Религиозное учение о переселении душ. Реинкарнация в христианстве: определение понятия, возрождение души в религии, комментарии священнослужителей

«Существует ли реинкарнация? Или человек живет только один раз?»; «Можно ли рассматривать историю о слепорожденном, описанную в Евангелии от Иоанна, как еще одно свидетельство существования в раннем христианстве веры в реинкарнацию?»; «Почему Православная Церковь не признает доктрину о предсуществовании (реинкарнации) души?»,— всё это реальные вопросы, заданные священникам посетителями православных сайтов.

Эти примеры показывают, что вопрос об отношении к учению о переселении душ всерьез занимает многих людей в России, и это совсем не удивительно, если учесть активное распространение этой идеи в книгах, фильмах, телепередачах и газетах.

Представление о том, что после смерти человек снова возвращается к земной жизни уже в новом теле — одно из самых древних и распространенных на Земле. Согласно опросам Института Гэллапа, идею реинкарнации разделяет большая часть населения планеты.

Эта идея свойственна прежде всего религиям индийского происхождения — индуизму, буддизму и джайнизму, однако в минувшем столетии она получила распространениие и среди заметной части населения стран христианской традиции. Так, например, исследования, проведенные в Англии центром «Theos», говорят, что в реинкарнацию сейчас верят более четверти британцев — 27%. Распространяются эти идеи и среди некоторых россиян, что показывают процитированные вначале вопросы.

В религиях индийского происхождения понятие о переселении душ тесно связано с понятием кармы. Можно привести определения, которые дает святитель Николай Сербский: «Реинкарнация — повторное рождение, рождение в новом теле. Испокон веков индусы знали, что в человеке есть живая душа. Умирает тело, а душа не умирает… Когда тело умирает, душа выходит из тела и появляется в новом теле, будь то человеческое тело или животное, согласно не Божией воле, а карме, которой подчинены и сами боги.

Карма — совокупность дел, добрых и злых, совершенных в прошлой жизни отдельного человека, определяющая, в каком теле или статусе появится его душа, когда выйдет из умершего тела. Карма определяет судьбу богов и людей» .

Оба эти понятия несовместимы с христианством и полностью противоположны мировоззрению христианина. Однако отталкиваются они от верных религиозных интуиций, свойственных каждому человеку, и, видимо, только этим можно объяснить их столь широкую распространенность и долгожительство.

Что касается идеи реинкарнации, то в ней древние люди, по замечанию святителя Николая Сербского, выражали убеждение: «Человек целиком не умирает со смертью тела, что-то от него остается и продолжает жить и после смерти» .

В свою очередь концепция кармы, по тонкому наблюдению В.К. Шохина, «выражает несомненную и очень глубокую интуицию человеческого разума и сердца в связи с тем, что человеческие деяния имеют результаты, не исчерпывающиеся кратким промежутком земной жизни, но “прорастающие” в посмертном существовании индивида. Очевидно, что учение о карме выражает потребность человеческого духа в справедливости и правде» .

Эти интуиции известны и христианам, верящим в посмертную жизнь и справедливое загробное воздаяние. Но вот те интерпретации, которые были предложены им в Индии, увы, не приблизили своих сторонников к Истине, а напротив, удалили от нее, дав искаженное объяснение, обусловленное тем, что в Индии не знали личного Бога, буддизм же окончательно отверг и то немногое, что там помнили про Творца.

Древние святые отцы о реинкарнации

В связи со значительной распространенностью идеи «переселения душ» в современном обществе представляется полезным обратить внимание на то, что писали о ней наши святые, а также другие православные авторы. Многие древние святые отцы Церкви были знакомы с идеей реинкарнации и давали ей вполне определенную оценку.

Так, еще святитель Епифаний Кипрский в своем ересиологическом сочинении «Панарион» упоминает среди ересей эллинских философов то, что «Пифагор… допускал переселение душ из одних тел в другие, даже в тела животных и диких зверей… Платон… также допускал переселение душ в тела даже до зверей».

И блаженный Феодорит Кирский пишет: «Пифагор баснословил о переселении душ, говоря, что переходят они не только в тела бессловесных, но и в растения. Этой же басни держался несколько и Платон. А Манес и прежде него злочестивый ряд так называемых гностиков, взяв это в повод себе, утверждали, что в этом состоит наказание… Но Церковь благочестивых гнушается этими и подобными им баснями и, следуя словам Божиим, верует, что воскреснут тела, с телами судимы будут души, жившие порочно подвергнутся мучению, а заботившиеся о добродетели сподобятся наград» .

Многие святые отцы упоминали идею о переселении душ и всегда порицали ее как заблуждение, несовместимое с христианской верой. Можно вспомнить здесь, в частности, святителя Иоанна Златоуста, который писал: «Что же касается до души, то языческие философы оставили учение о ней самое постыдное; говорили, что души человеческие делаются мухами, комарами, деревьями; утверждали, что сам Бог есть душа, и вымышляли многие другие неле-пости… В Платоне ничего нет удивительного, кроме этого одного… В мнениях этого фи-лософа, если обнажишь их от прикрас в выражении, уви-дишь много мерзости, особенно когда он философствует о душе, без меры и превознося ее и унижая… Иногда он говорит, что душа причастна божескому существу; а иногда, возвысив ее так неумеренно и так нечестиво, оскорбляет ее другою крайностью, вводя ее в свиней и ослов, и в других животных, еще хуже» .

Подобное же отношение мы видим и у других святых, в частности, у святителя Иринея Лионского, святителя Григория Нисского, святителя Кирилла Александрийского, блаженного Иеронима Стридонского и святителя Григория Паламы.

Наконец, учение о реинкарнации было осуждено Православной Церковью на Константинопольском Соборе 1076 года. Третий пункт его постановления гласил:

«Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь — анафема».

Отношение к индийскому и буддийскому взгляду на реинкарнацию

О том же восприятии реинкарнации, которая имеет место в индийских религиях, писали святые более позднего времени, в частности, святитель Николай Сербский, который связывал эту идею с индийскими представлениями о бесконечности мира: «[по представлениям индусов], когда тело умирает, душа входит в другое тело, сходное по карме, то есть по своим поступкам, желаниям и стремлениям, с прежним телом. И, таким образом, одна душа появляется в бесчисленных телах и живет, можно сказать, вечно в этом вечном мире. Ведь этот мир бесконечен во времени и пространстве. И поскольку в лабиринте этого мира нет ни дверей, ни окон, то душе человеческой некуда деться, кроме как переходить из тела в тело бесконечно. Сам Будда утверждал о себе, что его душа появлялась и жила в этом мире восемьдесят тысяч раз!» .

