Преподобный Ефрем Сирин: житие, икона. Тропарь Ефрему Сирину

Ежегодно 10-го февраля православные люди отмечают праздник в честь преподобного Ефрема Сирина. В своем роде это был великий человек. Воплощая в себе мудрого церковного учителя, православного поэта, и просто искренне верующего человека, поистине этот святой оставил память в сердцах многих христиан. Житие преподобного Ефрема Сирина будет описано в данной статье.

Рождение и ранние годы

Многочисленные источники говорят о том, что преподобный родился в конце 3-го века в небольшом городке под названием Низибии. Его родители были не знатного рода, обычные земледельцы, которые зарабатывали на свой хлеб тяжелым трудом. Но эти люди были особенными, ведь их христианская вера дала ребенку первые толчки на жизненном пути. Среди его близких родственников также были представители христианской общины. Ребенок с самого детства воспитывался в смирении. При этом такая черта характера не мешала быть ему очень активным и любознательным.

Неприятное событие и дивное предзнаменование

Мать ребенка знала о предназначении сына. Все дело в том, что Ефрема заключили в темницу, предъявив ему обвинение в краже овец. Именно тогда матери приснился сон, который пророчил судьбу сына. Именно в стенах темницы он смог сосредоточиться на своем состоянии и услышать душу. После освобождения из заключения Ефрем был еще очень молод, но, тем не менее, он смог принять твердое решение отправиться в горы к отшельникам. Именно там ему было суждено встретить своего первого учителя по имени Иаков. В последующие годы Иаков стал епископом Низибийским. Многие церковные служители считают, что каждый серьезный христианин обязательно должен изучить житие Ефрема Сирина, чтобы почувствовать настроение истинного послушника Бога.

Путь ученичества

Ефрем очень быстро учился, и уже вскоре избавился от приземленных человеческих чувств. В его душе не было места для обиды или злобы. Со временем на этого человека сошла благодать, он стал мудрым наставником и усердным молитвенником. Братья, которые находились рядом, чувствовали эту благодать, а некоторые видели ведения, в которых подтверждалось то, что далеко не обычным человеком был преподобный Ефрем Сирин. Житие святого также говорит об этом.

Неоценимый вклад

За всю свою долгую и праведную жизнь преподобному удалось побывать во многих странах, познакомиться со многими великими людьми. Но, несмотря на такую насыщенную жизнь, Ефрем продолжал отдавать все свое время молитвам, помимо этого он писал поучительные притчи, а также толкования к стихам Священного Писания. В некоторых собственных стихах он умело мог подчеркнуть пороки определенного человека, что собственно и делал. На сегодняшний день удалось сохранить большое количество его бесед, проповедей и многих других трудов. Все это является великим наследием для действительно духовного человека.

Таким образом, всем известная молитва «Господи и Владыко живота моего» является благословением духовного опыта преподобного Ефрема Сирина. Его трудами создано огромное количество стихов, которые стоит изучить, ведь произведения действительно великолепны. Эти стихи очень быстро на то время распространялись среди людей, чему несказанно радовался Ефрем Сирин. Житие и труды святого, к сожалению, были интересны не только праведным людям.

Испытания на смирение

На его пути встречались и негодяи, которые хотели остановить преподобного. Случилось нападение с оружием, Ефрема очень сильно избили, и он был на грани смерти. Но даже эта ситуация не повлияла на состояние его души, он продолжал писать и еще усерднее молиться.

Преподобный часто говорил проповеди, которые были очень поучительными. Его излюбленной темой было сокрушение собственного греха, затрагивал он и тему о страшном суде и памяти о жертве Господа. Осознание всех этих проповедей и искреннее желание исправить свое душевное состояние вело человека к покою и умиротворению. Слова Ефрема задевали самые тонкие материи души, человек возносился своими мыслями и сердцем. Это давало некую благодать, просветляло ум и мысли. Такая беседа помогала открыть человеку истину бытия, что давало многим возможность подняться на новую ступень собственного духовного развития.

