Сухарики освященные. Дивеевские чудеса

П аломники, прибывающие на богомолье, наверняка знают слова батюшки Серафима о дивеевских монахинях: "Кто заступится за них и поможет, изольется на того велия милость Божия". И уж конечно, любой православный слышал: "Послушание превыше поста и молитвы! И не только не отказываться, но - бегом бежать нужно на него!"

Мы выехали в ночь и к утру были уже в Дивеево. Оставили машину на стоянке, а сами поспешили в Троицкий храм - приложиться к мощам прп.Серафима. Народу было очень много. Внутренние двери были закрыты, и мы, стоя на верхних ступенях лестницы, стали ждать. Тут раздался голос монахини, которая, ни к кому конкретно не обращаясь, сказала: "Братия, кто во славу Божию хочет потрудиться на Богородичной канавке?" "Конечно, потрудиться для Бога можно, - малодушно подумал я, - но у нас так мало времени и так много дел: нужно исповедаться, причаститься, побывать на источниках, сфотографироваться, набрать воды, освященного маслица, взять батюшкиных сухариков, искупаться…"

Далее произошли события, которые научили меня лучше понимать то место в житии прп.Марии Египетской, где неведомая сила не пускала ее во храм. Слушая Великим постом в храме житие пустынницы или читая его дома, я считал, что неведомая сила, не пускавшая ее во храм, - это литературное иносказание, показывающее духовное внутреннее борение грешницы. Теперь я понял: это была не метафора, а реальность…

Приложившись к мощам прп.Серафима, я пошел на исповедь к священнику. Вот, кажется, уже моя очередь подходит, но в последнюю минуту то бабулька немощная пройдет вперед меня, то монахиня, то отрока болящего в коляске подвезут. Какая-то сила отпихивает меня от священника. Очередь исповедников движется вперед, а я - назад. Ранняя литургия закончилась. Не беда. Я пошел на позднюю. Очередь идет, а я топчусь на месте. Так и не смог подойти к священнику на исповедь. Дождался вечерни. Исповедаться опять не удалось - богомольцы, прибывающие огромными автобусами, действуют четко и слаженно - чужаков оттирают назад крепкими плечами и острыми локтями. День завершился крестным ходом по Богородичной канавке с четками. "Здесь тебе и Иерусалим, и Афон, и Киев!" - говорил батюшка Серафим.

И на вторые сутки мне также не удалось исповедаться. К исходу дня мое безпокойство достигло известных пределов, и я, в разговоре с матушкой Зинаидой, которая размещала нас в гостинице, пожаловался, что за два дня пребывания в Дивеево так и не причастился, а завтра нужно уезжать. Матушка внимательно на меня посмотрела и сказала: "Помолимся. Завтра причастишься". Я же, маловерный, остался недоволен таким ответом, не слишком полагаясь на силу молитвы. Вот если бы за руку подвела!

Настал третий день моего пребывания в монастыре. Утром на ранней литургии я стоял среди паломников, как фарисей среди мытарей, и ждал начала исповеди, не очень-то рассчитывая на успех. Однако результат превзошел самые смелые мои ожидания: отпустив двух или трех исповедовавшихся, батюшка внимательно оглядел всех и, словно натолкнувшись взглядом на меня, поманил к себе пальцем. Не веря себе, я несколько раз так же жестом переспросил священника: "Точно ли я?" Покрыв меня епитрахилью, батюшка долго наставлял на путь спасения, прижигая мои язвы огненными глаголами. Первый раз в жизни я так глубоко, со слезами, исповедовался. Наконец, батюшка отпустил мне грехи, благословил и поцеловал в щеку со словами: "Помочь тебе возможно. Молись". Отойдя в сторонку и оказавшись почти напротив иконы Божией Матери "Умиление", я долго не мог прийти в себя, стыдясь своих слез. Именно тогда я многое понял и, как принято говорить, прозрел… Понял, зачем мы молимся Богородице: "Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающе".

Из храма я выходил другим человеком. Хотелось любить и обнимать весь мир. И когда монахиня на выходе остановила меня и попросила перенести иконы и стопки книг наверх, радости моей не было предела - я бегом, будто обретя крылья, принялся таскать поклажу. Монахини заметили мое рвение и дали мне награду - сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима.

