Серпуховский монастырь икона неупиваемая чаша. Владычный введенский женский монастырь в серпухове

В Серпухове я побывала уже второй раз. С отчетами о предыдущей поездке можно ознакомиться здесь:

В этот раз, на мое счастье, начали мы прогулку с того места, до которого я в прошлый раз не дошла - Серпуховский Владычный Введенский женский монастырь. Хочется сказать спасибо нашему экскурсоводу - девушке Оле, которая рассказала нам о монастыре.

Это самый древний монастырь в Серпухове. Основан в 1360 году московским митрополитом святителем Алексием.

По легенде основанию монастыря предшествовало особое изволение Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!»

Так монастырь выглядел в начале ХХ века.


Эти же ворота уже в начале ХХI века.

Просто жилой дом...


Еще одни ворота...


Надвратный храм св. Феодота Анжирского.

Я, наконец, узнала откуда появился павлин на гербе Серпухова. В XVIII веке императрица Екатерина для утверждения системы местного самоуправления начала закреплять за городами гербы. Главный герольдмейстер империи – граф Франциско Санти – разослал по всей России анкеты. Таким образом он хотел выяснить о каждом городе нечто особенное.
Когда пришел ответ из Серпухова, художнику из Пьемонта было достаточно одной фразы: «в монастыре одном павлины родятся»… Речь шла о Высоцком монастыре, которому в 1691 году окольничьим Михаилом Колупаевым были подарены «…гнездо журавлей, павлин да пава…».
Так символом Серпухова стал «в красном поле стоящий с распростертыми крыльями павлин». Этот герб был утвержден 20 декабря 1781 года.


Введенский собор, построен во времена Бориса Годунова.


Храм святителя Алексея, построен в XVII веке с северной стороны Введенского собора.


Надвратный храм с внутренней стороны.


Келейный корпус. Если верить схеме монастыря, сейчас там музей.


Святой источник "Неупиваемая Чаша".

Икона Неуписаемая Чаша на протяжении веков была главной святыней Владычного монастыря.
Явление первообраза иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: “Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”. Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул пуститься в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: “Неупиваемая Чаша”! В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама - строителя этого монастыря. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное - он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.
С тех пор к этой иконе за исцелением приходили многие, страдающие недугом пьянства. Но во временя советской власти икона была утрачена:(В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары.
Сейчас в храмах есть списки с этой иконы...


Никак не хотел вмещаться в кадр((Храм Георгия Победоносца с трапезной палатой и звонницей.


Эклектика:)

Во дворе монастыря лежат древние надгробные плиты из ракушечника. На них можно разглядеть доисторических морских обитателей.

Полное название монастыря – Серпуховский Владычный Свято-Введенский женский монастырь . Расположен он в Подмосковье, в городе Серпухове.

В монастырский комплекс входят несколько храмов и церквей, святой источник, многочисленные монастырские постройки, гостиница для паломников, православная гимназия, а также гробница Варлаама Серпуховского, главного строителя монастыря, и основная святыня храма – икона «Неупиваемая чаша».

История монастыря

История монастыря начинается в 1360 году. Согласно преданию, Святителю Алекию во время молитвы было видение: сама Пресвятая Богородица обратилась к нему с призывом построить храм в ее честь в пределах града Серпухова. Алексий тот час же отправил на поиски подходящего места преподобного Варлаама. Найдя такое место, преподобный Варлаам решил переночевать там. Ночью услышал он звон, неизвестно откуда взявшийся, и решил, что это знак от Богородицы, что место он нашел то самое. Через некоторое время сюда пришел и Алексий. Выбором места остался доволен и повелел поставить здесь деревянную церковь. Варлаама же назначил главным строителем.

В 1362 году уже была построена первая каменная церковь и трапезная. Преподобный Варлаам строил монастырь 13 лет, вплоть до самой своей смерти. Чувствуя, что скоро земные дни его закончатся, попросил он Алексия похоронить его около монастыря, чтобы и после смерти смотреть на результаты своих трудов, быть рядом с главным делом своей жизни.

После смерти Варлаама по распоряжению святителя Алексия была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Эта икона в течение 540 лет была главной святыней монастыря и по праву почиталась, как чудотворная.

Вплоть до конца 16 века монастырь продолжал строиться, обитель получала от разных царей земли и пожертвования. Царь Иван Грозный , отличавшийся, как известно, не только особой кровожадностью, но и такой же безграничной набожностью, пожаловал монастырю мельницу и землю, чтобы монахи могли хоть как-то прокормиться.

