Что такое вертеп? Вертеп - пещера, где родился Иисус Христос. Традиции и история рождественского вертепа Рождественские ясли

В предпраздничные и праздничные дни на приходе, похоже, родилась новая многообещающая традиция. Впервые о фестивале рождественских вертепов заговорили еще в сентябре. В ноябре и декабре встречались преподаватели воскресной школы и руководители мастерских, обсуждали «концепт и детали» мероприятия. Возможность по-настоящему взяться за дело появилась только в конце декабря, после благотворительной акции «Подари радость на Рождество».

Святые ясли (Презепе). Современный итальянский мастер.

Почему бы не синий осел и фиолетовый вол? Фестиваль вертепов. Челябинск. Январь, 2018

И вот на солее одиннадцать «творений рук и сердец». Лаконичные экспромты участников молодежного сбора и многофигурные композиции мастерских. Есть находки и неожиданные решения. Почему бы не синий осел и фиолетовый вол, если рядом желтый посох Иосифа и оранжевый омофор Богородицы? . Богомладенец родился в загоне для скота? Изгородь из реек выглядит убедительно и правдоподобно. А сверху густая звездная россыпь осеняет Младенца и всю экспозицию, и это значит, что приклоняются небеса и вертеп становится небом.

Об этом поется в ирмосе рождественского канона: «Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем».

Время покажет, станет ли начинание доброй традицией. Конечно, для этого нужно хорошо поработать. А пока от выставки на солее невозможно оторвать детей. Уж кто-кто, а они-то лучше всех разбираются в чудесах.

Почему именно вертепы?

Святой вертеп — пещера в базилике Рождества. Вифлеем

В переводе со старославянского «вертеп» – это пещера. Под алтарем современной базилики в Вифлееме находится Святой вертеп. Здесь устроен небольшой подземный храм с престолом над местом рождения Спасителя. Серебряная звезда в полу имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, которая вела волхвов. На ней надпись по-латински: здесь родился Иисус Христос от Девы Марии.

Святой вертеп – первообраз всех пещер в многочисленных изображениях Рождества: на иконах, в монументальной живописи и скульптуре, вертепном театре, рождественских вертепах всех размеров, выполненных в различных техниках.

Звезда над местом рождения Спасителя.

Вифлеемская базилика, где находится Святой вертеп, построена около 326 года, в эпоху равноапостольного Константина (306-337). Это вторая по значению христианская святыня после храма Воскресения (Гроба Господня) в Иерусалиме. В 529 году базилика пострадала от пожара, но была восстановлена и расширена императором Юстинианом (527-565) и в таком виде с небольшими изменениями сохранилась до нашего времени. В ночь Рождества здесь собираются христиане со всего мира, чтобы почувствовать «молочную вечность» – самое начало воплощения Бога, Его младенчество на земле. Попасть в это время в Вифлеем – непростая задача.

Из истории рождественских вертепов

В каждом храме в святую ночь за богослужением тоже вспоминаются и переживаются события, о которых говорят евангелисты Матфей и Лука (Мф. 1, 18-23; 2, 1-12; Лк. 2, 1-20). Посреди храма – икона, где есть и пещера, и ясли со спеленатым Младенцем. Кроме того, существует обычай ставить в домах рождественские вертепы. Появились они, по мнению исследователей, еще в раннехристианскую эпоху. Известный российский ученый-театровед Б.П. Голдовский пишет по этому поводу: «В V в., во времена Папы Сикста III, при праздновании Рождества в церквах устраивались панорамы – «Рождественские ясли»… Вертепная панорама в то время представляла собой Вифлеемскую пещеру, в которой находились ясли с куклой-младенцем. Над яслями склонились вол и осел. Рядом – спящая Богоматерь и задумавшийся Иосиф. Все фигуры были неподвижными» .

Джотто ди Бондоне. Чудо в Греччо. Фрагмент росписи базилики Сан Франческо в Ассизи. 1300 г.

