Св рох и его собака исцеляющий чумных. Христианские святые в живописи

Рох
Рождение:

1295 год(1295 )

Смерть:

1327 год(1327 )

Почитается:

Католическая церковь

Канонизирован:
День памяти:
Покровитель:

больных тяжёлыми заболеваниями, паломников, хирургов, домашнего скота, Монпелье

Атрибуты:

язва на ноге, собака с хлебом во рту, посох паломника

Подвижничество:

чудесные исцеления

Святой Рох , Рох из Монпелье (лат. Rochus , фр. Roch , итал. Rocco ); около 1295 года в Монпелье - 1327 году там же - католический святой, получивший известность как защитник от чумы.

Биография

Историческая информация о жизни святого Роха содержится исключительно в преданиях, изложенных в том числе в Золотой легенде. Некоторые современные историки полагают фигуру святого Роха неисторичной, а его житие базирующимся на житиях более ранних святых .

Согласно преданию святой Рох родился в Монпелье около 1295 года в семье губернатора города. Ещё при рождении он был отмечен особым знаком на груди в форме красного креста. Когда юноше было около 20 лет, он лишился родителей, после чего раздал всё имущество бедным и отправился в Рим в паломничество. Прибыв в Италию Рох обнаружил, что в стране свирепствует эпидемия чумы, после чего он начал странствовать по стране, ухаживая за больными чумой и исцеляя их молитвой и крестным знамением. Предание сообщает о чудесах исцеления, совершённых им в Аквапенденте, Чезене, Римини, Новаре, Риме, Мантуе, Модене и Парме. В Пьяченце Рох сам заразился чумой, был изгнан из города, и отправился умирать в заброшенную лесную хижину. По преданию собака дворянина по имени Готхард принесла св. Роху, умиравшему от голода, хлеб. Вскоре святой исцелился от чумы, а Готхард стал его помощником.

После выздоровления святой Рох вернулся на родину, где отказался раскрыть своё имя, и был брошен в тюрьму как шпион по приказу своего собственного дяди. После пятилетнего заключения он скончался 16 августа 1327 года. После смерти он был опознан по знаку креста на груди.

Почитание

Широкое народное почитание святого началось сразу же после его смерти, хотя официально он не был канонизирован вплоть до XVII века. Окончательно почитание св. Роха было установлено папой Урбаном VIII в 1629 году. Святому Роху молились, главным образом, об избавлении от чумы. Культ, первоначально ограниченный Монпелье и северной Италией, быстро распространился в Испании, Франции, Германии и Нидерландах.

В житии святого Vita Sancti Rochi, написанном в 1478 году губернатором Брешиа Франческо Диедо, приводится эпизод, согласно которому в 1416 году, во время проведения Констанцского собора, городу угрожала эпидемия чумы. После молебнов святому Роху и молитвенных процессий болезнь отступила от города. В 1485 году венецианцы тайно вывезли мощи св. Роха из Монпелье в Венецию. Венеция, как главный торговый город, через который шла торговля с Востоком, сильно страдал от смертельных эпидемий, в связи с чем святой Рох был провозглашён одним из святых покровителей города. В 1508 году в Венеции была построена церковь Сан-Рокко.

Святой Рох почитается покровителем больных чумой и холерой, страдающих болезнями ног и кожи; паломников, хирургов; а также собак и домашнего скота . Святой Рох - покровитель французского Монпелье (в его честь назван городской собор, улица, сквер и железнодорожный вокзал) и нескольких итальянских городов.

Католическая церковь отмечает память святого 16 августа. Во многих городах мира, в том числе и в Монпелье, в этот день проводятся красочные процессии, посвящённые святому.

  • Адрес: Largo Trindade Coelho, 1200-470 Lisboa, Португалия
  • Год основания: 1619
  • Конфессия: католицизм
  • Епархия: Патриарх Лиссабона
  • Время работы: вторник-воскресенье 10:00-17:00

Старейшая иезуитская церковь в мире находится в и освящена в честь Святого Роха (Igreja de São Roque). Это скромное с виду сооружение поражает богатым внутренним убранством. К слову, оно является одним из немногих зданий в столице , которое не пострадало во время землетрясения в 1755 году.

