Яркое событие в жизни пророка иеремии. Образ пророка иеремии в священном писании

И др. ) - второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкии из Анафофа. Пророческое служение Иеремии обнимало собою самый мрачный период Иудейской истории. Призвание его к пророческому служению произошло в ранней молодости, на 15 году жизни, в тринадцатый год царствования Иосии царя Иудейского, и затем продолжалось при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, почти в продолжение сорока пяти лет. Вероятно, большею частью он жил в городе, в котором родился, именно в Анафофе так как в 11 гл. его книги (ст. 21) говорится о мужах Анафофа, как о мужах , ищущих души пророка . Но так как этот город, известный в настоящее время под названием Аната , находился только в трех милях расстояния от Иерусалима, то Иерусалимский храм несомненно был местом, где чаще всего раздавался голос пр. Божия. Впрочем, и помимо сего, он возвещал слово Божие и в храме, и во вратах города, и в доме царя, и на площадях народных, и в частных домах, всеми силами стараясь предотвратить бурю, готовую разразиться над упорным в своих грехах народом (2, 3, 4, 5, 6). С раннего утра (Иер.25:3) проповедовал он слово Божие, навлекая на себя через это поношение и повседневное посмеяние (Иер.20:8). Собственное его семейство отказалось от него (Иер.12:6), сограждане преследовали его ненавистью (Иер.11:21), смеялись над ним, задавая вопрос: где слово Господне? пусть оно придет ! (Иер.17:15). Не было недостатка и в глубоких душевных скорбях. Иеремию сильно сокрушало окружающее его беззаконие (Иер.12:1 -2); ему казалось, что все сторожат, за ним не споткнется ли он; он слышал угрозы: попадется он, и мы одолеем его и отмстим ему (Иер.20:10); его обуревало иногда сомнение, не есть ли его служение посмеяние и издевание ? (Иер.20:7). Смерть благочестивого царя Иосии несомненно была одним из величайших несчастий в жизни пророка. Оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной , говорит свящ. писатель кн. Паралипоменон (2Пар.35:25). О вступившем затем на престол Иохазе, правление которого длилось только три месяца и который засим отведен в плен, пр. Иеремия отзывается с особенною нежностью и участием. "Не плачьте обо умершем и не жалейте о нем , восклицает он, но горько плачьте об отходящем в плен (т.е. об Иохазе, иначе Саллуме ), ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей " (Иер.22:10 , 11). С особенною живостью пр. Иеремия описывает некоторые события последовавшего затем царствования Иоакима (607 - 597 до Р.Х. ). Вскоре после его восшествия на престол, в один из торжественных праздников, когда дворы храма были переполнены молящимися из всех городов Иудеи, Иеремия по повелению Божию является в храме и громогласно возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием и что самый храм постигнет участь Силома (Иер.26:6). С этого времени, можно сказать, начинается у него борьба со священниками и лжепророками, особенно наполнявшими в означенное время Иерусалим н окрестности его. За грозное пророчество Иеремию схватили лжепророки и, представив на суд князей и народа, требовали немедленной его смерти (ст. 8). Только усилиями некоторых князей, благорасположенных к нему и в особенности усилиями друга его, Ахикама, восставших на защиту пророка, он был спасен от неминуемой смерти (гл. 26). В другое время, когда по поведению Божию пророчества Иеремии были собраны в одну книгу и переписаны Варухом, учеником его, и прочитаны во всеуслышание народа в притворе храма (Вар. 36:1,9). Иоаким пожелал познакомиться с содержанием их, и вот гнев царя обрушился как на самого Иеремию, так и на свиток его пророчеств. По мере прочтения свитка царь отрезал писцовым ножичком прочитанные столбцы и сожигал на огне жаровни, стоявшей перед ним, доколе свиток не был уничтожен совершенно. Сам же Иеремия с Варухом едва-едва спаслись от царского гнева, Господь сокрыл их (Вар. 36:26). После уже в тайном убежище Иеремия и Варух вторично переписали пророчества, с прибавлением к оным многих подобных тем слов (Вар. 36:32). Но вот, согласно с предсказанием Иеремии, Иоаким бедственно окончил жизнь свою: он был взят в плен Навуходоносором, заключен в оковы, и по смерти его (на пути ли в Вавилон, или в самом Вавилоне, неизвестно) на престол вступил сын его, Иехония, делавший впрочем неугодное пред Богом и царствовавший только три месяца. Если не при Иоакиме, то быть может при этом царе, Пасхор, священник и надзиратель в Дому Божием, слыша пророчества Иеремии о грядущих бедствиях на Иерусалим, ударил его и посадил в колоду при вратах Вениаминовых, при Доме Господнем, и хотя на следующий же день выпустил его, но пророк снова возвестил, что Господь предаст всего Иуду в руки царя Вавилонского, который отведет их в Вавилон, и поразит мечем, (20). Пророчество исполнилось с поразительною точностью. Навуходоносор осадил город, без сопротивления занял его и переселил Иехонию в Вавилон со всем домом, родом, вельможами, войском и всеми жителями, кроме бедного народа. В числе отведенных в плен находилось и несколько лжепророков, утешавших народ надеждою на скорое окончание его бедствий. Вследствие сего на престоле царства Иудейского остался третий сын Иосии, Матфания , иначе переименованный Седекиею (597 - 586); но при этом царе положение Иеремии нисколько не изменилось к лучшему. Борьба с лжепророками продолжалась. К несчастию своему, Седекия решил обезопасить себя на престоле изменою царю Вавилонскому, и присоединился к союзу царей Моавитского, Идумейского и др. Для нагляднейшего вразумления его, пророк Иеремия по повелению Божию явился на улицах Иерусалима с узами и ярмом на шее (Иер.27:2); таковые же ярма он послал и к пяти царям, вступившим с Седекиею в союз против Вавилона. Лжепророк Анания, сокрушивший ярмо на выи Иеремии (Иер.28:10) и предсказавший падение Халдеев в продолжение двух лет (Иер.28:3), был обличен Иеремиею во лжи и умер в том же году (16, 17). Между тем неприятель усиленно обложил Иерусалим и в нем открылся сильный голод. Положение пророка сделалось очень опасным. Он хотел было удалиться в землю Вениаминову (Иер.37:12), но начальник стражи задержал его, принявши за перебежчика, и привел к князьям, которые били его и заключили в темничный подвал, где и пробыл много дней. Приведенный оттуда к Седекии, на вопрос его: "нет ли слова от Господа?" ответил: "ты будешь предан в руки царя Вавилонского" (Иер.37:17), затем, по просьбе пророка, его заключили во дворе стражи, давая ему по куску хлеба на день из улицы хлебопеков, пока не истощился весь хлеб в городе (Иер.37:21). Но так как пророк, несмотря на заточение, продолжал советовать покорность Халдеям без сопротивления, то и был брошен князьями в грязную яму во дворе стражи, в которой он и умер бы от сырости и голода, если бы не спас его своим ходатайством пред царем один богобоязненный Ефиоплянин, служивший при дворце, именно Авдемелех . С большими усилиями его вытащили из рва и снова оставили во дворе стражи. Седекия тайно посылал за Иеремиею, чтобы услышать от него волю Божию. Пророк по прежнему советовал царю довериться великодушию победителя: тогда, говорил он, и город не будет сожжен и царь со всем семейством останется в безопасности. К несчастию, Седекия не последовал благоразумному, боговдохновенному совету пророка, он боялся, чтобы Халдеи не выдали его Иудейским изменникам, которые стали бы ругаться над ним (Иер.38:19). Печальные последствия оказались скоро. Неприятель ворвался в город и взял его. Седекия с оставшимися при нем воинами бежал было ночью из столицы, но его поймали и отвели в Сирийский город Ривлу и там, по приговору победителя, закололи сыновей его перед глазами отца, а самого ослепили, оковали медными оковами и отвели в Вавилон, где он и умер в темничном заточении. По взятии и разрушении Иерусалима и переселении Иудеев в Вавилон, в 586 году, Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора, оказал пр. Иеремии некоторые знаки своего благорасположения и предоставил ему выбор местности для жительства. Иеремия пожелал остаться в своем отечестве, чтобы быть полезным соотечественникам своими советами и утешениями; впрочем он недолго оставался здесь. По убиении Годолии, областеначальника Иудеи, поставленного Навуходоносором, Иеремия вместе с Варухом и некоторыми из других Иудеев против воли был увлечен в Египет. О последующей судьбе пророка из свящ. Писания более ничего неизвестно. Древнее христианское предание свидетельствует, что кончина его была мученическая, именно, что он в г. Тафнисе был побит от Иудеев камнями за обличение их пороков и за пророчество об их погибели. Александрийское предание говорит, что Александр Македонский перенес тело его в Александрию. Могилу его, находящуюся недалеко от Каира, и доныне глубоко уважают Египтяне. По словам Александрийской летописи, над могилою его первоначально стоял величественный памятник, впоследствии возобновленный и украшенный царицею Еленою. В апокрифической 2Мак. книге мы видим пр. Иеремию окруженным ореолом славы. По словам оной, пр. Иеремия скрыл в одной из пещер горы Хорив Скинию, Ковчег Завета, жертвенник кадильный, и заградил вход в оную, чтобы они оставались там в неизвестности дотоле, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа (2Мак. 2:1,8). В ней говорится также, что при разрушении Иерусалима некоторые благочестивые священники скрыли в одном кладезе свящ. огонь, взятый с жертвенника, который при возобновлении храма был найден их потомками (2Мак. 1:19,36), и что Иеремия, во время переселения Иудеев, приказал и переселяемым взять с собою от огня храма (2Мак. 2:1). В видении Иуды Маккавея Иеремия является мужем, украшенным сединами и славою, окруженным дивным и необычайным величием, братолюбцем, который много молится о народе и святом городе , давшем Иуде золотой меч на сокрушение врагов (2Мак. 15:13,16). Даже во время земной жизни Господа преобладала уверенность, что дело Иеремии еще не кончилось. Господа Иисуса Христа некоторые считали за Иеремию , или одного из пророков (Мат.16:14). Память пр. Иеремии празднуется прав. Церковью 1-го мая.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Иеремия пророк" в других словарях:

