Что за праздник святой василий. Василий Великий — Вселенский учитель

Когда по церковному календарю именины Василия : 14 января – Василий Великий, Кессарийский, архиепископ, Вселенский учитель; 12 мая – Василий Острожский, митрополит; 25 апреля – Василий Парийский, епископ, исповедник; 24 августа Василий Печерский, иеромонах, священномученик в Ближних (Антониевых) пещерах.

Характеристика именинника Василия:

Из древнегреческого языка – царский. Ср. со словами «базилика» – царская усыпальница, «василиск» – «царек», мифический дракон. Царь в Древней Греции именовался «базилеус». Возможно, слово изначально происходит от имени Васитта – самый высокий (из шумерского языка) или Васишхта (самый богатый) и Басу (добрый) – имен богов в ведийской мифологии (Индия)

Василии нашего времени – очень компанейские люди. Без друзей-товарищей, ежедневных встреч с ними не представляют своей жизни. Однако встречается и другой тип Василия, который все свободное от работы время отдает семье, детям и спортивным упражнениям (для здоровья). Однолюб.

Он хороший специалист. Его ценит руководство, считается с его мнением. Кстати, это относится и к первому типу Василиев – тех, кто любит проводить свободное время в веселых компаниях единомышленников. В быту Василии уравновешенны, упрямы, трудолюбивы, исполнительны Лицом (внешностью) похожи на мать, характером – на отца.

Добры, но в меру, – цену себе знают! Тщеславны «Зимние» Василии более сложны Они любят рассуждать, философствовать на темы жизни и смерти, о том, что «все пройдет, спасенья нет, губ твоих померкнет цвет, ляжешь в землю ты сырую, и тогда я, мертвый сам, не признаюсь мертвецам, что любил тебя живую»…

Так люби, пока жива,

Дай любви свои права и т.д.

Конечно, такая философия очень удобна для того, чтобы погулять на стороне, уйти как тот Одиссей, «от жены, от детей».

А женщины, считает Василий, должны при этом ждать его постоянно – и днем и ночью. Ведь он, Василий, считает себя необыкновенным, особенным, буквально половым гигантом. Его постоянно гложет мысль, как достичь высокого положения в обществе. Жажда доминировать постоянно сопровождает его на всем пути его творческой карьеры

В старости Василии большие зануды, которые постоянно брюзжат.. Многие из них спиваются.

И в делах, и в отдыхе, и в жизненном строительстве, и в уходе к себе Василий не руководится внешне и формально поставленными нормами. Он может быть жесток, далее нарушая нормы во имя поставленной цели, но может быть и безмерно великодушен, когда это великодушие можно оказать единым актом воли, единым мановением, и при этом он еще менее будет считаться с какими бы то ни было нормами и требованиями права, а то и морали.

Этим сказано много, потому что как организатор, администратор, строитель жизни, Василий не может просто, легкомысленно относиться к нормам, сам их насаждая и проводя, Но когда действительно нужно, он способен самодержавно отменять на этот раз норму и осуществить то, что сейчас именно требуется, хотя бы оно стояло и в полном противоречии с формально и буквально понимаемым правилом каждодневной жизни. Он умеет делать это со властью, не пятная своей совести и не будучи внутренне вынужденным вследствие такого отступления к дальнейшим нарушениям того же правила.

Поздравление с именинами Василия:

Не забывайте отмечать именины Василия и поздравлять Василия с днем ангела.

Вася, Вася, Василек,

Есть такой даже цветок!

Вроде прост совсем на вид,

Но ведь классный ты – мужик!

Ты – умен, хорош собой,

Силой ты не обделен!

Чувство юмора вполне,

Успеваешь ты везде!

Потому поздравить рад,

И желаю всех наград!

Чтобы удача в дом твой шла,

И любовь рекой текла!

Василий, царская душа!

Сегодня Вас мы поздравляем

И счастья - радости желаем,

Почтительно и не дыша.

Пусть в жизни будет только радость

И пусть пребудет с Вами Бог,

А огорчения и гадость

Пускай обходят Ваш порог.

Фото: Васильев день продолжает новогодние праздники (pixabay.com//NikolayFrolochkin)

14 января принято готовить щедрую кутью, посевать, гадать, а в доме полагается обязательно иметь денежный запас

Новогодние праздники в Украине продолжаются. Так, 14 января отмечается сразу два из них: День Святого Василия Великого (Васильев день) и Новый год по старому стилю. О традициях, истории жизни святого, приметах и народных обычаях в День Святого Василия, раскажет .

История праздника и жизни Святого Василия

Святой Василий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в благочестивой христианской семье. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. Первоначальное образование Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину.

