Философско-теоретические основы классической эстетики. Субъективная сторона эстетического созерцания

На каждом новом этапе ее развития обнаруживается неполнота сложившихся представлений об эстетическом отношении человека к миру и к самому себе. На современном этапе развития общества важным объектом для эстетической науки стали и такие, получившие интенсивное развитие, виды деятельности, направленные на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, как техническая эстетика, дизайн. Кроме того, этот род деятельности охватывает и вопросы эстетического воспитания.

Эстетика опирается на диалектический и исторический материализм как на свою теоретическую основу.

Как наука эстетика, безусловно, носит философский характер, но она имеет свою специфику, свой особый предмет с присущими ему закономерностями. Итак, эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их созидании, восприятии, оценке и освоении. Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы, изучаемые этой наукой. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.

В круг основных проблем, исследуемых эстетикой, входят эстетические чувства и взгляды, вкус, идеалы. Иначе говоря, эстетическое сознание - одна из форм общественного сознания.

Методологические основы эстетики

Впервые эстетические понятия возникли в рабовладельческом обществе Древнего Востока: Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Наибольшую разработку эстетика рабовладельческого строя получила в Древней Греции --в городах-государствах.

Греческая эстетическая мысль была результатом теоретического осмысления общественно-художественной практики своего времени. Первые античные мыслители (Гераклит, пифагорейцы, Эмпедокл, Демокрит) рассматривали прекрасное как нечто объективное, присущее космосу. Для них космос был воплощением стройности, порядка, гармонии, симметрии. Эти свойства материального мира выступали в качестве объективной основы красоты. По их мнению, одни и те же закономерности лежат как в основе космоса, так и человеческой деятельности, в том числе и художественной.

Начиная с Сократа, центр внимания эстетической мысли перемещается на человека и его деятельность. Сократ поставил проблему прекрасного в отношение с целесообразной деятельностью человека. Поэтому прекрасное есть полезное и оно не может быть чем-то абсолютным.

Сократ сформулировал мысль об искусстве: "Это воспроизведение действительности посредством подражания".

Платон развивает эстетику пифагорейцев: "Чувственный мир -- это отражение мира идей. Искусство заключается в подражании чувственным вещам".

Самым выдающимся эстетом древности был Аристотель. Он видел основу красоты в вещественных свойствах, связях и отношениях космоса. Конкретно она находит отражение в целостности, единстве и многообразии законченности, величине и порядке. Источник эстетического удовольствия в радости познания, узнавания. Аристотель видел значение эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности. Марксистская эстетика теоретически осмыслила освоение мира по законам красоты во всех сферах практической деятельности человека, в том числе и в собственно художественной сфере, где ее задачей стала активизация социальной значимости и общественно-преобразующей роли искусства на основе осознания его природы.

Основные задачи эстетического воспитания на современном этапе

У эстетики нет прямого утилитарного назначения. Выучить основные положения этой науки - еще не значит научиться творить по законам красоты, равно как и наоборот. Мы мыслим логично, часто не зная законов логики. Однако изучение законов, по которым протекает тот или иной процесс, хотя и лишено непосредственного утилитарного значения, имеет глубокий практический смысл. Знание законов эстетики способствует сознательному отношению к художественному творчеству, в котором сочетаются дар и навык.

Не менее чем художнику, эстетика нужна воспринимающей искусство публике - читателями, зрителям, слушателям, т.к. теоретически развитое сознание глубже воспринимает произведение, т.е. можно при чтении увлекаться внешними красотами или занимательностью сюжета произведения, а можно проникать в сущность образной мысли художника. Последнее и есть истинное восприятие искусства, а эстетика -- высокий воспитатель такого восприятия.

Эстетика нужна не только художнику, но и портному, шьющему костюм, и столяру, делающему шкаф, и инженеру, создающему автомобиль, так как освоение мира ими осуществляется, в том числе и по законам красоты. Эстетика входит в труд, быт, сознание современного человека, она формирует в нем творческое, созидающее начало.

