Храм Христа Спасителя: снос и история возрождения. Справка

Документы 05.12.2011 19:56

САТАНИСТЫ РАЗРУШАЮТ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
5 декабря 1931 г.

В 1931 году палачи России решили разрушить драм Христа Спасителя в Москве. Весь процесс разрушения был заснят на киноленту. Фотографирование поручили начинающему оператору-хроникеру Владиславу Микоше. Вот, что он сам рассказывает об этом страшном преступлении сатанинских гиен в журнале «Огонек» №41 за 1989 год.

Кончились теоретические занятия на операторском факультете Института кинематографии. Меня приняли ассистентом на студию кинохроники на Брянке, и я сразу попал в водоворот главных событий нашей страны. Первое мая 1931 года на Красной площади было моим началом, приобщением к операторской работе в советской кинохронике.

В конце лета меня вызвал наш строгий, но очень нами уважаемый и любимый директор студии Кинохроники на Брянке - Виктор Иосилевич.

Я решил тебе, Микоша, доверить очень серьезную работу. Только будет лучше об этом меньше болтать. Помалкивать, понял? - И он поднял выше головы указательный палец. Посмотрев очень пристально мне в глаза, сказал: - Есть указание снести Храм Христа! Будешь снимать! Мне казалось, что он сам не верит в это «указание». Я, сам не знаю почему, вдруг задал ему вопрос: - А что, Исаакиевский собор в Ленинграде тоже будут сносить?

Не думаю. А впрочем, не знаю... Так вот, с завтрашнего дня ты будешь вести наблюдение за его разборкой, снимая как можно подробнее и детальнее всю работу, с ограждения его до самого конца, понял? «Патронов» не жалеть. Как понимаешь, это надолго и всерьез, я на тебя надеюсь.

Когда я дома под большим секретом сказал, что будут сносить Храм Христа, мама не поверила.

Этого не может быть! Во-первых, это - произведение искусства. Какой красоты в нем мраморные скульптуры, золотые оклады, иконы, фрески на стенах! Их писали лучшие художники - Суриков, Верещагин, Маковский. И скульптуры Клодта! Мы ведь все на него деньги жертвовали, по всей Руси, от нищих до господ... Упаси Бог! - Мама разволновалась, замолчала. Потом, взяв себя в руки, сказала:

Сам Господь Бог не позволит совершить такое кощунственное злодеяние против всего русского народа, построившего этот храм...

Я промолчал, не стал расстраивать маму, все равно она не может поверить в это. А утром уже снимал, как вокруг храма строили высокий глухой забор.

Первые минуты я даже не мог снимать. Получая задание, я, конечно же, не предполагал, что мне предстоит перечувствовать. Когда Иосилевич сказал: «Будешь снимать снесение храма Христа Спасителя», я все принял это просто, как информацию об очередной съемке. Я ее мог предположить, что все, что я буду снимать, врежется в мою душу, в мое сердце, будет терзать меня и долго саднить и кровоточить болью уже после того, когда храма не станет, - всю оставшуюся жизнь.

До сих пор я так и не понял: чей приказ я выполнял? Тех, кто отдал «указание» снести храм? Тогда зачем им, окружившим свое варварское деяние высоким забором, это тщательное душу раздирающее киносвидетельство? Класть в спецхран киноархива это чудовищное обвинение себе - за гранью всякой логики. Или это Иосилевич, рискуя вся и всем, взял на себя решение оставить это свидетельство для будущих поколений? Поэтому и - «помалкивай»? Но чем и как оправдывал он мои съемки перед теми, кто обязан был «все видеть и все знать»?

Тогда все, что я должен был снимать, было как страшный сон, от которого хочешь проснуться и не можешь. Через широкие распахнутые двери выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные творения. Их сбрасывали с высоты на землю, в грязь.

Отлетали руки, головы, крылья ангелов, раскалывались мраморные горельефы, порфирные колонны дробились отбойными молотками. Стаскивались стальными тросами при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Погибала уникальная живописная роспись на стенах собора. Рушилась привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен.

Стиснув зубы, я начал снимать. Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив собор, военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с особым пропуском.

Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены. В пустые провалы огромных окон врывался ледяной, со снегом ветер. Рабочие батальоны в буденовках начали вгрызаться в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Всю зиму работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Тогда пришел приказ.

Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:

Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор.

Только сила огромного взрыва окончательно уничтожила Храм Христа Спасителя, превратив его в огромную груду развалин, внутри которой мог свободно поместиться собор с колокольней Ивана Великого...

Мама долго плакала по ночам. Только раз сказала:

Человек должен строить. А разрушать это дело антихриста. Мы же все, как один, деньги отдавали на него, что же все, как один, и спасти не могли?

82 года назад, 5 декабря 1931 года, в Москве была взорвана православная святыня и выдающийся национально-исторический храм-памятник Отечественной войны 1812 года Храм Христа Спасителя.

