VII. Теон и Гипатия

Античные греки переработали азиатскую вычислительную математику, и на ее основе создали новую рационализированную форму знания.

Философия в античной Греции возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, борющегося за власть против землевладельческой аристократии.

В связи с производством резко развивавшемся в связи с переходом к железу, развитием товарно-денежных отношений, классовой борьбы, переходом от авторитарных аристократических к тираническим а далее к демократическим формам государственного устройства, пробуждение личной инициативы способствовало развитию философии.

Для этого этапа философии характерны:

1. Духовный аристократизм.

2. Обоснование рабства.

3. Отсутствие экспериментального исследования.

4. Созерцательность и умозрительность.

5. Отсутствие связи с практикой, как следствие презрения производственной деятельности.

Античная греческая философия поставила все основные философские проблемы, которые впоследствии стала разрабатывать философия.

Фалес Милетский (конец7 века – первая половина 6 века до нашей эры)

Классический тип античного философа.

В области геометрии Фалес установил ряд равенств треугольников.

Он разделил небесную сферу на 5 зон, ввел календарь продолжительностью 365 дней.

Ему приписывается открытие годового движения Солнца.

Предсказывал полные солнечные затмения.

Как физик – объяснил причины разливов Нила.

В сочинении « о началах» Фалес понимает воду как начало всего (вода – философское осмысление океана), но эта вода разумная, божественная. Мир полон богов (политеизм), но боги эти действующие в мире силы.

Фалес утверждал, что все знание надо сводить к единой основе.

« Многословие вовсе не является показателем разумного мнения»

«Ищи всегда, что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей»

Открыл Милетскую школу.

Анаксимандр (6 век до н. э.)

Он вводит понятие «архэ» – первоначало то, что лежит в основе. А основу он видел в «апейроне»

«апейрон» материален и вещественен

« Но трудно сказать, что это такое»

«Апейрон» вечен, находится в вечной активности, в вечном движении.

Движение является свойством «апейрона»

Ему принадлежит первая глубокая догадка о происхождении жизни.

Диалектика Анаксимандра выразилась в учении о вечности движения «апейрона», о выделении из него противоположности, о космогонии (учение о рождении мира) – в учении о происхождении живого из неживого, человека от животных, т. е. по сути он сформулировал общую идею эволюции живой природы.

Гераклит

(Эфесский или Темный) (504-501 год до н. э.)

Происходит из царско-греческого рода.

Описал начало всего существующего в огне. Для древних огонь был веществом.

«Все обменивается на огонь и огонь обменивается на все, подобно тому, как золото обменивается на товары. А товары на золото»

Большое значение в его учении занимает понятие логос – основа наук.

Он утверждал. Что познание логоса, мудрости, единства мира дано не всем

Однако все люди от природы разумны. Но это противоречие кажущееся, т. к. люди от природы равны, но они не равны фактически, большинство живет не по логосу, а по своему разумению.

«Жизнь таких людей, что детские игры, они во власти своих желаний, люди как и ослы предпочитают солому золоту, желания обыденных людей таковы, что людям не стало лучше если бы исполнились все их желания»

«Счастье не в услаждении……., а в размышлении и умении говорить правду и действовать согласно природе, к ней прислушиваясь»

Понятие о мере, характерной для античного мировоззрения обобщается Гераклитом в учение о логосе. (лого – слово, не любое, а только разумное).

Логос – объективный закон мироздания. Это принцип порядка и меры.

«Это тот же огонь, но то, что для чувства выступает как огонь для ума есть логос».

Сформулировал основы диалектики.

Как диалектик, Гераклит исходит из того, что абсолютно изменчиво. Он говорил, что все течет, все изменяется. Он сравнивал мир с рекой.

Говорил, что в ту же реку мы вступаем и не вступаем, потому что на входящего в ту же самую реку набегают все новые и новые воды, ничто в мире не повторяется, все изменчиво.

В то же время не отрицал устойчивости. Но эта устойчивость относительна, именно потому, что вещь постоянно воспроизводится.

«Одно и то же различно и даже противоположно».

Он обращал внимание на то, что единственное изменение, это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает).

А так же на то, что одна противоположность выявляется из другой. (Болезнь делает здоровье сладостным).

Борьбу противоположностей Гераклит называет главным законом мироздания.

Эта борьба – причина всякого возникновения.

« Борьба – отец всего и царь над всем».

«Все рождается благодаря борьбе и по необходимости». Такую борьбу он называет гармонией. Но эта гармония не явная, тайная, скрытая.

Демокрит (460 – 370 г. до н. э.)

Сформулировал атомистическое учение: Существует два первоначала: атом (бытие) и пустота (небытие) .

Пустота – условие существования всех процессов, она неподвижна, беспредельна.

Бытие абсолютно плотно, а пустота не имеет плотности.

Пустота беспредельна и бесформенна, а каждый атом имеет внешнюю форму.

Атом очень мал. Бытие это совокупность бесконечно большого числа малых атомов. Атом неделим, вечен, внутри него не происходит никакого движения. Но он обладает внешней формой – это объясняет бесконечное многообразие явлений и их противоположность друг другу. Кроме формы атомы различаются порядком и положением. Каждый атом объят пустотой иначе они бы слились. Атомы обладают подвижностью.

Движение – важнейшее свойство как атомов, так и всего реального мира.

Атомы не имеют чувственных свойств, цвета, запаха, звука и т. д.

Демокрит говорил, что в мире «Без всякого разумного руководства могут совершаться замечательные вещи».

Он разработал учение о причинности: все, что происходит имеет причину. Он отвергал случайность и говорил, что ссылка на случай – проявление лености мысли, отказ от поисков причин

Демокрит. О происхождении жизни:

Живое произошло из неживого, по законам природы, без всякого творца и разумной цели.

Тело человека возникло из воды и грязи без всякого творца, на ряду с другими видами живого.

Есть два вида познания: темное и истинное. Познание посредством мысли — истинное или закономерное, ему свойственна достоверность в суждениях об истине. Познание посредством чувств — темное или незакономерное, оно непригодно для познания истины.

Он подчеркивает, что атомы и пустота, лежат за пределами чувственного познания. Что открыть их можно в результате напряженного мышления, "мудрец — мера всех существующих вещей. При помощи чувств он чувственно воспринимает вещи, а при помощи ума, он постигает сущность вещей".

О религии: "религия — историческое явление, ее источник — страх перед грозными явлениями природы".

Сократ. (470-399 г. г. д. н.э.)

Сократ высказывается против письменности, он считал, что она делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению. "Письмена мертвы, сколько их не спрашивай", благодаря письменности знания доступны всем и каждому, а философствование есть умирание земной жизни и подготовка к освобождению бессмертной души, от ее смертной телесной оболочки.

Сократ говорил, что он мудрее других, не потому, что он действительно мудр, а потому, что знает, что его мудрость ничего не стоит перед мудростью бога, другие же не мудры, потому, что думают, что он все знают.

Он был убежден, что избран богом: он должен давать афинскому народу знания, он обязан не давать согражданам впадать в духовную спячку, они должны заботится о самих себе, т. е. нравственно и интеллектуально само усовершенствоваться. В центре внимания Сократа — человек.

Метод Сократа.

Сократ был ироничными и лукавым собеседником: прикинувшись простаком или несведущим, он скромно просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своих занятий этот собеседник должен был хорошо знать. Не подозревая еще с кем он имеет дело, собеседник начинал поучать Сократа, в ответ Сократ задавал несколько продуманных вопросов и собеседник Сократа терялся. "Когда собеседник Сократа терялся и освобождался от самоуверенности, тогда Сократ говорил — почва вспахана. И теперь они вместе со своим собеседником начинали сообща искать истину".

Сократ считал в отличие от Софистов, что каждый человек может иметь свое мнение, но истина должна быть одной, на достижение этой мысли направлен метод Сократа. Когда почва была подготовлена, сам Сократ не старался ее засеивать, ведь он всегда подчеркивал, что он нечего не знает. Но он так действовал со знатоком, так спрашивал его, получая ответы, что собеседники со временем приходили к решению проблемы. Свой метод он называл майевтикой.