XVIII век, именуемый в истории культуры веком Просвещения, поставил задачу формирования человека разумного, владеющего знанием и применяющего его для всестороннего понимания и преобразования мира. Решение этой задачи, в свою очередь, предполагает вопрос, а что изменять в человеке, как формировать человека разума? Над этим вопросом задумался А. Баумгартен (1714-1762) - немецкий философ, который шел от антропологии. В XVIII веке человек рассматривался как совокупность трех духовных способностей: разума, воли, чувства. Обозначив этот «треугольник», Баумгартен обнаружил, что первые две способности рассмотрены еще античной философией. Философия, занимающаяся понятийной сферой, давно оформлена - это логика. В XVIII в. считалось, что отношение к миру может быть только познавательным, отсюда и наука, рассматривающая законы рационального познания - логика. Вторая способность - это воля, т.е. свобода поступания, также давно, еще в античности («Никомахова этика» Аристотеля), осмыслена философией в этике, философии поступка, смысловая сторона которого и интересует философию. Но есть еще сфера непосредственного, чувственного постижения мира. Философия этим начала заниматься с XVIII века, но соответствующего раздела философского знания еще выделено не было. В 1750-1758 гг. Баумгартен публикует свой знаменитый труд под названием «Эстетика» («Aesthetica»), который обозначил рождение новой науки. И здесь Баумгартен обращается к древнегреческому aisthetikos - чувственный, эмоциональный. Чувственный, в том числе, имеет общий смысл и с древне-славянским «чуять», т. е. и для русского сознания чувствовать - значит постигать, проникать куда-то. А Баумгартен и говорил, прежде всего, о чувстве как способности постижения мира, тех его сторон, которые недоступны рациональному познанию: например красоты и гармонии мира. Затем он пробросил мостик: высшая форма чувствования - чувство красоты, а высшая форма красоты - искусство, и в эстетику он включил и сферу эстетического, и сферу художественного. С этого момента эстетика существует как философская наука, философия эстетического и искусства.

Окончательное становление эстетики как науки произошло в философии немецкого Просвещения в трудах И. Канта (1724-1804). Кроме «Критики чистого разума» (1781), « Критики практического разума» (1788), Кант создает «Критику способности суждения» (1790), а точнее «Критику оценочной способности суждения», где Кант формулирует специфику этой сферы. А. Баумгартена принято называть отцом эстетики, поскольку имя науке дал именно он, на самом деле он только зафиксировал сложившиеся реалии. Эстетика как философская наука начинается с Канта, потом будет Гегель, романтики и далее. История эстетики занимается становлением эстетической проблематики в исторической динамике. Нас интересует теория эстетики и потому определим объект и предмет эстетики.

  • 2. Предмет эстетики

    Заметим, что объект эстетики не равен ее предмету. Объект - те реалии, которые внеположены человеку, на которые направлена его познавательная активность. Специфику науки определяет предмет - цель постижения, модальность существования объекта и это внутреннее содержание науки. Предмет - это то, что « я хочу» познать в объекте и понимание чего составляет науку.

  • Начнем с тех внешних сторон действительности, которые человек выделяет в эстетическом отношении к миру. Эти особые качества человек назвал: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и т. д. Итак, первый пласт объекта эстетики - эстетические явления действительности. Что здесь пытается понять эстетика? Эстетика пытается понять природу этих явлений: откуда они, в чем их сущность и специфика конкретных проявлений, таких, как красота, например. Сразу определим, что мы не сводим все многообразие эстетических явлений к красоте: эстетическое как особая реальность давно уже не есть только красота. Главный вопрос - вопрос о смысле, человеческом предназначении этой сферы, и этим вопросом эстетика задается всегда. Как писал Н. Заболоцкий в своем стихотворении «Некрасивая девочка»:

    ……………….что есть красота?
    И почему ее обожествляют люди?
    Сосуд она, в котором пустота?
    Или огонь, мерцающий в сосуде?

    По сути, эстетика занимается постижением глубин и основных закономерностей эстетических реальностей, это и делает эстетику философской наукой.

    Второй пласт объекта эстетики как науки: эстетическая реальность дается человеку через определенные субъективные механизмы, хотя долго считалось, что эти механизмы не имеют определенных специфических характеристик. Но есть эстетические реалии, которые очевидны как приметы определенной субъективности, например, эстетический идеал. Впервые проблему эстетической субъективности поставил Кант, выделив те свойства, процессы, которые носят ментальный, внутренне субъективный характер, которые выступают способом открыть и освоить сферу эстетических явлений. Речь идет о существовании особого функционального механизма, связанного с человеческой психикой, особого, эстетического сознания и его отдельных элементов, структур. Сюда входят структуры, на которых базируется эстетическое отношение к миру: эстетический вкус, идеал, восприятие, переживание, установки, эстетические ценностные ориентации, эстетические потребности, эстетическое самосознание. Эстетическое сознание является специфической структурой: может быть нравственно развитый человек, который глух к эстетическому и, наоборот, феномен эстетства - гипертрофия развитого эстетического сознания, упоенного красотой человека, нравственный аспект поступков которого совсем не рассматривается.

