По каким особым приметам можно узнать зайца. Заяц перебежал дорогу: приметы

Наши предки долгие столетия жили в окружении домашних животных и птиц, а потому нам в наследство досталось немало примет, связанных с собаками и кошками, коровами и овцами, курами и гусями.

Кроме того, в отличие от нас, пращуры существовали в неразрывной связи с дикой природой и всеми её обитателями, используя лис и зайцев, волков и лосей в качестве настоящих оракулов. Например, перебежавшая дорогу лисица обещала массу неприятностей, а встреченный на пути лось сулил трудное путешествие. А что же можно ожидать от зрелища невинного зайчика или кролика?

Приметы про зайцев

Серенький зайчишка, скачущий по лесной опушке, мог поведать знающему человеку немало интересного о будущем. Причём, несмотря на обаятельную внешность зверька, чаще всего такая встреча сулит очевидцу мало хорошего.

  • Особенно нежелательно увидеть «косого» зимней порой, когда его шубка приобретает белый цвет. Считается, что такой ушастый «предсказатель» обещает лишь проблемы и неприятности, если решиться перебежать вам дорогу.
  • Белоснежный зверёк во весь опор несётся вдоль дороги и не собирается пересекать ваш путь? Всё равно не стоит надеяться, что беды удастся избежать. Ведь такое поведение животного предвещает большой пожар.
  • Дурной приметой считается встреча свадебной процессии с длинноухим «бегуном». Если заяц перебежит молодым дорогу, то их семейная жизнь непременно очень быстро разладиться и закончится разводом.
  • У моряков существует своё поверье о встрече с «косым». Она крайне нежелательна, если впереди предстоит долгое и трудное плаванье. Невезучему покорителю просторов, чей путь перебежал заяц, стоит повременить с выходом на морские просторы, да и от небольших речушек лучше некоторое время держаться подальше.
  • Наши предки верили, что дурной приметой был заяц, встреченный на пути беременной женщиной. Если зверёк перебежал ей дорогу, то младенец рисковал появиться на свет с «украшением» в виде так называемой «заячьей губы».
  • Случается, что молодые животные по неопытности иногда вдруг оказываются на дороге, где часто попадают под колёса автомобилей. Если с вами случилась такая неприятность, то стоит подготовиться к продолжению «чёрной полосы» в жизни.

Кролик в доме – опасность или позитив?

Многие мечтают завести в квартире собственного ручного крольчишку. Ведь они – такие забавные и милые создания. Однако суеверных людей останавливают дурные приметы, сложенные народом про их диких собратьев – зайцев. Так что же сулит семье присутствие длинноухого питомца?

  • Оказывается, пушистый братец-кролик, бодро скачущий по комнатам, вовсе не так «опасен», как его лесной родственник. На самом деле его присутствие в доме непременно положительно скажется на материальном благосостоянии семьи, принеся домочадцам повышение по службе, неожиданное наследство или выигрыш в лотерею.
  • Тот, кто мечтает о большой и дружной семье с множеством детишек, непременно должен завести в доме кролика. Его позитив немедленно положительно скажется на личной жизни, а там уж и до свадьбы недалеко.
  • Всем известно, что кроличья лапка приносит удачу. Если же в вашей квартире появится сразу четыре таких талисмана, то можно не сомневаться в длительной благосклонности фортуны, а также её богатых и многочисленных подарках.

Ещё много веков назад наши предки заметили связь между поведением различных животных и последующими событиями, происходящими в жизни их хозяев или очевидцев. Конечно, большая часть таких примет связана с домашними питомцами или скотом. Однако и их дикие собратья также не остались без внимания.

Особенно часто поверья касаются такого происшествия, как перебежавшая дорогу лесная живность. Если вам посчастливилось встретиться с кабаном, будьте готовы к наступлению счастливой полосы в жизни. Повстречали на дороге лося – не избежите трудностей и на жизненном пути. Мелькнула наперерез рыжая лисица – готовьтесь к серьёзным неприятностям со здоровьем. А что же готовит судьба тому, кому встретился заяц?