Как отмечал православный дореволюционный исследователь буддизма иеромонах Мефодий (Львов), по буддийским представлениям, «в каком бы теле душа ни находилась, она несет в нем последствия своих собственных дел. Все, чем только бывает человек и что испытывает: радость и печаль, красота и безобразие, величие и ничтожество, богатство и бедность,— все это оказывается плодом его дел в прежней жизни. Богат ли кто, беден ли, счастлив или несчастлив,— он пожинает то, что сеял. Как и весь мир, душа совершает всегда постоянный круговорот вместе с возникновением и исчезновением материальных форм, причем причинной появления нового существа, новой формы, является вина и заслуга предшествующего состояния.

Душа… будучи привязана к сансаре, снова является в какой-нибудь форме ее обитателей, но при этом является уже как бы новым индивидуумом, новым существом. В ней не остается ничего прежнего, кроме причинной связи с прежней формой,— связи, установленной только делами… Переселяется не душа, а ее дела... тут не душепереселение в собственном смысле этого слова, а душепревращение» .

По словам святителя Николая Сербского, «эта теория, именно в силу своей простоты и кажущейся этичности, настолько была укоренена в индийской философии, что даже Будда не пытался ее оспаривать. Ничего Гаутама Будда не добавил к [этому] преветхому индийскому верованию…, кроме одного только метода освобождения души от жизни вообще и перехода в нежизнь, в безотрадность, в нирвану.

Этот [буддийский] метод есть метод преизнурительной аскезы, каковой мир нигде не зафиксировал и не отметил. Освободиться от этого живого тела — есть ли что более легкое? Один комар в состоянии убить тело. Но освободиться от живой души — самая тяжелая задача, некогда поставленная человечеством перед собой с помощью Индии. Будда верил в то, что он решил эту задачу. Мы в это не верим. Мы не считаем, что эту задачу нужно решать, поскольку постановка ее не обоснована. Не существует переселения душ из тела в тело и, соответственно, не существует и поставленной задачи» .

Отмеченное святителем Николаем стремление буддистов освободиться от души коренным образом повлияло на их представления о человеке, а уже те, в свою очередь, повлияли на ту специфическую интерпретацию идеи переселения, которую она получила в буддизме.

Буддизм «отрицает не только тело, но и дух, самосознание. Он знает только твердый средоточный пункт в человеческой жизни, именно: познание. Как духовный зародыш человека оно по смерти его, ищет себе новое тело и делает из него другое телесное бытие. Этот познавательный элемент есть связующая сила, которая соединяет различные существования друг с другом в одну цепь. Только в нирване эта первосубстанция разрешается в ничто.

Но, не смотря на то, что буддизм твердо удерживает этот познавательный элемент; он все-таки отрицает духовную личность. Того, что мы разумеем под личностью, самосознательного, простого мыслящего существа буддизм не знает. Он видит в духовном "я" только временное воспламенение познавательной субстанции, которое потухает со смертью, чтобы доставить материал для появления иного существа. Оно ни на один миг не остается тожественным, но постоянно меняется и превращается, как все истребляющее пламя. Поэтому существо, которое образует продолжение существования умершего во время душепереселения, не тождественно с ним: это — другое» .

Но, хотя буддизм в наиболее разработанном виде своего учения отрицает существование личности, при этом расходясь во взглядах, насколько она иллюзорна — полностью ли, или же существует все же некая «псевдо-личность», однако в конкретных канонических текстах представление о реинкарнации выражено, как правило, в гораздо более привычном для небуддийского читателя варианте.

Процитируем одно из свойств, которое, по утверждению Будды, приобретает следующий его путем аскет: «Он вспоминает различные места, где пребывал в прежних существованиях, а именно: в одном рождении, в двух рождениях… в ста рождениях, в тысяче рождений, в сотне тысяч рождений… во многих периодах развертывания и свертывания мира: "Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием, испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни. Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом мире. А там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии..." — так вспоминает он во всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних существованиях» (Дигха Никайя, 13. Тавиджа сутта, 40).

Иными словами, непосредственный читатель такого текста видит примерно то же представление о реинкарнации, что и у Пифагора или гностиков, или у современных отечественных оккультистов.

Поэтому стоит обратить внимания на те аргументы и критику, которые святые отцы выдвигали против учения о переселении душ.

Аргумент святого Иринея

Святитель Ириней Лионский писал: «Учение их о переселении (душ) из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят из того, что прежде было с ними. Ибо, если бы они были произведены для того, чтоб испытать всякий род деятельности, им надлежало бы помнить то, что было прежде сделано, чтобы восполнить недостающее и чтобы не заниматься непрерывно все одним и тем же и не нести жалкого труда,— ибо соединение с телом не могло бы совершенно уничтожить память и ясное представление прежде бывшего, особенно когда для этого пришли (в сей мир). Как теперь душа спящего человека во время покоя тела многое из того, что она видит сама собою и делает в сновидении, вспоминает и сообщает телу… — так она должна помнить и то, что делала прежде прибытия в это тело. Ибо, если то, что в короткое время было во сне видно или представлено в воображении и притом одною только душою, она, по соединении с телом и распространении своем во всяком члене, вспоминает, тем более она должна бы помнить то, чем занималась долгое время и в течение целого периода протекшей жизни…

Против тех, которые говорят, что само тело причиняет забвение, может быть сделано следующее замечание. Каким же образом душа то, что она сама собою видит во сне и во время размышления при умственном напряжении, когда тело покоится, помнит и сообщает это своим близким? И если бы само тело было причиною забвения, то душа, существуя в теле, не помнила бы того, что было давно ею познано посредством зрения или слуха, но как скоро глаз отвратился от зримых предметов, исчезала бы и память о них. Ибо, существуя в самом (орудии) забвения, она не могла бы знать ничего другого, кроме того только, что видит в настоящую минуту…

Посему, если душа не помнит ничего о предшествующем своем состоянии, но здесь получает познание о существующем, то значит, она не была некогда в других телах, не делала чего-либо, о чем она и не знает и не знала, чего (умственно) не видит теперь. Но как каждый из нас получает свое тело чрез художество Божие, так получает и свою душу. Ибо Бог не так беден и скуден, чтобы не мог даровать каждому телу особую свою душу, равно как и особенный характер. И, поэтому, по исполнении числа, которое Он сам предопределил, все вписанные в (книгу) жизни восстанут с собственными телами, и своими душами… в которых угодили Богу. Достойные же наказания подвергнутся ему также с своими душами и телами в которых они отступили от благости Божией» .

Действительно, то, что человек не помнит своих прежних рождений, предполагаемых идеей реинкарнации — факт вполне очевидный и повсеместный. Однако нужно учесть, что среди сторонников идеи реинкарнации немало тех, кто убежден, будто с помощью специальных психотехник можно свои прошлые жизни «вспомнить». Эту убежденность выражает и процитированный выше отрывок из Тавиджа сутты, где подобное воспоминание обещается как один из плодов аскетизма. Современные же западные сторонники реинкарнации считают, что такого результата можно легко добиться и без всякого аскетизма — например, с помощью гипноза.