    Эстетическая выразительность и ценность мира является человеку, будучи опосредована психическими проявлениями, например, эстетическими переживаниями. Мир ценностей красоты и уродства, трагического и смешного, является только через особый опыт переживания. Поэтому тот, кто не имеет опыта переживания эстетических ценностей и искусства, не сможет понять науку эстетику.

    В чем же предмет эстетики? В системном качестве эстетического. Общепсихологическими механизмами обнаружения эстетического в опыте чувств занимается психология, задача эстетики - понять универсальные для этой сферы и одновременно специфические основания, структуры и процессы эстетического сознания. Можно зафиксировать неразрывность первого и второго пластов: эстетического бытия и эстетического сознания. Категориальным выражением неразрывности эстетического бытия и эстетического сознания становится в эстетике категория эстетического отношения, объясняющая это интегрирование.

    Мы можем сказать, что объектом эстетики является эстетическое отношение к миру или эстетическое освоение мира - важнейшая категория, начиная с Ф. Шиллера (1759-1805) и И.В. Гете (1749-1832). Предметом эстетики является изучение наиболее общих оснований и закономерностей эстетического освоения мира человеком.

    Третий пласт объекта эстетики связан с пониманием того, что люди не только чувственно осваивают, но сами творят эстетически выразительную среду, начиная с эпохи верхнего палеолита. Создавая орудия труда, они стали одновременно украшать их, свое жилище и свое тело. С самого начала культуры это присуще человечеству, и сфера многостороннего переустройства мира максимально расширяется в настоящее время. На рубеже XIX и XX вв. возникла деятельность, которая специфически проектирует формы такого переустройства - дизайн. Эстетическаяпрактика и есть созидание эстетически значимого мира, и дизайн отвечает за эту сторону универсальной эстетической практики. Эстетическая практика формирует и меняет не только объект - окружающий мир, в ее ходе формируется и субъект эстетического отношения. В эстетической практике происходит очень тонкая работа над духовным миром человека. Речь идет об эстетическом воспитании и самовоспитании. В этом прикладном плане эстетику можно назвать философией эстетического воспитания так же, как и философией дизайна.

    Наконец, четвертый пласт - искусство. На протяжении веков искусство мыслилось как форма эстетического отношения к миру, элитарное культивирование способности созидать красоту. Сегодня, в ХХI веке мы не можем свести искусство к эстетическому началу. В русском языке это обозначено: наряду с «эстетическим», существует другое слово - «художественный». Искусство - система художественной деятельности человека и продуктов этой деятельности.

    Второй макрообъект эстетики - искусство, а ключевая категория, на которой базируется современная эстетика, художественное.

    Традиционный взгляд заключается в том, что художественное совпадает с эстетическим (древний взгляд), затем для Гегеля, в эпоху классической эстетики, эстетика - это философия искусства, и эстетическое живет только в искусстве. Подобной позиции уже в XX веке придерживался М.М. Бахтин (1895-1975). Другая крайность: эстетическое и художественное не пересекаются - это позиция современной американской эстетики. Согласиться с этим нельзя, искусство остается формой эстетического отношения к миру, до сих пор преследуя эстетические цели. Эстетическое качество мы находим во всех трех звеньях искусства: в художественном творчестве - как эстетическое отношение автора к миру и его видение эстетических ценностей; в художественном произведении, которое есть единство эстетически значимого содержания и эстетически совершенной формы, где художественная ценность включает ценность эстетическую; в художественном восприятии, предполагающем наслаждение красотой и выразительностью формы. Сегодня выясняется, что не только в форме красоты, но и уродства эстетическое присутствует в искусстве. И здесь возникает вопрос: как понимать художественную деятельность, что к ней относить? Все ли, что «сотворил» человек, считающий себя художником, и есть искусство? Чем же занимается эстетика в применении к искусству? Что она пытается понять? Философия искусства ставит следующие вопросы:

    1. Что есть искусство? В чем его сущность? В чем интегральная специфика искусства, позволяющая результаты творчества относить к сфере художественной?
    2. Какова структура искусства? Что составляет феномен искусства?
    3. Для чего искусство? Каковы социокультурные функции искусства?
    4. Каковы закономерности генезиса и исторической эволюции искусства?
    5. Что есть историческая типология или историческая морфология искусства, т. е. каковы исторические типы искусства.
  • Итак, статус эстетики как науки определяется ее предметом - выявлением наиболее общих оснований и закономерностей эстетического и художественного освоения мира.

