Почему хасиды едут именно в умань. Хасиды и «гибридная война»

Кроме того, Умань раз в году превращается в своего рода мекку для последователей одного из течений хасидизма, которые стекаются сюда тысячами со всего мира. Так почему хасиды едут в Умань и что они делают там? Об этом мы расскажем в этой статье.

Кто едет в Умань?

Хасидизм - это одно из течений в иудаизме. Оно является правым по своей ориентации и близко стоит к ортодоксальному течению, сохраняя при этом свое своеобразие, которое нередко приводит к конфронтации с другими еврейскими религиозными организациями. Надо отметить, что в Умань съезжаются далеко не все последователи хасидизма, который внутри себя также неоднороден. Хасиды Умани - это так называемые брацлавские хасиды. Так называется их течение внутри общего религиозного движения. Наименование это совсем не означает, что все его последователи проживают в Брацлаве - их можно найти в различных странах на всех континентах. Но именно из Брацлава родом их основатель - ребе Нахман. И его персона является ключом к вопросу о том, почему хасиды едут именно в Умань. Дело в том, что в этом городе расположена его могила. И каждый правоверный последователь этой ветви иудаизма считает своим долгом хотя бы раз в жизни приехать на его могилу, чтобы встретить там Согласно убеждениям верующих, это путешествие является залогом высшего благословения, а также удачи, счастья и процветания на весь следующий год. Более того, принять участие в этом паломничестве считается не просто делом святым и богоугодным, но и обязательным для верующего. Вот почему хасиды едут именно в Умань встречать свой Новый год. Не посетить это место хотя бы раз в жизни считается грехом. Но на самом деле очень многие состоятельные хасиды ездят в Умань гораздо чаще. Некоторые и вовсе предпринимают это путешествие ежегодно. В основном это зависит от финансовых возможностей человека. Те же евреи, которые вовсе не могут позволить себе поездку за свой счет, обращаются за помощью к специальным благотворительным иудейским структурам. К примеру, в Израиле действует ряд таких организаций. Они оплачивают паломнику проезд, снабжают питанием и обеспечивают жильем на территории Умани. Паломничество в этот город настолько массовое, что в 2010 году Украина и Израиль даже подписали соглашение о безвизовом режиме между ними.

Кто такой цадик Нахман?

Основатель брацлавской ветви хасидизма с детства готовился к карьере раввина. Но на иудаизм он смотрел несколько непривычно. К примеру, вместо положенных молитв он предпочитал уединяться в лесу или в поле и там подолгу молиться своими словами. В четырнадцать лет его женили на дочери состоятельного еврея. Когда тесть его скончался, он переехал в его город и стал там проповедовать свои идеи среди местных иудеев. Жители прониклись проповедями и избрали его своим учителем, хотя юноше на тот момент не исполнилось еще и двадцати лет. В числе прочего он убеждал иудеев оставить зазубренные молитвы на иврите и молиться от сердца на своем родном идише. Кроме того, он утверждал, что общение со Всевышним не должно быть повинностью, но должно приносить духовное наслаждение и радость. Поэтому он настаивал, что молиться следует с песнями, танцами и с нескрываемой радостью. Все эти особенности составили отличительные черты брацлавского хасидизма. Цадик Нахман посетил Иерусалим, где изучал каббалу, а затем много ездил по родной стране.

Однажды он посетил Умань и решил, что хочет быть похороненным здесь, на еврейском кладбище, где покоились останки жертв еврейских погромов. Сюда он переехал в конце жизни, когда от туберкулеза скончались его жена и двое сыновей. Последнюю свою публичную проповедь он прочитал в преддверии еврейского Нового года, в которой, в числе прочего, завещал его последователем приезжать к нему на могилу после его смерти. Через месяц он скончался и был захоронен на еврейском погосте Умани, согласно своему завещанию. С тех пор паломники стараются ежегодно посещать его могилу, исполняя завет своего учителя.

Состав паломников

Прежде всего надо сказать, что практически все хасиды Умани - это лица мужского пола. Женщины редко принимают в этом ежегодном путешествии участие. Связано это в первую очередь с религиозными традициями, из-за которых паломничество в Умань хасиды совершают без своих жен. Даже дети, которых везут с собой в путешествие исключительно мальчики.

Внешний вид

Что касается внешнего вида, то он достаточно причудлив и необычен, если отталкиваться от общепринятых европейских норм. Даже среди последователей других иудейских течений хасиды порою выделяются своим внешним видом. На головах они носят замысловатые меховые шапки или шляпы, из-под которых свисают вьющиеся локоны на висках, называемые пейсами. Под старомодным капотом или пиджаком скрывается белая рубашка, заправленная в черные брюки. Туфли хасидов не имеют шнурков или бляшек. Кроме того, они стараются не носить галстуков, потому что последние напоминают по своей форме крест, не очень-то чествуемый в иудейских общинах.

Положительное значение для местных жителей

Времени приезда паломников ждут многие жители Умани, которые на этом неплохо зарабатывают. Столь сильный поток иностранцев приводит к повышенному спросу на жилье и на другие товары первой и второй необходимости. Цены в результате этого взлетают в несколько раз, что позволяет предприимчивым местным жителям хорошо подзаработать.

Отрицательное значение для местных жителей

Тем не менее не все так однозначно. Многие из местных жителей имеют претензии к тому, что делают хасиды в Умани, помимо своих религиозных церемоний. В первую очередь жалобы относятся к их поведению и манере обращения с не евреями, характеризующимися высокомерием. Особенно это касается приезжих из Израиля, которые на фоне своих европейских, американских и австралийских единоверцев выглядят дико. Кроме того, во время праздника хасидов местные жители испытывают определенный дискомфорт. Привычный ритм жизни прекращается, и город как бы замирает. Многие чувствуют себя находящимися в карантине, когда паломники съезжаются в Умань. Новый год хасиды действительно справляют, что называется, от души. Их вероучение особенное внимание уделяет таким вещам, как религиозная экзальтация, радость, эмоциональное напряжение в ходе молитв и религиозных практик. Экспрессивные, яркие, динамичные проявления религиозного чувства для хасидов - привычное явление, которое действительно может впечатлить и даже слегка напугать не знакомого с ними человека.

