Оказывает влияние на мировоззрение. Что такое мировоззрение, понятие и структура

Философия (гр. «фило» - любовь и «софия» - мудрость) – теоретизированная форма мировоззрения; учение о всеобщих, универсальных характеристиках мира и формах его освоения человеком.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, т.е. знаний и представлений, оценок и идеалов, норм и принципов, обусловливающих отношение человека к окружающей его природной и социальной действительности и самому себе и тем самым определяющих его поведение и деятельность в нем. В самом общем виде это духовное и практическое самоопределение человека в мире .

Основные характеристики мировоззрения:

Общественная природа (может формироваться и функционировать только в обществе);

Исторический характер (изменяется в связи с изменением исторических обстоятельств);

Системность (взаимосвязь и упорядоченность элементов).

Структура мировоззрения очень сложна и включает ряд блоков (в соответствии с направленностью мировоззренческого отношения к той или иной области действительности) и уровней (в соответствии с преимущественной формой мировоззренческого отношения).

Основные мировоззренческие блоки:

- натурологический (формирует и выражает отношение к природе);

- социологический (формирует и выражает отношение к обществу и его истории);

- гуманитарный (формирует и выражает отношение человека к себе – самопознание и самооценка);

- философский (интегрирует ранее названные блоки в целостность, делая мировоззрение системным).

Основные мировоззренческие уровни:

Эмоционально-рассудочный (миропредставление) формируется на основе, прежде всего индивидуального жизненного опыта и так называемых «расхожих мнений», выражается в форме обыденного знания и эмоционально-образных представлений и оценок;

- понятийно-теоретический (миропонимание) формируется путем овладения общественно-историческим опытом и научными знаниями в процессе прежде всего образования и самообразования, выражается в форме теоретически выстроенных мировоззренческих концепций и идеалов;

- духовно-практический (убежденность) формируется на базе предыдущих посредством выявления в них представлений и знаний, имеющих высокую личностную значимость в плане самоопределения человека и выработки им жизненных стратегий и тактик их реализаций, выражается в форме принципов и норм, определяющих его цели, поведение и деятельность.

Основные факторы формирования мировоззрения:

- внешние факторы : а) историческая эпоха; б) определенный социально-экономический строй общества; в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.); г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком; д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);

- внутренние факторы : а) самовоспитание; б) самообразование; в) самореализация в практической деятельности.

Указанные факторы обусловливают формирование определенных социальных и исторических типов мировоззрения, которые можно определить как проявление и выражение в индивидуальных мировоззрениях людей общих (типических) мировоззренческих характеристик. К социальным типам мировоззрения относятся социально-классовые, социокультурные, профессиональные и др. К историческим типам мировоззрения принято относить системы типических характеристик мировоззрения, присущих широким массам людей вне зависимости от их социальной принадлежности. Это, прежде всего мифологический , религиозный и философский типы.

Мифологический (гр. «миф» - сказание, предание) самый древний тип мировоззренческой ориентации людей. Он имел всеобщее распространение в условиях первобытного общества при почти полном отсутствии даже элементов научного знания, абсолютном господстве традиций в жизни родовой общины и, в связи с этим, полной зависимости человека от природы и других членов родового коллектива. Основная функция мифа – сохранение и поддержание родового традиционного уклада, обеспечивающего выживание в этих суровых условиях. В мифе еще нерасчленимы (синкретированы) фантастическое и реалистическое восприятие действительности. Характерными чертами его являются:

а) очеловечивание природы;

б) наличие множества богов (политеизм), живущих как бы среди людей, взаимодействующих с ними и «отвечающих» за те или иные природные стихии, а затем и сферы человеческой деятельности;

в) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач;

г) образная наглядность мифологических сюжетов;

д) почти полное отсутствие абстрактно-логических размышлений.

Разложение мифологического мировоззрения в связи с развитием производственной деятельности, появлением и ростом элементов научного знания и социально-классовым расслоением в обществе привело к постепенному выделению из него религиозного и философского типов мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения возникает и развивается на базе обособления содержащихся в мифе эмоционально окрашенных первобытных верований. Основу его составляет рационально (логически) не объяснимая вера людей в наличие сверхъестественных сил, чаще всего – в единого и всемогущего творца (Бога), определяющего судьбы мира и человека в нем.

