душанбе, чем нанимать на месте. Или кто-то с кем-то выгодно поделился гонораром за эту работу.

Жилые дома в городе сплошь частные одноэтажные. Многие построены по традиционному памирскому плану. Такие дома состоят из основной большой комнаты (как правило, квадратной в плане) и длинного коридора с несколькими пристройками. По периметру комнаты (и по одной из сторон коридора) идут приподнятые над полом лежаки. Самое почетное место в доме для уважаемых гостей - сбоку от двери (на фотографии оно за кадром слева). Крышу поддерживают пять столбов. Их число сейчас объясняется исламской символикой, но, на деле, восходит еще к домусульманскому периоду. В центре крыши всегда есть отверстие, к которому ведут несколько рядов квадратных сводов, что также связанно с архаичными верованиями.

Неотъемлемый атрибут памирского дом - портрет Ага-хана на одном из столбов. На фото его не видно, зато есть вышитый герб.

А это изображение имама Хусейна, почитаемого шиитами (кто говорил, что ислам запрещает изображение людей?). Музыкальный инструмент украшен флагом Ага-хана.

Вообще, исмаилизм - весьма своеобразное религиозное течение. Те, кто знаком с обычным исламом, будут сильно удивлены отличиями от традиций суннитов и шиитов и, скорее всего, сочтут исмаилитов еретиками. Все дело в том, что обычный ислам построен не столько на Коране, сколько на сборниках деяний и высказываний пророка Мухаммеда (которые у суннитов и шиитов отличаются). Исмаилиты не отрицают эти сборники, но свои традиции строят на основе буквального прочтения Корана.

Например, очень необычно проходит у исмаилитов намаз. Совершают они его не пять раз в день, а два - на рассвете и на закате. Вместо мечети собираются в специальном доме собраний или на улице возле него. Азана (специального призыва на молитву) у исмаилитов нет - вместо него в положенное время по ретранслятору начинает играть религиозная музыка. Вечерняя молитва заметно дольше, чем у других мусульман. Женщины и мужчины на молитве присутствуют вместе, но не вперемежку, а по разные стороны. Лицо обращают не к Мекке, а в любую сторону (зачастую друг к другу, если сидят по периметру комнаты). Обычного для других мусульман коллективного чередования молитв и поклонов во время намаза у исмаилитов нет. Вместо этого они молятся сидя, и каждый сам мысленно произносит молитву. Несколько раз в перерывах между чтением молитвы целуют руку соседям по бокам. Во время намаза исмаилиты слушают музыку и переведенные отрывки из Корана. Оригинальный арабский текст также заучивают и читают во время собрания (часто это делают женщины).

Во дворе гостевого дома, где я жил ("Pamir Lodge"), как раз была построена исмаилитская джамаат-хана (дом собраний). А рядом с ней в отдельном доме живет профессор из Англии. Он тоже исмаилит и в свое время налаживал связи между Ага-ханом и памирцами. В Хороге ему настолько понравилось, что на пенсии он решил там поселиться.

В первый же день в городе я случайно наткнулся на улице на свадьбу. Люди оказались очень приветливые. Говорят, приходи вечером - будем отмечать.

Вечером я пришел к тому дому. Молодожены пока не подъехали, но на улице их ждал музыкальный коллектив из местных женщин, которые днем выступали на фестивале.

Немного поиграли и поплясали в ожидании виновников торжества.

Веселые женщины.

Наконец молодожены приехали. Невеста, по обычаю, закутана с ног до головы.

Вошли в дом и там немного потанцевали. Кстати, обратите внимание на портрет Ага-хана слева.

Потом был какой-то обычай с луком, которым вначале залезли под покрывало невесты, а потом выпустили из него стрелу.

Потом невесту немного покормили специальной свадебной едой.

После этого раздали угощение гостям, гости поели, и на этом "мероприятие" закончилось.

А в таких мешках привозят приданое невесты.