Еще одна проблема связана с загрязнением города во время празднования Нового года. Основная масса паломников приезжает из Израиля, в котором действуют суровые законы и взимаются немалые штрафы с тех, кто мусорит на улице. Украина же отличается полным безразличием к этой проблеме, поэтому многие приехавшие гости не стесняются мусорить где хотят. Опять же, здесь часто отмечают разницу менталитета между американскими и европейскими хасидами и верующими, приехавшими из Израиля. Последние оставляют так много грязи на улицах, что специальные службы едва успевают убирать мусор. Еврейской организации, которая организует паломничества в Умань, даже приходится нанимать для уборки мусора работников из числа местных жителей.

Нередко отмечаются также эпизоды хулиганского поведения, которое демонстрируют хасиды Умани. Известны случаи оказания сопротивления милиции прибывшими паломниками. Почему хасиды в Умани себя склонны так вести, трудно сказать однозначно. Но регулярно кого-либо из них приходится депортировать из страны.

Начало паломничества

Когда в Умань приезжают хасиды? Основная масса паломников стягивается в Умань, как было сказано выше, к еврейскому Новому году, который называется Рош-Хашана. Однако самые первые из них приезжают сюда еще за неделю до этого, чтобы успеть снять лучшее жилье и подготовиться к празднику. Как правило, это наиболее состоятельные представители общины, так как стоимость жилья может достигать более тысячи долларов в сутки за человека. Примерно за четыре-три дня до начала торжеств начинается массовый заезд паломников. Специальные автобусные рейсы привозят их из и Одессы. Всех их свозят в одно место, располагающееся на улице Челюскинцев. Там у приезжих тщательно проверяют документы и багаж на наличие запрещенных к провозу предметов и веществ. Этот своеобразный распределительный пункт надежно охраняет милиция и специальные силовые подразделения города. Далее паломники направляются на улицу Пушкина, где происходит их общий сбор. Впрочем, уже в пункте прибытия местные жители атакуют прибывших гостей с предложениями об аренде жилья, так что многие приезжие хасиды Умани отправляются сразу в свои апартаменты.

Проживание паломников

В пункте прибытия, помимо правоохранительных органов, присутствуют и представители еврейских структур, которые занимаются организацией паломничества. Они встречают приезжих, помогают переводить с языка на язык и ведут учет прибывших. Как уже было сказано, из пункта прибытия после всех необходимых процедур паломники направляются на улицу Пушкина, где собираются все евреи, посещающие Умань. Паломники-хасиды находят здесь себе жилье. В основном в этом им помогают местные жители, любезно предоставляющие в аренду свое собственное жилище за довольно приличные деньги. Цена на последнее зависит от места расположения, этажа, типа и условий проживания. Квартиры в многоэтажных домах на улице Пушкина, Белинского, Кулика и Софьи Перовской наиболее дорого оценивают приехавшие в Умань хасиды. Могила их святого - цадика Нахмана, которая располагается вблизи этих улиц, является тому причиной. Несколько дешевле стоит аренда частных домов в этом же районе. Самым дешевым считается жилье в других, более отдаленных районах. Его нечасто арендуют приехавшие в Умань хасиды. Могила Нахмана, точнее, ее местонахождение, не влияет на ценообразование аренды квартир, расположенных выше пятого этажа, даже если те располагаются в самой непосредственной близости к ней. Дело в том, что во время празднования Нового года иудеям воспрещается пользоваться всеми достижениями цивилизации, в том числе и лифтами.

Проблемы для паломников

Одна из основных проблем для паломников заключается в том, что существующий маршрут Киев - Умань или Одесса - Умань очень неудобен. Действительно, почему хасиды едут в Умань из этих городов на автобусах, тратя больше денег и времени, а не летят напрямую к месту назначения? Ответ заключается в простом факте отсутствия аэропорта. Не так давно, в начале 21 века, его хотели отремонтировать для принятия прямых рейсов из Израиля и других стран. Но результатом этого предприятия стал полный демонтаж аэродрома.

Еще одна проблема состоит в том, что для паломников нет продуманной системы размещения. Построенный для этого отель не способен вместить всех, и большая часть гостей города вынуждены арендовать жилье у местных жителей, которое оказывается достаточно дорогим и не всегда удобным. К тому же сам процесс поиска жилья после изматывающего перелета, путешествия на автобусе, стояния в очереди в пункте прибытия и нескольких досмотров является довольно неприятной процедурой. А если прибавить к этому незнание языка и, соответственно, ограниченные возможности коммуникации с местным населением, то становится понятным, насколько проблемным является съезд хасидов. В Умань тем не менее паломники приезжают, стойко перенося все невзгоды. К тому же существуют посредники, которые стараются решить существующие трудности и обеспечить паломников всем необходимым.

Предложения о переносе могилы цадика Нахмана

Некоторые люди, как среди самих хасидов, так и среди жителей Украины, задаются вопросом о том, почему хасиды приезжают в Умань каждый год, вместо того чтобы просто перенести могилу цадика Нахмана в Израиль. Это облегчило бы жизнь многих приверженцев этого вероучения и сэкономило бы им огромные деньги. С инициативой переноса могилы официально выступил в 2008 году Израиль, предложив перевезти ее в Иерусалим. Израильская сторона была даже готова оставить в случае принятия положительного решения щедрую финансовую компенсацию. Однако проект переноса места захоронения этого иудейского святого так и не был реализован. Поэтому хасиды продолжают ежегодно стекаться в Умань, и число их, между прочим, год от года только растет. Это связано, во-первых, с отменой визового режима, а во-вторых, с широким распространением брацлавского хасидизма в еврейских кругах в последние годы.