Что значит знать? — знать — это значит выяснять, что это такое, цель майевтики — определение понятия.

Смысл всей деятельности состоял в том, чтобы найти понятия. Убеждение в существовании объективной истины, означает, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Он считал, что счастье это не выгода а добродетель, но делать добро надо только тогда, когда знаешь в чем оно состоит, если человек знает, что хорошо, и что плохо, он некогда плохо не сделает. Зло это результат незнания, что есть добро.

Платон (427-347 гг. д. н.э.)

Платон — сознательный, объективный идеалист, его философия сознательная реакция на материализм и атеизм Демокрита.

Он был первым, кто понял, что история философии — это история борьбы материализма и идеализма.

Диалектика Платона:

Сократ называл диалектиком того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Диалектики стремятся к истине, к познанию сущности. Для доказательства сущности вещи, рассуждения о ней должны быть правильными. Платон подходит к раскрытию некоторых логических законов: закону тождества, закон запрещения противоречия. Платон ставит диалектику выше других наук. Все науки (геометрия, арифметика, музыка,…) родственны друг другу и оцениваются только с одной точки зрения, на сколько они способны, отвращать нас от чувственного мира. Служить анамнезису (припоминанию). Он смеется над теми кто ищет от науки практической пользы. Виды знания:

1. Знание совершенно достоверное, без примеси лжи и заблуждения — знание идей, полученные до вселения души в тела, а после вселения в тела, путем диалектического припоминания.

2. Близкое к достоверному, знание чисел и основанные на них науки.

3. Знание мнимое, смесь истины и заблуждения, это знание вещей чувственного мира, опирающиеся на чувства в которых нет истины.

Особое место занимает познание материи. Ее нельзя познать не разумом не чувствами. Она некоторое пространство, она способна принимать различные формы, она мертва и не познаваема, она почти что небытие, но роль ее велика, т. к. материя источник множественности.

Платон

Учение о душе.

Сотворив души, боги поместили их на звездах. Каждая душа имеет свою звезду. Следовательно – число душ хотя и велико но конечно.

Он говорил, что изначально существует занебесная область. Следовательно, тело – смертно, а душа – бессмертна. Назначение тела – быть временным вместилищем души, рабом ее. Но у души имеется и неразумная часть. В душе Платон различал 2 начала: 1-ое – разумное начало, с помощью которого человек способен рассуждать; 2-оое – неразумное, вожделеющее. Из-за него человек влюбляется, испытывает голод, жажду и т. д. Вся судьба человека зависит от того, какая часть души преобладает.

Платон о чувственном познании.

Чувства не могут быть источником знаний. Знания не есть ни ощущения, ни правильное мнение. Он допускает только априорные знания (доопытные).

Не чувства предшествуют рациональной ступени познания, а наоборот. Это возможно потому, что некогда душа непосредственно созерцала понятие идеи (в занебесной области), которые в чувственном мире отражаются в несовершенной форме. Душа содержит знания в самой себе, отсюда исходит понятие Анамнезиса (припоминания).

Самое главное в идее анемнизма это искусство логического рассуждения, философской беседы, вопросов и ответов, т. е. искусство диалектики.

Учение об Эросе.

Входя в состояние эроса душа переживает состояние исступления, экстаза. При высшем напряжении познания душа может выйти из тела.

Стремление к мудрости – высшая форма стремления к прекрасному. Любовь – это желание блага и счастья, но не всякого блага, а только вечного. Но поскольку вечного блага не может быть без бессмертия, то любовь – это стремление к бессмертию. Но доля бессмертия отпущенная смертным – это их способность к творческой деятельности. У подавляющего большинства творческая деятельность проявляется в продолжении рода. «Зачатие и рождение есть проявление бессмертного начала в существе смертном», но такова только телесная, низкая сторона любви. Другая разновидность любви – это любовь духовная (платоническая любовь).

Эрос побуждает человека к творчеству, вселяет в него стремление к прекрасному. Это главная движущая сила, пронизывающая весь мир, заставляющая вещи подражать идеям, а душа стремится вернуться в тот мир, откуда она некогда пришла.

Теория государства.

Платон был первым в истории философии, кто сформулировал понятие класса.

Классы разделяются на основании того, какая часть души преобладает у той или иной группы людей. Если преобладает возвышенная часть души, то это философы, мудрецы; если равные части (к возвышенному и к чувственному) – то это воины; если в душе преобладает низменная чувственная часть – то это ремесленники.

Софисты

Эта школа возникает во 2-ой половине 5 века до н. э.

Софистэс – знаток, мастер, мудрец.

Но они были мудрецами особого рода, т. к. истина их не интересовала. Они учили искусству побеждать в спорах. Со временем слово софист приобретает предосудительный смысл.

Софисты говорили, что объективный мир непознаваем, т. е. были агностиками. Они сформулировали учение – Релятивизм . (относительный).

Релятивизм – учение о том, что все в мире относительно. В гносеологии релятивизм означает, что истина – относительна, что она зависит от условий, места и времени. Истина у каждого своя. Как кому кажется – так оно и есть.

Гносеологический релятивизм дополняется релятивизмом нравственным: нет объективного критерия добра и зла. Что кому выгодно – то и хорошо, то и благо.

Киники (кинизм).

Кинизм существовал с конца 5 до н. э. до самого конца античности, это объясняется тем, что социальная база кинизма постоянно росла по мере разорения средних и мелких классов. Несмотря на свой демократизм, в философии кинизма было много реакционного. Она была недиалектической, идеализировала первобытную дикость, наука и культура отрицались.

Киники стремились к справедливости, к социальному равенству, они отрицали рабовладение. Кинизм обычно отталкивался от общепринятых взглядов и вырабатывал новые прямо противоположно существующим. (это называлось «перечеканкой монет»). Воспитательную силу живого примера киники ставили выше всего. Основателем школы кинизма был Антисфен Афинский (коло 445 – 360 г. до н. э.).

Первым дал определение понятия. Понятие есть то, что выражает чем предмет был, ил что он есть.

Основные положения его философии:

1. Добродетели можно научиться.

2. Мудрец живет не по законам государства а по законам добродетели.

3. Безвестность, как и труд – благо.

Диоген Синопский. (ок. 412 – 323?? До н. э.)

Иудея в 1 веке до н.э.

Борьба за независимость. Антигон

В Риме середина I века до н. э. была отмечена постоянной борьбой за власть. Цезарь и Помпей, Кассий и Брут, Антоний и Октавиан… Всем им требовались деньги, надежные союзники и военная поддержка. Гиркан II и Антипатр всегда готовы были помочь новым хозяевам. Когда в Риме началась борьба между Помпеем и Цезарем, евреи надеялись, что с разгромом ненавистного Помпея падет и власть Антипатра. Но как только Антипатр понял, что Цезарь побеждает, он предложил ему свои войска, уговорил египетских евреев поддержать нового правителя и лично сражался за победу Цезаря. В знак благодарности Цезарь утвердил Гиркана II в должности первосвященника и правителя, разрешил восстановить стены Иерусалима, отменил решение о разделении Иудеи, введенное Габинием и даже вернул Иудее некоторые территории. Сыновья Антипатра - Ирод и Фасаил - получили в управление Иерусалим и Галилею.

Особенно старался угодить римлянам Антипатр, ставший фактическим правителем Иудеи. За свои услуги он получал от каждого нового властителя Рима подтверждение своих полномочий и надежду на то, что рано или поздно власть в стране перейдет к его сыновьям. Рост влияния семьи Антипатра вызвал недовольство еврейской аристократии Иерусалима. В 43 г. до н. э. Антипатр был отравлен, но власть в Иудее удержали его сыновья.