Характерными чертами религиозного мировоззрения являются также:

а) раздвоением мира на посюсторонний, в котором существует человек при жизни, и потусторонний, в котором пребывает его душа до рождения тела и после его смерти;

б) признанием Божьего суда, определяющего местопребывание души (рай или ад) на основе греховности либо безгреховности земной жизни человека; в) признание определенной обрядности, обеспечивающей опосредствованный контакт с Богом (культ).

Основными мировыми религиями являются буддизм , христианство и ислам , наиболее распространенными национальными религиями – синтоизм , индуизм и иудаизм . Важнейшими функциями религии как мировоззрения выступают:

а) компенсаторско-утешительская, (поддержание надежды людей на Божью защиту и помощь в несчастье, а также на воплощение неосуществимых при жизни желаний и идеалов);

б) объединительная (консолидация людей вокруг определенных идей);

в) нравственно-воспитательная (культивирование в обществе нравственных идеалов и принципов поведения);

г) культурологическая (формирование и распространение определенной культуры).

Философский тип мировоззренияхарактеризуется тем, что оно:

а) рационально (основано на знании и опирается на логическое мышление); б) рефлексивно (имеет место обращенность мысли внутрь самого себя);

в) системно (имеет внутренне единство своей структуры);

г) опирается на четкий понятийный (категориальный) аппарат. Возникновение философского типа мировоззрения исторически совпадает с формированием философско-теоретической мысли, а потому их функции в обществе, о которых речь пойдет в следующем разделе, также вомногом совпадают.

Время на чтение: 1 минута

Каждый человек смотрит по-своему на эту жизнь, по-своему ощущает себя. Но какие факторы влияют на оценку себя, жизни, мира в целом?

Факторы, формирующие мировоззрение человека:

  1. Воспитание
  2. Образование
  3. Окружение
  4. Средства массовой информации
  5. Социальные сети

Воспитание

С детства взрослые закладывают в человеке понимание того как делать хорошо, а как плохо. На основе своего жизненного опыта дают ребёнку определённые советы, знания.

Хорошо, когда жизнь родителей полноценна, они мудры и знают, что необходимо ребёнку для будущего. А если, к примеру, мать воспитывала ребенка одна, ребёнок не получал мужского внимания, а воспитывался только по женскому восприятию этого мира, причём несчастной женщиной, то что будет заложено в таком человеке?

Очень часто родители совершают ошибку, строго наказывая ребёнка ремнём или лишая определённых радостей, что так важны для ребенка. Такие дети могут стать агрессивными в будущем.

Так же, как и чрезмерная строгость родителей по отношению к детям ведёт в будущем к отсутствию формирования своего мнения. Такие дети, вырастая, не добиваются больших высот, у них появляется страх проявления себя, возможны социальные фобии.

Воспитание детей родителями играет важную роль в формировании ребёнка как личности. Родители могут, как заложить хороший фундамент в ребёнке, так и плохой, поэтому к воспитанию детей нужно подходить грамотно.

Образование

Те знания, которые человек получает в школе, техникуме, институте также влияют на формирование сознания, мировоззрения человека.

И зачастую сами преподаватели, делясь своим опытом, своей точкой зрения формируют взгляды и понимание жизни учеников, студентов.

В школьные и студенческие годы человек ещё наивен, не испытывал особых трудностей в жизни, и качественное образование и грамотные преподаватели могут помочь определиться учащемуся, что ему важно, понять то ли профессиональное направление он выбрал в жизни. Именно в эти годы человек определяет свои ценности, формирует своё будущее.

Окружение

«Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». Не просто так это выражение популярно.

Люди, окружающие человека, формируют его взгляды, привычки, ценности. Они могут, как помочь ему реализоваться как личности на своём примере, так и погубить его таланты, а даже закомплексовать.

Если человек попадает в плохую компанию, общается с «антисоциальным элементом», то рано или поздно становиться таким же, как они.

Если же человек, наоборот, попадает в успешную среду, он начинает перенимать от людей правильные взгляды на жизнь, начинает улучшать качество своей жизни. Начинает ощущать себя по-другому, стремиться к чему-то и добиваться целей, поэтому так важно выбирать себе правильных круг общения.

Поэтому нужно тянуться к людям, которые лучше, успешнее, мудрее. Именно такие люди своим примером могут дать толчок к действиям в будущем, заряжают своей энергией и позитивным мышлением.

Средства массовой информации

СМИ, вот что рядом с человеком на протяжении всей его жизни.

