Суеверие и приметы отличия. Суеверия, поверья, приметы: происхождение и значение

Почему взрослые люди боятся черных кошек, чем отличается суеверие от благочестивой традиции и что ждет тех, кто не верит в плохие приметы, корреспондент «НС» Екатерина Степанова выясняла у священника-этнографа протоиерея Александра Шантаева и у лингвиста-этнографа Елены Левкиевской.

Протоиерей Александр Шантаев родился в 1964 году в Западно-Казахстанской области. В 1991 году окончил Киевский государственный художественный институт. Рукоположен во священники в 1994 году. С 1994-го по 2004 год служил на приходах сел Введенское, Берендеево, Львы Ярославской епархии. В 2004 году — настоятель Спасо-Преображенского собора Угличского кремля. Директор молодежного социального центра во имя св. царевича Димитрия Угличского. Автор книг «Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе», «Священник. Колдуньи. Смерть. Этнографические очерки сельского прихода», «Асина память», «Между небом и Львами. Записки на полях церковного года».

Тяга к таинственному

Отец Александр, как появляются православные суеверия, почему в христианскую традицию примешиваются языческие обряды: через какое плечо правильно передавать свечу в храме и тому подобное?

Дело, я думаю, не в каких-то именно «православных» суевериях, а в том, что суеверность присуща человеческому сознанию в принципе. Народные, то есть догматически не просвещенные формы религиозного мировосприятия очень устойчивы. Не сомневаюсь, что есть свои специфически буддийские или мусульманские формы народной набожности. Античные и римские авторы, по-нашему язычники, например Лукиан, высмеивали суеверия своих современников. Что такое, собственно, суеверие? Слово «суеверие» было изобретено по аналогии со словами «суемудрие», «суесловие» в петровскую эпоху, для адекватной передачи латинского superstition. Эпохой ранее разные неподобные обычаи обозначались польским словом «забобоны», которое нет-нет, а попадается и сегодня в народной речи. Просвещенная часть общества начинает обращать внимание на суеверие тогда, когда устанавливается нормативное представление о вере, когда здравое понимание вещей противопоставляется нездравому. Феномен «суеверия» коренится в присущей человеку тяге к таинственному, которая в искаженном грехопадением мире является искаженным же стремлением к Таинству, к жизни в Святом Духе.

Одной моей беременной подруге верующие женщины в храме рекомендовали до родов не трогать кошек, иначе, мол, у малыша на спине шерсть вырастет… Как им объяснить, что это ерунда?

Ну, можно посоветовать не трогать до родов заодно и кактусы, чтобы шерстка не получилась колючей, а также избегать прикасаться к изогнутым предметам, чтобы ножки не стали кривыми… А если серьезно, в случае с вашей подругой мы видим характерное проявление магического сознания. Вера, по словам святого Диадоха Фотикийского , есть мысль о Боге, лишенная идолопоклонства. Эти женщины-советчицы в храме, они же уверовавшие, принявшие Христа. Но это принятие веры не огласило все окраины и закоулки личности: поверху — церковная жизнь с соблюдением всего предписанного уставом, а с исподу именно оккультное (т. е. скрытое, потаенное) убеждение, что существуют еще более секретные взаимосвязи в мире, нежели те, что открыто исповедуются Церковью. Кстати, многие представители «колдовского и целительского цеха» играют именно на этом тайнознании и посвященности для немногих в отличие от провозглашаемого во всеуслышание Евангельского благовестия.

Людям, которые подвержены суевериям, непросто объяснить, почему так или иначе поступать неправильно. Этим людям следует объяснять Христа и открывать для них Евангелие! В наше время люди массово причисляют себя к исповедующим православную веру, и правильно делают, но опыт подлинного богообщения все-таки очень редкий. И не в силу исключительности самого этого опыта (хотя это так и есть), но в силу того, что нужно искреннее желание проснуться. Пробудиться, очнуться, что ли. Искать Бога, а не только правильно выполнять установленные обряды.

Когда человек действительно вступит в личностный, подлинный диалог с Богом, откроет Его в себе, научится соотносить свое дыхание и свою жизнь с Ним, с Евангелием, тогда ему не надо будет объяснять, через какое плечо правильно передавать свечу. Все суеверия развеются как туман…

Моей родственнице как-то подложили под коврик у входной двери иголку, она очень испугалась сглаза, хотя, кажется, верующий человек. Как ее успокоить?

Испуганному ничего не докажешь, если он лишь только «немножко» христианин и при этом боится приворотов, заговоров и всех этих «вампирических» и «энергетических» воздействий. Как излечиться от трусости? Воспитанием смелости! Усилием воли, работой над собой, напряжением тех мышц, что расположены между ушами, то есть мозговой деятельностью, а также душевным трудом. Христос, несомненно, призывает нас преодолевать страхи и страхования. Ну хорошо, испугалась родственница: «Какой ужас, кто-то мне желает зла!» — а потом помолилась и вспомнила евангельское: «У вас же и волосы на голове все сочтены; Не бойтесь же…» (Мф. 10, 30 ) Не бойся! Господь с нами! Такая заповедь для верующего: не бойся приворотов, сглазов и ночных стуков! А уж если ты боишься, тебе ничего не поможет: хоть ты обложись святыньками и ходи в водолазном костюме, наполненном святой водой.

Человек перед лицом смерти

Двоеверие - это когда у людей две веры одновременно? Они по понедельникам верили в Бога, а по средам в лешего?

Нет. Вера у людей, с их точки зрения, была одна, они сами осознавали ее как христианскую. Но в реальности она включала в себя такой набор элементов, который к христианству имел мало отношения. Крестьянин, считающий себя православным, мог плевать через плечо, бояться черных кошек и при этом ходить в храм, молиться Богу, участвовать в таинствах. Я приведу яркий пример, на котором видно, насколько крепки были языческие верования и традиции в сознании христиан. В XIX веке, представьте себе, был такой обычай христосоваться с домовым! Хозяин дома на Пасху с красным яйцом шел в хлев или во двор, туда, где имеет обыкновение проживать домовой, и оставлял ему яичко «на Христов день». Так же было принято христосоваться с лешим, оставляя яйцо в лесу на пеньке. Человек, который так поступал, не видел противоречия в своих действиях, его сознание не раздваивалось, так как для него это была единая картина мира, когда домовой и святые находятся на одном уровне. Понятно, что менее вопиющие слияния и вовсе не замечались и считались нормой.

- А как же священники? Они же были грамотными, учились в семинариях? Неужели они не боролись с этим?

Сельский священник сам был из крестьянской среды и с детства впитал в себя те же бытовые правила. Например, многие ученые описывают обычай катать священника в полном облачении по ниве после жатвы, чтобы вернуть полю его силу рождать хлеб.

А во время засухи, чтобы вызвать дождь, священника обливали водой. Вероятно, раньше что-то подобное делали с языческими жрецами. И священнику приходилось все это терпеть. Если же он шел на конфликт с прихожанами, то часто оставался при своем мнении, но и без пропитания, так как экономически зависел от сельской общины. Хотя чаще всего для священника все эти ритуалы были привычной бытовой нормой. Он не осознавал, что своими действиями отступает от Христа, и очень бы удивился, если бы ему это сказали. Языческое сознание в людях было настолько сильным, что подминало под себя христианские традиции, истолковывало их по-своему и сохранило некоторые суеверия до наших дней.