Уже в 1918 году, в ходе реализации «Декрета о памятниках республики» (1918), гласившим, что «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц» , был уничтожен памятник Императору Александру III, установленный в сквере возле Храма Христа Спасителя. А сам храм, в результате начавшихся вскоре гонений на Русскую Православную Церковь, оказался в руках обновленцев и вплоть до закрытия храма в 1931 году его настоятелем был один из вождей обновленчества «митрополит» Александр Введенский.

Когда же в головах большевистского руководства вызрела идея возведения на месте Храма Христа Спасителя грандиозного Дворца Советов, началась кампания по подготовке общественного мнения к разрушению святыни и величественного памятника архитектуры. Как вспоминал А.Ф.Иванов, работавший в то время в Управлении строительства Дворца Советов, «Храм Христа Спасителя стал систематически подвергаться невиданным нападкам со стороны центральных партийных и советских органов прессы. Некто Б.Кандидов, один из организаторов Антирелигиозного музея, опубликовал брошюру "За Дворец Советов", названия глав которой говорили сами за себя: "Ложно-историческая ценность Храма Христа Спасителя", "Сказка о художественной ценности Храма Христа Спасителя", "Храм Христа Спасителя на службе контрреволюции"» .

«Шел 1928 год, - писал архитектор Дворца Совета Б.Иофан. - Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия "высокопоставленных" строителей, создавших это помещичье-купеческое капище. Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы» .

Несмотря на протесты ряда отдельных деятелей культуры, в том числе академика живописи А.М.Васнецова, окончательное решение о разрушении Храма Христа Спасителя было принято 13 июля 1931 года на заседании ЦИК СССР под председательством М.И.Калинина в ходе утверждения места для строительства Дворца Советов - здания для проведения сессий Верховного Совета СССР, призванного стать главной московской высоткой и самым высоким зданием мира (420 м). Согласно проекту, Дворец Советов должен был представлять собой огромное многоярусное здание с обилием колонн и увенчанное грандиозной 75-метровой статуей Ленина, утопающей в облаках (также призванной стать самым гигантским памятником вождю революции).

Решение это было заготовлено уже заранее на заседании Политбюро ВКП(б) 5 июня 1931 года, посвященном проекту реконструкции Москвы, а 16 июня появилась резолюция «Комитета по делам культов» при Президиуме ВЦИК, которая гласила: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок... Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК» .

Главную роль в сносе Храма Христа Спасителя сыграл Лазарь Каганович, непосредственно руководивший работой по составлению генерального плана реконструкции Москвы и архитектурного оформления «пролетарской столицы», в ходе которых было уничтожено множество памятников архитектуры, по мнению влиятельного большевика «засорявших» Москву.

Практически сразу же после принятия этого рокового решения, начались спешные работы по разборке храмового здания, в ходе которых был разграблен алтарь и смыта золотая позолота. О том, как шла разборка храма, вспоминал оператор Владислав Микоша: «Через широко распахнутые бронзовые двери - не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора. Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор, военизированные отряды. (...) Красивейший парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную площадку - с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами, изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы Персидской сиренью и втоптанными в грязь розами. Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались».


«...Мне удалось увидеть сцену, оставившую неизгладимый след в моей памяти, -
воспоминал в свою очередь А.Ф.Иванов. - Во Всехсвятском проезде стояла грузовая машина. Толстый канат одним концом был прикреплен к кресту главного купола, а другим - к автомобилю. Шофер дал задний ход. приближаясь к храму, а затем на полной скорости ринулся вперед. Машина натянула канат, как тетиву, задрожала, подняв заднюю часть кузова вверх; задние колеса, оторвавшись от земли, с огромной скоростью вращались. Опешивший водитель сперва растерялся, потом выключил мотор и стал проверять автомашину и крепление троса. Прохожие, наблюдавшие это варварство, крестились, плакали, шептали проклятия, а крест спокойно возвышался на своем месте, невредимый, несмотря на то, что его несколько дней подпиливали рабочие-верхолазы. Через четверть часа разрушители повторили свою операцию. Но и на этот раз их постигла неудача. Через некоторое время подогнали еще одну машину, поставили автомобили один за другим на одной оси, связав между собой. Вновь повторили рывок. На этот раз крест согнулся, но не сломался. Ошеломленные шоферы после матерной перебранки и долгого перекура решили загрузить машины камнями и кирпичом и вновь повторить все сначала. На этот раз крест сломался. Со скрежетом и лязгом, высекая снопы искр, он свалился наземь. Золотое чудо, украшавшее небо Москвы, теперь валялось в куче мусора, как никому не нужный хлам» .