  • Заметили, как лесную тропинку перед вами перебегает длинноухий обитатель чащобы? Прежде, чем делать выводы, обратите внимание на его окрас. Белоснежный зверёк сулит массу неприятностей, чёрный – благосклонность фортуны, а серый обещает исполнение любого желания.
  • Очень нехорошо, если лесная живность встретилась вам сразу при выходе из дома. Присутствие зайца во дворе предвещает смерть одного из обитателей жилища. Правда, если в здании проживает сразу несколько семей, то есть надежда, что беда коснётся кого-то другого, а ваших близких обойдёт стороной.
  • Заметили, как «косой» перебежал дорогу поблизости от населённого пункта, где вы живёте? Вашему дому грозит опасность пожара, так что будьте осторожны с огнём и проверьте электропроводку.
  • Прокладываете путь по бездорожью и заметили, как заяц бежит по полю вам наперерез? Подготовьтесь, что вскоре кто-то из друзей или коллег проявит трусость, чем сильно навредит вашей личной жизни или карьере.
  • Сразу несколько длинноухих бегунов, пересекающих путь, могут серьёзно огорчить сельского жителя или увлечённого садовода-огородника. Ведь их появление предвещает неурожайный год.
  • Неприятные последствия встречи с зайцем на дороге ожидают свадебную процессию. Если путь жениха и невесты пересечётся с его направлением движения, то молодую семью ожидает трудный брак и скорый развод.
  • Крайне нежелательно, чтобы «косой» обитатель лесов перебегал дорогу беременной женщине. Наши предки верили, что в этом случае она родит малыша с увечьем на лице, именуемым в народе «заячья губа».
  • Не стоит спешить на свой корабль и моряку, чей путь перебежал заяц. В ближайшее время ему не только нельзя отправляться в плаванье по морям и океанам. Разумно будет во избежание несчастья и вовсе держаться подальше от любого водоёма.
  • Даже следы длинноухого бегуна, пересекающие ваш путь в лесу, считаются дурным предзнаменованием. Считается, что после такого зрелища человек может заблудиться или стать жертвой хищного зверя.
  • Иногда возникают обстоятельства, не позволяющие суеверному человеку прервать дорогу и вернуться назад, чтобы избежать опасных последствий. Однако действие неприятной приметы легко можно нейтрализовать, если дождаться, чтобы перед вами по тому же пути прошёл другой человек, который не видел «косого». Ещё одним эффективным способом будут всем известные три плевка через левое плечо и прикушенный при этом язык.
Примета:
Встретить зайца - дурной знак. (Ланкашир и Север. Впрочем, если у вас с собой заряженное ружье, такую встречу едва ли можно назвать несчастливой).
Примета:
Если будешь носить с собой кость от заячьей лапы, у тебя никогда не будет судорог, (Повсеместно).
Примета:
Если заяц перебежит дорогу невесте и жениху (пусть даже в отдалении), их брак будет несчастливым. (Север).
Примета:
Если ты увидишь зайца, бегущего по тропинке или по дороге, знай, что твоему дому в этот день угрожает пожар. (Нортгемптоншир).
Примета:
Зайцы ежегодно меняют свой пол. (Старое суеверие, разумеется, абсурдное).
Примета:
Заяц перебегает дорогу - не к добру. (Повсеместно. В Сомерсете это считалось приметой близкой смерти).
Быть может наиболее древним и самым распространенным суеверием, связанным с зайцами, было то, что ведьмы наиболее часто превращаются в этих животных. В своей "Топографии Ирландии" (гл. 19), завершенной в 1187 г. Камбренис записал: "С давних времен и по сей день ходит много слухов о том, что некоторые уэльские, а также шотландские и ирландские ведьмы принимают облик зайцев, чтобы сосать вымя чужих коров и красть молоко у людей". Поэтому в день Первого Мая ирландцы убивали всех зайцев, которых замечали среди своего скота, считая, что на самом деле они убивают старух, охочих до чужого масла. На острове Мэн первомайский рассвет служил сигналом для начала сжигания вереска или дрока, чтобы изжарить всех ведьм, которые превращаются в зайцев. Аналогичный обычай существовал и в Ирландии. Вот история, рассказанная господином Дж. Г. Кэмпбеллом. Один молодой человек, охотившийся на острове Лисмор возле Балнагон Лох, подстрелил зайца. Животное завопило не своим голосом, и тут охотник вспомнил, что на Лисморе вовсе не водится зайцев. В страхе он бросил свое ружье и поспешил домой. На другой день он узнал, что известная ведьма лежит дома со сломанной ногой. Разумеется, это одна из вариаций на темы истории, весьма популярной в те времена, когда охота на ведьм была в Британии чем-то вроде спортивной забавы. История эта гласила, что если ранить или убить зайца, то на другой день ведьма окажется мертвой или раненной в то же самое место, куда был ранен заяц. Многие старые женщины были повешены или сожжены на основании подобных свидетельств. А теперь на минутку перенесемся из Ирландии, Лисмора и Англии к дальневосточным айнам. Они верят, что зайцы - это заколдованные люди. Если они видят заячьи следы на снегу, они выкапывают их, переворачивают и зарывают в надежде, что после этого ведьма непременно задохнется. Древние бритты использовали зайцев для гадания, и по этой причине никогда не ели зайчатины. Борлейс ("Antiauities of Cornwall") описывает, как Боадицея гадала с помощью зайца:"Выстроив своих воинов, чтобы воодушевить их против римлян, она вынула из-за пазухи зайца и выпустила его, чтобы авгуры могли приступить к гаданию. Испуганное животное пустилось наутек, кружа и виляя по полю, и по его движениям можно было прочесть большую удачу. Обрадованная толпа громко возликовала; Боадицея, используя этот случай, призвала воинов сразиться с врагом и одержать победу". Корнуолльское суеверие гласит, что девица, которая слишком сильно влюблена в парня, может умереть, если он бросит ее, а затем будет преследовать его в облике белого зайца. Считалось, что это видение является изменнику повсюду и его не видит никто, кроме него. Это одно из древнейших корнуолльских суеверий, и существует много историй о мужчинах, доведенных белым зайцем до самоубийства. Моряки(особенно шотландские)считали дурной приметой увидеть зайца по пути на корабль. Если зайца находили на борту корабля, это считалось еще более зловещим предзнаменованием. "Scotchman" в прошлом столетии сообщал о деле молодых людей, которые подбросили в рыбачью лодку зайца; их "заговор" был раскрыт, и они предстали перед шерифом. Согласно русским народным поверьям, встреча с зайцем также предвещает неудачу: "Заяц дорогу перебежит - к несчастью. Тебе пень да колода, нам путь да дорйга! - гов(орят) зайцу, перебежавшему путь. Заяц по селенью бегает - к пожару". (Ср. английское суеверие:"Если ты увидишь зайца, бегущего по тропинке или по дороге, знай, что твоему дому в этот день угрожает пожар"). Русские колдуньи чаще всего обращаются в кошек и свиней, однако зайцы упоминаются в народных суеверных рассказах как помощники колдунов и ведьм. На Русском Севере существует представление о душе человека в виде зайца. В знаменитой древнерусской "Повести о Петре и Февронии" слуга князя Петра застает премудрую деву Февронию за ткацким станом и видит около нее скачущего зайца. Эта деталь как нельзя лучше характеризует вещую природу девы-знахарки, сумевшей вылечить язвы Петра и, победив князя своей мудростью, стать его женой. "В сухой год зайца больше, в сырой - мыши". Примета:
Заяц столь труслив, что никогда не закрывает глаз - даже когда спит.