В 1223 г. святой западной церкви Франциск Ассизский устроил у себя на родине панораму «Рождение Христа». Произошло это в Греччо (провинция Риети в Италии). Незадолго до этого он совершил паломничество на Святую землю, где долго молился в пещере Рождества. И вот, чтобы отпраздновать рождение Младенца, «вспомнить тяготы Его первых дней, когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел» , св. Франциск устроил наглядную проповедь о Рождественской тайне. Собрал животных и людей и как бы повторил то, что происходило в Вифлееме. Здесь были и нищета, в которой родился Иисус, и атмосфера любви, и все те люди, которые окружали Его и верили, что Он Бог. В пещере, где был устроен вертеп, св. Франциск совершил праздничное богослужение, во время которого произошло «чудо в Греччо» – явление в яслях Богомладенца. Весть о чуде разнеслась далеко за пределы Греччо, люди стали стекаться к пещере, а вертепы обрели популярность в Италии, а затем по всей Европе.

Миниатюрный вертеп Современный итальянский мастер.

Традиция сооружения вертепов там никогда не прерывалась. В различных областях Италии на протяжении столетий проходят ежегодные конкурсы вертепов. Они самые разные: «деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя» . Когда-то они были Библией для неграмотных, а сейчас свидетельствуют о Боге, пришедшем на землю ради спасения человека.

Марина Казанцева-Политанская. Современный мастер вертепов. Москва.

В России вертепы появились в XVIII веке и были особенно популярны в XIX-начале XX вв. Их покупали на ярмарке или мастерили сами. После 1917 года под запрет попали и вертепы, и рождественские елки . В постсоветское время происходит возрождение. Вертепы устанавливают дома, в храмах или возле храмов. Это самая любимая зимняя тема в художественных кружках многих воскресных школ. Дома вертепы готовят всей семьей: персонажей много, и каждому найдется занятие. В Москве и Петербурге есть художники, которым особенно близка рождественская тема. Они специализируются на изготовлении вертепов, это замечательные произведения, которые можно рассматривать часами.

Русский вертепный театр

В XVIII-XIX веках в России были распространены театральные вертепы – кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами назывались и деревянные «двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль». Рождественскую мистерию показывали «не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков – семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранившая традиции исполнения спектаклей» .

Барочный вертепный театр. Германия, 1704 г .

Чаще всего вертепы были двухэтажными. Верхний этаж – это «небо». Здесь, как и на иконах, располагались привычные рождественские персонажи. Туго спеленатый Младенец в яслях, вол и осел, Богоматерь со св. Иосифом, волхвы, пастухи и ангелы. Все куклы самого простого изготовления, кроме Спасителя и Божией Матери. Их вертепные мастера готовили «с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону» .

Вначале действие разворачивается в верхнем ярусе, на «небесах». Звучит церковное пение. Ангел зажигает свечи и сообщает о рождении Бога. Пастухи и три Волхва поклоняются Младенцу. Пастухи радуются и пляшут, приносят в дар Новорожденному ягнят. Волхвы говорят о встрече с Иродом, о том, что рассказали ему про рождение великого Царя. Ангел просит их идти другим путем и не возвращаться к Ироду.

Затем события переносятся на «землю» – в нижний ярус. Действие происходит во дворце царя Ирода. Он в гневе и приказывает Воину избить вифлеемских младенцев. Рахиль тщетно умоляет пощадить ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31, 15, Мф. 2, 18). Ангел утешает Рахиль. А к Ироду приходит Смерть и ни за что не хочет дать отсрочки. Отсекает голову, зовет Черта, и тот утаскивает его в преисподнюю. Так заканчивается первая часть представления, точнее сказать, – первая пьеса.

Современный вертепный театр. Идет представление .

Спектакль сопровождается инструментальной музыкой, пением кантов. Звучат народные песни и веселые танцевальные мелодии. Вторая часть представления (вторая пьеса) идет на нижнем ярусе. Разыгрываются бытовые комические сценки с участием Солдата, Цыганки, Крестьянина, Барыни, Генерала. Затем герои прощаются со зрителями.

