Святой великомученик Феодор Тирон: жизнеописание, история и интересные факты.

От редакции:

Память святого великомученика Феодора Тирона почитается Церковью дважды в год: в день мученической кончины святого 1 марта (17 февраля ст. ст., в невисокосный год память совершается 2 марта ) и в субботу первой недели . В пятницу утром обычно совершается молебен великомученику Феодору Тирону и освящение кутии (пшеницы, сваренной с медом) - напоминание о том, что в IV веке великомученик Феодор предупредил христиан о том, что вся пища на городских рынках осквернена идоложертвенной кровью. Святому великомученику Феодору молятся об обретении украденного. Также, пользуясь случаем, хотим сообщить нашим читателям, что ведутся постоянные работы над разделом нашего сайта «Библиотека», где (среди прочего) размещен и .

Первая седмица Великого поста отличается сугубой строгостью в воздержании, но Богослужебный устав на субботу имеет свои отличительные черты: в этот день по общепринятой традиции, восходящей к самым первым векам христианства, совершаем церковную службу в честь святого великомученика Феодора Тирона (ок. 306). Здесь мы вспоминаем чудесное событие, имевшее место при царе Юлиане-отступнике, когда, благодаря предстательству святого великомученика Феодора, константинопольские христиане были избавлены от осквернения идоложертвенными приношениями. Ради праздника в навечерие субботы предписан нарочитый молебный канон, составленный прп. Иоанном Дамаскиным , в конце которого освящается (т. е. вареная пшеница с медом) и раздается на вкушение молящимся. Таким образом, разрешается небольшое послабление в посте на «вареную пищу с посластием », которое, однако, приносит заметное облегчение после первых дней, проведенных в сухоядении.

Из краткого жития святого великомученика Феодора известно, что он был воином («тирон » по-гречески значит «воин ») в городе Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии), под начальством некоего Вринка , который принуждал его принести жертву идолам. В то время были сильные гонения на христиан, воздвигнутые римским императором Галерием (305–311). Святой Феодор твердо во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, но святой оставался непреклонен. Тогда его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу, чтобы предать голодной смерти. Но Сам Господь Исус Христос явился ему там, утешая и укрепляя к новым подвигам. Святого подвергли всевозможным жесточайшим истязаниям и выкололи ему глаза. Осужденный на сожжение, мученик Феодор без боязни вошел в раскаленную пещь и так предал душу свою в руки Божии, тело же его оказалось неповрежденным от огня и было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи святого были перенесены в Константинополь и положены для поклонения в храме, освященным в его имя.

По восшествии на престол императора Константина Великого (306–337) церковь Христова обрела спокойствие, которое продолжалось около пятидесяти лет, до кратковременного царствования Юлиана-отступника (361–363), который был родным племянником св. Константина и получил христианское воспитание, но в душе оставался убежденным язычником.

Пока христианство находилось под покровительством византийских императоров, юный Юлиан не решался открыто перейти в язычество, но как только утвердился у власти, так сразу же показал свое истинное лицо. Будучи деятельным сторонником реставрации отмиравших языческих традиций, Юлиан еще в самом начале своего правления издал по этому поводу особый эдикт.

К тому времени в самом Константинополе не осталось уже ни одного языческого храма, но Юлиан не отступал перед назначенной целью. Первое торжественное жертвоприношение он совершил, как предполагают, в главной городской базилике, предназначавшейся для прогулок и деловых встреч, в которую поставил статую языческой богини Фортуны . По свидетельству церковного историка Созомена , здесь произошла очень впечатляющая сцена: слепой старец, которого вел ребёнок, приблизившись к императору, назвал его безбожником, отступником, человеком без веры.

На это Юлиан ему отвечал: «Ты слеп, и не твой галилейский Бог возвратит тебе зрение ». «Я благодарю Бога, - сказал старик, - за то, что Он меня его лишил, чтобы я не мог видеть твоего безбожия ». Юлиан промолчал на эту дерзость и продолжал жертвоприношение. О гонениях Юлиана читаем в «Златоусте », в слове 14-ом, «Сказание Нектария архиепископа , чесо ради память творим в субботу 1-ой недели поста, святаго великомученика Феодора Тирона »:

С eй бо бGопроти1вникъ мн0гое и3мsше тщaніе, є4же хrтіsны погублsти, и3 бGу небрег0му бhти. qле бэдA ѕлaz, бGа њстaвль, ґ и4долwмъ чeсть во€даsти велsше. њ сeмъ бо без8зак0нныи никaкоже размышлsше, кaкw бы прwти1вныz побэди1ти: но њ сeмъ всегдA дёло и3мsше, кaкw бы хrтіsны побэждaти. мнHга вёрнымъ томлє1ніz бёша t проклsтагw, пресэкaніz ўтр0бамъ, tсэчє1ніz пaзухwмъ, и3 бієніz чaстаz, nчесє1мъ и3звєртёніz, зубHвъ и3з8коренєніz, љзhкwвъ ўрёзаніz, рyкъ ўсэчєніz, г0ленємъ пребіє1ніz, nгнeмъ њпалє1ніz, и3 многозамhслєнныz ѕлhz мyки, сквaры, котлы2, рожны2, скwврады2, њ сeмъ проклzтыи во мн0зэ бЁ п0двизэ.

Однако обратить народ в создавшихся условиях назад к язычеству было делом весьма затруднительным, даже силою императорской власти. Юлиан действовал с осторожностью и лукавством: воздвигая языческие храмы, он вносил в их архитектуру и некоторые черты от христианских церквей, также языческую иерархию он организовывал подобно образцу, принятому в христианстве, причем место «главного жреца » он оставил за собою. От жрецов требовалась безупречная личная жизнь, поощрялась благотворительность и прочее, что могло бы завоевать расположение у простых обывателей. Намереваясь ослабить христианство изнутри, Юлиан расправлялся преимущественно с наиболее грамотными и твердыми защитниками веры. Чтобы лишить христиан возможности образования, он запретил им преподавать и учиться в высших учебных заведениях, занимать начальственные должности в государстве. Желая вызвать как можно больше внутрицерковных раздоров и противоречий, Юлиан издал указ о «веротерпимости », по которому были возвращены из ссылки все еретические иерархи и главные идеологи. По его инициативе и всяческой поддержке красноречивые ересиархи организовывали публичные диспуты о вере с православными, чтобы по возможности соблазнить кого-нибудь из малограмотных простецов и навести на сомнения относительно истины православных догматов. Одновременно с этим Юлиан обещал большие выгоды тем из христиан, которые согласились бы отречься от христианства. Примеров отречения было немало. Святой Иероним называл подобный образ действия Юлиана «преследованием ласковым, которое скорее манило, чем принуждало к жертвоприношению ». По своей тактике Юлиан часто не решался действовать открыто, но позволял, чтобы идолопоклонники при удобных обстоятельствах могли безнаказанно грабить и убивать беззащитных верующих жителей. Когда же христиане обращались с жалобами в суд, то судьи-язычники с издевательством говорили в ответ:

Ваш Бог велел вам терпеть. Терпите.

Летом 362 года Юлиан предпринял путешествие в восточные провинции и прибыл в Антиохию, где население было практически полностью христианским. Здесь он увидел абсолютное пренебрежение к своим начинаниям. Столица Сирии не проявила никакого интереса к идеологии гостившего в ней императора. Юлиан рассказал историю этого неудачного визита в своём сатирическом сочинении «Мисопогон, или Ненавистник бороды ». Конфликт с антиохийцами обострился после пожара языческого храма в Дафне, потому что в нем были заподозрены христиане. Рассерженный Юлиан приказал в отместку закрыть главную антиохийскую церковь, которая к тому же была разграблена и подверглась осквернению. Подобные действия имели место и в других городах. Некоторые христианские исповедники претерпели тогда мученическую кончину.

Движимый непримиримой ненавистью к христианам, Юлиан собирался даже восстановить для иудеев храм в Иеросалиме, но здесь Сам Господь не допустил его исполнить свое намерение. Язычник Марцеллин рассказывает об этом событии следующим образом:

Юлиан, желая оставить для будущих веков память о своем правлении великими сооружениями, задумал восстановить славный некогда Иеросалимский храм, не жалея для этого никаких расходов… Спешное исполнение этого предприятия Юлиан поручил антиохийцу Алипию, который был до того вице-префектом Британии. Алипий усердно принялся за дело; правитель провинции… оказывал ему содействие, но страшные клубы пламени, вырывавшиеся близ фундамента, сделали это место недоступным для рабочих, так как их несколько раз обожгло. Так и прекратилось это начинание из-за упорного сопротивления стихии.