На следующий день я пошел в ботанический сад и по дороге опять же случайно наткнулся на кортеж той же свадьбы. Одна из машин остановилась и подобрала меня. Ура, продолжение!

Нас привезли в роскошный ресторан на окраине города.

В этот день, как я понял, были свадебные торжества по-европейски. В общем-то, все, как у нас: гости, еда, музыка, танцы. Только при этом приглашают всяких "проходимцев" :) Алкоголь тоже пьют, но как бы стесняясь.

Кунаки жениха "зажигали" больше всех.

Как и у нас, молодоженов все по очереди поздравляли и фотографировались с ними.

Красивая пара. Живут они, кстати, в Москве. Но свадьбу, по традиции, надо справить на родине.

А это, как мне сказали, хозяин ресторана.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
Иудеи разделились на 71 течение, из коих одно попадет в рай, а 70 - в ад. Христиане разделились на 72 течения, из коих 71 попадет в ад, а одно - в рай. Мои последователи разделятся на 73 течения, из коих одно попадет в рай, а 72 - в ад.
Ибн Мадже. (Хадис передан со слов Ауфа ибн Малика)

В шиизме выделяются 5 основных направлений: это кайсаниты, зейдиты, имамиты, исмаилиты и "крайние" (гулат, или алавиты). Из них к "умеренному" крылу принадлежат имамиты-джафариты и зейдиты. Их учение во многом сходится с основными положениями ортодоксального Ислама.

Умеренные 1

Зейдиты . Зейд - один из сыновей имама после Али и только, течение зародилось в 8 веке. Особенности -

1. халифская власть не обязательно должна переходить от отца к сыну, главное, чтобы из рода Алидов, получается, выборное лицо, хоть и из узкого числа лиц, хотя у других четко автоматом по наследству.

2. Зейд был почтенным, но без сокровенных знаний, обычный человек, здесь солидарность с суннитами. Для Зейдитов имам - защитник шиитов, но не непогрешим, это политфигура, а не религиозная.

3. Обычно шииты проклинают всех, но зейдиты, - только Усмана (Абу Бакра и Умара уважают).

4. Временный брак шииты признают, это популярно, пережиток доисламских традиций: за определенную цену «покупается» на время женщина, обход правила 4х жен. НО зейдиты как институт не признают этого, ибо скрытая форма проституции.

5. Избегают до гмата предопределения и предпочитают свободную волю человека.

В первые века существования ислама именно зейдиты популярны были и активны, - в Йемене, Иране, и тд,. Сейчас только в Йемене, но и там не более 40%. Они далеки от Ирана, уже по религии у них не может быть союза, они ближе всего к суннитам. и если там резня происходит, то только по клану, роду, племени. Религиозная доктрина зейдитов настолько приближена к ортодоксальному суннитскому Исламу, что их часто не причисляют к шиитам, а называют его малым масхабом при 4-х основных богословских школах ортодоксии. Ими были основано государство Идрисидов (8-10 вв), на территории совр. Марокко. Это государство было позднее присоединено к Кордовскому халифату. Они также приходили к власти в Табаристане (Иран) 9 в, и на севере Йемена.

Умеренные 2

Имамиты - самая многочисленная ветвь, в основном в Иране.

1. Двунадесятники, признают 12 имамов из рода Али. Причем шиит-имамит должен их признавать не по личным качествам, а из-за связи кровной.

2. В первые века не были активны, но внесли вклад в разработку шиитской доктрины, Аббасиды {750-1256} отмежевались от шиитов и смогли прийти к власти.

3. Компромиссная формула - Али лучший из людей. Почему родилась такая политика. Шиизм был знаменем, под которым случались все крестьянские восстания на востоке.

4. у шиитов есть предание, что каждый из 12 имамов мученически умер, но на самом деле - максимум трое. Но прессинг на шиитских имамов был по факту, в конце 9 века 12й последний шиитский имам 6-9 лет чудесно исчезает, поэтому - «сокрытый имам», вроде как полез в подземные сооружения. Аллах так позаботился о нем, обезопасив, но он с нами, незримо управляет делами.

