В православии произошел крупнейший раскол. Почему? И что будет дальше? На пороге раскола

Много аналитиков, которые сейчас пытаются дать анализ тому, что происходит на Украине с церквями, с трудом представляют структуру иерархии украинских церквей и дают абсолютно дилетантские анализы.

Поскольку я часть своей жизни жила на Украине (до Воссоединения Крыма с Россией) и была вынуждена изучать такой мерзкий предмет, как история Украины, я про украинские церкви знаю намного больше и могу дать намного более адекватную характеристику нынешних церковных процессов.

Для начала всем нужно понимать, что с давних времен церковь на Украине не одна, а четыре:

1. Украинская православная церковь московского патриархата. Подчиняется патриарху Кириллу. Приблизительно 50% от всех верующих. Распространена в большей степени на центральной и восточной Украине. Каноническая православная церковь.

2. Украинская православная церковь киевского патриархата. Неканоническая православная церковь (то бишь не признанная другими православными церквями). Подчиняется неканоническому патриарху Филарету, на которого была возведена анафема, но на днях эту анафему сняли. Меньше 20% от всех верующих.

3. Украинская греко-католическая церковь. Это наполовину православная, наполовину католическая церковь. Образовалась в 1596 году в результате Брестской унии, которой пытались объединить православную и католическую церковь. Подчиняется Папе Римскому. Распространена в основном только на западной Украине. Приблизительно 30% от всех верующих.

4. Украинская католическая церковь (или римо-католическая церквоь). Это чисто католическая церковь. Подчиняется Папе Римскому. Примерно 3% от всех верующих, прихожане в основном - этнические поляки, венгры и т.д.

Остальные церкви типа мормонов или свидетелей Иеговы уже упоминать не буду, их влияние несущественно.

И сейчас происходит вот что:

Вселенский патриарх Варфоломей, который сидит в Константинополе, хочет сделать церковь №2 канонической на Украине. А церковь №1 потеряет свое влияние и даже будет вынуждена отдать свои храмы церкви №2.

И у РПЦ сейчас два выбора:

Либо смириться с этим и потерять прихожан на Украине, отдав все храмы;
- либо не смириться с этим и продолжать бороться за прихожан на Украине, но при этом есть большой риск, что патриарх Варфоломей объявит нас раскольниками, раз мы его не слушаемся.

Выбор тяжелый морально.

Еще всех наверняка интересует вопрос, будут ли прихожане УПЦ московского патриархата бороться за свои церкви, если Россия не захочет смириться с предоставлением УПЦ киевского патриархата автокефалии? Боюсь, что не будут, так как им по украинскому телевизору скажут, что там решил патриарх Варфоломей, теперь киевский патриархат каноничен и всё пучком.

Церкви на Украине больше посещают жители сельской местности, которые разговаривают на суржике, поэтому они даже обрадуются, если их сельская церковь, которая была Московского патриархата, перейдет с русского и церковнославянского языка на мову. А горожане за русскоязычную церковь бороться не будут, потому что каждое воскресенье в церковь не ходят, у них есть и другие дела по воскресеньям: боулинг, караоке и кино. Русскоязычные горожане появляются в церкви только на венчаниях, отпеваниях и крестинах, а бороться за русскоязычность на таких редких мероприятиях никто не будет: нет смысла.

Поэтому в любом случае расклад не очень хороший. Но пока еще автокефалию Украине не предоставили, еще есть время для маневров.

И.Н Сейчас происходят странные события в Православной церкви. Патриарх Варфоломей объявил разделение внутри церкви, а Московский патриархат делает странные шаги, которые ведут к разрастанию конфликта.

При этом в делах Православной церкви большое участие принимает и Римский папа. Верующие, скорее всего, мало что понимают в этих событиях, и поэтому не могут проявить себя и свою волю в них. Но по некоторым высказываниям Варфоломея становится ясно, что украинских и русских верующих толкают на кровавые разборки из-за имущества церквей. Получается, что теперь церковь через церковь решили развязывать войну между Россией и Украиной? Что происходит, и что на самом деле стоит за происходящим расколом в церквях?

ММ Раскол церквей - бутафорская маскировка для экуменизации Православной церкви в русле Нового Мирового Порядка. Раскол - инсценировка, которая давно уже оговорена внутри Римской католической верхушки во главе с Римским папой, как детонатор для полного развала и так мало устойчивой Православной церкви, возглавляемой отцом Кириллом.

Надо знать, что сегодняшняя православная церковь на своей основе является давно уже экуменистической, поскольку в ней проповедуется учение лже апостола Павла, привнесшего в учение Христа в своё время чудовищное искажение. А именно: в роли Отца Христа вместо Абсолютного Света появился Иегова, которого Христос Спаситель обличил, как «дьявола, человекоубийцы и отца лжи…».

Подмена Бога Отца - Абсолютного Света, на дьяволо сущность, осталась в веках внутри вновь образованной религии под названием Христианство. Католичество, Православие и множество сект на основе Христианства возникали всегда именно по причине такой подмены. Кровавые войны и силовая сторона религиозной идеологии, обеспечивающая захватнические колониальные войны, так же всегда были основаны на этой подмене. Дьяволо Мир - система Тьмы, набрал обороты и захватил абсолютно все стороны жизни землян в странах, находящихся под влиянием извращенной библейской концепции.

