Колоссы мемнона. Колоссы Мемнона (Colossus of Memnon)

Колоссы Мемнона

Колоссы Ме́мнона (местное арабское название el-Colossat, или es-Salamat) - две массивные каменные статуи, в действительности изображающие фараона Аменхотепа III , а не Мемнона . Последние 3400 лет они простояли в некрополе города Фивы , по другую сторону реки Нил от современного города Луксор .

Две статуи изображают сидящего Аменхотепа III (ок. XIV столетия до н. э.). Его руки положены на колени, а взгляд обращён на восток к реке и восходящему солнцу. Две меньшие фигуры вырезаны на передней части трона вдоль его ног. Это его жена Тия и мать Мутемуйя . Боковые панели отображают бога Нила Хапи .

Первоначальное предназначение Колоссов Мемнона было стоять на страже к входу в Поминальный храм Аменхотепа (или просто погребальный храм) - массивный культовый центр, построенный при жизни фараона, где он почитался как воплощённый бог на земле перед и после его отбытия из мира сего. В его дни этот храмовый комплекс был самым большим и самым роскошным в Египте. Покрывая в сумме 35 га, даже последующие соперники, такие как Рамессеум Рамзеса II или Мединет-Абу Рамзеса III , не могли покрыть такую площадь; даже храм в Карнаке , стоявший во времена Аменхотепа , был меньше.

За исключением Колоссов, от храма Аменхотепа сегодня осталось очень мало. Так как колоссы стоят в пойме Нила, ежегодные наводнения размыли их у основания. Известна литография , сделанная в 1840-х годы, изображающая Колоссы окружённые водой.

Греческий историк и географ Страбон , живший в начале I столетия нашей эры, рассказывает о землетрясении (в 27 году до н. э.), которое разрушило северный колосс.

Расколовшись, статуя получила репутацию «поющей» каждое утро на рассвете: легкий стон или посвистывание, возможно, были вызваны повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня. В 19 году н. э. эти места посетил Германик . Тон издаваемого статуей звука во всём античном мире считался эталонным для настройки музыкальных инструментов . Легенды о колоссах распространились по всему миру, и к ним потянулись путешественники, чтобы восхититься изваяниями. Загадочные звуковые эффекты статуй прекратились в 199 году, когда римский император Септимий Север, в попытке ублажить оракула , приказал собрать треснувшие части.


Колоссы Мемнона.

На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III.

Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, известно под названием «Колоссы Мемнона». Речь идет о двух гигантских статуях 20-метровой высоты, одни только ноги которых имеют 2 м длины и 1 м толщины. Изваянные из монолитных блоков песчаника, они изображают сидящего на троне фараона, руки которого лежат на коленях. Южный колосс, хотя и очень поврежденный, кажется, пострадал меньше другого, о котором сложены легенды. Возможно, в 27 году до н. э. мощное землетрясение серьезно повредило большую часть фиванских сооружений и обрушило верхнюю часть колосса до пояса. Однако, некоторые историки считают, что это акт вандализма царя Камбиза, и это кажется более правдоподобным по той причине, что Египет никогда не был страной землетрясений.

Было замечено, что каждое утро на восходе солнца статуя испускает невнятный, протяжный звук, в котором некоторые путешественники слышат печальную, но гармоническую мелодию. Это странное явление, подтвержденное такими знаменитыми историками как Страбон, Павсаний, Тацит, Лукиан и Филострат, дало повод греческим поэтам сочинить красивую легенду. Они утверждали, что «поющий камень» представляет Мемнона, мифического сына Авроры и Тифона — царя Египта и Эфиопии. Посланный своим отцом на помощь троянцам, осажденным греческой армией, Мемнон прославился, убив в сражении Антилоха, сына Нестора; но и он, в свою очередь, погиб от мстительной руки Ахилла. Аврора в слезах умолила всемогущего Юпитера воскресить ее сына хотя бы на мгновение в день. Так, каждое утро, когда Аврора ласкает своими лучами сына, он отвечает своей безутешной матери протяжным жалобным стоном… Такова трогательная поэтическая легенда, но это явление в действительности имеет вполне естественную основу. Звуки возникают от вибраций, происходящих на поверхности излома под действием тепла первых солнечных лучей на остывший за ночь камень.

Это научное объяснение подтверждается историей. Действительно, до Страбона ни один историк не говорит о «голосе» колосса Мемнона, а те, кто свидетельствовал об этом, наблюдали колосса в промежуток времени между его разрушением и последующим восстановлением при Септимии Севере (193-221 гг. н. э.).