В 1599 году был построен Надвратный храм Феодотия Анкирского. В 1598—1609 монастырь полностью перестраивается на деньги царя Бориса Годунова в честь бескровной победы русского войска над ханом Казы-Гиреем на реке Оке. Строительство осуществлялось не только на деньги Годунова, но и под его контролем. Преобразования охватили все без исключения постройки монастыря: расширен Введенский собор, построен храм в честь Святого Георгия, монастырь обнесен каменной крепостной стеной с башнями.

В 1607 году по велению Василия Шуйского монастырю был подарен Чудотворный образ царевича Дмитрия. В это время в обители уже было около 30 монахов. Обитель процветала и принимала множество паломников.

Самостоятельность монастырь потерял спустя век. В 1724 году, согласно новому духовному Регламенту, обитель была приписана к Московскому Заиконоспасскому монастырю. На протяжении нескольких лет обитель постепенно пустела, ветшала, и дошло даже до того, что некому было проводить церковные службы. Настоятелями монастыря на протяжении долгого времени были простые иноки-строители.

В 1806 году монастырь пришел в такой упадок, что решено было его упразднить. Но, как это часто бывало на Руси, положение спасли женщины. Монастырь получил вторую жизнь, благодаря игуменье Дионисии , которая прибыла сюда из Новодевичьего монастыря с пятью монахинями и четырьмя послушницами. Скорее всего, немалую роль в возрождении монастыря сыграла и княгиня Евдокия Вяземская , которая прожила здесь последние свои дни под именем старицы Ефросиньи.

Примечательна также личность еще одной обитательницы Введенского монастыря – игуменьи Митрофании . До 26 лет будущая игуменья и не помышляла о монастырской жизни. Тогда ее звали Прасковья Розен, и принадлежала она к древнему аристократическому роду баронов Розен. Что именно так повлияло на образованную и умную барышню, да к тому же еще и фрейлину супруги Николая первого – неизвестно. Но в 26 лет она принимает монашество и уходит в Алексеевский монастырь. В 1861 году Митрофания становится игуменьей Владычного Свято-Введенского монастыря в Серпухове и ставит себе цель: сделать монастырь не просто процветающим, а лучшим из лучших. Свои связи при дворе она успешно конвертирует в денежные пожертвования, которые так нужны обители. При ней монастырь прирастает и постройками, и послушницами.

Современники Митрофании отмечали ее организаторские способности, сильный характер, решительность и деловой склад ума. Благодаря ей была создана первая община сестер милосердия, а монастырь стал известен своей миссионерской деятельностью. Но такая миссионерская помощь людям была чужда православным традициям и многим не нравилась. В 1874 году игуменью обвинили в попытках мошеннически завладеть чужим имуществом, подвергли судебным разбирательствам и по приговору сослали в монастырь Енисейской губернии.

Обретение иконы «Неупивемая чаша»

В 1878 году в монастыре произошло знаменательное событие – обретение чудотворной иконы «Неупивемая чаша».

Официальная версия этого обретения такова. Один крестьянин Тульской губернии, отставной солдат николаевской армии, имел непреодолимую тягу к спиртному. Справиться сам с этой болезнью он не мог, пропивал все, что было в доме. В довершении всего у него отнялись ноги, но и это не могло остановить его. И вот однажды ночью видит он во сне старца, который велит ему идти в Серпухов и во Владычном монастыре отыскать икону «Неупиваемая чаша». Старец обещает, что молитва перед этой иконой излечит и его тело, и его душу. Крестьянин поначалу не внял советам старца, да и отправляться в такой долгий путь, не имея возможности встать на ноги, не захотел. Старцу пришлось еще два раза грозно повторить свое наставление во сне, прежде чем крестьянин решился на четвереньках ползти из Тульской губернии в Серпухов. Дорога была трудной, но, видимо, не располагала к распитию спиртного. Поэтому в монастырь крестьянин вошел на своих ногах, хоть и опираясь на палку. Икону, о которой крестьянин слышал во сне, сестры нашли в проходе Георгиевского храма. До этого никто не знал, что эта икона носит такое название и исцеляет от пьянства. С тех пор икона была помещена в храм и к ней потянулись многие страждущие.

В 1919 году с приходом Советской власти для монастыря настали самые трудные времена. Всех монахинь изгнали, монастырь закрыли, а драгоценная чудотворная икона «Неупиваемая чаша» была навсегда потеряна. Георгиевский храм стал кинотеатром, во Введенском соборе и приделе св. Алексия разместились склады, а остальные постройки были отданы летному училищу.

В 1978 году летное училище закрыли, и монастырь пришел в окончательный упадок. Храмы и монастырские стены буквально растаскивали по кирпичам местные дачники.