Поэтому нет ничего удивительного, что в конце времен системы Тьмы появилась тенденция к созревшему объединению уже осознанному патриархами всех религиозных направлений, которые возникли внутри иудаизма, включая и ислам, точно так же расколотый изнутри подменой главного Божества и Его Учения.

То, что называют в настоящее время расколом, не является таковым. Церковные иерархи в сговоре, и ведут переговоры вне поля ведения паствы. И что характерно, прекрасно находят общий язык. Разговор идёт вовсе не в разделе имущества церквей, а о том, как бы ловчее и незаметнее привести свою и так уже многажды обманутую паству в полное подчинение дьяволо сущности Нового Мирового Порядка. Экуменистические идеи завоевали Ватикан и Константинополь, а так же вполне приемлемы уже и для РПЦ, вкупе с Украинской церковью. Желание настроить верующую общественность на соглашательскую политику в этом вопросе не остановит и перед кровавыми событиями в спектакле внутри церковных разборок, которые вовсе не имеют отношения к той изнаночной стороне предательства священного синода по отношению к своим прихожанам, заключённому в том, что их души станут добычей дьяволо сущностей космического Дна окончательно и бесповоротно в тот момент, когда люди возьмутся за оружие, чтобы защищать ИМУЩЕСТВО церквей, которое они насобирали из скудных возможностей верующих стариков и развратных магнатов, замаливающих своих грехи.

Торговля вином, сигаретами и иконами, поставленная на потоки, давно уже не отличает церковь от обычного предприятия с ограниченной ответственностью. Но, при этом, не подлежит налогам и вмешательству финансовых органов.

В современной церкви давно уже нет той сакральной сути Учения Христа Спасителя, а потому она должна подвергнуться полному распаду и разрушению всех былых устоев, как и вся остальная инфраструктура системы Тьмы. Люди, верующие в Христа и знающие Его истинное Учение, которое выражено всего лишь в одной единственной фразе: «БОГ ЕСТЬ СВЕТ, И НЕТ В НЁМ НИКАКОЙ ТЬМЫ», могут отправлять свою Веру, минуя церковные ловушки, напрямую к имени Христа Спасителя, а через Него - к Богу Отцу - Абсолютному Свету Безпредельности! И этим у их Души спасутся от гибельной вакханалии церковных разборок.

Если уж и говорит о Церковном расколе, то есть необходимость принять простую истину, которая заключается в осознанном выборе между дьяволо сущностью, которую Церковь выставляет в качестве отца Христа, и Богом Отцом, которого Иисус Христос навал сам своим Отцом - БОГ ЕСТЬ СВЕТ, И НЕТ В НЁМ НИКАКОЙ ТЬМЫ!

Раскольники в таком случае будут поистине максимально честны сами перед собой и перед судьбой своих Душ. И их не тронет дьявольская свистопляска вокруг имущества церквей и имен священников - предателей, которые ведут их Души на заклание к дьяволо сущности.

Раскол между направлением во Тьму Внешнюю и к Свету Безпредельности - вот какой раскол поистине должен произойти в сегодняшних религиозных течениях. А имущество и состав дьяволо служителей никого уже не должен интересовать.

«Бог есть Свет, и нет в Нём никакой Тьмы!» Именно этот символ не только Веры, но реального Знания, является ключевым внутри Державы Света, являясь полной картиной всех сторон жизни внутри Новой Формации. Не Церковь, а само устройство всей жизни внутри Державы Света и, благодаря Высшим Конам Света, лежащим в основе Новой КОНституции, является условие соблюдения вероучения Христа Спасителя. Всё от начала жизни, включая полный состав человеческих потребностей физического тела, эмоционального настроя и ментальной направленности, а так же духовного устремления, станут воплощаться в реальную жизнь посредством самого устройства Державы Света.

Государство - Храм Света, Царство Божье на Земле - вот что такое Держава Света, а посему не стоит обращать внимание на разрушительные процессы внутри прогнившего религиозного вместилища дьяволо подмены. Пусть рушится. Самим верующим от Света надо отойти в сторонку и понаблюдать, как будет пузыриться и лопаться ложный внешний облик «святых» отцов, обнажая дьявольские признаки упырей и духовных мертвецов.

Константинопольский Патриарх решил назначить двух епископов из Северной Америки «экзархами» на Украине без согласования с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Священный синод РПЦ возмутился и указал на угрозу единству всего мирового православия. Глава Отдела внешних связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что Москва никогда не примет украинской автокефалии, исходящей от Константинополя, и подобные действия грозят мировому православию расколом, сравнимым со схизмой 1054 года, разделившей христианский мир на восточную и западную церкви. Андрей Полонский — о последствиях церковной ссоры и сложных взаимоотношениях с Константинополем.

Церковный проект Порошенко

Автокефалия православной церкви на Украине – вторая после «евроинтеграции» излюбленная идея полагающего себя православным украинского президента Порошенко. Он провел соответствующее решение через Раду, несколько раз ездил в Стамбул, говорил с патриархом Варфоломеем, даже обещал Константинопольскому патриархату деньги.

Но какие большие деньги из нынешней Украины? По сравнению с теми средствами, которые Фанар (резиденция патриарха в Стамбуле) может получить в случае открытого противостояния с Москвой, это будут сущие копейки. Однако все это — сиюминутная конъюнктура. Когда речь заходит о серьезных проблемах церковной жизни, оживают старые споры и очень древние противоречия.