В году 350 в жизни Ефрема случилась трагедия - смерть его собственного наставника и первого учителя Иакова Низибийского. Житие святого Ефрема Сирина резко изменилось.

Новая жизнь

После ряда определенных событий Ефрему пришлось перебраться в другой город под названием Эдесса. Населенный пункт по своей инфраструктуре был более живой и густонаселенный. Это означало, что вокруг появляется большое количество ненужных соблазнов, которые могли повлиять на состояние души. Именно в этом городе ему повстречались блудницы, которые пытались вывести праведника из духовного равновесия. Несмотря на такие дерзкие соблазны, Ефрем сдерживал не только внутреннее, но внешнее спокойствие. И смог дать отпор даже с легким сарказмом. Этот случай лишний раз продемонстрировал силу духа и безразличие к человеческой похоти.

Стойкая вера

Одна из блудниц, которая пыталась искусить, начала беседу с Ефремом. В этом случае он смог все ей объяснить, и даже склонить к покаянию и походу в храм. В скором времени блудница в прошлом стала усердной монахиней в одном из монастырей. Именно эта встреча стала для нее судьбоносной, полностью перевернула жизнь и подарила истинный путь, который выстлал дорогу в храм Божий.

Но помимо молитвы и питания души своей приходилось заботиться и о теле. Чтобы купить себе кусок хлеба, приходилось работать у человека, который содержал собственную баню. Также в свободное время Ефрем Сирин читал проповеди, чтобы спасти души окружающих.

Божье предзнаменование

Такая жизнь в большом городе сказывалась на состоянии души, хотелось умиротворения. Поэтому Ефрем поделился своими терзаниями с одним из старцев. Тот в свою очередь посоветовал уйти в горы, которые располагались недалеко от города. Но этому же старцу в скором времени явилось ведение, где ему было указано о том, что Ефрем послан Богом для просвещения людей. В скором времени преподобному пришлось вернуться в оживленный город и заняться проповедями и толкованиями, но теперь этому был только рад святой Ефрем Сирин. Житие его было предначертано самим Господом.

Свои толкования Ефрем начал записывать для потомков, именно эти труды сохранились на долгие годы. Шло время, проповеди притягивали к себе огромное скопление народа. Ежедневно приходилось общаться с массой людей, каждому что-то толковать и объяснять. Ефрем начал снова задумываться о том, чтобы уйти, но ему пришло видение. Перед ним явился Ангел, который запретил святому убегать от собственного креста и велел продолжать служение людям во имя их спасения.

С целью обучения окружающих было принято решение открыть училище, из стен которого вышло большое количество знаменитых, умных и мудрых людей. Но, несмотря ни на что, Ефрему приходилось уходить ненадолго, все же ему нужно было время, чтобы побыть наедине с Богом. В пустыне его трудами была основана небольшая обитель, где он уединялся с целью отдыха и приобретения духовных сил. Такая практика помогала ему легче нести свой крест и обучать окружающих людей. Можно сказать, что двойственную жизнь вел преподобный Ефрем Сирин. Житие его описывает моменты, как общественной жизни, так и отреченного уклада.

Встреча с Василием Великим

Однажды Ефрему явилось видение, в котором был огромный огненный столб, и голос говорил о том, что этот столб есть сам Василий. Речь шла о Святом Василии Великом. В те времена он был Архиепископом Кесарии Каппадокийской. Преподобный Ефрем принимает решение отправиться в путь, чтобы встретиться с Василием. По прибытию он застал его в храме, по окончанию службы они имели искреннюю дружескую беседу. Как выяснилось в беседе, Василий очень много слышал о деяниях Ефрема, поэтому общался с ним как с давно знакомым человеком.

Святой Василий видел, что Ефрем достоин большего, но не стал принуждать его к своей воле. Он прочел над ним молитвы. Ефрем решил погостить три дня и затем снова отправился в свой город продолжать проповедовать людям. Делал он это абсолютно бескорыстно, пытаясь подарить окружающим свою любовь. Он избегал похвалы, уважения или почитания, пытаясь уделять каждую свободную минуты общению с Богом. Однажды люди хотели сделать его епископом.