- Как же суеверия могут сохраняться среди образованных людей в современной жизни?

Чтобы культура народа сохранялась, существуют мощные механизмы передачи традиции от поколения к поколению. Гораздо более сильные, чем мы с вами можем представить. Иначе русские не были бы русскими, а китайцы китайцами. Благодаря этим механизмам мы можем говорить, что культура Александра Сергеевича Пушкина и наша культура — одна и та же. Именно эти механизмы и принесли к нам из Средних веков суеверия практически в неизменном виде.

Мир вокруг очень изменчив и малопредсказуем. Людям хочется подстраховаться, исполнив какие-то несложные магические ритуалы, которые сделают события более прогнозируемыми. Откройте любую газету и на последней странице вы найдете множество объявлений вроде «сильный колдун вернет вам здоровье», «потомственная прорицательница иссушит соперницу» и так далее. Это целая индустрия. Раз их так много, значит, они пользуются спросом, и языческое сознание действует в современных людях не меньше, чем в прошлые века. Это, конечно, крайние случаи, а сколько всяких «мелких магических ритуалов» исполняется ежедневно вокруг нас, которые мы и не замечаем!

Но современным городским людям, которых сейчас большинство, не нужно доить корову и знать ритуалы, которые с этим связаны?

Да, сейчас все можно купить в магазине, и большинство ритуалов и суеверий, «помогавших» земледельцам, стали не нужны. Но продолжают сохраняться те комплексы поверий, которые связаны с личной жизнью человека. Например, здоровье детей, благополучие семьи. Сохранились суеверия, связанные с беременностью и новорожденным ребенком. Спросите у любой рожавшей женщины, она, как только начинает вращаться в субкультуре себе подобных, ходить в консультацию, читать книги о беременности и родах, сразу же набирается «необходимых» ритуалов и примет. Среди беременных существует запрет покупать одежду до родов, чтобы не накликать на малыша смерть, запрет показывать малыша до года, чтобы его не сглазили, и так далее. Вся эта система суеверий продолжает существовать с древних языческих времен до сих пор!

- А появляются ли новые суеверия?

Есть и новые. Взять хотя бы космонавтов, людей образованных, связанных со сложнейшими технологиями. Казалось бы, они должны быть очень далеки от суеверий. Но если посмотреть, как они себя ведут перед стартом, мы увидим, что по уровню своего языческого мышления они совершенно не отличаются от крестьян времен Владимира Красное Солнышко. Космос — это такая сфера, где человек мало от себя зависит. И космонавтам очень нужна эта уверенность в благополучном исходе. Они пытаются его спрогнозировать, запрограммировать успешный полет, совершая ряд правильных ритуальных действий. Например, все космонавты смотрят перед стартом фильм «Белое солнце пустыни» — потому что Юрий Гагарин посмотрел, и его полет прошел нормально. Действует обычный для суеверия принцип «после этого», значит, «вследствие этого».

В плену символов

В кого же верят суеверные люди? От кого они надеются получить свое благо, исполняя магические ритуалы, высовываясь ночью из форточки в поисках халявы и так далее?

Суеверный человек может ни в кого не верить, как это ни странно. Он верит в причинно-следственные связи. Если вы грязными руками возьмете пирожок и скушаете его, то у вас потом может заболеть живот. Эта цепочка вам кажется вполне рациональной, потому что вы знаете о существовании микробов, которые с грязных рук перейдут на пирожок. Поэтому, когда человек выстраивает свою жизнь в зависимости от суеверий, он точно так же моделирует ее в рамках причинно-следственных связей. Если беременная женщина переступит через веревку, то пуповина обмотается вокруг шеи малыша. С точки зрения суеверного человека, это имеет свое рациональное объяснение, хотя часто он и не задумывается почему. В данном примере веревка по аналогии символизирует пуповину, и если беременная через нее переступит, то какое-то действие произойдет и с ребенком в утробе, наверняка он в пуповине запутается. А если человек стоит на пороге, это тоже плохо, потому что он стоит на границе между двумя мирами. То есть причинно-следственные связи выстраиваются в рамках символических моделей.

- Можно ли как-то понять, почему именно черная кошка приносит неудачу, а на корабль не берут женщин?

Весь символический мир описывается через систему бинарных оппозиций. То есть пары понятий: белый — черный, правый — левый, мужской — женский, верхний — нижний, полный — пустой. Один из этих элементов в символическом мире наделяется позитивным значением, а другой — негативным. Получается, что черный, левый, женский, нижний, пустой наделены негативным значением, а белый, правый, мужской, верхний, полный — позитивным. Из этого следует, что если на праздник первый гость пришел мужчина — это хороший знак для суеверного человека, а если по дороге из дома он встретит женщину, да еще с пустым ведром, — это знак вдвойне плохой. Отсюда понятно, чем не угодила черная кошка, почему женщина на корабле — плохая примета. Так можно разобрать многие суеверия. Даже у современных торговцев, я слышала, существует представление о том, что если первый покупатель мужчина, то день будет удачный, а если первой пришла женщина, то торговля пойдет плохо.

- Раз все эти обычаи так хорошо сохранились, наверно, они подкрепляются каким-то опытом?

Я думаю, что если человеку неизвестно это суеверие про мужчину и женщину и он просто торгует, не задумываясь об этом, то ему все равно кто к нему первый придет. А если человек верит в суеверия, то здесь работает очень мощный механизм самовнушения. Если торговцу через «первого покупателя мужчину» дан хороший знак, то он сам начинает чувствовать себя увереннее. И его психологический настрой способен влиять на ситуацию. Если студент идет на экзамен уверенный, что он ночью поймал в зачетку халяву, то он тоже чувствует себя защищенным и отвечает без страха. Вот и весь «подкрепляющий опыт».