Варфоломей хочет большего

Вселенский патриархат Константинополя — или, как его именуют в греческой литературе, Великая Церковь Христова – первый по чести среди православных церквей. В византийские времена, на протяжении тысячи лет Второго Рима, симфония патриарха и императора часто определяла судьбы мира. Теперь, конечно, до былой мощи далеко, но воспоминания о ней берегут.

В настоящее время в Константинопольском патриархате 63 епархии и около 3200 приходов на всех континентах (около 5,5 миллионов верующих). В Европе существуют и русские приходы Константинопольского патриархата, объединенные в Русскую православную архиепископию Западной Европы с центром в Париже. До 60-х годов эта архиепископия именовалась «экзархатом русской традиции». У ее истоков (1931 год) – митрополит Евлогий (Георгиевский).

…У Константинополя традиционно сложные отношения с Московской патриархией и Русской православной церковью. Корни противоречий уходят в XIX век, в проблему с Болгарской автокефалией. Но Украина, где роли поменялись с точностью до наоборот, обострила их до крайней степени.

Патриарх Варфоломей (в миру Дими́триос Архондо́нис) – выпускник Папского Восточного института в Риме и Мюнхенского университета, специалист по каноническому церковному праву. И именно правовой аспект проблемы он всегда будет ставить в основание своей аргументации.

Для Варфоломея и Константинопольского синода украинский вопрос – уникальная возможность в разы увеличить церковное и политическое влияние в современном мире, взять исторический реванш за череду унижений и неудач, которые пришлось пережить Вселенской церкви после падения Византийской империи. Это обстоятельство делает дальнейшее обострение конфликта очень вероятным, если не неизбежным.

Аргументы Фанара

В Константинополе любят утверждать, что с церковно-юридической точки зрения статус украинских епархий как принадлежащих Московской патриархии никогда не был окончательно подтвержден.

Как известно, христианство распространялось на Руси из Киева. Более того, первый избранный без согласования с Константинополем глава Русской церкви Иона (1448 год) титуловался митрополитом Киевским и Всея Руси, хоть кафедра его и находилась в Москве (формула «Митрополит Московский и Всея Руси» была принята в 1461 году). Тогда, после провала Флорентийской унии, разделение «украинской» и «великорусской» уерквей могло привидеться нашим соотечественникам только в страшном сне.

Константинопольские же патриархи долгое время вообще не брали в расчет автокефалию Московской митрополии, называли главу Русской церкви своим «экзархом на Москве и в северных странах». После падения Константинополя (1453) они дома, в Османской империи, чувствовали себя очень стесненно, и только на православном северо-востоке могли расправить плечи, потешить себя видимостью власти.

Так или иначе, первый и единственный указ (томос) Константинополя о признании права Москвы на управление украинскими епархиями был выпущен через двести лет, во второй половине XVII века. Да и то под давлением Османского правительства, не желавшего портить отношения с Россией.

Но и тогда Вселенский патриарх Дионисий требовал, чтобы в украинских храмах его имя за литургией возглашалось прежде Московского Иоакима. В Москве подивились этому пожеланию, да и вскоре позабыли о нем. Но с позиций церковного права вопрос остался открыт.

Украинский раскол

Ситуацию усугубляет и церковное разделение в Украине. Православные в стране расколоты на три Церкви:

Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП)

На сегодняшний день единственная каноническая. Она считает себя преемницей древней Киевской митрополии и бывшего Украинского экзархата Русской православной церкви советского периода. Пользуется правами широкой автономии, данными ей специальным указом патриарха Алексия II в 1990 году и расширенными на Архиерейском соборе РПЦ в ноябре 2017 года.

Предстоятель Церкви – митрополит Киевский и всея Украины — избирается пожизненно на Архиерейском соборе УПЦ. С 2014 года Церковь возглавляет митрополит Онуфрий (Березовский).

У УПЦ (МП) – 12 615 приходов и 43 епархии по всей Украине за исключением Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей. Она объединяет абсолютное большинство православных общин (67%).

В Московской патриархии подчеркивают, что во всех своих внутренних делах Украинская православная церковь пользуется полной самостоятельностью. При этом епископат УПЦ (МП) сохраняет всю полноту присутствия на Архиерейских соборах и в Синоде РПЦ.

На фоне гражданской войны в Донбассе и политического размежевания в стране духовенство и прихожане УПЦ МП не занимают единодушно пророссийские позиции. То же самое касается и высших иерархов церкви. Откровенно «промосковскими» можно назвать только 3 из 9 членов Синода — наместника Киево-Печерской лавры, митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла (Лебедя), митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) и митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона (Шукало).

Возникла в годы Гражданской войны на территории, подконтрольной Симону Петлюре. В 30-е годы она была практически уничтожена, но оказалась восстановлена во время Второй мировой войны под германской оккупацией. В послевоенные годы эта церковь имела приходы в основном в эмиграции, в Канаде и в Латинской Америке. Ее украинские храмы были либо закрыты, либо переданы РПЦ.

Однако в тех же 40-50–х священники УАПЦ в глубоком подполье окормляли бойцов УПА*. Несколько десятков глубоко законспирированных общин сохранились в Галиции и до 80-х годов. В конце 80-х УАПЦ легально вернулась на Украину. Тогда к ней присоединилось несколько сотен приходов, ушедших из Московского патриархата.

