Курсы повышения квалификации по опк дистанционно. Основы религиозных культур и светской этики в контексте фгос ноо

В настоящее время пять учебников по Основам православной культуры получили гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Этот гриф подтверждает соответствие учебника требованиям Русской Православной Церкви. Эти издания включены в федеральный перечень учебников.

Это учебники:

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.Янушкевичене О.Л., Васечко Ю.С., протоирей Виктор Дорофеев, Яшина О.Н. 4 кл. ООО «Русское слово-учебник».

Учебник содержит массу примеров из обыденной жизни, понятно и доступно иллюстрирующих суть ценностей православной веры для младших школьников; адекватно возрастным особенностям обучающихся раскрывает традиции православного христианства, особенности его обрядности; раскрывает во всей полноте идею христианской любви к ближнему, способствует принятию нравственных заповедей христианства через повседневную практическую деятельность обучающихся.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Кураев А.В. 4 кл. ООО «Издательство Просвещение»

Учебник выпущен издательством «Просвещение» перед началом апробации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 гг. Разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебник знакомит учащихся с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей - в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Учебник одобрен Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. 4 (4-5) «ООО Дрофа»

Учебник знакомит с традициями и ценностями православной культуры, ее ролью в развитии России.

В Учебно-методичес кий комплекс входит электронное приложение, размещенное на сайте издательства «Дрофа», а также рабочая программа и методическое пособие, содержащее комментарии ко всем урокам. Учебник готовился к изданию при плотном взаимодействии авторов, специалистов издательства «Дрофа» и сотрудников Синодального отдела религиозного образования и катехизации. В процессе совместной работы над текстом были устранены все ошибки и неточности, имевшие место в первоначальном варианте пособия. В учебнике содержится живая и доступная информация о православной культуре, актуальных вопросах жизни православного христианина и Церкви.

4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Бородина А.В. 4 кл. ООО «Русское слово-учебник»

Учебник рассчитан на 34 часа учебного времени. В нем четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравств енные ценности, веками составлявшие духовную основу русской цивилизации. Книга знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: памятниками иконописи, произведениями ремесел, занимательно рассказывает о традициях церковного пения и колокольного звона. Методический аппарат учебника направлен на воспитание умения соотносить нравственные формы поведения с нормами православной религиозной культуры, предусматривает развитие у обучающихся основ проектной деятельности. Учебник снабжен яркими цветными иллюстрациями, написан простым доступным языком.

К учебнику изданы: программа, рабочая программа, рабочая тетрадь, методическое пособие, диск с презентациями к урокам. Готовится к изданию электронный вариант учебника.

5. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры Шевченко Л.Л. 4-5 кл. «ООО Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества».

Экспериментальный учебно-методический комплект «Основы православной культуры» разработан в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», представленным Министерством образования РФ (М., 2002 г.) и экспериментальной программой комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (учебный модуль «Основы православной культуры»). Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать православную культуру в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современных школьников.
Комплект разработан на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторским учебно-методическим комплектам «Православная культура» для 1-10 годов обучения в 55 регионах РФ, странах СНГ, зарубежных странах в 2003-2009 гг. и рекомендованных Министерством образования Московской области, Управлениями образования Белгородской, Тверской, Калининградской и др. областей РФ, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (2007 г.).
Учебно-методический комплект предназначен для использования в системе основного и дополнительного образования в качестве общего ознакомительного курса по истории религиозной культуры (православной культуры).

Материалы пособий могут быть использованы также в воскресных школах, в работе с родителями, во внеклассной работе.