В числе всех прочих безумных изощрений по борьбе с христианством, Юлиан задумал однажды подвергнуть их тайному осквернению: на первой неделе Великого Поста, он приказал градоначальнику Константинополя окропить все съестные продукты на рынках города идоложертвенною кровью, чтобы христиане, не зная того, причастились бы от языческого жертвоприношения. Но, как повествует святитель Нектарий , святой великомученик Феодор Тирон, явившись в то время ночью патриарху Царя-града Евдоксию , повелел ему предупредить весь народ, чтобы никто ничего не покупал от торжища, но взяли бы себе на замену вареную пшеницу с медом (городские жители обычно предпочитали готовый хлеб):

С оздaвыи же нaсъ бGъ, не њстaви нaсъ њскверни1тисz: но пред8упреди2 њ лю1томъ т0мъ совэщaніи без8зак0ннагw. патріaрху є6vдоxjю ћвэ сотвори2 безб0жныи совётъ, послaвъ к8 немY великом§нка fе0дwра. тоS ќбw н0щи м§нкъ предстA патріaрху, и3 речE є3мY: q патріaрше, ск0рw совокупи2 хrт0во стaдо и3 повёждь всёмъ, да не вкyсzтъ t торгY, ни пи1щи, ни питіz, їуліsнъ бо законопрестyпникъ, њсквернє1ннаz трeбами и4долwвъ повелЁ и3знести2. Патріaрхъ же речe ко с™0му: кaкоже гDи м0щно семY бhти; бwгaтымъ бо возм0жно и3 не и3сходS на т0ргъ бhти нLю сію2, ґ ни1щымъ и3 сиротaмъ нyжда є4сть куповaти на кiиждо дн7ь ћди. С™ыи же речE ємY: к0ливо на ћдь сотвори2 и3 раздавaй и4мъ к0ливо. С™ль же речE, ты2 кто2 є3си2 гDи; гlа є3мY: ѓзъ є4смь м§нкъ fе0дwръ ти1ронъ, t бGа п0сланныи на и3збавлeніе вaмъ. и3 сE рeкъ с™hи неви1димъ бhсть t негw2.

Посрамленный Юлиан, увидев бесполезность своей затеи, велел вернуть на рынки обычные брашна, но не раскаялся и не отступил от своих безбожных предприятий. Отправляясь, в силу государственной необходимости, в военный поход против персов, Юлиан дал слово, что по успешном своем возвращении он будет еще более беспощадно действовать для уничтожения веры Христовой. Но тут и его самого не замедлил постигнуть суд Божий: он был внезапно сражен свыше рукой неизвестного воина. Церковное предание повествует, что в это время (с которым, кстати, нечестивый отступник имел по молодости личное знакомство, т. к. они вместе учились в Афинском университете) усердно молился перед иконой Богородицы об освобождении христиан от лютого гонителя. По молитве святого случилось чудо: предстоящий на иконе святой великомученик Меркурий вдруг на какое-то время исчез и вскоре вернулся обратно, с окровавленным копьем в руке. Так совершилось праведное возмездие над богоотступником, который перед своею смертью воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!»

Здесь следует отметить, что даже сами язычники (Ливаний, Аммиан Марцеллин), сторонники Юлиана, признавали, что императора убили не персы, но и никого из христиан в войске, кого можно было бы обвинить в убийстве, так и не нашли. Один из телохранителей Юлиана, язычник, уверял всех, что императора убил «завистливый злой дух », каковым ему вполне мог показаться святой мученик. «Погибе память его с шумом » (Пс. 9, 7) - так говорит псалмопевец о кончине нечестивого. Юлиан-отступник был последним Византийским императором, придерживающимся язычества. Несомненно, что и само имя его, несмотря на краткость правления, получило достаточно широкую известность только благодаря тому, что оно связанно с воспоминанием о чуде святого великомученика Феодора Тирона. «В память вечную будет праведник » (Пс. 111, 6).

В городе Амасии, в Понтийской области, во время гонения императора Максимиа на (286-305 г.) воин Федор вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. (Его прозвище “ти рон” по-латыни значит “новобранец”).