    ИЕРЕМИЯ, древнееврейский пророк 7 нач. 6 вв. до н. э., второй из четырех великих библейских пророков. Проповеди и изречения Иеремии, записанные им и его сподвижником Варухом, составляют Книгу пророка Иеремии и Плач Иеремии. К неканоническим… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Иеремия (значения) … Википедия

    Иеремия пророк - – имя это по еврейски, по мнению некоторых, обозначает Иегова отвергающий (Свой народ), родился в гор. Анафофе, находящемся на 6 7 вер. к северу от Иерусалима, в то время, когда царство Иудейское, расшатанное в глубине своих религиозно… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Второй из четырех великих пророков Ветхого Завета. Родом он был из Анафофа, близ Иерусалима; начало его пророческой деятельности относится к 13 му году царствования Иосии. Благочестивый царь порешил очистить свою землю от всякого языческого… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Иеремия пророк - второй из больших пророков, автор Книги Иеремии и Плача Иеремии … Православная энциклопедия

Пророк Иеремия – сын Хелкина, левитского священника. Иеремия, вероятно, родился между 650 и 645 до н. э. в небольшом городке Анафофа, примерно в трех милях к северо-востоку от Иерусалима в земле Вениаминовой. Иеремию часто называют плачущим пророком ”. Он почитается как один из великих пророков .

С самого детства пророка у Бога были планы на его будущее.

… прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. (Книга пророка Иеремии, глава 1).

На 13-м году правления царя Иудейского Иосии (ок. 627 г. до н. э.), Бог призвал Иеремию, когда тот был еще юношей:

Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. (Книга пророка Иеремии, глава 1).

Бог запретил Иеремии брать себе жену. Иеремия должен был всецело посвятить себя служению Богу:

…не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем.

Жизнь и времена Иеремии

Иеремия был одним из Божьих пророков во времена правления пяти царей иудейских (Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иехонии и Седекии). Иеремия стал свидетелем разрушения Иерусалима Вавилонянами в 586 г. до н. э.

Его пророческое служение длилось более 40 лет, в течение которых он создал и , которые вошли в Библию. Современниками Иеремии были пророки Софония, Наум, Аввакум, Даниил и Иезекииль.

Иеремия был представителем поколения, которое жило в окружении как языческих, так и ветхозаветных святынь. В начале пророческого служения Иеремии иудейскому царю Иосии было около 21 года. Иосия проводил серьезные реформы в целях возвращения Иудеи к Богу и к чистоте религиозных обрядов:

… будучи еще отроком, он начал прибегать к Богу Давида, отца своего, а в двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и литых кумиров (Вторая Книга Паралипоменон, глава 34).

Бог призвал Иеремию на пророческое служение приблизительно через год после религиозных реформ царя Иосии. Стоит сказать, что до Иосии правил нечестивый царь Манассия, который возобновил практику детского жертвоприношения, которая все еще продолжалась во времена Иеремии. (Упоминания об этом можно найти в Книге пророка Иеремии — главы 7, 19 и 32).

Задачей служения Иеремии было выявить греховность и рассказать о тяжких последствиях ее игнорирования. Иеремия надеялся на полное духовное возрождение Иудеи, однако вскоре произошла трагедия – праведный царь Иосия внезапно умер в возрасте 39 лет. Весь народ оплакивал его смерть, исключением не стал и пророк Иеремия.

Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих. (Вторая книга Паралипоменон, глава 35)

В конечном счете оказалось, что реформ Иосии было недостаточно, чтобы очистить Иудею от языческих обрядов, введенных нечестивым Манассием. Божий народ нарушил свой завет с Богом. Они оставили Бога и повсеместно поклонялись ложным богам.

Через пророка Иеремию Бог предупредил народ Свой о предстоящей гибели Иерусалима от захватчиков с севера.

И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. (Книга пророка Иеремии, глава 1)

Иеремия изобличал грехи людей, в том числе гордость и неблагодарность по отношению к Божьей милости. Он также выступал против идолопоклонства, прелюбодеяния, угнетения иноземцев, вдов и сирот, лжи и клеветы, нарушения субботы и пр.

Иеремия предупреждал, что последствия греха будут страшными: народ столкнется с голодом, затем придут захватчики и народ будет взят в плен.

Иеремия стал свидетелем исполнения Божьего предупреждения. Он видел стихийные бедствия и разрушение Иерусалима. Вавилонский царь Иоаким неоднократно нападал на города Иудеи. Вскоре Иерусалим был разрушен. Иеремия жил в Иерусалиме в эти страшные годы. Он стал свидетелем блокады и уничтожения города вавилонянами под предводительством Навуходоносора.

Преследования Иеремии.

Когда царь Иосия умер, Иеремия как пророк Божий испытал трудности. Его проповеди привели к тому, что он стал получать угрозы. Жизнь его в родном городе была опасной. В родном городе Анафофе недовольные пророческой деятельностью Иеремии жрецы языческого храма сговорились убить его. Даже родственники Иеремии участвовали в этом заговоре. Однако, Господь раскрыл заговор, чтобы Иеремия остался жив и продолжил свою деятельность. Иеремии пришлось покинуть родной город и уехать в Иерусалим.

Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. (Книга пророка Иеремии, глава 12)

Его преследовали и в Иерусалиме. Священник по имени Пасхор преследовал пророка и посадил его в колодки у верхних Вениаминовых ворот. Иеремия стал всеобщим посмешищем и предметом всеобщего глумления.

Вскоре по приказу царя Иеремию снова наказали за его пророчества о катастрофах, с которыми столкнется народ Израиля. Иеремию поймали и опустили на веревках в яму с грязью. От смерти Иеремию спас Авдемелех Ефиоплянин, один из рабов-евнухов, который уговорил царя отпустить Иеремию.

После этого случая пророк Иеремия не перестал нести слово Божье, хотя и пытался остановиться. Однако слова Божия полыхали как огонь в его сердце, и он не мог удержать их.

Бог сказал Иеремии, что даст ему силы, чтобы вынести все гонения.

И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. (Книга пророка Иеремии, глава 15)

Иеремия и лжепророки.

В то время как Иеремия пророчествовал о грядущих катастрофах и Божьем суде, другие пророки говорили о мире и процветании. Иеремия выступал против таких лжепророков.

Согласно книге Иеремии, в период правления царя Седекии Господь повелел Иеремии рассказать народу о грядущих завоеваниях вавилонян. Пророк Анания наиболее резко критиковал упаднические послания Иеремии.

Послание Бога через Иеремию

Через своего пророка Бог сообщал людям, что они должны вернуться к Богу. Также Бог говорил о надвигающемся суде над Иудою и о будущем мессианском царстве.

Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. ((Книга пророка Иеремии, глава 23)

Также через пророчества Иеремии Господь говорит, что будет защищать евреев время их пребывания в Вавилоне, а также обещает возвращение в Иудею после 70 лет плена.

возвращу плен Иуды и плен Израиля и устрою их, как вначале (Книга пророка Иеремии, глава 33)

Иеремия дает надежду всему народу Божьему. Он обещает, что

  • Бог вернет остаток в Иудею, чтобы восстановить Иерусалим и храм,
  • Потомок Давида будет служить Богу и направлять свой народ-отсылка к пришествию Иисуса Христа,
  • Будет воссоединение Северного и Южного царства и единый народ будет жить в Царстве Бога,
  • Бог исцелит духовные раны своего народа и восстановит свой Завет с ними.

Жизнь и пророчества Иеремии говорят нам о том, что Бог милостив и долготерпелив в борьбе с грехами и невежеством людей, но Он не будет терпеть их грехи вечно. Господь говорил через пророков с народом Израиля, призывая людей обратить свои сердца к Богу.

Иеремия с сочувствием относился к Северному царству, а также высказывал большое уважение к пророку Осии.

Следует сказать, что во время Вавилонского плена, вавилоняне оказали большое почтение пророку и разрешили ему самому выбрать место жительства.

Пророк Иеремия почитается в иудаизме, христианстве и исламе.

В иудейской раввинской литературе Иеремия часто упоминается в сравнении с Моисеем. В их судьбах находят много общего. Например:

  • Моисей и Иеремия пророчествовали в течение 40 лет,
  • Родственники обоих пророков отвернулись от них,
  • Моисей был брошен в воду, а Иеремия в яму с грязью;
  • И Моисей, и Иеремия были спасен рабами.

Иеремия также почитается пророком в Исламе. Хотя он и не упоминается в Коране, однако в исламской религиозной литературе можно найти множество упоминаний о нем, а также о разрушении Иерусалима.

К пророчеству.

Пророческая деятельность Иеремии приходится на самый бурный период истории Иудейского царства (см. Иудея). Северное (Израильское) царство уже было разрушено Ассирией (см. Месопотамия), и его территория присоединена к Ассирийской империи, границы которой проходили теперь несколько севернее Анатота. Царствование Менашше ознаменовалось распространением в Иудее языческих культов из западных областей Ассирийской империи. Пророческое движение (см. Пророки и пророчество) усматривало в падении Израильского царства Божью кару за служение чужим богам и за упадок нравов.

Иеремия был глубоко сведущ в исторической и литургической литературе - книга Иеремии изобилует цитатами из Торы и Псалмов , а в особенности - из произведений предшествовавших ему пророков. Уже в ранних проповедях Иеремия беспощадно обличает евреев за отступление от Завета , требуя сосредоточить все помыслы и усилия на нравственном совершенствовании, на осуществлении социальной справедливости и истинного правосудия, и предвещает Иудее долю, постигшую Израильское царство: полное разрушение «народом, который явится с севера». Иеремия считает себя призванным Богом «искоренять и разорять, губить и разрушать», и лишь затем сызнова «созидать и насаждать» (Иер. 1:10, 14–15). Суровость его пророчеств, ужасающие картины разрушений, бедствий и голода, уготованных Иудее, вызывают к нему ненависть окружающих даже в его родном городе. В глубоко личных поэтических «исповедях» Иеремия горько сетует на одиночество и обреченность быть всю жизнь человеком, «который спорит и ссорится со всей землею» (Иер. 15:10), однако не считает себя вправе отступиться от выполнения возложенной на него Богом миссии.