Надежды на свержение власти эдомитов большинство иудеев связывали с именем Антигона - сына Аристобула II, который вместе со всей семьей многие годы провел в римском плену. Традиционные враги Рима - парфяне - могли помочь Антигону в борьбе за власть. В 40 г. до н. э. они вторглись в Сирию. Антигон посчитал это удобным поводом для захвата престола в Иудее. Он уговорил парфянских военачальников направить в Иудею вооруженный отряд для захвата Иерусалима. По мере их продвижения к Иерусалиму крепла поддержка со стороны простых жителей Иудеи, а в самом городе вспыхнуло вооруженное восстание против сыновей Антипатра и их сторонников. Но взять город не удалось, и парфяне предложили Гиркану II и сыновьям Антипатра начать переговоры. Это было ловушкой. Гиркана схватили и для того, чтобы он больше никогда не мог претендовать на пост первосвященника, отрезали ему уши (человек с телесными недостатками не мог быть первосвященником). Фасаил покончил с собой. Ироду удалось бежать из крепости. После долгих скитаний он прибыл в Рим.

Так, в 40 г. до н. э. Хасмонеи вернули себе иудейский престол. Четыре года (с 40 по 36 гг. до н. э.) продолжалось царствование Антигона. Но с первых дней его правления Ирод вел ожесточенную борьбу за престол. Он надеялся на поддержку Рима. Антоний и Октавиан рассматривали Антигона как бунтовщика, отнявшего власть у законных правителей. Сенат торжественно провозгласил Ирода другом и союзником римского народа и передал ему правление над Иудеей.

Весной 39 г. до н. э. Ирод высадился в Птолемаиде (Акко) и повел войну против Антигона. Три года Антигон успешно противостоял римским легионерам. Но силы армии Антигона таяли, и весной 37 г. до н. э. он отступил в Иерусалим.

Ирод, как ранее Помпей, расположился лагерем к северу от города и начал его осаду. Защитники Иерусалима терпели лишения; люди гибли от голода. После трехмесячной обороны город был взят. Многие его жители - противники Ирода - были уничтожены. Антигон попал в плен и был казнен. Погиб последний из царей династии Хасмонеев.

Начало правления Ирода

В результате на царский престол вступил потомок эдомитов (две корневые согласные в ивритском варианте слова "эдомит" позволяют переводить это слово и как "земля", и как "красный", "кровавый"). Ирод был возведен на царский трон римскими солдатами, и его зависимость от Рима стала главной особенностью иродианской эпохи.

Первые годы правления Ирод вел постоянную борьбу с возможными претендентами на трон. Это было время многочисленных казней и конфискаций имущества. Установив контроль над страной, Ирод казнил 45 членов Санѓ едрина. Теперь роль Санѓ едрина сводилась до уровня религиозного суда, который уже не оказывал влияния на практическое законодательство. Сам Ирод не мог занять пост первосвященника, поэтому он стремился максимально обезопасить себя от возможного конкурента. Ирод присвоил себе право назначать и смещать первосвященников по своему усмотрению. Теперь первосвященниками становились люди малограмотные и послушные Ироду. Вскоре евреи Иудеи окончательно перестали уважать служителей Храма.

Больше всего Ирод опасался претендентов на престол из рода Хасмонеев. Чтобы создать хотя бы видимость законности своей власти, Ирод женился на внучке Гиркана II, Мирьям. За остальными представителями царского рода велось постоянное наблюдение.

Чувствуя, что иудеи его не любят, Ирод окружил себя греками и римлянами и распределил между ними важнейшие должности в государстве.

Начало правления Ирода совпало с гражданской войной в Риме между Октавианом и Антонием. Ирод поддержал Антония, но этот шаг оказался недальновидным. В знаменитой битве при Акции в 31 году до н. э. Октавиан разбил Антония и сделался единственным повелителем римского государства, приняв титул императора. Как только Октавиан высадился в Египте и двинулся на восток, Ирод решил незамедлительно явиться к нему с повинной. Он вошел в палатку императора и сложил перед ним свою царскую корону. Это смирение понравилось Октавиану, который нуждался в надежных союзниках. Ирод был утвержден в царском сане и даже получил в подарок некоторые пограничные города, отобранные у Иудеи Помпеем. Владения Ирода теперь приближались по размерам к территории Иудеи времен расцвета династии Хасмонеев.

Политика эллинизации при Ироде

Период правления Ирода считается эпохой экономического расцвета Иудеи. Он активно строил в Иудее эллинистические города. Ирод возродил Шомрон и дал ему имя Себастия (греческий эквивалент слова "Август" - в честь Октавиана Августа). Небольшое поселение на морском побережье было превращено в роскошно отстроенный греческий город с большой гаванью и названо Кейсарией (Цезарея). Раз в четыре года здесь проводились спортивные игры в честь императора. Ирод продолжал политику эллинизации, которую проводил Рим в своих восточных владениях и против которой боролись Хасмонеи.

Одним из первых правителей на Востоке он занялся внедрением культа римского императора. По инициативе Ирода в Эрец Исраэль были возведены три храма в честь Августа: в Себастии, Кейсарии и Пании.

Ирод вводил в обиход римские игры и зрелища, старался приучить иудеев к римскому образу жизни. В Иерусалиме он устроил роскошный театр, а за городом - цирк. Бойцы и наездники, актеры и музыканты наполнили священный город. На площадях устраивались спортивные состязания и гладиаторские бои.

Несомненно, одним из крупнейших архитектурных достижений Ирода была реконструкция Храма. Возможно, так Ирод хотел поднять свой авторитет среди евреев Иудеи. И они многое готовы были простить ненавистному эдомитянину, но история с орлом еще раз показала, насколько далек был Ирод от народа, которым управлял.

Ирод строил великолепные общественные сооружения не только в Иудее, но и в греческих полисах Сирии, Малой Азии, на островах Эгейского моря. Он помогал греческим гимнасиям, давал деньги на организацию Олимпийских игр, за что получил звание пожизненного их председателя.

И двор Ирода имел ярко выраженный эллинистический характер. Большинство видных чиновников и советников царя, учителя и воспитатели детей царя, писатели, философы и художники были греками. Историк Николай Дамасский был ближайшим советником Ирода. Греческий язык не только служил языком международных переговоров, но и был широко распространен при дворе, среди чиновников и в армии.

Традиционная судебная система, основанная на законах Торы, серьезно пострадала во времена Ирода. Казни, ставшие теперь частым явлением, обычно производились без суда, а в некоторых случаях смертные приговоры выносились особым судом, который состоял из приближенных царя. В глазах простого народа правление Ирода являлось жестокой тиранией.

Последние годы правления Ирода были связаны с новыми жестокостями. Молва гласит, что Ирод приказал своим приближенным заманить знатнейших иудейских граждан в Иерихонский цирк и убить их всех в день его смерти, чтобы народ поневоле плакал в этот день и не мог радоваться избавлению от тирана. Ирод умер после 33 лет правления в 4 г. до н. э. Иудеи презрительно называли его эдомитянином или полуиудеем, а римляне - Иродом Великим.

Вопросы к главе

1. Почему Антипатр активно поддерживал приход к власти Гиркана II?

2. Какими способами он добивался своих целей?

3. Как ты думаешь, почему попытки Антигона вернуть Иудее независимость были обречены на провал?

4. Подготовь рассказ о приходе Ирода к власти.

5. Опиши процесс эллинизации в Иудее во времена Ирода.

Исторические источники

Юлий Цезарь об управлении Иудеей

Во время чтения отрывка обрати внимание на привилегии, которые получил Гиркан II от Цезаря.

"[…] Юлий Цезарь, вторично император и верховный жрец, постановил на основании решения совета: так как иудей Гиркан, сын Александра, как ныне, так и раньше, во время мира и на войне, являл себя всегда верным и ревностным представителем наших интересов, как то засвидетельствовано целым рядом других полководцев, и ввиду того, что он во время последнего александрийского похода явился к нам на помощь во главе полуторатысячного отряда, а во время отправки его мной к Митридату превзошел всех, бывших в строю, храбростью, то по всем этим причинам я назначаю Гиркана, сына Александра, с потомством иудейскими этнархами.

