Социальная работа. Положение об организации сестричеств и братств диаконической направленности

Как организовать сестричество? Для начала надо понимать, что любое дело в Церкви должно начинаться с благословения. Это не пустые слова, которых так много сейчас. Сил и желания делать добрые дела в людях достаточно, но надо все-таки помнить, что эти добрые дела, как и приснопамятные "благие намерения", могут вымостить нам дорогу туда, куда очень не хочется... Поэтому очень важно следить, чтобы делание добрых дел не стало самоцелью и конечным упокоением на лаврах. Если этими делами решают заняться православные общины, на мой взгляд, необходимо понимать и постоянно помнить, что это то дело, на которое тебя призвал Бог. Ты даже не наемник, ты раб: "Неключими раби есьмы", то есть ты делаешь то, к чему призвал тебя Господин жатвы. И Он дает тебе все необходимое для твоего делания: силы, средства, время, берет на себя заботу о прочих твоих делах на время несения тобой служения. Поэтому, опять-таки на мой взгляд, идеально, когда сестричество организовуется при храме, а храм находится в том месте, где рядом есть "юдоль скорби" - детский дом, интернат, больница, тюрьма...

Но, конечно, можно начинать и с деятельности прихода. Одну идею, подсказанную мне нашей сестрой, я уже несколько лет вынашиваю, но все почему-то не удается ее реализовать: завести в храме журнал помощи. Элементарная тетрадка с разделенными вертикально страницами, слева - "Нуждаюсь в…", справа - "Помогу в...", плюс телефоны нуждающихся и помощников. На любом приходе ведь есть бабушки, которым надо поменять вентиль, починить замок, и есть мужчины, могущие это сделать. Такой журнал может стать отправной точкой в деле организации сестричества. А "юдоль скорби" неподалеку нужна потому, что дело это моментально начнет расширяться, и понадобится приложение сил для новых дел.

Открывать сразу сестричество как юридическое лицо, наверное, очень тяжело. Мне сложно об этом говорить: мы до сих пор являемся лишь подразделением прихода. Конечно, это имеет свои плюсы и минусы: многие жертвователи хотели бы перечислять средства именно на счет нашего Сестричества, а не прихода (опасаясь, что деньги до нас не дойдут, - хотя, конечно, напрасно); но, с другой стороны, бремя коммунальных платежей, аренды и проч. нести на себе новоначальному сестричеству (нашему, по крайней мере) было бы неподъемно. Так что тут, как говорится, "хозяин - барин".

Конечно, было бы очень хорошо перед организацией Сестричества инициативной группе съездить туда, где уже давно и плодотворно ведется работа. В Москве это, конечно, прежде всего Свято-Димитриевское Сестричество, в Санкт-Петербурге - сестричества в честь вмц. Татианы при 122 МСЧ и св. прмц. Елисаветы при хосписе №1 в пос. Лахта. Есть сестричества в Архангельске, Ростове-на-Дону, Петропавловске-Камчатском... Хорошо бы там поработать, присмотреться, примерить их служение к своим силам и возможностям. В наше сестричество, к примеру, приезжали сестры милосердия из Ростова и подмосковного Егорьевска.

Сейчас в Санкт-Петербургской епархии по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира создана Ассоциация общин сестер милосердия Санкт-Петербурга под председательством прот. Сергия Филимонова, решающая великое множество проблем, с которыми сталкиваются сестричества в начале своего служения. В Ассоциации планируется создание школы для старших сестер, где сестры, поставленные духовниками к руководству общиной, смогут перенять опыт, который поможет им избежать множества подводных камней на начальном этапе. Если даже в близлежащих районах нет подобных ассоциаций, то, повторюсь, наверняка есть отдельные сестричества. Приезжайте, не стесняйтесь, спрашивайте, смотрите, слушайте. Так, наши гостьи брали у нас копии годовых отчетов, где наиболее полно представлена деятельность Сестричества за истекший год. Ну и, конечно, священники, решившиеся принять на себя тяжелейший подвиг окормления сестричества, тоже должны встречаться с батюшками, уже несущими это послушание Церкви.

С руководством лечебных учреждений, безусловно, должны начинать работу священники. А вот с младшим медперсоналом - рядовые сестры милосердия. Если в больницу есть свободный доступ, можно прийти на отделения и обратиться к санитарке с просьбой, скажем, вымыть туалеты, пол в палатах и в коридоре. Если это обычная горбольница, то в основном персонал загружен так, что вам с удовольствием разрешат это сделать. Ну уж туалеты-то вымыть почти со стопроцентной гарантией дадут, и главное - не переставать это делать.

То есть персонал должен привыкнуть к вам, видеть в вас помощников - всегда благожелательных, отзывчивых, добрых. Самое главное - ни-ка-ких проповедей! Это просто беда многих современных православных женщин: как видят больного, давай его спасать... Чего только не идет в ход: от грехов предков, до навязывания Таинств как панацеи от всех жизненных невзгод. До сих пор в нашем Сестричестве непререкаемый закон: новичок работает молча , не отлипая от полы халата сестры, к которой он прикреплен. В разговоры он не вступает вообще, даже если что-то очень хорошо знает. Причина проста: из-за особо ретивых "спасателей" мне как старшей сестре раза три выписывали публичную порку в кабинете главврача.

Когда младший и средний медперсонал привык к вам, и вы стали реальной помогающей силой, можете поверить: слух о вас уже проник в начальственные коридоры. Тут вступает в действие духовник сестричества, который идет к главврачу не с пустыми рукми, а уже с базой: вот мы тут немножко помогаем вам, можно ли еще помогать?

Теперь о подборе сестер. Дело очень трудное, и, в принципе, я не слышала ни от одной из старших сестер Санкт-Петербургских сестричеств, что у них все прошло гладко. Дело в том, что сейчас работа идет на "тимуровских" началах, пока это служение является твоим собственным желанием - проблем нет, но как только вы становитесь реальной помогающей силой - тут нельзя отступать. Надо постоянно помнить, что, помимо всего прочего, для этих людей ты - лицо Церкви . И если подведешь раз, другой, третий, то пятно будет не на тебе, даже не на сестричестве - оно будет на Церкви. Сами же знаете, скольких людей оттолкнула от храма грубая уборщица, невнимательная свечница, прихожанка - ретивая поборница канонов... Поэтому главная проблема для духовника и старшей сестры начинается после посвящения первых сестер.