В течение многих веков на ногах колосса были нацарапаны многочисленные и порой любопытные надписи. Одна из них читается так: «Знай, о Тот, ты, кто царствует над водами, что Мемнон еще жив и что согретый материнским огнем, он издает свой звонкий голос у подножия Ливийских гор в Египте, там, где Нил разделяет надвое прекрасновратные Фивы; в то время как ты, Ахилл, некогда ненасытный в битве, теперь безмолвен и на равнине Трои, и в горах Фессалии».

Две гигантские каменные статуи, возраст их 3400 лет. На статуях изображен сидящий фараон Аменхотеп III. Изначально статуи были созданы чтобы охранять вход в мемориальный храма Аменхотепа, в котором фараону поклонялись до и после его смерти. Сегодня Колоссы Мемнона единственное что осталось от храма. Высота статуй достигает 23 метра, вес тысячи тонн. Хотя статуи и были повреждены туристами и силами стихии, но выглядят они по-прежнему внушительно.

Статуи сделаны из блоков кварцитного песчаника, которые были добыты из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре (неподалёку от современного Каира) и транспортированы на 670 км по земле без использования Нила (они были слишком тяжелы для переправки вверх по реке). Блоки, использованные инженерами Септимия Севера для реконструкции северного колосса, могли быть привезены из Эдфу (на север от Асуана). С учётом каменных платформ, на которых стоят статуи, они достигают 18 метров в высоту. Вес каждой статуи оценивается в 700 тонн.

Первоначальное предназначение Колоссов Мемнона было стоять на страже к входу в Поминальный храм Аменхотепа (или просто погребальный храм) - массивный культовый центр, построенный при жизни фараона, где он почитался как воплощённый бог на земле перед и после его отбытия из мира сего. В его дни этот храмовый комплекс был самым большим и самым роскошным в Египте. Покрывая в сумме 35 га, даже последующие соперники, такие как Рамессеум Рамзеса II или Мединет-Абу Рамзеса III, не могли покрыть такую площадь; даже храм в Карнаке, стоявший во времена Аменхотепа, был меньший.

За исключением Колоссов, от храма Аменхотепа сегодня осталось очень мало. Так как колоссы стоят в пойме Нила, ежегодные наводнения размыли их у основания. Известная литография, сделанная в 1840-х гг., изображает Колоссы, окружённые водой. Греческий историк и географ Страбон, писавший в ранние года I столетия, рассказывает о землетрясении (в 27 году до н. э.), которое разрушило северный колосс.

Расколовшись, статуя получила репутацию "поющей" каждое утро на рассвете: легкий стон или посвистывание, возможно, вызваны повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня. Тон издаваемого статуей звука во всём античном мире считался эталонным для настройки музыкальных инструментов. Легенды о колоссах распространились по всему миру, и к ним потянулись путешественники, чтобы восхититься изваяниями. Загадочные звуковые эффекты статуй прекратились в 199 году, когда император Септимий Север, в попытке ублажить оракула, приказал собрать треснувшие части.

June 17th, 2016

Восточный край неба медленно наполняется светом. Ослепительно вспыхнув, краешек солнечного диска разметал свои первые лучи по окрестной пустыне. Утро пришло в Луксор, как приходило сюда тысячи лет, озаряя и наполняя светом застывшие громады пирамид, воды Нила, узкие улочки древнего города с его базарами, минаретами, шумливой многоголосой толпой. Вот оно подкралось к подножию двух гигантских, каменных, безликих изваяний, остановилось на миг, словно спрашивая разрешения на дальнейший путь, и, осыпав их рассветным золотом, двинулось дальше...

Почти три с половиной тысячи лет Колоссы Мемнона безмолвно восседают на своих каменных постаментах, предваряя вход в некогда величественный погребальный храм, построенный великим правителем Египта Аменхотепом III. Две статуи - это он сам, восседающий на троне, лицом, обращённым на восток, навстречу солнцу. Его руки смиренно сложены на коленях, а у ног высечены фигуры двух женщин. Одна из них - его жена Тия, другая - его мать Мутемуйя. На боковых панелях сохранилось изображение бога Нила - Хапи.

Фото 2.

Мы лишь можем строить догадки относительно того, как доставлялись к месту строительства на расстояние в 670 километров огромные многотонные блоки кварцитного песчаника, добытого в каменоломнях неподалеку от современного Каира. По расчётам специалистов, вес каждой статуи может достигать 700 тонн. Колоссы Мемнона - щедрая дань культу мёртвых, давшему мощный толчок развитию древнеегипетской культуры. Сохранить покой усопшего фараона, воплощённого божества, покинувшего земные пределы и обретшего вечную жизнь по ту сторону бытия, в прежнем блеске и величии - такова идея скульптурной композиции.