В. А. Коршунков

У славянских народов издавна и повсеместно известны приметы и поверья, согласно которым следовало опасаться перебежавшего дорогу или же встреченного на пути зайца. Это неоднократно отмечалось в специальной литературе 1 . Вот, к примеру, в старинном справочнике М. Д. Чулкова, который был популярен в XVIII и начале XIX в., сказано: «…Добра не предвещает, когда перебежит через дорогу заяц или другое животное» 2 . Интересно, что заяц тут на первом месте, и уже потом добавлено про какое-либо иное животное.

Вятский лесник, охотник и литератор Владимир Морозов хорошо написал о зайцах, которые пересекают человеку путь: «Сравнялся день с ночью, и зайцы на радостях умишком тронулись. Белый день на дворе, а им как будто никакого указа нет. Меж ивовых кустов скачут, играют в пятнашки-догонялки. Лапами друг дружку по спинам лупят, договариваются, кому водить следующему. Туда-сюда шастают, путь-дорогу пересекают.

Известное дело: перебежит заяц человеку дорогу, – можно дальше и вовсе не ходить. Не то, что там удачи или успеха в задуманном деле, – совсем пути не будет.

Ну, да и ты будь не лыком шит, кричи сразу против них, ушканов ушлых, отворотное слово. Едва мелькнёт впереди через тропинку куцый хвост, тут же ему вослед и гаркни:

– Тебе, косой, пень да колода, а мне путь да дорога!

