Отличие философского мировоззрения от религиозного. Сходства и различия между философией и религией
Мифологическое мировоззрение
Религиозное мировоззрение
Зарождение
Предмет философии. Своеобразие философских проблем.
Филосо́фия- дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.
Своеобразие философских проблем:
1) Всеобщность, предельность - важнейшая и определяющая черта проблем философии.
2) Философия «постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово»
3) «Инвариантность» проблем философии создает видимость их неразрешимости вообще и отсутствия сколько-нибудь существенного прогресса в философии.
4) Значительная их часть является постоянно воспроизводимой на новой основе и в этом смысле «вечными».
История философии (ИФ). Античная философия. Основные имена и новые идеи.
Античная философия - философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую, от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним - Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
Выделяют следующие периоды:
Натур-философский (главная проблема - проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем - весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
Зарождение христианской мысли , монотеистической религии.
Главными философами античности были: Плутарх, Диоген, Аристотель, Пифагор, Фалес.
ИФ. Восточная философия. Древняя Индия. Древний Китай.
Восточная философия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии как противовес аналогичным традициям античной Европы. Но, в целом, сюда же можно включить и мировоззренческие системы других азиатских цивилизаций древности, наиболее представительными из которых являлись (являются) Вавилон, Персия, Япония, Корея, позже - мусульманский мир.
Индийская философия - совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. С древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов. Её древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.). Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых - на санскрите. Подобно средневековой западноевропейской философии, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного. В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:
ведийский период (1500-500 гг. до н. э.),
классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. - 1000 н. э.)
период послеклассический, или индуистский (с 1000).
Китайская философия возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом «основной состав» лексикона традиционной китайской философии, содержались уже в древнейших письменных памятниках китайской культуры.
Первым исторически достоверным творцом философской теории в Китае был Конфуций (551–479), осознавший себя выразителем духовной традиции «жу» – ученых, образованных, интеллигентов.
Согласно традиционной датировке, старшим современником Конфуция был Лао-цзы (6–4 вв. до н.э.), основоположник даосизма – главного оппозиционного конфуцианству идейного течения.
Эпоха закончилась «антифилософскими» репрессиями Цинь Ши-хуана (213–210 до н.э.), направленными именно против конфуцианцев.
Различия течений Лао-Цзы и Конфуция:
Главное в Даосизме – недеяние, а в Конфуцианстве – добродетель.
Даосизм обращён «наружу», а Конфуцианство обращено «внутрь».
Недеяние. В отличие от Конфуция, у Лао-цзы – это способ достижения результата.
ИФ. Средневековая философия. Характеристика эпохи.
Средневековая философия - исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Своеобразие философии заключается в сопряженности с религиозной идеологией. Религия наложила отпечаток на постановку и решение всех философских проблем.
История средневековой философии подразделяется на 2 периода: патристика и схоластика.
Патристика - patris - отец. Патристика от философии отличается идеей откровения. Цель философии отцы видят в истолковании библейских высказываний 2-8 век.
Схоластика - школьная философия. Она изучалась 12 века в университетах. Основные черты: вера в авторитет церковного учения - библии. Цитатничество как метод доказательства пренебрежения опытными фактами.
В центре размышлений средневековой философии стоит бог – тео, поэтому средневековая философия называется теоцентризм; теология - богословие.
Основные проблемы средневековой философии:
1) Проблема рационального - разумного обоснования религиозных тезисов.
2) Проблема веры и разума религии и философии
3) Проблема гносеологии - теория познания.
4) Проблема Теодицеи (оправдания бога).
5) Проблема доказательства существования бога.
Сознание и бессознательное.
Сознание живет внутри нас. Это невидимый поток побуждений, впечатлений, переживаний, мыслей, совокупность более стабильных идей, установок, убеждений, ценностей.
Рефлексия – осознание сознания. Поток сознания кажется хаотичным, но он подчинен определенным законам – осознание времени.
