Святитель Григорий: Богослов и учитель Вселенной. Тропарь и кондак григорию богослову

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ (Γρηγόριος ό Θεο-λόγος), Назианзин (греческий Nαζιανζηνός) [между 326-330, местечко Арианз, близ города Назианз, Каппадокия (современная Турция) - 389 или 390, там же], святитель, архиепископ Константинопольский (около 380-381), один из крупнейших богословов древней Церкви, один из каппадокийских отцов, разработавших в контексте арианских споров 4 века основы богословия Святой Троицы, отец и учитель Церкви, христианский святой.

Родился в христианской семье; в 328 или 329 отец Григория был избран епископом Назианза, управлял кафедрой вплоть до своей смерти в 373 или 374. Один из образованнейших людей своего времени, Григорий Богослов учился в Кесарии Каппадокийской, затем в Кесарии Палестинской, Александрии, Афинах. По возвращении в Назианз (после 357) Григорий избрал уединение, посвятив себя изучению богословских трудов, однако позднее был рукоположен отцом в пресвитеры (362); около 372, по настоянию своего друга святителя Василия Великого, стал епископом города Сасима. По смерти императора Валента Григорий Богослов - в Константинополе, где возглавил никейскую партию в арианском окружении. После восшествия на престол покровительствовавшего ей императора Феодосия I и ослабления позиций ариан Григорий Богослов был избран на Константинопольскую кафедру (380). Один из основных участников Константинопольского собора 381 (2-го Вселенского; смотри Вселенские соборы). Утверждая веру в Святого Духа, равночестного по божеству Отцу и Сыну, столкнулся с оппозицией староникейской партии, для которой преимущественно важным было утверждение единосущия Сына Отцу; вследствие конфликтов в среде высшего духовенства был вынужден покинуть столичную кафедру (381). До 383 - на Назианзской кафедре (впоследствии на неё был избран родственник Григория Богослова - Евлалий). Последние годы жизни провёл в семейном поместье в Арианзе, посвятив себя литературному труду.

Сочинения Григория Богослова можно разделить на 3 группы: 45 гомилий (слов, проповедей), более 240 писем, около 400 поэм и стихотворений. Из 45 слов Григория Богослова особенно важны Слова 27-31-е, известные под названием «Пять Слов о богословии», посвящённые учению о Святой Троице и принёсшие Григорию прозвание Богослова (впервые засвидетельствовано в документах Халкидонского собора 451). «Слово о поставлении епископов и о догмате Святой Троицы», а также «О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге» направлены на защиту православного учения о Святой Троице в контексте антиарианской и антимакедонианской полемики. Среди проповедей, произнесённых по случаю праздничных дней, особенно значимы следующие: на Богоявление, или Рождество Христово (Слово 38-е), а также на Святую Пасху (Слово 45-е; произнесена в Арианзе в день Пасхи, посвящена объяснению искупительной жертвы Христа). Как исторический источник интерес представляют надгробные речи, в частности похвала Василию Великому (Слово 43-е), речи против римского императора Юлиана Отступника, составленные уже после его смерти, и «Слово по поводу бегства в Понт» (Слово 3-е), переработанное позднее в трактат о пастырском служении.

Большая часть писем Григория Богослова датируется последними годами его жизни и носит преимущественно частный характер (собраны Григорием Богословом по просьбе родственника Никовула). Исторический интерес представляют письма Григория Богослова к святителю Василию Великому, вероучительный - два письма к Кледонию и одно к патриарху Нектарию Константинопольскому (381-397), в которых представлены рассуждения о природе Христа и критика учения Аполлинария Лаодикийского (около 310-390) (смотри Аполлинарианство). В своих письмах Григорий Богослов следовал принципам эпистолярного стиля, изложенным в 51-м письме.

Поэмы Григория Богослова, традиционно подразделяемые на богословские и исторические, также датируются последними годами его жизни, их большая часть ближе к риторическим упражнениям, чем к собственно поэзии. Особый интерес представляет поэтическая автобиография Григория Богослова. Его творения замечательны по богословской глубине и красоте языка, поэтому некоторые из них стали частью церковного богослужения.

Труды Григория Богослова оказали огромное влияние на христианское богословие последующих веков, затронув такие его важнейшие аспекты, как богопознание, триадология, христология, пневматология, сотериология.

Вместе с Василием Великим и Григорием Нисским Григорий Богослов утверждал абсолютную недоступность для человеческого разума познания Божественной сущности. Предполагавшим возможность этого познания учениям евномиан, оригенистов и др. каппадокийские отцы противопоставили апофатическое богословие и учение о Триедином Боге. В богословской полемике Григорий Богослов использует образ восходящего на гору Моисея в качестве аллегории стремящейся к Богу души. Человек не может видеть Бога телесными очами: воплощённый Бог, Христос - Слово, ставшее плотью, - не только являет нам Бога, но и, подобно скале в эпизоде явления Славы Господней Моисею (Исх. 33:18-23), укрывает человека от всепоглощающего огня Его присутствия. Тело Христа - словно тёмное стекло, сквозь которое мы можем созерцать Бога. Таким образом, апофатическое богословие каппадокийцев допускает лишь отрицательные утверждения о Боге, фактически описывая то, чем Бог не является; однако это не устраняет возможности существования положительного опыта: познание Божества возможно через Его величие, явленное и видимое в тварях.

Григорий Богослов отстаивал троичность Бога. В его описании Святой Троицы особенно важно, что изначальное единство Божества, именуемое монархией (единоначалием), - «равночестность природы, единодушие воли, тождество движения и возвращение к Единому Тех, что от Единого» (Слово 29-е, 2) - относится к Божеству в целом, а не только к Богу Отцу. Единство Божества сохраняется с признанием трёх равных, совечных и единосущных Ипостасей, или Лиц. Вне нарушения Божественного единства Лиц это означает подчинение по отношению, а не по сущности. В «Слове на святое Крещение» Григорий Богослов так говорит о Святой Троице: «Сие исповедание вверяю тебе ныне, с ним погружу в купель, с ним и изведу. Его даю тебе на всю жизнь товарищем и заступником - единое Божество и единую Силу, Которая обретается в Трёх единично и объемлет Трёх раздельно, без различия в сущностях или естествах, не возрастает и не умаляется через прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба... Когда совокупляю в умосозерцании Трёх, вижу единое светило, не умея разделить или измерить соединённого света». Для Григория Богослова Дух Святой есть Бог, третье Лицо Святой Троицы, единосущное Отцу и Сыну. Три Лица Троицы определяются так называемыми характеристиками, или свойствами, по отношению друг к другу. Каждая Ипостась есть проявление одной и той же Божественной сущности, но при этом каждая обладает собственными личными характеристиками. Отец есть рождающий и изводящий, Сын - рождённый от Отца, Дух - исходящий от Отца, живущий одной жизнью с нерождённым Отцом и рождённым Сыном и обладающий с Ними одной и той же Божественной сущностью.