Это, впрочем, лишь подтверждает тот факт, что память о прошлых рождениях не является естественным опытом человека, из которого вырастает идея реинкарнации, но, наоборот, люди, уже принявшие умом идею реинкарнации, затем ищут способов подтверждения ее. Это тот случай, когда не объяснение идет от фактов, но, наоборот, факты изыскиваются под заранее готовое объяснение.

Воспоминания о «прошлых жизнях» под гипнозом

Действительно, зафиксировано немало случаев, когда в состоянии гипноза люди вдруг начинают «вспоминать» свои прошлые жизни совсем как в Тавиджа сутте: «Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду… испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни» и т.д. Благодаря современной массовой культуре такое «воспоминание на кушетке гипнотизера» даже стало своего рода клише, которое то и дело встречается в фильмах и книгах.

Но когда ученые решили обработать аудиозаписи таких «воспоминаний» и тщательно изучить их, сразу выявилось несколько примечательных обстоятельств.

Во-первых, подавляющее большинство «вспоминающих» в своих «прошлых жизнях» непременно выступают на первых ролях — «опрошенные оказываются как правило бывшими великими жрецами, тамплиерами, чудотворцами, весталками, друидами, инквизиторами, знатными куртизанками (почти никто не соглашается на скромные рождения!), жизни которых протекали по большей части в Древнем Египте, но иногда в царстве ацтеков в Мексике, сакральном Бенаресе или при дворе Фридриха II в Палермо, то есть, в местах, отмеченных авторитетом религиозным или эзотерическим» . По справедливому замечанию исследователей, «становится непонятным, куда же собственно делось большинство человечества, тех, кто просто обрабатывал землю, работал в городе, служил господам, занимался торговлей» . Среди западных «вспоминателей» крайне мало находится тех, кто оказался бы в «прошлой жизни» обычным крестьянином или домохазяйкой, но еще меньше тех, кто вспоминал бы свое прежнее существование, например, в теле таракана, жабы или крысы, хотя теория реинкарнации предполагает участие в этом процессе отнюдь не только человеческих тел. Но какой-нибудь навозной мухой, равно как и заурядным трубочистом, мало кто хочет оказаться. Потому и не оказывается. А оказывается тем, кем хотел бы оказаться. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен волей и предпочтениями самих вспоминающих.

Во-вторых, сведения, которые «вспоминающие» рассказывают под гипнозом, не выходят за рамки того, что известно современному человеку о той или иной эпохе из книг, фильмов и учебников истории. Исследователи задавали им вопросы с просьбами описать свое прошлое тело, одежду, язык и окружение. Если бы переселения душ были реальностью, то воспоминания о них стали бы настоящим кладезем бесценной информации для ученых — историков, археологов, палеолингвистов и многих других. Сколько неясностей и вопросов есть по каждому эпизоду человеческой истории в любой части света. Сколько цивилизаций не изучено из-за недостатка данных, сколько древних алфавитов до сих пор не расшифровано, сколько мертвых языков не разгадано... Если бы «воспоминания» гипнотистов были действительно воспоминаниями о прошедших жизнях, то ученые могли бы получать все отгадки непосредственно из уст очевидцев и носителей языка. Однако изучение множества аудиозаписей «воспоминаний» показывает, что среди них «очень мало таких, которые не соответствовали бы сведениям из учебников истории, словарей, энциклопедий» . Иными словами, не наука получает пищу от этих воспоминаний, а, напротив, эти воспоминания всецело определяются тем, что уже известно современной науке. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен объемом знаний самих вспоминающих.

Таким образом, если подавляющее большинство подобных свидетельств в пользу реинкарнации обусловлены волей, предпочтениями и знаниями самих «вспоминающих», то нетрудно сделать вывод, что эти воспоминания представляют собой ни что иное, как разновидность мечтания, продукт человеческого воображения, сделанный в таких условиях, когда мечтающий сам принимает свои грезы за нечто подлинное.

Реинкарнация в исламе, христианстве и прочих мировых религиях занимает далеко не последнее место, как иногда принято считать. Узнайте об отношении к переселению душ после смерти представителей различных религиозных конфессий.

В статье:

Реинкарнация в исламе

Принято считать, что реинкарнации в исламе, как и в большинстве ортодоксальных мировых верований, не существует. Большинство мусульман придерживаются традиционных взглядов на жизнь после смерти. Немногие стремятся ознакомиться с работами мусульманских мистиков, которые занимались расшифровкой строк Корана, уделенных проблеме перерождения в посмертии.

Прозрачной информации о реинкарнации в Коране нет, и принято считать, что Магомет не говорил ничего на эту тему. Этот источник вскользь затрагивает вопросы перерождения духа после разрушения физического тела. Однако, как и любые другие вероисповедания, ислам учит тому, что Бог создал человека не для того, чтобы он умер. Коран содержит мысли о возрождении и обновлении. Вот как звучит один из аятов писания:

Он - тот, кто даровал жизнь вам, и Он ниспошлет смерть вам, а затем снова жизнь.

Несложно догадаться, что речь идет об Аллахе. Существует еще несколько строк из Корана, которые также говорят о реинкарнации, однако, одновременно служат предупреждением для идолопоклонников:

Аллах сотворил вас, дал вам заботу и по воле Его вы умрете, а после снова будете жить. Способны ли идолы, называемые вами богами подарить вам то же самое? Слава Аллаху!

И хотя эти строки прозрачно намекают на возможность в обновленном физическом теле, их принято толковать в качестве обещаний воскрешения. В целом, все упоминания о воскресении в Коране так или иначе соприкасаются с вопросом реинкарнации и могут толковаться именно как обещания перерождения, а не воскресения.

Исламское учение представляет человека как душу, способную воскреснуть в виде духа. Тела все время созидаются и уничтожаются, а душа бессмертна. После гибели тела она может быть воскрешена в другом, что и есть реинкарнация. Суфии и прочие мусульманские мистики толкуют Коран именно так.

Если верить трактовкам Корана, которые принято считать традиционными, после смерти человеческая душа попадает на ангельский суд. Ангелы в исламе - посланники Аллаха. Неверных они отправляют в Джаханнам, который можно назвать аналогией ада - это место для вечных мучений после смерти. Несмотря на то, что некоторые трактовки Корана уверяют, что попасть туда можно только после воскресенья, принято считать, что душа попадает туда именно после смерти.