Паломники, прибывающие на богомолье, наверняка знают слова батюшки Серафима о дивеевских монахинях: "Кто заступится за них и поможет, изольется на того велия милость Божия". И уж конечно, любой православный слышал: "Послушание превыше поста и молитвы! И не только не отказываться, но - бегом бежать нужно на него!"

Мы выехали в ночь и к утру были уже в Дивеево. Оставили машину на стоянке, а сами поспешили в Троицкий храм - приложиться к мощам прп.Серафима. Народу было очень много. Внутренние двери были закрыты, и мы, стоя на верхних ступенях лестницы, стали ждать. Тут раздался голос монахини, которая, ни к кому конкретно не обращаясь, сказала: "Братия, кто во славу Божию хочет потрудиться на Богородичной канавке?" "Конечно, потрудиться для Бога можно, - малодушно подумал я, - но у нас так мало времени и так много дел: нужно исповедаться, причаститься, побывать на источниках, сфотографироваться, набрать воды, освященного маслица, взять батюшкиных сухариков, искупаться…"

Далее произошли события, которые научили меня лучше понимать то место в житии прп.Марии Египетской, где неведомая сила не пускала ее во храм. Слушая Великим постом в храме житие пустынницы или читая его дома, я считал, что неведомая сила, не пускавшая ее во храм, - это литературное иносказание, показывающее духовное внутреннее борение грешницы. Теперь я понял: это была не метафора, а реальность…

Приложившись к мощам прп.Серафима, я пошел на исповедь к священнику. Вот, кажется, уже моя очередь подходит, но в последнюю минуту то бабулька немощная пройдет вперед меня, то монахиня, то отрока болящего в коляске подвезут. Какая-то сила отпихивает меня от священника. Очередь исповедников движется вперед, а я - назад. Ранняя литургия закончилась. Не беда. Я пошел на позднюю. Очередь идет, а я топчусь на месте. Так и не смог подойти к священнику на исповедь. Дождался вечерни. Исповедаться опять не удалось - богомольцы, прибывающие огромными автобусами, действуют четко и слаженно - чужаков оттирают назад крепкими плечами и острыми локтями. День завершился крестным ходом по Богородичной канавке с четками. "Здесь тебе и Иерусалим, и Афон, и Киев!" - говорил батюшка Серафим.

И на вторые сутки мне также не удалось исповедаться. К исходу дня мое безпокойство достигло известных пределов, и я, в разговоре с матушкой Зинаидой, которая размещала нас в гостинице, пожаловался, что за два дня пребывания в Дивеево так и не причастился, а завтра нужно уезжать. Матушка внимательно на меня посмотрела и сказала: "Помолимся. Завтра причастишься". Я же, маловерный, остался недоволен таким ответом, не слишком полагаясь на силу молитвы. Вот если бы за руку подвела!

Настал третий день моего пребывания в монастыре. Утром на ранней литургии я стоял среди паломников, как фарисей среди мытарей, и ждал начала исповеди, не очень-то рассчитывая на успех. Однако результат превзошел самые смелые мои ожидания: отпустив двух или трех исповедовавшихся, батюшка внимательно оглядел всех и, словно натолкнувшись взглядом на меня, поманил к себе пальцем. Не веря себе, я несколько раз так же жестом переспросил священника: "Точно ли я?" Покрыв меня епитрахилью, батюшка долго наставлял на путь спасения, прижигая мои язвы огненными глаголами. Первый раз в жизни я так глубоко, со слезами, исповедовался. Наконец, батюшка отпустил мне грехи, благословил и поцеловал в щеку со словами: "Помочь тебе возможно. Молись". Отойдя в сторонку и оказавшись почти напротив иконы Божией Матери "Умиление", я долго не мог прийти в себя, стыдясь своих слез. Именно тогда я многое понял и, как принято говорить, прозрел… Понял, зачем мы молимся Богородице: "Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающе".

Из храма я выходил другим человеком. Хотелось любить и обнимать весь мир. И когда монахиня на выходе остановила меня и попросила перенести иконы и стопки книг наверх, радости моей не было предела - я бегом, будто обретя крылья, принялся таскать поклажу. Монахини заметили мое рвение и дали мне награду - сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима.

15 января - преставление († 1833), второе обретение мощей (1991) прп. Серафима Саровского

Когда, в начале 90-х, люди стали стекаться сюда после восьмидесятилетнего перерыва, чуть ли не ежедневно к вечеру приходилось уносить оставленные за ненадобностью костыли - столько происходило исцелений. Сейчас их стало гораздо меньше.