Дети в паломничестве

Почему хасиды празднуют Новый год в Умани, мы выяснили. Но зачем некоторые из них везут туда детей? Дело в том, что совершеннолетие в иудаизме наступает значительно раньше, чем то предполагается по светским законам. Так, мальчики уже в 12 лет считаются полноценными мужчинами и членами общины, а соответственно, могут и должны при возможности посещать могилу Нахмана. Кроме того, забирая детей и подростков с собой, родители преследуют и педагогические цели. Таким образом они прививают им уважение к религии, ее традициям и почтение к ее святыням. К тому же не стоит забывать, что многие хасиды компактно живут в общинах, расположенных в неиудейских городах и сильно выделяются на общем фоне населения. Это относится, конечно, в первую очередь к западным странам, хотя даже в самом Израиле иные хасиды выделяются из толпы. Из-за этого дети могут переживать некоторые психологические трудности, поэтому им очень полезно побывать в местах массового скопления их единоверцев, почувствовать свою общность с многотысячным сообществом, очаги которого теплятся по всему миру.

Чем занимаются дети во время паломничества? В принципе, тем же самым, что и взрослые. Кроме того, во время праздника Рош-Хашана, мальчиков учат Торе и религиозному закону.

Отъезд из Умани

Когда уезжают хасиды из Умани? Обычно сразу после праздника. Сам Рош-Хашана длится два дня и по еврейскому календарю выпадает на месяц тишрей. В пересчете на гражданский это время сентября или октября. Как только праздник заканчивается, верующие начинают собираться в дорогу. Обычно в течение двух-трех дней они все разъезжаются.

Как отмечают иудейский Новый Год паломники в Умани

К 20 сентября около 35 тысяч хасидов со всего мира съехались в город Умань Черкасской области, чтобы отметить наступление Нового 5778 года по иудейскому летоисчислению — Рош Ха-Шана. Празднование в этом году сопряжено, как с массовыми гуляниями, так и с неприятными инцидентами: в ночь на 21 сентября в одном из гаражей, где ночевали паломники, произошел взрыв, в результате которого пострадали двое хасидов, в том числе тринадцатилетний подросток. В Умани прогремел взрыв, пострадал израильский подросток

Хотя полиция еще не окончательно определилась с версией о причинах взрыва, открыв пока дело по статье «хулиганство», но среди паломников распространяются слухи о теракте, как проявлении антисемитизма. И у них есть основания для таких подозрений. Как заявил недавно в интервью председатель еврейской религиозной общины Умани Лев Гуральник: «Боятся паломники больше всего местных жителей, потому что одни обдирают их как липку, а другие, те, кто не имеет возможности заработать на приезжих — очень враждебны».

Пожилые хасиды опасаются новых провокаций и настороженно посматривают по сторонам, пытаясь узнать детали у украинских полицейских, однако их быстро увлекает поток других паломников, спешащих к святым местам.

Вслед за Рабби Нахманом

Для последователей этого вероучения важно хотя бы раз в жизни встретить Новый Год именно возле могилы цадика Нахмана, чтобы весь следующий год был счастливым.

Первые сотни хасидов начали прибывать в Борисполь неделю назад. Только за последние сутки в Украину прибыли девять чартерных рейсов из Израиля. В аэропорту паломники обычно арендуют автобус до Умани за $600-700. Веселье, сопровождаемое пением и попытками танцевать, начинается уже в автобусах, нередко вызывая возмущение водителей, однако за такую сумму они готовы потерпеть. Караваны автобусов едут также из Одессы и с польско-украинской границы. После отмены визового режима с Израилем количество паломников увеличилось в разы и возрастает с каждым годом на 5-7 тысяч человек.

В Умани паломников уже ожидают группы местных жителей, предлагая ночлег от 250 долларов за ночь (сарай, гараж) и выше (за квартиру). Хасиды обычно с легкостью соглашаются — малоимущим паломникам-хасидам финансово помогают израильские религиозные благотворительные организации, выделяя средства на поездку в Умань.

Практически все гаражи, квартиры и комнаты в частном секторе забиты. Паломники нередко набиваются по 15-20 человек в гараж — условий никаких, но, как многие говорят: «на два-три дня терпимо». В центр города паломников пропускают через КПП и металлоискатели. Значительная часть хасидов располагается в палаточном лагере возле местного озера — затопленного карьера с кучей битого стекла и строительного мусора на дне.

© РИА Новости, Валерий Мельников | Перейти в фотобанк

К моменту празднования Рош-Ха-Шана в Умань съезжаются также торговцы из окрестных районов, которых облагает «налогами» местный рэкет. Так, например, 21 сентября в Умани задержали депутата городского совета, который требовал взятку в 300 долларов от мелких предпринимателей за право торговли во время иудейского Нового Года.

Немногочисленные отели Умани не в состоянии вместить всех желающих, тем более что в этом году номера отелей были забронированы для 500 украинских полицейских, которых свозят со всей Украины. Помимо, украинских полицейских здесь присутствуют также 15 полицейских из Израиля из числа наших бывших соотечественников, основная задача которых быть переводчиками между паломниками и местными жителями. Тем не менее, проблемы возникают и зачастую, увы, на почве антисемитизма.

Для городского совета Умани и местных жителей визит тысяч иностранцев — одна из немногих возможностей заработать. В этом году городской бюджет ожидает от 6 до 8 миллионов гривен дополнительных доходов только от налогов за сдачу жилья. Однако в городском совете Умани сильные позиции имеет ультраправая партия «Свобода», которая не раз организовывала антисемитские акции в городе. Местные националисты очень негативно относятся к фразам вроде «Умань — старый еврейский город», так как, по их мнению, это может привести к предъявлению прав на город и «сепаратизму». В Умани задержали хасидов-наркокурьеров

Хасиды, осевшие в Умани, утверждают, что последнее время участились угрозы в их адрес, как правило, со стороны националистически настроенных подростков из числа футбольных фанатов.