Григорий Богослов принимал участие в споре о личности Христа, который в полную силу разгорелся только в 5 веке. Полемизируя с христологическим учением Аполлинария Лаодикийского, Григорий Богослов утверждал, что Христос был «всецелым» Человеком, обладавшим душой и телом человека. Христологические взгляды Григория Богослова изложены в его письмах к Кледонию: «Мы не отделяем в Нём человека от Божества, но учим, что один и тот же - прежде не человек, но Бог и Сын единородный, предвечный, не имеющий ни тела, ни чего-либо телесного, а потом и человек, воспринятый для нашего спасения, подлежащий страданию по плоти, бесстрастный по Божеству, ограниченный по телу, не ограниченный по духу, один и тот же - земной и небесный, видимый и умопредставляемый, вместимый и невместимый, чтобы всецелым человеком и Богом воссоздан был всецелый человек, падший под грех... Если кто понадеялся на человека, то он действительно не имеет ума и не достоин быть всецело спасён, ибо не воспринятое не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасётся» (Послание 1-е «К пресвитеру Кледонию против Аполлинария»). Этот аргумент Григория Богослова основан на вере в то, что Христос воспринял всего человека с душой и телом, ибо «не воспринятое не исцелено», а следовательно, мы не спасены. Богословие Халкидонского собора 451 (4-го Вселенского) уточнило христологическую терминологию, но принцип взаимообщения свойств двух природ во Христе, который отстаивал Григорий Богослов, будет положен в основу учения, принятого собором.

Древнейшее изображение Григория Богослова представлено фреской 7 века в росписи римской церкви Санта-Мария-Антиква. Образ Григория Богослова часто встречается в композиции Собора Трёх Святителей (например, мозаика середины 12 века, Палатинская капелла, Палермо; икона «Три святителя», Псков, 2-я половина 16 века, ГИМ).

День памяти в православной церкви - 25 января (7 февраля), а также в Соборе Трёх Святителей - 30 января (12 февраля); в католической церкви - 2 января. Часть мощей, пребывавшая в соборе Святого Петра в Риме (с 950 до начала 13 века мощи пребывали в церквах Константинополя), в ноябре 2004 была передана папой Римским Иоанном Павлом II (1978-2005) Константинопольскому патриархату. Глава Григория Богослова пребывает в Успенском соборе Московского Кремля (с 1653).

Соч.: Migne PG. Т. 35-38; Творения. М., 1843-1848. Т. 1-6; Творения. Сергиев Посад, 1994. Т. 1-2; Собрание творений. Минск; М., 2000. Т. 1-2.

Лит.: Агапит, архимандрит. Жизнь святого Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, и его пастырская деятельность. СПб., 1869; Говоров А. В. Святой Григорий Богослов как христианский поэт. Казань, 1886; Виноградов Н. П. Догматическое учение святого Григория Богослова. Казань, 1887; Fleury Е. Saint Grégoire de Nazianze et son temps. Р., 1930; Plagnieux J. Saint Grégoire de Nazianze théologien. Р., 1952; Ruether R. Gregory of Nazianzus, rhetor and philosopher. Oxf., 1969; Winslow D.F. The dynamics of salvation: а study in Gregory of Nazianzus. Camb., 1979; Иларион (Алфеев), игум. [епископ]. Жизнь и учение святого Григория Богослова. СПб., 2000; Мейендорф И., протоиерей Введение в святоотеческое богословие. 4-е изд. К., 2002; Георгий Флоровский, протоиерей Восточные отцы церкви. М., 2003.

Икона Григория Богослова - великий православный образ, написанный в честь святителя христианских земель. Он помогает верующим справиться с любыми трудностями и преодолеть беды.

Известный по всему миру Григорий Богослов вошел в историю как величайший архиепископ, учитель и святитель. Он входит в число Отцов Церкви и является одним из почтеннейших и святейших мучеников в христианстве.

История иконы

С детства Григорий посвятил свою жизнь Церкви и вере, полностью отдав себя Господу. Он был смиренен, добр, щедр и благосклонен ко всем людям, несмотря на свое знатное происхождение. Он верно служил Богу, помогал нищим, способствовал созданию новых храмов, вел проповеди. Святитель является автором божественной литургии, которая ведется в каждом православном храме по всему миру.

Благодаря святому Григорию многие люди открыли свои сердца Господу, Православие">приняв православную веру . Он никогда не совершал зла, всегда вставал на сторону людей и пытался помочь им в любой беде. Он наставлял на путь истинный и просвещал народ христианский. Его любили как при жизни, так и после смерти. Григорий совершил немало поистине добрых и праведных дел, чем заслужил уважение людей даже после своей кончины. Святителю посвящено множество икон, которые обладают чудотворной силой.

Где находится образ Григория Богослова

Икона святого украшает многие храмы нашей страны. Наиболее известные расположены в Москве, в Троицкой Церкви, во Владимире, в Успенском Соборе, и в Санкт-Петербурге — в храме Трёх вселенских святителей на Васильевском Острове.

Описание иконы святого Григория

Святыня заключает в себе образ чудотворца, обычно в поясном изображении. Он облачен в богатые одеяния архиепископа, в левой руке держит Священное Писание, а другой рукой указывает на него, давая понять, что это единственный источник, где заключено Слово Божие.

На некоторых иконах святитель изображается вместе с двумя другими, не менее прославленными, Учителями Церкви: Василием Великим и Иоанном Златоустом .

О чем молятся перед иконой святого Григория

Перед чудесной иконой Григория Богослова христиане молятся обо всем, что тревожит их жизни, но в особенности:

  • об укреплении веры;
  • об указании на путь истинный;
  • об исцелении души грешной;
  • о помощи в новых начинаниях.

Также Григорий Богослов помогает людям, занимающимся строительством, и тем, кто переезжает жить на новое место.

Дни празднования

Днем почитания великого святого официально считается 7 февраля. В этот день большое количество христиан посещает храмы, где проводится служба в честь памяти Учителя Церкви и исполняется написанная им божественная литургия. Люди молятся перед чудотворной иконой святителя о помощи и поддержке .

Молитва перед иконой

Не обязательно читать нарочно заученную молитву перед иконой святого Григория. Достаточно просто попросить о помощи, произнося слова от чистого сердца, и обязательно поблагодарить Чудотворца за Его поддержку. Молитва может звучать так:

«О, величайший Учитель, Отец Церкви, признанный Святитель Григорий. Защити наши души от страданий, убереги от бед и несчастий. Отгони врагов от домов наших и не дай горю охватить наши сердца. Наставь на путь истинный и стань нашим защитником. Да прославим мы имя Твое и почитать Тебя никогда не перестанем. Да будет на все воля Господа. Аминь. Аминь. Аминь».