Дивеево встретило разношёрстной толпой паломников - тут и интуристы в шортах, и бородатые пилигримы с котомками на плечах. Возле монастырской ограды - многочисленные палатки, в которых торгуют церковной утварью. Обращаю внимание на вывеску, прикреплённую к монастырской стене: "Всё, что продаётся за оградой монастыря - не имеет отношения к нашей святой обители".

Сама же территория обители в эти дни похожа на большой муравейник: идут подготовительные работы к празднику. В храме очередь к мощам преподобного: здесь как здоровые, так и явно больные - многие на костылях, в колясках. Приложившись к раке, пытаешься настроиться на службу после дороги, чему мешает ужасная теснота: в храме яблоку негде упасть. Неподалёку от мирян стоят монахини: приветливые, светящиеся радостью и доброжелательностью лица, от всего их облика веет какой-то аристократической утончённостью. Как тут не вспомнить преподобного Серафима, который встречал каждого приходящего к нему человека со словами: "Радость моя!". Несмотря на то, что до праздника 250-летия со дня рождения преп. Серафима Саровского оставалась неделя, из дверей Паломнического центра монастыря уже выстроилась длинная вереница паломников, прибывших сюда со всей страны. Здесь их распределяют по частному сектору. Пока шёл к гостинице, разговорился с попутчиком, из местных.

За последние годы столько гостиниц понастроили! И всё не хватает.

Я смотрю, сюда приезжают со всей страны. А многие здесь остаются жить.

Дома-то здесь покупают многие: дескать, Господь их позвал. Но, прожив год-другой, как правило, уезжают туда, откуда прибыли.

Кто-то работы себе здесь не нашёл (большинство верующих - "антеллигенты"), а кто-то экологической обстановки испугался. Ведь недалеко Саров - ядерный центр.

А как же люди сюда едут за исцелением и, говорят, получают?

В ответ мой попутчик лишь раздражённо машет рукой.

Иди по этой дороге, прямиком до гостиницы дойдёшь...

На другой день я разговорился с одним из строителей, трудящимся над восстановлением монастыря. Дмитрий уже несколько лет как переехал сюда: продал квартиру в своём городе и купил дом в близлежащей к Дивеево деревне - кажется, Елизарьево. С моим вчерашним попутчиком он был в корне не согласен.


Источник преподобного Серафима Саровского

По вере вашей да будет вам, - размышлял он. - У одних людей взгляд светел, и они видят только светлое, у других - сер, и они видят только серое. Те, кто по Божией воле сюда приехал - остаются, а кто по своеволию - конечно, уезжают. Сейчас здесь экологическая обстановка примерно такая же, как в других промышленных районах страны, ничем не лучше, но и не хуже. Что же касается паломников, то пусть местные не возводят на них напраслины. Благодаря им половина Дивеево кормится и имеет работу.

А сами паломники благодаря монастырю имеют возможность два раза в день подкрепить свои силы в монастырской паломнической трапезной. Хоть и скромно, но вкусно и совершенно бесплатно. Наедаешься - до отвала! Огромная масса народу ежедневно проходит через монастырь и получает здесь как духовный, так и насущный хлеб.

Вместе со всеми сажусь за деревянные столы трапезной. Рядом - и московский высоколобый очкарик-профессор, и нищий оборванец. Звучит общая молитва перед едой - и ощущаешь чувство братства, как в храме на Литургии.

Только что приложилась к раке с мощами и увидела там, рядом, мотыжку, которой работал преподобный! - тараторит севшая напротив меня забавная девчушка лет 10-ти, от нахлынувших чувств еле переводя дыхание.

Откуда такая бойкая?

Из Тобольска.

Как зовут?

Где твои родители?

Мама умерла, а папка (она сделала характерный жест) - пьёт.

А где же ты живёшь?

В Тобольской семинарии, временно - в медпункте. Скоро буду жить в семинарском общежитии и учиться в православной гимназии.

А с кем ты здесь?

С нашей паломнической группой из Тобольской епархии. Сегодня во время исповеди священник меня спросил, не хочу ли я остаться в Дивеево. Я ему ответила, что если меня оставят, то наш владыка потом всем головы поотрывает! А тут ещё, в монастыре, моду взяли меня матушкой называть. А я им отвечаю: "Какая я вам матушка?! Я не матушка, я - де-во-чка!" А вы за сухариками уже ходили?..