Ефрем Сирин - юродивый?

Житие святого Ефрема Сирина могло повернуть совершенно в другую сторону, и ему пришлось пойти на крайние меры, а именно, притвориться юродивым. Он носился по городу, доставлял неудобства и творил другие шалости. После того как на пост выбрали другого человека, Ефрем вернулся в нормальное состояние и продолжил свою прежнюю деятельность.

Сон и вкушение пищи занимали самое последнее место в жизни преподобного. Спал он несколько часов, ел совсем мало, да и делал это с целью, чтобы не умереть преждевременной смертью. Ежедневно он каждую свободную секунду проводил, уповая в слезах, упоминая страшный для него Суд. Он считал, что нищета больше богатства, поэтому был бесконечно рад своему положению. Свою смерть преподобный чувствовал заранее, знал о ней и говорил. Перед тем как умереть он оставил для своих учеников завещание с поучениями. День смерти припадает на 372 год, но если верить другим источникам, то это произошло в 373 году. Ученики погребли тело со всеми почестями близ города Эдессы.

Святой без улыбки на устах

В памяти всех святой остался человеком, который никогда не смеялся, всегда был серьезным и немного угрюмым. В некотором смысле это было послание человечеству, которое даже в своем образе нес людям Ефрем Сирин. Икона святого способна творить настоящие чудеса с душой человека. С его глаз ежедневно текли искрение слезы, он переживал за весь человеческий род, которому предстоит страшный Суд. Его слезы были такими же естественными, как для любого другого дышать воздухом, и это явление доказывало святость этого человека, его молитвенное состояние души. Для многих глубоко духовных личностей огромной сокровенной ценностью являются житие и мощи Ефрема Сирина. Останки святого сегодня находятся в разных уголках планеты. Но большая часть сохранилась в Сирийском монастыре.

Благодаря Ефрему многие смогли понять, что именно искрение слезы - это начало познания самого себя, понимания своих ошибок и раскаяние в них, что очень важно. Если слеза искренне пролита, то человек испытывает стыд, а значит, сможет исправить свой грех. Плач является неким очищением для души. Как человек умывает лицо, так и плач способен омыть душу, сделать ее более чистой, а значит, излеченной от недугов. Именно эти слезы способны зародить в человеке зерно мудрости, скромности, сострадания к другим живым существам.

Эти простые истины пытался донести Ефрем людям. Удивительно то, что на сегодняшний день эти проповеди не утратили своей актуальности, а слова до сих пор способны коснуться души человека. И это важно для каждого, ведь теперешний мир сделал человека еще более толстокожим, а душу грубее, а значит, слезы - это начало собственного спасения.

За годы своей жизни преподобный смог подарить истинный путь многим заблудившимся душам. Дать облегчение и понимание своей греховности, подарить ясность разума. Именно благодаря Ефрему Сирину многие смогли найти себя. За долгое время до своей смерти он предсказал день, знал его точно. Дожив до глубокой старости, Ефрем обладал здравым рассудком, мог дать дельный совет. И только после смерти он смог отправиться на свое любимое место уже навсегда. Ученики похоронили Ефрема в его же обители.

Ефрем Сирин: творения и книги

Поистине, удивительное было житие Ефрема Сирина. Поучения его, к счастью, дошли и до наших дней. Каждому известно, что Ефрем отличался своим красноречием в проповедях. Он мог подобрать словесный ключик к любому сердцу. Помимо этого, он имел и другие таланты. Ефрем - великий писатель сирийской литературы.

Святым было написано огромное количество потрясающих молитв и песен. Именно благодаря этому удалось существенно обогатить каждое богослужение в храме. Его рукой написаны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Также был написан целый ряд песнопений для исполнения в праздничные дни. Молитва "Господи и Владыко живота моего" читается на протяжении всего Великого Поста.