В 20-е гг. 6 в. до н. э. начинается упадок Ассирии, и ее влияние в Иудее прекращается. Царь Иошиях у (Иосия) осуществляет религиозную реформу, очищает Храм от символов языческого богослужения и производит окончательную централизацию культа, запретив жертвоприношение вне Иерусалимского храма. Во время очищения Храма была найдена так называемая «Книга завета» (по мнению многих исследователей - библейская книга Второзакония), и Иошиях у торжественно обновил Синайский союз Бога с еврейским народом. Найденная книга, в которой перечисляются блага, предназначенные Израилю за соблюдение Завета, и жестокие кары, которые постигнут народ в случае его нарушения, оказала огромное влияние как на содержание, так и на стиль пророчеств Иеремии. Однако результаты деятельности Иошиях у глубоко разочаровали пророка. Культовая реформа не сопровождалась нравственным возрождением народа, хотя только оно, по мнению Иеремии, могло возобновить союз, который Бог «заповедал отцам... когда вывел их из земли Египетской... сказав: слушайтесь гласа Моего и делайте все, что Я заповедаю вам, - и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иер. 11:4).

После гибели Иошиях у в бою, Иеремия с новой силой обрушивается на народ, погрязший, по его мнению, в грехах. С особой суровостью он порицает высшие круги общества - вельмож, священников и служителей Храма, потворствующих социальной несправедливости и беззаконию. Простой народ верит, что существование Храма и жертвоприношения в нем защитят Иудею от бедствий и невзгод, но именно это ослепление приведет, по словам Иеремии, к разрушению Храма и страны (Иер. 7). У ворот Храма Иеремия выступает с пламенными обличениями, не щадя даже царя, и всенародно объявляет о надвигающейся опасности. Иеремия вступает в конфликт с другими пророками, не разделявшими его взглядов о неминуемой гибели царства и Храма и об их восстановлении лишь после того, как народ, приняв заслуженную кару, обратится к покаянию.

Пророчества Иеремии не только вызывают неприязнь народа, но и навлекают на него преследования. Иеремия подвергается заточению, а одна из его проповедей в Храме едва не стоит ему жизни. Вместе с тем непрерывно растет его авторитет как пророка, возвещающего слово Божье; вельможи и сам царь начинают все внимательнее прислушиваться к его проповедям.

В 605 г. до н. э. (после поражения египетской армии при Каркемише) Вавилония овладевает всей территорией Ассирийской империи и становится самой могущественной державой на Ближнем Востоке. Иеремия приходит к убеждению, что вступивший на вавилонский престол Навуходоносор является орудием Божьей кары. Он предсказывает завоевание Иерусалима Вавилонией, видя в этом подтверждение своих пророчеств. Оценивая политическую ситуацию и видя могущество Вавилонии, ставшей новой мировой державой, Иеремия приходит к выводу о нецелесообразности какого-либо сопротивления Вавилонии, и с тех пор вся его деятельность направлена на убеждение в необходимости полного и безоговорочного повиновения Навуходоносору. Он продиктовал своему другу и секретарю Баруху избранные места из своих пророчеств, включая предсказание о захвате Иерусалима Навуходоносором, и отправил его прочесть рукопись в Храме (Иер. 36:1–10). Царь Иех ояким пожелал услышать пророчества Иеремии и, выслушав, бросил свиток в огонь (36:21–23). Иех ояким и его советники полагались на мощь соперничавшего с Ассирией Египта, и когда в 601 г. до н. э. вавилоняне предприняли окончившийся неудачей поход против Египта, Иудея восстала против Вавилонии.

В 597 г. до н. э. Иерусалим был занят войсками Навуходоносора, и царь Иех ояхин и тысячи виднейших граждан, военачальники и мастера-ремесленники были уведены в Вавилонию. Иеремия отправляет изгнанникам послание, в котором возвещает о грядущем избавлении, но вместе с тем советует им обжиться в Вавилонии («Стройте дома и живите в них и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей» - Иер. 29:5–6), т. к. изгнание будет продолжительным, Иерусалим будет разрушен и срок наказания определен в 70 лет (символическое число, связанное у ближневосточных народов с представлением об историческом цикле).

Сдача Иерусалима и увод видных граждан в Вавилонию рассматривались многими как начало осуществления пророчеств Иеремии. Последний царь Иудеи Цидкиях у советуется с Иеремией, хотя и отказывается принять его мнение, идущее вразрез с существовавшими в придворных кругах антивавилонскими настроениями. На совещании представителей союзных стран, которые, опасаясь непрерывного усиления Вавилонии, послали в Иерусалим делегатов для обсуждения возможности совместного восстания против Вавилонии, Иеремия предстает с ярмом на шее, увещевая покорно нести власть Навуходоносора. Когда восстание разразилось и в 588 г. до н. э. вавилонские войска осадили Иерусалим, Иеремия во всеуслышание заявил, что сам Бог сражается за вавилонян. В самый разгар осады он призывал народ и воинов сдаться противнику. Иеремия был пойман в воротах Иерусалима и заподозрен в попытке пробраться к осаждавшим. Неудивительно, что в глазах народа Иеремия казался врагом; он был заключен сначала в темницу, а затем опущен в высыхающий колодец. Однако царь приказал вызволить его оттуда и имел с ним тайную беседу, пытаясь убедить его не подрывать дух осажденных; но Иеремия упорно настаивал на своем и требовал полного покорения вавилонянам. Пророк был переведен в «дом стражи», где оставался в заключении вплоть до падения Иерусалима (Иер. 37:15–38:28). И здесь он продолжал высказывать свои взгляды, но в этот период разрухи и бедствий в его проповедях преобладают мотивы будущего избавления, а его пророчества утешения (Иер. 30, 31) рисуют яркую картину возвращения изгнанников Иудеи и Израиля на цветущую родину, их духовного обновления после нравственного очищения.

Вавилонские завоеватели освободили Иеремию и разрешили ему остаться в стране (Иер. 40:2–6). Однако после того, как был убит вавилонский наместник Гдалия бен Ахикам , сторонники Иеремии из страха перед репрессиями бежали в Египет, уведя с собой пророка. Беженцы нашли пристанище в Дафне в восточной части египетской Дельты; там были произнесены последние пророчества Иеремии, записанные в его книге (43:8–13; 44). Иеремия умер в Египте; о его жизни в Египте и обстоятельствах смерти ничего не известно.