Поскольку разобрать Храм Христа Спасителя до основания так и не удалось, было принято решение о его взрыве. И 5 декабря 1931 года вместе с барельефами и фресками Храм Христа Спасителя был уничтожен. После первого взрыва стены храма устояли, хотя, по воспоминаниям очевидцев, взрыв был такой силы, что чувствовался на расстоянии многих километров. И лишь вторым (по другим данным - третьим), еще более мощным взрывом храм был уничтожен. Для разборки руин здания понадобилось почти полтора года. Мраморные обломки храма пошли на оформление станций метро «Кропоткинская», «Охотный ряд», скамьи были установлены на станции «Новокузнецкая», а часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года была раскрошена и пошла на посыпку дорожек в московских парках и отделку городских зданий...

Однако строительству Дворца Советов, этой «вавилонской башни коммунизма», возведение которой началось в 1937 году, не суждено было завершиться. Начавшаяся Великая Отечественная война остановила осуществление этого масштабного коммунистического проекта. В условиях тяжелейшей войны стало не до Дворца Советов, и подготовленные для его монтажа металлические конструкции пошли на изготовления противотанковых ежей для обороны Москвы. А вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

После окончания войны, в условиях сосредоточения всех сил на восстановлении страны, проект масштабного Дворца Советов был заморожен. А затем от этой идеи и вовсе отказались, возведя Дворец съездов на территории Кремля. На месте же Храма Христа Спасителя, на котором стоял брошенный фундамент несостоявшегося Дворца Советов, в 1960 году был создан открытый бассейн «Москва».


«Кто же меня убедит в том, что взрывали его будто бы мудрые и культурные люди, заботящиеся о благе народа, страны, а не хулиганы, глумливцы, не бандиты, не варвары, не случайные захватчики власти, ненавидящие захваченную страну и подмявшие под себя одурманенный пустыми лозунгами народ? -
писал о взрыве Храма Христа Спасителя замечательный русский писатель Владимир Солоухин. - Короток, ограничен человеческий век. Не дожить, не увидеть. Но легче было бы умирать, провидя, как на месте омерзительного, пахнущего хлоркой лягушатника, источающего в центре Москвы свои зеленые сернистые пары, рано или поздно опять поднимется сверкающая белизной и золотом громада храма. Что точно так же, как взрыв Храма Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России» .

И в 1988 году появилось общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство. К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружен, и в Рождественскую ночь 2000 года здесь была отслужена первая торжественная литургия.

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

"..Помню, глуп я был и мал,
Слышал от родителя,
Как родитель мой ломал
Храм Христа Спасителя.."
А.Галич, 1968

Ровно 76 лет назад, 5 декабря 1931, большевики взорвали храм Христа-Спасителя на Волхонке для возведения (к счастью, неудавшегося из-за войны) на его месте нового, советского "храма" - чудовищно громадного Дворца Советов .

"Вчера была снесена большая часть здания бывшего храма на площади Дворца Советов". Управляющий трестом "Дворецстрой" тов.Линковский сообщил нам следующее:

"Ровно в 12 часов дня раздался первый взрыв: рухнул один из пилонов, на которых держался большой купол здания. Через полчаса другим взрывом был обрушен второй пилон, а еще через четверть часа и остальные. Последующими взрывами были обрушены внутренние стены и часть наружных. Остатки здания будут снесены через несколько дней.

Перед взрывами была проведена большая подготовительная работа. В частности, вокруг здания были установлены сейсмографические аппараты, которые отмечали малейшие колебания почвы: были устроены специальные "козырьки", предохранявшие от возможных разлётов осколков. В результате - ни одного несчастного случая.

Материал здания (кирпич, облицовочный камень) остался в большей своей части неповрежденным; он будет использован на различных постройках. На днях "Дворецстрой" приступает к вывозке кирпича и облицовочного камня с площади Дворца Советов. Предполагается закончить всю эту работу в 2 месяца. В начале февраля будущего года площадь Дворца Советов будет очищена."

Взрыв храма Спасителя, 1931
за несколько часов было уничтожено то, что создавалось почти полвека:

Воспоминания кинооператора В.Микоши, снимавшего снос ХХС :


"Первый раз я увидел сияющий, как солнце, золотой купол - задолго до появления Москвы, куда я ехал на поезде сдавать экзамены в вуз.

Храм Христа Спасителя! - сказала пожилая женщина, стоявшая рядом у окна, и перекрестилась. Храм доминировал над городом и вместе с Иваном Великим создавал главный силуэт Москвы.

Спустя 3 года мне удалось снять через поплавок самолета амфибии далеко внизу, на берегу Москвы-реки, храм Христа. Тогда я был оператором Кинохроники. Сейчас я держу этот снимок в руках и не могу поверить, что на его месте - большая лужа.

Снова возвращаюсь почти на 60 лет назад. В середине лета 1931 меня вызвал директор Кинохроники В.Иосилевич.