Когда же нечестивые служители вели других христиан за исповедание Христа в темницу, святой Феодор шел за ними вслед, наставляя их на путь спасения и укрепляя в терпении, дабы не отрекались они от Христа. Воспользовавшись ночным временем, святой Феодор зажег капище языческой богини. Нашлись люди, которые видели это и донесли на него градоначальнику. Тот привел святого Феодора к игемону Публию со словами «Господин! Этот человек пагубный, он обесчестил наших богов и сжег храм наш». Тогда игемон обратился к святому Феодору: «Тебе было велено принести жертву и каждение богам, ты же принес огонь богине нашей».- «Не отрекаюсь,- сказал святой,- я зажег храм, чтобы увидеть, что огонь прикасается к богине вашей и опаляет ее, потому что она камень!»

Разгневанный судья приказал бить святого Феодора, сказав ему: «Так отвечаешь дерзостно на кроткие слова мои, не повинуешься мне - тебя ждут за это лютые муки!» - «Не боюсь ни тебя, ни мук твоих, даже самых лютых, делай со мной, что хочешь. Надежда на грядущее благо от Бога укрепляет меня, дерзаю надеяться на венец от Господа моего; тут побои непосильные - для меня не муки. Пред моим лицом - Господь и Царь мой Иисус Христос. Он избавляет меня, а ты Его не видишь, потому что не можешь видеть умными очами». Судья, исполнившись ярости, повелел бросить святого в тюрьму, запечатать двери и уморить голодом. Вверженный в темницу, святой Феодор питался от Духа Святого. Ночью Сам Господь явился ему и сказал: «Я с тобой, дерзай, Феодор, не принимай ни пищи, ни пития земного и получишь жизнь Вечную со Мной на Небе». С этими словами Господь отошел, а святой Феодор стал петь и радоваться, и его окружили Ангелы.

Стража, услышав чудное пение и найдя двери запертыми, увидела в окнах множество юношей в белоснежных ризах, поющих вместе со святым Феодором, и донесла об этом игемону. Публий убедился, что темница заперта, и усльшал пение. Решив, что к Феодору проникли христиане, повелел воинам окружить темницу, сам отпер дверь и вошел к святому, но не нашел никого, кроме связанного мученика Христова. Тогда на игемона и на всех бывших с ним напал страх и ужас.

Выйдя из темницы, Публий повелел давать святому Феодору малое количество хлеба и воды, но святой не дотронулся до пищи. Поутру святой мученик был приведен на судилище, и опять судья сказал ему: «Послушай меня, без мук и казни вкуси от жертвы идола и будешь с нами». Святой Феодор, взглянув на мучителя, осенил себя крестным знамением и сказал: «Если ты сожжешь мое тело огнем, растерзаешь на куски, иссечешь мечами, бросишь зверям, пока во мне есть дух - не отвергнусь Имени Христа моего».

Мучитель повелел повесить святого на древо и строгать его тело железными когтями, пока не обнажились кости мученика, который по-прежнему оставался твердым и возносил хвалу Господу. На новый призыв игемона принести жертву святой мученик отвечал: «Нечестивый сын диаволов, не боишься ли ты Господа, принуждая меня оставить Бога Живаго и поклониться камню?» Судья долго молчал, затем опять спросил святого: «Что хочешь: быть с нами или со Христом твоим?» - «Со Христом моим и есть и буду, а прочее твори как хочешь!»- воскликнул с радостью святой Феодор. Тогда игемон повелел предать его огню.

Когда святого привели на место смертное, он осенил себя крестным знамением. Вокруг него развели огромное пламя, но Дух Святой прохлаждал мученика, и святой Феодор, хваля и славословя Господа, мирно предал Ему дух свой. Люди видели, как душа его, подобно молнии, вознеслась к Небесам. Некая благочестивая жена Евсевия взяла тело мученика, помазала его благовонным миром, обвила чистой плащаницей и погребла во граде Евхаитах. Амасийских. Произошло это 17 февраля около 306 года.

Лет 50 после кончины святого Федора император Юлиа н Отступник (361-363 г.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Федор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, но употребляли в пищу коливо (кутью), т.е. вареную пшеницу с медом.

В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Федора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Федору Тирону и благословляется кутья.

Тропарь: Ве лия веры испра вление, во исто чнице пла мене, я ко на воде успокое ния, святой мученик Фео дор ра довашеся: огне м бо всесожже гся, яко хлеб сла дкий Троице принесе ся. Того моли твами, Христе Боже, спаси ду ши наша.

Святой Благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор

Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын князя Всеволода Чермного, с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом. Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители - братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.

Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение - его особое разрешение - ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1246 году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари". Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: "Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам". Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа "кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8, 35 - 38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора - он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор (+ 1246). Замучены были святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде - святого Михаила Черниговского.