Почти все мотивы пророчеств Иеремии имеются в проповедях предшествовавших ему пророков Амоса , Исайи и других. Даже часто используемое им уподобление Израиля в его отношении к Богу жене, изменяющей своему супругу, заимствовано у Х ошеи (Осии). Однако Иеремия доводит идеи пророков до логической и эмоциональной крайности. Так, например, основную мысль всех поздних пророков о примате этических норм над культовыми Иеремия выражает словами: «...отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве» (Иер. 7:22). Такое категорическое отрицание жертвоприношений как таковых выражает личный подход Иеремии как потомка Эвиатара (см. выше).

Не менее категорично у Иеремии и оправдание самого факта изгнания, в угрозе которого его предшественники усматривали лишь потенциальную возможность Божьей кары. Эта возможность претворилась во времена Иеремии в действительность, и Иеремия, активно участвовавший в политической жизни своего времени, трезво оценивал совершающиеся на его глазах события, стараясь ввести их в рамки своего мировоззрения. Иеремия правильно оценил мощь Вавилонской империи, унаследовавшей Ассирийскую, и справедливо предвидел, что строптивость Иудеи навлечет на нее судьбу Израильского царства. Однако союз между Богом и Израилем нерушим, как нерушимы вовеки законы мироздания (Иер. 31:36–37). Поэтому по истечении срока наказания между Богом и избранным Им народом вновь будет заключен Завет, законы которого будут начертаны в сердцах людей. Тогда не будет надобности в таких внешних символах, как Ковчег Завета и Скрижали Завета , так как зло будет искоренено и человеческая природа в корне изменится так, что каждый человек, познав Бога, направит свои помыслы и поступки только к добру. Обновленный завет будет основан на исходе из северных стран, подобно тому, как первый завет основан на исходе из Египта (Иер. 16:14, 15). Не только пленники Иудеи, но и изгнанники Северного царства вернутся на родину. Царство Израиля будет восстановлено в Иерусалиме во всем величии и будет пребывать в безопасности и покоиться на правде и справедливости. Храм будет вновь отстроен и династия Давида - «отрасль справедливая» - будет править вечно (Иер. 33:15–18, 20–22). Дети не будут наказываться за грехи отцов, и каждый будет ответствен за свои собственные поступки (Иер. 31:29–30). В противоположность величественной грозности обличений Иеремии его пророчества утешения нежны и проникнуты любовью к своему народу. Эти пророчества и по сей день остаются одним из лучших образцов лирической поэзии на иврите, а некоторые образы этих пророчеств: обещание оплакивающей своих сынов праматери Рахили их возвращения (Иер. 31:15–16), обращение Бога к Израилю (Эфраиму) как к любимому сыну (Иер. 31:20), - стали в народе символами надежды на будущее.

Эсхатология Иеремии носит универсальный характер. Подобно Исайе , Иехезкелю и другим поздним пророкам, Иеремия предсказывает судьбу (Иер. 46–51) окружающих Израиль государств, предвещает гибель язычеству и идолопоклонству и обращение всех народов к единому Богу, властелину Вселенной, во всеобщем царстве мира и добра, во главе которого будет стоять возрожденный Иерусалим (Иер. 10:11; 12:14–17; 25:15–29).

Иеремия занимает одно из центральных мест в еврейском национальном самосознании. Осуществление его устрашающих предсказаний вселяло на протяжении многих веков галута в сердца евреев уверенность в том, что сбудутся также и его пророчества утешения («... так говорит Господь: как Я навел на народ сей все это великое зло, так наведу на них все благо, которое Я изрек...» - Иер. 32:42). Особенно велико было его влияние в период возвращения вавилонских изгнанников в Сион (после 538 г. до н. э.), когда ожидалось полное избавление в предсказанный им срок - 70 лет. Иеремия первый указал на реальную возможность существования народа в галуте после крушения государственности и без храмового культа в ожидании мессианского избавления . Традиция приписывает Иеремии книгу Плач Иеремии , потрясающего траурного гимна, в котором оплакивается разрушение Иерусалима и Храма.

В современной библейской науке Иеремия зачастую рассматривается как важнейший пророк древнего Израиля, затмевающий собой всех остальных пророков. Этот взгляд является в большой мере результатом влияния протестантских исследователей, которые с особым сочувствием относились к двум мотивам пророчеств Иеремии: критике жертвоприношений и предсказанию падения Иудеи и разрушения Храма. Иеремия, подчеркивающий примат нравственности и гонимый правящими кругами, предстает как предтеча Иисуса . Такая интерпретация привела некоторых христианских критиков к необоснованному отрицанию принадлежности Иеремии пророчеств утешения. Эти исследователи закрывают глаза на то, что пророчества утешения неоднократно повторяются в его проповедях и, по существу, являются неотъемлемой частью его мировоззрения, ибо мессианское видение нравственно усовершенствованного мира неразрывно связано у Иеремии с возвращением еврейского народа, возрождением Иудеи и Израиля и восстановлением царства Давида .

Личность Иеремии служит темой многих произведений искусства и литературы со времен Ренессанса до наших дней. Иеремии посвящены фрески и скульптуры во многих европейских соборах (скульптуры Донателло во флорентинской колокольне, фреска Микеланджело в Сикстинской капелле и другие). В еврейском искусстве особого внимания заслуживает картина Л. Ури «Иеремия». В литературе Иеремии посвящены драма С. Цвейга , романы Ф. Верфеля и Я. Добрачинского (на польском языке), на русском языке - поэмы Д. Мережковского и С. Фруга . В литературе на иврите Иеремия - главный персонаж романа М. З. Вольфовского «Бет х а-рехавим» («Дом рехавитов», 1962).

Священная Библейская история Ветхого Завета Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Пророк Иеремия.

Пророк Иеремия.

Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во второй половине VII века. Он проповедовал в ту трагическую эпоху, когда приближалось и совершилось падение Иудейского царства. Сын священника, он принадлежал к потомкам древнего священнического рода, ведущего свою родословную от первосвященника Авиафара. К пророческому служению был призван Господом в ранней молодости, в 626 году, на тридцатом году правления царя Иосии. Господь явился Иеремии и сказал, что Он еще до рождения избрал его пророком для народов. Но Иеремия стал отказываться от пророчества, ссылаясь на свою молодость и на то, что он не умеет красноречиво говорить. Тогда Господь коснулся его уст и сказал: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои» . И далее Господь предупреждает его: «Смотри, я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1:9–10).