Украинские националисты заявляют, что местных жителей беспокоит большая шумная толпа, после которой, как и после любого крупного фестиваля, остается много мусора. Проблема, в принципе, решаемая, но, как оказывается, не все так легко. Еврейские организации ранее сетовали на то, что местные власти не желают позволить самим хасидам заняться организацией вывоза мусора и благоустройством территорий, предпочитая просто «брать деньгами», не решая при этом проблему. В итоге в этом году хасиды решили сами нанять местных жителей, как для приготовления традиционных новогодних блюд, так и для благоустройства территории.

«Хасид-сепаратист»

Тем не менее, повод предъявить претензии всегда найдется — ведь существует «универсальный аргумент» в любых спорах — «российская агрессия».
На днях мер Умани Александр Цебрий в ответ на реплику о халатности местных властей в организации приема паломников заявил: «А как расценить выпад хасида, который на камеру известного телеканала заявляет о поддержке захватнической политики Путина? И это в Украине, когда идет война, от путинской агрессии гибнут люди. Почему даже речи нет о депортации такого «истинного верующего»?

Несмотря на то, что городской бюджет Умани ежегодно дополнительно получает миллионы гривен за счет паломничества, напряженность между местными националистами и хасидами сохраняется уже долгое время, регулярно приводя к неприятным инцидентам.

Можно вспомнить, что еще 2011-м местные «свободовцы» организовывали акцию «Умань без хасидов», которая закончилась ожесточенными столкновениями между националистами и полицией. В 2013 неизвестные напали на палаточный лагерь, избив охранника и похитив 50 тысяч долларов из сейфа благотворительной организации. В декабре 2016 года местные антисемиты устроили погром в синагоге на могиле цадика Нахмана, разбросав свиные головы с вырезанными на них свастиками и забрызгав помещение кровью.

И снова на Рождество мы в Умани - третий год подряд. На этот раз - никаких заезженных мест, Софиевку и центр города мы уже видели. Держим курс на еврейские кварталы. Посмотрим как живут хасиды в украинской провинции. Этнография в чистом виде. Зимой район выглядит пустынным. Большинство ортодоксов съезжаются сюда в сентябре, чтобы отпраздновать еврейский новый год у могилы почитаемого ими Рабби Нахмана.

Из-за популярности сего действа, в последние годы район оброс специальной инфраструктурой - здесь выстроили огромную гостиницу для хасидов, работают магазины с кошерной едой, появились всевозможные заведения для паломников и даже собственная скорая помощь. А надписи вокруг, даже объявления на столбах, сплошь на иврите. Эдакий город в городе. Прогуляемся?

Умани. На первый взгляд - обычный район, ничем не отличается от соседних. Дореволюционные здания вперемешку с советскими высотками и частными домами.

Но стоит присмотреться и понимаешь - что-то не так. Первым делом в глаза бросаются объявления и вывески - всё на иврите.

По большому счёту, в Умани есть всего две достопримечательности - Софиевский парк и могила Рабби Нахмана. Каждый уважающий себя хасид должен хоть раз в жизни побывать на ней. А уж если встретить славный праздник Рош Ха-Шана рядом с останками ребе - сразу жизнь наладится и следующий год принесёт счастье. В Умань приезжают целыми семьями, на несколько дней, а то и недель. В сентябре сюда съезжается до 30 тысяч хасидов. Это очень много. Чтобы было понятнее, население всей Умани - 80 тысяч человек.

Небольшой ликбез. Хасидизм - одно из течений иудаизма, основанное на каббале. Зародился в 18 веке на Подолье. Учение быстро стало популярным среди евреев, живших на территории современных Польши и Украины. Основатель хасидизма похоронен в городке Меджибож Хмельницкой области. Но куда большей популярностью пользуются останки его правнука Рабби Нахмана, который покоится в Умани. Этот цадик (праведник) основал брецлавскую ветвь хасидизма. Покоится ребе за этими воротами, в специальной усыпальнице. У нас особого интереса к останкам еврейских святых нет, поэтому внутрь не заходили. К тому же, одеты были неподобающим образом.

С останками цадика Нахмана не всё так просто. Хасиды уже давно жаждут увезти их в Израиль. В начале 90-х президент Кравчук дал на это добро. Но в последний момент передумали, из-за возмущения местной еврейской общины - мол, сам Нахман завещал похоронить себя именно в Умани. Спустя пару лет останки попытались выкрасть двое молодых хасидов, но их поймала доблестная украинская милиция. Скандал разгорелся нешуточный, но святыня всё же осталась в Умани.

Затем - очередной кипиш. Рядом с могилой Нахмана решили построить огромную синагогу, на 6 тысяч паломников. Не судьба - подрядчик начал работы, но хасиды с ним не расплатились. Суд постановил продать землю с недостроем с аукциона. Это вызвало волну протестов со стороны еврейских организаций. В конце концов дело замяли, но синагогу так и не построили. Теперь хотят возвести паломнический центр.

Пока паломнический центр не построили, вокруг натыкано множество всяких разных пристроек. Что в них - непонятно, надписи только на иврите.

Неподалеку, на территории какого-то завода, сохранилась старая синагога. Её давно используют как склад. Ходят слухи, что евреи хотят её восстановить и для этого готовы выкупить весь завод. В этом районе вообще много заброшенной промзоны.

Местные делают на еврейских традициях неплохой бизнес. Квартиры хасидам сдают в среднем от 200 до 500 долларов с человека за неделю. Бывает и дороже, всё зависит от близости к могиле и этажа (в праздник ортодоксам нельзя пользоваться лифтом).

