Расстрелян свщм. Митрополит Иосиф Петроградский, основатель катакомбной Истинно Православной Церкви

С раннего детства будущий митрополит Иосиф Петровых хотел служить Богу

15 декабря 1872 года в Устюжине в семействе местного пирожника Семена Петровых и его жены Евдокии родился сын, окрещенный Иваном в приходской церкви Вознесения Господня на Всполье. Так городок приобрел земляка, небезызвестного в истории Церкви. С раннего детства будущий митрополит Иосиф (Петровых) оказался отмечен Богом и хотел послужить Ему.

Имея эту цель, он, отучившись в Устюженском духовном училище, поступил в Новгородскую семинарию, а в 1895 году — в Московскую духовную академию. В 1899 году он был оставлен при ней профессорским стипендиатом, подающим большие надежды. Но ученая стезя привлекала Ивана Петровых меньше, чем монашеская. На каникулы он всякий раз отправлялся в новгородский Антониев монастырь, где прошли его семинарские годы. И летом 1901 года, готовясь принять постриг, будущий архиерей вновь уехал туда.

Постриг над ним совершил — 26 августа 1901 года — епископ Арсений (Стадницкий), ректор Московской духовной академии. «Теперь, — сказал он новопостриженному монаху, — когда хулится имя Божие, молчание постыдно будет и сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерег Господь. Работай Господеви духом горяще».

Аресты Иосифа Петровых в послереволюционные годы

Епископского служения иеромонах (впрочем, с 1904 года он был уже архимандритом) Иосиф не желал, не чувствовал в себе администраторских способностей — и это видно по его «Дневнику инока», издававшемуся в 1905—1910 годах под инициалами «А. И.». Но в 1909 году он все-таки был возведен в епископский сан. Хиротония происходила в Троицком соборе , совершал ее архиепископ Финляндский и Выборгский .

В сане епископа Угличского, викария Ярославской епархии, владыка Иосиф пребывал до 1920 года. В 1919 году его арестовали в первый раз — «за попытку срыва вскрытия мощей в Ростовском уезде путем созыва верующих колокольным звоном» — и месяц держали во внутренней тюрьме ВЧК в Москве.

Новый арест последовал в июне 1920 года, когда, уже будучи архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии, владыка Иосиф посредством возглавленного им крестного хода выразил протест (и свой, и тысяч верующих) против вскрытия мощей, все-таки произведенного в Ростове. Три недели он провел в Ярославской тюрьме и, приговоренный к году заключения условно, был выпущен «с вынесением предупреждения о неведении агитации».

В 1922 году — третий арест, по делу «о противодействии изъятию церковных ценностей». Революционный трибунал Ярославской губернии приговорил архиепископа к четырем годам лишения свободы, но в 1923 году владыку все же выпустили, хотя он вынужден был дать подписку об устранении от участия в управлении епархией.

Условий, оговоренных в подписке, архиепископ Иосиф так и не выполнил. Находясь в Угличе, в Алексиевском монастыре, он продолжал свою «контрреволюционную деятельность», направленную, главным образом, на борьбу с обновленцами. Надо сказать, о его влиянии на дела епархии и умонастроение верующих «те, кому надо» были хорошо осведомлены. В отчете начальника Ярославского отдела ГПУ от 8 августа 1923 года читаем: «Обновленческая группировка в настоящее время почти совершенно прекратила свою деятельность под натиском тихоновской группировки. Большинство духовенства и верующих идет по пути тихоновщины, ослабляя морально и материально обновленческую группировку. Во главе тихоновской группировки стоит епископ Ростовский Иосиф. Данное лицо по Ярославской губернии в настоящее время весьма авторитетно не только среди духовенства и верующих, но и среди советских работников низового аппарата, и в особенности Ростовского уезда».

Иосиф Петровых - митрополит Ленинградский

В 1926 году владыку — «вследствие настоятельных просьб верующих» — назначили митрополитом Ленинградским. «Ленинградским» новый митрополит именоваться не хотел, но назначение принял.

Встретили его в Ленинграде, кафедра которого пустовала еще с той поры, как была Петроградской, тепло, с определенными надеждами. И, кажется, митрополит Иосиф готов был оправдать эти надежды.