Я решил тебе, Микоша, доверить очень серьезную работу! Только будет лучше, если об этом меньше болтать! Понял? Есть указание свыше! - и он поднял указательный палец выше головы. Посмотрев очень пристально мне в глаза, сказал:

Приказано снести храм Христа. Будешь снимать! Мне показалось, что он сам не верит в такой чудовищный приказ. Не знаю почему, я вдруг задал ему вопрос:
- А что, Исаакий в Ленинграде тоже будут сносить?
- Не думаю! А впрочем не знаю! Не знаю... Так вот, - с завтрашнего дня ты будешь вести кинонаблюдение за его разборкой, снимая как можно подробней и детальнее все работы с ограждения его до самого конца, понял? "Патронов не жалеть". Как понимаешь, - это надолго, я на тебя надеюсь! Ни пуха!

Когда дома я сказал, что будут сносить храм Христа Спасителя, мама не поверила.

Этого не может быть! Он украшает нашу Москву - сияет над ней, как солнышко. Какие там мраморные скульптуры, золотые оклады, иконы, фрески на стенах! Сколько имен: Суриков, Крамской, Семирадский, Верещагин, Маковский, Клодт, Логановский... В галереях под храмом мраморная летопись побед Отечественной войны с именами погибших героев. Ведь в честь победы Русского оружия и был воздвигнут храм Христа Спасителя. Весь народ русский жертвовал на него последние сбережения. От нищеты до господ. Упаси Бог!..

Первые минуты я даже не мог работать. Все было настолько чудовищным, что я в изумлении стоял перед камерой и не верил глазам своим. Наконец взял себя в руки и начал снимать.

Через широко распахнутые бронзовые двери - не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора.

Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор, военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с особым пропуском. Я и мой ассистент Марк Хатаевич перед получением пропуска заполнили длинную анкету с перечислением всех родственников живых и давно умерших.

Красивейший парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную площадку - с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами, изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы Персидской сиренью и втоптанными в грязь розами.

Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника , которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом . Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:

Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы...

Только сила огромного взрыва и не одного - 5 декабря 1931 превратила огромное, грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков.

Мама долго плакала по ночам. Молчала о храме. Только раз сказала:

Судьба не простит нам содеянного!
- Почему нам?
- А кому же? Всем нам... Человек должен строить.. А разрушать - это дело Антихриста..."


поэт Н.В.Арнольд, как и многие москвичи,
оплакивал собор
:

"Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой!

Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Богововуд -
Кто вам по храбрости был равен? -
Пускай подобных назовут!

Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов,
Маковский, Марков - это те,
Кто расписали образами
Храм в несказанной красоте.

Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.

Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что "шапка золота литого"
Легла на плаху под топор!
Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!.."

.. а "придворный" поэт Демьян Бедный
радовался-юродствовал
:

"По Москве гуляет анекдот:
Пред "Христом-Спасителем" какая-то старуха,
Богомольная шептуха,
Стала молиться - "во имя отца"...
Не успела досказать до конца,
До "сына и святого духа",
Едва с колен подняться успела,
Поглядела
И стала руками воздух ловить,
Рехнулася, скорчив ошалелую мину:
От храма "Христа Спасителя" - фить!

Нет и помину -
Исчез неизвестно куда!
Вот это темпы, да!
Нам - радость, а старому - драма
От такого, сказать с позволения, храма,
Мусорный след.
А ведь строился столько лет!..
Нынче от этого чуда
Осталася груда
Мусору и кирпичей,
Мухомор не мозолит нам больше очей.

И ему, и всему, что с ним связано, крышка!
Скоро здесь, где торчал храм кубышка
Засверкает, радуя наши сердца,
Всемирно-пролетарская вышка
Советского чудо-дворца!"

..и юродствовал вовсю: :

"От колокольного трезвона
Уже не пухнет голова,
И у церковного амвона
Уж не корячится Москва.
Дела совсем уже не бойки
У колокольной каланчи,
Идут на чудо-новостройки
Святых развалин кирпичи...

По всей Москве: ду-ду! ду-ду!
Пророчат бабушки беду.
Теперь мы сносим - горя мало,
Какой собор на череду.
Скольких в Москве - без дальних споров -
Не досчитаешься соборов!

Дошло: дерзнул безбожный бич -
"Христа-Спасителя" - в кирпич!
Земля шатнулася от гула!
Москва и глазом не моргнула.
- "Дворец Советов" строят, вишь! -
Москву ничем не удивишь.

Как птица, взмывшая из клетки,
Её фантазия парит
И облик сказочный творит
Второй - великой - пятилетки.
Колонны цифр и чертежи
Поют ей сладостную песню.
Несокрушимой нет межи.
Москва - ей пользу докажи -
Перекроит Арбат, всю

Главный храм Русской православной церкви ‑ храм Христа Спасителя ‑ был построен как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Торжественное освящение храма состоялось 26 мая 1883 года, в день праздника Вознесения Господня.

После Октябрьской революции 1917 года новой властью был взят курс на идейную борьбу с религией и церковью. После издания декрета советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" в 1920‑е гг. в России закрывались сотни храмов и монастырей. Cоветское руководство приняло решение о сносе храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.