Исторические сведения

Церковь Святого Роха – это самый первый иезуитский , построенный в португалоговорящих странах. В конце XV столетия на этом месте находилось кладбище, где хоронили умерших от чумы людей, и капелла. В 1553 она перешла во владения Общества Иисуса.

Иезуиты возвели здесь новый храм и освятили его в четь католического святого – Рохи, который покровительствует паломникам и исцеляет их от тяжелых заболеваний. Строительные работы проводились по проекту известного архитектора Афонсо Алвареша. Помогал мастеру его племянник Бартоломеу, а финансировал объект король Жуан Пятый.

Это был первый костел, в котором находилась специальная аудитория, предназначенная для проведения проповедей. Официальное открытие храма состоялось в 1610 году, а примерно через 150 лет церковь Святого Роха вместе со всем имуществом была передана лиссабонскому Ордену Милосердия, который до сих пор управляет храмом.


Описание костела

Церковь Святого Роха расположена недалеко от площади в Лиссабоне. Внешне она выглядит намного скромнее, чем другие религиозные объекты столицы. Храм был построен из белого камня, фасад разделен пилястрами на 3 части, а двери и окна декорированы сандриками. Венчает сооружение треугольный фронтон с круглым резным окном.

Зная историю церкви Святого Роха, в нее хочется зайти и изучить каждый изгиб и камень, прикоснуться к шедеврам прошлого. Возраст многих декораций превышает 400 лет. Интерьер костела сделан в стиле маньеризма и изобилует живописными шпалерами, золоченой резьбой и мраморной отделкой.


Что посмотреть?

Церковь Святого Роха является однонефной и состоит из 8 боковых капелл, которые построили в начале XVII столетия в стиле барокко. Они являются достоянием церкви и привлекают к себе толпы туристов. Самыми известными из них считаются:

  1. Римская капелла Святого Иоанна Крестителя – она отделана богаче остальных и является самой дорогой в мире. Уникальные мозаичные фрески сделаны с применением серебра, золота и агата, а потолок декорирован сценами из Апокалипсиса. Капеллу строили в течение 8 лет известные итальянские мастера – Луиджи Ванвителли и Никола Сальви, после чего изделие благословил папа Римский Бенедикт Пятнадцатый, а затем на трех кораблях шедевр переправили в Португалию.
  2. Капелла Святого Причастия – ее изготовили в стиле раннего барокко.
  3. Капеллы Богоматери Благочестия и Учения – оформлены в стиле позднего барокко.

Также в церкви Святого Роха стоит обратить внимание на мозаичное панно, изготовленное в середине XVI столетия Франсишком ди Матуша. На нем изображены сцены из Благовещения, Крещения и Троицы. Огромная люстра выделяет свод, искусно отделанный бронзой и яшмой. Он представляет собой ювелирное творение Франсишка Венегаша.


Особенности посещения

На территории костела работает Музей сакрального искусства, где можно посмотреть старинные религиозные предметы. Стоимость входного билета составляет $1,5. Церковь Святого Роха работает каждый день, кроме понедельника, с 10:00 и до 17:00.


Как добраться?

До храма можно доехать на , станция называется Baixa-Chiado. Также недалеко от костела останавливаются автобусы №№735 и 758, выходить нужно на остановке Largo Trindade Coelho. Из центра до церкви Святого Роха ведут улицы R. Alexandre Herculano, Av. da Liberdade и R. Áurea. Расстояние составляет около 3 км.

Величественное здание ренессансного костела св. Роха является частью . Сегодня сакральная постройка не используется по своему прямому назначению: в ней размещена художественная галерея MIRO.

Архитектура

Стиль высокого светлого здания костела можно охарактеризовать как поздний ренессанс с готическими элементами. В плане главный неф представляет собой прямоугольник со скошенными углами, к которому по бокам примыкают три апсиды, создающие форму креста. В них были размещены алтари, посвященные трем главным святым-защитниками от инфекционных болезней: Роху, Себастьяну и Антонину Отшельнику.