В монастыре не только бесплатно кормят, но и так же бесплатно, в Паломническом центре - раздают сухарики, освящённые в чугунке преподобного Серафима, в котором он варил себе нехитрую пищу в годы отшельничества. А днём, на паперти Троицкого собора, этот чугунок священник опускает на головы паломников. Здесь, в очереди к чугунку святого Серафима - страждущие стяжать благодать, и все они равны перед преподобным.

Рядом с монастырскими воротами люди с испитыми лицами пристают к прохожим.

Охотников поспекулировать на самых возвышенных человеческих чувствах хватало всегда. Впрочем, в этих святых местах они отпадают, как шелуха, скоро о них забываешь. А на источнике преподобного, что в нескольких километрах от Дивеево, забываешь, кажется, вообще обо всём на свете. Здесь даже дышится как-то по-особому легко. Сам источник появился по молитвам святого Серафима, жившего отшельником неподалёку от этого места в небольшом рубленом домике.


Чугунок Преподобного Серафима Саровского

По словам здешнего сторожа, родник - неиссякаемый кладезь чудес. Когда, в начале 90-х, люди стали стекаться сюда после восьмидесятилетнего перерыва, чуть ли не ежедневно к вечеру приходилось уносить оставленные за ненадобностью костыли -столько происходило исцелений. Сейчас их стало гораздо меньше. Видимо, действительно, даётся "по вере нашей". Раньше к источнику людей приводило религиозное воодушевление, а сейчас - всё чаще мода и любопытство.

Окунулся трижды и я. Дыхание спёрло, словно миллиарды иголок вошли под кожу. И неудивительно: здесь вода и летом, и зимой - 4 градуса. Вылез из воды, а тело - горит! И необычайная лёгкость, удивительное блаженство распространяется по всем суставам! В таком состоянии умиротворённости два часа до отъезда нашего автобуса пролетели как один миг. И всё было бы как на Небесах, если бы не стал свидетелем одной пренеприятнейшей сцены. Молодая мамаша скрутила отбивающегося и ревущего белугой малыша и насильно, словно собираясь топить, трижды окунула захлебывающегося отпрыска в воду. В это время бабка, стоя на берегу, рукой крестила своих чад. Когда женщина отпустила мальчика, его трясло в истерике. Потом он несколько минут бегал по берегу и кричал матери и бабке: "Не подходите ко мне! Я вас ненавижу!". Мамаша вылезла следом и театрально, в сознании исполненного долга, принялась креститься.

Прости, Господи... В своём рвении не по разуму мамаша не понимает, что насильно можно только покалечить, а не исцелить... Об этом мы беседовали на обратном пути с отцом Вячеславом, клириком Самарской епархии, договорившись по приезду в Дивеево вместе ступить на Канавку Богородицы.

Легендарная канавка, о которой много писал "Русский Дом", отходит от монастыря и возвращается к нему, огибая множество зданий, среди которых - и средняя школа, и РОВД. Для школы и милиции сейчас строятся здания в посёлке, а территория Канавки вся будет передана в монастырское владение.

"Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста "Богородиц" прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!". А ещё, по слову батюшки Серафима, через Канавку не сможет пройти антихрист: она встанет до небес, да и сам монастырь воспарит в небо.

Что и говорить, размеренный монастырский уклад контрастирует даже с окружающей его бесхитростной сельской жизнью. Не говоря уже о том, что и до этих святых мест дошли блага цивилизации. Через дорогу от монастыря гостеприимно открыл двери клуб компьютерных игр... Нет, не зря всё-таки монахи уходили в лесную глушь, подальше от глаз человеческих. Чтобы не было внешних раздражителей. Чтобы незамутнённым, в соединении с природой, славить Творца.

В ней, на самом деле, много хорошего. И прежде всего – человек она увлеченный. Правда, уж если увлекается, то со всей силой и энергией своей души. Увлекается так, что ничего почти не остается на остальную жизнь и на другие предметы бытия, которыми она увлекалась раньше. Увлечений она переменила достаточно, но последние годы, кажется, смогла остановиться, став новоначальной православной.

В православии, опять же, нашла она столько предметов для увлечения, что ее новая любовь держится много дольше обычных поветрий.

