Когда похвальная суббота в году. Родительская суббота

Православный календарь — это обязательная и неотъемлемая часть жизни верующих людей.

Заглянув в него, можно узнать даты великих постов и праздников, а также распланировать свой график на последующий год — рабочие, выходные, посадочные, постные и поминальные дни.

Родительские субботы в 2017 году имеют четко установленные даты. Если нет времени сходит в церковь и поставить свечку, то надо обязательно съездить на могилы усопших. Отвезти цветы, прибраться и выказать дань почтения. Родительских суббот в течение года не много, но они позволяют остановиться в повседневной суете и вспомнить, хотя бы на минуту, о тех людях, которые были и остаются для нас очень дорогими. Важно иметь в сердце весь смысл Великого поста, и ограничивать себя в слабостях.

Родительские субботы в 2017 году

Родительскими днями называются специальные дни, в которые принято вспоминать усопших людей.

. 9 мая 2017 года , вторник - день памяти по погибшим в Великой Отечественной войне.

Июньская Родительская суббота предшествует великому празднику Троице и выпадает на 3 июня.

11 сентября 2017 года , понедельник - день поминовения усопших православных воинов

Что нужно делать в родительский день

Довольно большое количество народу посещает родных и близких на кладбище именно в праздник Пасхи. Многие, к сожалению, придерживаются кощунского обычая сопровождать посещения умерших пьяным диким разгулом. А те, кто не делает так, очень часто даже не знают, когда в Пасхальные дни можно (и нужно) поминать усопших.

Первое после Пасхи поминовение почивших совершается на второй пасхальной седмице (неделе), после Фомина воскресенье, во вторничный день. А распространившаяся традиция ходить на кладбище в сам праздник Пасхи, остро противоречит установлениям Церкви: до девятого дня от Пасхи поминовение умерших совершать нельзя. Если же человек уходит в мир иной на Пасху, тогда его хоронят по особому пасхальному чину.

Как и многие православные священнослужители, священник Валерий Числов, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском кладбище Челябинска, предостерегает от необдуманных поступков и от прочих действий, совершенных по незнанию в праздник Радоницы:

«Следует помнить, что кладбище — это место, где следует вести себя с благоговением, Печально видеть, как некоторые люди пьют там водку и поют мирские песни. Кто-то крошит на могильный холм хлеб и яйца, льёт спиртное. Устраивают порой настоящий разгул. Всё это напоминает скорее языческие тризны и неприемлемо для христиан. Если уж мы взяли на кладбище еду, лучше раздать её нищим. Пусть они помолятся за наших усопших, и тогда Господь, возможно, пошлёт какое-нибудь утешение нашим родным»

Придя на кладбище в праздник Радоницы, нужно зажечь свечку и совершить литию (усиленно помолиться). Для совершения литии во время поминовения умерших, следует пригласить священника. Также можно прочесть Акафист об упокоении усопших. Затем надо прибрать могилу, немного помолчать, вспоминая почившего.

Не нужно пить, и есть на кладбище, недопустимо лить спиртное на могильный холм - эти действия оскорбляют память мертвого. Традиция оставлять на могилке рюмку водки с хлебом является пережитком языческой культуры и не должна соблюдаться в христианских православных семьях. Еду лучше отдать нищим или голодным.

Похвала Пресвятой Богородицы

(Суббота Акафиста)

Повеле́нное та́йно прие́м в ра́зуме,/ в кро́ве Ио́сифове тща́нием предста́ Безпло́тный, глаго́ля Неискусобра́чней:/ приклони́вый схожде́нием Небеса́ вмеща́ется неизме́нно весь в Тя,/ Его́же и ви́дя в ложесна́х Твои́х прие́мша ра́бий зрак,/ ужаса́юся зва́ти Тебе́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
(Тропарь Субботы Акафиста, глас 8)

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко и́мущая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свобо́ди, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
(Кондак Субботы Акафиста, глас 8)

Дорогие братья и сестры!

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.