14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года - в Архангельский собор Московского Кремля.

Тропарь

Троичнаго Божества осиянием просветився,/

страстотерпче великий княже Михаиле,/

с премудрым болярином ти Феодором,/

самозванна к подвигом устремистася,/

сквозе огнь не идоста,/ кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста/

и нечестиваго царя обличиста,/

Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста./

И того ради кровей своих струями обагристася, славная./

Темже и венца от Него победная прилета,/

и нас свыше назираета,/

молим ва, святая, молите Того,/

яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол/

и подаст нам вся благая,/

Иже Един Сый прославляемый во святых Своих.

Великомученик Феодор Тирон.

Феодор Тирон (Тирон - т.е. воин-новобранец) - христианский святой, великомученика чью память Церковь вспоминает в субботу на первой неделе Великого поста (в 2016 году - 19 марта).

Он жил во времена императора Максимилиана, отличавшегося необузданным нравом. В ту пору солдаты были обязаны приносить жертвы римским божествам. Император желал, чтобы и его самого народ почитал, как бога. Воинов это касалось в первую очередь. Когда Феодора стали принуждать к принесению жертвы идолам, он решительно отказался. Исповедав себя христианином, Феодор был заключён в тюрьму и обречён на голодную смерть. Обнаружив через некоторое время Феодора живым, ему вновь предложил ему совершить жертвоприношение. После отказа он был подвергнут жестоким пыткам, но так и не отступился от веры.

В итоге он был приговорен к сожжению на костре. Его останки, по преданию не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь, а глава сначала в Бриндизи, а затем в Гаэту.

С его именем связано одно интересное событие церковной истории.

В IV веке в Константинополе у власти стоял император Юлиан Отступник, гонитель
христиан. Как-то, в первую седмицу Великого поста, он приказал тайно окропить
идоложертвенной кровью все продукты на рынках города. Апостолы призывали
христиан «воздерживаться от идоложертвенного и крови», поэтому поступок
правителя был жестокой издевкой над христианской верой.

И тут местному архиепископу, Евдоксию, явился во сне великомученик Феодор.
Святой предупредил Евдоксия и велел не покупать идоложертвенную пищу, а
сварить коливо из домашних запасов крупы. Коливо - вареная с медом пшеница
(кстати, аналог колива у славян - кутья, традиционное поминальное блюдо).

В память об этом чудесном событии на первой неделе Великого поста, в навечерие
субботы (пятницу) после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах звучит канон великомученику Феодору . Его составил преподобный Иоанн Дамаскин. В этот день благословляют и раздают прихожанам коливо.

Молитвы Феодору Тирону

Тропарь великомученика Феодора Тирона,

Велия веры исправления,/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святый мученик Феодор радовашеся:/ огнем бо всесожжегся,/ яко хлеб сладкий Троице принесеся.// Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак великомученика Феодора Тирона,

Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердце твоем,/ противныя силы попрал еси, многострадальче,/ и венцем Небесным венчался еси вечно, Феодоре,// яко непобедимый.

Молитва святому великомученику Феодору Тирону

Акафист святому великомученику Феодору Тирону

Кондак 1

Избранному поборнику и великомученику Феодору Тирону, Святыя Троицы исповеднику, заступнику веры Христовой и язычества низложителю, благодарственно воспоем мы вернии в веселии радования, взывая ему от всея души:

Икос 1

Ангели с небес, придите с нами юнаго воина, Феодора Тирона в радости воспоем, ибо он Христа пламенно возлюбив, исповедал Его Господом и Богочеловеком. Сего ради воззовем ему тако:

Радуйся, яко тобою Бог прославлен,

Радуйся, яко тобою сатана посрамлен,

Радуйся, пламенный глашатаю Святыя Троицы,

Радуйся, бездушных идолов великий поборниче,

Радуйся, двух естеств во Христе проповедниче,

Радуйся, истолкователю несмешения их.

Радуйся, возвещающий Марию Девой,

Радуйся, Богородицей Ее (исповедующий) именующий.

Радуйся, испивший чашу Христову,

Радуйся, правыя веры исправление.

Радуйся, яко тобою ко Христу обратися множество.

Радуйся, победителю, увенчанный Христом.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 2

Взирая на мужество твоея души, Господь указует тебе богомудрому знамение поспешати к мученичеству: ты же, вся земная отвергши, Богу взывал: Аллилуиа.

