Какие манеры называют хорошими? Как воспитать в себе хорошие манеры? Классный час «Школьный этикет

КЛАССНЫЙ ЧАС «ХОРОШИЕ МАНЕРЫ»

Цель: сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.
Эпиграфы:
«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований»
(Р. Эмерсен).
«Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры» (Бернард Шоу).

Вступительное слово учителя

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» - так писал наш великий поэт А.С. Пушкин. Ясно, что это утверждение в равной мере относится и к внешней культуре человека.
Современный этикет наследует обычай и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит в глубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет». Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости или английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, ставшие нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для произнесения тостов имелись тщательно разработанные правила. За нарушение этикета назначались штрафы. Мы в нашей игре также введём штрафы за нарушения правил поведения, а в конце игры увидим, кто окажется злостным штрафником. К нарушителям дисциплины мы будем привязывать ленточки. Предлагаю самые важные правила поведения записывать в памятку воспитанного человека. (Рекомендуется оформить «Свод правил воспитанного человека», в который будут записаны самые главные выводы, и в конце у каждого будут такая памятка.)
«Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?». И всё это означает одно и то же. А как звучит это по-русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего
не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Вы поздоровались, и на «капельку радостней сделалась жизнь». А ведь вы иногда, ребята, прокричите или пробурчите что-то на ходу – не то «дрпсь», не то «брысь».

Конкурс знатоков этикета

1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)
2. Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.)
4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.)
5. А кстати, кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подаёт руку девушка, женщина, начальник – подчинённому.)
Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу – никогда не ошибётесь. И я предлагаю записать это в нашу памятку.
Комментарий учителя

Ещё совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. И гостей принимали, и подарки вашим друзьям подбирали, и одевали вас по своему усмотрению. Но сейчас вы изменились, повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не умиляет размазанная по вашим щекам каша и никого не радует ваш чересчур весёлый, а точнее, чересчур громкий смех в транспорте. Что прощалось малышу – уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеётся, обиженно сказала: «Моё поведение – моё личное дело!» Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек, как Робинзон, живёт на необитаемом острове. Мы живём среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.
Есть забавная история о происхождения хороших манер. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, всё как у людей. Потом всё же договорились. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди. Так какое же следующее золотое правило поведения мы запишем в нашу памятку воспитанного человека? (Уступайте друг другу.)
Правила этикета очень разумны. Они не требуют от нас: «Делай так, а не иначе». Конечно, когда мальчик идёт с девочкой по узкой дорожке, ему следует пропустить её вперёд. Но если дорога незнакома, а идти страшновато, да ещё и корова стоит впереди, что подсказывает здравый смысл и понятие о мужском благородстве?
Или вы позвонили кому-то по телефону – первым делом поздоровайтесь и сразу назовите себя. Разумно? Очень: вашему собеседнику не придётся ломать голову над тем, с кем он разговаривает. Или вы идёте обедать – вымойте руки, иначе с пищей в организм попадёт информация. Подобных доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну, а вы продолжайте:
- тарелку с супом не следует наклонять ни к себе, ни от себя, потому что…;
- навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как…;
- не перебивайте говорящего товарища или взрослого.
Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а во-вторых…;
- размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, так как вы можете при этом… .
Человек может обойтись без многого – но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся. Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить! А значит, не конфликтовать по мелочам.

Игра «Зеркало»

Один из вас, самый смелый, встаёт перед классом, окажется как бы перед зеркалом. А ребята поочередно будут повторять его фразы, слова-паразиты, которые чаще других слов он употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие-то привычки. Вот и посмотрели на себя со стороны. А что бы мы записали в нашу памятку? (Следите за собой всегда и везде. Помните, вы среди людей.)

Цель: раскрыть смысл понятия «хорошие манеры».

  • способствовать формированию качеств личности ребёнка: доброта, отзывчивость, дружелюбность
  • способствовать развитию вежливости у учащихся
  • способствовать формированию культуры поведения

Здорово, Дэн!

Здорово, Жека!

Как дела? Где тусуешься?

Да так, дела фиговые! Училка много задала.

Не делай, всё равно пара будет!

А меня как - то это не колышет.