Заворачивай обратно свою удачу, не дай ей угнаться по свежему пахучему следу. А то ведь заплутает её хитрый зверёк, истреплет о частые гребни еловых сучьев, утопит в глубоких сугробах.

Удача-то, она тебе и самому, надо думать, пригодится» 3 .

Вообще же перечень пересекающих дорогу вестников несчастья весьма обширен. Судя по всему, не столь существенным бывало даже, кто именно пересекает путь, – важнее сам факт, что путь кем-то перейдён. Такое само по себе воспринималось негативно.

Русские жители Уржумского уезда Вятской губернии во второй половине XIX в. знали: «Перебежит дорогу кошка, собака, заяц – не будет пути» 4 . Составители статистического отчёта о русских жителях Котельничского уезда Вятской губернии в 1850 г. указывали на этакое суеверие: идя на охоту и рыбалку, не поминают ни священника, ни зайца. А «ежели охотник на пути встретит священника или заяц перебежит ему дорогу, он ворочается домой и в этот день уже не решается идти на охоту» 5 .

Ещё в «Повести временных лет» (запись о событиях 1068 г.) было сказано о таком прегрешении, как вера «во встречу». Там упоминалась зловещая встреча с монахом, кабаном или свиньёй. Известно, что на Руси боялись также повстречать инородца и иноверца, бабу или девку с пустыми вёдрами, мышь, лысую лошадь и др.

И всё же столь, казалось бы, безобидное животное, как заяц, весьма заметно среди прочих вестников несчастья, которые могли возникнуть на пути у человека.

Вятский этнограф и священник Г. Е. Верещагин (1851–1930) записал от вятчанина Василия Звонова такую быличку: «Лежу я однажды у горна на фабрике и вижу. Идёт к горну ребёнок 2–3 лет на вид… Я перекрестился и сказал: “Господи, благослови”, и ребёнок, сделавшись зайцем, прыгнул в горн
и исчез. Это видели и другие» 6 .

Горн – это промышленная печь, температуры в которой достигают очень больших значений. Вот туда-то, в огонь, и бросилось странное существо в обличии зайца. Характерна подспудная готовность разглядеть в зайце нечистую силу. Именно так – этот зверёк казался воплощением нечисти, исчадием злой, «иномирной» силы.

Действительно, заяц у славян представлялся животным, имевшим демонические свойства, нечистым и опасным. Он связан с лешим, чёртом или какой-нибудь другой нечистой силой. Потому и встреча с ним бывала более опасной, чем даже с волком; пересекавший путь волк – к добру. Лешие, по распространённым поверьям, имели свою скотину, состоявшую из обитавших в лесу зверей – прежде всего, зайцев. Заяц мог оказаться оборотнем, он становился вихрем, а нечисть в заячьем облике стремилась перебежать дорогу охотнику или свадебному поезду 7 .

В соседнем с Вятским краем Прикамье записан такой народный рассказ: «Мужик репу караулил. Заяц прибежал. Он его, значит: “Понеси тя, лешак!” К нему скоро лешак и пришёл с кузовом: “Давай садись”. <…> Это такая легенда ходила, что нельзя, когда заяц бежит, его к лешему посылать, а то он тебя унесёт» 8 . Само это вырвавшееся проклятие вослед зайцу очень показательно: мол, надо бы, чтоб пронесло этого зловредного зверька мимо и без ущерба! Но история, собственно, о том, как мужик не учёл тесной связи зайца и лешего, за что и поплатился.

А иной раз в народе прямо утверждали, что леший оборачивается зайцем.

Почему в виде зайца (или какого-либо другого животного, пересекавшего человеку дорогу и приносившего тем самым несчастье) представлялся именно леший? Очевидно, прежде всего, потому, что человечьи пути-дороги слишком часто в наших условиях проходили по лесу или же вблизи него, то есть через владения лешего. И главное: именно лесной «хозяин» (уподобляясь, очевидно, подвластному ему зверью) сам любил проходить по собственным тропам, пугая тех, кто по неопытности или по невнимательности располагался на них. То есть среди прочих мифологических персонажей именно леший был связан с передвижением, с лесными тропами, с путями-дорогами 9 .

Сходные с русскими поверья были и у живших в пределах государства Российского финно-угорских и тюркских народов. У них тоже опасались встретить зайца на пути.

У живущих на средней Печоре коми ипостась души, называвшаяся «урöс», могла получать разные зооморфные обличья. Например, вид зайца, бросавшегося в ноги. Тогда это предвещало смерть или несчастье 10 .