Повышение квалификации является важной и неотъемлемой частью деятельности всех категорий педагогических работников образовательных организаций, в том числе учителям начального общего образования (НОО). Курсы повышение квалификации - это процесс углубления и расширения имеющихся знаний на основе базового профессионального образования, приобретения практических навыков и умений, соответствующих современному уровню решаемых профессиональных задач. Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня, в рамках имеющейся квалификации.
Повышение квалификации по программе «Основы религиозных культур и светской этики в контексте ФГОС НОО» (72 часа) предоставляет возможность получить знания и удостоверение установленного образца, необходимые учителю начальных классов для успешного осуществления педагогической деятельности.
Повышение квалификации по указанной программе проводится в направлении подготовки слушателей к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС НОО в рамках преподавания дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики».
Программа «Основы религиозных культур и светской этики в контексте ФГОС НОО» (72 часа) предусматривает рассмотрение вопросов, освещающих концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, духовно-нравственное развитие детей и основы религиозной культуры в рамках проблем современного обществ, основы духовно-нравственной культуры народов России, светскую этику и православные традиции воспитания в деятельности общеобразовательной организации.
Повышение квалификации по программе «Основы религиозных культур и светской этики в контексте ФГОС НОО» (72 часа) адресовано:

  • учителям, имеющим высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области преподавания в начальной школе;
  • учителям, имеющим высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению, не связанному с преподаванием в начальной школе, а также дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области преподавания в начальной школе.
  • Раздел 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
    • Занятие 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания толерантной личности гражданина РФ.
    • Занятие 2. Реализация основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в образовательном учреждении.
  • Раздел 2. Духовно-нравственное развитие детей и основы религиозной культуры в свете проблем современного общества
    • Занятие 1. Духовно-нравственное развитие детей и основы религиозной культуры в свете проблем современного общества.
    • Занятие 2. Формирование толерантных отношений и духовно-нравственных ценностей у младших школьников как необходимое требование ФГОС.
    • Занятие 3. Становление личности человека и традиций православной культуры.
    • Занятие 4. Становление личности человека и ценности православной культуры.
  • Раздел 3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика
    • Занятие 1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
    • Занятие 2. Методологические основы духовно-нравственного воспитания: светский и религиозный аспекты.
    • Занятие 3. «Мировоззренческие основы православной культуры» (Часть 1).
    • Занятие 4. «Мировоззренческие основы православной культуры» (Часть 2).
    • Занятие 5. Направления педагогической деятельности по воспитанию гражданина и патриота России: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-правовое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, культурно-патриотическое (Занятие 1).
    • Занятие 6. Направления педагогической деятельности по воспитанию гражданина и патриота России: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-правовое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, культурно-патриотическое (Занятие 2).
  • Раздел 4. Православные традиции воспитания в деятельности ОО
    • Занятие 1. Православные традиции воспитания в деятельности ОО.
    • Занятие 2. Основы православной культуры в системе образования.
    • Занятие 3. Методика и технология организации внеурочной деятельности в рамках учебного курса ОРКСЭ.
    • Занятие 4. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО: программа “Православные праздники”.
    • Занятие 5. Программа формирования духовно-нравственных и толерантных отношений младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности.
    • Занятие 6. Образовательная воспитывающая среда. Музейно-педагогическая практика.
  • Раздел 5. Самостоятельная работа слушателей
    • Занятие 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания личности: содержание, формы, методы.
    • Занятие 2. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в курсе ОРКСЭ.
    • Занятие 3. Особенности духовно-нравственного воспитания на уровне начального общего образования.
    • Занятие 4. Православное вероучение: основные понятия.
    • Занятие 5. Основы православного христианского мировоззрения: православный праздник.
    • Занятие 6. Крещение Руси как культурологический феномен.
    • Занятие 7. Основы православного вероучения: церковь как Богочеловеческий организм (часть 1).
    • Занятие 8. Основы православного вероучения: церковь как Богочеловеческий организм (часть 2).
    • Занятие 9. Основы православного вероучения: личная духовная практика.
    • Занятие 10. Православная педагогика: предмет и основные понятия.
    • Занятие 11. Основы современной миссиологии: предмет и задачи.
    • Занятие 12. Христианские миссии и распространение христианства.
    • Занятие 13. Православная педагогика и мировоззренческие парадигмы современного российского образования: история и новые тенденции.
    • Занятие 14. Современная миссионерская деятельность: принципы, методы, правовые основания.
    • Занятие 15. Православная педагогика и основы семейных отношений.
    • Занятие 16. Русская Православная Церковь и современная религиозная обстановка в России.
    • Занятие 17. Каким должен быть православный учитель?
    • Занятие 18. Православная педагогика в современной школе: практика, проблемы, перспективы.