Но далеко не все рады таким гостям. Многих полчища хасидов откровенно раздражают. От них много шума и мусора. Даже сейчас, спустя четыре месяца после гуляний, еврейские кварталы выглядят одними из самых неухоженных и загаженных в городе. Местами мусор вдоль дорог валяется целыми кучами, непонятно почему его никто не убирает. Во время Рош Ха-Шана улицу оцепляет Беркут, но это не спасает от постоянных стычек и конфликтов.

Гостиница "Шаарей цион" с кошерным рестораном. Построена хасидами для себя самих - работает только осенью, во время массового паломничества.

Казалось бы, совершенно обычный панельный дом. Но во всю стену красуется какая-то надпись на иврите. Кто поможет с переводом?) Кстати, халабуды и сарайчики под окнами ещё более перекособоченные, чем в украинской части Умани.

Во дворе - кошерная шаурмишная)

Все хасиды ходят с пейсами, в национальной одежде и с какими-то ритуальными верёвками, свисающими с пояса. Очень колоритно. Выглядят точь в точь как на постерах. Кстати, реклама - локализована. Это круто.

Хасиды живут по собственным законам и порядкам. Особенно, во время Рош Ха-Шана. Бывали случаи, когда во время празднеств кому-то становилось плохо, но скорую помощь в квартал не пропускали - мол, не положено. Теперь обзавелись своей собственной. Номера, кстати, немецкие.

Что-то вроде мини-кемпинга. За забором - большая зелёная лужайка, стоят несколько трейлеров и прицепов, в которых можно жить.

На заборе - расписание авиарейсов. Всё серьёзно) Самолёты из Израиля в Умань не летают. Говорят, в начале 2000-х некие деятели решили отремонтировать местный аэропорт. Но всё закончилось тем, что старый аэродром разобрали и на этом дело заглохло. Теперь вообще никакого нет. Хасиды летят в Киев или Одессу, а дальше - на автобусе.

Вокруг всё очень аутентично. Даже граффити на иврите.

Умань - один из старейших городов Украины. Первое письменное упоминание о нем встречается в документах 1616 года; тогда местечко Гумань входило в состав Речи Посполитой и принадлежало брацлавскому, винницкому и каменецкому старосте Валентию Александру Калиновскому, построившему здесь мощный замок. В 1652 году, после гибели последнего наследника Калиновских в битве под Батогом, Умань переходит во владение другого знатного польского рода - Потоцких. В конце 17 века здесь начали селиться и евреи.

В 1749 г. произошло нападение гайдамаков, которые сожгли почти весь город. Новый владелец Умани граф Францишек Салезий Потоцкий отстраивает заново замок, получает у короля разрешение на проведение ежегодной ярмарки и приглашает в город турецких, сербских и еврейских купцов. В 1760 году Умань получает Магдебургское право. За несколько лет еврейское население города выросло до 450 человек.

Умань. Наполеон Орда, сер. 19 в.

В июне 1768 года произошло событие, печально известное в истории как "уманьская резня". Во время очередного восстания гайдамаков за стенами Умани пытались найти убежище несколько тысяч еврейских семей из соседних местечек. Когда повстанцы во главе с Максимом Железняком подошли к городу, евреи собрали значительную сумму денег, чтобы укрепить боевой дух защитников замка. Однако это не помогло. Комендант крепости Рафаил Младанович отправил против осаждавших отряд во главе с сотником Иваном Гонтой, но Гонта, спокойно взявший деньги у евреев, перешел со своими казаками на сторону гайдамаков. Оставшийся гарнизон сдержать значительно превосходящего по количеству и силам противника не смог, а может, и не захотел. Объединенные отряды Гонты и Железняка ворвались в Умань и устроили кровавый погром. Часть евреев под руководством Лейбы Шаргородского и Моше Менакера укрылась в синагоге и успешно защищалась до тех пор, пока гайдамаки не подтащили пушки и полностью не разрушили здание. Все защитники погибли.

Всего по разным данным в Умани было убито около 20 тысяч человек - в основном, евреи, а также поляки и украинцы-грекокатолики. Также был убит и комендант Младанович. Существует легенда о том, что якобы Младанович впустил в город повстанцев в обмен на обещание не трогать поляков. Когда он перед смертью напомнил об этом Гонте, тот якобы ответил: "Ты же тоже обещал евреям не выдавать их, и изменил своему слову". Насколько эта история правдива, сказать трудно, ибо точно такую же рассказывают о резне в Тульчине во время хмельниччины, только имена у действующих персонажей другие.

Гонта кончил плохо - поляки его поймали и казнили с особым садизмом. А совсем недавно в Умани был установлен памятник народным "героям" Гонте и Железняку - прямо напротив синагоги, которую они так и не смогли захватить...

В память об Уманской трагедии во многих общинах Правобережья в день 5 Тамуза произносились специальные кинот (поминальные молитвы) и соблюдался пост. Эта традиция существовала вплоть до Холокоста.


Памятник Гонте и Железняку

В 1773 году Умань унаследовал Станислав "Щенсный" Потоцкий. Спустя 3 года он закладывает здесь парк "Софиевка", сегодня являющийся одним из главных туристических объектов Украины. Образцом послужил парк "Аркадия" князя Радзивила в городке Неборов, руководил строительством польский военный инженер Людвиг Метцель. В 1802 году граф дарит парк на день рождения своей супруге, Софии Витт-Потоцкой, в честь которой он и был назван. В свою очередь, в честь парка в 1985 году была названа Софиевкой одна из вновь открытых планет.

В 1793 году Умань по второму разделу Польши перешла в состав Российской империи. По состоянию на 1801 год в городе проживало 1895 евреев (58% всего населения), в т.ч. 6 купцов.