Праздник этот установлен в IX в. в память неоднократного избавления Константинополя заступничеством Божией Матери от нашествия иноплеменников. Перед лицом страшной опасности уничтожения от персидских и скифских войск, все жители города в единодушной молитве обращались ко Пресвятой Богородице с молитвой о помощи. Во Влахернском храме Константинополя хранилась икона Богородицы, написанная по преданию святым евангелистом Лукой, с которой патриархом Сергием совершались крестные хода.Положение греков на тот момент было безвыходным.

Оставалось уповать лишь на милость Божию. Все вместе они совершили особый крестный ход вокруг города с иконами и песнопениями, а когда процессия подошла к морю, патриарх погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли неприятеля. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист - греч. «неседальный», то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя») песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!». И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
«Будем же, грешники, - восклицает святитель Димитрий Ростовский, иметь добрую надежду, ибо имеем доброго пастыря, пречистую Деву. Послушаемся Её голоса, пойдем на Её призыв, на Её пир; вкусим от сладостей Её пастбища и, воздавая ей благодарение, будем усердно повторять сию радостную песнь: «Радуйся, Невестно неневестная!».


Акафист есть священная похвала Пресвятой Богородице. Свое название «Акафист» получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Божией. В то время как на других службах по уставу можно сидеть, в настоящий праздник все мы слушаем похвалу стоя. На праздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. В некоторых местах существует традиция читать акафист поочередно перед чтимыми богородичными иконами храма.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни - риза и пояс. Позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского, затем - в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Церкви.

Отметим, что 2/15 июля православные христиане отмечают праздник Ризоположения Пресвятой Богородицы, который также установлен в честь избавления православных христиан от врагов заступничеством Божией Матери. В троицкое благочиние входит построенный в 1722 г. прекрасный храм Ризоположения в Леоново, настоятелем которого на протяжение нескольких лет был и наш батюшка Георгий Гуторов.

В проповедях на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Шаргунов отмечает: «среди Поста, когда мы слышим строгие покаянные молитвы, когда не принято читать акафистов, Церковь внезапно расцветает благоуханием Похвалы Божией Матери. Она не находит слов, чтобы выразить свою любовь, свое благоговение перед Пречистою Девою Мариею, Божией Матерью, размышляя о Ее девстве и о Ее материнстве, о тайне человеческой личности - самой святой из всех людей, самой близкой ко Господу. Сама святость человеческого естества измеряется степенью его близости ко Господу. Никто как Она в роде человеческом не послужил тайне искупления. Своим непостижимым соединением со Христом Она сподобилась быть Матерью Божией. И в тайне девства и материнства открывается нам Ее материнское служение всему роду человеческому. Она наша духовная Мать, Она предстательствует за всех нас. И открывает совершенное христианское служение, которое во внешнем своем выражении и внутреннем стоянии неотделимы. Поэтому, наверное, так славится Божия Матерь бесчисленными Своими чудотворными иконами, которые являются в тот момент, когда решаются судьбы народа, судьбы нашей Русской Православной Церкви…


…Сегодня все святые приносят Ей похвалу, и мы, грешные, присоединяемся к этим хвалам. Слова Акафиста благодатно и точнее всего раскрывают эту хвалу, когда мы произносим вместе со всею Церковью: «Радуйся, апостолов немолчная уста; радуйся, мучеников непобедимая дерзосте!» Радуйся, - скажем мы, - Похвала всех святых; радуйся, Госпоже ангелов, Царице неба и земли, но более всего Мати - Матерь Божия и Матерь нас грешных. Это непостижимая тайна - Она единая из всех людей, Которая никогда в жизни не согрешила, и поэтому может ходатайствовать за всех грешных людей и быть Заступницею всех нас. И сегодня во всех храмах мы присоединяем к небесному гласу ангелов и всех святых, приносящих похвалу Божией Матери, пение наших голосов и наши тихие сердечные молитвы во исполнение пророчества, которое Она произнесла: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди».


На тему Акафиста написаны иконы «Похвала Богородице», главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, Матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Солом

она с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами. Древнейшей иконой Похвалы Богоматери на Руси является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV в.

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери? Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.