Григорий Богослов является одним из святейших и почитаемых людей не только в православии, но и во всей христианской вере. Он поистине великий человек, который до конца своей жизни был предан Господу. Его иконы обладают чудотворной силой , способной помочь в любой беде, но лишь тем, кто по-настоящему верит в ее силу и чудеснейшие способности. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

07.02.2018 05:06

Чудотворная икона Богоматери, названная в честь горы Киккос, помогает людям исцелить самые тяжелые недуги. Обратившись...

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ великий отец церкви и вселенский учитель. Отец Григория Богослова, Григорий Старший, был епископом незначительного городка в Каппадокии — Назианза. До своего обращения в христианство он принадлежал к секте ипсистариев, которые поклонялись Всевышнему, соблюдали иудейские постановления о субботе и пище, но вместе с этим почитали огонь и свет. В 325 г., под влиянием жены, он крестился, а в 328 или 329 г. был избран епископом Назианза. Как епископ, он отличался щедрою благотворительностью и добротою, но был вспыльчив. По своему догматическому направлению он принадлежал к полуарианам, принявшим впоследствии термин ὁμοοὑσιος . Мать Григ. Б. происходила от христианских родителей и была очень набожна Она не читала языческих сочинений, проходя мимо языческих храмов, старалась не смотреть на них, не прикасалась к язычникам, не целовала родных, если они не были крещены, не вкушала вместе с ними пищи.

Брак родителей св. Григория, долгое время оставался бесплодным. Григ. — вероятно первый плод этого брака, — был сыном молитвы. За ним следовала дочь Горгония и младший сын Кесарий. Григ. родился около 329 года в Арианзе, имении своих родителей, лежавшем недалеко от Назианза к югу. Мать и сына связывала трогательная любовь. Неудивительно поэтому, если религиозно-аскетическое настроение первой сообщалось и ребенку. В раннем детстве Григ. Б. видел поразивший его сон. В образе прекрасных дев в простой, но изящной одежде, ему явились целомудрие и чистота, приглашая его следовать за собою. Среднее образование Григ. получил в Кессарии Каппадокийской, где он впервые встретился с Василием Великим Затем он предпринял свое образовательное путешествие в Кесарию Палестинскую, в Александрию и Афины. Во время осеннего переезда из Александрии в Афины Григ. пережил тяжкие часы смертельной опасности. Разразившаяся буря едва не потопила корабль. Григ., тогда еще не крещенный, был в отчаянии, боясь погибнуть, не омывшись от грехов в водах крещения. В Афинах Григ. пробыл довольно долго, и это время студенчества навсегда оставило в нем самые лучшие воспоминания. Здесь возникла дружба между ним и Василием Великим, приехавшим в Афины немного позднее. Друзья жили под одной кровлей, ревностно предавались занятиям, мечтали о жизни пустынников, посвященной аскетическим подвигам. Соблазны большого города не коснулись их: «они знали лишь два пути — в школу и в христианскую церковь». В 355 г. они познакомились с Юлианом, будущим реформатором язычества, который тогда еще произвел на Григория Богослова самое отталкивающее впечатление. Около 357 г. не без труда оторвался Григ. от «золотых Афин» и через Константинополь возвратился на родину. Однако юношеским мечтам о жизни пустынника не суждено было исполниться: престарелые родители нуждались в молодых силах своего любимого сына. Григ. остается с родителями, и ему вверяется управление имением. Только на короткое время он посещает своего друга в его уединении на берегах Ириса. По возвращении в 359 г. к родителям, в один из больших праздников, вероятно, в Рождество, Григ. был неожиданно для самого себя посвящен отцом во пресвитера. Ответственность пастырского служения устрашила созерцательную и слабовольную натуру Григ., и он бежал в Понт. Только по настойчивому требованию отца он возвратился к месту своего служения. Отец Григ., подобно большинству епископов, имел неосторожность подписать вероопределения арианского собора 360 г. Это вызвало негодование монахов, и обстоятельства приняли такой серьезный оборот, что миру Назианза угрожала схизма. Стараниями Григ., произнесшего по этому случаю слово о мире, примирение епископа с паствою было достигнуто. В 365 г. Григ. явился примирителем между Василием Великим и Евсевием Кесарийским (См. Василий Великий). В 370 г. Евсевий Кесарийский скончался. Предстояли бурные выборы нового епископа. Лучшим кандидатом был Василий. Предвидя затруднения, Василий под предлогом болезни пригласил в Кесарию Григория. Григорий Богослов поехал, но по дороге узнал о действительной причине приглашения и, обиженный недостатком искренности со стороны друга, с негодованием возвратился домой. Тем не менее всеми уважаемый назианзский епископ Григорий Старший и его непосредственный помощник Григ. Б. письмами к влиятельным епископам всячески поддерживали кандидатуру Василия, а в решительную минуту престарелый епископ Григорий, несмотря на болезнь, отправился в Кесарию, и его личное появление на соборе склонило мнение избирателей в пользу Василия (Об обстоятельствах посвящения Григ. Б. в епископа Сасим и о его размолвке с Вас. Вел. см. статью Василий Великий). После полунасильственного посвящения в епископа Сасим, Григ. удалился в Понт, но по настоянию отца возвратился в Назианз и оставался его ближайшим помощником и викарием до самой смерти престарелого епископа, последовавшей зимой в конце 373 г. или начале 374 г. Вслед за отцом скоро скончалась и мать Григ. Б. — Нонна. Брат и сестра умерли ранее. Теперь св. Григ. счел себя свободным от всяких обязательств и решился воспользоваться обстоятельствами для того, чтобы осуществить свою давнишнюю мечту о подвижнической жизни. Оставаясь временным заместителем своего покойного отца, он тотчас же пригласил епископов для избрания преемника почившему пастырю. Но так как епископы долгое время не могли ни на что решиться, Григ. внезапно оставил Назианз и удалился в Селевкию в монастырь св. Феклы. Здесь в молитвенном уединении он провел нисколько лет — с конца 375 до начала 379 г. 1 янв. 379 г. скончался Василий Великий. Григ. сам в это время был болен и не присутствовал ни при кончине, ни па похоронах своего друга. В этом году начинается самый плодотворный, но самый печальный период в жизни Григ. Столица находилась всецело в руках ариан. Небольшая горсть православных, оставшаяся без пастыря, обратилась к Григ. с предложением явиться в столицу, стать во главе их и поддержать умирающую никейскую веру. Этому плану сочувствовали многие из православных епископов. Весною 379 г. Григ. прибыл в столицу и поселился в доме своих родственников. Одна из зал этого дома была обращена в церковь во имя воскресения (Анастасия). В этом посвящении Григ. выразил свое желание видеть воскресение никейской веры. Проповедь Григ. имела успех, что навлекло на него преследование со стороны ариан. Однажды толпа под предводительством монахов ворвалась в домашнюю церковь Григ., осквернила алтарь, избила молящихся и в этих беспорядках обвинила потом самого же Григ.