Первое предложение воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей" внес Сергей Киров на I съезде советских депутатов в 1922 г. В 1924 г. после смерти Ленина (21 января) Леонид Красин предложил увековечить имя вождя в архитектурных памятниках на всем пространстве советской России. Эти предложения подхватил выпускник ВХУТЕМАС (Высшие художественно‑технические мастерские) Виктор Балихин, предложив соорудить грандиозное здание, которое должно было стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и СССР. Этот дворец должен был располагаться на высокой точке местности Москвы, чтобы его можно было бы увидеть издалека, - на месте храма Христа Спасителя.

В 1931 г. на заседании правительства по личному распоряжению Иосифа Сталина было решено снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте "главного здания страны" - Дворца Советов.

В мае 1933 г. постановлением совета строительства Дворца Советов был принят проект архитектора Бориса Иофана, по которому храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная огромной статуей Ленина, указывающего путь к светлому будущему. Дворец советов планировался как самое высокое здание не только в Москве, но и во всем мире - его высота должна была составить 415 м.

В 1932 г., в год 120‑летия Отечественной войны 1812-1814 гг., исполнялось 15 лет Октябрьской революции и 10 лет создания СССР. Советское руководство хотело отметить оба этих события началом сооружения грандиозного монумента.

В 1931 г. начала действовать комиссия по выявлению ценностей в храме Христа Спасителя, после месяца работы которой был составлен список памятников, подлежащих сохранению. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи, все остальное погибло.

В августе 1931 г. территорию, прилегающую к храму, обнесли забором, а осенью разборка здания пошла полным ходом. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Также был сброшен крест с купола храма, который не упал вниз, а застрял в арматуре. Когда поняли, что разобрать здание до основания не получилось, было принято решение храм взорвать.

После первого взрыва храм устоял, поэтому были заложены новые заряды и прогремели новые взрывы. 5 декабря 1931 г. в 12 часов дня храм Христа Спасителя был уничтожен.

Мрамором из храма Христа Спасителя выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный Ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Но грандиозный дворец так и не был построен на святом месте. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось около полутора лет, поэтому строительство дворца было начато в 1937 г. К 1939 г. была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. На том все и остановилось - началась Великая Отечественная война.

В сентябре‑октябре 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 г. стальные конструкции дворца были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге для снабжения северным углем центральных районов страны.

В 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. В 1960 г. здесь был построен открытый бассейн "Москва".
Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь - срам".

В конце 1980‑х гг. возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание храма Христа Спасителя.

В 1989 г. было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в точном соответствии с тем, каким он был построен в XIX веке. В 1990 г. с востока от бассейна был установлен закладной камень. В 1994 г. началась разборка бассейна "Москва", и уже через три месяца, 7 января 1995 г., был заложен первый камень в фундамент возрождаемого храма.

В декабре 2000 г. все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. Новый храм отличался от прежнего расширенным цокольным этажом, в котором разместились музей храма, зал Церковных Соборов, церковь Преображения, зал совещания Священного Синода, Трапезные палаты и различные технические службы. В возрожденном храме Христа Спасителя присутствовали и некоторые старые части - мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса.

Воссозданный заново может вместить 10 тысяч молящихся. Общая площадь строения составила 34 135 квадратных метров. Высота сводов храма превысила 103 метра, высота иконостаса ‑ 27 м. Храм был расписан известными живописцами. Орнаментальная и сюжетная иконопись заняла свыше 22 тысяч квадратных метров.

31 декабря 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение храма. 19 августа 2000 г., в День Преображения Господня, состоялось Великое освящение возрожденного храма Христа Спасителя.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Накануне выборов мэра Москвы продолжаем вспоминать, как относились к Церкви московские градоначальники. В этой части рассказ о великом князе Сергее Александровиче, Владимире Джунковском, трагических событиях 1917 г., о новых хозяевах Москвы, большевистских деятелях Викторе Ногине, Льве Каменеве и Николае Булганине

Москва начала 20-го века. Худ. В.Е.Орлов

Великий князь Сергей Александрович - Благотворительность и Ходынка

Еще при Александре III, в 1891 г. московским генерал-губернатором стал его брат -- великий князь Сергей Александрович. По-разному оценивали его деятельность - некоторые считали его упрямым деспотом и душителем свобод, другие видели в нем человека глубокого личного благочестия, не стремившегося к популярности у прессы и "образованного общества", в итоге ставшего страстотерпцем.