Лишь в 1995 году в монастыре вновь начались службы. Обитель начала свою новую историю.

Владычный Свято-Введенский монастырь сегодня

Под руководством игуменьи Алексии в марте 1995 года началось восстановление полуразрушенного монастыря. Каким-то чудом сохранившиеся кресты на церквях снова дают надежду всем верующим, а заново написанная икона «Неупиваемая чаша» — исцеляет от тяжкого недуга.

Сегодня, как и много веков назад, белоснежный Введенский собор открыт для посещения, а Надвратный храм святого Феодота Анкирского встречает паломников. Также на территории монастыря расположена Церковь святого Георгия, Церковь святого Алексия, основателя монастыря, сень над гробницей преподобного Варлаама Серпуховского, главного строителя обители.

Как гласит древняя монастырская летопись, написанная на доске, в 1360 году, когда святитель Алексий читал молитвы в келии вместе с диаконом Герасимом, после очередной молитвы его жилище озарил яркий поток света. В недоумении и благоговении они смотрели на икону Божией Матери, которая заговорила с митрополитом Алексием и попросила его построить монастырь в Ее честь. Святитель и диакон завершили службу, и ушли по своим келиям. Митрополит Алексий долго думал и размышлял над услышанным от Царицы Небесной. Он упал на колени и молился, прося объяснить, что ему надо сделать, ведь он не знает где строить монастырь. Богородица снова ответила святителю и сказала, что хочет, чтобы он построил монастырь в Ее честь в городе Серпухове на спасение многим человеческим душам.

Святитель Алексий, повинуясь воле Царицы Небесной, послал на поиски места преподобного Варлаама, своего келейника, и дал ему наказ, что как только он найдет подходящее место, пусть немедленно доложит, ведь он хотел сам убедиться в правильности выбора. Варлаам долго ходил, но все-таки нашел подходящее для монастыря место и решил остановиться там на ночь. Среди ночи Варлаама разбудил звук звенящих медных колоколов, он прислушался и понял, что это знак свыше. Вернувшись, он рассказал все святителю Алексию. Тот обрадовался и послал Варлаама готовиться к постройке.

Перед тем как Варлаам отправился в путь, святитель служил напутственный молебен. Едва он договорил последние слова, Варлаам упал замертво. Увидев это, святитель Алексий упал перед образом Владычицы и воскликнул: «О Матерь Божья! Зачем же ты его забрала к Себе? Кто же теперь построит монастырь в Твою честь?". И услышал он ответ: «Алексий, возьми Варлаама за руку, и подыми его, он тебя послушается." Святитель взял Варлаама за руку, тот встал весь в слезах. Митрополит Алексий спросил о причинах его слез. «Прошу тебя, не понуждай меня рассказывать об этом до смерти» - ответил Варлаам.

Тот час святитель поехал осматривать место, выбранное Варлаамом, но оно ему не понравилось. Но он так же услышал колокольный звон и голос: "Здесь поставь монастырь". Митрополит Алексий покорился воле Божией, поставил Варлаама строителем монастыря и велел ему заложить деревянную церковь. Через два года Варлаам построил еще одну каменную церковь и трапезную (1362 г).

Варлаам пробыл строителем 13 лет, а затем ослеп. Прожив так два года, чувствуя приближение смерти, он послал одного из монахов к святителю Алексию и просил передать: "Ты основал монастырь, сам храмы освятил, прошу, похорони меня своими руками." Приехав в Серпухов, митрополит Алексий пришел к Варлааму и увидев его болезненное состояние спросил: "Варлаам, что ты видел перед основанием монастыря?". "Словами я поведать это не могу - ответил Варлаам, -страшно мне, а написать не могу, потому как незрячий." Святитель послал за бумагой и чернилами. Они вместе провозгласили молитву. В этот момент зрение вернулось к Варлааму, он взял перо и начал писать: «Почему монастырь называется Владычний, а не Алексиевский? Потому что видел Богородицу, и все было по Ее повелению. Когда я умер, видел я ангелов, которые держали наш монастырь, Захария стоял в церковных дверях, Богородица и Ее родители зашли, и Захария посадил Богородицу на третьей ступени."

Неожиданно келию озарил поток света, Варлаам отложил перо, велел привести к нему брата Гедеона. Он был так же слеп. Варлаам положил на него руку и сказал: "Со мною ты ослеп, со мною и прозри!". Гедеон прозрел. Варлаам сказал: "Я уже отхожу. Ты проживешь три недели в покаянии и придешь ко мне хотя и не хочешь, я встречу тебя с радостью. Ты умрешь в церкви, во время перенесения Честных Даров." "Прошу, молю тебя, пощади - воскликнул Гедеон, - не готов я умирать." "Ты уже готов",-ответил ему Варлаам. Попрощавшись и поцеловав святителя, Варлаам умер 5 мая (18 мая по новому стилю) 1377 года.