В проповеди на Похвалу Пресвятой Богородицы святейших Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил: «это день особый: после недели Крестопоклонной, когда мы вспоминали Крест Христов, на этой, пятой неделе Великого поста мы прославляем Богоматерь. Связь между главной темой недели предшествовавшей и нынешней неслучайна: Божия Матерь в жизни Своей не имела никакой славы, никакой похвалы. Вся Ее жизнь была несением огромного креста. От нас практически сокрыты дни Ее жизни до того момента, когда Спаситель вышел на Свое общественное служение.

Но и повествование о годах служения Христа Спасителя содержит мало сведений о том, что происходило в семье Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, что происходило в сердце Его Матери. Мы можем только догадываться о том, как материнское сердце страдало за Своего Сына, Который с первых дней проповеди стал на путь непримиримой борьбы со злом и ложью, с теми силами мира сего, которые противились Божией правде. Каждое слово Спасителя было пронизано этой правдой, а потому возбуждало ненависть, клевету, зависть, вплоть до готовности физически уничтожить Того, Кто посмел открыто и честно говорить людям правду Божию.


Но разве не надрывалось сердце Пресвятой Богородицы, когда Она слышала о всех готовящихся злонамеренных действиях против Ее Сына? Разве не скорбело Ее сердце и тогда, когда фарисеи на третью Пасху общественного служения Спасителя пришли в Галилею из Иерусалима, - потому что Он не пошел в Иерусалим, ибо еще не приспел час, а там уже готовились учинить над Ним расправу? И пришли фарисеи в Галилею, мирную и спокойную страну, чтобы улавливать каждое Его слово и доносить в Синедрион, - с тем, чтобы непременно уличить Его в преступлениях против Закона, в преступлениях против народа. Разве в стороне была Пречистая Богоматерь? Конечно, нет: Она была рядом со Своим Сыном, Она все видела и слышала, Она не могла не понимать того, что происходит, что буквально месяцы отделяют Сына от страшной кончины. Это было не сиюминутное страдание и не только то, что явилось в апогее, на Голгофе, - это было страдание ежечасное, ежеминутное, это был Ее жизненный крест, и никакой славы - до самой смерти. Славой Богородицы явилась Ее физическая смерть, Ее восхищение на небо, поэтому мы и празднуем так торжественно Успение Пресвятой Богородицы, ибо это было явление Ее славы еще на земле.


А сегодня мы возносим славу Пресвятой Богородице, Той, Которая пронесла через жизнь особый крест, Которая явила нам пример не только святости жизни, чистоты ума и сердца, любви, но и терпения, мужества, способности достойно и спасительно нести тяжелейший крест, который только и спасает человека. Пресвятая Богородица была восхищена на небо не только потому, что явила в Себе величайший дар Божественной благодати, но и потому, что жизнью Своею Она этот дар поддержала. Терпением, страданием и скорбью Своею Она этот дар преумножила, принеся великую жертву Богу всей Своей жизнью. И сегодня мы прославляем Пречистую Царицу Небесную и учимся от Нее спасительному крестоношению, прославляем Ее как заступницу рода человеческого, Которая, пройдя скорбными тропами Своего земного бытия, ныне во славе предстоит Сыну Своему и Господу нашему и, верим, молится за нас, каждого укрепляя в его собственном крестоношении, каждого укрепляя на пути к спасению в осуществлении и провозглашении Божией правды.

Пусть сегодняшний день наполнит наши сердца радостью, ибо перед нами великий пример спасительного крестоношения, который увенчан бессмертной вечной славой Богородицы, предстоящей Сыну Своему и Богу нашему. Ее молитвами да сохранит Господь Церковь нашу, Отечество наше и всех тех, кто с верой и любовью притекает к Ее святому имени. Аминь».

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Пятая неделя Великого поста 2017 будет продолжаться с 27 марта по 2 апреля. На пятой седмице православные христиане воздают хвалу Пресвятой Богородице. За то, что помогает всем, кто обращается к ней с искренней, слезной молитвой. Не оставила Матерь Божья и оказавшихся в отчаянном положении греков, когда в 666 году окружили Константинополь воинственные скифы и персы. Заступница взволновала морскую гладь и потопила вражеские корабли. Благодарные христиане всю ночь пели в честь Божьей Матери хвалебные гимны. С тех пор пятая неделя Великого поста называется Похвальной.