Парк "Софиевка"



В 1808 году в Умань из (совр. пгт Брацлав) приезжает основатель бреславского хасидизма рабби , внук . По словам рабби Нахмана, он услышал зов душ тысяч людей, убитых во время "уманьской резни", и посчитал, что сможет помочь им, будучи похороненным рядом. умирает в праздник всего два года спустя, в возрасте 38 лет. Перед этим он завещал своим последователям посещать его могилу хотя бы раз в году - и если хасид после смерти попадет в ад, то рабби Нахман за волосы вытащит его оттуда. Бреславские хасиды обязательно носят пейсы - по-видимому, чтоб цадику было удобней ухватиться. Последний урок, который рабби дал своим ученикам, был на тему , и традиционно именно в этот праздник приезжает в Умань основная часть паломников со всего мира. Однако, и в другие дни на могиле рабби Нахмана многолюдно. По еврейской традиции, молитва у могилы праведника имеет особую силу, поэтому не только хасиды, но и нерелигиозные евреи, и даже неевреи приезжают сюда попросить благословения у Всевышнего.

Памятная табличка на месте дома рабби Нахмана

В 1990-е годы поднялся вопрос о перезахоронении праха рабби Нахмана в Израиле; была даже достигнута соответствующая договоренность между украинским и израильским руководством. Но бреславские резко воспротивились этому: такие действия противоречат главному поводу, по которому рабби попросил похоронить его именно в этом месте. Тем не менее, двое молодых хасидов, не разобравшись в сути завещания своего учителя (а может, и по другим причинам) как-то попытались тайком выкрасть останки, но украинская милиция вовремя обнаружила горе-гробокопателей.

В Умани также жил ближайших ученик Нахмана - Натан Штернгарц, который подробно записывал его мысли и учение. Сам Браславер не оставил после себя никаких письменных трудов, все систематизировал и сохранил рабби Натан. Главным образом благодаря рабби Натану Штернгарцу бреславский хасидизм сегодня - одно из крупнейших хасидских течений в мире. Похоронен ближайший ученик рабби Нахмана в месте, ставшем колыбелью этого течения - поселке Брацлав Винницкой области.


Огель и синагога на могиле рабби Нахмана



В первой четверти 19 века Умань становится одним из важнейших центров Гаскалы в Украине. Местный маскил лесоторговец Хаим Гурвич перевел на идиш и издал в бердичевской типографии книгу Кампе "Открытие Америки", позже он перевел ее и на иврит. Для уманьских евреев это была первая еврейская книга, не связанная с религиозными текстами; она приобрела огромную популярность. Другой маскил, поэт Авраам Готлобер в своих "Воспоминаниях" писал: "Книга Гурвича была настолько популярна, что не было почти еврея, который бы не зачитывался ею... До появления этой книги весьма немногие из евреев знали о том, что существует в мире какая-то Америка ". Хаим Гурвич также поддерживал тесный контакт с видным караимским ученым Исааком. Хасиды настолько сильно не любили Гурвича, что после его смерти создали легенду, согласно которой его грешная душа вечно странствует по миру и не находит покоя...

В 1822 году сын Хаима Гурвича Гирш-Бер (он же Герман Бернард) попытался открыть в городе общеобразовательную еврейскую школу, "основанную на принципах Моше Мендельсона". Эта школа уже некоторое время подпольно существовала и была первой такого рода в Российской империи. Но местные власти наложили запрет: в тюрьме в это время сидел еврей по фамилии Мендельсон, и они, видимо, посчитали, что связанная с такой фамилией школа ничему хорошему детей не научит. Все же, через некоторое время школу открыть смогли (наверное, Мендельсона выпустили), но проработала она недолго из-за сильного противодействия ортодоксов, особенно хасидов. В 1835 году известный врач и общественный деятель Бернард Абрагамсон, проживавший в тот период в Умани, предпринял третью попытку открытия школы, но также потерпел неудачу.


Бы вшая еврейская школа


Бывший хедер

В начале 20 века большинство уманьских евреев занималось ремеслами, особенно - шитьем, и мелкой торговлей. Были и крупные магазины, принадлежавшие семьям Файнштейн, Шварцман и Пхор, канцелярский магазин Шапиро, магазины ювелирных изделий Фраермана и Краснянского, продовольственный магазин Лернера, оружейный магазин содержал Вернер.

Евреи также владели разнообразными предприятиями. В Умани был банк М.Раппопорта, пивоваренный завод Аврума Альтмана, табачная фабрика Хаима Марьяновского и Мордко Краинского, махорочная фабрика Хаима Спектора, 2 гильзовые фабрики семьи Лейциных. Заведения шипучих вод (производство минералки) принадлежали Пейсаху Иоришу, Авруму Бараку, Шейве Туницкой, Срулю Сафре, Шмулю Ширжике; мельницы - Науму Зусьману, Янкелю Жорницкому, Срулю Тульчинскуму; мыловаренные заводы - Хаве Тверской, Хаиму Житомирскому, Берко Аксельруду, Авруму Бармату; завод колесной мази - Лейбе Мазуру; фабрика масляных красок и масловаренный завод - Фроиму Линдину; каретные заведения (можно сказать, таксопарки) - Элю Срулевичу Спиваку и Мордко Калехману. Традиционно евреи содержали фотоателье - А.Юрковская, С.Рабинович, Ф.Лесницкий, а также типографии - Иосиф Баран, Лейба Шапира, Двойра Вайнштейн, И.Цейтлин, Аврум Тарадаш, Вольф Айхенбойм. Сруль Мошкович Зоненберг заведовал земской почтой.

Еврейские магазины и заведения располагалось, в основном, в центральной части города. Здесь же находилось и большинство уманьских синагог.

Центральная городская синагога была сооружена при помощи купцов братьев Файнштейн на улице, носившей говорящее название - Кагальная. При ее строительстве властями было поставлено распространенное условие - перед синагогой возвести дом, который заслонял бы ее с улицы Дворцовой (совр. ул. Независимости) и располагавшегося на ней Военного собора. Интересно, что сегодня улица носит имя Спинозы, но уточнить, имеется ли в виду известный философ еврейского происхождения или какой-то его однофамилец, пока не удалось.