Желаю, чтобы они навсегда сохранили за собой установленное их законами первосвященническое достоинство, и желаю видеть в нем и его сыновьях наших союзников, которые должны постоянно считаться в числе преданнейших друзей наших. Все дела, касающиеся культа или внутренних отношений иудеев между собой, пусть разрешает он сам или ведают его сыновья. Равным образом, если бы возник какой-либо спор между иудеями, я признаю авторитетность его решения [Гиркана]. Вместе с тем запрещаю, чтобы войска располагались у него на зимние стоянки или чтобы с него взимались какие-либо денежные суммы. […]"

Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 14, 10:3.

1. Чем ты можешь объяснить такое отношение Цезаря "к внутренним делам" Иудеи?

Иосиф Флавий об Ироде

[…] Видя, что Гиркан медлителен и апатичен, Антипатр назначил старшего из сыновей своих, Фасаила, начальником над Иерусалимом и его окрестностями, а следующему за ним сыну, весьма еще молодому Ироду, ему было тогда лишь двадцать пять лет, поручил управление Галилеей.

Впрочем, последнему нисколько не мешала его юность; будучи человеком рассудительным, юноша немедленно нашел возможность выказать свою доблесть, а именно, ему удалось захватить Езекию, атамана разбойников, совершавшего во главе огромного отряда набеги на пограничные с Сирией области; затем он казнил его и многих его товарищей по шайке. Это дело вызвало в сирийцах большую симпатию к Ироду, потому что он очистил страну от разбоев, о чем они давно мечтали. […]

Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 14, 9:2

1. Какие качества Ирода выделяет Иосиф Флавий?

2. Как ты думаешь, о каких разбойниках рассказывает историк? Каково его отношение к ним? Чем ты это можешь объяснить?

Описание осады Иерусалима римлянами

При чтении текста обрати внимание на трудности, которые пришлось преодолевать осажденным.

[…] Поместили [на валах] осадные орудия, стали поражать стену и пустили в ход все способы, чтобы овладеть городом. […] однако, осажденные нисколько этим не смущались, но, в свою очередь, употребляли все старания, чтобы ослабить начинания врагов; так, например, при своих вылазках они поджигали полуготовые или уже совсем готовые осадные орудия, а в происходивших при этом стычках нисколько не уступали римлянам в смелости, хотя и не обладали их опытностью [в военном деле].

Когда они разрушили первые осадные сооружения [римлян], неприятели воздвигли новые; иудеи приняли, в свою очередь, все меры, сражались под землей с солдатами, занятыми прокладкой подземных подкопов, и вообще, бились в этой войне до крайности, скорее, впрочем, из отчаяния, чем по предварительно строго определенному плану, тем более что их осаждало такое значительное войско, да и донимали их голод и недостаток во всем необходимом, потому что тот год был субботним. […]

Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 14, 16:2.

1. Что ты можешь сказать об отношении евреев к выполнению законов Торы в военное время? Где еще ты встречал подобные подтверждения?

Иосиф Флавий о преступлениях Ирода

При чтении отрывка попытайся определить отношение автора к поступкам Ирода.

[…] Теперь же, овладев Иерусалимом, Ирод стал собирать все царские драгоценности. При этом он не стеснялся грабить лиц состоятельных. Набрав таким образом множество серебра и золота, он одарил всем этим Антония и его друзей. […]

Вообще делались всякие безобразия ввиду того, что царь отли-чался отчасти большой любовью к деньгам, отчасти очень нуждался в деньгах, потому что ввиду субботнего года земля оставалась совершенно невозделанной. Именно теперь наступил субботний год, когда нам запрещено сеять. […]

Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 15, 1:2.

1. Чем ты можешь объяснить такое отношение Иосифа Флавия к поступкам Ирода?

Эллинизация Иудеи во времена Ирода

Перед чтением отрывка вспомни, как шел процесс эллинизации во времена Селевкидов. Что происходило в Иерусалиме в то время? Кого называли эллинистами и хасидеями?

[…] Таким образом, Ирод все более и более уклонялся от соблюдения древних установлений и обычаев и введением иноземных начинаний подтачивал издревле сложившийся и собственно ненарушимый строй жизни. Так как все то, что раньше поддерживало в народной массе прежнее благочестие, теперь подвергалось презрению, то мы в результате этого немало пострадали в позднейшее время. Во-первых, он ввел в честь Цезаря через каждые пять лет повторявшиеся общественные игры и построил в Иерусалиме театр, равно как на равнине огромнейший амфитеатр, которых роскошь бросалась всем в глаза, но которые отнюдь не соответствовали мировоззрению иудеев, ибо иудеи были непривычны к такого рода зрелищам. Празднование этих игр он производил с большой торжественностью, приглашая с этой целью зрителей из соседних стран и собирая весь [иудейский] народ на них.

Также и борцы, и всякие другие участники в состязаниях приглашались со всех концов земли, и они являлись в надежде на призы и на славу победы, причем тут участвовали крупнейшие корифеи своего дела. Ирод назначал выдающиеся призы не только участникам в гимнастических состязаниях, но также и знатокам музыки и танцев и тем побуждал также большие призы квадригам, парным экипажам и одиночкам; одним словом все, что […] выдавалось роскошью и блеском, он стремился превзойти еще большей красотой. Кругом всего театра тянулись надписи в честь Цезаря и были воздвигнуты из червонного золота и серебра изображения трофеев его от тех народов, которых он победил на войне. Не было таких драгоценных и прекрасных одеяний и камней, которые бы не показывались зрителям на этих состязаниях.

При театре имелся запас диких зверей, в том числе масса львов и всяких других зверей, отличавшихся чрезмерной силой или особенной редкостью. Этих зверей выпускали на бой как с другими зверьми, так и с присужденными к смерти людьми, причем иноземцам в одинаковой мере предоставляли удовольствие как роскошь обстановки, так и волнение, вызываемое этими опасными зрелищами, тогда как для местных жителей тут было лишь доказательство явного разложения нравов, чистоту которых они так свято соблюдали. Иудеи считали явным безбожием отдавать диким зверям людей для удовольствия других людей и в столь же высокой степени безбожным вводить в свою личную жизнь чужеземные обычаи. Больше всего оскорбляли их трофеи, и они немало печалились, видя в них запрещенные законом изображения вооруженных людей. […]

Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 15, 8:1.

1. Чем схожа, а чем отличается описанная ситуация от времен селевкидского правления?

2. Как, по-твоему, Иосиф Флавий относится к нововведениям Ирода?

Иосиф Флавий о реконструкции Храма

Обрати внимание на то, как в украшении Храма сплелись еврейские символы и эллинские традиции.

[…] Срыв древние фундаменты и возведя вместо них новые, он [Ирод] воздвиг на них Храм, длиной в сто локтей, шириной в сто, высотой же в сто двадцать локтей, из которых последние двадцать с течением времени ушли в землю, когда фундамент опустился. […] Храм был сооружен из прочных белых камней, из которых каждый имел в длину двадцать пять, в высоту восемь, а в ширину около двенадцати локтей. Все здание, подобно царскому чертогу, понижалось к краям, тогда как высшей частью являлась середина, так что ее можно было видеть издалека […] Входные двери и их карнизы были, наподобие входа в сам Храм, украшены пестрыми занавесями, на которых были вышиты узорами цветы и которые свешивались со столбов. Сверху над входом с фриза свешивалась золотая виноградная лоза, кисти которой спадали вниз. Зрители поражались в одинаковой мере как величиной, так и искусством этого украшения, равно как ценностью употребленного на него материала. Царь окружил здание рядами покоев, которые все находились по величине своей в соответствии со зданием Храма. […]

Действительно, царь кое в чем нарушил закон […] Так, например, царь воздвиг над главным фронтоном Храма очень дорогой жертвенный дар в форме огромного золотого орла. Между тем, закон возбраняет своим последователям постановку статуй и вообще изображений живых существ. Учителя потребовали снятия этого орла […] Они (храбрецы) в полдень отправились к Храму, сорвали на глазах у множества бывшего в Храме народа золотого орла и разрубили его на куски. Царский военачальник посмотрел на это серьезнее, чем бы следовало, и явился во главе значительного отряда, достаточного для того, чтобы дать отпор черни, собиравшейся снять священное изображение. Он совершенно неожиданно напал на толпу […]. Тогда царь велел заковать их в оковы и послать в Иерихон. […] Первосвященника […], который поднял бунт, вместе с несколькими его товарищами [Ирод] велел сжечь живьем. В эту ночь произошло лунное затмение. […]

Иосиф Флавий
Иудейские древности, кн. 15, 11:3, кн. 17, 6:3-4.