Фото 3.



1857 год.

Колоссы Мемнона первоначально предназначались для охраны входа в Поминальный храм Аменхотепа. По свидетельствам современников, величие и роскошь храмового комплекса не имела себе равных в древнем Египте. Площадь храма составляла 35 гектаров. Потомки Аменхотепа III - Рамзес II и Рамзес III так и не сумели его превзойти



У храма сложилась непростая судьба. От древнегреческого историка и географа Страбона, ставшего свидетелем разрушительного землетрясения в 27 году до нашей эры, до нас дошли воспоминания о значительном повреждении северной фигуры. Уже в XIX веке на известной литографии 1840 года мы видим статуи, окруженные водой. Ежегодные наводнения в пойме Нила заметно повредили их основания. Но именно частичное разрушение одного из колоссов придало им мистическую окраску. Возможно, перепады температуры и испарения влаги внутри разломов при лёгком дуновении ветра вызывали странные звуки, напоминающие лёгкий стон или посвистывание.



17 марта 1862. Колосс Мемнона, Фивы

Колоссы Мемнона стали «поющими», что привлекало к ним тысячи путешественников со всего света, жаждущих увидеть и услышать это чудо. Но тут в дело вмешался римский император Септимий Север, в 199 году отдавший приказ скрепить повреждённые части и таким образом ублажить оракула. Так «пение» навсегда прекратилось.

Сегодня о былом величии Поминального храма Аменхотепа III уже почти ничего не напоминает, кроме двух полуразрушенных статуй. И виновато здесь было не только время и частые наводнения. Учёные не исключают, что египетские цари более позднего периода частенько использовали плиты храма для строительства других сооружений, увековечивая уже свою память.

Фото 6.


1900 год

Колоссы Мемнона, о которых кажется уже известно всё, продолжает удивлять. Всемирно известный немецкий египтолог Райнер Штадельманн во время реставрации статуй обнаружил на головных уборах цариц и фараона полихромные росписи, а так же чудом сохранившуюся подводку разбитых глаз.

Фото 13.


Воспоминания о Египте. 1900-1910-е

И всё-таки, почему статуям Аменхотепа III дали имя Мемнона? Ведь так звали эфиопского царя, по преданию павшего в Троянской войне от руки самого Ахилла. По всей видимости, путаницу внесли греки, принявшие Нембаатра (тронное имя Аменхотепа III) за Мемнона. В переводе на русский оно означает «правитель утренней зари».

Ко времени царствования Аменхотепа III относится период расцвета Египта. При нём были установлены дипломатические отношения с Вавилоном, Сирией-Палестиной, могущественным царством Митанни. Фараон женился на дочери вавилонского царя, а двор египетского правителя потрясал своей роскошью. Помимо Погребального храма в его царствование было сооружено немало великолепных строений, среди которых величественный перестиль и колоннада в Луксорском храме.
Мумия Аменхотепа III была обнаружена в 1898 году в одном из тайников Долины царей.

Фото 4.


Колоссы Мемнона. Фивы, Египт. 1900-1920 гг.

Благодаря раскопкам последних лет, постепенно стал вырисовываться утраченный облик храма. У первого пилона как раз и находились статуи. Дальше на запад простирался обширный двор, второй пилон, а перед ним другая пара колоссов. Храм продолжался гигантской процессионной колоннадой, алебастровыми колоссами у третьего пилона и крытым двором с огромными статуями царя в облике Осириса.

В южной части двора располагались сфинксы - точная копия петербургских, а в северной - сфинксы в облике царицы Тейе. За двором находился крытый колонный зал. Между расписных и обитых золотом колонн в форме пучков папируса стояли многочисленные скульптуры богини Сехмет, охраняющие покой в святая святых, где находились статуи божеств и, возможно, самого фараона.

Фото 5.

Храм специально был построен рядом с Нилом. Чтобы подчеркнуть его величие, предполагалось затопление двора во время наводнений, и храм тогда, как бы уподоблялся суше, сотворённой в начале всех начал. Однако не всё удалось предусмотреть. Фундамент оказался ненадёжен и колонны, стоявшие прямо на грунте, под собственной тяжестью стали проседать и, в конце-концов обрушились, чем обрекли весь храм на гибель.

В истории древнего Египта ещё немало белых пятен. По мнению известного российского египтолога, заведующего сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа доктора исторических наук А. О. Большакова, огромные территории Египта до сих пор не исследованы. В их числе дельта Нила, где культурный слой находится глубоко под наносами рек. Слабо изучены памятники, находящиеся в мировых музеях.