Достойные правоверные мусульмане не попадают на суд ангелов. Ангелы приходят за их душами и провожают их в райские сады. Истинная награда за безгрешие ожидает их исключительно после воскресения, однако ожидают они его в более приятной атмосфере, чем неверные. Кроме этого, существуют исламские ангелы, которые проводят так называемый суд в могиле. Он представляет собой допрос о добрых и злых делах, и проходит он прямо в могиле погребенного. Существует даже традиция - близкие шепчут на ухо усопшему советы, которые должны помочь ему на этом суде и попасть в мусульманский рай. Таковы общепринятые убеждения касательно загробной жизни в исламе.

Вместе с тем, известно, что суфии считали идею реинкарнации основополагающим принципом веры в загробную жизнь. На нем было выстроено учение сирийских суфий - друз. В последнее время именно эти принципы оказывают влияние на мнение ортодоксальных мусульман. Мудрость суфий считается утраченной, однако известно, что их учения имело мощную связь с древними религиозными верованиями.

Сложно судить, что является ересью, а что - правильной трактовкой Корана. Так утверждал сам Магомет :

Коран ниспослали на семи языках, и каждый его аят имеет и явное и тайное значение. Божий вестник даровал мне двоякое понимание. И учу я лишь одному из них, потому что открой я и другое - это понимание разорвало бы им горло.

Поиск эзотерического смысла в Коране, с учетом этого, действительно имеет смысл. Тайное значение его текстов содержало информацию о реинкарнации и многих других интересных явлениях. Однако со временем она была забыта. Некоторое время учение о реинкарнации и перерождениях, принципы посмертной жизни которых отличались от традиционных, считались еретическими.

Вера в переселение душ не подвергает опасности мусульманина. Несмотря на это, репутации еретика многие опасаются, и на данный момент реинкарнация в мусульманстве трактуется исключительно как часть суфийской традиции. Многие теологи отмечают, что идея реинкарнации способна примирить мусульманскую мораль с религиозным учением. Страданиям невинных людей можно найти причины в виде грехов, совершенных в прошлых жизнях.

Реинкарнация в христианстве

Реинкарнация в христианстве признается как несуществующее явление, призванное смутить разум богобоязненного человека и ввергнуть его в грех. С первых веков своего существования это религиозное учение отвергает возможность переселения души в новое физическое тело после смерти. Согласно его основополагающим принципам, после смерти физического тела душа находится в ожидании Страшного Суда и второго пришествия Иисуса Христа, за которым последует воскрешение всех усопших.

Страшный суд

Страшный Суд совершается над всеми людьми, жившими в разные времена. Его цель - разделение их на грешников и праведников. Практически каждый знает, что грешники отправятся в ад, а праведников ожидает вечное наслаждение в раю - царстве, котором обитает Бог. Душа человека проживает только одну жизнь в одном теле. После Судного Дня их тела будут восстановлены, воскрешение будет именно телесным.

Идею о том, что христианство и реинкарнация - учения, которые шли рука об руку в самом начале зарождения христианской веры, ввела . Идею реинкарнации она принимала как основополагающий принцип устройства Вселенной, поскольку в той или иной мере она присуща всем религиозным учениям мира. Елена Блаватская была уверена в том,что наличие идеи реинкарнации в христианстве было намерено скрыто недобросовестными популяризаторами этого религиозного учения. По ее словам, изначально учение Иисуса Христа содержало в себе идею переселения душ.

Никейский собор 325 года

Принято считать, что до Первого Никейского Собора 325 года реинкарнация присутствовала в христианстве. Блаватская же утверждала, что эту идею отменили во время Пятого Вселенского Собора в 553 году . Так или иначе, переселение душ исчезло из священных христианских текстов в первом веке от Рождества Христова. Теософы XlX-XX веков и приверженцы движения нью-эйдж согласны с этой концепцией. Большинство из них согласны с Блаватской по поводу общего сакрального слоя всех религиозных учений.

Поиски идеи реинкарнации в православии и католицизме принято объяснять важностью этой концепции в системе оккультных представлений об окружающей каждого человека реальности. Кроме этого, принято отрицать важность христианских источников в принципе. Во время Первого Никейского Собора 325 года большинством голосов собравшихся было определено, что Богом является Иисус Христос. После этого его умирающему образу начали повсеместно поклоняться верующие. Однако свою миссию Иисус Христос обосновал вполне доступно:

Я ниспослан к заблудшим овцам дома Израиля.

Однако после его смерти было принято решение объявить Иисуса Христа спасителем всего человечества, а не еврейского народа. Реинкарнация в Библии изначально присутствовала, однако после Никейского Собора исчезли все упоминания об этом явлении – их заменили представления о вечном существовании в аду или раю и единственно возможном спасении через Иисуса Христа.

Реинкарнация в буддизме

Возможность реинкарнации в буддизме довольно ясно подчеркнута словами Будды :

Взгляните на свое состояние сегодня, и вы узнаете, то вы делали в прошлой жизни. Взгляните на свои дела сегодня, и вы будете знать ваше состояние в последующей жизни.


Идея повторных перерождений характера для этого религиозного учения.
Цель перерождений – совершенствование человека, без которого невозможно достичь просветления. Этот путь к просветлению длится не одну тысячу лет - невозможно стать просветленным за одну человеческую жизнь. В буддизме жизнь после смерти возможна в одном из пяти миров - ад, духи, животные, люди и небожители. Мир, в который попадет конкретная душа, зависит от ее желания и кармы. Принцип кармы, если не вдаваться в подробности, прост - каждый получает то, что заслужил своими деяниями в предыдущих воплощениях.

Плохие поступки придется отрабатывать в следующем воплощении, чтобы в итоге достичь просветления. Существует такое понятие, как «плохая карма». Это означает, что судьба постоянно посылает человеку наказания за деяния его прошлого воплощения. Хорошие же поступки ведут к просветлению, постоянная работа над собой гарантирует счастливую жизнь. Так говорится в одном из древних буддистских текстов:

Бодхисаттва своими Божественными глазами, которые видели намного больше, чем доступно человеку, лицезрел как всякая жизнь умирала и перерождалась заново - низших и высших кастах, с печальными и торжественными судьбами, с достойным или низким происхождением. Он умел различать, как карма влияет на перерождения живых существ.

Будда говорил: «Ах! Есть думающие существа, совершающие неумелые дела телом, не владеющие речью и умом, и придерживающиеся ошибочных взглядов. Когда их настигает смерть и тела их приходят в негодность, он вновь рождаются немощными, бедными, и опускаются ниже. Но есть и другие, свершающие умелые дела телом, владеющие речью и умом, и следующие правильным взглядам. Когда их настигает смерть и тела их приходят в негодность, они вновь рождаются - со счастливой судьбой, в небесных мирах.

Буддисты большое значение отводят избавлению от страха смерти и привязанности к физическому телу. Последнее они представляют как стареющее и умирающее вместилище бессмертного человеческого духа. Телесное восприятие жизни - это то, что мешает истинному просветлению. Просветление же называют целостным осознанием реальности. По его достижению человеку открывается полная картина устройства Вселенной.