    Особенностями предмета эстетики определяется философско-мировоззренческая природа и место науки в структуре гуманитарного знания. Эстетическое отношение к миру, возникающее в архаической культуре, является одним из фундаментальных мироотношений, выявляющих меру соответствия мира и человека, характер вписывания человека в мир. Категории эстетики раскрывают мироощущение, мировосприятие, миросозерцание и миропонимание человека, ценностные приоритеты культурных эпох.

  • 3. Историческое развитие эстетической мысли. Классическая и неклассическая эстетика

    Хотя сам термин «эстетика», как мы видели, ввел Александр Баумгартен в эпоху Просвещения, эстетическая мысль уходит корнями в глубокую древность и представляет собой свободное осмысление эстетического опыта как внутри других наук (философии, риторики, филологии, богословия и т. п.), так и самими творцами искусства - художниками. Благодаря трудам Платона мы знаем о первых философских размышлениях о прекрасном. Задолго до XVIII века, уже в эпоху античности, определились основные категории и проблематика науки эстетики, которые рассматривались на протяжении всех последующих этапов ее развития. Исследователи истории эстетики (В.В. Бычков) выделяют условно три периода становления науки: протонаучный (до середины XVIII века, до появления труда Баумгартена), классический , совпадающий с развитием классической философской эстетики (середина XVIII-XIX в.) и постклассический или неклассический (с Ф. Ницше и до настоящего времени).

  • В «протонаучный» период предмет размышления античной эстетики (пифагорейцы, Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.), Платон (428 или 427-348 или 347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), римские риторики) - природа красоты, особенности искусства и его восприятия. Такие категории как прекрасное, трагедия и трагическое, возвышенное, комическое, эстетическое наслаждение и катарсис навсегда вошли в арсенал эстетической науки, благодаря античности. Средневековая эстетика (Августин Блаженный (354-430), прежде всего) ввела в систему эстетических категорий понятие символического образа, рассмотрев его главные модификации (подражательный, аллегорический, знаковый), выделила творчество как процесс, вызывающий к жизни красоту и искусство. Важным моментом преемственности развития эстетики внутри первого этапа является убежденность мыслителей в теснейшей связи прекрасного с ценностями этическими - добром, благом, любовью. Эстетика Возрождения и последующих классицизма и барокко, опираясь на идеи античности и средневековья, акцентирует внимание на анализе закономерностей художественного творчества и выявлении оптимальных, с точки зрения человека, правил построения художественного произведения.

    В европейской традиции на первом этапе эстетика активно развивалась в античности, в особенности в рамках древне-греческой философии, затем в Средние века, и - далее в Возрождении и культуре XVII века внутри художественно-эстетических направлений классицизма и барокко.

    Развитие науки эстетики в классический период связано, прежде всего, с немецкой классической философией в лице Лессинга (1729-1781), Шиллера (1759-1805), Гете (1749-1832), и, главным образом, Канта (1724-1804) и Гегеля (1770-1834), а в XIX веке - с культурами романтизма, реализма и символизма.

    Начавшийся с Ницше (1844-1900) неклассический этап философии, радикально меняет характер и понятийный аппарат философской эстетики, выводя ее за пределы аналитики в сферу метафорического рассмотрения. Неклассическая эстетика XX века вернулась к категориальному анализу сущности эстетического и искусства, но существенно дополнила состав и понятийные доминанты аппарата науки.

    Идеи классической эстетики органично продолжали размышления античности, правда, менялась трактовка сложившихся категорий в зависимости от философских позиций мыслителя. Немецкая и английская (Шефтсбери (1671-1713), Берк (1729-1797), Юм (1711-1776)) философия XVIII века ввела проблемы изучения эстетического субъекта в качестве главных для эстетики. Значительное место классической эстетике будет уделено в наших лекциях, где мы еще обратимся к ее трактовке эстетического и искусства.