Вот как он писал о своем назначении племяннику -- будущему императору Николаю II: «А я-то сижу Московским генерал-губернатором. Не могу от тебя скрыть, что это не особенно забавно, но главное - грустно и тяжело расстаться с полком: я до сих пор не могу прийти в себя. Круга товарищей старых - так не достает. Десять лет бесследно не могут пройти. А играть вечно первую роль и тут еще представительствовать - все это так противно моему характеру, моей природе, что я из кожи лезу от отчаяния, и чем дальше будет, тем, вероятно, хуже. Конечно, не дело меня пугает - дело меня очень интересует и. наконец, доверие Папа ко мне меня глубоко трогает, но тяжело ужасно! Приходится нам начинать новую жизнь, при новой, незнакомой обстановке с совсем уже незнакомыми людьми» .

Советские историки выводили на первый план его неумение организовать коронационные торжества 1895 года, ту самую трагедию на Ходынском поле, но Сергей Александрович был известен и другим -- своей благотворительностью. Он жертвовал средства Церкви, музеям, народным обществам и рабочим организациям.

Вскоре после вступления в должность Московского генерал-губернатора Великий князь был в Угличе и принимал участие в торжествах по случаю 300-летия мученической кончины царевича Димитрия. Последним даром великого князя Церкви стал драгоценный покров для мощей святого.

Сергей Александрович был сооснователем и председателем Императорского Православного Палестинского общества. Его участие в работе общества было не только статусным: брат императора вникал в детали его работы, общался с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином (Капустиным). Его стараниями был построен на склоне Елеонской горы храм в честь равноапостольной Марии Магдалины (покровительницы его матери -- императрицы Марии Александровны), приобретались участки в Святой Земле, развивалась работа миссии.

Во время революционных событий 1905 года Сергея Александровича вместе с братом Владимиром считали главным виновником применения военной силы. Боевая организация эсеров вынесла ему смертный приговор. Жить великому князю оставалось меньше месяца. 4 февраля 1905 года возле Никольской башни Кремля он был убит террористом Иваном Каляевым.

Супруга великого князя - св. великая княгиня Елисавета Феодоровна 7 февраля навестила Каляева в тюрьме, подарила ему Евангелие и икону, простила его от имени мужа, и просила императора о помиловании убийцы. Сам Каляев не стал просить о помиловании и перед казнью отказался от напутствия священника.

Владимир Федорович Джунковский

Владимир Джунковский - от губернатора до церковного сторожа

Преемником великого князя Сергея Александровича стал Владимир Джунковский, его бывший адъютант. На годы губернаторства Джунковского пришлись и революция 1905 года, и указ о веротерпимости.

Куда большую известность Джунковский получил на посту заместителя министра внутренних дел и командира Отдельного корпуса жандармов. Эту должность он занимал с 1913 по 1915 год и был отправлен в отставку Николаем II за попытки ограничить влияние Григория Распутина.

Судьба Джунковского после революции сложилась трагически. С ноября по середину декабря 1917 года он провел под арестом в Петропавловской крепости. Затем большевики его освобождают и даже назначают пенсию - 3270 рублей в месяц, но вскоре следует новый арест с 1918 по 1921 год.

Незадолго до второго ареста в конце письма к ВЧК он говорит о том, что никогда не лгал: «Все, кто меня знает, а знает меня почти вся Московская губерния, подтвердят, что я мог делать ошибки, но никогда не лгал. Всегда говорил всем в глаза правду при старом режиме, не изменился и теперь при Советской власти».

Сидя в Таганской тюрьме, Джунковский заведовал кролиководством и пользовался большим уважением солдат, отдававших ему честь, отпускавших его на прогулки без сопровождения. Сохранились агентурные доносы, рассказывающие о посещении арестантом своей сестры, церковных служб и «контрреволюционного духовенства».

С апреля 1922 года Джунковский живет у своей сестры Евдокии Федоровны. В марте 1923 года в письме к уехавшей из России любимой женщине -Антонине Евреиновой бывший московский градоначальник прямо пишет о вере и готовности нести свой крест: «За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста. Что же такое крест? Всякого рода неудобства,тяготы и прискорбности, налегающие извне и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу его предписаний и требований. Такой крест сращён с христианином так, что, где христианин, там и крест сей,а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность к жизненным утехам не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить...»

Новая власть дала Джунковскому множество способов для "очищения" и "исправления". Он работал церковным сторожем, давал уроки французского языка. В 1937 году был вновь арестован и расстрелян 26 февраля 1938 года по приговору «тройки» НКВД.

Сохранилось свидетельство известного писателя Р. В. Иванова-Разумника о последних днях Джунковского в Бутырской тюрьме: «Это был обаятельный старик, живой и бодрый, несмотря на свои семьдесят лет, с иронией относившийся к своему бутырскому положению. За три дня нашего соседства он столько интересного порассказал мне о прошлых днях, что на целую книгу хватило бы. К великому моему сожалению, его увели от нас, куда — мы не могли догадаться» (Журнал "Родина" 2010 №3, С. 105 - 109.)