Как и в жизни, земное и небесное в вертепном театре незримо соединялось. Рождественскую мистерию, «являющуюся по своей пространственно-временной, стилевой организации продуктом средневекового театра… отличала обобщенность характеров, свобода места действия. Вторая же пьеса – импровизационная народная кукольная комедия – гротесково подчеркивала и национальные особенности, и характеры персонажей-типажей, и конкретность образов… Тем не менее, несмотря на принципиальные различия этих двух пьес, они сливались в некую двуединую модель, дополняя друг друга» .

В XVIII в. кукольный вертеп становится популярным не только в Новгороде, Смоленске, Москве и Киеве, но и в городах Сибири – Иркутске, Тобольске, Енисейске. Центром распространения школьной вертепной драмы была Киевская духовная академия. Еще одним центром стала Тобольская славяно-греческая семинария, где уже в первой четверти XVIII в. «с успехом игрались школьные драмы Феофана Прокоповича, Дмитрия Ростовского, Симеона Полоцкого… Тобольские семинаристы, подобно киевским семинаристам и школярам, также устраивали вертепные кукольные представления. Позже их стали показывать мещане, солдаты, разночинцы, дети» .

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества Христова. Он может быть статичным, механическим, даже живым, с участием актеров. Для зрителя это прежде всего – «чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру» . Как и иконы, он свидетельствует о воплощении «нашего ради спасения» Сына Божия.

Для путешествующих

С 5 января в Патриаршем музее церковного искусства в храме Христа Спасителя в Москве проходит выставка рождественских вертепов, созданных скульпторами-ремесленниками Трентино – Альто-Адидже (автономной области на севере Италии). Представлены 23 вертепа работы итальянских мастеров. Выставка продлится до 28 февраля. Вход в Патриарший музей свободный. Кто будет в Москве, особенно с детьми, – зайдите, не пожалеете.
_____________________________________________

1. Фиолетовый и желтый, синий и оранжевый – т.н. «дополнительные», то есть взаимодополняющие цвета.
2. Голдовский, Б. Школьная вертепная драма // История драматургии театра кукол. – М., 2007.
3. Франциск из Ассизи (Италия, 1182-1226) – основатель нищенствующего монашеского ордена, названного по его имени францисканским.
4. Фома Челанский. Первое житие св. Франциска (1228/1229).
5. Рождественский вертеп по-итальянски – «presepe» (презепе) или «presepio», т.е. «ясли».
6. Митрофанова, А. Традиции и история рождественского вертепа // Журнал «Фома». – №1(153) – январь 2016. – С.70
7. С 1935 г. в СССР вновь стали устраивать для детей общественные новогодние елки.
8. Митрофанова, А. Указ. соч. – С.70
9. Там же.
10. Голдовский, Б. Указ. соч.
11. Там же.
12. Митрофанова, А. Указ. соч. – С.71
13. Успенский, Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – М.: Дар, 2008. – С. 9. Автор пишет: «Икона (Сына Божия) является свидетельством истинного, а не призрачного Его воплощения».

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.

2 0


Каждый год в преддверии Рождества у христианских храмов происходит маленькое чудо – благодаря творчеству и умению людей оживает история рождения Иисуса Христа. С любовью и огромной выдумкой изготавливаются фигуры Марии, Иосифа, младенца в яслях, волхвов и пастухов. Они становятся действующими лицами сцены по известному евангельскому сюжету. Так возникает рождественский вертеп, и события двухтысячелетней давности как будто приближаются к нам.

В других странах эти маленькие сценки называют по-разному. По-английски - «Nativity scene» («Рождественская сцена»), по-немецки «Weihnachtskrippen» или «Christschau» («Рождественские ясли»), в Польше – «Шопка» (от слов «хлев» или «сарай»), «Батлейка» в Белоруссии, «Бетлегем» в странах Закарпатья и «Белен» в Италии (от трансформированного «Вифлеем») или «презепе», «презепио», то есть «кроватка». Русское название «Вертеп» происходит от старославянского термина, означавшего пещеру или потайное место. Именно с этим связано второе значение слова. В нашем языке вертепом еще называют убежище разбойников или притон.