Святитель Алексий выполнил последнюю просьбу Варлаама и провел обычное погребение. Похоронили его на церковной паперти, так как он хотел всегда лицезреть церковь Пресвятой Богородицы. По предсказанию Варлаама, Гедеон прожил три недели и умер при перенесении Даров. Его погребли рядом со святым Варлаамом.

В 1378 году по видению преподобного Варлаама, святитель Алексий велел написать икону "Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых". Она находилась в храме 540 лет и считалась чудотворной.
В 1806 году мужской монастырь был реорганизован в женский.
В 1878 году в монастыре через предстательство преподобного Варлаама была явлена чудотворная икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша".
В 1919 году монастырь закрыли. На его территории разместили школу "красных военлетов".
Только в 1978 году военное училище освободило территорию монастыря. После этого почти 20 лет монастырь разрушался людьми.
И только в 1995 году монастырь был возрожден.

всегда были молитвенными форпостами, они духовно и на деле защищали города от врагов. Глядя на постройки монастырей, становится понятно, насколько широко их предназначение.

Мощные крепостные стены и башни с бойницами, которые сохранились во многих монастырях, говорят о том, это оборонительные сооружения, способные выдерживать мощные и длительные осады.
На территориях монастырей есть также и хозяйственные постройки. Все монахи выполняют определенные работы - физические, творческие, кто к чему склонен.

Но главное назначение монастырей - хранить веру и лечить человеческие души.

Сегодня расскажу о Введенском Владычном женском монастыре .

Находится он в на берегу реки Нары.
Основан в 1360 году митрополитом московским Алексием как мужской монастырь. Пережил несколько трудных веков. И лишь в 1806 году, когда он был реорганизован в женский монастырь, начался расцвет обители.
В годы советской власти монастырь был закрыт, монахини выселены, а в обители было организовано военное летное училище. В 1978 году училише съехало, но до начала возобновления духовной жизни были еще долгие четверть века. Вот за эти годы здания в монастыре были окончательно разрушены, просто растащены по кирпичику на гаражи и дачи.

В начале 90-х, когда началось возрожение монастырей в России, началась и монашеская жизнь во Владычном монастыре. Но путь к тому расцвету, в котором находится сейчас монастырь, опять же был долог. Восемь лет назад, 29 мая 2004 года, когда я была в монастыре первый раз, восстановительные работы еще шли полным ходом. За оглушительными звуками стройки мы плохо слышали экскрсию, которую проводила нам одна из монахинь. Но даже тогда, в полуразрушенном состоянии, обитель была необыкновенно красива и величава.
Теперь же я посетила монастырь 15 июля 2012 года во время поездки Серпухов - Давидова пустынь. Это была семейная поездка: четверо взрослых и наша маленькая София.
Владычный монастырь мы застали в самом процветающем состоянии.
Расскажу немного о монастыре. Монастырь небольшой, на его территории находятся несколько соборов, жилые и хозяйственные постройки, Святой источник. Территория очень зеленая, ухоженная, много цветов, деревьев, кустарников, есть маленький зоопарк.

Храмы Владычного монастыря:

  • Введенский собор, впервые построен в 1362 году при основателе преподобном Варлааме Серпуховском, в дальнейшем неоднократно перестраивался. Нынешний Введенский собор сооружен в правление Бориса Годунова.
  • Храм великомученика Георгия Победоносца (конец XVI века)
  • Храм святителя Алексия (XVII век)

Святыни монастыря:

Монастырь принимает паломниц , желающих помолиться в нем и потрудиться. Ночлег и трапеза предосталяются бесплатно, если паломницы несут послушание. Всем желающим надо иметь при себе паспорт и желательно медицинскую книжку.
В монастыре есть Иконная лавка , где можно купить иконы, различную духовную литературу, сувенирную продукцию, а также подать записки, заказать молебны на акафисте "Неупиваемая чаша" и др.

При монастыре работает хлебопекарня и здесь можно купить очень вкусный хлеб и различные хлебобулочные изделия. Рекомендую!

А теперь фотографии монастыря.

Надвратный храм мученика Феодота Анкирского (1599)

Вход в монастырь

Розовое здание - Настоятельский корпус

Святой источник "Неупиваемая чаша"

Введенский собор (XVI в.) и храм святителя Алексия (XVII в.)

Сень над гробницей преподобного Варлаама

Южный служебный корпус пока в руинах. Идет его восстановление.