На сегодняшний день у УАПЦ 11 епархий и более 550 приходов. Возглавляет ее Макарий (Мелетич) с титулом митрополита Киевского и всея Украины.

И, наконец, третья, и, быть может, политически самая активная — Украинская Православная Церковь Киевского патриархата (УПЦ КП).

К ней принадлежит президент Порошенко и большая часть нынешней политической элиты страны. Она была основана на так называемом Всеукраинском соборе в июне 1992 года.

История УПЦ КП практически целиком связана с одним из самых одиозных и противоречивых церковных деятелей советской и постсоветской эпохи Филаретом (Денисенко).

Противники и недоброжелатели обвиняли его в активном сотрудничестве с КГБ (под кличкой «Антонов»), а также в нарушении монашеских обетов. Сам Филарет обвинения, разумеется, отрицал.

После смерти патриарха Пимена митрополит Филарет был назначен местоблюстителем патриаршего престола и надеялся быть избранным на патриаршество. Но не сбылось… Тогда, договорившись с первым президентом Украины Кучмой, он потребовал от РПЦ автокефалии Украинской церкви. Архиерейский собор РПЦ в 1992 отказался давать автокефалию. Причем за это решение проголосовало подавляющее большинство украинских епископов. Собор призвал митрополита Филарета сложить с себя полномочия предстоятеля Украинской церкви, и Филарет, целуя крест, дал клятву, что исполнит это требование.

Но, вернувшись в Киев, Денисенко отказался от клятвы и объявил, что будет «предстоятелем УПЦ до самой своей смерти». В ответ в РПЦ его лишили священства. При полной поддержке государственной власти Филарет нашел выход. В июне 1992 года в своей резиденции он провел так называемый Всеукраинский объединительный собор, на котором объявил об объединении УПЦ и УАПЦ. Новообразованная структура и получила название Киевского патриархата. Ее предстоятель именовался теперь патриархом Киевским и всея Украины.

Первым патриархом был избран живший в США и пользовавшийся величайшим авторитетом в украинской националистической эмиграции 94-летний старец, митрополит УАПЦ Мстислав Скрипник. Филарет стал его заместителем и представителем на Украине. Через некоторое время Скрипник умер, и союз двух неканонических церквей распался. Прошло еще два года — и мечта Филарета исполнилась. Он сам стал патриархом в своей собственной Киевской патриархии. Одновременно в 1997 году Архиерейский собор РПЦ отлучил его от церкви.

На сегодняшний день УПЦ КП – вторая по значению и наиболее аффилированная с украинской властью православная структура страны. В ее составе – 4281 приход и 32 епархии.

По данным украинских соцопросов, УПЦ КП почти сравнялась по количеству верующих с УПЦ МП, а то и опередила ее (за исключением территории ДНР и ЛНР, где, по понятным причинам, опросы не проводились). Но к этим данным нужно отнестись с осторожностью — политический заказ очевиден.

Все последние годы на Украине велись переговоры об объединении УПЦ КП и УАПЦ. Однако они упирались в личные амбиции иерархов. Вопрос об автокефалии совершенно меняет дело. Возможность получить законный статус заставит священноначалие неканонических церквей забыть все противоречия.

Русская и эллинская партии

Точно так же, как нет единства на православной Украине, нет его и во вселенском православии. Церкви во многом разделены, часть из них традиционно ориентируется на Москву, часть – на Константинополь. Поговаривают даже о существовании двух условных партий – русской и эллинской.

К русской партии традиционно относят Антиохийский патриархат, Грузинскую, Сербскую, Польскую, Болгарскую и Чехословацкую церкви. К эллинской – Иерусалимский и Александрийский патриархат, Кипрскую, Элладскую и Албанскую церкви. Влиятельной считается еще и Румынская православная церковь, но она сохраняет своего рода нейтралитет.

Однако в «украинском вопросе» все не так просто. К примеру, Александрийский патриарх Феодор II, вроде бы принадлежащий эллинской партии, прямо говорит:

Украинская церковь является неотъемлемой частью Русской православной церкви.

И еще:

Глава Александрийской церкви заверил, что очень хорошо знает Украину и имеет очень хорошее представление о том, какими стимулами руководствуются люди, которые пытаются сегодня посеять раздор.

С Феодором во многом согласен и его Иерусалимский брат Феофил III, и Кипрский архиепископ Хризостом.

Проконстантинопольскую позицию занимает только Элладская церковь. Тут признание автокефалии Украинской церкви пройдет быстро и безболезненно. Сложные церковные отношения Греции и России в этом году прорвались и в большую политику. Дело дошло до дипломатических скандалов и отказа в греческой визе нескольким высокопоставленным священнослужителям, что вообще уже выходит за всяческие рамки приличия.

В любом случае возможный разрыв евхаристического общения между Москвой и Константинополем поставит большинство православных церквей перед крайне тяжелым историческим выбором. С уверенностью можно сказать одно – в изоляции Русская православная церковь не останется.

Когда разговор заходит о будущем православия в мире, особое значение имеет и суждение афонских монахов. Авторитет Афона в православном мире непоколебим. Обычно они воздерживаются от высказываний, способных внести смуту, но иногда у них нет выхода.