Икос 2

В месте, идежде чудище пребывало, родился еси Феодоре, и подвигом твоим сразил еси его; жена же Евсевия обрадовашеся смерть его узрев, и в песнех взываше к тебе тако:

Радуйся, Христа моего грядущий мучениче,

Радуйся, моея родины славо,

Радуйся, дракона губительнаго победителю,

Радуйся, в мужестве неодоленный,

Радуйся, избранниче Христов в мире,

Радуйся, подвижниче ради славы Его.

Радуйся, Православной веры утверждение.

Радуйся, юных в благочестии наставление.

Радуйся, веры великое ограждение,

Радуйся, над безбожием великая победо,

Радуйся, благодати Божией сосуде,

Радуйся сокровищнице читыя добродетели.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 3

Гряди же Феодоре, взывал ненавистник Христа Вринка и принеси жертвы идолом якоже и мы; аще же не покоришися, мукам предам тя; ты же, преславне, вознес Богу хвалу: Аллилуиа.

Икос 3

Божественное пламя положил еси, великомучениче, на идольский жертвенник и опалил еси идолов, пламенем любви Божией пречудно движимый к подвигу, посему взываем к тебе тако:

Радуйся, юный воине Царя царей,

Радуйся, словом твоим покоривый Вринку.

Радуйся, подвигом Христа прославивший,

Радуйся, огнем истребивший идолов.

Радуйся, победивший силу пламени.

Радуйся, преславне мучеников красото,

Радуйся, великомучениече, ангелов радование.

Радуйся, сладчайший защитниче церкви.

Радуйся, православных неусыпный престателю.

Радуйся, Феодоре, от Бога нам посланный дар.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 4

Диавольское содружество Публия и Вринки посрамил еси мужеством твоим, великомучениче, и исповедуя Христа Сыном Божиим, осудил еси язычество, взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Ангели воспеша Христа Спасителя, в темнице посетившего тебя. Исполнив тя веселия небеснаго, Господь заповедал тебе: радуйся и не убойся, великомучениче, ибо со мною победиши и венца сподобишися. Сего ради и от нас услыши:

Радуйся, Христа Бога друже,

Радуйся, мужественный исповедниче.

Радуйся, хлебе сладкий Христа.

Радуйся, юных вразумление,

Радуйся, грешных исправление.

Радуйся, яко посетил тебя Христос во узех сущаго,

Радуйся, яко узрел еси небесный свет в темнице.

Радуйся, светлое явление разума.

Радуйся, премудрое обличение безумия.

Радуйся, яко на образ твой взирающе, в нашей вере утверждаемся,

Радуйся, яко твоим заступлением православие ограждается,

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 5

Восхотев Христос преподати тебе, Феодоре, познание благодати, заповеда ти не приятии оскверненныя пищи, ибо благодать Божия обильно напитает тебя. Ты же воспел Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя тя мукам преданнаго, Феодоре Тироне, нечестивый Публий исполнися ярости и удивися твоему долготерпению; дети же, славяще Бога, в веселии взываху:

Радуйся, Христа Бога мучениче,

Радуйся, страстем Его ревнителю,

Радуйся, темницу за Него приявший,

Радуйся, узами окованный ради Господа,

Радуйся, яко хлеб сладкий Троице принесеся.

Радуйся, в мужестве не принявший оскверненныя пищи.

Радуйся, плети нечестиваго Публия ради Бога потерпевший.

Радуйся, православных похвало.

Радуйся, от глада нас хлебом жизни снабдевающий,

Радуйся, усердно призывающим тя помогаяй.

Радуйся, заре, сияющая в нощи греховной блуждающим,

Радуйся, яко верою твоею сокрушаются языческие боги.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 6

Сокрушите пламенем насмешника над идолами, взывал тиран своим воинам, они же ввергоша тя в пещь огненную, преславне, да приимеши блаженную кончину поющее: Аллилуиа.

Икос 6

Дух Святый просвети твое сердце, великомучениче, и даде тебе показание подвига Клеоника. Он же укрепившись в исповединии твоем, взывал тако:

Радуйся, огня угасителю,

Радуйся, сподвижниче великих мучеников,

Радуйся, сообщниче святых Ангелов.

Радуйся, яко твоими подвигами прославился Христос.

Радуйся, в росу обративший силу пламени.

Радуйся, возвышающийся над общею смертию.