Лев Успенский

Вы, наверное, читали "Приключения Гекльберри Финна"? Однажды Гек Финн, сидя вечером в мезонине вдовы Дуглас, грустно размышлял в одиночестве о печальной судьбе хорошо воспитанных мальчиков.
"Вдруг померещилось мне, – вспоминает он, – будто слышу стон мертвеца... У меня сердце замерло от страха... Как нарочно, паук пополз по моему плечу. Я смахнул его, и – прямо на свечку, он в ту же минуту вспыхнул и съежился.
Я великолепно знал – это очень плохая примета: она предвещала беду! Я совсем струсил, мигом стащил с себя платье, перекрутился трижды на одной пятке, каждый раз крестясь, а потом туго перевязал ниткой прядь своих волос, чтобы отогнать нечистую силу. Но успокоиться не мог.
Все эти фокусы полезны, ежели ты нашел и вновь потерял подкову. Но откуда я мог знать, что нужно делать, чтобы отогнать беду, если тебе до того не повезло, что ты погубил паука?.. "
Вам смешно? А мне скорее грустно. Смелый, неглупый мальчуган вдруг совершенно одурел: крутится голый в пустой комнате на одной ножке, крестится, завязывает хохол на голове и всё из нелепого страха. Как же! Случилось нечто ужасное: он нечаянно раздавил паука! Что же происходит с Геком?
Таким его сделала вера в приметы.
Перечитайте-ка ещё раз великолепную книгу Марка Твена, и вы сами ужаснётесь. Гек Финн жалел "воспитанных мальчиков" за то, что их по рукам и ногам связывают всевозможные приличия. А в действительности и он сам и его лучшие друзья были опутаны ещё более назойливой паутиной самых бессмысленных предрассудков, да притом ужасно мрачных и зловещих.
Увидев на небе тоненький серпик молодого месяца, вы либо полюбуетесь им, либо вовсе не обратите на него никакого внимания. А смелый Гекльберри сразу же ощутил бы дрожь ужаса.
"Я всегда знал, – говорит он, – что нет на свете безумнее поступка, чем смотреть на молодой месяц через левое плечо. Старый Ганк Беккер сделал это как-то и даже кичился своей смелостью. Но что же? Не прошло и пары лет, как однажды, напившись вдрезину пьяным, он свалился с башни и расшибся в лепешку! А все потому, что смотрел на месяц через левое плечо... "
Вы умираете со смеху: ну и чудак этот Гек! Пьяный лезет на крышу и расшибается, а виноват месяц, на который он взглянул "пару лет назад"! Что за глупость! Но Гек ведь вовсе не глуп; он суеверен. Правда, это одно другого стоит.
Трудненько жить на свете такому человеку. Всё вокруг грозит бедой, во всём скрыт какой-то страшный, тайный смысл.
Закричала сова – обязательно кто-нибудь в доме умрёт. Пролетел козодой – ещё того хуже. Завыла бродячая собака – и это к большой беде. Надо скорее выяснить, к кому она при этом стояла хвостом, а к кому мордой: тому-то и грозит несчастье!
Опрокинуть солонку – дурной знак. Стряхнуть скатерть после заката солнца – да лучше повеситься! Начать дело в пятницу – безумие: пятница – "тяжёлый день"; вас обязательно постигнет неудача. Вот и запомни всё это и покрутись тут, чтобы ничего плохого не случилось!
Здравомыслящему человеку не то что смешно, ему просто досадно читать об этом. Понимаешь великого насмешника Твена, который всю жизнь зло издевался над подобной ерундой.
Но у героев Марка Твена есть хоть то оправдание, что они были невежественными американскими мальчишками 19 века.
А вот скажите мне откровенно: у вас в классе или в доме нет среди ребят и взрослых таких Геков и Джимов, которые в приметах "собаку съели"?
Я знаю одного юношу, кончающего среднюю школу. Парень он как будто неглупый, но твёрдо убеждён, что любой экзамен можно сдать на пятёрку, ничего не уча, если только не умываться. Весной на него смотреть противно: на шее чёрный воротник, руки точно в перчатках... А экзамены всё равно проходят неважно: должно быть, учителя этой приметы не знают. Впрочем, он сам объясняет неудачи тем, что его нет-нет, да и заставят вымыться.
Знаю я также одну девочку. Она никуда не пойдёт, если кошка перебежит ей дорогу. А если уж непременно нужно идти, скажем, в кино, так она, прежде чем пересечь "роковой след зверя", крутится, как Гек Финн, трижды на пятке.
А вот младшая сестра этой девочки кошек не боится, но зато, если она идёт в школу и опасается, что её спросят по математике, она трижды с размаху садится на учебник. Но её словам, после такого упражнения, собственно, уже всё равно, как отвечать: пятёрка обеспечена. Такая удобная примета!
Есть у меня знакомая семья, куда не так-то приятно приходить. Там у всех нервная система не в порядке. И понятно, почему. Мама услышит, что сын в комнате свистел, волнуется: ясно, теперь денег в доме не будет! Дочь в отчаянии: обрывала лепестки ромашки, я на цветке оказалось чётное число лепестков, – значит, её не любят. Бабушка ходит злая: ей подарили серебряный ножик для фруктов, а дарёные ножи к несчастью.
Фу ты, пропасть! Да как же можно жить, если верить во всё это! И, спрашивается, что же такое эти несчастные приметы? Откуда они взялись? Имеют ли они какую-нибудь силу и значение?
Попробую ответить на эти замысловатые вопросы.
Прежде всего, примета примете рознь. Точнее говоря, приметы бывают двух сортов: разумные и нелепые. И их надо уметь различать.
Есть у Пушкина великолепное стихотворение, так и озаглавленное –

Приметы

Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
Так, если лебеди, на лоне тихих вод
Плескаясь вечером, окличут твой приход,
Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,
Знай, завтра сонных дев разбудит дождь ревучий
Иль бьющий в окна град...

