Богородице рождественский анастасов монастырь телефон. Анастасов монастырь

Монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь. По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня. Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен.

В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада - монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик. Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом. Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем.

Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера - оба придела - Валаама Хутынского и Екатерины - и между ними проход к колокольне, с юга - двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная. За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено. Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево - миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо - вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос. Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий - в третьем проеме, считая от трапезной. Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения. В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д. Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883 г.

Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно. Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада - воздушнее и легче. Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах. В бесстолпной Анастасовой церкви, перекрытой единым сомкнутым сводом, две срединные лопатки, да и полукружия - только декорация. Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение. Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже - из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича. Шатровая колокольня - единственный сохранившийся образец этого типа на всем пути от Алексина до Белева. Невысокая трехъярусная колокольня, построенная в 1674 году, повторяет традиционную схему «восьмерик на четверике»: на двух квадратных в плане ярусах высится увенчанный шатром восьмерик «звона». Во втором ярусе имеется небольшое помещение, именовавшееся в старину «казенкой». Поскольку первый ярус прорезан в двух направлениях широкими арочными проемами, все сооружение покоится на мощных угловых устоях. Декоративное убранство колокольни ограничивается красивыми наличниками окон «казенки» и ширинками на парапетах яруса «звона». Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой - председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище. Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы. Сейчас уже сделаны крыши, двери, в приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения, есть надежда, что в скором времени будет восстановлено все.

Уклеин В.Н. Змеится лентою дорога. Интервью с игуменом Парфением Сачковым.



Анастасово расположено на правом гористом берегу р. Упы, в 1 1/2 в. от г. Одоева к северовостоку и в 80 вер. от г. Тулы к югозападу. Село Анастасово принадлежит к числу замечательных в историческом отношении сел Тульской Епархии. Оно образовалось на месте упраздненного Богородицерождественского Анастасова монастыря, от которого и получило свое название. Сведения о времени основания монастыря и его строителях сохранилось в „Кормовой” *) монастырской книге, данной князьями Михаилом и Александром Іоанновичами Воротынскими Анастасовскому игумену Герману в 1558 году. Из этой книги усматривается, что строителями монастыря были родители означенных князей - князь Иоанн Михайлович Воротынский и его супруга Анастасия, по имени которой и был назван монастырь. Время построения монастыря нужно искать около 1550 г. Несмотря на то, что монастырь находился в 1 1/2 в. от г. Одоева, он принадлежал Лихвинскому уезду (от г. Лихвина в 35 в) бывшей Крутицкой епархии, был приписным к архиерейскому дому и представлял из себя некоторый административный центр для уездов Лихвинского, Одоевского, Чернского и Новосильского по делам епархиального управления; у игумена была своя канцелярия с подьячим; впрочем дела ведал он не единолично, а совместно с поповскими старостами. **)

При самом основании монастыря, строителями его, кн. Воротынскими даны были ему во владение деревни: Рымнино и Мартыновская, Подроманово тож; сын основателя кн. Вл. Ив. Воротынский подарил монастырю еще дер. Филимонову. В 1-й четверти XVIII в. монастырскими вотчинами были: Подмонастырская слобода с принадлежащими к ней (вышеупомянутыми) деревнями (в этой слободе находился и архиерейский скотный двор), село Дряплово Одоевского уезда с деревнями, село Лосинское Белевского у. с деревнями и Новосильского у. с. Подъяковлево также с деревнями; о последнем в 1714 г. намечено, что оно изстари было монастырское и теперь снова возвращено монастырю: из монастырских деревень упоминаются: Красеной, Татво, Голенево и Подроманово. В 1716 г. всех монастырских крестьян считалось до 244 дворов, но почти все они жили „в скудости”, - ходили по миру, и потому содержание монастыря не было достаточным; вследствие чего в 1722 году в нем не было, кроме игумена, ни одного иеромонаха и церковной службы отправлять было некому. ***)