Реинкарнация в иудаизме

Реинкарнация в иудаизме - не чуждое этому религиозному учению представление. Однако отношение к нему в религиозной философии иудеев и их мистических учениях разное. Основной источник в иудаизме - Ветхий Завет. Он не говорит о явлении переселения души после смерти, однако оно подразумевается во многих эпизодах Ветхого Завета. Например, существует изречение пророка Иеремии :

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде чем ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.

Из него следует, что Господь составил мнение о пророке еще до того, как он оказался в материнской утробе. Он выдал ему миссию, основываясь на уровне духовного развития пророка Иеремии, а также его качествах и способностях. Иными словами, он успел проявить себя еще до рождения, что означает, что это было не первое его воплощение на Земле или в неком ином мире. Иеремия же не имел памяти о том, что стало причиной избрания Господом для выполнения миссии.

Некоторые моменты Ветхого Завета и вовсе невозможно понять, если не соотносить с концепцией реинкарнации. Хороший пример - изречение царя Соломона :

О горе вам, безбожники, отказавшиеся от закона высшего Господа! Ибо когда вы родитесь, вы родитесь, чтобы быть проклятыми.

Царь Соломон обращается к безбожникам, которые будут прокляты, судя по всему, после своего следующего рождения в новой инкарнации. Они понесут наказание только после того, как родятся снова. Невозможно не провести аналогию между словами Соломона и восточным учением о карме, которая тоже обещает наказание за плохие поступки в следующей жизни.

Реинкарнация –это понятие не новое в человеческой культуре. Самые ранние источники свидетельствуют: люди всегда считали, что эта жизнь-не единственное, что существует, и что после смерти они будут жить снова.

Ученые продолжают находить многочисленные подтверждения этому: рисунки пещерных людей, труды древних египтян и греков, разнообразные памятники других народов.

В христианских религиях неприемлемо обсуждать даже саму возможность прошлых жизней.

Но все это постепенно меняется, и люди становятся более открытыми к восприятию нового.

Несмотря на то что с древних времен многие знания оказались утеряны, сегодня мы имеем возможность сравнить верования различных народов в переселение душ .

В иудаизме существует слово для обозначения реинкарнации , и это слово- «гилгул». Оно обозначает переход души после смерти одного тела в другое. О «гилгул» говорится в Кабалле — религиозно-мистическом и эзотерическом течение в иудаизме, Это основанный на Торе свод древних иудаистских мистических текстов, который был составлен в XI веке.

Во многих африканских племенах считалось, что душа человека возвращается в мир снова и снова.

Древние аборигены Австралии тоже верили в реинкарнацию. Темнокожие аборигены считали, что смогут прийти в мир «людьми с белой кожей».

В племени тлингит (Аляска ) существует такой обычай: беременная женщина или ее родственники должны во сне услышать имя души, которая собирается прийти в мир. Рожденный должен продолжать то, что делал в прошлой жизни. Если оказывалось, что рожденное существо ничего не помнит о прошлом, его считали лишенным корней.

Друиды считали, что никогда не умрут: после смерти тела душа продолжит жить и войдет в другое тело. Поэтому друиды были отважными бойцами – они ведь знали, что смерть ничего не значит.

Во многих восточных религиях (в буддизме, индуизме ) присутствует вера в реинкарнацию. Буддисты считают, что перерождение зависит от кармы. Их точка зрения сходна с воззрениями древних египтян: человек, не сумевший чему-то научиться в этой жизни, повторит урок в последующей. Цикл рождений и смертей прерывается в том случае, когда человеку удается освободиться от земных желаний и привязанностей и достичь просветления.

Египтяне верили , что у каждого человека есть душа и после смерти ее ждет другая жизнь. Новое рождение ожидало только тех, кто в этой не научился тому, что должен. Если же душа проходила все жизненные уроки, то она двигалась дальше – к воссоединению с Ра, египетским богом солнца. Кстати, интересно отметить, что многие люди способны вспомнить свои жизни из египетского периода.

Возможно, Вас привлекают пирамиды, а может снятся сны о Египте, или вы воображаете, каково было жить там. Все это может указывать на то, что вы жили в те времена.

Ранняя культура греков оказала огромное влияние на человеческую цивилизацию. Греческие писатели, философы и учителя Пифагор и Платон (и не только они) верили в реинкарнацию. На Пифагора (572-479 до н.э.) повлиял орфический культ – учение, основанное поклонниками Орфея примерно за столетие до рождения Пифагора. Орфическое учение принимало как истину постулат о перерождении души и возвращении ее на Землю для того, чтобы узнать или научиться чему-то новому.

Пифагор был первым человеком, сделавшим рассказ о переселении души частью своего учения. Он верил, что часть способностей человека переноситься в его последующую жизнь и что каждый человек обладает «божественной силой разума». Он полагал, что душа продолжает жить после смерти тела – отправляется в другой мир, где получает очищение, отдыхает, а затем опять отправляется на рождение.

Как только душа достигала цели перерождений – нужного уровня просветления и самопознания, оно больше не возвращалась на Землю.

Раннее христианство

До Иисуса Христа вера в реинкарнацию была общим явлением, и только после его рождения, жизни и смерти мнения разделились. Сам Иисус ничего для этого не делал – делали толкователи его учения. В течение нескольких последующих веков формировалось учение христианской церкви, и это было время споров, гонений, мученичества и появления предрассудков, сохранившихся до наших дней.

После смерти Христа возникли три основные ветви христианства: иудо-христианская (появилась в результате сочетания иудаистских корней учеников Христа с принципами его учения); ветвь, обязанная своим существованием апостолу Павлу (создал церкви, которые легли в основу современного христианства) и третья ветвь, основанная на гностических убеждениях (в итоге многие ее положения были объявлены еретическими).

О взглядах гностиков было известно очень мало, пока в 1945 году не были обнаружены Свитки Мертвого моря . Были найдены ранее неизвестные труды гностиков, а также копии христианских текстов раннего периода. Гностическая философия была разработана еще до рождения Христа. Название происходит от греческого слова «гнозис» , что означает «знание».

Гностики верили в единого Бога и считали Иисуса человеком, который помог людям освободиться от земных воззрений, чтобы они после смерти воссоединиться с Богом. Спасителем Иисуса не считали. Считалось, что душа спасается тогда, когда достигает просветления и единства с Богом. – так, чтобы больше не рождаться в физическом теле. Перед тем, как душа сможет вернуться к Богу, ей нужно много раз пройти через рождения и смерти.

Между ветвями христианства начались раздоры: у каждого был свой взгляд на то, кто такой Иисус и чему на самом деле он учил.