В этих чудесных стихах поэт говорит о мудрых и полезных приметах. Явления мира связаны между собою: часто одно из них неминуемо влечёт за собой другое. Заметив первое, можно второе предсказать заранее, когда оно еще не произошло. Иногда эта связь очень проста, её может приметить каждый. Небо затянуло тучами: вероятно, скоро будет дождь. Сверкнула молния – это верная примета, что сейчас ты услышишь удар грома. Подобные вещи "предсказывать" так просто, что никто не видит тут ничего особенного, никаких "примет".
Но встречаются явления, которые связаны друг с другом не так просто и близко. Перед дождем ласточки начинают кружиться над землёй и водой. Перед хорошей солнечной погодой она, наоборот, весело выписывают свои виражи высоко в небе. Полёт ласточек издавна служит приметой погоды. Наши предки ещё в древности приметили связь между этими явлениями, только они не умели её объяснить.
А теперь мы знаем: ласточки не просто "танцуют" в воздухе, они гоняются за насекомыми, а насекомые устроены так, что их нежные тельца являются отличными "гигрометрами". Они чувствуют изменение влажности воздуха задолго до того, как его заметит наша грубая кожа. Приближающаяся сырость прижимает насекомых к земле – сюда за ними спускаются и ласточки.
Наблюдательные и умные предки наши, еще не зная никакой науки, видели такие связи. Они стали предсказывать то, что ещё не случилось, но должно произойти. И такие предсказания часто были почти безошибочными. Опытных знатоков таких настоящих примет и сейчас легко встретить среди людей, близких к природе, – колхозников, охотников, рыболовов, моряков.
Но часто происходило и другое.
Когда-то в древности люди считали, что всё в природе одухотворено, всё обладает таинственной и скрытой от нас жизнью. Они думали, что вещи, растения, животные беседуют друг с другом, дружат, враждуют. Человек рождается и умирает, а они живут вечно. Наверное, древние камни или быстро бегущие реки мудрее человека. Так, может быть, они могут лучше нас знать и тайны будущего? И тот, кто научится разгадывать их невнятную речь, сможет предсказывать грядущее.
А нашим предкам очень хотелось овладеть этим искусством. Разве не удобно знать всё наперёд? Видя, что людям опытным и мудрым удастся предвидеть ход явлений природы, они приписывали эту способность волшебству. А раз это – волшебство, то почему же, предсказывая такой пустяк, как завтрашний дождь, кудесник не сможет ничего сказать о том, что всего важнее для меня на свете: я или мой враг погибнет в бою, скоро ли выйдет замуж моя дочь, удастся ли мне овладеть богатством? Кудесник судит о дожде по каким-то "приметам". Ну, так и я буду по "приметам" судить о том, что должно случиться со мной. А что может служить такой "приметой"? Да, по-видимому, решительно все необычное, малознакомое, редкостное и особенно всё таинственное и жуткое.
Этим рассуждениям помогало и вот что. Если не знаешь действительных причин явления, нелегко установить, какие на них зависят друг от друга, а какие – нет.
Разразилась гроза. Несколько дней спустя началось наводнение. Оно произошло после грозы и, очевидно, вследствие грозы: ливень вызвал разлив рек. Тут заключение справедливо.
Но ещё через два дня началась война. Она ведь тоже грянула после грозы! Почему же не считать, что гроза и войну предвещала?
Многие приметы, нелепые и вредные, сложились именно так. Наши далёкие предки не умели ещё отличать явления, случайно идущие друг за другом, от тех, которые друг с другом связаны, как причина и следствие. Много позднее люди подметили эту важную разницу и придумали мудрую поговорку: "После этого – не всегда значит "вследствие этого"! А в далёкие древние времена они не столько размышляли об огромном и суровом мире, окружающем их, сколько просто боялись его. Рядом с высокими горами, бесконечными далями, многовековыми деревьями, страшными животными невооружённые люди были такими слабыми и беспомощными! А особенно неодолимый страх овладевал ими в непроглядной темноте ночи, когда они не могли ничего видеть.
Очень любопытно поэтому, что во всякого рода "дурных приметах" большую роль играет именно чёрный цвет, цвет темноты, цвет мрака, а также всевозможные существа и явления, связанные с ночью.
Чёрные коты и порхающие только по ночам летучие мыши верой и правдой служат в сказках ведьмам и колдуньям. Чёрные псы, особенно когда они воют в глухую полночь, якобы предвещают несчастье. У многих народов чёрный цвет считается цветом печали, траура. Даже в человеческой выдумке – картах – и то чёрная масть считается плохой, неудачной мастью. Бесшумные совы, быстрые козодои, да и самые милые безобидные мышата – все они фигурируют в мрачных приметах, потому что их жизнь связана с мраком ночи.
Незнание и робость перед силами природы и породили большинство таких суеверных примет.
Так стоит ли верить в эти приметы?
Всем известно забавное и даже поэтичное гадание: кукушка кукует в светлом майском лесу, а девушки считают: сколько раз она выкрикнет своё звонко-печальное "ку-ку!", столько лет им и придётся прожить на свете.
Казалось бы, как знать: а вдруг да это правда?! Но подумайте вот над чем: голос кукушки в погожий тихий день слышен в круге диаметром примерно в километр. В таком круге в населённом месте одновременно слышат его десятки, иногда даже сотни людей, разных людей: ребят и седобородых старцев, молодых крепышей и умирающих больных, отчаянных забияк и девочек-тихонь. И что же, теперь всем вы придётся умирать совместно только потому, что это им накуковала одна кукушка?
В детстве я узнал такую примету: если впереди стада вечером идёт в деревню красная корова, будет ясно, если чёрная, значат, дождь. Мне очень хотелось, чтобы почаще светило солнце. Я выбегал каждый вечер навстречу стаду и непременно выгонял какую-нибудь "красуху" вперёд, оставляя позади всех её товарок чёрной масти. Моя бабушка с удовольствием отмечала, что первой прибыла красная телушка, и на другой день говорила: "Вот видите... Солнце, конечно, жарит во все лопатки! " Если же шёл дождь (что тоже случалось нередко), она сразу же забывала про эту примету и выдвигала другую: "Ну, понятно: недаром у меня вчера кости ломило!" Бабушка даже не подозревала, что переменами погоды самочинно заведовал я.
Приведу ещё третий пример, совсем из другой области.
За обеденным столом случайно сидели три немолодые женщины: русская, немка и армянка. На пол упала ложка.
– Ага! – обрадовалась русская. – Ещё какая-то женщина явится: ложка упала, – Почему женщина? – удивилась немка. – Такая примета есть, но ведь что упало? Ложка! "Дер лёффель" – это мужской род. Должен придти гость – мужчина...
– Ну, что вы! – возмутилась русская. – Чтобы мужчина пришёл, должен ножик упасть.
Немка и тут не согласилась.
– Ножик? Неправда! Ножик по-немецки среднего рода: "Дас мессер"! Армянка же вообще ничего не понимала в этом разговоре. Дело в том, что в армянском языке нет никаких родов: ни мужского, ни женского, ни среднего, как и в английском, как и в турецком. У этих народов такая примета просто никак не могла бы сложиться.
Вот мне и кажется, что эти примеры довольно хорошо показывают всю неосновательность и пустячность подобных примет. Разумеется, никакой связи между падением ножа или вилки и приходом гостя нет и быть не может.
Всякая такая примета есть как бы маленькое гадание. Многие приметы и выросли из различных гаданий, теснейшим образом связаны с ними. Но гадания – это особый и очень сложный вид вреднейшего суеверия. О них стоит поговорить отдельно: у них есть своё прошлое, своя длинная история. Мы это сделаем как-нибудь в другой раз.

Рисунки Е. Ведерникова.

Слово суеверие происходит от славянского слова «всуе» - «тщетно», «напрасно»… иными словами, суеверие - «напрасная вера», в отличие от веры в Бога, которая человеку необходима (во всяком случае, веками люди были в этом уверены). Ныне мы употребляем это слово как собирательное название всякого рода поверий, не связанных с религией (впрочем, воинствующие атеисты говорят и о «религиозном суеверии»).

В первую очередь к суевериям относят веру в приметы. Как правило, примета представляет собой констатацию некой причинно-следственной связи, объяснить которую невозможно. Иногда такая связь могла иметь вполне реальную основу. Так, например, у очень слабый иммунитет - и малыш может заболеть от любой случайной инфекции, которая для взрослого не опасна, потому-то лишние контакты с посторонними людьми ребёнку ни к чему - сегодня вам это скажет любой детский врач… но наши предки, ничего не знавшие ни о микробах, ни об антителах, говорили просто: «Ребёночка сглазят!»

Точно так же была непонятна древнему человеку связь между природными явлениями - например, ласточки низко летают - значит, будет дождь. Сегодня мы знаем механизмы таких связей (влажность не даёт высоко летать насекомым , которыми питаются ласточки) и не считаем «погодные» приметы суевериями, а вот в древности незнание этих механизмов приводило к самым настоящим суевериям - «тщетной вере». Например, лягушки выбираются на сушу перед дождём (когда им не грозит обезвоживание кожи) - а на суше убить лягушку намного легче, чем в воде… вот так и родилась болгарская примета: убить лягушку - к дождю (надо ли говорить, что это не тот случай, когда сумма не меняется от перемены мест «слагаемых»!).

Но приметы - это нет только результат наблюдений, это ещё и порождение «логики мифа». Один из главных законов мифологического мышления - «подобное рождает подобное», и на нём основаны не только древние приметы, но и такое вот порождение позднейших времён: если жених и невеста на свадьбе фотографируются порознь - значит, скоро разведутся.