Ленинградский священник Михаил Чельцов (расстрелян в 1931 году) писал о нем: «Митрополит Иосиф внушал к себе, с первого же взгляда на него, симпатию и доверие... Совершенно аскетического облика монах привлекал к себе и нравился; в богослужении у него не было ничего вычурного: просто и молитвенно... Отзывались о нем как об истинном монахе, добром человеке, горячем молитвеннике, отзывчивом к нуждам и горестям людским; хотелось быть около него, слушать его...»

Но — «отслужив литургию с прекрасной проповедью, Владыка уехал в Ростов попрощаться со своей паствой — и в этом была его роковая ошибка. Большевикам не понравилась его заслуженная популярность, вдруг проявившаяся. С дороги телеграммой ГПУ потребовало его в Москву, откуда он водворен был в монастырь около Устюжны».

Митрополит Иосиф Петровых — путь исповедничества

Летом 1927 года из-под коллективного пера Временного Синода, созванного только что выпущенным из тюрьмы митрополитом Сергием (Страгородским), вышла недоброй памяти «Декларация о радостях». Митрополит Иосиф отнесся к ней, как и многие, критически, а последовавшее вслед за нею, с интервалом в месяц, решение о его переводе на Одесскую кафедру расценил как следствие интриг. Смириться с ним он не пожелал и Ленинградскую кафедру оставить отказался, объяснив, что не желает подчиниться церковной власти, которая сама пребывает «в плачевно-рабском послушании» у власти светской.

Неверно было бы думать, что владыка Иосиф отошел от митрополита Сергия, будучи увлечен любоначалием или иной подобной страстью. И сам он, и его последователи, занимая антисергианскую позицию, имели убеждение в недопустимости заигрывания с советской властью (а именно так «Декларация» и воспринималась многими) и видели для себя в сложившемся положении лишь один путь — путь исповедничества.

К середине 1930-х годов Владыка Иосиф был выслан в Казахстан. Здесь он жил, ежедневно совершая дома литургию. Здесь, в Чимкенте, он и был расстрелян 19 ноября 1937 года. Русская Православная Церковь Заграницей причислила его в 1981 году к лику святых.

7/20.11.1937. – Расстрелян свщм. Митрополит Иосиф Петроградский, основатель катакомбной Истинно Православной Церкви

Митрополит Иосиф (в миру Иван Семенович Петровых; 15.12.1872–7/20.11.1937) родился в семье мещанина уездного города Устюжны Новгородской губернии Семена Кирилловича Петровых, владевшего пекарней и булочной лавкой. Был 4-м ребенком (всего в семье было 9 детей).

После Устюжского духовного училища окончил Новгородскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию в 1899 г. со степенью кандидата богословия. В 1903 г. получил степень магистра богословия; тема диссертации: "История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия".

26 августа 1901 г. был пострижен в монашество, 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 14 октября во иеромонаха. С 1903 г. – доцент Московской духовной академии, затем экстраординарный профессор и инспектор. 18 января 1904 г. возведен в сан архимандрита. Затем, из-за конфликта с либеральными профессорами по прошению был уволен из академии и в июне 1906 г. назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии. С 1907 г. – настоятель Юрьева монастыря Новгородской епархии.

С 27 февраля 1909 г. стал настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове (и оставался им вплоть до окончательного закрытия обители в 1923 г.). 15 марта 1909 г. хиротонисан в Александро-Невской лавре во епископа Угличского, викария Ярославской епархии (правящим архиереем был до декабря 1913 г. – ).

Уход о. Иосифа из научной деятельности в монастырь вследствие конфликта с либеральными учеными коллегами был отражением общего его восприятия духовной атмосферы в России и в Церкви. При виде разгорающейся т.н. он пишет в "Дневнике": «Господи! Вера и благочестие падают... Те, которые должны бы быть примерами их и живыми проповедниками, предпочитают подавать обратные печальные примеры равнодушия и пренебрежения к ним! Интеллигенция бесится хульною ненавистью к Церкви и лучшим силам, выработанным и веками засвидетельствованным в своей истинности и спасительной жизненности, уставам и всему строю... Мы изолгались в своей вере и жизни так, что не только стали непохожи на христиан, но и стали поистине хуже язычников, дерзая однако называть себя христианами...Страшно ждать Твоего вразумления!... С ужасом внимает душа грозным ударам Суда Божия над Отечеством нашим... Настало вновь время терпения и страдания за истину Христову. Вновь близится век мучеников, исповедников, страстотерпцев. Искусные в вере – явитесь! Истинные Боголюбцы и Христолюбцы – выступите!» (В объятиях Отчих. Дневник инока. Т. III. С. 81; Т. V. С. 243; Т. VIII. С. 133, 138).