Радуйся, наследниче Царствия Христова.

Радуйся, в девстве сохранивший тело.

Радуйся, душу просветивший подвигами.

Радуйся, пламенный ревнителю православия.

Радуйся, защитниче его от еретических козней.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 7

Приял еси муки и ко Христу преставился еси богомудре; твоим предстательством и молением у Престола Всевышняго возжигаешь пламень любве к Богу верующих и воспевающих: Аллилуиа.

Икос 7

Ревнуя мироносиц подвигу, смиренная Евсевия мироносицей соделалась. Тии о мире пещась, купиша миро, она же, купив твои честные останки, пламенно взываше:

Радуйся, мучениче истины,

Радуйся,славо евхаитов,

Радуйся, нашей Церкви благолепие.

Радуйся, родителей твоих радование.

Радуйся, вселивыйся в небесных чертозех,

Радуйся, яко обитаеши ныне в небесном царствии.

Радуйся, яко разумно храм воздвигну тебе,

Радуйся, яко останки твои в него положу.

Радуйся, моего дома освящение,

Радуйся, души моея веселие.

Радуйся, звездо среди мучеников Христа,

Радуйся, наше прославление и любовь.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 8

Укрепивый всяческая Иисус Вседержитель возлюбил красоту души твоея и ты соблюл еси ее непорочной. Преславне, освятив потоком крови твоей, взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Принесл еси яко жертву все сердце и разум и тело Господу. Он же прослави тя на небеси и на земли, Феодоре, даровав Тебе силу чудес. Сего ради услыши от нас:

Радуйся, обогативыйся приятством Бога,

Радуйся, исполнивший землю чудесами,

Радуйся, высокое восприятие благочестия,

Радуйся, славящих тя величайший защитниче.

Радуйся, прошедший преславный путь жизни.

Радуйся, победивый со Христом лукаваго.

Радуйся, мужественно соблюдший веру,

Радуйся, неувядаемый венец правды,

Радуйся, исполненный неизреченной славы.

Радуйся, наш неусыпный предстателю,

Радуйся, ныне хвалящий Бога со ангелы.

Радуйся, собеседниче лика мучеников.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 9

Одержимый злобою диавольскою, отступник Богоборец Юлиан решение нечестивое приял: ко греху подвигнути вкушением оскверненныя пищи верующих, поющих песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Познав лукавство отступника, своим престательством, великомучениче Феодоре, Христовых чад от соблазна избавил еси. Презревый диавольский соблазн, услыши от нас:

Радуйся, православных избавление,

Радуйся, Столпе Христовой Церкве,

Радуйся, врагов Христа победителю,

Радуйся, безбожнаго отступника обличителю.

Радуйся, отгонителю греховных желаний,

Радуйся, посрамление нечестиваго царя.

Радуйся, содетелю преславных чудес,

Радуйся, обличителю лукавства царя.

Радуйся, исполненный божественных даров.

Радуйся, светлый сосуде Святаго Духа.

Радуйся, прославивший Христа в мире,

Радуйся, прославленный Им на небеси.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 10

Восхотев по велицей милости Своей чисты соблюсти от осквернения чада Своя, посла тя Спаситель, великомучениче Феодоре, ко святителю Царя града возвестити ему волю Свою, юже познав, он с тобою воспел: Аллилуиа.

Икос 10

Повеждь верным, о святителю, не прикасатися пищи на торжищи, яко осквернил ю велением своим нечестивый отступник. Сего ради возглашаем ти сице:

Радуйся, исполнителю неписаннаго закона,

Радуйся, вестник божественныя воли.

Радуйся, святительскаго града ограждение,

Радуйся, яко объявил ему божественную волю.

Радуйся, вестниче Христа Бога.

Радуйся, яко победил еси Юлиана безумие.

Радуйся, яко отвергл еси оскверненную пищу,

Радуйся, яко соблюл еси пост верных.

Радуйся, божественное радование мучеников,

Радуйся, нам Богом данный даре.

Радуйся, служителю Всевышняго.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 11

Восхвалил святитель Всевышняго, егда познал козни лукаваго отступника, вопрошая тебя, Феодоре: кто еси ты и како верных и бедных будеши питать, да поем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Та же ответсвовал святителю: О, Пастыре, уготовав коливо, преподай в снедь верным людем; имя же мученик Христов Феодор от Бога вам помощник посланный. Сего ради взываем сице:

Радуйся, великий наш попечителю,

Радуйся, Православия покровителю.