Фото 7.

Древние египтяне, в отличие от греков или китайцев, свою историю не записывали. Для них она была всего лишь сменой циклов - годовых, царственных и т.д. К чести учёных, научившихся к началу двадцатого века достаточно легко читать древнеегипетские тексты, наши познания о том далёком времени значительно расширились. Однако до полного теоретического осмысления языка и системы письма ещё далеко.

Фото 8.

Не остаётся без внимания эпоха царствования Аменхотепа III. Египтологи часто спорят о том, были ли так называемые «сцены божественного рождения» Хатшепсут и Аменхотепа III, изображённые во дворце Дейр-эль-Бахри и в Луксоре, пропагандистскими или религиозными документами. Американский исследователь Колин Кэмпбелл в своей книге «Чудесные рождения царя Амон-Хотепа III и другие египетские исследования» доказывал, что причины для создания сцен рождения были скорее религиозными, чем политическими, и относились к замещению культа бога Ра, культом бога Амона.

Фото 9.

Интересен и необычен взгляд на историю древнего Египта двух наших известных соотечественников, математиков Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко. По их расчётам, описываемые события - не такая уж и седая древность. Всё это, якобы, происходило в эпоху завоеваний мамелюков в XIII - XIV веках нашей эры, а сам Египет был всего лишь окраиной огромной империи - Руси - Орды. Абсолютно парадоксальным выглядит утверждение, что один из колоссов Мемнона восседает на троне с изображением православного креста на тыльной стороне. И самое интересное, он действительно там есть. Нам лишь остаётся надеяться: истина где-то рядом.

Фото 10.

Кто был главным архитектором при Аменхотепе III? Известно ли нам имя создателя Луксора? История рассказывает о славном Аменхотепе по прозвищу Хеви, сыне Хапу. Это был великий Мастер и зодчий, целитель и жрец-посвященный. Память о нем жила среди египтян веками. В эпоху Позднего Царства Аменхотепа продолжали почитать уже как бога. Ваятели изображали его человеком зрелых лет, задумчиво сидящим в позе писца — воплощение самой мудрости. Его называли вестником богов и главой мудрецов, проникших в самую сокровенную область познания.

«Меня приобщили к книгам, — говорит Аменхотеп в тексте, написанном на одной из его статуй, — я узнал формулы Тота, я искусен в этих секретах, я преодолел все их трудности». В этом нет ни капли тщеславия, ибо нам известны творения Мастера: храм в Луксоре, храм Хонсу в Карнаке, храм Мут, аллея сфинксов между Луксором и Карнаком, а также поминальный храм Аменхотепа III на Западном берегу, от которого сохранились только колоссы Мемнона.

Эти гигантские статуи Аменхотепа III справедливо считаютхся одним из чудес света. Есть предположение, что они гораздо старше, чем какое-либо сооружение, связанное с историческими фараонами. Легенды говорят, что колоссы Мемнона были посвящены Восходящему Солнцу — восход, кульминация в зените и закат солнца назывались у египтян Мемнон, Амон и Маамон.

Фото 11.

Колоссы были хорошо известны в античное время. У греков они ассоциировались с героем Мемноном, царем Эфиопии, погибшим на троянской войне от руки Ахилла. Это отождествление, возможно, объясняется следующим фактом: правая, северная статуя на рассвете издавала протяжные мелодичные звуки, приветствуя свою мать — богиню зари Эос. Греческие музыканты совершали паломничество в Египет, чтобы услышать семь основных, чистых нот.

Фото 14.

Колоссы Мемнона – это уникальное культурное наследие древности, которым обладает Египет. Эти исполинские фигуры, которые простояли уже 3 с половиной тысячи лет, продолжают восхищать и современных туристов. На фото легко можно увидеть, насколько они велики.

Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе, а ведь он был по-настоящему огромным. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии – воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу. Однако некоторые египтологи придерживаются мнения, что колоссы Мемнона разрушила не стихия, а вполне конкретная личность – царь Персии Камбиз. Но как бы то ни было, колоссы дожили до наших дней, пусть и в таком виде. Они являют собой точное подтверждение величия фараона Аменхотепа III и того высочайшего уровня развития, на котором находился Египет того времени.

Фото 15.

Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

Фото 16.

Фото 17.