    Начало неклассического этапа эстетики определяется философским поворотом второй половины XIX века, определяемым в свою очередь радикальной культурной модернизацией, продолженной XX веком. В XX веке проблемы эстетики продуктивно рассматриваются в контексте таких наук как искусствознание, культурология, психология, социология, семиотика, лингвистика и новейших философских направлений, таких как феноменология, психоанализ, экзистенциализм, структурализм и постструктурализм, семиотическая философия и философия постмодернизма. Категориальный аппарат и методология названных наук значительно обогатили эстетику в исследовании современных форм эстетической практики и искусства и определили возможность их объяснения. Например, характерная черта эстетической практики человека ХХ в. - стремление к созданию чего-либо уродливого; это становится закономерностью эстетического формообразования и художественной формы, и является приметой кризиса культуры, ибо никакое общество не может покоиться на распаде. Понятно, что категория безобразного становится полноправной категорией новейшей эстетики. Таким образом, если обратиться к арсеналу ее категорий, становится понятной приставка «не»: эти категории не являются эстетическими с точки зрения эстетики классической. Неклассическая эстетика или нонклассика в качестве главных берет проблемы существования современного человека, употребляя категории симулякр, артефакт, абсурд, заумь, безобразное, жестокость («жесть» в просторечии), деконструкция. С утверждением в гуманитарных науках исследования феномена повседневности как специфической сферы человеческого существования, в эстетику вошли такие категории как арт-практики (новейшие формы искусства), актуальное искусство (в противовес изящному, классическому).

  • Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. - С. 544.
  • Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под. ред. В.В. Бычкова. - М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2003. - 607 с. (Серия «Summa culturologiae»).
  • Глава 12.

    Биологические основы этики и эстетики

    Не смотря на то, что этика и эстетика часто рассматриваются как две самостоятельные системы управления поведением человека, они являются, скорее всего, разными проявлениями единой стратегии управления, цель которой сделать поведение оптимальным в данных условиях. Поскольку они служат единой цели, то имеют множество общих точек соприкосновения и зачастую пользуются одними и теми же поведенческими механизмами, взаимно дополняя и повышая результативность друг друга.

    Этика оперирует в первую очередь механизмами волевого контроля и установками, преимущественно социального характера. Установки могут быть индивидуальными. В таком случае говорят о персональной этике – этике одного индивида. От чистого эгоизма такая этика отличается тем, что в соответствии с ней, человек при необходимости отказывается от неких благ или идет на самопожертвование ради общественного блага, но пользуется при этом правилами и нормами, отличными от принятых во всем прочем социуме, в котором он живет.

    Эстетика опирается в основном на системы аффективного поведения. Именно поэтому в структуре эстетического поведения большое место занимают эмоциональные дисплеи, двусмысленность образов, трудности с прочтением релизинговых стимулов и т.д.

    Отношения между двумя системами строятся на основе комплиментарности. Эстетические произведения служат повышению эффективности передачи, укреплению укреплению и претворению в жизнь этических норм. В то же время в кризисные периоды эстетическое творчество принимает активное участие в дезавуировании старых этических принципов и становлению новых.

    Как тот, так и другой механизмы призваны сделать поведение оптимальным с точки зрения его коллективных, перспективных, экологических, онтогенетических целей, возможно, в ущерб актуальным мотивациям отдельных индивидов. Указанные факты говорят о том, что с общебиологических позиций этика и эстетика представляют собой механизмы управления стратегиями поведения.

    Несмотря на то, что в этой связке этика является доминирующей системой, с операциональной точки зрения удобнее рассмотреть сначала биологические основы эстетического поведения.

    Биологические основы эстетики

    Слово эстетика непроизвольно наводит на мысль о прекрасном. Оно воспринимается нами как синоним некой гармонии, чего-то такого, что соответствует высоким идеалам. По выражению И. Айбл-Айбесфельда «эстетическое восприятие характеризуется особыми свойствами привлекательности и призыва». Однако произведения искусства во все времена изображали не только привлекательные явления природы и поступки людей, но также и угрожающие явления (картина «Девятый вал» И.К. Айвазовского и “Последний день Помпеи» К.П. Брюллова), сцены агрессии («Апофеоз войны» В. В. Верещагина, «Кавалерийская атака Н.А. Зауервейда), порочное поведение («Оргия» В.А. Катарбинского), людей, опустившихся на дно жизни («Нищий» Николае Григореску, «Едоки картофеля» Винсента Ван-Гога), непосильный труд («Бурлаки на Волге» И.Е. Репина, «Тройка» В.Г. Перова), сцены бесправия («Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» Н.В. Неврева) и лицемерия («Встреча папы Павла III, короля Франциска I и императора Карла V » Себастьяня Риччи), кроме того, в искусстве присутствуют сюжеты и темы нейтрального характера. Спокойные медленные мелодии, пейзажи, цветы, оказывающие релаксирующее действие. Однако последние, так же как и сюжеты, вызывающие сильное эмоциональное переживание, модифицируют поведение, только апеллируют они к эмоциям, выполняющим иную физиологическую функцию. Таким образом, в эстетике присутствуют сюжеты и объекты, обладающей эмоциональной значимостью, способные индуцировать у нас соответствующие эмоциональные состояния, которые, в свою очередь, модифицируют наше поведение в заданном направлении. Искусство – не обязательно призыв, это могут быть любые формы эмоционального резонанса, опосредованные художественным произведением, включая релаксацию и сопереживание, торможение и избегание.