Начинаются искушения: не хочу идти, не пойду, я устала. Христос отодвигается в сторону, ты уже не Ему идешь служить, а сама себе хозяйка... Тяжелое это время, надо быть готовыми к тому, что объем работы уменьшать нельзя, значит, вывозить его придется силами немногих, кого еще эта "самость" не закрутила. А с остальными должен работать духовник, так как проблема эта духовная. Скажу только по своему опыту: наш духовник о. Игорь предпочитал брать всех любовью , он молился о тех сестрах, которые начинали бунтовать, был с ними мягок и очень добр в отличие от меня, требующей репрессивных мер к особо злостным нарушителям. Он, конечно, видел это с духовной стороны, а я жалела тех сестер, которые волокли на себе "чужие" участки работы. Говорю я это в предостережение будущим старшим сестрам: даже если на ваш взгляд духовник "творит незнамо что", знайте, это не ваша компетенция . Он поставлен пасти овец Христовых, и горе будет, если пастух начнет слушаться свою овцу, пусть даже самую старшую и по-овечьи мудрую...

Костяк сестричества все равно сложится из тех, кто ходил в "подготовительный" период. И с ним придется работать, обтесывать, очищать от мирских принципов. А вот новых сестер посвящать не следует торопиться. Опять-таки, по опыту Санкт-Петербургского Сестричества в честь вмц. Татианы, период испытания сестер больничного подразделения - самый долгий из всех видов сестринского служения. По нашему Уставу испытуемые служат не менее 6 месяцев до посвящения в сестры милосердия 1-й ступени. Но уже давно о. Игорь пользуется оговоркой "не менее", продлевая период испытаний до 2-2,5 лет. Все равно искушения начнутся, но человек втянется в сестринскую жизнь, перед его глазами будут примеры и доброго служения, и нерадивого, и он сможет соразмерить свои силы. Поэтому в помощники мы набираем всех и очень благодарны за то, что люди идут помогать. Но с желающими вступить в Сестричество о. Игорь беседует, предупреждая: "Ты сознательно вступаешь на путь отречения от своего "хочу" в пользу призыва Божьего "Иди!""

В свете вышеизложенного руководству сестричества надо пользоваться принципом "лучше меньше да лучше". Не надо брать на сестричество в составе пяти человек обслуживание двух больниц и трех детдомов. Лучше понемногу, но с дальнейшими планами. Когда мы начинали, походы в больницу были раз в неделю, на одно отделение. Потом увеличили до трех раз, потом ввели молебны на одном, потом - на двух отделениях. Затем ввели утренние посещения... Каждое такое нововведение сопровождалось у меня чувством, какое бывает при окунании в холодную воду: не можем, не получится, завалим... Причем чувство это было попеременно то у меня, то у батюшки. Он тоже говорил: ну как вы это потянете? И от этого рождается молитва: Господи, ты дал нам это служение - дай и сил его нести. И дает: и силы, и жертвователей, и людей...

Информация о служении проникает непонятными путями везде, и вот уже звонят с ТВ: "Приедем снимать", - с радио: "Ждем с выступлением", - из газеты: "К вам едет корреспондент"... Это, конечно, напрягает неимоверно, но тут надо понимать, что это делается не ради снискания мирской славы, а ради того, чтобы люди увидели: сюда можно прийти , твои руки здесь нужны , тепло твоего сердца здесь ждут .

Конечно, можно попросить настоятелей близлежащих храмов разместить на стендах информацию о сестричестве, чтобы люди знали куда идти. И, естественно, по мере увеличения объемов работы, растет затратная часть служения. Это проза жизни, но без хороших памперсов, средств гигиены нам не выжить. А подарки, которые мы дарим на Рождество всем находящимся в больнице (800 чел)? Пусть это пара мандаринов, 2-3 конфеты и иконка или закладка, но умножь на количество - и получишь немалую сумму.

Конечно, кружки для пожертвований и стояние с блюдом после служб в храме уже не окупают такую деятельность, приходится искать выход на властные структуры, меценатов.

Этим занимается о. Игорь и я. Опыт хождения к депутату (не буду его называть, он весьма известен в нашем городе): его помощница сначала не хотела и слышать - не наш, мол, район... Пришлось шантажировать: все жители вашего района лежат в нашей больнице, да и многие сестры - ваши избиратели. В принципе, мы можем начать отказывать больным в памперсах, говоря, что вы не дали нам на них средства...

Конечно, шантаж - плохое дело, но тут уже был акт отчаяния. Все прочие обращения к директорам заводов, банков утонули в мусорных корзинах, а памперсы заканчивались. Все-таки я выдавила из депутатского фонда оплату счета из аптеки на 10 тыс. руб., и меня выпроводили с пожеланием никогда больше тут не появляться.

Таково это служение: шипы и розы, радость и слезы... Но радости больше, потому что слезы наши утирает Господь. Не бойтесь этого служения, оно благодатно, оно радостно. Все скорби и печали отлетают прочь, когда слышишь: дай Бог тебе, деточка, здоровья... И думаешь, а ведь именно этими незатейливыми молитвами, сказанными от всего сердца, ты движешься, работаешь, улыбаешься, любишь, живешь...

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

На приходе с 2005 года, совершает служение Сестричество во имя мученика Иоанна Воина . 50 сестер, посвятивших себя делу милосердия, добровольно трудятся во славу Божию.

Основными направлениями деятельности нашего Сестричества является патронаж инвалидов на дому, уход за брошенными детьми в больнице, поддержание чистоты и благолепия в храме и на приходской территории, приготовление трапезы в храме, клиросные послушания и др.

Патронаж инвалидов на дому – одно из нелегких послушаний сестер, которое требует постоянства и большого терпения. На попечении сестер находятся несколько семей. В основном это инвалиды, лишенные возможности самостоятельно себя обслуживать и нуждающиеся в постороннем уходе. Сестры оказывают им помощь социального характера: уборка квартиры, покупка продуктов и медикаментов, помощь в проведении санитарно-гигиенических мероприятий, но главным моментом является духовная помощь своим подопечным. Своим вниманием, деятельной любовью, терпением, сестры укрепляют их в вере и вселяют надежду, делят с ними радости и невзгоды.