Место Центральной синагоги


Улица еврейского квартала


Второй еврейский квартал под названием Раковка размещался на окраине Умани. Проживала здесь, в основном, местная беднота. Центром района была Хоральная синагога (она же Старобазарная, она же синагога "Шомрим ла бокер" - "Стражи утра"), располагавшаяся на вершине высокого холма над рекой, на улице с не менее говорящим названием - Верхнееврейская (сегодня - улица Шолом-Алейхема). От синагоги и до самого низа холм со всех сторон был облеплен деревянными лачугами и мазанками, отчего район получил еще одно название - Нижний еврейский. Под холмом находился базар (он и сегодня никуда не делся), вокруг которого размещались традиционные еврейские "мотели" - заезды.

После смерти рабби Нахмана рядом с Хоральной синагогой была построена хасидская синагога. Первоначально хасиды планировали молиться во дворе дома, где жил их учитель, но рабби Натан помнил - цадик хотел, чтоб все уманьские евреи молились вместе. Он стал приходить на молитвы в Хоральную синагогу, и хасиды последовали его примеру. Тем не менее, сепаратистские настроения в бреславской среде крепчали. Спустя некоторое время рабби Натан вынужден был поддаться давлению своего окружения и инициировать строительство отдельного молитвенного дома для хасидов. Сегодня обе синагоги - хасидская и Старобазарная - расположены на закрытой территории завода "Мегаомметр", свободного доступа к ним нет.


Раковка, нач. 20 века


Хоральная (Старобазарная) синагога, 1950-е гг.


Бывшая Хоральная синагога на территории завода


Бывшая синагога бреславских хасидов

В 1910 году в городе действовали три частные мужские училища и талмуд-тора. По ревизии 1914 года в Умани проживало 28 267 евреев (56,2% всего населения).

В 1919 году в Умани произошло несколько еврейских погромов. Во время одного из них было убито около 350 человек. Погромами отметились и войска Директории, и крестьянские банды, и Красная армия; не осталось в стороне и местное население.

После установления советской власти многие евреи начали переселяться в областной центр и другие крупные города. К 1939 году в Умани оставалось осталось 13 233 еврея, что составляло около 30% от всего населения города.

Братская могила жертв погрома 1919 года.

На памятнике указано количество - 3 тысячи человек

В августе 1941 года Умань заняли немецкие войска. В этот момент в городе находилось около 15 000 евреев - местных и беженцев из ранее оккупированных мест. Сразу же нацисты расстреляли 80 человек из еврейской интеллигенции. В сентябре, по воспоминанию уцелевшей во время Холокоста Мани Файнгольц, около 1000 человек были заперты в подвале старой тюрьмы и удушены газом; после этого было расстреляно еще 1412 евреев.


Здание бывшей тюрьмы

Мемориальная табличка на здании

1 октября всех евреев переселили в район Раковки. Практически все имущество при этом у них было отобрано. В грабеже еврейского населения самое активное участие принимали их бывшие соседи. Спустя всего лишь неделю нацисты и полицаи устроили первую "акцию", в ходе которой уничтожили 5400 уманьских евреев и 600 евреев-военнопленных. Также были убиты те украинцы, которые пытались прятать евреев. Еще через 2 недели в урочище Сухой яр нацисты и их пособники во время второй "акции" расстреляли около 10 000 евреев из Умани и соседних местечек.

Оставшихся евреев-специалистов с семьями (около 1800 человек) поместили в гетто, которое было ликвидировано в апреле 1942 года. Всего по разным данным во время оккупации в Умани было уничтожено от 20 до 25 тысяч евреев.


Памятник на месте расстрела в урочище Сухой яр

После войны часть евреев вернулась в Умань из эвакуации. Территорию самого старого еврейского кладбища советские власти застроили жилыми домами, огель рабби Нахмана был разрушен. В 1957 году во время острой антирелигиозной компании в числе сотен синагог по всей Украине была закрыта и последняя уманьская синагога.

В 1959 г. в городе проживало около 2200 евреев - 5% всего населения.


Одна из бывших синагог в центре Умани


Бывший дом раввина

Во время независимой Украины паломники вновь вернулись в Умань, в последние годы их количество превышает 30 000 человек в год - и это все на протяжении одного короткого периода. В остальное время их намного меньше. На могиле рабби Нахмана построена синагога, а весь квартал вокруг превратился в настоящий филиал Израиля в Украине: надписи на всех магазинах на иврите, кошерные рестораны, сувенирная продукция соответствующего направления. Особенно впечатляет построенный недавно 9-этажный отель "Шаарей Цион" (Врата Сиона). Интересно, что в сувенирных лавках продаются портреты цадиков из других хасидских династий - например, был замечен портрет , основателя ХаБаДа, конкурирующей, так сказать, фирмы. А вот изображений самого Нахмана, по-видимому, не существует (кстати, по поводу изображения рабби Шнеура Залмана также высказываются сомнения, соответствует ли оно действительности).


Современный еврейский квартал Умани




Сувенирная лавка

В Умани родились известный еврейский писатель Григорий Полянкер, поэты Эзра Фининберг и Раиса Троянкер.

Сегодня в Умани есть 2 еврейские общины: небольшая местная, и постоянно проживающие здесь бреславские хасиды, которые присматривают за огелем, синагогой и гостиницей.