Роль императора Константина

Константин правил Римской империей с 324 года. Он был первым императором-христианином в истории. Для удобства управления своими многочисленными войсками и огромными территориями он проводит принудительный переход к христианству всего их языческого населения; убеждает Никейский собор переписать христианский Символ веры так, чтобы он соответствовал его целям.

В Никейском Символе веры сказано, что Иисус- единственный сын Божий. Константин придерживался этого взгляда и приказал всем епископам с ним согласиться. После этого не осталось места для веры в реинкарнацию, в возможное воссоединение с Богом и в долгий жизненный путь души.

Таким образом сформировались современные мировые религии. Христианская церковь разделилась на три основные течения: католицизм, православие и протестантизм. Ни одно из них не поддерживает учение о реинкарнации.

Современный мир предоставляет ни с чем не сравнимые возможности познания. У нас есть доступ к информации об основных положениях и сути множества религий мира. Помните, что и Ваша душа знает многие ответы . Возможно, вы захотите сами заглянуть за грань реальности? В таком случае я предлагаю начать с

Вера в переселение душ была характерна для: 1) Древнего Египта 2) Древней Индии 3) Древней Персии 4) Древнего Китая и получил лучший ответ

Ответ от Alina Koroleva[гуру]
Индия

Ответ от Аля Дюба [гуру]
Древняя Индия


Ответ от Егор Волин [активный]
древний египет, они верили в то что после смерти душа уходит к их богам (вроде так)


Ответ от Free Sweeper [гуру]
Послушай песенку В. С. Высоцкого "О переселении душ".
Там точно дан ответ на твой вопрос:
"Хорошую религию придумали ИНДУСЫ,
что мы, отдав концы, не умираем насовсем".


Ответ от Алексей Володской [новичек]
На протяжении всей своей истории человечество отказывалось верить, что смерть – это полное окончание жизни, после которого ничего нет. Люди всегда лелеяли надежду, что у каждого есть то, что не умирает – субстанция, которая продолжит жизнь после смерти бренного тела. Такая вера, в частности, послужила основанием для множества суеверий и даже стала причиной появления некоторых религий. В частности, многие считают, что после смерти в мире ином смогут встретиться с почившими родственниками, друзьями и любимыми людьми. Как известно, еще древние египтяне считали, что у каждого человека есть «Ка», или бессмертная душа, которая ответственна за все совершенное при жизни. В мире ином она или понесет суровое наказание, или будет вознаграждена.
Таким образом, переселение душ как процесс подразумевает, что настоящее уже определено прошедшим, а будущее - тем, что происходит в данный момент. Это учение характерно не только для индуизма, но и для буддизма. Нередко встречается верование в то, что прежде, чем умереть окончательно, душа проходит множество животных форм жизни. В частности, буддисты верят в так называемое «колесо бытия». По этой теории, переселение душ имеет такую цепочку перевоплощений: боги, титаны, люди, животные, духи и обитатели ада. Ряд греческий философов разделял убеждение о реальности реинкарнации. Вера в переВ целом эта теория, мягко говоря, не совсем научна. Естественно, никто еще не зафиксировал переселение душ. Факты, однако, таковы, что человеческие недостатки и пороки во многом объясняются наследственностью. Именно этим в основном обуславливается характер и основные качества. Таким образом, сущность человека, нравственная и умственная, в каком-то смысле проходит через поколения. А это значит, что, хоть переселение душ и недоказуемо, но оно не является совершенно абсурдным. Ведь эта теория однозначно не вступает в резкое противоречие с научными данными. селение душ также нашла свое отражение в мистическом учении каббалы.
В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ!

Казалось бы, христианство отрицает реинкарнацию. В то же время переселение душ признается во множестве религий мира. Отвечая на вопрос, какие религии верят в реинкарнацию, ученые вспоминают эскимосов, индейцев Северной Америки, гностиков и эзотерических христиан. Помимо этого, в данное явление верят буддисты, сторонники даосизма. Встречается реинкарнация в мировых религиях. Так, в исламе имеется 3 ее вида, и для каждого из них есть свой термин. В еврейских традициях ее называют «илгул». Вспоминая, в какой религии реинкарнация имелась еще, стоит учитывать и традиции Древней Греции. Лучшие ученые этой страны - Пифагор, Платон, Сократ, принимали данную идею. Неоязычники, течение Нью-Эйдж также признают переселение душ.

Отрицание реинкарнации

На данный момент известно, что учения о реинкарнации в христианстве нет. Однако непосредственно в Библии идеи о переселении душ не имеется, но и отрицания ее нет. В то же время известно, что реинкарнация в раннем христианстве действительно признавалась. Называлась она «предсуществованием человеческих душ». Похожие идеи высказывал Ориген Адамати - христианский теолог, автор труда «Гексала». Последний писался по Ветхому Завету.

При этом высказывающий идеи о реинкарнации в христианстве Ориген на пятом Вселенском Соборе оказался обвиненным в еретичестве. Однако учение его было популярным еще несколько веков. Богословы же все это время отрицали реинкарнацию в христианствеи в Евангелии.

Знаменитый философ Филон также исследовал идеи перерождения души. А современное православие считает его достаточно значимой фигурой.

Разбираясь в том, была ли реинкарнация в христианстве, стоит брать во внимание тот факт, что переселение душ не раз упоминалось в Ветхом Завете.

К примеру, сам Соломон говорил, что грешники родятся быть проклятыми. Отсылок к реинкарнации в христианстве имеется множество, однако православие не принимает идею переселения душ. Главная идея этой веры заключается в том, что Иисус спас людей от грехов.

Тем, кто в это верит, уготована вечная жизнь в раю либо же в аду, если человек грешник. Православная церковь дает прощение грехов покаявшимся. И если утерянное звено, реинкарнация в христианстве, будет признано - данное действие лишится всякого смысла. Ведь переселение душ означает их постепенную эволюцию. В таком случае за собственные действия отвечают сами души, и не нужно им никакого отпущения грехов. Если реинкарнация в христианстве будет признана, будет принято и то, что Отец небесный дает людям не один, а несколько шансов.

Современные убеждения

Примечательно, что, согласно опросам, многие христиане верят в переселение душ. При этом они считают себя православными. Популяризация идей реинкарнации в христианстве происходит по причине ярких новостей, связанных с душами сенсаций, пропаганде идеи в фильмах. Множество людей в самых разных шоу описывают воспоминания о своих прошлых жизнях. Популярны сеансы самопознания, на которых в ходе медитаций людям также предлагается вспомнить предыдущие воплощения. Есть немало книг и статей на эту тему.

Имеется и немало официальных сторонников переселения душ, которые на вопрос, была ли в христианстве реинкарнация, отвечают положительно. Речь идет об Эдгаре Кейси, Джине Диксоне.