А вот выразительное свидетельство «о суеверии» черемисов (марийцев) Верхотурского уезда (это на Урале), датированное 1738-м г.: «Ежели кто из них пойдет на какой промысел, а встречю ему попадет мужеск пол или женской с порозжею какою посудою, или птица жолна или заец навстречю или поперег дороги, то он воротится и на промысел того дня не пойдет. И почитают то себе за несчастие, что и в промыслу тому добычи не будет. А в счастии никакого примечания не знают» 11 .

Удмурты, отправляясь на сватовство, молились, чтобы дорога была хорошей, чтобы по пути не встретился «человек со злыми глазами», «человек с тяжёлыми ногами», «с пустыми вёдрами идущий за водою». А если путь пересекал заяц, то они и вовсе поворачивали назад, «так как подобное пересечение пути, по их мнению, всегда влечёт за собой не только неудачу, но даже какое-нибудь большое несчастье» 12 .

В общем, заяц – животное, которое ассоциировалось с опасным «иным миром» и мифологическими «хозяевами» леса. Всякое же пересечение пути перед идущим человеком считалось нежелательным и даже вредоносным. Два этих представления стали основой распространённых примет и поверий, согласно которым перебежавший дорогу заяц – не к добру.

Писатель Викентий Вересаев в заметках «Супруги (пунктирный портрет)» (1940) из цикла «Невыдуманные рассказы о прошлом» приводил рассуждение некой женщины: «Никогда я не могла понять, как это люди верят во всякие предрассудки. Ну, я понимаю: тринадцать человек за столом, три свечи, заяц перебежал дорогу… А всякие там предрассудки… Не понимаю» 13 .

Примечания

1 Гура А. В.: 1) Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 191–192 ; 2) Заяц // Славянские древности: этнолингвист. слов. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 1999. Т. 2: Д–К (Крошки). С. 287.
2 [Чулков М.]. Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шеманства и проч., сочиненная М. Ч. М., 1786. С. 191.
3 Морозов В. И. Народный календарь. Киров, 2001. С. 7.
4 Магницкий В. Поверья и обряды (запуки) в Уржумском уезде Вятской губернии. Вятка, 1883. № 82.
5 Материалы о состоянии уездов губернии за 1850 г. Т. 2 // ГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 12. Л. 166.
6 Верещагин Г. Е. Собр. соч. : в 6 т. Ижевск, 1998. Т. 3: Очерки русских Вятско-Прикамского края. Кн. 2, вып. 2. С. 93.
7 Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. С. 186–192.
8 Былички и бывальщины: старозаветные рассказы, записанные в Прикамье / сост. К. Э. Шумов. Пермь, 1991. № 53.
9 Коршунков В. А. Свадьбы леших и лешачьи тропы: мифологические особенности народной «культуры пути» // Сквозь границы: культурол. альм. / гл. ред. Н. И. Поспелова. Киров, 2006. Вып. 5. С. 290–295.
10 Лимеров П. Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар, 1998. С. 15, 81.
11 Иванов А. Г., Сепеев Г. А. Материалы анкеты В. Н. Татищева о марийцах Приуралья 30-х годов XVIII века // Марийский археографический вестник. 1994. № 4. С. 102.
12 Ильин М. И. Свадебные обычаи и обряды у вотяков / под ред. Ф. Стрельцова // Тр. науч. о-ва по изучению Вотского края. Ижевск, 1926. Вып. 2 / под ред. Ф. Стрельцова. С. 30.
13 Вересаев В. Невыдуманные рассказы о прошлом // Вересаев В. Собр. соч. : в 5 т. М., 1961. Т. 4. С. 282–283.