Одним из основных направлений деятельности Сестричества является посещение ДОБ (детской областной больницы ).

Ежемесячно в рамках благотворительной акции сестры посещают различные отделения ДОБ и раздают детям православный журнал «Свечечка».

В грудничковом отделении осуществляется уход за брошенными детьми, находящимися на лечении. Помощь этим детям оказывается по просьбе персонала детских домов. В палатах устанавливается посменное дежурство (иногда круглосуточное) и уход, который включает в себя: кормление ребенка, купание, принятие лекарств, измерение температуры, посещение различных процедур и обследований, выполнение предписаний врача.

Каждый год по просьбе сотрудников Новочеркасского детского дома-интерната сестры посещают их детей, находящихся на лечении в больнице.

Организованное при храме, Сестричество одной из своих обязанностей полагает содержание помещений храма в должной чистоте . Регулярно осуществляется уборка храма (среда, пятница, суббота и воскресенье и в дни, когда совершаются богослужения). В выходные и праздничные дни сестры посменно следят за подсвечниками. Также сестры следят за приходской территорией. С особым вниманием и заботой они ухаживают за клумбами, занимаются прополкой и поливом.

Сестричество принимает активное участие в подготовке и проведении праздников . Накануне праздников Рождества и Воскресения Христова, престольного праздника проводится генеральная уборка храма, силами сестер готовится праздничная трапеза.

Традиционным стало участие наших сестер в подготовке и проведении праздника, посвященного Дню защиты детей. 31 мая 2009 г. на Соборной площади у памятника святителю Димитрию Ростовскому силами Ростовского благочиния был организован праздник «Мы – дети Великой России», где наши сестры принимали активное участие. С особым вниманием и любовью они раздавали детям подарки, принимали участие в организации детской праздничной трапезы, проведении детских конкурсов, а также распространяли листовки против абортов.

Еженедельно, по субботам у сестер проходят собрания , на которых сообща решаются сестринские вопросы, обсуждаются проблемы и планы.

Совершая свое служение ближним, сестры не забывают и о молитвенном правиле . Ежедневно сестры читают псалтирь и на каждой кафизме поминают своих подопечных, близких и просто болящих людей, за которых сестер просят молиться другие люди. Молятся сестры и о строительстве нового храма.

Сестричество с радостью принимает в свои ряды желающих послужить делу милосердия.

Если в Вашей душе окрепло такое стремление - приходите! Труд сестер милосердия - это деятельная проповедь христианской любви!

Обращаться к старшей сестре Ольге Тереховой, тел.: +7-918-590-72-00.

Под опекой прихода Святого Георгия Победоносца находятся:

Специальный коррекционный детский дом «Аревик» в с. Чалтырь

В детском доме постоянно проживают 40 детей в возрасте от 3 до 8 лет с отставанием в умственном развитии. Приход оказывает посильную материальную и трудовую помощь (по озеленению, уборке территории). Сёстры прихода навещают воспитанников детского дома, проявляя к ним внимание и заботу. Священнослужители причащают детей, совершают таинство крещения.

Областные клинические больницы: детская и взрослая

Духовенство прихода в тесной работе с сестричеством духовно окормляет пациентов больниц. В каждой больнице созданы часовни, в которых еженедельно служат молебны.

В украинском городе Алчевске недавно было зарегистрировано сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы. В нем 25 сестер. Они помогают одиноким старикам, малообеспеченным и многодетным семьям, опекают детский приют, ухаживают за больными в онкологическом отделении больницы и, устроив в ней часовню, готовят желающих к крещению и причастию. Удивительно, что такое живое и деятельное сестричество возникло в небогатом и небольшом городке.
А может, так и должно быть?

"МЫ ТОЖЕ ТАК ХОТИМ!"
Начиналось все... с разочарования. Впрочем, по порядку. Элла Дьяченко часто приезжала в Москву - здесь, в Сергиевом Посаде, у нее духовник. И однажды зашла в Марфо-Мариинскую обитель на Ордынке.

При крещении мне дали имя Елизавета. Повзрослев, я захотела узнать поподробнее, чье имя ношу. Оказалось, что ближе всего ко дню моего рождения - день памяти великой княгини Елизаветы Федоровны. Прочитала я, конечно, и про Марфо-Мариинскую обитель.

А когда увидела обитель своими глазами, то живо ощутила, что все вокруг пронизано духом великой княгини. Ее присутствие чувствуется даже на лавочке, где она раньше сидела. После этого душа жаждала только одного - устроить сестричество в нашем городе. Я вдруг поняла, что это все так нужно нам! А то что же выходит: мы тоже Елизаветы, но ничего не делаем - не по имени получается, не по правилам, - объясняет Элла.

Элла-Елизавета взяла благословение у своего духовника, чтобы организовать помощь больным, старикам и детям в родном городе. И, вернувшись из Москвы, обратилась за поддержкой к местному священнику.

Отец Тихон согласился стать во главе нашего будущего сестричества. Говорит: устройте собрание, скажите всем прихожанам. Собрали мы всех и даже юриста позвали. Пришло довольно много народа - человек 30-40. Я рассказала о Марфо-Мариинской обители, ее уставе, работе сестер, предложила и у нас устроить сестричество. И тут встает отец Тихон и произносит следующее: "У нас в городе уже было братство, но оно развалилось. Сейчас вообще время не подвигов, а покаяния; надо действовать очень обдуманно, потому что враг ополчается на нас за каждое движение". И потихонечку, потихонечку все - бочком - и порасходились. Осталось три человека.

Я сначала расстроилась: "Зачем батюшка разогнал всех?" Только потом поняла, что он сделал правильно, и благодарила его за это. Иначе все остальные постепенно бы сами от дела отошли, и нам было бы еще тяжелее.

ДОМАШНИЙ СУП Тогда-то и сформировался костяк сестричества. В первую очередь женщины обратились к прихожанам с просьбой сообщать о нуждающихся в помощи. Таких нашли сразу: одиноких бабушек, оставленных стариков. Сестры стали приходить к ним домой, приносить свою еду, кто что сможет: полбанки супа, немного хлеба. Кого-то надо было покормить, кому-то постирать, у кого-то убрать.