Фото: Святой Василий (facebook.com/cspsidPechat)

Примерно в 357 году Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.

Исполняя свое служение, святитель Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и большую любовь.

За свою короткую жизнь святитель Василий оставил потомкам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием у православных верующих. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Умер Василий в первый день нового 379 года. Вскоре церковь причислила его к лику святых и установила памятный день в честь святителя Василия 14 января.

Традиции ко Дню Святого Василия

Если вечером 13 января щедруют, то в день Святого Василия принято посевать: петь специальные обрядовые песни - посевалки и желать хозяевам счастья и достатка.

Фото: Кутья с фруктами, орехами и сухофруктами - традиционное блюдо на Василия (pixabay.com/JESHOOTS)

В день Святого Василия, согласно народной традиции, принято готовить вторую кутью - щедрую. Эта кутья, в отличие от той, которая подается к столу в Святой вечер, не постная. Варить щедрую кутью следует рано утром. И съедать ее нужно было, как говорят, до последней крошки.

Также следует приготовить вареники с творогом и блины. Именно этими вкусностями принято благодарить гостей, которые придут в дом щедровать и посевать.

Считается, что посевать должны мальчики, поскольку именно мужчина должен первым войти в дом 14 января. В таком случае хозяев ждет счастье и достаток. Посевать принято зерном. Причем сначала идут сеять к близким и родственникам, а потом уже к друзьям. Все посевальники получают денежное вознаграждение, часть которого отдают на церковь.

Фото: Посевалки на Святого Василия (facebook.com/vgorode.kharkov)

Важно, чтобы посеянное зерно не выбрасывали. Его следует собрать и хранить. В селе, например, зерно хранят до весны и смешивают с другими зернами для посева.

Также в этот день девушки особенно верят в гадания , чтобы узнать, когда они выйдут замуж и будут ли счастливы.

Кстати, в народе Василий считается покровителем свиней, а на старый Новый год (с 13 на 14 января) прежде всегда готовили блюда из свинины - жареного поросенка, вареные окорока и другие.

Приметы на Васильев День

Согласно приметам, в этот день в доме полагается обязательно иметь денежный запас; в долг же не давать - чтобы не "отдать" свой достаток.

Пользуются популярностью приметы на Василия:

  • если первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков;
  • выпавший на Новый год снег или туман предвещает урожай;
  • полная прорубь воды и туман на Новый год предвещают большой разлив;
  • если в Новый год ветрено - к урожаю орехов;
  • Новый год - к весне поворот.

Праздники 14 января 2019 года

Старый Новый год

— международный праздник
Старый Новый год, как праздник произошел в результате исторической смены летоисчисления и расхождения календаря «старого стиля» или Юлианского и календаря Григорианского - нового, по которому живет сейчас почти весь мир. Между этими календарями расхождение составило 13 дней. Таким образом получилось, что теперь можно «допраздновать» любимый новогодний праздник еще раз — в ночь с 13 января на 14 января.

Особенно этот праздник важен для верующих людей, которые приход Нового года могут отпраздновать от души только в Старый Новый год — после того, как закончится Рождественский пост.

День создания трубопроводных войск России

В Росии Трубопроводные войска каждый год 14 января отмечают свой профессиональный праздник.
22 ноября 1951 года И.В. Сталиным было подписано Постановление об изготовлении нового опытного образца трубопровода.
На основании принятого Постановления от 14 января 1952 года, военным министром СССР Маршалом Советского Союза А.М. Василевским была подписана директива, в которой было предписано для перекачки горючего сформировать самый первый отдельный батальон. Дата подписания этой директивы и стала днем рождения российских трубопроводных войск.

День защитников Родины в Узбекистане

В честь создания узбекских Вооруженных Сил, 14 января в независимом Узбекистане отмечают День защитников Родины.
Празднование этого дня было установлено согласно принятого решения Верховного Совета республики 29 декабря 1993 года.

Фестиваль урожая

— праздник в Индии
После дня зимнего солнцестояния каждый год в январе празднуется в Индии праздник Понгал или Фестиваль урожая. Дата этого праздника неизменна, потому что она была определена на основе солнечного календаря. Праздник Понгала для индусов чрезвычайно благоприятен и астрономически важен - каждый год 14 января солнце, переходя в созвездие Козерога, начинает свое путешествие на север, которое будет длиться шесть месяцев.