Начав регулярно ходить в храм, она быстро взбежала по карьерной лестнице нашей общины до почетной должности смотрительницы подсвечника слева от алтаря.

Ей очень быстро удалось разобраться в последовательности и правильном порядке поведения в храме во время богослужений.

Когда я оказываюсь рядом с ней, то слышу, как она шепотом раздает указания другим прихожанам:

– Сейчас надо встать! Евангелие же!

Нравятся ей и всякие чудесные предметы, которые время от времени появляются в церковной лавке. Как-то встретив меня на проселочной дороге у нашего дома (мы с ней соседи), она воскликнула:

– Сухарики! Тебе нужны сухарики!

Я удивился:

– Сухарики, освященные на мощах! Нам привезли! Помогают от всего желудочного! У тебя ж желудочное.

– Да, – киваю я. – Желудочное у меня.

– Вот перед едой один-два съедаешь. Главное, с молитвой.

– Понял, – говорю, – а сами сухарики, без молитвы, не помогут?

– Нет! Без молитвы ничего не поможет!

– Понятно. А молитва без сухариков?

Она смотрит на меня.

– Я тебе говорю… сухарики освящены на мощах… – она называет почитаемого святого. – Чего тут непонятного?

Я опять киваю. Все понятно. И главное, логично.

Она еще очень по-женски интересная. В ее сорок с небольшим лет ей даже краситься особо не надо. Ну, она и не красится. Знакомы мы с ней и ее мужем давно, живем рядом. А последние годы посещаем один и тот же храм. Иногда я из вежливости интересуюсь их делами. Но ей, видимо, не хочется рассказывать про мужа, а про дочку я и так все знаю. Она всегда при ней.

Зато любит сообщать мне важные духовные открытия:

– Есть в Дивеево канавка Пресвятой Богородицы, по ней надо ходить и читать «Богородице Дево, радуйся» сто пятьдесят раз!

– И что тогда случится?

– Благодать же! Всякие чудеса бывают!

– Надо же.

– Надо бы поехать, да где уж. С нашими-то заработками.

– Ничего, – говорю, – вы попробуйте дома Богородицу призвать так же. Может, Она и без канавки вас посетит благодатью?

– Эх! Вот же кому-то счастье – жить рядом с Дивеево!

На наше с ней добрососедское общение никакие споры не влияют. Она считает меня недостаточно ревностным христианином, и я с ней каждый раз соглашаюсь. Я же не всегда удерживаюсь от неудобных для нее вопросов. Вот так недавно, где-то с месяц назад, после Литургии я слышу, как она рассказывает другим прихожанкам:

– …И вот нашли могилку-то, матушки игуменьи Агафьи Суворовой. Внучка полководца! А прожила она сто пятьдесят лет! Вот чудо-то!

Бабульки вторят ей:

– Ох, чудо.

– Игуменьи, они ведь святой жизни. Вот и ссудил Господь долголетием!

Я не выдерживаю и подхожу-таки к ним. Всегда потом жалею, что ввязался.

– Тоже видел это чудо в интернете, – говорю, – но не понял, почему в родословной, которая вполне доступна, у Александра Суворова нет такой внучки? Может, забыли или пропустили.

Она смотрит на меня с недоверием и досадой.

– Хорошо, – продолжаю я, хотя понимаю, что не надо бы, – хорошо, пусть так. И хотя фото с крестом выглядит как фейк…

– Что? – спрашивает меня бабуля, поправляя платок.

– Как подделка, – поясняю я, – но пусть будет так, пусть это настоящее.

– Да. Так скажите, в чем тут чудо? Ну, прожила некая игуменья сто пятьдесят лет. Ну, не спешили ее забрать на тот свет. Может, исполняла она важную миссию, а может, ждал Господь и долго терпел. В чем здесь чудо?

– А сто пятьдесят лет – не чудо ли?!

– Земной жизни Спасителя было тридцать три года. А он наш Бог. Святые Вера, Надежда, Любовь были совсем детьми… и почему мне восхищаться от ста пятидесяти лет какой-то игуменьи?

– Ведь чудо же!

И вдруг меня поддерживает высокий солидный мужчина, регент Василий. Он подошел незаметно и, видимо, слушал наш спор.

– Да. А настоящее чудо произошло только что в храме, – говорит он басом.

Бабульки и моя соседка, язвительно посмотрев на меня, не верящего в чудеса, устремляют все внимание к нему.