Вот слова архимандрита Парфения (Мурелатоса), игумена афонского монастыря Святого Павла, которые он произнес, будучи на Украине:

Я думаю, что церковное самоуправление в виде автокефалии — это вещь сама по себе неплохая. Но когда существует мир. Когда этот вопрос не становится вопросом разделения людей, паствы. Поэтому мудрость, вероятно, подсказывает, насколько можно сохранять единство с патриархией Московской. Мое мнение, чтобы все страны бывшего Союза были в единой Русской православной церкви.

Если завтра автокефалия

Если в октябре Константинополь предоставит Украине автокефалию, это будет иметь самые серьезные последствия. Однако дипломатия Константинопольского патриархата всегда отличалась хитростью и изворотливостью, вошедшей в легенды. Пример тому — хотя бы та же Ферраро-Флорентийская уния. Правда, она так и не смогла спасти Византию.

Поэтому можно надеяться, что в последний миг патриарх Варфоломей все же воздержится от конфронтации с Москвой. Украинские эксперты говорят, что вместо автокефалии Константинополь может возжелать «экзархата», то есть прямого подчинения, или затеять длительные переговоры на много лет. То есть устроить совсем не то, что нужно Порошенко и его команде.

Что бы ни решил Варфоломей, идею автокефалии на Украине поддержат только Киевский патриархат и УАПЦ.

Не надо быть пророком, чтоб предположить, что в таких обстоятельствах государство с новой силой начнет экономическое, политическое и идеологическое давление на Украинскую православную церковь Московского патриархата. На каждую ее епархию, на каждый приход. По украинскому закону все церковное имущество принадлежит общине, а в любой общине легко инициировать конфликт и по политическим, и по экономическим, и по личным мотивам. Так что дело очень быстро может дойти до кровавых столкновений, причем по всей стране.

* экстремистская организация, запрещенная на территории России

https://www.сайт/2018-10-16/v_pravoslavii_proizoshel_krupneyshiy_raskol_pochemu_i_chto_budet_dalshe

«Это может стать началом изоляции и Реформации»

В православии произошел крупнейший раскол. Почему? И что будет дальше?

Заседание Синода РПЦ в Минске 15 октябрясайт Московского патриархата

В историю православия 15 октября 2018 года может войти как одна из самых черных дат. В этот день в Минске Синод Русской православной церкви (РПЦ) решил полностью разорвать отношения с Константинопольским патриархатом. Этот шаг РПЦ стал ответом на решение Константинополя начать процесс предоставления автокефалии (независимости) православной церкви, которую планируют создать на Украине. О том, какие обстоятельства привели к крупнейшему за последнее тысячелетие церковному расколу и что это означает для мирян — в материале сайт.

Просто о православии

В мировом православии насчитывается 15 поместных церквей. Эти патриархаты официально признают друг друга каноничными (грубо говоря, «правильными» или «подлинными»). К ним относятся Русская церковь, Александрийская, Иерусалимская, Грузинская, Болгарская, Элладская (Греческая) и другие. Первой в этом списке стоит Константинопольская церковь, которой из Стамбула руководит патриарх Варфоломей.

Православные поместные церкви равны между собой, но по ряду исторических причин Константинопольская имеет особый статус (первая по чести). Русской церкви, которая является самой крупной среди прочих, не нравится, когда Константинополь выступает арбитром в межцерковных вопросах. Другие поместные православные церкви признают первенство патриарха Варфоломея. В частности, ему делегировано право давать независимость новым кафедрам и отменять решения глав других поместных церквей.

Почему церковный раскол связан с Украиной?

В 1686 году был принят документ, согласно которому Киевская митрополия стала подчиняться Московскому патриархату. В настоящее время около 12 тысяч приходов на Украине входят в Украинскую православную церковь Московского патриархата, то есть, по сути, подчиняются Москве.

При этом на Украине действуют еще две неканонические православные церкви — Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата, которые вместе насчитывают около 6 тысяч приходов.

Яромир Романов

Украинцы задумались о создании собственной поместной объединенной церкви в конце ХХ века — когда произошел развал СССР и страна получила независимость. Местные епископы обратились к патриарху Московскому и Всея Руси Алексею II с просьбой даровать им автокефалию. Москва отказала в прошении, но предоставила Украинскому экзархату значительные права в самоуправлении.

Однако митрополит Филарет продолжал настаивать на независимости и создал новую Украинскую неканоническую православную церковь Киевского патриархата. Фактически на Украине возник раскол.

Теперь, когда Украина стала все больше политически, светски и духовно отдаляться от России в силу геополитических процессов, патриарх Варфоломей решил вмешаться в ситуацию.

Решение Константинополя и ответ РПЦ

11 октября Константинопольский патриархат снял анафему (отлучение от церкви) с главы Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария, но самое главное — отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.

Об этом Варфоломея попросили представители непризнанных украинских церквей. Просьбу о независимости поддержали своими обращениями президент и парламент Украины.

Теперь будет решаться вопрос о выдаче украинцам автокефалии. Ожидается, что в новую церковную структуру войдут члены двух непризнанных церквей, а также желающие присоединиться к ним иерархи Московского патриархата. В этом случае на Украине появится своя поместная церковь, независимая от Москвы и признанная как минимум одним каноничным патриархатом.

сайт Московского патриархата

Реакция РПЦ не заставила себя долго ждать. 15 октября глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил о полном разрыве отношения Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом. Он сказал, что это было «вынужденное решение», «к этому вела вся логика последних действий» Константинополя. Они, с точки зрения РПЦ, являются «преступными и канонически ничтожными», отметил Иларион.