1. Как, по-твоему, Флавий относится к изображению орла на воротах Храма? Докажи свою точку зрения словами из текста.

2. Кто были те храбрецы, которые отважились разрушить изображение орла? Как относится к ним историк?

Гай Юлий Цезарь родился в 100 году до н. э. (или, по мнению некоторых исследователей, в 104 году до н. э.). Он происходил из старинного аристократического рода Юлиев, который возводил свое начало к легендарным прародителям римлян. Однако по своим родственным связям он был близок к видным деятелям так называемой партии популяров. Его тетка была женой знаменитого Мария, а его первая жена - дочерью другого видного вождя популяров - Цинны. Из-за своей жены Цезарь впал в немилость у всесильного диктатора Суллы, так как ответил отказом на требование развестись с нею. В связи с этим Цезарю пришлось даже уехать из Рима, куда он снова вернулся только после смерти Суллы.
С этого времени он начинает принимать участие в политической жизни. Сначала Цезарь держится чрезвычайно осторожно, избегая участия в наиболее острых политических конфликтах этих лет (например, попытка переворота, задуманного консулом Лепидом), и стремится лишь завоевать популярность среди широких слоев римского населения. На это он не жалеет ни сил, ни средств, тратя огромные суммы на раздачи хлеба, денег, устройство игр и зрелищ. В 68 году Цезарь впервые решается на смелую политическую демонстрацию: он использует похороны своей тетки, а затем и собственной жены для того, чтобы в похоронных процессиях открыто пронести изображения Мария и Цинны, и в надгробном слове воздает хвалу этим вождям разгромленной при Сулле партии популяров. И сторонники, и противники Цезаря расценили эту демонстрацию одинаково как заявку молодого политического деятеля на то, чтобы восстановить и возглавить демократическую партию.
В 65 году Цезарь избирается эдилом {Эдил - должностное лицо в римской республике, ведавшее городским благоустройством, а также организацией общественных игр.}. Он ознаменовал свой эдилитет организацией пышных зрелищ (однажды он вывел на арену 320 пар гладиаторов в серебряных доспехах), а также тем, что восстановил в Капитолии статую и трофеи Мария, убранные в свое время по распоряжению Суллы. В 64 году он привлекает к суду двух видных сулланцев, обвиняя их в убийстве граждан, занесенных при Сулле в так называемые проскрипционные списки и тем самым объявленных вне закона.
В 63 году был раскрыт заговор Катилины. Остановимся несколько подробнее на фактической стороне событий. Дать общую оценку движения не легко, хотя мы располагаем по этому вопросу сравнительно большим количеством источников (речи Цицерона, специальная монография римского историка Саллюстия и т, д.), но все они исходят из враждебного Катилине лагеря и дают крайне пристрастное освещение событий.
Луций Сергий Катилина, обедневший римский аристократ, после неудачных попыток добиться консульской должности начал подготовлять государственный переворот. Он выдвинул лозунг отмены долгов, который привлек к нему сторонников из различных слоев римского общества - и разорившихся аристократов и часть городского плебса. О готовящемся заговоре узнал через свою агентуру консул Цицерон. Он выступил с рядом речей против Катилины, требуя его изгнания. Так как большинство сенаторов поддержало Цицерона, Катилине пришлось бежать в Этрурию, где он набрал из разорившихся сулланских ветеранов войско для похода на Рим. Оставшиеся в Риме сторонники Катилины подготовили новый план переворота (в частности, замышлялось убийство Цицерона) и вступили в переговоры с послами одного из галльских племен, находившимися в это время в Риме, Однако галльские послы, несмотря на то, что заговорщики обещали им крупное вознаграждение, предпочли выдать их Цицерону. Руководители заговора были арестованы и после бурного обсуждения вопроса в сенате приговорены к смертной казни. На следующем заседании сенат преподнес Цицерону почетный титул "отца отечества". Еще через несколько недель наспех собранное Катилиной войско было разбито на севере Италии; сам Катилина пал в этом бою. Заговор был подавлен.
Позиция Цезаря во время всех этих событий неясна. Его считали замешанным в заговоре. Во всяком случае, его политические противники, например Катон, один из видных представителей сенатских кругов, довольно недвусмысленно намекал на это в своей речи в сенате. Но Цицерон проявил в данном случае крайнюю осторожность, и Цезарю не было предъявлено никаких обвинений. Более того, в том же 63 году Цезарь был избран верховным жрецом, а на 62 год - городским претором {Городской претор - должностное лицо в римской республике, ведавшее гражданским судопроизводством.}. По окончании претуры он получил в управление провинцию Испанию, но долги его были столь огромны, что кредиторы не желали выпускать его из Рима и только денежная помощь и поручительство крупнейшего римского богача Красса помогли уладить дело.
Можно считать, что к этому времени Цезарь уже прошел несколько начальных ступеней по лестнице своей карьеры: он стал заметной, хотя далеко еще не первостепенной, фигурой, он считался вождем "демократической" партии, хотя эта "партия" не представляла собой ничего целостного, единого и организованного, он - и это, пожалуй, главное - пользовался безусловной поддержкой всех тех, кто был настроен против стоявшего, как всегда, на самых консервативных позициях сената. Цезарю, кроме того, удалось завязать к этому времени важные политические связи: искусно лавируя между двумя наиболее видными, но враждовавшими между собой политическими деятелями - Помпеем и Крассом, - он сумел сохранить близость и к тому, и к другому.
В самом конце 62 года Рим был взволнован новым событием. Закончив с блестящим успехом восточные походы, на юге Италии высадился со своей победоносной армией Помпей. Сенат трепетал, считая, что он, по примеру Суллы, направит армию на Рим. Но, вопреки всем ожиданиям, Помпей демонстративно распустил свои войска и с небольшой свитой остановился под Римом, ожидая разрешения сената на триумфальный въезд. Воспрянувший сенат охотно разрешил Помпею триумф, но зато решительно отказал в утверждении сделанных им распоряжений на Востоке и в награждении его солдат землей. Тем самым "дальновидные" сенаторы фактически отбрасывали Помпея в лагерь своих врагов.
В 60 году вернулся из Испании Цезарь. Управление провинцией дало ему возможность поправить свои финансовые дела, кроме того, он одержал ряд побед над лузитанскими племенами. В связи с этим он мог претендовать на триумф, но приближались консульские выборы и Цезарь оказался перед дилеммой: либо, не въезжая в город и не имея права (заочно) выдвинуть свою кандидатуру, ожидать разрешения на триумф, либо, отказавшись от него, появиться в Риме и принять участие в выборах. Цезарь избрал второй вариант.
Есть все основания предполагать, что именно в это время Цезарь осуществил один из самых удачных шагов за всю свою политическую карьеру, одну из таких политических акций, все последствия которой он едва ли в то время даже мог предвидеть. Добившись примирения между Помпеем и Крассом, он организовал негласный тройственный союз (так называемый первый триумвират), огромное политическое значение которого в самом недалеком будущем было оценено современниками по достоинству: тройственный союз был назван "трехглавым чудовищем".
Первое совместное предприятие триумвиров заключалось в соответствующей подготовке консульских выборов. Каждый член тройственного союза пустил в ход как свое личное влияние, так и свои денежные средства. Результат не заставил себя ждать - Цезарь был избран консулом в 59 году.
Консульство было для Цезаря лишь трамплином, при помощи которого он мог достичь новой и более существенной цели: получения в управление провинции, что давало право на набор войска, а, следовательно, сулило в перспективе победы, славу, богатство, власть. На основании опыта Помпея и Катилины Цезарь в это время, несомненно, уже понял, что решающим козырем в дальнейшей игре может быть только сильная и преданная своему вождю армия.