11 февраля 2016 года на площадке московской школы №446 начали работу курсы повышения квалификации учителей школ Восточного округа города Москвы по Основам православной культуры.

На первом занятии перед собравшимися выступили:

протоиерей Михаил Зазвонов, руководитель Секретариата Восточного викариатства, настоятель храма Всех Святых в земле Российской просиявших в Новокосино (Патриаршее Подворье), руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению;

Ирина Ивановна Шахурина, директор школы №446,

Ольга Владимировна Пирогова, методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы,

Игорь Владиславович Понкин, профессор кафедры государственного и муниципального управления факультета государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор,

Надежда Алексеевна Лубенко, руководитель РОО «Клуб ЮНЕСКО "Сфера"», председатель Женсовета Восточного административного округа, член Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы,

Евгений Александрович Карунин, педагог школы № 446, кандидат педагогических наук, член Союза писателей России,

Наталья Аркадьевна Друшлякова, общественный методист храма Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольяново,

Надежда Владимировна Веселовская, учитель истории, ОПК, ОСЭ школы № 446, кандидат филологических наук, член Союза писателей России, автор книг для детей.

Руководитель курсов - преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, член Союза писателей России, заместитель председателя Ассоциации учителей православной культуры гор. Москвы Алексей Юрьевич Соловьев .


Вера и Время


Материалы по теме:


Расписание занятий учебного курса повышения квалификации учителей школ Восточного административного округа Москвы по предмету «Основы православной культуры» в феврале-мае 2016 года (до 17 марта).
Регламент работы учебного курса повышения квалификации учителей школ Восточного административного округа Москвы по предмету «Основы православной культуры» в феврале-мае 2016 года
Список преподавателей учебного курса повышения квалификации учителей ОПК школ Восточного учебного округа (февраль-май 2016 года)
Портреты и сюжеты

Извините, если ответ покажется длинным, но вопрос очень серьёзный.

1.Я против того, чтобы дети изучали ТОЛЬКО основы православной культуры, ТОЛЬКО основы исламской культуры, ТОЛЬКО основы буддистской культуры, ТОЛЬКО историю иудейской культуры, ТОЛЬКО историю религий и ТОЛЬКО то, что назвали светской этикой.
2. Я против того, чтобы дети были лишены права самим формировать своё мировоззрение. Сейчас у них права выбора основ своего мировоззрения нет, тем более осознанного. Фактически родители НАВЯЗАЛИ ребёнку свой выбор. Теперь говорят ещё о необходимости согласия школы.
Духовная культура человечества имеет глубокие корни, исторические традиции, разнообразные формы и богатейшее содержание. Своя духовная жизнь появилась уже у первобытных людей. И каждая последующая историческая эпоха вносила в общую копилку человечества что-то новое и очень важное. Многое потом составило золотой фонд духовного мира современного человечества. Очень важно ещё и то, что каждый народ за время своего существования нарабатывал свой мир мудрости и красоты. И при соприкосновении с духовным миром другого народа, несмотря на различия, мы постоянно находим там что-то близкое и понятное. И от такого соприкосновения каждый народ только обогащается.
Возьмём, например, П.И.Чайковского. Очень русский композитор. Не правда ли?
Что же мы видим в его творчестве?
1. балет «Лебединое озеро» - сплошь языческие мотивы, причём средневековой Европы
2. балет «Спящая красавица» - по мотивам сказки Ш.Перро (француз)
3. балет «Щелкунчик» - по мотивам сказки Э.Т.А.Гофмана (немец)
4. опера «Евгений Онегин» - по роману в стихах А.С.Пушкина (русский с такими экзотическими корнями)
5. опера «Пиковая дама» по повести А.С.Пушкина (русский с такими экзотическими корнями)
6. опера «Иоланта» - по драматической поэме Генриха Герца «Дочь короля Рене» (датчанин)
6. увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» по трагедии В.Шекспира (англичанин)
7. симфоническая увертюра «Гамлет» - по трагедии В.Шекспира
8. симфоническая фантазия «Франческа да Римини» - по Данте (итальянец)
9. кантата на оду Ф.Шиллера (немец) «К радости»
10. Первая симфония «Зимние грёзы» (образы и настроения, навеянный русской природой, русской поэзией)
12. опера «Орлеанская дева»- по мотивам драмы Ф.Шиллера (немец)
13. фортепианные пьесы «Детский альбом» , в котором есть и «Камаринская», «Полька», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»
14. Итальянское каприччио
15. опера «Опричник» - по трагедии И.И.Лажечникова (русский)
Это не всё, но достаточно для того, что бы я могла раскрыть свою мысль. Уберите из творчества Чайковского все иностранные мотивы, и что останется? Насколько будет обеднено его творчество! Если мы будем знакомиться с первоисточниками даже только для того, чтобы понять творчество российских деятелей культуры, то и в этом случае, нам надо будет знакомиться с культурой всего мира.
И православная, и мусульманская, и иудейская культура, и культура буддизма, и история религий и атеизм – это всё, взятое в отдельности, лишь ЧАСТЬ ДУХОВНЫХ ПОИСКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, которые в совокупности составляют удивительный целостный мир мудрости и красоты. В этот огромный мир мудрости и красоты нужно вводить всех детей, независимо от того, какую религию исповедуют их родители или не исповедуют никакой.