Семейное угощение

По народной традиции во вторник зять приглашал в гости родню жены. Вечерок скоротать, на житье молодоженов посмотреть. Родные с пустыми руками не приходили. Теща по обычаю готовила подарки для свекрови, зятя и золовок. А тесть одаривал свекра, деверей и свою дочку. Причем ее полагалось новыми нарядами побаловать. После вежливых отговорок (ни к чему это, не стоило беспокоиться) принимались за угощение. Стол, невзирая на пост, от яств ломился. Молодая жена весь день жарила, пекла, варила.

Конечно, основные кушанья праздничного постного застолья - блюда из рыбы и морепродуктов.

Салат «Морская идиллия». Подается порционно. Крупными кусочками нарезают помидор и огурчик. Мелко шинкуют колечко консервированного ананаса и 4 «королевских» креветки. Руками рвут 5-6 листьев зеленого салата. Ингредиенты заправляют постным майонезом и красивой горкой выкладывают в небольшую салатницу. Сверху посыпают мелкорубленой петрушкой, кедровыми орешками. Украшают цельными или разрезанными вдоль на две половинки креветками.

Рыбная кулебяка. Подается на горячее. От простого пирога она количеством начинки отличается. Ее в кулебяке больше теста, которое долго мнут и месят, чтобы получилось упругим. Иначе оно толстый слой начинки не выдержит, и пирог развалится.

Постное дрожжевое тесто заводят на теплой воде (250 мл). В ней распускают 2 чайных ложки «быстрых» дрожжей. Добавляют 3 стол. ложки сахара (без горки), одну чайную ложку соли, крахмал (1 стол. ложку), оливковое масло (5 стол. ложек) и 650 г пшеничной муки. Замешивают тесто круче, чем на пирожки. Накрывают чистым полотенцем и оставляют на часок в тепле, чтобы поднялось. Когда тесто увеличится в объеме примерно в 2 раза, его обминают и дают второй раз подойти.

Пока тесто поднимается, готовят начинку. Филе рыбы (700 г) припускают в воде, охлаждают и мелко режут. Варят 70 г длинного риса. На растительном масле тушат репчатый лук (1 большая луковица). К нему добавляют рубленый зеленый лук и жарят еще 3-4 минуты. В начинку также кладут отваренную, лучше «в мундире», картофелину и один спелый авокадо. Его нежная мякоть с успехом заменяет сливочное масло. Картофель и авокадо нарезают кубиками. Все ингредиенты соединяют, солят по вкусу и перемешивают.

Чтобы начинка хорошо пропеклась, кулебяку делают продолговатой, вытянутой, как батон. Готовое тесто раскатывают в прямоугольник. В середину выкладывают и немного прижимают руками начинку. Тесто по бокам нарезают полосами, шириной 4-5 см. Их переплетают, как косу. Аккуратно заделывают концы рыбного пирога. Его смазывают оливковым маслом с добавлением щепоточки сахарной пудры для золотистого коленкора. Выпекают кулебяку в духовке, разогретой до 200 градусов. Вынимают и укрывают минут на 10 полотенцем. Режут прямо на столе, иначе быстро остынет.

Домашние трюфели. Вкусный десерт к чаю. 100 г горького шоколада разогревают до 40 градусов со столовой ложкой оливкового масла. Смесь помешивают, чтобы не пригорела. Добавляют в нее 100 г измельченных орехов (грецкие, миндаль, арахис) и столовую ложку рома или коньяка. Теплую смесь берут чайной ложкой, выкладывают в чашку с какао-порошком, перемешанным с сахарной пудрой. Формируют постные конфеты- шарики, размером с грецкий орех.

Когда сытые и довольные родственники домой собирались, свекор со свекровью сватам ответные дары вручали. А на Святой неделе непременно у них гостили-угощались на радость невестке. Хорошо, когда в большой семье мир да лад!