Надо ли на этом фоне говорить, как владыка Иосиф отнесся к и к ее ... Его пассивность как участника , видимо, объясняется ощущением собственного безсилия при виде происходящей апостасии апокалипсического масштаба. Но к антицерковному террору жидобольшевиков он не был пассивен.

С 1 декабря 1917 до 20 января 1918 г. по указу Патриарха был временно управляющим Рижской епархии. Воспротивился . В июле 1920 г. был арестован по обвинению в противодействии кампании по вскрытию мощей и в проведении крестного хода. Был отправлен в Москву в тюрьму ВЧК и осужден на год лагерного заключения условно.

С 1920 г. – архиепископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. В ноябре 1922 г. был приговорен Ярославским ревтрибуналом к 4 годам лишения свободы за сопротивление , но в январе 1923 г. был освобожден по решению президиума ВЦИК.

В 1920–1925 гг. управлял Новгородской епархией во время ареста архиепископа Арсения (Стадницкого). В 1923–1926 гг. управлял Ярославской епархией во время ареста митрополита Агафангела (Преображенского).

(Дальнейшая судьба распылившейся Катакомбной Церкви в точности не выяснена, а в наше время, при всем уважении к действительным сохранившимся катакомбникам, извращена множеством мифов и самозванцев, включая провокации КГБ, так что тут касаться этой проблемы не будем. Отметим только, что в 1982 г. РПЦЗ помогла обратившимся к ней из СССР катакомбникам восстановить канонический епископат и они присоединились к РПЦЗ.)

Судьба основоположника Катакомбной Церкви была столь же мученической, как и у всех его сподвижников. В сентябре 1929 г. митрополит Иосиф был выслан в Казахстан в Аулие-Ата. 29 ноября 1929 г. был арестован его заместитель во главе епархии архиеп. Димитрий и постановлением Коллегии ОГПУ в августе 1930 г. был приговорен к 10 годам лагеря. Его преемника епископа Сергия (Дружинина) отправили в заключение год спустя. Оба они погибли в лагерях. В феврале 1932 г. в Ленинграде было арестовано всё иосифлянское духовенство, их храмы были закрыты, и иосифляне перешли на тайные богослужения. По свидетельству очевидцев, в Ленинграде они проводились в зданиях морского техникума, школ подводного плавания и водного транспорта, в помещениях больниц, учебных заведений и других учреждений (со входом по пропускам), на частных дачах и квартирах, в том числе некоторых академиков, профессоров Военно-Медицинской академии и университета.

В казахстанской ссылке митрополит Иосиф был 9 сентября 1930 г. арестован по делу "Всесоюзной организации Истинно-Православной Церкви". Для допросов был доставлен в Ленинград, затем в Москву. По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 сентября 1931 г. был приговорен к пяти годам заключения в лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок. Жил на окраине Чимкента около арыка, за которым простиралась целинная степь. В маленьком казахском глинобитном доме он занимал комнату с верхним светом, обставленную очень скромно: в ней стоял грубо сколоченный стол, топчан и пара стульев. Каждое утро один служил за аналоем, на который ставил небольшой резной складень.

В 1937 г. был вновь арестован и 19 ноября 1937 г. приговорен к расстрелу тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской области; 20 ноября, в полночь был расстрелян вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым); захоронен предположительно в Лисьем овраге под Чимкентом.

В 1981 г. митрополит Иосиф был , из которых очень многие были "иосифлянами". Следует отметить, что уже в июле 1928 г. иосифлянское движение и его каноническую экклезиологическую основу поддержал глава Русской Православной Церкви за границей , заявивший в полном согласии с Синодом РПЦЗ о молитвенном единстве с Катакомной Церковью. Он тайно переслал из Сербии в СССР свое соответствующее послание, которое с воодушевлением распространялось иосифлянами.