Есть версия, что Джунковский принял монашество, но у нее нет никаких документальных подтверждений. Тем не менее, его трагическая судьба после революции и деятельность на посту московского градоначальника свидетельствуют о его искренней вере и готовности стойко переносить страдания.
Заканчивалось первое десятилетие ХХ века. В Москве с 1905 по 1917 год бурно строились храмы разных конфессий. Это стало возможным благодаря изменению религиозной политики Российской империи. Старообрядцы и православные возводили свои святыни, не предполагая, что вскоре они будут безжалостно уничтожены, а многие верующие - расстреляны или отправятся в тюрьмы и ссылки.

К 1917 году в Москве построили 764 храма. К 1988 году, когда начали массово отдавать верующим церкви их оставалось 46.


Виктор Павлович Ногин

Виктор Ногин - большевики приходят к власти

При градоначальниках Временного правительства с марта по октябрь 1917 года Церковь еще пользовалась свободой и смогла созвать Поместный собор, на котором был избран патриарх Тихон.

Однако с приходом к власти большевиков ситуация резко изменилась. В марте 1918 года в Кремль переезжает советское правительство во главе с В. И. Лениным. Это случилось после ожесточенных боев, когда были разрушены святыни Московского Кремля. В конце октября 1917 года Кремль обстреливали из пушек, многие святыни пострадали и были разрушены, но это было лишь началом трагедии. Первым большевистским руководителем Москвы стал Виктор Ногин. Именно благодаря его деятельности новые власти укрепились в Москве, разрушили святыни и захватили Кремль.

Знаменитый писатель Герберт Уэллс, посетивший Москву уже в 1920 г., когда жизнь в столице стала нормализоваться, так описывал состояние московских храмов и отношение к верующим:

«Сохранилось немало следов ожесточенных уличных боев начала 1918 года. Один из куполов нелепого собора Василия Блаженного, у самых ворот Кремля, был разбит снарядом и все еще не отремонтирован… Десять тысяч крестов московских церквей все еще сверкают на солнце…. Церкви открыты; толпы молящихся усердно прикладываются к иконам, нищим все еще порой удается выпросить милостыню. Особенной популярностью пользуется знаменитая часовня чудотворной Иверской Божьей Матери возле Спасских ворот; многие крестьянки, не сумевшие пробраться внутрь, целуют ее каменные стены. Как раз напротив нее на стене дома выведен в рамке знаменитый ныне лозунг: "Религия - опиум для народа". Действенность этой надписи, сделанной в начале революции, значительно снижается тем, что русский народ не умеет читать».

Лев Борисович Каменев и Владимир Ильич Ленин

Лев Каменев - технократ закрывает храмы

Гораздо дольше Москвой руководил Лев Каменев. В мемуарах секретаря Сталина Бориса Бажанова мы можем найти интересную характеристику этого человека: «Человек он умный, образованный, с талантами хорошего государственного работника (теперь сказали бы "технократа"). Если бы не коммунизм, быть бы ему хорошим социалистическим министром в "капиталистической" стране. ... В области интриг, хитрости и цепкости Каменев совсем слаб. Официально он "сидит на Москве" - столица считается такой же его вотчиной, как Ленинград у Зиновьева. Но Зиновьев в Ленинграде организовал свой клан, рассадил его и держит свою вторую столицу в руках. В то время как Каменев этой технике чужд, никакого своего клана не имеет и сидит на Москве по инерции».

Эти слова не должны вводить читателя в заблуждение. Во времена правления Каменева в Москве (октябрь 1918 года - май 1926) большевики проводили масштабные антирелигиозные компании вскрытия мощей и изъятию церковных ценностей.

Каменев был председателем Моссовета в то время, когда начальник VI управления ОГПУ Евгений Тучков раскалывал Православную Церковь, когда проходил процесс, грозивший смертью патриарху Тихону, а храмы в Москве захватывали обновленцы.

На время правления Каменева в 1923 году была изъята вся утварь из Иверской часовни на Красной площади. Сама часовня была снесена по инициативе Емельяна Ярославского в ночь с 28 на 29 июля 1929 года. Однако вернемся к Каменеву.

Вот свидетельство, позволяющее говорить о том, что Каменев лично несет ответственность за гонения: «По решению Моссовета все бывшие монастырские помещения должны поступать в исключительное пользование Отдела народноrо образования; из большей части московских монастырей.монахи были выселены к середине 1920 rода. Но жизнь внесла значительные уточнения в это решение. Мноrие монастыри были переданы ряду друrих ведомств - жилищному, военному»

В 1920 году журнал «Революция и Церковь» писал о том, что «в Москве было конфисковано у церкви 551.жилой дом, 100 торrовых помещений, 52 школьных здания, 71 боrадельня, 31 больница и 6 детских приютов». В мае 1923 года Моссовет издает распоряжение о ликвидации всех домовых православных храмов. В это же время все храмовые здания перешли в собственность государства, и власти получили возможность закрывать их под любым предлогом. В 1922 году в храме Пимена Великого на Тверской улице «находят» самогонный аппарат, община из церкви изгоняется, и здесь открывается клуб.