Сознание неотделимо от мозга и нервной системы, но принципиально к ним несводимо. Оно локализовано в мозге, но по сути внепространственно. Мысль, переживание и образ – не материальное состояние, не предмет. Сознание удерживает постоянную временную структуру.
Структура сознания:
1. Познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.
2. Закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек - единственный среди живых существ, способный осуществлять самопознание. Отделение «я» от «не-я» осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
3. Обеспечение целеполагающей деятельности человека. Постановка цели, мотивов деятельности, учет хода выполнения действий и внесение коррективов.
4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
Бессознательное
- это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Оно представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
В область бессознательного входят:
1. Психические явления, возникающие во сне (сновидения)
2. Ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями
3. Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми
4. Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели
Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.
Истина
И́стина - гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету.
Истину понимают как свойство знания, которое состоит в соответствии с объективным положением дел.
В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости.
Истина бывает абсолютной и относительной.
Абсолютная истина – знание, полностью соответствующее положению дел; непостижима.
Относительная истина – знание, соответствующее объективному положению дел в данное время, в данном месте, с позиции данного наблюдателя.
Научная истина не может обеспечить знание о добре и красоте. Моральные и религиозные проблемы не решаются научным или политическим способом.
Философия как мировоззрение. Сравнение с религиозным и мифологическим мировоззрением.
Мифологическое мировоззрение вырастает из архаического. Души явлений окончательно отделяются от них и образуют особый мир - мир духов, которые вступают между собой в отношения, типичные для людей.
На явления мира переносятся теперь уже не только отдельные желания людей, но и их социальные взаимосвязи. То есть силы природы выступают в яркой персонифицированной форме (как живые личности), а их связи - как привычные и в целом понятные отношения между людьми.
Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.
Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно-фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.
Взирая на мир вокруг, любой человек, даже не будучи философом, формирует свое собственное мнение о происходящих вокруг него событиях, он думает и размышляет, изучает и дает оценку… Интересно, а чем вообще отличается мировоззрение от философии, насколько близки эти понятия? Попробуем прояснить данный вопрос.
Определение
Мировоззрение – целостная система взглядов человека на мир и место личности в нем, предельно обобщающая представления и взгляды об окружающем.
Философия – разновидность мировоззрения, изучающая фундаментальные вопросы бытия с научно-теоретических позиций.
Сравнение
Некоторое время существовал разнобой в понимании связи философии с мировоззрением, их соотношения. Считалось, что это синонимы, то есть абсолютно идентичные понятия. Философия, называемая также метафизикой, претендовала на то, чтобы ее воспринимали как воззрение на мир в его совокупности, некий универсальный ключ к изучению бытия. Но в дальнейшем стало ясно, что философия не способна быть «наукой наук», поскольку не может осуществить синтез всего существующего научного знания. Она отвечает только на основополагающие вопросы, размышляет о месте человека в мире, смысле его жизни.
Мировоззрение включает в себя множество понятий, таких как взгляды и убеждения, оценки и установки, нормы и идеалы. Свою нишу в нем занимает и философия, поскольку она представляет собой систему взглядов на мир и место личности в нем. Философия – это особая форма, вид мировоззрения. Исторически она возникла намного позже других основных мировоззренческих понятий – мифа и религии.
Мировоззрение охватывает все типы общественного сознания, в его формировании принимают участие многие науки. Большую роль в этом процессе играет и философия, она, по сути, является своеобразным ядром любого мировоззрения.
Мировоззрение состоит из систематизированных знаний, оно обобщает практический, личностный, жизненный опыт. Но, в отличие от философии, не носит исключительно теоретического характера. Можно сказать, что мировоззрение – это все взгляды и представления человека, основанные не только на теоретических познаниях, но и на личном опыте, который удалось пережить индивиду. Благодаря опыту взгляды становятся убеждениями, приближающимися к вере. Многие русские философы называли мировоззрение «жизнеощущением», «практической философией». В мировоззрении тесно сплетены теоретическая подоплека и повседневность.