Получив такое повеление от Господа, пророк Иеремия в продолжение сорока лет нес нелегкое бремя своего пророческого служения еврейскому народу. В отличие от других пророков Иеремию называют плачущим пророком. Любя свое отечество всей душой, он с горькими слезами обличал нечестие своих современников и предсказывал им грядущее на них бедствие. Он предсказал, что Иудейское царство будет покорено нововавилонским царем Навуходоносором II, Иерусалим, и храм будут разрушены до основания, а народ будет уведен в Вавилон, где пробудет в неволе семьдесят лет. Для того, чтобы показать иудейскому народу, что произойдет с ним в недалеком будущем, пророк по повелению Божию надел на себя сначала деревянное, а затем - железное ярмо ив таком виде ходил по улицам Иерусалима. Однажды он купил у горшечника глиняный кувшин и на глазах старейшин города разбил его. При этом он сказал: «Так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд… .(Иер. 19:11).

Пророк выступал против военного союза с Египтом и советовал царю Седекии подчиниться Навуходоносору. Развращенный народ не любил пророка за то, что он говорил правду и обличал его в нечестии, а проегипетская группировка обвинила его в измене и пораженческих настроениях. Иеремию посадили в тюрьму. Но пророк был непоколебим. Едва выйдя на свободу, он продолжал свою деятельность во имя спасения родины и народа.

Но вот, наконец, наступили печальные дни для Иудейского царства, о которых много раз напоминал пророк своему народу. В 586 году Навуходоносор разрушил Иерусалим и храм, а иудейский народ увел в плен. Пророку Иеремии Навуходоносор разрешил остаться на родине. Оставшись в разрушенном Иерусалиме, Иеремия горько оплакивал бедствия своего отечества и народа. Свою скорбь он изложил в священной книге, которая впоследствии была названа «Плач Иеремии». Вскоре в Иудее вспыхнуло восстание против Вавилона. Боясь ответственности за беспорядки, многие иудеи бежали в Египет. Вместе с собой они увели и пророка Иеремию. Существует предание, что в Египте пророк был побит камнями своими соотечественниками.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Пророк Иеремия. Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во второй половине VII века. Он проповедовал в ту трагическую эпоху, когда приближалось и совершилось падение Иудейского царства. Сын священника, он принадлежал к потомкам древнего

Из книги Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I автора Соколов Николай Кириллович

Пророк Иеремия Жизнь Иеремии и содержание его пророчеств невозможно осмыслить без понимания всей сложности того исторического процесса, ключевой фигурой которого он являлся. Это было в царствование последних царей Иудеи Иосии (640–609 гг.), Иоакима (609–589 гг.) и Седекии

Из книги Введение в Ветхий Завет. Конспект лекций автора Шихляров Лев

7.4. Пророк Иеремия. В первой трети VII в. до Р. Х. в Израиле начал пророческое служение великий Иеремия, происходивший из священнического рода местечка Анатот. Ягвэ предвидит душу Иеремии, его призвание не случайно: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя и …

Из книги Код завета. Библия: ошибки перевода автора Гор Оксана

Пророк Иеремия против Иисуса В очень долгой литании о предках Иисуса можно разобрать следующее: «…Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля…» И вот, наконец, спустя

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Пророк Иеремия Иеремия был призван Богом к пророческому служению вскоре после смерти Исаии и незадолго до вавилонского пленения. Господь явился ему, коснулся уст его и сказал: «Вот Я вложил слова Мои в уста твои и поставил тебя над народами и царствами. По твоему слову они

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Падение Иудейского царства. Пророк Иеремия Долго терпел Господь грехи иудейского народа и ждал покаяния, но народ не исправился. Через пророка Иеремию Бог ясно предсказал, что за свое нечестие народ иудейский будет покорен и отведен в плен вавилонянами, и что иудеи будут

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как пророк Иеремия характеризовал подданных последнего иудейского царя Седекии? Седекия (первоначально его звали Матфания) был последним иудейским царем из династии Давида, третьим сыном царя Иосии. В мае 597 года вавилонский царь Навуходоносор II сверг иудейского царя

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Как пророк Иеремия относился к оптимистическим пророчествам? Об отношении Иеремии к оптимистическим пророчествам свидетельствует следующий факт. В сентябре 593 года до нашей эры пророк Анания из Гаваона заявил в иерусалимском храме «пред глазами священников и всего

Из книги Исагогика. Ветхий Завет автора Мень Александр

Пророк Иеремия. Иеремии 1:11-19 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось. И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты?

Из книги Введение в Ветхий Завет автора Шихляров Лев Константинович

§8 Пророк Иеремия: жизнь и служение (до 597 года) О жизни и личности св. пророка Иеремии в Библии содержится больше сведений, чем о каком-либо другом пророке-писателе. И это не случайно. Иеремия - великий провозвестник личной религии, «религии сердца», приоткрывший людям мир

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

7.4. Пророк Иеремия В первой трети VII в. до Р. Х. в Израиле начал пророческое служение великий Иеремия, происходивший из священнического рода местечка Анатот. Ягвэ предвидит душу Иеремии, его призвание не случайно: "прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя и …

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Пророк ИЕРЕМИЯ 1/14 мая Святой пророк Иеремия родился в Анафофе, городе священническом, в пределах колена Вениаминова, недалеко от Иерусалима. Сын священника Хелкии, он был предызбран и предназначен к пророческому служению, подобно Самуилу (см.: 1 Цар. 2), еще прежде

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Пророк Иеремия Пророк Иеремия жил приблизительно сто лет спустя после пророка Исаии, во второй половине VII века до н. э. К пророческому служению он был призван в ранней молодости. В продолжение сорока лет он нес нелегкое бремя пророческого служения еврейскому народу.

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

XLV Падение царства Иудейского. Пророк Иеремия. Гибель Иерусалима. Пленение Вавилонское По смерти Иосии царство Иудейское в действительности подпало под владычество Египта, фараон которого Нехао сумел настолько поднять могущество своего государства, что перед ним

Из книги автора

18. Иеремия – печальный пророк Пророк как воин Как и большинство пророков, обличал своих соплеменников и призывал их к покаянию священник по имени Иеремия, проповедовавший в Иерусалиме и его окрестностях во второй половине VII века до н. э. Его призвание произошло в очень

Свящ. Александр Мень

§ 8. Пророк Иеремия: жизнь и служение (до 597 года)

О жизни и личности св. пророка Иеремии в Библии содержится больше сведений, чем о каком-либо другом пророке-писателе. И это не случайно. Иеремия — великий провозвестник личной религии, «религии сердца», приоткрывший людям мир своей внутренней молитвенной жизни. Иеремия близок по духу псалмопевцам. Он обнажает перед нами тайники своей души, любящей и страдающей, души, которая ведет постоянный диалог с Богом. Он принадлежит избранному Остатку, ему суждено быть свидетелем и предсказателем национальной катастрофы. И он же первый произнесет слово «Новый Завет» более чем за пять веков до явления Христа Спасителя.