При Каменеве же прошло массовое изъятие ценностей из кремлевских соборов. В 1922 году крёмлевских соборов вынесли более 300 пудов серебра, более 2 пудов золота, в Чудовом монастыре, снесенном в 1929-1930-х годах, тогда разместили кремлёвскую больницу.

Константин Уханов - церкви как "исторический мусор на площадях"

Впрочем, массовое уничтожение храмов столице началось в конце 20-х - начале 30 -х годов уже при других градоначальниках - Константине Уханове (май 1926 года - февраль 1931 года) и Николае Булганине (февраль 1931 года - август 1937 года).

Первый несет личную ответственность за разрушение Сретенского монастыря на Большой Лубянке, где разместились службы НКВД. А также за закрытие соборов Московского Кремля. 17 сентября 1928 года президиум ВЦИК принимает постановление, определявшее сроки сноса церковных зданий и старинных сооружений Московского Кремля. В результате к 1932 году вся восточная часть Кремля представляла собой развалины.

Во времена правления Уханова в «Вечерней Москве» появлялись тексты, авторы которого призывали «убрать исторический мусор с площадей». Речь шла не только о памятнике Минину и Пожарскому на Красной площади, но и о церквах.

Николай Александрович Булганин

Николай Булганин - взрыв Храма Христа Спасителя

Ситуация не улучшилась и при Николае Булганине. Да и могла ли она улучшиться? В официальных биографиях скупо говорится, что в годы Гражданской войны Булганин работал в органах ЧК. За этой скупой строчкой стоит руководство нижегородской "чрезвычайкой". Булганин лично причастен к расстрелам духовенства и взятию священников в заложники.

Удивительна история мученичества епископа Балахнинского Лаврентия, расстрелянного по приказу Булганина. Владыка посещал в тюрьме арестованных священников, а в конце августа 1918 г. попал в застенок и сам. В камере он непрестанно молился -- ему даже пришлось просить передать с воли новые четки, старые износились -- а по праздникам служил в тюремном храме. Верующие собрали за него залог, но власти отказались отпустить архипастыря. В октябре 1918 г. чекисты (может быть, как раз и сам Булганин) предложили ему отказаться от сана и получить свободу. Последовал отказ. Накануне первой годовщины революции, 6 ноября, святителя расстреляли в саду -- у вырытой могилы он молился о палачах с воздетыми руками.

Однако вернемся к Булганину, хозяину Москвы. В 1931 году Моссовет решает построить несколько школ на месте, где раньше находились храмы. Только в центре города для этих целей снесли 23 храма. Еще 80 церковных зданий стерли с лица земли, чтобы на их месте построить конторы или жилые дома. В 1934 году Моссовет исключает ряд храмов из числа ценных памятников архитектуры. Это решение привело к тому, что эти церкви безжалостно уничтожились или сильно разрушались.


Снос храма Спиридона Тримифунтского, что на Козьем болоте, в Москве, 1930 г.

5 декабря 1931 года взорвали храм Христа Спасителя, чтобы на его месте построить гигантский Дворец Советов. Циклопическое сооружение так и не было возведено, а столица потеряла один из своих символов. На месте уничтоженных святынь часто строили туалеты. Павел Паламарчук в своей книге «Сорок сороков» говорит о 20 таких случаях.


Снос храма Христа Спасителя, 1931 г.

В 1930 году выходит постановление, запрещающее колокольный звон. Колокола отправлялись на переплавку, и до середины 40-х годов прошлого столетия москвичи даже на Пасху слышали звон из Троицкой церкви на Воробьевых горах, которая тогда не входила в черту города.

В том же году закрывается и последний московский монастырь - Даниловский, и в Москве появляются тайные монахи и монахини. По свидетельству историка Церкви Алексея Беглова, чаще всего это были женщины, работавшие в НИИ или учреждениях культуры. Заводская среда считалось для девушек слишком грубой и опасной.


Церковь Воскресения на Остоженке, 1935 г.

Чтобы представить себе, как чувствовал себя верующий человек в Москве, приведем цитату из письма посетителя музея, созданного в храме Василия Блаженного на Красной площади: «В храм Василия Блаженного приходят группами и поодиночке трудящиеся в надежде увидеть и услышать, как церковь и религия служили опорой эксплуататорам. Надежда эта, впрочем, напрасная. ... Ни слова антирелигиозного. Случайно ли зто? Надо полагать, что нет. И на стенах антирелиг. плакатов нет. Это тоже не случайно. Есть только довольно бледный антирелигиозный уголок. Однако экскурсовод даже не подвел к нему экскурсию».

В 30-е годы прошлого столетия человек мог отправиться в тюрьму и лагеря и по меньшему поводу. Так что люди должны были публично декларировать свой атеизм, чтобы не стать жертвой доноса.

mob_info