Мировоззрение чаще всего формируется спонтанно, стихийно, под влиянием различных жизненных коллизий, не всегда связанных между собой факторов. Философия же представляет стройную теоретическую систему. Философия – это научно обоснованный инструмент, который позволяет человеку найти наиболее оптимальный вариант для достижения поставленной им цели. Она словно подталкивает субъекта оценить правильность уже устоявшихся убеждений, подойти к ним критично, перепроверив свои жизненные установки и соотнеся их с существующими много лет образцами, универсальными ценностями, картинами мира, моделями поведения. Философия не позволяет мировоззрению стать однобоким, скатившись в какую-то одну крайность.
Выводы сайт
- Мировоззрение включает в себя также и философию. Мировоззрением, опирающимся на рациональность и системность, может считаться любая философия, потому что она представляет собой систему взглядов на мир и место личности в нем. А вот понятие мировоззрение намного шире понятия философия .
- Мировоззрение тесно связано с практическим отношением человека к миру, а философия является теоретической базой, на которой основаны взгляды и представления индивида.
- Личностный элемент в мировоззрении выражен сильнее, чем в философии: два этих понятия различаются уровнем обобщения.
- Мировоззрение может быть достаточно хаотичным, зачастую формируясь стихийно, спонтанно. Философия опирается в первую очередь на интеллект и разум, она подводит под убеждения теоретическую базу, выявляя закономерности, аргументированно рассматривая мировоззренческие проблемы и предлагая универсальные решения, проверенные десятилетиями.
- Философия – наиболее поздний в историческом плане тип мировоззрения.
- Любая философия, в отличие от мировоззрения, требует обязательного обоснования.
Гильманова Дина 130 группа
Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:
– философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;
– философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;
– философия – это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение может быть:
– идеалистическим;
– материалистическим.
Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).
Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.
Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.
Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.
Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.
Вера – один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры – это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.
Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.
Идеал – это мечта:
– о совершенном обществе, в котором все честно;
– гармонически развитой личности;
– разумных межличностных отношениях;
– нравственном;
– прекрасном;
– реализации своих возможностей на благо человечества.
Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.
Убеждения составляют:
– духовное ядро личности;
– основу мировоззрения.
Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.
Мировоззренческая деятельность возникает одновременно с самим человеческим
обществом, социальной формой движущейся материи. В первом приближении к
мировоззренческому может быть отнесено любое суждение (рефлексия), несущее
какую-либо целостно-обобщенную информацию об объекте или классе объектов. В
более строгом значении под мировоззрением следует понимать относительно
стройную систему общих принципов истолкования природы, общества и
человеческого мышления. С этой точки зрения, к мировоззрению относятся,
прежде всего, такие исторические его виды, как миф, религия и философия.
Сущность мировоззрения заключается в интегративной направленности, которая
является не только теоретической, но и практической его задачей.
Мировоззренческая деятельность имеет своей главной целью идейное
(идеологическое и социально-психологическое) объединение людей.
Главное отличие философии от иных форм мировоззрения в том, что она относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, стремится к рационально-понятийному пониманию мира, имеет специфический категориальный аппарат, опирается в своих логических построениях и выводах на науку своего времени, на весь единый совокупный опыт развития человечества.
Основные направления или отрасли философского знания: онтология и теория познания; социальная философия; философская антропология; философия политики и права; философия культуры, эстетика, этика, логика; философия науки и техники; история философии и др.
Естественно, что философию всегда интересовала проблема управления.
Со стороны своего содержания философия выполняет в отношении теории и практики обеспечения национальной безопасности выполняет две основные функции – мировоззренческую и методологическую.
Субъектом (или носителем) мировоззрения является отдельный человек, социальные или профессиональные группы, этно-национальные и религиозные общности, классы, общество в целом. Мировоззрение отдельного индивида формируется под воздействием общества и тех социальных общностей, в которые он входит. Вместе с тем оно всегда отличается личностным своеобразием, в нем находит свое выражение специфический жизненный опыт данного индивида.