ЗАЯЦ

Встретить зайца - дурной знак. (Ланкашир и Север. Впрочем, если у вас с собой заряженное ружье, такую встречу едва ли можно назвать несчастливой).
Если будешь носить с собой кость от заячьей лапы, у тебя никогда не будет судорог, (Повсеместно).
Если заяц перебежит дорогу невесте и жениху (пусть даже в отдалении), их брак будет несчастливым. (Север).
Если ты увидишь зайца, бегущего по тропинке или по дороге, знай, что твоему дому в этот день угрожает пожар. (Нортгемптоншир).
Зайцы ежегодно меняют свой пол. (Старое суеверие, разумеется, абсурдное).
Заяц перебегает дорогу - не к добру. (Повсеместно. В Сомерсете это считалось приметой близкой смерти).
Быть может наиболее древним и самым распространенным суеверием, связанным с зайцами, было то, что ведьмы наиболее часто превращаются в этих животных.В своей "Топографии Ирландии" (гл. 19), завершенной в 1187 г. Камбренис записал: "С давних времен и по сей день ходит много слухов о том, что некоторые уэльские, а также шотландские и ирландские ведьмы принимают облик зайцев, чтобы сосать вымя чужих коров и красть молоко у людей".Поэтому в день Первого Мая ирландцы убивали всех зайцев, которых замечали среди своего скота, считая, что на самом деле они убивают старух, охочих до чужого масла.На острове Мэн первомайский рассвет служил сигналом для начала сжигания вереска или дрока, чтобы изжарить всех ведьм, которые превращаются в зайцев. Аналогичный обычай существовал и в Ирландии.Вот история, рассказанная господином Дж. Г. Кэмпбеллом. Один молодой человек, охотившийся на острове Лисмор возле Балнагон Лох, подстрелил зайца. Животное завопило не своим голосом, и тут охотник вспомнил, что на Лисморе вовсе не водится зайцев.В страхе он бросил свое ружье и поспешил домой. На другой день он узнал, что известная ведьма лежит дома со сломанной ногой.Разумеется, это одна из вариаций на темы истории, весьма популярной в те времена, когда охота на ведьм была в Британии чем-то вроде спортивной забавы. История эта гласила, что если ранить или убить зайца, то на другой день ведьма окажется мертвой или раненной в то же самое место, куда был ранен заяц.Многие старые женщины были повешены или сожжены на основании подобных свидетельств.А теперь на минутку перенесемся из Ирландии, Лисмора и Англии к дальневосточным айнам. Они верят, что зайцы - это заколдованные люди. Если они видят заячьи следы на снегу, они выкапывают их, переворачивают и зарывают в надежде, что после этого ведьма непременно задохнется.Древние бритты использовали зайцев для гадания, и по этой причине никогда не ели зайчатины.Борлейс ("Antiauities of Cornwall") описывает, как Боадицея гадала с помощью зайца:"Выстроив своих воинов, чтобы воодушевить их против римлян, она вынула из-за пазухи зайца и выпустила его, чтобы авгуры могли приступить к гаданию. Испуганное животное пустилось наутек, кружа и виляя по полю, и по его движениям можно было прочесть большую удачу. Обрадованная толпа громко возликовала; Боадицея, используя этот случай, призвала воинов сразиться с врагом и одержать победу".Корнуолльское суеверие гласит, что девица, которая слишком сильно влюблена в парня, может умереть, если он бросит ее, а затем будет преследовать его в облике белого зайца. Считалось, что это видение является изменнику повсюду и его не видит никто, кроме него. Это одно из древнейших корнуолльских суеверий, и существует много историй о мужчинах, доведенных белым зайцем до самоубийства.Моряки(особенно шотландские)считали дурной приметой увидеть зайца по пути на корабль. Если зайца находили на борту корабля, это считалось еще более зловещим предзнаменованием. "Scotchman" в прошлом столетии сообщал о деле молодых людей, которые подбросили в рыбачью лодку зайца; их "заговор" был раскрыт, и они предстали перед шерифом.Согласно русским народным поверьям, встреча с зайцем также предвещает неудачу: "Заяц дорогу перебежит - к несчастью. Тебе пень да колода, нам путь да дорйга! - гов[орят] зайцу, перебежавшему путь. Заяц по селенью бегает - к пожару" . (Ср. английское суеверие:"Если ты увидишь зайца, бегущего по тропинке или по дороге, знай, что твоему дому в этот день угрожает пожар").Русские колдуньи чаще всего обращаются в кошек и свиней (см. соответствующие статьи), однако зайцы упоминаются в народных суеверных рассказах как помощники колдунов и ведьм.На Русском Севере существует представление о душе человека в виде зайца.В знаменитой древнерусской "Повести о Петре и Февронии" слуга князя Петра застает премудрую деву Февронию за ткацким станом и видит около нее скачущего зайца. Эта деталь как нельзя лучше характеризует вещую природу девы-знахарки, сумевшей вылечить язвы Петра и, победив князя своей мудростью, стать его женой."В сухой год зайца больше, в сырой - мыши" . Заяц столь труслив, что никогда не закрывает глаз - даже когда спит.
mob_info