В его сочинениях было насчитано целых 3 миллиона строк, что еще раз указывает на стойкий ум, выносливость и терпение человека. Желание донести людям частичку своей души позволило ему совершить большое количество достойных дел. Сочинения его пользовались огромной популярностью. Написаны они на сирийском языке, но необходимость заставляла переводить сочинения на все новые языки. Так они распространялись по всему миру.

Этому святому молятся для того, чтобы усмирить собственный гнев. Молятся ему о мире не только в своем сердце, но и в семье, и может быть даже государстве. Просьбы такого рода обращены именно к этому святому. Свой литературный дар Ефрем Сирин получил еще при рождении. Об этом свидетельствовал сон его матери, именно благодаря ему она поняла, что ее ребенок особенный. Таким было житие Ефрема Сирина.

Книга «Победа над собой» внесла огромный вклад в православную проповедь. Техника изложения произведений носит действительно особый характер. Собственная особенная техника, которая основывалась на речевых оборотах, более простой речи и повторениях. Книга очень доступно может объяснить даже самые запутанные истины. А для человека, который только начал свой путь, это действительно важно.

В своей поэзии Ефрем Сирин использовал саркастический стиль, с помощью которого мог с легкостью высмеять человеческие пороки и слабости. Помимо всего этого святой имел и музыкальный талант. Создавая какое-то песнопение, он мог четко указать необходимый музыкальный мотив, который действительно идеально подходил.

Об этом святом и по сей день сохранилась живая и настоящая память, его молитвы позволяют воссоединяться с Богом. Большинство письменных молитв утрачено, и скорее всего, что до нашего времени дошло совсем немного. Поэтому можно сказать, что современный человек знает о молитвах преподобного многое, но одновременно с тем, совершенно ничего.

Этот святой оставил на Земле огромное наследие. Прежде всего, это толкование Священного писания, огромное количество молитв и песен, которые сейчас звучат на службах. Это важно, такой вклад неоценим, каждый христиан благодарен Святому Ефрему. Он все-таки смог передать частичку собственной души каждому христианину, теперь главное сохранить ее и передавать следующим поколениям. Святой отрицал философские рассуждения, но при этом пытался всячески включать в свои поучения нравственный аспект, изложение чего ему прекрасно удавалось.

Для более глубокого изучения жизни и деяний святого лучше прочитать книгу «Житие Ефрема Сирина» (1791 год).

Возлюби прекраснейший пост — дело досточестное и богоугодное. Пост — колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков; умудряет законодателей. Пост — доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост — оружие доблестным, училище подвижников. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост — доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо. Пост — матерь здравия. Пост — наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам. У постящихся тело честно, и душа драгоценна...

Преподобный Ефрем Сирин

Великопостная молитва Ефрема Сирина

Великим постом каждый день — с вечера воскресенья по пятницу читается

удивительная молитва Ефрема Сирина

Небольшая молитва христианского святого IV века Ефрема Сирина является символом Великого поста.

Она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
(Земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
(Земной поклон)
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь.
(Земной поклон)
Боже, очисти мя, грешную (грешного).
12 раз с поясными поклонами

И ещё раз всю молитву полностью
с одним земным поклоном в конце

Э та молитва читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

П очему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу.

О сновной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда «вниз», а не поднимают «вверх», что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «зачем?» и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы. «Праздность» — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности — уныние , в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Это воистину дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец. Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла. Они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям. Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия. Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения. Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.

После всего этого — празднословие. Только человек среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Все святые Отцы видят в этом «отпечаток» Образа Божия в человеке, потому что Сам Бог явлен нам как Слово (Ин 1,1). Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность. Выражая действительно саму сущность человека, его самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет и слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется словом. Обладая высшей положительной силой, слово поэтому имеет огромную отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно «подкрепляет» дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад. Слово становится тогда действительно властью греха.


Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния.Их тоже четыре.


Целомудрие! Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.


Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение . Мы уже говорили о нем. Оно, прежде всего, — победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем. Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.


За целомудрием и смирением естественно следует терпение . «Падший» в своей естественной природе человек — нетерпелив, т. к., не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других. Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные. Поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения. Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной.