Ну ладно, пока, а то меня ещё родичи ждут.

Везуха тебе, а мне ещё мозги парить надо.

Здравствуй, Алина!

Здравствуй, Настя!

Как твои дела?

Спасибо, хорошо. А твои?

Тоже неплохо.

Как поживают твои родители?

Нормально.

До свидания, Алина!

До свидания, Настя!

Ребята, чем отличаются эти ситуации? За кем вам приятнее было наблюдать? Почему? А нужно ли учиться правилам хорошего тона, хорошим манерам?

Вот сегодня этому и посвящается наш классный час.

Тема « Хорошие манеры»

На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV, имевшее прозвище Король - солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. Предлагаю самые важные правила поведения записывать в «Памятку воспитанного человека», которые лежат у вас на столах. Сегодня мы с вами узнаем правила воспитанного человека. Каким должен быть воспитанный человек? Раскрывая правила мы будем записывать их на лучах идущих от человечка. Итак, начинаем нашу работу.

Чтобы раскрыть 1 правило воспитанного человека, я предлагаю составить «Словарь вежливых слов». В нашу школу на имя нашего класса пришло звуковое письмо. Послушайте его.

«Что? Где? Когда?»

В разных странах люди приветствуют друг друга по - разному.

« Здоров ли ваш скот? - произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят «Я тебя вижу». В Китае спрашивают «Ели вы сегодня?» А как это звучит по - русски?

«»Здравствуйте!» - тем самым мы желаем друг другу здоровья.

Ребята, об этом удивительном слове «здравствуйте» поэт В.Солоухин написал стихотворение. Для вас его прочтёт ваша одноклассница

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте» больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ребята, очень важно уметь правильно здороваться. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете приветствовать друг друга.

  1. Ребята, кто должен здороваться первым, если встретились старший и младший?
  2. 2. Ребята, кто-то из вас идёт с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе?
  3. 3.Ребята, представьте: вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что на передней площадке стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться?

4.Ребята, кто первым подаёт руку при приветствии: старший младшему или наоборот?

(учащиеся высказывают своё мнение)

Итак, мы с вами вспомнили как нужно здороваться.

Какое первое вежливое слово мы запишем в «Словарь вежливых слов»?

здравствуйте

А чтобы добавить другие вежливые слова, вы закончите мои предложения

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого (спасибо)
  • Зеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)
  • Когда нас бранят за шалости, говорим мы (извините, пожалуйста)
  • Не забудьте, что на прощание говорить всем нужно (до свидания)

Раскрываем первое правило воспитанного человека. Каким должен быть воспитанный человек?

1 правило - Говорить вежливые слова .

(наклеивают лучик, надписывают первое правило)

Ребята, мы переходим с вами ко второму лучику, ко второму правилу.

В жизни невозможно жить без друзей. Плохо человеку быть одному. А что такое дружба? Умеете ли вы дружить? Друга потерять очень легко, если не ценить.

Сейчас, ребята, я предлагаю вам 3 ситуации. Вы их послушайте и должны мне дать ответ: Как бы поступил настоящий друг.

(учащиеся инсценируют мини-сценки)

1 ситуация

Заходи, Женя!

Пошли на речку купаться. Водичка прелесть!

Мне некогда. Картошку нужно дочистить.

2 ситуация

Ку-ку! Хи-хи! Ха-ха!

Алло! Это кто?

Ку-ку! Хи-хи! Ха-ха!

Алло! Я слушаю. Кто это?

Да это же я, Диана! Не узнала что ли!

3 ситуация

Ты почему на велосипеде не катаешься?

А ты никому не скажешь?

Я не умею.

(учащиеся высказывают своё мнение)

Ребята, случается так, что друг может обидеть своего товарища, посмеяться над неудачей, оставить в беде. Если так поступить, то можно остаться без друзей. И не случайно, про дружбу сложено много замечательных песен. Вот одна из них, подпевайте, кто знает.

Песня « Настоящий друг»

Раскрываем второе правило воспитанного человека. Каким должен быть воспитанный человек?

2 правило - Дорожить дружбой .

Чтобы раскрыть третье правило воспитанного человека мы проведём физкультминутку и немного отдохнём.