Немалое значение в мифологическом мышлении имеют и границы - во времени, в пространстве… скажем, граница дома - это не что иное как граница обитаемого пространства, мира людей, за пределами которого обитают совсем другие существа - чаще всего опасные (даже если выглядят, как люди)… общаться с таким существом рискованно, а если уж приходится это делать - лучше, если оно зайдёт в «наше» пространство и станет «своим»… понятно теперь, почему не рекомендуется здороваться через порог?

Как видите, изучение примет и поверий - занятие весьма увлекательное, оно может многое рассказать о том, как жили наши предки, как они мыслили, как воспринимали мир… это так же интересно, как рассматривать в музее старинную одежду. Но ведь вам не придёт в голову отправиться на в лаптях или в древнеримской тоге, не так ли? А вот желание «примерить на себя» приметы возникает у многих очень часто.

Почему же верят в приметы наши современники?

Как это ни парадоксально, приметы, которые мы ещё называем «предрассудками» - т.е. «предшествующими рассудку», «существовавшими до него» - именно от этого самого рассудка и происходят. Человеческое мышление всегда и всегда ищет логики - без логических связей мышления нет… и потому нет худшей ситуации для нашего мышления, чем «царство случайностей» - это выбивает его из колеи… А ведь случайности - повсюду… Но даже в пределах закономерностей мы не всегда способны контролировать ситуацию (ведь есть множество обстоятельств, не зависящих от нас) - это тоже ставит человека в положение утлого судёнышка, плывущего по воле бушующих волн… Примета же создаёт иллюзию логики там, где её нет, и иллюзию управления там, где управлять невозможно.

Вот знакомый всем пример: студент на экзамене. Предположим, это добросовестный студент, он всё выучил - но знать одинаково хорошо весь материал всё-таки невозможно, человек - это человек, а не компьютер, что-то он помнит лучше, что-то хуже… какой билет попадётся? Это - дело случая, повлиять на который невозможно… но если я буду тянуть билет правой рукой, да ещё при этом скажу «Тяни, моя рука, что знает голова» - непременно попадётся тот, который я лучше знаю… я верю, что управляю ситуацией - и мне спокойнее!

Именно поэтому самые «суеверные» профессии - это те, что связаны с опасностью (военные, лётчики, моряки) или зависят от многих случайностей (люди сцены). Отличаются склонностью к суевериям и студенты… помимо упоминавшейся уже «защиты от случайности» на экзамене это связано и с тем, что студенты - что греха таить! - обожают получать «зачёт», ничего не делая… недаром в студенческих суевериях большую роль играет некая невещественная субстанция, именуемая «халявой»… разумеется, произвести некоторые манипуляции над зачётной книжкой намного легче, чем весь семестр посещать лекции, отвечать на семинарах, просиживать часами над учебниками…

Впрочем, вряд ли найдётся на Земле человек любой профессии, который никогда в жизни не шарахнулся от чёрной кошки, не отложил уборку из-за того, что кто-то из близких в пути… И как бы ни старалась объяснить опасность суеверий - они проникают даже в неё. Да, существуют и околоцерковные суеверия! До сих пор во время венчания многочисленные гости вместо того, чтоб помолиться за счастье молодых, смотрят, кто первым ступит на полотенце - жених или невеста! А в какой ужас приходят родители, если восковой шарик с остриженными волосами ребёнка, брошенный в купель после крещения, случайно потонет! А попробуйте какой-нибудь особо «просвещённой» старушке передать в храме свечку не правой рукой, а левой!

Суевериям поистине нет числа… но на то мы и разумные люди, чтобы искать истинные связи между явлениями, а не иллюзорные. А если мы ещё и христианами себя считаем - то и верить надо в Бога, а не и не в 13-е число!

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

СОДЕРЖАНИЕ

1 Введение ...............................................................................................................

2 Глава 1. Причины возникновения примет и суеверий....................................

    1. Понятие примет и суеверий.............................................................................

      Причины возникновения примет и суеверий……………………………….

3. Глава 2 Исследовательская работа по выявлению сходств и различий

примет и суеверий в России и Великобритании.................................................

2.1 Сходства между английскими и русскими приметами и суевериями.............................................................................................................

2.2 Различия между английскими и русскими приметами и суевериями.............................................................................................................

4. Заключение .......................................................................................................

5. Список литературы ………………………………………………………...

Введение

Мы живём в 21 веке, в веке всё новых и новых научных открытий, технических изобретений. Нас уже трудно чем-то удивить. Но вот что интересно - независимо от социального статуса, количества дипломов и званий люди все так же суеверно продолжают плевать через левое плечо и стучать по деревяшке, "чтоб не сглазить". Далеко не каждый рискнет отправиться в дальнее путешествие, не присев на дорожку.

Следует отметить, что вопрос суеверий и примет является не до конца изученным, в частности история их возникновения. В нашем исследовании мы опирались на мнения окружающих нас людей, а также на статистику, приведенную на Интернет - форумах, изучающих данный вопрос.

Ведь это в современном мире существует такая наука, как метеорология, ведётся наблюдение за воздушными потоками и производится анализ.

АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в том, что суеверия настолько вошли в нашу жизнь, что стали неотъемлемой частью нашей натуры. Многие люди, например, носят при себе какую-нибудь вещицу, которая, как они свято верят, приносит им счастье. Это может быть монетка, пуговица, игрушка, камешек, украшение, игральная карта и так далее. Такую вещичку обычно называют талисманом и стараются никогда с ней не расставаться. Каждый день человек разумный плюет через левое плечо, стучит по дереву, умалчивает о своих достижениях, только чтобы никто не сглазил. Почему человек доверяет подобным обстоятельствам? Что заставляет поступать его так, а не иначе? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти по ходу нашего исследования.

ЦЕЛЬ: исследование примет и суеверий, их место в российском и британском обществе.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Несмотря на то, что многие

ЗАДАЧИ:

1)провести анализ литературы по вопросу истории возникновения примет и суеверий, а так же причин веры людей в приметы и суеверия;

2) выделить наиболее распространенные приметы и суеверия России и Великобритании, выпустить информационные брошюры;

3)определить сходства и различия между приметами и суевериями в России и Великобритании;

4) провести социологический опрос по данной проблеме, обработать статистические данные, сделать выводы.

Методы исследования :

    теоретические (анализ литературы, работа с Интернет-ресурсами, обобщение данных);

    практические (социологический опрос).

Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что изученный обобщенный материал может быть использован людьми разного возраста: учителями, моими сверстниками для самообразования.

При работе над данной темой мы в основном пользовались Интернет ресурсами, словарями, литературой по избранному нами вопросу.

Следует отметить, что вопрос суеверий и примет является не до конца изученным, в частности история их возникновения. В нашем исследовании мы опирались на мнения окружающих нас людей, а так же на статистику, приведенную на Интернет - форумах, изучающих данный вопрос.

Глава 1. Причины возникновения примет и суеверий

1.1.Понятие примет и суеверий

Прежде чем начать рассмотрение темы суеверий и примет, необходимо отделить эти два понятия. Что есть примета, и что есть суеверие. Несмотря на то, что эти понятия: народные приметы и суеверие тесно связаны друг с другом, тем не менее, они различны по своей сути.