Так вот и выбирались, пока наши мужья не стали обращать на это внимание. Поднялся сильный ропот: ведь суп-то почти последний. Мы отговаривались: "Считайте, что это мы съели". А мужья наши как один, не сговариваясь: "Нам не нужно, чтобы вы голодные ходили".

Вообще же ситуация в Алчевске очень тяжелая. Средняя заработная плата - примерно 600 рублей на российские деньги. В городе только два завода, которые долгое время вообще не выплачивали никаких зарплат. Много безработных. Большинство семей - матери-одиночки. Бедность такая, что даже за квартиру почти никто не платит - вплоть до судебных выселений.

И тогда я начала ходить по всяким организациям, чтобы мы без финансов не развалились, как раньше братство, - рассказывает Элла. - Поначалу страшно было, потому что я - никто и ничто, безо всякой бумажки. Ведь общины-то по сути еще не было. И даже те организации, которые хотели перечислить нам средства, не могли это сделать - мы еще не были зарегистрированы. Некоторые сразу могли дать несколько пачек кукурузных палочек, несколько банок консервов. Это было очень хорошо, мы сразу это раздавали. Кто-то дал несколько бутылок минеральной воды - тоже хорошо, нужно больным. Вот так и перебивались.

Постепенно к нам стали присоединяться другие прихожанки. В основном все семейные, у всех есть дети. И все работают. То есть те, кто может час-два в день выделить на работу в сестричестве или хотя бы пару раз в неделю сходить к нашим старикам. Самой младшей - 20 лет (пришла она к нам, когда ей было 17), самой пожилой - 67. У нас есть и пенсионерки, которые говорят: "Ну, вы же нас не оставите, будете еще нас отпевать и похороните".

Вскоре к сестричеству обратился благочинный города: нашелся человек, который хочет каждый месяц жертвовать небольшую сумму на закупку продуктов неимущим. Сестры очень тщательно подготовились к первой раздаче: взяли из собеса, исполкома, Красного Креста, у всех прихожан, у детской больницы сведения о самых нуждающихся семьях. Закупили крупу (пшено, гречку, рис), картошку, постное масло, тушенку и другие консервы, сахар. В праздники прикупали сладости. Потом поровну все делили и разносили по ста адресам. Люди встречали их со слезами. Первый, второй, третий месяц благодарили, кланялись в ноги. Многие были в такой нищете, что дети при виде сахара плакали - они мечтали уже не о конфетах, а о сахаре.

Однажды мы пришли в семью мусульман, где отец остался без работы и семья вела полуголодную жизнь. Когда отец брал продукты, у него тряслись руки. И он прямо кричал: "Я же мусульманин! Почему вы пришли? Я же мусульманин..." Я ответила: "Какая разница? Все мы под Богом ходим, все мы одинаковые, какая разница - кто вы? Вы же человек прежде всего". А он стоит, с трясущимися руками, плачет. Были случаи, когда люди отвергали помощь: "Вы православные, нам ничего от Церкви вашей не надо!" Ну, мы, конечно, не навязывали.

Сейчас список тех, кому нужна помощь, разросся до 200 человек. Закупаем продукты на базе, где подешевле. Ищем в столовых пустые пластмассовые бутылки (они остаются после свадеб, после торжеств каких-нибудь), разливаем постное масло, пакуем крупы. Девчонкам развозят это все по домам, а они потом людям разносят в своем районе. Тот человек все так же жертвует, но теперь случается, что люди жалуются: "Что это такое: два месяца подряд паштет? Нельзя ли хорошей рыбы кусками?"

ОНКОЛОГИЯ
Еще до организации сестричества Элла работала санитаркой в онкологическом отделении больницы. "Когда моя бабушка умерла от рака, я решила, что постараюсь посвятить свою жизнь больным с этим заболеванием", - говорит она.

Теперь она обратилась к главному врачу больницы: "Мы хотим ухаживать за больными, которые страдают от рака. Они находятся на пороге смерти, может быть, кому-то нужно покаяние, исповедь, причастие. Может быть, кому-то надо с лекарствами помочь, с продуктами или просто рядом побыть..." Главврач согласился и отдал маленькую больничную комнатку под часовню. Через несколько месяцев сестры отремонтировали ее своими руками. Но для миссионерской деятельности нужны были книги, для часовни - иконы. Денег на это не было. И вдруг одна из сестер предложила: "Мой папа недавно подарил мне 200 долларов. А зачем они мне? Вы лучше за нас с папой помолитесь, а на деньги купите все необходимое в Москве".

Часовню освятили в честь иконы Божией Матери "Всецарица", перед которой молятся об исцелении от рака. Теперь батюшка служит здесь молебен о здравии каждый понедельник. А сестры ходят три дня в неделю по всем этажам больницы и предлагают людям помощь.

Поначалу нас воспринимали очень настороженно, думали, что мы из секты. До нас ходили по городу свидетели Иеговы. Да и мы сами поначалу боялись очень, не было у нас еще такого опыта. Надели белые халаты, стали ходить по этажам, спрашивать, что придет первое в голову: "Как ваше здоровье? Как вы себя чувствуете?" Больные, видимо, принимали нас за медработников, сразу начинали рассказывать, где что болит. Но мы сразу объясняли: "У нас православное сестричество, а при отделении онкологии есть часовня. Может, исповедаться кто-то хочет? Главврач очень рад, что больные наши обращаются к Богу..." Когда люди слышали, что мы действуем с разрешения врачей, становились к нам помягче... А другие сразу: "До свидания!" или "Закройте за собой дверь!" Обидно было, горько. Как находить к таким подход, мы тогда еще не знали.

Помню случай: весь этаж обошли, устали очень. И вот только зашли в палату, представились. А там женщина (такая тучная, солидная) сразу: "Все-все-все! Не желаю разговаривать на эту тему, я не верующая, до свидания!" Я говорю: "Слава Богу! Знаете, я так устала, что сил нет еще кому-то объяснять. Это прямо промысел Божий, что вы не хотите нас слушать - хоть отдохнем немножко". Уселись у нее в палате, я спрашиваю: "У вас и семья, и муж, наверно, некрещеные?" Она говорит: "Да этот муж вот умер - крещеный был, а первый - некрещеный". В общем, мы с ней договорились до того, что, "в принципе-то, я всегда хотела покреститься, только вот повода особого не было". И через два дня ее батюшка окрестил! И причащалась она потом. Такая вот радость.