Цезарь получил в управление (сначала на 5 лет, затем срок был удвоен) провинцию Галлию. Часть этой провинции была покорена, но огромную территорию (от Пиренеев до Рейна) предстояло еще завоевать. Именно к этому и стремился Цезарь.
В общей сложности он провел в Галлии около восьми лет. Когда завоевание провинции было завершено, в стране вспыхнуло общее восстание. Борьба затянулась еще на несколько лет, и только к концу 51 года галлы вынуждены были покориться. Покорение Галлии необычайно подняло личный авторитет и популярность Цезаря - по подсчетам древних историков, он за время войны взял более 800 городов, покорил 300 племен, захватил в плен миллион человек и огромную военную добычу. Добыча римлян была так велика, что золото в самом Риме сильно упало в цене и продавалось на вес.
За время пребывания Цезаря в Галлии существенно изменилась политическая обстановка. Триумвират фактически распался: Красс погиб на Востоке, ведя войну с парфянами, Помпей, завидовавший успехам Цезаря и его огромной популярности, все больше сближался с сенатом. В Риме царила анархия - консулы не избирались, предвыборные собрания нередко переходили в вооруженные стычки. В этих условиях сенат принял решение о вручении чрезвычайных полномочий Помпею. Он был избран на 52 год единственным консулом (в Риме всегда избиралось два консула), что по существу являлось смягченной формой диктатуры.
Цезарь оказался в затруднительном положении. Он стоял со своим войском на границе Италии и должен был, в соответствии с существующими законами, распустить армию и явиться в Рим как частное лицо. Однако, памятуя опыт Помпея, Цезарь был мало склонен к подобному шагу. Он требовал от сената определенных гарантий. Но наиболее враждебно настроенные к Цезарю сенаторы и под их давлением сам Помпей заняли непримиримую позицию.
7 января 49 года сенат поручил Помпею провести набор войск, а Цезарю было направлено ультимативное требование сложить полномочия, в противном случае он объявлялся врагом народа.
10 января 49 года Цезарь с одним легионом и вспомогательными войсками переходит пограничную речку Рубикон. Гражданская война началась.
Не встречая на пути никакого сопротивления, Цезарь быстро двигается к Риму. Помпей, который в Италии еще не располагал достаточными силами, бежит на Балканский полуостров (с ним переправилась в Грецию и большая часть сенаторов). Цезарь вступает в Рим. Вместо ожидаемых казней и проскрипций он выдвигает лозунг милосердия - пленники получили свободу, с оставшимися в Риме сенаторами он обошелся чрезвычайно милостиво.
Но гражданская война по существу только начиналась. Борьба сначала с Помпеем, а затем с помпеянцами затянулась до 45 года.
8 ходе этой борьбы Цезарь разбивает армию Помпея на Балканском полуострове (битва при Фарсале, 48 год до н. э.), затем отправляется в Египет, где он вмешивается во внутреннюю, династическую борьбу, поддерживая египетскую царицу Клеопатру против ее брата и соперника Птолемея Диониса. Из Египта он совершил поход в Понтийское царство, где сын старого врага Рима Митридата VI - Фарнак начал военные действия и захватил Вифинию. Кампания против Фарнака продолжалась всего 5 дней, и Цезарь послал о ней в Рим свое знаменитое донесение: "Пришел, увидел, победил" .
В 47 году Цезарь разгромил основные силы помпеянцев в Африке (битва при Тапсе, 45 год до н. э.). Идейный вождь помпеянцев, старый враг Цезаря - Катон покончил жизнь самоубийством. Однако сыновья Помпея бежали в Испанию, где им удалось снова собрать крупные силы. Цезарь с отборными легионами отправляется в Испанию, и в 45 году около г. Мунда происходит последнее сражение. Цезарь и на сей раз добился победы, но не легкой ценой. "Я часто сражался за победу, сегодня же впервые сражался за жизнь", - сказал он после этой битвы. Но последние остатки помпеянцев были разгромлены и единовластие Цезаря никем более не оспаривалось.
Однако это единовластие после окончания гражданской войны продолжалось всего лишь год. Вернувшись в Рим в сентябре 45 г. Цезарь приступил к проведению ряда внутренних реформ.
Во время триумфов Цезаря (в 46 и 45 годах) раздавались щедрые награды и подарки не только военачальникам и солдатам, но и всем гражданам. Помимо хлебных и денежных раздач, Цезарь, со свойственным ему размахом, организовал грандиозные зрелища, игры, массовые угощения. Но этим и исчерпывается "демократизм" его мероприятий. Вместе с тем Цезарь провел ограничение контингента граждан, получавших даровой хлеб, снизив его с 320 тысяч до 150 тысяч человек. Специальным эдиктом были распущены так называемые коллегии, бывшие средоточием городского плебса и очагами демократической агитации. Число сенаторов было увеличено до 900. Выборы должностных лиц происходили по-прежнему в народном собрании, но Цезарь получил теперь право "рекомендовать" половину всех кандидатур.
Нетрудно убедиться в том, что все эти реформы имели антидемократический характер. Налицо - принципиальное изменение внутриполитической линии Цезаря. Он выступает уже не как вождь популяров и продолжатель их политики, но как единовластный правитель, озабоченный в первую очередь созданием сильной централизованной власти. В этом смысле Цезарь выступает как основатель новой политической и государственной формы, а именно римской империи.
Власть Цезаря носила по существу монархический характер, когда внешне это выглядело как сохранение республиканских должностей, лишь сосредоточенных в одних руках. Цезарь был назначен диктатором (с 44 года пожизненно), он имел пожизненную трибунскую власть. С 63 года он был верховным жрецом. Цезарь неоднократно избирался консулом, имел почетный титул "отца отечества", и, наконец, существовавший и при республике военный титул императора впервые приобретает при нем особое значение.
Но Цезарь, по-видимому, уже стремился к большему. Его не удовлетворяло фактическое положение монарха, он мечтал о царском венце. В начале 44 года на одном из праздников перед огромной толпой народа его ближайший друг и соратник Марк Антоний пытался возложить на него царскую диадему. Вероятно, это был совместно обдуманный шаг, некий "пробный шар". Чутко наблюдая за реакцией толпы, Цезарь резко отклонил попытку Марка Антония и был награжден громом аплодисментов. Как ни странно, положение Цезаря в это время нельзя назвать вполне устойчивым. Напуганные его монархическими тенденциями сенаторы, как правило, ему не доверяли, "всадники" были недовольны его провинциальной политикой (ограничения откупной системы), городской плебс уже не чувствовал в нем своего вождя и заступника. Не мог Цезарь опереться и на армию, хотя бы по той простой причине, что она была распущена, то есть перестала существовать в качестве организованной и сплоченной корпорации. Таким образом, на вершине своей славы и могущества Цезарь оказался в состоянии некоей изоляции.
В среде сенаторов составился заговор против Цезаря. В нем приняло участие около 60 человек. Среди заговорщиков можно было найти и бывших помпеянцев, обласканных Цезарем, и недавних цезарианцев, которые изменили свое отношение к Цезарю в связи с его монархическими замашками. Во главе заговора стояли Гай Кассий Лонгин и Марк Юний Брут (последний был лично близок к Цезарю, а по слухам, даже был его сыном). Когда стало известно, что в связи с подготовкой нового похода против парфян (на Балканском полуострове уже концентрировались крупные силы) найдено древнее предсказание, гласящее, что победить парфян может только царь, это укрепило решимость заговорщиков и ускорило срок реализации заговора.
15 марта 44 года на заседании сената Цезарь был окружен толпой заговорщиков, которые по условному знаку ринулись на него с обнаженными кинжалами. Ему были нанесены 23 раны; из них только одна оказалась смертельной. После убийства заговорщики и остальные сенаторы в страхе разбежались. Труп всесильного диктатора долго лежал всеми оставленный, пока трое рабов не положили его на носилки и не отнесли домой.