РПЦ МП при ее отдельном прославлении части Новомучеников в 2000 г., отказалась включить в их число свщм. митрополита Иосифа. Препятствием для этого было объявлено уже не его руководство "расколом" (МП теперь признает, что "иосифляне" были во многом правы), а якобы признание им в 1937 г. своей "контрреволюционной деятельности"; хотя "контрреволюционная деятельность" и враждебное отношение к богоборческой власти не может быть препятствием для церковного прославления, а, наоборот, свидетельствует о жизненном подвиге Владыки Иосифа. Кроме того, этот протокол допроса, с большой долей вероятности, был сфабрикован чекистами (такова казенная стилистика текста и стандартная для подобных признаний форма показаний).

Владыка Иосиф также внес заметный научный вклад в русскую церковную науку как историк и богослов. Главный труд его: "История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия" (Сергиев Посад, 1903). Цель своего труда он видел в том, чтобы «забраковав негодное, установить важное» в тексте своего тезки Флавия. Он начал с определения двух крайностей в оценке текста Флавия – излишняя его критика или полное доверие: «Понадобились до унизительности рабские преклонения перед авторитетом Иосифа далеко недюжинных талантов (вроде некоторых отцов и учителей Церкви), прежде чем установилось равновесие». Вывод самого владыки Иосифа заключался в том, что Флавий, говоря о периоде, предшествовавшем Маккавейским войнам, не располагал никакими серьезными документами, кроме Ветхого Завета, зато его сведения о последних двух веках до Р.Х. имеют большую ценность, тем более, что этот период освещен в Библии не полностью.

Также он автор книги "Самуил и Саул в их взаимных отношениях" (1900), статей в Православной богословской энциклопедии. В 1905–1910 гг. владыка издал свой цитируемый выше дневник под заглавием: "В объятиях Отчих. Дневник инока" из 12 томов – поучительный образец православно-аскетической литературы в наступающую эпоху апостасии. Автор дневника углублялся в себя и записывал каждое свое душевное движение, свидетельствуя и о взлетах его духа, и об искушениях, которым он подвергался.

Библиография
Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский. Жизнеописание и труды. Сост.: М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская. СПб. 2006.
Шкаровский, М.В. Судьбы Иосифлянских пастырей. Иосифлянское движение Русской Православной Церкви в судьбах его участников. Архивные материалы. СПб, 2006.

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов; 1893-1975) — выдающийся святитель Русской Православной Церкви, по жизни которого можно изучать историю XX века. Подвижник и аскет, исповедник веры, прошедший лагеря, блестящий проповедник и прозорливый старец. Великая сила любви, исходящая от владыки, еще при его жизни привлекала к нему множество людей всех возрастов и профессий.

Митрополит Иосиф (в миру — Иван Михайлович Чернов) родился 2 июня 1893 года в Белоруссии, в Могилеве.

С 1912 по 1917 год иподиакон Иван Чернов проживал в Тверском Успенском Отрочем монастыре. В феврале 1918 года он был пострижен в мантию с именем Иосиф в честь святого праотца Иосифа Прекрасного. Несколько дней спустя отец Иосиф был рукоположен во иеродиакона, в 1920 году — во иеромонаха, а в 1924 году возведен в сан игумена.

Игумен Иосиф служил в Никольском соборе Таганрога. Ему приходилось вести борьбу против обновленцев, которые захватили все городские храмы, кроме Никольского собора. В результате обновленческие храмы опустели, Никольский же собор не мог вместить всех молящихся. Это и стало причиной ареста отца Иосифа органами ГПУ в 1925 году.

В 1932 году в Ростове архимандрит Иосиф был хиротонисан во епископа Таганрогского. 3 февраля 1933 года он был назначен временно управляющим Донской и Новочеркасской епархией. Владыка Иосиф был тогда единственным православным епископом в Ростовской области, удерживающим свою паству от обновленческого соблазна.

В 1935 году епископ Иосиф был осужден на пять лет лагерей «за антисоветскую агитацию и связь с архиепископом Арсением (Смоленцом)», который явился в Таганрог после отбытия им ссылки. Для отбытия срока наказания владыка был направлен в Ухто-Ижемские лагеря Коми АССР.

Владыка Иосиф рассказывал, как они встречали Пасху в лагере. Каким-то чудом прихожане смогли передать им в заключение хлеб, вино, пасхальное яичко. Вместо престола они положили одного старенького архиерея, чтобы служить литургию на его мощах — ведь все они на тот момент были исповедниками. Разумеется, на тот момент он был жив, но когда служба закончилась, архиерей оказался мертв. Эту историю владыка рискнул даже рассказать во время проповеди с амвона, хотя в советское время это было небезопасно.