Солнышко проснулось

В небе потянулось (встают на носочки, тянут руки вверх)

Стало всем теплей.

Мы друг к другу повернулись,

Наклонились, улыбнулись

И душе светлей.

Сели - встали, сели - встали

Это мы сильнее стали

Чтобы маме помогать,

Поскорее подрастать.

Повертели головой,

Завертелся шар земной.

Что, друзья, остановитесь

И на место все садитесь.

Вы впервые встречаете человека. Вы ещё с ним и слова не сказали, а впечатление о нём уже есть. Кто - то вызывает симпатию, а с кем - то не хочется общаться. Почему? Посмотри на себя со стороны. Как ты выглядишь? Какое производишь впечатление? Подумай, нет ли у тебя каких - нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих: грызть ногти, шмыгать носом, громко разговаривать и др. Если они у тебя всё же есть, постарайся от них избавиться, а главное избавить от них окружающих. Следи за собой всегда и везде. Помни, что ты среди людей. Тогда все будут встречать тебя радостной улыбкой и говорить: «Какой приятный человек!» В человеке должна быть внутренняя и внешняя красота.

Раскрываем третье правило воспитанного человека:

3 правило- Следить за собой .

Ребята, мы продолжим наш классный час «Хорошие манеры и переходим к четвёртому лучику, к четвёртому правилу воспитанного человека.

Добрым быть совсем - совсем непросто

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть

И завертится Земля быстрей,

Если станем мы с тобой добрей.

Как вы думаете, каким ещё должен быть воспитанный человек?

Добрые дела и поступки совершают только добрые, душевные, вежливые люди. Добрые дела людям добром и возвращаются. Есть такая русская пословица «За добро добром и платят». Эту русскую пословицу мы и запишем четвёртым правилом воспитанного человека. Ребята, придёте сегодня домой и посмотрите на себя в зеркало и спросите себя: «Что я сделал сегодня доброго? Что могу сделать хорошего завтра? Будем верить и стараться делать так, чтобы доброты было больше вокруг нас.

4 правило - За добро добром и платят .

Мы продолжаем нашу работу.

Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что - нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать.

Мы с вами поиграем в комплименты. Что такое комплимент?

Комплимент - любезные, приятные слова, одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Мы будем говорить друг другу комплименты: мальчики будут говорить девочкам, девочки - мальчикам.

(учащиеся говорят друг другу комплименты)

Комплименты написаны на карточках двух цветов: розовый (вытягивают мальчики) , фиолетовый (вытягивают девочки).

-…Какая ты, сегодня красивая!

- …Твои глаза светятся ясным солнцем.

- …Ты душа и радость наша.

- …Ты царица, тобою будем мы гордиться.

- …У тебя сегодня очень красивая причёска.

- …В твоих глазах я вижу синие озёра.

Сколько в тебе обоняния!

- …Ты красива, как поутру цветы в росе.

- …Какая у тебя очаровательная улыбка!

- …Ты, себя сегодня показал с хорошей стороны.

У тебя красивые ботинки.

-…Ты настоящий рыцарь!

Тебе очень идёт цвет нового костюма!

Так поступают настоящие мужчины!

Ты очень сильный, смелый, ловкий!

На тебя можно надеяться.

Надеюсь, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и что очень важно правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно вежливее.

Раскрываем пятое правило воспитанного человека:

5 првило - Уметь общаться с людьми.

С чем можно сравнить воспитанного человека? (учащиеся высказывают своё мнение)

Правильно с солнышком.

Вот он воспитанный человек, (зачитывают правила на солнышке),который:

  • Говорит вежливые слова.
  • Дорожит дружбой.
  • Следит за собой.
  • За добро добром и платит.
  • Умеет общаться с людьми.

Это солнышко можно добавить ещё лучиками с правилами воспитанного человека. Здесь только их часть.

(учащимся раздаются памятки о классном часе)

Берегите ваши памятки. Я верю, они всегда вам помогут

Если каждый человек будет выполнять эти правила, то в мире будет царить радость, хорошее настроение.

Давайте, подведём итог нашего классного часа. Что же такое хорошие манеры?