Телевизор, радио, газеты, журналы, они повсюду. Они рассказывают про новости, происшествия, разводы знаменитостей, учат вкусу, стилю, диктуют как надо жить и т.д.

Почему успешные, счастливые люди мало смотрят телевизор?

А потому, что просмотр телевизора очень сильно влияет на формирование личности, мировоззрения. Люди, которые постоянно «совершенствуются» за его просмотром, начинают деградировать или мыслить примитивно.

Поэтому нужно фильтровать информацию, которая поступает в мозг. Смотреть передачи, помогающие развиваться как личности, получать новые знания. Это могут быть документальные фильмы.

Не нужно ко всему телевизионному миру относится столь серьезно и воспринимать его как экранизированную «книгу жизни». Сколько людей, столько и мнений. Не нужно постоянно смотреть новости, они чаще носят негативный характер, что тоже пагубно сказывается на формировании мировоззрения.

Социальные сети

Социальные сети - это, конечно, отдельная тема. Кто-то их использует с пользой, а кто-то сидит в банальных, разрушающих сознание группах, читает новости и статусы этих сообществ, где говорится, как жить «правильно», причём многие это просматривают, «лайкают», комментируют.

Для формирования правильного мировоззрения, нужно общаться с правильными, успешными людьми, смотреть познавательные, интересные передачи, фильмы, постоянно развиваться, не зацикливаться на проблемах и не «уходить в себя», поменьше смотреть телевизор и не пропадать в социальных сетях. Только тогда человек будет выделяться из «серой массы» и добиваться успехов.

Каждый человек имеет личные представления о нормах добра и зла, собственный взгляд на мир и место человека в нем, идеалы, принципы и проч.

В сумме вся эта информация образует категорию под названием и служит для человека неким маяком в духовном и материальном мире.

Периоды становления

В какой период жизни человека происходит становление его мировоззрения?

Формирование мировоззрения — это динамичный процесс .

В течение всей жизни взгляды человека меняются в зависимости от приобретенного опыта и знаний, внешнего влияния и внутренних поисков.

Однако мировоззрение формируется не стихийно и привязано к , связанным с получением образования, интеграцией в общество по мере взросления, растущим уровнем и возможностью анализировать мир на почве собственного опыта и его дальнейшего анализа.

Дошкольный возраст

В первую очередь происходит становление простых и узких понятий , направленных в основном на способы существования в мире. Малых учится выделять категории и подкатегории, как бы отрывая по кусочку от целостной действительности.

Он начинает мыслить и делать выводы, находить и анализировать варианты поведенческих стратегий (своих и чужих).

Посредством общения с родителями, родственниками, воспитателями и ровесниками ребенок познает социальную среду и многообразие социальных ролей.

Младший школьный возраст

В этот период школьник формирует представление о мире по большей части за счет учителей и школьной программы .

Но теперь ребенок уже может самостоятельно удовлетворить стремление к познанию с помощью интернета, книг или неформального общения с взрослыми.

Школьные предметы знакомят детей с явлениями природы и общественной жизни, закладывая фундамент для дальнейшего формирования принципов и идеалов, и целостной картины мира.

Подростковый период

Способы

Если рассматривать формирование мировоззрения как процесс, связанный с обучением , можно выделить следующие способы (методы):

  • словесные методы (сюда относятся беседы, диалоги, дискуссии, споры, объяснения, рассказы, лекции и прочие формы взаимодействия людей, в процессе которого у слушателя происходит становление мировоззрения);
  • наглядные методы (человек становится наблюдателем в отношении статичных или динамичных изображений, фильмов, рисунков и целых процессов, научных экспериментов, опытов, постановок и т.д.);
  • практические методы (умственные или практические упражнения, самостоятельное изучение процессов и ситуаций и т.д.).

Мировоззрение также формируется под влиянием авторитетных людей (воспитатели, родители, старшие браться и сестры и т.д.), которые используют методы беседы, убеждения, приучения, поручений и т.д.

Также они используют стимулирующие приемы через поощрение и наказание .

В совокупности все эти способы формирования мировоззрения позволяют «воспитателю» закрепить в сознании человека заданные нормы поведения.

Пути — пассивный и активный

Когда человек избирает пассивный путь формирования мировоззрения , он ориентируется на внешние условия. В этом варианте человек пытается соответствовать общепринятым стандартам, подогнать свои взгляды, принципы, идеалы и ориентиры под нормы того социума, в котором он живет.