Предание связывает возникновение традиции вертепов со святым Франциском Ассизским. В 1223 году Франциск, вернувшийся из паломничества в Вифлеем, обустроил рождественскую сценку в итальянском городе Греччо. По легенде, таким образом святой хотел донести до неграмотных верующих евангельское сказание как можно нагляднее. Для этого он в небольшой пещере установил ясли, положил в них куклу, изображавшую младенца Христа, привел туда ослика и быка и отслужил в этих декорациях праздничную рождественскую мессу. Простому люду такой творческий подход очень понравился, и родилась новая традиция, быстро распространившаяся среди христиан.






В православной традиции принято строить вертеп в виде пещеры, а в католической чаще изображается хижина как жилище пастухов. Материал и способ изготовления фигурок в разных регионах зависит от местных традиций и иногда связан с национальными промыслами. Чаще всего их делают из глины и раскрашивают или одевают в одежду из ткани, но могут быть деревянные, бумажные или другие варианты – воск, пластмасса, металл. Существуют и механические вертепы. В них фигурки могут двигаться под действием скрытого механизма. Сейчас такие машины приводятся в действие электричеством.


Кроме того, существует разновидность вертепа, ставшего прообразом кукольного театра. Это вертепный театр – переносная конструкция в виде домика, в котором разворачивается представление. В этом случае кукольник управляет фигурками, просовывая руку в пространство под «сценой».


Размеры вертепов могут сильно различаться. Так, самый большой механический находится в Польше и является детищем энтузиаста Томаша Кризы. По его имени он назван «Крызовы яслички». На гигантской конструкции длиной 12 метров и шириной 2 расположены около полутора тысяч фигурок, из которых около 130 движутся. Инженер-самоучка работал над этим вертепом всю жизнь, в течение 60 лет.


А вот самый маленький был изготовлен недавно с помощью нано-принтера и располагается в игольном ушке. Размер каждой фигурки меньше человеческой клетки. Создала его команда ученых из Вильнюса. Микроскопическое чудо было преподнесено в декабре 2017 года Папе Римскому в качестве подарка от президента Литвы.


Еще одна разновидность изображения евангельских сценок – живой вертеп. В качестве действующих лиц тут выступают люди, которые разыгрывают небольшие сюжеты на рождественскую тему. Обычно такие представления происходят под открытым небом, но могут быть и более интересные варианты, как, например, в Словении, где это развлечение традиционно является важной частью праздника.



Вертепы являются частью рождественского праздника как в православной, так и в католической традиции. Однако некоторые особенности праздника различаются в этих двух христианских конфессиях. Так, например, существует расхождение в датах:

Спросите у людей, как они понимают, что такое рождественский вертеп, – мало кто даст вразумительный ответ. Люди вспомнят и Деда Мороза, и китайские гороскопы, и новогодние петарды и много всего другого. Причины этого разные: и мировоззренческие, и запутанно-календарные… С Вами Ирина Иваськив. В этой статье поразмышляем о том, что же такое рождественский вертеп и как его составить?

Рождественский вертеп: что же это?

У каждого праздника, вне зависимости от того, церковный это праздник или государственный, есть своя неповторимая традиция празднования, присущая только этому празднику. Так, на Новый Год, например, принято наряжать ель. Ни в какой другой праздник ель не наряжают – эта традиция присуща именно Новому году. Так, на Пасху, например, принято печь куличи и красить яйца, и эта традиция (печь куличи) присуща именно Пасхе. Ни на какие другие праздники такой вкуснятины, увы, не пекут.