Международный фестиваль бумажных змеев

В голубое индийское зимнее небо сегодня взлетят бумажные змеи разных расцветок, размеров и форм — одно из главных воплощений мечты людей — полетов в небо.
Международный фестиваль бумажных змеев проходит 14 января ежегодно на западе Индии в городе Ахмедабаде - в крупнейшем городе индийского штата Гуджарат (Gujarat). В это же время в Индии проводится фестиваль Макар Санкранти или иначе Уттараян - фестиваль, воспевающий смену времен года и передвижение солнца в северное полушарие, а вместе с этим окончание зимы.

Церковный праздник

Обрезание Господне

Христиане, начиная с 4 века празднуют в этот день событие, которое совершилось через семь дней после рождения Иисуса Христа – обрезание Господне. Об этом событии рассказал апостол Лука в своем Евангелии.
С тех пор каждый год на восьмой день после Рождества Христова, т.е. по новому стилю это 14 января, отмечается это событие.
Обрезание Господне – это великий праздник для Православной Церкви, а для древних иудеев им определялась принадлежность к Богоизбранному народу, потому что необрезанный считался иноверцем, который недостоин приносить жертву Богу и даже обращаться к Нему.
Обрезание из Ветхого Завета было неким прообразом современного христианского крещения. Младенца Иисуса в храм для обрезания принесли Пресвятая Богородица Мария и Иосиф – Ее обручник и мнимый отец Иисуса. Там был совершен обряд и ребенка нарекли именем - Иисус (Спаситель).
Православные христиане в этот праздник вспоминают о том, что Пресвятая Богородица, и Ее обручник Иосиф были иудеями, которые почитали Тору, которая для обозначения себя как богоизбранного народа, предписывает совершать обряд обрезания.
Православные христиане признают благочестиво право богоизбранности за иудеями, поэтому они празднуют Обрезание Господня с благоговением.
Первые апостолы и христиане, которые происходили от иудеев, были тоже обрезаны.

День святителя Василия Великого (Васильев день)

Васильев день до календарной реформы отмечался каждый год в день Нового года – 1 января. Этот праздник был учрежден в честь Василия Кесарийского или Василия Великого.
Святитель Василий Великий был в 4 веке архиепископом Кесарии Каппадокийской и прославился как создатель идеи иконостаса, автор проповедей и богослов..
Святой Василий на Руси имел прозвище - Василий Свинятник. Но это имя не означало ничего плохого, просто в народе святой Василий считался покровителем свиней, потому что на Новый год христиане готовили разные блюда из свинины.
В день Василия Великого крестьяне ходили колядовать с присказками, стояли под окнами и просили: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка».
В народе с 7 января по 14 января праздновали «святые вечера», а уже с 14 января по 19 января - «страшные» вечера.
В день Василия Великого девушки рьяно гадали о своем замужестве.
Согласно народным приметам, в день Василия Великого в доме должен был быть обязательно денежный запас, а вот чтобы не «отдать» кому-нибудь свой достаток, в долг в этот день не давали.
Засевание дом зернами - это тоже обряд, который, как считалось, способствует урожайности. Старшие дети в этот праздник рассыпали на пол дома зерна, а самая старшая женщина в доме должна была собрать их и хранить у себя до посева.
По народным приметам судили об урожае. Сильный мороз или снег в этот день предвещал плодородный год, при этом ясное звездное небо обещало урожай ягод и гороха, а снежная вьюга предвещала хороший сбор орехов.
Именины в этот день у Александра, Богдана, Василия, Вячеслава, Григория, Ивана, Михаила, Николая, Петра, Платона, Трофима, Федота

Сам Василий родился около 330 года, в христианской семье, где отец был адвокатом и преподавателем риторики. В семье кроме Василия Великого было еще десять детей, и пять из них вместе с его матерью причислены к лику святых. Свое первое образование Василий получил от родителей и бабки Макрины, которая имела высокое христианское образование. После их смерти Василий отправился на дальнейшее обучение в Константинополь, а затем в Афины, где и получил образование по философии, астрономии, физике и медицине. После окончания обучения Василий вернулся на родину и стал преподавать риторику. В 362 году его посвятили в сан дьякона.

Святой Василий очень терпеливо и ревностно преподавал и проповедовал, чем и заслужил почет и уважение среди Епископов. Такое поведение не могло не вызвать зависти, и благодаря этому Василий Великий бежал в Понтийскую пустыню, где остановился недалеко от монастыря. Монастырь был основан его матерью и сестрой, здесь же и создались уставы иноческой жизни, в дальнейшем принятые монастырем.

Вскоре его назначили на пост Епископа, где он пробыл до самой смерти. Все это время Василий Великий проповедовал христианскую веру. И по его молитвам совершались чудесные исцеления. Все свои деньги он раздавал нуждающимся и беднякам, не оставляя практически себе ни чего. Его считали мужественным твердым и принципиальным человеком, который делал все для блага церкви. В 379 году Василий Великий умер и на его похоронах собрались как верующие, так и язычники. Его труды, которым он посвятил всю жизнь, до сих пор служат источником бескрайней мудрости.