Много неприятностей перенес в это время Григ. от Максима Циника. Эта темная личность выдавала себя за потомка мучеников и за исповедника, претерпевшего мучения за верность никейской вере. Как последователь философий циников, Максим носил белый плащ, в который умел красиво драпироваться, и длинные волосы, которые, согласно моде, завивал в локоны и красил в рыжий цвет. Чтобы снискать доверие Григ., Максим хвалил его проповеди, превозносил все его планы и громил его противников. Непрактичный и непроницательный Григ. не распознал вовремя этого авантюриста, дал ему убежище в собственном доме, предоставил в его распоряжение стол и все свое имущество и даже имел неосторожность произнести публично речь в похвалу Максима. Между тем Максим питал честолюбивые планы овладеть кафедрою Григория Богослова. Все нити интриги исходили из Александрии. Петр, еп. александрийский, поддерживал Максима и чрез шпионов следил за успехами предприятия. Когда почва была подготовлена, из Александрии прибыли епископы для посвящения Максима. Для этого ночью они тайно проникли в кафедральную церковь Григ. и начали обряд посвящения. Но это было скоро замечено. Собравшийся народ изгнал епископов, которые бежали в квартиру какого-то флейтиста, где и окончено прерванное богослужение. Получив сан епископа, Максим попытался было овладеть и кафедрой Григ. С этою целью он отправился в Фессалоники, где в это время стоял с войском имп. Феодосий, искать его благоволения, но был отвергнут императором, который желал иметь епископом столицы только Григ. Потрясенный этим случаем, Григ. хотел удалиться из Константинополя, но был удержан народом.

24 ноября 380 г. император Феодосий вступил в столицу и передал православным церкви, отнятые у них арианами. 26 ноября Григ. вместе с императором торжественно вступил в храм св. Апостолов. В это время со стороны озлобленных ариан подготавливалось покушение на жизнь Григ., «извлечен был один меч, но опять был скрыт в ножны». Вскоре другой убийца проник в спальню Григ., но мучимый совестью раскаялся в своем намерении и просил у Григ. прощения. «Да спасет тебя Бог, ответил ему на это Григорий, а мне спасенному не трудно быть милостивым». Замечательною чертою Григ. служит его терпимость к еретикам и иномыслящим. «Тайна спасения, говорил он, для желающих, а не для насилуемых». Сделавшись господином положения в столице, Григ. не был ревностен в отобрании церковных имуществ у ариан и не пользовался своим влиянием, чтобы отплатить им за притеснения. Паства не понимала этого и роптала против него.

В мае 381 г., по воле имп. Феодосия, был созван второй вселенский собор в Константинополе, под председательством Мелетия Антиохийского. Согласно желанию императора и народа, епископом столицы был избран Григ. Вскоре после этого Мелетий скончался и председателем собора естественно сделался вновь избранный епископ Константинополя. Он тотчас же внес предложение, в видах прекращения антиохийского раскола, не избирать преемника Мелетию впредь до смерти второго антиохийского епископа Павлина, а после смерти Павлина, избрать для Антиохии одного епископа с согласия той и другой партий. Предложение председателя было отвергнуто и преемником Мелетия был избран Флавиан. Обиженный этим, Григ. перестал посещать собрания, даже покинул архиерейский дом у церкви св. Апостолов и переехал в частное помещение. Когда на собор прибыли запоздавшие епископы Египта и Македонии, они возбудили вопрос о законности избрания Григ., ссылаясь на 15 правило 1-го всел. собора, воспрещающее епископам переходить с одной кафедры на другую. Не желая служить причиною раздора, св. Григ. явился в заседание собора, добровольно отказался от константинопольской кафедры и в июне 381 г. удалился в Назианз. Его место по избранию собора занял Нектарий. Возвратившись на родину, Григ. нашел церковь, которой управлял его отец, в руках аполлинаристов. Забота о подавлении ереси заставила его взять на себя снова бремя церковного правления, пока в 383 году не был избран по его указанию епископом Назианза Евлалий. После этого Григ. удалился в свое имение, где и провел остальные шесть лет своей жизни, в уединении, среди природы, страдая от болезней и одиночества и занимаясь литературными трудами. Он умер в 389 году.

Значение Григория Богослова в истории догматов исчерпывается тремя пунктами. 1) В учение о Троице Григ. Б. примыкал, как и Василий Великий, к новоникейской партии, которая развилась из так называемого полуарианства, принявшего термин ὁμοοὑσιος и истолковавшего его в смысле ὁμοιοὑσιος . Сочинения Григ. Б. были первым научным обоснованием учения новоникейцев. Учение о Троице и троичная терминология Григ. Б. по существу тождественны с учением и терминологией Вас. Вел., но более последовательны. Сущность его учения выражается формулой: Бог един по существу и троичен по ипостасям. Единство лиц Пресвятой Троицы выражается терминами μἱα θεὁτης, μἱα, οὑσἱα, μἱα φὑσις , троичность лиц — τρεἱς ὑποστἁσεις, τρεἱς ἱδιὁτητες , особенности каждого лица — ἁγεννεσἱα, γἑννησἱα, ἑχπεμψις. Οὑσἱα понимается в смысле родового понятия, ὑπὁστασις в смысле индивидуальных особенностей, ὁμοοὑσιος в смысле полного подобия по существу. Признавая численное различие лиц Св. Троицы, Григ. навлекал на себя обвинения в требожии, но отклонял его на основании тех же соображений, которые были высказаны и Вас. Вел. Учение о Духе Святом у Григ. Б. более закончено, чем у Вас. Вел. Григ. относился снисходительно к людям, колеблющимся в учении о Духе Святом. «Кто признает Духа Богом, говорит он, тот божествен. А кто даже и именует Его Богом, тот, если делает это пред людьми благоразумными, высок, а если пред низкими, неосмотрителен». В то время, как Вас. Вел. избегал называть Духа Св. Богом, Григ. открыто доказывал эту истину. Объясняя, почему в Св. Писании Дух Св. никогда не называется Богом, Григ. высказывает оригинальное учение о продолжаемости откровения в церкви. «Ветхий Завет возвещал об Отце ясно, а о Сыне не так ясно. Новый открыл Сына, на божество же Духа только указал. Теперь (со времени пятидесятницы) Дух Св. живет с нами, сообщая нам яснейшее предание о себе». В то время, как Вас. Вел. удовлетворялся формулой антиохийского собора 362 г., требующей от присоединяющихся к православию ариан лишь обещания не называть Духа Св. тварью, Григ. доказывал всю непоследовательность этой формулы, так как между Богом и тварью не может быть ничего среднего. Личной особенностью Духа Св. Вас. Вел. признавал святыню. Это оригенистическое мнение противоречило всей новоникейской системе и терминологии, так как святыня принадлежит всем трем лицам. Григ. устранил это определение и заменил его другим, указывающим личную особенность Духа по аналогии с личною особенностью Сына в способе происхождения (ἑχπὁρευσις, ἑχπεμψις ).