1. Книга пр. Иеремии писалась им на протяжении почти сорока лет. Она состоит из обличительных речей, предсказаний, притч, псалмов-молитв и биографических глав. Собраны были писания пророка его учеником Варухом, но окончательную форму этот сборник получил в эпоху Плена. Свою работу Варух начал около 604 года, еще при жизни учителя.

Состоит книга из четырех основных разделов:

  • Пророчества и обличения, написанные до падения Иерусалима между 626 и 586 годами (Иер 1-25).
  • История борьбы пр. Иеремии с князьями, духовенством, лжепророками, написанная в основном пр. Варухом (Иер 26-45). В этом же разделе находится так называемая Книга Утешения (пророчество о Новом Завете, Иер 30-31), главные части которой созданы, вероятно, после разрушения Иерусалима.
  • Пророчества о народах (Иер 46-51).
  • Историческое приложение (Иер 52).

В Септуагинте Кн. пр. Иеремии имеет ряд отличительных особенностей: часть текста сокращена (примерно на одну восьмую); пророчества о народах даются в другой последовательности и помещены после главы Иер 25:13 .

2. Основные черты богословия пр. Иеремии . В данном разделе отметим лишь наиболее характерные особенности его провозвестия.

Пр. Иеремия говорит о конце Синайского этапа Завета и замене его Новым Заветом, который будет начертан в человеческих сердцах (см. §10). Пророк отрицает абсолютное значение Храма и Ковчега и предсказывает их уничтожение. Он — предтеча новозаветного богопочитания «в духе и истине» (Ин 4:23).

Иеремия называет Бога Отцом и подчеркивает значение личной религиозности. В его книге мы находим тему богосыновства как основы веры (Иер 3:4 ,Иер 3:19).

Как и Амос, пр. Иеремия учит, что избранность народа Божия — не привилегия, а тяжкое бремя ответственности перед Богом. Он сурово осуждает слепой патриотизм политиков и признает за Израилем главным образом религиозную миссию и призвание. Подобно пр. Исайе, Иеремия — противник войны, считающий мир залогом успеха внутренних преобразований.

Иеремия мало говорит о Мессии как о Личности, однако он именует Его «Давидовой Отраслью» (Иер 23:5), тем самым продолжая мессианскую традицию, восходящую к пр. Нафану. Это пророчество читается в праздник Рождества Христова.

Основные даты жизни и деятельности пр. Иеремии
Ок. 645 рождение пророка в Анафофе, близ Иерусалима
626 призвание Иеремии
626-622 первые проповеди
622-609 служение в годы реформ царя Иосии
609-605 выступления против царя и пророков
605-597 чтение рукописи пр. Иеремии в Храме.
Арест его. Первый поход Навуходоносора II на Иерусалим
597-586 деятельность в годы падения Иерусалима
586 пр. Иеремия уходит в Египет вместе с иудеями-беженцами
ок. 580 смерть пророка в Египте

3. Призвание пророка . Иеремия родился в семье священника в небольшом левитском городке Анафофе (евр. Анатот), в 9 км от Иерусалима. Стиль его писаний показывает, что он глубоко проникся духом северной традиции. По-видимому, его предки были связаны с теми кругами духовенства Ефраима, которые хранили Второзаконие. Иеремия в детстве был свидетелем гонения на пророков (при Манассии).

626 год был переломным для Иудеи. В это время царь Иосия провозгласил себя верным почитателем Бога отцов. Тогда же Господь призвал Иеремию на служение. Молодой левит повествует, как он страшился возложенной на него миссии:

Я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить,
ибо я еще молод. Но Господь сказал мне:
Не говори: «я молод»;
Ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь
и все, что повелю тебе, скажешь.
Не бойся их, ибо Я с тобою,
чтобы избавлять тебя, сказал Господь.
И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь:
Вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять,
губить и разрушать,
созидать и насаждать.

Иер 1:6-10

Иеремия ясно сознавал, что не по собственной воле идет в Иерусалим пророчествовать. Это Бог избрал и возлюбил (познал) его еще до рождения (Иер 1:4-5 ; ср. Гал 1:15). Он должен стать орудием и освященным сосудом Духа Божия. Пророк возражает Господу с искренностью сына. Он готов исполнить Его волю, но не считает себя способным к этому. Подобно Моисею, он уверен, что не сможет послужить целям Промысла. Ведь ему нужно говорить вещи, которые вызовут протесты и даже ярость. Только надежда на помощь свыше помогает Иеремии преодолеть страх. Здесь мы снова видим одну из важнейших особенностей профетизма. Человек служит Богу не как бездумное орудие, а как свободное существо, избирающее путь Божий во имя любви и послушания.

Когда пророк появляется в Иерусалиме, он застает там борьбу со старыми суевериями, которые пытается искоренить царь Иосия. Иеремия со всей горячностью молодого сердца обрушивается на язычество, пустившее прочные корни при Манассии. Желая напомнить народу о его измене Моисееву Завету, пророк повторяет притчу Осии о неверной жене и притчу Исайи о винограднике:

Возвратитесь, дети-отступники,
говорит Господь,
потому что Я сочетался с вами.

Пророк недоумевает: неужели Господь обманул Иерусалим и впереди у него только гибель и разорение (Иер 4:10). И тогда он получает новое откровение, полное света и надежды. Придет время, когда люди обратятся к Богу и «все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего» (Иер 3:17). Тогда даже внешние символы богопочитания окажутся излишними, ибо Бог будет с людьми (ср. Откр 21:22):

Не будут говорить более: «Ковчег Завета Господня»; Он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. (Иер 3:16)

Но пока пророк должен продолжать свою борьбу. Нравственное состояние народа вызывает у него горькие размышления:

Походите по улицам Иерусалима,
и посмотрите, и разведайте,
И поищите на площадях его,
не найдете ли человека,
Нет ли соблюдающего правду,
ищущего истины?..
К кому мне говорить и кого увещевать,
чтобы слушали?
Вот, ухо у них необрезанное,
и они не могут слушать.
Вот, слово Господне у них в посмеянии,
оно неприятно им.
Поэтому я преисполнен яростью Господнею,
не могу держать ее в себе.

Иер 5:1
Иер 6:10-11

Иеремия, сочтя, что миссия его выполнена, вернулся в родной городок. Он утратил надежду на быстрое возвращение Израиля. Однако вскоре в Храме была найдена Книга Закона и царь Иосия приступил к реформам (см. §7).

Иеремия приветствовал начинания благочестивого монарха. Господь повелел взывать ему повсюду: «Слушайте слова завета сего!» (Иер 11:2). Но левиты Анафофа были против реформы. Она лишала их возможности служить при своих алтарях. Не смея подвергать нападкам царя, они обратили свою ненависть против Иеремии и, вероятно, даже покушались на его жизнь. В молитвах перед Богом изливал пророк свою скорбь. Он оказался в полном одиночестве. Он не имел семьи, был окружен недоверием и враждой.