– Какое? Какое?!

– Литургия! – отвечает наш регент. – Только что, при вас, вино и хлеб превратились в Плоть и Кровь Христову. Вот чудо, свидетелями которого мы с вами были! А вы все про бабульку какую-то из интернета! Нужна она вам?

И все-таки мы дружим с моей соседкой. Она жалуется мне на мужа, когда мы бредем домой из храма. Жалуется, что он всегда злой и невоцерковленный. Что не понимает ничего, даже самого элементарного, в ее тонком православном устройстве.

– Может, вы с ним поговорите, как мужчина с мужчиной?

Я обещаю поговорить. Кроме всего прочего, мне это выгодно. Ее муж – отличный непьющий сантехник. Что само по себе в нашем поселке редкость. И в понедельник он как раз должен прийти ко мне, посмотреть текущую раковину. Починив раковину и перед тем, как приступить к подключению посудомоечной машины, он делает перекур, выйдя и присев на пороге моего дома. Я сажусь рядом.

– Как дела, как супруга?

– Да все нормально.

– Это хорошо. Хорошо, когда супруга верующая. В храм ходит, – пытаюсь свернуть я на нужную тему. – Вот у меня жена тоже верующая…

– И как? Все нормально?

– Да, – отвечаю я, точно так же, как он, и чувствую, что моя попытка спровоцировать разговор проваливается. Не болтуны мы с ним. – Все нормально.

Но он сам приходит мне на помощь.

– Чего тут хорошего. Когда только о вере? – он спотыкается на этом вопросе, потому что наслышан, что мы с супругой ходим в храм. – Ну, в смысле, хорошо, конечно. Православная жена гулять не будет… но…

Он замолкает.

– Что «но»?

Он явно преодолевает смущение.

– Им ведь ничего нельзя.

– В смысле?

– Ну, вот сейчас пост. Я тоже пощусь. Но ведь и это нельзя…

– Что нельзя-то?

– Ну, – он подбирает слова. – Близость нельзя. И не только в пост нельзя. В среду нельзя, в пятницу нельзя, в субботу с воскресеньем тоже. Только и думаешь, как правильный день поймать, и чтобы она не сильно в этот день устала…

– Пост – важная вещь, – говорю я, понимая, что мне сейчас придется вспоминать все, что я знаю о телесном и духовном посте, и что-то мямлить по этому поводу.

– Да я знаю! – вдруг говорит он. – Я и сам пощусь!

– Как? Почему? Вы же в храм не ходите, вроде супруга говорила, что не верите.

– Ну, я верю в душе. А пощусь из любви, – он смущается. – Ну, они не едят, и я. Жена с тещей. И я из любви к ней не ем. Чего мясом-то их мучить.

Он постится из-за любви. Какой прекрасный пример.

– Что ж, – говорю я, – в душе верить и любить ближних очень хорошо. Но ведь надо и жизнь исправить. Знаете, я уверен, что Бог вам поможет в ваших проблемах. Если вы тоже обратитесь к Нему. Сходите на исповедь. И расскажите священнику нашему о проблемах заодно.

– Как это?

– Да вот так. Дома есть книжки, как подготовиться к исповеди?

– Вот уж чего полно. Книжек у нас о вере много. Я посмотрю.

– Ну и хорошо. Только вот я вам одну вещь посоветую. Вы батюшке, как будете исповедоваться, расскажите, что в пост приходится подолгу воздерживаться, и что у вас возникают блудные помыслы.

– Ну, когда долго ничего с супругой нет, и других женщин видите…

– А, это… – он опять смущается. – Ну да. Бывает. Хочется из штанов выпрыгнуть.

– Вот это и расскажите. Но не так, а скажите – блудные помыслы.

– Хорошо, – он молчит. – Знаете, я попробую.

Я уже знаю, что да, он попробует. И даже знаю приблизительно, что будет дальше. И что скажет наш батюшка…

Через неделю он опять у меня, теперь меняет проржавевшую трубу во дворе. Смотрит на меня радостно.

– Получилось!

– Что? Труба нам очень нужна. Жена цветы посадила. Полив необходим.

– Да это понятно! Я про исповедь! Получилось! Все подействовало. Батюшка мне сказал, что нужно по согласию! И что супруги не должны отказывать друг другу.

– Вы уж не отказывайте!

– Я – нет! Никогда.