2) Наряду с учением о Троице для позднейшего времени важное значение имела христология Григ. Б. Выдержки из сочинений Григ. в доказательство истинности православного учения о лице И. Христа приводились отцами Ефесского и Халкидонского собора. Учение о лице И. Христа выяснилось в сознании св. Григ. уже в последние годы его жизни, когда, возвратившись из Константинополя и найдя церковь назианзскую в руках аполлинариан, он познакомился с сочинениями Аполлинария и подверг их критике. По учению Григ. Б., человеческая природа Христа состоит не только из тела и неразумной души, как утверждал Аполлинарий, но и из ума или духа. В пользу этой мысли он приводил основания философские и сотериологические. Аа) Только ум отличает человеческую душу от души животных. Если Логос воспринял лишь душу, то не может быть и речи о вочеловечении. Аб) Только через посредство бесплотного ума Логос мог соединиться с телом и душою человека. В) Искупление состоит в обожествлении человеческой природы вследствие её соединения с Божеством в лице И. Христа. Если ум, инициатор греха, не воспринят Сыном Божиим, то самое главное в человеке остается неискупленным. Несмотря на соединение в лице И. Христа Божества и полной человеческой природы, личность Богочеловека остается единой и нераздельной.

3) Григорий Богослов вместе с Василием Великим тщательно изучал Оригена. Это отразилось на его богословской системе, в которой есть много отзвуков оригенизма. Сюда относится своеобразная переработка оригеновского учения о вере и гносисе, учение о том, что Бог выше сущности, учение об уме, как посредствующем начале, через посредство которого возможно было соединение бесплотного Логоса с душою и телом человека, учение о существовании в загробном мире очистительного огня для грешников, некоторая неуверенность в учении о вечности мучений. Из философских влияний на системе Григ. более всего отразился новоплатонизм.

Сочинения Григ. разделяются на три группы: 45 слов, 243 письма и собрание стихотворений.

1) Из слов Григ. Б. особенно важны в догматическом отношении а) «Пять слов о богословии», названные так самим проповедником и в свою очередь сообщившие ему наименование Богослова (Новое издание A. I. Mason, Orationes quinque de theologia. Cambridge. 1899), б) «О поставлении епископов и о догмате св. Троицы», в) «О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге». В этих словах, произнесенных в Константинополе, защищается православное учение о Троице против ариан и последователей Македония.

В историческом отношении важны похвальные слова в честь Вас. Вел. и Григория Старшего, Кесария (Новое изд. Е. Sommer. Paris. 1898). Особенною известностью пользуется «Защитительное слово по поводу бегства в Понт после посвящения в пресвитера». В нем говорится о высоте и трудности пастырского служения. Позднейшие писатели, древние и новые, широко пользуются этим словом. — Два обличительных слова против Юлиана, написанные вскоре после его трагической смерти (26 июня 363 г.), стоят не на высоте христианских чувств и по своему страстному характеру не достойны благородной души Григ. По своим научным склонностям Григ. был филолог в широком смысле и более всего ценил науки литературные. Он усвоил гомилетические теории своего времени и никогда не отступал от них. Отсюда огромный успех, который проповеди Григ. имели среди его современников. Но отсюда же и их недостатки: внешние эффекты, вычурность, искусственно подобранные антитезы, игра слов, широкое употребление общих мест.

2) Большая часть писем св. Григ. относится к последним годам его жизни. Письма Григ. не могут идти в сравнение с письмами Вас. Вел. с точки зрения их исторической важности, но в литературном отношении они представляют собою лучшие произведения Григ. Б.

Некоторые из писем Григ. важны в догматическом отношении. Сюда относятся высоко ценившиеся в последующее время послания к пресвитеру Кледонию и патриарху Нектарию. Оба направлены против Аполлинария.

3) Большинство стихотворений Григ. Б. написано им также в уединении последних лет жизни. Изнуренный болезнью и тяготясь одиночеством, Григ. находил отраду в стихах. К тому же он хотел противопоставить свои стихи, с одной стороны, произведениям классических поэтов, с другой, еретическим стихотворениям Аполлинария. Самое важное из стихотворных произведений Григ. — автобиографическая поэма о жизни своей — главный источник для его жизнеописания. Трагедия Χπιστὁς πἁχων (11 или 12 в.) не принадлежит Григ. Б.

Источником для жизнеописания Григ. Б. служат главным образом его сочинения, которые в противоположность сочинениям Вас. Вел. и Григ. Нис., полны автобиографических подробностей и лирических отступлений, прекрасно характеризующих особенности его личности и настроения. У древних историков сравнительно с сочинениями Григ. Б. нет ничего нового. Житие Григ. Б, написанное пресвитером Григорием, составлено по его сочинениям с произвольными и ни на чем не основанными добавлениями. Лучшим совокупным изданием творений Григ. Б. служит Бенедиктинское, перепечатанное у Migne, p. gr. XXXV—ХХХVIII.

В русской церкви издавна обращались переводы творений Григ. Б. В списке XI в. сохранились 13 слов Григ. Б., в переводе болгарской редакции. Позднее болгарский перевод был исправлен в Сербии и в исправленном виде тоже проник в Россию. 50 слов Григория Богослова были переведены на славянский язык Епифанием Славинецким (Богодухновенная книга великих пастырей и учителей всея вселенныя. Москва. 1787—1790). Почти одновременно был издан в Москве (1798) перевод «Поучительных слов Григ. Б.» Иринеем Климентьевским. С 1822 по 1841 г. появлялся от времени до времени перевод творений Григ. Б. в «Христианском Чтении». При московской дух. академии издан полный перевод творений Григ. Б. Т. 1 — 6. Москва. 1843 — 1848. Изд. 2. 1889 г.