Общее понятие переселения душ

По теории реинкарнации, каждое живое создание приходит за Землю в воплощениях снова и снова. Считается, что каждый поступок в этой жизни влияет на воплощение в последующей. Есть поверья о том, человек может воплотиться и в насекомом, и в животном. К примеру, ненасытные люди могут переродиться в свинью. И если у человека в жизни с рождения имеется какая-то несправедливость - это следствие действия кармы. И никто не способен избежать наказания.

Проходя через воплощения, душа все больше совершенствуется, приближаясь к Абсолюту.

Теория о переселении душ в западной культуре проявилась в орфическом мистицизме. Признавалась реинкарнация в греческой культуре.

Когда появлялось христианство, оно не было похоже на господствовавшие тогда религии. Однако отдельные идеи переселения душ попросту видоизменились в западной культуре. В эти времена стало считаться, что человеческая душа переселяется только в людей. Подобные идеи звучали в теософии.

В пользу реинкарнации

Сторонники того, что реинкарнация - утерянное звено в христианстве, утверждают, что по сути переселение душ способно решить вопрос зла. Объясняется и несправедливость, когда кто-то рождается в нищете, с физическими недостатками, а кто-то - в богатстве и с прекрасной внешностью. Именно переселение душ объясняет различия в уровне интеллекта у разных людей.

В таком случае есть ответ: это следствие предыдущего воплощения.

В то же время нельзя не заметить, что с развитием науки стало возможным предотвратить множество врожденных заболеваний людей, которые ранее было никак не вылечить.

Нередко встречается мнение о том, что неспроста многие люди в ходе медитаций вспоминают события прошлой жизни, говорят на языках, которых никогда раньше не учили.

Почему христианство не признает реинкарнацию

Христианство также считает, что человек ответственен за собственные действия сам. Однако считается, что жизнь у каждого одна. Сами священники утверждают, что теория переселения душ означает, что добро либо зло в мире усиливается. Если человек воровал, то у него будут воровать, и так далее. Как и в случае с раем, он зарабатывает следующую жизнь хорошими поступками. Но в таких условиях, по сути, не нужен Бог, для него не остается роли. И это стоит учитывать, выясняя, почему христианство отвергает реинкарнацию. Переселение душ подразумевает в конечном итоге слияние с Абсолютом. А христиане подобного не признают.

Обсуждение переселения душ

Распространена точка зрения о том, что реинкарнация в христианстве была отменена. Просто в какой-то момент теория начала вступать в противоречие с другими догматами этой религии. Ведь вопрос переселения душ был предметом дискуссии множества раннехристианских писателей.

Однако по большей части не была признана теория о том, что реинкарнация в христианстве была отменена.

При этом, к примеру, оккультист Блаватская распространяет идею о том, что изначально христиане верили в переселение душ. Она утверждает, что изначальный посыл христианства был искажен намеренно. Произошло это на Пятом Вселенском Соборе, состоявшемся в 533 году.

Признание того, что в христианских традициях изначально было предусмотрено переселение душ, означало бы, что все верования человечества имеют гораздо больше общих корней.

Непосредственно в Библии описываются случаи, которые, казалось бы, указывают на веру в реинкарнацию. Так, однажды Иисус с учениками встретил слепого с рождения. И те спросили у Иисуса, кто был греховен - сам человек либо его родители, что он родился слепым. И факт данного вопроса указывает на веру этих людей в переселение душ. Они подразумевали, что дети могут расплачиваться за грехи родителей.

Ведь в противном случае данный слепой не мог бы быть наказанным за какие-то предшествовавшие грехи. Таким он родился. Однако Иисус ответил, что он был рожден таким для того, чтобы Иисус исцелил его, «умножив славу Господа». Однако сторонники веры в переселение душ указывают, что при этом Иисус не сказал, что вопрос был некорректным. А обычно Христос на это указывал. И также Иисус никак не объяснил природу данных вещей. Ведь имеется множество других людей, рожденных с таким же диагнозом.

Патриарх Кирилл

После определенных заявлений Патриарха Кирилла о реинкарнации в христианстве в сети появились материалы о том, что он признает переселение душ. Однако на самом деле он утверждал о том, что душа является бессмертной. А жизнь человека влияет на посмертный опыт.

Святые отцы древности о переселении душ

Разбираясь в вопросе реинкарнации в христианстве, имеет смысл обратить внимание на древнейшие писания святых отцов, которые упоминали переселение душ. Они оценивали его вполне определенно.

Известно, что Пифагор и Платон упоминали теорию реинкарнации, поддерживая ее. И об этом также писал святитель Епифаний Кипрский в труде «Панарион». Блаженный Феодорит Кирский провозглашал идеи о том, что христианство не признает переселения душ.

Константинопольский Собор 1076 года осуждал теорию переселения душ. Провозглашалась анафема всякому, кто верил в реинкарнацию. Выдвигалось множество аргументов против переселения душ.

Что касается современных скептиков, они продолжают опровергать существование переселения душ. Один из аргументов в пользу существования реинкарнации - случаи чудесных воспоминаний о прошлых воплощениях. К примеру, имеются рассказы о том, как те, кто вспомнил о своей прошлой жизни, приезжали в ту местность, называя имена тех, кого знать не могли. Кто-то говорил на незнакомых языках в ходе медитаций по восстановлению воспоминаний о предыдущих воплощениях. Это прочно вошло в культуру и встречается всюду.

Истории реинкарнаций

Одна из этих известных на весь мир историй - о мальчике из Оклахомы Раяне. В 4 года он стал часто просыпаться в слезах. На протяжении месяцев он упрашивал свою мать перевезти его обратно в его прежний дом. Он просил вернуть его к его прежней яркой жизни в Голливуде. Он говорил, что не мог жить в таких условиях, а хотел «домой», что прежний его дом был намного лучше. Его мать, Синди, утверждала, что он напоминал маленького старика, который жил воспоминаниями.

Взяв книги о Голливуде, Синди стала разглядывать их вместе с сыном, обращая внимания на картинки. И как-то Раян остановил ее на фото эпизода из фильма «Ночь за ночью» 1932 года. Он указал на одного из актеров, снимавшихся в эпизоде. Раян сказал, что это был он.

Родители мальчика в реинкарнации не верили, но они отыскали специалистов, исследовавших переселение душ.

Чаще всего дети вспоминают о предыдущих воплощениях в ранние детские годы, в момент, когда начинают стираться воспоминания о самых первых моментах жизни. Нередко после заявлений о воспоминаниях про предыдущие воплощения проводятся проверки для исключения мошенничества. Стараются найти реальные факты, проводя параллели между жизнью действительно существовавшего человека и воспоминаниями.

В итоге у 20% детей находятся те же родимые пятна, шрамы, следы травм, как у человека из прошлого. Так, у ребенка, помнившего, что его застрелили в предыдущем воплощении, было 2 родинки, расположенные параллельно у глаза, а также сзади на голове, и это смотрелось как следы сквозного ранения от пули.