5. Аллах мб лишил людей имамов за грехи, потом 60 лет Малого сокрытия, когда были заместители сокрытого имама, потом их тоже не стало, последний даже не стал назначать преемника, пошли шиитские восстания на востоке. Большое сокрытие - по сей день. Предполагается, что закончится с возвращением Махди.

6. Махди - Это не канонизированная фигура, как миссия у иудеев. У суннитов - полумифическая фигура, это будет новый Иисус, есть представление о нем как о человеке. Появится среди безграмотных низов. У шиитов Махди - это 12й сокрытый имам, он появится и уничтожит всех тиранов, наступит рай для благочестивых. Шииты сильно верили. С пафосом.

7. Сейчас шиизм имамитский в Афганистане (15% хазарейцев,) Иране, Сауд Арави на востоке (15%), это лезгины, таты в Дагестане, в Бахрейне (80-90%), Ливане (40%). Сунниты их признают, так как они не радикалы. Имамы имамитов не были аскетами. Специфика в подходе. Шиитские хадисы, сильные и слабые. Подтверждающие притязания Али на власть. Появились позднее суннитских.

Радикалы 1

1. Верят, что у имама есть божественная манифестация, т.е. проявление, бог в лице каждого из Алидов проявился, т.е. они святые. У суннитов такого нет, так как выходит, вы делите суть Аллаха. А он неделим.

2. Еще. Шииты вынуждены пользоваться Кораном, но суннитским. Тогда - Говорят, что есть 115 сура про Али, они с пророком -2 светила, ставят на уровень Мухаммада. Толкуют Коран своевольно, аллегорично. Например, про Мусу: Корова - это Аиша, и Муса сказал, убейте Корову-Аишу, ведь она выступала против Али.

3. Есть представление, что были закрытые врата иджтихада, (Иджтиха́д - деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приёмов, используемых при этом богословом-муджта хидом, религиозное творчество на основе Корана.) То есть все протрактовано и тема закрыта. А Шииты считают, что имеют право дальше трактовать.
4. Шииты не едят приготовленное не-шиитами (ну почти кошери. Но в 21 веке не оч актуально).

5. считают, что войну можно вести и против суннитов тоже! Еще есть духовенство как четкая корпорация со своей строгой вертикалью, когда занятие той или иной ступеньки на этой лестнице требует особых качеств, Аятолла например.

Радикалы 2. Крайние шииты

Исмаилиты .

В 8 веке после смерти 6го имама шиитов Джафара ас-Садика большинство приняло новым имамом его младшего сына Мусу аль- Казима, но часть из них признала имамом его умершего сына Исмаила (его именем названа эта секта), а после него его сына,позже- исмаилиты стали объявлять сокрытыми имамами всех его потомков. Связь сокрытых имамов, находящихся в неких сакральных сферах с общиной осуществляли т.н. уполномоченные, которые якобы получали приказы сокрытого имама.