Исследования о жизни и сочинениях Григ. Б.: Арх. Агапит, Жизнь Григория Богослова, архиеп. Константинопольского, и его пастырская деятельность. СПБ. 1869. Свящ. Н. Виноградов, Догматическое учение св. Григория Богослова. Казань.1887. А. Говоров, Св. Григорий Богослов, как христианский поэт. Казань. 1886 — С. Ulmann, Gregorius v. Nazianz, der Theolog. 2 Anf. Gotha. 1867. Fr. Bohringer, Die Kirche christi und ihre Zengen. В. VIII. H. Weiss, Die grosser Kappadocier Basilins, Gregor, v. Nazianz und Gregor, v. Nyssa, als Exegeten. Brannsberg. 1872. Fr. K. Bummer, Des hl. Gregr. v. Nazianz, der Thelogen, dehre von der Gnade. Kemptir. 1890. A. Benoit, St. Gregoire de Nazianz, archevque de Constantinople et docteur de l"eglise. Paris. 2 edit. 1885.

* Иванович Васильевич Попов,
профессор Московской духовной академии
.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 615. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г. Орфография современная.

Имя: Григорий Богослов (Григорий Назианзин)

Дата рождения: 329 г.

Возраст: 61 год

Деятельность: архиепископ

Семейное положение: не был женат

Григорий Богослов: биография

Григорий Богослов – христианский деятель, один из трех вселенских учителей Церкви. Святитель Григорий Богослов был воспитанником и сподвижником святого Василия Великого. Его знают и чтят как в Римско-католической церкви – день памяти 2 января, так и в Православной церкви – 7 и 12 февраля.

Детство и юность

Точная дата рождения святителя неизвестна, примерно в 325 году нашей эры. Родился мальчик недалеко от города Назианза, расположенного в Каппадокии (на территории современной Турции). Не случайно позже его прозвали Григорием Назианзиным.


Его отец Григорий был местным аристократом, а его жена Нонна была истинной христианкой, все дни женщина проводила в молитвах, занималась благотворительностью. Вскоре и Григорий-старший принял христианство. Сначала он стал пресвитером в местной церкви, а после и епископом Назианза.

У Нонны долго не получалось забеременеть, поэтому много молилась и просила Бога о благодати. Она пообещала, что, если всевышний ей подарит ребенка, она посвятит его Богу. Позднее во сне женщина увидела своего будущего сына и услышала его имя. После появления на свет Григория у Нонны родилось еще двое детей – сын Кесарий и дочь Горгония. Впоследствии все члены семьи Григория были признаны святыми.

Получив начальное домашнее образование, Григорий отправился сначала в Каппадокию, а позже в Палестину и Александрию, где обучался в высших школах. Но научным центром в то время были Афины. Поэтому Григорий переехал в Афины, где изучал астрономию, геометрию, риторику, поэзию. Он изучал труды и . В большей степени его интересовал стиль изложения, нежели само учение. Но на то, как позднее Григорий стал истолковывать религию, во многом повлияли эти работы.


Когда Григорий учился в Афинах, он познакомился в . И эта встреча стала судьбоносной для Григория. После обучения он два года преподавал красноречие в Афинах. А по возвращении в Назианз отец его крестил. На тот момент ему уже было 30 лет. Но в то время крещение принимали лишь после того, как получали образование.

Григорию монашеская жизнь пришлась по душе, и он переехал в монастырь, основателем которого был его друг Василий Великий. Вместе они изучали труды основателя библейской филологии и философа Оригена. Позднее Григорий Богослов из его произведений записал выдержки, которые получили название «Филокалии».

Христианское служение

В 361 году отец попросил вернуться сына на родину, ему нужна была помощь. Григория посвятили в пресвитеры. В то время его престарелый отец вел активную борьбу против войск императора Юлиана Отступника, которые пытались захватить христианские храмы. Примечательно, что будущий гонитель христиан Юлиан учился вместе с Григорием Богословом и Василием Великим в Афинах.


Но все-таки для Григория была ближе созерцательная монашеская жизнь, поэтому вскоре после рукоположения он вернулся в монастырь. Однако он понимал, насколько его отцу нужна поддержка, и уже на Пасху произнес свою первую проповедь в Назианзе.

Через некоторое время Василий Великий, который на тот момент уже был архиепископом, просит Григория занять должность хорепископа в городе Сасима. Ему были нужны верные и надежные люди в борьбе с арианством. Григорий колебался, но его отец настоял. К сожалению, за то недолгое время, которое он прослужил в Сасиме, он не прочитал ни одной службы, не принял ни одного клирика. Вскоре он покидает город и три года живет в монашеской пустыни. Его уход значительно охладил их отношения с Василием.

В 374 году скончался отец Григория, вслед за ним умерла и мать. Смерть она встретила у иконы при богослужении. Для него это было большим ударом. На похороны его отца приехал Василий Великий и прочел надгробную речь, после чего их дружба вновь наладилась.


После смерти отца Григорий Богослов руководил епархией, но считал, что права занимать престол отца у него нет. Поэтому он уезжает в город Селевкия, думая, что в его отсутствие жители города выберут нового епископа. Но народ Назианза потребовал его возвращения, и он продолжил управлять местной церковью.

Вторым ударом для Григория стала весть о смерти Василия Великого. К этому времени он уже был известен как ярый защитник веры и талантливый проповедник. В то же время на престол взошел новый император Феодосий, и он в отличие от предшественника является сторонником никейцев. Феодосий приглашает Григория к себе и предлагает возглавить епархию в Константинополе. Тогда-то его и стали называть Богословом, он был по-настоящему блестящим оратором, его проповеди не оставляли никого равнодушными.

Но Константинополь был 40 лет в руках ариан, и в одночасье они никуда исчезнуть не могли. Поэтому, приехав в город, Григорий сразу становится объектом преследования у ариан. Однажды они ворвались в собор, когда святитель совершал обряд крещения, кто-то требовал его изгнания, а кто-то и вовсе стал бросать в него камни. Мужчину оттащили к городским властям, которые в итоге не поддержали ариан и оставили его в городе.


А уже через пару месяцев Константинополь посетил сам император. Он лично ввел Григория в храм Софии и «передал» его ему. Для утверждения святителя на кафедре и решения вопросов, связанных с ересями, был собран Второй Вселенский собор.

При обсуждении арианства Григорий зафиксировал догмат Троичности, который сейчас занимает главенствующее место в богословии христианских церквей и является центральной мыслью христианского вероучения. Бог один, единый по существу, но троичен в Лицах – отец, сын, святой дух. Как сообщил сам Григорий Богослов:

«Мы поклоняемся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, разделяя личные свойства и соединяя Божество».

Во время Вселенского собора умер его председатель Милетий, и Григорий занял его место. Позднее стали выбирать главу антиохийской кафедры, которую возглавлял Милетий. Мнения участников разделились. Некоторые хотели видеть на этом посту представителя «запада», другие – «востока».


В итоге возник конфликт, в котором затронули и Григория, обвинив его в нарушении правил Первого Вселенского собора. Дело было в том, что он не имел права становиться Константинопольским архиепископом, будучи епископом Сасимским. Плюс ко всему, он самовольно оставил кафедру в Сасиме, что тоже противоречило установленным правилам.