Некоторые из уголовников, сидевших вместе с владыкой, выходили из тюрьмы преображенными, верующими людьми. И впоследствии, уже на свободе, они находили владыку, списывались с ним, приезжали к нему как к большому другу и благодарили за то, что он помог им переосмыслить свою жизнь, духовно возродиться.

В декабре 1940 года владыка был освобожден из лагеря и направлен на старое место жительства, в Таганрог. Но назначения управлять Таганрогской епархией владыка Иосиф не получил, да и не мог получить, так как все церкви в городе к тому времени были закрыты. Он уехал в Азов.

После того как во время Великой Отечественной войны Таганрог был оккупирован немецкими войсками, с августа 1942 года владыка возобновил открытое служение в качестве Таганрогского епископа.

С немецкими властями у владыки возникли трудности из-за отказа выйти из подчинения Московскому Патриархату и поминать в службах вместо митрополита Сергия (Страгородского) митрополита Берлинского и Германского Серафима (Ляде).

Более того, отец Иосиф активно помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шел и в окормляемых владыкой Иосифом областях.

Гестапо арестовало владыку. Комендант города Ростова допрашивал его и предложил владыке помогать им в области пропаганды. Пропаганда, по его мнению, была дороже золота и сильнее оружия. Но владыка отказался. В гестаповской тюрьме в Умани он находился с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года, а под Рождество его приговорили к расстрелу. Владыку спасло только отступление немецких войск.

После освобождения Умани частями Красной Армии в июне 1944 года епископ Иосиф вновь был арестован. Ему предложили объяснить, почему он остался в живых, тогда как в документах, доставленных из Умани, он числится расстрелянным гестаповцами.

В июне 1954 года владыка был освобожден из Карлага и этапирован в ссылку на поселение в Кокчетавскую область, Алабатинский совхоз, поселок Ак-Кудук Чкаловского района.

6 апреля 1956 года владыка Иосиф был «…освобожден от дальнейшего нахождения в ссылке на основании приказа Генерального прокурора СССР и КГБ при СМ СССР». 1 июня 1956 года он был назначен настоятелем Михайло-Архангельского храма города Кокчетава, а через месяц переведен в город Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла.

2 ноября 1956 года Указом Священного Синода владыка Иосиф был назначен епископом Петропавловским, викарием Алма-Атинской епархии.

18 марта 1957 года была образована самостоятельная Петропавловская епархия и владыка Иосиф поставлен управляющим ею с титулом Петропавловский и Кустанайский. 25 февраля 1958 года епископ Иосиф был возведен в сан архиепископа.

15 сентября 1960 года на заседании Священного Синода архиепископ Иосиф был назначен на Алма-Атинскую кафедру. Что же происходило в этот период в Алма-Ате? К сожалению, в городе был утрачен мир как в среде духовенства, так и среди паствы. После кончины в 1955 году митрополита Николая (Могилевского) алма-атинская паства, взращенная в послевоенные годы этим архиереем-исповедником, не могла сразу воспринять другого архиерея. К моменту назначения владыки Иосифа в Алма-Ату в городе сложилась очень сложная, мятежная, неприятная для Церкви обстановка.

Для того чтобы умирить и сохранить епархию, владыка Иосиф стал ежедневно совершать Божественную литургию или в храмах города, или в своей домашней церкви. Он понимал, что не сам человек встречает его с такой недоброжелательностью, а враг рода человеческого — диавол — старается сделать здесь свое дело. Мир в епархии был восстановлен.

И ныне, по смерти владыки, любовь и вера к нему в народе не утратилась, память о нем свято сохраняется в сердцах тысяч христиан. Его могилу непрестанно посещают верующие, и за гробом владыка Иосиф простирает помощь обращающимся к нему, что неоднократно засвидетельствовано его почитателями.

Митрополит Иосиф говорил: «Жизнь без Христа — случайный сон».

Говорил еще: «Потерять веру в Бога — значит потерять звание человека».

Наставлял: «Читающему Святое Евангелие Бог посылает дивное равновесие мысли и движение сердца к радости и перенесению временных земных невзгод».