Для многих в больнице это была первая встреча с верой. Вот мы и приобщали людей потихонечку. Книжки дарили (купить-то их никто не мог, все деньги больных уходили на лекарства). И многие после больницы стали ходить в церковь. Многие у нас крестились. Многих и отпевали при часовенке.

ДЕТСКИЙ ПРИЮТ
В детский приемник-распределитель сестры ходят два раза в неделю. Дети поначалу встречали их настороженно. Боялись, что это очередная секта, какие часто приходят к ним. Приют содержится городом (а это очень маленькие средства), поэтому его директор рад любой помощи. Дети рассказывали, что их заставляли ходить к баптистам, к иеговистам, участвовать в сектантских концертах только из-за того, что им привозили моющие средства или что-то подобное...

В приемнике находятся дети разного возраста, обычно из неблагополучных или очень обедневших многодетных семей. Элла говорит, что работать здесь - это самое трудное.

И становится все тяжелее, потому что здесь большая текучка. Только привыкнешь к детям, научишь их чему-то, как их переводят. Приходят новые, кажется, совсем бандиты, с такими лицами... Иной сидит рядом, сигарету закуривает с травкой, предлагает: "Хочешь покумарить со мной?" Порой просто в жар бросает - как им ответить правильно? Мы стараемся читать книжки по детской психологии, чтобы в их душе разобраться.

Поначалу сестры просто рассказывали о себе, как сами пришли к вере, какие встречались в их жизни чудеса. Или рассказывали о Евангелии, о жизни святых. К праздникам готовили подарки, старались договориться со спонсорами, чтобы купить что-нибудь вкусное - палочек кукурузных, конфет. Сами пекли печенье. Приносили книжки, иконы. Дети постепенно привыкают и уже ждут их прихода. Теперь к рождественским и пасхальным праздникам сестры готовят вместе с детьми спектакли, потом устраивают чаепития.

Некоторые из воспитателей приюта - из секты свидетелей Иеговы - поначалу настраивали детей против сестер. Но в основном воспитатели неверующие и относились к деятельности сестер равнодушно. Сейчас уже принимают их уважительно, даже иеговисты стараются не мешать.

Бывают, конечно, неудачные дни, - говорит Элла, - идешь в приют, как на каторгу, ноги не несут, плачешь! Заставляешь себя: надо, надо! Но и удивительное иногда бывает, когда замечаешь, как дети начинают тянуться к тебе, как у них начинают гореть глаза. И сама тогда от радости зажигаешься. И после выходишь из приюта, как на крыльях.

Маленький Алчевск далеко от Москвы, теперь даже в другом государстве. Но говорят, что тут непохоже на провинцию: православная жизнь бьет ключом и удивляет даже привыкших к московскому многолюдью и пестроте.



Сестричество

с"естричество, -а


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

Смотреть что такое "сестричество" в других словарях:

    Сестричество - См. Братство …

    Иерусалимское Свято-Елисаветинское сестричество сестер милосердия

    Иерусалимское Свято-Елисаветинское сестричество сестёр милосердия - Одна из сестер в храме Иерусалимское Свято Елисаветинское се … Википедия

    Братство - (Сестричество) объединение православных мирян (т.е. верующих православных христиан, не имеющих духовного сана) и духовенства, созданные на добровольных началах. Братства (сестричества) учреждаются при приходских храмах с согласия настоятеля и… … Православие. Словарь-справочник

    Студенческие объединения в Северной Америке - У этого термина существуют и другие значения, см. Братство. Студенческие мужские и женские организации (англ. fraternities and sororities буквально братства и сестричества, от латинских слов frater брат и soror … … Википедия

    Церковь Святого апостола Петра (Лахта)

    Церковь святого апостола Петра (Лахта) - Православный храм Церковь святого апостола Петра Вид на храм с юго востока Страна … Википедия

    Церковь Святого Петра (Лахта) - У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святого Петра. Православный храм Церковь святого апостола Петра … Википедия

    Пантелеимон (Шатов) - В Википедии существуют статьи о других людях с именем Пантелеимон и фамилией Шатов. Епископ Пантелеимон Епископ … Википедия

    Агапа - У этого термина существуют и другие значения, см. Агапа (значения). Агапа. Фреска из катакомб св. Присциллы Агапа, в I V веках н. э. вечернее собрание христиан для молитвы и вкушения пи … Википедия

Книги

  • Красносельские мученицы. К истории Алексеевского монастыря , . "Славной и долгой была история московского Алексеевского женского монастыря, ведущего свое начало с XIV столетия. Верим, что эта история не закончилась. Не завершилась она хотя бы потому, что…
Свято-Димитриевская община сестер милосердия С естричество возникло в начале 1991 года на базе 1-й Градской больницы. Членами сестричества стали прихожане больничного храма благоверного царевича Димитрия, возвращенного Церкви в конце 1990 года. Этот храм сделался своеобразным центром, куда стали собираться православные христиане, имеющие медицинское образование, а также просто желающие помогать больным. Официальное благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на основание сестричества было получено 28 мая 1991 года - в день престольного праздника больничного храма. Сейчас в сестричестве состоит около 80 человек. Возглавляется оно Советом сестричества и главной сестрой, избираемой на общем собрании сестер. Духовником сестричества является настоятель больничного храма протоиерей Аркадий Шатов. Свято-Димитриевское сестричество - это религиозная организация, но не монашеская община. Многие из сестер замужем и имеют детей. Стать членами сестричества могут члены Православной Церкви, готовые посвятить себя служению ближним. Перед вступлением в сестричество необходимо пройти годичный испытательный срок, в течение которого нужно добросовестно исполнять послушание. В настоящее время в сестричестве проводится диаконическая работа по нескольким тесно взаимосвязанным направлениям.