Индивидуальные черты стираются, уступая место «стадным». Персональными остаются только эмоции, которые возникают во время наблюдения тех или иных событий.

Но даже эмоции зачастую «как у всех», потому что к ним примешиваются другие факторы оценки.

Активный путь формирования мировоззрения — это постоянный поиск.

Человек сознательно задает себе вопросы и ищет на них ответы.

При этом важно быстро находить признаки чужого влияния и попытки подчинить, подогнать под единую «норму», чтобы не стать сырым материалом в руках .

Человек, избравший активный путь, также должен знать необходимые для становления мировоззрения средства и методы их использования.

И особенно важно представлять и отдавать себе отчет в том, каким должно быть мировоззрение.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Для того, чтобы мировоззрение сформировалось, необходимы :

  • опыт;
  • метафоры;
  • информация.

Информацию и метафоры мы сполна получаем из внешних источников (учебные заведения, СМИ, общение с людьми, собственные поиски знаний).

А вот опыт мы проживаем внутри, как чувственное состояние.

Мы переживаем и принимаем/отрицаем правдивость тех или иных знаний.

Мировоззрение — это первая ступень . Ведь именно благодаря сформировавшемуся мировоззрению человек может сказать, что он поступает правильно или не правильно, так как в голове уже сформированы определенные ориентиры и образцы поведения.

Мировоззрение человека и его структура, мировоззрение личности — формирование мировоззрения:

Философия (гр. «фило» -любовь и «софия» - мудрость) – теоретизированная форма мировоззрения; учение о всеобщих, универсальных характеристиках мира и формах его освоения человеком.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов, т.е. знаний и представлений, оценок и идеалов, норм и принципов, обусловливающих отношение человека к окружающей его природной и социальной действитель-ности.и самому себе и тем самым определяющих его поведение и деятельность в нем. В самом общем виде это духовное и практическое самоопределение человека в мире .

Основные характеристики мировоззрения:

Общественная природа (может формироваться и функционировать только в обществе);

Исторический характер (изменяется в связи с изменением исторических обстоятельств);

Системность (взаимосвязь и упорядоченность элементов).

Структура мировоззрения очень сложна и включает ряд блоков (в соответствии с направленностью миро-воззренческого отношения к той или иной области действительности) и уровней (в соответствии с преимущественной формой мировоззренческого отношения).

Основные мировоззренческие блоки:

- натурологический (формирует и выражает отношение к природе);

- социологический (формирует и выражает отношение к обществу и его истории);

- гуманитарный (формирует и выражает отношение человека к себе – самопознание и самооценка);

- философский (интегрирует ранее названные блоки в целостность, делая мировоззрение системным).

Основные мировоззренческие уровни:

Эмоционально-рассудочный (миропредставление) формируется на основе прежде всего индивиуального жизненного опыта и так называемых «расхожих мнений», выражается в форме обыденного знания и эмоционально-образных представлений и оценок;

- понятийно-теоретический (миропонимание) формируется путем овладения общественно-историческим опытом и научными знаниями в процессе прежде всего образования и самообразования, выражается в форме теоретически выстроенных миро-воззренческих концепций и идеалов;

- духовно-практический (убежденность) формируется на базе предыдущих посредством выявления в них представлений и знаний, имеющих высокую личностную значимость в плане самоопределения человека и выработки им жизненных стратегий и тактик их реализаций, выражается в форме принципов и норм, определяющих его цели, поведение и деятельность.

Основные факторы формирования мировоззрения:

- внешние факторы : а) историческая эпоха; б) определенный социально-экономический строй общества; в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.); г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком; д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);

- внутренние факторы : а) самовоспитание; б) самообразование; в) самореализация в практической деятельности.

Указанные факторы обусловливают формирование определенных социальных и исторических типов мировоззрения, которые можно определить как проявление и выражение в индивидуальных мировоззрениях людей общих (типических) мировоззренческих характеристик. К социальным типам мировоззрения относятся социально-классовые, социокультурные, профессиональные и др. К историческим типам мировоззрения приня-то относить системы типических характеристи мировоззрения, присущих широким массам людей вне зависимости от их социальной принадлежности. Это прежде всего мифологический , религиозный и философский типы.