Константинопольский патриархат представитель РПЦ сравнил с раскольниками, которые посягают на каноническую территорию Русской православной церкви. Но при этом в Московском патриархате рассчитывают, что Константинополь изменит свое решение по Украине.

Крупнейший церковный раскол за 1000 лет

До этого в христианстве было два больших раскола. Первый произошел в 1054 году, когда христианская церковь разделилась на западную и восточную ветви — католиков и православных. В 1517 году западное христианство раскололось на католиков и протестантов. В 1650-1660-е годы произошел раскол Русской церкви, в результате чего появились раскольники-староверы.

РПЦ при этом не впервые разрывает отношения с Константинополем. В 1996 году Варфоломей объявил, что Константинопольский патриархат берет под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Вскоре РПЦ прервала евхаристическое общение с Константинополем, но через несколько месяцев оно было восстановлено. Сейчас в Эстонии две эстонских православных церкви — Константинопольского патриархата и Московского.

Что означает раскол для верующих?

Россияне, посещающие церкви на родной земле, ничего не заметят. Однако разрыв отношений с Константинополем означает, что миряне Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах, подчиненных Константинополю, и участвовать в других таинствах, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений.

РПЦ уже составила для верующих туристов список храмов, где нельзя молиться. Среди них входящие в юрисдикцию Константинопольского патриарха объекты культа в Стамбуле, Анталии, а также на греческих островах Додеканес, Родос и Крит. Под запретом теперь и гора Афон в Греции — популярное место паломничества российских политиков, чиновников и бизнесменов. Эту православную святыню президент России Владимир Путин посещал дважды — в 2005 и 2016 годах.

kremlin.ru

В РПЦ заявляют, что духовенство за отказ следовать запрету будет наказываться, а мирянам в этом случае придется покаяться на исповеди. Правда, о том, как будут отслеживаться нарушители, пока ничего не говорится. Судя по всему, решение нарушать или нет запрет РПЦ будет на совести верующих.

Значение раскола для РПЦ и других церквей

Как будут развиваться отношения между поместными православными церквями, покажет время. Каждой из них придется выбирать, с кем она — с Константинополем или с РПЦ. И этот процесс может быть болезненным.

«Решение Синода РПЦ напрямую коснется в первую очередь нашего монашества на Афоне. Насельников десятки. Они окажутся в очень тяжелом положении, потому что Афон находится в юрисдикции Константинопольского патриарха, — сказал „Известиям“ Алексей Светозарский. — Более того, они являются гражданами Греции. Не Турции, конечно, но мы понимаем, что межгреческие связи очень прочные. С точки зрения греков, все обители — их. Кто бы их ни населял. На Афоне этим вопросом обеспокоены».

Религиовед Сергей Чапнин в своей колонке в Bloomberg отмечает, что раскол подорвет центральную роль Москвы в восточном христианстве. По его мнению, Русская православная церковь останется в меньшинстве, если не в изоляции. Одновременно усилится влияние патриарха Варфоломея, а по позициям патриарха Кирилла, наоборот, будет нанесен сильный удар.

При этом Чапнин уверен, что существует реальная опасность того, что раскол может привести к кровопролитию на Украине, как это случилось на востоке страны. Если Константинопольский патриархат объявит решение об автокефалии на Украине, то начнется борьба за собственность. Украинская церковь с новым статусом будет претендовать на те самые 12 тысяч приходов, которые до последнего времени были в подчинении Москвы.

Если значительная часть украинских приходов Московского патриархата перейдет в новую православную поместную церковь, то это будет, с точки зрения патриарха Кирилла и Кремля, гигантским политическим поражением.

Изоляция или Реформация

Еще один волнительный вопрос: как отреагируют другие поместные церкви на разлад отношений между РПЦ и Константинополем? Российские церковные и провластные СМИ сообщают, что почти все поместные церкви в конфликте вокруг Украины поддерживают РПЦ. Российский религиозный и общественный деятель богослов Андрей Кураев считает, что это не так.

По его мнению, поместные церкви считают этот конфликт исключительно двусторонним и не собираются в нем участвовать. «Ни одна из поместных церквей вслед за нами в это каноническое окошко не бросится», — пишет диакон Кураев в своем ЖЖ.

Яромир Романов

Более того, добавляет он, раз поместные церкви сохранят общение с Константинополем, то РПЦ может счесть их также «заразными». Церковные каноны потребуют порвать и с ними, а это может привести к еще более глобальным последствиям в виде Реформации.

«Объявить анафему всем поместным церквям не хочется. Значит, апологетам патриархии придется изворачиваться и объяснять свое не следование канонам. Отчего это мы Христа в таинствах Константинопольской церкви не видим, а сербы или болгары — видят? — рассуждает Кураев. — И почему же с этими „слепцами“ мы общения не прерываем? Придется каноны пускать на фарш. И это перекодирование канонической православной матрицы может стать началом Реформации — помимо желания московских апологетов. Но, скорее, нас ждет деградирование до уровня церкви одной нации. Ну, как Армянская. Я убежден, что эта изоляция будет односторонней».

По-моему, наиболее всеохватывающий анализ сложившейся ситуации из тех, что до сих пор попадались, изложенный кратко и лаконично .