Манеры - особенность поведения, образ действия, внешние формы поведения.

Нашу работу я предлагаю закончить стихами.

Если мы воспитаны,

Вежливы мы даже,

То о нас плохого

Никогда (не скажут)

Мы старушке место

В транспорте (уступим)

Маме помогая,

Хлеб к обеду (купим)

С другом на уроке

Мы болтать (не будем)

И сказать спасибо

Мы не позабудем

В комнате порядок

Наведём, конечно

И друзей поздравим

С праздником сердечно.

В разговоре взрослых

Перебить (не сможем)

И в несчастье другу

Мы всегда поможем

Слабому в защите

Верно, не откажем

И о тайне друга

Никому не скажем.

Вежливые дети

Это просто клад!

Вам и нашим гостям я хочу пожелать:

Хорошие манеры

Нам нужны всегда

Как воздух, солнце, вера

Как чистая вода.

Пусть вежливость, тактичность

Всем в жизни помогают

А доброта и скромность

Душу украшают.

Дарите радость людям

И пусть всегда так будет!

Мне сегодня очень понравилось как вы работали. Всем огромное спасибо!

Рефлексия

А чтобы узнать понравилось ли вам, я попрошу при выходе из класса оставить свой смайлик.

До свидания!


Полный текст материала Классный час на тему: "Хорошие манеры"; начальные классы смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Конспект классного часа на тему «Хорошие манеры»

Цель: способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения.

Подготовительная работа

1. Поручить 2 парам учеников разыграть диалоги.

2. Попросить 2 учеников подготовить сообщения об истории этикета.

3. Предложить детям написать рассказ о курьезных ситуациях, в которые они попадали.

Оборудование: вырезать из бумаги сердечки.

План классного часа

I. Беседа «Хорошие манеры».

II. Информационный блок «Из истории этикета».

III. Памятка воспитанного человека.

1. Приветствие - знак вежливости.

2. «Когда в товарищах согласья нет...»

3. «Встречают по одежке...»

4. Учись смеяться над собой.

IV. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Беседа «Хорошие манеры»

(Учащиеся разыгрывают диалоги.)

Первый диалог

Здорово, Викча!

Здорово, Лерча!

Как дела?

Да так, дела стремные.

Где тусуешься?

На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?

А меня как-то не колышет.

Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.

Везуха тебе, а мне еще мозги парить.

Второй диалог:

Здравствуй, Лена!

Здравствуй, Инна!

Как твои дела?

Спасибо, отлично. А твои?

Тоже неплохо.

Как поживают твои родители?

У них все хорошо.

До свидания, Лена!

До свидания, Инна!

Классный руководитель. Чем отличаются эти ситуации?

(Дети высказываются.)

За кем вам приятнее было наблюдать? Почему?

(Дети высказываются.)

А теперь давайте сформулируем тему нашего классного часа.

Итак, мы прдолжаем серию классных часов о хороших манерах.

Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.

Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона. Для любого человека важно знать хорошие манеры. Прежде всего, что такое манеры? Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.

(Дети высказываются.)

Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли - тоже признак хороших манер.

II. Информационный блок «Из истории этикета»

Ученик 1. Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстается, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки.

Ученик 2. Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет.

Ученик 1. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».

Ученик 2. Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

III. Памятка воспитанного человека

1. Приветствие - знак вежливости

Классный руководитель. Предлагаю вам составить памятку воспитанного человека. В нее мы запишем самые важные правила этикета.

Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)

В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.

«Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»

А что же говорят при встрече русские? (Здравствуйте!)

То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости.

(Учитель читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)

5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)

Классный руководитель. Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим - иначе. Так какое же первое правило мы выведем?

(Дети высказывают предположения.)

Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку.

2. «Когда в товарищах согласья нет...»

Классный руководитель. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».

Права ли девочка?

(Дети высказываются.)

Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.

На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Ответы детей.)

Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)

В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу?

(Дети высказываются.)

Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)

Послушайте вот какую историю. (Читает рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».)

Слава и Витя сидели на одной парте.

Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.

У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, - сказал Витя.

Не Рекс, а Кекс, - поправил его Слава.

Нет, Рекс!

Нет, Кекс!

Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.

Значит, нам не из-за чего ссориться! - обрадовался Слава.

Конечно, не из-за чего, - согласился Витя.

Оба мальчика снова уселись на одну парту.

Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..

Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните сточки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.,.»

Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? {«Уступайте друг другу».)

3. «Встречают по одежке...»

Классный руководитель. Продолжаем конкурс знатоков этикета. Приз за правильный ответ - сердечко.

1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что... (можно пролить суп).

3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).

4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете... (невоспитанность).

Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.

Как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.)

Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться.

Какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)

4. Учись смеяться над собой

Классный руководитель. В любом классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, неумным подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы послушаем веселые истории, которые произошли с вашими одноклассниками.

(Школьники по желанию рассказывают смешные случаи из жизни.)

Все мы порой попадаем в нелепые ситуации и чувствуем себя неловко. Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей юмора относиться к себе самому.

Какое золотое правило мы могли бы записать? («Учись смеяться над собой».)

IV. Заключительное слово

Классный руководитель. Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением. Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».

Итак у кого больше всех оказалось сердечек? (знаток этикета)

Памятку, которую мы составили, мы повесим в классный уголок.

Задачи :

образовательные : приобретение учащимися знаний о правилах

поведения, о хороших манерах

развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности, мыслительной деятельности, умение находить решение проблемы используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности;

воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения.

Подготовительная работа

1. Поручить 2 парам учеников разыграть диалоги.

2. Попросить 2 учеников подготовить сообщения об истории этикета.

3. Предложить детям написать рассказ о курьезных ситуациях, в которые они попадали.

Оборудование: плакат.

План классного часа

I. Беседа «Хорошие манеры».

II. Информационный блок «Из истории этикета».

III. Памятка воспитанного человека.

1. Приветствие - знак вежливости.

3. «Встречают по одежке...»

IV. Заключительное слово.

Ход классного часа

    Беседа «Хорошие манеры»

- А кто из вас знает, что такое хорошие манеры? Хорошие манеры человека означают, что он умеет вести себя в обществе, соблюдает правила поведения. Хорошие манеры должны войти в привычку. Тогда человек, не задумываясь ведет себя так, как это принято в обществе.

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои

способности. Ежедневно мы встречаемся со многими людьми.

(Учащиеся разыгрывают диалоги.)

Первый диалог

Здорово, Викча!

Здорово, Лерча!

Как дела?

Да так, дела стремные.

Где тусуешься?

На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?

А меня как-то не колышет.

Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.

Везуха тебе, а мне еще мозги парить.

Второй диалог:

Здравствуй, Лена!

Здравствуй, Инна!

Как твои дела?

Спасибо, отлично. А твои?

Тоже неплохо.

Как поживают твои родители?

У них все хорошо.

До свидания, Лена!

До свидания, Инна!

Классный руководитель. Чем отличаются эти ситуации?

(Дети высказываются.)

За кем вам приятнее было наблюдать? Почему?

(Дети высказываются.)

Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.

2слайд.

Появляется плакат.

«Воспитанность нельзя вбить, вколотить в человека, ее нельзя привить, прищепить, ее нельзя насильно на человека натянуть.

Это такое качество, которое вырастает изнутри в результате собственной работы человека над собой».

Вы на занятии познакомитесь с хорошими манерами и постараетесь сделать так, чтобы они стали вашими привычками.

Для любого человека важно знать хорошие манеры. Прежде всего, что такое манеры? Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.

Как вы думаете, что принято считать хорошими манерами?

(Дети высказываются.)

Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли - тоже признак хороших манер.

II. Информационный блок «Из истории этикета»

Ученик 1. Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстается, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки.

Ученик 2. Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет.

Ученик 1. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».

Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!

Эти правила не сложны.
Их легко запомнить можно.
И для вас сейчас, ребята,
Мы раскроем их секрет.

Четыре волшебных слова -
ЭТИКЕТА основа.
Вы часто их говорите,
Звучат они очень красиво:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

Известно с детства это всем:
"Когда я ем, я глух и нем".
А хоть словечко ЭТИКЕТ
Разрешит сказать иль нет?
Жуёшь - закрытым рот держи.
Проглоти - потом скажи.