    С этой позиции эстетика должна быть определена как форма поведения, преимущественно эмоционального характера, использующая перцептивные и когнитивные процессы, которые активируют наше сознание таким образом, что вызывают интерес и внимание к определенным предметам, явлениям или процессам, формируя чувство прекрасного. При этом искусство ориентирует наше поведение на оптимальную норму вне зависимости от того отрицательные или положительные переживания рождает изображаемый в произведении сюжет. Они способствуют приобретению (закреплению) данного поведения, объекта или свойства, если эстетическое восприятие индуцирует положительные эмоции, или к отказу от них, исключению из своего поведенческого репертуара, в случае отрицательных эмоций. Поскольку, эмоциональное впечатление от произведения искусства может быть очень велико, соответственно и воздействие его на поведение будет значительным.

    Здесь полезно определить понятие прекрасного с общебиологической точки зрения. Совершенно очевидно, что восприятие прекрасного относится к категории положительных эмоциональных переживаний, а последнее означает что, то, к чему стремятся – приближаются, что несет в себе, безусловно, высокий приспособительный результат, для индивида лично или для социального агрегата, к которому данный индивид принадлежит. Следовательно, прекрасное можно определить как совокупность норм поведения и оценок, ведущих к высокому приспособительному результату.

    В контексте этих рассуждений кажется неясным вопрос о том, почему в искусстве не менее высоко ценятся достоверно изображаемые сюжеты, отражающие негативные паттерны поведения – агрессию, разврат, обман, предательство и т.д. Дело, по-видимому, в том, что в художественных произведениях эти отрицательные явления сопровождаются сюжетными линиями, указывающими на их отрицательные последствия: агрессор и обманщик – наказаны, развратник – раскаивается. «Неистребленное зло» может быть оставлено «в живых» в контексте, активирующем эмоциональную деятельность в направлении борьбы с этим явлением. Горестные же или печальные сюжеты возбуждают эмоции сострадания к героям и точно также как и произведения с позитивным эмоциональным содержанием утверждают идеалы доброты и взаимопомощи. С этой точки зрения прекрасное отражает в определенной мере идеализированный (акцентированный) вариант механизмов стратегий поведения, присущих данному социуму и его этических норм. В определенной мере потому, что уровень идеализации и акцентуации также зависит от развития и характера общественных отношений конкретной культуры. Именно поэтому готическая литература и любовные романы XVII–XIX, бывшие очень популярными в свое время, сегодня, за небольшим исключением, полностью забыты или воспринимаются со значительной долей иронии.

    В наиболее общем смысле эстетика, как форма поведения направлена на поддержание главных этических ценностей сообщества, которому данный вид искусства принадлежит, дополняя их логически сухие формы эмоциональными переживаниями, усиливающими значимость этих норм. В отдельных случаях произведения эстетики могут быть ориентированы на некие частные принципы, ситуации и цели. Не редко они посвящаются знаменательному событию какого-либо коллектива или индивида, непосредственно его персоне, имеют учебные цели (иллюстрации в книгах, дидактическая поэзия и т.д.). В конечном итоге, именно масштабность целей и временные параметры событий или общественных явлений, которые данные произведения отражают и определяют значимость произведения. Творения, отражающие наиболее общие и незыблемые нормы, получают широчайшее признание в обществе и обретают бессмертие.

    Устав от строгой силы законов и мрачной сосредоточенности мысли, мы ищем покоя и свежести жизни в художественных образах...

    Г. Гегель

    Прекрасное есть жизнь... Н.Г. Чернышевский

    ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

    ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ

    Эстетика и переводе с греческого языка обозначает чувственное, эмоциональное восприятие. Это наука о чувственном познании красоты в действительности, искусстве, природе, физическом и духовном состоянии человека. «В качестве обозначения определенной области знаний термин „эстетика" был введен в научный оборот немецким философом Александром Готлибом Баумгартеном (1714 -1762) в середине XVIII в., из чего, однако, не вытекает, будто эстетика как наука ведет от него свое начало. Ее история уходит в глубокую древность» .