Использован материал:

  • Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона;
  • Александр Вишневецкий. Умань, город еврейских страданий и погромов ;
  • Ежевика-публикации. Шломо Шварцман. Старая Умань ;
  • Євген Черненко. Умань - рiдне мiсто ;
  • Анатолий Подольский. Геноцид еврейского населения в Среднем Поднeпровье ;
  • Илья Альтман. Холокост на территории СССР. Энциклопедия.
  • Евгений Шнайдер;
  • Виталий Буряк;
  • Википедия. Умань

В Умань каждый год приезжают десятки тысяч хасидов со всего мира, чтобы отпраздновать иудейский Новый год Рош-га-Шана. Здесь, на еврейском кладбище, похоронен основатель брацлавского (бресловского) хасидизма Рабби Нахман. Могила цадика – одна из самых почитаемых святынь хасидов, место ежегодных массовых паломничеств. Вчера вечером хасиды-паломники, съехавшиеся в украинский городок Умань, начали праздновать иудейский Новый год – Рош ха-Шана (он же Рош га-Шана или Рош а-Шана). Каждый год сюда приезжают 25-30 тысяч верующих, и даже сложная ситуация на Украине их не испугала. Больше всего паломников, как правило, из США, Израиля и Франции. В этот раз из-за наплыва хасидов со всего света в городе даже стали принимать доллары вместо гривен.

Праздник Рош ха-Шана, который у иудеев считается началом нового года, обычно приходится на период с середины сентября по начало октября. С него начинается месяц тишрей, в первый день которого (и на шестой день работы ветхозаветного бога) были созданы Адам и Ева.

Хотя в этот раз Рош ха-Шана пришёлся на 14 и 15 сентября, празднование нового иудейского 5776 года в Умани началось ещё вечером 13 сентября, поскольку в иудейском календаре следующий день начинается с захода солнца в предыдущий. Месяц тишрей вообще богат на праздники, а на 10-й его день приходится самый важный для иудеев – Йом-Киппур. Считается, что в течение этих 10 дней бог судит весь мир и решает, кто должен жить, а кто – умереть. В эти Дни трепета иудеи должны раскаяться в грехах, совершённых за прошлый год.

Сам праздник Рош ха-Шана – не столько торжество, сколько длинный религиозный обряд, который строится по определённой схеме. Он длится два дня, которые носят название «йом-ха-арихта» – «один длинный день». Как это принято у иудеев, в эти дни нельзя работать, только готовить пищу.

С утра хасидов можно встретить на рынках Умани.

Вообще, очень забавно, как в украинскую провинцию приезжают десятки тысяч людей со всего мира, и как местное население с ними уживается. Например, бабушки-торговки на рынках даже знают некоторые фразы на английском и смешно торгуются с хитрыми хасидами.

В ходу гривны или доллары!

Умань прекрасна.

Видите эти многоэтажки? Это тот самый квартал, где находится могила Нахмана.

Квартал оцеплен украинской милицией, и кроме паломников и прессы никого не пускают. На улицах совсем другая жизнь: все вывески на иврите, играет своя музыка, толпы людей. Если бы не советские панельные дома, подумал бы, что я в Израиле.

С утра люди закупают продукты.

Местное кафе.

Старбакс) Обратите внимание на логотип. Кстати, кофе, чай и даже печенье раздают бесплатно!

В Рош ха-Шана иудеи должны как можно больше времени уделять молитве.

С помощью ремешков, обмотанных вокруг руки, иудеи держат тфилин – коробочки с отрывками из Торы. Одна из них закреплена на лбу, другая – на левом бицепсе. Как тфилин, так и ремешки сделаны из кожи кошерных животных.

Народу очень много.

Молитвы читаются в течение всего праздника. Иудеи надеются, что бог, занятый судом, их услышит и примет верное решение.

Молитва. Женщины сидят дома и могут наблюдать за происходящим только из окон.

Забавная сценка. Слева мужик, пускающий пузыри – владелец этого прилавка. Он нанял 9-летнего еврейского мальчика (в центре кадра) себе в помощники! Тот принимает деньги, торгуется, отдает товар. Мальчик очень ловко обращается с долларами, быстро всем дает сдачу и следит за порядком. Мужик пускает пузыри и очень доволен своим маленьким партнером!

Местные жители придумали 1001 способ срубить бабла с хасидов. Особым успехом пользуются различные аттракционы, вроде велосипеда с обратным рулем или турника, на котором надо провисеть 90 секунд. Платишь 5 долларов за попытку, если провисел – забираешь 50. Еще никто не смог провисеть.

Все прилавки закрыты металлическими сетками. Раньше сетки были обычные, но их резали.

Закрывают от детей, которые воруют всё, что плохо лежит.

Все цены в долларах. Особой популярностью пользуется игрушечное оружие.

Омовение. В первый день праздника после дневной молитвы иудеи совершают обряд ташлих, «сбрасывая грехи» в реку, ручей или другой водоём. При этом в нём должна водиться рыба.

Синагога перед вечерней молитвой.

Забавно, местные жители в прошлом году поставили крест на озере, где традиционно собирались хасиды. Теперь крест охраняет милиция, чтобы хасиды его не снесли.

Перед началом праздника (а именно за 18 минут до заката солнца) принято зажигать свечи. Когда праздник уже наступил, заново огонь разжигать уже нельзя: например, нельзя использовать спички, зажигалки, огниво и т.д., но можно от уже горящих свечей поджечь что-то ещё.

Кстати, во время праздника нельзя делать никакую работу и даже курить. Курильщикам раздают семечки (их грызть можно). Эти иудеи тоже прикуривают «праздничным» способом.

Ближе к вечеру хасиды переоделись в белые одежды. Одна из отличительных черт хасидского наряда – штраймл, меховая шапка (обычно лисья), надеваемая в субботу и праздники.

На могиле цадика Нахмана, как обычно, не протолкнуться. Говорят, у богатых хасидов есть возможность купить место в синагоге и молиться без давки.

Попасть к могиле практически невозможно. Главное – написать записку с просьбой к рабби Нахману. Записки складываются в специальные ящики. Можно передавать записки от друзей и родственников.

К могиле рабби Нахмана едут хасиды со всего мира, чтобы пожелать другу: «Шана това уматука». Что в переводе означает «Хорошего и сладкого Нового года!».

С Новым годом!

mob_info