Таким образом, я полагаю, что альтернатива курсу ОРКиСЭ и, тем более, только православной культуры, есть. Это изучение с 5-го по 11-ый классы духовной культуры человечества в целом. Изучение, примерно, идёт так.
Первый уровень (5-9 классы, основной курс)
Первый год обучения – Духовная культура древнего мира (для учащихся пятых классов)
Второй год обучения – Духовная культура средневековья (для учащихся шестых классов)
Третий год обучения – Духовная культура XVI – XVIII в.в. (для учащихся седьмых классов)
Четвертый год обучения – Духовная культура нового времени (для учащихся восьмых классов)
Пятый год обучения – Духовная культура новейшего времени (для учащихся девятых классов)
Второй уровень (10-11 классы, углубленный)
Шестой и седьмой годы обучения – курс «Российская культура с древнейших времён до нашего времени», куда входит и региональный блок.
Курс связан со школьной Программой по истории, дополняя и развивая ее. Он также близок к программе по курсу МКХ (Мировая художественная культура), но не тождественен ей.
Пусть с детьми разговаривает Конфуций, Сократ, Ницше и Розанов; пусть пробуждает в них чувство прекрасного Фидий, Моцарт, Растрелли и Левитан; пусть постигают они вечные духовные ценности через российские иконы, притчи Библии и Будды, памятники ислама и мифы народов мира, пусть знакомятся они с тем, как всё человечество через дикость и варварство пришло к цивилизованному человечеству. Пусть поймут они, что каждый человек тоже проходит через эти стадии и что только от них зависит, на какой стадии будут жить каждый из них. Они сами делают свой выбор. А для этого они самостоятельно вместе со всем человечеством должны пройти через эти духовные поиски и выбрать то, что станет основой их духовного мира. Самостоятельно выбрать. А это дети смогут сделать только тогда, когда они познакомятся с разными представлениями. Вот тогда они и сформируют своё мировоззрение. В том числе и религиозное, если хотят. И атеистическое, если хотят. И идут в ту церковь, которую хотят, или не идут ни в какую. Это будет их сознательный выбор. И это правильно.

Таким образом, пытаясь ввести только курс ОРКиСЭ, и, тем более, только православной культуры, его инициаторы, авторы, проводники и сторонники сознательно или бессознательно, но лишают детей знакомства со многими великими достижениями человеческого духа. Я нахожу это просто чудовищным. Всегда выступала и буду против этого выступать.

mob_info