    Русский писатель-сентименталист Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) писал: «Эстетика есть паука вкуса. Она трактует о чувственном познании вообще. Баумгартен первый предложил ее как особливую, отдельную от других наук, которая, оставляя логике образование высших способностей души нашей, г.е. разума и рассудка, занимается исправлением чувств и всего чувственного, т.е. воображения с его действиями. Одним словом, эстетика учит наслаждаться изящным» .

    В ходе изучения дисциплины «Основы эстетики» студенты должны приобщиться к подлинному искусству, не имеющему ни исторического времени, ни географического пространства; познакомиться с шедеврами мирового искусства и национальным опытом многих народов мира; научиться пользоваться эстетическими категориями при анализе художественных произведений; иметь представление о понятии эстетического вкуса, которое необходимо для умения противостоять «одноразовым духовным ценностям» общества массового потребления .

    Древнегреческий философ Демокрит считал, что исходная форма познания - ощущения. Такое познание при помощи зрения, вкуса, обоняния, осязания он называл «темным». Когда человеку приходится познавать то, что недоступно зрению, слуху и г.д., ему на помощь приходит «истинный» род познания - мышление. Органы чувств связаны с воспринимаемыми вещами посредством «образов» («эйдесов»). Образы - формы вещей, они проникают в чувства. Человеческие чувства - это среда, в которой отражаются природные тела и явления: «Ощущения и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы». Демокрит говорил, что искусству человек научился у животных. Ткацкое искусство - подражание пауку, искусство пения - подражание певчим птицам. Научившись на опыте помогать друг другу, люди смогли произносить слова, «научились выражать речью знание всех вещей». Прекрасное в человеке - «гармоническая жизнь», равновесие физических и духовных сил, мера во всем. «Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ума», - писал Демокрит. Искусству, как и мудрости, нужно учиться.

    Выстраивая свою эстетическую концепцию, Аристотель писал: «Цель добродетели - прекрасное... Непременное дело добродетели - ставить прекрасные цели» . «Вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное», - считал Аристотель. «Поэтика» Аристотеля - фундаментальный труд, посвященный проблемам эстетики - состояла из двух книг, до нас дошла лишь первая из них. Главные формы прекрасного: порядок в пространстве, соразмерность и определенность; красота заключается в величине и порядке. Искусство «подражает» реальной жизни, благодаря чему изображения, которые дает искусство, помогают людям «учиться и рассуждать». Возникающее из созерцания произведений искусства «удовольствие» имеет двусторонний характер. Во-иервых, оно возникает вместе с получаемым от искусства познанием жизни. Во-вторых, изображенное художником является продуктом запечатленных человеческих способностей. Этот «продукт подражания» ценен уже тем, что он искусно отделан, играет красками или производит впечатление «какой-нибудь другой причиной того же рода». Пример: отвратительное животное, изображенное художником, мы рассматриваем с удовольствием.

    Искусство истолковывает события, действия, характеристики. Художник должен создавать свой идеал, отбирая у различных людей прекрасные черты. Живопись дает представление об этических свойствах человека, отраженных в его внешнем облике. Музыка выражает само чувство, внутреннее состояние личности: «Что касается мелодий, то уже в них самих содержится воспроизведение характеров». Самое глубокое проникновение во внутренний мир находим в художественной литературе (поэзии). Художник не копирует события, а является их творцом. Поэт ищет закономерности, объективные причины тех или иных поступков героев. Трагедия, вызывая путем живого, напряженного, драматического действия страх, гнев, сострадание, заставляет зрителя переживать душевное волнение, тем самым совершает «очищение» (катарсис) его души, возвышая и воспитывая его.

    В истории человечества взгляды на эстетику неоднократно менялись. Как мы видим, античные философы Демокрит и Аристотель использовали ее для формирования целостной картины мира. В период Средневековья эстетика тесно переплеталась с богословием. Истинная мудрость и красота есть Бог, - утверждали такие христианские мыслители, как Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин. В эпоху Ренессанса эстетика являлась инструментом понимания красоты как в природе, так и в искусстве, показывая титанизм человека (Альберти, Леонардо да Винчи). Деятели Просвещения рассматривали эстетику как одно из направлений разума, ключ к совершенству (Дени Дидро, А.Н. Радищев). Начиная с XIX в., эстетика формирует законы творчества, одинаково уделяя внимание как субъективной, так и объективной его сторонам. В настоящее время эстетика активно исследует процессы художественного творчества, язык и стиль мастеров литературного слова. Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944), французский философ, писатель, считал, что «вернуть людям их духовный облик, их духовные тревоги» - задачи подлинного искусства. Автор «Маленького принца» обращался к своим читателям, людям XX в.: «Я хочу, чтобы они любили родниковую воду. И ровный ковер зеленого ячменя под потрескавшимся покрывалом лета. Я хочу, чтобы они славили перемены времен года. Я хочу, чтобы они сочились, как созревающие плоды, молчанием и медлительностью. Я хочу, чтобы они оплакивали свои утраты и долго чтили умерших, ибо наследство неспешно переходит от поколения к поколению» . Сент-Экзюпери, видевший воочию ужасы фашизма и отдавший свою жизнь в борьбе с ним, писал: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы - команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга».