Мифологический (гр. «миф» - сказание, предание) самый древний тип мировоззренческой ориентации лю-дей. Он имел всеобщее распространение в условиях первобытного общества при почти полном отсутствии даже элементов научного знания, абсолютном господстве традиций в жизни родовой общтны и, в связи с этим, полной зависимости человека от природы и других членов родового коллектива.Основная функция мифа – сохранение и поддержание родового традиционного уклада, обеспечивающего выживание в этих суровых условиях В мифе еще нерасчленимы (синкретированы) фантастическое и реалистическое восприятие действительности. Характерными чертами его являются: а) очеловечивание природы; б) наличие множества богов (политеизм), живущих как бы среди людей, взаимодействующих с ними и «отвечающих» за те или иные природные стихии, а затем и сферы человеческой деятельности; в) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач; г) образная наглядность мифологических сюжетов; д) почти полное отсутствие абстрактно-логических размышлений.

Разложение мифологического мировоззрения в связи развитием производственной деятельности, появлением и ростом элементов научного знания и социально-классовым расслоением в обществе привело к постепенному выделению из него религиозного и философского типов мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения возникает и развивается на базе обособления содержащихся в мифе эмоцмонально окрашеных первобытных верований. Основу его составляет рационально (логически) не объяснимая вера людей в наличие сверхествественных сил, чаще всего - в единого и всемогущего творца (Бога), определяющего судьбы мира и человека в нем. Характерными чертами религиозного мировоззрения являются также: а) раздвоением мира на посюсторонний, в котором существует человек при жизни, и потусторонний, в котором пребывает его душа до рождения тела и после его смерти; б) признанием Божьего суда, определяющего местопребывание души (рай или ад) на основе греховности либо безгреховности земной жизни человека; в) признание определенной обрядности, обеспечивающей опосредствованный контакт с Богом (культ). Основными мировыми религиями являются буддизм , христианство и ислам , наиболее распространенными национальными религиями – синтоизм , индуизм и иудаизм . Важнейшими функциями религии как мировоззрения выступают: а) компенсаторско-утешительская, (поддержание надежды людей на Божью защиту и помощь в несчастье, а также на воплощение неосуществимых при жизни желаний и идеалов); б) объединительная (консолидация людей вокруг определенных идей); в) нравственно-воспитательная (культивирование в обществе нравственных идеалов и принципов поведения); г) культурологическая (формирование и распространение определенной культуры).

Философский тип мировоззрения характеризуется тем, что оно: а) рационально (основано на знании и опи-рается на логическое мышление); б) рефлексивно (имеет место обращенность мысли внутрь самого себя); в) сис-темно (имеет внутренне единство своей структуры); г) опирается на четкий понятийный аппарат. Возникновение философского типа мировоззрения исторически совпадает с формированием философско-теоретической мысли, а потому их функции в обществе, о которых речь пойдет в следующем разделе, также во-многом совпадают.

Какое влияние на формирование мировоззрения оказывает окружающая среда?

Новорождённый "кандидат на человека" становится человеком, прежде всего, путём усвоения разных элементов общественной жизни. Вместе с элементами общественной жизни "кандидат на человека" усваивает наличные в обществе те или иные типы мировоззрения. Подчеркнём, что именно общество во всем его многообразии является главным фактором формирования и типа мировоззрения и типа личности. Возьмём, к примеру, людей с религиозным мировоззрением. Рождённый в Турции наиболее вероятно станет мусульманином, рождённый в Бирме - буддистом, в Индии - индуистом, а в России, Украине, Белоруссии - православным.

На новорождённого общество действует не непосредственно, а через его семью, ближайшее окружение, или, как говорят социологи, через микросреду, которое для новорождённого является всем обществом, всем "общественным бытием", которое всегда определяет общественное сознание. Если семья или микросреда, в которую попал новорождённый, имеет какие-то специфические мировоззренческие отличия, то они, как правило, стают мировоззренческими отличиями и "кандидата на человека". В этом плане общество и микросреда действуют на формирование мировоззрения человека почти что с силой естественного закона.

Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание ребёнка, подростка, юноши. Оно осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские (пионерские, скаутские) организации. Именно здесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла жизни, идеал героизма, самопожертвования.

Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека. Социальное положение рабочего, бизнесмена, служащего, крестьянина; а также более узко - инженера, военного, санитара, курьера, менеджера, студента, железнодорожника, агронома, учителя, шахтёра и так далее диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе. На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия.

mob_info