Терпение поистине божественная добродетель. Господь терпелив не потому, что Он «снисходительно» к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим, и которая открыта Ему. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.


Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь , та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.


Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы, в котором мы просим: «видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего». В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня. Гордость — источник зла, и зло — источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость. Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне. Но когда мы «видим наши грехи» и «не осуждаем брата своего», когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда наш главный враг — гордость — уничтожается в нас.


После каждого прошения молитвы мы кладем земной поклон. Но не только во время молитвы св. Ефрема Сирина кладут земные поклоны; они составляют отличительную характеристику всего великопостного богослужения. Но в этой молитве значение их раскрывается лучше всего. В долгом и трудном подвиге духовного возрождения Церковь не отделяет души от тела. Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом. И весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Греховное падение состоит именно в победе плоти (животной, похоти в нас) над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято. Так свято, что Сам Бог «стал плотью». Спасение и покаяние тогда — не презрение к телу, не небрежение им, но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Христианский аскетизм не борьба против тела, но за него. Вот почему весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Таким образом, земные поклоны, «психо-телесный» знак покаяния и смирения, поклонения и послушания, являются отличительной чертой великопостного богослужения.


Проникновенная молитва Ефрема Сирина не может оставить равнодушным никого, кто хоть на минуту задумается над ее смыслом. Так она вдохновила Александра Сергеевича Пушкина написать свои знаменитые строки:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.


Житие преподобного Ефрема Сирина

Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Такой род христианского подвижничества был введен в Низибии учеником преподобного Антония Великого египетским пустынником Евгением.

Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской Церкви святой Иаков (память 13 января). Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви - поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.

П осле взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Здесь он увидел много великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями. Особенно он сблизился с подвижником Иулианом (память 18 октября), который был с ним одного покаянного духа. Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений себя. Преподобный и устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.

Н емало потрудился он и в истолковании Священного Писания - объяснении Пятикнижия Моисея. Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Известны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Он написал для своей Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников (Рождество Христово, Крещение), Воскресение, погребальные песнопения. Его покаянная молитва "Господи и Владыко живота моего..." читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению. Церковь с древних времен высоко ценила труды преподобного Ефрема: его творения читались в некоторых церквах на собраниях верных после Священного Писания. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Между пророками святой Давид, по преимуществу, псалмопевец; между святыми отцами Церкви преподобный Ефрем Сирин - по преимуществу молитвенник. Духовная опытность сделала его наставником иноков и помощником едесских пастырей. Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его творения очень рано были переведены на греческий и армянский языки, а с греческого - на латинский и славянский.

В многочисленных творениях преподобного встречаются цельные картины жизни сирийских подвижников, главное место в которой занимала молитва и затем труд на общую братскую пользу, послушания. Воззрения на смысл жизни у всех сирийских аскетов были одинаковы. Конечной целью своих подвигов иноки считали Богообщение и вселение Божественной благодати в душу подвижника, настоящая жизнь была для них временем плача, поста и трудов.

"Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот царство Божие - внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя - смерть, и дверь к ней - грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там - Бог". Непрестанное духовное трезвение, развитие блага в душе человека дает ему возможность воспринять труд как блаженство, и самопринуждение как святость. Воздаяние предначинается в земной жизни человека, подготавливается степенью ее духовного усовершения. Кто на земле взрастил себе крылья, говорит преподобный Ефрем, тот там воспаряет в горняя; кто здесь очистит ум свой - тот там узрит славу Божию; в какой мере каждый возлюбит Бога - в той мере насытится любовью Его. Человек, очистивший себя и стяжавший благодать Духа Святого еще здесь, на земле, предвкушает Царство Небесное. Стяжать жизнь вечную, по учению преподобного Ефрема, не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит обрести "небесное" духовное состояние. Вечная жизнь не даруется человеку односторонним произволением Божиим, но, как зерно, постепенно произрастает в нем чрез подвиг, труды и борения.