Знаток великого и могучего русского языка В.И. Даль объясняет суеверия как «ошибочное, ложное верование во что-либо; вера в причину и следствие, где никакой связи нет». И хотя многие из нас утверждают, что не верят в «бабушкины приметы», но на самом деле все иначе. Суеверия прочно вошли в нашу жизнь.

Слово «суеверие » образовано с помощью наречия «суе », или «всуе » - «напрасно, даром, тщетно, попусту». Есть более узкое, церковное, определение: суе - «противоположное вечному благу нашему, жизни духовной». О человеке мы говорим «суетный», о жизни - «сплошная суета».

Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта).

Суеверие — индивидуальный предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещания будущего и влияния на него посредством использования каких-либо потусторонних сил. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр.

Народные приметы, это своеобразные подсказки - предупреждения, которые подмечали внимательные люди, фиксировали в своём сознании и передавали из поколения в поколение. Это и наблюдение за поведением животных перед «внезапной стихией», и определённые, повторяющиеся изменения в природе, которые предопределяли, например, какой будет зима, или следует ли ожидать засухи, или напротив, лето будет дождливым и холодным.

В древности ничего подобного не было. Но засуха или иная стихия, которая может привести к гибели урожая, а, следовательно, обречь на голодную смерть, заставляли быть более внимательным к событиям, предшествующим несчастьям. То есть, в таких народных приметах нет ничего мистического, магического или же, непознанного.

1.2. Причины возникновения примет и суеверий

Суеверия существуют с зарождения цивилизации по сей день. Миллионы людей во всем мире все еще заражены суевериями и вовсе не собираются от них отказываться.

Почти невозможно объяснить, как именно зарождаются суеверия. Может, причина - в каких-то явлениях природы, пугающих людей своей таинственностью, или событиях, наступление которых они хотели бы предотвратить. Однако люди начинают верить в какое-то объяснение происходящих явлений или укрепляются в мысли, что в их силах определенными действиями заставить эти явления происходить по их желанию. Суеверие - это убеждение, обычно порожденное страхом, которое противоречит соображениям разума и не может быть подтверждено опытом.

Поскольку древние люди не могли понять поведения животных, они создавали вокруг них суеверия. Черная кошка, перешедшая вам дорогу, - знак неудачи, крик совы - признак приближающейся смерти и так далее.

Некоторые приметы вообще возникают спонтанно в качестве шутки, которая распространяется среди людей более суеверных вроде японского суеверия: если фотографируются трое то тот, кто находится посередине фотографии, первым умрет.

Приметы возникли еще в глубокой древности, когда люди с затаенным вниманием присматривались к окружающей их природе, и улавливали связь между поведением животных и погодными изменениями. Создавались приметы связанные с положением, формой и цветом облаков, указывающие на повышение или понижение температуры, ветер, дождь или бурю. Так, например, приметы о погоде появились тогда, когда люди в течение нескольких поколений, живя с природой близко и тесно с ней взаимодействуя, обнаружили, что многим природным событиям предшествуют некие знаки, приметы. Так, красный закат в теплое время года практически всегда говорит о том, что на следующий день будет сильная жара. В то же время, красный закат зимой - примета наступления холодов. Многие природные приметы связаны и с поведением животных, птиц, насекомых, и даже растений. Например, если кошка начинает прятать нос, когда спит - это к холодам. Если ласточки или стрижи начинают низко и беспокойно летать - к дождю или буре.

Бытовые приметы могут быть связаны также с поверьем о домовых, и нечистой силе в целом. Например, свистеть в доме - высвистеть домового. Домовой обидится, уйдет и богатства в доме не будет. Подобные этим приметы появились в те времена, когда люди еще чутко ощущали присутствие в доме потусторонних сил, и старались с ними ладить. К этим приметам относится оставление на столах небольшого количества еды для задабривания домового.

Многочисленны и приметы, так или иначе связанные с дорогой, путем. Например, примета о том, что нельзя ничего зашивать на дорогу, иначе зашьешь сам путь. Возникновение такой приметы может быть связано с тем, что, зашивая вещи, можно опоздать на транспорт, и естественно, никакой дороги не получится. Хороша примета "посидеть на дорожку". Это не столько приметы касается, как необходимости посидеть и хорошенько обдумать - все ли необходимое собрали в путь, еще раз мысленно пройти по предстоящим делам, дабы удостоверится, что вы готовы и ничего не забыли. Приметы, подобные этой: когда возвращаешься домой с полпути, обязательно посмотреть в зеркало, возникли тоже в связи с верованием о духах, об энергетике. Чтобы не нарушить энергетику пути, ты смотришься в зеркало, как бы говоря о том, что ты побывал дома и начинаешь путь заново. Тогда путь у тебя получится не "кривой", а ровный.

Всенародные приметы типа "как год встретишь, так его и проведешь" тоже не лишены особого смысла. Все мы знаем, как важно начало любого дела. Если начало хорошее, с огоньком, пошло быстро и гладко - то и все дело будет спориться. Начало года у людей ассоциируется с началом новой жизни. И поэтому нужно это самое начало обставить как можно лучше, поэтому и возникли подобные приметы о встрече нового года, нового месяца, новой недели и даже нового дня, поскольку настроение, которое у вас было при пробуждении дает заряд на весь день.

Итак, источниками сегодняшних суеверий служат:

    суеверия предков (исторически сложившиеся суеверия);

    языческие обряды и традиции, предания и легенды (поклонение

    страх перед неопознанным;

    страх смерти;

    боязнь получить проклятие, сглаз, болезнь и т.д.

Как мы видим, все приметы основаны на обыденном наблюдении за бытом, и правильно сделанных выводах. Просто многие приметы так прочно вошли в нашу жизнь своеобразным ритуалом, что мы не задумываемся, откуда эти приметы произошли, что явилось причиной их появления. Поэтому многие приметы считаются людьми за суеверия, и поэтому игнорируются. Но тем не менее, во многих странах приметам следуют, однако к различным обстоятельствам в разных странах относятся по-разному.

Глава II. Исследовательская работа по выявлению сходств и различий

примет и суеверий в России и Великобритании

2.1 Сходства между английскими и русскими приметами и суевериями

Несмотря на то, что русская культура сильно отличается от английской, а наши страны проходили разный исторический путь, многие приметы и суеверия совпадают.

В первую очередь это приметы, которые общие во всем мире, такие, как, например, счастливые и несчастливые числа, суеверия о зеркалах и погодных условиях, церемонии, посвященные общим праздникам и некоторые приметы, связанные с животными.

Итак, давайте разберемся, почему и в русских, и в английских, и даже в мировых суевериях так часто упоминается о том, что число 13 - несчастливое.

Существует много суеверий, связанных с природой, чарами, духами, предметами, цветами, происшествиями и так далее. Но, вероятно, нет другой такой суеверной приметы, которой большинство людей придавало бы столько значения в том или ином виде, как признание числа 13 несчастливым. Во многих гостиницах нет этажа под номером 13 - счет идет от 12-ого сразу к 14. Во многих гостиницах нет комнаты под номером 13, многие люди никогда не пригласят на обед 13 человек.

Как ни странно, но не существует единственного общепринятого объяснения происхождению суеверия, связанного с числом 13. Есть много различных мнений по этому поводу.