Таким образом, святитель покинул Константинопольскую кафедру. Его это нисколько не огорчало, он уже давно устал от борьбы за власть, которая ему абсолютно не была нужна. По натуре он был тонким и самоуглубленным человеком. На самом деле он не был предназначен для церковного сановника, а стал он им лишь по наставлению друга Василия Великого.

Вернувшись в Назианз, он вновь встал во главе епархии города, не смог отказать горожанам. Но давалась это ему непросто. В 383 году его здоровье ухудшилось, и его освободили от руководства кафедрой. Феодор, епископ Тиранский, поставил на его место хорепископа Евладия, родственника Григория Богослова.


Уйдя на покой, он посвятил себя сочинительству. Григорий - автор свыше четырехсот стихотворений, он писал эпиграммы, поэмы, гимны. При этом он продолжал посещать обители, много путешествовал. Главным его литературным наследием все же считается «Слова» – 45 бесед, охватывающие 20-летний период его жизни.

Также сохранились 245 писем Григория Богослова, многие из которых адресованы его сподвижнику – Василию Великому. Он вспоминает их совместную жизнь в монастыре, а в поздних письмах обвиняет его во вовлечении себя в борьбу с арианством и возведении его епископом города Сасима.

Григорий Богослов оставил большой след в христианстве, его сочинения оказали влияние на последующих за ним богословов. Работы святителя толковали наряду со Священным Писанием. Православная церковь внесла Григория в число Отцов церкви, что означает, что его личность имеет особый вес в формировании догматики и богослужения.

Смерть

Скончался Григорий Богослов 25 января 389 года в Назианзе, там его и похоронили. После себя он оставил завещание. Вероятно, оно было написано еще в 381 году. Фамильное имение святитель оставил епархии, сбережения и одежду завещал друзьям, а также распорядился о роспуске своих рабов.


Спустя полвека император Константин Багрянородный перевез мощи Григория Богослова в Константинополь, но после нашествия крестоносцев в 1204 году останки святителя вывезли в Рим.

После возведения собора святого Павла в Риме мощи разместили там, в специальной гробнице. 26 ноября 2004 года папа Иоанн Павел II распорядился, чтобы часть мощей была возвращена церкви Константинополя. Святыня хранится в Соборе святого Георгия в Стамбуле.

Память

  • 383-386 – Сборник бесед «Слова»
  • 383-388 – Сборник «Письма»
  • 1670 – Церковь Григория Богослова в Ростове Великом, Россия
  • 1781 – Фрегат Черноморского флота России получил название «Григорий Богослов»
  • 1867 – Церковь Григория Богослова в селе Макарешты, Молдова
  • 1873 – Дилогия «Кесарь и Галилеянин»
  • 1896 – Церковь Григория Богослова и святой мученицы Зои в Одессе, Украина

Святые покровители носящих имя Григорий

Святитель Григорий Палама
День памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского празднуется 14/27 ноября в день его преставления, которое произошло в Фессалониках (иначе Солунь - в славянском варианте этого географического названия) в 1359 году. А также переходящее празднование во вторую Неделю Великого поста.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (Солунский) - известный византийский богослов и церковный деятель, поэтому те, кто решил посвятить себя более глубокому знанию богословских истин, изучению святоотеческих трудов, возносят ему молитвы. Также святитель прославлен как при жизни своей, так и после преставления ко Господу своими чудесами исцеления в самых тяжелых, часто непоправимых, с медицинской точки зрения, случаях.
Григорий Авнежский, игумен, преподобномученик Святой Григорий жил в XIVвеке во Владимирском крае, рядом с монастырем под началом Стефана Махрищского. Григорий был зажиточным крестьянином, но имел тяготение к духовной, иноческой жизни. В конце концов, он пожертвовал свое имение на устроение монастыря и принял в нем постриг.

Через некоторое время игумен Стефан Махрищский из-за недовольства крестьян ушел из обители вместе с Григорием. После долгих скитаний по Вологодским лесам они поселились в месте впадения реки Авнежи в реку Сухону и решили основать здесь Авнежский монастрырь. Местный богатый землевладелец Константин Дмитриевич повторил поступок преподобного Григория. Он отдал монастырю все свои богатства и поселился в нем иноком с именем Кассиан. На эти средства в обители были выстроены два храма и кельи для братии.

После того, как игумен Стефан по настоянию князя Дмитрия Донского вернулся в Махрищскую обитель, преподобный Григорий стал настоятелем нового монастыря. А Кассиан - его первым помощником и келарем.

В 1392 году, во время набегов казанских татар, Авнежский монастырь был сожжен, а преподобномученики Григорий и Кассиан убиты. В 1524 году были обретены их святые мощи, и на этом месте была выстроена памятная часовня.

Григорий Акрагантийский, епископ
Григорий Акритский, преподобный
Григорий Александрийский, архиепископ, исповедник


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 23 ноября/6 декабря.

С юных лет посвятил себя служению Господу. Воглавляя Александрийскую Церковь, явился образцом всех добродетелей и пастырского служения. В период иконоборчества стойко защищал почитание святых образов. Был предан мучениям. Приняв их со смирением и радостью, еще раз доказал крепость своей веры. Как противник императорскому мнению был отправлен в ссылку, где спустя три года скончался.

святитель Григорий Палама .

Григорий Антиохийский, патриарх


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 20 апреля/3 мая.

Святитель Григорий жил в VI веке. Против собственной, но покоряясь Божеской воле был возведен на патриарший престол в 573 году. Отличался добротой и смиренностью нрава, был милостив и крепок в вере. За время служения патриархом снискал уважение не только у своих прихожан, но и у персов. Оставался на патриаршем посту до самой кончины в 593 году.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Григорий - это святитель Григорий Палама .
Григорий Армянский, епископ, священномученик, просветитель Великой Армении

Григорий Богослов, Назианзин, Младший, Константинопольский, патриарх


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 25 января/7 февраля.
Величайший богослов и борец за христианское учение. Наравне с Василием Великим и Иоанном Златоустом, Григорий Богослов снискал себе славу великого святителя и учитиля вселенского. Возглавляя епископские кафедры Византийской империи, они активно занимались общественной деятельностью, боролись с ересями, изъясняли учение о Святой Троице, проповедовали самоотвержение и высокую нравственность. Все три святителя получили блестящее образование, перед ними был открыт путь построения светской карьеры, и каждый из них отказался от мирских ценностей, выбрав путь служения Богу, тяготея больше к монастырской и пустынной жизни. Все снискали себе репутацию блестящих проповедников и защитников никейской веры, все оставили после себя литературное наследие будущим поколениям, где растолковывали богословские истины, призывали к высокой нравственности. Их нравственные и общественные наставления нисколько не устарели, и для нашего поколения они продолжают быть источником мудрости. Григорий Богослов, просияв своей святой жизнью, достиг такой высоты в области богословия, что побеждал всех еретиков своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван Богословом.
Икона Святителя
Григория Богослова
Афон. XVI век

Григорий Византийский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 28 ноября/11 декабря.