В миру Петровых Иван Семёнович, родился 15 декабря 1872 года в городе Устюжне, Новгородской губернии. Родился в семье мещан. С юности был почитателем праведного Иоанна Кронштадтского.

Окончил Устюженское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию.
В 1895 году за казенный счет направлен в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьёзному труду и учёным занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор.
В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым кандидатом-магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии.
9 сентября 1900 года утверждён исполняющим должность доцента академии по кафедре Библейской истории.
26 августа 1901 года епископом Волоколамским Арсением, ректором академии, был пострижен в монашество в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Затем, 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 14 октября того же года — во иеромонаха.
В июне 1903 года удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки) » и утверждён в звании доцента.
9 декабря 1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии.
18 января 1904 года возведён в сан архимандрита.
В 1905-1910 годах издал свой духовный дневник под заглавием «В объятиях Отчих. Дневник инока ,» который он вел подражая праведному Иоанну Кронштадтскому.
В 1905 году прекратил поминовение императорской фамилии за богослужением и на некоторое время был запрещен в служении. Затем, из-за конфликта со студентами по прошению был уволен из академии и назначен, в июне 1906 года, настоятелем настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря Холмской епархии.
С 1907 года — настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии.
27 февраля 1909 года переведен настоятелем в Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в Ростове Великом.
15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротония была совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитами Санкт-Петербургским Антонием, Московским Владимиром, Киевским Флавианом и другими архиереями.
На этой кафедре пребывал много лет. Был близок к будущему патриарху святителю Тихону в бытность его архиепископом Ярославским.
В 1911 году посетил Афон для изучения древних церковных распевов.
Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов. С 1 декабря 1917 года до 20 января 1918 был временно управляющим Рижской епархии.
7 июля 1919 года в Ростове был арестован за то что «звоном с колокольни и крестным ходом сорвал в своей епархии кампанию по вскрытию мощей .» Был переведен в Москву, во внутреннюю тюрьму ВЧК на Лубянке, и в августе того же года освобожден.

22 января 1920 года возведен в достоинство архиепископа и назначен архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. 8 июля того же года был арестован за организацию крестного хода в знак протеста против вскрытия мощей Ростовских чудотворцев, приговорен к одному году заключения в концлагере условно. После ареста в Ростове были собраны тысячи подписей с просьбой о его освобождении и в том же году он продолжил свое служение.

До самого его закрытия в 1923 году оставался настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря, и за многие годы приложил немало усилий для благоустроения обители.
С 1920 по 1925 годы временно управлял епархией Новгородской и Старорусской.
В мае 1922 года был арестован за сопротивление изъятию церковных ценностей и был осужден Ярославским ревтрибуналом на 4 года лишения свободы, уже 5 янврая 1923 года досрочно отпущен по предписанию председателя ВЦИК М. И. Калинина. В том же году вступил во временное управление Ярославской епархией.

Во время обновленчества затворился в Угличском Алексеевском монастыре и оттуда управлял епархией, не участвуя активно в борьбе с обновленчеством, но и не сочувствуя ему. Держался он так, что завоевал доверие митрополита Крутицкого Петра, который в своём завещании от 6 декабря 1925 года поставил его третьим кандидатом в заместители патриаршего местоблюстителя.

21 мая 1924 году включен в состав членов Священного Синода при патриархе Тихоне. 12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру. После ареста митрополита Петра, во время попыток захвата церковной власти архиепископом Григорием (Яцковским), был всецело на стороне митрополита Сергия (Страгородского).

26 августа 1926 года был назначен митрополитом Ленинградским и 11 сентября прибыл в Ленинград. Вечером этого дня (канун памяти святого Александра Невского) и утром в день праздника он совершил свое первое и последнее торжественное богослужение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Ленинградцы, давно уже не имевшие своего митрополита, встретили новоприбывшего с большой радостью, как стойкого борца за чистоту Православия. Несмотря на дождь, улицы и площадь около собора были заполнены народом; многие подходили под благословение со слезами. 13 сентября покинул Ленинград, а по приезде в Москву был вызван в ОГПУ и отправлен в обратно Ростов с запрещением выезда оттуда.