История имени

В те времена детей называли именами со значением. Имя Василий происходит от греческого царь, царственный, царский. Некоторые утверждают, что в древней Руси имя Вася было от самый высокий, но это все мифология и каждое значение это только предположение. Именно в Византии чаще всего детям давали это имя. В России множество поколений носило это имя, и оно считалось популярнее знаменитого Ивана. Впоследствии имя стало не модным и сегодня практически изживает себя.

Как церковь празднует этот день

В день памяти 14 января, в православной церкви проходит литургия. Она служится либо в день самого праздника, либо накануне его. Такая литургия по времени длится длиннее обычной и протяжней. Это происходит от того, что священник читает тайно евхаристическую молитву. Любой праздник проходит в церкви торжественно, тем более в день Василия Великого.

Величие Василия Великого

В Москве на красной площади есть храм Покрова Божьей Матери на Рву. Но, наверное, мало кто знает, что второе его название храм Василия Блаженного. Ведь именно в этом месте покоятся останки Василия. Он вел образ жизни юродивого, не носил одежды, спал под открытым небом и всячески выводил лицемеров на чистую воду. После его кончины сам царь с боярами несли гроб Василия Блаженного. Храм, построенный в Москве, считался до конца шестнадцатого века самой высокой постройкой. После каждое столетие вводились коррективы. Делались реставрации, что-то красилось, что-то убиралось. Никогда этот храм не подвергался уничтожению. Сколько бы ни делался ремонт и реставрация в храме, многие могут заметить, что он становится только лучше. Его величественные купола видны с разных частей города, таким переливом и красотой радуют они горожан, напоминая о православии.

Православные отмечают Старый Новый год в эту дату, но практически не многие знают о существовании этого праздника. Народ гуляет по шумным улицам, собираются на празднование в домах именно языческого праздника. Но есть, то не малое количество людей верующих, которые знают историю православия и идут в церковь, чтобы почтить память Василия Блаженного. Всю жизнь этот Святой занимался проповедованием, принося людям надежду и веру. Многие его исцеления после молитвы до сих пор передаются в интересных историях. Его талант, ум и добродушие можно было сравнить только с Николаем Чудотворцем. Григорий Богослов в своих писаниях так отзывался о Василии Великом: « легче было выйти из лабиринта, чем переспорить его». Много трудов оставил после себя этот святой, они до сих пор вызывают споры и рассуждения среди людей. Неся с собой веру в православие, он много раз получал отвержение в понимании, но продолжал нести свой крест до конца своих дней.

В наши дни мало кто задумывается об истории праздников. Мы в суете порой забываем о многих вещах. Если стать ближе к церкви, то можно узнать о жизни замечательных людей, которые несли до наших дней веру в Бога и церковь. Как известно церковные истории нельзя сравнивать с легендами, они практически все правды. Небольшой рассказ о Василии Блаженном напоминает нам о святом человеке, который не напрасно прожил свою долгую и удивительную жизнь. Помог при жизни многим людям и великой благодарностью теперь приходят к его мощам. Взглянув на его поступки, страдания и труды, можно сделать вывод, что человек стремился к совершенству. Обладая знаниями в таких сложнейших науках как физика, медицина и философия, Господь наградил его прекрасным умом. Многие из нас не признают православие и такие праздники, как чествования святых. Не стоит относиться к этому числу, нужно верить в чудо, надеяться только на лучшее и жить безгрешно. Василий Блаженный показывает на своем примере, как нужно жить, во что нужно верить и каким образом стать ближе к церкви.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, "принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим", - так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия , была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

В семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий , впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва - диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом , а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения.

После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: "Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому". Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - "это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы". В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном - в учении... Нам известны были две дороги: одна - к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая - к наставникам наук внешних".

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, "желая снискать руководителя к познанию истины", святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова . Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

В царствование Констанция (337-361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера. "Но видя, - как повествует Григорий Богослов , - что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему". Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364-378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена - "предстояла великая борьба". Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был "добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних". С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды - утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии ; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии , на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на "пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное". По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского , святитель написал книгу о Святом Духе.

Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков "оружием уст и стрелами письмен", святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Император Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. "Всё это, - ответил Василий, - для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? - Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь". Правитель был изумлен таким ответом. "Может быть, - продолжал святитель, - ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат".

Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: "Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви". Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. "В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении".

Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии - гостиницу и странноприимный дом.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".

mob_info