Мы оба улыбаемся.

– Исповедь и Причастие – настоящие чудеса. Вы приходите, – говорю, и по его взгляду чувствую: придет.

Действительно, на следующей неделе встречаемся в храме. Он один, без жены.

После службы спрашиваю:

– Что с супругой?

– Немножко приболела. Ничего. Простуда. Привет вам передавала. Очень рада, что мы подружились.

– И ей передавайте. Я тоже рад.

Он вдруг лезет в карман. Достает пакетик. В нем сухарики.

– Велела вам отдать. Помогает от всего желудочного.

Я благодарю и убираю сухарики в карман. В этой женщине, его жене, на самом деле, много хорошего.

Село Дивеево, по свидетельствам историков. образовалось в середине шестнадцатого века. а если точней, то в 1559 году.

Версий происхождения названия этого села, немало, но наибольшее распространение, получила версия, что так звали первого владельца этого села-мурза-ногаец Дивей. Потомки этого мурзы приняли православие в конце семнадцатого века и получили фамилию-Дивеевы.

1) Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря.

Построен Мельгуновой Агафьей Семеновной(странницей), освящен в тысяча семьсот семьдесят втором году. Позже, эта самая, Агафья, решила основать здесь общину и в этом ей помогла помещица Жданова, которая подарила ей тысячу триста сажен земли.

2)Спасо-преображенский собор.

Серафим Саровский сказал в свое время, что имеющаяся здесь Канавка Божьей Матери, это одна из святынь Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, является именно тем местом, которое не сможет преодолеть антихрист в последние времена. Вообще, здесь в Дивеево, все дышит святостью, и православный человек непременно должен здесь побывать.

Первое. что Вы привезете отсюда, будет не материальным. Вы привезете новый, чистый взгляд на жизнь и людей. Но кроме этого, паломники привозят и много другого.

Здесь можно купить иконы, которые пропитаны духом святости и будут эту святость хранить в Вашем доме. Еще одна святыня-это земля с той самой канавки Богородицы, она тоже несет в себе святость. Пакетики, или баночки для земли, желательно взять с собой заранее, прямо на месте их не достать. Они есть в продаже, в церковной лавке при входе в монастырь, но очередь из паломников здесь приличная и стоять придется долго. Эту землю, паломники, используют для очищения своих жилищ "от бесов", если даже очень небольшое количество этой земли, смешать с речным песком, например. то эта духовная смесь приобретет благодать и святость. Хотя все-равно придется стоять, потому-что редкие посетители Дивеево не бывают в этой лавке. Кстати, напротив лавочки есть окошечко в стене, где наливают лампадное масло, его тоже можно привезти оттуда, оно также святое. Здесь все пропитано святостью! Это масло особенное-оно освящено на мощах Серафима САровского и на мощах святых Дивеевских матушек. Есть поверье, что если каплю этого масла, добавить в любое другое, то все масло будет благодатным.

В небольшой деревянной часовне, которая носит имя Святого Серафима, Вы можете получить сухарики. Это сухари из ржаного хлеба, они являются проявлением памяти о Серафиме Саровском(опять же по преданию, он, в свое время, давал такие сухарики, всем, кто приходил к нему, причем, количество могло быть разным, он смотрел сам, сколько выдать). Они, сухарики, также освящены. Их святят в чугунке, в котором Серафим готовил себе еду. Нельзя сказать однозначно, самовнушение это, или на самом деле так, но есть свидетельства, что некоторые паломники, привезя эти сухарики домой, при помощи них, получили избавление от недугов. И хотя сухарики раздаются здесь бесплатно, если у Вас есть желание, то Вы можете оставить пожертвование, здесь же, есть ящик для них. Кстати, земля из канавки, находится за часовней. Здесь земляная насыпь, и служители всегда просят паломников брать этой земли немного, чтобы хватило на всех.

Кроме всего прочего, здесь можно купить замечательную книгу "Летопись". вообще приобрести здесь можно множество самых разных сувениров и памятных вещей. Лавчонок здесь хватает, в них можно приобрести крестики, камешки с изображением Серафима Саровского. Недалеко от святого места есть рынок, где можно также купить много всякой сувенирной продукции. Вы непременно поймете, что можете с собой привезти, сам Божий дух Вам подскажет.


Бронируйте отели дешево и получите скидку 2100 за первое бронирование от нас
mob_info