Цезарь как историческая личность неоднократно привлекал внимание историков. Наполеон III, написавший трехтомную историю Цезаря, немецкий историк Друман, знаменитый историк Теодор Моммзен считали Цезаря гениальным деятелем. Особенно характерна точка зрения Моммзена. Для него Цезарь - великая и многогранная личность, но более всего он велик и гениален как государственный деятель. Он идеал "демократического монарха" и в этом смысле является образцом, эталоном для государственных деятелей всех времен и народов.
Цезарь, несомненно, крупный исторический деятель. Но он в полном смысле слова человек своей эпохи и своего класса. Многолетний опыт политической борьбы и интриг подсказывал ему определенное направление его практической деятельности, он видел внутреннюю слабость республиканского государственного устройства, он понимал значение армии как крупной социально-политической силы. Но это говорит лишь о том, что его практическая деятельность объективно совпала с требованиями эпохи и с классовыми интересами определенных слоев римского рабовладельческого общества. Если мы и считаем Цезаря основателем римской империи, то только в этом смысле, и мы, конечно, менее всего склонны приписывать его личности и деятельности то особое, "провиденциальное" значение, которое, по мнению ряда буржуазных историков, ставит его над классами и партиями и делает его образцом "демократического диктатора".

Этруски достигли зенита своей славы в VI в. до н. э. распространившись на север через Апеннины. Этрусское искусство, часто вдохновлявшееся греческим, достигает вершин в архитектуре, скульптуре, живописи. Любовь к монументальному искусству передали римлянам этруски. Этрусские цари династии Тарквиниев превратили Рим в великий город. При них начали возводить огромные здания, был замощен Форум, устроена система канализации, осушение низин и болотистых местностей Рима. Сооружаются Большой цирк (ипподром) и Храм Юпитера Капитолийского.

По замыслу первого этрусского царя Рима Луция Тарквиния Прииска главным зданием Рима становится храм Юпитера на Капитолийском холме. В 509 г. до н. э. он был посвящен римской триаде: богам Юпитеру, Юноне и Минерве. Строили его этрусские мастера. Храм по своим внушительным размерам и убранству был крупнейшим в Центральной Италии в свою эпоху, возможно одним из самых величественных и классических в мире. Храм был вершиной этрусского строения. Его вид был вдохновлен архитектурой восточного Средиземноморья с ее тягой к монументальности. Он характеризуется наличием трехнефной целлы, расположенной позади пронаоса фронтальной колоннады. Это этрусский тип планировки, его тройные элементы можно обнаружить и в погребальной архитектуре (Цере – гробница Кресел и Щитов, гробница Греческих ваз), а также в домашней архитектуре (Акваросса).

Архаический римский храм хранил в себе отпечаток этрусской культуры в своей общей планировке, подиуме и, в частности, отделке.
При строительстве храмов этруски используют дерево, а из камня кладут лишь фундамент. У храма был единственный портал, выходивший на юг, в прилегающее к храму святилище под открытым небом, откуда жрецу было удобно наблюдать за росчерками молний и полетами птиц. Этрусские храмы отличаются «архитектурными излишествами», которые служат облицовкой, выполняя защитную функцию для деревянной поверхности. Это затейливая лепнина на карнизах или ярко расписанные терракотовые фризы. Для большей красоты этруски часто помещали терракотовые статуи в рост человека на гребне фронтона (акротерий). Иногда статуи объединялись в мифологическую композицию с символическим значением, как это было в этрусском храме Портоначчьо в Вейо.

Хотя до нас дошло не так много строений этрусков, их смелые архитектурные приемы живы до настоящего времени. Широкие колонны с круглыми капителями — этрусский вариант дорического ордера, был описан римским архитектором Витрувием. Из художников возрождения, изучавших трактат Витрувия, выделяется Андриа Палладио. Простые элегантные колонны – отличительная черта построенных им зданий. Этрусские колонны украшают портик дома Томаса Джефферсона в Монтичелло. И акротерии – статуи, установленные по углам и на вершине фронтона здания – еще одна черта этрусского искусства. Церковь в Сан – Джорджо Маджоре в Венеции.

Высшей точкой развития этрусской скульптуры стал VI в. до н. э... Мы встречаем работы из камня, бронзы, терракоты. Архаические рельефы Клузия напоминают росписи из Тарквиниев. Датируются они концом VI – первой половиной V вв. до н. э... В VI в. до н. э. в Вульчи мы также видим развитие погребальной каменной скульптуры. Она представлена реальными или фантастическими животными, выполненными из ненфро (вулканического камня). Это львы, грифоны, морские коньки. Они помещались в начале дромоса и играли роль апотропея – защитника покойного от нежелательных посетителей.

Равенство супругов составляет одну из особенностей этрусского общества по сравнению с остальным древним миром. Открытое проявление супружеских чувств шокировало греческих и римских писателей, немало распространявшихся на темы морали и нравственности этрусков. Любовные пары, запечатленные с большим искусством, украшают множественные саркофаги и урны.

В Вульчи также представлена замечательная школа скульпторов из бронзы, изготовивших множество трезубцев. Коропластика же была представлена только в Вейях. В Вульчи найдено большое количество прекрасных изделий из бронзы. В этом городе находилась ремесленная школа по работе с бронзой. Здесь же во второй половине VI и V веках до н. э. производились различные виды домашней утвари...

Изделия демонстрировали высокий уровень мастерства и широко экспортировались. Была школа бронзовых дел мастеров и в Кьюзи. Этруски использовали при работе с бронзой самую разную технику. Бронзовые листы с чеканкой применялись при изготовлении домашней мебели и украшения колесниц. Даже греки признавали, что этруски превзошли их в этом ремесле. Этрусскую бронзовую скульптуру прославили на века такие шедевры, как «Капитолийская волчица» и «Химера».

Особую категорию представляли собой предметы женского туалета. Одними из самых известных изделий были ручные зеркальца. Многочисленные надписи на них оказались ценным источником информации для специалистов по эпиграфике и для лингвистов. «Оборотная сторона отполированных этрусских зеркал из бронзы обычно покрыта изящной гравировкой на мифологически е темы с надписями». На этом зеркале представлена сцена облачения девушки. Матроны причесывают ее и примеряют ей вещи. До наших дней дошло до трех тысяч этрусских зеркал, и каждое из них сообщает нам важные сведения об обычаях и верованиях этрусков. «Зеркало Калхаса из Вульчи»

Во второй половине VI в. до н. э. становятся многочисленными и примеры живописи.Сюда относятся расписные гробницы в некрополе Монтероцци в период с 550 – по 450 г. до н. э... Труд художников стоил очень дорого и только лишь элита могла позволить себе эту роскошь. Иногда обращались за помощью к греческим эмигрантам-художникам и ремесленникам. По стилю этот вид искусства перекликается с вазописью. Самые древние фрески были найдены в Вейях и Черветери, но в течение длительного времени, особенно в архаический период, крупнейшим центром росписи гробниц был город Тарквиния.

Говоря о Клузии, следует отметить, что здесь также имела место живопись. В Кьюзи найдены фрески V века, а в Орвието и Вульчи – росписи более позднего периода. Если не принимать во внимание божественные элементы, в целом фрески рисуют довольно точную картину повседневной жизни этрусков. Следовательно, с некоторыми оговорками мы можем использовать фрески в качества источника информации об укладе жизни в Этрурии. «Интерьер гробницы Рельфов, в Черветери.»

В гробнице Кампана, также в Вейях, все еще преобладают элементы ориентализирующего стиля. Одни из первых фресок появляются в гробнице Быков. Здесь расписана лишь стена напротив входа. Под фронтоном изображены два быка. Ниже, на главной панели, изображен эпизод из греческого эпоса. Он взят из росписи греческих сосудов. Сцена изобилует цветочным орнаментом, примечательна деталь фонтана – вода бьет из пасти льва в бронзовую чашу. Стиль изображения отражает влияние ионийского искусства. Эта гробница датируется приблизительно 540-530 годами до нашей эры...