Я, как кроткий агнец,
ведомый на заклание,
И не знал, что они составляют замыслы
против меня, говоря:
«Положим ядовитое дерево в пищу его
и отторгнем его от земли живых,
чтобы и имя его более не упоминалось».
Но, Господи Саваоф, Судия праведный,
испытующий сердца и утробы!
Дай увидеть мне мщение Твое над ними,
ибо Тебе вверил я дело мое.

Гибель царя Иосии в 609 году приостановила дело реформы. С этого момента начинается новый этап служения пр. Иеремии.

4. Проповедь пр. Иеремии между 608 и 597 годами. Преемником убитого царя-реформатора должен был стать его старший сын Елиаким, но народ отдал предпочтение князю Шалуму, который принял тронное имя Иохаз. Через три месяца его вызвал в свою ставку фараон Нехо II и объявил, что устанавливает контроль над Иудеей. Царь вынужден был повиноваться. Нехо оставил его у себя в качестве заложника, возведя на трон Иерусалима Елиакима. В знак подчинения Египту тот принял новое имя Иоаким (4 Цар 23:31-37).

Новый монарх не собирался продолжать дело отца. Религиозная жизнь пришла в упадок. Люди тешили себя надеждой, что Бог в любом случае спасет Иерусалим от врагов. И тогда Иеремия снова появился в столице, чтобы обличать народ. Он пришел к воротам Храма, когда там собрались толпы для участия в богослужении.

«Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, — начал он, — исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь Храм Господень, Храм Господень, Храм Господень!» ...Как! Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите, и становитесь пред лицем Моим в Доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости! Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших Дом сей, над которым наречено имя Мое»? (Иер 7:3-4:9-10).

Речь эта была воспринята как надругательство над национальной святыней. Особенно негодовали священники: «Ты должен умереть. Зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: Дом сей будет как Силом, и город сей опустеет?» (Иер 26:8-9).

Нашлись, однако, некоторые старейшины — очевидно, из числа приверженцев царя Иосии, — которые встали на защиту Иеремии. Они ссылались на то, что и прежде бывали пророки, которые предсказывали гибель Иерусалима, и их не карали за это. Тем не менее при дворе Иоакима было решено расправиться с Иеремией. Его спас один из царедворцев, сын Нафана, секретаря почившего монарха. Но пророк Урия, говоривший то же, что и Иеремия, был схвачен и казнен. Традиционное благочестие и патриотизм не могли мириться с такого рода «возмутителями».

Иеремия продолжал свои обличения, говоря теперь открыто против Иоакима. Подлинный «сын Давидов» лишь тот, кто исполняет веления Божии, а нарушитель закона теряет право быть «предводителем народа Божия»:

Думаешь ли ты быть царем,
потому что заключил себя в кедр?
Отец твой ел и пил,
но производил суд и правду,
и потому ему было хорошо.
Он разбирал дело бедного и нищего,
и потому ему было хорошо.
Не это ли значит знать Меня? — говорит Господь.
Но твои глаза и твое сердце обращены
только к твоей корысти
И к пролитию невинной крови,
к тому, чтобы делать притеснение и насилие!

Иер 22:15-17

Пророк был бы немедленно брошен к тюрьму, если б на столицу Иудеи не обрушились новые тревоги. В 605 году в битве при Кархемише Навуходоносор разгромил фараона, а вскоре венчался на царство в Вавилоне. Иерусалиму нужно было решать — сохранить ли верность Египту или перейти под власть халдеев.

Иеремия выступил снова с проповедью, в которой объявил Навуходоносора «бичом Божиим», посланным для вразумления Израиля. Он требовал, чтобы Иоаким подчинился халдейскому царю (Иер 25:1-17).

В декабре 604 года Навуходоносор предъявил Иоакиму ультиматум. И как раз в это время ученик пр. Иеремии Варух переписал его книгу пророчеств и публично прочел их в Храме (Иер 36). Об этом донесли царю. Он велел принести ему свиток и прочесть его. По мере того как царь выслушивал две-три строки, он брал из рук чтеца книгу, отрывал от нее часть и бросал в жаровню. Этим он хотел показать, что считает все пророчества Иеремии злокозненным бредом. Но пророк снова продиктовал Варуху пророчества, которые были еще более суровыми, чем прежние.

Иеремия был арестован в Храме, его в колодках поставили, как у позорного столба. Он видел, что стал ненавистен всем: его считали врагом отечества и хулителем Храма. Ему хотелось навсегда перестать проповедовать, вернуться домой и предоставить событиям идти своим путем. Но Господь побудил его стоять до конца. Душевное состояние пророка передает его псалом:

Ты влек меня, Господи,
и я увлечен,
Ты сильнее меня,
и превозмог;
И я каждый день в посмеянии,
всякий издевается надо мною.
Ибо лишь только начну говорить я,
кричу о насилии, вопию о разорении,
Потому что слово Господне обратилось в поношение мне
и в повседневное посмеяние.
И подумал я: «не буду я напоминать о Нем
и не буду более говорить во имя Его»;
Но был в сердце моем как бы горящий огонь,
заключенный в костях моих,
И я истомился, удерживая его,
и не мог.

Иер 20:7-9

В 601 году фараон на время стал одолевать Навуходоносора. Иоаким сразу же перешел на сторону Египта. Но, узнав об этом, халдеи послали свои войска в Иудею. Осенью 598 года Иоаким умер и престол перешел к его сыну Иехонии. В январе 597 года армия Навуходоносора уже стояла под Иерусалимом.

В марте восемнадцатилетний Иехония решил сдаться на милость победителя. Множество знатных иудеев во главе с царем было отправлено в Вавилон. На престоле в качестве наместника Иехонии халдеи утвердили его брата Маттанию, получившего имя Седекии. Время его царствования стало медленной агонией Иерусалима.

Вопросы для повторения

  1. В чем состоит значение пр. Иеремии в св. истории?
  2. Как создавалась его книга?
  3. На какие части она делится?
  4. В чем заключены основные черты богословия пр. Иеремии?
  5. Как и когда совершилось призвание пр. Иеремии?
  6. О чем проповедовал пр. Иеремия в начале служения?
  7. Как была встречена его проповедь?
  8. Как отнесся пр. Иеремия к реформам Иосии?
  9. Расскажите о проповеди Иеремии в Храме.
  10. Как понимал пророк призвание царя?
  11. При каких обстоятельствах был арестован пр. Иеремия?
  12. В чем заключалась трагедия его жизни?
  13. Кому подчинилась Иудея в 597 году?
mob_info