У каждого другого праздника есть своя неповторимая изюминка. Есть такая изюминка, конечно же, и у Рождества. И этой рождественской изюминкой являются «рождественские вертепы». Малыши рассказывают стишки, молодёжь показывает сценку, взрослый хор поёт рождественский хорал. По всем церквам (где раньше, где позже) проходят такие рождественские вертепы.

Рождественский вертеп – это маленький семейный концерт, небольшой театрализованный утренник, благородное домашнее представление. Помните, как в детстве мы часто готовили для своих родителей разные концерты, потом усаживали своих родителей, бабушку Нину, соседку тётю Валю и показывали им своё высокое искусство? Так вот Рождественский вертеп и есть не что иное, как маленькое семейное представление, подготовленное к Рождеству. Рождественские вертепы могли включать в себя историю рождения Христа, рождественские сценки и пантомимы, стихи и провозглашения, песни и колядки, шутки, хороводы, зимние игры, загадки, пожелания.

Связка: Вот и мы к Вам в гости со своим маленьким вертепом. Христос народився! Славімо Його!

Кого и почему называли христославами?

Во время зимних празднований простые люди веселились на площадях, где устанавливались балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. Но к празднованию Рождества это мало чем относилось. Это были просто зимние гулянья. А празднование Рождества всегда держало в ракурсе Христа.

Поэтому всех участников рождественского вертепа (а это могли быть все желающие: и маленькие дети, и молодёжь, и взрослые) называли христославами, то есть славящими рождение Христа.

Христославы могли ходить со своим вертепом от дома к дому, из одной хаты в другую, чтобы как можно большему количеству людей. И это хождение могло продолжаться с раннего утра до позднего вечера, каждый день на протяжении добрых три недели, начиная с 24 декабря до 14 января. Круто! Ну, какой ещё праздник можно отмечать так долго? Вот как Папа Небесный день Рождения Своего Сына отмечает!

Связка: Встречайте наших христославов с песней … .

Символы Рождества в рождественском вертепе

День милосердия

В разных культурах и народах празднование Рождества имеет свои особенности. В некоторых странах Рождество считают началом для всех остальных праздников. В других странах Рождество считают праздником исключительно для детей. В других странах Рождество считают праздником добрых поступков или днём милосердия. И не просто считают, но и живут в соответствии с этим: люди заранее откладывают деньги, люди заранее покупают много подарков, чтобы потом, в дни празднования Рождества, сколько сможешь, сколько успеешь, раздарить их все как знакомым, так и совершенно не знакомым детям, людям. В этих странах на Рождество принято не только дарить подарки, но и творить добрые дела. К этому приучают и детей с самых первых лет жизни, потому что малыши тоже могут и хотят быть щедрыми, заботливыми и добрыми.

Кстати, традиция дарить друг другу рождественские подарки корнями уходит в Рождество, когда волхвы принесли дары новорожденному Иисусу. И каждый подарок – напоминание о том, Кому и почему были принесены те первые подарки.

Что-то есть внутри каждого человека такое, что побуждает его творить добрые дела. Делайте их друг для друга почаще. В этом есть божественный смысл, потому что без дел молитва не сильна.

День примирения

Но, как бы сильно ни отличалось одно празднование Рождества от другого празднования Рождества, интересно, что абсолютно во всех культурах Рождество считают праздником чудес.

А ещё Рождество называют днём примирения. Мне приятно говорить об этом, потому что такой смысл в празднование Рождества вкладывают во всех наших славянских народах. Истории известно немало случаев, когда именно рождественские события примиряли между собой враждующие нации.

Я писала об этом в предыдущей статье, но повторю этот пример. Однажды во время ВОВ командиры армии-союзницы попросили немецких офицеров о временном перемирии. И немецкие офицеры, не долго думая, дали согласие на трёхдневное прекращение боевых действий. А причина этого необычного исторического факта заключалась в том, что солдаты обеих армий очень хотели встретиться друг с другом, чтобы вместе спеть рождественские колядки. Об этом событии снят замечательный художественный фильм. Создатели фильма говорят, что, снимая фильм, они ещё раз убедились в том, что есть у Рождества необыкновенная сила примирять людей, что ни один другой праздник не примиряет людей так, как это делает Рождество.