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия

Это православное медицинское училище, имеющее государственную лицензию. Учредителями училища являются Правительство Москвы и Свято-Димитриевское сестричество. Директор училища - Александр Владимирович Флинт. Обучение проводится по специальности "Сестринское дело". Кроме обычных медицинских дисциплин в училище изучается и Закон Божий. Студентки также принимают самое активное участие в жизни сестричества, исполняют послушания в больнице и трапезной. В училище существуют вечернее и дневное отделения. Общее число студентов - 215 (183 на дневном отделении и 32 - на вечернем). Есть также подготовительное отделение, на котором обучается 25 человек. Полный курс обучения - 2 года 10 месяцев. Выпускники училища получают диплом государственного образца с квалификацией "Медицинская сестра широкого профиля". За время своего существования (с 1992 года) училище подготовило более 160 медсестер. Около 70 из них трудятся в 1-й Градской больнице, 7 человек продолжают обучение в высших медицинских учебных заведениях. Остальные работают по благословению в лечебно-профилактических заведениях г. Москвы.

Работа в больнице

Силами сестричества и училища в значительной мере укомплектован штат среднего и младшего медицинского персонала в девяти наиболее тяжелых отделениях 1-й Градской больницы: трех травматологических, реанимации травмы, хирургическом, реанимации хирургии, неврологических (мужском и женском) и приемном. Многие члены сестричества и студентки вечернего отделения состоят в штате больницы медсестрами или санитарками - в зависимости от квалификации - и получают государственную зарплату. Студенты училища, не состоящие в штате, работают в отделениях по 8 часов в месяц. Разовые послушания по больнице, например, помощь в уборке, выполняют также прихожане больничного храма благоверного царевича Димитрия. Сестры милосердия не только выполняют свой профессиональный долг, но и оказывают пациентам духовную поддержку: беседуют с больными, нуждающимися в утешении, помогают желающим подготовиться к крещению, исповеди и причастию. В дни двунадесятых праздников священнослужители, члены сестричества, студентки училища и прихожане Свято-Димитриевского храма совершают обход всей больницы и поздравляют больных и медицинский персонал.

Патронажная служба

Сестричество имеет государственную лицензию на организацию патронажной службы. В состав патронажной службы входят: Сестринский уход на дому. По заявкам людей, которые нуждаются в патронаже, но не могут платить по коммерческим расценкам, сестры за умеренную плату, а в ряде случаев и бесплатно, осуществляют медицинский уход на дому. Члены сестричества обслуживают 12 постоянных постов (из них 2, требующих круглосуточного дежурства) и 15 разовых, где их помощь необходима 1 раз в 2 - 3 недели. Помимо чисто медицинских услуг, сестры, а также прихожане больничного храма, помогают в доставке продуктов, переодевании, уборке квартиры. Врачебно-консультативная помощь. Врачи из числа прихожан храма благоверного царевича Димитрия, среди которых есть терапевты, хирурги, невропатолог, дерматолог, травматолог, онколог и другие специалисты, проводят бесплатные консультации в сестричестве и на дому. К ним обращаются прихожане храма, сотрудники и учащиеся училища, их родственники, а иногда и посторонние люди.

Работа с детьми

Совместными усилиями сестричества и юго-западного окружного управления московского департамента образования в 1994 году был создан первый в Москве православный приют для девочек. За полтора года существования приюта в нем побывало 32 девочки в возрасте от 3 до 13 лет - в основном из семей алкоголиков. До достижения совершеннолетия в приюте властями разрешено оставить 6 человек, остальные находятся здесь в течение 6 месяцев. По истечении этого срока они либо возвращаются в семью (в случае нормализации там обстановки), либо распределяются к опекунам, в семейные детские дома, в интернаты. Сейчас в приюте находится 13 девочек. Дети школьного возраста обучаются по программе, соответствующей уровню их развития. Занятия проводятся православными педагогами, которые оформлены по совместительству в близлежащей школе. Несколько человек учатся в православных гимназиях. Помимо общеобразовательных предметов детей обучают практическим навыкам и ремеслам: стирке, уборке, кулинарии, рисованию, шитью. Девочки также занимаются музыкой, ставят кукольные спектакли. Один раз в месяц дети посещают 1-ю Градскую больницу, где помогают ухаживать за больными. Девятого апреля 1994 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в приюте была освящена домовая церковь во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В этом храме каждый день с участием воспитанниц приюта читаются утренние и вечерние молитвы. Один раз в две недели духовник сестричества о. Аркадий Шатов служит здесь литургию. По воскресеньям дети ездят в ближайший храм или в больничный Свято-Димитриевский храм. Во время пребывания в приюте девочки не вырываются и из общей жизни. Они посещают выставки и музеи, ходят в походы, отдыхают в летнем лагере. Работа с детьми в Свято-Димитриевском сестричестве включает также регулярное посещение дома ребенка N13, детского приемника-распределителя, других детских домов. Сестры помогают в уборке этих учреждений, беседуют с детьми, дарят им подарки, привозят по праздникам в Свято-Димитриевский храм.

Распределение гуманитарной помощи

Члены сестричества организуют распределение гуманитарной помощи (одежда, продукты, медикаменты), поступающей от различных зарубежных организаций. Помощь получают многодетные семьи, беженцы, лица, недавно освободившиеся из мест заключения, пенсионеры и другие социально незащищенные категории людей. Для распределения лекарств и медицинского оборудования сестричеством организована аптека, возглавляемая профессиональным фармацевтом. Лекарства выдаются всем, кто за ними обращается, если они недоступны или слишком дороги в местных аптеках. При этом ведется строгий учет распределяемых медикаментов. Крупные лечебные учреждения при получении лекарств подписывают обязательство распространять их только бесплатно. Специальное медицинское оборудование направляется в первую очередь в отделения больницы, где работают члены сестричества.

Воскресная школа

В воскресной школе обучается 150 детей в возрасте от 5 до 15 лет. Помимо изучения Закона Божия желающие могут учиться рисованию, резьбе по дереву, рукоделью. Регулярно совершаются совместные паломничества по святым местам Москвы и других городов России.