В 1764 году монастырь был упразднен и обращен в село Анастасово. Селения, составлявшие прежде вотчинныя владения монастыря и находившиеся от него в ближайшем расстоянии, образовали приход с. Анастасова; они следующие: дер. Ташево, Филимоново, Красенки и Подмонастырская слобода, за которой собственно и утвердилось впоследствии название села Анастасова; этот состав прихода не изменился и до настоящего времени. Всех прихожан теперь значится 738 душ м. п. и 807 жен. пола. Замечательных лиц в приходе нет, но на монастырском кладбище погребено не мало людей, пользовавшихся в свое время известностью на Руси. По мнению архим. Леонида, там погребен прежде всего основатель монастыря князь Ив. Мих. Воротынский, хотя в этом можно сомневаться: известно, что в правление великой княгини Елены Васильевны он был сослан на Белоозеро, где умер: трудно допустить, чтобы при тогдашних путях сообщения тело его было перевезено в Анастасово, отстоящее от Бела-Озера далее 1000 вер. Затем, на пороге церковном, ведущем в галлерею, лежит камень, на котором можно разобрать надпись „Иона”: некоторые не без основания указывают здесь могилу известного строителя монастыря, игумена Ионы, и это тем более вероятно, что смиренные русские иноки старого времени, в сознании собственного недостоинства, нередко просили хоронить себя под порогами, чтобы быть попираемыми всеми. Далее, на одном из камней монастырского кладбища тот же архимандр. Леонид прочитал следующее: „Лета 3 р... в московское разоренье убить в Одоеве с башни Никита Лумнович Колупаев за то, что с изменники креста не целовал, а тело его погребено в Настасовоме монастыре”. Из этой надписи видно, что этот патриот смутного времени был выдающимся общественным деятелем; его потомки упоминаются в истории монастыри, как люди видного общественного положения и как усердные благотворители приходского храма: таков в особенности был окольничий и голова московских стрельцов Мих. Петр. Колупаев ****). Наконец, в храме есть два камня, на которых надписи вязью гласят, что в 1752 г. под ними погребены тела князя Гавр. Ив. Соковнина и супруги его, урожденной княжны Вадбольской. Все прихожане крестьяне, занимаются земледелием и гончарными изделиями.

*) Кормовыми книгами у наших предков назывались книги, заключавшия в себе распоряжения о том, когда и как поминать основателей или благотворителей церквей и монастырей и как в память их „кормы кормнти”, т. е. кормить нищих.
**) См. в И. Шумова „Анастасов Богородицерождественский монастырь”. Тул. Е. Вед. 1864 г., стр. 65 - 66.
***) Там же, стр. 66 - 67.
*****) Род Колупаевых теперь не существует ни в с. Анастасово, ни в окрестности его.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Одоевский уезд, стр. 582

Анастасов монастырь в Одоеве (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Богородице-Рождественский Анастасов мужской монастырь - главная примечательность городка Одоев в Тульской области . Стоит он не в самом городе, а в 3 км от него, в селе Анастасово, на высоком берегу Упы. Основателем обители считается князь И. М. Воротынский, прославившийся своими военными подвигами: победу над татарами под Тулой он и ознаменовал строительством храма, тогда еще деревянного. Произошло это в 16 веке, а каменные постройки появились во второй половине 17 века.

Первого настоятеля звали Анастасием, отсюда храм и получил свое имя.

Просуществовала обитель около 100 лет, затем ее упразднили из-за бедности до приходской церкви, а монастырский приход, составлявший на тот момент почти 250 крестьянских дворов, стал селом Анастасово. Церковь неоднократно перестраивали, а в 1931 г. закрыли, после чего она стала быстро разрушаться. Восстанавливать монастырь начали в 2012 г., и сейчас процесс практически завершен.

Что посмотреть

Главный храм монастыря выглядит необычно из-за близкого расположения друг к другу основного здания, двух приделов и колокольни, соединенной с церковью короткой галереей. Все постройки широкие, основательные, при этом они словно жмутся друг к другу. Крыша главного четверика плоская, с 5 высокими барабанами, которые венчают небольшие аккуратные купола-маковки. Шатровые крыши приделов тоже украшены башенками, но меньших размеров. Двухъярусная колокольня стоит на высоких арочных сводах, в виде арок выполнены и световые окна второго яруса - большие в месте расположения колоколов и миниатюрные - над ними.

Необычно храм оформлен внутри: алтаря в привычном понимании нет, зато в центре стоит колонна с изображениями растений и животных.

Территория огорожена каменной стеной, вход с двускатной деревянной крышей находится между двумя башнями. Левая - угловая, прямоугольная, внешне напоминает оборонительную башню крепостной стены. Со стороны монастыря в нее есть вход с широким крыльцом. Справа - маленькая круглая башня, за которой начинается прямоугольное здание с кельями. Кроме церкви, комплекс включает несколько хозяйственных построек и собственное кладбище.

Практическая информация

Адрес: Тульская обл., Одоевский р-н, с. Анастасово. Координаты GPS: 53.945022, 36.715576.