Об этом святом сохранились скудные сведения. Известно, что он жил в VIII веке и принял мученическую смерть за почитание христианских икон.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Григорий - это святитель Григорий Палама .

Григорий Двоеслов, Великий, папа Святой Григорий жил в Риме в VI веке, был родом из аристократической семьи. Получил хорошее образование и по настоянию родных занял пост сенатора. Однако, всей душой стремясь к духовной, аскетической жизни, Григорий вскоре отказался от выгодной должности и избрал путь иноческий. После смерти родителей он потратил свое наследство на строительство монастырей в Сицилии и Риме и подвизался в монастыре Андрея Первозванного в Риме.

Став диаконом, святой Григорий отправился в Византию, чтобы изучать богословие. А после возвращения в 590 году был избран святителем Рима. Он успешно занимался политикой, стремясь упрочить положение Римской Церкви и обеспечить безопасность своей паствы. Именно он заложил основы средневековой иерократической державы пап Римских. Он мечтал о христианизации всех соседских народов, но его миссионерские попытки не были слишком успешными.

Григорий Великий прославился многими своими богословскими творениями. Он преобразовал церковное пение (григорианские хоралы), написал множество проповедей и наставлений для пастырей, ряд пояснений к Библии. Самым популярным трудом святителя Георгия были «Диалоги», в которых он собрал легенды об италийских подвижниках. В русском переводе эта книга получила название «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». За создание этой книги Святой Григорий получил прозвание Двоеслов (собеседник).

Скончался святитель Григорий в 604 году. Его мощи хранятся в соборе святого апостола Петра в Ватикане.

Григорий Декаполит, преподобный
Григорий Кипрский, епископ


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 4/17 марта.

В некоторых случаях среди одноименных святых есть один наиболее почитаемый и изображаемый на иконах. Для имени Григорий - это святитель Григорий Палама .

Григорий Константинопольский, патриарх, священномученик Святой Григорий, Патриарх Константинопольский занимал эту высокую должность трижды - с 1707 по 1799, с 1806 по 1808 и с 1819 по 1821 годы. Это было сложное время для греческого народа, который в то время находился под османским игом, и духовная и общественная поддержка святого Патриарха была чрезвычайно важна для деятельности греческих патриотов.

Поддержка была тайной: для деятельности Патриарха было необходимо находиться на свободе, но его связи с патриотами в конце концов выяснились, и друзья святого Патриарха предложили ему побег из Константинополя в город Морею. Патриарх не согласился и отвечал, что ему было предчувствие, что тело его вскоре упокоится в море.

На Пасху 1821 года, 10 апреля по старому стилю турки схватили святого Патриарха и повесили на воротах Патриархии, а после кончины бросили в море.

Греческие моряки приметили место, куда бросили тело, нашли его и под российским флагом доставили в Одессу на судне капитана Макри Склавоса из Кефалонии. Его упокоили 19 июня 1821 года в греческой Троицкой церкви. Для последнего облачения из Московской епархии доставили полное патриаршее облачение, митру и крест, которые до того принадлежали святейшему патриарху Никону. В тот же год Греция обрела независимость и вернула христианскую веру.

В 1871 году по случаю празднования пятидесятилетия независимости Греции греческое правительство ходатайствовало перед Россией о возвращении святых останков Патриарха. Ходатайство было удовлетворено, и мощи священномученика Григория, Патриарха Константинопольского были перенесены в Афины, а в его честь богословами была составлена служба.

Григорий Нисский, епископ

Григорий Омиритский, епископ Еще в юности святой Григорий Омиритский был наделен даром исцелений и чудотворений. Сначала он стал монахом, а потом диаконом. Однажды старец-отшельник предсказал, что святитель станет епископом. Потом сам Григорий увидел во сне, как Апостолы Петр и Павел подают ему архиерейское облачение. Святой собрался в дорогу. Сначала по предсказанию он должен был посетить Рим и Александрию, а затем отправиться в Омиритский город Негран.
В это же время в Негране после войны вся христианская церковная иерархия была разрушена, требовался новый епископ, чтобы ее восстановить. Его должен был назначить патриарх Александрийский. Когда патриарх размышлял, кого же выбрать, ему было видение, появился апостол Марк и назвал имя диакона Григория.

Став епископом, Григорий Омиритский стал восстанавливать церковь. Но местные иудеи воспротивились. Их раввин Ерван сказал, если святой Григорий покажет им Бога, они сами тогда примут христианство, если нет - значит, их языческие боги сильнее. Вера епископа была так сильна, что он принял вызов и стал молиться. Вдруг земля содрогнулась, люди посмотрели на восток и увидели, как разошлись небеса, и им явилсяна мгновение, озаренный лучами солнца, Иисус Христос. Не верившие иудеи были ослеплены сиянием, но получили исцеление от святого Григория. Все они, включая раввина, приняли крещение. Так началось служение епископа, который потом управлял своей паствой тридцать лет.

Григорий Пельшемский, Вологодский, игумен
Григорий Печерский, затворник
Григорий Печерский, преподобномученик

Григорий Синаит, преподобный


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 8/21 августа.
Родина преподобного Григория Синаита - Малая Азия. Он родился в знатной византийской семье, в возрасте 20 лет попал в плен к туркам. Юноша вызывал симпатию у всех, даже турки разрешили ему посещать христианский храм. Там местные жители с удовольствием слушали, как он поет.

Они собрали деньги и купили свободу для святого Григория. Стремясь к богоугоднической жизни, он попал на Кипр, где стал учеником отшельника-инока. Через некоторое время инок направил преподобного в Синайский монастырь. Там он пять лет изучал богословские книги, переписывал священные тексты, и каждый день совершал подъем на гору Синай.

Покинув монастырь, святой Григорий Синаит совершил паломничество в Иерусалим, после чего поселился в пещере на Крите. Здесь он повстречал старца Арсения, в беседах с которым проникся идеей развить учение, по которому первая ступень иноческой жизни - делание, а высшая - созерцание. Так появились его литературные труды. Преподобный Григорий Синаит является основоположником учения исихаизма, у которого было много учеников и последователей.

Икона Преподобного
Григория Синаита
Россия. XX век.
Фреска Казанского собора
Оптиной пустыни

Григорий Хандзойский (Грузинский), архимадрит
Григорий Чудотворец, Неокесарийский, епископ
mob_info