Благотворительная столовая

Столовая рассчитана на 200 мест. В обычные дни здесь питаются сестры милосердия, сотрудники и студенты училища, прихожане больничного храма (после утренней службы). Кроме того, продуктами обеспечиваются многодетные и неполные семьи, беженцы и другие категории малообеспеченных граждан. По праздникам в столовой устраивается общая трапеза для членов сестричества, прихожан, детей из детских домов и приютов.

Контактный телефон Свято-Димитриевского сестричества: 236-92-63.

Марфо-Мариинская обитель милосердия. История и современность

История

Напомню вам, дорогие читатели, что вышеназванная обитель была основана в феврале 1909 года Великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. За короткое время своего существования обитель, явившая миру образец православного женского служения Богу и людям, сумела вовлечь в дела милосердия сотни российских дочерей. Идея обители с суровым монастырским укладом, но без пострига, привлекала молодых женщин, давала право выбора: либо безболезненного ухода из обители в случае замужества, либо принятия пострига в скиту при обители, либо просто обета послушания в ее стенах.

Поразительно, насколько эта идея, опередившая время еще тогда, оказалась жизнеспособной и сегодня. С одной стороны - внутренняя свобода, право выбора, с другой ѕ потенциальная готовность русской души к жертвенному служению на ниве милосердия, нашли горячий отклик в женских сердцах и в наше суровое время. Мощно и красиво вошла в русское Православие дщерь инославная и явила миру эталон церковного благотворительного учреждения, не знающего аналогов во всем мире. Жизнь обители протекала в полной гармонии труда и молитвы, духовного служения и деятельного милосердия в обители и вне ее. Обительская больница, амбулатория, аптека считались образцовыми. Бедные люди безвозмездно получали медицинскую помощь, лекарства. Действовала дешевая столовая, детский приют, воскресная школа, пошивочные мастерские. При обители были созданы гимназии, больницы, прибежища для бедных. Сестры посещали ночлежки, трущобы, бедных на дому, одевали, обували, лечили, трудоустраивали, учили.

За короткое время своего существования обитель сумела помочь тысячам страждущих. Однако в 1918 году всему этому пришел конец. Жестокость и бескомпромиссность революции никак не сопрягалась с такими понятиями, как милосердие, благотворительность, христианское служение людям. 18 июня 1918 года Елизавета Федоровна, Великая Матушка, отдавшая России свою жизнь на благо ее процветания, закончила земной путь в глубинах шахты на окраине уральского городка Алапаевска. Для новых хозяев Великая княгиня была лишь представительницей свергнутой правящей династии. С арестом и гибелью настоятельницы обитель почти прекратила свою деятельность и к 1926 году была окончательно закрыта.

Современность

Многие годы мы зачеркивали в своем сознании понятия благотворительность и милосердие как пережиток эксплуататорского прошлого. Казалось, тысячелетние нравственные устои уничтожены. Но как только стало возможным возвращение исторической памяти, стало очевидным, что наши христианские души живы и генетическая память сохранила почти все. Правда, на первых порах, берясь за возрождение благотворительности, мы толком не знали, с чего начинать. Вот почему поначалу эта деятельность экспортировалось с Запада. Многочисленные зарубежные благотворительные организации устремились в Россию, к сожалению, руководствуясь в своей работе опытом, приобретенным в странах третьего мира. А между тем, история нашего отечества богата собственным опытом милосердного служения, и подвиг Великой княгини Елизаветы Федоровны занимает в этом ряду особое место.

У всех, кто пришел к идее возрождения своего собственного Российского милосердия была твердая убежденность, что Марфо-Мариинская обитель должна возродиться. Не отрицая добрых дел приезжих миссионеров, уважая их желание помочь страждущим, первые сестры милосердия еще восемь лет назад обрели уверенность, что созданная на Российской земле Великой княгиней Елизаветой Федоровной новая форма православного служения Богу и людям будет принята и понята современным обществом, найдет глубинный отклик в душах наших сердобольных женщин. Так оно и получилось.

К 1990 году возродилась община первых сестер обители при храмах Св. Праведных Марфы и Марии и покрова Пресвятой Богородицы. Началась битва за возвращение исторического комплекса Русской Православной Церкви. Кто знает, чем бы все это кончилось, если бы не волевое решение мэра Москвы Ю.М.Лужкова, остановившего притязания государственных коммерческих общественных и некоторых религиозных структур. Постановлением Правительства Москвы в октябре 1992 года комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Русской Православной Церкви, но прошло еще два года, прежде чем, преодолевая сопротивление посторонних организаций, сестры вошли в обитель. В октябре 1995 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил официальное открытие обители.

Двадцать сестер во главе с начальницей трудятся сегодня на ниве милосердия. Эти труды развиваются по тем же направлениям, которые определила в свое время настоятельница обители.

Медицинская деятельность

Двенадцать сестер проходят интенсивные медицинские курсы в Медицинском училище N2. Эти курсы организованы специально для обители и дают свидетельство с правом трудиться не только в качестве патронажных сестер на дому, но и в клиниках самого разного профиля. На попечении сестер находятся одинокие больные, требующие практически ежедневного ухода. На каждую из сестер приходится в среднем по два подопечных. По желанию больных к ним приходит обительский священник, исповедует, причащает, соборует. Уход за больными обитель осуществляет безвозмездно.

Но основная деятельность в сфере медицины приходится на институт им. Н.В.Склифасовского. Пять дней в неделю 12 сестер трудятся в ожоговом, хирургическом и реанимационном отделениях. Сестрам доверяются сложнейшие перевязки, обработка ран, подготовка к пересадке кожи, уход за больными в палатах, уборка помещений, обработка инструментария, кормление больных. Сотрудники института не нарадуются на своих добровольных помощниц. С молитвой, с улыбкой они берутся за все. Чаще им достаются больные из числа бомжей, многие из которых заражены вшами, чесоткой, туберкулезом, сифилисом. Сестры относятся к своим больным с состраданием, несут им поесть из скромной обительской трапезной, утешают, лечат, одевают во все чистое. Когда больных выписывают, пытаются их трудоустроить.