Во внешнем облике здания взгляд притягивает множество готических элементов, которые удивительно гармонично сочетаются с ренессансными деталями, например, готические пилястры и характерные высокие узкие окна украшены круговым ренессансным декором. Такой интересный симбиоз связан с тем, что вплоть до эпохи Возрождения готика являлась единственным архитектурным решением для церковных построек. Однако следует отметить, что в целом стиль здания все же ближе к ренессансу.

История

Костел был построен по приказу Рудольфа II в качестве благодарности за предотвращение эпидемии чумы, свирепствовавшей в Чехии в 1599 году. Строительство церкви, автором проекта которой предположительно был придворный архитектор Джованни Мария Филиппи, началось в 1603 году. Хотя основные строительные работы были завершены еще до смерти императора, отделка и оформление интерьера заняли еще несколько десятилетий.

Изначально здание служило основной церковью страговского прихода. Во времена правления Иосифа II в 1784 году она была упразднена, и вместо нее приходской церковью был объявлен близлежащий монастырский костел Вознесения Девы Марии. Позже костел св. Роха служил только в качестве часовни для умерших, затем и вовсе был переоборудован в кузницу. В 1881 году страговский настоятель Зикмунд провел капитальный ремонт здания, после чего оно было вновь освящено.



С приходом коммунистического режима костел вместе с монастырем был национализирован и поначалу служил в качестве депозитарного банка. С 1994 года в просторном здании размещена галерея, где выставлены полотна всемирно известных художников, среди которых Пикассо, Дали, Миро, Уорхол и Родин. В выставочном зале также широко предоставлены работы современных чешских художников.

Костел св. Роха - одно из красивейших ренессансных костелов в . Посетив Страговский монастырь, обязательно обратите внимание на его светлое здание с небольшой черной башенкой.

Святой Рох , Рох из Монпелье (лат. Rochus , фр. Roch , итал. Rocco ); около 1295 года в Монпелье - 1327 году там же - католический святой, получивший известность как защитник от чумы .

Биография

Историческая информация о жизни святого Роха содержится исключительно в преданиях, изложенных в том числе в Золотой легенде . Некоторые современные историки полагают фигуру святого Роха неисторичной, а его житие базирующимся на житиях более ранних святых .

Согласно преданию святой Рох родился в Монпелье около 1295 года в семье губернатора города. Ещё при рождении он был отмечен особым знаком на груди в форме красного креста. Когда юноше было около 20 лет, он лишился родителей, после чего раздал всё имущество бедным и отправился в Рим в паломничество . Прибыв в Италию Рох обнаружил, что в стране свирепствует эпидемия чумы, после чего он начал странствовать по стране, ухаживая за больными чумой и исцеляя их молитвой и крестным знамением. Предание сообщает о чудесах исцеления, совершённых им в Аквапенденте , Чезене , Римини , Новаре , Риме , Мантуе , Модене и Парме . В Пьяченце Рох сам заразился чумой, был изгнан из города, и отправился умирать в заброшенную лесную хижину. По преданию собака дворянина по имени Готхард принесла св. Роху, умиравшему от голода, хлеб. Вскоре святой исцелился от чумы, а Готхард стал его помощником.

После выздоровления святой Рох вернулся на родину, где отказался раскрыть своё имя, и был брошен в тюрьму как шпион по приказу своего собственного дяди. После пятилетнего заключения он скончался 16 августа 1327 года . После смерти он был опознан по знаку креста на груди.

Почитание

Широкое народное почитание святого началось сразу же после его смерти, хотя официально он не был канонизирован вплоть до XVII века . Окончательно почитание св. Роха было установлено папой Урбаном VIII в 1629 году . Святому Роху молились, главным образом, об избавлении от чумы. Культ, первоначально ограниченный Монпелье и северной Италией, быстро распространился в Испании, Франции, Германии и Нидерландах.

В житии святого Vita Sancti Rochi, написанном в 1478 году губернатором Брешиа Франческо Диедо, приводится эпизод, согласно которому в 1416 году , во время проведения Констанцского собора , городу угрожала эпидемия чумы. После молебнов святому Роху и молитвенных процессий болезнь отступила от города. В 1485 году венецианцы тайно вывезли мощи св. Роха из Монпелье в Венецию . Венеция, как главный торговый город, через который шла торговля с Востоком, сильно страдал от смертельных эпидемий, в связи с чем святой Рох был провозглашён одним из святых покровителей города. В 1508 году в Венеции была построена церковь Сан-Рокко .