(Воспользовавшись слабостью поздних Аббасидских халифов, исмаилиты пришли к власти в Ифрикии (Тунис). Затем они завоевали весь север Африки и Сицилию, а в 969 они установили контроль над Египтом и перенесли в Каир свою столицу. Затем они подчинили себе Йемен, Хиджаз и Сирию. Образовавшееся обширное государство - Фатимидский халифат. Власть в этом государстве носила мистический характер, как и во всех шиитских государствах. Однако после прихода к власти их правители превратились в тиранов и потеряли доверие народа. Приход Фатимидов к власти окончательно развеял все иллюзии народа относительно благодати небесной, которую обещали шииты в случае прихода их к власти. Началось активное сопротивление этим узурпаторам. Фатимидское государство исмаилитов, как и деятельность всех шиитских и хариджитских группировок, принесло много бед мусульманам в политическом аспекте. В результате их правления они так ослабили и раскололи мусульманский мир, что Европа ударила по мусульманам. Этого они ожидали давно. В 1091 году Фатимиды сдали Сицилию норманнам, в 1099 - Иерусалим и др. города Палестины крестоносцам. Из-за них мусульманская Испания, потеряв исторические связи с Северной Африкой, к которой она обращалась в случае опасности, стала жертвой Реконкисты. К 1085 году ход событий привел Европу к тому, что боязнь перед арабами несколько ослабла, а решимость бросить им военный вызов возросла. Шиитские же правители, действуя против Аббасидов и всех ортодоксальных мусульман, заключали договора с европейскими державами о совместных действиях против Аббасидов. Кстати, подобные действия шиитские правители совершали и в более поздней истории. Например, когда шиитская джафаритская династия Сефевидов пришла к власти в Иране XVI в., они развязали войну с Османией. Причем сефевидские джафариты (кызылбаши ) совершили это вероломство в сложнейших для мусульман полит.условиях. Дело в том, что Христианские правители Европы благословленные римскими папами вынашивали планы второго после крестовых походов вторжения в мусульманские страны. В 1492 в Испании было уничтожено последнее мусульманское государство - эмират Насридов. После этого началось преследование мусульман Испании. Их насильственным образом обращали в Христианство, но большинство мусульман оставалось верными Исламу и исповедывало веру тайно. Их называли морисками . В связи с этим они жестоко преследовались инквизицией. Им было запрещено давать арабские имена своим детям, арабские книги сжигались, десятки тысяч морисков приняли мученическую смерть за веру на кострах инквизиции. Наконец в 1609-1610 гг они были выселены из Испании в северную Африку.)

Исмаилиты заметны были в средние века. Доктрина интересная. Заимствовали много из неоплатонизма, философское течение в Византии, и индуизма, синкретический синтез Ислама с идеями античной и ближневосточных философий. В частности ими признается материальное воплощение Бога на земле. По этим пунктам они являются «вышедшими» из Ислама. Считают, что у Аллаха есть ипостась, мировой разум, он породил 7 пророков, и Исмаил - 7й. Цель человека - достичь гармонии со всем миром, иначе в круге постоянно будешь крутиться, духовное совершенство, как в буддизме. Смогли создать в Египте халифат, - Фатимиды. Есть в Иране, на Памире, в Индии. Меньшинством всегда были, сейчас почти не осталось. Их смело можно назвать 1й в мире хорошо законспирированной масонской ложей. Позднее эти принципы заимствовали у исмаилитов крестоносцы, в среде которых образовались первые масонские ложи.

Подрывной деятельностью у исмаилитов занимались проповедники - даи. Они вели дауат - пропаганду исмаилизма. Согласно их убеждениям во главе дауата стоял "сокрытый" имам, который якобы передавал свои "божественные" повеления даи. Даи имели помощников - накибов. Они внедрялись в гущу мусульман и завязывали с последователями ортодоксального суннитского Ислама провокационные споры. Над этой сложнейшей иерархией стоял Баб (врата). Баба не знали даже высшие представители пропаганды. Его знал только "сокрытый" имам и он общался с последователями только через специальных доверенных лиц. Подобно масонам члены ступеней иерархии не знали друг друга. Благодаря этой системе исмаилиты стали настоящей раковой опухолью на теле исламского мира.

Алавиты, или гулаты. И сейчас есть. Сирия (10%) - 12 млн. Астральные культы, вера в переселение, элементы христианства. Считают, что некогда души людей были звездами. Читают Евангелие, занимаются астрологией, и посвящены в сокрытое знание, и сейчас скрыто, в общину можно попасть лишь по рождению. Правящее меньшинство в Сирии как раз! (Асады).

Ни одна из шиитских группировок, в разное время приходивших к власти в различных странах так и не сумела продемонстрировать преимущества шиитской модели. Их правители, пришедшие к власти в результате анти-омеядской, а затем анти-аббасидской деятельности, превращались в тиранов и были совершенно непопулярны среди народа. В результате многочисленных смут и в периоды их правления мусульманский мир ослабевал и терял позиции перед своими внешними врагами.

mob_info