    Эстетика включает в себя сферу искусства, гармонию человека с природой, совершенное и безобразное в труде и бытовой жизни. Эстетика формирует представления о вечности произведений искусства и дает возможность пробуждать и развивать потребность к творчеству. Постоянно обогащаясь, предмет эстетики является открытым и динамичпым, ибо во всех делах человеческих присутствует доля эстегиче- ской значимости. Поэтому нецелесообразно отождествлять эстетику только лишь с теорией и практикой искусства. Анализом красоты художественных произведений занимается специальная наука - искусствознание. В него входят разделы, рассматривающие отдельные виды искусства: литературоведение, киноведение, музыкознание, искусствоведение (речь идет об изобразительном искусстве) и г.д. Понятно, что область искусствознания уступает эстетике но широте охвата чувственной проблематики.

    Предмет эстетики подчеркивает ее междисциплинарность. Например, интерпретируя тот или иной художественный образ, никак не обойтись без данных психологии. Характеристика чувств и эмоций литературных героев соединяется с нравственными оценками их действий (связь с моралью). Особое место занимает эстетическое воспитание - привитие ребенку принципов красоты, способности к переживаниям, развитие ассоциативного и метафорического ряда (связь с педагогикой). Связь эстетики и истории неоспорима. Вспоминая ту или иную страницу жизни человечества, мы обращаем внимание на отношение людей к красоте, моду, вкусы, предпочтения в сфере искусства. Например, для советского времени господствующим в искусстве являлся метод реализма.

    Эстетическая окрашенность присутствует в производственной, технической сфере. Для этого использовался сначала термин «техническая эстетика», который впоследствии был заменен термином «дизайн» (от англ. - «проект», «чертеж», «конструирование»). Сегодня дизайн - одно из наиболее перспективных направлений, сочетающее в себе художественный замысел и техническое воплощение утилитарной (полезной) и приятной на вид вещи. Пользуясь эстетически оформленными вещами, человек получает удовольствие. Приятно взять в руки шоколадную конфету в красивой обертке. У гиетающе действует на сознание типовая планировка квартир, грязные вагоны, навязчивая реклама, грубые формы скамеек в парке и т.д. Удовлетворяя постоянно растущие запросы потребителя, дизайнеры изменяют внешние черты предметов, пытаются достигнуть синтеза комфорта и красоты. Если говорить о нашей повседневной жизни, то эстетические оценки и представления играют немаловажную роль в карьере, личной жизни: мы обращаем внимание на то, как человек одет, как у него завязан галстук, красиво или нет он пользуется столовыми приборами и даже на то, как он сидит в кресле.

    Таким образом, предмет эстетики включает в себя сферу искусства, аспекты гуманитарного и технического знания, является составной частью мировоззрения человека.

    Задачи эстетики как науки заключаются и следующем:

    • 1) создание философско-мировоззренческих основ эстетического анализа искусства, природы, человека;
    • 2) приобщение к художественным сокровищам, накопленным человечеством за многие тысячелетия;
    • 3) разработка теории и практики эстетического воспитания личности;
    • 4) формирование эстетической концепции но улучшению внешнего вида товаров массового спроса, развитие сферы дизайна;
    • 5) привитие уважительного и бережного отношения к феноменам российской и мировой духовной культуры.

    Преподавание учебного курса эстетики решает следующие задачи: сформировать у студентов представления о закономерностях развития искусства как творческой деятельности людей, о роли искусства в различных областях жизни государств; дать студентам представление о важности искусства в формировании нравственных норм человека.

    • Эстетика: словарь / под общ. ред. А.А. Беляева. М., 1989. С. 416.
    • Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. Т. 2. М„ 1956. С. 794.
    • См. более подробно: Шубина НА. Основы эстетики: примерная программадисциплины. М.: ИТиГ, 1999.
    • Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 316,317.
    • Цнт. по: Буковская А. Сент-Экзюпери, или Парадоксы гуманизма / пер. с польск. М„ 1983. С. 10.
    mob_info