На весь мир стал известен случай с горящим самолетом. Так, мальчик 4 лет по имени Джеймс Лейнингер вспоминал, что был пилотом во время Второй мировой войны. В 2 года, как вспоминали его родители, он как-то проснулся от страшного сна с криком: «Самолет разбился! Он в огне! Человек не может выбраться!». Помимо этого мальчик знал конструкцию самолета, которой он никак не мог даже представить. Так, когда его мать сказала, что на брюхе игрушечного самолетика бомба, Джеймс поправил ее - это был топливный бак.

Мальчик стал часто просыпаться от ночных кошмаров о крушении самолета. И его мать обратилась к специалистам. Те посоветовали ей поддерживать сына, соглашаясь, что все это происходило с ним в другом теле. Впоследствии кошмары мальчика беспокоить перестали.

Главной проблемой исследования реинкарнации является тот факт, что изучение данных случаев начинается лишь в момент, когда семья поверила в то, что ребенок прошел через переселение души, и обратилась к специалистам.

Скептики ссылаются на тот факт, что Джеймс в возрасте 1,5 лет ходил в музей Второй мировой войны, где его и поразили самолеты тех времен. В то же время в итоге был найден человек, который действительно, будучи пилотом во Второй мировой войне, погиб в местности, о которой упоминал Джеймс. Мальчик говорил, что его звали так же в предыдущем воплощении. И пилота также звали Джеймсом. И многие факты, известные о прошлой жизни мальчика, совпали с биографией этого некогда погибшего пилота.

Отец мальчика говорил, что сам по натуре является скептиком. Однако все факты, собранные о его сыне, были подлинными. И он считает мысль о том, что его сыну в таком раннем возрасте внушили воспоминания, безумной. Он говорит, что 2-летнего ребенка заставить что-то ощущать и этим жить невозможно.

Бесспорным является тот факт, что реинкарнация по-прежнему остается недоказанной частью жизни. Воспоминания о предыдущих воплощениях считаются достаточно редким явлением, особенно если речь идет о западной культуре.

Отвержение теории реинкарнации

В ходе тщательного изучения воспоминаний людей о прошлых жизнях, как указывают скептики, проявляется несколько важных деталей. К примеру, чаще всего люди, вспомнившие предыдущее воплощение, оказываются в прошлой жизни на первых ролях. Так, есть немало случаев, когда человек провозглашал себя жрецом, тамплиером, друидом, инквизитором, знатной куртизанкой. Часто прошлые жизни протекают в величайших древних цивилизациях. Но реже встречаются воспоминания о рядовой жизни, несмотря на то что таких людей большинство во все времена.

В итоге у скептиков возникает вопрос, куда же девается большинство представителей рода человеческого. Крестьян и домохозяек среди перевоплотившихся заново действительно мало. И еще реже встречаются люди, вспоминающие о своей прошлой жизни мыши, мухи, жабы. Скептики утверждают, что воспоминания о предыдущих воплощениях обусловлены личными предпочтениями и фантазиями этих людей.

Вторым примечательным фактом является то обстоятельство, что воспоминания никогда не касаются областей, неизвестных человечеству в разных эпохах. Не вспоминают люди о том, что невозможно почерпнуть из книг, фильмов, истории.

Если бы реинкарнации оказались доказанными, это было бы кладезем ценнейшей для историков информации о быте, об одежде представителей прошлых эпох. Ведь имеется множество неизученных моментов в разных частях света. Нерасшифрованными остаются многие древние языки, имеется множество неразгаданных алфавитов. И в случаях, когда воспоминания о предыдущих воплощениях действительно были бы реальными, все это ученые могли бы восстановить по рассказам людей, как от носителей "мертвых" языков.

Но детальные исследования свидетельствуют о том, что крайне малое количество воспоминаний в полной мере отвечает реальной исторической обстановке описываемых местностей и эпох. Известно, что наука не получает сведений от подобных воспоминаний, а они отталкиваются от того, что уже известно науке.

Все это позволяет сделать предположения о том, что воспоминания о предыдущих воплощениях обусловлены человеческой волей, фантазиями, мечтами и попытками принять желаемое за действительное.

Ранние учения

На протяжении первых столетий существования христианства процветало немало сектантских объединений. И ряд из них провозглашал реинкарнацию реальной. И хотя впоследствии эти верования были яростно атакованы ортодоксальными богословами, споры о переселении душ полыхали до VI столетия.

Некоторые христиане уверяли, что у них есть особо сокровенное знание от Иисуса, которое скрывалось от масс. Это утверждали гностики, и по большей части они объединялись вокруг определенных лидеров, а не организаций вроде церкви.

И это в то время как ортодоксы проповедовали веру в то, что спасает лишь церковь. Благодаря этому они процветали долгие годы, установив себя на устойчивый фундамент. В 312 году христианство стал поддерживать император Рима Константин. И тогда он принял сторону ортодоксов. Это было обусловлено желанием укрепить государство.

Самая яростная борьба развернулась вокруг вопроса реинкарнации между церковью и властью в III-VI вв. Известно, что в Италии появились катары, веровавшие в переселение душ. Расправилась с ними церковь лишь в XIII веке, начав против этих людей крестовый поход, а затем уничтожив их на огне инквизиции с пытками и кострами. Тогда мысль о переселении душ продолжила жить тайно - веру эту хранили алхимики и франк-масоны вплоть до XIX века.

Однако идеи реинкарнации жили и непосредственно в церковной среде. К примеру, в XIX веке польский архиепископ Пассавалии стал открыто признавать переселение душ. Благодаря его влиянию теорию признал и ряд других польских и итальянских священников.

Согласно последним опросам, 25% католиков в США верят в реинкарнацию. Кто-то признает переселение душ, но молчит об этом.

Многие считают перевоплощение гораздо лучшим решением, чем ад. Ведь в христианстве нет однозначных ответов на то, что бывает с душами, которые недостаточно хороши для рая. Но в то же время недостаточно плохи для ада.

Тем, кто верит в переселение душ, легче объяснять исход множества событий. К примеру, становится понятно, что происходит с теми, кто убил себя или кого-то. Согласно теории реинкарнации, в следующей жизни они станут жертвой того, кого они убили. Они будут служить тем, кому причинили вред, чтобы те могли выполнить свое предназначение.

В христианстве не имеется ответов на то, почему умирают младенцы, дети, зачем нужны эти жизни, если они настолько коротки.

Нередко, когда родственников не удовлетворяют ответы церкви вроде того, что это является частью божественного плана, они предпочитают оказаться в духовном лимбе между верой в реинкарнацию и церковью, которая отказывается брать их во внимание.

mob_info