Начиная с этого времени и до конца архаического периода, в гробницах Тарквинии появилось много прекрасных фресок. Сюжетами их, как правило, обряды погребения, пиршества или ритуальные игры, а также сценки из повседневной жизни. «Фреска Охоты и Рыбной ловли»

Фреска из гробницы (Охота и Рыбная ловля) представляет собой яркую иллюстрацию занятий на свежем воздухе, ее росписи пестрят множеством цветов. Эта палитра заметна также в некоторых изображениях погребальных игр, например в гробнице Жонглеров, в Тарквинии. «Сценка из гробницы жонглеров», Тарквиния.

Росписи гробницы Барона, датируемой 510-500 годами до н. э., напротив спокойны, движения фигур безмятежны. Эта одна из самых утонченных архаических росписей в Этрурии. « Копия живописи захоронения Триклиния и Кверчьола», выполненная художником археологом Карло Руспи. Работами Руспи часто пользуются этрускологи, т.к. подлинная живопись Тарквинии давно утрачена.

Росписи позднего классического периода (IV век до н. э.) демонстрируют смену настроения, сюжетов и техники работы. Художники овладели мастерством, фигуры на фресках прописаны умелой рукой, позы их продуманы. Используются различные оттенки цветов и световых пятен. Примером могут служить росписи из гробницы Голини. Настроение фресок меняется, на смену веселости приходит глубокая меланхолия. Это новое чувство отражено в тоскующем взгляде красивой женщины из семьи Велка, из камер гробницы Орка (IV век до н. э.). «Голова женщины из семьи Велка, Тарквиния».

Мрачное настроение сохраняется на протяжении всего эллинистистического периода. Этрусским народом словно бы овладели дурные предчувствия, наложившие свой отпечаток в искусстве. Огромная пропасть пролегла между уточенными, изящными произведениями архитектуры, скульптуры и живописи эллинистического периода и первыми шагами этрусков в изобразительном искусстве в VII веке до н. э... За семь столетий этрусское искусство опробовало широкий спектр стилей, каждый из которых является выражением своей эпохи.

Их искусство с ликованием откликалось на каждодневные радости жизни. Будь то застолье или спортивные игры. Больше всего они ценили музыку, звуки свирели и лиры сопровождали даже их бытовые дела. Им приписывалось изобретение военной трубы. Особенно этруски славились своим пристрастием к игре на флейте. Греки отмечали, что этруски занимались кулачными боями, месили тесто, шагали на военных парадах, и даже секли своих слуг под звуки флейты. Иногда флейтисты и музыканты танцевали под собственную музыку, но чаще всего приглашались другие танцоры, иногда державшие в руках кастаньеты.

Таким образом, до эллинистического периода исполнительские виды искусства в Этрурии ограничивались музыкантами, танцорами, мимами и комическими актерами.
Бытовало мнение, Что в Этрурии, наряду с обычными способами охоты на кабанов и оленей, при которых используются сети и собаки, применяется и другой. В качестве приманки используется… музыка. Свирель издает самые нежные мелодии, в тишине волшебные звуки разносятся по лесу, проникая в ущелья и заросли, во все звериные норы и гнезда. Сначала, когда звуки музыки долетают до них, звери пугаются, но затем они невольно поддаются очарованию свирели. Дикие животные тиреннских лесов, привлеченные певчими звуками свирели, постепенно подходят все ближе и ближе к охотникам, пока не попадутся в расставленные сети. Написанный яркими переливающимися красками юноша музицирует на двойной свирели. Излюбленный инструмент этрусков, двойная свирель, требовал от артиста большого мастерства. «Гробница леопардов, Тарквиния, начало V в. До н. э.».

Глубокое влияние, оказанное этрусками на западную культуру, связано главным образом с их властью над Римом в век, предшествовавший образованию Римской республики. Удивительное количество символов, привычно воспринимаемых как римские – начиная с тоги, цифр и заканчивая пучком прутьев, известных как эмблема римских магистратов под названием фасции, было принято римлянами от их соседей этрусков. А вначале ХХ в. модель из железных прутьев и двойной секиры была принята Бенито Муссолини за эмблему фашизма и дала имя этому политическому движению. «Говорят, что победные символы, знаки отличия консулов, и в целом знаки отличия магистров были привезены в Рим из Тарквинии вместе с фасциями, секирами, трубами, религиозными церемониями, искусством гадания и музыкальным сопровождением римских публичных мероприятий» — об этом вполне определенно пишет Страбон. Сюда можно добавить скипетр, курульное кресло, пурпурную мантию.

Этруски доминируют на земле и на море. Сами названия морей, омывающих Италию, свидетельствуют о могуществе этого народа. Италийские народности называли одно море Этрусским, а другое – Адриатическое – получило название от этрусской колонии Адрия. Греки называли эти моря Тирренским и Адриатическим. На сегодняшний день этрусский характер порта Адрия уже не оспаривается. Древние античные авторы говорили о настоящей этрусской талассократии, то есть гегемонии этрусков на морях, о «могучих морских силах» тирренцев и их длительном «владении морями».

Иконография отлично иллюстрирует интерес этрусков к мореходству, поскольку изображения кораблей появляются в самых первых произведениях этрусского искусства. Изображение корабля было отмечено на амфоре-импасто начала VII в. до н. э. из Цере. В 1927 г. в Тарквиниях была открыта красивая погребальная фреска в гробнице Корабля (около 470 г. до н. э.), на которой изображено торговое судно, что указывает на род деятельности покойного, связанный с судоходством. Одна из самых известных подковообразных погребальных стел из Фельсины также подарила нам изображение судна. По форме оно напоминает транспортное или торговое.

Влияние этрусков на римскую цивилизацию, согласно античным источникам, было многочисленным и разнообразным – и в политической, и в религиозной, и в культурной жизни.

А (у), предлож. о веке, на веку; мн. века, ов; м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Прошла четверть века. В глубине веков; из глубины веков (о том, что берёт начало в далёком прошлом). Многие народные… … Энциклопедический словарь

Муж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. |… … Толковый словарь Даля

Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? века, чему? веку, (вижу) что? век, чем? веком, о чём? о веке и на веку; мн. что? века, (нет) чего? веков, чему? векам, (вижу) что? века, чем? веками, о чём? о веках 1. Век это временной период… … Толковый словарь Дмитриева

ВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.»… … Толковый словарь Ушакова

См. время, долго, жизнь в кои веки, во веки веков, доживать век, загубить век, испокон века, испокон веков, испокон веку, на веки веков, на веки вечные, ни во веки веков, от века до века, отжить свой век, промаяться век, промаячить век, спокон… … Словарь синонимов

ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… … Толковый словарь Ожегова

Век неспокойного солнца … Википедия

Век вековать

Век свековать - ВЕК ВЕКОВАТЬ. ВЕК СВЕКОВАТЬ. Устар. Экспрес. 1. Долго жить; проживать жизнь. Так и осталась Алёна одна век вековать (Бажов. Ермаковы лебеди). Ну, брат, сказал Кустоломов, квартирка у тебя, конечно, незавидная, да ведь тебе не век здесь вековать… … Фразеологический словарь русского литературного языка

век - вековать времяпрепровождение век кончается действие, субъект, окончание век начался действие, субъект, начало век прожить окончание, времяпрепровождение век прошёл действие, субъект, окончание доживать век окончание,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

The Age of Stupid Жанр … Википедия

Книги

  • Век Джойса , И. И. Гарин. Если писать историю как историю культуры духа человеческого, то XX век должен получить имя Джойса - Гомера, Данте, Шекспира, Достоевского нашего времени. Элиот сравнивал его `Улисса` с…
  • Век надежд и крушений , Олег Волков. Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Главным произведением в сборнике "Век надежд и крушений" одного из старейшин отечественной литературы Олега Васильевича Волкова, издаваемого к его…
mob_info