Радуйся, нечестия искоренителю,

Радуйся, Христианства опора и утверждение.

Радуйся, помощниче от бога нам посланный,

Радуйся, наставление нам давый о неоскверненной пище.

Радуйся, научивый нас потребляти коливо.

Радуйся, яко присно прославляется явления твоего чудо,

Радуйся, неусыпный Христов посланниче,

Радуйся, мучеников Христовых сожителю.

Радуйся, им же Христос воспевается,

Радуйся, им же верные возвышаются.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 12

Восхотев Господь явити благодать, юже дарова тебе, показа тя избавителя пленных, целителя немощных, спасителя плавающих, наставника согрешающих, изобличителя крадущих, да поем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Воспевая подвиги и чудеса твои, великомучениче Феодоре, поем тебе во смирении, ибо Господь, приявший страдания твои, вселися в душу твою, наставляя нас взываши тебе тако:

Радуйся, Феодоре, непорочно свою душу соблюдший,

Радуйся, освятивший ее страданиями твоими,

Радуйся, плененных избавителю и предстателю.

Радуйся, ран телесных врачу и болящих целителю.

Радуйся, спасателю в беде на море сущих.

Радуйся, свирель сладкозвучная.

Радуйся, отроческих молений исполнителю,

Радуйся, бедных верное богатство.

Радуйся, вселивыйся в небесныя обители,

Радуйся, немощных укрепление.

Радуйся, старцев утешение.

Радуйся, со ангелы воспевающий трисвятую песнь.

Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.

Кондак 13

О, Предивный великомучениче Феодоре Тироне, Богом данный даре воспевающим тя с любовию. Милостиво приими сие приножение, избави нас от всякия скорби и печали твоим предстательством и будущия изми муки, о тебе вопиющих Богу: Аллилуиа.

Сей кондак читай трижды, затем икос 1, кондак 1.

Молитва святому великомученику Феодору Тирону

О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души. От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры. Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой. Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения. О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Он родился в 1745 году в Ярославской губернии. Его родители относились к древнему небогатому роду. Но все в округе знали и почитали их, как верующих христиан. С юных лет отрок Феодор отличался особой смелостью, так вместе со сверстниками они ходили в лес на медведя. Однако, в обычной жизни он отличался скромностью и уступчивостью. Когда ему исполнилось 16 лет, его отвезли для представления в Герольдмейстерскую контору Сената, после чего его зачислили в Морской кадетский корпус. Учился он хорошо, отличался особой прилежностью. После окончания обучения был приведен к присяге.
Служить он стал на Балтийском флоте. Во время русско-турецкой войны он одержал ряд блистательных побед. После этого он принял начальство над портом и городом Севастополь, занялся строительством казарм для матросов, т.к. жили они в основном в казармах и хижинах, где не было никаких условий. А потому они часто болели и умирали. Святой Феодор занимался также и строительством дорог, снабжением города водой, провизией, строил храмы. До нас дошли сведения о том, что он в день обязательно слушал утреню, обедню и вечерню.
В 1793 году уже контр-адмирала лично в Петербург призвала Екатерина Вторая, которая пожелала увидеть героя. После восшествия на престол Павла Первого, у Феодора Ушакова началась его знаменитая Средиземноморская кампания. Одной из первых задач стало освобождение Ионических островов, которые расположены вдоль Греции, самый важный из которых был остров Корфу. Святой Феодор обратился с воззванием к братьям-грекам, с просьбой помочь им освободить острова от безбожных французов. В 1799 году острова были освобождены. За эту победу Павел Первый присвоил ему звание полного адмирала.
Феодор Ушаков оказал поддержку и Александру Суворову, который в это же время громил французов в Северной Италии. В этом же году наши войска и на суше, и на воде взяли город Бари, где отслужили благодарственный молебен святому Николаю, а затем вошли и в Рим.
Как известно, в 1801 году Павел Первый был убит, и на престол взошел Александр Первый. Вскоре адмирала Феодора Ушакова перевели в Санкт-Петербург, назначив главным командиром Балтийского учебного флота, а также начальником флотских команд в Санкт-Петербурге. Через 5 лет от подал императору прошение об отставке. А после переехал в деревню Алексеевку близ Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. Через некоторое время он принял монашеский чин с именем Феодор в этой обители, где и прожил вплоть до своей кончины в 1817 году.

mob_info