Святой Рох почитается покровителем больных чумой и холерой , страдающих болезнями ног и кожи; паломников, хирургов; а также собак и домашнего скота . Святой Рох - покровитель французского Монпелье (в его честь назван городской собор, улица, сквер и железнодорожный вокзал) и нескольких итальянских городов.

Католическая церковь отмечает память святого 16 августа. Во многих городах мира, в том числе и в Монпелье, в этот день проводятся красочные процессии, посвящённые святому.

Иконография

На классическом изображении святой Рох, как правило, указывает на чумную язву на своей левой ноге. Также часто святой изображается вместе с собакой, держащей во рту хлеб. Ещё одним характерным иконографическим атрибутом является посох паломника.

Напишите отзыв о статье "Святой Рох"

Примечания

Ссылки и источники

Отрывок, характеризующий Святой Рох

Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра! – думал он. – Завтра, может быть, всё будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, даже наверное, завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать всё то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он… Ну, а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? – «Ну, а потом, – отвечает сам себе князь Андрей, – я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать: но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей», подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова. На дворе Кутузова слышались голоса укладывавшихся денщиков; один голос, вероятно, кучера, дразнившего старого Кутузовского повара, которого знал князь Андрей, и которого звали Титом, говорил: «Тит, а Тит?»
– Ну, – отвечал старик.
– Тит, ступай молотить, – говорил шутник.
– Тьфу, ну те к чорту, – раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг.
«И все таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!»

Ростов в эту ночь был со взводом во фланкёрской цепи, впереди отряда Багратиона. Гусары его попарно были рассыпаны в цепи; сам он ездил верхом по этой линии цепи, стараясь преодолеть сон, непреодолимо клонивший его. Назади его видно было огромное пространство неясно горевших в тумане костров нашей армии; впереди его была туманная темнота. Сколько ни вглядывался Ростов в эту туманную даль, он ничего не видел: то серелось, то как будто чернелось что то; то мелькали как будто огоньки, там, где должен быть неприятель; то ему думалось, что это только в глазах блестит у него. Глаза его закрывались, и в воображении представлялся то государь, то Денисов, то московские воспоминания, и он опять поспешно открывал глаза и близко перед собой он видел голову и уши лошади, на которой он сидел, иногда черные фигуры гусар, когда он в шести шагах наезжал на них, а вдали всё ту же туманную темноту. «Отчего же? очень может быть, – думал Ростов, – что государь, встретив меня, даст поручение, как и всякому офицеру: скажет: „Поезжай, узнай, что там“. Много рассказывали же, как совершенно случайно он узнал так какого то офицера и приблизил к себе. Что, ежели бы он приблизил меня к себе! О, как бы я охранял его, как бы я говорил ему всю правду, как бы я изобличал его обманщиков», и Ростов, для того чтобы живо представить себе свою любовь и преданность государю, представлял себе врага или обманщика немца, которого он с наслаждением не только убивал, но по щекам бил в глазах государя. Вдруг дальний крик разбудил Ростова. Он вздрогнул и открыл глаза.
«Где я? Да, в цепи: лозунг и пароль – дышло, Ольмюц. Экая досада, что эскадрон наш завтра будет в резервах… – подумал он. – Попрошусь в дело. Это, может быть, единственный случай увидеть государя. Да, теперь недолго до смены. Объеду еще раз и, как вернусь, пойду к генералу и попрошу его». Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз объехать своих гусар. Ему показалось, что было светлей. В левой стороне виднелся пологий освещенный скат и противоположный, черный бугор, казавшийся крутым, как стена. На бугре этом было белое пятно, которого никак не мог понять Ростов: поляна ли это в лесу, освещенная месяцем, или оставшийся снег, или белые дома? Ему показалось даже, что по этому белому пятну зашевелилось что то. «Должно быть, снег – это пятно; пятно – une tache», думал Ростов. «Вот тебе и не таш…»

mob_info