З алог обожения в нас - Крещение Христово, главный двигатель жизни христианской - покаяние. Преподобный Ефрем Сирин был великий учитель покаяния. Прощение грехов в таинстве Покаяния, по его учению, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их. Слезы покаяния смывают и сжигают грех. И еще - они животворят, преображают греховное естество, дают силу "ходить путем заповедей Господних", укрепляясь упованием на Бога. В огненной купели Покаяния, писал преподобный, "сам себя переплавляешь ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мертвых".

Преподобный Ефрем, по своему смирению считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость и сам получил большое утешение от общения с ними. На возвратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого (память 1 января), который пожелал посвятить его во пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и, по настоянию святителя, принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти. Впоследствии святитель Василий Великий приглашал преподобного Ефрема на кафедру епископа, но святой представился юродивым, чтобы отклонить от себя эту честь, по смирению считая себя недостойным ее.

П о возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода. Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.

Успение преподобного Ефрема Сирина

Преподобного Ефрема Сирина все православные христиане знают как выдающегося подвижника и одного из самых авторитетных толкователей Священного Писания в Церкви. Современники называли его ни много ни мало, как пророк Сирийский. Однако жизнь преподобного не сразу пошла по прямой дороге. В юности он обладал весьма пылким нравом и порой находился на грани настоящего преступления. Причиной этому преподобный называл впоследствии свое тогдашнее неверие в благой Промысл Божий, управляющий всеми событиями в мире. Убежденность в том, что все в жизни происходит случайно, едва не погубила будущего подвижника, но Господь показал ему действие Своего Промысла, хотя и весьма необычным образом.

Однажды Ефрем отправился в путешествие, хотя точнее было бы сказать - бродяжить, потому что какой-то определенной цели у него не было. В пути он заночевал в поле у гостеприимного пастуха, вместе с которым они напились вина и уснули. Ночью на стадо напали волки и утащили овец. Наутро хозяева стада обвинили пришлого бродягу в краже скота и потащили его к судье. Представ перед судьей, Ефрем попытался объяснить, как на самом деле все происходило. Вслед за ним в суд был приведен человек, пойманный в прелюбодеянии с одною женщиною, которая убежала и скрылась. Судья, отложив исследование дела, обоих подсудимых отослал в тюрьму. Там вместе с ними оказался еще и крестьянин, арестованный за убийство. Но как Ефрем не был похитителем овец, так и приведенный с Ефремом не был прелюбодеем, и земледелец - убийцею.

Рисунок Елены Поповской

На восьмой день ареста, во сне, Ефрему явился некто и сказал: «Будь благочестив, и уразумеешь Промысл. Перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал за свою жизнь. Тогда на своем примере убедишься, что арестованные с тобою люди страдают сейчас не несправедливо, хотя и невиновны в преступлениях, которые им вменяют».

Пробудившись, Ефрем стал размышлять о видении и отыскивать в памяти свои проступки. Вдруг он вспомнил, что, быв в этом же селении прежде, из пустого озорства он выгнал среди ночи из загона на поле корову одного бедного человека. Она была стельной и обессилела от холода. В поле ее настиг зверь и растерзал.

Потрясенный открывшейся ему картиной Божьего Промысла, Ефрем тут же рассказал остальным заключенным про свой сон и забытую вину. Рассказ произвел на них сильное впечатление, и они тоже начали вспоминать: крестьянин видел человека, тонувшего в реке, и хотя мог ему помочь, однако ж не помог; а городской житель присоединился к обвинителям одной оклеветанной женщины, вдовы; братья ее, обвинив в прелюбодеянии, лишили ее отцовского наследства, дав из отсуженного часть и ему - за лжесвидетельство в суде.

Преподобный Ефрем так описывает свои впечатления от этой исповеди товарищей по несчастью: «При сих рассказах начал я приходить в сокрушение; потому что в этом было некоторое явное воздаяние. И если бы один я был, то сказал бы, может быть, что все это случилось со мною просто по-человечески. Но мы трое постигнуты тою же участию. …Заснув в другой раз, вижу, что тот же говорит мне: “завтра увидите и тех, за кого терпите вы обиду, и освобождение от взведенной на вас клеветы”».