Сестры стараются подружиться с больными, узнать их нужды. И вот тут-то выясняется, как необходим священник. Адский огонь не разбирает, где богатый, а где бедный, грех он и есть грех, кто бы его не совершил. На больничной койке много думается о пережитом. Крещение, исповедь и причастие, соборование становятся для больного осознанной необходимостью. Бывали случаи, когда безнадежный больной, исповедовавшись и причастившись, начинал, вопреки прогнозам врачей, быстро поправляться. Поначалу больные, особенно состоятельные, никак не могли взять в толк, что это за чудные такие девчонки? Молоденькие, рослые, красивые, ворочают больных бесплатно и при этом радуются. В сознании таких людей наступает перелом, и глубокое уважение к невиданному доселе отношению к труду, как к милости Божией, заставляет пересмотреть многое.

Сестры устают. Вечером возвращаются домой, в обитель, донельзя усталые и голодные. Ожоговые больные будто выкачивают силы. Мучительно хочется есть и спать, но прежде всего сестре необходимо соблюсти правила гигиены. Заразная медицинская одежда должна быть простирана, дезинфицирована, необходим горячий душ. Увы, душа нет, горячей воды тоже нет, крутись как хочешь. А если добавить ко всему остальному скудную трапезу, то можно себе представить, как утомляются молодые девушки. И каким чудом, какой радостью становится вечерняя молитва в саду перед храмом Покрова Пресвятой Богородицы, или в больничном храме! Сестры коленопреклоненно просят друг у друга прощения, читают правила, вместе поют тропари, потом тихо расходятся по кельям дочитывать правила келейные. Бывают вечера посвободнее. Тогда все собираются в гостиной, музицируют на рояле Елизаветы Федоровны, читают стихи, или поют духовные песни под гитару.

Духовная, социальная и культурная деятельность

Сестры регулярно посещают интернат N6 для престарелых и инвалидов. Это послушание несут четыре сестры старшего поколения. В интернате более пятисот больных. Основная форма деятельности сестер ѕ миссионерская. Их задача ѕ вместе со священником нести Слово Божие, помочь окрестить, причастить, соборовать живущих в интернате пожилых людей. В интернате открылась домовая церковь, проводятся регулярные богослужения.

Осуществляется духовное окормление детского интерната для слаборазвитых детей N7. Сестры регулярно привозят детей в обитель. Здесь они присутствуют на богослужении, исповедуются, причащаются. Потом для них устраивают чаепитие, дарят им подарки. Детей, которые не способны передвигаться, сестры и священник посещают в интернате. Каждый день в обители получают еду и одежду более 20 нуждающихся ѕ бомжей, беженцев, малоимущих.

К бомжам отношение особое. Сестры требуют от них полезной деятельности. Они берут в руки лопаты, метлы, молотки или иной рабочий инструмент, и трудятся на благо обители. Многим из них при духовной и материальной поддержке обители удается изменить свою жизнь. Пятнадцать человек удалось спасти от бродяжничества. Сейчас они снимают квартиру, основали акционерное общество по продаже яиц и подкармливают сестер со своих заработков.

Обитель начала также деятельность концертной бригады из 5 сестер. Сестры обители во главе с Мариной Фоминовой составили три концертные программы: "Любовь матери", "Великая Матушка", "Утоли моя печали". В программы включены духовные стихи, рассказы, песнопения. Программы адресованы больным, престарелым и инвалидам в интернатах, воинам, заключенным. Готовится детская программа.

Еще одна сторона жизни обители - распределение зарубежной гуманитарной помощи. Летом 1995 года два обительских водителя прошли подготовку на курсах ГАИ и получили права водителей международного класса по вождению грузовых автомобилей и автобусов. Немецкие и швейцарские благотворительные организации доверили этим водителям свои трейлеры, и теперь раз в месяц в обитель приходят грузы для России. С ноября 1995 года по сегодняшний день через обитель оказана помощь многим религиозным, государственным и общественным организациям, малообеспеченным гражданам.

Среди них:

  • монастыри и храмы Москвы, Московской области, Калужской и Ивановской епархий;
  • православный благотворительный комплекс пос. Саракташ Оренбургской епархии;
  • интернаты для престарелых и дома ребенка г. Москвы;
  • интернат для детей-инвалидов в Самарской епархии;
  • институт им. Н.В.Склифасовского (медикаменты, перчатки, одежда для бедных, выписывающихся из больницы); · общество инвалидов "Координация";
  • отдел социальной защиты населения Фировского района Тверской области;
  • благотворительное общество психологической и социальной поддержки родителей военнослужащих, погибших в Афганистане "Память о войне";
  • религиозная общественная организация "Вера, любовь, спасение";
  • клиническое отделение Онкологического научного центра им. Н.Н.Блохина;
  • десятки беженцев, бывших заключенных, многодетных семей, семей священников, молодых вдов и многие другие.
Обитель могла бы расширить свою благотворительную деятельность, но для этого необходимо увеличение количества сестер. Однако это невозможно из-за отсутствия помещений для их проживания. Корпус, в котором живут сестры, принадлежит им только наполовину. Упорно не покидают обитель отделения районных поликлиник и другие организации. Из-за этого задерживается капитальный ремонт, к зиме обитель может остаться без тепла. Нет возможности широко развернуть деятельность в самой обители. На сегодняшний день уже сложились и могут существовать такие структуры как лицей, пошивочные мастерские, пекарня, народные промыслы. Есть коллектив православных врачей, которые готовы безвозмездно оказывать медицинскую помощь беженцам. При наличии свободных площадей эти структуры заработают сразу. В настоящее время внешний вид обительских строений вызывает грустные размышления. Рушится здание аптеки, поликлиники, в остро аварийном состоянии находятся покои Великой княгини. В храме Покрова Пресвятой Богородицы под угрозой гибели произведения художников Нестерова и Коненкова.

Развитие обители и ее реконструкция зависят от двух моментов:

1. Финансирование.
2. Вывод структур, не имеющих отношения к самой обители.

Общая стоимость реставрационных работ исчисляется суммой 70-80 миллиардов рублей. Частично эти средства выделяет город, но для полного объема работ необходимы дополнительные пожертвования. Расчетный счет Марфо-Мариинской обители милосердия: Получатель: ИНН 7706094941, счет 1106/1 Счет банка: 904098 А/О Конверсбанк МФО 998468 уч.ТД

М.Н.Крючкова,
начальница обители

Контактный телефон: 231-84-46
mob_info