2.Основной вопрос философии с точки зрения материализма и идеализма.
Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности.
В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» – формирование картины мира, универсума, и, с др. стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление познать его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. (т.е. осн. узлы – мир и человек)
Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.
Эта большая многоплановая проблема «мир–человек», по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы.
Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.
Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.
Материализм – течение философии, где за первичное принимается материя, за вторичное – сознание, которое производно от материи.
Исходит от того, что мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания. Материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи.
Считают, что мир и его закономерности познаваемы.
Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений.
Идеализм
– в основе понимания мира – духовное начало. За первичное принимается сознание. Как правило, отрицает возможность познания мира.
Идеализм делится на две формы : субъективный и объективный.
Субъективный идеализм – такая форма, где за первичное принимается сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание) – идея. Отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.
Объективный идеализм первоосновой существующего считает человеческое сознание – разум. Утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания.
Материализм противоположен идеализму. Их борьба составляет содержание истинно-философского процесса.
Мировоззрение; его структура и основные типы
ИП МГЮА им. Кутафина 2011-2012 г.г
Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.
Взгляды - это определенная совокупность (система) знаний, выраженных в представлениях и понятиях; они составляют основу мировоззрения. Это не все знания, которыми располагает человек, а лишь наиболее общие положения и принципы. Компонентами мировоззрения они становятся тогда, когда превращаются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеждения - не особый вид знаний, а их состояние, качественная характеристика. Мировоззренческие положения и принципы включают оценку явлений действительности, определяют жизненную позицию человека, его отношение к окружающему миру.
Мировоззрение включает настроения, чувства, переживания, составляющие его эмоционально-психологическую сторону и оказывающие существенное влияние на мировоззренческую позицию человека. Две стороны мировоззрения: эмоционально-психологическая и рациональная (познавательно-интеллектуальная) в той или иной степени присущи любому мировоззрению, однако в разных его типах и у разных людей преобладает, как правило, одна из них.
Важным компонентом мировоззрения являются идеалы. В них содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Идеал служит духовным ориентиром во всей человеческой деятельности, придает ей осмысленность и целеустремленность.
Итак, мировоззрение включает знания, ставшие убеждениями. Это - основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности.
Следует различать мировоззрение человека и мировоззрение социальной группы , общественного класса и общества в целом.
Мировоззрение разных людей неодинаково; это зависит не только от многих объективных факторов, под влиянием которых формируется личность (условий жизни, национальной принадлежности и т.д.), но и от ее субъективных особенностей, в том числе эмоционально-психологического склада. По отношению к жизни человек может быть оптимистом или пессимистом, по отношению к людям - эгоистом или альтруистом, по своим политическим взглядам - консерватором или революционером.
Существенную роль в формировании личности играет ее принадлежность к определенной социальной группе или общественному классу. Мировоззрение людей, принадлежащих к одной социальной группе, несмотря на индивидуальные различия, имеет общие черты и отличается от мировоззрения представителей других социальных групп. Например, мировоззрение крепостного крестьянина не может не отличаться от мировоззрения помещика, а мировоззрение бизнесмена от мировоззрения безработного. Каждая социальная группа, общественный класс имеют свои ценности и идеалы, принципы и цели, на осуществление которых направлена их деятельность, хотя мировоззрение господствующего класса является, как правило, определяющим.
Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Эти общие, сумма-тивные черты дают основание говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе его исторического развития. При таком подходе можно выделить мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, эпохи Возрождения и т.д. Мировоззрение каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами. Вместе с тем в качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное и философское.
Исторически первый тип - мифологическое мировоззрение - формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный. Весь этот процесс Сопровождается борьбой богов и героев против демонических сил.
Мифология (греч. туШоз - повествование, сказание) - фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа - боги, духи, герои - наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и природы; на явления природы проецировались человеческие свойства.
Мифы были тесно связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержали нравственные нормы и эстетические представления, включали зачатки знаний и религиозных верований, сочетали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства.
Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Об этом свидетельствует, в частности, глубокое проникновение в европейскую культуру греко-римской мифологии. Сказания о богах, населяющих Олимп, о Прометее и Геракле, Дедале и Икаре, Одиссее и аргонавтах вдохновляли художников и поэтов, их творения вошли в золотой фонд искусства. Элементы мифологического мировоззрения сохранились в общественном сознании современного общества. Это мифы об инопланетянах, посещающих нашу планету, о полтергеистах, о волшебных снадобьях, исцеляющих от всех болезней, и т.п. Реакционные политические режимы создают мифы, внедряя их с помощью пропаганды в массовое сознание. Таковы, например, мифы немецких фашистов о превосходстве арийской расы и «неполноценных» народах, о мировом господстве, сочетающиеся с культом «фюрера» и ритуальными факельными шествиями.
Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное - основа религиозного мировоззрения. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Достоверность мифического образа является само собой разумеющейся и поэтому не нуждается в вере. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Религиозная вера как особое переживание проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам, которым приписывались свойства материальных предметов, связям между предметами (такова, например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и рас
тений), богам и духам. Позднее формируется образ единого Бога - творца всего существующего, блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Возникают монотеистические религии - иудаизм, христианство, ислам, буддизм.
Являясь фантастическим отражением действительности, основываясь на вере в сверхъестественные, неземные силы, религиозное мировоззрение, обобщая многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества. Правда, эти идеи нередко расходились с религиозной практикой. Истории известны крестовые походы и инквизиция, а в наше время религиозный фанатизм нередко поддерживается и используется определенными политическими силами для разжигания межнациональной розни.
Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы.
Это не означает, однако, что философии вообще не свойственно художественно-образное мышление. Поэтическая фантазия ярко выражена в античной философии, тесно связанной с мифологическим воззрением на мир. Но и в более поздних философских учениях строгость мысли, логика доказательств нередко сочетались с яркими художественными образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением мифологических и религиозных сюжетов.
Характеризуя философское мировоззрение, необходимо отметить, что в его содержание входят не только собственно философские проблемы, но также обобщенные экономические, политические, правовые и естественнонаучные представления, нравственные, эстетические, религиозные (или атеистические) принципы, воззрения, идеалы. Поэтому философское мировоззрение не следует полностью отождествлять с философией. Однако теоретической основой, ядром этого типа мировоззрения является философия, вокруг которой группируются все другие его элементы и по отношению к которым философия выполняет свою интегрирующую роль. Все это обусловлено мировоззренческим характером философии, именно она ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, и прежде всего центрального вопроса всякого мировоззрения - отношение человека к миру. Поэтому, употребляя понятие «философское мировоззрение», следует иметь в виду мировоззрение, теоретической основой которого является философия.
Вместе с тем философия - не только мировоззрение. Наряду с мировоззренческой она выполняет и другие функции, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.
В особый тип следует выделить обыденное, или эмпирическое мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повседневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.
В современном мире сосуществуют обыденное, религиозное и философское мировоззрения, нередко представляя собой их сложное сочетание. Сохраняются также элементы мифологического мировоззрения.
Типы мировоззрения.
Философское мировоззрение, его особенности. Исторические типы философского мировоззрения.
философское мировоззрение – это теоретический уровень мировоззрения, это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение.
Философия обобщает достижения науки и культуры, всей человеческой истории, выступая в форме теоретического мировоззрения , высшего по отношению к мифологии и религии как исторических типов мировоззрения, предшествующих философии. Решение мировоззренческих вопросов в философии происходило под иным углом зрения, чем в мифологии и религии, а именно – с позиций рациональной оценки, с позиций разума, а не веры.