На этом наше посещение монастыря закончилось, и мы поехали дальше.

Когда выходишь из Владычного монастыря и поворачиваешь направо, то, пройдя метров 200, вдалеке видишь ярко голубые купола храма и колокольню нежно желтого цвета.

А в заключение хочу представить вам пророческое стихотворение Сергея Бехтеева, написанное в 1922 году. Стихотворение о возрождение Веры в России.

Я твердо верю - день настанет,
Пройдет пора кровавых смут,
И перед нами в вечность канет
Слепой и дикий самосуд.

Я твердо верю - близко время,
Когда обманутый народ
Стряхнет мучительное бремя
Всех преступлений и невзгод.

Я твердо верю - Русь Святая,
Как феникс, встанет из огня,
И вновь воскреснет жизнь былая
В лучах блистательного дня.

Сергей Бехтеев, 1922 г.

Наконец-то дошли руки выложить материал про Владычный женский монастырь в Серпухове. Фотоматериал мы собрали еще два года назад, но, увы, только сейчас сложился текст к этим фотографиям. Кстати, прогулку по монастырю неплохо совместить с катанием на пароходике Зуша, который ходит по Оке. Место отправления пароходика находится в 300 метрах от входа в обитель, а стоит такая часовая прогулка по реке как поездка на маршрутке.

Краткая история монастыря

В двух словах расскажу про историю монастыря, чтоб хоть какое-то представление о нем было. Этот монастырь – самый древний в Серпухове. Заложен он в 1360 году и, следовательно, на 14 лет старше, чем , который тоже в городе находится.

После того как умер его основатель митрополит Алексей, Владычный монастырь в Серпухове пришел в упадок. И был он в таком состоянии до времен Годунова, который однажды (в 1598 году) поставил поблизости от монастыря свое войско, чтоб с крымским ханом сразиться. Но хан увидел огромное войско русских и ушел в степь без боя. Годунов, конечно, принял это за чудо, повелел монастырь восстановить и сделать его лучше прежнего.

Сейчас монастырь в целом выглядит так же, как он при Годунове выглядел. Разумеется, что-то переделано и что-то не сохранилось, но основа ансамбля, которую мы сейчас лицезреем, в те времена сложилась.

Дальнейшая судьба Владычного монастыря печальна: он снова приходит в упадок. Чтобы спасти монастырь, в 1806 году один из митрополитов преобразовывает его из мужского в женский. Примерно в 1880 году в обители была обнаружена икона Неупиваемая чаша, которая исцеляет от пьянства и от всяких вредных зависимостей.

Еще «прославился» монастырь своей настоятельницей Митрофанией, которая была сослана за попытку воровства чужого имущества в особо крупных размерах. Ее имя стало нарицательным, а ее образ использовали в своих произведениях Некрасов, Островский и Салтыков-Щедрина.

В 1919 году Владычный женский монастырь в Серпухове закрыт большевиками, и примерно в это же время чудотворная икона была утрачена, по всей видимости, сожжена. В советское время на территории находились склады какие-то и школа летчиков.

В 1995 году Владычный женский монастырь вернули церкви и отреставрировали. Сейчас вид его вполне ухоженный, хотя есть еще чем позаниматься реставраторам. Примерно в тоже время для монастыря сделали копию утерянной чудотворной иконы.

Для тех, кто не в курсе, поясню: сейчас есть два списка чудотворной иконы «Неупиваемая чаша». Один находится во Владычном монастыре, другой – в Высоцком. Но обе копии считаются равнозначными и тоже чудотворными.

Впечатления от посещения Владычного женского монастыря в Серпухове

Монастыри не для впечатлений внешних, а для внутренних ощущений. А ощущения от посещения обители ровные и спокойные.

Но есть несколько вещей, которые особо запомнились: как мы воду в монастыре набирали и как кошка в купель приходила пить. А еще запомнился огород на территории монастыря и павлины в загоне. Павлины особенно Танюшке понравились, хотя и взрослым тоже интересно было. Еще красиво смотрится монастырь со стороны воды, когда на пароходике плывешь, про который я в самом начале упоминал.

А еще запомнился двухэтажный старый дом советского периода, который на территории монастыря стоит. Получается, что люди, которые к монастырю, видимо, никакого отношения не имеют, живут фактически в монастыре. Там и белье сушится на улице, и коляска детская около подъезда стоит.

Как добраться до Владычного монастыря в Серпухове

От железнодорожного вокзала в Серпухове к монастырю ходят маршрутка с надписью «Октябрьская» и автобус №4. Ехать нужно до конечной остановки.

mob_info