25 ноября / 8 декабря 1926 года митрополит Сергий (Страгородский) был арестован, и владыка Иосиф, согласно завещанию Крутицкого святителя Петра, оказался заместителем патриаршего местоблюстителя, временным предстоятелем Русской Православной Церкви. В тот же день он подписал завещательное распоряжение, в котором передал первосвятительские права архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву) или (в случае невозможности его приступить к своим обязанностям) архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому), или же архиепископу Угличскому Серафиму (Самойловичу), если его предшественник в списке кандидатов встретит препятствие к принятию возложенных на него обязанностей. 16/29 декабря того же года владыка Серафим (Самойлович) принял на себя служение заместителя патриаршего местоблюстителя.

Владыка Иосиф не смог вернуться в Ленинград из Ростова. Он управлял епархией через своих викариев, приезжавших в нему в Ростов. 28 декабря 1926 года был арестован и выслан в бывший Моденский Никольский монастырь без права выезда. Лишь в сентябре 1927 года он смог вернуться в Ростов.

Тем временем, Священный Синод под председательством митрополита Сергия 13 сентября 1927 года, постановил «по соображениям большей пользы церковной » перевести митрополита Иосифа на Одесскую кафедру. 28 сентября того же года митрополит Иосиф направил митрополиту Сергию письмо, в котором высказал суждение о том, что считает распоряжение о его перемещении на Одесскую кафедру незаконным. 25 октября митрополит Сергий и временный Священный Синод вынесли новое определение о перемещении митрополита Иосифа на Одесскую кафедру, а тот повторно отказался 30 октября.

За этим противоречием стояло то, что митрополит Иосиф узнал о назначении через третьи руки и воспринял его как величайшую несправедливость, как следствие интриги. Он также не одобрял избранного митрополитом Сергием курса в управлении Русской Православной Церковью, некоторые действия заместителя рассматривал чуть ли не как сознательное предательство Церкви Божией. Как и в случае со многими другими архиереями, толчком к отстранению от митрополита Сергия стала его Декларация 1927 года. Волновавшие его чувства митрополит Иосиф излил перед приехавшим к нему викарием, епископом Гдовским Димитрием, а тот, возвратившись в Ленинград, рассказал прихожанам о настроении митрополита. Безусловно, и перед ростовскими знакомыми митрополит Иосиф не скрывал этих чувств и подозрений. Поэтому, хотя он и отрицал свою причастность к начавшимся вскоре волнениям в Ленинграде и к дурному приёму, который ростовцы оказали вновь назначенному к ним епископу Иннокентию (Летяеву), — всё же и то, и другое, несомненно, произошло под его нравственным, хотя, может быть, и невольным, влиянием. Еще середине августа 1927 года епископ Гдовский Димитрий, протоиерей А. Советов и другие клирики Ленинграда направили митрополиту письмо с выражением своего несогласия с церковной позицией митрополита Сергия, а 26 декабря 1927 года епископ Гдовский Димитрий и епископ Нарвский Сергий (Дружинин) подписали акт отхода от митрополита Сергия, одобренный митрополитом Иосифом.

Таким образом начался так называемый Ленинградский раскол, получивший название иосифлянского. В начале митрополит Иосиф открыто не порывал с митрополитом Сергием и некоторое время отрицал свое влияние на викариев, в то же время поддерживая переписку с Сергием.

Письма, которые он за этот период написал митрополиту Сергию, почти не оставляли надежды на мирный исход конфликта. Тон писем митрополита Иосифа резко обличительный, и, в то же время, в них много личного, жалобы на опасность «пропасть совсем от нужды и голода» — в Ростове митрополит имел возможность продавать остатки своего имущества, но на новом месте это могло стать невозможным. Логически не обосновано утверждение, ставшее впоследствии одним из тезисов иосифлянства, о том, что канонические правила запрещают переводить епископов, — если бы владыка Иосиф действительно считал это законом, не терпящим исключений, то обязан был бы заявить протест еще когда из Ростова его перевели в Ленинград. В письмах ясно проглядывает мысль, что митрополит Иосиф является одним из заместителей патриаршего местоблюстителя и в качестве такового служит предостережением митрополиту Сергию о возможности его духовного падения. Можно также выделить чрезвычайную язвительность его упреков и обвинений: его эпитеты доходят в отдельных случаях до возмутительной грубости; он не стесняется в выражениях, даже если они относятся к Церкви. «Будто и не он пишет вовсе. У него будто злоба какая ,» — замечал по поводу этой переписки архиепископ священномученик Иларион (Троицкий).