Слово «философия» греческого происхождения и состоит из двух частей. «Филuя» переводится как «любовь», «софuя» - как «мудрость». Таким образом, философия буквально означает любовь к мудрости. Впервые слова «философия» и «философ» стал употреблять знаменитый грек Пифагор, живший в VI в. до н.э. До него греческие ученые называли себя «сoфос», что означает «мудрец», то есть считали себя мудрецами. Пифагор в беседе с царем Леонтом произнес слова, ставшие впоследствии крылатыми: «Я не мудрец, но только философ». Данное изречение на первый взгляд представляется странным и даже бессмысленным, так как понятия «мудрец» и «философ» кажутся синонимами. В действительности они заключают совершенно разные понятия. «Софос» (т.е. мудрец) - тот, кто владеет мудростью, обладает полной истиной, знает все. «Филo-софос» (т.е. любитель мудрости) - тот, кто не владеет мудростью, но стремится к ней, не знает всей истины, но хочет узнать. Пифагор считал, что человек не может знать всего и обладать полной истиной, но он может стремиться к этому - другими словами, человек не может быть мудрецом, но любителем мудрости - философом.
В древней Индии философские школы назывались «даршанами» (от дарш– видеть; даршана имела смысл «видение мудрости»). В древнем Китае также уделялось большое внимание мудрости, знаниям; они должны лежать в основе управления страной, приносить пользу людям.
Таким образом, само понятие «философия» заключает в себе мысль о том, что конечная истина или абсолютное знание недостижимы, что на вечные вопросы ответов нет, и не будет. Следовательно, философией заниматься бесполезно? Пифагор, называя себя философом, отнюдь не считал стремление к мудрости бессмысленным делом. В его знаменитых словах содержится утверждение, что человек не только может, но и должен являться любителем мудрости.
Приступая к рассмотрению исторических этапов развития философии, необходимо уточнить следующие понятия.
Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы.
Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми, идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято называть течениями.
Философские направления – это наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе (учения, школы), которые имеют общие принципиальные положения и допускают отдельные частные разногласия.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Космоцентризм;
Теоцентризм;
Антропоцентризм.
Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Предмет философии . Исторически предмет философии изменялся, что обусловливалось общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, в том числе философских знаний. В настоящее время философия – это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах
Важно усвоить, что мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания и развивается исторически. Существенное значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие в нем различных компонентов – знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. Любое мировоззрение – результат отражения мира, но глубина отражения мира может быть различной. Поэтому, мировоззрение имеет различные уровни – мироощущение, мировосприятие, миропонимание.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее представление о мире, общее видение, понимание мира и места в нём человека. Мировоззрение определяет не только представления о мире, но и жизненные позиции, программы действий, направленность поступков, поведения людей. Человечество в процессе развития выработало разные исторические типы мировоззрения, поэтому нужно определить место философии среди других социально-исторических типов мировоззрения.
Но вступить на дорогу философии невозможно, не имея предварительного, "рабочего" определения философии. В самом общем смысле философия - это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. При этом философия не останавливается на достигнутом. Философия, как правило, исторически не понималась как совокупность раз и навсегда готовых знаний, а как стремление ко всей более глубокой истине. С каждой новой эпохой открываются новые подходы и решения «вечных вопросов» и ставятся новые проблемы.
Определяя предмет философии , как исследование наиболее общих законов развития природы, общества и мышления, нужно уяснить, что философия исследует :
1. Исследование наиболее общих вопросов бытия . При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).
2. Анализ наиболее общих вопросов познания . Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).
3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.
4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека . Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.
Таким образом: Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
Структура философского знания.
Философское знание развивается, усложняется и дифференцируется. В качестве теоретической дисциплины философия имеет ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию (от греч. ontos - бытие, logos - учение) - учением о бытии, гносеологию (от греч. gnosis - знание, logos - учение) - учение о познании, аксиологию (от греч. axios - ценность и logos - учение) - учение о ценностях. Порой выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию (от греч. antropos - человек и logos - учение) - учение о человеке.
На фоне стихийно возникавших (житейских и иных) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. Философская мысль избрала своим ориентиром не мифотворчество(мифы) или наивную веру(религия), не расхожие мнения или сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.