Село Анастасово находится рядом с Одоевом и в 66 км от Тулы , откуда в Одоев ходят автобусы: время в пути - чуть больше 1 часа. До монастыря можно прогуляться пешком или взять такси. На машине нужно ехать в сторону Суворова, через Воскресенское, при въезде в Одоев будет развилка с указателем на монастырь.

Одоевский Анастасов Богородице-Рождестенский монастырь расположен на правом берегу реки Упа в 2 км. от старинного уездного города Одоев, бывшей вотчине князей Воротынских, в 80 км от города Калуги.

Основал обитель ок. 1550 года князь Иван Михайлович Воротынский, потомок князя Михаила Черниговского и князя одоевского Романа Семёновича во времена правления Иоанна Васильевича Грозного. Первой постройкой была деревянная церковь во имя Анастасии, супруги князя; вторая версия происхождения названия - по имени первого настоятеля игумена Анастасия.

Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с трапезной была построена в 1673 г. на месте деревянной церкви. В 1674 году построена каменная колокольня шатрового типа, единственный сохранившийся образец этого типа на всем пути от Алексина до Белева. Восьмерик на четверике: на двух квадратных в плане ярусах высится увенчанный шатром восьмерик «звона».

С 1784 года Анастасов монастырь был упразднен, церковь обращена в приходскую. Храм был закрыт в 1931 году, церковь стали использовать, как зернохранилище. В 2002 году монастырь начал воссоздаваться в духе зодчества XVII в, ведутся строительные работы.

Богослужение в Анастасовом монастыре:

  • Пн - Пт: утром с 7.00 до 11.00
  • вечером с 18.00 до 19.30
  • Сб - Вс: утром в 9.45 - исповедь
  • в 17.00 - Всеночная

Поездка в Богородице-Рождественский Анастасов монастырь January 17th, 2015

5 июля я побывала вместе с сыновьями и их жёнами в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре. Путь из Дубны (Тульская область) держали по автотрассе на соседний районный центр Одоев.
Не доезжая примерно 1 км до конечного пункта, мы свернули по просёлочной дороге налево, где перед нами открылся живописный вид на белоснежный монастырь, расположенный на холме вблизи реки Упа.

Монастырь назван "Анастасов» по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия.
По преданию первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм.
Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г., на его территории находится жемчужина тульского зодчества - Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Рядом с храмом, несколько ниже его, расположено древнее монастырское кладбище.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой – председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище.
Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года воссоздан, и в его стенах начались строительные работы. Сегодня трудно поверить, что еще чуть больше десяти лет назад в этом месте стоял лишь полуразрушенный храм. На монастырской территории появились несколько корпусов с кельями для братии, небольшой гостиницей для приезжающего духовенства, с трапезной. Возведены хозяйственные постройки и часть стены, которой в будущем будет обнесена вся обитель. Все строения строго выдержаны в стиле XVII века и составляют единый архитектурный ансамбль с центральным зданием - храмом.

Дополню свой рассказ выдержкой из книги Уклеина В.Н. «Змеится лентою дорога»:
«Монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь, основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.
В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада – монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера – оба придела – Валаама Хутынского и Екатерины – и между ними проход к колокольне, с юга – двухэтажная арочная галерея с папертью в верхнем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная».

В приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения.

Один из монахов, о. Амвросий, рассказал нам о жизни монастыря, о его истории, провёл по территории. Нам было разрешено посетить храм Рождества Пресвятой Богородицы. Многие из сегодняшней анастасовой братии, а всего в монастыре в настоящее время живут 25 монахов, в прошлом - оптинские.


о. Амвросий


На обратной дороге посмотрели ещё раз на монастырь...

Ещё мы съездили на святой источник, расположенный на другой стороне Упы. Для этого нам пришлось въезжать в Одоев, а потом проехать по просёлочной дороге несколько километров. Дороги, скажу вам, находятся там в ужасном состоянии. Не знаю уж, как мы их одолели. Источник нашли, кое-кто даже искупался в нём!

На обратной дороге любовались красивыми дубенскими пейзажами.

Поездка доставила нам радость… Удивила красота восстанавливаемого монастырского комплекса, о котором мы, живя всего в нескольких десятках километров, ничего до этого не знали.

По преданию, первоначальный храм Рождества Пресвятой Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского.

Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен. В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада - монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера - оба придела - Валаама Хутынского и Екатерины - и между ними проход к колокольне, с юга - двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная.

За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено.

Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево - миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо - вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос.

Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий - в третьем проеме, считая от трапезной.

Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения.

В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д.

Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883г.

Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно.

Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада - воздушнее и легче.

Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах.

Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение.

Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже - из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой - председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище

mob_info