2 февраля 1928 года митрополита Иосифа посетили посланные к нему митрополитом Сергием архиепископ Вологодский Сильвестр (Братановский) и архиепископ Самарский Анатолий (Грисюк), которым митрополит Иосиф сделал заявление об отделении от митрополита Сергия. 6 февраля 1928 года, вместе с группой архиереев Ярославской епархии включая святителя Агафангела подписывал декларацию об отделении от митрополита Сергия. Но митрополит Иосиф пошел дальше своих сотоварищей в этом деле. В то врем, как они официально пробыли в разделении немногим более трех месяцев, митрополит Иосиф остался в нем до конца жизни, теперь уже открыто возглавив оппозицию.

11 (или 27) марта 1928 года, сессией Священного Синода было вынесено постановление о лишении митрополита Иосифа кафедры и запрещении его в священнослужении; он, как раньше его викарии, не подчинился этому постановлению.

29 февраля 1928 года митрополит Иосиф был вновь арестован и вновь выслан в Николо-Моденский монастырь без права выезда. Тут он был арестован 9 апреля или 12 сентября 1930 года по делу «Всесоюзного центра Истинного Православия». 3 сентября 1931 коллегия ОГПУ СССР приговорила его, как «руководителя церковно-административного центра всесоюзной контрреволюционной монархической организации ‘Истинно-Православная Церковь"» по статье 58-11 УК РСФСР к 5 годам концлагерей с заменой на 5 лет ссылки в Казахстан.

В Казахстане он прожил до 9 апреля 1935 года в городе Джамбул, где работал бухгалтером на медном комбинате, тайно совершая Божественную литургию, а затем проживал в городе Мирзоян без права вызеда. 24 июня или 23 сентября 1937 года последовал его арест и осуждение на расстрел за «контрреволюционная деятельность.»
Расстрелян 20 ноября 1937 года в овраге Лисий Нос под Чимкентом вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым).

В 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей был причислен к лику святых как священномученик. Однако, в Московском Патриархате его прославление встречало неприятие. По воссоединении Русской Церкви в Отечестве и за рубежом вопрос о канонизации митрополита Иосифа стал одним из предметов разбирательства рабочих групп по составлению общего списка новомучеников и исповедников Российских.

Дата рождения: 31 января 1954 г. Страна: Россия Биография:

С раннего детства посещал храм свв. Флора и Лавра г. Каширы и участвовал в пении и чтении на клиросе. По окончании средней школы проходил срочную службу в армии.

В 1975 г. поступил в Московскую духовную семинарию. В 1978 г. окончил семинарию и был принят в .

5 марта 1979 г. в Крестовой церкви во имя святого благоверного князя Даниила Московского в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского в Новодевичьем монастыре в Москве пострижен в монашество с именем Иосиф в честь святого праведного праотца Иосифа Прекрасного.

9 марта 1979 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополитом Ювеналием рукоположен во иеродиакона. 26 июля 1979 г. определением назначен штатным диаконом в Успенский храм Новодевичьего монастыря.

23 апреля 1981 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополитом Ювеналием хиротонисан во иеромонаха.

30 сентября 1982 г. назначен в клир Ильинского храма г. Серпухова Московской обл. 13 июля 1983 г. назначен благочинным церквей Серпуховского округа . Эту должность занимал до своего отъезда в Ярославль в феврале 1999 г. 19 марта 1984 г. назначен настоятелем Ильинского храма г. Серпухова.

6-12 июня 1990 г. принимал участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. В 1990-1993 гг. являлся депутатом Серпуховского городского совета.

Решением Священного Синода от 28 февраля 1991 г. назначен настоятелем Высоцкого мужского монастыря г. Серпухова с правом совершения богослужений с жезлом. По его инициативе было возобновлено почитание чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В 1993 г. избран членом епархиального совета Московcкой епархии.

25 сентября 1995 г. во время Первосвятительского визита в Высоцкий монастырь наградил архимандрита Иосифа орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, а 28 марта 1996 г. удостоил права совершения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.

Постановлением Священного Синода от 28 декабря 1998 г. избран епископом Угличским, викарием . Хиротония состоялась 31 января 1999 г. в г. Москвы.

24 мая 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан митрополита.

mob_info