День спасения

«Что-то случилось в мире», – так Борис Пастернак сказал однажды о Рождестве. Конечно же, в День Рождества люди радуются. Но я думаю, что настоящий христианин помимо радости от самого факта рождения Христа испытывает и другие чувства: он понимает, для чего Христос родился: чтобы страдать, чтобы быть распятым, чтобы умереть на кресте. В книге Екклесиаста 7:1 написано, что «… день смерти лучше дня рождения». Рождение Христа было началом пути к Голгофе.

Поэтому в дни празднования Рождества так часто поют о кресте. Но я думаю, что просто знать о кресте – недостаточно. Нужно принять спасение, приобретённое на кресте. Ведь у этого креста и сегодня решаются тысячи судеб. Настоящее Рождество – это рождение Христа в сердце раскаявшегося человека.

“Рождественский вертеп”

Текст этой статьи можно использовать в качестве несложного короткого , включив в него то, чем может быть наполнен рождественский вертеп. Другими словами, сценарий “Рождественский вертеп” может выглядеть примерно так:

  1. Рождественский вертеп: что это
  2. Стихотворение Иосифа Бродского
  3. Рождественский ролик (или танец, или сценка)
  4. Кого называли христославами
  5. Рождественская песня-славословие
  6. Символ №1: День милосердия
  7. Песня, вдохновляющая к добрым делам
  8. Символ № 2: День примирения
  9. Рождественская колядка
  10. Символ № 3: День спасения
  11. Песня о кресте, о спасении

И ещё: Рождественским вертепом называют также шопку – большую или маленькую объёмную декорацию, иллюстрирующую сцену рождественских событий. Шопка состоит обычно из множества предметов и фигурок (хлева, яслей, звёзд, фигурок Марии, Иосифа, Младенца, пастухов, волхвов, животных и т.д.). Эти предметы и фигурки могут быть изготовлены из разных материалов (дерева, фарфора, пластмассы, проволоки, бумаги, теста и др.). Шопку либо покупают, либо делают своими руками.

Если у Вас есть шопка в виде отдельных фигурок, которые легко перемещать, советую применить во время праздника оригинальный приём. На видном и хорошо доступном месте установите хлев и звёзды, а остальные элементы декорации сложите в низкую открытую коробку и поставьте рядом с собой. Каждый из участников рождественского вертепа, исполнив свой номер, может взять из коробки фигурку и установить в хлеву. То же может делать и ведущий, озвучив часть своего текста. Просто напоминайте участникам делать это. И в конце представления у Вас соберётся полная сцена Рождества.

Благодаря тому, что в эту декорацию элементы будут добавляться после каждого номера, внимание к этой сцене будет приковано на протяжении всего вертепа, а полная сцена Рождества, как картина, идеально сложенная из паззлов, надолго останется в памяти! А ещё у людей останется ощущение сопричастности к этому событию!

Заключение

Эти 11 пунктов – середина сценария. Вы можете добавить 1-2 пункта в начале (1-2 вступительных песни) и несколько пунктов в конце (молитва, заключительное слово, заключительная песня, что-то ещё), а также несколько пунктов в середине (например, после рождественской колядки: это могут быть загадки, игра, блок малышей и др.). Словом, в рождественский вертеп собирают всё, что есть.))) А текст ведущего в таком сценарии – прочное звено, скрепляющее все пункты программы. Друзья, с Рождеством Христовым! И пусть для всех нас эти 3 важных символа производят своё созидающее действие: милосердие, примирение и спасение!

25 декабря и 7 января – что объединяет эти даты? Думаю, что большинство людей сразу ответят на этот вопрос – праздник Рождества. То, что по григорианскому календарю произошло 25 декабря, по юлианскому случилось 7 января, и Рождество приходит к католикам и православным в разные дни. Однако в каждой стране этот праздник любят и отмечают с удовольствием, ведь он каждому дарит частичку чуда.