Некоторые специалисты полагают, что число 13 стало непопулярным с тех времен, когда человек начал учиться считать. Используя 10 пальцев рук и две ноги как отдельные единицы, ему удавалось досчитать до 12. Но дальше следовало неизвестное число 13, которое пугало человека.

В религиозных кругах число 13 и возникшее вокруг него суеверие связывается с Тайной Вечерей, на которой присутствовал Христос и 12 апостолов - всего 13, причем тринадцатым был именно Иуда. Еще одна странность числа 13 состоит в том, что оно считалось счастливым в древнем Китае и Египте.

Суеверия по поводу счастливых и несчастливых днях недели распространены также широко, как и суеверия по поводу чисел, и большая их часть связана с пятницей. Ни Великобритания, ни Россия не являются исключением в этом суеверии.

Суеверные люди считают, что сочетание несчастливого числа 13 с несчастливым днем пятницей дают совершенно неудачный день!

Как уже было сказано, и в Англии, и в России, множество суеверий связано с зеркалами. Самая распространенная примета говорит о том, что если вы разобьете зеркало, то семь лет вас будут сопровождать неудачи.

Дословно в английском языке это звучит так: «If you break a mirror, you will have seven years bad luck». Считается, что если разбить зеркало, то злые духи, обитающие в Зазеркалье, будут преследовать человека, сделавшего это и мстить за то, что он «выселил их из дома». В Древней Греции верили, что человек видит волю богов в зеркале. Вот почему, если зеркало случайно разбилось, это значило, что боги не хотят, чтобы человек видел будущее, что означало неприятности.

Особое значение в обеих странах отводится приметам и суевериям, посвященным свадебным церемониям. Прежде всего, это время свадьбы. «If you merry in Lent, you will live to repent» - говорят англичане, что соответствует русской примете о том, что жениться во время Великого поста - не к добру, что молодожены будут постоянно ссориться, жалеть о браке, и не будет счастья для их семьи. Это связано с библейскими традициями, потому что жениться во время Поста - большой грех.

Пожалуй, самая распространенное свадебное суеверие говорит о том, что девушка, поймавшая букет невесты на свадьбе обязательно следующая выйдет замуж. If a girl catches the bride’s bouquet after a wedding, she will be next to mеrry. Поэтому и молодые англичанки, и русские девушки стараются поймать букет невесты на свадьбе.

Как правило, невесты на свадьбу надевают фату. А между тем этот обычай тоже связан с суевериями. Есть много разных историй, рассказывающих о возникновении этого обычая.

Все они относятся к седой старине.

Также и в Англии и в России существует примета о том, что на свадьбе на невесту и жениха нужно бросать рисовые зерна. Хотя это суеверие встречается не так часто, оно тоже возникло очень давно. Церемония бракосочетания, как и многие другие важные события в жизни, полна символов. Это значит, что мы выполняем определенные обряды в качестве символов того, что хотели бы пожелать, избегая прямых выражений.

Использование риса - один из таких символов, который уже столетия содержится в брачной церемонии. В древних племенах, например, процесс совместного съедания риса означал, что с этого момента он и она становились мужем и женой, то есть совместная еда символизирует совместную жизнь, а рис указывает на местную пищу.

В некоторых случаях рис на свадьбе использовали не для того, чтобы свести жениха и невесту, а чтобы оградить их от злых духов.

Считалось, что злые духи всегда присутствуют на свадьбах, и, бросая рис в след молодоженам, люди задабривают духов, а те не делают зла новобрачным.

Но для большинства древних рис был символом плодородия, продолжения рода, и обычай бросать рис на молодоженов напоминает именно об этом. То есть этим мы как бы хотим пожелать: «Пусть будет у вас много детей и изобилие в совместной жизни!»

Суеверие, которое известно всем с самого детства - это суеверие о том, что божья коровка приносит удачу. Чтобы это произошло, нужно, когда божья коровка сядет на руку или одежду, сказать примерно так: «Божья коровка, лети на небо, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого». Не все в это верят, но на всякий случай, особенно дети, произносят эту присказку. Дети, выросшие в Великобритании, говорят так: «Lady bird, fly to the sky, give me happy time». Доподлинно неизвестно, откуда появилось это суеверие, но существует версия о том, что божья коровка - посредник между Богом и человеком, поэтому, когда мы говорим эту присказку, через божью коровку мы пытаемся попросить счастье.

Другая примета, популярная и в России и в Англии, связана с кукушкой. Эти птицы начинают петь в середине апреля. Говорят, что в это время нужно держать серебряную монетку в руке - тогда весь год будет счастливым.

И, наконец, самые многочисленные суеверия, связанные с получением удачи, оберегами и талисманами. Например, у англичан часто можно встретить такую примету: «If you touch wood, your good luck will continue» . В России также существует поверье о том, что если коснуться дерева, то ты станешь не только удачливым, но еще и не будешь болеть в этом году. И, между прочим, и в Великобритании, и в России считается, что, постучав по дереву, люди отгоняют сглаз и злых духов.

Но если постоянно упоминать злых духов или даже самого дьявола, то он появится. If you talk of the devil, he will appear.

Еще хотелось бы сказать о том, что некоторые талисманы в Англии совп1адают с русскими оберегами. Это, в первую очередь, камни-талисманы, гусиное перо, лист дуба. Во все времена считалось, что они приносят удачу своему обладателю. Но самое знаменитое растение, приносящее удачу - это клевер-четырехлистник . Во всем мире люди верят, что клевер-четырехлистник является знаком, предвещающим благосостояние и счастье. Это настолько древнее суеверие, что никто не может сказать точно, как или где оно возникло. Но есть одна старая легенда, которая гласит, что когда Ева была изгнана из рая, она взяла с собой четырехлистник.

Так как клевер был растением из райского сада, стало считаться знаком удачи, если его найдут в чьем-либо саду.

Настолько же широко распространенным и настолько же трудно объяснимым является общее верование в то, что подкова приносит удачу . Почти каждая страна имеет свою легенду или традицию, связанную с подковой. Ирландцы говорят, что лошадь находилась в хлеву, где родился Христос, поэтому подкова имеет магическую силу. В России кузнецы раньше часто считались кудесниками, и говорят, что использовали подкову для показа своей магии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА:

Мы провели опрос по теме среди учащихся и учителей нашей школы.

2.2. Различия между английскими и русскими

приметами и суевериями

Но, как известно, между английскими и русскими суевериями есть множество различий. Пожалуй, одно из наиважнейших различий - это трактовка приметы, когда черная кошка перебегает дорогу. Если в России это означает к неудаче, то в Англии черная кошка символизирует как раз обратное - счастье и удачу. Дословно это примета с точки зрения англичан звучит так: «If a black cat crosses your path, you will have good luck» . Возможно, именно поэтому многие знаменитые люди Великобритании выбирают себе черных кошек в качестве домашних любимцев.

В России же кошек такой раскраски всегда опасались. Этот религиозный предрассудок о черной кошке, приносящей несчастье, возник многие тысячи лет назад.

Когда люди верили в существование ведьм, они ассоциировали черную кошку с ведьмой. Они верили, что черные кошки являлись замаскированными ведьмами. Убить кошку не значило убить ведьму, так как ведьма могла принять вид кошки девять раз. Именно отсюда пошел миф о том, что у кошек девять жизней.