Званые поминки на Похвальной неделе Великого поста 2017

В субботу на пятой неделе Великого поста в старину устраивали в деревнях званые поминки. Стол прямо на улице накрывали, в складчину. Распорядитель приглашал бедных угоститься, чем «бог послал», усопших помянуть. Со временем такие поминки из шумных, общественных превратились в семейные посиделки, когда в узком кругу вспоминают родственников, ушедших в мир иной. А детишек потчуют постным печеньем.

Медовое печенье. С его приготовлением младшие члены вашей семьи и сами отлично справятся. Муку (ржаную) и натуральный мед смешивают в пропорции 1 к 1. Старательно разминают руками 20 минут, пока не получится однородная масса, которая не липнет к рукам. Тесто хорошенько бьют скалкой. Раскатывают в лепешку толщиной около 1 см, специальными формочками вырезают разные фигурки. И тотчас же ставят в горячую духовку, иначе печенье выйдет очень жестким. Выпекают его минут 15 при температуре 220 градусов.

Остывшее печенье «разрисовывают» постным айсингом. Смешивают сахарную пудру с парой ложек лимонного сока, белая краска готова. Если хочется украсить печенье розовой глазурью, добавляют несколько капель сока свеклы. «Картинки» подсыхают (5 часов) при комнатной температуре. Приятного аппетита!

Родительские субботы в 2018 году – особые дни в церковном календаре, в которые православные христиане поминают умерших родственников. Поминовение усопших церковью – особый ритуал. В эти дни проводится панихида, на которой упоминают имена людей, покинувших этот мир. Накануне молебна верующие несут в церковь записки с именами почивших родственников. В поминальные субботы принято вспоминать не только умерших родственников, но и знакомых.

Родительскими эти субботы названы потом, что зачастую родители покидают этот мир раньше своих детей.

В Великий пост в течение недели богослужения не проводятся. Поэтому для поминовения усопших отводятся субботы. В этот день верующие люди идут в церковь, а после её посещения отправляются на кладбище.

В в храмах читаются молитвы для очищения от грехов всех православных христиан. Люди, пришедшие в церковь, молятся не только за своих близких, но и за других людей, которые закончили своё существование на земле. Прочтение всеобщей молитвы в Родительскую субботу помогает отпустить все грехи и попасть душам в Царствие Небесное. Множество пропавших без вести, а также погибших при разных обстоятельствах людей обретают душевный покой и могут вознестись на Небеса.

Видео: родительские субботы – дни особого поминовения усопших

Родительские субботы поминание усопших в 2018 году

Родительские субботы в 2018 году проводятся традиционно. В эти дни в церквях проходит Божественная литургия и происходит поминовение усопших. Люди, посетившие храм, приносят записки с именами умерших родственников, и передают их священнику, чтобы он упомянул близких во время службы.

Кроме обычных родительских суббот есть ещё Вселенские (Мясопустная и Троицкая).

Поминальные даты в 2018 году по православному календарю:

10 февраля Мясопустная суббота Суббота за неделю до Великого поста. Один из главных поминальных дней в году. В это время поминают всех невинно замученных и убитых православных, которые погибли за веру во Христа.
3,10 и 17 марта 2-я, 3-я и 4-я субботы На протяжении Великого поста мало дней, в которые можно совершать полную Литургию и читать главную церковную молитву за усопших. Поэтому церковью было установлено три особых дня поминовения.
17 апреля (девятый день после ) С этого дня, после длительного перерыва на Великий пост и пасхальные дни, Уставом церкви разрешаются общецерковные поминовения умерших.
9 мая День памяти погибших воинов После литургии проводится благодарственный молебен. Церковью почитаются воины, исполнившие священный долг перед народом и Отчизной.
26 мая Троицкая суббота (выпадает перед праздником ) В России и на юго-востоке Белоруссии – это самый большой и почитаемый поминальный день. В этот день вспоминаются все когда-либо умершие христиане.
3 ноября День всеобщего поминовения усопших. Совершается ежегодно перед (8 ноября).

Существуют поговорки, связанные с родительскими субботами:

Видео: православный календарь на 2018 год: дни поста и родительские субботы

Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2017 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

Родительские субботы в 2017 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 18 февраля 2017 года.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 года.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 года.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 года.
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2017 года.
  • Радоница – 25 апреля 2017 года.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 года.
  • Димитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 года.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

mob_info