""На днях в сети появилась фотография с всенощного бдения накануне большого двунадесятого праздника. На фотографии пустой храм. И вот замечательные батюшки обсуждают межу собой, отчего так. Ведь и в советские времена, и в 90-е, и даже в нулевые, не было такого.
Что происходит в Церкви?
Я думал об этом. Я пытался упорядочить СВОИ наблюдения и размышления, привести их в стройную систему, но пока этого не получилось, я решил их просто записать по пунктам.
Итак:
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЦЕРКВИ
1. Многие люди в 90-е и нулевые пришли в Церковь не за тем. Думали, что пришли за Христом, а сами искали идеальное человеческое сообщество. Общество, люди, сбежав из социалистического колхоза, атомизировались, индивидуализировались. Кто-то, страдая от этого, пришел в Церковь за общностью и общинностью, за своими воспоминаниями о детстве в пионерских лагерях, за песнями у костра, за старым добрым мифологизированным уютом коммунальных квартир. За своим желанием быть с кем-то рука об руку и плечом к плечу. За единомыслием. Единомыслия не нашли, общинности тоже не нашли, здесь, у нас, тоже каждый сам за себя.
2. Понятие добра и зла размылось в 90-е, а в Церкви это понятие осталось неизменным, хотя бы на словах. Люди читали книжки про монахов, про святых и пришли искать того же в Церкви. Искали добрых, хороших, необыкновенных людей. Многие оказались обмануты. Не нашли таких людей, как в книжках. Увидели, что в обычной жизни Церкви добро и зло так же перемешаны, как в миру.
3. Многие в 90-е устали от отсутствия указаний, как жить. Поэтому в большом количестве в Церковь, которая вдруг провозгласила послушание главнейшей добродетелью, пришли инфантильные безответственные люди, пытавшиеся и пытающиеся переложить ответственность на духоносных старцев и прозорливых духовников. Многих постигло разочарование.
4. Многие пришли, купившись на многолетнюю проповедь о Церкви как средстве решить все свои земные проблемы. Не справились земными средствами – поможет Бог. Пришли за здоровьем, крепкими семьями, верными мужьями и женами, послушными богобоязненными детьми, за помощью при нахождении работы, за чудесами – не сработало.
5. Многие пришли за идеологией. Не найдя идеологической опоры вокруг себя, решили, что Церковь – это про сильную, могучую, славную Россию, про государство, преемственность и скрепы. Но получив в последние годы путинское государство в виде мощнейшего источника таких идей, да еще и претворяющего эти идеи в жизнь, перестали нуждаться в Церкви.
6. Церковное руководство, избравшее для Церкви роль идеологического обслуживания власти и безусловной поддержки всех действий этой власти, оттолкнуло от себя интеллигенцию, которая в большой массе своей оказалась этой власти оппозиционна, и которая, собственно, и наполняла храмы в больших городах.
7. Несколько имиджево губительных компаний руководства Церкви, таких как отказ от милосердного ходатайствования за посаженных в тюрьму членов группы Пусси Райот, поощрение радикальных группировок, вмешивавшихся в ход авангардных выставок и спектаклей, вмешательство местных архиереев в культурную жизнь их епархий, а также неумная компания по захвату Исаакиевского собора, специально направленная именно на Петербургскую интеллигенцию, оттолкнули и даже во многом вытолкнули интеллигенцию из Церкви. А просто нецерковную прежде творческую интеллигенцию сделало антицерковной. Причем и по сию пору из церковной среды продолжают генерироваться антиинтеллигентские конфликты, в которых представители Церкви терпят публичное поражение, так как интеллектуальный уровень их оппонентов всякий раз оказывается значительно выше.
8. Руководство и спикеры Церкви ни разу за последнее десятилетие не выступили в роли ходатаев перед властью за третируемых этой властью публичных персонажей, вообще роль ходатая перед властью о находящихся в узилищах руководство Церкви не считает нужным на себя возлагать. Что приводит к новым и новым обличениям его со стороны интеллигенции. Мало того, Церковь выпросила себе у государства специальные уголовные статьи для защиты себя от внешних врагов. И теперь эта система преследования действует автоматически и уже независимо от Церкви. Каждое уголовное дело «за оскорбление чувств верующих» собирает на наши церковные головы новые и новые угли. И в этих уголовных делах Церковь тоже отказывается выступать в роли ходатая перед властью.
9. Вообще оказалось, что нецерковная интеллектуальная часть общества подробно и вдумчиво читала Евангелие. В отличие от многих церковных людей. И все претензии, которые интеллигенция предъявляет Церкви, она предъявляет с точки зрения понимания ими именно Евангелия. Церковь в ответ не готова использовать этот факт для вовлечения интеллигенции в дискуссию именно вокруг Слова Божия, потому что позиция Церкви в этих вопросах вдруг оказывается слабой и анти-евангельской.
10. Церковь отказалась реагировать на голубые скандалы. В России все просто: раз молчат, значит виноваты. Например, на обличения «предателей в рясах» общество отреагировало однозначно – такие обличения в наше свободное время свидетельствуют о внутренней несвободе и тоталитарности Церкви. Напротив, публичное громкое наведение порядка в сфере проповедуемой Церковью половой чистоты стало бы свидетельством, что наши слова не расходятся с делами. Но этого не происходит.
11. Церковь категорически отказалась реагировать на сформировавшийся в обществе запрос на нестяжательную нищую Церковь. От Патриарха до священника. Как-то в русской глубинке один сельский батюшка, узнав о том, что я православный публицист, накинулся на меня:
- Почему вы, журналисты, все время пишете, что мы, священники, не должны стяжать? Мы, между прочим, обета нестяжания не давали.
Отрицательный эффект умножается тем, что государство всерьез взялось за прозрачность доходов не только бизнеса, но и граждан. А Церковь в своей финансовой деятельности, которая целиком строится на пожертвованиях, отказывается быть прозрачной даже перед теми самыми жертвователями.
12. Завершение реставрации большинства храмов и монастырей, а также рост благосостояния городского священства совпал с падением доходов граждан страны после 2014 года и по сегодняшний день. Жертвователи, от крупных и до простых прихожан, видят, что Церковь – не самая нуждающаяся в пожертвованиях часть общества. Пожертвования сокращаются.
13. Смена поколений среди захожан. Захожан становится меньше. В активную экономическую фазу вошли люди, родившиеся после СССР. Они люди практичные, не связаны преемством, традициями, очень хорошо ориентирующиеся в источниках информации. Не пережившие разочарований 80-90 годов, уверенно стоящие на ногах. Церковь как костыль в обычной жизни, которая предлагает им религиозный минимум «свечечка-водичка-водичка-вербочка», им оказывается не нужна.
14. Смена поколений среди прихожан. Люди, не приученные к насилию над ними, к слову «надо», считающие, что все могут и должны выбирать сами. Практичные. Не тратящие времени понапрасну. В тех делах, к которым приходится себя понуждать, ограничиваются минимумом. Для чего всенощное? Достаточно литургии. Для чего на литургию каждую неделю? Достаточно раз в месяц. А в принципе, хватит и на Рождество и на Пасху.
15. Негибкость календаря и устава. Когда зимой все празднуют и путешествуют, Церковь настаивает на посте. Когда летом все едят мороженое, православным детям наливают рыбный суп. Больше 200 постных дней в году требуют от обычного человека быть бОльшую часть времени показательно инаковым. Отступление от внешних проявлений религиозности, как пост, приводит многих к унынию и невозможности вернуться к нормальной литургической жизни.
16. Обязательность и спасительность постов и правил до сих пор проповедуется больше, чем обязательность Евхаристии. Отказ христианином от причастия и даже просто посещения воскресной Литургии оттого, что человек не смог соблюсти несколько дней поста перед причастием и вычитку молитвенных правил, приобрел в церкви массовый характер.
17. Еще про вечерние богослужения. В смешанных семьях, а их много, если один из супругов пытается посещать полностью все воскресное богослужение, вообще нет времени для обычного общения всей семьей. Ни в гости сходить, ни гостей принять, ни в кино, ни в театр, ни за город погулять, ни просто друг против друга посидеть, помолчать.
18. Непонятность богослужения. Сейчас, особенно по мере прихода в Церковь практичного молодого поколения, следует говорить, скорее, о его уходе из Церкви. Они вообще не понимают, что происходит в Церкви. Старшее поколение тоже не понимает и не понимало, но оно привыкло к словам «надо» и «так положено». Молодые не хотят и не будут слушать непонятные тексты. Этих людей мы просто теряем.
19. Прозрачный информационный мир. Благодаря ему, в том числе, Церковь потеряла внешнюю сакральность. Оказалось, что в ней есть все напасти обычного мира: вранье, коррупция, стяжание, хамство, властолюбие и лизоблюдство. Как бы мы ни пытались закрываться, Церковь, открытая всем ветрам, открыта теперь и всем глазам и ушам. И никто не вредит Церкви больше самих церковных людей.
20. Кошмар и ужас политических и патриотических проповедей. Вместо Христа очень часто можно услышать с амвона про великую Россию и загнивающий Запад. Если бы сам много раз не слышал, не писал бы. Если бы не видел людей, которые сбегали из Церкви от таких проповедей в никуда, считая, что это и есть Православие, тоже не придавал бы этому значения.
21. Провал миссии. При полной свободе Церкви активная миссия не ведется. Никто Слова Божия в мир не несет. Паства не увеличивается количественно. Следует ли считать сложившиеся 1,5 – 2 процента от населения православной когда-то страны в наших храмах нормой или все же полным профанированием апостоличной природы Церкви?
22. Инфантилизм церковных общин. Отсутствие ответственности за судьбу прихода, за отношения общины с настоятелем, за отношение прихода с архиереем. Часто этот инфантилизм поощряется авторитарностью самих священников. Храм, который не содержит община, общине не нужен. Надо служить в гараже, в квартире, в беседке. Ситуации, когда сельский священник для содержания храма занимается сельским хозяйством, продает туристам сувениры, при доходе в двадцать тысяч рублей ищет спонсоров в столице на конвертик архиерею в тридцать тысяч рублей – это аномалия, это не нормально, это, возможно, даже порочно.
23. Церковь у нас епископская и все зависит у нас от епископов. Думаю, поворот нашей иерархии лицом к людям и к описанным выше проблемам произойдет не от того, что вопросы добра и зла начнут их волновать с какой-то особой силой, а от падения доходов. Доходы будут снижаться, дойдет до банкротств приходов, невозможности платить епархиальные взносы в прежних объемах, и отказа священников служить на приходах без доходов. А может, и не будет поворота. Станут мощи из Греции возить не раз в два года, а каждый месяц, и не по нескольким городам, а по всей стране, и не надо будет поворачиваться ни к кому лицом.

mob_info