В средние века верили, что ведьмы и колдуны использовали мозг черной кошки для приготовления таинственного зелья. Вследствие всех этих ассоциаций черная кошка в России и многих других странах стала символом неудачи.

Есть также в Англии суеверие о том, что если у вас чешется левая рука-то это к потере денег. If you scratch your left hand, you will give money away. В России же считается, что когда чешется левая рука, то это, наоборот, сулит большое прибыль.

Также следует сказать о том, что в России пауки ассоциировались ни с чем иным, как с нечистой силой и болезнями. В Англии же есть такое суеверие: «If you see a small spider, you will get a lot of money» , что дословно переводится как: «Если ты увидишь маленького паука, то ты разбогатеешь».

Если в России черные вороны ассоциировались с чем-то нехорошим, то в Англии их считают птицами, приносящими удачу. Поэтому неудивительно, что в знаменитой Лондонской Башне держат именно воронов.

В России есть суеверие о том, что если разговаривать в то время, когда зашиваешь на себе одежду, то можешь пришить свою память, а сам все будешь забывать. В Англии же говорят: «If you mend your clothes on your back, you will leave much money to lack». Это означает, что если ты зашиваешь одежду, то ты потеряешь свое богатство.

Есть также много примет в Великобритании, которые не имеют аналога в России. Например, такая примета: «If you walk under a ladder, you will have bad luck» , что означает, что если ты пройдешься под лестницей, то тебя будут сопровождать неудачи.

Еще хотелось бы напомнить об английских и русских талисманах, различающихся между собой. Например, в Великобритании считается, что кроличья лапка приносит удачу. Кролик является символом доброты, уюта, подарков и защиты. В России подобным талисманом считается коготь медведя. Медведь - царь леса, злые духи его боятся, а человек, носящий с собой медвежий коготь, берет себе силу этого зверя.

Также хотелось бы остановить внимание на суевериях, связанных с двумя самыми знаменитыми праздниками в Великобритании - Хэллоуином и Рождеством. Например, считается, что в канун Дня всех святых молодые девушки во сне увидят своего жениха, если под подушку положат яблоко. В этот день стараются выкрасть ворота, мебель и другие вещи, чтобы представить это таким образом, что это дело рук нечистой силы.

Так или иначе, мы можем сказать, что в любой стране есть свои приметы и суеверия, порой они похожи на суеверия других стран. Разница лишь в том, что отношение к предмету суеверия различно.

4. Заключение

Наша гипотеза подтвердилась, Несмотря на то, что многие

приметы и суеверия совпадают, существуют и различия.

Приметы и суеверия появились много веков, и даже тысячелетий назад. Древние люди пытались объяснить мир так, каким они его себе представляли. Это послужило причиной появления многочисленных суеверий и верований. И, несмотря на то, что большинство из них практически не содержат истины, люди продолжают им верить, и так оно и должно быть. Человек не может знать всего, а значит, он будет продолжать строить догадки и выдвигать гипотезы о том, как устроен мир. Все мы немного суеверны. Это заложено в нас природой.

Знание культуры, фольклора, традиций и верований помогает нам ближе познакомиться с нравами другой страны, с ее историей и духовной жизнью, обогатить собственное мировоззрение. Чем больше мы знаем о другой стране, тем меньше становится пропасть между нашим взаимопониманием и дружескими отношениями.

С одной стороны, приметы и суеверия делают нашу жизнь разнообразнее, а с другой - могут усложнить быт. Поэтому, ко всему, в том числе и к приметам, подходите с умом, не давая им властвовать над вами.

5. Список литературы.

    В.И. Даль. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»

    Приметы и суеверия http://www.e-reading.club/bookreader.php/94900/Razumovskaya_-_Primety_i_sueveriya

    Народные приметы и суеверия http://ugoo.ru/thread-839

    Суеверия http://sueveriya.ru/

    Приметы и суеверия http://www.study.ru/treasury/

    Английские приметы и суеверия http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0b65635a2bc78a4c43b89421216d26_08. - М.: «Слово», 1994.

Для большинства людей суеверия и приметы относятся к непонятным явлениям. С одной стороны, их не может объяснить наука. А с другой стороны, актуальность этих, на первый взгляд, бредовых предрассудков, подтверждается самой жизнью. Так что же такое приметы и суеверия?

Прежде всего нужно уяснить разницу между приметами и суевериями. На первый взгляд, эти слова синонимы, обозначающие одно и то же. Однако, не всё так просто. Вот такие определения этих слов даны в словаре:
Примета – явление, случай как предвестие чего-либо;
Суеверие – предрассудок, вера во что-нибудь сверхъестественное.
Теперь, отталкиваясь от этих определений, можно увидеть разницу между приметой и суеверием.

Что такое примета?

У всякого явления есть причина и следствие. А между причиной некоего явления и самим этим явлением всегда происходит ряд однотипных событий. Если взять одно из таких событий и сказать, что оно приведёт к определённому следствию, то это и будет примета. Примета – это всегда результат опыта. Опыта личного или коллективного. Можно привести примеры примет:

Если к вечеру стихает ветер, то на следующий день нужно ожидать хорошей солнечной погоды. Если же к вечеру ветер, наоборот, усиливается, то это к ненастью.

Холодный май – год хлебородный. Мох на камнях и на деревьях гораздо гуще с северной стороны.

То есть, примета – это некое событие, которое указывает на то, что спустя некоторое время произойдёт какое-то явление. Взаимосвязь приметы и явления, следующего за ним, если не объяснена научно, то подтверждается практикой.

А что же такое суеверие? Прежде всего – это предрассудок, основанный на страхах или желаниях человека. Ни для кого сейчас не секрет, что наша мысль материальна. Думая о чём-то, воображая что-то, мы, так или иначе способствуем реализации того, о чём мы думаем. Именно поэтому суеверия могут сбываться. Однако, суеверия, в отличие от примет, зависят не от общего хода вещей, а от мыслей человека.

Если человек настраивает себя на то, что в результате одного события произойдёт другое событие, то он невольно делает своё поведение, своё настроение, свои реакции, зависимыми от этого события. Например, если женщина верит в то, что кошка чёрная, перебежавшая дорогу это к несчастью, то она невольно начинает ждать это несчастье. Её настроение падает, активность снижается. Она начинает хуже управлять своей жизнью, и если она где-то не доглядит, то сразу же произойдёт «несчастье». Но, это «несчастье» - результат не общего хода вещей, на который эта женщина повлиять не в состоянии, а всего лишь результат её реакции на чёрную кошку.

С теми, кто не верит в суеверия, подобных «несчастий» не происходит, поскольку «нехорошее событие» не сильно изменяет их эмоциональных фон, поведение и реакции. Для таких людей чёрная кошка, перебежавшая дорогу – это всего лишь перебежавшая дорогу кошка чёрная, а не предзнаменование чего-то нехорошего.

Подводя итог, можно сказать, что примета – это признак будущего события, которое наступит независимо от воли отдельно взятого человека. А суеверие – это психическая настройка на определённый в результате некоего события. Эту разницу между приметой и суеверием очень важно понимать.

mob_info