Далее получилось так, что в суд по совсем другим делам «случайно» были приведены истинные виновники преступлений, за которые томились в темнице соседи Ефрема. В ходе разбирательства судья выяснил истину, дознавшись и до той, скрытой ранее, их вины. В придачу к этому, накануне рассмотрения дела Ефрема, так же «случайно» был назначен на должность новый судья, который «случайно» же оказался родом из тех мест, откуда ушел бродяжить юный Ефрем. Более того, этот новый судья «случайно» оказался хорошим знакомым родителей Ефрема, бывал у них в доме и помнил его ребенком. Кончилась эта история тем, что невиновных из тюрьмы выпустили, виновных наказали. А сам Ефрем после почти семидесяти дней пребывания в тюрьме на всю оставшуюся жизнь уверовал в то, что случайностей в жизни не бывает, а каждый совершенный грех имеет свое воздаяние.

Сам Ефрем называет себя человеком "неученым и малосмысленным"; однако его учености "удивлялся", по выражению Феодорита, Василий Великий .

Тропарь Ефрему Сирину

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Труды

Преподобный Ефрем оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, а также умилительные молитвы и песнопения и покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочинений аскетического характера».

В сочинениях самого Ефрема видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с "эллинской мудростью", с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях преподобный Ефрем нередко говорить о пользе знания и образования, которое, по выражению его, "выше богатства".

Сочинения преподобного Ефрема еще при его жизни переведены были на греческий язык; по словам Иеронима, они читались в церквах после св. Писания, как это в древности делалось с творениями Ерма и Климента Римского . Число его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших учение церковное и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ереси Вардесана .

Русский перевод творений преподобного Ефрема (московская духовная академия, 1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265 заглавий).

Первое место между сочинениями Ефрема занимают его толкования на Священное Писание , дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви преподобный Ефрем занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины .

Гораздо ниже по достоинству догматствование преподобного Ефрема. По умственному развитию церкви сирийской в его время нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем его спекулятивное и диалектическое истолкование; к тому же сам Ефрем по складу своих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своего знакомства с "эллинской мудростью" он вынес отрицательное отношение к ней, и все свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на так называемой вере церкви, чуждаясь спекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональное направление богословия Ефрема Сирина составляет черту, резко обособляющую его от других великих церковных учителей его времени. Даже в своих противоеретических сочинениях он большей частью не входит в ученое обсуждение еретических доктрин, а довольствуется лишь указанием на несогласие их с верой церкви и глубокой скорбью о нечестии еретиков-вольнодумцев.

Лучшую часть сочинений Ефрема Сирина составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. "Сирский пророк" (название, данное ему современниками) является здесь в своей прирожденной сфере; он - истинный и настоящий оратор в христианском смысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики; проповедь его часто обращается в настоящую гимнологию: бесконечное разнообразие сравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерного аллегоризирования. Господствующий аргумент в его проповедях - умелая цитата из Св. Писания, главное содержание их - учение о жизни для Бога и в Боге. Несоответствие действительной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешной скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями; изображает смерть, страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Чуждый крайнего ригоризма, он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определений сыновей на службу общественную и государственную. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией; уныние выставляется им как тяжкий грех. Одни поучения его кратки и имеют форму гномических наставлений древнегреческих философов; другие изложены в форме дооригеновской гомилии, т. е. настоящей беседы - диалога учителя с учениками; третьи представляют тип оригеновской гомилии, т. е. последовательного толкования большего или меньшего отрывка Св. Писания, перемежающегося нравоучениями; четвертые - настоящие обширные тематизованные слова (λόγοι), характеризуемые всесторонним объяснением предмета и истинно ораторским изложением. К этой группе, самой многочисленной, принадлежат наиболее известные проповеди Ефрема Сирина: семь слов о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.