В каждой европейской стране волшебство создают по-своему - и на улицах, и в каждом доме. На площадях и базарах, в домах и в соборах устанавливают рождественские скульптурные композиции со всеми персонажами евангельской истории - Богомладенцем, Девой Марией, пастухами и волхвами - Рождественские вертепы.

Вертепы пришли к нам из Италии. Согласно традиции после Дня непорочного зачатия Девы Марии, в домах, в церквях и на площадях начинают мастерить презепио (ит.) - скульптурные сценки, изображающие рождение Иисуса Христа. Слово «рresepio» происходит от латинского praesepire (ограждать) или praesaepium (стойло, хлев, ясли).

Рождественский вертеп - это картина Рождества младенца Иисуса: маленькая пещера, в ней - хлев, там - три основные фигуры: сам Иисус, Дева Мария и Иосиф. Помимо них, часто присутствуют образы пастухов, волхвов, ангелов, а также животных: быков, ослов, коз и овец.

Вертепы устанавливают за несколько недель до Рождества, и пока не наступит праздник, фигурку младенца Иисуса вы там не увидите. Маленький Христос появится в яслях только с наступлением 25 декабря.
В Таллинне перед Рождеством 2015 г. во дворе католической церкви все замерли в ожидании чуда.

А вот такой вертеп можно было увидеть в Таллинне в 2014 году.

А это – прошлогодний вертеп в Вильнюсе

И самый удивительный из всех, которые я видела, в соборе Святого Яна в Варшаве. Надпись по-польски «Дитя нашего сердца»

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен его волос...

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть дитя бочком...

Присмиревший белый козлик

На чело его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!..»

С. Чёрный

Хотите начать собирать свою фото-коллекцию Рождественских вертепов? Присоединяйтесь к нашей группе, которая уже совсем скоро отправится в путешествие по рождественским рынкам.

До встречи в Европе, Ирина

Есть прекрасная старинная традиция – под Рождество ставить в доме вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри. Кто-то покупает его в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.
В России вертепы был популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Увы, многие из них были забыты на многие годы.

Ангел из ледяного вертепа в Якутии. Фото протоиерея Сергея Клинцова

Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Вертепы бывают разные. В тех, что устанавливают дома, чаще всего можно увидеть фигуры Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных. В храмах мастерят вертепы из еловых веток – своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры. А в самых холодных регионах, например, в Якутии, на городских площадях и у церквей можно увидеть очень красивые вертепы изо льда.

Вертеп в переводе со старославянского - пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос.

Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей - место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли - кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Этот Вертеп и стал первообразом для всех последующих, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса... Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски - «презепе», «ясли»). С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

В России, конечно же, имели место и презепе. Однако более популярны (особенно в XVIII-XIX вв.) были вертепы театральные - короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания – рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков - семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.
Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая открывалась… 15 июля!
Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом.

Как устроен вертеп?

Франциск Ассизский, 1182–1226

Устройство вертепа очень интересно. В ящике-домике, живописно украшенном изнутри, есть специальные прорези для вождения кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп - это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад - дырка, куда проваливается Ирод.

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Классическая «труппа» вертепа - Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Младенец в вертепе, как правило, - туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, - кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала - их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Как происходит действо?

В основе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

Современный вертеп со множеством персонажей Неаполь. Фото Lalupa

Как пишет исследователь традиции вертепа Борис Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, - чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Знаете ли вы, что…

Вертепный ангел. Фото Владимира Ештокина

Прообразы вертепа можно найти еще в античности – древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.

Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем - аргонавты.

По мнению исследователя Бориса Голдовского, первые сценические представления с рождественским сюжетом появились еще в V веке, во времена папы Сикста III. Понтифик разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших грамоты, самый прямой путь - наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с Младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы. Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления -1591 год.

mob_info