Сегодня в статуях сложно узнать облик фараона Аменхотепа. У колоссов стерлись и разрушились лица, а сами они все в бесчисленных сколах и трещинах. Но даже такие – полуразрушенные, с множественными повреждениями – колоссы Мемнона продолжают притягивать тысячи туристов. Это неудивительно: Египет (и особенно Луксор) – это место, где сконцентрировано огромное количество памятников древности, притягивающих многочисленных посетителей. И огромная их часть обязательно приезжает полюбоваться колоссами и сделать памятное фото на фоне этих выдающихся архитектурных творений Древнего мира.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.


источники

Колоссы Мемнона - один из архитектурных шедевров сказочной древности. Это две огромные статуи египетского фараона Аменхотепа III (правил 1388-1351 гг. до н. э.). Возведены в 1350 году до н. э. Стояли в некрополе города Фивы - столице Древнего Египта. Располагалась она в 700 км к югу от побережья Средиземного моря на восточном берегу Нила. Сам же некрополь находился на западном берегу. В настоящее время на противоположном берегу от статуй находится современный город Луксор.

Описание статуй

Статуи-близнецы изображают египетского фараона в сидячем положении с ладонями, положенными на колени. Взгляд каменных фигур устремлён на восток в сторону Великого Нила. Возле ног вырезаны две фигуры: жена Тия и мать Мутемуия. На боковых панелях изображён бог Нила Хапи.

Сделаны статуи из блоков перекристаллизованного песчаника (кварцита). Вырубали блоки в каменоломне Джебель-эль-Ахмаре. Это 675 км от Фив. Перевозили их по земле, так как никакое речное судно не выдержало бы такую тяжесть.

Таким был вход в мемориальный храм Аменхотепа

В высоту колоссы вместе с каменными платформами, на которых стоят, достигают 18 метров. Весят по 720 тонн каждая. Расположены статуи друг от друга на расстоянии 15 метров.

Эти уникальные творения древности сильно повреждены. У южной фигуры отсутствует один каменный блок. Северная фигура имеет трещину выше талии. Верхние части состоят из различных типов песчаника, что является результатом реконструкции в римскую эпоху. Считается, что поначалу обе фигуры были абсолютно идентичными. Различались только нанесённые на них надписи.

Величественные рукотворные монументы охраняли вход в мемориальный храм Аменхотепа. В то далёкое время данный храмовый комплекс был самым богатым и большим в Древнем Египте. По площади он занимал 35 га. В наши дни от всего этого великолепия остались только две полуразрушенные каменные фигуры.

Боковая часть статуи с изображением бога Нила Хапи

Название колоссов

Некоторые историки полагают, что величественные статуи были разрушены землетрясением в 27 году до н. э. Источником является утверждение историка Страбона, писавшего об этом в I веке. Верхние части каменных фигур, вплоть до пояса, упали на землю. Однако данная причина разрушения вызывает сомнение, так на территории Египта землетрясений не бывает.

Существует и иная версия. Виновником разрушения называют персидского царя Камбиза. Он правил во второй половине VI века до н. э. и являлся инициатором военной экспансии в Древний Египет. Именно по его приказу и были разрушены величайшие архитектурные творения.

Это более похоже на правду, но главное заключается в том, что после разрушения, статуи на восходе солнца начали испускать протяжный звук. Повторялось это изо дня в день на протяжении столетий. Об этом писали и Страбон, и Павсаний, и Филострат, и Лукиан. Так что нет оснований не верить данному явлению.

Что же касается людей искусства, то они сочинил романтическую легенду. По ней "поющие" камни-близнецы представляли собой Мемнона. Это сын царя Эфиопии Тифона и Авроры. Он был послан отцом на помощь защитникам Трои, осаждённым греческой армией. Мемнон убил Антилоха, который считался другом Ахилла. А последний, обезумев от ярости и горя, заколол убийцу своего друга.

Вид на колоссы Мемнона с высоты птичьего полёта

Аврора, узнав о гибели сына, попросила Юпитера воскрешать её любимого мальчика хотя бы на одно мгновение в день. Могущественный бог сжалился над женщиной, и Мемнон стал оживать каждое утро, сопровождая своё воскрешение жалобным и протяжным стоном.

Что же касается научного объяснения данного феномена, то звук скорее всего возникал от вибрации. Создавала её пористая поверхность излома. Остывшие за ночь и напитавшие влагу камни нагревались от утренних солнечных лучей, и этот процесс вызывал характерный звуковой эффект.

Конец феномену был положен в 199 году. По приказу римского императора Септимия Севера колоссы Мемнона восстановили. Отвалившиеся каменные глыбы поставили на место, и величественные статуи обрели вторую жизнь. В настоящее время к ним идёт нескончаемый поток туристов. Они искренне восхищаются величественными и масштабными творениями канувшей в тьму веков эпохи.

mob_info