Литература

  • Ассемани, "Ephremi Syri opera, quae exstant graece, syriace, latine" (Рим, 1732-1746, с приложением древних биографий Е. - Метафраста, Амфилохия, Палладия, неизвестного автора).
  • Перечень позднейших исследований см. в статье профессора Н. Барсова в "Христианском Чтении" за 1886 г.: "Ефрем, как проповедник".

Издания сочинений прп. Ефрема Сирина

  • Фосса (Рим, 1589-1597), в трех томах;
  • упомянутое выше - Ассемани (критическая оценка этого издания у Филарета, "Историческое учение об отцах церкви", § 130),
  • Aucher, "Ephremi commentarii in epistol. Pauli" (Венеция, 1833).

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.

В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Такой род христианского подвижничества был введен в Низибии учеником преподобного Антония Великого египетским пустынником Евгением.

Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской Церкви святой Иаков (память 13 января). Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви - поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.

После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Здесь он увидел много великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями. Особенно он сблизился с подвижником Иулианом (память 18 октября), который был с ним одного покаянного духа. Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений себя. Преподобный и устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.

Немало потрудился он и в истолковании Священного Писания - объяснении Пятикнижия Моисея. Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Известны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Он написал для своей Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников (Рождество Христово , Крещение), Воскресение, погребальные песнопения. Его покаянная молитва "Господи и Владыко живота моего..." читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению. Церковь с древних времен высоко ценила труды преподобного Ефрема: его творения читались в некоторых церквах на собраниях верных после Священного Писания. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Между пророками святой Давид , по преимуществу, псалмопевец; между святыми отцами Церкви преподобный Ефрем Сирин - по преимуществу молитвенник. Духовная опытность сделала его наставником иноков и помощником едесских пастырей. Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его творения очень рано были переведены на греческий и армянский языки, а с греческого - на латинский и славянский.

В многочисленных творениях преподобного встречаются цельные картины жизни сирийских подвижников, главное место в которой занимала молитва и затем труд на общую братскую пользу, послушания. Воззрения на смысл жизни у всех сирийских аскетов были одинаковы. Конечной целью своих подвигов иноки считали Богообщение и вселение Божественной благодати в душу подвижника, настоящая жизнь была для них временем плача, поста и трудов.

"Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот царство Божие - внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя - смерть, и дверь к ней - грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там - Бог". Непрестанное духовное трезвение, развитие блага в душе человека дает ему возможность воспринять труд как блаженство, и самопринуждение как святость. Воздаяние предначинается в земной жизни человека, подготавливается степенью ее духовного усовершения. Кто на земле взрастил себе крылья, говорит преподобный Ефрем, тот там воспаряет в горняя; кто здесь очистит ум свой - тот там узрит славу Божию; в какой мере каждый возлюбит Бога - в той мере насытится любовью Его. Человек, очистивший себя и стяжавший благодать Духа Святого еще здесь, на земле, предвкушает Царство Небесное. Стяжать жизнь вечную, по учению преподобного Ефрема, не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит обрести "небесное" духовное состояние. Вечная жизнь не даруется человеку односторонним произволением Божиим, но, как зерно, постепенно произрастает в нем чрез подвиг, труды и борения.

Залог обожения в нас - Крещение Христово , главный двигатель жизни христианской - покаяние. Преподобный Ефрем Сирин был великий учитель покаяния. Прощение грехов в таинстве Покаяния, по его учению, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их. Слезы покаяния смывают и сжигают грех. И еще - они животворят, преображают греховное естество, дают силу "ходить путем заповедей Господних", укрепляясь упованием на Бога. В огненной купели Покаяния, писал преподобный, "сам себя переплавляешь ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мертвых".

Преподобный Ефрем, по своему смирению считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость и сам получил большое утешение от общения с ними. На возвратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого (память 1 января), который пожелал посвятить его во пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и, по настоянию святителя, принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти. Впоследствии святитель Василий Великий приглашал преподобного Ефрема на кафедру епископа, но святой представился юродивым, чтобы отклонить от себя эту честь, по смирению считая себя недостойным ее.

По возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода. Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.

mob_info