Речь должна быть правильной. Мысли надо выражать кратко, точно, ясно, без пустословия, без повторений. Говорить надо по существу. Речь отражает уровень культуры человека. Чтобы речь была правильной и красивой, важно читать больше художественной литературы, особенно стихи. Книга – это не только источник знаний. Она учит нас говорить. Во время разговора не забывай употреблять «волшебные слова». Давайте их назовем.

Вывод: следить за своей речью

Не вертись, спокойно кушай
И не чавкай, словно хрюша.

За столом сидишь с гостями -
Не кричи, не ёрзай, друг,
Не размахивай руками,
Словно ты гоняешь мух.

Воспитанные люди редко жестикулируют. Л.Н.Толстой сказал: «От того, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем». Со стороны совсем неприятно смотреть на того, кто при любом слове взмахивает руками.

Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.

А в салате, видишь, - ложка.
Положи себе немножко,
Не наваливай холмом:
Съешь - еще возьмёшь потом.

Ложку общую из салата
Не облизывают, ребята!
* * *
Винегрет, салат, картошку,
Чтобы взять, используй ложку,
Только общую, не ту,
Что в твоем бывала рту.
* * *
Не хватай еду руками -
Будет очень стыдно маме.
ЭТИКЕТ добавит тут:
Только хлеб рукой берут.

Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Хлеб тебе подаст сосед -
Поблагодари его в ответ.

Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.

* * *
Не вытирай свой рот рукой -
Салфетка есть перед тобой.

Облизывать не стоит пальцы,
Которые за всё хватальцы.
Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:
Для рук положены салфетки.

* * *

Сотни правил в ЭТИКЕТЕ,
Все не выучите враз.
Но, пожалуйста уж, дети,
Вы не огорчайте нас.
Подрастая, изучайте,
Изучайте ЭТИКЕТ.
Изучая, подрастайте
И живите много лет!
В ЖИЗНИ ВАШЕ ВОСПИТАНИЕ
ЖДУТ БОЛЬШИЕ ИСПЫТАНИЯ!

Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

III. Памятка воспитанного человека

1. Приветствие - знак вежливости

Загадка. «Здоров ли ваш скот?» - говорят монголы.

«Я тебя вижу!» - произносят в Африке.

«Ели вы сегодня?» - можно услышать в Китае.

- А как звучит это на русском языке? (Здравствуйте!)

- Почему нужно здороваться? (показывает своё хорошее отношение, желает добра и здоровья)

- С кем, по вашему мнению, нужно здороваться?

- Нужно ли здороваться со всеми подряд в школе? Почему?

Классный руководитель. Предлагаю вам составить памятку воспитанного человека. В нее мы запишем самые важные правила этикета.

Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости.

(Учитель читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)

Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку.

2. «Когда в товарищах согласья нет...»

Классный руководитель. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».

Права ли девочка?

(Дети высказываются.)

Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.

Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)

В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу?

(Дети высказываются.)

Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)

Послушайте вот какую историю. (Читает рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».)

Слава и Витя сидели на одной парте.

Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.

У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, - сказал Витя.

Не Рекс, а Кекс, - поправил его Слава.

Нет, Рекс!

Нет, Кекс!

Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.

Значит, нам не из-за чего ссориться! - обрадовался Слава.

Конечно, не из-за чего, - согласился Витя.

Оба мальчика снова уселись на одну парту.

Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..

Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните сточки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.,.»

Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? {«Уступайте друг другу».)

3. «Встречают по одежке...»

1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что... (можно пролить суп).

3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).

4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете... (невоспитанность).

Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.

Как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.)

Какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)

IV. Заключительное слово

Классный руководитель. Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением.

Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».

Игровое задание «Закончите предложение» (хором)

o Растаять может ледяная глыба, услышав тёплое (спасибо).

o Улыбнётся старый пень, если сказать ему (добрый день).

o Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо).

o И в мае, и в июле, и в августе при встрече говорят (здравствуйте).

o Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).

o И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).

o На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините).

Итог

Когда-нибудь люди не будут грубить.

Невежды уйдут навсегда.

Вот здорово будет всем тогда жить

Придёт золотая пора.

mob_info